Разработка открытого занятия вокальное пение. Конспект занятия по эстрадному вокалу


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества»

Муниципального образования городской округ Красноперекопск

Республики Крым

Методическая разработка открытого занятия

« Развитие вокально - певческих навыков эстрадного

исполнения в ансамбле »

(с использованием комбинированных технологий:

игровой и технологии коллективной творческой деятельности)

для обучающихся средней группы (9-12лет) вокального ансамбля «Магнолия»

МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества»

Подготовила Белкина Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

вокального ансамбля «Магнолия»

г.Красноперекопск

Пояснительная записка

Тема занятия: «Развитие вокально-певческих навыков эстрадного исполнения в ансамбле»

    Занятие проводится в классе вокала в МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества» по программе «Хочу петь красиво», в средней группе ансамбля (9 –12 лет).

Тип занятия: учебно-практическое, комплексное.

Форма: беседа, игровой тренинг.

Технологии и методы

Технологии:

    коммуникативная;

    сотрудничества;

  • здоровьесберегающая.

Методы:

    педагогические методы: диалоговый, объяснительно-иллюстративный, игровой, театрализация, беседа;

    организационные методы: групповой, работа в парах.

Цель: развитие навыков ансамблевого пения и художественного вкуса, умений работы в коллективе и формирование навыков самоорганизации и творческой активности.

Задачи:

    формировать устойчивый интерес к тренировочному материалу;

    развивать специальные музыкальные способности;

    формировать исполнительские навыки, развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности;

    способствовать устойчивому желанию работать в коллективе;

    воспитывать умение бережно относиться к своему здоровью.

Методологическая база

В основе данного занятия лежит концепция Н. Е. Щурковой личностно – ориентированной направленности и технологии игры, коммуникативности и сотрудничества (основанная педагогом - новатором Шалвой Александровичем Амонашвили), тренинг речевого пения американского педагога Сетта Ригза и образовательная программа дополнительного образования детей «Хочу петь красиво».

Отличительные особенности данного занятия

    Позитивное эмоциональное воздействие музыки и атмосферы доброжелательности на ребенка, что способствует созданию благоприятного психологического климата;

    время активности детей сопоставимо с активностью педагога;

    стиль общения носит диалоговый характер;

    занятие строится по принципу системности и усложнения;

    подведение итогов проводится в виде рефлексии;

    направлено на развитие социальной и коммуникативной компетентности, а в частности: принятии ценности друг друга, как личности, развитию партнерских отношений

Преимущества данной разработки

С помощью данной разработки занятия, подбора тренировочных вокальных упражнений можно эффективно воздействовать на коллектив детей, вырабатывая унисонное исполнение, исправить неправильное извлечение звуков при пении, помочь детям расслабиться и свободно общаться в коллективе сверстников.

Необходимое оборудование и материалы

На занятии используются аудио и видео техника, наглядные пособия, ноты. Солнечные лучики для раздачи детям, солнечный зайчик из картона, воздушные шарики, маркеры.

Ожидаемый результат

      Создание доброжелательной атмосферы;

      правильное выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений;

      чистое звучание унисона в ансамбле;

      закрепление навыков правильного пения с помощью упражнений и игрового тренинга;

      принятие любого ребенка, как партнера;

План занятия:

I . Организационный момент

Приветствие, музыкальная заставка.

II . Целеполагание

Повторение пройденного материала, объявление цели, мотивация.

III . Основной этап

1. Учебный тренинг:

    разминка;

    распевки;

    игроритмика.

2. Практическая часть занятия

    беседа, знакомство с основным понятием «ансамбль»;

    разбор песни, работа с текстом;

IV

    Рефлексия «Солнечный зайчик».

    Подведение итогов.

    Оптимизация и поощрение со стороны педагога.

Ход занятия:

I .Организационный момент

Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть сегодня на занятии. У нас за окном весна, солнышко пригревает теплее, и в нашем классе сегодня тоже должно стать теплее и светлее от ваших улыбок. Солнечные лучики светят не только в окно, но и будут наградой каждому за ваши старания.

II . Целеполагание

На прошлом занятии мы с вами пели гласные звуки. Скажите мне, пожалуйста, что такое «шторочка» и как она работает при пении в эстрадной манере? (ответ детей – «шторочка», это положение губ при пении , положение сохраняется на протяжении всего процесса пения). Как поются гласные, к каким другим гласным звукам они приближаются по манере пения? (и – а, и – о, а – и,

а – о, у – о, у – а, о – а, о – и, э – а, э – и).

Сегодня мы будем заниматься упражнениями, которые помогут нам петь в ансамбле. Мы продолжаем совершенствовать свое вокальное мастерство, чтобы потом порадовать правильным пением себя и других.

Педагог:- А зачем нам радовать окружающих?

Ответ детей.

Педагог: - Можно быть счастливым в одиночку? В мире будет больше счастливых людей, если вы порадуете еще кого-нибудь?

Ответ детей.

Сегодня ваша радость – это солнечный лучик. Если у солнышка появится один лучик, оно ярко засияет? А если мы подарим радость другим? Засветит солнышко ярче? (у солнца станет больше лучей, оно сможет светить очень ярко).

III .Основной этап

1.Разминка

    Китайская дыхательная гимнастика (китайская медленная музыка).

    Тренинг мышц лица, артикуляционная разминка (быстрая музыка ).

    Упражнения для тренировки певческого дыхания.

2.Распевки

Во время распевок педагог обращает внимание на правильную постановку губ. «Шторочка» должна работать при любом звуке.

Как располагаются губы во время пения звука «А»? (ответы детей ) Сохраняйте позицию во время пения всех гласных. Во время пения самых высоких звуков представляйте, что нужно произнести звук, стоя на крыше многоэтажного здания, чтобы звук шел вниз. Если нужно спеть очень низкий звук, нужно представить себе, что поешь из колодца, чтобы звук направить вверх.

1. - А – И – У – ИУ – ИУ – А – пение по мажорному трезвучию.

Педагог следит за положением речевого аппарата во время пения гласных.

2. - БРА – БРЭ – БРИ – БРАБРЭБРИБРОБРУ.

работа со звуком Р, менять первые звуки СТРА, ГРА, ВРА.

3. - Я ЛЕТА – А – Ю – октава, скачок.

Верхняя нота звучит мягко и незаметно, нижние звуки берутся правильно и ярко.

4. - Вибрация губ, расслабление, пение на развернутое трезвучие Упражнение делается с целью расслабить губы, подготовить к исполнению скороговорки.

5. Пение скороговорки «Бык тупогуб, у быка бела губа была тупа».

Работа в парах, передать скороговорку сначала шепотом, затем пропеть, проговорить только губами, без звука.

Педагог: Для чего на занятии мы так много внимания уделяем распевкам? (чтобы свободно брать самые высокие ноты в песне, чтобы слышать друг друга, чтобы потом слаженно петь и хорошо поговаривать текст песни).

3. Игроритмика

Сейчас сделаем упражнения, которые нам помогут вместе держать ритм любого произведения. Их нужно выполнять четко и дружно,

1. НА ПО-ЛЯ-НЕ У РЕ-КИ/ О-ЧЕНЬ ЗЛЫ-Е КО-МА-РЫ,

шагаем хлопаем

РАЗ, ДВА, НЕ ЗЕ-ВАЙ,/ ПО-СКО-РЕ-Е У-БЕ-ГАЙ.

Шагаем хлопаем

2.Работа в парах «Зеркало», импровизация.

На заданный счет придумать ритмический рисунок. Стоящий напротив должен повторить его за другом.

3.А сейчас присядем и послушаем пение птиц (кукушка, мухоловка, сова, пеночка),(1 -2 мин) (аудиозапись голосов птиц )

Птичьи трели – это тоже музыка, в них есть свои мелодии и свой ритм. Попробуйте сказать с помощью ритмических хлопков, какая песенка птиц вам понравилась больше всего? (импровизированные ответы детей )

Перемена.

2.Практическая часть занятия

1. Беседа

Скажите мне, пожалуйста, а для чего мы с вами распеваемся и делаем дыхательные упражнения в начале нашего урока? (педагог обобщает ответы )

Правильно, для того, чтобы тренировать диафрагму, чтобы хватило дыхания вместе заканчивать и начинать фразу в песне, чтобы правильно петь. Для чего нам все делать вместе? (потому, что мы – ансамбль, коллектив ).

Ансамбль (франц.) –

    взаимная согласованность, стройное единство частей;

    художественная согласованность исполнения;

    группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив.

Какие ансамбли знаете вы?

Чем отличается ансамблевое пение от сольного?

В чем трудность ансамблевого пения?

Нам просто необходимо петь всем правильно, делать все вместе и дружно, потому, что мы – коллектив!

2. Разбор песни, работа с текстом

Педагог раздает детям слова песни «Балаганчик» В. Осошника см. приложение № 2). Дети знают песню.

Вопросы к тексту песни:

Почему песня называется «Балаганчик»?

Какая картинка возникает при слушании песни?

Сколько куплетов в песне? Сколько припевов?

Какая по характеру песня? (ответы детей ).

Какой у песни темп? (ответы детей ).

Покажите, пожалуйста, с помощью хлопков ритм куплета и припева.

Посмотрите на текст песни. Прочтите первую фразу. Какое слово в первой фразе самое главное, ключевое? Может, это несколько слов? (ответы детей ) Дети могут назвать несколько ключевых слов во фразе. Помочь детям сделать логические ударения в предложении.

«Когда за окнами МЕТЕЛЬ поет, нам открывает двери старый ДОМ»

Пропеть фразу с логическими ударениями. Чтобы не делать лишних ударений во фразе, лучше смикшировать гласные в не ключевых словах. Фраза должна выглядеть следующим образом:

КогдазаОкнамиметЕЛЬпоеТ намоткрывАеТдвЕристарыйДОМ - выделены согласные и гласные, четко произносимые при пении.

АпплодисмЕнтамиксебезовЕТ, здесьЭхоскАзокдЕТСТвабольшенеживЕТ.

достАнемсрипУчийсундУК, икрышкуподнИмеМнаСТУК.

прелЮдиювьЮгисыграймузыкАНТ,

натОненькихверЕвочкахвсекУклыстАнутвРЯД.

Дать маркеры для выделения ударных гласных и четко выделяемых согласных. Работа выполняется совместно с педагогом, в дальнейшем – это домашнее задание.

    Ансамблевое пение

Педагог: - Давайте попробуем исполнить песню с учетом ударных слов, гласных звуков, выделяя согласные в конце фраз.

Педагог: - Молодцы! Вы все делаете правильно, а самое главное – вместе. Теперь встаньте в пары и исполните песню, как будто вы рассказываете друг другу эту историю. Помните про выразительное исполнение. Не забывайте про положение губ во время пения, слушайте друг друга, постарайтесь сохранить ансамбль.

Дети поют друг другу, в конце поднимают руки те, у кого друг спел правильно. Если есть дети, которых не похвалили друзья, педагог находит положительные моменты в их исполнении, и тоже дает оценку.

Разучиваем партии припева.

Сначала пропеваем с сопровождением первую партию, затем учим партию второго голоса.

Соединяем партии сначала без музыки, внимательно слушая друг друга.

А теперь нужно спеть песню, как будто вы выступаете на весеннем концерте – дружно, слаженно, все вместе ансамблем! Если не получается, спеть еще раз.

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень старались, и у вас получился замечательный ансамбль!

IV . Заключительный этап занятия

Сейчас мы встанем в круг, я буду передавать по кругу солнечного зайчика, а вы скажете, что же на занятии вам понравилось больше всего, расскажите, какие ощущения у вас возникли в ходе занятия, как вы себя чувствуете, и как вы думаете, получился у вас сегодня ансамбль или нужно больше стараться (ответы детей)

Очень важно для нас работать на занятии ВМЕСТЕ, потому, что каждый из нас по отдельности – лучик, а все вместе мы – солнце. Всем детям педагог раздает солнечные лучики. Лучики приклеиваются к солнечному зайчику, получается СОЛНЦЕ. (Звучит запись песни в исполнении ансамбля «Барбарики» )

«Если друг не смеется,

Ты включи ему солнце,

Ты включи ему звезды, - это просто.

А когда будет надо, все друзья будут рядом,

Чтоб включить тебе солнце или звезды»

До свидания, дети.

Литература:

    А. Н. Петрова «Сценическая речь», М., «Искусство» 1981г.

    И. П. Козлянинова «Сценическая речь» М., «Искусство» 1976г.

    Е. С. Зенович «Словарь иностранных слов и выражений» М., «Издательство АСТ» 2003г.

    Е. О Яременко «Программно – методические материалы. Музыка» М., «Дрофа» 2001г.

    О. Далецкий, Литературно – музыкальный альманах «Молодежная эстрада», «Искусство обучения пению», №5 – 6, 2007г.

    http://alekseev.numi.ru песни и музыка для детских коллективов

    http://proekt-obrazovanie.ru (ЭОР по разным направленностям. Копилка презентаций по предметам Искусство, ПДД, Музыка и др.)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Китайская дыхательная гимнастика.

Способствует сосредоточению на своих ощущениях, развивает воображение, настраивает внимание, расслабляет мышцы, создает положительный настрой. Можно делать лежа, если позволяют условия.

Вдох считается на счет раз, два, три. Выдох в два раза длиннее, т. е. 1.2.3.4.5.6. Вдох и выдох происходят спокойно, не напрягаясь.

«Пружинка»

Вдох - Представляем, что наше тело – пружина. Она растягивается до самого неба.

Выдох - Пружина сжимается, как можно плотнее. При этом тело не движется, все происходит только в воображении.

«Камень, облако»

Вдох – тело превращается в легкое невесомое. облако,

Выдох – мы превращаемся в камень. Камень очень тяжелый, всей массой давит на пол.

«Точка, Вселенная»

Вдох – мы расплываемся по всей Вселенной, на сколько хватает воображения.

Выдох – тело «сжимается» в маленькую точку.

«Кувшин»

Наше тело – кувшин, он наполняется чистой прохладной водой, а выливается мутная вода.

Вдох – наполняется кувшин водой,

Выдох – вода выливается.

В конце гимнастики надуть воздушный шарик, выдохнув в него весь запас воздуха.

Артикуляционная разминка.

Работа в парах.

      Улыбнулись друг другу, показали пятачок. (повторить несколько раз)

      Поросята очень любят резвиться, произнося звуки «У – И». При этом губы работают, как у сурдопереводчика.

      Упражнение «Лошадка» - цоканье языком.

      Губы сопротивляются язычку.

Упражнения для тренировки певческого дыхания

      «Надуваем шарик»

Стоя прямо, спина прямая, брать короткий интенсивный вдох через нос, «в живот», Живот при этом должен выпячиваться вперед, как шарик. Выдох со звуком «с» длинный, на сколько хватает дыхания (почувствовать, как дыхание опирается на диафрагму).

      «Качаем животик »

Поработать мышцами живота, независимо от дыхания. Живот выпячивается, проваливается.

      «Стрельба звуками »

Без звука, с силой, проговаривать звуки П, Т, Ф, С. ПППП – ТТТТ – ФФФФ – СССС. Упражнение выполняется с ускорением. После эффективного выполнения упражнения «холодеет» горло.

      «Подними перышко»

Представьте, что над вами летает перышко. Подуть вверх, чтобы оно не упало.

      «Задуй свечу»

Педагог стоит перед детьми.

Представьте, что моя рука – это свеча. Набрав воздух, нужно послать его так, чтобы задуть эту свечу.

Приложение №2

«Балаганчик»

муз. и сл. В. Осошника

Когда за окнами метель поет,

Нам открывает двери старый дом.

Аплодисментами к себе зовет,

Здесь эхо сказок детства

Больше не живет.

Достанем скрипучий сундук

И крышку поднимем на стук.

Прелюдию вьюги сыграй музыкант,

Но плачет Пьеро,

Плачет Пьеро,

Весело, весело в балаганчике.

Подкинем угольки в холодный камин,

Присядем у огня, поговорим.

Достанем запылившийся альбом,

Как прежде шумный праздник встретит старый дом.

Достанем скрипучий сундук

И крышку поднимем на стук.

Прелюдию вьюги сыграй, музыкант,

На тоненьких веревочках все куклы станут в ряд.

Но плачет Пьеро,

Холодно, холодно маленьким пальчикам.

Плачет Пьеро,

Весело, весело в балаганчик

Приложение №3

Пение гласных звуков

И (А) О (А)

И (О) О (И)

А (И) Э (А)

Открытый урок по эстрадному вокалу Мамоновой Ольги Витальевны.

Тема урока: различные методыработы над вокальной техникой.

Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над вокальной техникой в эстрадном вокале.

Задачи: 1) выявить различия между эстрадныи и академическим вокалом

2)Определить последовательность упражнений

3) Практически наглядно показатьвыполнение упражнений детьми разного возраста и уровня подготовки.

Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом .

В моем классе учится 20 вокалистов от 4х до 18 лет. Из них в этом году 4 человека выставлялись на международный конкурс и заняли там призовые места. В ходе нашего урока я покажу, как работаю над постановкой голоса и с малышами и с взрослыми учениками. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется внести ясность в определении различия между жанрами академического и эстрадного вокала.

Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом . Делаем вывод: В эстрадном вокале и академическом абсолютно разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но необходимость достижения опоры звука на дыхание едина для всех.

Для работы над постановкой дыхания существуют различные упражнения, которые мы используем.

1) Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились одновременно, надувая живот. (шарик надулся) Дышать нужно в нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно наклониться, упираясь руками в стол. При этом, вдох следует делать комбинированным: приоткрытым ртом и носом, сразу формируя « зевок».(приподнятое мягкое нёбо) Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. (Эта позиция как раз отличается от академической)

Чтобы почувствовать, где именно находится опора звука, можно « покашлять», или медленно выдувать букву « с». Детям младшего возраста это может быть не очень понятно, поэтому можно просто попросить ребенка « потужиться»

Делают все….

2) Для укрепления и развития дыхательной системы существует система дыхательных упражнений Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам приходится более активно работать.

(Показывает Настя)

Ладошки

Погончики

Кошка

Обними плечи

Насос

Обними плечи +насос

Повороты головы

Ушки

Маятник

Перекаты

Передние шаги

Задние шаги

Работа над вокальной техникой.

Звук посылать надо в зубы, но часто попадает звук в нос. Это значит, что не перекрыт носовой ход. Путем упражнения тянем верхнее небо вверх, опуская максимально нижнюю челюсть.

Чтобы добиться «зевка», можно потренироваться на упражнении «змея». Делаем вдох и имитируем укус огромного яблока.

Чтобы почувствовать естественное расширение гортани, можно поделать такое упражнение: неплотно закрыть нос двумя пальцами и делать вдох через рот, а выдыхать через нос. 5-7 раз. Вы ощутите легкость дыхания и готовность образования зевка.

С малышами распеваемся на простом упражнении, с показом руки:

« я шагаю вверх, я шагаю вниз» (Ксюша)

Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными навыками, как со взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его. Одновременно работать над чистотой интонации, постановкой дыхания и выразительностью исполнения.

Ксюша поет « Тучку». Работаем над правильным вдохом, стараемся правильно открывать рот и дотягивать все длинные нотки до конца.

В самом начале работы с ребенком нужно определить его рабочую середину. (Бывает низкий голос, но тембр светлый) Для этого нужно попросить ребенка спеть на дыхании любую удобную для него нотку. Как правило, это и будет рабочая середина. Дети не ошибаются….

Найдем рабочую середину у Сони.

Начинаем с этой нотки распевание.

1)Сначала распеваемся на одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему)

Ммммм – закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.

3) теперь на одной нотке, открыв рот…

Ма, мэ, ми, мо, му - стремимся петь в одной позиции

Бра, брэ, бри, бро. Бру

Все гласные поем так, как будто формируем букву «а». Получается приблизительно в одной позиции. Непременно обратить внимание на четкость произношения согласных в начале слога. От того как активно будет сформирована согласная зависит и качество последующей гласной.

Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во время пения, наклоняемся и размахиваем руками.

Эстрадное пение подразумевает пение в микрофон. Поэтому нужно уделить должное внимание этому навыку. Микрофон нужно держать так, чтобы звук попадал в него напрямую, а не под углом. Иначе будут срезаться частоты и звук будет искажен. Нельзя уводить микрофон в сторону. Держать его все время в единой позиции, чтобы громкость и сила звука не менялись.

Для развития и закрепления этого навыка делаем такое упражнение: Как бы рисуем в воздухе микрофоном геометрические фигуры. Сначала отдельно, затем вместе с пением распевок.

Поет Яна. Найдем ее рабочую середину:

Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а

5) Для достижения более светлого звука:

Рээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-э

Мии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-и

6) Подряд 3 нотки на гласных: (поет Лена)

Яааааааааа

7) Яа-аа-аа-аа-а

Мии-ии-ии-ии-и

Все согласные:е,ё,и у. поем в позиции «а»

8) Обязательно должно быть упражнение для разогревания кончика языка и губ. (Настя) Сначала можно поговорить скороговорки.

Лё-лёли лель-лели лель- лёлилёлилёли- лель

9)На стаккато-легато

10)также для достижения свободы звука, дикции, и соединения различных регистров:

(Делает Карина)

Ррррррррррррр

До ре ми фа соль фа ми ре до ре ми фа соль фа ми ре до

До соль ми до соль ми до соль ми до соль ми до…

До ми соль до ми соль фа ре си соль фа ре до…

11) для достижения баланса, удобства. Поётся довольно гнусаво, но не в нос

Нэй нэй нэй нэй нэй….

12) та же мелодия:

ма ма ма ма ма мааааааааа ма ма мА

13) для расширения диапазона

Яа а яаа яаа аа аа,затем мии ии ии ии и

Примерно от ре 2 й октавы переходим на ми, затем широко окрываем рот и с силой посылаем звук в голову

14)для распевания низких нот « страдаем» .Сначала на одной ноте вниз от до 1 октавы.

ой ой ай ай ой ой

15)соединяем на скачке низкую ноту и высокую.

Сначала квинту, затем октаву.

    упражнения на длинное дыхание:

17) чтение на одном дыхании длинной фразы. Лучше взять размер ГЕКЗАМЕТР. Это отрывок или из Одиссеи или из Илиады Гомера. Читаем на приподнятом нёбе. Певуче.

Исполнение фрагментов песен.

Ксюша – « Тучка»

Соня - « Про сластену – короля»

Яна - « Петухи запели»

Лена - « Про слона»

Настя - « Маленький блюз»

Карина - « Лебеди улетали»

План урока

    Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом.

    Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой

    Работа над вокальной техникой:

формирование звука

работа с микрофоном

длинная фраза

дикция

расширение диапазона

стаккато-легато

    Исполнение сольных отрывков

5) Заключение.

Заключение.

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.

Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Санкт-Петербургская детская школа искусств №19»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ

« РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ И ПРАВИЛЬНЫМ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ВОКАЛЬНО- ХОРОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ,КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ»

Преподаватель - Елизавета Борисовна Бокова

Концертмейстер- Анастасия Александровна Климанова

Санкт-Петербург

26 Ноября 2012г

Введение

Данный открытый урок посвящён работе над правильным дыханием во время пения, а также тому, как правильно объяснить и показать ребёнку верный путь в пении, чтобы голос всегда звучал звонко и не натужно, независимо от регистров и нюансов в вокальном произведении.

Часто педагоги во время занятий забывают о важности правильного дыхания, а ведь оно- основа долгого и безвредного для певца использования его голосового аппарата.

Очень важно объяснить ребёнку, что «дышать полной грудью» - это миф, потому что самое правильное, полезное и естественное дыхание, которым, кстати, дышат все новорождённые и маленькие дети - не грудное,а производится с движением живота (диафрагмой) , а также небольшое (т.е., при нём не нужно сильно «надуваться»). Также важно объяснить ребёнку,что дыхание- это прежде всего расслабление,чтобы он не зажимался при взятии воздуха от старания (как часто бывает), объяснить, что при правильном дыхании возникает ощущение,будто берёшь воздух желудком, а не лёгкими, и весь воздух идёт как будто бы сразу при вдохе в животик по ощущениям.

Очень важно объяснить ребёнку, почему такое дыхание так важно. Нужно ему сказать, конечно же, в упрощённой форме, что при неправильном, грудном дыхании,мы берём воздух той частью лёгких(верхней частью, при котором поднимаются ещё и плечи), вокруг которой нет мышц,и при выдохе воздух не получает нужного напора, чтобы пойти сразу в резонаторы. При этом наши голосовые связки и мышцы вокруг них выполняют двойную работу- мало того, что они создают высоту звука, они ещё и сдерживают и проталкивают воздух (из-за этого сип и частая усталость связок как у маленьких, так и у взрослых певцов) . Когда же мы берём воздух правильно, то диафрагма, которая является одной из самых сильных мышц нашего организма, даёт воздуху нужный «посыл»,и он сразу идёт в резонаторы- грудной и головной, где ими уже легче управлять, и там звучит, наполняя наше тело звуком. Связки при этом спокойно делают свою работу, создавая звуку нужную нам высоту. Бывали случаи, что во время того, как человек пел, при этом неправильно набирая воздух, резко поворачивал голову – и у него рвались связки от напряжения. Из этого примера мы видим, как важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно дышал во время пения, ведь очень важно уберечь, сохранить и развить этот хрупкий инструмент.

Также на нашем уроке мы обсудим и покажем, как правильно направлять звук в наши резонаторы- грудные и головные, и чтобы при этом звук везде звучал ровно, звонко и красиво.

При этом очень важно, чтобы ребёнок пел «своим» голосом, никого не копируя, иначе звук у него может заглубиться и уйти назад в глотку, что часто происходит, когда дети начинают копировать оперных певцов или своих взрослых преподавателей. Копировать ему нужно будет только правильные ощущения, мышечную память учителя, который в свою очередь должен понять, как стоящим перед ним детям объяснить эти свои ощущения, правильное дыхание и звукоизвлечение так, чтобы каждый, даже самый непоседливый и невнимательный ребёнок его понял и повторил. Здесь уже вступает в действие игра, интересные образы, а также – произведения, которые учитель даст ученику,чтобы заинтересовать и не потерять внимание,затронуть участие чувств и сознания ребёнка,которые так важны во время уроков. Всё это будет способствовать тому, что ученик, правильно используя свой голос, не только через музыку приобщится к художественной культуре, но и создаст сам что-то новое в музыке, внесёт свою художественную ценность.

Цели:

  • познакомить с понятиями в пении – ансамбль и строй;
  • добиться устойчивого интонирования одноголосного пения;
  • познакомить с видами двухголосного пения: противоположное движение голосов, движение параллельными интервалами канон;
  • добиться устойчивого интонирования двухголосного пения;

Задачи: обучающие:
учить: правильному певческому дыханию; исполнению песни в унисон; пропеванию слова на зевке; четкому пропеванию согласных и гласных. развивающие: формирование правильного академического исполнения; развитие чувства ритма, внимания, воображения; развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания. воспитательные: воспитывать культуру поведения; воспитывать умение работать в коллективе.

Методы обучения: беседа, сравнение.

Оборудование:
запись песни «Лев и брадобрей»;
карточки со словами: хор - хорошо, С-ЧАСТЬ-Е, соединение частей в единое;
партитура песни «Дети солнца» муз. Е.Крылатова сл. Ю.Энтина;
DVD –проигрыватель;
минусовая фонограмма песни «Лунатики» муз. Л.Рубальской, сл. Б.Савельева.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к занятию.

2. Распевание.

Каждое занятие мы начинаем с того, что растираем наши пальчики. Для чего мы это делаем? (на кончиках пальцев находятся точки, отвечающие за работу всех органов, мы делаем это для того, чтобы при пении нашим связкам помогал весь наш организм.)

А сейчас перейдем к артикуляционной гимнастике. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

Упражнения:

  1. Футбол(кончик языка перемещается от правой щеки к левой)
  2. Чистим зубы с наружной стороны, с внутренней стороны.
  3. Язык чертит дорожку по небу внутрь.
  4. Движение губами из стороны в сторону, круговые движения.

С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

Куда направляем воздух при вдохе (в живот) . Корпус свободный, плечи опущены.

Упражнения:

  1. Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)
  2. Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».
  3. Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох - кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).
  4. Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

Скороговорки:

  1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  2. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  3. Уточка вострохвостачка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  4. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  5. Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Внимание педагога должно быть направлено на:

  • свободу мышц;
  • правильность осанки;
  • активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;
  • умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;
  • работу резонаторной системы;
  • общую внятность речи;
  • ритмическую точность.

Варианты произношения текстов:

  • активный выдох в конце фразы (скороговорка «Бык»);
  • произношение с различной интонацией (удивления, радости, возмущения), смена смыслового центра («Уточка»);
  • использование словесного действия («Поп»).

1. Пение на закрытый рот. Во время пения на закрытый звук происходит развитие резонаторов.

Поднимаясь вверх по звукам, следить за неизменным положением гортани.

3. Развитие правильной атаки.

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

5. Развитие подвижности челюсти.

7. Тренировка высокой гортани.


Не следует зажимать звук «ней» в носу. Он будет и так достаточно «гнусавым» благодаря утрированию звука «н».

3. Актуализация знаний.

Слушание

Сейчас мы с вами послушаем песню «Лев и брадобрей» в исполнении группы «Римейк». Обратите внимание, как исполняется это произведение. С сопровождением какого-либо музыкального инструмента или без сопровождения? Одноголосное оно или будут звучать несколько голосов? Что голосом изображают (имитируют) исполнители? Есть ли главный голос или все голоса равны по звучанию между собой?

Звучит песня «Лев и брадобрей»

Итак, произведение было с сопровождением или a capella? (a capella) Одноголосное оно или звучало несколько голосов? (несколько голосов) Все ли голоса равнозначны или присутствуют солирующие партии? (один голос – солирующая партия) Что выполняло роль сопровождения? (роль сопровождения выполняли остальные голоса) Что пытались изобразить, имитировать остальные голоса (звучание различных музыкальных инструментов)

4. Мотивация и целеполагание

Голос уникальный музыкальный инструмент, им можно изобразить многое. Теперь мы с вами знаем, что голосом можно изобразить многое. Даже то, как множество маленьких ручейков вливаются в одну реку. Один голос – основной – ведет мелодию, остальные должны будут «вливать» свой голос в общее звучание. Но при этом, не перебивая друг друга и слушая главный. При таком стройном, слаженном пении получится «полноводная, полнозвучная река». Поэтому тема нашего урока «Звуки, живущие в единстве» .

Вам нравится петь хором? Почему лучше петь хором? (Хор-хорошо!)

А что такое хорошо? Когда человеку хорошо? (Тогда, когда человека окружают друзья, когда между людьми есть взаимопонимание, их связывают добрые отношения, забота друг о друге. Когда в обществе царят мир и дружба, тогда все счастливы.)

Прочитайте слово, которое здесь написано (С-ЧАСТЬ-Е. С-оединение ЧАСТей в Е-диное).

5. Первичное усвоение учебного материала.

Хор состоит из разных голосов, партий. Когда коллектив большой, он называется хор, а когда состав поющих невелик, он называется ансамбль . Как называется пение, когда все участники ансамбля поют в один голос? (унисон) А всегда ли мы поем в унисон? (нет) У каждой партии может быть свой голос, своя роль. Все в ансамбле слушают, дополняют и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда все взаимосвязано, все вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождают благозвучие. Это благозвучие также будет называться ансамблем. Вокальный ансамбль – это соединение всех вокальных элементов в единое целое. Итак, с какими значениями слова ансамбль мы сегодня познакомились?


8. Подведение итога занятия и рефлексия.

  • С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
  • Значения понятия ансамбль.
  • Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось?
  • Исполнение песни «Лунатики» муз Л.Рубальской, сл. Б.Савельева.

Список использованной литературы.

  1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
  3. Коробка В.И. «Вокал в популярной музыке» М., 1989.
  4. Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа, разработка занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос» / Сост. Т.В.Охомуш
  6. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.
  7. Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. - СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Сущева Наталья Александровна
Должность: Преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУДО ДШИ пгт Ильского
Населённый пункт: Краснодарский край Северский Район пгт Ильский
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Различные методы работы над вокальной техникой с использованием здоровье сберегающих технологий"
Дата публикации: 08.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Открытый урок по эстрадному вокалу Сущевой Натальи

Александровны

Тема урока: различные методыработы над вокальной техникой с

использованием здоровье сберегающих технологий.

Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над

вокальной техникой в эстрадном вокале.

Задачи: 1) выявить различия между эстрадным и академическим вокалом

2) Определить последовательность упражнений

3) Практически наглядно показать выполнение упражнений детьми

разного возраста и уровня подготовки.

Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным

вокалом.

Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента

заниматься, должен быть здоров.

В моем классе учится 30 вокалистов от 6 до 32 лет. В ходе нашего урока я

учениками. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется

внести ясность в определении различия между жанрами академического и

эстрадного вокала.

Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала

своей строго классической позицией, это старая классическая вокальная

школа, которая не предполагает пения в микрофон. В академическом

вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и

историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют

направлениях. С опытом у академического певца формируется

определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится

очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях,

академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут

облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений,

объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде

всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как

правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В

эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы

вокал отличается от академического вокала более открытым и более

естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и

опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в

академическом.

Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое

является важнейшим фактором нашего здоровья.

Для укрепления и развития

дыхательной системы существует система дыхательных упражнений

Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что

дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам

приходится более активно работать.

Шарик: Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки

на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились

одновременно, надувая живот. (шарик надулся) Дышать нужно в

нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы почувствовать, где

именно находится опора звука, нужно медленно выдувать букву « с».

Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. (Эта

позиция как раз отличается от академической)

Насос: Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине

плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться

руками к полу, не касаясь его, на звук «с» и «ш». Приподняться не

выпрямляясь до конца, и снова поклон с вдохом. Поклоны делаются

ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не

Выполнять по 8 вдохов-движений на звук «с» и 8 вдохов-движений на

звук «ш».

Поворот головы: встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо

– вдох, в исходное положение выдох. Затем поворот головы влево - вдох в

исходное положение выдох. Голову не останавливать, шея расслаблена.

Змея: вдох в нижние ребра, выдох на звук – ш…, затем остаток воздуха

выдыхаем со звуком пыр с верху вниз. Выполнять по 8

Дровосек : ноги на ширине плеч, руки перед собой сцепить. Делаем замах

вверх - вдох, опускаемся вниз - быстрый выдох с произношением «УХ-Х-Х»

Выполнять по 8 вдохов-движений.

Накачка: качаем воздух в нижние ребра (4 вдоха) и резко выдыхаем на

звук «Ха». Выполнять по 8 вдохов.

Раз, два, три: В своей работе я часто использую упражнения для достижения

нескольких задач. Это развитие певческого дыхания и развитие артикуляции.

Делаем глубокий вдох и считаем от одного до восьми, пока не закончится

Егорка: Делаем глубокий вдох, быстро и четко проговариваем «Как на горке

на пригорке, стояли тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка, три

Егорка…»

Работа над вокальной техникой.

Пение помогает избавиться от стрессов. Учёные обнаружили, что в мозге во время

пения вырабатывается эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает

радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный

С малышами распеваемся на простых упражнениях:

«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

«От топота копыт, пыль по полю летит»

«Три сороки тараторки,

тараторили на горке»

Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными

навыками, как с взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые

несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его.

Одновременно работая над чистотой интонации, постановкой дыхания и

выразительностью исполнения.

« В погреб лезет Жучка»

«Чи-ки, чи-ки»

Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во

время пения, наклоняемся и размахиваем руками.

Лечение пением ещё описано Аристотелем и подхвачено всеми

действующими религиями. На протяжении многих веков

оздоровительным средством и по сей день служит церковное пение.

В языческой культуре существовал обычай, когда больного помещали

внутрь хоровода, и пели, исцеляя тем самым все недуги.

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма.

Известна практика, когда пением излечивается заикание. Чем раньше

заикающийся ребёнок будет заниматься пением, тем больше у него

шансов избавиться от этого недостатка.

Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов. Дело

в том, что когда человек поёт, только 20% звука направляется во внешнее

пространство, а 80% - внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно

работать наши органы.

Упражнения на стокатто:

« Мы перебегали берега»

Распевка с чередованием темпа:

« Белый снег, белый мел»

Ритмичные распевки с элементами джаза:

«Шли сорок мышей»

«Дум, де-дум»

Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась

некая мистическая роль. Самый простой пример: получив травму, человек стонет,

не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснилось, стоны имеют

эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя

активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по

болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз!

Об оздоравливающем действии пения во всём теле говорил и создатель

системы восстановления и совершенствования голоса «Физвокализ» А.И.Попов.

Анатолий Иванович Попов, пройдя долгий сложный путь, создал бесценную

оздоровительную систему – физвокализ, способную не только избавить людей от

профессиональных заболеваний, но и укрепить здоровье, продлить полноценную

жизнь, отодвинуть старость.

В Великую Отечественную войну в армии он заразился туберкулёзом. Причём

заболел редкой и очень тяжёлой его формой – туберкулёзом подчелюстных

лимфатических узлов. Он выжил, хотя к туберкулёзу добавились бесконечные

ангины и воспаление миндалин. Врачи ему твердили: «Петь не сможете! Нового

горла вам не вставить». А ведь до болезни Попов очень хорошо пел оперные

Для кого-то приговор врачей мог стать трагедией, но не для Попова. Огромная

вера в себя и природная смекалка подсказали правильное решение. Он начал

Впоследствии Попов стал всем советовать начинать укрепление своего здоровья

именно с чтения стихов отечественных поэтов. Ведь русский язык так певуч.

Читая вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Попов

почувствовал, что его горло перестало болеть, а голос окреп. Таким образом,

Попов вылечил свой туберкулёз.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует

На звук «р» поем тоническое развернутое трезвучие.

«Ра-ро-ри-ра-ро-ри-ра»

эта распевка в быстром темпе не только хорошо

разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона.

Упражнения на стокатто:

«Ми-и-и-и-я» поем отрывисто на опоре снизу вверх октавами

«Ай-я-яй!» сверху вниз, резко и отрывисто по тризвуку. Звук должен

ударяться в корни передних зубов.

Упражнение на глиссандо и развитие эстрадного приема «йодль»:

«Отзовись»

снизу вверх и обратно октавами

Это упражнение требует более широкого дыхания и ровности звука по всему

диапазону:

«Ми-и-и…» от ноты до к ноте соль и обратно два раза, затем от ноты до к

ноте ре второй октавы и обратно на одном дыхании

Заключение.

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и

упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных

навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и

с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно

быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и

репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности

данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять

ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо

знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху

вниз, а кого-то наоборот.

Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет

На Руси считали, что в человеке поёт сама душа и пение – это её

естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете,

испытываете усталость и напряжённость, совет один – пойте… и радуйтесь

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...