Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Формирование познавательных интересов дошкольников в процессе восприятия художественной литературы и фольклора Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы


На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать, проявлять индивидуальность и творческую активность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) заложено создание индивидуальных условий для развития личности ребенка. ФГОС ДО является главной опорой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста.

В соответствии с ф едеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, восприятия произведений художественной литературы.

В данной статье рассмотрены возрастные особенности детей младшего возраста, а также работа по восприятию детьми художественной литературы, приобщение их к словесному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кабанова Л.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад №29 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Организация восприятия детьми младшего возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать, проявлять индивидуальность и творческую активность, а также умение ориентироваться на будущее, уметь переходить к новым видам деятельности. Современный дошкольник должен уметь воспринимать и творчески подходить к любой жизненной ситуации, должен уметь самостоятельно принимать серьезные решения и уметь нести за эти решения ответственность. Но готовность к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста не может появиться сама по себе, она проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников в дошкольном образовательном учреждении. Создание индивидуальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО). В нем показана гуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия воспитателя и ребенка дошкольного возраста, а также развитие его личности, его творческого потенциала. Дошкольное образование является главной основой всеобщего образования детей. В связи с чем, к нему предъявляется очень много важных требований, а также вводятся единые стандарты, которых должны придерживаться все дошкольные образовательные учреждения.

ФГОС ДО является главной опорой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста. В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое. Знание возрастных особенностей восприятия детьми дошкольного возраста литературного произведения позволит воспитателю дошкольного образовательного учреждения качественно разработать содержание литературного образования и на этой основе реализовать задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста». Дошкольный возраст - это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.

В 3-4 года (младшая группа) дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета часто бывает фрагментарным. Важно, что понимание связано у них с непосредственным личным опытом. Если повествование не вызывает у них никаких наглядных представлений, не знакомо по личному опыту, то например, Колобок, может быть им более не понятен, чем золотое яичко из сказки «Курочка Ряба».

Малыши лучше осмысливают начало и конец произведения. Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия, но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши (из сказки «Маша и медведь»), когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено.

Для организации восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы мой педагогический процесс проходит в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО, в котором четко прослеживается не разрывная связь между следующими образовательными областями: речевым и художественно-эстетическим развитием. В речевое развитие включено знакомство с книжной культурой, детской литературой, а также понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы; формирование восприятия художественной литературы. стимулирование сопереживания персонажем художественного произведения, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Кроме этого восприятие по художественной литературы ФГОС ДО является одним из видов детской деятельности.

Основная цель моей работы в данном направлении это развитие художественного восприятия детей, приобщение их к словесному искусству. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

Формирование целостной картины мира.

Приучать детей слушать потешки, стихи, сказки, рассказы и следить за развитием действия.

Развивать литературную речь: умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

Способствовать развитию навыка инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя.

На первом этапе работы для достижения поставленной цели и решения задач, необходимо создать предметно-развивающую среду. Подборка художественной литературы с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии требованиям программы. Оформление книжного уголка, с аккуратно расставленными книгами, а так же стол для просматривания книг. Детская литература в течении года постоянно должна обновляться в зависимости от комплексно-тематического планирования. При подборке материала стараюсь учитывать принцип от простого к сложному, а также обращать внимание на познавательную и нравственную сторону художественного произведения Ознакомление с художественной литературой происходит в ходе непосредственной образовательной деятельности. Игра является основным видом деятельности у детей младшей группы. Именно поэтому вся работа с детьми проводиться в игровой форме. Для того чтобы привлечь внимание дошкольника, я использую игрушку (наглядный материал) и только затем начинаю читать и рассказывать. С помощью вопросов стараюсь вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения. Широко использую в своей работе настольный и кукольный театров. Появление ярких настольных фигурок позволяет привлечь внимание детей. С большим удовольствием дети берут в руки лисичку, петушка из кукольного театра и пытаются повторить действия воспитателя. Умелое проигрывание художественного произведения позволяет создавать радостное настроение в группе, устанавливается эмоциональный контакт с малышом, активизируется речевое общение, организовывается ненавязчивое воспитательное воздействие, которое способствует пополнению запаса знаний и сведении об окружающем. В течение года дети знакомятся с разными художественными произведениями. На ряду с авторскими произведениями, такими как стихи А.Барто из серии «Игрушки», А.Плещеева «Сельская песенка», В. И. Токмаковой «Весна», К.И.Чуковского «Чудо-дерево», «Путаница», «Краденое солнышко», «Сказку о глупом мышонке», С.Я.Маршака рассказ об «Усатом - полосатом» котенке и другие, также знакомятся дети с устным народным творчеством или фольклором. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение, помогает формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Устное народное творчество позволяет ребенку приобщаться культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказки, потешки и колыбельные песенки.

Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в тоже время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Именно поэтому дошкольники с большим удовольствием слушают эти сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д.

Маленькие дети – замечательные актеры: стоит кому-нибудь надеть хотя бы часть кого-то костюма, как он сразу же входит в образ. Воображение, как волшебная палочка, переносит ребенка в иную плоскость бытия, наделяя его новыми, недостижимыми в реальной жизни возможностями. Под веселую музыку, в ярких шапочках предложенные воспитателем, дети увлеченно изображают персонажей русской народной сказки «Теремок».

На ряду с групповой и подгрупповой работой по ознакомлению с художественной литературой планируются и проводятся индивидуальные занятия с детьми недостаточно полно усвоившими материал на занятии. Такой подход позволяет более подробно остановиться на содержании литературного произведения и рассмотреть иллюстрации вместе с воспитателем. При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется самовосприятие прекрасного. Она помогает ребенку глубже понять конкретное литературное произведение, прояснить авторскую мысль, а также влияет на нравственное воспитание детей. Дошкольники учатся более бережно относится к книге. Начинают понимать, что нельзя рвать страницы, закрашивать картинки, кидать их на пол. Но если все таки это происходит, то ни в коем случае нельзя оставлять без внимания данный факт. Необходимо объяснить, что кто-то из детей поступил плохо, не правильно и предложить заклеить вместе с воспитателем.

Книжные уголки имеются в каждой группе детского сада. Организация экскурсий позволяет моим воспитанникам рассмотреть книжные уголки других групп. Во время таких посещений, обращаю внимание детей как аккуратно расставлены книги, в каком они состоянии.

И конечно, одним из важных аспектов является тесный, хорошо налаженный контакт с мамами и папами. Для этого мы проводим: беседы и консультации, родительские собрания на тему: «Организация семейного чтения и уголка книги», «Обучение ребенка пересказу», «Книги- семейные реликвии», проводим анкетирование «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?» «Любимый сказочный персонаж?» «Читаете ли вы ребенку сказки? какие?», приглашаем на просмотр открытых мероприятий, а также оформляем стенды, книжки-раскладушки, помещаем в уголок список художественной литературы для детей 3– 4 лет.

Таким образом, в ходе организации восприятия художественной литературы удалось достичь положительных результатов; дети стали более внимательно слушать художественные произведения, понимать содержание, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольшие сказки. принимать участие в драматизации.


В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как «психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии из на органы чувств» . С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает «чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств» . Свойствами восприятия являются: осмысленность, обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, константность. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Н.В. Гавриш , Н.С. Карпинской , Л.В. Таниной , Е.И. Тихеевой , О.С. Ушаковой .

По мнению Н.В. Гавриш, «воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения» . Н.С. Карпинская отмечает, что полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой «сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена» .

С.Л. Рубинштейн выделяет два типа отношения к художественному миру произведения. «Первый тип отношения - эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа» .

Возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.

М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает «способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы» .

В трудах Л.С. Выготского , Л.М. Гурович , Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой , Н.С. Карпинской , Е. Кузьменковой , О.И. Никифоровой и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. К примеру, восприятие художественной литературы рассматривается Л.С. Выготским как «активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях» .

Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребёнка, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития.

С точки зрения М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной «слушание художественных произведений наряду с творческими играми имеет важнейшее значение для формирования этого нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность» . Четкая фабула, драматизированное изображение событий способствуют тому, чтобы ребенок вошел в круг воображаемых обстоятельств стал мысленно содействовать с героями произведения.

С.Я. Маршак писал в «Большой литературе для маленьких»: «Если в книге есть четкая незаконченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних своих героев и противник других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая, рассудочная последовательность, если вывод из книги не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода фактов, да еще ко всему этому книгу можно разыграть, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана на настоящем детском языке» .

М.М. Алексеева показала, что «при соответствующей педагогической работе уже у малыша - преддошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить ребенка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства» . У преддошкольника можно наблюдать лишь зачатки такого содействия и сопереживания героям художественного произведения. Более сложные формы восприятие произведения приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Деятельность, осуществляющаяся при этом, особенно в начале дошкольного возраста, по психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства воображаемые.

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: «непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание)» .

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: «от двух до пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным» .

Процесс развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. О. Василишина, Е. Коновалова отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как «активность, глубокое сопереживание героям произведений» . У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), с яркими, сильными характерами героев.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Н.Г. Смольникова доказывает, что «старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе» . Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Ю. Тюнников справедливо отмечает: «Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами» . Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В работе со старшими дошкольниками продолжают активно использоваться малые фольклорные жанры. Приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасит значимость того или иного момента жизни ребенка. Пословицы и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста. Но поговорка - принадлежность речи взрослого, дети ею почти не могут пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращенные к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения.

В.В. Гербова отмечает, что «старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников» . В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников.

Однако для грамотного использования художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Под средствами Г. Бабина, Е. Белобородова понимают «предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач» . Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Е.И. Тихеевой, «искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение» . Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Л.А. Введенская предъявляет два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы Л.А. Введенская говорит, что «художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою» . Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.

Автор «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева говорит о важности тематического распределения произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий. «Это позволит педагогу проводить работу по воспитанию культуры поведения детей целенаправленно и комплексно» . При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах Л.М. Гурович , Н.С. Карпинской , Л.Б. Фесюковой и других. Ими разработано несколько критериев:

  • - идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
  • - высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;
  • - доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
  • - сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
  • - конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому М.М. Алексеева , Л.М. Гурович , В.И. Яшина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. «Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы» . Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. С точки зрения И. Зиминой, «именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания» .

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения. В течение дошкольного возраста развитие отношения к художественному произведению проходит путь от непосредственного наивного участия ребенка в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны.

Итак, дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен: «постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач» . Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Можно выделить особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста:

  • - способность сопереживать, позволяющая ребёнку давать моральную оценку различным поступкам персонажей, а затем и реальных людей;
  • - повышенная эмоциональность и непосредственность восприятия текста, что влияет на развитие воображения. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития фантазии, так как ребенок очень легко входит в воображаемые ситуации, предложенные ему в книжке. У него быстро возникают симпатии и антипатии по отношению к «хорошим» и «плохим» героям;
  • - повышенная любознательность, острота восприятия;
  • - сосредоточение внимания на герое литературного произведения, его поступках. Детям доступны простые, активные мотивы поступков, они словесно выражают отношение к героям, их впечатляют яркий, образный язык, поэтичность произведения.

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является наиболее специфичным для старшего дошкольного возраста.

В контексте ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она развивает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенденций в этой области: снижение интереса к книге, замедленное вхождение детей в книжную культуру, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. На процесс чтения оказывает существенное влияние мощное развитие аудиовизуальных средств информации. Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе и фольклорному жанру требуют повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений .

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Исходя из этого – одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е.А. Флерина, М.М. Конина, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина, Е.И. Тихеева, Р.М. Жуковская.

Современные исследователи детского чтения, такие как М. К. Боголюбский, Л. М. Гурович, Э. П. Короткова, В. В. Шевченко и др., большое значение придают воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое развитие детей, обращая при этом особое внимание на психолого-педагогические особенности ознакомления детьми дошкольного возраста с художественной литературой.

Образовательная область «Познавательное развитие» ставит перед собой задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве;
  • представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Изучение художественной литературы и фольклора способствует реализации задач Стандарта.

Целью работы ДОО в соответствии с ФГОС ДО, по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить дошкольника в художественные тексты, которые раскрывают перед ним богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.

Во всех странах дошкольное литературное образование и воспитание базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.

Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать возрастные особенности их восприятия художественной литературы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие особенности:

  • зависимость понимания текста от их личного опыта;
  • установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
  • в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
  • эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
  • наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В различных разделах программы, по которой успешно работает наш детский сад, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:

  • расширение представлений о русском народном искусстве,
  • народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
  • накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства;
  • обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально – театральную деятельность;
  • приобщение детей к народным играм.

Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, закличек, а вернуть им живое, естественное существование.

При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения - систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности - радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.

Важно также учить детей сопоставлять услышанное с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, показать свое отношение к ним, кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть - уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Таким образом, задачи и содержание работы ДОО по освоению детьми образовательного модуля «Чтение художественной литературы» направлены на достижение цели формирования познавательного интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы и фольклора.

Формирование познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы и фольклора включают в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.

К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).

К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:

Интегрированные занятия, объединяющие содержание разных образовательных модулей (например, «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» и др.),

Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

Обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок,

- «сочинение» сказки. Предлагается детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

- «салат из сказок». Предлагается детям свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;

Проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»);

Занятия с использованием мультимедийных средств;

Занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.

Ознакомление с художественной литературой осуществляется как на занятиях, так и в совместной, и самостоятельной деятельности детей. В процессе занятий работа над текстом включает в себя четыре этапа.

1. До чтения необходимо назвать фамилию автора, название произведения, можно зачитать из него фрагмент, показать детям предшествующую тексту иллюстрацию. Это побуждает ребят строить предположения о содержании текста, его тематике, героях. Главное - вызвать у детей желание прочитать книгу.

2. Чтение текста. В процессе чтения необходимо делать короткие остановки, чтобы объяснить и уточнить значения слов, предложить детям вообразить ту или иную сцену, домыслить последующие события, прочувствовать эмоциональное состояние героев, задать вопросы. Таким образом, у ребят развивается умение внимательно слушать, осмысленно воспринимать текст, выражать свое отношение к прочитанному.

После чтения провести обсуждение текста с целью выявления:

  1. как дети поняли главную мысль произведения;
  2. каково их отношение к поступкам персонажей;
  3. каково отношение автора к своим героям;
  4. насколько сбылись предположения о содержании текста.

В заключение дети воспроизводят содержание текста: инсценируют эпизоды, «оживляют» иллюстрации, разыгрывают пантомимы, рисуют картинки, озвучивают их и пересказывают с помощью пиктограмм.

Подготовку детей к восприятию нового произведения можно осуществлять по-разному. Например: поместить в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга (сказка, рассказ), о чем она. В начале занятия спросить воспитанников об их предположениях, похвалить за наблюдательность, догадливость. Назвать произведение. Затем продемонстрировать игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, помочь детям запомнить их названия, объяснить назначение, рассказать об особенностях. Кроме того, провести специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц – хваста» сказать детям: «Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» - восхищаются прохожие». И предложить детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушать ответы. Попросить завершить фразы, которые будут произнесены («У кота усы, у тигра - усищи, у кота лапа, у льва? - лапища»). Объяснить, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу - герою новой сказки «Заяц - хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Попросить детей повторить, как говорил заяц. Спросить: «Как вы думаете, как в сказке пойдет речь про зайца - великана?» Выслушать мнения детей, затем предложить: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», - и прочитать сказку. Еще один прием: сообщить, что сейчас будете рассказывать сказку с совершенно необычным названием - «Крылатый, мохнатый да масленый». Спросить: «Как вы думаете, кто это такие?» «Название сказки вы знаете. Попробуйте сочинить ее начало», - предложить новое задание. Затем предложить придумать концовку к произведению.

В подготовительной группе используются присказки, особенно в тех случаях, когда не проводилась подготовительная работа к занятию. По своему настрою, присказка связана с произведением. Во втором полугодии дети, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Присказку следует рассказывать дважды. Для подготовительной группы используются следующие присказки:

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела

Конь у крыльца в три копыта бьет,

А Уточка в сапожках избу метет.

Как Кот в печи пироги печет,

Кошка у окошка рубашку шьет,

Поросенок в ступе горох толчет.

Рассказывание сказки завершается одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости поджидают.

Присказки можно использовать, читая детям сказки в свободное время. Все это помогает детям запомнить присказки и самостоятельно использовать их в играх, драматизациях, спектаклях, обогатить речь дошкольников.

После чтения проводится беседа, задаются вопросы, которые помогают воспитанникам лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; повторяются наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, чтобы постичь языковую особенность произведений данного жанра. Другая группа используемых приемов имеет тренировочную и оценочную направленность: подсказ слова или фразы, пересказ по частям, оценка, вопросы. Если в тексте есть диалог, используется пересказ по ролям.

Для формирования интереса к чтению проводятся разнообразные формы организации совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя.

Для развития познавательного интереса в группе немаловажное значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды, которая включает «Книжный уголок», в которой подобраны альбомы с портретами писателей, иллюстрациями и сериями сюжетных картинок к книгам, красочные издания различных жанров – стихи, рассказы, сказки, фольклор, загадки и другие. Кроме того, имеются аудиокниги, которые можно прослушивать. В книжной мастерской можно самому ребенку изготавливать мини-книжки с иллюстрациями и брать их домой для семейного чтения.

Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду используются также ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир.

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, праздники книги - комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы - беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. Литературные праздники можно посвятить юбилейной дате любимого детского писателя, а также определенной теме («Поздравляем маму», «Посмеемся вместе с писателем» и др.) Эффективным средством приобщения детей к книге, чтению так же являются экскурсии в детскую библиотеку, встречи с детскими писателями.

Огромная работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством русского народа позволяет приобщить детей к национальной культуре. Нам, взрослым, необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

При знакомстве детей с народной культурой совершаю активное, творческое усвоение многих, казалось бы уже отмерших и застывших традиций народной культуры.

Пополняя развивающую среду необходимыми предметами народного быта, изготовила пособия к занятиям, атрибуты к играм, по крупицам собирала материал, создавая картотеки.

Работая на младшей группе, постоянно замечала интерес детей к потешкам, загадкам. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее:

Баю, баю, баю, бай!

Ты собачка не лай,

Белолапка, не скули,

Мою дочку не буди!

Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Водичка, водичка…», «Расти коса …». После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняется значение новых слов, которые ребята слышали в потешке. Приятно наблюдать, как дети используют песенки во время игры «Дочки-матери», как бережно относятся к своим куклам.

Дети взрослели, нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставится задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня. Например, в потешке:

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень,

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка:

«Поди, догоняй-ка!»

Далеко не все дети могут передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок моет научиться сыграть любую роль.

В старших группах много времени уделяется рассказыванию сказок. Во время рассказывания необходимо показывать детям эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей целесообразно проводить конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, «Что за чудо эти сказки…», «Кого встретил Колобок?». Проводить игры-драматизации отдельных эпизодов по желанию детей.

Используется и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь».

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. изучая пословицы о труде, дети становятся помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они совместно с родителями оформляют их, а в детском саду объясняют их смысл, учатся понимать, в каких ситуациях их можно применять. Ребята часто подбадривают друг друга: «Терпение и труд – все перетрут», «Дело мастера боится», «Закончил дело - гуляй смело». В свободной деятельности проводятся соревнования «Продолжи пословицу».

Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире, полезно загадывать загадки: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко».

Русский фольклор нашел свое отражение в хороводных играх, поэтому большое значение необходимо уделять обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Постепенно, побуждая интерес к совместному и самостоятельному проведению игр, знакомлю детей с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривая с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, необходимо знакомить их с национальными обычаями, фольклором. Рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, выбрать его, используя считалки.

Дети узнали множество различных игр: «Гуси – лебеди», «Плетень», «Жмурки» и др.

В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте – маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации.

В группе был разработан проект “Талантливые читатели”, что позволило обрести в лице родителей необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и устному народному творчеству.

Проект «Талантливые читатели» включает:

  1. анкетирование родителей «Читательские пристрастия моей семьи»;
  2. домашние задания на развитие восприятия и понимания литературных произведений детьми и произведений фольклора;
  3. составление картотеки для семейного чтения;
  4. тематическое родительское собрание «Приучение детей к чтению»;
  5. литературные вечера;
  6. памятки для родителей по организации семейного чтения.

В течение года совместно с родителями были организованы литературные вечера: - «Моя любимая книжка», «Вечер поэзии», «Покажи сказку». Весной в детском саду традиционно проводился праздник детской книги. В большей части это деятельность, организуемая взрослыми. При косвенной поддержке воспитателей, дети уже по своей инициативе, рассматривают или рисуют иллюстрации к понравившимся книгам, общаются друг с другом, рассматривая иллюстрации и рассказывая наизусть, будто «читая» другу любимую книгу. Анализ результатов выполнения образовательной программы по данному направлению работы показал, что дети относятся к книгам с интересом. У книжного шкафчика каждый раз оказывались дети, рассматривающие иллюстрации, делающие мини-книжки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитию у детей восприятия и понимания литературных произведений способствует разнообразная, интересная и содержательная деятельность, которая может включать как формы, организуемые взрослыми, так и самостоятельную творческую деятельность самих детей, тем самым формируя познавательный интерес.

Заключение

Произведения художественной литературы и фольклора формируют познавательный интерес ребенка, открывают и объясняют детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности, развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Роль художественной литературы и фольклора в развитии познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от родителей, так и воспитателей зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.

Список литературы:

  1. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 1980 – 224 с.
  2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие - С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
  3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 1996. – 324 с.
  4. Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с.
  6. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4, 1997.
  7. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская – М.: Педагогика, 1972. – 152 с.
  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  9. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. – С. 128.
  10. Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина; - 2-е доп. изд.- М.: Дет. лит.,1984.
  11. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] /Е. А. Флерина. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 334 с.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы . Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.

В 3-4 года (младшая группа) дети понимают основные факты произведения , улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета часто бывает фрагментарным. Важно, что понимание связано у них с непосредственным личным опытом. Если повествование не вызывает у них никаких наглядных представлений, не знакомо по личному опыту, то например, Колобок, может быть им более не понятен, чем золотое яичко из сказки «Курочка Ряба».
Малыши лучше осмысливают начало и конец произведения . Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия , но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши (из сказки «Маша и медведь»), когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено.

Особенности восприятия литературного произведения детьми младшего дошкольного возраста определяют задачи :
1. Обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для осознания литературного произведения.
2. Помогать соотносить имеющийся детский опыт с фактами литературного произведения.
3. Помогать устанавливать простейшие связи в произведении.
4. Помогать видеть наиболее яркие поступки героев и правильно их оценивать.

В 4-5 лет (средняя группа) у детей обогащается опыт знаний и отношений, расширяется круг конкретных представлений . Дошкольники легко устанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете. Могут вычленить главное в последовательности действий. Однако скрытые замыслы героев детям еще не понятны.
Ориентируясь на свой опыт и знания норм поведения, чаще всего, дают правильную оценку действиям героя, но выделяют только простые и понятные им поступки . Скрытые мотивы героев по-прежнему не замечают.
Эмоциональное отношение к произведению в этом возрасте более контекстно, чем у 3-летних.

Задачи:
1. Формировать умение устанавливать в произведении разнообразные причинно-следственные связи.
2. Обращать внимание детей на разнообразные поступки героя.
3. Формировать умение видеть простые, открытые мотивы поступков героев.
4. Способствовать тому, чтобы дети определяли свое эмоциональное отношение к герою и мотивировали его.

В 5-6 лет (старшая группа) дети более внимательно относятся к содержанию произведения, к его смыслу. Эмоциональное восприятие менее выражено.
Дети способны понять события, которых не было в их непосредственном опыте. Они способны установить в произведении многообразные связи и отношения среди героев. Наиболее любимыми становятся «длинные» произведения – «Золотой ключик» А. Толстого, «Чипполино» Д.Родари и др.
Появляется осознанный интерес к авторскому слову, развивается слуховое восприятие . Дети учитывают не только поступки и действия героя, но и его переживания, помыслы. При этом старшие дошкольники сопереживают вместе с героем. Эмоциональное отношение опирается на характеристику героя в произведении и более адекватно авторскому замыслу.

Задачи:
1. Способствовать установлению детьми многообразных причинно-следственных связей в сюжете произведения.
2. Формировать умение анализировать не только действия героев, но и их переживания.
3. Формировать осознанное эмоциональное отношение к героям произведения.
4. Обращать внимание детей на языковую стилистику произведения, авторские приемы изложения текста.

В 6-7 лет (подготовительная группа) дошкольники начинают осмысливать произведения не только на уровне установления причинно-следственных связей, но и понимают эмоциональный подтекст . Дети видят не только разнообразные действия героя, но и выделяют ярко выраженные внешние чувства. Усложняется эмоциональное отношение к героям. Оно зависит не от отдельного яркого поступка, а от учета всех действий на протяжении сюжета . Дети могут не только сопереживать вместе с героем, но и рассматривать события с точки зрения автора произведения.

Задачи:
1. Обогащать литературный опыт дошкольников.
2. Формировать умение видеть авторскую позицию в произведении.
3. Помогать детям осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков.
4. Способствовать умению видеть смысловую и эмоциональную роль слова в произведении.

Знание возрастных особенностей восприятия детьми литературного произведения позволит педагогу разработать содержание литературного образования и на его основе реализовать задачи образовательной области «Речевое развитие» .

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...