Милость Божия безгранична…. Милость божия


Когда мы читаем Евангелие, то нам открывается Бог. Бог любви, который сострадает, прощает, помогает. Бог, который отдал за нас свою жизнь. Но зачастую, когда мы читаем Ветхий Завет, мы видим Бога, который уничтожает целые народы. И для многих людей это становится камнем преткновения. На первый взгляд кажется, что Бог Ветхого и Нового Завета это разные Боги. Правда ли это? Давайте посмотрим сегодня на Бога Ветхого Завета и Бога Нового Завета, и попытаемся понять, действительно ли Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета отличаются друг от друга. Первое, что мы узнаём о Боге Ветхого Завета, это то, что Он Творец. Бог сотворил всё идеальным и поместил в идеальные условия. В этом мы видим Его милость.

1). После грехопадения Адам и Ева не умерли сразу же. Бог дал им возможность жить дальше, и дал надежду на спасение. « И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт.3:15). Это первое обетование о Пришествии Иисуса Христа. В том, что Бог сохранил жизнь Адаму и Еве после грехопадения то же видна милость Бога.
2). Каину, убившему своего брата Авеля, Бог сохраняет жизнь. Бог даёт ему время покаяться. Это тоже Божья милость.
3). Потоп. Это, то же милость Бога. Но в чём, же она? « И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). Бог желает навести потоп не потому, что Ему надоели люди, а потому что они развратились до такой степени, что Богу дальше терпеть уже было нельзя. Иначе это привело бы к полному разложению и гибели всего человечества.
Вообще, когда мы видим в Библии Божьи суды над народами, то мы видим, что эти народы были развращены до предела. Например, в Быт.19:1-5 мы читаем: «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со [всех] концов [города], окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их». Вот какое состояние общества было перед уничтожением Содома. Примерно таким же оно было и перед потопом. Вот что пишет Е. Уайт: « Бог осудил людей допотопного мира не за то, что они ели и пили. В большом изобилии Он наделил их плодами земли для удовлетворения насущных потребностей. Их грех заключался в том, что они употребляли эти дары, не испытывая благодарности к Подателю, и унижали свое достоинство тем, что безудержно предавались объедению. Замыслом Божьим были предусмотрены брачные отношения. Брак стал одним из самых первых учреждений Божьих. Господь дал специальные указания относительно этого святого установления, облекши его святостью и красотой. Но эти указания оказались забыты: истинное назначение брака было извращено, и он стал служить только удовлетворению страстей». (Патриархи и пророки с. 101). Бог видел, что дальше так продолжаться не может. Но в то же время, Он допускает и милость. «Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.». (Быт 6:8-9,13-14). Бог повелевает строить ковчег Ною. И в этот ковчег мог зайти не только Ной, но и его семья. Бог продлил жизнь человеческому роду. Бог предлагал и остальным людям войти в ковчег. И теперь слуга Божий в последний раз обратился с серьезным призывом к народу. Со страстностью, которую невозможно описать словами, он умолял их искать убежища, пока еще есть такая возможность, но в ответ слышались только насмешки и глумления» (Патриархи и пророки с. 97). Люди отказались войти в ковчег и поэтому погибли. Бог приглашал их, но они отказались. Бог и сегодня приглашает грешника покаяться, но как мало людей следует этому приглашению.
4). Бог проявляет милость к Израильскому народу выводя его из Египетского плена. И здесь происходит то, что для многих является камнем преткновения. «И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [все истребили] мечом» (И.Нав.6:20). Как мог Бог такое устроить? Почему были убиты беременные женщины и дети? «И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась». (Быт.15:13-16). Бог ещё Аврааму сказал, что его потомки будут жить там, где живут аморреи. Но прошло около пятисот лет, прежде чем это исполнилось. Почему? Бог давал шанс аморреям покаяться, но они не покаялись. И Бог произвёл суд над этими народами. Но почему были убиты дети? Дети перенимают обычаи и образ жизни своих родителей. Возможно, они уже настолько были заражены грехом, что спасти их было уже невозможно. Сегодня в странах находящихся в состоянии войны с Израилем, детей с самого детства учат ненавидеть евреев. С самого маленького возраста они пропитаны ненавистью к этому народу. Эта же заражённость грехом была и в тех народах, которые населяли обетованную землю.
Ещё одна причина, по которой были убиты маленькие дети, могла заключаться в неготовности Израиля взять на себя ответственность за воспитание этих детей.
Интересно, что не всегда в завоёванных странах убивались все. «И сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин? вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем; итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя». (Числ.31:15-18). Перед этим в еврейском стане произошло большое отступление. В незаконные интимные отношения с мадианитянками вступили многие евреи. И Бог приказал уничтожить виновных в этом грехе, включая и весь мадиамский народ, за исключением девственниц. Почему? Потому что они не вступили в интимные отношения. В той развращённой среде они смогли сберечь себя от осквернения.
Есть ещё одна причина почему окружающие еврейский стан народы были уничтожены. «Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью». (Исх.23:31). Евреи не выполнили до конца Божье повеление и окружающие народы стали для них сетью. Они вводили евреев в грех.
Из всего этого видно, что уничтожение этих народов было актом милости со стороны Бога. Бог ограждал свой народ от греха и свершил суд над грехом.
Сегодня, очень часто, люди рисуют Бога только милостивым, забывая, что Он ещё и справедливый. И Бог Нового Завета не отличается от Бога Нового Завета. «Я и Отец - одно» (Ин.10:30), говорит Иисус. Иисус, по Своему характеру, ничем не отличается от Бога Отца. Христос не только был с людьми Нового Завета, Он был так же и в Ветхом Завете. «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем». (Исх.23:20-21). Именно Иисус являлся тем Ангелом, так как в Нём имя Бога. Христос вёл Свой народ в пустыне. Спустя многие годы Он пришел на Землю, чтобы открыть глубже характер Бога. Бог Ветхого Завета такой же милостивый, как и Бог Нового Завета. Между ними нет противоречий.
Многие цитаты, сказанные Христом, взяты из Ветхого Завета. Например «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39); это цитата из Лев.19:18. Бог и в Ветхом Завете учил милости и любви. И мы можем быть уверенны, что между Богом Отцом и Иисусом Христом нет никаких противоречий. Они одинаково любят каждого из нас. Бог Отец, Дух Святой и Христос, делают всё необходимое для нашего спасения. Все три личности Божества переживают за нас, желают нам добра. И такому Богу можно доверять. Ему можно доверять всё ценное и дорогое, что у нас есть. Мы можем доверить Ему все сокровенные вопросы нашей жизни, все тайники нашей души. И Бог поймёт нас, простит и примет. Давайте же доверим свою жизнь такому Богу!

Милосердие Божье и Его милость есть надежда нашего спасения. Принять спасение, уповая на Бога и Его милость, есть право каждого человека, и выбор он делает самостоятельно. Никто не обещает человеку праздной и беззаботной жизни после покаяния, но прощение прежних грехов его, водительство и попечение в его земном странствовании это то, на что предлагается всякому, приходящему к Богу, Самим Богом.
«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис. 43:25)
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16)
Бог не вменяет грехов и преступлений человеку, которые он совершил до своего покаяния и обращения к Богу и дарует ему спасение от всего того, что делал он, находясь в неведении и неверии. За дар плата не взимается, хотя он и оплачен Тем, Кто дарует его.
«Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1:18-19)
Проводящий же человека по пути спасения после искупления его от греха говорит:
«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14)
Бог дарует спасение по вере человеку, обратившемуся к Нему от прежнего своего образа жизни в надежде на прощение и с твердым решением не грешить, а жить, исполняя заповеди и повеления Господни. Иисус, встретив в храме прощенного и исцеленного Им человека, не предлагает ему успокоиться и ожидать окончания земного странствования для водворения его в небесное царство, Он призывает помилованного и спасенного от прежних грехов его человека идти и впредь не грешить.
Что означает этот призыв? Идти и впредь не грешить, это значит, познавая волю Божью отвергнуть прежний образ жизни и далее жить, исполняя волю Божью.
В нынешнее время мы видим что дети Божьи так и поступают – доверившись благодати идут путем жизни надеясь на Христа. К сожалению сейчас есть много людей трактующих спасение при покаянии как спасение не только от грехов, совершенных в безбожной жизни, но от грехов жизни человека вообще. Это заблуждение не только не развенчивается, продолжая губить многие души, но и находит своих последователей, проповедующих это заблуждение.
Человек не может своими делами или еще чем – искупить душу свою от грехов сделанных в неверии и потому и не может сам обрести спасение. Чтобы человек все-таки не погиб, а имел надежду жизни вечной, Бог и дарует ему прощение через Сына Своего Иисуса Христа. Принявший в свое сердце Господа, получает от Него и разумение Писаний, чтобы дальнейшую жизнь проходить в соответствии с изложенной там волей Божьей.
«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45)
«Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» (Мк. 4:11)
Бог все сделал для спасения души человеческой – простил человеку грехи сделанные до его обращения и предоставил ему возможность познания воли Божьей для праведной жизни во Христе. При своем покаянии перед Богом, человек отвергает свою прежнюю греховную жизнь и вступая в завет с Богом умирает для греха и воскресает для праведной жизни. В связи с тем, что «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9) и в поместных церквях встречаются разные верующие, да и в самих церквях исповедание веры и пути спасения не везде одинаково, Бог нас предупреждает:
«Время начаться суду с дома Божия» (1 Пет. 4:17)
Это нам указывает как на совершенную справедливость Божью: сначала Он будет судить церковь, а потом мир, так и на то, что членство в церкви без праведной жизни во Христе спасения не дает. Писание нас также предупреждает:
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21)
Какой из этого всего вывод и выход?
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16)

В этом не раз убеждалась жительница Екатеринбурга Наталья Петровна Саксина. Она рассказывает такие необычные случаи из своей жизни, что с ней трудно не согласиться.

У нас из поколения в поколение была верующая семья. В Бога верили и бабушка, и мама. Видимо, оттого я родилась уже верующей, в церковь начала ходить еще в детстве и хожу всю жизнь. Конечно, в 60-70-е годы, когда велись гонения на Церковь, я особо не афишировала свою веру среди знакомых, в церковь ходила тайно от них. Сегодня я понимаю, что согрешила, но тогда просто не хотела быть поднятой на смех: считалось, что посещение церкви - удел только стареньких больных бабушек…

Сейчас я понимаю, что Господь меня наказал за слабость, которую я позволила себе. Как все дети того времени, я была в пионерах, но долго не вступала в комсомол, чем немало удивляла сверстников и педагогов - я была одной из лучших учениц в классе, активисткой. Ребята вступали в комсомол в 14 лет, а я - только в 16: просто побоялось, что без комсомольского билета меня не примут в институт…

И в результате я пошла учиться совсем не в тот институт, в который хотела. Поступила в УПИ, и хотя неплохо училась, а затем добросовестно работала, все же считаю, что я не реализовалась совершенно. Только из-за института я вступила в комсомол, а в результате все так прахом и прошло.

В институте Вы тоже скрывали, что веруете в Бога?

Приходилось. Хотя Господь к тому времени мне давал немало знамений. Со всей детской и юношеской пылкостью я веровала в Бога, и Господь давал мне много милостей. Я уже не говорю о такой ерунде, что без конца нахожу деньги, которые непременно отношу в церковь, - я даже находила машину…

Я расскажу о другом. В девятилетнем возрасте меня отправили на лето к бабушке в деревню. Это были 50-е годы, когда даже 10 копеек были довольно большими деньгами. Деревенские ребятишки собирали за деревней кости, сдавали их сырьевщику, а на заработанные деньги покупали конфеты- «подушечки». Я, помню, долго ходила по степи, поросшей небольшими кустиками полыни, но ни одной косточки не смогла найти… А в детстве я чаще всего молилась Николаю Угоднику. День был яркий, солнечный, а у меня на душе тоскливо. Вот я и помолилась: «Николай Угодник, помоги мне найти денежку…» И вдруг вижу: на небольшом кустике полыни зацепилась какая-то бумажка. Я до сих пор считаю, что это Николай Угодник послал деньги ребенку - 25 рублей. По тем временам большущие деньги!

Но ведь эти деньги мог кто-то просто-напросто потерять…

Мама, царство ей небесное, тоже так говорила, но кто же мог их потерять в почти голой степи? Помните, в то время деньги носили в основном завернутыми в платочек, который еще и завязывали… Николай Угодник не раз являл мне в жизни чудеса, о всех просто-напросто даже не рассказать.

Тогда давайте расскажем о самых необыкновенных.

Помню еще один необычный случай из детства. Я очень любила лошадей; однажды села на лошадь, которая была очень дикого нрава. Она меня сбросила и повернулась задом, чтобы копытом разбить мне голову, убить меня. Я не поняла, откуда появилась вторая лошадь, но видела, как я лежала между лошадьми, а они копытами били друг друга прямо над моей головой. Я до сих пор помню, как искры летели из-под лошадиных копыт - до такой степени сильными были удары. Как я сейчас понимаю, - это Господь послал вторую лошадь, чтобы меня спасти; я даже думаю, что это была не лошадь, а мой ангел-хранитель.

Наталья Петровна, но нередко говорят, что детские воспоминания и впечатления бывают не всегда точны и правильны.

Тогда расскажу о другом случае - из юности. Когда мне было 16 лет, я одна возвращалась из города около 12 часов ночи. Был очень сильный туман, от остановки до моего дома в сторону Кольцово было идти довольно далеко. Вдруг меня догнал незнакомый человек, который сильно схватил меня за руку, а другой рукой стал наматывать на нее цепь. Сейчас мне уже 60 лет, но я до сих пор помню жуткий страх, который меня охватил тогда. Я спрашивала его: «Что вы хотите делать со мной, что я вам плохого сделала?» Но он молчал. И от этого становилось еще страшнее.

И вдруг в тумане раздался женский и мужской смех. Мой мучитель остановился, прислушался, чтобы понять, как далеко от нас находятся люди, и на секунду ослабил «тиски» на моей руке. Господь дал мне силы, я вырвала руку и побежала. А бегать-то я умела: я была довольно спортивной девочкой, и легкой атлетикой занималась, и лыжами, и в волейбол играла. До сих пор считаю, что только милостью Божией я осталась жива.

Но самое большое чудо произошло со мной, когда мне было 28 лет. Отец у меня был инвалидом войны и лежал в больнице. Я взяла четырехлетнюю дочку, и мы поехали навестить его. После больницы я пошла на автобус; не знаю, как так получилось, но я шла по проезжей части улицы. Было воскресенье, машин на дороге почти не было. Дочь держалась за мою правую руку, она шла между мной и трамвайными путями.

И в это время навстречу пошел трамвай. Видимо, я не очень крепко держала дочь за руку, и воздушной волной ее затянуло прямо под колеса трамвая. Надо сказать, что она была блондинкой с голубыми глазами, мне мама не раз говорила, что такие дети - очень беспокойные. Дочь была именно такой, беспокойной.

Да и далась она мне довольно тяжело. Муж у меня был офицером, долгое время он служил возле города Нерчинска, куда когда-то ссылали декабристов. С семимесячной дочерью я и приехала к нему. Печь топили углем, часто не было воды, и я топила снег, чтобы постирать пеленки… Намучилась с нею ужасно. И представляете - в четырехлетнем возрасте она попадает под трамвай?!

Я помню, что в тот миг закричала: «Господи, Ты не допустишь этого!». Ощущение было такое, что я нахожусь в стеклянной пробирке, которая тянется до самого неба. Я даже ощутила материальность своих слов - они цепочкой потянулись вверх, долетели до середины между небом и землей и соединились в шар. Я поднимаю голову к небу, и вижу: прямо лицом ко мне на огромном белом облаке сидит седовласый мужчина в белоснежной хламиде… Я боюсь, конечно, говорить, но, мне кажется, что я видела Бога…

Я на него смотрю, а слова мои поднимаются вверх. И когда они поднялись до уровня уха этого мужчины, на секунду замерли, а потом мгновенно влетели ему в ухо. И лишь только это произошло, я услышала капризный голос своей дочки: «Мама, вытащи меня отсюда!». Я кидаюсь к остановившемуся трамваю и вытаскиваю из-под него дочь. На ней - ни царапинки. Мне показалось, что все произошло мгновенно, но когда я пришла в себя, то увидела, что вокруг меня - огромная толпа народу, стоит «скорая», милицейская машина. Видимо, времени с момента происшествия прошло довольно много.

Нас увезли в больницу. Дочь чувствовала себя прекрасно: если уж ее спас Сам Господь, что тут врачам делать? В сильнейшем шоке была я. После этого три года ночами просыпалась в холодном поту… Я не перестаю благодарить Бога за это чудо, хотя понимаю, что во всем случившемся виновата сама.

Виноваты в том, что шли по проезжей части, или в том, что плохо держали дочь?

Нет, что вы, моя вина - более давняя и страшная. Дело в том, что в нашей родне, у двоюродных братьев и сестер чаще всего рождались девочки, а я очень хотела мальчика. И когда на свет появилась дочь, я сказала слова, за которые расплачиваюсь до сих пор. Я сказала: «Не надо мне ее!». Конечно, я имела в виду, что хотела сына… Это были богопротивные слова. На протяжении десятков лет я много плакала, молилась и просила Господа, чтобы он простил меня за них.

Вот за эти слова, наверное, Господь меня не наказал, а по-Своему вразумил. Дочь я любила и люблю без памяти - наверное, так любить детей просто нельзя. Потом у меня родился сын, но дочь требовала к себе внимания значительно больше, чем младший брат. Была какая-то нервная, неуравновешенная, хотя и очень способная. Она окончила школу с серебряной медалью, сын - с золотой. Они оба окончили музыкальную школу, свободно владеют английским языком.

Почему я рассказала про тот случай с трамваем? Потому что считаю: тогда Господь меня вразумил и пощадил: не отнял дочь навсегда. Но дал мне испытания другого рода - знать, что моя девочка жива-здорова, но не иметь возможности увидеться с ней.

Что же мешает этому?

Дочь не пошла учиться в институт, окончила музыкальное училище по классу виолончели, вышла замуж за скрипача. Вскоре они уехали учиться в Москву, в музыкальную академию. Там и работать остались, завели двоих детей, потом эмигрировали в Новую Зеландию. Один раз я слетала туда - это такая даль, больше слетать не смогу по состоянию здоровья. Да и им сюда с теперь уже тремя детьми тоже приехать проблематично…

По сути дела, Господь оставил дочь живой, но увижу ли я ее хотя бы еще раз? Помню, она спрашивала меня: почему вы с бабушкой ходили в церковь, а нас не водили? Дело в том, что именно в Новой Зеландии она пришла к Богу, там имеется небольшая православная церковь, которую посещают русские и украинцы. Дочь регулярно ездит в эту церковь, возит детей. Недавно попросила меня, чтобы мы именно здесь, на Урале, сшили для ее сына стихарь. Более того, дочь занимается духовными песнопениями с детьми эмигрантов, со взрослыми людьми, недавно ее попросили стать регентом местного церковного хора.

Поэтому я считаю, что Господь меня простил. Во-первых, дочь жива, во-вторых, она родила троих детей, в-третьих, она уверовала, пришла к Богу и по мере сил трудится во благо Господне.

Для всех наших читателей я хочу сказать, что к тем, кто верует в Бога, Господь всегда являет Свою милость, и что нельзя вот так бездумно, как я когда-то «разбрасываться» словами. Надо думать, прежде чем что-то сказать. Не знаю, почему мамочка не вразумила меня, молодую и глупую: кого Бог дал, тому и радоваться надо - есть женщины, которые вообще не могут родить. А мне Господь послал дочь первую, а я сказала, что мне ее не надо. Так вот и получилось, что она сейчас далеко-далеко от меня и вряд ли будет «дохаживать» меня на старости лет.

Я привела только нескольких необычных случаев из своей жизни, в действительности их было еще больше. А рассказала это только с одной целью - чтобы люди поверили: Бог существует, милость Божия безгранична, надо больше думать и молчать, и знать, что произнесенные тобой слова имеют большую материальную силу. Спасибо большое моей мамочке, которая внушила мне с самого детства, что не надо говорить: «Будь ты проклят». Я вообще этого боюсь и никогда не говорю таких слов. Это страшные слова! Знаю, что очень многие в своей речи бездумно говорят слово «черт». Я просто физически ощущаю: как только произнесешь это слово, он рядом появляется.

В завершение беседы с Натальей Петровной Саксиной хочется остановиться на главном. Говорят, человек учится только на своих ошибках. Но иногда и чужой жизненный опыт может стать хорошим уроком, чтобы избежать каких-то ошибок, изменить сложившуюся ситуацию, повлиять на ход событий… Прислушивайтесь не только к себе, но и к людям, вас окружающим, старающимся вам помочь или предостеречь вас от ошибок!

Материал подготовила Лидия Ежкова

Известный баптистский проповедник Уильям Кэрри с детства был очень любознательным и настойчивым мальчиком. Любознательность помогла ему самостоятельно, без учителя, освоить латинский язык, а настойчивость — преодолевать трудности. Однажды он решил взобраться на дерево. Но добравшись лишь до половины пути, неожиданно сорвался и упал. Отлежавшись на земле, Кэрри снова полез к вершине и все-таки достиг своей цели! Таким любознательным и целеустремленным человеком он оставался всю свою жизнь.

Уильяма Кэрри по праву называли отцом мирового миссионерского движения и апостолом Индии. Спасению погибающих в этой стране он посвятил 41 год своей жизни, талант ученого-лингвиста, усердие проповедника Слова Божьего. Он сделал переводы книг Библии на 24 индийских диалекта и принимал участие в переводе книг Писания на 20 других языков. Уильям Кэрри неутомимо боролся против диких языческих предрассудков – принесения в жертву детей и сжигания вдов на погребальных кострах.

Этому удивительному человеку пришлось испытать в жизни немало горя: физические немощи, потерю сына и жены, страдавшей на протяжении 14 лет душевной болезнью. В огне сгорело его имущество и научные труды. Стоя на пепелище, Кэрри сказал Господу: «Благодарю тебя, что Ты даешь шанс начать все заново».

В книге Ч.Х. Сперджена «Утро за утром» (чтение на каждый день, изд-во Альфом, 2001г) приводится интересная подробность из биографии апостола Индии: Когда доктор Кэрри тяжело заболел, его спросили: если эта болезнь окажется роковой, какое место из Библии вы предпочли в качестве темы для надгробной проповеди? Он ответил: «Я думаю, что такая жалкая грешная тварь не достойна того, чтобы о ней говорили, но если надгробная проповедь обязательна, то пусть она будет на слова: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот твоих изгладь беззакония мои». В таком же смиренном духе он указал в своем завещании, чтобы на его надгробии была высечена следующая надпись:

Уильям Кэрри

Умер___________

«В твои милосердные руки предал себя жалкий червь». И больше ничего».

Разве не удивительно, что этот апостол Павел 18 века не помышляет о себе как о великом человеке, как об ученом с мировым именем, как о служителе церкви? Как объяснить, что он почитает себя жалким червем и помышляет не о великой награде, а о великой милости? Неужели этот великий служитель Божий всего-навсего страдал комплексом неполноценности?

Отнюдь нет! Как ученый-библеист, доктор Кэрри понимал, что милость Божия имеет решающее значение в жизни человека. Библейские синонимы слова «милость» — доброта, милосердие, благость, благодать, сострадание, сочувствие, любовь. Эти качества Божьего характера особенно драгоценны для грешника.

Я бы хотел сделать библейский обзор этой темы с трех точек зрения: 1) Посмотреть на масштаб Божьей милости; 2) Перечислить основные ее проявления; 3) Призвать к должному отношению к милости.

1. Масштаб Божьей милости

Бог действует в масштабах, недоступных человеческому разуму. Ученые вычислили, что диаметр Вселенной составляет 156 миллиардов световых лет. Световой год – это расстояние, которое проходит световой луч со скоростью 300 000 км/сек. за земной год. Это будет 9 триллионов 460 миллиардов 800миллионов километров. Умножьте все это еще на 156 миллиардов, и вы получите размер Вселенной. Ни один человек не может представить себе таких масштабов, для Бога же это незначительное расстояние. Вселенная, словно грецкий орех, помещается в Его руке.

Да, Бог велик во всех отношениях! Он велик в святости и мудрости, в силе и славе, в гневе и милости. Ни одно существо не может сравниться с Ним в этих качествах.

1.1. Милость Божия глубока — простирается до тысячи родов

И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу] (Исх.34:6-8).

Открывая Моисею Свои качества, Бог поставил на первое место милость, простирающуюся до тысячи родов. В среднем продолжительность рода составляет сорок лет. Милость «до тысячи родов» простирается на сорок тысяч лет вперед, а наказание — только на 160 лет! Если учесть, что человечество существует всего 6 тысяч лет, то можно себе представить огромный запас милости Божьей. Ее достаточно и для вас!

1.2. Милость Божия высока – больше, чем расстояние от земли до неба

…ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; (Пс.102:11). …ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя. (Пс.107:5)

Атмосфера земли заканчивается на высоте 2000-3000 километров, а кучевые облака плывут в 5-6 километрах от земной поверхности. Так что расстояние от земли до небес превышают расстояние до облаков в 500 раз! Так и Божья милость многократно превышает Его справедливость, и недаром согрешивший Давид просит о прощении ради великой милости Божьей.

1.3. Милость Божия широка — направлена ко всем людям

[Бог] благ и к неблагодарным и злым. (Лук.6:35,36) Какое удивительное заявление о доброте Бога к неблагодарным и злым людям! На Его месте мы бы в лучшем случае воздержались от мщения злодеям. Но уж никак не сохранили бы к ним добрых чувств! Только милостивый Бог может сохранить к ним доброе расположение.

1.4. Милость Божия тверда – непоколебимее гор

Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис.54:10).

«Вулканические силы сдвигают холмы, но нет такой силы, которая могла бы сдвинуть нашего Бога. Ничто ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем не способно побудить нашего Господа отнестись ко мне недружелюбно» (Сперджен).

1.5. Милость Божия славна — превозносится над судом

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак.2:13).

Мудрый Екклесиаст сказал: Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? (Еккл.7:16) . Этот совет имеет под собой серьезное основание: в отношении к нам Бог руководствуется больше милосердием, чем справедливостью. Ефрем Сирин верно заметил: «Не называй Бога справедливым, если бы Он был справедлив, ты бы уже горел в аду». О том же говорит псалмопевец: Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек! (Пс.38:12).

2. Проявление Божьей Милости

2.1. Милость Божия управляет природой

… ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф.5:45 ).

Без воли Господа не всходит и не заходит солнце, не дуют ветры, не текут реки, не идут дожди, не резвятся звери, не летают птицы. Если бы природа обладала сознанием, она бы предпочла свернуться в свиток и погибнуть, чем служить грешному человеку. Однако милостью Божьей природа позволяет человеку пользоваться ее богатствами.

2.2. Милость Божия дарует материальные блага

Иаков за 20 лет своих странствий приобрел большое богатство, но никогда не считал преуспевание своей заслугой, а неизменно относил за счет Господа:

…Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт.32:10).

Не только праведным, но и невежественным и ожесточенным людям Бог дарует многочисленные материальные блага:

… хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши (Деян.14:1 7).

Кто-то заметил: «Если на твоем столе есть пища, на плечах одежда, есть крыша над головой и теплая постель для сна, ты богаче 75% людей на земле;

Если у тебя есть деньги в банке или в кошельке, если у тебя кое-что отложено на черный день, ты можешь причислить себя к 8% самых богатых людей в мире;

Если ты никогда не испытывал ужасов войны, тюремного одиночества, мучительных пыток, спазмов в желудке от голода, ты в лучшем положении, чем 500 миллионов людей на земле».

2.3. Милость Божия поддерживает жизнь

В своей книге плача пророк Иеремия описывает тяжкие последствия разрушения Иерусалима: город сожжен огнем и лежит в руинах, язычники осквернили Божье святилище, нет хлеба и воды, дети умирают на руках матерей, лучшие из лучших уведены в плен на тяжелые работы. Язычники издеваются над избранным народом. Казалось бы, претерпевающему Божье наказание такого масштаба невозможно разглядеть ни капли Божьей милости. Однако пророк ее увидел! Милость заключалась в том, что Бог сохранил жизнь немногих людей:

…по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! (Плач.3:22,23).

Если вы живы и здоровы — воздайте за это славу Божьему милосердию, которое дает всем существам дыхание и жизнь. Жизнь не теряет своей ценности, даже если она проходит в страданиях.

2.4. Милость Божия умеряет Божий гнев

Но, по великому милосердию Твоему, Ты не истребил их до конца, и не оставлял их, потому что Ты Бог благий и милостивый (Неем.9:31).

В своем праведном гневе Бог никогда не забывает о милости: «… И не потерпела душа Его страдания Израилева» (Суд.10:16). Стоит помнить, что в сравнении с адскими страданиями, любые земные муки не столь тяжки.

2.5. Милость Божия спасает от смерти

Божии Ангелы пришли в нечестивый Содом спасти семейство праведного Лота. Они торопили его выйти, однако какие-то дела не позволяли Лоту оставить город. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города (Быт.19:16).

Милость — не долг, который следует отдать и не награда, которую нужно заслужить. Милость — это незаслуженный дар. Кому-то в ней может быть и отказано. Вот сыновья Аарона принесли чуждый огонь и были наказаны смертью… Вот Оза решился поддержать ковчег завета и также был лишен жизни за самовольство… Вот Анания и Сапфира солгали апостолу Петру, и им перестало светить солнце. На примерах этих людей Господь показал Свое отношение к греху. Многие из нас повинны в самовольстве или недостатке благоговения, или обмане. И то, что виновные доселе не наказаны – чудо Божьей милости! Она поддерживает жизнь недостойных существ. Мы живем лучше, чем того заслуживаем.

2.6. Милость Божия возрождает человека

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, (1Пет.1:3-6)

…Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (Тит.3:5-7)

Возрождение – самое великое чудо в мире. Его суть заключается в коренном изменении природы человека. Без чуда возрождения ни один человек не войдет в небесное Царство, и это чудо свершается Божьей милостью.

2.7. Милость Божия прощает согрешения

Своими плясками вокруг золотого тельца и плотскими оргиями Израильтяне отрекались от Бога и воздавали почести бесам. Гнев Божий на народ был настолько велик, что Он решил истребить его совсем. Однако Моисей просит о прощении, и единственным аргументом в его ходатайстве была милость Божья.

Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему (Чис.14:19,20).

Бог обещал Давиду по Своей великой милости не отвергнуть его согрешившего потомка.

Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим (2Цар.7:14,15).

2.8. Милость Божия явлена в умилостивительном служении Иисуса Христа

Умилостивительное служение Христа складывается из Его голгофского подвига на земле и Первосвященнического служения в Небесах. Апостол Иоанн пишет о первой составляющей служения Иисуса Христа: …Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира (1Иоанна 2:2). Бог ценит умилостивительную жертву Своего Сына и ради нее дарует верующим раз и навсегда полное юридическое прощение. Отцовское же прощение даруется ради ходатайств Его Сына-Первосвященника.

…Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.(Евр.2:17)

Кто-то сказал, что когда Бог прощает, Он ввергает грехи в пучину морскую и ставит надпись: «Вылавливать запрещено». Он гарантировал: Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Евр.8:12).

2.9. Милость Божия помогает в создании брака

Авраам поручил своему слуге найти сыну Исааку невесту. Вот молитва, которую вознес слуга у колодца города Нахора:

…и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли [ее] сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим (Быт.24:12-14).

Умоляя Бога о знамении, слуга исходит из того, что именно Он управляет судьбой людей и назначает теми или иными путями спутника или спутницу жизни, а иногда дает дар безбрачия. И то, и другое продиктовано Его милосердием.

2.10. Милость Божия располагает людей мира к доброму отношению к верующим

Не думайте, что доброе отношение людей мира к вам – дело случая или должное воздаяние за ваши заслуги или личные качества». По своей природе люди склонны гнать и притеснять верующих. И так было бы всегда, если бы милость Божия не располагала их к добру.

Так было с Иосифом:

И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы (Быт.39:21).

Так было с пленными евреями в различные периоды их истории:

И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками (Исх.3:21).

… Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их, и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей; и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их (Пс.105:43-46).

2.11. Милость Божия ведет человека по жизни

Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, — сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. (Исх.15:13)

Этот текст указывает на благой промысел Божий, которым Он руководит нами в земном странствовании. Сперджен проницательно заметил: Доброта – это почка, из которой распускается цветок Божьего промысла. Не все у нас получается гладко, не всегда мы идем ровно и красиво, иногда ропщем, упорствуем, падаем. Однако благодаря Своей доброте, Бог продолжает вести нас и не бросает на полдороге.

2.12. Милость Божия создает верующему авторитет

… Ты даешь мне щит спасения Твоего, и милость Твоя возвеличивает меня. (2Цар.22:36)

Я напомню слова А.И. Солженицина о баптистах: «вера у них – очень твердая, чистая, горячая, помогала им переносить каторгу, не колебнувшись и не разрушившись душой. Все они честны, негневливы, трудолюбивы, отзывчивы, преданы Христу. Именно потому и искореняют их так решительно. В 1948-50 годах только за принадлежность к баптистской общине многие сотни их получали по 25 лет заключения и отправлялись в Особлаги» . Перенося гонения, эти люди обрели высокий авторитет от Бога в глазах окружающих!

2.13. Милость Божия дает возможность посещать храм Господень

Мы иногда думаем, что посещение дома Божьего, участие в поклонении, выслушивание проповедей – исключительно наша инициатива. Для Давида дело обстояло иначе. Он молился:

А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс.5:8).

Для сладкого псалмопевца Израилева возможность быть в доме Божьем знаменовала собой великую милость. Будем и мы рассматривать возможность пребывать в доме Божьем как дар свыше!

2.14. Милость Божия поддерживает в скорбях

Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в [страну] молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня. (Пс.93:17,18)

Давид был мужем по сердцу Бога и все же многократно переживал лютые беды. Он не скрывал, что иногда сильно колебался в них, однако от сокрушительного падения и гибели его оберегала милость Божия. Эту Божью поддержку в скорбях испытывали и апостолы: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! (2Кор.1:3,4).

2.15. Милость Божие дарует исцеление

Апостол Павел писал филиппийцам:

…Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали (Фил.2:25-27).

Мы должны принимать исцеление или выздоровление как проявление Божье милости к нам. Без ее содействия иммунная система не справится с болезнью и организм не восстановится.

2.16. Милость Божия – утешает

Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему (Пс.118:76 ). Бог не всегда устраняет наши проблемы, но непременно дарует утешение. Апостол Павел писал о себе и страдающих сотрудниках: Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2Кор.1:5). Без Господнего утешения невозможно пережить скорбь.

2.17. Милость Божия оживляет

…Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня (Пс.118:159).

Случается, что наша христианская жизнь блекнет, увядает. У нас недостает сил ни молиться, ни читать слово… Сперджен прекрасно сказал об этих переживаниях: Я посмотрел на свои проповеди и на множество своих трудов для Господа, но едва ли найдется хоть что-то из этого, о чем я осмелился бы думать без слез: все они оказались пораженными грехом и моим несовершенством. Когда я думаю о любом деле, которое я когда –либо совершил для Бога, то я могу только молить: «О Боже, прости беззаконие моих святых дел!»

В такие минуты смертельной тоски и плача о грехах приходит к нам милость Божия, чтобы оживить наше упование.

Мартин Лютер часто страдал приступами уныния. Однажды на него навалилось такое отчаяние, что жена испугалась за его душевное здоровье. И ей пришла в голову идея: она нарядилась в траурные одежды и явилась перед мужем во всем черном. «Что случилось, Катя?», – с тревогой спросил Лютер. «Бог умер!» — грустно ответила жена. «Как это Бог умер? Да разве Бог может умереть? – опешил Мартин. «Ты всем своим видом показываешь, что Он умер», — сказала жена. И тогда реформатор понял свою ошибку, и уныние отступило от него. Милость Божия употребила мудрую жену, чтобы духовно восстановить мужа Божьего.

2.18. Милость Божия защищает от врагов

У политиков всегда много врагов. Давид не был исключением из правил. Однако он знал, как решить эту проблему: И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб (Пс.142:12).

Мы также имеем право прибегать к милости Божьей, когда нас осаждают злейшие враги — мир, плоть и дьявол. Без Божьей поддержки они сломят самого отважного воина Христова. Однако Бог не медлит с помощью: Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре (Рим.16:20).

2.19. Милость Божия дает силы быть верным Господу

Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным (1Кор.7:25).

Какую зависимость от милости Божьей ощущал великий апостол! Она и только она увенчала победой его усилия подражать Христу. Мы точно так же можем возложить упование на великую Божию милость.

2.20. Милость Божия дарует служение

Посему, имея по милости [Божией] такое служение, мы не унываем; (2Кор.4:1)

Христианин без служения ощущает себя неугодным Богу и бесполезным для ближних. Зная это, Господь по великой милости Своей посылает нам множество служений, и одно из самых важных – служение вспоможения - посетить больного, накормить голодного, одеть нагого, приютить странника. С этих служений начинается подлинная христианская жизнь, а не со служений «исцелений» или пророчеств.

Самоотверженно служить Христу – непростое дело, ведь ему противостоят неудачи, критика, собственное несовершенство и греховность людей. Очень легко сломаться, перегореть и оставить начатое дело. Однако если мы воспринимаем служение как дар Божьей милости, мы его пронесем через всю жизнь, нам будет проще преодолеть многочисленные соблазны и искушения.

2.21. Милость Божия призывает отступников возвратиться

Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, [дочь] Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать (Иер.3:12).

Отступничество — это тяжелая измена Богу. По законам любого земного государства изменников не уговаривают сложить оружие, а судят и казнят. Но не таков характер Божьей милости — она непрестанно зовет отступников вернуться в дом Отца.

3 . Должное отношение к Божьей милости

Милость Божия требует правильного к себе отношения. Ею преступно пренебрегать. Какой бы великой она ни была, ее можно истощить.Бойтесь лишиться милости Божьей!Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать (Иер.15:6).

Не дай Господь услышать такие слова в свой адрес! Чтобы этого не произошло, прислушайтесь к следующим библейским советам и без спешки поразмыслите над ними.

3.1. Цените милость Божию больше своей жизни!

…ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя (Пс.62:4).

Когда в последний раз вы говорили Богу, что его милость драгоценней, чем жизнь с ее радостями? Вам достаточно лишь одной милости или нужно что-то еще?

3.2. Просите Господа явить вам милость!

…Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши (Пс.89:14).

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лук18:13).

И кротчайший Моисей и грешный мытарь просили Бога об одном и том же – о милости. Милость нужна и праведным и грешным. И Богу нравится, когда мы молим о ней! Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр.4:16).

3.3. Вспоминайте Божьи милости!

…Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря. 8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое (Пс.105:7,8).

Попробуйте как-нибудь на листке бумаги выписать милости, дарованные вам Богом с тех пор, как помните себя. У вас получится внушительный список! Читайте его и не забывайте благодарить Бога за благодеяния, оказанные вам много лет назад! Именно такой подход к милостям Божьим найдете вы в псалмах.

3.4. Воспевайте Божью милость!

…Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи (Пс.91:2,3).

У нас есть хорошие песни, в которых прославляется милость Божия — например, «Верность Твоя велика, о мой Боже», почему бы их не петь почаще? Разве напрасно учит нас Писание использовать песни для Божьей славы?

3.5. Терпеливо ожидайте Божьи милости!

сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни (Иуд.1:21).

Некоторые виды милости даются нам ежедневно, некоторые намного реже. Мы должны смирять свой капризный характер и не приходить в отчаяние, когда Бог удерживает от нас какие-то блага. Нужно просто ждать и ожидание нас не обманет! Библия говорит: …благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс.146:11). На еврейском языке уповать то же самое, что и ожидать. Для нас это непросто – безропотно ожидать милости, но Богу приятно, когда мы так поступаем.

3.6. Удалите все препятствия для явления Божьей милости!

Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис.55:7).

Божий порядок обретения милости неизменен: нужно оставить грех и тогда придет милость!

3.7. Живите по Божьим заповедям!

И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне (3Цар.3:6).

Если одни виды милости даруются нам без всяких условий, то другие даются только по причине богобоязненной жизни. Чем больше в жизни человека проявляется верности Господу, тем больше обретает он разнообразной милости!

3.8. Проявляйте милость к другим!

С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его (2Цар.22:26-28).

Нередко мы ведем себя по отношению к другим как прокуроры – критикуем, требуем наказания, осуждаем. Поступая так, мы причиняем себе больше вреда, чем наши «противники» нам, ибо из-за немилосердного отношения лишаемся Божьего снисхождения. Старайтесь быть адвокатами, а не судьями! Мы еще не в безгрешной плоти, еще не сидим на престолах небесных, чтобы судить обо всем правильно!

3.9. Считайте проявление милости важнейшим делом!

Для многих проявление милости есть дело третьестепенное. И в этом они трагически заблуждаются, как заблуждались фарисеи: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (Матф.23:23). Нам следует прислушаться к Христову обличению и быть людьми непревзойденной милости.

Но не станут ли в таком случае злоупотреблять нашей добротой? Не «сядут» ли нам на «шею»? Непременно сядут! Но разве Бог не дает им возможности пользоваться Своей добротой для своих гнусных целей? Разве не дает Он нечестивым благоденствовать? Разве не дает им дышать Его воздухом и питаться Его пищей? Неужели мы упустим возможность подражать Богу в его благости и милости? Мы призваны взращивать в себе чистое, а не корыстное милосердие. Именно это имел в виду Христос, давая повеление умному книжнику:

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лук.10:36,37 ). Другого выбора у нас просто нет!

Милость Божия

Дорогая матушка Валентина!

Поздравляю Вас с праздниками и с Новым годом. Да подаст вам Господь мир душевный, здравие телесное и извещение спасения. Да подаст Господь терпение своих немощей, и тяготу окружающих нести не только без ропота, но и с благодарностью к Господу Спасителю нашему, понесшему ради нас всякие оскорбления и злострадания. Да подаст Вам Господь нелицемерную истинную любовь к ближним и ко всем людям. Простите и меня грешного, немощного и неразумного. Сознаю все и желаю исправиться, но не вижу этого. Остается только сокрушение сердца и покаяние слезное, но, увы! - И этого не вижу в себе. Надежда только на милосердие Божие и на молитвы Ваши и ближних.

Еще раз желаю Вам и всем всяких благ от Господа. Простите, помолитесь о мне грешном.

Всем, всем привет и благословение Божие.

монахине Евпраксии

Мы спасаемся не делами, а милостию Божией. Господь в Евангелии говорит: Если и все сотворите повеленное вам, т. е. исполните все заповеди, говорите, что мы рабы неключимые и что должны сотворить, то сделали . Мы обязаны исполнить волю Творца Своего. А спасение наше - от милости Божией. Кто болеет о грехах своих, гнушается ими, перестает их делать, просит прощения от Бога и помилования - тех милует Господь и принимает в Свое царство. А кто высоко думает о себе, опирается, как фарисей на свои дела, тот будет осужден. Надо до конца смириться и из глубины души взывать: “ ”.

Все, что исповедала мне в письмах, я принял как исповедь и простил, и разрешил. Однако, если совесть тебя будет беспокоить, то исповедуй главное своему священнику.

Мое здоровье плохое. Я очень ослабел, а конца еще не вижу, хотя и желаю. Молитесь за меня.

Привет и благословение Божие тебе и всем, кто помнит меня.

Вере Николаевне

Зарудной

Грядущего ко Мне не изжену вон . Вы всю жизнь стремитесь к Господу, веруете во Христа, стараетесь жить по заповедям Его, каялись и каетесь в нарушениях заповедей, исповедуете более крупные грехи в Таинстве исповеди, не один раз причащаетесь. Зачем же Вам унывать, отчаиваться в спасении? Вы скажете, что грешны. Но все грешны, и Господь сказал, что пришел спасать не праведников, а грешников, т. е. тех, кто сознает себя грешниками. Значит, Ваше сознание себя грешной (а не пустые слова “я грешница”), сознание столь сильное, что его враг использует, чтобы ввести Вас в отчаяние - это сознание есть новое основание для надежды, что Господь спасет Вас, как спас сознавших себя грешниками: мытаря, блудницу, блудного, разбойника и др. Плохо, очень плохо, если кто считает себя хорошим (как фарисей, например), если у кого не болит сердце о своей греховности, если кто с поднятой головой идет навстречу смерти. Так, фарисеи считали себя чадами Авраама, несомненными наследниками Царствия Божия, а Господь назвал их чадами дьявола и осудил, если не покаются, в геенну.

Все мы много согрешаем , - сказал апостол Иаков. Что же другое можем сказать мы с Вами? Согрешаем, но сознаем, каемся, сокрушаемся об этом, припадаем к Господу и просим прощения, и… Господь прощает, прощает ощутимо для сердца, снимает тяготу греховную, как снимают тяжелую ношу с плеч, - и ясно чувствуем облегчение. Нам надо чаще благодарить Господа за все, что Он сделал для человечества и для нас лично, сделал и делает постоянно всем, а особенно верующим в Него, принадлежащим Св. Православной Церкви. Всякое дыхание да хвалит Господа!

Мне думается, что о. Всеволод провел такую чистую, святую жизнь, что душа его (сердце) не имела повода сильно сокрушаться, и потому ему непонятна скорбь, болезнь о грехах, почти отчаяние кающихся. Про таких Игнатий Брянчанинов приводит такое выражение старцев: “Свят, но неискусен”. Такие, как о. Всеволод - одиночки. Общий же путь - в свое время глубоко осознать свое падение, порчу всего человечества и самого себя, осознать свое бессилие выйти из этого состояния испорченности и греховности, глубоко перестрадать это, придти почти в отчаяние, смириться и пред собой и ближними, и пред Богом, и припасть, как блудница, к стопам Спасителя без слов, без оправданий, с одним сердечным воплем: Боже, милостив буди мне, грешному . Тут только человек познает, как милостив Господь… Познает, что человек спасается не своими добрыми делами, а непостижимым милосердием Божиим.

Скоро нам предстоит умереть. О каких подвигах может быть речь теперь нам, больным, слабым и искалеченным? Нам осталось терпение да воздыхание: Боже, милостив буди нам, грешным! Твердо надейтесь, что если умрете с таким настроением - войдете в Царствие Божие, избежите врагов спасения.

Для больных пост не установлен.

Если Господу угодно, я приеду в Москву. Напишите, когда Вам будет очень плохо. Может быть, можно будет совместить мои дела с Вашей нуждой. Во всяком случае, будьте спокойны и уверены, и знайте, что я на правах Вашего духовника “прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь”.

Господь да благословит и утешит Вас Своею милостию.

Скажите Юлии, что по свойству ее души Господь ведет ее к спасению не тем путем, каким ей хочется. Нашему поколению Господом допущен путь, предсказанный давно: вера и безропотное терпение скорбей и болезней. Личный же подвиг мы не можем вынести - впадем в высокоумие и погибнем в духовной прелести. Надо смириться перед определениями Божиими о нас, принимать посланное как самое полезное, без чего не спастись, и благодарить за это Бога.

Дорогие Мариша и Катя!

Поздравляем вас с праздником Рождества Христова и с Новым годом! Да благословит вас Господь всяким благословение м небесным, да даст вам мир, взаимную любовь, здоровье, ревность по Боге, понимание жизни духовной, молитву слезную и прочее. Да оградит вас от врагов видимых и невидимых, подаст все необходимое и для сей жизни временной. Да подаст вам Господь радость духовную, истекающую из сердца сокрушенного и смиренного, и исполненного страха Божия.

Скворцу скажите, чтобы сюда не ехала. Пусть потрудится там, меньше выходит из дома и болтает, пусть научится немножко правильной духовной жизни и воздержанию. Ей самое полезное для души в настоящее время - побольше сидеть взаперти и потрудиться в уединении. За всякий выход из комнаты без крайней нужды пусть кладет 10 поясных поклонов и 30 молитв Иисусовых.

Пора ей приняться за дело. И скворцы попоют немного, а потом строят себе гнездо и приносят плоды. Надо и ей построить дом духовный и принести плоды покаяния, молитвы и воздержания. И к себе пусть никого не приглашает, а то она и здесь найдет выход…

Еще раз мир вам, родные. Мы всегда с любовью вспоминаем вас. Пишите.

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ПАДЕНИЯ И МИЛОСТЬ БОЖИЯ Пали… Встали. Благодарение милостивому Господу, что принял и дает свидетельство того, что возвращает вам благоволение Свое в тех добрых духовных состояниях, какие испытываете после усердной молитвы.Они от Господа и стоят в порядке христианской

Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива

Из книги Борьба с грехом автора

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Милость Божия к покаявшейся грешнице за ее милосердие Одна знатная женщина по смерти своего мужа, приведя себе на память все свои грехи и вспомянув час смертный и страшный суд Божий, поклонившись ему, сказала: «По вере пришла я к твоей святыне, честный отче: я хочу

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

55:1-13 Щедрая милость Этот призыв к нуждающимся поражает своей теплотой. Текст главы дважды достигает кульминации, вначале в ст. 1-5, а затем еще в большей степени в ст. 6-13.55:1–5 Бедность, изобилие, служение. 1–3 Четырехкратное идите достаточно широко по смыслу, чтобы

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

МИЛОСТЬ БОЖЬЯ Говорил равви Рафаэль: «Как хорошо, что Бог запрещает нам быть гордыми! Если бы Он это разрешил, как бы я смог исполнять Его

Из книги Мнгновения автора Барт Карл

Милость и милостыня Когда познают свое приобретение идущие путем милостыни. .Две лепты вдовицы купили Царство Небесное. .Различие устроения благотворящих. .Иногда бес тщеславия и бес сластолюбия побуждают к милостыне. И когда можем творить оную без вреда для

Из книги Послание Иакова автора Мотиер Дж. А.

Его милость … Милость Моя не отступит от тебя… Книга Пророка Исаии 54:10 Что значат эти слова? Я, Господь, добр к тебе. Доброта Моя не бездеятельна; Я прихожу к тебе не с пустыми руками. Я, Господь, принимаю попечение о тебе - и не только; Я хочу взять всю твою жизнь в Свои руки,

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Милость и суд (2:13) Как ни печально, но нам не всегда удается жить, повинуясь всем законам. Часто мы заслуживаем порицания и, понимая это, произносим: «Да, я опять ослушался» и «Я не должен был этого делать». Здесь Иаков очень кстати говорит о милости. Мы постоянно нуждаемся в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

29. И поднял глаза свои (Иосиф), и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой) 30. И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был

Из книги Толковая Библия. Том 7 автора Лопухин Александр

Глава 18. Вся полнота величия Господня непостижима ни для кого из тварных существ. – При сравнительном достоинстве среди земных тварей, человек ничтожен пред величием божественным и всегда нуждается в милосердии к нему Господа. – Милость человека – к ближнему, а милость

Из книги Добротолюбие. Том III автора Коринфский Святитель Макарий

Глава 11. 1-4. Любовь Иеговы и неблагодарность Израиля. 5-7. Наказание Израиля. 8-11. Милость Божия к избранному народу 1 Слова "на заре погибнет царь Израилев" в евр. Библии отнесены к концу Х-й гл., к которой они и принадлежат по смыслу. Пророк говорит о погибели не определенного

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

87. О действиях на душу попущения Божия обучительного и оставления Божия наказательного; и о том, как надо действовать при том и другом Попущение обучительное сначала поражает душу великою скорбию, чувством унижения и некоторою мерою безнадежия,чтоб подавить в ней

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ГЛАВА 33. О том, что все заповеди духовного отца верующий должен принимать с охотой, как то, что пойдет ему на пользу, даже если это неприятно или обременительно. Потому что милость Божия дается по мере его ревности и тех скорбей, которые он несет 1. Из Григория ДвоесловаКак

Из книги Сравнительное богословие. Книга 6 автора Коллектив авторов

Поучение 4-е. Воспоминание чудесного спасения Государя Императора и Августейшей семьи в 1888 г. (Уроки для нас из этого события: а) милость Божия к нашим Царям и б) должно благоговеть пред Государем) I. Немного лет прошло с той спасительной минуты, когда, а именно 17 окт. 1888 г.,

Выбор редакции
Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...