Даосская система. Цигун: китайская практика укрепления организма


Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые воздействуют в конечном счете на каждую клеточку вашего тела. Секреты эндокринных желез выделяются непосредственно в кровь, где они находят свой путь к различным органам, стимулируя или подавляя их активность или каким-либо другим образом влияя на их деятельность.

В даосской эзотерической системе энергетические центры вовсе не принадлежат физическому телу, а как бы «прилагаются» к некоему «жизненному телу», которое является чем-то отдельным и которое кристаллизуется до плотности, необходимой для того, чтобы осуществлять некоторые свои специальные проявления. Каждая железа должна выполнять конкретную работу. Когда тело является полностью здоровым, все они работают в совершенной гармонии. Эндокринные железы представляют собой особый интерес для практикующих даосскую систему, поскольку они связаны с циркуляцией энергии по Микрокосмической Орбите.

Для того чтобы объяснить работу некоторых энергетических центров с позиций современной анатомии, надо рассмотреть некоторые соответствующие им эндокринные железы. Связь между ними может пониматься правильно или неправильно, но это лучшее из того, что можно предположить на данном этапе развития знаний.

Надпочечники

Надпочечники – это пара желез, расположенных в виде «шапочек» над верхними частями почек. Если их удалить, быстро последует смерть. Железы состоят из коркового вещества (внешняя часть) и мозгового слоя (внутренняя часть). Внешняя часть производит половые стероидные гормоны, глюкокортикоиды (кортикостерон, гидрокортизон), которые принимают участие в углеводном, липидном и белковом обмене веществ, и минерало-кортикоидные гормоны (альдостерон, дезоксикортизон), влияющие на объем и давление крови. Надпочечники представляют собой плоские треугольные по форме образования. Их размер и вес могут варьироваться. Каждый из них имеет приблизительно 5 см в длину и вес от 3-х до 6-ти граммов. У мужчин эти железы несколько тяжелее, чем у женщин.

Внутренняя часть надпочечников развивается из эктодерма, внешнего слоя клеток эмбриона. Это та же самая ткань, из которой состоит симпатическая нервная система. Внутренняя часть надпочечников выделяет адреналин и норадреналин. Адреналин участвует в формировании «быстрой» реакции человека, а норадреналин вызывает сужение сосудов, что приводит к повышению кровяного давления.

Количество адреналина и норадреналина, циркулирующих в крови, очень мало, но их влияние огромно. Их выделение запускается импульсами симпатической нервной системы во время умственных или физических стрессов. Введение адреналина в кровь вызывает огромный прилив сил. Активизируются мозг и симпатическая нервная система. В крови повышается концентрация глюкозы, которая преобразуется из гликогена, запасаемого в печени. Из запасов крови печени и селезенки в сосуды поступает больше клеток крови. Сердце бьется сильнее и чаще, зрачки глаз расширяются, делая зрение человека более ясным, дыхание учащается, температура тела повышается, ускоряются основные обменные процессы. Противоположный эффект, однако, наблюдается в системе пищеварения: теряется аппетит и уменьшается подвижность.

Адреналин добавляет сил как для физической, так и для умственной деятельности. Он дает силы для вступления в бой и скорость для бегства. Поскольку активность адреналина регулируется симпатической нервной системой, то его выделение может быть стимулировано той частью нервной системы, которая расположена вдоль позвоночного столба.

Некоторые врачи полагают, что существует определенное состояние человека, связанное с низким содержанием адреналина. Человек, у которого наблюдается недостаток адреналина, будет казаться утомленным и будет чувствительным к холоду, будет иметь холодные руки и ступни, у него будет отсутствовать аппетит, он будет беспокойным, плаксивым, иногда у него могут случаться даже нервные срывы. У таких детей будет замедляться рост, их поведением будет трудно управлять.

Если мы введем человеку адреналин, то его сердце начнет сжиматься более интенсивно и более часто, он будет ощущать беспокойство, его легко можно будет напугать. Если некоторое время у него будет избыток адреналина, он станет очень нервным.

Отсюда видно, что для поддержания правильной гармоничной деятельности различных органов системы человека необходимо тонкое равновесие между различными факторами.

В даосской эзотерической системе считается, что центром деятельности адреналина является область Цзичжун. Это очень мощный энергетический центр, который размещен в области солнечного сплетения и анатомически соответствует местоположению надпочечников, селезенки, поджелудочной железы и почек.

Почки

Почки человека представляют собой орган в форме бобов весом около 200 граммов. Мы имеем две почки, расположенные в пределах брюшной полости и защищенные сзади позвоночным столбом и большими мышцами спины. Верхние части почек расположены как раз под грудной клеткой. Правая почка, над которой находится печень, обычно меньше левой почки. Через почки каждый день проходит около 1700 литров крови.

Среди клеток имеются железы внутренней секреции. Почки производят вещества, поднимающие давление крови, что временами приводит к повышению давления. Некоторыми клетками почек производится эритропоэтин, который стимулирует производство красных кровяных телец.
В даосской эзотерической системе центром, отвечающим за деятельность почек, является Минмэнь («дверь жизни»).

Яички

Мужские половые железы, или яички, расположены в мошоночной сумке, а их нормальный размер варьируется от размера ореха до размера голубиного яйца. Имеются две части яичек – семенные канальца, которые производят сперму, и клетки Лейдига, которые производят основной мужской гормон, тестостерон. Клетки Лейдига производят также небольшие количества эстрогена, женского полового гормона.

Работой яичек управляют специальные гормоны, гонадотропины. Гонадотропины выделяются незадолго до наступления половой зрелости мужчины, ускоряя созревание яичек и выделение повышенных количеств тестостерона. Это вызывает появление вторичных половых признаков, таких, как развитие пениса, рост лобковых волос, увеличение мышечной массы, изменение голоса, рост бороды и других признаков мужественности.

При правильном производстве гонадотропинов и андрогена трубчатые зародышевые клетки превращаются в сперму. При правильном производстве гонадотропинов и андрогена трубчатые зародышевые клетки превращаются в сперматозоиды.

В случае недостатка андрогенов во время полового созревания вторичные половые признаки могут не развиваться. Если подобный недостаток имеет место уже после полового созревания, то наблюдается частичный регресс. Причиной такого недостатка может служить заболевание гипофиза.

В даосской эзотерической системе считается, что энергия спермы и половые гормоны обладают огромным потенциалом. Мы пробуждаем эту энергию, преобразуем ее и препровождаем в высшие центры.

Яичники

Яичники так же, как и яички, имеют две функции: во-первых, производство яйцеклеток и, во-вторых, выделение половых гормонов. Гормонами яичников являются эстрогены и прогестерон, а в некоторых особых случаях могут выделяться андрогены.

Деятельность яичников пробуждается, когда девочке 11-13 лет. «Женские» гормоны служат для развития вторичных женских половых признаков – роста грудей и лобковых волос, созревания полового тракта, формирования полового тракта, формирования женской фигуры и психологических характеристик женщины.

Слабое стимулирование яичника гонадотропными гормонами или отсутствие такого стимулирования, отсутствие реакции яичников на эти гормоны или их неправильная реакция – все это приводит ко многим расстройствам, включая отсутствие менструаций, пропуски менструаций и развитие мужских признаков.

Даосская система считает яичники великим энергетическим центром женщины. Женщина может пробудить из яичников огромную энергию и послать ее в высшие центры.

Селезенка

Селезенка расположена над левым краем желудка, между ним и диафрагмой. Она имеет форму боба и темный сине-красный цвет. Она весит 140-170 гр и является мягкой, пористой и хрупкой. Селезенка управляет разрушением клеток крови.

Даосская эзотерическая система считает, что селезенка является точкой входа солнечной силы, которая оживляет плотное тело. Без этого жизненного эликсира не может жить ни одно живое существо. Из селезенки эта солнечная сила посылается в солнечное сплетение, а из солнечного сплетения эта «жидкая» энергия течет вдоль волокон, составляющих нервную систему. Так она проникает в каждую часть физического тела, пропитывая своей жизненной силой каждую клетку.

Согласно китайской медицинской теории, когда человек здоров, жизненная энергия накапливается в селезенке и извлекается из крови в таких больших количествах, в которых не может быть использована внутри тела. Поэтому жизненная энергия излучается наружу по прямым линиям через поры кожи, выводит ядовитые газы, вредные бактерии и вирусы и помогает сохранять физический организм здоровым. Она также предотвращает вторжение в плотное тело армий болезнетворных организмов, носящихся в атмосфере.

В соответствии со взглядами даосов после еды жизненная солнечная энергия, привлеченная селезенкой, потребляется телом в огромных количествах. Когда пища является тяжелой, поток жизненной жидкости от тела заметным образом уменьшается и не вычищает плотное тело так тщательно, как это бывает в том случае, если пища легко усваивается. В этом случае и болезнетворные микробы задерживаются хуже. Таким образом, переедание ведет к тому, что человек с большей вероятностью может простудиться или стать жертвой болезни. Во время болезни селезенка снабжает жизненное тело очень малыми количествами солнечной энергии, и в это время, кажется, плотное тело питает жизненное тело. Даосская система утверждает, что мы должны сначала «починить» жизненное тело, которое потом поможет плотному телу стать сильнее.

В даосской эзотерике солнечное сплетение считается самым большим «котлом» жизненного тела, который во время практики «Великого просветления Кань и Ли» может алхимически смешивать или гармонизовать производящую силу с жизненной энергией из энергетического центра, соответствующего гипофизу. Селезенка соответствует части «солнечного сплетения».

Вилочковая железа, тимус

Эта железа является железой развития ребенка. Она находится в грудной клетке между легкими позади верхней части грудины. Она опускается и покрывает верхнюю часть сердца, перекрывая большие сосуды в верхней части последнего. Она достигает своего максимального размера в начале периода полового созревания, впоследствии постепенно уменьшаясь и теряя свою структуру. Она, однако, сопротивляется этому увяданию, и некоторые секреты выделяются из нее в течение всей жизни.

В даосской Йоге считается, что когда энергетический центр тимуса правильным и соразмерным образом стимулируется за счет энергии гипофиза и спермы, он может обратить процесс старения вспять. Это случается в практике «Великого просветления Кань и Ли», при которой седые волосы становятся черными, снова вырастают зубы и внешний вид проявляет признаки омоложения.

Гипоталамус

Гипоталамус является частью переднего мозга, той самой части мозга, из которой развиваются полушария головного мозга. Гипоталамус представляет собой соединительное звено между корой головного мозга и гипофизом. Хотя гипофиз и считается более «старшей» железой, тем не менее гипоталамус выделяет стимулирующие и замедляющие вещества, которые регулируют функции гипофиза. Эта древняя область нашего мозга также тесно связана с регулированием энергетического баланса посредством управления аппетитом, сном, температурой тела, половыми функциями и водным обменом.

Нарушение работы гипоталамуса может вызвать такие «эндокринные расстройства», как преждевременное сексуальное развитие, отсутствие аппетита при избыточной потере веса, сахарный диабет и расстройство структуры сна.

На самом деле гипоталамус и гипофиз функционально и анатомически связаны. Наши мысли, наши надежды и радости, наши беспокойства и печали, само устройство нашей нервной системы – все это существенным образом влияет на комплекс гипоталамус-гипофиз. В даосской эзотерической системе гипоталамусу соответствует энергетический центр Тяньтин (средняя точка лба).

Щитовидная железа – железа энергии

Щитовидная железа расположена в горле, спереди и по обеим сторонам дыхательного горла чуть ниже гортани и адамова яблока. Эта железа состоит из той же самой ткани и выходит почти из того же самого места, что и железистая доля гипофиза. Она весит около 30 гр. Каждая доля щитовидной железы имеет до 2-х дюймов в длину и от дюйма до дюйма с четвертью в ширину.

Щитовидная железа очень густо насыщена кровеносными сосудами, и через нее проходит гораздо больше крови, чем количество, которое могло бы соответствовать ее размерам. Это обусловлено высокой степенью ее функциональной активности. У женщин она тяжелее, чем у мужчин; железа увеличивается во время сексуального возбуждения, менструаций и беременности.

Щитовидная железа выделяет тироксин, содержащий идодин.

Щитовидная железа является железой энергетической, а ее секрет влияет на скорость жизни. Он влияет на метаболизм практически всех тканей тела. Основной функцией гормона является регулирование скорости потребления кислорода, которая соответствует скорости метаболизма тела, которую, в свою очередь, можно принять за «скорость жизни». Этот гормон необходим для нормального роста и развития мозга, мышц и костей; косвенным образом он также влияет на работу других желез внутренней секреции. Уменьшение количества гормона щитовидной железы приводит к замедленности всех процессов в теле. Если его слишком много, то будут наблюдаться страх, чувство тревоги, нервозность, потеря веса, повышенная жажда, частое мочеиспускание, обильное потение, невыносимость жары, бессонница, частый стул и частое сердцебиение.

Даосы считают энергетический центр щитовидной железы одним из наиболее важных центров тела, поскольку он влияет на рост плотного тела и на умственное развитие, а также очень тесно связан с остальными шестью рассматриваемыми энергетическими центрами. Имеется тесная связь между мозгом и органами воспроизведения.

В даосской эзотерической системе центр, соответствующий щитовидной железе, носит название Сюаньцзи («двенадцать этажей») и используется как энергетический центр только для «втягивания» энергии. Обычно его не включают в «алхимию», поскольку, когда он открыт, его трудно защитить. Однако в медитациях «Большое и Великое просветление Кань и Ли» мы извлекаем из этого энергетического центра большое количество энергии, которую мы алхимически смешиваем с энергией из других энергетических центров, для того чтобы создать еще большие источники энергии.

Гипофиз

Гипофиз имеет форму горошины и расположен в точности в центре головы у основания мозга на уровне носа. Он подвешен к нижней части мозга, как вишня к ветке дерева. Он серовато-желтого цвета. У взрослых он весит около трети грамма или 1/1400 фунта.

Английское название железы (pituitary ) происходит от латинского слова «питуита» , потому что предполагалось, что она выделяет жидкость, которая смазывает горло. Считалось, что эта жидкость просачивается через пористую этноидную кость, расположенную между железой и носовой полостью.

Эмбриологически гипофиз проявляет себя как отросток ротовой полости. Этот отросток принимает форму сумки, которая растет по направлению к мозгу. К концу четвертой недели этот выступ входит в контакт с идущим от мозга отростком, называемым «воронковидным». Далее сумка развивается в переднюю долю гипофиза, в которой воронковидный отросток представляет самую древнюю часть нервной системы, развивающуюся в заднюю часть гипофиза. Между передней и задней долями гипофиза имеется промежуток, который не зарастает всю жизнь.

Гипофиз разделяется на переднюю часть, которая состоит из железистой ткани, и на заднюю часть, которая состоит из ткани наподобие нервной. Передняя часть выделяет несколько гормонов, которые воздействуют на ряд структур тела: гормон роста, гормон, который стимулирует кору надпочечников, гормон, стимулирующий производство тироидов, гормон, стимулирующий производство молока в груди, и гормон, который влияет на производство пигмента некоторыми клетками кожи.

Задняя часть железы является продолжением гипоталамуса – той части мозга, к которой она прикреплена.

Задняя часть гипофиза выделяет несколько важных гормонов, два из которых заслуживают особого внимания. Один из них, называемый питосин, оказывает огромное стимулирующее воздействие на матку беременной женщины и часто используется в тех случаях, когда роды бывают медленными и трудными. Другой из них, называемый антидиуретическим гормоном, управляет солевым и водным содержанием крови.

В исследованиях на животных установлено, что активный гипофиз вызывает чувство встревоженности, настороженности. Уставший или вялый гипофиз вызывает сонливость и общую вялость. Во время зимней спячки животное при холодной погоде переходит в каталептическое состояние, в котором оно продолжает дышать, но более глубоко и более медленно, чем в бодрствующем состоянии. Выделения всех желез внутренней секреции в этот период изменяются, но наибольшие изменения происходят с гипофизом, клетки которого сморщиваются так, как если бы они тоже спали или отдыхали. Когда приходит весна, клетки гипофиза возобновляют свою нормальную активность.

В даосской системе правильному стимулированию и гармонизации энергетического центра, связанного с этой железой, оказывается особое внимание. Делались попытки смешать энергию гипофиза с энергиями более холодных источников, такими, как энергия спермы и энергия земли. Этот процесс представляет собой «котел» для совершенствования духа в практике, называемой «Запечатывание пяти органов чувств».

Шишковидная железа (компас человека)

Шишковидная железа представляет собой конусообразное тело, красноватое по цвету, длиной в полдюйма – немногим больше по размеру, чем зерно пшеницы. Она прикреплена к третьему желудочку мозга и находится над ним. Она весит около двух граммов (0,13 г). Частично она состоит из нервных клеток, содержащих пигмент, аналогичный тому, что содержится в сетчатке глаза. Это говорит в пользу того, что на раннем этапе развития животных она служила в качестве глаза.

Согласно даосской терминологии этой железе соответствует энергетический центр Ниваньгун. В теории «котла» считается, что он участвует в достижении высшего уровня духа в практике «Единения с Небом». Когда этот центр будет развит полностью, он сообщит нам, в чем наше предназначение.

Даосская внутренняя алхимия

Этот старинный рисунок, иллюстрирующий метод внутренней алхимии, возможно, был создан продвинутым даосом периода китайской династии Танг (7 век н. э.). Это был золотой период внутренней алхимии, когда множество даосских и буддистских школ (позже в Японии даосско-буддистские учения стали называться дзен) и монастырей получали поддержку императора. Позже много лет спустя один даосский адепт написал следующий текст под этим рисунком:

«Оригинальный рисунок был найден в библиотеке в горах Хай Пайн, где сотни лет провисел вдали от людских глаз. Возможно, диаграмма внутреннего мира, спрятанного внутри нашего тела, могла показаться слишком глубокой и загадочной для мира внешнего. Рисунок был достаточно четким, и впоследствии, когда его значимость стала очевидной, его нетрудно было перепечатать. Когда я впервые увидел его, я решил его никому показывать, потому что его ценность слишком велика. Теперь я вновь скромно предлагаю это творенье миру» Сан Тян

Подобно алхимикам древнего Китая, Целительное Дао вновь предлагает этот рисунок людям, только сейчас мы можем расшифровать изображенные на нем странные символы и объяснить людям загадочную связь между их телом, природой и Вселенной. Древний даос рассматривал человеческое тело как микрокосм мира природы. Анатомия – это внутренний ландшафт со своими реками, лесами, горами и озерами, которые гармонично сочетаются с внешним ландшафтом планеты Земля. Можно видеть, как позвоночник достигает духовного пика в районе головного мозга.

На рисунке показаны также меридианы микрокосмической орбиты (малый небесный круг). Это – циркуляция потока тепла, лежащего в основе даосской алхимии. Истинная задача внутренней алхимии заключается в очищении, развитии и преобразовании наших внутренних органов и сексуальной энергии.

Система «Вселенское Дао»

Практики Вселенского Дао Мантэка Чиа

Следующие практики являются частью системы "Всленеского Дао" Мантэка Чиа

Базовый курс

На семинаре вы познакомитесь с начальными практиками Вселенского Дао: медитацией Внутренней улыбки и Шестью целительными звуками, вы также узнаете о том, что такое Микрокосмическая орбита. Опытные инструкторы помогут вам лучше почувствовать свое тело, научат правильно разогревать мышцы и сухожилия, познакомят с дыхательными практиками. Вы сможете начать работу с собственной энергетикой. Все это поможет вам укрепить свое здоровье и начать изменять жизнь к лучшему.

Мудрый Цигун


Практика Мудрого Цигуна способствует: обретению активности и внимания в состоянии непоколебимого покоя, устранению последствий стрессов, подзарядке внутренних органов энергией ЦИ, обретению равновесия между волнами головного мозга...

Медитация Всемирной связи

Вселенная обладает бесконечным запасом энергии, способной повысить качество нашей жизни. От нас требуется только одно – подсоединиться непосредственно к источнику и получить духовную независимость. В Медитации Всемирной связи любой человек, находясь в состоянии внутреннего покоя и счастья, становится способен исцелять других. Когда в разных концах земного шара в одно и то же время люди объединяются в этой медитации, она приобретает необыкновенную силу.

Открытие трёх Даньтяней в шести направлениях

В практике «Открытие Трех Даньтяней в Шести Направлениях» (ОТД) представлена цигун медитация, которая позволит вам открыться и соединиться с изначальной космической силой. Научившись соединяться с энергией внутри и вокруг вас, вы получите доступ ко всему великолепию Вселенной.

Мы существуем благодаря уникальному сочетанию сил, которые воздействуют на нас. Это, в первую очередь биоэлектромагнитные силы, которые даосы называют жизненной энергией Ци. Они научились чувствовать эти силы и управлять ими. Настраиваясь на вибрации этих сил, они научились проводить и усваивать энергии Космоса и Земли, накапливать их и управлять ими. Практика ОТД даст вам возможность усилить свою связь с природой и космосом, укрепить здоровье и улучшить качество жизни.

Ци-самомассаж. Даосский путь омоложения

За десять лет использования этой простой техники самомассажа нашими учениками мы имели возможность наблюдать за тем, как эта древняя даосская мудрость позволяла им достигать колосальных улучшений физической и эмоциональной жизненности. На этом семинара мы предлагаем и Вам перенять эту технологию омоложения для самоиспользования.

Цигун Железная рубашка 1

"Железная Рубашка" является практикой осознанного применения естественных приемов тонкой энергетической саморегуляции, это мощный высокоэффективный инструмент исцеления и самосовершенствования.

Бывшая некогда исключительно средством внутреннего наполнения движений и форм в различных видах боевых искусств, практика цигун "Железная Рубашка" стала сегодня уникальным по эффективности средством укрепления внутренних органов, гармонизации человека с психоэнергетическим полем планеты и достижения единства тела, разума и Духа.

Целительная Любовь

Половые органы вырабатывают огромное количество сексуальной энергии, но, к сожалению, не способны длительно сохранять и накапливать ее. Но сексуальная энергия – это наилучшая энергия, имеющаяся в нашем распоряжении, поэтому нет смысла ее выбрасывать. Излишки сексуальной энергии можно трансформировать и использовать для оздоровления и питания нашего тела и мозга. Даосские сексуальные практики направлены на омоложение организма, гармонизацию сексуальных отношений, активизацию и увеличение циркуляции сексуальной энергии по микрокосмической орбите.

Дао-инь: система упражнений для восстановления здоровья и достижения долголетия, даосская йога

Все упражнения Дао-инь выполняются с целью удалить из организма негативную энергию и насытить его жизненной силой. Дао-инь (даосская йога) необходимо всем, кто хочет сохранить и укрепить здоровье, исправить осанку, забыть о боли в пояснице, чувствовать себя молодым и подтянутым.

Даньтянь цигун

Даньтянь-цигун - даосская практика, используемая для развития Даньтяня и силы промежности.

Для увеличения личной силы, центрирования тела и ума необходимо, чтобы в Даньтяне хранилось достаточное количество энергии, т.е. он был наполнен давлением Ци. Именно изучению этого искусства посвящён данный семинар.

Тайцзы-Цигун

Тайцзы-Цигун – это самая короткая форма, состоящая из тринадцати движений, которые повторяются по четырем направлениям. Несмотря на внешнюю простоту, эта форма содержит квинтэссенцию движений всех других более длинных форм тайцзи. Поскольку базовые движения все время повторяются, для разучивания формы не требуется много времени.
Жизнь в Дао
(эмоциональное тело)

Ци-нейцзан
(физическое тело)

Первый уровень

В этой статье я хочу рассмотреть виды даосских практик и их особенности. Дело в том, что у нас больше всего знают Цигун, но не многие знают, что это искусственное название, придуманное для запада в 60-х годах 20 века во время активного продвижения древних даосских методов оздоровления в массы. Более того, под названием Цигун часто подают не только даосские методы совершенствования, но также буддийские, индийские или какие-то еще.

Кроме Цигун есть также и другие методы саморазвития, о которых часто вообще мало кто знает. Сложность классификации всех даосских методов в том, что сами даосы не сильно заморачивались на счет классификации и у них много практик на все случаи жизни без устоявшихся названий. Но в этой статье я все таки постараюсь очертить группы практик, о которых знаю сам, чтобы вы обрели общее представление о возможностях, которые есть у человека, начинающего изучать даосские методы.

Начнем мы с даосских методов, которые объединены общим термином «Цигун».

Цигун

Термин Цигун состоит из двух слов: Ци (жизненная сила) - энергия и информация и Гун - работа и совершенствование. То есть Цигун - это практики по работе с обычной Ци с целью оздоровления человека. В древности все эти методы назывались - «Методы взращивания жизни». Такое название тяжело продвигать и потому придумали более короткое, так же, как использовали слово «Кун-фу» для продвижения боевых искусств.

Упражнений Цигун очень много и они очень разные! Пытаться изучить все упражнения Цигун бесполезно, лучше взять некоторые, которые вам откликаются, и практиковать их, совершенствуя свое мастерство и чувствительность.

В интернете встречаются разновидности Цигун, о которых стоит сказать несколько слов:

  • Мягкий Цигун - это на самом деле обычный Цигун 🙂 Его называются мягким, в противовес Жесткому Цигун и потому, что обычно движения в упражнениях Цигун плавные и неторопливые. Стоит понимать, что упражнения обычного Цигун направлены прежде всего на предупреждение болезней и укрепление здоровья, а не на лечение. Хотя конечно профилактика - это лучший вариант лечения 🙂
  • Жесткий Цигун - это упражнения, которые используются в боевых искусствах, прежде всего, для укрепления тела, чтобы оно не чувствовало боли и меньше травмировалось, когда его бьют. Часто этот вид Цигуна подают, как оздоровительный. По-моему мнению - это полная чушь! Например, один из комплексов Жесткого Цигун - И Цзинь цзин - предназначен для тренировки и укрепления связок и сухожилий, чтобы в бою можно было использовать не только мышечную силу, но и сухожильную. При этом с помощью особой техники дыхания мышечный каркас человека напитывается Ци, что обеспечивает телу особую устойчивость к повреждениям. Но такой хитрый трюк вреден для здоровья! Удерживать Ци в уплотненном состоянии в мышцах и сухожилиях вредно - это мешает здоровой циркуляции Ци. Потому такую штуку проделывают перед соревнованиями, а потом возобновляют обычное состояние энергетической системы. Жесткий Цигун конечно учит человека управлять своей Ци, но на самом деле, не совершенствует его духовно и не связан напрямую со здоровьем.
  • Медицинский Цигун - содержит всевозможные упражнения для излечения болезней и оздоровления конкретных внутренних органов человека или отдельных частей тела. Также сюда входят методы для лечения других людей, включая и методы диагностики ладонями, убирания вредоносной Ци и испускание Ци для наполнения ею тела другого человека. Эти методы предназначены для оздоровления человека, когда болезнь себя уже проявила. И эта область органично соединяется с нетрадиционной китайской медициной (в Китае эта медицина как раз наоборот традиционная), так что она просто бескрайняя.
  • Тайцзи-цигун - эти упражнения являются частью методов тренировки в Тайцзи-цюань. Тайцзи-цюань - это боевое искусство и на самом деле оно не является даосскими практиками. Но ради справедливости стоит сказать, что многие даосские мастера практиковали боевые искусства, в том числе, и Тайцзи-цюань. Поэтому в этом виде ушу есть методы по работе с внутренней Ци. Например, есть упражнения, выполняя которые, человек учиться направлять Ци в ладонь или кулак во время удара. В боевом применении это позволяет нанести противнику вред не только на физическом уровне, но и на энергетическом. Также такая тренировка улучшает циркуляцию Ци в теле и позволяет лучше узнать себя. Я сам начинал свое знакомство с миром даосских практик с Тайцзи-цюань, и могу сказать, что впервые почувствовал свою Ци именно на этих тренировках.
  • Спонтанный Цигун - это метод работы с Ци, который не имеет заранее оформленных упражнений. Вы просто настраиваетесь и слушаете себя и свою Ци, позволяя ей направить вас. Впервые я почувствовал подобный феномен во время выполнения упражнения Столб. Я стоял уже более часа и моя Ци была активизирована. В какой-то момент я почувствовал, что в руке появилось давление, которое заставляет меня сдвинуть руку. Я начал медленно отпускать контроль и рука сама начала двигаться, пока не заняла совершенно другое положение чем то, которое положено держать в этом упражнении. После этого движения я почувствовал, что в руке активно начала двигаться Ци, то есть это спонтанное движение убрало зажим, мешавший Ци восстанавливать здоровье моего тела. Ци на самом деле живая и, в какой-то мере, обладает своей осознанностью. Спонтанный Цигун использует это, чтобы улучшать циркуляцию Ци и давать организму восстанавливаться самостоятельно. Но данный вид Цигун не рекомендуется новичкам! Легко начать себя обманывать, думая, что вы что-то чувствуете, и в конечном счете вы будете просто дрыгать ногами и руками 🙂

Дао Инь

Дао Инь - это комплекс упражнений, который направлен на совершенствование сразу трех слоев реальности человека: тела, Ци (жизненной силы) и духа (сердечной природы). Дао Инь переводится с китайского, как «вести-направлять и тянуть-растягивать». Особенность Дао Инь в том, что благодаря растягивающим движениям вы не только разминаете тело, но также выдавливаете и вытягиваете мутную болезнетворную Ци из своей энергетической системы. Также во время выполнения упражнений Дао Инь практикующий выполняет определенную внутреннюю работу для совершенствования своей сердечной природы.

От Цигун Дао Инь отличается прежде всего тем, что его упражнения более активны и дают определенную нагрузку на физическое тело. Кроме того, можно сказать, что Цигун подготавливает энергетическую структуру человека к более глубоким даосским практикам, а Дао Инь подготавливает прежде всего тело - позволяет растянуть связки и сухожилия, чтобы тело было способно долго находиться в неподвижном состоянии во время медитации.

В интернете весьма мало информации о Дао Инь. Часто можно встретить абсолютно неверную информацию об этом искусстве. Так можно встретить мнение, что существует Дао Инь и Дао Ян, что является полным заблуждением! Так как в названии Дао Инь слово Инь означает вовсе не энергию Инь и потому никакого Дао Ян быть не может.

Часто в качестве упражнений Дао Инь показывают некие упражнения, которые выполняются сидя и лежа. Я допускаю такую возможность, что есть адаптации упражнений для лежачих больных. Но я конечно рекомендую выполнять полноценные упражнения с внутренней работой.

Люди, которые раньше занимались йогой, часто снижают эффективность Дао Инь игнорируя внутреннюю работу, превращая упражнения в простую зарядку. Это конечно все равно приносит пользу, но все таки делают они это зря 🙁

Сингун

Закладывание фундамента для глубоких преобразований тела, Ци и духа человека состоит из трех искусств: Дао Инь, Цигун и Сингун. Сингун - это методы совершенствования сердечной природы человека. Сингун - это основа духовного развития. Без Сингун вы не достигните больших результатов в энергетических практиках!

Чтобы изменить тон всего дня и даже всей жизни, стоит сразу после пробуждения улыбнуться и найти повод для радости. Это позволит научиться видеть хорошее в плохом, быть благодарными за то, что имеем и в конце-концов поможет восстановить Гармонию в сердце и сознании.

Все дело в том, что если просто оздоравливать тело и накапливать Ци, выполняя упражнения Цигун, то вы упретесь в потолок своего развития из-за эго. В результате практики Дао Инь и Цигун у вас будет больше энергии, она будет мощнее и начнет активно питать и ваши добродетельные качества и ваши негативные эгоистичные качества. Такая практика приведет к резким сменам настроения, всевозможным перекосам в психо-эмоциональной сфере и, в конечном счете, будет портить и вашу жизнь и ваше здоровье!

Методы Сингун - это прежде всего самосовершенствование в повседневной жизни, но также есть и ряд упражнений, для более активной работы с сердечной природой. Например, основа очищения сердечной природы - это брюшное дыхание, так как спокойное, медленное и глубокое дыхание позволяет контролировать эмоции. Также есть ряд методов по работе со средним даньтянем, который отвечает за сердечную природу человека. И конечно же есть методы по работе с сознанием, прежде всего медитативного характера.

Очень часто в древнем Китае ученику давали в течение первых нескольких лет только методы Сингун. А когда сердце и сознание ученика были достаточно очищены, только тогда учитель начинал давать даосские практики для накопления Ци и внутренней трансформации.

Нэйдань или Внутренняя алхимия

Если Дао Инь, Цигун и Сингун - это основа, которая закладывает фундамент для будущего развития (подготавливает тело, энергетическую систему и успокаивает сердце-сознание), то Нэйдань или Внутренняя алхимия - это сердце Даосской Традиции, без которого большие результаты и кардинальная внутренняя трансформация попросту невозможны. Именно Нэйдань дает возможность полностью реализовать свой духовный потенциал!

Все чудеса, о которых пишут и говорят, когда упоминают даосских мастеров, возможны именно благодаря Нэйдань. Занимайтесь Цигун и Дао Инь хоть тысячу лет, вы не сможете лечить других людей, делать свое тело легким, получить опыт выхода души из тела, начать восполнять свою Изначальную Ци для существенного продления жизни и в конце-концов познать свою Изначальную природу. Но не совершайте частую ошибку, которую совершил и я в свое время, игнорируя значимость процесса закладывания фундамента!

Многие люди, познакомившись с первым уровне Нэйдань, бросают свои занятия Цигун, Дао Инь и тем более Сингун и усиленно пытаются сплавить энергетическую пилюлю в нижнем даньтяне, чтобы поскорее начать творить чудеса и получать необычный опыт, выходящий за рамки повседневной реальности. Без закладывания фундамента вы просто потеряете время! Я не отрицаю, что встречаются талантливые люди, которые вероятно в прошлой жизни уже продвинулись в своем духовном развитии, и начальные практики Нэйдань даются им легко. Но такие люди могут столкнуться с более серьезными препятствиями, если их сердечная природа не готова к тому уровню Ци и возможностям, которые дает реализация первых уровней Нэйдань.

Если честно, Дао Инь, Цигун и Сингун дают маленькие результаты по сравнению с Нэйдань. А если вы к тому же еще и от природы имеете хорошее здоровье, открытое и доброе сердце, а также весьма чувствительны к Ци, то ваши достижения в базовых даосских практиках и вовсе могут быть почти незаметны для посторонних и даже для вас самих. Но не обманывайтесь этим!

Поддержать свое здоровье, не допуская его ухудшения, - уже хороший результат! Научиться восполнять свою обычную (не Изначальную) Ци и чувствовать свою связь с внешними силами Неба и Земли - это уже отличный результат! Не допустить омрачения своего сердца и оставаться сострадательным и человеколюбивым несмотря на тот хаос, что порой царит вокруг, - это уже великолепный результат! И даже если вы так и не начнете заниматься Нэйдань или по каким-то причинам не преуспеете в этом, то прожив праведную жизнь, вы останетесь верными своей добродетельной природе и ваше время не будет потрачено впустую!

Принцип Недеяние учит, что НЕ следует стремиться к выгоде, а следует стараться избегать вреда!

Только в самом конце, можно по-настоящему оценить начало. Только приблизившись к смерти, можно по-настоящему оценить свою жизнь! Поэтому цените не то, что будет веселить и восхищать вас сейчас, а то, что не будет омрачать ваше сердце потом…

Мастерство сна

Многие готовы с пеной у рта доказывать, что никакого мастерства сна в даосской традиции нет и никогда не было 🙂 Не буду спорить, но в нашей школе Чжэнь Дао оно есть. В этот раздел входят два вида практик:

  1. Методы для совершенствования себя во время осознанных сновидений. Это прежде всего может помочь осознать иллюзорную природу нашей реальности, а следовательно, поможет продвинуться в совершенствовании своей сердечной природы.
  2. Медитативные практики, которые выполняются лежа. Эти практики играют вспомогательную роль, но могут быть весьма полезны, когда ваше тело устало и уже не может долго и неподвижно сидеть.

Одно время в Интернете было повальное увлечение осознанными сновидениями. Следует понимать, что по-мере продвижения по Пути духовного развития, человек становится все более осознанным и у него действительно становится все меньше и меньше снов. Человек становится все более пустым и его сердце и сознание очищаются и уже не нуждаются в каких бы то ни было иллюзиях.

Потому лично я отношу методы совершенствования во время осознанного сновидения к начальному этапу.

А вот методы медитации в положении лежа могут быть весьма полезны до самого конца.

Даосы были весьма практичными людьми и придумали сотни практик на все случаи жизни! Есть методы по совершенствованию во время прогулок, во время сна, во время еды, во время секса, когда вы стоите, лежите, когда есть ветер или когда вы рядом с водой и т.п. Но также следует понимать, что это вспомогательные методы, которые не могут заменить основу: Дао Инь, Цигун, Сингун и Нэйдань.

Виды даосских практик без устоявшихся названий

Как я уже писал, даосы не сильно заморачивались с категоризацией практик. И потому множество практик не имеют устоявшихся кратких названий. В Даосской Традиции кроме основы есть также следующие виды даосских практик:

  • практики по работе с деревьями, которые позволяют получить опыт общения с другой формой жизни и использовать мощь деревьев для собственного совершенствования;
  • практики по работе с Ци ветра, природной Ци или Ци волн на воде;
  • практики во время ходьбы;
  • женские даосские практики - упражнения, которые предназначены для оздоровления молочных желез и женских половых органов;
  • дыхательные практики для более быстрого набора Ци, которую потом можно использовать для лечения, совершенствования или демонстрации чудес;
  • практики во время секса, которые дают возможность обоим партнерам совершенствовать свою энергетическую структуру и обогатить свою внутреннюю Ци благодаря Ци партнера;
  • практики для сохранения Изначальной Ци - у женщин это практика остановки месячных, у мужчин - практика для предотвращения семяизвержений и направление сексуальной энергии на питание духа;
  • практика, помогающая отказаться от еды, чтобы иметь возможность долгое время прожить в горах и практиковать ни на что не отвлекаясь;
  • практики для защиты от холода, опять таки прежде всего для долгого проживания на природе;
  • практика правильной смерти, которая помогает обеспечить себе максимально благоприятные условия для самосовершенствования в следующей жизни (хотя она все таки скорее входит в Нэйдань и я добавил ее сюда потому, что это скорее запасной парашют, чем метод совершенствования, на тот случай, если вам не удается достичь полной духовной самореализации в этой жизни).

Я уверен, что есть еще масса всего того, о чем я не знаю. Не сильно стремлюсь к коллекционированию практик, так как лучше сосредоточится на основе. Я думаю, что на более высоком уровне развития дополнительные практики могут приходить во сне или сами собой всплывать в сознании, если они нужны практикующему.

Пять принципов даосизма и ошибки в практике

В заключении, я хочу рассмотреть то, как базовые пять принципов практического даосизма реализуются в практиках и какие ошибки в связи с этим иногда допускают практикующие. Напомню, что в отличие от религиозного даосизма, в практическом даосизме нет никаких религиозных ритуалов, а только практические методы совершенствования.

Итак, первый принцип - Единство. Во время выполнения упражнений часто необходимо открываться внешней Ци, чтобы выполнять взаимообмен Ци внутреннего и внешнего. Так мы постепенно реализуем принцип Единства сначала в практике, а на более высоких уровнях даосский мастер постоянно открыт внешнему и становится магнитом, который постоянно накапливает Ци уже не прикладывая к этому осознанных усилий.

Ошибкой будет игнорировать эту часть внутренней работы. Например, стоя в столбе или выполняя дыхательные упражнения, легко отвлечься на посторонние мысли или выполнять упражнение механически, больше пребывая в физическом слое реальности, там где существует физическое тело. Потому с самого начала, даже выполняя простейшее упражнение очищения каналов рук и ног, стоит уделять большое внимание тонким ощущениям на уровне Ци.

Но самое сложное, это соединить в себе Ци и сердце-сознание, перебросить мостик осознания и ощущений с энергетического уровня реальности к духовному. Например, в практике Дао Инь весьма сложно помнить о третьем аспекте внутренней работы, который связан с сердечной природой. Мозг просто плавится от попыток осознавать не только движения физического тела, но также и циркуляцию Ци и связь с Высшим Изначальным. Но это очень полезная тренировка!

В Дао Инь работа с сердечной природой кажется незначительной, так как подобная практика малозаметна. После растяжки тело болит и мы чувствуем некий результат. После активной работы с Ци мы тоже можем чувствовать достаточно яркий результат - нам становится тепло, появляется легкость, ощущение надутости, как будто мы были сморщенным воздушным шариком, а после занятия наше тело как бы распирает внутренняя Ци. Но вот ощутить изменения на уровне сердца и сознания сложнее всего. Поэтому совершенствование сердечной природы занимает очень долгое время.

Но именно связь тела и Ци с духом закладывает основу для последующего активного духовного развития! Поэтому не пренебрегайте аспектами культивации сердечной природы даже в самых простых упражнениях начального уровня!

Единство мы практикуем, как единство внутреннего и внешнего, а также как единство нашего тела, Ци и сердечной природы. Оба аспекта тренировки важны! И на мой взгляд, прочувствовать единство внутреннего и внешнего значительно проще, чем единство внутри самого себя 🙂 Как часто наши мысли, чувства и действия полностью отличаются и разрывают нас на части? Если ваша практика будет успешной, то этот хаос будет растворяться и ваша жизнь будет становиться счастливее.

Второй принцип Даосского мышления - это Недеяние. Он проявляется во всех даосских практиках прежде всего в том, что в начале вы запускаете практику и направляете ее, а потом ваша задача отпустить контроль и позволить практике направлять вас. Например, выполняя простое накопительное дыхание, когда вы вдыхаете Ци и направляете ее в нижний даньтянь, по мере успокоения сознания, ваше дыхание становится медленным и еле заметным, все выполняется само-собой. На определенном этапе начинает казаться, что это не вы дышите, а Ци сама входит в вас, раздувая ваши легкие и заполняя вашу энергетическую структуру.

Чтобы добиться такого эффекта, нужно научиться опустошать свое сознание и сердце. Не пытаться контролировать процесс, но и не терять осознанности! Просто следовать. В тех упражнениях, где есть движение тела, по мере освоения упражнения, вы почувствуете, что тело начинает двигаться само-собой и более того, иногда вы можете почувствовать, что Ци заставляет вас совершать движения, которые не были изначально заложены в упражнении. Тут важно не впасть в самообман. Попробуйте последовать этому спонтанному движению и наблюдайте, что будет происходить. Если после такого движения вы почувствуете где-то поток Ци, который вдруг включился или происходят некие изменения в сознании, то скорее-всего вы сделали правильно, следуя внутреннему порыву. Но для большей уверенности, конечно стоит посоветоваться с учителем.

Чтобы воплотить Недеяние на уровне сердечной природы, вам придется избавиться от гордыни и растворить свое эго. На это потребуется много лет, но от этого реализация недеяния в повседневной жизни не становится менее значимой.

Думаю одна из главных ошибок практикующих, в которой они противоречат принципу Недеяния, - это постановка целей и создание планов в своей практике. Иметь общее направление конечно нужно. Но ставить цель, типа я буду в течение месяца каждый день практиковать 2 часа утром и 2 часа вечером - глупость! Даже если вам хватит силы воли и запасов энергии, чтобы это выполнить, вы можете перегнуть палку и истощить себя настолько, что потом долгий период времени будете восстанавливаться не практикуя.

Лучше каждый день практиковать по 30 минут, чем месяц по 2 часа, а потом месяц не практиковать. На многие процессы, которые запускаются даосскими практиками требуется большое количество времени. Останавливая свои занятия, вы тушите печь и готовить суп надо будет начинать заново, когда вы возобновите свою практику!

Так что я рекомендую воспитывать в себе скромность, не гнаться за результатом. Вслушивайтесь в себя и отвечайте текущей ситуации. Например, вчера я не спал до 3-х часов утра. Потом лег спать и мне не спалось. В это время пошел снег и я буквально физически ощутил тишину и сказочность того, что происходило на улице. Мне захотелось внутреннего обновления и я встал в столб. С большим удовольствием и без всякого напряга я постоял около часа в столбе, даже не засекая время, и когда на улице начало светать я лег спать.

Учитесь чувствовать себя, синхронизируйте себя с собой и с тем, что происходит во внешнем мире. Даже если вы считаете, что у вас слабая интуиция, что вы не чувствительный человек, все равно вслушивайтесь! Осознанность и чувствительность развиваются и у вас все получится!

Третий принцип Даосского мышления - это Гармония. Небо забирает там, где много, и отдает туда, где мало. Вам следует поступать также, как и Небо, во всем!

Выполняя энергетические практики, мы постоянно использует этот принцип, когда выводим мутную Ци и создаем пустоту, которая самостоятельно заполняется внешней Ци. Следует восстанавливать Гармонию в теле, балансируя движение и покой, еду и голод, тепло и холод, отдых и работу.

А на уровне сердца и сознания следует растворять свои омрачения и заблуждения, культивировать непривязанность и скромность, а также взращивать добродетельные качества.

Принцип Гармонии нарушают все 🙁 Под влиянием эгоистичных желаний мы постоянно создаем себе проблемы продолжая накапливать Инь и растрачивать Ян. Поэтому для реализации принципа Гармонии стоит активно использовать два других принципа - Взращивание Ян и Опустошение Инь.

Хочется еще добавить, что не смотря на виды даосских практик, которые вы практикуете, обратите внимание на следующее:

  • Когда вы занимаетесь даосскими практиками ради магии, чтобы научиться совершать какие-либо чудеса, лечить людей, получить опыт выхода души из тела, ходить по воде, летать и т.п. , вы вместо того, чтобы взращивать Ян, накапливаете Инь. А это ведет к нарушению принципа Гармонии, а значит, вы создаете себе трудности, которые рано или поздно станут для вас препятствием на Пути.
  • Если вы привязаны к результатам и занимаетесь только ради них, то вы привязаны к выгоде и потерям. А значит накапливаете Инь и нарушаете Гармонию. А ради чего же еще можно заниматься? На начальном этапе вполне нормально использовать свои желания для мотивации в занятиях, но стоит постепенно растворять их и совершенствоваться ради любопытства и самого процесса, осознать, что такова наша Изначальная природа.
  • Если вы склонны визуализировать и контролировать свою практику, то вы нарушаете принцип Недеяния. А попытка контроля - это не что иное, как неприятие реальности и увлеченность своими эгоистичными желаниям (что также нарушает Гармонию).
  • Если вы любите сравнивать свои ощущения от практики с другими людьми, любите узнавать новые практики, гоняетесь за учениями и новизной, то вы во власти механического ума. Это то же самое, когда люди путешествуют по множеству стран, ходят по множеству ресторанов, покупают кучу новых шмоток и т.п. Вся эта поверхностная тяга к потребительству уводит вас от настоящего и глубокого, а оно в простоте. Следует больше уделить внимание Опустошению Инь.
  • Если вы часто смешиваете практики разных систем саморазвития, любите эксперименты, любите логику и рациональный ум, с одной стороны вроде бы ничего страшного 🙂 Дети тоже любопытны и тоже постоянно экспериментируют и исследуют внешний мир и себя. Но увлекаться внешним, значит не совершенствоваться во внутреннем. Простота и очищение ума от загрязнений может помочь вам продвинуться на Пути.
  • Если вы думаете, что практика, работа, жизнь должны быть тяжелыми, то это потому, что вы боитесь жить по-своему, согласно своей природе. Когда вы проживаете «свою жизнь», ничего тяжелого в ней нет. Но на это необходимо решиться, найти в себе мужество, чтобы отпустить рациональные правила и контроль и начать следовать обстоятельствам и своей собственной природе, а не своему эго, своим страхам, шаблонам и омрачениям.

Многие, соблазнившись волей, попадают в ловушку страха отказаться от нее, отпустить контроль, и перестать управлять окружающим миром. Манипулирование владеет самим манипулятором - научившись хитрить с миром, в конце концов, человек проваливается в самообман, поскольку не видит самого себя. Его фокус внимания ориентирован наружу, и он теряет видение самого себя и своего контакта с окружающим. Для него становится почти невозможным позволить себе стать уязвимым, поддаться воздействию окружающего мира, чтобы соединиться с ним и включиться в сотрудничество, постепенно возвращаясь к Единству.

Как сказал Эйнштейн, большинство проблем неразрешимы на том уровне мышления, на котором они были созданы. Если дерево сохнет, надо полить корень, а не протирать листья! То есть необходимо двигаться к Источнику. Решение всех проблем стоит искать на более тонком, более сильном, абстрактном и фундаментальном уровне, который более прост и един, - тогда решение будет быстрее, легче, безопаснее и элегантней.

Мир со-бытиен (совместное бытие ведет к тому, что все что происходит связано друг с другом, так как мир един) и для того чтобы соответствовать вещам надо не делать мир объектом своих размышлений, а открыть свое сердце со-чувствуя всем переменам из середины. Мудрец не управляет внешними событиями и не пассивно плывет по течению, а следует зачаткам перемен, тому, что еще не проявило себя! Творчество проявляется в процессе проявления того, что еще не проявлено, но оно не противоречит естественному ходу вещей, а лишь придает им форму.

Чтобы следовать вещам необходимо отказаться от разделения мира на объект и субъект. Стоит исходить из единства всего Бытия, кроме этого совершенно необходимо воздействовать на непроявленное (то что формирует будущую форму), предвосхищая события (возвращаясь к Истоку) и опустошая себя, чтобы не стать зависимыми от последующих рождаемых вещей и событий.

Путь - это дорога назад к единству вещей, между которыми нет границ, которые похожи на паутину связей и соответствий. Любое событие на Пути есть со-бытие (совместное бытие вещей), которое в конечном счете охватывает все сущее. Путь - это острие перемен между Бытием и Небытием (наивысшая серединность), это не выбор человека, а его принятие и безусловное следование внутренним переменам, которые с опозданием отражаются во внешнем мире.

И напоследок, хорошая цитата о принципе Единства:

Вэн-цзы спросил: Почему гуманность, справедливость и вежливость считаются менее значительными, чем добродетель Дао?

Лао-цзы ответил: Те, кто намеренно практикует гуманность, всегда рассматривают ее с точки зрения печали и счастья, а те, кто намеренно практикуют справедливость, всегда воспринимают ее с точки зрения потери и приобретения. Чья-то печаль или чье-то счастье не могут распространяться на всех живущих в пределах четырех морей; материальных благ и денег, находящихся в истощенных сокровищницах, не хватит на то, чтобы обеспечить всех людей.

Поэтому мы знаем, что лучше практиковать Дао и приводить его добродетели в действие. Основываясь на истинной природе неба и земли, все живые существа исправляют себя, и мир достигает совершенства. Гуманность и справедливость зависимы и второстепенны. Поэтому великие люди живут тем, что глубоко, а не тем, что поверхностно.

Трактат Вэн-Цзы, отрывок 155

Для реализации Единства в своей жизни - ищите не компромисс, а всеобъемлющую идею, которая объединит противоположности! Следуйте единству вещей и вы будете счастливы. Ведь любое событие означает, что вы со-бытийствуете, живете вместе со всем миром. А пытаясь бороться с событиями, вы тем самым отделяете себя от них, лишая себя Единства. Не боритесь, меняйте то, что себя еще не проявило.

Недавно обдумывал идею о том, как худеть по-даосски 🙂 Согласно принципу Недеяния, следует стремиться не к выгоде, а избегать вреда. Тем самым вы не боретесь с тем, что уже есть, а изменяете то, чего еще нет. То есть надо не пытаться похудеть, а стараться не набирать еще больше веса. Намного легче избавиться от того веса, который вы еще не набрали, чем от того, который уже есть (проявлен). Значит следует выполнять те действия, которые предотвратят набор веса, а все остальное сделает принцип Гармонии. Буду экспериментировать с этим и когда появится результат, обязательно напишу об этом статью 🙂

Древнекитайские философы очень скептически отнеслись бы к мысли, что каждый человек должен найти свое призвания и разобраться, кто он есть. На самом деле, мы меняемся каждый день, каждый миг, когда сталкиваемся или с чем-то. Все в мире меняет нас и мы меняем всех вокруг.

Бедьте гибкими, не бойтесь меняться

Конфуций сказал бы, что верность себе не является путем к свободе, а наоборот, закрепощает нас. Так как мы меняемся каждый миг своей жизни, не следует одному образу давать над нами такую власть. Не бойтесь подстраиваться под каждую ситуацию, возникающую в вашей жизни. Вы все равно останетесь при этом собой.

Подстраивайте чувства под действия, а не наоборот

Люди зациклены на "интуитивном поиске решения", хотя зачастую это неверный подход к проблеме. Сначала уж решите, в какую сторону вы хотите двигаться, а уж после этого чувства сами настроятся на нужный лад.

Не делайте крупных решений, а предпринимайте маленькие шаги

Принима решения о будущем, мы не принимаем во внимания перемены в нашей личности. Возможно, сейчас вы не хотите семьи и и распланируете карьеру на 15 лет вперед, а завтра встретите Человека Своей Мечты и - вуаля! - все планы коту под хвост. Как результат - сожаления о целях, которые не были достигнуты.


Видеть цель - это хорошо, что позволяйте пути достижения меняться.

Лучше быть открытым, чем сильным

Бытует мнение, что побеждает сильнейший, но Лао Цзы опровергает эту точку зрения, говоря о том, что слабость побеждает грубую силу. Нужно иметь возможность видеть взаимосвязь между событиями, а не смотреть на них как на цепь отдельных элементов. Смотря на мир так, мы расслабляемся и больше не видим жизнь как состязание. Это помогает находить компромиссы, слышать других людей.

Пробуйте разное

Древние философы уверены, что зацикленность на своих сильных сторонах обрекает человека на предвзятость. Они утверждают, что нужно не только оттачивать природные задатки, но и стараться улучшить свои слабые стороны - именно такой подход способен сделать вашу жизнь полноценной.

Действуйте!

Китайские философы не верили в то, что можно стать лучше, просто созерцая и наблюдая. Они утверждали, что самосовершенствование происходит в первую очередь через активное действие. Так что не тратьте время на поиск гармонии в себе. Она придет со временем через контакты с внешним миром.

Создавайте свой путь сами

Зачастую мы сами ограничиваем себя, держась за установленные правила и порядки. Если вы хотите преуспеть, будьте готовы уйти с проторенной тропы. Признайте, что невозможно прожить жизнь по идеально разработанному плану. Вся жизнь переменчива, и нам следует реагировать на все, что происходит. Только так мы можем прожить свою жизнь должным образом.

Выбор редакции
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...

Углекислый газ бесцветный газ с едва ощутимым запахом не ядовит, тяжелее воздуха. Углекислый газ широко распространен в природе....

Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...