Почему цыгане никогда не называют себя «цыганами». Цыгане: кто они и откуда пришли? Малоизвестные факты об одном из самых загадочных народов Характерные признаки цыган


Поскольку речь у нас зашла о кочевых народах, подумал, что интересно будет познакомить читателя с этой статьёй, только что опубликованной. Не уверен, что всё в ней верно, например, являются ли цыганами Юл Бриннер, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко. Но в целом она мне нравится и кажется правдивой.

Исторические сведения о цыганах , переплелись с мифами и кочуют вместе с ними, из века в век, и из страны в страну. Сейчас уже точно установлено, что цыгане происходят из Северной Индии. Однако неизвестно, что толкнуло их на исход из этого региона и когда он начался. Предположительно они были вытеснены вторжениями греков, персов, скифов, кушитов, гуннов и арабов. По тем или иным причинам приблизительно в IX—X веках большие группы людей оставили свою родину и двинулись на запад…

Цыгане — самый крупный из народов, у которых до сих пор нет своего государства и они живут в прямом смысле на всей планете. Про цыган слышали все, их видели все, но они не похожи на простого обывателя, поэтому на бытовом уровне об этом народе гуляют многочисленные мифы и стереотипы. В основном, отрицательные. И возникли они, как часто бывает, от незнания и той же необычности.

Ниже - 10 самых главных мифов и стереотипов о цыганах. Что любопытно — мифы эти существуют во всех странах мира, а не только в России.

Цыгане живут в основном в Центральной и Восточной Европе.

Миф этот часто гуляет в Западной Европе, мол, все цыгане живут на Балканах и восточнее. А жителей государств бывшей Югославии некоторые считают отнюдь не сербами, черногорцами или боснийцами, а цыганами и применяют этот термин, скорее как оскорбление (так же как в России часто обыватели называют «хачиками» представителей кавказских народов, не разбирая кто они есть на самом деле). Такая же участь у венгров и румын.

Но на самом деле больше всего цыган живут в США — примерно миллион человек, затем идет Бразилия (более 600 тысяч). А вот дальше действительно Румыния и Болгария. Но цыган там далеко не большинство местного населения (500 и 300 тысяч соответственно). В России же по переписи 2010 года цыганами назвались 220 тысяч человек.

Цыгане — кочевой народ

Миф этот очень древний и прочно осел в головах европейцев. Если задать вопрос даже детям во всем мире: «Кто у нас кочевой народ?», они хором ответят: «Цыгане». Но уже несколько веков никаких массовых естественных (если нет войны, например) переселений цыган не наблюдается. Миф родился из средних веков, когда цыгане действительно кочевали и передается из поколения в поколение.


У каждой цыганской семьи много детей

Этот миф из той же серии, что и «кочевой народ». Еще век назад действительно цыгане отличались тем, что они были плодовиты. Но позвольте! Вспомните своих прабабушек и прадедушек. Сколько у них было братьев и сестер? Зачастую, много. Сейчас же цыгане во всем мире рожают как все. Норма — один, два ребенка в семье. Естественно, встречаются и многодетные, как и у любого другого народа.


Цыгане крадут детей

Признайтесь, что вас самих, ну или ваших знакомых в детстве родители пугали: «Будешь плохо себя вести — придут цыгане и заберут тебя». Этот миф чуть ли не самый дремучий. И пошел он от того, что среди цыганских детей встречались и встречаются не совсем классические цыгане — не темненькие, не кучерявые, а светленькие и ничем от нас (от русского, француза, немца, англичанина — нужное подчеркнуть) не отличающиеся.

Вот тут то и начинаются сплетни и пересуды. Нередки случаи, когда по разным причинам дальние цыганские родственники усыновляют детей, и если эти дети непохожи на «родителей», то это тоже повод пошептаться.

В центральной Греции, неподалеку от города Фарсалы у цыганской семьи была обнаружена светловолосая девочка, совсем не похожая на «родителей», теперь греческая полиция пытается установить личность девочки. После того, как тест ДНК показал, что четырехлетняя Мария не является родственницей семейной пары, у которой она жила, ее изъяли у цыган.

Цыганами управляют бароны

Ну раз у цыган нет государства или что-то его напоминающее, значит ими управляют бароны, этакие авторитетные мужчины, власть которых можно назвать «царской». Миф этот тоже древний и связан он с тем, что когда нужно было решить какие-то важные вопросы (например, полиция подозревает в преступлениях какого-то цыгана или местным властям нужно решить какие-то юридические вопросы с табором), то цыган представлял барон — как правило самый авторитетный человек.

Но в любой другой ситуации такой предводитель не требуется и все главные вопросы цыгане решают общими собраниями. Сейчас баронов в классическом понимании нет. Но у нас и европейцев сложился стереотип, что этот некий барон до сих пор «держит» своих под контролем.

Вообще, подобные вещи почти неактуальны. Многие цыгане социализированы в общество того государства, где живут и подчиняются властям также как и любые другие люди и народы. Но как и среди всех, есть маргинальные группы. Вот по ним зачастую и судят обо всех цыганах.

У цыган во всем мире единая культура

Поговорка: «Цыган — он и в Африке цыган» не совсем точно отражает реальность. Да, есть цыганский язык, который относится к группе индоевропейских языков, но цыгане в разных странах разные. Во-первых, у их языка есть куча диалектов и ответвлений, в зависимости от географического расположения. Во-вторых, их культуру нельзя назвать единой. На это во многом влияет религия того государства, где они живут.

Например, русские цыгане в основном православные, а крымские — мусульмане. Хорватские — католики, а палестинские — тоже мусульмане. Многие из нас считают, что цыгане где бы не находились, ищут связи друг с другом, со своим народом. Но в реальности их нельзя назвать единым народом. Скорее, цыгане в определенном государстве имеют общее друг с другом, но не поддерживают связи с цыганами из других стран.

Цыгане не служат в армии

Корни мифа просты: раз у цыган нет своего государства, то какой смысл им воевать за чуждое неродное государство? Вроде бы рациональное зерно у мифа есть, да и действительно не так то просто отыскать в армии цыган, кроме того они сами себя называют миролюбивым народом.

Но... Начнем с того, что цыган вообще не так уж и много (в мире насчитывается примерно 10 миллионов человек, а в России, как указано выше немногим больше 200 тысяч), а мужчин призывного возраста и того меньше. И история все же доказывает, что цыгане служат. Типичный пример — цыгане были в действующих частях наполеоновской армии. Но тогда же возник миф о пацифизме цыган: цыгане французской армии публично братались с цыганами испанской.

Тем не менее, цыгане воевали и в составе армии Османской империи, есть доказательства службы во французской армии Людовика XIV и т. д. Но действительно какого-то массового стремления воевать у них не наблюдалось.

Цыгане только и делают, что воруют, гадают и продают наркотики

Миф взят не с пустого места. Никто не будет спорить, что цыгане раньше часто воровали. Но просто потому что есть было нечего. В связи с нелюбовью к цыганам, они не могли просто так взять и войти в элиту местного населения и жить припиваючи. Можно сказать, что воровать заставила жизнь. Та же история и с наркотиками. Как говориться, в семье не без урода.

Что касается гаданий, то это тоже пошло с древних времен: надо было как-то зарабатывать деньги. А так как цыгане гадали охотно, то и сложился миф о том, что они все умеют это делать. В этом во многом виноваты сами европейцы — раз цыгане отличаются, то им приписывались какие-то сверхъестественные способности. Наиболее предприимчивые цыгане используют этот стереотип сполна.

Все цыгане умеют играть на гитарах

Ну какая же свадьба без цыган, судя по произведениям XIX века. Медведи, красные рубахи и гитары. Прихоть помещиков переросла в до сих пор актуальный миф. Все это из разряда — все темнокожие американцы умеют читать рэп и играть в баскетбол, все бразильцы играют в футбол раньше, чем начинают ходить и т. д. На самом деле цыгане играют на гитарах не больше, чем русские. А, скажем, венгерские цыгане вообще предпочитают играть на скрипке.

Цыгане всегда живут общинами

Очень древний, очень устойчивый и интернациональный миф. Мол, все цыгане друг за другой, живут тесно друг с другом и где один, там и второй. Да, и еще все друг друга знают. Факт в том, что так раньше и было. Но уже не одно десятилетие такого, в основном, нет. Хотя не редкость, когда несколько семей живут рядом, но это объясняется лишь общими интересами и менталитетом. Общинного строя у цыган давно нет, а в развитых странах об этом давно забыли.

Некоторые любопытные факты:

«Цыгане» — собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.

Цыгане делятся на несколько этнических групп. Кальдераш — одна из таких групп. Другие основные группы — гитаны и мануш. Кальдераш — специалисты по металлу: лудильщики, жестянщики и т. п. Гитаны расселились в основном на юге Франции, в Испании, Португалии и Северной Африке. Мануш специализируются на дрессировке животных, странствуют и дают представления.

Есть и более мелкие этнические группы цыган: блидари, рудари и лингурари занимаются различного рода работами по дереву (блидари специализируются на изготовлении вещей для дома); чобатори — сапожники; косторари — лудильщики; гилабари — музыканты; лаутари — изготовители музыкальных инструментов; месте-ри лакатуши — слесари по замкам; салахори — каменщики и строители; ватраши — садовники; златари — золотых дел мастера. В различных регионах произношение может быть разным, но в целом эти названия легко узнаваемы...браки между представителями разных групп редки.

У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в т. ч. литература.

Цыгане условно делятся на восточных и западных.

«Восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19-20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. «Восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской» (т. е. культуры заметно более многочисленных и культурно развитых «западных» цыган), хотя у тех и тех есть общее культурное наследие индийских предков. «Восточные» и «западные» цыгане практически не общаются.

Цыганские языки в подавляющем большинстве являются потомками санскрита. Этнически, цыгане являются потомками ариев, с дравидийской примесью (дравиды — коренное население Индии, завоёванное ариями, одна из древнейших владевших письменностью культур, на момент завоевания была более развита, чем культура кочевников-ариев).

В Индии цыган не было вообще, были индусы. По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индусов касты «дом» в 1000 примерно человек, покинула Индию где-то в VI веке. Предполагается, что эту группу музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени.

Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX-X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины (две разные ветви). Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть из этих цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков — Индии.

Византию цыгане покинули в период завоевания её мусульманами, в надежде получить помощь от единоверцев-христиан (наивные были люди и времена). Исход из Римской Империи длился десятилетиями. Часть цыган, всё же, по различным причинам осталась на родине. Их потомки со временем приняли ислам.

Есть гипотеза, что прозвище «египтяне» цыгане получили ещё в Византии, за свою смуглость и за то, что наиболее заметная часть цыган занималась, как и приезжие египтяне, цирковым искусством. С цирковым же искусством и с гаданием связано было и другое прозвище, от которого произошло и слово «цыгане»: «атсингане». Изначально, так называли неких сектантов, ищущих тайных знаний. Но со временем, видимо, слово стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. Сами себя цыгане уже тогда называли «рома» и сами себе дали прозвище «кале», т. е. чернявые, смуглые

Считается, что именно цыгане широко распространили в мусульманских странах танец живота. Однако, тому нет ни доказательств, ни опровержений.

Традиционными для цыган областями деятельности являются искусства, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки).

Вскоре после прихода в Европу цыгане стали одними из жертв больших социально-экономических кризисов и подверглись жесточайшим гонениям. Это привело к сильной маргинализации и криминализации цыган. От полного уничтожения цыган спасло в общем и целом нейтральное или дружелюбное отношение большей части простого народа, не желавшего исполнять в отношении цыган кровавых законов.

Говорят, что знаменитый Папюс учился гадать у цыган.

Инквизиция никогда не интересовалась цыганами.

Медицине неизвестны случаи заболевания проказой в среде цыган. Самые распространённые группы крови у цыган — III и I. Процент III и IV крови очень высок по сравнению с другими европейскими народами.

В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в каннибализме.

В 18-19 веках, с повышением терпимости к ним в европейском обществе, криминальность цыган резко и сильно снизилась. В 19 веке в Европе пошёл очень быстрый процесс интеграции цыган в общество.

В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России.

В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.

Почти все названия цыганских национальностей либо являются названиями ключевых профессий, либо отображают название страны, считающейся ими родной. Это многое говорит о цыганских приоритетах.

Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.

Короткие волосы у цыган — это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек.

В 1812 году русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск. При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.

Во время Второй Мировой Войны цыгане участвовали в военных действиях в составе как регулярных армий (СССР, Франция; рядовые, танкисты, военные инженеры, лётчики, санитары, артиллеристы и т. п.), так и партизанских групп, смешанных и чисто цыганских (СССР, Франция, Восточная Европа). Партизанские действия цыган против фашистов иногда называют «Арии против арийцев».

В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).

Среди выдающихся цыган есть учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, боксёры (в т. ч. чемпионы), футболисты, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы. Одни известны более, например, как Маришка Вереш, Ион Войку, Янош Бихари, Джем Мэйс, Матео Максимов, Юл Бриннер, Тони Гатлиф, Боб Хоскинс, Николай Сличенко, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, другие менее, но тоже могут похвастаться значительными вкладами в цыганскую культуру.

Увидев в статье о российских цыганах фразу «кочевой народ» без кавычек, можете её не читать. Автор не напишет ничего на самом деле достоверного, если не знает даже такого факта, что лишь 1% российских цыган кочует.

По данными МВД, при том, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, в статистике они на последнем. Этнографы считают, что аналогична ситуация с цыганскими мошенничествами и наркоторговлей и в России.

Во времена Сталина цыгане подверглись целенаправленным репрессиям.

Термин «цыганский барон» используется цыганами лишь последние пару десятков лет, и далеко не всеми. Это заимствование из СМИ и романтической литературы. Термин используется специально для общения с нецыганами.

В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Словакии, в Германии, а также театры и студии помельче в этих и других странах.

Одно из самых интересных цыганских понятий — это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук. И по той же причине, чтобы не быть оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.

Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому цыгане так любят некоторые индийские фильмы.

У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.

Как и каждый народ, цыгане имеют свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и прочими. Особенное национальное блюдо цыган — ёж, жареный или тушёный.

Носители цыганских генов называются романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать цыганами. Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко.

Слово «лавэ» в русском жаргоне заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ» (цыгане не «акают») и значение «деньги».

Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.

Цыгане живут во многих странах Европы, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Родственные европейским цыганам группы проживают также в странах Передней Азии. Численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

Когда-то меня потряс антифашистский фильм "Переход" с Энтони Куинном и Малкольмом МакДауэллом в главных ролях и жуткой сценой уничтожения цыган.

Желающие могут посмотреть этот фильм здесь.

Цыгане — народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования эту версию опровергают. В России цыгане сумели породить настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане — «цыгане»?


Цыгане не называют себя цыганами. Самое распространенное самоназвание цыган — рома. Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая Византией стала называться только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» — звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians — «египтяне»), в Испании gitanos, во Франции bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого — τσιγγάνοι, цинга́ни), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.
Слово цыгане, привычное для русского уха, условно возводится к греческому слову «атцингани» («αθίγγανος», «ατσίγγανος»), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. Условно — потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени, и достоверно нельзя утверждать, что речь в книге идет именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане



В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes - производное от египтянина. Египтов в Средние века было два - верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция, однако принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

Так, Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников. Безусловно, цыгане были в Египте, и, вероятно, путь из верхнего Египта был главным путем их миграции. Тем не менее, сегодняшние генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане, как и индусы - хорошие дрессировщики животных. Свойственен цыганам и синкретизм духовных верований, который является одной из особенностей современной индийской культуры.

Первые цыгане в России


Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины. Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии. Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году.

Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними урженцами». По этому документу понятно, что раз цыгане «показали себя местными уроженцами», значит они жили здесь уже не первое поколение. Дальнейшее расширение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии — молдавские цыгане, после присоединения Крыма — крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах



В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян. Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок. В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало професссиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка былиа необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства — браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца. Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.


Цыгане - один из самых, пожалуй, непонятных и мифологизированных народов на нашей планете, и так было на протяжении многих веков. По всему миру ходят слухи, что когда цыгане приходят в город, они соблазняют мужчин и женщин, а затем воруют все, что попадается им на глаза, в том числе детей. Существует также много мифов о хитрых и загадочных цыганках-гадалках и цыганских таборах. В любом случае, даже, если отставить все мифы и заблуждения в сторону, цыгане остаются одной из самых интересных этнических групп в истории.

1. Откуда они пришли


Происхождение цыган окутано тайной. Порой казалось, что они появились на планете неким таинственным образом. Это само по себе, возможно, вызвало чувство страха у европейцев и способствовало возникновению атмосферы таинственности вокруг цыган. Современные ученые предполагают, что цыгане изначально массово мигрировали из Индии в пятом веке.

Эта теория предполагает, что их бегство было связано с распространением ислама, которого цыгане отчаянно пытались избежать, чтобы защитить свою свободу вероисповедания. Эта теория утверждает, что цыгане мигрировали из Индии в Анатолию и далее в Европу, где разделились на три отдельные ветви: домари, ломаврен и собственно сами цыгане. Другая теория предполагает, чтобы было целых три отдельных миграции в течение нескольких столетий.

2. Кочевой образ жизни цыган


Вокруг цыган уже давно сформировалось множество стереотипов. Кто не знает фразы "цыганская душа" (которая применяется в отношении свободолюбивых людей). Согласно этих стереотипов, цыгане предпочитают жить, что называется, не в "мейнстриме" и сторонятся социальных норм, чтобы иметь возможность вести кочевой образ жизни, изобилующий весельем и танцами. Правда же гораздо мрачнее.

На протяжении многих веков цыган часто насильственно изгоняли из стран, в которых они жили. Подобное принудительное выселение продолжается по сей день. Многие историки предположили, что истинная причина кочевого образа жизни цыган очень простая: выживание.

3. У цыган нет родины


Цыгане - люди без определенного гражданства. Большинство стран отказываются предоставлять им гражданство, даже если они родились в этой стране. Столетия преследований и их замкнутое сообщество привели к тому, что у цыган попросту нет родины. В 2000 году цыгане были официально объявлены внетерриториальной нацией. Это отсутствие гражданства делает цыган юридически "невидимыми".

Хотя они не подчиняются законам ни одной страны, они не могут получить доступ к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам. Более того, цыгане не могут даже получить паспорта, что делает их путешествия очень затрудненными или невозможными.

4. Цыганские гонения.


Начать стоит с того, что цыгане фактически были порабощенными людьми в Европе, особенно в 14 - 19 веках. Их обменивали и продавали, как товар, и они считались "недолюдьми". В 1700-х годах императрица Австро-Венгерской империи Мария Терезия приняла закон, который ставил цыган вне закона. Это было сделано, чтобы заставить цыган интегрироваться в общество.

Аналогичные законы были приняты в Испании, а многие европейские страны запретили цыганам въезжать на их территорию. Нацистский режим также преследовал и истреблял цыган десятками тысяч. Даже сегодня цыган преследуют.

5. Никто не знает, сколько цыган в мире


Никто не знает, сколько сегодня живет цыган во всем мире. Из-за дискриминации, с которой часто сталкиваются цыгане, многие из них публично не регистрируются и не идентифицируют себя как цыгане. Кроме того, учитывая их "правовую невидимость", рождение детей без документов и частые переезды, многие цыгане числятся пропавшими без вести.

Также проблематичным является то, что цыганам не предоставляют социальные услуги, что помогло бы составить более четкую картину относительно их количества. Тем не менее, The New York Times оценивает количество цыган во всем мире в 11 миллионов человек, но эта цифра часто оспаривается.

6. Цыгане - оскорбительное слово


Для многих людей термин "цыган" означает кочевника и не считается расовым оскорбительным намеком. Но для самих "рома" (или "ромалы" - самоназвание цыган) это слово имеет зловещие обертоны. Например, по данным Оксфордского словаря английское слово "gypped" (образованное от "gypsie" - цыган) означает уголовно наказуемое действие.

Рома, которых часто называют цыганами, считали неудачниками и ворами, а это слово им выжигали на коже во время нацистского режима. Как и многие другие расовые оскорбления, слово "цыган" использовалось в течение многих столетий, чтобы угнетать представителей народности рома.

7. Будущее, недорого...


Есть много мифов, окружающих цыган. Одним из таких мифов гласит о том, что у цыган есть своя магия, которая передается веками из поколения в поколение. Миф связан с картами таро, хрустальными шарами и палатками гадалок, а также с прочими стереотипами. Литература изобилует ссылками на цыганский язык и магические искусства этого народа.

Кроме того, есть много фильмов, в которых показывают проклятия цыган. Даже в искусстве, есть много картин, описывающих рома, как мистических и волшебных людей. Тем не менее, многие ученые считают, что эта вся магия - выдумки, произошедшие от того, что люди попросту вообще ничего не знали о цыганах.

8. Отсутствие формальной религии


В европейском фольклоре часто утверждается, что рома сделали храм из сливочного сыра. Предположительно, они съели его, когда наступил период жестокого голода, поэтому остались без официальной религии. Как правило, цыгане присоединяются к церкви, которая является наиболее распространенной в стране, в которой они живут. Однако, есть много традиционных цыганских верований. Некоторые ученые считают, что есть очень много связей между верованиями рома и индуизмом.

9. Скромность


Хотя цыганские свадьбы часто сопровождаются массовыми гуляньями и роскошными одеяниями, в повседневной одежде цыган отражается один из главных их жизненных принципов - скромность. Цыганские танцы чаще всего ассоциируется с женским танцем живота. Тем не менее, многие цыганские женщины никогда не исполняли то, что принято считать сегодня танцем живота.

Вместо этого они исполняют традиционные танцы, в которых для движений используются только животы, но не бедра, поскольку движения бедрами считаются нескромными. Кроме того, длинные струящиеся юбки, которые обычно носят цыганки, служат для того, чтобы закрывать их ноги, поскольку обнажение ног также считается нескромным.

10. Цыганский вклад в мировую культуру огромен


С самого начала своего существования цыгане были тесно связаны с пением, танцами и актерской игрой. Они пронесли эту традицию на протяжении веков, существенно повлияла на мировое искусство. Многие цыгане ассимилировались в разные культуры, повлияв на них. У многих певцов, актеров, художников и т. д. были цыганские корни.

Загадочные народы на нашей планете жили и в прошлом. Например, такие, как .

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

Содержание статьи

ЦЫГАНЕ , или рома – кочевой народ, точнее, этнические группы, имеющие общие корни и язык, чье происхождение прослеживается из северо-западной Индии. Сегодня живут во многих странах мира. Цыгане обычно черноволосые и смуглые, что особенно характерно для популяций, живущих в странах, близких к Индии, хотя более светлая кожа для цыган вообще не типична. Несмотря на расселение по всему миру, цыгане повсюду остаются четко выделенным народом, в большей или меньшей мере придерживающимся своих собственных обычаев, языка и сохраняющим социальную дистанцию с нецыганскими народами, в окружении которых он живет.

Цыгане известны под рядом названий. В Средние века, когда цыгане впервые появились в Европе, их ошибочно называли египтянами, поскольку идентифицировали как магометан – выходцев из Египта. Постепенно это слово (Egyptians, Gyptians) подверглось сокращению, превратившись в «gypsy» («gipsy» на английском), «gitano» на испанском и «giphtos» на греческом. Цыган также называют «zigeuner» на немецком, «цыганами» на русском, «zingari» на итальянском, что является вариациями греческого слова athinganoi, означающего «не трогай» – оскорбительное название одной религиозной группы, ранее населявшей Малую Азию и избегавшей, как и цыгане, контактов с чужаками. Но цыгане не любят эти названия, предпочитая самообозначение «рома» (мн. число, ром или рома) от «романи (человек)».

Происхождение.

В середине 18 в. европейским ученым удалось найти доказательную базу того, что цыганский язык происходит непосредственно от классического индийского языка санскрит, что указывает на индийское происхождение его носителей. Серо-антропологические данные, в частности, информация о группах крови, также указывают на происхождение из Индии.

Многое, однако, остается туманным относительно ранней истории цыган. Хотя они говорят на одном из языков индийской группы, весьма возможно, что фактически они ведут происхождение от дравидийских аборигенов этого субконтинента, которые, в конце концов, начали говорить на языке арийских захватчиков, занявших их территорию. В последние годы ученые в самой Индии приступили к академическому изучению цыган, и, кроме того, возрождается интерес к этому предмету в научных кругах Запада. Постепенно рассеиваются мифы и дезинформация, окружавшие вопросы истории и происхождения этого народа. Стало очевидным, например, что цыгане были кочевниками не потому, что обладали каким-то номадическим инстинктом, но потому, что широко распространенное дискриминационное законодательство не оставляло им другого выбора как продолжать постоянное перемещение.

Миграция и расселение.

Новые исторические и лингвистические данные указывают на то, что миграция цыган из северо-западной Индии произошла в первой четверти 11 в. в результате ряда исламских вторжений, возглавлявшихся Мохаммедом Газневидом. По одной из гипотез предки цыган (которых в литературе называют иногда «домба» («Dhomba»), организовались в военные подразделения, называвшиеся раджпутами, для борьбы с этими вторжениями. В течение последующих двух веков цыгане двигались все дальше и дальше на запад, останавливаясь в Персии, Армении и на территории Византийской империисовременном языке цыган есть много персидских и армянских слов и, особенно, много слов из византийского греческого), и достигли юго-восточной Европы в середине 13 в.

Движение на Балканы вызывалось так же распространением ислама, которое было причиной миграции цыган из Индии двумя столетиями ранее.

Не вся масса цыган пересекла Босфор и попала в Европу, одно из ее ответвлений мигрировало в восточном направлении в районы сегодняшней Восточной Турции и Армении и стало отдельной и вполне отчетливой субэтнической группой, известной под именем «лом» («Lom»).

Еще одна популяция, широко распространенная по всему Ближнему Востоку, это «дом» («Dom»), которая, как это долго считалось, была частью исходной миграции цыган (из Индии, но позже отделилась от основной массы где-то в Сирии). В то время как сами «дом» и их язык безусловно индийского происхождения, их предки, очевидно, представляли отдельную и гораздо более раннюю волну (возможно 5 в.) миграции из Индии.

В Византийской империи цыгане приобрели глубокие знания в области металлообработки, на что указывает металлургический словарь в языке цыган греческого и армянского (не индийского) происхождения. Когда цыгане пришли на Балканы и, в частности, в княжества Валахия и Молдавия, эти знания и умения обеспечили устойчивый спрос на их услуги. Это новое ремесленническое население цыган оказалось фактически настолько ценным, что в начале 1300-х годов были приняты законы, сделавшие их собственностью их нанимателей, т.е. рабами. К 1500 примерно половине цыган удалось уйти с Балкан на север и запад Европы. Возникшее разделение между теми, кто оставался в рабстве в Валахии и Молдавии (сегодняшней Румынии) в течение пяти с половиной столетий, и теми, кто ушел оттуда, имеет фундаментальное значение в истории цыган и обозначается в литературе как Первая европейская диаспора цыган.

У населения Балкан не ушло много времени на то, чтобы понять, что цыгане полностью отличались от мусульман, которых оно столь сильно боялось. Но население в более отдаленных от Балкан странах, т.е. во Франции, Голландии и Германии, например, не приходилось ранее встречаться с мусульманами впрямую. Когда туда пришли цыгане со своей экзотической речью, внешностью и одеждой, их ассоциировали с мусульманами и называли «язычниками», «тюрками», «татарами» и «сарацинами». Цыгане были легким объектом для нападок, поскольку у них не было ни страны, куда можно было бы вернуться, ни военной, политической или экономической силы, чтобы защитить себя. С течением времени в одной стране за другой стали вводиться репрессивные меры против них. В Западной Европе наказания за принадлежность к цыганам включали битье плетью, увечье, депортацию, рабство на галерах и даже, в некоторых местах, казнь; в восточной Европе цыгане оставались рабами.

Политические изменения в Европе 19 в., включая отмену рабства для цыган, привели к резкому росту их миграции, ознаменовавшему период Второй европейской диаспоры цыган. Третья диаспора образовалась в 1990-х годах с падением коммунистических режимов по всей восточной Европе.

Находившиеся в рабстве цыгане были либо домашними рабами, либо рабами на полях. Эти широкие категории включают множество более мелких профессиональных групп. Взятые на работы в дома землевладельцев цыгане в конечном счете утратили свой язык индийского происхождения и обрели румынский на основе латыни. Теперь румыно-говорящие цыгане такие, как «бояши» («boyash»), «рудари» («шахтеры») и «урсари» («поводыри медведей») встречаются не только в Венгрии и на Балканах, но также и в западной Европе и в других регионах Западного полушария.

Гораздо бóльшую часть древних традиций сохранили группы цыган, происходящие из полевых рабов. Калдераша («медники»), ловара («торговцы лошадьми»), чурара («изготовители сит») и мочвая (от сербского города Мочва) все эти группы говорят на близкородственных диалектах цыганского языка. Эти языки образуют диалектную группу, называемую влакс или влач, характеризующуюся большим влиянием в ней румынского. К концу 19 в. влаксоязычные цыгане предпринимали дальние разъезды в поисках мест, где можно было обосноваться. Страны в западной Европе были негостеприимны из-за столетиями существовавшего в них антицыганского законодательства, поэтому основной поток миграции направлялся на восток в Россию, на Украину и даже в Китай, или же, через Грецию и Турцию морем в Северную и Южную Америку, Южную Африку и Австралию. После Первой мировой войны распад Австро-Венгерской империи в центральной Европе вызвал массовый исход цыган из этих земель в западную Европу и Северную Америку.

Во время Второй мировой войны нацисты избрали цыган в качестве объекта геноцида, и цыгане были предназначены наравне с евреями к уничтожению пресловутым постановлением Рейнхарда Гейдриха от 31 июля 1941 для осуществления «окончательного решения». К 1945 почти 80% всех цыган Европы погибли.

Современное расселение.

Цыгане рассредоточены по всей территории Европы и западной Азии и встречаются в некоторых частях Африки, Северной и Южной Америки и Австралии. Точную численность цыган по каждой стране установить, однако, не удается, поскольку переписи и иммиграционная статистика редко выделяют их особой статьей, а многовековые преследования научили цыган осторожности в обозначении своей этнической принадлежности в анкетах переписей. В мире насчитывается от 9 до 12 млн. цыган. Эту оценку дает Международный Союз цыган: около одного миллиона в Северной Америке, примерно столько же в Южной Америке, и между 6 и 8 млн. в Европе, где цыгане сосредоточены главным образом в Словакии, Венгрии, Румынии и в других местах на Балканах.

Примерно за тысячу лет со времени исхода цыган из Индии их образ жизни стал замечательно разнообразным, хотя каждая группа сохранила в большей или меньшей мере элементы основной культуры цыган. Те, что давно обосновались на одном месте, склонны приобретать национальные черты принявшего их народа. В обеих Америках значительное число цыган появились в конце 19 и начале 20 вв., хотя у цыган существует предание о том, что в третьем путешествии Колумба в 1498 среди команды были матросы-цыгане, и первые представители этого народа появились там еще в доколониальные времена. Документально зафиксировано, что первые цыгане появились в Латинской Америке (на Карибский островах), в 1539, когда в Западной Европе начались гонения против этого народа. Ими стали цыгане из Испании и Португалии.

Новые волны иммигрантов начали прибывать в обе Америки после 1990.

Жизнь цыган.

Несмотря на их общее языковое, культурное и генетическое наследие, группы цыган стали настолько разнообразными в результате воздействия факторов времени и пространства, что было бы неправильным пытаться нарисовать их обобщенный портрет. В остальной части статьи особое внимание уделяется влаксоязычным цыганам, являющимся наиболее многочисленной и наиболее географически распространенной популяцией.

Социальная организация.

Взятая в целом жизнь цыган называется «романипен» или «романия» и строится на основе сложной системы семейных отношений. Группа родственных семей образует род («виста» clan), возглавляемый лидером, которого называют «баро» (он не является королем; так называемые короли и королевы у цыган – это изобретение журналистов). Он признанный лидер своей группы и может управлять ее перемещениями и представлять ее в контактах с посторонними. По важным вопросам он может советоваться со старейшинами виста. Нарушения правил морали и поведения могут рассматриваться особой мужской ассамблеей, называемой «крис» («kris»). В юрисдикцию этого суда входит широкий круг нарушений, включая материальные и супружеские дела. Наказания могут заключаться в наложении штрафов или в исключении из общины, причем виновного называют меримэ или ритуально нечистыми. Поскольку общения с не-цыганами избегают как само собой разумеющееся правило и поскольку сама община цыган должна исключать того, кто является меримэ, то индивид в этом положении оказывается, в конечном счете, в условиях полной изоляции. Эта идея ритуального загрязнения, унаследованная из Индии и расширенная для индивида в его отношении к пище, животным и к другим человеческим существам, была тем наиболее общим фактором, который способствовал тому, что популяции цыган оставались обособленными от других и внутренне едиными.

К бракам с годже (не-цыганами) относятся с неодобрением; даже выбор брака с другими цыганами ограничен. В случае смешанных браков дети будут считаться с цыганами, только если таковым является их отец. Семья играет активную роль в брачных формальностях, которые непосвященным могут казаться длительными и сложными. Во-первых, ведутся долгие переговоры между родителями, особенно, о величине «дарро» (приданого). Это сумма, подлежащая компенсации за потенциальную способность заработка «бори» или невестки, которая переходит из своей семьи и включается в семью ее новых родственников по браку. Сама свадьба («абиав») проводится в снимаемом на этот случай зале с присутствием множества друзей и родственников. Сопровождающие свадьбу торжества длятся обычно три дня. Единожды созданный брачный союз остается обычно постоянным, но в случае необходимости развода может требоваться согласие «криса». Как правило, гражданские и церковные браки становятся все более частыми, даже если они представляют собой всего лишь завершающую фазу традиционного ритуала.

Официальная религия не оказала большого влияния на образ жизни цыган, хотя им и не удалось избежать попыток миссионеров обратить их в свою веру. Они восприняли, в большинстве случаев поверхностно, такие религии, как ислам, восточное православие, римский католицизм и протестантизм тех стран, в которых они проживали некоторое время. Исключением является удивительное и очень быстрое принятие некоторыми группами харизматического «нового» христианства последних лет.

Наиболее известными религиозными праздниками цыган-католиков являются ежегодные паломничества в Квебек к базилике св. Анны (Сент-Анн-де-Бопре, Sainte Anne de Beaupre) и в городок Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) на средиземноморском побережье Франции, куда цыгане собираются каждый раз отовсюду 24–25 мая, чтобы почтить свою святую покровительницу Сару (по преданию – египтянку).

Средства к существованию и отдых.

Цыгане предпочитают занятия, обеспечивающие им минимальной длительности контакт с «гадже» и независимость. Услуги, удовлетворяющие случайные потребности и постоянно меняющуюся клиентуру, хорошо согласуются с образом жизни цыган, который может требовать от индивида срочного отъезда для участия в свадьбе или похоронах, или в «крисе» в другой части страны. Цыгане разносторонни, и средства, которыми они зарабатывают на жизнь, многочисленны. Но есть некоторые главные профессии цыган – такие, как торговля лошадьми, работа с металлами, гадание и, в некоторых странах, сбор овощей или фруктов. Для совместных экономических предприятий у цыган может образовываться и чисто функциональная ассоциация «кумпания», члены которой не обязательно принадлежат к одному и тому же роду или даже к одной и той же диалектной группе. В сфере индивидуальной деятельности многие цыгане работают разносчиками, особенно, в Европе. Некоторые перепродают товары, купленные по более низкой цене, другие торгуют на улицах, шумно предлагая произведенный ими самими товар, хотя в 20 в. ряд ремесел цыган пострадал от конкуренции с изделиями массового производства. В добывании средств к существованию свою полную роль играют женщины. Именно они носят от двери к двери корзины с произведенным товаром и занимаются гаданием.

Хотя многие названия различных групп цыган базируются на профессиях, которыми они занимались в течение периода рабства, они не могут более служить надежным путеводителем по деятельности конкретных семей. В Мексике, например, «медники» гораздо более часто являются сегодня операторами передвижных киноустановок, чем металлообработчиками. Для многих «медников» в США главным источником дохода служит гадальный салон («офиса»), который может размещаться в передней части дома гадальщика или во фронтоне магазина.

Цыгане известны также как большие специалисты по развлечению публики, особенно как музыканты и танцоры (несколько известных актеров, включая Чарля Чаплина, говорят о своих предках цыганах). В Венгрии и в Румынии, в частности, цыганские оркестры с их виртуозными скрипачами и цимбалистами создали свой стиль, хотя многое из того, что слышат зрители, является, фактически, европейской музыкой в цыганской интерпретации. Существует иной, совершенно особый тип музыки – оригинальная музыка цыган, представляющая собой высоко ритмическую последовательность тонов, в которой используется мало инструментов или они отсутствуют вообще и доминантный звук – это часто звук хлопающих ладоней. Исследования показали, что большая часть центрально-европейской классической музыкальной традиции и работы таких композиторов, как Лист, Барток, Дворжак, Верди и Брамс, отмечены значительным влиянием цыган. То же самое было продемонстрировано исследованиями и в отношении еврейской музыки «клезмер» (klezmer), характерными признаками которой являются необычные гаммы и живые ритмы.

В Андалусии, в южной части Испании, по данным одного из исследований, проведенных университетом Висконсин, цыгане вместе с марокканцами создали традицию фламенко как скрытый способ выражения гнева по отношению к репрессивному испанскому режиму. Из Андалусии этот стиль распространялся через Иберийский полуостров и затем в испаноязычную Америку, пока песня, танец и игра на гитаре в стиле фламенко не стали принятой формой народного развлечения. С конца 1970-х музыка группы «Цыганских королей» («Gipsy Kings»), состоящей из шести гитаристов, выдвинула современный вариант основанной на стиле фламенко музыки в рейтинги поп-музыки, а джаз-гитарная техника ушедшего из жизни Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) (он был цыганом) пережила возрождение, благодаря его внучатому племяннику Бирели Лагрене (Bireli Lagrene).

Как и у всех народов с развитой устной традицией, повествование у цыган достигает уровня искусства. В течение многих поколений они расширяли свой фольклорный багаж, выбирая и добавляя к нему народные сказки тех стран, в которых они оседали. В обмен они обогащали фольклор этих наций устными историями, приобретенными ими в ходе прошлых миграций.

Вследствие строгих ограничений на общение с посторонними, цыгане проводили много свободного времени в компании друг друга. Многие из них полагают, что негативные последствия пребывания среди гадже могут быть компенсированы только временем, которое они проводят среди своих на общинных ритуальных мероприятиях, таких как крестины, свадьбы и др.

Питание, одежда и жилье.

В привычках питания у западноевропейских групп цыган отражено влияние их кочевого образа жизни. В их кухне значительное место занимают супы и тушеные блюда, которые могут готовиться в одном горшке или котле, а также рыба и мясо диких животных. Для рациона оседлых восточноевропейских цыган характерно употребление большого количества специй, особенно острых сортов перца. У всех групп цыган приготовление пищи строго обусловлено соблюдением различных табу относительной чистоты. Такими же культурными соображениями обусловлены вопросы одежды. В культуре цыган нижняя часть тела считается нечистой и постыдной, и ноги женщины, например, прикрываются длинными юбками. Подобным же образом, замужняя женщина должна повязывать голову платком. По традиции, приобретенные ценности обращаются в ювелирные изделия или золотые монеты, и последние иногда носятся на одежде в качестве пуговиц. Поскольку голова считается самой важной частью тела, то многие мужчины привлекают к ней внимание, нося широкие шляпы и большие усы, а женщины любят крупные серьги.

Передвижные жилища представляют большую значимость для тех семей, чьи способы добывания средств к существованию вынуждают их к постоянному нахождению в пути. Все еще существует большое множество семей цыган, особенно на Балканах, которые путешествуют в легких открытых повозках, запряженных лошадьми или ослами, и ночуют в шатрах традиционной конструкции из брезента или шерстяных одеял. Сравнительно недавно появившаяся жилая повозка цыган, украшенная сложной резьбой, скорее дополняет, чем заменяет шатер. Вместе с менее живописной повозкой, запряженной лошадьми, эта жилая повозка быстро выходит из употребления, уступая место моторизированному трейлеру. Часть цыган с грузовиками или легковыми автомобилями с прицепами близко придерживаются прежних привычек людей с повозками, в то время как другие полностью восприняли такие современные удобства, как баллонный кухонный газ и электричество.

Современное население цыган.

Различные группы цыган в Европе были почти полностью уничтожены огнем холокоста, и только более чем через четыре десятилетия позже их национальное движение начало набирать силу. Для цыган понятие «национализм» не означает создания реального государства-нации, но подразумевает обретение признания человечеством того факта, что цыгане представляют собой обособленную внетерриториальную нацию людей со своей собственной историей, языком и культурой.

Тот факт, что цыгане живут по всей Европе, но не имеют своей собственной страны, привел к возникновению громадных проблем после падения восточно-европейских коммунистических режимов и возрождению там этнического национализма. Подобно тем цыганам, которые впервые пришли в Европу семь с половиной веков тому назад, европейские цыгане 20 в. все более воспринимаются как люди, очень отличные от традиционных европейских народов и доставляющие неудобства. Для борьбы с этими предрассудками цыгане организовались в несколько политических, социальных и культурных групп с целью развития идеалов самоопределения. Международный Союз цыган является постоянным членом Совета по экономическому и социальному развитию ООН с 1979; к концу 1980-х годов он обрел представительство в Детском фонде ООН (UNICEF) и в ЮНЕСКО, а в 1990 началось формирование европейского парламента цыган. К началу 1990-х годов уже появилось большое число таких профессионалов из цыган, как журналисты и политические активисты, деятели образования, политики. Выковывались связи с родиной предков Индией – с середины 1970-х в Чандигаре существует Индийский институт цыганских исследований. Организации цыган направляли свою работу на борьбу с расизмом и стереотипами в средствах массовой информации, а также на получение репараций за военные преступления, приведшие к гибели цыган в огне холокоста. Кроме того, решались вопросы стандартизации языка цыган для международного применения, составления двадцатитомной энциклопедии на этом языке. Постепенно литературный образ «кочевых цыган» замещается образом народа, готового и способного занять свое место в сегодняшнем разнородном обществе.

Основным источником информации по всем аспектам истории, языка и образа жизни цыган является «Журнал общества цыганских знаний» (Journal of the Gypsy Lore Society), который издается с 1888 по настоящее время.

Выбор редакции
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...

Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...