Кругом люди с помощью каких средств. Портрет героя как средство художественной характеристики


Исходный текст:

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали все же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и еще носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли ее два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрены одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрена Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! еще столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуель в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

Да, это было так. Уже закруживалось пугающее дыхание зимы - и щемило сердца. Стояли вокруг леса, а топки взять было негде.

(А.И.Солженицын)

Сочинение

В центре внимания автора находится судьба простой одинокой деревенской женщины – Матрёны Васильевны. Много было бед в её нелёгкой жизни – похоронила мужа, шестерых детей, всю жизнь работала не за деньги, а за палочки, но, несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрёна не утратила способность откликаться на чужую беду, жить по совести. И потому героиня видится и нам, читателям, и автору настоящей русской праведницей. А.И. Солженицыну удаётся создать этот образ при помощи различных художественных средств.

Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души её исходит внутренний свет. Автору удаётся это передать с помощью эпитетов «просветлённая», «добрая». Складывается впечатление, что Матрёна – святой человек, живущий исключительно по законам нравственности. «Просветлённая» возвращается героиня в избу. Стареет она, сожалеет о своей былой силе.

Изба была крепкая, добротно выстроенная. Да вот время и здесь берёт своё. Щепа летит, щели сквозят. Не укрыться больше Матрёне в избе своей. «Дыхание зимы» (автор использует олицетворение) кружится вокруг дома да «дуель в окна». И «щемило сердца» от страха перед неизбежностью не зимнего холода, а холода человеческой души.

Важным средством создания образа Матрёны является также речевая характеристика. Автор насыщает реплики героини диалектными словами (например, «летось»), просторечиями («теперича», «сколища»). В целом эти лексические средства придают речи Матрёны образность, поэтичность, выразительность. Слова «дуель», «картовь», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о её близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрёна – настоящая труженица. Вся её жизнь наполнена действиями, событиями. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. Авторская характеристика Матрёны изобилует глаголами со значением движения («шла», «копала», «добывала»). Писатель дважды употребляет существительное «хлопоты», в котором заключается суть Матрёны, подчёркивается её любовь к работе, деятельности.

Рассказывая о том, как героиня «добивается» пенсии, автор использует в повествовании приём синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвёртый день иди потому…» Так писатель ещё раз подчёркивает упорство, настойчивость героини в достижении своей «праведной» цели. Особенности речи Матрёны также передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приёмы помогают автору показать эмоциональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрёна напоминает некрасовских героинь. Даже имя совпадает: вспомним Матрёну Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на неё своей крестьянской душой, но в ней нет «величавости русской славянки», как у Матрёны Некрасова.

Перед нами – честная, справедливая, но нелепая, бедная, даже убогая женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без которой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки удаётся создать писателю с помощью различных художественных средств.

Бригаденко Юлия, 11 Г класс 2006 г.

1. Портрет - изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. В литературе существует два вида портрета - развернутый и разорванный. Первый -обстоятельное описание внешности героя (Гоголь. Тургенев, Гончаров и др.), второй - по ходу развития характера выделяются характерные детали портрета (Л. Толстой и др.). Л. Толстой категорически возражал против детального описания, считая его статичным и незапоминаюшимся. Между тем творческая практика подтверждает эффективность и такой формы портретирования. Иногда представление о внешнем облике героя создается без портретных зарисовок, а с помощью глубокого раскрытия внутреннего мира героя, когда читатель как бы дорисовывает его сам. "Гак, в романс Пушкина «Евгений Онегин» ничего не говорится о цвете глаз или полос Онегина и Татьяны, но читатель представляет их как живых.

2. Поступки . Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что он делает, в поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь событий, в которых раскрываются характеры героев. О человеке судят не по тому, что он говорит о себе, а по его поведению.

3. Индивидуализация речи . Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя. В древности бытовал такой афоризм: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Речь дает представление о социальном статусе героя, о его характере, образованности, профессии, темпераменте и многом другом. Талант писателя-прозаика определяется умением раскрыть героя через его речь. Искусством индивидуализации речи персонажей отличаются все русские писатели-классики.

4. Биография героя . В художественном произведении жизнь героя изображается, как правило, на протяжении определенною периода. Дня того, чтобы раскрыть истоки тех или иных черт характера, писатель нередко приводи) биографические сведения, относящиеся к его прошлому. Так, в романе И.Гончарова «Обломов» есть глава «Сон Обломова», в которой рассказывается о детстве героя, и читателю становится ясным, почему Илья Ильич вырос ленивым и совершенно неприспособленным к жизни. Важные для понимания характера Чичикова биографические сведения приводит Н. Гоголь в романе «Мертвые души».

5. Авторская характеристика . Автор произведения выступает в качестве всезнающего комментатора. Он комментирует не только события, но и то, что происходит в душевном мире героев. Этим средством не может воспользоваться автор драматического произведения, поскольку его прямое присутствие не соответствует особенностям драматургии (частично выполняют его ремарки).

6. Характеристика героя другими действующими лицами . Это средство широко используется писателями.

7. Мировоззрение героя . У каждого человека есть свой взгляд на мир, свое отношение к жизни и людям, поэтому писатель для полноты характеристики героя освещает его мировоззрение. Характерный пример -Базаров в романе И.Тургенева «Отцы и дети», выражающий свои нигилистические взгляды.

8. Привычки, манеры . У каждого человека есть свои привычки и манеры, которые проливают свет на его личностные качества. Привычка учителя Беликова из рассказа А.Чехова «Человек в футляре» в любую погоду носить зонт и галоши, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», характеризует его как заскорузлого консерватора.

9. Отношение героя к природе . По тому, как человек относится к природе, к «братьям нашим меньшим» животным, можно судить о его характере, о его гуманистической сущности. Для Базарова природа- «не храм, а мастерская, а человек в пей работник». Иное отношение к природе у крестьянина Калиныча («Хорь и Калиныч» И.Тургенева).

10. Вещная характеристика . Пещи, окружающие человека, дают представление о его материальном достатке, профессии, эстетическом вкусе и многом другом. Поэтому писатели широко пользуются этим средством, придавая важное значение так называемым художественным деталям. Так, в гостиной помещика Манилова («Мертвые души» Н.Гоголя), мебель стоит несколько лет нераспакованной, а на столе лежит книга, раскрытая столько же лет на 14-ой странице.

11.Средства психологического анализа : сны, письма, дневники, раскрывающие внутренний мир героя. Сон Татьяны, письма Татьяны и Онегина в романе A.С.Пушкина «Евгений Онегин» помогают читателю понять внутреннее состояние героев.

12. Значащая (творящая) фамилия . Нередко для характеристики героев писатели используют фамилии или имена, которые соответствуют сущности их характеров. Большими мастерами создания таких фамилий были в русской литературе Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, А. Чехов. Многие из этих фамилий стали нарицательными: Держиморда, Пришибеев, Дерунов и др.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Наука о литературе и ее составные части

Введение.. наука о литературе и ее составные части.. введение в литературоведение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности предмета литературы
1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном

Особенности художественного образа
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи

Литературные роды и жанры
Следует говорить о различии трёх родов ли­тературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявля

Жанры эпических произведений
Миф(от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира. Легенда

Жанры лирических произведений
Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.

Жанры драматических произведений
Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Об

Жанр и стиль литературного произведения
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в сов­ременной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из д

Литературное произведение
Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художес

Особенности темы
1. Социально-историческаяобусловленность. Писатель не выдумывает темы, а берет их из самой жизни, точнее, сама жизнь подсказывает ему темы. Так, в XIX веке актуальной была тема кре

Особенности идеи
1. Мы сказали, что идея - основная мысль произведения. Такое определение правильно, однако оно нуждается в уточнении. Нужно иметь в виду, что идея в художественном произведении выражается очень сво

Композиция и сюжет
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere -

Художественная речь
Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на д

Особенности художественной речи
1. Образность.Слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобрета

Лексические ресурсы литературного языка
Как было отмечено, основу языка художественной литературы составляет литературный язык. Литературный язык располагает богатыми лексическими ресурсами, позволяющими писателю выразить тончайшие опенк

Особые средства художественной выразительности: тропы, фигуры, фоника
Мы охарактеризовали основные ресурсы литературного и общенародного языка, которые использует писатель в своем творчестве. Однако существуют и особые языковые средства художественной

Метафора
Наиболее распространённый троп, основанный на принципе сходства, реже – контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использу

Разновидности метафоры
Олицетворение-уподобление неодушевленного предмета живому существу. Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии
1) Замена названия произведения именем его автора. Читать Пушкина, изучать Белинского. 2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина

Основные виды фигур
1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю

Ритмичность художественной речи
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах кур­са, важно учитывать общ

Особенности стихотворной речи
1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки те

Системы стихосложения
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят о

Свободный стих
В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической си

Закономерности исторического развития литературы
Тема эта весьма обширна. Но в этом разделе мы ограничимся лишь самым необходимым. Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – эт

XIX-XX вв.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм

Теоретические школы и направления
Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­ват

Русский формализм
В начале XX века русские формалисты заявили, что литературоведы должны сосредоточиться на вопросах литературности литературы: на словесных стратегиях, которые делают произведение литературным, на и

Новая критика
Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые кри

Феноменология
Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредо

Структурализм
Литературоведение, ориентированное на читателя, в чём-то сродни структурализму, который также сосредоточен на вопросах создания смысла. Но структурализм зародился как оппозиция феноменологии

Постструктурализм
Когда структурализм стал направлением или «школой», теоретики структурализма от него дистанцировались. Стало ясно, что работы мнимых структуралистов не соответствуют идее структурализма как попытки

Деконструктивизм
Термин «постструктурализм» применяется в отношении широкого круга теоретических дискурсов, содержащих критику понятий объек­тивного знания и субъекта, способного к самопознанию. Таким обра­зом, сов

Феминистская теория
Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление пр

Психоанализ
Теория психоанализа повлияла на литературоведение и как на способ интерпретации, и как на теорию языка, идентичности и субъекта. С одной стороны, психоанализ, наряду с марксизмом, стал наиболее вли

Марксизм
В отличие от Соединенных Штатов, в Великобританию постструктура­лизм проник не в работах Деррида, а затем – Лакана и Фуко, а при посредстве марксистского теоретика Луи Альтюссера. Воспринятый в кон

Новый историзм / культурный материализм
В Великобритании и Соединённых Штатах 1980–1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный мат

Постколониальная теория
Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­дённых европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Пос

Теория меньшинств
Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединённых Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и

Теория инаковости
Подобно деконструктивизму и другим современным теоретическим направлениям, «теория инаковости» (о ней уже шла речь в главе 7) использует понятие маргинального – чего-то, что не соответствует норме

Текстология
Текстология (от лат. textus – ткань, сплетение; гр. logos – слово, понятие) – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публи

Сюжет и композиция
АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­

Язык художественной литературы
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность метафоры. Аллегория фик­сирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осёл – глупость и т.п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.

Основы стиховедения
АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу: Ангел лег у края небосклона, Наклонясь,

Литературный процесс
АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественног

Общие литературоведческие понятия и термины
АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький). АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повеств

Основные исследования по теории литературы
Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978. 3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия

Образ человека входит в общую систему художественных образов литературного произведения. Многие литературные герои кажутся читателю живыми, взятыми из реальной жизни, потому что автор использует для создания образа своего героя художественные средства, рождающие иллюзию реальности.

Средствами создания образа человека являются Эсалнек А.Я. Теория литературы [Текст] Учебное пособие / А.Я. Эсалнек. - М.: Флинта, 2012. - с. 64.:

  • 1) номинации: имя, фамилия, прозвище и т.п. (например, в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» Петю Трофимова Варя называет «облезлым барином»; в комедии Фонвизина «Недоросль» у действующих лиц «говорящие» имена и фамилии - Правдин, Скотинин, Стародум и т.д.);
  • 2) портрет - фрагментарный, «осколочный», детали которого рассыпаны по всему произведению (портрет Наташи Ростовой, княжны Марьи в романе-эпопее «Война и мир»); развернутый, монографический (в поэме «Мертвые души», в романе «Обломов»);
  • 3) речевая характеристика (содержание речи и ее форма: что, о чем говорит герой и как);
  • 4) интерьер (в поэме «Мертвые души» встреча Чичикова с каждым помещиком предваряется подробным описанием обстановки, внутреннего убранства дома, что позволяет автору дать скрытую характеристику самому хозяину; в романе «Евгений Онегин» описание кабинета главного героя дается дважды - и читатель, наблюдая изменения интерьера, видит эволюцию внутреннего мира Евгения);
  • 5) предмет как составная часть образа персонажа (например: халат, тапочки, диван Обломова являются воплощением лени, асоциальности героя, его стремления к покою; серебряная пепельница в форме лаптя на столе эмигрировавшего из России Павла Кирсанова - знак его «близости» к народу - ирония автора; шинель Акакия Башмачкина как смысл его жизни и метафора его личности);
  • 6) пейзаж (картины природы могут быть созвучны душевному состоянию героя или контрастировать с ним, чтобы оттенить глубину его внутренних переживаний: бесконечное небо Аустерлица помогает князю Андрею переосмыслить жизненные цели, вид зеленеющего дуба вызывает у Болконского надежду на счастье);
  • 7) художественная деталь - небольшая предметно-бытовая, психологическая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа или помогающая раскрыть характер, душевное состояние героя (например, в романе Е. Замятина «Мы» психологическое состояние героя, его страдание передано одним штрихом: «Я
  • 8) поступки героя;
  • 9) оценочные высказывания в адрес героя от лица других персонажей (Разумихин о Раскольникове: «Я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд»);
  • 10) авторская оценка - отзывы самого автора о своем герое (например, Автор об Онегине: «добрый мой приятель»);
  • 11) композиция произведения, в том числе такие внесюжетные элементы, как сны, письма, дневниковые записи, вставные эпизоды (например, калмыцкая сказка-притча, поведанная Пугачевым Петру Гриневу; история любви Павла Петровича Кирсанова, рассказанная Аркадием Базарову) и др.;
  • 12) изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры, языковые средства) Эсалнек А.Я. Теория литературы [Текст] Учебное пособие / А.Я. Эсалнек. - М.: Флинта, 2012. - с. 65..

Создавая образ человека, автор отбирает соответствующие своей задаче художественные средства, этот выбор может быть ограничен родом и жанровыми особенностями произведения. Так, в драматургии портрет, пейзаж, интерьер возможны только в авторских ремарках, на первый план выходят речевые характеристики и поступки героя как основные средства создания образа. В лирическом произведении образ человека - лирического героя - создается через лирический монолог, содержащий описание переживаний, душевного состояния субъекта речи, а также его манеру речевого самовыражения.

В образе сочетается общее, типичное для определенной социальной группы, эпохи, национальности, и индивидуальное, свойственное только этому герою. Совокупность индивидуальных свойств героя - это его характер, который может быть показан в развитии (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов).

Если же в образе персонажа дано только обобщение, без индивидуализации, он не может претендовать на жизненность, т.к. он изображает только тип личности, а не полноценный характер. Таковы герои в произведениях классицизма: у них заострена только одна черта. А.С. Пушкин, сравнивая характеры героев Шекспира, замечает: «У Шекспира - Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен. У Мольера - Скупой скуп, и только» Хализеев В.Е. Теория литературы [Текст] Учебник / В.Е. Хализеев. - М.: Академия, 2013. - с. 96..

На основе обобщения социально-исторических, общечеловеческих и психологических черт личности возникают литературные типы, обладающие каким-то устойчивым комплексом качеств (тип лишнего человека, маленький человек, благородный разбойник, тургеневские девушки и т.д.).

Писатели часто уделяют внимание детали при раскрытии образа героя в художественном произведении. Так поступал же и А.И.Гончаров, когда представил читателю Илью Ильича Обломова. Роман «Обломов» пронизан образами-символами, главным из которых стал халат Кесовиди В.А. Словесный портрет как форма художественно-образного представления человека в литературном произведении (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов») [Текст] / В.А. Кесовиди // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - № 1 (114). - с. 50..

Халат Обломова в романе «Обломов» это, по сути, отдельный персонаж. Он живет своей жизнью и проходит свои жизненные этапы. Халат Обломова это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат значит радикально переменить жизнь: «...ибавиться от лишнего жира, сбыть тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором грезил когда-то с другом, пожить без халата, без Тарантьева и Захара...» Автор очень подробно описывает халат Обломова, словно это - живое существо: «...На нем был халат из персидской ткани, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире...» Ермолаева Н.Л. Архетип халата в русской литературе XIX века [Текст] / Н.Л. Ермолаева // Ученые записки Казанского университета. - 2009. - № 3. - с. 48..

Халат Обломова - это его «двойник», то есть проекция самого Обломова. Уютный, домашний халат Обломова отражает уютный и тихий характер героя. Даже беспечность Обломова тоже переходит в складки халата (шлафрока): «...С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока...» Обломов любит свой халат за то, что он мягкий и гибкий, незаметный и ненавязчивый. Сам Обломов очень похож на свой халат. Сам Обломов тоже мягкий, покорный и незаметный: «...Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела...». Обломов носит свой халат не только на теле. Душа и ум Обломова тоже укутаны в «невидимый» халат: «...Идти вперед - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума...». Халат Обломова переживает несколько «жизненных» этапов в романе так же, как и сам Обломов Там же, с. 49.:

  • 1. История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Обломов носит свой халат очень давно. Гости Обломова замечают, что такие халаты давно не носят: «...Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, - стыдил он Обломова... - Это не шлафрок, а халат, - сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата...» Что это значит? Это значит, что Обломов носит свой халат давно. Так же давно он носит в своей душе лень и апатию.
  • 2. Халат Обломова и Ольга Ильинская. Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов видит смысл жизни в Ольге. Благодаря любви к Ольге Обломов оживает и просыпается от спячки. И конечно, в этот период Обломов забывает о своем старом халате: «...Встает он в семь часов, читает, носит куда_то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами...». «...И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима...». «...С халатом он простился давно и велел его спрятать в шкаф...».
  • 3. Халат Обломова и Агафья Пшеницына. После разрыва с Ольгой Обломов живет в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова: «...Еще я халат ваш достала из чулана, - продолжала она, - его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит...» Жизнь у Агафьи Пшеницыной снова вводит Обломова в привычную лень и апатию. Обломов возвращается к своей старой, ленивой жизни. И халат Обломова так же снова появляется в ходу: «...Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, - сказал Захар...» Агафья Пшеницына не похожа на Ольгу Ильинскую. Она не заставляет Обломова скинуть старый халат. Пшеницына, напротив, чинит и выводит пятна на халате Обломова: «...Скиньте да дайте скорее, я выведу и замою: завтра ничего не будет...».
  • 4. Халат Обломова и последние годы жизни. Обломов так и не расстается со своим халатом до конца жизни. Халат остается спутником Обломова так же, как его лень и апатия: «...- что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! - Привычка, Андрей; жаль расстаться...» Спустя годы хозяйственная Агафья Пшеницына по-прежнему бережет халат (шлафрок) Обломова. Она не предлагает его выбросить. Она с любовью чинит его: «...расстилались эти одеяла и халат Ильи Ильича [...] Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простегивала их...» Халат Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов» - это самый настоящий персонаж, со своей историей и своим характером Ермолаева Н.Л. Архетип халата в русской литературе XIX века [Текст] / Н.Л. Ермолаева // Ученые записки Казанского университета. - 2009. - № 3. - с. 50..

Образ Обломова является величайшим созданием И. А. Гончарова. Однако данный тип героя в целом не новый в русской литературе. Его мы встречаем и в фонвизинском «Лентяй», и в «Женитьбе» Гоголя. Но особенно полно и многогранно он вопротился в образе Обломова в романе Гончарова.

В первой части романа описывается однин обычный день героя, проводимый им, не покидая дивана. Неспешное повествование автора подробно и детально знакомит читателя с обстановкой квартиры главного героя, на хранящей печать запустения и заброшенности. В вещах, которые окружают Обломова, проявляется его характер. Особое внимание автор уделил описанию халата героя, восточного, «без малейшего намека на Европу», широкого, просторного, покорно повторяющего движения его тела. Образ халата возрастает до символа, словно обозначающего вехи духовной эволюции Обломова Кесовиди В.А. Словесный портрет как форма художественно-образного представления человека в литературном произведении (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов») [Текст] / В.А. Кесовиди // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - № 1 (114). - с. 51..

Фамилия у героя говорящая. Обломов - от «обломиться», «ломаться». Илья Ильич сломлен жизнью, подавлен ею, отступил перед лицом накативших проблем и неприятностей. Ему проще забиться в своем доме в угол дивана и лежать до бесконечности.

В связи с этим в романе возникают основные атрибуты лени этого героя: диван, халат и домашние туфли. Особую значимость имеет образ-символ халата. Его корни восходят к стихотворению Языкова «К халату».

Халат - любимое и главное одеяние главного героя гончаровского романа. В нем-то читатель как раз и видит Илью Ильича посреди его кабинета. Халат «восточный, … весьма вместительный, так что наш герой мог дважды завернуться в него», - такова характеристика главной детали, становящейся приметой обломовской лени. Гончаров акцентирует внимание читателей на деталях с целью более глубокого раскрытия образа героя. Для Обломова его халат - символ защищенности от внешнего мира с его бесконечными проблемами Ермолаева Н.Л. Архетип халата в русской литературе XIX века [Текст] / Н.Л. Ермолаева // Ученые записки Казанского университета. - 2009. - № 3. - с. 51..

Андрей Штольц и Ольга Ильинская - самые близкие Обломову люди - на протяжении произведения неоднократно предпринимают попытки вытащить его из халата. И на какое-то мгновение это удается. Читатель помнит, как преображается Обломов под влиянием живого чувства - некой любви к Ольге. Однако и тут лень все же берет свое, и Обломов снова облекает тучное тело в вечный восточный халат.

С приходом любви к Ольге душа героя побуждается к деятельной, активной жизни. Такие Обломов связывает в своих мыслях с тем, что необходимо «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, и с ума». И правда, на некоторое время он пропадает из поля зрения, а затем новая владелица Обломовки Агафья Матвеевна Пшеницына обнаруживает его в чулане и возвращает к жизни Кондратьев А.С. Трагические итоги духовной биографии Обломова: (По роману И. А. Гончарова) [Текст] / А.С. Кондратьев // Гончаров И. А.: Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова, А. В. Лобкарева, И. В. Смирнова; Ред. М. Б. Жданова, Ю. К. Володина, А. Ю. Балакин, А. В. Лобкарева, Е. Б. Клевогина, И. В. Смирнова. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. - с. 60..

Вместе с хозяином халат постепенно старел, истрепывался, ветшал. Но Обломов так и не смог расстаться с приметами удобной спокойной жизни: домашними туфлями, халатом, клеенчатым диваном. В конце романа читатель вновь видит Обломова в любимом халате, правда, в другой обстановке - со вдовой Пшеницыной.

Подобное социальное явление позже было определено литературными критиками как «обломовщина». Имя главного героя теперь нарицательное. Да и обломовский халат стал образом-символом обломовщины. Он генетически сросся со своим хозяином, неотделим от него. Есть в романе момент, когда Обломов еще мог расстаться с халатом - когда влюбился в Ильинскую. Однако испытание любовью требует большого напряжения, для Обломова это оказалось непосильно.

Как известно, халат Обломова в романе «Обломов» это не просто деталь. Халат это любимая одежда Обломова. Халат Обломова также носит название шлафрок (в пер. с немец. «schlafrock» означает «спальный халат»).

1. Портрет - картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-нибудь человека.

2. Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна - от лат. persona - «личность; особа») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет). Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет - это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

3. Особенности:

– Копирование – портрет напоминает оригинал только внешне («буквальное» изображение);

– Образ – для портрета используется лицо реального человека, а его образ создает сам художник (человек в образе древнеримского полководца, царя);

– Хороший портрет не только показывает внешность, но и внутренний мир, должен иметь эмоциональную схожесть с моделью (т. е. при присутствии портрета ощущается присутствие самого человека), для этого художник может отступить от немного от внешней схожести;

– «Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актёром и его ролью. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая»

Автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение; но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании. Благодаря этому «рука» портретиста легко узнается в его работах.

4. Литературный портрет а) Портрет как характеристика героя:

– Внутренний мир. Показывается с помощью диалогов и монологов, внутренних диалогов, поведения, поступков, мыслей, описания снов (внутреннее состояние героя. Напр. Евгений Базаров (И. Тургенев «Отцы и дети»), Илья Обломов (Гончаров «Обломов»))

– Внешность. Используется описание героя, показывая его внешность (художественный портрет).

б) Портрет как деталь художественного произведения:

– Деталь интерьера (украшение помещения);

– «Герой» произведения (имеет важную роль в произведении: «Портрет» Гоголя оказывает сильное влияние на людей, сводит из с ума; «Портрет Дориана Грэя» Уальда влюбляет главного героя в самого себя, является вместилищем его души; в «Фаусте» Тургенева есть говорящий портрет старухи Ельцовой; в «Идиоте» Достоевского фотографический портрет Настасьи Филипповны, обладающий огромной силой воздействия).

5. Выводы о роли портрета в литературе:

– Раскрывает характер героя (портрет ростовщика - Гоголь «Портрет»);

– Изменяет мировоззрение, внутреннее состояние героя (рассказ «Мать» Вересаева).

Роль портрета в литературе

Для того чтобы выяснить роль портрета в произведениях, рассмотрим, что такое портрет и его роль в изобразительном искусстве.

Портрет - картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-нибудь человека. Портрет во всех жанрах изобразительного искусства: живописи, графики, гравюры, скульптуры и т. д. В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».

Портрет может изображать человека буквально, копируя каждую деталь внешности человека, а также художник может создать какой-нибудь образ, например, изобразить модель в образе древнеримского полководца или царя.

Особенностью хорошего портрета является то, что он показывает не только внешность человека, но и внутренний мир, имеет эмоциональную схожесть с моделью (т. е. при присутствии портрета ощущается присутствие самого человека), для этого художник может отступить от немного от внешней схожести.

Еще одна особенность любого портрета – это влияние личности художника на портрет. «Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актёром и его ролью. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит, как если бы она в действительности была живая».

Автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение; но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании. Благодаря этому «рука» портретиста легко узнается в его работах. Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, остроумно обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». Именно поэтому портреты, выполненные с одного и того же человека разными художниками могут совершенно различаться по передаче внутреннего мира. Можно привести в пример портреты Амбруаза Воллара, нарисованные разными художниками в разные периоды развития живописи. Так, например (к аспекту о намеренном искажении внешности модели художником и отказа от определённых деталей), известна история с портретом Амбруаза Воллара кисти Пикассо. Воллару портрет не понравился, и картину продали Щукину в Москву. Тем не менее, несмотря на то, что картина выполнена в кубизме, считается, что Пикассо изобразил Воллара более удачно и проницательно, чем его коллеги, писавшие Воллара реалистично.

С развитием технологии и появлении фотоаппаратов исчезла необходимость в рисованных портретах, но некоторые люди предпочитают портрет обычной фотографии. Так почему они готовы позировать несколько часов художнику, чтобы получить рисованный портрет, если можно сделать фотопортрет за несколько секунд?

Я провела опрос, чтобы выяснить, чем же отличается рисованный портрет от постановочной фотографии. 32% опрошенных людей считает, что портрет является более живым и естественным, чем фотография, через портрет можно передать внутренний мир модели. Фотография же является просто копией человека, не передающая никаких эмоций и чувств, застывшая картинка, «секундный кадр».

30% высказывают точку зрения, что портрет – это видение художника, как он видит модель. 38% опрошенных отдают свое предпочтение фотографии, считая, что фотографический портрет более точен и реалистичен.

Рассмотрим сравнения некоторых выдающихся людей. Юрий Лотман пишет: «Бытовое представление склонно отождествлять функцию портрета и фотографии: предметами обоих является отражение человеческого лица, причем отражение это в основе своей механическое Портрет представляется наиболее „естественным“ и не нуждающимся в теоретическом обосновании жанром живописи. Кажется, что если мы скажем нечто вроде: портрет - живопись, которая выполняла функцию фотографии тогда, когда фотография еще не была изобретена, то мы исчерпаем основные вопросы, невольно возникающие у нас, когда мы начинаем размышлять об этом жанре живописи. Слова о „загадочности“ и „непонятности“ функции портрета в культуре кажутся надуманными. Между тем, не убоявшись возражений этого рода, осмелимся утверждать, что портрет вполне подтверждает общую истину: чем понятней, тем непонятней У фотографии нет прошлого и будущего, она всегда в настоящем времени. Время портрета - динамично, его „настоящее“ всегда полно памяти о предшествующем и предсказанием будущего Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реальности». Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души; а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность.

Перейдем к рассмотрению роли портрета в жизни человека. В древности портреты были связаны с магией: похожее изображение человека являлось заместителем данного человека. В Римской империи портреты императора были обязательным атрибутом судебных процедур, обозначая присутствие собственно правителя на заседании. В домах хранились посмертные маски, снятые с предков, и эти портретные скульптуры обеспечивали покровительство роду. Другие общества также использовали портрет как мемориальное средство (в Древнем Египте, в Японии, в Океании).

Во многих обществах портреты расцениваются, как важный способ обозначить власть и богатство. Во времена Средневековья и Ренессанса портреты дарителей часто включались в произведение искусства, подтверждая патронаж, власть и достоинство донатора, как бы подчеркивая, кто именно заплатил за создание данного витража, алтарного образа или фрески. В предшествующий период - Византия и Тёмные Века - главной чертой портрета являлось не сходство, а идеализированный образ, символ того, кем являлась модель (см. портреты императоров Константина и Феодосия II). В политике портрет главы государства часто используется как символ собственно государства.

Существовали и другие аспекты: «Портреты украшали зальцы помещичьих усадеб, принадлежавших барам, иногда далёким от всякой духовной жизни, но из-за моды или спеси считавшим необходимым иметь у себя „персоны“ свои и своих предков, и не замечавшим при этом комического или даже сатирического эффекта, производимого их напыщенными и корявыми физиономиями.

Рассмотрим портрет в литературе. Без литературного портрета нельзя представить себе ни одно литературное произведение. Во-первых, самая важная роль портрета – это описание героя. Литературный портрет целостно складывается только под конец произведения: это не только описание внешности человека, но и внутренний мир, который раскрывается читателю через диалоги и монологи, внутренние монологи, поведение, поступки, мысли, а также сны героя (например, «Обломов» Гончарова – сон Обломова, «Отцы и дети» Тургенева – сон Базарова, «Преступление и наказание» Достоевского – сны Раскольникова).

Портрет в литературе может быть и деталью интерьера, которая тоже может как-то характеризовать героя, добавлять описание в его литературный портрет.

Также портрет сам может являться «героем» произведения, т. е. иметь важную роль в произведении. Например, «Портрет» Гоголя, где портрет ростовщика оказывает сильное влияние на людей, сводит их с ума; «Портрет Дориана Грэя» Уальда, где портрет влюбляет главного героя в самого себя, является вместилищем его души; в «Фаусте» Тургенева есть говорящий портрет старухи Ельцовой; в «Идиоте» Достоевского фотографический портрет Настасьи Филипповны, обладающий огромной силой воздействия.

Когда автор использует портрет как «героя» произведения, то он показывает какую-нибудь функцию портрета. Во-первых, это отражение внутреннего мира героя, так как хороший портрет, как говорилось ранее, показывает внутренний мир героя. В пример можно привести «Портрет» Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» Уальда, где очень реалистичные портреты героев очень хорошо отражают их внутренний мир, являются как бы вместилищем их душ.

Во-вторых, это влияние самого портрета на внутренний мир человека. Например, это хорошо видно в рассказе Вересаева «Мать», в котором описывается изменение внутреннего мира главного героя и его мировоззрения после того, как он увидел замечательный портрет Рафаэля «Сикстинскую Мадонну».

В-третьих, это влияние портрета на жизнь человека. Например, «Портрет Дориана Грэя» Оскара Уальда. Портрет, нарисованный Бэзилом Холлуордом, влюбил Дориана Грэя в самого себя, в свою красоту, изменив его жизнь. «Портрет» Николая Гоголя. Портрет ростовщика изменил жизнь художника, нарисовавшего его. Он ушел в монастырь, долго не рисовал картины. Портрет также сводил с ума людей, владеющих им. Художник Чартков был очень талантлив, но из-за влияния портрета ростовщика изменил искусству и стал рисовать ради денег.

Рассказ Вересаева «Состязание» доказывает, что внутренний мир человека передается через хороший портрет, который влияет на людей лучше, чем портрет красивой девушки, пустой внутри. Это вечный вопрос о красоте человека, который задавал и Заболоцкий в своем стихотворении «Некрасивая девочка»:

что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Портрет божественно-прекрасной девы поразил тех, кто его увидел. Картина слепила взгляд, и когда отрывались от картины и смотрели по сторонам, то все казалось темным, тусклым, смутным. Видя такую божественную красоту, каждый смотрел на свою возлюбленную и находил ее безобразной, а себя – несчастным.

Портрет обычной девушки Зорьки понравился людям больше, хотя она не была красавицей, но внутри она была прекрасна, и эта красота затмевала некоторое безобразие во внешности Зорьки. Свет, исходящий от картины был мягкий, радостный, греющий. Картина заставляла вспоминать самые лучшие моменты жизни, и каждая девушка светилась тем же светом, что сиял в Зорьке.

Таким образом, я выяснила, что портрет играет важную роль в литературе. Во-первых, он нужен, чтобы лучше понять героя произведения, представить его себе таким, каким представлял его автор (литературный портрет). Когда автор использует портрет в роли «героя» произведения, он использует функции портрета в обычной жизни, приближая произведение к реальности, что не только помогает лучше понять и осмыслить произведение, но и задуматься над вопросами о настоящем искусстве и настоящей красоте, переданной через портрет.

1. Портрет - изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. В литературе существует два вида портрета - развернутый и разорванный. Первый -обстоятельное описание внешности героя (Гоголь. Тургенев, Гончаров и др.), второй - по ходу развития характера выделяются характерные детали портрета (Л. Толстой и др.). Л. Толстой категорически возражал против детального описания, считая его статичным и незапоминаюшимся. Между тем творческая практика подтверждает эффективность и такой формы портретирования. Иногда представление о внешнем облике героя создается без портретных зарисовок, а с помощью глубокого раскрытия внутреннего мира героя, когда читатель как бы дорисовывает его сам. "Гак, в романс Пушкина «Евгений Онегин» ничего не говорится о цвете глаз или полос Онегина и Татьяны, но читатель представляет их как живых.

2. Поступки . Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что он делает, в поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь событий, в которых раскрываются характеры героев. О человеке судят не потому, что он говорит о себе, а по его поведению.

3. Индивидуализация речи . Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя. В древности бытовал такой афоризм: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Речь дает представление о социальном статусе героя, о его характере, образованности, профессии, темпераменте и многом другом. Талант писателя-прозаика определяется умением раскрыть героя через его речь. Искусством индивидуализации речи персонажей отличаются все русские писатели-классики.

4. Биография героя . В художественном произведении жизнь героя изображается, как правило, на протяжении определенною периода. Дня того, чтобы раскрыть истоки тех или иных черт характера, писатель нередко приводи) биографические сведения, относящиеся к его прошлому. Так, в романе И.Гончарова «Обломов» есть глава «Сон Обломова», в которой рассказывается о детстве героя, и читателю становится ясным, почему Илья Ильич вырос ленивым и совершенно неприспособленным к жизни. Важные для понимания характера Чичикова биографические сведения приводит Н. Гоголь в романе «Мертвые души».

5. Авторская характеристика . Автор произведения выступает в качестве всезнающего комментатора. Он комментирует не только события, но и то, что происходит в душевном мире героев. Этим средством не может воспользоваться автор драматического произведения, поскольку его прямое присутствие не соответствует особенностям драматургии (частично выполняют его ремарки).


6. Характеристика героя другими действующими лицами . Это средство широко используется писателями.

7. Мировоззрение героя . У каждого человека есть свой взгляд на мир, свое отношение к жизни и людям, поэтому писатель для полноты характеристики героя освещает его мировоззрение. Характерный пример -Базаров в романе И.Тургенева «Отцы и дети», выражающий свои нигилистические взгляды.

8. Привычки, манеры . У каждого человека есть свои привычки и манеры, которые проливают свет на его личностные качества. Привычка учителя Беликова из рассказа А.Чехова «Человек в футляре» в любую погоду носить зонт и галоши, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», характеризует его как заскорузлого консерватора.

9. Отношение героя к природе . По тому, как человек относится к природе, к «братьям нашим меньшим» животным, можно судить о его характере, о его гуманистической сущности. Для Базарова природа- «не храм, а мастерская, а человек в пей работник». Иное отношение к природе у крестьянина Калиныча («Хорь и Калиныч» И.Тургенева).

10. Вещная характеристика . Пещи, окружающие человека, дают представление о его материальном достатке, профессии, эстетическом вкусе и многом другом. Поэтому писатели широко пользуются этим средством, придавая важное значение так называемым художественным деталям. Так, в гостиной помещика Манилова («Мертвые души» Н.Гоголя), мебель стоит несколько лет нераспакованной, а на столе лежит книга, раскрытая столько же лет на 14-ой странице.

11.Средства психологического анализа : сны, письма, дневники, раскрывающие внутренний мир героя. Сон Татьяны, письма Татьяны и Онегина в романе A.С.Пушкина «Евгений Онегин» помогают читателю понять внутреннее состояние героев.

12. Значащая (творящая) фамилия . Нередко для характеристики героев писатели используют фамилии или имена, которые соответствуют сущности их характеров. Большими мастерами создания таких фамилий были в русской литературе Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, А. Чехов. Многие из этих фамилий стали нарицательными: Держиморда, Пришибеев, Дерунов и др.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...