Яковлев чувашский просветитель. Разное, раздел файлов, для игр


И.Я. Яковлев вошёл в историю нашей многонациональной культуры как выдающийся педагог- просветитель. В трудных условиях царской России он создал чувашскую письменность, издал первые учебники и другие книги для чувашских школ, организовал учительскую школу в Симбирске и немало сельских училищ, способствовал сохранению и развитию национальной культуры, распространению среди населения педагогических, сельскохозяйственных и медицинских знаний.




Детские годы Иван Яковлевич Яковлев родился, по официальной записи о крещении в церкви села Жуково Симбирской губернии Буинского уезда, 25 апреля 1848 года в деревне (ныне село) Кошки-Новотимбаево. На третий день он остался без родителей. Фамилия и отчество даны были при крещении по крестному отцу, крепостному крестьянину Якову Яковлеву. Мальчика-сироту взяла к себе после смерти матери семья удельных крестьян - чуваш Пахомовых, жившая в деревне Кошки, саженях в от дома его матери.























Яковлев ищет пути создания новых учебников. Вместе со своим учеником К.В.Ивановым он приступает к составлению нового учебника для внеклассного чтения «Первая книга для чтения после букваря на чувашском языке», изданного в 1909 г. Новая книга была составлена по образцу «Книги для чтения» Л. Н. Толстого и должна была выходить в четырех книгах. Вышла только первая, издание остальных запрещено учебным округом.


И.Я. Яковлев организовал также перевод и издание отдельных классических произведений русской и зарубежной литературы. Вместе со своими учениками он выпустил отдельными книжками на чувашском языке «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Дикие лебеди» Х.К. Андерсена, «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и другие стихотворения М.Ю. Лермонтова. Х. К. Андерсен








Коллектив преподавателей Симбирской чувашской учительской школы г.




Школе было передано 150 десятин земли с фермой на шесть лет с условием, что И. Я. Яковлев будет представлять обществу ежегодный отчет о ее состоянии. В декабре 1892 г. Иван Яковлевич обратился с докладной запиской в Симбирское общество сельского хозяйства, в котором просил передать школе один из заброшенных участков с фермой. За четыре года аренды фермы Яковлев превратил ее в образцовое хозяйство. В 1896 г. она дала школе 1633 рубля дохода.








За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске () и будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа () И.Я. Яковлев открыл и преобразовал множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил более 100 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый Завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры.


В октябре 1922 г. Иван Яковлевич и его жена Екатерина Алексеевна выехали из Симбирска в Москву. В столице они жили у сына Алексея, а затем у дочери Лидии. Умер И.Я. Яковлев в Соломенной Сторожке 23 октября 1930 г. от миокардита и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.



Православный миссионер , педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.

Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки́-Новотимба́ево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

Основные даты жизни и деятельности

  • 1856 - 1860 - учёба в Бурундукском удельном училище
  • Декабрь 1860 - май 1863 г. - учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  • Май 1864 - декабрь 1866 г. - служба в удельном ведомстве
  • 1(13) сентября 1868 - поступление в V класс Симбирской мужской классической гимназии
  • 28 октября (9 ноября) 1868 - основание Симбирской чувашской школы
  • 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  • 12 (24) августа 1870 - поступление в Казанский университет
  • 1871-1873 - создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 - открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 - преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 - открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  • октябрь 1917 - преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  • октябрь 1922 - переезд к сыну в Петроград
  • лето 1923 - переезд в Москву
  • октябрь 1928 - празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы
  • 23 октября 1930 - смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

Чины и награды Российской империи

  • Орден Св. Станислава 3 ст. (26.12.1878)
  • Орден Св. Станислава 2 ст. (27.12.1887)
  • Орден Св. Анны 3 ст. (15.05.1889)
  • Орден Св. Анны 2 ст. (26.12.1892)
  • Серебряная медаль в память Александра III (25.04.1896)
  • Тёмно-бронзовая медаль «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.» (30.01.1897)
  • Орден Св. Владимира 4 ст. (9.03.1900)
  • Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913)

История Симбирской чувашской школы

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тысяч жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, И. Я. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. После капитального ремонта, в сентябре 1877 года, была переведена в собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.

В числе построек, вместе с каменным домом, находился одноэтажный деревянный флигель , отведенный под женское отделение школы, которым заведовала жена И. Я. Яковлева - Екатерина Алексеевна, приёмная дочь Н. И. Ильминского . Первоначально там разместилась квартира инспектора Яковлева - до 1885 года.

Построенные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь . 20 января 1885 года храм был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов . Позже, в 1897-1898 годах, здание было надстроено вторым этажом, пристроен алтарь . В здании разместились школьная библиотека и классы женского отделения. В настоящее время здание передано Ульяновской епархии , и в нём располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Для мастерских было отстроено новое двухэтажное каменное здание, где производилось обучение столярно -токарному, переплетному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалась в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса , гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьей дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тысяч рублей.

В 1906 году при Симбирской чувашской школе было открыто мужское двухклассное приходское училище , в 1910 году переведенное в собственное трехэтажное здание, пожертвованное симбирским меценатом Н. Я. Шатровым.

Наиболее значительным зданием школы был построенный в 1885 году трехэтажный дом, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведовала его жена - Екатерина Алексеевна. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года , состояла из 6 комнат - кабинета, столовой, гостиной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.

К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс, состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ , женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1-го разряда. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить своё детище. 23 ноября 1919 года в газете «Заря» - органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но тем не менее в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени» .

25 ноября коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии».

Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина , лично знакомого с семьей Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене, а 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее - Ульяновский чувашский педагогический техникум. 23 сентября 1928 года техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 года.

Семья И. Я. Яковлева

«В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих»

Супруга

В 1870 году, будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьей, в которой воспитывались дети умершего друга и коллеги Ильминского А. А. Бобровникова - Екатерина (р. 2 октября 1861 г.) и Николай. Через семь лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.

В жизни Екатерины Алексеевны были не только домашние обязанности. В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое она позднее возглавила и работала преподавателем и воспитателем бок о бок со своим мужем.

Умерла Яковлева Е. А. в 1936 году.

Дети

28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребёнок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте.

  • Яковлев, Алексей Иванович (1878-1951) - историк, член-корреспондент АН СССР , лауреат Сталинской премии;
  • Некрасова, Лидия Ивановна (в девичестве Яковлева) (1881-1942) - филолог, искусствовед, этнограф, переводчик с английского и немецкого;
  • Яковлев, Николай Иванович (1883-1949) - горный инженер, военный конструктор, музыковед.

Внуки

  • Некрасова, Екатерина Алексеевна (в девичестве Павлова) (?-1911);
  • Павлова, Екатерина Алексеевна (1905-1989) - доктор искусствоведения, специалист по истории русского и европейского искусства, переводчик;
  • Яковлев, Иван Алексеевич (1912-2000) - доктор физико-математических наук, профессор;
  • Некрасова, Анна Алексеевна (1913-2003) - режиссёр Центрального детского театра, профессор Государственного института театрального искусства;
  • Некрасов, Дмитрий Алексеевич (1914-1971);
  • Яковлева, Ольга Алексеевна - кандидат исторических наук;
  • Маару, Наталья Алексеевна (в девичестве Яковлева).

Правнуки

  • Павлова, Екатерина Всеволодовна (1934-2015) - пушкинист, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации;
  • Покровская, Алла Борисовна (р. 1937) - народная артистка Российской Федерации;
  • Павлов, Владимир Всеволодович (р. 1940) - заслуженный артист Российской Федерации;
  • Покровский, Александр Борисович (р. 1944) - концертмейстер Московской консерватории;
  • Варе, Франсуаза - профессор медицины (Франция);
  • Некрасова, Лидия Дмитриевна (р. 1951) - москвовед, искусствовед.

Праправнуки

  • Толмачёв, Василий Михайлович (р. 1957) - доктор филологических наук, профессор МГУ;
  • Ефремов, Михаил Олегович (р. 1963) - заслуженный артист Российской Федерации;
  • Ордынская, Любовь Михайловна (р. 1966) - дизайнер-типограф;
  • Павлов, Алексей Владимирович (р. 1975);
  • Макеева, Надежда Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р. 1978);
  • Мартынова, Варвара Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р.1980);
  • Павлов, Всеволод Владимирович (р. 1983);
  • Нифонтова, Полина Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р. 1983);
  • Павлова, Екатерина Владимировна (р. 1985);
  • Павлова, Ольга Владимировна (р. 1989).

Прапраправнуки

  • Ефремов, Никита Михайлович (р.1988) - российский актёр театра и кино;
  • Ефремов, Николай Михайлович (р.1991) - российский актёр кино;
  • Макеева, Маргарита Кирилловна (р. 1995);
  • Некрасов, Леон Кириллович (р. 1997);
  • Некрасов, Никита Кириллович (р. 2000);
  • Некрасов, Иван Андреевич (р. 2004);
  • Некрасова, Вероника Андреевна (р. 2005);

Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 13 (25) апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Бюргановского приказа Жуковского прихода Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан).

Родители Яковлева были коренными жителями деревни, которую издавна окружали мордовские, татарские и русские поселения. «Моя мать, Настасья Васильевна Макарова, скончалась спустя три дня после моего рождения, я был виновником ее смерти», - писал в автобиографии гимназист Иван Яковлев, к сожалению, не оставивший воспоминаний о своем отце.

Ивана усыновил удельный крестьянин той же деревни Пахом Кириллов, который в 1837 потерял сразу двух своих сыновей, умерших от холеры.

В доме, где жил Яковлев, было две семьи: самого Пахома, и его сына Андрея. Среди этих людей Иван не был чужим: «…меня не обижали, относились как к родному ребенку... Пахомовы мне о моем происхождении не говорили. Только... когда я уже учился в гимназии... я узнал, что это не родная моя семья».

До поступления в школу Яковлев был подпаском у татарина Хакима, учился у него татарскому языку, игре на флейте, искусству плести лапти. Беззаботное детство продолжалось недолго: в 1856 году Ивана забрали в удельное училище. Для крестьян запись детей на учебу была равносильна рекрутскому набору, к тому же обучение очень дорого обходилось родителям - нужно было платить за квартиру, обеспечивать приличной одеждой и обувью. Многие из более состоятельных откупались. Летом 1856 г. священнику Баратынскому удалось записать только Ивана Яковлева, которого доставили прямо с поля. Крестьяне, собравшиеся на сход, были довольны: священник оставит их детей в покое, а Ивану, мол, все равно, он сирота.

Без согласия опекунов мальчика взяли в удельное училище в с.Бурундуки. Для Кирилловых это было большим ударом: семья лишалась верного помощника в хозяйстве, да еще и поводыря для слепого Пахома. Тот, очень любивший парнишку, пробовал было подкупить священника Баратынского фунтом цветочного чая, чтобы он отпустил Ваню домой, но, видно, сумма взятки была незначительна, и Яковлев остался в учениках.

Обучение в удельном училище велось на русском языке, и поэтому было тягостным для нерусских детей. Программа занятий включала Закон Божий, краткий катехизис и священную историю, чтение по книгам церковной и гражданской печати и рукописей, чистописание, четыре правила арифметики. Устав училища допускал применение телесных наказаний. Позднее Яковлев с горечью рассказывал: «Находились там малолетние воспитанники, отданные на полный произвол безнравственных, некультурных старших... Священник Баратынский появлялся в училище официально лишь в известные часы... и то ненадолго».

В годы учения в Бурундуках Иван Яковлев дважды тяжело болел. А весной 1859 года его жизнь висела на волоске: ночью он упал с полатей и расшибся так, что его посчитали мертвым. К счастью, догадались послать за фельдшером. Оправился он только в июле. На третий год обучения в школе Яковлев уже был первым учеником. Он хотел учиться дальше, но не было средств. Но все-таки в начале сентября продолжил учебу, живя уже в семье Мушкеевых - русских крестьян, которые приняли живое участие в его судьбе и отнеслись, как к родному.

Летом 1860 года Яковлев блестяще окончил удельное училище, но впоследствии вспоминал: «При выходе из Бурундукского училища я плохо усвоил русский язык, будучи в состоянии вести по-русски лишь самый простой, несложный разговор. Книги же я стал читать свободно по-русски позднее, лишь в 1864 году». 5 сентября 1860 года Симбирская удельная контора препроводила в уездное училище отношение, в котором просила проэкзаменовать 18 мальчиков, собранных со всей губернии. В ведомости под номером 8 стояла фамилия «...Бюргановского приказа д. Кошки-Новотимбаево Ивана Яковлева (из чуваш), 11 1/2 лет» со следующими оценками: священная история 4, катехизис 4, арифметика 2, счетоводство 2, чтение гражданской печати 4, чтение славянской печати 4, чистописание 3, письмо под диктовку 2. «Средний бал + 3, принять». (2 - означало посредственную оценку). Принятые должны были стать учителями сельских начальных училищ. Но той же осенью был недобор при организации землемерно-таксаторских классов при Симбирской гимназии, и дирекция решила пополнить их набранными мальчиками 1 класса уездного училища. Так, неожиданно для себя, Яковлев оказался в землемерно-таксаторских классах, где готовили таксаторов, сельских мерщиков и чертежников. Учащиеся изучали топографию, нивелировку, черчение, планиметрию, естественные науки и межевые законы. Обстановка здесь была лучше, хотя преподавание также велось только на русском языке. В это время Яковлев случайно знакомится с семьей Раевских. Отставной полковник С.Д. Раевский проявил большой интерес к одаренному чувашскому мальчику и позднее не раз поддерживал его материально. Об этой дружбе Яковлев вспоминал с большой теплотой. В документах и отчетах в Казанский учебный округ, в Министерство народного просвещения он сообщал о себе: «Я происхожу из удельных крестьян Симбирской губернии, чувашенин по происхождению, но воспитан в русской семье, прошел русскую школу», несомненно, имея в виду семью Мушкеевых и Раевских.

В апреле 1864 года Яковлев успешно окончил учебу и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора. В течение двух лет он должен был пройти стажировку, но практиковался лишь несколько месяцев и, как самый способный, 16 мая 1864 года был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань.

Жалоб на Яковлева за время его службы не было. Воспитанный с детства в труде, он привык все делать честно, четко и обстоятельно, несмотря на обилие ежемесячных отчетов, необходимость заполнения журналов и ведомостей. Не раз получал за хорошую службу денежное вознаграждение.

Яковлев уже свободно читал и изъяснялся по-русски. Его очень тянуло к книгам и журналам, но денег на их покупку было мало, и он стал брать частные заказы. Ежегодно с ранней весны до поздней осени молодой мерщик ездил по уездам, подолгу жил среди чувашей, русских, мордвы.

Монотонная служба его тяготила. Воспользовавшись давней болезнью (вывих ноги, последствия остались на всю жизнь), он просит о переводе в Симбирск. Здесь Яковлев возобновил свои посещения дома Раевских и стал думать о дальнейшем продолжении учебы уже в гимназии. И в начале марта 1866 года обращается в Симбирскую удельную контору с просьбой уволить его со службы. После многомесячной переписки по инстанциям, ходатайств Раевского и Баратынского в декабре 1866 года на имя управляющего Симбирской удельной конторой поступил ответ от генерала Ананьева: «...сельского мерщика, вверенного Вашему высокородию Ивана Яковлева уволить от службы согласно представлениям Вашим...» И Яковлев уволился, причем без всякого выкупа - по законам удельного ведомства он должен был прослужить 10 лет.

Стремясь к образованию, Яковлев задумывался и о судьбе родного народа, он понял необходимость духовного слияния и культурного сближения чувашей с русскими, а средством приобщения должны были стать, по его мнению, родной язык и национальная письменность. Идея Яковлева нашла поддержку у либерально настроенного поляка, помещика О.Л. Косинского, в чьем доме он бывал. Косинские пробудили в нем чувство национального самосознания.

Яковлев готовился поступить в пятый класс гимназии, необходимо было сдать вступительные экзамены, в том числе и по иностранным языкам, которыми не владел. 31 марта 1867 года он представил директору гимназии прошение с просьбой о дозволении держать экзамен в 5-й класс и об избавлении от платы за учение.

Директор гимназии И.В. Вишневский в официальном письме к попечителю Казанского учебного округа писал, что Яковлев «имеет в настоящее время от роду 19 лет... родом из чуваш... истинно желает учиться... может иметь большое влияние на однородцев своих и тем, может быть, подвигнул бы их к образованию, которого они до сего времени чуждаются...»

Попечитель учебного округа П.Д.Шестаков сообщил: «Я разрешаю принять по экзамену в пятый класс вверенной Вам гимназии крестьянина-собственника Ивана Яковлева, о чем и представляю Вам сделать должное распоряжение».

Яковлев был ознакомлен с содержанием письма, его ждали 17 экзаменов. Заболев тифом, он слабо подготовился, но его все-таки зачислили условно, и так он оказался в стенах Симбирской мужской гимназии, о чем давно мечтал. В годы учений, которые совпали с освободительным движением в России, Яковлев выступал со статьями по вопросам просвещения чувашей, с рецензиями на учебники и учебные пособия. Учась в гимназии, он жил у Раевских, это помогало ему оплачивать частные уроки, а также приобретать форменную одежду. Яковлев не забывает о своих сородичах, родных и близких, посылая, небольшие суммы денег, чтобы мальчик (Петр Андреев), с которым он вместе воспитывался, был отдан в училище. Но его все чаще стала волновать идея обучения нерусских детей.

В июне 1868 года Яковлев выезжает в Симбирский и Буинский уезды, чтобы набрать учеников. Но удалось уговорить лишь одного - Алексея Рекеева. Так, обучаясь в гимназии, он становится одновременно и учителем. На второй год учебы Яковлев считал себя вполне подготовленным для организации частной школы. Он много и основательно читает Толстого и Белинского, Писарева, Руссо, Гейне и Добролюбова, не совсем всё понимая, как сам признавался. Но учился прекрасно, за что был освобожден от платы за учение и награжден Похвальным листом и книгой.

После неожиданной смерти С.Д. Раевского в начале ноября 1868 года Яковлев вынужден часто менять квартиры. Осенью 1869 он переходит в последний класс - ему уже ясно, что он обязательно будет учиться дальше. В Симбирске тем временем росло детище Яковлева - частная школа. К этому времени учебный округ знал, что Яковлев содержит на свои средства нескольких чувашских мальчиков и готовит их к учительской деятельности.

Яковлев окончил гимназию в июне 1870 года первым учеником. 25 июня состоялось вручение аттестатов и медалей; золотой медалью был награжден «Яковлев - сын крестьянина из чуваш».

Предстояло поступить в университет, и И.Я.Яковлев поехал в Казань. Условия приема были просты: без экзаменов, с оплатой обучения. В своем заявлении директору гимназии И.В. Вишневскому он просит ходатайствовать за него о зачислении на филологический факультет и освобождении от платы за обучение. Вишневский исполнил просьбу Яковлева. По письму попечителя округа П.Д. Шестакова – «считаю рекомендовать Совету университета чувашенина Яковлева» - молодой человек стал студентом Казанского университета. Здесь были некоторые льготы для нерусских студентов-мусульман, около 50 казенных стипендий. Но высокая плата за обучение мешала поступлению в университет других «инородцев». На Яковлева бесплатное обучение не распространялось, т.к. он был «инородец»-христианин. Смутило его и обилие предметов, о которых он имел весьма смутное представление, и стал хлопотать о переводе на математический факультет. По ходатайству декана физико-математического факультета профессора И.А. Больцани (ученика выдающегося математика Н.И.Лобачевского), Яковлева до конца обучения в университете освободили от платы за обучение. А с декабря 1870 года по письму попечителя П.Д. Шестакова министр просвещения Д.А. Толстой назначил студенту И.Я.Яковлеву «стипендию по 200 рублей в год из суммы министерства...» Яковлев учился и одновременно занимался делами своей школы. Во время каникул он начал сбор материалов устного народного творчества для букваря. Все это совершенно исключало возможность сочетать изучение физико-математических наук с филологическими исследованиями. Испытывая неловкость, Яковлев все же решил вернуться на филологический факультет. В начале 1871/72 учебного года он начал хлопотать о переводе, представив все необходимые документы. Положительно вопрос был решен лишь в октябре.

Яковлев занимался упорно, догнал своих товарищей в изучении греческого языка, давал частные уроки, работал самостоятельно. Его курсовая работа «Несколько памятников устной чувашской словесности» была предложена как основа для написания кандидатской диссертации. В мае 1875 года студент Яковлев успешно сдает выпускные экзамены. 26 мая совет университета разрешил Яковлеву представить работу по теме его курсового сочинения на получение степени кандидата. 17 июля 1875 года он получил временное свидетельство об окончании университета и сразу вернулся в Симбирск. В его школе уже обучалось 52 человека. Забот было много, и он никак не мог вернуться к кандидатской диссертации. Вот почему в университете Яковлеву пришлось учиться 5 лет вместо 4-х, пожертвовав один год историческому делу - созданию нового алфавита, букваря и национальной школы.

Студенческие годы И.Я.Яковлева закончились. 28 августа 1875 года его назначили инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Яковлев уже считался знатоком чувашской культуры и истории. Он был первым из чувашей, который помогал государству в распространении русско-православного просвещения среди своих сородичей. С января 1871 года Министерство просвещения признало его школу и приняло на свой бюджет, а в 1872 г. одобрило создание нового алфавита, а изданные на его основе учебники рекомендовало использовать в школах. Дальнейшая судьба письменности зависела уже от самого народа.

Став инспектором чувашских школ, Яковлев по-прежнему оставался руководителем и чувашской школы в Симбирске. Ее учебная программа постоянно обновляется, включаются новые предметы, большое место отводится практическим занятиям учащихся. Школа продолжает идейно руководить всеми чувашскими училищами, снабжать их учебниками и пособиями, но не имеет права присваивать своим воспитанникам звание учителя. Лишь в 1877 году постановлением министерства ей было разрешено готовить учителей для чувашских школ Казанского учебного округа. С 1877 года школа называлась Симбирской центральной, а с 1890 года - учительской. Здесь будущие учителя изучали Закон Божий, языки, историю, географию и математику, ремесла. Серьезное внимание уделялось хоровому пению на родном и русском языках. Очень популярен был оригинальный хор мальчиков, которым руководил выпускник Казанской инородческой учительской школы А.П. Петров (Туринге).

В 1878 году Яковлев поднял вопрос об организации при Симбирской чувашской школе женского отделения с курсами двухклассного училища. Министерство не дало согласия из-за отсутствия средств, но Яковлев все равно начал набирать девушек в будушее женское училище, заведовать которым он поручил своей жене Екатерине Алексеевне Бобровниковой - приемной дочери Н.И. Ильминского. Она была наставницей, воспитательницей и первые 10 лет существования училища - единственной учительницей, бесплатно несшей бескорыстную службу.

В том же 1878 году Яковлев организовал при Симбирской центральной чувашской школе мужское начальное училище, выделив младший класс в отдельное учебное заведение. Школы, женская и мужская, уже действовали, но царское правительство поддерживать их не спешило.

При Симбирской чувашской школе имелись также мастерские, собственные сады, огороды и ферма. Все это укрепляло ее материальную базу. В программу образования входило более 20 предметов, школа занимала одно из первых мест в Казанском учебном округе по прилежанию, успеваемости, обучению учащихся производительному труду. К 1917 году из стен Симбирской чувашской школы вышло более 1000 учителей. Среди ее воспитанников - классики чувашской литературы К.В.Иванов, Н.В.Шубоссинни, известные математики П.М.Миронов, Н.М.Охотников, выдающийся марийский педагог-ученый Г.Я.Яковлев, первая казахская женщина-учительница А.Д.Оразбаева, русский писатель В.И.Маненков.

В 1920 году на базе школы возник институт народного образования - первый вуз в истории чувашского народа. В одном из его зданий ныне находится Государственный музей И.Я.Яковлева и его школы.

За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске (1868-1919) и будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1903) Яковлев открыл и преобразовал множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил также более 100 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый Завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры. Деятельность И.Я. Яковлева и его школа способствовали интеллектуально-культурному развитию чувашского народа, зарождению и развитию художественной литературы, музыкального, театрального и изобразительного искусства. Заветной мечтой просветителя были подъем чувашей до уровня русского народа, равноправие и дружба народов России.

И.Я.Яковлев был крупным общественным деятелем, почетным членом Британского и иностранного библейского обществ в Лондоне, организатором благотворительных обществ, инициатором перевода и издания Священного писания. Он также поддерживал творческие связи с учеными многих зарубежных стран. "...ЗА ОТЛИЧНО-УСЕРДНУЮ СЛУЖБУ И ОСОБЫЕ ТРУДЫ..." НЕОДНОКРАТНО получал награду и заслужил всемирную известность.

И в наши дни не потеряло своего значения его «Завещание чувашскому народу» - своего рода кодекс нравственных правил.

Скончался Иван Яковлевич Яковлев в Москве 23 октября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Великий просветитель оставил талантливейшее потомство. Вот некоторые имена. Старший сын Алексей Иванович Яковлев - профессор, член-корреспондент АН СССР. Средний сын Николай Иванович Яковлев - инженер, музыковед. Достойные продолжатели рода - внучка Ольга Алексеевна Яковлева, кандидат исторических наук, внук Иван Алексеевич Яковлев стал доктором физико-математических наук. Еще две внучки: Екатерина Некрасова - доктор искусствоведения, Анна Некрасова - профессор Государственного института театрального искусства.

Есть известные имена и среди правнуков И.Я. Яковлева. Алла Покровская - народная артистка Российской Федерации, Александр Покровский - концертмейстер Московской консерватории, Владимир Павлов - заслуженный артист Российской Федерации, Екатерина Павлова - кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе - профессор медицины (Франция), Михаил Ефремов - заслуженный артист Российской Федерации. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа. Именем И.Я. Яковлева названы Чувашский государственный педагогический университет в Чебоксарах, 5 улиц в городах и районах Чувашии. Ему установлен памятник перед зданием Национальной библиотеки в столице республики*.

________________________________________

* Очерк подготовлен на основе книги Н.Г. Краснова «Иван Яковлев и его потомки». Чебоксары, 1998.

25.04.1848–23.10.1930

Выдающийся деятель культуры и просвещения чувашского народа, педагог-демократ, писатель, переводчик, создатель дидактики двуязычия начальной школы в России, современной чувашской письменности, Почетный член Британского и Иностранного библейского общества в Лондоне (1913 г.).

Родился в д. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшского района Республики Татарстан).

В 1863 окончил землемеро-таксаторские классы и до конца 1866 служил землемером. В 1870 г. окончил Симбирскую классическую гимназию, в 1875 г. - историко-филологический факультет Казанского университета. В 1868 г. гимназист Яковлев открыл в Симбирске частную школу, ставшую в последующем первой национальной школой, первым педагогическим учебным заведением чувашского народа - Симбирской чувашской школой. В 1871 Яковлев с помощью своих соратников составил чувашский алфавит на основе русской графики и букварь, которые в 1872 г. были переработаны. Новый "Букварь для чуваш" выдержал при жизни Яковлева 30 изданий и предназначался не только для обучения основам грамоты, но и для привития необходимых норм поведения. В 1875-1903 гг. служил инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, в 1903-1919 гг. руководил созданным им в Симбирске чувашским педагогическим учебным заведением. Как окружной инспектор организовал и руководил временными педагогическими курсами и съездами народных учителей, открыл множество сельских школ для народов Среднего Поволжья.

Награжден орденами Святого равноапостольного князя Владимира IV степени, Святой Анны II и III степеней, Святого Станислава II и III степеней, медалями.

Имя Яковлева присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту (ныне педагогическому университету), общеобразовательным средним школам в селах Аликово и Бичурино (1958 г.), в Чебоксарах ему установлен памятник, открыт мемориальный музей, его именем назван проспект. Деятели культуры и искусства неоднократно обращались к образу И. Яковлева: созданы произведения литературы и изобразительного искусства, опера «Иван Яковлев» и т. д.

Библиография (труды):

1. Яковлев, И. Я. Ача-пăча калавĕсем / И. Я. Яковлев. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1966. – 36, с. - (Рассказы для детей). См. обл.
2. Яковлев, И. Я. Чăваш ачисене çырăва вěренмелли кěнеке = Букварь, религиозно-нравственные наставления, молитвы и избранные места из священного писания, изложенные на наречии низовых чуваш, или чуваш анатри / И. Я. Яковлев. – Казань, 1872. - 56 с. См. обл.
3. Чăваш çыруне вĕренмелли кĕнеке. - Репринт. изд. 1912 г. - [Шупашкар] : [б. и.], 2008. - 48, с. : ил; 21 см. - На чуваш. яз. - Вых. данные: Симбирск: Типо-литогр. Губернского Правления, 1912. См. текст
4. Яковлев, И. Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки / И. Я. Яковлев. – Казань, 1873. – 32 с. См. обл.
5. Яковлев, И. Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки=Чăваш кĕнеки / И. Я. Яковлев. – Казань: Типог. М. А. Гладышевой, Никол. Площ. Дом Курманаева, 1880. - 36 с. См. обл.
6. Яковлев, И. Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки = Чăваш кěнеки / И. Я. Яковлев. – Симбирск,1885. – 144 с. См. обл.
7. Яковлев, И. Я. Воспоминания / И. Я. Яковлев. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1982. – 271 с. См. обл.

Библиография:

1. Антонова, З. С. И. Я. Яковлев пултарулăхне шкулта вĕрентесси / З. С. Антонова, А. Л. Eфимова. – Шупашкар: Чăваш патшалӑх педагогика ун-чĕн изд-ви, 2005. – 68 с.
2. Волков, Г. Н. И. Я. Яковлев – чăваш халăх педагогĕ / Г. Н. Волков. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 1959. – 70 с.
3. И. Я. Яковлев тата Чĕмпĕрти тĕп чăваш шкулĕ : аслă пухăвăн ĕçĕсем = И. Я. Яковлев и Симбирская центральная чувашская школа: материалы науч. конф. – Чебоксары, 1997. – 58 с.
4. Мукина, И. В. И. Я. Яковлев çинчен хунă чăн сăмах / И. В. Мукина. – Шупашкар: Руссика, 1998. – 248 с.
5. Александров, Г. А. Иван Яковлевич Яковлев: фрагменты жизни / Г. А. Александров. – Чебоксары: Чувашия, 1997. – 194 с.
6. Аляпкин, М. А. Серебряные россыпи Ивана Яковлевича Яковлева / М. А. Аляпкин. – Ульяновск: УлГУ, 2008. – 68 с.
7. Викторов, Ю. В. И. Я. Яковлев в изобразительном искусстве: [кн.-альбом] / Ю. В. Викторов; [худож. Н. И. Орлова]. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014. – 135 с. : ил., портр.
8. Волков, Г. Н. Судьба патриарха: роман-эссе / Г. Н. Волков. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. – 350 с.
9. Дело его жизни: сб. ст. – Чебоксары: Чувашия, 2003. – 237 с.
10. Димитриев, В. Д. Просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев: сб. ст. : посвящ. 155-летию со дня рождения / В. Д. Димитриев; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2002. – 140 с. : портр.
11. Ефимов, Л. А. И. Я. Яковлев – организатор женского педагогического образования в Чувашии / Л. А. Ефимов, А. Л. Ефимов, Е. Л. Ефимов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 338, с.
12. И. Я. Яковлев – просветитель народов Поволжья и Приуралья: [сб. ст. Межрегион. науч.-практ. конф., посвящен. 160-летию со дня рождения И. Я. Яковлева, 17 апр. 2008 г., г. Чебоксары] / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук. – Чебоксары: ЧГИГН, 2009. – 327 с.
13. И. Я. Яковлев и проблемы яковлевоведения: сб. ст. / коллектив авт. ; ред.-сост. М. Г. Кондратьев; Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук. – Чебоксары: ЧГИГН, 2001. – 142 с. : портр., ил.
14. И. Я. Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе: сб. науч. тр. / коллектив авт. ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева; [редкол. : Т. Н. Петрова (науч. ред.) [и др.]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2003. – 269 с. : портр.
15. Краснов, Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев и его потомки: к 150-летию со дня рождения / Н. Г. Краснов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. – 319 с.
16. Кураков, Л. П. Прометей из чуваш: размышления о выполнении Завещания И. Я. Яковлева / Л. П. Кураков. – 3-е изд., доп. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1999. – 132 с.
17. Плечов, Г. Н. Основные вехи и социально-просветительное содержание деятельности инспектора чувашских школ И. Я. Яковлева: хронолог.-документ. исслед. / Г. Н. Плечов. – Чебоксары: [б. и.], 2016. – 799 с. : портр.
18. Плечов, Г. Н. Против искажений исторической правды об И. Я. Яковлеве: [ст.] / Г. Н. Плечов. – Чебоксары: [Изд-во Чуваш. гос. ун-та], 2014. – 127 с. : портр.
19. Плечов, Г. Н. Формирование социально-просветительской личности И. Я. Яковлева / Г. Н. Плечов. – Чебоксары: [Изд-во Чуваш. гос. ун-та], 2013. – 83 с. : портр.
20. Преемственность просветительских традиций: материалы науч.-практ. конф. в честь 235-летия Н. Я. Бичурина и 165-летия И. Я. Яковлева / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева [и др. ; сост., науч. ред. В. С. Григорьев]. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 279 с.
21. Савруков, Н. Т. Фонд И. Я. Яковлева (1997-2012 гг.) / H. Т. Савруков. – Чебоксары: [Новое Время], 2013. – 43 с.
22. Федянина, И. А. И. Я. Яковлев – организатор обучения и распространения сельскохозяйственных знаний среди населения / И. А. Федянина. – Чебоксары: [б. и.], 2003. – 121 с. : портр., фот.
23. Хрестоматия по яковлевоведению / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева; [сост. А. Е. Земляков]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2011. – 189 с.
24. Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева: сб. ст. : к 155-летию со дня рождения И. Я. Яковлева / Н. Т. Савруков, Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, Т. П. Eфимова. – Чебоксары: ЧИ ЭМ СПбГТУ, 2003. – 59 с. : портр.
25. Яковлевские чтения («Завещание чувашскому народу» И. Я. Яковлева как программа духовно-нравственного развития личности) : материалы чтений (20 апр. 2006 г., Чебоксары) / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова, Чебокс. фил. ; [редкол.: Ю. И. Щербаков и др.]. – Чебоксары: Чебокс. фил. МГОПУ, 2006. – 124 с. : портр. – Часть текста чув.
26. Михайлова, С. Г. Иван Яковлевич Яковлев / С. Г. Михайлова, Л. М. Сякина // Чӑваш чӗлхипе литератури: теори тата методика. – Шупашкар, 2016. – 27-мӗш кӑларӑм: [Конференци материалӗсем. – С. 174-177.
27. Мукина, И. И. Я. Яковлев халалӗ ӑс-хакӑл культурипе кӑмӑл-сипет пуянлӑхӗн ҫӑл куҫӗ : [аслӑ вӗрентекенӗмӗр чӑваш халӑхне панӑ халал ҫинчен] / И. Мукина // Ульяновец. – 2012. – 28 апр. (№ 27/28). – С. 7.
28. Мукина, И. Эпир пĕлмен И. Я. Яковлев: кивĕ пурнăç тĕттĕмлĕхĕ сирĕлет / И. Мукина // Чăваш филологийĕпе культури: ăслăлăх конференцийĕн материалĕсем. – Шупашкар, 1998. – С. 27-29.
29. Никифоров, Г. Л. Яковлев букварĕнчи илемлĕ текст чĕлхин хăш-пĕр уйрăмлăхĕсем / Г. Л. Никифоров // Чувашский язык: история, современность, проблемы. – Чебоксары, 2009. – С. 112-116.
30. Пирĕн патриарх = Наш патриарх // Чуваши Татарстана = Тутарстан чăвашĕсем: [кн.-альбом]. – Чебоксары, 2006. – C. 72-81.
31. Хусанкай, А. «Арăслан шăшисене таптамасть»: И. Я. Яковлев пирки шухăшланă май / А. Хусанкай // Хыпар. – 1996. – 14 çу.
32. Васильев-Бурзуй, Е. Учиться у патриарха: [о пед. идеях И. Я. Яковлева] / Е. Васильев-Бурзуй, А. Большова // Совет. Чувашия. – 2008. – 5 апр. - См. текст
33. Великий просветитель // Чувашская Республика. Приглашение к сотрудничеству. – Чебоксары, 2012. – [Вып. 12]. – С. 23.
34. Викторов, Ю. В. Яковлев И. Я. в Чувашском изобразительном искусстве / Ю. В. Викторов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 721-722.
35. Землякова, А. Е. И. Я. Яковлев и современность / А. Е. Земляков, К. А. Петрова // Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физической культуры: сб. науч. ст. – Чебоксары, 2013. – С. 100-105.
36. Краснов, Н. Г. Яковлев Иван Яковлевич / Н. Г. Краснов // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 515-516.
37. Краснов, Н. Г. Яковлев Иван Яковлевич / Н. Г. Краснов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 719-721. - См. текст
38. Матвеева, Г. В вечной памяти народов Поволжья / Г. Матвеева; фот. В. Романова // Совет. Чувашия. – 2006. – 3 окт. - См. текст
39. Павлов, И. В. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева / И. В. Павлов, В. И. Павлов // Науч. потенциал. – 2013. – № 1. – С. 94-98. - См. текст
40. Питернова, В. «В семейной жизни я был счастлив» / В. Питернова // Совет. Чувашия. – 2008. – 9 апр. – С. 2. - См. текст
41. Плечов, Г. Н. Творческое наследие И. Я. Яковлева в зеркале времени / Г. Н. Плечов // Вестн. Чуваш. гос. пед. ин-та им. И. Я. Яковлева. – 2003. – № 1 (3). – С. 6-10.
42. Сорокин, Н. М. Иван Яковлевич Яковлев // Сорокин, Н. М. Чувашские писатели Татарстана / Н. М. Сорокин, Е. Турхан. - Чебоксары, 2015. – С. 235-238.
43. Студенцов, О. Р. Заимствования в переводах чувашского просветителя И. Я. Яковлева в диахронии / О. Р. Студенцов // Вестн. Чуваш. ун-та. Гуманит. науки. – 2011. – № 2. – С. 335-338.
44. Студенцов, О. Р. Переводы И. Я. Яковлева как источник религиозно-духовного просвещения чувашского народа / О. Р. Студенцов // Семья в России. – 2006. – № 1. – С. 101-108.
45. Терехова, О. П. Аспекты нравственного воспитания учащихся в произведениях И. Я. Яковлева / О. П. Терехова // Чăваш чĕлхипе литератури: теори тата методика. – Шупашкар, 2009. – 8-мĕш кăларăм. – С. 44-51.
46. Терехова, О. П. Юмор в произведениях И. Я. Яковлева как средство нравственного воспитания учащихся / О. П. Терехова // Чăваш чĕлхипе литератури: теори тата методика. – Шупашкар, 2009. – 9-мĕш кăларăм. – С. 24-27.
47. Федоров, Н. В. И. Я. Яковлев и современная школа / Н. В. Федоров // Нар. шк. – 1998. – № 4. – С. 1-9.
48. Яковлев Иван Яковлевич // Чуваши Татарстана = Тутарстан чăвашĕсем: [кн.-альбом]. – Чебоксары, 2006. – C. 407.
49. Яковлев Иван Яковлевич // Энциклопедия чувашской журналистики и печати. – Чебоксары, 2014. – С. 536-538.
50. Яковлев, Р. Я. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева / Р. Я. Яковлев // Слово = Сăмах. – 2005. – № 2. – C. 21-24.

Иван Яковлевич Яковлев (25 апреля 1848 года, Кошки-Новотимбаево, Буинский уезд, Симбирская губерния - 23 октября 1930 года, Москва) - чувашский просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.

Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в село Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.

Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И. Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х годов XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путём его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.

В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии. Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова, постепенно расширяется.

В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и - материальную поддержку.

В университете Яковлев знакомится с известным учёным-ориенталистом профессором Н. И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» (национальному) вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И. Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.

В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев - ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…»

В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.

Выбор редакции
Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...