Почему «Золушка» и другие классические сказки вредят современным детям. Комплекс Золушки: почему бесполезно ждать чуда  Прогноз на дальнейшую жизнь


Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.

Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.

Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная "Золушка". Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.

Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.

Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.

Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие "сёстры" только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.

И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.

Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.

Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. "Какая она красивая", — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.

…Издал Король "указ" — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.

Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.

…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.

Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.

На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.

— Чего Золушке не хватало в начале сказки?

— Отца.

— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?

— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.

— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?

— Не знаю.

— Пофантазируй.

— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.

— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?

— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.

— Что она хотела от мужа?

— От мужа хотела любви.

— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?

— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.

— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?

— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.

— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.

— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.

— В чём заключалась её помощь?

— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.

— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.

— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.

— Дай определение, кто такой "мужик". В сказке ты называешь отца — "мужик богатый".

— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.

— А мужчина — это кто такой?

— Это более благородное создание.

— А принц?

— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.

— Что общего между принцем и мужиком?

— Состояние.

— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?

— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.

— Почему Фея наградила Золушку?

— Золушка была добрая, отзывчивая.

— В чём проявлялась её доброта?

— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.

— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?

— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.

— Что Золушка могла сделать по-другому?

— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).

— Она могла жить отдельно, самостоятельно?

— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.

— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?

— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.

— Что ей помешало?

— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.

— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.

Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).

Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: "Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой". Происходит перемещение ролей героини внутри "драматического треугольника" из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.

— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?

— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?

— Вышла замуж за принца.

— Помнишь, я тебя спросила: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?".

— Да. Я ответила: "Отца".

— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?

— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.

— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?

— Да, это так.

— Ранее ты называла принца "беспомощное существо". Зачем Золушке такой принц?

— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.

— В чём проявляется беспомощность принца?

— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.

— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?

— (с удивлением) Ничем.

— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?

— Быть нужной для мужчины, который рядом.

— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?

— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?

— Ничего особенного, заканчивала школу.

В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: "умер отец". Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?", она ответила: "Отца" .

— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?

— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.

— Где его можно встретить?

— Среди тех, кто трудится.

— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?

— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.

Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:

  1. О. копирует мамину модель поведения,
  2. серьёзной травмой для неё является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть),
  3. существует желание заменить отца мужем,
  4. пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестёр, феи, принца),
  5. отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини),
  6. нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы — терпение и смирение — это хорошо,
  7. привычка к уединению как способ решения проблем.
Знаем ли мы свои любимые сказки? [Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк, фрагмент] Коровина Елена Анатольевна

ЗОЛУШКА, или Бал жизни

Бал жизни

О, ВЕЩАЯ МОЯ ПЕЧАЛЬ,

О, ТИХАЯ МОЯ СВОБОДА

И НЕЖИВОГО НЕБОСВОДА

ВСЕГДА СМЕЮЩИЙСЯ ХРУСТАЛЬ!

Осип Мандельштам

Золушка» – воистину любимая сказка всех времен и народов. И не просто сказка – программа будущей жизни под названием «Как выйти замуж за принца». Правда, в нашем народном сознании (согласно социологическому вопросу) оформился тезис с поправкой: «Лежа на печи – выйти замуж за принца». Ну если «лежа на печи» – программа для мужского населения, то «выйти замуж за принца» – уж точно для женского. И вот забавно – во всем мире это считается нормальным. Но у нас социологи завопили в унисон: кошмар, ужас! А что в этом плохого-то?! Наверное, наши аналитики-толкователи до сих пор считают, что место женщины – днем у станка, а вечером на кухне, а еще лучше будет, если она, аки передовица производства, будет без роздыху шпалы класть. Ну никак не выветривается из нашего общественного сознания идеалы социализма – того самого, что был «без человеческого лица». И никто из «умников» не вспоминает, что вообще-то Золушка была далеко не вертихвосткой, а труженицей.

Иначе откуда бы взялось такое количество вариантов? По всему миру рассказывают про Золушку. В разных странах сюжеты обрастают своими подробностями, деталями, именами героев. Между прочим, такие сказки с единым сюжетом, но разными деталями, называют бродячими или миграционными.

А знаете ли вы, что…

Только в Европе встречается более пятисот вариантов сказки о Золушке.

По Индии, Шри-Ланке, по другим странам Востока тоже бродят ее пересказы. Известен, например, китайский вариант, созданный еще в IX веке.

Сказки о Золушке имеют разные названия. Например, в Чехии и Словакии есть сказка «Три орешка», в Испании – «Волшебные платья».

Но во всех народных сказках героиня носит прозвище, говорящее о том, что она много работает по дому, особенно у очага, и всегда выпачкана в золе и пепле. Она -

Золушка – в России,

Cendrillon – во Франции,

Попелюшка или Попелка – в Польше, Чехии, на Украине,

Aschenputtel – в Германии,

Cinderell – в Англии.

Наивный вопрос:

А каким было имя девушки, если Золушка – это только прозвище?

А вот этого не знает никто. Это – главная тайна нашей героини. Но если конкретного имени нет, то любая женщина (практически любых лет) может отождествить себя с ней, ожидая прекрасного принца. Вот как мудро придумано народом!

Внимание!

Существуют и мужские версии сказки, когда «золушкой» становится младший из братьев – эдакий «золушок»

Как правило, он – нелюбимый третий сын в семье, и старшие братья не берут его с собой, когда едут свататься к королевской дочке. То есть это вариант сказки о трех братьях – двух умных, а третьем – дураке. Помните наших Иванов и Емель, сватавшихся к царской дочке? Впрочем, западноевропейский «золушок» ближе не им, а скорее Гансу Чурбану Андерсена. Этот третий брат, отвергнутый старшими, и сам находит способ пробраться во дворец и получить в жены прекрасную принцессу. Обычно его и зовут соответственно. Например, в скандинавских сказках есть Замухрышка Эспен и Эспен Аскеладден. Последнее переводится как «копающийся в золе».

Конечно, самая известная интерпретация «Золушки» – сказка Перро. На Западе она традиционно называется «Синдерелла, или Маленькая хрустальная туфелька», в России – «Золушка, или Хрустальный башмачок». Сам Перро назвал ее «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом».

Стоп! Какой еще мех?! Известно же, что туфельки были хрустальными. Интересно, а вы сами пробовали когда-нибудь носить такие туфельки-башмачки? Никогда? Тогда вспомните хотя бы хрустальные вазы – те, что красуются у вас на самой видной полке. Хрусталь тяжел, как и любое стекло, он порежет ноги, к тому же треснет или вообще разобьется при первом же шаге.

Так откуда же взялась хрустальная туфелька?!

Не знаете? А по ошибке – образовалась из опечатки в книге.

Дело было так. В народных сказках туфелька обычно золотая. Впрочем, в некоторых народных сказках Золушка вообще теряет не туфельку, а свое крохотное колечко. Но Перро решил, что туфелька будет эффектней.

Надо сказать, что в его времена никто мехом обувь уже не обшивал, хотя раньше, в средневековой Франции, богачи заказывали себе именно такую обувку – для тепла и красы. Но при дворе Людовика XIV, во времена которого и жил Перро, уже носили совсем иную обувь – из парчи, украшенную бриллиантовыми пряжками, да еще и на высоких каблуках. Так что своей меховой оторочкой Перро мог, во-первых, отнести действие сказки в далекие времена. А во-вторых, подчеркнуть уникальность меховых башмачков во времена Людовика ХIV, а значит, усилить их таинственные, загадочные свойства.

И вот Перро написал в заглавии по-французски viar , то есть мех для оторочки. Но в последующем издании наборщик перепутал буквы и возникла опечатка. Viar превратилось в vеrrе, что значит стекло. Ну а переводчики подумали – стекло несколько простовато и написали «хрусталь». Так и пошла гулять по миру хрустальная туфелька. И все, не удивляясь, восприняли ее как воистину волшебную, сделанную из необычного «чудесного материала».

Есть в «Золушке» Перро и еще одна тайна – появление волшебницы, помогающей Золушке. Дело в том, что в народных сказках действие начинается с того, что умирает мать Золушки. А отец вскоре женится на другой. И тогда бедная Золушка просит умершую мать помочь ей. В разных вариантах это происходит по-разному. Иногда, как у братьев Гримм или в испанских сказках, на дереве, растущем на могиле матери, вырастают платья невиданной красоты. Иногда от матери появляются посланцы (птицы, белочки, добрые духи и пр.), приносящие Золушке дары (например, три орешка, три цветка или листика, в которых скрыты наряды для предстоящего королевского бала).

Перро образ умершей матери вообще изъял. Он же хотел написать праздничную «бальную» волшебную сказку, а тут вдруг разговоры о болезни и даже смерти?! Но кто-то же должен был помочь бедной Золушке? Так появилась фея-волшебница. Перро сделал ее крестной матерью Золушки, ведь в его времена во Франции было принято брать в крестные отцы и матери покровителей, высших по происхождению и положению. Слуги старались заполучить господ в крестные для своих детей, подчиненные звали на крестины начальника. Что ж, без протекции «родного человечка» плохо жить хоть в волшебном, хоть в реальном мире. Ведь волшебный мир – лишь отражение мира реального.

Внимание! Викторина

А кто сумеет объяснить, почему фея создала карету именно из тыквы?

Кто ответит правильно, тот вполне может рассчитывать на то, что жизнь будет полна балов и прочих развлечений.

Ну как – есть предположения? Неужели нет? Тогда порассуждаем вместе.

Во-первых, вспомним, что тыква в Европе изначально не росла. Ее завезли в Европу испанские конкистадоры, вернувшиеся из Америки. И случилось это только в XVI веке. Значит, ко времени написания сказок Перро, в XVII веке, тыква еще не была повсеместно распространена и представлялась народу некоей заморской, таинственной гостьей, то есть загадочным овощем. То есть фея-крестная использовала волшебные свойства тыквы.

Во-вторых, тыква располагалась на грядках весьма вольготно. За это крестьяне и прозвали ее уважительно – Госпожа-Матушка Тыква. К тому же тыква была самым большим овощем. А разве не такой нужен для кареты?

Вот поглядите – в ХХ веке американец Крис Стивенс вырастил тыкву-великаншу весом 821 килограмм и 5 метров в обхвате. Если достать оттуда сочную золотую мякоть да приделать колеса – получится самая настоящая карета, в которой хоть на бал отправляйся, хоть в путешествие!

В-третьих, золотистая тыква, словно развалившийся на грядке вельможа, напоминала вышитую золотом одежду аристократов. Но не только! Кареты той поры тоже обивали золотом. Вот и из золотистой тыквы явно выходила дорогая карета.

В-четвертых, тыква очень прочна. Недаром же, вычерпав ее сочную внутреннюю часть, из кожуры (корки) делают весьма прочные сосуды, подходящие для разных хозяйственных целей. Ну а разве волшебная карета не должна быть прочной?

Ну а в-пятых (это вообще особый случай), тыква помогает от укачивания. Вспомним, Золушка не привычна ездить в каретах, ими пользовалась только знать. К тому же кареты того времени сильно трясли. Так что мужчины вообще предпочитали передвигаться верхом на лошадях, оставляя кареты дамам, которые готовы были претерпевать любые трудности, лишь бы не испортить платье и прическу.

А знаете ли вы, что…

В сказке Перро у принца есть имя собственное – Мирлифлор. Сказочник образовал его из двух французских слов mirer – «стремиться», «домогаться» и fleur – «цветок».

Это имя стало нарицательным. Во времена короля Людовика XIV «мирлифлорами» стали называть особо элегантных молодых людей из высшей знати.

И еще одна «тайна», а вернее, примечательность сказки Перро. Эта сказка не просто литературная, но отражающая черты того придворного мира, в котором жил сказочник.

В абсолютно волшебную сказку Перро вводит реальные современные детали, описывает подробности пышных балов и царившие на них нравы. И все это с юмором и галантностью, свойственной эпохе «короля-солнце». Волшебная сказка становится отзвуком прекрасно известных Перро дворцовых празднеств, с их шумом, блеском и вечными пересудами. Потому-то сказки Перро и принято считать первыми в мире литературными, авторскими сказками. Конечно, Перро использовал сюжеты народных сказок, но он не просто обрабатывал их в пересказах, как делали, например, наш блистательный фольклорист А.Н. Афанасьев или не менее блистательные немецкие собиратели фольклора братья Гримм, – нет! На основе народного сюжета Шарль Перро писал собственную авторскую сказку. Да мы словно слышим голос самого автора, обожавшего читать свои сказки в литературных салонах!

«Воцарилось глубокое молчание, прекратились танцы и замолчали скрипки, – такое внимание привлекла к себе невиданная красота незнакомки. Слышен был только смутный гул восклицаний: «Ах, как прекрасна!» Все дамы пристально рассматривали ее головной убор и ее платье, чтобы завтра же обзавестись подобными нарядами. Если только окажется прекрасная материя и найдутся столь искусные мастера».

То есть это сказка аристократическая. Отсюда и мораль. Это в народных сказках героиня получила принца и счастье потому, что была трудолюбива, усердна и добра к людям. А в аристократической сказке Перро залогом успеха Золушки на балу, а потом и в сердце принца стали аристократические ценности своего времени – хорошие манеры, умение безупречно вести себя в обществе. Героиня явилась на бал в прекрасных нарядах (хороший вкус), прелестно танцевала с принцем (изящество в танцах) и даже своих сестер угостила лимонами и апельсинами, которые дал ей принц (кстати, лакомствами по тем временам самыми дорогими).

Вот какова мораль сказки Перро:

Бесспорно, красота для женщин сущий клад;

Все неустанно хвалят вид пригожий,

Но вещь бесценная – да нет, еще дороже! -

Изящество, сказать иначе – лад.

<…> Красотки, есть дары нарядов всех ценнее;

Но покорять сердца возможно лишь одним -

Изяществом, любезным даром феи:

Ни шагу без него, но хоть на царство с ним.

Сказать честно, дипломат Перро уж слишком «дипломатическим флером» прикрыл здесь свою мораль. Под понятием «изящество» он подразумевает скорее внутреннюю гармонию (лад) человека, его естественность, наконец, человечность поведения и доброту нрава.

Но вот примечательно – народную мудрость о том, что даже самая неказистая, но умная, добрая и трудолюбивая девушка может привлечь внимание принца, доказала сама, история. И это не выдумка, не миф, а реальный факт из биографии сына-наследника короля Людовика XIV – дофина Луи.

Эту реальную историю вы можете прочесть в Приложении к книге. А пока мы не станем прерывать разговор о сказке. Но…

Внимание всем дурнушкам!

Внимание всем толстушкам!

Прочтите и запомните – так БЫВАЕТ!

Знал ли Шарль Перро эту историю? Конечно! Ведь он был не только известным поэтом, критиком, членом Французской академии, но и опытнейшим царедворцем, дипломатом, которому Людовик XIV поручал самые деликатные и заковыристые дела.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Король жизни Мысль и Слово - средства Искусства. Порок и Добродетель - материал для его творчества. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций - ему дозволено изображать все. В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Из

Из книги автора

Вода жизни О! Горячая вода - ты вода живая. Когда-то наша планета была молодой планетой огня, потом землю остудила вода и жизнь, потом под зеленым покровом леса у холодных рек появились люди, но где-то в глубине, куда достигают лишь самые глубокие потоки, от тепла

Из книги автора

Искусство жизни Искусство и действительность - два противоположных полюса, границы пространства человеческой деятельности.В пределах этого пространства и развертывается все разнообразие поступков человека. Хотя объективно искусство всегда тем или иным способом

Из книги автора

28. О неправедной жизни А кто живет не по-божески, не по-христиански, страха божия не имеет и отческого предания не хранит, и о церкви божьей не радеет, и святого Писания не требует, и отца духовного не слушает, совету добрых людей и наставлениям не вникает по-божески, чинит

Из книги автора

Длина жизни Пророк Сулейман прожил двенадцать сотен лет. Когда он умер, ангелы его спросили:- Как тебе показалось: долго или мало ты жил на свете? Пророк Сулейман ответил:- Сколько нужно времени, чтобы войти в одну дверь дома, а выйти в другую. Вот столько времени и

Из книги автора

Принцип построения образовательных курсов Школы Жизни. Урок в Школе Жизни Понятия Содержание образования, Образовательный план, Образовательный курс употребляются взамен понятий Содержание обучения, Учебный план, Учебная дисциплина. Этим подчёркивается важность сути

Из книги автора

Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни Понятия Учитель и Ученик вмещают в себе высочайший духовный смысл, исходящий из того же источника, что и смысл базисных для нас понятий: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и Ученик являются как

Сказка о Золушке (в разных вариантах) циркулировала по миру с первого века до нашей эры, во всех этих историях молодая девушка была обижена мачехой и сводными сестрами, и только любовь принца (или другого знатного лица) спасала ее от ужасной жизни. Хотя есть сотни версий Золушки, факт неоспорим: нам ближе всего рассказанная в конце XVII века французом Шарлем Перро. В XIX веке родился более мрачный вариант сказки – от немцев братьев Гримм. Сказка становилась источником вдохновения для композиторов, хореографов, мультипликаторов и кинематографистов. Наибольшую популярность завоевали две диснеевские «Золушки»: рисованный полнометражный мультфильм, снятый в 1950-х, и кино 2015-го года с Лили Джеймс. Они следуют истории Перро, потому что сказка Гримм слишком мрачна. Почему? Этот и другие интересные факты о Золушке вы узнаете из нашей подборки.

Золушка: факты о всеми любимой героине, малоизвестные и порой шокирующие

Она стала именем нарицательным

Почему героиня получила такое имя? Наверное, этот факт о Золушке знают даже маленькие дети – из-за золы. Ведь слуги мылись очень редко, а жили в холодных помещениях, где жались к печуркам, чтобы согреться. Поэтому они были чумазыми. А еще – они чистили хозяйские камины, и их одежда была припорошена пеплом. Но сегодня слово «Золушка» уже стало нарицательным – так называют тех, кто вышел из «низов», но добился успеха.

Эффект Золушки

Многие удивляются – почему мачеха относится к Золушке так плохо, ведь она добра и трудолюбива? В современной психологии есть термин, который специалисты называют «эффектом Золушки». Согласно этой теории, приемные родители часто более строги к детям, чем их биологические папы и мамы. Некоторые считают, что это происходит из-за отсутствия биологической связи, которая возникает между родителями и маленькими детьми, другие объясняют феномен банальной ревностью: людям кажется, что неродные отпрыски могут как-то «потеснить» их собственных детей.

Куда смотрел отец?

В диснеевской версии сказки и мать, и отец Золушки умерли, оставив ее под присмотром жестокой мачехи. Но в сказках и Перро, и Гримм, отец жив-здоров. Почему он не вступается за дочку? По мнению Перро, отец просто слишком мягок и не может сопротивляться диктату новой жены. Братья Гримм вообще заявляли, что Золушка – ребенок первой супруги героя, то есть опять-таки, она ему приемная дочь.

Факт о диснеевской Золушке Илен Вудс

А вот факт не о Золушке, а об ее голосе – первой актрисе, которая озвучивала сиротку в мультфильме Диснея. Широко известна история, как подруги Илен Вудс послали Диснею ее демо-записи. Сама она об этом ничего не знала. Но именно ее голос поразил Уолта Диснея, и он выбрал Илен из трехсот с лишним претенденток. Увы, жизнь «Золушки»-Вудс не была особенно радужной, и в конце концов она потеряла память из-за болезни Альцгеймера. Правда, медсестры вспоминали, что песня Золушки, которую когда-то пела Илен (о том, что мечта – это желание вашего сердца) всегда успокаивала старушку.

Сиротка была убийцей?

Мы все привыкли видеть героиню невинной милой девушкой, но как вам такой шокирующий факт о Золушке: в некоторых версиях сказки она убивает свою мачеху. В одном случае гувернантка провоцирует сироту, и та ломает шею «мамочки», захлопнув над ней крышку тяжелого сундука. В тибетской сказке, напоминающей «Золушку», девушка тоже является убийцей, а потом она сжигает труп мачехи.

На «Золушке» могла закончиться диснеевская анимация

Уолт Дисней сильно рисковал, когда взялся за реализацию проекта «Золушка» в 1948-м году. Ведь даже «Белоснежка и семь гномов» (1937 год) заставил студию влезть в 4-миллионный долг. «Золушка» стоила 3 млн. долларов, если бы она провалилась в прокате, студия бы закрылась (что означало конец диснеевской анимации). К счастью, «Золушка» стала хитом, на полученную прибыль Уолт смог запустить телевизионное производство, основать дистрибьюторскую компанию и начать строительство первого «Диснейленда».

Мрачная версия от братьев Гримм

Теперь поговорим о мрачности версии братьев Гримм, вот вам факты. Золушка лишилась матери в самом начале истории – ее унесла эпидемия чумы. Безутешная девушка втыкает ореховый прутик на могиле матери, поливает его своими слезами на протяжении многих лет, тот вырастает в большое дерево. Этому исполину Золушка молится по три раза в день. Однажды прилетает белая птица и бросает все, что нужно Золушке (серебряное и золотое платье и красивые туфли) на ветви дерева. Так что тут обошлись без всяких фей-крестных.

Но это еще не все. Другой факт о Золушке – мачеха пыталась выдать свою дочку за принца, а для этого отрезала одной дочурке пятки, другой – пальцы (чтобы те втиснули огромные ступни в хрустальный башмачок). Правда, это не помогло, птички нашептали принцу: «Посмотри на окровавленные ноги!». Мало того, разозлившиеся пернатые налетели на сестер и выклевали им глаза – отомстили за падчерицу!

Хрустальную туфельку никто даже не надевал!

Вот еще один интересный факт о Золушке – на этот раз, о фэнтези 2015-го года. В ней никто не носил хрустальную туфельку! Как же так – скажете вы – ведь мы все видели невероятно красивые туфельки, созданные компанией Сваровски. Специалисты этой фирмы даже разработали специализированное оборудование, чтобы сотворить сверкающее чудо (было изготовлено восемь копий сказочной обуви). Оказывается, эти туфли не подходили , и использовались в качестве реквизита. А на ноги актрисы туфельки добавили на более позднем этапе – с помощью CGI-технологии.

Цена красоты: Лили Джеймс и ее наряд

Что же касается тонюсенькой талии этой киношной Золушки, тут велись споры: многие думали – фигура Лили тоже подверглась компьютерной обработке. Но нет: Джеймс на самом деле была очень худенькой (ее талия доходила до 43 см), при этом она носила утягивающий корсет, даже во время сложных танцевальных сцен. Прибавьте еще тяжелую пышную юбку платья и поймете: вот она – цена красоты, актрисе приходилось очень туго!

Знакомый с детства заманчивый сюжет про падчерицу, которую вся женская половина семьи заставляет работать с утра до ночи, а некогда любящий отец тихо отмалчивается, боясь гнева супруги, продолжает кочевать по просторам литературы, театра и кино. За терпение и усердие Золушку и ее современных клонов непременно ждет награда: однажды появится Прекрасный принц, и ее жизнь изменится навсегда, в чем поможет добрая Фея. И далее, как и положено, они будут жить долго и счастливо.

Но это не так, считает Люция Сулейманова, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка». Сказка столетиями вводила всех девушек мира в заблуждение, что роль Золушки - самая выгодная. И миллионы из них пытались повторить ее судьбу. Все это время Мачеха и ее дочери были незаслуженно отнесены в черный список злых героинь. А Фее была отведена роль исполнительницы чужих желаний и не более того. Да и Принц вовсе не тот избранник, за которым стоит бежать, роняя хрустальные туфли.

Сюжет сказки и роли каждой из ее героинь не так прямолинейны и однозначны. И принц не так прекрасен, как кажется на первый взгляд. «Я, как и многие советские девочки, тоже когда-то верила, что быть Золушкой хорошо. Это убеждение поддерживалось культурой. Только так, набравшись терпения, можно получить приз: любовь, руку и сердце Принца», - говорит психолог. Но почему тогда многие из нас ведут себя как Золушки, но приза и королевского дворца все нет и нет. Обманчив и финал, согласно которому с последней страницы начинается счастливая, долгая и безоблачная жизнь молодоженов.

Почему психолог выбрала эту сказку, ведь есть множество других историй, которые любимы во всем мире и на героинь которых равняются миллионы девочек, девушек и женщин?

«Я много работаю на Западе, эту книгу мне вообще заказали итальянцы, пишу ее на русском, а переводим на французский и английский, - рассказывает автор. - Мы остановились на «Золушке», потому что в ней, как ни в какой другой популярной сказке, собраны все архетипы, которые мы встречаем в жизни и в которых узнаем себя и других. В ней разыграна та стадия, когда люди начинают отношения, и нам интересно, как они могут развиваться дальше».

Сказку пора перечитывать взрослыми глазами опытных людей, отменив стереотипы и привычные трактовки, считает она.

Заблуждение 1: эта сказка об удаче и вечной любви

На самом деле сказка об отношениях на определенном этапе и о браке со всеми его реалиями.

«Со временем я осознала, что мы неверно понимаем сказку о Золушке, а точнее, неэффективно используем ее подсказки, - объясняет Люция Сулейманова. - Что мы думали об этой истории в детстве и продолжаем думать во взрослой жизни? Что там реализуется мечта простой девочки стать принцессой. Ах, вздыхали мы, Золушка такая удачливая! Если быть такой же, тебя все будут любить, а потом стоит только потерпеть и подождать, и в конце непременно будет приз в виде свадьбы с Принцем».

В какой-то степени сказка рассказывает об успехе, ведь каждый герой реализует свою стратегию получения желаемого результата. Но в большей степени в ней показаны женско-мужские отношения на определенной стадии. У семьи Мачехи и Лесничего есть желание выдать кого-то из дочек замуж. И романтические отношения - а именно они показаны в сказке - лишь часть брака, причем малая.

Принц - выросший без матери мальчик со всеми вытекающими

«Жизнь поменялась, и отношение к Золушке как хорошему безропотному исполнителю, который в конце получает большую конфету, перестает быть актуальным. Нам только кажется, что сюжет этой сказки вечен именно в своей неизменности. Нет, времена изменились. Архаичному, в старинном духе описанному типажу Золушки, играющему на базовых потребностях мужчины, в современном мире не выжить. Спасать свою женщину и принимать на себя полную ответственность за ее судьбу современные мужчины уже не хотят. И они не готовы, как в прежние времена, поймав свою «добычу» - красавицу в хрустальной туфельке, - остаться с ней навсегда. Теперь мужчина предпочтет, чтобы женщина, ведущая себя как Золушка, все же могла за себя постоять».

Заблуждение 2: принц - это будущий амбициозный Король, только еще не выросший

На самом деле Принц имеет амбиции, но боится проявлять их во дворце и во власти.

Наш Принц - выросший без матери мальчик со всеми вытекающими: не получивший материнского тепла и ресурса и не сепарировавшийся от нее. Его интересуют прогулки по полям и лесам - это безопасная сфера, где его амбиции могут проявляться, не боясь конкуренции с сильным отцом. От него ждут амбиций, но при всем его наращенном эго он не амбициозен в привычном понимании (корона, жажда власти, многочисленные подданные) - ему не нужно расширять и укреплять государство, подыскивая выгодную партию среди именитых принцесс. Он заложник своего статуса. К тому же он так устал от постоянной охоты на него разных потенциальных невест, что, завидев красивую девушку, не преследующую его, обратил на нее внимание.

Он хотел быть свободным при минимуме ответственности. От него все, начиная с отца и заканчивая подданными, чего-то ждут и требуют. Золушка же ничего не требовала, принимала его таким, каков он есть. И он нисколько не обманывал ее, рассказывая о радужных перспективах их будущего. Просто он как истинный романтик верил в собственную сказку.

Заблуждение 3: Золушка - удачливая яркая девушка

На самом деле Золушка - безынициативная скучная исполнительница, которой через два года Принц изменит. «Истинная Золушка часто формируется в семье, где она - старшая сестра, нянька для младших детей или девочка, рано потерявшая мать и принявшая на себя функции хозяйки, или нелюбимая падчерица, или ребенок эмоционально холодных родителей, изо всех сил старающийся заслужить их одобрение».

Взрослой Золушке по уровню энергетики 6-7 лет. Она хорошая девочка, которая выполняет чужие желания, чтобы угождать и нравиться, в первую очередь отцу. «Иногда они становятся хорошими секретаршами, нередко пожизненно. Часто это молодые жены из категории «принеси-подай», которые красиво сопровождают статусного мужа. Некоторые пребывают в этой роли всю жизнь, удивляясь, почему им каждый раз попадаются не те принцы».

По сути, Золушка так и осталась не выросшим инфантильным ребенком, привычно исполняющим чужие указания и совершенно лишенным собственного опыта. Но какое-то внутреннее чутье подсказало ей единственную верную стратегию: спасаясь бегством, чтобы успеть сохранить временную, не свою маску до последнего удара часов, она пробуждает в Принце инстинкт охотника.

Принц стал бы все чаще посматривать на фрейлин

«Это самая разумная стратегия для нее, и она срабатывает, - считает автор книги. - После свадьбы поначалу они наслаждались друг другом. Она смотрела на него с восхищением. Но время шло, и Принц с некоторой неловкостью стал ощущать скуку все сильнее и сильнее. Милые привычки, словечки и оплошности простушки Золушки уже не забавляли, а раздражали. Ее робость и жалкая улыбка смущали. Она ведет себя как щенок, готовый руки лизать и вилять хвостом! Она такая пассивная, совсем ничего не может без указаний и руководства. А секс… Какой же скучный был с ней секс - поначалу привлекающий своей робостью, но позднее предсказуемый и правильно-безынициативный. И Принц стал все чаще посматривать на фрейлин, которые образованнее и ярче его жены».

Заблуждение 4: роль Золушки принимается раз и навсегда

На самом деле мы в течение жизни примеряем все женские роли из сказки. Реальные отношения в жизни бывают ориентированы на связь (ее называют по-разному: любовь, нежность, близость) и статус. «Если женщине важен статус, то она закроет глаза на отсутствие нежности и теплоты от партнера. И мы видим, что часть героев ориентированы на связь, а часть - на статус. Там, где статус, - всегда амбиции, например, у Мачехи и ее дочек.

Но если рассмотреть сюжет и поведение героев в разрезе отношений, то выясняется: каждый образ - это не отдельный автономный персонаж. Это мы сами, но в конкретных ситуациях и на конкретных этапах жизни и отношений. В разные моменты нужны разные амплуа. Иногда они используются неуместно, и тогда можно услышать: «Ты ведешь себя как ребенок». Это значит, в этот момент в вас не вовремя проснулась Золушка.

Заблуждение 5: хочу быть только Золушкой

Нужно понять, кто вы на сегодняшний момент и насколько ваша текущая роль эффективна - может, пора ее поменять?

«Если застрять в определенной роли, то отношения, а мы помним, что эта сказка именно о них, не будут развиваться и с высокой вероятностью завершатся, оставив после себя разочарование и горечь. Стоит проверить, какую роль на данном этапе вы играете. Что она вам дает, какие ограничения накладывает? Не задержались ли вы в ней? Это не значит, что от роли Золушки нужно однажды и навсегда избавиться, как от ненужного, отслужившего свое балласта. Нет, очень важно сохранить в себе Золушку как магическую составляющую внутреннего ребенка, историю магического мышления, действенную веру в чудо, силу желания и системность».

Золушка - это девочка 6-7 лет, всеми силами оправдывающая ожидания семьи, поэтому она исполнительна. Мачехина дочка - пубертат, когда море по колено и сам Господь Бог не конкурент. Там много самоуверенности и гормонов, иногда отключающих мозг. Порой, желая достичь какой-то цели: карьеры, штампа в паспорте с желанным принцем, мы разучиваем именно эту роль.

Меган Маркл если и была Золушкой, то только до того момента, как вошла во дворец

Мачеха - это «антикризисный менеджер», который для стратегической задачи семейной системы принимает непопулярные решения. Часто, когда в семье нет денег, муж залежался на диване или дети перестали понимать, чего хотят, в женщине «включается» Мачеха.

Фея - женщина, исполняющая чужие желания, потому что не может иначе. Она прирожденный спасатель или Бэтмен в юбке. «Часто женщины совершают ошибку, становясь феями сразу после свадьбы. Ко мне нередко приходят дамы зрелого возраста после развода, которые долгие годы давали ресурс мужу, отцу их детей, поднимали его, полагая, что детям нужен стабильный и успешный отец». Сейчас, когда дети выросли, разлетелись, их мужчина решает начать все с чистого листа с другой женщиной - Золушкой или Мачехиной дочкой. Многие думают, что известные женщины - Наталья Водянова, леди Диана, молодая жена принца Гарри Меган Маркл - и есть современные Золушки. Но они если и были таковыми, то ровно до того момента, как вошли во Дворец. А дальше они сбросили хрустальные башмачки и сменили роль на ту, которая помогла им закрепиться на новой высоте. Чего, увы, сказочная героиня не сделала».

Об эксперте

Клинический психолог, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, эксперт федеральных телеканалов по вопросам отношений в семье и бизнесе, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка». Ее сайт .


«Выпрями спину, ты же будущая принцесса», - говорит женщина за соседним столом в ресторане. Она обращается к дочке лет пяти, которая действительно выравнивает спинку, умильно поджимает губу и осторожно подносит вилку к макаронам. Каких-то династических признаков у ребенка я при этом не вижу, но мама знает лучше. «Фу, как ты растрепалась! Такую принц никогда не полюбит», - раздается на детской площадке питерского двора. Это мама хочет расчесать шестилетнюю Любочку, которая играет со своими подружками в догонялки. Принц в планы девочки в этот момент точно не входит.

Принц и принцесса - персоны для современного человека мифические. Нет, конечно, в Европе сохранились династии, но давайте будем честны: эти ребята давно уже не походят на персонажей, которых хочется ставить в пример детям, они обычные люди с земными проблемами. Поэтому мне кажется, когда мама говорит что-то подобное, она вкладывает в эти слова образ героя, взятого из детской литературы, понятный ее чаду. И я, как человек, пишущий сказки и с удовольствием читающий чужие, предлагаю подумать о том, что мы несем своим дочерям, желая вырастить из них принцесс, ожидающих принцев? Давайте возьмем за основу, например, всем известную «Золушку».

Это не только узнаваемая, но и древняя сказка: встречалась она на египетских папирусах, существует ее итальянский пересказ начала XVII века, французский вариант Шарля Пьеро и, конечно, кровожадная и потому наиболее приближенная к жизни версия Братьев Гримм. Но важно то, что сюжет, согласно которому бедная девушка чудом оказывается на балу, где в нее влюбляется принц, выходит за него замуж, и уже это само по себе является счастливым концом, сегодня вызывает сомнения.

Эта история, как и любая другая, идущая из народа и лишь записанная сказочниками, придумана простыми людьми далеко не в XXI веке. Передавалась она из уст в уста в крестьянских домах в бедных кварталах городов сотни лет назад. В те времена единственным шансом женщины повысить свой социальный статус было выйти замуж за человека выше по положению. Наверное, тогда «выйти замуж за принца» действительно было счастливым «концом» не только для самой девушки, но и для всей ее семьи. Хотя и тут мне хочется усомниться, потому что слишком уж много возникает вопросов. А как себя чувствовала Золушка, когда она оказалась на приеме в честь датского посла и выяснилось, что все говорят на иностранных языках, а она нет? А им было, о чем поговорить с принцем, увлеченного древнегреческой философией? А каково было самой Золушке чувствовать себя бедной родственницей? А ее папа был желанным гостем во дворце?


Сценарий «выйти замуж за принца» уже давно не является идеалом женского счастья, да и «жениться на принцессе» - спорный вариант для современного мужчины. Счастливым в нашем бурное свободолюбивое время можно назвать союз максимально равных и созвучных между собой людей. Конечно, стопроцентных совпадений не бывает, но глупо отрицать тот факт, что чем больше общего у пары, в том числе в социальном статусе, тем меньше коэффициент сопротивления и тем лучше состыкуются шестеренки сложного механизма под названием «семья». Так почему до сих пор звучат все эти «принцессы» и «принцы» в педагогических речах родителей абсолютно не королевского происхождения?

Приходишь потом в ресторан «Ginza», а там все столы золушками забиты, только принцев нет, а если есть, то лысеющие и с барсетками. Девушек хозяева дорогих ресторанов называют не «принцессами», а «чайками», потому что те только заказывают чай и часами ждут. Мне не жалко рестораторов, столов, принцесс с лысеющими принцами, пусть сидят, но я бы не желала такой судьбы своим дочерям.


Справедливости ради, замечу, что историй с подобным сюжетом, идущих из прошлых веков, много: «Рапунцель», «Белоснежка и розочка», немецкий и шведский фольклор, наш русский Иван-дурак тоже в конце каждой сказки не прочь на царевне жениться. А в «Золушке», кроме выделенной мной сюжетной линии, можно найти много полезного для современной девочки: не встречать по одежке, судить о человеке по его поступкам, не держать зла и уметь прощать. Это лишь маленькая часть того, на что можно обратить внимание ребенка в этой красивой древней истории. Ну а выйти замуж за принца - если только очень захочется.

Выбор редакции
Диагностика и оценка состояния нижнего отдела спиныБоль в пояснице слева, нижней части спины с левой стороны возникает из-за раздражения...

Малое предприятие "Пропал без вести" Не так давно автору этих строк довелось услышать от знакомой дивеевчанки Оксаны Сучковой такую...

Наступил сезон созревания тыквы. Раньше у меня каждый год возникал вопрос, что же можно ? Рисовая каша с тыквой? Оладушки или пирог?...

Большая полуось а = 6 378 245 м.Малая полуось b = 6 356 863,019 м.Радиус шара одинакового объема с эллипсоидом Красовского R = 6 371 110...
Всем известно, что пальцы, как и волосы, — это наши «антенны», которые связывают нас с энергией космоса. Поэтому по повреждениям на...
Понять, что делать, если потерялся крестик, поможет знание предназначения православного символа, ведь в этой религии священники...
Изготовление меда пчелами – общеизвестный факт. А вот о других продуктах, возникающих в результате деятельности этих насекомых, знает уже...
Фильм о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре — четвертом уделе Пресвятой Богородицы. Содержит документальную хронику...
Обычно пиццу готовят с твердым сыром, но недавно я попробовал заменить его сулугуни. Должен признаться, что в таком варианте пицца стала...