Немецкая литература в конце XIX – начале XX века. Немецкая литература ХХ века


Период с 1917 по 1945 г. в Германии отмечен потрясениями, которых она не знала со времени Тридцатилетней войны - поражения в двух мировых войнах, приход к власти и крах фашизма. И вместе с тем это годы подъема общественного сознания - победы революции 9 ноября 1918 г., создания «Союза Спартака» левыми социал-демократами, ставшего основой Коммунистической партии Германии, образовавшейся в 1919 г. Напряженность и трагизм общественной жизни Германии периода Веймарской республики и фашистской диктатуры, рост общественного сознания интеллигенции породили особую социальную и политическую активность немецкой литературы, ее философскую и интеллектуальную направленность.

Острые противоречия в искусстве, получившие, в частности, отражение в развитии экспрессионизма, разделившегося на правое, сгруппировавшееся вокруг журнала «Штурм», и левое течение, органом которого стал «Акцион», - это результат резкого размежевания политических сил в стране. Экспрессионизм возник как реакция на натурализм с его описательством, он опирался на идеалистическую философию Бергсона и Гуссерля. Левое крыло - «активисты» - ставило своей задачей духовное обновление общества, создание «нового человека». Их эстетика, требовавшая яркой изобразительности, обобщенности, экстатичности и гротескности, сливалась с политическими требованиями активно вмешиваться в социальные события, но их программа была расплывчата. Многие из «активистов» соединили свою творческую судьбу с пролетариатом. Из числа левых экспрессионистов следует выделить драматургов В. Газенклевера (1890-1940), Э. Толлера (1893-1939), автора «Человека-массы», Г. Кайзера (1878-1945), написавшего «Газ» (1918). Появление экспрессионистской драматургии отражало общую для всей литературы этого времени потребность в интеллектуальной заостренности, вызванной кризисным положением страны.

В эти годы не существовало сайтов на которых были рецензии к книгам и именно тогда родилась поэзия, наполненная новым политическим содержанием, с политическими стихами выступали на митингах. Для политической агитации использовали произведения Э. Вайнерта, И. Р. Бехера, Э. Мюзама (1878-1934) и др. Создавалась литература соцреализма, у истоков которого в Германии находится драма Ф. Вольфа «Матросы из Катарро» (1930), позднее - романы Л. Ренна, А. Зегерс, В. Бределя и др.

Интеллектуализм с ярко выраженным социалистическим содержанием присущ уже раннему творчеству Б. Брехта, который как и драматург выступил с критикой экспрессионизма, но не был свободен от некоторого его влияния. С этим же течением связана драматургия и театральная деятельность Э. Пискатора (1893-1966).

Революционный кризис 1923 г. и стабилизация капитализма привели к разрушению экспрессионизма и появлению стиля, известного как «новая деловитость». Сущность его была в особом внимании к факту, в отказе от эмоций и манифестов. Ему отдал дань К. Тухольский, который в своей поэзии выступал против фашизации, против милитаризма.

В 20-30-е гг. получает развитие реалистический роман - философский («Волшебная гора» Т. Манна, 1924), политический («Голова» Г. Манна), социально-критический с элементами утопии («Город Анатоль» Б. Келлермана, 1932), исторический (романы Л. Фейхтвангера), социальный (романы А. Зегерс «Восстание рыбаков», 1928; «Спутники», 1932) и др. Пафос времени, стремление понять «нового человека», осмыслить современную действительность приводят к усложненной психологизации в романах, к появлению романа-мифа, романа-параболы.

Характерным явлением времени стала литература «потерянного поколения», отразившая ненависть к войне и бесперспективность положения молодежи, вернувшейся домой после окончания первой мировой и оказавшейся за бортом жизни. Наиболее ярким представителем здесь стал Э. М. Ремарк. В его поздних романах все сильнее звучит антифашистская тема.

Проблема фашизма в литературе возникает еще до победы Гитлера в 1933 г. Книги Э. Юнгера, Г. Гримма, бывшего экспрессиониста Г. Поста - теоретика фашистского искусства проповедуют идеи войны и крови, движения на восток для завоевания «жизненного пространства», создают мистический образ немца, в котором главной оказывается идея кровной общности, избранности и т. п., основывающаяся часто на идеях Ницше. Этим идеям противостояли произведения Г. Гауптмана («Перед заходом солнца», 1932), Л. Фейхтвангера («Успех», 1930), Ф. Вольфа («Профессор Мамлок», 1934), В. Бределя («Испытание», 1935), позднее - «Доктор Фаустус» (1947) Т. Манна.

После захвата власти нацистами из Германии эмигрировало большинство писателей которые еще не издавались в электронном варианте книги , оставшиеся там Б. Келлерман, X. Фаллада, Г. Гауптман оказались «во внутренней эмиграции». Во главе антифашистской литературы эмигрантов стояли писатели-коммунисты Э. Вайнерт, В. Бредель. В застенках фашизма оказались В. Бредель, Л. Ренн и др. Многие немецкие писатели были убиты в фашистских тюрьмах и концлагерях. Только с победой во второй мировой писатели-антифашисты стали провозвестниками возрождения немецкой литературы нового, послевоенного периода.

Во 2-й половине XIX – начале XX в. продолжалось развитие реализма. Реализм не отмежевывается от эстетических исканий, стремится – часто в очевидном взаимодействии с другими художественными явлениями – к аналитичности, объемности во взгляде на реальность, к ее адекватному художественному изображению. Появляются новые формы художественного воплощения действительности, расширяется круг тем и проблем. Так, если в реалистических произведениях XIX в. преобладало социально-бытовое начало, то на рубеже XIX–XX вв. оно начинает сменяться философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой.

Особое место среди художественных явлений 2-й половины XIX – начала XX в. занимает неоромантизм. Неприятие действительности; сильная личность, часто одинокая, руководствующаяся в своей деятельности альтруистическими идеалами; острота этической проблематики; максимализм и романтизация чувства, страсти; напряженность фабульных ситуаций; приоритет экспрессивного начала над описательным, эмоционального – над рациональным; активное обращение к событиям прошлого, легендам и преданиям, фантастике, гротеску, экзотике, культивирование авантюрно-приключенческих и детективных сюжетов – характерные черты неоромантизма, достигшего кульминации развития в 90-е годы XIX в.

Вторая половина XIX – начало XX в. – достаточно небольшой период в сравнении с некоторыми предыдущими историко-культурными эпохами, охватывающими иногда не одно столетие. Тем не менее он вполне сопоставим с этими и другими этапами культурного развития человечества, ибо вместил в себя целый ряд событий мирового значения и оказался отмеченным выдающимися достижениями в искусстве разных стран.

Причины, смысл и масштабы кризиса, переживаемого человеческим сознанием в тот период, обосновывались многими философами. Большое распространение имели работы немецкого философа Артура Шопенгауэра Под влиянием А. Шопенгауэра формировались философские взгляды Фридриха Ницше, оказавшего огромное влияние на искусство слова рубежа XIX–XX вв. Весьма существенным было также воздействие на литературно-художественный мир, особенно уже начала XX в., французского философа Анри Бергсона, создателя интуитивизма – учения об интуиции как основном способе познания жизненной сущности, и австрийского психиатра, автора теории и метода психоанализа Зигмунда Фрейда. Воззрения Бергсона послужили одной из отправных точек для символистов, а позднее и для представителей различных авангардистских направлений. Психоаналитическая же теория Фрейда стимулировала глубоко новаторский подход не только ко многим конкретным наукам, но и к мифологии, религии, живописи, литературе, эстетике, этнографии.

Именно на рубеже XIX–XX вв., когда происходило переосмысление духовно-эстетических ценностей и рушились прежние убеждения. Для всего этого периода характерно широчайшее экспериментаторство, когда многие писатели становились добычей того или иного литературного увлечения.Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно-научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами.Наиболее типичным поэтом-натуралистом был А.Хольц (1863–1929); в области романа не было сколько-нибудь ярких открытий. Однако столкновения разнородных персонажей, чья несвобода усугублялась детерминизмом, способствовали появлению ряд драматических произведений, не утративших своего значения.Непреходящую литературную ценность обеспечил своим произведениям Гауптман, начавший как натуралист и неуклонно расширявший рамки своего творчества, вплоть до классицизма (пьесы на античные сюжеты), в чем он вполне сравним с Гёте. Многообразие, присущее драмам Гауптмана, обнаруживается и в его повествовательной прозе.С появлением новаторских работ Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. В 1901 А.Шницлер (1862–1931) опубликовал повесть Лейтенант Густль, написанную в форме внутреннего монолога, и ряд импрессионистических театральных зарисовок, где сплавлены тонкие психологические наблюдения и картины деградации столичного общества (Анатоль, 1893; Хоровод, 1900). Вершина поэтических достижений – творчество Д.Лилиенкрона (1844–1909) и Р.Демеля (1863–1920), создавших новый поэтический язык, способный ярко выразить лирический опыт. Гофмансталь, соединив стилистику импрессионизма с австрийской и общеевропейской литературной традицией, создал необычайно глубокие стихи и несколько поэтических пьес (Глупец и смерть, 1893).Не менее значительные достижения имели место и в прозе. Т.Манн – самый выдающийся представитель плеяды писателей, среди которых был и его старший брат Г.Манн (1871–1950), известный своими сатирическими и политическими романами.

Тема: Вторая половина 20ого века.

Послевоенная Европа. Настроения – соответствующее. Углубляются ощущения кризиса и распада, противоборства. Всё это «счастье» приходит и в литературу.

Неоавангард – в первую очередь брались идеи авангардистов начала века. На первый план выходит идея бунта, процесса. Берётся на вооружение идея абсурда. Противостояние законам и нормам, существующим в обществе. Везде добавляли «анти» - «анти-роман» («новый роман»).

· «Анти-роман» - «Новый роман» - явление преимущественно французское, писатели выступали против наличия сюжета, против характеров, против психологической мотивации. На первый план выходило описание, подробное внимание к деталям. Фиксация, констатация фактов. Ален Роб Грийе, Натали Саррот, Мишель Бютор .

· «Антипоэззия» - «конкретная поэзия». Возникает в Германии. Ставит перед собой задачу убрать из поэзии нравоучительность и морализаторство. Создают «без субъектную» поэзию. Нет позиции автора. Делилась на «визуальную» и «аудиальную» - визуальную надо было видеть, как именно оно напечатано. Эрнст Янг, Ойген Гонрингер, Иоахим Риххерт, Рудольф Отто Вимер .

· «Антидрама» - «театр абсурда». Непосредственным предтечей называют Жана Жене . Первой предысторией стала его пьеса «Служанки», 1947 год. Но собственно историю театра абсурда связывают с Эженом Эонеско и Семюэлем Беккетом . Своего рода «пессимистический» ответ на жизнь после войны. «Сказать словами, которые ничего не значат, о вещах, о которых ничего нельзя сказать». За основу берут мысль о том, что мир находится на грани распада. Основные черты: показывает не жизнь, а видимость жизни, её иллюзию. Действие заменяется процессом говорения. Чаще всего действо происходит в замкнутом пространстве. Наличие стен – подчёркивает ограниченность нормами и законами. Первый образец – Эжен Эонеско, «Лысая певица» (в процессе «общения» люди не слышат друг друга). У Беккета на первый план выходила идея одиночества, когда есть потребность в общении, но нет возможности её реализовать. Самая знаменитая «В ожидании Годо». Так же «Звук шагов», «Носороги», «О прекрасные дни».

После 68 года .

Европу всколыхнула волна студенческих бунтов. После 60ых изменяется и европейское общество, возникает «массовое общество» («общество потребления»). Раскол литературы на элитарную и массовую.

В литературе уже «всё было». Отсюда возникает такое явление, как постмодернизм.

Постмодернизм – «мир – это текст». Постмодернисты создают свои «новые» тексты из кусочков старых. Смешивание разных лексических уровней. Цитирование – сюжеты, герои, стиль письма + прямое цитирование.


Тема: Немецкая литература первой половины 20ого века.

Первая и главная особенность – на литературу Германии огромное влияние оказывали разные исторические и политические события.

Отсчёт 20ого века – с 1871 года. Год провозглашения Германской Империи.

Уже с этого времени начинается раскол в литературе. На «угодных» и «неугодных» авторов. В Германии достаточно слабо был представлен декаданс. Тут развивался натурализм и отголоски символизма и импрессионизма.

Наиболее ярко проявлялась философская основа декаданса – идеи Фридриха Ницше .

На рубеже веков из авангардистских течений максимума достигает импрессионизм .

Но, наибольших достижений добились литераторы в рамках реализма . Немецкая литература начала века – расцвет прозы, особенно романа .

К концу 1920 годов формируются 2 противоборствующих лагеря:

· «Писатели крови и почвы» - «угодные государству». Придерживались и пропагандировали теорию чистоты арийской расы. Истинная «арийскость» возможна только в сельской местности.

· «Литература асфальта» - сами себя так писатели этого направления не называли.

1933 год – поворотный. Ибо Гитлер приходит к власти.

10 мая 1933 года – день, когда на центральной площади Берлина был разведён костёр из «неугодных» книг. Тогда же создаются списки неугодных авторов – т.е. тех, кто подлежал прямому уничтожению. С 30ых годов начинается волна массовой эмиграции. Чаще всего уезжали во Францию, Швейцарию и США.

Генрих Манн (1871-1950).

Один из крупнейших писателей сатириков 20ого века. На первый план в его произведениях выходила социальная и политическая проблематика. Его имя стало известным в 1900 году, после романа «Страна кисельных берегов ».

Всемирная слава приходит в 1905 году появляется роман «Учитель Гнус или Конец одного тирана ». Текст острый и проблемный на то время. Изначально и был посвящён проблемам немецкой школьной системы конца 19, начала 20ого века.

Ещё больше закрепил его успех роман «Верноподданный ». Закончен он был в 1914 году. Это первая часть трилогии Манна, которая называлась «Империя ». Две другие части: «Бедные », «Голова ». По сути, «Верноподданный » - продолжение «Учителя Гнуса», логичное. ГГ - человек, воспитанный в этих правилах. Сам роман стал своего рода «бестселлером» того времени. После выхода в свет этой книги, правительство стало уже обращать на Г. Манна нездоровое внимание. К 30ым годам его имя стало «первым в списке на уничтожение». В эмиграции он меняет жанр – от сатиры уходит в исторический роман. В первую очередь отмечают: «Юность Короля Генриха Четвёртого », «Зрелые годы Короля Генриха Четвёртого ».

Томас Манн (1875-1955).

Как он сам шутил: у них с братом было разделение труда – Г. Манн создавал сатиру; Т. Манн – философская/психологическая литература.

Создатель «интеллектуального романа». В первую очередь, в таком романе автор обращается к прошлому, но на примере прошлого говорит об актуальных, для современника, вопросах. У такого романа богатая интеллектуально-философская проблематика: «Что такое добро и зло?», «Откуда войны?». Герой такого романа – герой с богатым внутренним миром, герой интеллектуал. Основным содержанием такого романа становится не действие, а размышления и разговоры героев.

До таких произведений, Т. Манн создал ряд новелл, в 1901 году написал роман «Будденброкки ». За этот роман в 1929 году он получит нобелевскую премию по литературе за этот роман.

Первый «интеллектуальный» роман – «Волшебная гора ». 1924. Основное содержание – разговоры с пациентами.

Второй «интеллектуальный» образчик: цикл из 4 романов «Иосиф и его братья ». За основу взята библейская легенда.

Часто, вершиной его романов называют «Доктор Фаустус ». Написан в 1947 году. За основа взята не трагедия Гёте, а средневековую легенду, ибо легенда однозначно Фауста осуждает.

Герман Гессе (1877-1962).

На автора огромнейшим образом повлияло его детство. Родился он на юге Германии, в самых свободолюбивых землях. Увлекался Востоком. Сбежал из семинарии, не получив среднего образования. Но при этом – один из самых образованных литераторов того времени. Несколько раз пытался убить себя. Проходил несколько сеансов гипноза «Just for lulz».

Т.е. – основные идеи: философия Востока и самоанализ. Применительно к его текстам: «Путь внутрь», «Путь к самому себе».

В 1919 году выходит его повесть «Демиан ». На обложке не было имени Г. Гесса, повесть была подписана «Эмиль Синклер» - по имени ГГ. Это произведение считается первым глобальным шагом в разработке «Пути в себя». Речь идёт о школе, о взрослении, о попытке самоубийства, о столкновении со взрослым миром.

Всемирную известность приносит повесть «Степной волк ». «Записки только для сумасшедших». Тут появляется ещё одна важная идея – «двойственность души человеческой». ГГ говорит о том, что в нём уживаются 2 существа. Для молодёжи времени 60ых (движения Хиппи) эта книга станет фактически культовой.

Так же знаменит романом «Игра в бисер ». Текст, который переносит в будущее. Время – люди перестали читать книги, верх интеллектуального уровня – кроссворд в газете. И существует «игра в бисер» - игра с ценностями всех миров, культур, наук и народов.

1946 – лауреат Нобелевской премии по литературе.

Эрих Мария Ремарк (1898-1970).

Настоящее имя «Эрих Пауль Ремарк», но он меняет 2ое имя в честь матери. Вошёл в литературу после 1ой мировой войны. Сам пошёл на войну. Эта война оказалась для него шоком. Был ранен в руку/ногу/голову. После выздоровления узнаёт о том, что его мать, которую он обожал, умерла от рака. Возвращается домой, но отец его уже женился второй раз и Ремарк не может найти дома своё место. Пытался «забыться» в алкоголе. Но находит другое средство – записать все свои переживания на бумагу. Так появляется первое его произведение «На западном фронте без перемен ». Часто его называют «первой правдивой книгой о войне» (с чем Саша охотно бы поспорил). Грязь войны, окопы, вши, оторванные руки/ноги. Написан роман для себя, однако его друг уговорил отнести рукопись к издателю. И это принесло Ремарку и славу и деньги. В рамках этого романа он обращается к так называемой «Литературе потерянного поколения». О молодых людях, прошедших первую мировую, и они либо погибли на войне, либо они потеряны в жизни.

Этой теме посвящены ещё 2 романа: «Возвращение », «Три товарища ».

Так же Ремарка интересовала «любовь на грани смерти».

Сам Ремарк эмигрировал в 30ые годы, но до прихода к власти Гитлера. Ибо на вырученные деньги он просто уехал в Швейцарию, ибо «потому что мог». Но он поставил себе цель стать знаменитым и богатым писателем. Но его самого всю жизнь мучило отвращение к себе.

Метался от женщины к женщине, от страны к стране.

«Триумфальная арка », «Жизнь в займы ». Хотя сами немцы его знают, изучают, но не любят.

Франц Кафка (1883-1924).

Писал в основном притчи и новеллы. Самая знаменитая из них «Превращение». Так же его перу принадлежат 3 незаконченных романа: «Америка», «Процесс», «Замок».

В творчестве Кафка шёл по пути упрощения сюжета и упрощения языка. Но при этом его тексты очень сложны для восприятия. Усложняет свои тексты от романа к роману. С точки зрения Кафки – человек обречён в мире на одиночество.

За право присоединить к себе его творчество спорят экзистенциализм, сюрреализм и …

Бертольд Брехт (1887-1956).

Начинал он как поэт в 20ые годы 20ого века. Первые стихи вошли в сборник «Домашние проповеди». По сути – его стихи являются пародиями на стихи Шиллера и Гёте.

В середине 20ых годов Брехт становится представителем «левого» искусства Германии. Сближается с коммунистами, берёт из их движения много идей. Многие его стихи становятся «гимном немецких рабочих». В это же время Брехт обращается к драматургии.

Он стал создателем «эпического театра». Т.е. с его точки зрения «старый театр» уже полностью изжил себя. Брехт считал что в театр надо ходить что бы думать. Театр должен поднимать актуальнейшие проблемы современности. Человек, приходя в Брехтовский театр, никогда не должен забывать что всё, что он видит, - фейк. Герою не нужно сопереживать. Задача зрителя – понять мотивы поведения. В конце зритель должен придти к выводу: «У героя всегда есть другой выход».

Для решения этих задач, Брехт использовал набор приёмов. Сам ставил пьесы, сам был режиссером. Первый приём:

· Эффект «очуждения». Брехт пытался показать объект/сюжет с неожиданной стороны.

· Действие, происходящее на сцене, не всегда совпадает с сюжетом пьесы.

· Использование вставных песенок. («Зонгов»).

· Использование известных ранее сюжетов.

· Брехт по минимуму использовал костюмы и декорации(усы, таблички с именами и названиями декораций)

Самые знаменитые: «Мамаша Кураж и её дети», «Кавказский меловой круг», «Добрый человек из Сачуаня», «Жизнь Галлилео».

Тема: Немецкая литература второй половины 20ого века.

После второй мировой войны Германию поделили на ГДР и ФРГ. Соответственно и литературу «поделили». Основным камнем преткновения стал вопрос «Кто был виноват во 2ой мировой войне». ГДРовцы очень просто отвечали – «Виноват Гитлар и его партия и всё».

ФРГшцы – «В какой-то мере виноват каждый немец», до этого додумались не сразу.

Раскол произошёл в 1947 году, когда произошёл первый съезд немецких писателей, где и был поднят вопрос «Кого судить?».

ГДР – всё по совковому. Всё комунни-позитивно.

Ведущей фигурой была Анна Зегерс . Долгое время она возглавляла союз писателей ГДР. Самый знаменитый роман её был написан до войны «Седьмой Крест».

Из тех, кто не был угоден литературе ГДР двое следующих:

Иоганнез Бобровский .

Основная тема его творчество – взаимодействие немцев и восточной Европы. Почти всё действие происходит в Польше, Литве, Беларуси.

2 романа: «Мельница Левина», «Литовские главиры».

Кристо Вольф.

Психологическая и историко-мифологическая проза. Один из самых знаменитых: «Кассандра». Позже она станет «честно и открыто» писать о том, что происходило на территории ГДР.

ФРГ : ведущей темой стала тема «не преодолённого прошлого». Попытка разобраться в причинах войны, в её последствиях.

Генрих Белль. (1917-1985).

Начинал с темы прошлого. Пытался раскрыть, сопоставляя события современности и события прошлого. Были созданы 2 романа: «Дом без хозяина», «Бильярд в половине 10ого». В 50-60ые Бёлля начинает интересовать тема абсурдности жизни. В рамках этой темы он создаёт роман «Глазами клоуна». Он в нём вводит не новый образ «печального шута», однако именно благодаря Бёллю термин «грустный клоун» входит в литературу более полно.

В конце жизни Бёлля станет больше интересовать тема насилия. «Поруганная честь Катарины Блюм». 1972 год – Блюм стал лауреатом Нобелевской премии.

Гюнтер Грасс . (1927-…).

Именно он один из тех, кто развивал и начинал темы Абсурда, Шута и клоунады.

1959 год – создаёт роман «Жестяной Барабан».

Всеми произведениями Грасс старается откликнутся на актуальные проблемы современности.

Одно из его последних произведений: «Моё столетие». Текст, в котором в 100 главах Грасс старается показать весь 20ый век. Именно за этот роман он получил Нобелевскую премию.

Патрик Зюськинд (1949-…).

Часто его называют «фантомом литературы». Не афишируется и не взаимодействует. Произведение, с которым он входит в литературу, пьеса «Контрабас».

Так же знаменит: повести «Голубка», «История господина Зоммера».

Бенджамин Леберт (1982-…).

Прославился в 1999 году, когда он выпустил роман «Crazy». Помимо этого вышли: «Не белая ворона», «Ты можешь …».


Тема: Французская литература первой половины 20ого века.

Отсчёт 20го столетия так же ведут с 70ых годов 19 века. Особенность – на рубеже веков именно Франция определяла литературные процессы , тут было сконцентрировано наибольшее количество направлений. Характерная черта – борьба и взаимопроникновение этих направлений .

Направления: натурализм/импрессионизм/символизм/реализм.

Поль Верлен (1844-1896).

Ещё при жизни получил титул «Певец упадка и печали». Типичный, яркий декадентский поэт. Первоначально в его творчестве преобладал импрессионизм.

Изначально Верлен вёл довольно спокойную жизнь, до встречи с Артюром Рембо. Вместе с ним уходит «скитаться по Европе». Активно пишет в это время, считается «вершиной» его творчество.

Отношения их заканчиваются трагически – Верлен стреляет в Рембо и попадает в тюрьму (1873 год).

В тюрьме Верлен обращается к религиозной тематике. Его стихи последующего периода максимально приближены по форме и содержанию к молитве и проповеди.

К 90ым годам он становится известен.

Самые лучшие его творения вошли в сборник «Песни/Романсы без слов», вышедший в 1847 году. По сути – там собраны его лучшие импрессионистские стихи. Их иногда называют «пейзажи души».

Мимолётные мгновения, природные мотивы. Душевные переживания, что отражены в этих самых пейзажах/мгновениях.

Артюр Рембо (1854-1891).

Считается самым-самым французским поэтом. Его творчество называют «евангелием каждого поэта». Его жизнь постоянно была своего рода вызовом/бегством. Начал писать в 8 лет, знал несколько языков. Часто уходил из дома. Постепенно, он сам для себя создал поэтическую теорию/установку: «Поэзия ясновидения». Позже, став взрослее, он назовёт этот период своей жизни: «Пора в Аду». Т.е. – вся его вершина – период в 4 года: с 15 и до 19 лет. Именно в этом время он создаёт свои шедевры.

Собственно, в 1873 году он издаёт сборник «Пора в Аду». Поэзия Рэмбо – это в первую очередь символизм.

Ги де Мопассан (1850-1893).

Считается, что Мопассан своим творчеством завершает реализм 19 века и начинает реализм 20ого. Был учеником Флобера.

Стал знаменит благодаря своим новеллам. Всего выпущено 16 сборников новелл и 6 романов. Именно благодаря нему, новелла стала ведущим, популярным жанром.

Мопассан – мастер психологической прозы. Переживания и внутренний мир героя. Так же его называют «мастером подтекста».

Превалируют новеллы на любовную тематику, но есть произведения о политике, религии.

Самой знаменитой новеллой считается «Пышка».

Его самые знаменитые романы: «Жизнь», «Милый друг». Лучшим и самым знаменитым является «Жизнь».

Литература начала 20ого века.

Авангардистские направления: Франция родина сюрреализма.

Гийом Аполлинер (1880-1918).

Его настоящее имя «Вильгелльм Альберт Владимир Аполинарий Костровицкий». Ни разу не беларус. Родился в Риме. Любил подчёркивать свои «фишки» - славянские корни, рождение в Италии, жизнь в Париже.

В Париж он попадает в 18 лет, и, не будучи французом по происхождению, начинает шуршать по полной программе. Первые публикации – 1901 год. В 1913 году выходит сборник его стихов «Алкоголи». На первом плане – любовная лирика. Темы отвергнутой/непринятой любви. Вершина – «Мост Мирабо» - «гимн отвергнутых мира». Именно в этом сборнике, Аполлинер полностью отказался отказом от знаков препинания.

1918 год. 2торой сборник: «Каллиграммы. Стихотворения мира и войны». Каллиграмма – «стихи/рисунки». Самое знаменитое: «Зарезанная голубка и фонтан».

2/3 его стихов вышли посмертно, только в 50ые.

Поль Элюар (1895-1952).

Эжен Грендель по паспорту. Начинал как поэт сюрреалист, но не был совсем уж ярким приверженцем всех фишек этого направления. Но его поэзия отличается яркостью образов. В начале всего – неожиданный образ, яркий, бредовый.

Сборники «Град скорби» «Любовь Поэзия» «Сама жизнь» «Роза для всех».

«Любовь Поэзия» - самый яркий.

Элюар – один из ярчайших мастеров любовной лирики. Лучшие стихи посвящены его жене.

В 30ые годы Элюар отходит от традиций сюрреализма и занимает гражданскую антифашистскую позицию. Самое знаменитое его позднее стихотворение «Свобода».

Во французской прозе этого времени основной темой становится «столкновение человека и общества», «столкновение культуры и цивилизации».

Прозаики:

Анри Барбюс . Завоевал известность антивоенными произведениями. Самое: роман «Огонь». Был одобрен в Совке.

Анатоль Франц . Один из ярчайших реалистов. Гротескно-пародийный философский роман «Остров пингвинов». Автор рассуждает о истории Франции, Европы на примере острова, где пингвинов наделили разумом.

Ромен Роллан . Утверждал героическое начало. Его интересовали судьбы творческих людей. 10томный роман-эпопея «Жан-Кристоф». Роман о жизни композитора, за основу взяты истории жизни Моцарта, Бетховена и Вагнера. Роман «Кола Брюньон».

Андре Жид . Обращался в своей прозе к нравственным проблемам. В своих книгах пытался разрешить конфликт духовного и чувственного. Роман «Фальшивомонетчики».

Антуан Де Сент Экзюпери . Его интересовали вопросы смысла жизни, места человека в ней. Как нужно жить, что бы остаться человека. «Планета Людей». ,

Немецкая литература в конце XIX - начале XX века

В 70-х годах XIX в. в немецкой общественной жизни произошли глубокие изменения. Вместо ряда мелких, полуфеодальных государств выросла объединенная под властью прусской династии Германская империя с бурно развивающейся промышленностью. Большинство немецкого народа ничего от этого не получило. Бедствовало крестьянство, особенно в Пруссии, разорялась мелкая буржуазия, рабочие получали нищенскую зарплату, работая по 12 часов в день.

Маркс и Энгельс руководили немецким рабочим движением. В 1875 г. организовалась социал-демократическая партия, которая на этом этапе возглавила борьбу немецких рабочих. В начале XX в. произошел ряд рабочих волнений, особенно усилившихся после русской революции 1905 г. Но в социал-демократической партии ведущую роль стали играть оппортунистические элементы. Поэтому в начале первой мировой войны лидеры немецких социал-демократов проголосовали за военные кредиты.

Подъем немецкой общественной жизни, начавшийся в 70-х годах, дал себя почувствовать и в литературе. В сложной обстановке, в непрестанной борьбе складывался немецкий критический реализм. Его противоположностью являлись различные течения натурализма и декадентства, которые в Германии, как и во всей Европе, получили распространение в конце XIX и начале XX в.

Натурализм

В Германии хорошо знали теории -Золя, и целый ряд писателей стремился им следовать. Были и свои, немецкие теоретики натурализма. Увлекаясь теорией наследственности, немецкие натуралисты отказывались от обобщений, от создания глубоких характеров. «Вождями» немецкого натурализма были Арно Гольц и Иоганнес Шлаф, писавшие рассказы под общим псевдонимом Петера Гольмсена. В работе «Искусство, его сущность и законы» (1891) Гольц заявлял, что «искусство должно стремиться стать природой», требуя тщательного копирования природы. В произведениях Гольца и Шлафа фиксировались мельчайшие факты, переживания и впечатления героев. Эта тенденция уводила от больших жизненных проблем.

Символизм

В странах немецкого языка развивался и символизм. К символизму был близок талантливый австрийский поэт, проникновенный лирик и большой мастер формы, Райнер Мария Рильке (1875—1926). Рильке свойственно тонкое понимание природы, он умел рассказать о самых сокровенных и чистых чувствах. Таковы многие стихотворения цикла «Молитвы девушек», поэтично раскрывающие женскую психологию. Рильке был и талантливым переводчиком. Он хорошо изучил русский язык и впервые перевел на немецкий «Слово о полку Игореве».

Но в творчестве Рильке ощущались тяготение к туманной символике и некоторый налет мистицизма. Он много писал о страданиях и смерти, часто использовал библейские и евангельские мотивы; для него характерны покорность судьбе, болезненный страх перед жизнью.

Рильке дважды был в России (в 1899 и 1900 гг.), виделся с Толстым, эти поездки произвели на него сильнейшее впечатление. Но у него выработались неверные представления о России. Он увидел в русском народе только безграничную покорность судьбе, богоискательство, смирение. Эти черты отразились в его сборнике «Часослов», написанном в 1899— 1903 гг., после посещений России. Героями сборника становятся русские монахи, возносящие молитвы из глубины своих келий. Психологическая изощренность этих образов, проповедь слепой покорности провидению, некоторая изысканность формы характеризуют эту книгу.

Далеко не все декаденты, писавшие на немецком языке, были склонны проповедовать покорность и смирение. Многие из них испытывали значительное влияние Ницше.

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше излагал свои философские идеи в сочинениях необычной, афористической формы, под оригинальными и неожиданными заголовками; «Веселая наука», «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра». Философия его носила волюнтаристский характер и была проникнута антидемократическими тенденциями. Ницше выдвигал реакционный и аморальный идеал «сверхчеловека», стоящего выше добра и зла. Избранной расой он считал северную, германскую, а лучшим средством воспитания расы признавал войну, излечивающую от «иллюзий» жалости и гуманизма. Эти идеи Ницше получили в дальнейшем большую популярность в немецких милитаристских кругах и легли в основу чудовищной расовой теории фашизма с его культом войны. В то же время презрение к ме щанской идеологии, которое рекламировал Ницше, его кри-> тика христианства, проповедь «героического пессимизма» привлекали к нему многих писателей Европы и Соединенных Штатов, пытавшихся не замечать опасной и реакционной сути его учения.

В области искусства Ницше был противником реализма. Он считал, что искусство движется гениями, сильными оди-I нокими личностями, что оно должно прославлять трагических героев, далеких от толпы. В то же время он осмеивал и декадентов за их слабость и пассивность (что не мешало ему писать декадентские стихи). *

Большая часть немецких декадентов соединяла позиции эстетизма и изысканности с ницшеанской проповедью войны и насилия.

Сильное влияние Ницше испытал Стефан Георге (1863— 1933), глава кружка эстетов, издававших журнал «Листки искусства». Этот тонкий эстет, писавший очень сложные по форме стихи (сборники «Ковер жизни», «Седьмое кольцо», 1907), идеализировал сильную личность; в поэме «Альга-бал» он изобразил римского императора Гелиогабала, не останавливающегося перед преступлением, чтобы удовлетворить свою жажду власти. Альгабал у Георге убивает родного брата, но, страшась всего «низкого», боится запачкать белоснежную одежду в его крови.

С проповедью войны и национализма выступал Лили-енкрон (1844—1909); он воспевал немецких офицеров и помещиков в своих военных новеллах (сборники «Летняя битва», «Война и мир»), посвященных франко-прусской войне, прославлял победу над французами, и он же давал образцы чисто импрессионистской лирики.

Реалисты

Натурализм и декаденство далеко не представляли всей немецкой литературы конца XIX — начала XX в. В ее недрах с новыми особенностями, характерными для XX в., развивался критический реализм. Это направление ярче всего раскрылось в творчестве Г. Манна, Т. Манна и Г. Гауптмана.

У ряда других, менее значительных писателей мы также можем видеть искреннее стремление к глубокой и актуальной проблематике.

Заслуженной известностью пользовались романы Крет-цера и Поленца. Кретцер в романах «Обездоленные» (1883) и «Обманутые» (1882) показывает тяжелое положение рабочих, задавленных эксплуатацией. Наиболее удачен его роман «Мастер Тимпе» (1888). Здесь писатель проявляет умение ставить большие проблемы, создавать типические образы ‘и критически подходить к современности. Кретцер говорит о поглощении крупными предприятиями мелких, что было очень актуально для 80-х годов. Честный, добросо вестный мастер Тимпе, владелец небольшой токарной мастерской, неизбежно должен погибнуть в столкновении с Урбаном, хозяином большой фабрики, ловким дельцом, не останавливающимся даже перед преступлением.

Значительной социальной насыщенностью и остротой отличались произведения Поленца. Он хорошо знал немецкую деревню и посвятил ей многие повести и романы. Роман «Крестьянин» (1895) получил высокую оценку Л. Толстого. В предисловии к русскому переводу Л. Толстой назвал роман Поленца настоящим образцом художественного творчества и противопоставил его «многим современным» произведениям. В романе «Крестьянин», как говорит Толстой, развитие действия вытекает непосредственно из характера героя, Бютнера, вступившего в конфликт с окружающей средой. В романе хорошо показаны быт немецкой деревни и трагедия ее темноты.

Поленц, может быть, сам того не желая, поднялся в своем произведении до мысли о том, что крестьянин, чтобы избежать гибели, должен отказаться от мелкособственнической идеологии и идти в ногу с пролетариатом. Эта мысль особенно понравилась Плеханову, который, так же как и Толстой, дал лестный отзыв об этом романе Поленца.

К реалистическому направлению принадлежал также Теодор Фонтане (1819—1898) с его социально-психологическими повестями и романами («Грешница», 1882, «Эффи Брист», 1895, и др.).

Экспрессионисты

Заслуживает внимания своеобразное и значительное литературное течение в Германии — экспрессионизм. Многое роднило его с декадентством — крайний субъективизм, идеализм, тяготение к абстрактности, Экспрессионизм получил интенсивное развитие в период первой мировой войны и после нее. Экспрессионисты выражали бурный протест против войн, насилия, эксплуатации, признавали необходимость революции, но понимали ее по-своему. Так, теоретик экспрессионизма Рубинер представлял ее себе как революцию человеческого духа. Вообще в революции всячески подчеркивали момент духовного освобождения, и она мыслилась многими экспрессионистами происходящей без всякого насилия. Они считали, что существенное заключается не в действительности, изображаемой художником, а в нем самом. Искусство служит лишь выражением его внутреннего «я». Отсюда название «экспрессионизм*—от французского слова expression— «выражение».

Экспрессионисты переоценивали роль интеллигенции в революции. Судьбы революции решают, по мнению экспрессионистов, не массы, а отдельные личности. Особенно много может сделать художник своим вдохновенным словом. На таких по зициях стояли и левые экспрессионисты — Кайзер, Толлер, Рубинер, Газенклевер, а также и ранний И. Бехер. Органом левых экспрессионистов был журнал «Акцион» («Действие»), основанный в 1910 г., но развернувший активную деятельность во время первой мировой войны. Излюбленным жанром экспрессионистов стала драма, так как именно она давала простор страстному эмоциональному выражению мыслей и чувств художника.

Экспрессионисты были противниками войны. Но, протестуя против насилия, они видели насилие и в любой справедливой войне, и в классовой борьбе. Для них характерны непротивленческие тенденции.

Э. Толлер

Типичным в этом отношении является творчество Толлера. Отправившись в 1914 г. добровольцем на войну, он быстро избавился от шовинистического угара и сделался ярым противником кайзеровской монархии. Еще до конца войны он попал в военную тюрьму. После падения империи Толлер участвовал в создании социал-демократического мюнхенского правительства. Но он своим прекраснодушием и боязнью насилия ускорил капитуляцию республиканских войск перед силами контрреволюций

Сам Толлер провел пять лет в тюрьме и написал там пьесы «Человек-масса» и «Разрушители машин», шедшие в 20-х годах в Советском Союзе. На первом представлении пьесы «Человек-масса» в 1920 г. в Мюнхене Толлер присутствовал.под конвоем. Выйдя из тюрьмы, он отошел от политической жизни. После фашистского’ переворота Толлер эмигрировал.

Творчество Толлера характерно для стихийного бунтарства экспрессионистов. В драме «Человек-масса» Женщина измира угнетателей пришла к народу, чтобы быть с ним до конца. Она пожертвовала для этого своим счастьем, любимым, который отвернулся от нее. Во время восстания Женщина защищает пленных и заложников, умоляет восставших не мстить, ломнить, что они—«любящий народ». Ее подозревают в измене и хотят арестовать, но войска, оставшиеся на стороне буржуазии, внезапным нападением побеждают восставших, й Женщина-предводитель арестована уже врагами. Приходит Безымянный (олицетворение «массы» рабочих) и предлагает ей бежать. Но для этого нужно убить сторожа. Женщина отказывается. Напрасны слова Безымянного о том, что она нужна людям.

В другом произведении Толлера -^«Разрушители машин»— показана Англия начала XIX в. и бунт рабочих.против замены их труда машинным. Но сами они темны, и бунт их бессмыслен, он разрушают машины и убивают человека, который стоял за них. Толлер все время подчеркивает организующую роль интеллигенции, дает интересный образ Байрона, произносящего речь против закона о казни для разрушителей машин.

Г. Кайзер

Другой экспрессионист, Георг Кайзер (пьесы «Коралл» — 1918, «Газ I» и «Газ II» — 1918—1920), дает трагическую картину положения рабочих в капиталистическом обществе — они превращены в какие-то придатки к машинам. Но он противопоставляет капитализму патриархальную жизнь на лоне природы, вдали от города с его шумной культурой.

Формальные особенности творчества экспрессионистов очень своеобразны. В их произведениях часто встречаются, вместо конкретных образов, обобщенные понятия, выражающие «сущность» того, что они хотят изобразить. Вместо собственных лиц — Женщина, Воин, Рабочий. Экспрессионистские драмы ставились обычно без декораций, только в сукнах, режиссеры отказывались от изображения быта и подчеркивали абстрактную сущность образов.

Экспрессионисты, при всех присущих им недостатках, сумели выразить протест против войны и бурно откликались на события современности. Они оказали определенное влияние на развитие западноевропейской драматургии.

В те же годы (в первые десятилетия XX в.) продолжает развиваться и критический реализм в немецкой литературе. Значительную роль для развития немецкой литературы сыграла деятельность группы критиков — левых социал-демократов Ф. Меринга, К. Цеткин, К. Либкнехта и Р. Люксембург. Близкие по своим взглядам к большевизму, они в основном правильно ставили и решали важнейшие вопросы партийности и народности литературы, защищали место классического наследия в новой, пролетарской культуре, боролись с реакционной фальсификацией творчества великих писателей. Труды немецких левых социал-демократов по истории и теории литературы (особенно «Легенда о Лессинге» Ф. Меринга, написанная в 1892 г., а также статьи К. Цеткин о Шиллере, Ибсене и Бьернсоне, статьи Р. Люксембург о Мицкевиче и о творчестве Л. Н. Толстого) имели принципиальное значение для развития марксистской эстетической мысли и были направлены против ревизионизма и реформизма.

1. Социокультурная ситуация и исторические ориентиры, определившие характер развития немецкой культуры. Становление мировой системы монополистического капитализма в Германии запоздало, ко к началу 20 в. переход завершился. Германия в экономике перегнала Англию. С правлением Вильгельма П с1888 г. установилась захватническая политика под лозунгом –«добиться для Германии места под солнцем». Это был также лозунг, объединяющий империю. Идеологические основы- учения немецких философов (Ницше, Шпенглер, Шопенгауэр)

В популярном социал-демократическом движении - тяготение к постепенному мирному разрешению конфликтов, противопоставленное революционной теории марксизма. На недолгий срок установилось видимое спокойствие, но в литературе - предчувствие апокалипсиса. Влияние революции 1905.г. привело к усилению социал-демократической идеологии и росту рабочего движения 1911г. - столкновение интересов Франции и Германии в Северной Америке, едва не приведшее к войне.

Балканский кризис и первая мировая воина 1914. г., революция 1917 т. в России привела к массовым забастовкам и ноябрьской народной революции в Германии (1918.г). Революционна ситуация была подавлена окончательно в 1923г. Послевоенный революционный подъем сменился... стабилизацией капитализма.

1925.г. - Веймарская буржуазная республика, Германия активно включается в процесс американизации Европы. После нужды и бедствий войны - естественной была потребность в развлечениях (чем было вызвано развитие соответствующей индустрии, культурного рынка, зарождение массовой культуры). Общая характеристика периода - «золотые двадцатые».

Последовавшие за ними 1930-е годы назвали «черными». 1929 -кризис перепроизводства в Америке.парализовавший мировую экономику. В Германии -экономический и политический кризис - смена правительств, неконтролирующих ситуацию. Безработица массовая. Набирает силу национал-социалистская партия. Противостояние сил развитой КПГ (Компартии Германии) и НСП (Национал-социалистической партии) завершилось победой последней. 1933 - к власти пришел Гитлер. Милитаризация экономики стала основным средством социальной стабильности. Одновременно политизировалась культурная жизнь. Эра литературных «измов» закончилась. Началась эпоха реакции и борьба с неугодными, С этого периода немецкая литература развивается в антифашистской эмиграции. Вторая мировая война.

2. Литература рубежа веков и 1пол 20в ознаменовалась кризисом буржуазной культуры, выразителем которого стал Ф. Ницше.

В 1890-х - наметился отход от натурализма . 1894 - натуралистическая драма Гауптмана «Ткачи». Особенность немецкого натурализма - «Последовательный натурализм,» который требовал более точного отражения предметов, менявшихся вместе с освещением и положением. «Секундный стиль», разработанный Шлафом, предполагает членение реальности на множество моментальных восприятий. «фотографическое изображение эпохи» не могло раскрыть незримых примет надвигающейся новой ЭПОХИ. К тому же приметой нового времени стал протест против концепции полкой зависимости человека от среды. Натурализм пришел в упадок, но его приемы сохранились в критическом реализме

Импрессионизм не получил распространения в Германии. Немецких писателей почти не привлекал анализ бесконечно изменчивых состояний. Нечасто занимались неоромантическим исследованием особых психологических состояний. Немецкийнеоромантизм включал черты символизма, но мистического символизма почти не было. Обычно подчеркивалась романтическая двуплановость конфликт вечного и житейского, объяснимого и таинственного.

Преобладающим направлением в I пол 20в. был экспрессионизм . Ведущий жанр –«драма крика»

Наряду с «-измами» на рубеже веков к до конца 20-х гг. активно складывался пласт пролетарской литературы. Позднее (в 30-е годы)в эмиграции развивается социалистическая проза (А. Зегерс и поэзия Бехер).

Популярный в это время жанр - роман. Помимо интеллектуального романа в немецкой литературе существовали романы исторический и социальный, которые развивали технику, близкую интеллектуальному роману, а также продолжали традиции немецкой сатиры.

Генрих Манн (1871 - 1950) работал в жанре социально-обличительного романа (влияние французской литературы). Основной период творчества - 1900-1910 гг. Известность писателю принес роман «Верноподданный» (1914). По словам самого автора «Роман изображает предшествующую стадию того тала, который затем достиг власти». Герой - воплощение верноподданичества, сущность явления, воплощенная в живом характере.

Роман - это жизнеописание героя, с детства, преклонявшегося перед властью: отец, учитель, полицейский. Биографические детали автор использует для усиления свойств натуры героя;, .Он - раб и деспот одновременно. В основе его психологии лежит низкопоклонство и жажда власти для унижения слабых, Рассказ о герое фиксирует его то и дело меняющеюся социальную позицию (секундный стиль!). Механистичность действий, жестов, слов героя -передают автоматизм, механистичность общества.

Автор создает образ по законам карикатуры, преднамеренно смещая пропорции заостряя и гиперболизируя характеристики персонажей. Героям Г.Манна свойствена подвижность масок = карикатурность, Все перечисленное в совокупности и есть «геометрический cmиль» Г.Манна как один из вариантов условности: автор балансирует на грани достоверности и неправдоподобия.

Лион Фейхтвангер (1884 - 1954) - философ, интересовавшийся Востоком. Прославился историческими и социальными романами. В его творчестве исторический роман более, нежели социальный роман, зависел от техники интеллектуального романа. Общие черты

* Перенесение современных проблем, волнующих писателя, в обстановку далекого прошлого, моделирование их в историческом сюжете - модернизация истории (исторически достоверен сюжет, факты, описание быта, национальный колорит, ко г отношения героев внесены современные проблемы).

* Исторически костюмированная современность, роман натеков и иносказаний, где в условной исторической оболочке изображены современные события и лица «Лже-Нерон» - Л. Фейхтвангера, «Дела господина Юлия Цезаря» Б Брехта).

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...