Анализ полученных результатов. Анализ занятия учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему Как организовать открытый просмотр занятия по чтению художественной литературы


Образец самоанализа занятия в ДОУ

Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
- Продолжать формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;
- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.

Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем – поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя, работа с крупой « Найди овощ», логоритмическое упражнение – «ходьба в огород». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать.Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук., Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений; Здоровье: формировала представления детей о витаминах и их значимости. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей об овощах и месте их произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Кораблик»

Самоанализ

занятия по ознакомлению с художественной литературой

и развитию речи

Старшая группа

Воспитатель:

Мазепа Светлана Александровна

г. Удомля

Характеристика группы.

В моей группе 23 человека, из них 13 девочек, 10 мальчиков. На занятии присутствовало 10 детей, согласно условиям конкурса.

Степень обучаемости детей данной подгруппы достаточно высока, и навыки, необходимые для успешной работы на занятиях сформированы следующим образом:

Высокий уровень обучаемости: 100% – 4 человека

Средний уровень обучаемости: 89% – 3 человека

78% – 3 человека

Низкий уровень: нет

Подгруппы детей не постоянны, видоизменяются.

Характеристика проекта.

Данное по блоку занятие знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» первое. Чтение сказки я вынесла в предварительную работу, так как объем сказки велик по содержанию, тем самым сэкономила время для творческого задания детей.

Цель занятия: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». Закрепить умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать воображение; придумывание новых эпизодов сказки. Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.

В свое занятие я внесла: игровую мотивацию – приход Сказочницы, проблемную ситуацию в конце занятия – «Какими бы были гуси, если жили бы не у Бабы-Яги, а у Маши с Ваней?» Занятие закончила стихотворными строчками, позволяющими детям более ярко осмыслить содержание, т.к. стихи способствуют более легкому запоминанию материала, а также активизируют внимание детей, которые прекрасно усваивают информацию на слух.

Краткое структурное изложение занятия: для лучшего усвоения программного материала я продумала посадку детей, пригласив их на импровизированную поляну из цветов, а также использовала технические средства: музыкальные произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник» (современная обработка с использованием голосов птиц).

Структура занятия предусматривала несколько блоков заданий, а именно:

вхождение в сказку,

творческое задание детей,

итог занятия.

На занятии использовались следующие методы:

Словесные методы (это перцептивный аспект) были использованы неоднократно:

при создании игровой мотивации «В гостях у Сказочницы»,

придумывание новых эпизодов сказки,

анализ выполненных работ.

Наглядные методы использовались в следующем моменте. Показ иллюстрации из сказки (книга-театр «Гуси-лебеди»)

Данный метод был направлен на детей, которые воспринимают информацию больше на зрительный образ.

Практические методы (перцептивный аспект). Выполнение творческого задания – создание ковриков для избушки Бабы-Яги, и для домика Маши и Вани.

Для снятия утомления детей провела короткую физкультурную минутку: пластический этюд «Бабочки».

Методы контроля . Так как занятие проводилось с подгруппой детей, и количество их было небольшим, то было уместно и возможно провести фронтальную проверку знаний и навыков детей. Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом. На занятии использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.

Длительность занятия 24 минуты, что соответствует нормам Сан Пина.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены.

Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако двое детей работали в своем темпе, и творческое задание выполнили чуть позднее из-за медлительности, в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души отразилась в их собственных сочинениях. Каждый герой был положительным.

Но, однако, дети удивили меня тем, что творческие рассказы были менее содержательны, чем могли бы быть. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.

Анализ познавательного занятия

Новая тема содержит много новых слов, что обогащает и активизирует их словарный запас. Оборудование было приготовлено воспитателем заранее. Структура: орг.момент, повторение, новый материал, физ минутка, закрепление, итоги. Этапы логически связаны между собой из повторения Занятие по времени 10 мин. Объем и сложность отобрана в соответствии с возрастными особенностями. Для закрепления была организованна игра по теме, в игре дети лучше и эффективнее закрепят свои знания. Каждый ребенок принял посильное участие в игре. Цели занятия достигнуты.

Анализ занятия по коммуникации и чтению художественной литературы

Тип - новый материал. Структура: орг. момент, новый материал, физ. минутка, закрепление, итоги. Этапы логически и последовательны, связаны между собой. Использованное произведение доступно пониманию детей.

Использовала следующие методы и приемы: чтение, показ иллюстраций, беседа, вопросы. Дети активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы. Цели занятия достигнуты.

АНАЛИЗИРУЕМ ЗАНЯТИЕ

Интенсивное развитие инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны ставит перед образованием новые проблемы, как в масштабах государства, так и в конкретном образовательном учреждении.

Анализ – это расчленение явления на части, элементы с последующим изучением их в отдельности, как частей данного целого.

Педагогический анализ – это функция управления вместе с руководством, контролем, координацией, коррекцией, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

В моей практике существовало достаточно схем анализов различных видов деятельности (это схемы, взятые из рекомендаций К.Ю.Белой, и схемы, разработанные нашим педагогическим институтом и др.), все бы хорошо, но наш детский сад работает по программе О.М.Дьяченко (Л.А.Венгера) «РАЗВИТИЕ» и многие схемы для анализа занятий нам не подходят. Передо мной как перед методистом стала проблема, как лучше разработать развивающее занятие и проанализировать его со всех сторон.



Подумав, почитав методическую литературу и наладив контакт с преподавателями ИГПИ им. П.П.Ершова, мы разработали памятку для воспитателей по постановке целей развивающего занятия (приложение №1).

Пришлось так же подумать и разработать опорную схему для анализа и конструирования занятий (приложение №2).

На основе этих схем легче анализировать мне, как руководителю и педагогу сделать самоанализ.

В конце учебного года своим воспитателям я предлагаю самим предложить свои открытые мероприятия на следующий учебный год, а затем анализирую и составляю график открытых мероприятий. А в годовом плане отражаю план посещения групп и график контроля воспитательно-образовательной работы и открытые просмотры.

Для меня, как для методиста наиболее важно во время посещения занятия увидеть творческую искорку в работе воспитателя с детьми, то есть как педагог творчески и неординарно проведет детей в мир знаний, каким путем он воспользуется, какие методы, формы, приемы и новинки он использует в данном занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

Конкретизация норм и уровня усвоения знаний для каждого ребенка

Четкое определение уровня формирование каких-либо умений и навыков

Ликвидация конкретных пробелов в знаниях и умениях конкретного ребенка

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

Обеспечить продвижение ребенка в видах деятельности, способствующих формированию опыта творческой деятельности, социально значимых качеств личности (трудолюбие, самостоятельность, инициативность), нравственных качеств (сочувствие, сопереживание, гуманное отношение)

Предусмотреть ситуации, направленные на формирование умений и навыков познавательной деятельности, социального опыта.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ.

Постановка цели развивающего занятия – это не элементарное определение замыслов, а логическое определение направления и результатов движения (точки постепенного движения к цели по определенному маршруту).

Цель педагогической деятельности – мысленное предвосхищение результатов процесса. В своих формулировках педагогическая цель должна отражать те качества, на развитие которых направлен педпроцесс.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности: актуальность и личностный смысл изучаемой темы для детей, помощь детям в осознании социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений детей к окружающей действительности: содействовать осознанию детьми ценностей изучаемого материала, помочь детям осознать ценность совместной деятельности.

3. Цели, направленные на развитие у детей интеллектуальной культуры: вооружить (т.е. создать организационные и содержательные условия для развития у детей умений) способами (приемами) мыслительной деятельности: учить детей анализировать познавательный объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить, видеть закономерности, находить противоречие и т.д.

4. Цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры (исследовательских умений): содействовать развитию у детей умению использовать различные методы познания: наблюдение, выдвижение гипотезы, умение анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы.

5. Цели, ориентированные на развитие у детей организации деятельной культуры: развитие у детей умений ставить цель, планировать свою деятельность (осуществлять контроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности).

6. Цели, ориентированные на развитие коммуникативных умений (культуры) детей: содействовать развитию у детей умению общаться, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

7. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры детей: создать условия для развития у детей умений приостановить свою деятельность, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности, обеспечить развитие умений объектировать деятельность.

7.9. Наблюдение и анализ организации

физкультурных мероприятий группы

Комплекс утренней гимнастики

Общеразвивающие упражнения

1-2 неделя практики

Шарик И.П: ноги слегка расставить, руки за спину. Согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надуть шарик. Развести руки в стороны, выпрямиться – надули. Руки вверх посмотреть – улетел, вернуться в И.П. Где коленки И.П. сидя, ноги врозь, руки упор сзади. Наклон вперед, ладони на олени, смотреть на олени, выпрямиться. Говорить «вот» Мячик И.П. ноги слегка расставить, руки вниз. Слегка сгибать и выпрямлять ноги – мягкие мячики. 8-10 подпрыгиваний – прыгают мячики, чередование с ходьбой 3 раза

3-4 неделя практики - С платочком

Подуй И.П. ноги слегка расставлены, платочек опущен. Платочек перед грудью, подуть на него, сильный ветер. Опустить, сказать «нет ветра» Спрячемся И.П. ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед, платочек перед лицом – спрятались. Опустить платочек, выпрямиться Сесть встать И.П. ноги слегка расставить, платочек на полу. Сесть на платочек, перед ним, за ним, около. Встать, сказать, «сели»

Подвижные игры

Катится колобок

Цель: развивать крупные мышцы туловища, разгружать позвоночник. Вызвать чувство удовлетворения от выполняемых движений

Лохматый пес

Цель: приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал

Пройди через ручеек

Цель: развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер

Солнышко и дождь

Цель: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал

Анализ утренней гимнастики

Гимнастика проводится в физкультурном зале, после каждой группы проводится проветривание, по окончанию влажная уборка помещения и инвентаря, что соответствует гигиеническим условиям.

Гимнастика начинается с разогревающих упражнений, ОРУ соответствуют возрастной дозировке, выполняются упражнения сначала для шеи, для конечностей, затем туловища. Используются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки длительность и интенсивность соответствует возрастным нормам. Окончание гимнастики плавное, выполнение упражнений на восстановление дыхания. Дети организованно и активно выполняют движения. Воспитатель дает четкие доступные указания и команды. Следит за правильностью выполнения, осанкой. Музыкальное сопровождение не используется. Проведение утренней гимнастики воспитателям соответствует гигиеническим условиям и возрастным нормам, учитываются индивидуальные особенности.

Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Зачем дошкольникам художественная литература

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

  1. Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
  2. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
  3. Формирование навыка нравственной оценки произведения.
  4. Развитие способности к сопереживанию героям.

В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного

В старшей группе список задач расширяется:

  1. Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
  2. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
  3. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
  4. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
  5. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
  6. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие

К задачам подготовительной группы относятся:

  1. Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
  2. Развитие у дошкольников чувства юмора.
  3. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
  4. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
  5. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.

Какие приёмы и методы можно использовать

На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:

  1. Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
  2. Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
  3. Инсценирование - метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
  4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).

Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:

  1. Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
  2. Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
  3. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
  4. В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.

Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения

Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.

Как объяснять детям незнакомые слова

Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).

Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов

Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.

Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению

После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).

Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:

  • Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?
  • На кого бы вы хотели быть похожи?
  • С кем бы вы не стали дружить?

Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:

  • Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?
  • Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?

Вопросы на обнаружение мотива:

  • Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?
  • Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?
  • Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?

Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).

С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека

Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.

Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц

Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы.

Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников

Ключевые события сказки представлены в виде схем На плакате схематически изображены главные персонажи (девочка, медведь) и ключевые моменты повествования (лес, избушка, пирожки, короб) Каждая схематическая картинка соответствует строчке стихотворения

Как показывать детям иллюстрации

Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому - А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница - то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям

Общая структура занятия по чтению

Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части:

  1. Знакомство с произведением, цель которого - правильное и эмоционально насыщенное восприятие.
  2. Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых средств выразительности.
  3. Повторное чтение текста (либо его ключевых эпизодов) для углубления восприятия и закрепления впечатления.

Типы занятий по чтению в детском саду

Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:


Мотивирующее начало занятия

Ключевая задача воспитателя - подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.

Появление игрового персонажа

В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»), забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка).

Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова

Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).

Послание от героя

Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок - подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.

Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками

Предварительная беседа

В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа - Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы.

Дополнительно детям можно предложить раскрасить Незнайку

Другой пример - педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» (или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу).

Ознакомление с наглядными материалами

Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.

После рассматривания отважных богатырей дошкольникам будет очень интересно послушать былину про Илью Муромца

Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.

После рассматривания иллюстраций ребятам наверняка захочется узнать, кто же на них изображён и что приключилось с героям

Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.

Примеры конспектов занятий

С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь:

  • Каранова М.С., «Медвежонок Бурик» (вторая младшая группа) ;
  • Романова Н., «Чтение и заучивание стихотворения М. Худякова «Осень» (средняя группа) ;
  • Коновалова Д.В., «Поговорим о дружбе (чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин»)» (подготовительная группа) .

Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы

В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.

Первая младшая группа

  • Стихотворение А. Барто «Мишка».
  • Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».
  • Русская народная песенка «Пошёл котик на Торжок…».
  • Русская народная песенка «Петушок, петушок…».
  • Русская народная песенка «Как по лугу, лугу…».
  • Русская народная песенка «Как у нашего кота…».
  • «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай…».
  • Русская народная песенка «Курочка-рябушечка».
  • Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского.
  • Русская народная песенка «Уж как я мою коровушку люблю…».
  • Стихотворение А. Барто «Грузовик».
  • Стихотворение С. Капутикян «Все спят».
  • Стихотворение В. Берестова «Больная кукла».
  • Русская народная песенка «Коза-дереза».
  • Русская народная песенка «Заяц Егорка…».
  • Рассказ Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…».
  • Произведение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

    Многие сказки для детей можно включать в какие-либо режимные моменты (например, переход к дневному сну)

  • Рассказ Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь…».
  • Стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси».
  • Стихотворение А. Барто «Слон».
  • Потешка «Ой ты, заюшка-пострел…» (перевод с молдавского И. Токмаковой).
  • Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова).
  • Русская народная песенка «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».
  • Стихотворение С. Капутикян «Маша обедает».
  • Стихотворение Н. Саксонской «Где мой пальчик»
  • Стихотворение П. Воронько «Обновки».
  • Стихотворение Н. Сынгаевского «Помощница».
  • Отрывок из стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
  • Стихотворение В. Хорола «Зайчик».

    Стихотворение Хорола про зайчика - очень ритмичное, что позволяет использовать его для двигательных упражнений

  • Стихотворение М. Познанской «Снег идёт».
  • Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».
  • Стихотворение О. Высотской «Холодно».
  • Стихотворение В. Берестова «Котёнок».
  • Стихотворение А. Барто «Зайка».
  • Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?».
  • Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
  • Немецкая песенка «Снегирёк» (перевод В. Викторова).
  • Стихотворение А. Барто «Кораблик».
  • Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком».
  • «В магазине игрушек» (главы из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика», перевод с польского В. Приходько).
  • Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко».
  • Закличка «Дождик, дождик, веселей…».

    Заклички и потешки могут стать основой для физкультминутки или пальчиковой гимнастики

  • Русская народная сказка «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).
  • Стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка».
  • «Ветер по морю гуляет…» (отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
  • Стихотворение А. Введенского «Мышка».
  • Стихотворение Г. Сапгира «Кошка».
  • Русская народная потешка «Из-за леса, из-за гор…».
  • Сказка В. Бианки «Лис и мышонок».
  • Рассказ Г. Балла «Желтячок».
  • Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка».

    Это стихотворение полезно для работы с плаксивыми детьми, но не допускайте, чтобы такого ребёнка начали дразнить остальные

  • Стихотворение К. Чуковского «Путаница».
  • Сказка Д. Биссета «Га-га-га» (перевод с английского Н. Шерешевской).
  • Русская народная потешка «Огуречик, огуречик…».
  • Стихотворение «Сапожник» (перевод с польского в обработке Б. Заходера).
  • Стихотворение Б. Заходера «Кискино горе».
  • Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики».
  • «Друзья» (глава из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика»).

Вторая младшая группа

  • Чтение стихотворения Саши Чёрного «Приставалка».
  • Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
  • Чтение русской народной сказки «Колобок» (в обработке К. Ушинского).
  • Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».
  • Чтение русской народной сказки «Три медведя».
  • Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик».
  • Русские народные песенки-потешки: «Кисонька-мурысенька».
  • Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке».
  • Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
  • Русская народная сказка «Репка».
  • Чтение русской народной сказки «Лиса и волк».
  • «Сказки про глупого мышонка» С. Я. Маршака.
  • Стихотворение А. Босева «Трое».
  • Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт».
  • Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса».
  • Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

    Сказка «Гуси-лебеди» отлично подойдёт для разговора о послушных и непослушных детях

  • Чтение стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
  • Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», Е. Чарушина «Волчишко».
  • Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
  • Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
  • Русская народная сказка «Рукавичка».
  • Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки».
  • Чтение русской народной сказки «Коза-дереза».
  • Чтение стихотворения И. Косякова «Всё она».
  • Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
  • Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Усатый-полосатый».
  • Русская народная сказка «Теремок».

    «Теремок» очень популярен в ДОУ как театральная постановка с участием самих детей, хотя чаще её ставят уже в средней и старшей группах

  • Чтение рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж».
  • Заучивание стихотворения С. И. Белоусова «Весенняя гостья».
  • Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».
  • Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
  • Чтение рассказа Я. Тайца «Праздник».
  • Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама!».
  • Чтение сказки К. Чуковского «Цыплёнок».
  • Заучивание стихотворения В. Берестова «Котёнок».
  • Чтение русской народной сказки «Бычок - чёрный бочок, белые копытца».
  • Стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Средняя группа

  • Рассказ В. Осеевой «Сторож».
  • Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге».
  • Русская народная сказка «Мужик и медведь».
  • Рассказ В. Осеевой «Синие листья».
  • Русская народная сказка «Дурак и берёза».
  • Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?».
  • Русская народная сказка «Кораблик».
  • Рассказ Л. Воронковой «Как ёлку наряжали».
  • Русская народная сказка «Мороз и заяц».

    Сказка «Мороз и заяц» обогатит знания детей о сезонных изменениях в природе

  • Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».
  • Рассказ В. Карасевой «Оля пришла в садик».
  • Сказка В. Даля «Лиса-лапотница».
  • Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь».
  • Мордовская народная сказка «Как собака друга искала».
  • Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
  • Рассказ В. Бороздина «Звездолётчики».
  • Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце».
  • Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму».
  • Рассказ С. Вангели «Подснежники».
  • Сказка В. Осеевой «Три сороки».

    Для большего погружения в тему сказки можно включить детям аудиозапись с голосом сороки

  • Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди».
  • Произведение М. Пляцковского «Сказка о перевёрнутой черепахе».
  • Чтение стихотворения В. Паспалеевой «Лесная фиалка».
  • Рассказ А. Гайдара «Поход».
  • Рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…».
  • Рассказ Н. Сладкова «Неслух».
  • Сказка Н. Павловой «Земляничка».
  • Сказка В. Сутеева «Под грибом».

Старшая группа

  • Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка».
  • Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».
  • Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает осень».
  • Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».
  • Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».
  • Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
  • Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
  • Чтение рассказа Виктора Драгунского «Друг детства».
  • Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».

    Стихи и сказки учат ребёнка доброте, уважению к окружающим, поддерживают любознательность

  • Пересказ рассказа В. Чаплиной «Белка».
  • Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».
  • Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка».
  • Чтение глав повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
  • Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня».
  • Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого).
  • Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».
  • Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик».
  • Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
  • Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка» (обр. К. Шавровой).
  • С. Городецкий «Котёнок» (чтение в лицах).
  • Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
  • Заучивание стихотворения М. Яснова «Мирная считалка».
  • Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка».
  • Чтение произведения Г. Снегирёва «Пингвиний пляж».
  • Чтение глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек». Лепка «Щенок»
  • Чтение стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищурил…».
  • Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
  • Рассказывание народной сказки «Сивка-бурка».

    Многие сюжеты русской литературы прошли через года, их знали ещё бабушки и дедушки нынешних малышей

  • Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».
  • Чтение отрывков произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».
  • Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
  • Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».
  • Русская народная сказка «Лиса и заяц».
  • Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».
  • Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

    Сказка «У страха глаза велики» - по сути психологическая

  • Чтение произведения И. Лешкевича «Светофор».
  • Инсценирование отрывка русской народной сказки «Маша и медведь».
  • Заучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день».
  • Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
  • Пересказ украинской народной сказки «Колосок».
  • Чтение отрывка произведения К. Паустовского «Кот-ворюга».
  • Заучивание отрывка «У лукоморья дуб зелёный…» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
  • Любимые сказки А. С. Пушкина.
  • Чтение сказки Р. Киплинга «Слонёнок».
  • Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка».

Подготовительная группа

  • Знакомство с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…».
  • Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога».
  • Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».
  • Рассказ К. Ушинского «Четыре желания».
  • Былина «Илья Муромец и соловей-разбойник».
  • Рассказ К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
  • Заучивание стихотворения Н. Рубцова «Про зайца».
  • Чтение рассказа А. Куприна «Слон».
  • Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
  • Знакомство с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».
  • Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах».
  • Рассказ М. Зощенко «Великие путешественники».

    Дети с большим интересом относятся к историям о своих сверстниках

  • Былина «Садко».
  • Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка».
  • Сказка К. Ушинского «Лиса и козёл».
  • Знакомство с произведением И. Сурикова «Зима».
  • Рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».
  • Сказка по народным сюжетам «Снегурочка».
  • Разучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой…» .
  • Стихотворение Э. Мошковской «Добежали до вечера».
  • Знакомство с произведением П. Ершова «Конёк-Горбунок».
  • Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок и жерновцы».
  • Пересказ произведения Е. Чарушина «Медведь».
  • Стихотворение С. Есенина «Берёза».
  • Пересказ сказки «У страха глаза велики».
  • Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок».
  • Рассказ В. Бианки «Приспособился».
  • Русская народная сказка «Василиса прекрасная».
  • Рассказ В. Даля «Старик-годовик».

    В старшем дошкольном возрасте сказки воспринимаются детьми более полно, могут быть соотнесены с прошлым и будущим временем года

  • Стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».
  • Сказка Х.-К. Андерсена «Дюймовочка».
  • Рассказ Е. И. Чарушина «Кабан».
  • Рассказ М. Пришвина «Золотой луг».
  • Стихотворение Эдварда Лира «Лимерики».
  • Рассказ В. Бианки «Лесные домишки».
  • Сказка братьев Гримм «Горшок каши».
  • Рассказ С. Алексеева «Первый ночной таран».
  • Стихотворение А. Блока «На лугу».
  • Сказки Пушкина.
  • Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Кружок по чтению художественной литературы в детском саду

В детском саду очень часто практикуется кружковая работа по чтению художественной литературы. Это направление очень актуально: у детской литературы сегодня много «соперников» - мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. Они не требуют от ребят размышлений, в отличие от художественного произведения. Наблюдается и такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных, познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребёнком требует сил, внимания и времени, которого многим родителям не хватает. В этих случаях задача приобщения дошкольников к книге ложится на плечи воспитателя. И хорошо, если помимо произведений, заданных образовательной программой детского сада, он знакомит ребят с другими замечательными сказками, рассказами, былинами, стихотворениями, а также пословицами и поговорками.

Сегодня у книг есть множество «конкурентов» в борьбе за внимание ребёнка

Что касается тематики литературного кружка, то она может охватывать:

  • произведения различных жанров (варианты названий: «В гости к книжке», «Литературная гостиная», «Волшебный мир книг»);
  • только сказки («Сказки - добрые друзья», «В гостях у сказки», «Сказка мудростью богата…»);
  • стихотворения (дети выразительно их читают и заучивают наизусть).

Занятие в кружке проводятся обычно один раз в неделю во второй половине дня.

В качестве примера можно рассмотреть рабочую программу и перспективный план работы кружка «В гости к книжке» (рассчитан на три года обучения) воспитателя Е. В. Назаровой. Его особенность в том, что чтение литературы сочетается с проведением русских народных игр схожей тематики.

Елизавета Васильевна указывает следующие задачи кружка:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

Цель - углублённо знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Как организовать открытый просмотр занятия по чтению художественной литературы

Одна из важных форм работы по чтению - открытые занятия, в ходе которых педагог демонстрирует коллегам свой новаторский опыт. Новизна может затрагивать различные аспекты:

  • применение информационно-компьютерных технологий - ИКТ (слайды с изображением эпизодов произведения, его отдельных героев);
  • пересказ сказки детьми с опорой на мнемотаблицы (это направление всегда вызывает интерес);
  • новаторской может быть даже физкультминутка - обязательный элемент большинства занятий (например, с использованием камушков для усиления ритма, кстати, этот приём можно применять и при чтении стихотворений).

Занятия с использованием ИКТ всегда смотрится выигрышно

Интересная идея - подключить к мероприятию музыкального руководителя либо использовать аудиозаписи. Например, в той же самой сказке «Маша и медведь» музыка передаст, как девочка собирает в лесу грибы и ягоды, а мишка тяжёлой поступью идёт по лесу. Дети будут просто в восторге от такого глубокого погружения в произведение.

Финал открытого занятия также можно интересно обыграть. Например, дети дарят гостям закладки для книг, которые они сделали своими руками.

Открытый просмотр нельзя заранее репетировать с группой, например, заучивать стихи или прорабатывать ответы на вопросы. Это всегда видно со стороны: дети не будут так заинтригованы, как если бы они воспринимали произведение в первый раз.

Особенности проведения празднично-досуговых мероприятий по чтению

Воспитанию интереса к книге способствуют и различные праздничные мероприятия: литературные досуги, развлечения, вечера, викторины. Их тематикой может стать творчество конкретного писателя, поэта (например, А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто), особенно если связать это с его предстоящим юбилеем.

Литературное мероприятие можно приурочить к празднику, например, Дню матери, Дню птиц, 9 Мая. Для этого подбираются разножанровые произведения (стихотворения, небольшие рассказы, эпизоды из сказок, пословицы, поговорки), которые оригинально обыгрываются.

Праздничную атмосферу всегда создаёт объединение различных видов искусства - литературы, театра, танца, музыки, изо. Также в подобный досуг можно включать спортивные элементы.

Структура литературного праздника сходна с построением утренника:

  1. Торжественное открытие со вступительным словом ведущего.
  2. Показ концертных номеров.
  3. Демонстрация выставки книг.
  4. Завершение.

Объединяют части мероприятия, кроме ведущего, игровые персонажи. Они не дают ослабевать детскому вниманию.

Декламация стихов - неотъемлемая часть литературного праздника

Старшие дошкольники могут устроить для воспитанников младшего возраста мини-концерт с чтением знакомых малышам потешек, песенок, стихов. При этом желательно использовать наглядные материалы - игрушки, картинки, различные предметы.

Пример конспекта литературного мероприятия по произведениям С. Я. Маршака (автор А. Г. Чирикова).

Видеоматериалы по теме

Знакомство с художественной литературой часто превращается в маленькое представление, на котором выступают сами дети.

Видео: чтение стихотворений Агнии Барто об игрушках (младшая группа)

Видео: рассказывание и инсценировка сказки «Теремок» (вторая младшая группа)

Видео: «Путешествие по русским народным сказкам» (открытое занятие в средней группе)

Видео: занятие-путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (старший дошкольный возраст)

Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад - первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники - скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, он же раскрывает идею, помогает детям проникнуться переживаниями за героев. Именно поэтому воспитатель должен уметь заинтересовать малышей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения.

Самоанализ занятия

Самоанализ
занятия по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина» проведенного воспитателем МОУ «Прогимназия №2 ГП Терек»
Мы в течение двух месяцев занимались проектной деятельностью по теме «Сказки А.С.Пушкина»: изучали биографию А.С.Пушкина, знакомились с его сказками, делали поделки, была организована совместная творческая работа родителей и детей по иллюстрированию сказок Пушкина.
Итогом проектной деятельности было это занятие по развивающей программе «Радуга», которое носило триединую цель: обучающую, развивающую, воспитательную.

1. Образовательные задачи:

Развивать интерес к художественной литературе;
-расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина;
-развивать коммуникативные качества.

2. Развивающие задачи:

Учить вслушиваться в ритм и мелодику текста;
-помочь выразительно, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках;
-формировать эмоциональное отношение к произведениям поэта;
-учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;
-активизировать память, внимание, мышление;
-развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь, трепетное отношение и гордость за Пушкина;
-формировать бережное отношение к книге;
-закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
-развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность, доброту, отзывчивость и патриотизм.
-вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

4. Оборудования:

Экран, ноутбук, незаконченные подделки «Золотая рыбка», портрет А.С.Пушкина, свечи, проектор, живая рыбка.

5. Используемые технологии:
 игровая;
 информационно- коммуникационная;
 проектная;
 личностно - ориентированная;
 здоровьесберегающая;
 интегрированное обучение.

Все части занятия были взаимосвязаны.
Плавно переходила от одной части к другой.
На первом этапе опираясь на знания детей вспомнили основные факты и события из жизни А.С.Пушкина и на основе них дала новые.
Большой интерес у детей вызвала драматизация отрывка сказки «О Царе Салтане», в которой играли воспитанники группы. Здесь дети продемонстрировали знание сказки, коммуникативные качества, артистизм, умение держать себя перед публикой.
В следующей части осуществила интеграцию художественной литературы с обучением грамоте. Здесь воспитанники показали знание букв и умение бегло читать текст.
К следующей сказке перешла через загадку о Петушке, которая заставила детей думать.
В течение всего занятия старалась активизировать мыслительную деятельность и познавательный интерес через разнообразные педагогические технологии.
Ставила проблемные вопросы, на которые дети должны были высказывать свои суждения, спорить и делать умозаключения.
Учила слушать и слышать своих товарищей и педагога, как требует развивающая программа «Радуга».
На мой взгляд появление живой говорящей золотой рыбки вызвало удивление. И они с большим желанием и надеждой просим рыбку об исполнении их желаний.
Художественно- продуктивная деятельность детей была интегрирована в занятие по художественной литературе.
На протяжении всего занятия обогащала словарный запас и развивала коммуникативные способности детей, что положительно влияет на их развитие речи в условиях билингвизма.
Все это проходило живо и интересно в непринужденной обстановке.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивались путем хорошего санитарного состояния помещения, сменой видов детской деятельности, физминуткой в середине занятий, благоприятной психологической атмосферой.
Мне думается, что дети получили много новых знаний в ходе проектной деятельности и эмоциональное удовольствие.
Целью этой двухмесячной проектной деятельности я ставила сплочение членов семье и нравственное воспитание подрастающего поколения.
На мой взгляд, я реализовала все поставленные задачи и цели.

Выбор редакции
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...

Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...

Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...
Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...