Икона страшный суд высокого разрешения. Икона Страшного Суда — описание и значение святого образа


Дата публикации или обновления 08.12.2017


В центральной части иконы - сидящий на престоле Судия Христос; с молитвенным ходатайством за род человеческий Ему предстоят Богоматерь и Предтеча, проповедник покаяния. Этот элемент иконы представляет собой включенный в композицию деисус . Чуть ниже - коленопреклоненные прародители: Адам возле Пречистой Девы, Ева - со стороны Иоанна Крестителя. По сторонам от центральной группы изображены сидящие апостолы - по шести с каждой стороны; в их руках раскрытые книги. За спинами апостолов ангелы.

Регистром ниже изображены шествующие на Суд народы: святые и праведники расположены одесную; с левой стороны к Судии подходят язычники и иноплеменники - об их национальной принадлежности свидетельствуют не только соответствующие надписания, но и характерные одежды. Первую группу (это евреи) ведет Моисей, указывающий своим подопечным на Христа.

В центре этого регистра изображен Престол Уготованный со всеми характерными особенностями; это тот престол, о котором пророчески возвещал Псалмопевец: Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки (Пс. 9:5, 6).

Детально проработаны и все прочие элементы композиции: десница Божия, держащая души праведных - они показаны в образе спеленатых младенцев, души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем. Солом. 3:1). Ангелы, стоящие у Престола Уготованного, встречают идущие на Суд народы; в руках они держат свитки с текстом Евангелия, читаемого на Литургии в Неделю мясопустную. Свиток ангела, встречающего праведников, победно направлен кверху, словно указывает им путь прямо в Горний Иерусалим. У другого ангела на свитке евангельские слова, адресованные не оказавшим милости.

Следующий регистр представлен четырьмя сферами, в которые помещены следующие композиции: сидящая на престоле Богоматерь с предстоящими ангелами; видение пророка Даниила -ангел указывает ему на четырех зверей, символизирующих «погибельные царства». Последняя сфера посвящена сюжету «Земля и море отдают мертвецов». В центре сферы - женщина, олицетворяющая землю, а вокруг - воскресающие из мертвых люди. В нижней части сферы аллегорическое изображение моря - фигуры, держащей на своих плечах корабль. В правой нижней части иконы изображен ад - геенна огненная , в центре которой сидит сатана. Ниже помещены клейма, в которых находятся мучимые за свои грехи грешники. Особенность изображения преисподней в том, что она изображена как массивная скала, над которой бушует адское пламя. В скале - мрачные пещеры с грешниками.

В левой части нижнего регистра иконы изображен рай: Лоно Авраамово; стоящий позади благоразумный разбойник. К запертым вратам рая (их охраняет огненный херувим - Быт. 3:24) движется процессия праведников с апостолом Петром во главе. Первыми в этой длинной процессии идут апостолы, а непосредственно за ними - первосвятители Московские.

На иконе середины XVI в. из Каргополья, находящейся в собрании Государственного Эрмитажа, большее внимание уделено мытарствам. Как и на предыдущей иконе, здесь представлены все основные элементы традиционной иконографии Страшного Суда. К особенностям данной композиции можно отнести такие детали, как изображение «милостивого блудника», привязанного к столбу между адом и раем (по преданию, он не был допущен в рай, так как предавался блуду, но и адских мук избежал, т. к. постоянно творил милостыню). Еще одна важная деталь: сатана, сидящий на звере в адском пламени, держит в руках душу Иуды.

Сцены мучений грешников в аду представлены на десяти клеймах, которые занимают весь нижний регистр иконы.

На каргопольской иконе представлена деталь, для традиционной иконографии не характерная и известная лишь в поздней русской иконописи: это змей, поднимающийся из огненной пасти адского зверя к ногам праотца Адама: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). На змея нанизаны двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств - их проходит человеческая душа, прежде чем попадает в Царство Небесное .

Еще одна характерная для XVI в. деталь - подробная иллюстрация видений пророка Даниила (Дан. 7-8). Сам Даниил и ангел, толкующий его видения, изображены в правой части иконы в круге у правого поля. Они словно наблюдают картину Страшного Суда.

В верхней части иконы справа изображены Бог Саваоф и Иисус Христос , сидящие на престоле. В центре иконы изображен сидящий на престоле Спаситель во славе. Правой рукой Он благословляет, а левой держит раскрытое Евангелие с текстом: Не на лица судите (Ин.7:24).

На иконе конца XVI в., написанной критским мастером Георгием Клоцасом - огромное количество персонажей. Их так много, что довольно трудно выделить главные, за исключением разве что изображенного в самом верху Христа во славе, сидящего на престоле. Ниже изображен Престол Уготованный, из-под которого вытекает огненная река, спускающаяся в геенну огненную. По сторонам Этимасии располагаются две группы ангелов, держащих раскрытые книги с евангельскими текстами или трубящих: я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб (Откр. 8:2).

В левой части композиции изображены праведники, идущие на Суд. Они занимают три регистра, но, несмотря на большое количество, вполне узнаваемы, т. к. снабжены характерными атрибутами: у Моисея скрижали, у Псалмопевца Давида псалтирь, Ной изображен с ковчегом, а стоящий возле Авраама крошечный Исаак держит вязанку дров.

В нижней части иконы слева изображены восстающие на Суд из гробов. Эта часть особенно натуралистична, чем-то она напоминает картины Босха. В правой части архангел Михаил с мечом низвергает в ад грешников. Тела их немедленно подхватывают бесы и направляют дальше, в самую бездну. Мучающиеся во аде грешники изображены очень натуралистично - для русской традиции это было неприемлемо.

На фоне огненной реки, в самом низу ее, сидят на облачных седалищах пророки Давид и Иезекииль; они держат скрижали с текстами об адских муках и о воскресении мертвых.

Икона прекрасно написана, в ней содержится масса деталей повествовательного характера, а впечатление от нее двоякое: ее можно долго и с большим интересом рассматривать, но при этом ясного призыва к покаянию в ней не чувствуется. Хранится икона в собрании Музея греческого института византийских исследований в Венеции.

Еще одна критская икона из того же музея написана в середине XVII в. Композиция значительно проще, но в ней есть целый ряд нововведений: отсутствует Престол Уготованный, вместо него - Голгофский крест, который окружают ангелы, держащие раскрытые книги. Чуть ниже стоит архангел Михаил с мечом и весами.

В нижней части композиции необычная деталь: подходящих к райским обителям праведников встречает у отверстых дверей рая Сам Спаситель в образе Великого Архиерея. У других врат изображена Матерь Божия.

Есть и еще одни ворота, правда, находятся они на границе с геенной огненной. В них изображена заказчица иконы - монахиня Евгения из Трапезунда.

Икона Страшного Суда 2-й половины XVII в. (Музей икон в Реклингхаузене) представляет собой сложную композицию, включающую все элементы развитой иконографии этого сюжета. К особенностям данной иконы можно отнести большое количество надписей - не только на полях, но и по всей поверхности иконной доски.

Интересная деталь: к семнадцатому веку Россия имела достаточно устойчивые торговые, да и не только торговые связи с дальним зарубежьем. Поэтому та деталь композиции, где представлены идущие на Суд Божий грешники и куда издавна помещали разного рода иноземцев, написана очень выразительно. Одежды у иностранцев не только экзотические, но и этнографически достаточно точные. Есть сведения о том, что во многих русских городах - в Москве , Вологде , Великом Новгороде - в XVII в. в Неделю мясопустную устраивались крестные ходы с праздничной иконой «с тем, чтобы напоминанием о Страшном Суде разжалобить сердца богатых людей» [Фельми]. «Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаем, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим, да речет и к нам Хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное Вам Царствие» (стихира на литии, Слава:).

В заключение - еще об одной иконе Страшного Суда, написанной на рубеже XVIII-XX вв. в Вологодской провинции. По изобразительным средствам она напоминает лубок, а обилие надписей еще больше усиливает это впечатление. В данном случае избыток информации не переходит в новое качество. Даже обреченные на муки грешники, в отличие от прежних выразительных изображений, здесь не вызывают беспокойства совести.

Обращаясь к истории иконографии Страшного Суда, понимаешь, что выразительные композиции XV-XVI вв. и сегодня побуждают молящихся задуматься и о важности покаяния, и о насущной необходимости дел христианского милосердия, без которых невозможна «весна духовная» - Великий пост. В стремительном течении времени мы просто не имеем права пренебрегать уникальной возможностью, которую нам здесь предоставляет Церковь.

Святейший Патриарх Кирилл , характеризуя особенности нашего времени, сказал: «Отличие этого времени от всех предыдущих - в его некоем апокалиптическом напряжении, ибо никогда сила греха не господствовала над родом человеческим так, как она господствует сегодня. А мы знаем, что там, где побеждает грех, там является диавол . И мы знаем, что если грех побеждает в масштабах рода человеческого, тогда является Антихрист . А потому Церковь не может не реагировать на умножение зла, как бы ее ни одергивали некоторые журналисты, публицисты, политики, с недоумением спрашивая, почему Церковь вторгается в те области, которые якобы не являются ее областями, - и это в ответ на заботу Церкви о том, чтобы не распадались браки, чтобы сократилось количество абортов, чтобы люди научились прилично одеваться, чтобы не было разнузданного господства плотского греха в человеческой жизни! Нас и в будущем будут ругать, и мы готовы к этому, потому что у Церкви не может быть иного слова, кроме того, что она возвещает: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие (см. Мф. 3:2). И сегодня это слово должно звучать особенно сильно».

Таким действенным призывом к покаянию Церковь считала и свои святые иконы, в том числе и иконы Страшного Суда Божия.

Протоиерей Николай Погребняк


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1-2, 2011 г.

Многие иконы олицетворяют память не о конкретной личности, а о каком-то событии, которое уже произошло или было отражено в древних писаниях Ветхого или Нового Заветов.

Икона «Страшный суд» — это скорее образ показательный. Он нужен не для молитв, а для того, чтобы напоминать людям о том, что их ждет в конце времен. Существует также так называемая неделя о Страшном суде — третья из четырех недель подготовки к Великому посту .

Значение иконы

О Великом суде, или о Страшном, как принято говорить, в Библии написано довольно подробно. В первом веке нашей эры было первое пришествие Иисуса Христа, которое ознаменовало собой спасение всех людей от первородного греха. Это было начало начал. Завершится все пришествием вторым, когда власть в мире возьмет дьявол со своими приспешниками. То будут темные времена, но человечество освободится от этой тюрьмы навсегда, когда Мессия придет во второй раз.

Никто не знает, когда это будет. Может, через сто лет, может, через тысячу, но это произойдет. Готовиться к Страшному суду нужно при жизни каждому человеку, стараясь не оставлять без внимания ни один грех, совершенный специально или случайно. Практически в каждом храме есть изображение Страшного суда, потому что это то, чего стоит бояться грешникам. Как говорит Святое Писание, каждый человек, когда-либо живший на Земле, будет воскрешен, и грехи его будут оценены Господом. Воздастся по заслугам всем. Во всех храмах есть этот образ, напоминающий о конце времен и начале вечной жизни в раю или аду.

История и описание иконы

Вариантов исполнения иконы существует великое множество. Самый популярный и распространенный из них — это новгородский вариант, датируемый 15 веком. На этой иконе изображены все великие святые, пророки, ангелы, архангелы, Бог Отец, Иисус Христос, Матушка Заступница. В нижней части образа есть изображение ада, падших ангелов, а также самого дьявола в обличье змея. Он побежден и пленен ангелами.

Есть виды икон, где изображены битвы между ангелами и демонами, где есть сатана, держащий людей и свирепствующий в аду. Есть похожий на новгородский вариант образ, где более явно показан сам суд, когда люди разделяются на две половины. По левую руку от Христа — ад, куда идут грешники, а по правую — рай, где светло и людей приветствуют ангелы и счастливые светлые души.

В чем помогает икона

Это больше мотивационный образ, нежели защитный или молитвенный. Он помогает людям помнить о том, куда может привести греховный образ жизни и отсутствие веры. Этот образ создает особый ореол вокруг себя. Не нужно воспринимать его как негативный, ведь каждый человек совершал в жизни плохие поступки. Перед этой иконой можно молиться о спасении души, читать «Отче наш» . Эта молитва как нельзя лучше отображает смысл иконы. Эта икона — напоминание о том, что возмездие неотложно, необратимо и ожидаемо всегда. Никто не знает, когда начнется Великий суд, поэтому эта икона нужна дома, чтобы понимать всю серьезность положения человечества.

Молитва перед иконой «Страшный суд»

«Милостивый Господь наш, Царь Небесный, в нужный час с Небес спустившийся. Озари наши души светом своим, дабы зачать в нас искру любви и покаяния. Помоги очистить наши души от скверны, которую копим мы в себе годами на протяжении всей жизни. Помоги нам встретить суд Твой Великий с честью и с бесстрашием, яко же мы и будем олицетворением чистоты пред Тобой, потому что грехи наши растворятся в добре и миролюбии. Аминь».

У этой иконы нет дня почитания, но особый смысл она приобретает именно в период подготовки к Великому посту, в третью неделю о Страшном суде. В сам пост эта икона напоминает нам о том, что должно стать нашей целью, а именно об избрании правильного пути в жизни.

Конечно, эта икона может стать вашим символом веры, символом богобоязненности. Она есть почти в любом храме в виде росписей на стенах или обычных икон. Ее можно назвать одной из самых распространенных, потому что она есть везде, а также олицетворяет смысл жертвы Иисуса Христа и необходимость самого пришествия в целом. Читайте перед ней молитвы и вдохновляйте себя на это. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

26.02.2018 05:46

На множестве икон изображена Святая Троица во всей таинственности и величии. О силе святынь спорят...

Как бы люди не стремились отстрочить Судный день, все неизбежно. Религия христианство не только осознает жизнь человека на земле, в телесной оболочке, но и не отрицает существование после смерти. Сотворение мира и его последние дни, Библия повествует людям и об этом. Она пророчит вскоре Второе пришествие Иисуса Христа, кое разделит людей на двое: праведников, которые попадут в рай и грешников, которых ожидает соответствующее наказание.

Грядущее явление описывается не только в Священном Писании. Нередко ему посвящаются сюжеты икон. Изображенные образы демонстрируют картины происходящего на Судном дне и такие иконы есть в большинстве храмах России. Каждая икона Страшного суда имеет различное исполнение, однако объединяет их всегда одно – композиция и сцены, подчиненные общепринятым канонам.

Сюжет иконы Судного дня

История, рисованная на иконах, в первую очередь будто является изобразительным цитированием Апокалипсиса, который служит основой для сюжета. Описание иконы страшного суда является также каноном древних русских и византийских текстов, на самом деле считается написанной на основе откровений почитаемого святого пророка Даниила.

Первые иконы, вышедшие из-под рук мастеров, имеют очень древнее происхождение. Их относят еще к годам существования великого государства – Византия. Так несколько икон Суда Божьего датируются IV веком. Они изображали известную на тот момент притчу, где разделялись козлы и овцы, и также повествование шлось о десяти девах. Однако сегодняшнее понимание Страшного суда возникло немного позже, но все еще в Византии. Это произошло на грани XVIII века. Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами. В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле. Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца. В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники. Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные». К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.


Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда. Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Значение иконы

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния. Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

Икона Страшного суда — православная икона, изображающая грядущий конец Света — вселенский Страшный суд, который совершится во время Второго пришествия Христова. На ней изображаются картины конца Мира, последнего суда над всем человечеством, Воскресения мертвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.

Икона находится в храме с конца XVIII века и с этого времени работы по ее реставрации не проводились. Благодаря усилиям приходского совета нашего храма стало возможным проведение объемных реставрационных работ. В настоящее время икона размещена в Знаменском приделе центральной части храма.

Установка иконы сотрудниками нашего храма.

Реставрация уникальной иконы «Страшный суд» , 150/120 см (конец XVIII века, дерево), масло, темпера.) Реставрация была очень сложная, дорогостоящая, длительная. Руководитель бригады реставраторов - Екатерина Грабас-Смоленцева. Также, в работе активное участие принимала Елена Смоленцева. Благодаря их мастерству и кропотливому труду, икона вновь предстала перед нами.

Икона «Страшный суд» до реставрации.

Описание сюжета.

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое значение.

Обычно в верхней части иконы размещен образы Господа Саваофа и Иисуса Христа, по обеим сторонам находятся апостолы. Все они участвуют в процессе Суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех на Страшный суд.



Далее, под изображением Господа Саваофа и Иисуса Христа , находится Престол. Это судейский трон, на котором могут быть размещены копие, трость с губкой, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.


Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые предстанут на Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также сатана.


Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета.

Икона Страшного суда имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде Иисуса Христа, сына Божия. Это свершится во время Его Второго пришествия.

После суда душа каждого человека определится либо в ад, либо в рай, согласно его вере и поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не в устрашении человека, а в том, чтобы он задумался над своими поступками и совершенными грехами и обратился к покаянию.


Возникновение сюжета иконы и первые изображения.

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала Крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета.

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси.

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе Юрьева Польского, в новгородской церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе во Владимире. Считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало Крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам Суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней.

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика.

Слова святых о Страшном суде.

О Страшном суде очень много сказано в писаниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Свт. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа.

Свт. Иоанн Златоуст также считал, что не стоит гадать, когда случится Судный день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Святые отцы считали важным помнить про Второе пришествие и Страшный суд. Икона наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно - райское блаженство праведников и адские муки грешников.


20 ноября с.г. по завершении Божественной литургии в храме была освящена икона Страшного Суда, специально написанная для верхнего придела кубанскими иконописцами. Икона получилась достаточно большая и внушительная, заставляющая каждого пришедшего в задуматься над своей жизнью и покаяться в своих грехах. Установка иконы планируется в ближайшее время. Она будет размещена на стене при выходе из верхнего храма. В ближайшее воскресение, 27 ноября, священнослужитель храма подробно расскажет об иконографии образа "Страшный Суд".

0 RU 0 RU

Икона повторяет в общих чертах иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве в X-XI веках. В основу ее, наряду с текстами Откровения Иоанна Богослова, были положены евангельские притчи и некоторые ветхозаветные эсхатологические пророчества, а также житийные и апокрифические сочинения. Значительную роль в сложении иконографии "Страшного суда" сыграли эсхатологические поучения отцов Церкви, прежде всего Слова преподобного Ефрема Сирина, в которых были собраны воедино разрозненные свидетельства Священного Писания и церковного предания.

Композиция иконы разделена на четыре регистра.

Образ Христа - Судии в "славе", нисшедшего с небес, располагается посреди второго сверху регистра. По обеим сторонам от Христа представлены Богоматерь, Иоанн Предтеча, припадающие к его стопам Адам и Ева, сидящие на престолах двенадцать апостолов с книгами и две группы ангелов, стоящих за ними( Мф. 19: 28). От "славы", окружающей Христа, берет начало огненная река ( Дан. 7: 9-10), заканчивающаяся в правом нижнем углу иконы изображением геенны огненной.

0 RU Под Христом располагается изображение Этимасии - престола, уготованного для Суда ( Пс. 9: 5-8). На престоле лежит риза Христа, а поверх нее - закрытое Евангели, и гвозди, которыми Он был пригвожден к кресту е. На подножии изображен сосуд, в который, по преданию, была собрана кровь Христа. Евангелие указывает на подобие престола Ковчегу Нового Завета и напоминает об апокалиптической Книге Жизни ( Откр. 5: 1-3).Все остальные изображения связаны с образом искупительной жертвы, которая дает право Спасителю раскрыть Книгу и судить мир (Откр. 5: 9-10). За
престолом стоят два ангела, а по обе стороны от престола располагаются праведные и грешные, восставшие на Суд, - их изображают соответственно справа и слева от Христа (Мф. 25: 31-46)

0 RU
Праведники представлены в два ряда, по чинам святости: пророки, цари, мученики, святители, преподобные и святые жены. Группы грешников в экзотических костюмах соответствуют различным народам, восставшим на Суд.

В следующем регистре, под престолом, в небесном полукруге представлена рука с праведными душами в виде младенцев в белых одежд Рука держит весы, на которых взвешиваются человеческие души. Под весами - несколько композиций на тему единоборства ангелов с бесами. В том же регистре представлено всеобщее воскресение мертвых и видение пророка Даниила. Справа, под грешниками, восставшими на Суд, - темный круг, внутри которого аллегорические изображения Земли с гробницей и Моря с кораблем, отдающих мертвецов (Откр. 20: 13), а также - фигурки различных животных и рыб, которые выплевывают проглоченных ими людей. 0 RU

0 RU
Само видение Даниила четырех "погибельных царств", на смену которым должно прийти Царство Божие, располагается в другом, меньшем по размеру, круге. Царства вавилонское, греческое - державу Александра Македонского и римское, Антихристово символизируют соответственно изображения льва, медведя, барса и зверя с десятью рогами.

Сам Даниил и ангел, толкующий ему видение, представлены в круге, рядом с изображением рая.

В нижней части иконы располагаются традиционные изображения рая и ада. В райском саду представлена Богоматерь на престоле между ангелами, а ниже - лоно Авраамово ( Лк. 16: 22), благоразумный разбойник (Лк. 23: 39-43), райские врата с херувимом ( Быт. 3: 24) и сцена шествия праведных в рай. Шествие возглавляют апостолы Петр и Павел. За ними следуют святители, пророки, мученики и мученицы (вверху), преподобные и преподобные жены (внизу).

Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит сатана - господин ада, с душой Иуды в руках. В огне горят грешники, мучимые диаволами. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река. В огне горят грешники, мучимые диаволами. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII в., указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие - по грудь, и лишь третьи - по шею», в зависимости от степени их вины. Начиная с XIII в., а в некоторых случаях и ранее (мозаика Торчелло), персонажи мира грешников, увлекаемые огненным потоком, конкретизируются: это представители различных социальных групп (знать, лица в императорских коронах и др.).

Между раем и адом изображен "милостивый блудник", привязанный к столбу. По преданию, он не был допущен в рай из-за блуда, которому предавался, но избегнул адских мучений, т.к. постоянно творил милостыню.

К числу уникальных иконографических мотивов, появляющихся лишь в поздней русской иконописи, относится прежде всего змей, поднимающийся из пасти ада к ногам Адама. В основе этого изображения лежит ветхозаветное проклятие змея: "и вражду положу... между семенем твоим и семенем ее [жены]; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3: 15). На змее располагаются двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств - испытаний в различных грехах, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное. ". Источником для этого сюжета послужили некоторые византийские и древнерусские тексты, среди которых наибольшее значение имеют видение монахини Феодоры из византийского "Жития преподобного Василия Нового" (X в.) и русское "Слово о небесных силах". Его появление на иконах "Страшного суда" соединяло идею всеобщего Суда с темой индивидуального посмертного воздаяния. Приведем здесь отрывки из слов преподобного Ефрема Сирина, без которых описание особенностей иконографии Страшного Суда будет неполным:

«Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо свиется как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов; в тот день, в который, по гласу Судии, опустеют таибницы (тайники) ада, в который явится Христос на облаках со святыми ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его.

Действительно, страшно Христово во славе пришествие! Чудное дело, увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже в волосе человеческом пред Судией, потому что каждого преложит Бог в нетление. Все приимут тело, сообразное собственным делам своим. Тело праведных будет сиять семикратно более света солнечного, а тела грешников окажутся темными и исполненными зловония; тело каждого покажет дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем.

Когда Христос приидет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет всюду пред лицом Христовым и покроет все. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом того неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь покроет все. Тогда всюду потекут ангелы, и всех святых и верных восхитят во славе на облаках в сретение Христово…»

«Небо свивается в ужасе, небесные светила падут, как незрелые смоквы со смоковницы и как листья с деревьев. Солнце померкнет от страха, побледнеет луна, содрогаясь, помрачатся светлые звезды в страхе пред Судией. Море, ужаснувшись, восколеблется, иссохнет, исчезнет, и не станет его. Персть земная будет объята пламенем, и вся обратится в дым. Горы растают от страха, как свинец в горниле, и все холмы, как пережигаемая известь, воскурятся и обрушатся.

Судия восседает на огненном Престоле, окрест Его море пламени, и река огненная течет от Него, чтобы подвергнуть испытанию все миры… Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне, - в самое краткое мгновение времени все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того сделает совершеннолетним в то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Не видавшие друг друга здесь, увидятся там…

Там добрые, по велению Судии, будут отлучены от злых, и первые вознесены на небо, а последние низвергнуты в бездну; одни войдут в Царство, а другие отыдут во ад.

Горе злым и нечестивым! Они, в наказание за дела свои, будут мучимы с сатаной.

Кто на земле грешил и оскорблял Бога, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам.

Кто не преломлял хлеба своего с алчущим, не успокаивал томящегося в нужде, тот будет вопиять мучимый, и никто не услышит и не упокоит его. Кто при богатстве своем жил сластолюбиво и роскошно, а не отворял двери своей нуждающимся, тот в пламени будет просить себе капли воды, и никто не подаст ему. Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверзть уста. Кто грабил и угнетал других, и дом свой обогащал неправедным достоянием, того повлекут к себе немилосердые демоны, и его жребием будут воздыхание и скрежет зубов.

Мф .

Новый Завет. От Матфея святое благовествование.

Новый Завет. Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Книга Премудрости Соломона.

Ветхий Завет. Псалтырь.

Выбор редакции
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...

Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...