Как жили древние египтяне? Удивительная история Древнего Египта: всё самое интересное о стране фараонов.


[:RU]Вдали от уличной политики и яростных протестов, эти девушки живут защищенной, привилегированной жизнью в богатых общинах Египта. «Все дороги ведут в Нью-Гизу», «Чистая, безопасная и более красивая окружающая среда», «Жизнь, о которой ты всегда мечтал» — гигантские рекламные щиты на окружной дороге Каира переполнены английскими надписями, которые пытаются продать товары представителям богатой элиты, проживающим в Египте жизнь-мечту, которую практически никто в городе не может себе позволить.

Египетская элита предпочитает селиться на окраине города, подальше от традиционно популярных районов в центре старого города, в искусственной среде, в уединении от мира. Покупка дома в этих районах обещает ряд привилегий, которые, как правило, невозможно найти в перенаселенном городе: конфиденциальность, зеленые пейзажи и безопасность. Для защиты этих особняков от чужих глаз, общины окружены обширной сетью стен и армией сотрудников службы безопасности, которые охраняют покой хозяев жизни в Египте.

Фотографу Заза Бертран удалось пробраться в этот скрытый мир Египта и пообщаться с молодыми девушками – представительницами этой элиты. Ее снимки показывают красивых девушек, ищущих чувства идентичности в сюрреалистическом мире, в котором они живут. Ландшафты микро городов находятся часто в стадии строительства, и отражают определенное одиночество, которое также присутствует в девушках.. Кажется маловероятным, что это искусственная среда может дать возможность этим девушкам реализовать свои надежды и мечты.

Эсме ест гамбургер от Макдональдса на территории закрытого элитного поселка.

Ахелла и Нада отдыхают на пикнике в пустыне, пьют пиво и курят в выходные дни.

Сара на лодке фелюке. Много молодых людей отправляются на круизные прогулки по Нилу со своими друзьями.

Нур и ее подруга отдыхают у бассейна. Пользование бассейном бесплатно для жителей общины и их гостям, но строго запрещено кому-либо еще.

Нариман в гостях внутри коттеджного поселка Аптаун Каир. Она чувствует себя грусной, потому что она только что поссорилась со своим бойфрендом.

Распыление спрея-газа против комаров в поселке Палм-Спрингс. Все элитные сообщества-поселки имеют европеизированные названия, такие, как Беверли-Хиллз, «Вид на горы», «Вид на озеро», Mirage City, «Утопия», Лебединое озеро и др.

Эсме сушит свои накладные волосы. Она встречается с друзьями на обед и готовится к этому мероприятию.

Новые поселки практически завершены. Коттеджные поселки, как этот, полностью изолированы от египетской уличной политики, и бедной жизни в Каире.

Все, что нужно, хозяева могут найти внутри своего сообщества. Эта девушка не хочет показывать свое лицо, она учится танцевать на шесте в своей комнате.

Нариман позирует перед своим учебным заведением, немецким университетом в Каире.

Рано утром возле входа в казино и ночной клуб.

Благодаря документам, написанным на папирусе, надписям на каменных глыбах, рисункам на стенках и предметам, найденным в различных гробницах, историки имеют хорошее представление, как жили египтяне.

Как одевались

Из-за жаркого климата жителям Египта требовалась только легкая одежда, которую они делали из белого полотна. Зачастую дома одежду не носили. Рабы, ремесленники и дети обычно ходили без одежды. Однако древние египтяне очень заботились о своем внешнем виде и поддержании чистоты. И мужчины, и женщины подводили глаза, носили драгоценности и пользовались духами.

Жильё

Дома и даже царские дворцы были сделаны из высушенного на солнце кирпича. Камень использовался только для строительства гробниц и храмов. Из-за жаркой погоды и яркого света окна в домах были маленькими и размещались высоко от земли. Часто двери и окна занавешивались циновками от мух и пыли. Когда было очень жарко, люди спали прямо на плоских крышах.

Развлечения

Настенные рисунки изображают поющих и отдыхающих на лоне природы женщин и мужчин. Мужчины соревнуются в борьбе, охотясь на уток, антилоп и зайцев. Как у взрослых, гак и у детей были популярны настольные игры ; многие семьи держали домашних животных.

Хорошо ли питались?

Пищи жители Египта хватало вполне, они ловили в рыбу, в том числе и угрей, вели охоту на уток и гусей. Так же у них была своя диета. Основной частью дневной диеты египтян были фрукты, овощи и свинина. Египтяне вывели культурные сорта арбуза, привезенного из Южной Африки, выращивали фиговое дерево, попавшее в Египет из Турции. Они научились, как делать вино, пиво и сыр. Из пшеницы выпекали пирожные и печенье (часто с добавлением меда и растительных приправ). Египтянам было известно более сорока различных сортов хлеба.

Роль религии

Тот факт, что египтяне строили так много больших храмов, показывает, что религия была очень важна для них. Они молились различным богам и верили в жизнь после смерти. Поэтому они сохраняли тела умерших в виде мумий и хоронили их, оставляя в склепах необходимые для загробной жизни еду, посуду, орудия труда и оружие. Большую и важную роль в египетском обществе играли священнослужители. Простые люди верили в то, что, толкуя сны и изучая звезды, жрецы могли предсказывать судьбу человека и даже защищать от дурного глаза при помощи заговоров и заклинаний.

Чем занимались?

Большинство египтян были земледельцами. В свободное от полевых работ время они помогали строить храмы и пирамиды. Это был также способ выплаты налогов. Труд ремесленников хорошо оплачивался, но вместо денег им часто платили продуктами питания, материей, дровами или солью. Большинство женщин работали по дому, но нередко были ткачихами, танцовщицами, нянями, жрицами или работницами, изготовлявшими духи и косметику.

Как делали мумии?

Тело человека разрезали и извлекали оттуда сердце, легкие и другие органы, которые затем помещали в отдельные сосуды. Мозг по кусочкам вынимали крючками через нос и выбрасывали. Затем тело обрабатывали едким натром, естественным химическим соединением, которое высушивало его и предотвращало разложение. Как правило, тело набивали материей и обматывали бинтами, а потом хоронили, положив в гроб, который в свою очередь помещали в каменный саркофаг. Вся эта процедура занимала около семидесяти дней.

Работа

Жители Египта работали десять дней подряд, а затем у них было, два дня отдыхали. Кроме того, в год у них было 65 выходных дней, которые предназначались для проведения различных церемоний и празднований. Египтяне отменяли работу в дни похорон или в дни рождения. Работы главным образом выполнялись, когда на улице было прохладно, «в две смены» — утром и вечером. В полуденную жару люди отдыхали и спали.

Фивы делились на две части: город живых на восточном берегу и город мертвых – на западном. И если на восточном берегу сегодня живут совсем другие египтяне, то жители западного берега никуда не делись за редким исключением мумий, попавших в музеи всего мира. По некоторым данным за все время существования древнеегипетской цивилизации на западном берегу Нила были захоронены сотни миллионов египтян, так что по населенности город мертвых – самый густонаселенный город на земле. Как жили мертвые – мы можем увидеть в многочисленных раскопанных гробницах, а вот каков был быт живых?

Дети и родители в Древнем Египте

Семья – основа общества Древнего Египта

Египтяне считали семью великой ценностью. Они привыкли жить в окружении родственников и очень страдали, если им приходилось уезжать, они считали жизнь на чужбине ссылкой. Египетские солдаты, мужественно переносившие тяготы военного быта и отважные в бою, плакали от тоски по родине.

Мать считалась в Древнем Египте главным членом семьи, даже во многих погребальных надписях, родословная египтянина велась по матери. А в качестве деда обычно указывался дед по матери. Уоллис Бадж: «Отец требовал от своего сына полного повиновения, но египтяне считали, будто мальчик больше обязан матери, и он должен был не только повиноваться ей, но и любить ее и постоянно доказывать ей свои чувства». Писец Ани предостерегает сыновей Древнего Египта от неповиновения и обиды матери, считая, что жалоба матери богам на непочтительного сына обязательно навлечет на него божественные и земные неприятности.

В то же время матриархата в Древнем Египте, конечно, не было – мужчины были и воинами, и добытчиками, и правителями. Египетские женщины правили в своих домах и старались реже бывать на публике, хотя были относительно свободными и образованными. Так, царевна Неситанебташу самостоятельно скопировала Книгу мертвых, другая женщина сделал прекрасную копию манускрипта Зуча, хранящуюся теперь в Британском музее. При этом женщины самостоятельно владели и распоряжались своим имуществом, заключали сделки, особенно в эпоху Нового Царства.

Брак в Древнем Египте нередко заключался при участии старших родственников, родителей и свах, однако основывался на воле самих будущих супругов, принуждение к вступлению в брак распространено не было.

В быту, в домашней жизни мужчины внимательно прислушивались к мнению и желаниям своих подруг. Современным мужчинам будет интересно наставление мудреца Птахотепа об отношении к жене: «... Люби свою жену в своем доме справедливо и должным образом. Наполняй ее желудок и закрывай ее спину; давай масло для умащений – лекарство для ее членов. Заставляй ее сердце радоваться все время, пока ты живешь; она выгодное поле для тебя. Не ссорься с ней. Пусть она избежит насилия. Сделай так, чтобы она процветала в твоем доме. Если ты станешь врагом ей, она поглотит тебя, как бездна...».

Другой мудрец – писец Ани давал своим современникам еще более конкретные советы: «Старайся не командовать своей женой в ее доме, когда ты знаешь, что она прекрасная хозяйка. Не говори ей: «Где эта вещь? Принеси ее мне», - когда она положила ее на нужное место... Мужчина, который спорит в своем доме, только создает в нем беспорядок и никогда не поймет, что на самом деле он настоящий хозяин там всегда». Видимо, проблема «подай-принеси» живет между мужчиной и женщиной со времен Древнего Египта, причем египетские мужчины решали ее в пользу женщины.

Детство древних египтян зависело от уровня достатка их родителей. Дети рабов были вынуждены с пятилетнего возраста начинать трудиться, уровень детской смертности среди рабов и бедных крестьян был высок.

Все дети в первые годы своей жизни не носили одежды. Дети состоятельных египтян имели игрушки – тряпичные мячи, кукол с движущимися руками и ногами, фигурки животных и даже живых зверей. Так, сын одного из чиновников постоянно носил в школу живого удода, а ловцы птиц любили дарить певчих птиц своим детям.

Образование в Древнем Египте

Лучшая профессия в Древнем Египте – непыльная государственная служба

Дети свободных людей имели возможность получить образование. Детей царя и членов царской фамилии, в основном, учили дома. Но случалось и так, что сыны фараона обучались с обычными детьми в храмовых школах. Жрецы придавали большое значение природным способностям человека, а потому поступить в школу и учиться в ней могли не только дети богатых, но и дети бедняков – все зависело от талантов ребенка, и если жрецы видели в нем потенциал, то его брали на государственное или храмовое содержание. Поэтому в истории Древнего Египта есть немало примеров, когда выходцы из бедных, незнатных семей делали блестящие воинские, политические и жреческие карьеры.

В школах изучали арифметику, письмо, чтение, землеустроение. Ценными знаниями и навыками считались навыки писца, хорошее знание земледелия, рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. Роль воинских школ или кадетских корпусов выполняли конюшни фараона, где опытные ветераны обучали мальчиков верховой езде, владению оружием, навыкам командования и тактическим приемам ведения боя.

Мальчики в Древнем Египте учились примерно столько же, сколько и их юные сверстники в современном мире – от десяти до двенадцати лет. После храмовой школы их обычно ждала карьера писца, жреца или чиновника, после конюшни – воинская служба. Девочки учились дома. К мальчикам применялись телесные наказания, которые хорошо иллюстрирует древнеегипетская поговорка: «У мальчика уши на спине и он слушает, когда его бьют».

Надо сказать, что египтяне очень практично подходили как к выбору профессии, так и к образованию и знанию в целом. За исключением религиозных знаний, египтяне были весьма конкретными людьми. Они высоко ценили государственную службу, справедливо полагая, что здесь можно хорошо зарабатывать и сохранять здоровье. Это существенно отличалось от частного сектора, где превалировал тяжелый физический труд, даже если у тебя было собственное дело – ткацкая или гончарная мастерская, прачечная или рыболовная артель.

Например, в высшей степени престижной считалась работа писца. Но не потому, что ценилась грамотность сама по себе, а потому, что работа писца не была тяжелой физически и хорошо оплачивалась. Так, некий Дуауф советовал своему сыну Пепи стать писцом не из соображений «ученье – свет», а совсем по другим причинам: «Я подумал о физическом труде и пришел к выводу, что книги – лучший предмет для изучения... профессия писца – величайшая из всех; ей нет равных на земле. Даже когда писец только начинает строить свою карьеру, с ним все советуются. Он занимается государственными делами и никогда не берется за то, что поручает ему другой... каждый труженик проклинает свое занятие или ремесло, но не писец, которому никто не говорит: «Иди и работай на полях для такого-то». Весьма прагматично и современно. Это взгляд на профессию писца разделяло большинство отцов Древнего Египта и поучение Дуауфа стало хрестоматией.

Одежда египтян: мода и прически

Мужчины Древнего Египта носили парики, а дамы стрижки «под фокстрот»

Одежда египтян и египтянок

Самые древние египтяне – и мужчины, и женщины – носили набедренные повязки и короткие прямые юбки с запахом. Эти предметы одежды делались из белого льна, сначала довольно грубого, который затем стал выделываться в тонкие струящиеся ткани. Вообще лен оставался на протяжении всей истории Древнего Египта основным материалом для изготовления платья. Кожа использовалась для изготовления поясов и украшений, а также сандалий, которые, впрочем, чаще делались из тростника.

Юбки мужчин в разные эпохи имели разную длину. Чем древнее юбка, тем она короче. К эпоху упадка древнеегипетского государства юбка постепенно трансформировалась в платья и длинные туники. Кстати, количество одежды на человеке и ее длина увеличивались в Древнем Египте с течением времени, но долгое время египтянам нравилось показывать свое тело на публике и восхищаться собой, нагота их не смущала. На сельскохозяйственных работах мужчины и женщины работали обнаженными, изредка одевая лишь набедренные повязки. Так же одевались и слуги в домах богатых египтян.

Знатные египтянки долгое время оставляли обнаженными шею и грудь: их платья из полностью прозрачного материала хорошо демонстрировали другие формы тела, само платье поддерживалось широкими бретелями, соединенными на спине. Цвета платьев, в основном, ограничивались белым, иногда шили красные или желтые платья. Лишь позднее, через культурные обмен с другими народами в Древний Египет пришли многоцветные и полосатые одежды. На голове царицы носили уборы в виде грифа, олицетворяющие богиню Мут.

Фараоны старались одеваться так же, как одевались боги. В ходу были короткие юбки, хвосты и головные уборы в виде корон и париков. В разные времена хвосты были либо шакальими, либо искусственными. Позднее стали добавляться туники, плащи, широкие воротники.

Одежду фараонов, членов их семей и знатных египтян стирали специальные прачечники. Они раскладывали предметы одежды на плоских камнях и тщательно отбивали камнями или пальмовыми ветками. Вместо мыла использовали глину.

Обувь в Древнем Египте

Обувь была не в чести у древних египтян. Ее носили только состоятельные люди, да и то далеко не всегда. Преимущественно, обувь одевали для дальних переходов и путешествий в гористую местность. Закрытая обувь, похожая на туфли, появилась в самом конце существования цивилизации под влиянием греков и римлян, а до этого египтяне носили сандалии, которые изготавливались из папируса, реже из кожи и даже из дерева. В дом в обуви египтяне не заходили. Примечательно, что при фараонах существовала специальная должность – носильщик сандалий – человек, который нес за фараоном его обувь. Надо полагать, что ходить фараон предпочитал босиком, однако наличие обуви было признаком благополучия и состоятельности. На барельефах и картинах в усыпальницах нередко можно увидеть за фигурой фараона силуэт его слуги с сандалиями в руках. Интересно так же, что древний историк, описывавший экспедицию царицы Хатшепсут в страну Пунт, жаловался на тяготы пути, так как участникам экспедиции пришлось тащить воду, гнать скот и нести сандалии. Сандалии также входили в комплект вещей, необходимых египтянину в загробной жизни.

Мода египетских богов

Специальная «мода» развивалась в отношении одеяний богов. Статуи богов египтяне одевали регулярно, во время многих религиозных праздников и в числе подношений богам всегда были предметы одежды, также как и в храмах были специальные комнаты, где эти предметы хранились. Интересно, что на руки богов и умерших фараонов-богов египтяне одевали специальные напальчники, сделанные из чистого золота. Эти напальчники доходили до второй фаланги пальцев и держались с помощью тонких полосок золота, соединенных с золотыми браслетами на запястьях и лодыжках. Это украшение очень напоминает современные наборы арабских женщин, состоящие из колец, прикрепленных цепочками к браслетам – так называемые «жади». На ногти накладывали тонкие накладки, повторяющие форму ногтя и сделанные из ляпис-лазури. Соответственно, современные модницы обязаны накладным ногтям и жади моде египетских богов.

Украшения древних египтян

Другие же украшения и ювелирные изделия носили мистический, религиозный смысл. Египтяне – и мужчины, и женщины – носили ожерелья, амулеты-подвески, браслеты, серьги. В Древнем царстве серьги были небольшими и сделанными из золота. Потом серьги удлинились и к ним добавили камни. Очень любили египтяне кольца, преимущественно золотые. Но если материальное положение не позволяло египтянину носить золотые кольца, он все равно предпочитал ходить «окольцованным», пусть даже эти кольца были из стекла и даже из соломы. На кольцах изображали скарабеев, образы богинь и богов. Кольца фараонов отражали их картуши (имена, заключенные в овал в виде завязанной узлом веревки).

Прически Древнего Египта

Мужчины брили бороды и усы, коротко стриглись, а жрецы так и вовсе брили все тело. В то же время, египетские мужчины видели в бороде и длинных волосах признак власти и могущества и потому носили накладные бороды и парики. Видимо, это было связано с климатическими особенностями – изнуряющей летней жарой, при которой снимаемые бороды и волосы были намного удобнее и гигиеничнее, чем натуральные. Со временем, замысловато сплетенная борода или борода в виде квадратного пучка волос в центре подбородка стала неизменным атрибутом власти фараона и даже царица Хатшепсут в своих парадных царских одеяниях изображается с ложной бородой. Также бороды присутствовали на изображениях богов.

Собственные волосы большинства египтян были вьющимися от природы и довольно жесткими, а потому во избежание трудностей с расчесыванием все египтяне-мужчины их коротко стригли, заменяя парадные прически париками. Парики изготавливались из овечьей шерсти, были короткими и длинными, завитыми, прямыми и заплетенными в косы. Женщины носили очень разнообразные прически, украшали себя лентами, заколками, цветами и диадемами. В эпоху Нового царства была весьма популярна стрижка «под фокстрот», когда волосы до плеч спускаются крупными волнами.

Египтяне были очень чистоплотными людьми и весьма ценили физический комфорт, который дает чистота. Простые крестьяне и ремесленники мылись в прудах, фараоны и знать принимали ванны с благовониями. После мытья все египтяне умащали себя маслами и мазями. Интересен способ умащивания и увлажнения волос в Древнем Египте. Во время праздников и пиров на головы мужчин и женщин устанавливались конусообразные или шарообразные каркасы, наполненные смесью масел и благовоний. Под действием жары эта смесь таяла и стекала на волосы, увлажняя их и придавая любимый аромат. Египтяне любили свое тело и любовались им, ценили красоту и не хотели стареть, поэтому они умели красить волосы в черный цвет, скрывая седину. А женщины забирали свои остриженные волосы с собой в могилу, надеясь, что они будут служить и в загробной жизни.

Многое из того, чем пользовались древние египтяне, мы широко применяем в своей современной жизни. Да и поучения в адрес мужей актуально и справедливо звучат для нынешних жен, а профессия государственного служащего так и осталась весьма привлекательной для многих и многих наших современников, ничего не потеряв в глазах людей за четыре с половиной тысячи лет.

Литература:

  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

Древние египтяне были очень чистоплотными людьми и всегда заботились о чистоте своего тела, одежды и жилья. Они совершали водные процедуры несколько раз в день: утром, до и после приема пищи.

После утреннего омовения переходили к услугам парикмахеров. Обычно к ним обращались женщины, мужчины же вверяли себя цирюльникам и людям, делающим маникюр и педикюр. Ежедневный утренний туалет фараона превращался в важную церемонию, при которой присутствовали все знатные люди государства. Утренний туалет высших должностных лиц (визирей, верховных судей и правителей номов) тоже становился своеобразной церемонией.

Все родственники и слуги собирались возле хозяина дома. Сидящие на корточках писцы были готовы исполнять любое его повеление: при этом одни держали в руках кисточки для записи приказов, другие - длинные папирусные свитки с именами, цифрами и перечнем работ, которые уже были сделаны или еще находились в проекте.

После необходимых омовений к работе приступал цирюльник. По окончании этой процедуры хозяин дома представал перед родственниками и слугами бодрый, свежий, с гладко выбритой головой и короткой квадратной бородкой.

Египтяне отдавали предпочтение удлиненной форме глаз. И это не просто дань моде, но и мера профилактики, предохраняющая органы зрения от ярких солнечных лучей, ветра и пыли. Жители Древнего Египта использовали различные косметические средства. Так, для избавления от запаха пота в жаркий день натирались благовониями и смесью из скипидара, ладана и неизвестного порошка. Имелись всевозможные очищающие мази, возвращающие коже лица и тела упругость. С этой целью мед добавляли в порошок из алебастра, «северной соли» и натрона.

Существовали и специальные косметические средства для избавления от пятен и угрей. Обычно их замешивали на ослином молоке, после чего протирали кожу приготовленным лосьоном.

Утренний туалет жены фараона и любой состоятельной дамы также превращался в событие. Обычно парикмахерша затрачивала несколько часов, чтобы сделать прическу знатной особе.

В отличие от богатых египтян, беднякам приходилось довольствоваться услугами уличного цирюльника, сидевшего где-нибудь под деревом в ожидании клиентов, которых всегда было довольно много. Цирюльник добросовестно выполнял свои обязанности: выбривал голову так чисто, что она становилась похожей на обкатанную волнами гальку.

Египетская крестьянка обычно делала прическу самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи. Примечательно, что в это время все члены семьи должны были уходить из дома, чтобы прическа получилась идеальной, иначе женщине приходилось начинать утренний туалет сначала

Одежда

Утреннее облачение мужчины состояло из короткой набедренной повязки и незначительного количества украшений. В таком виде он совершал водные процедуры, принимал цирюльника и мастера маникюра и педикюра.

Готовясь к выходу из дома, богатый египтянин надевал на запястья один или несколько браслетов, кольцо на палец и нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с застежками в виде соколиных голов. Подвеска из яшмы или сердолика придавала ему респектабельный вид, а свободная прямая юбка, сменявшая утреннюю набедренную повязку, и сандалии придавали всему облику законченность. Известные с давних времен сандалии имели особую ценность в Древнем Египте. Известно, что один из объединителей Верхнего и Нижнего Египта, фараон Нармер, отправляясь куда-либо в сопровождении верных слуг, всегда шел босиком, а один из приближенных нес его обувь.

Так же поступали и земледельцы, только сандалии им приходилось нести самим, привязав к концу палки. Обувались бедняки лишь достигнув места назначения. Был даже принят закон, запрещавший воинам вырывать «драгоценные» сандалии из рук проходивших мимо людей.

Во времена Нового царства египтяне мастерили обувь из различных материалов: из папируса, кожи или золота. От носка подошвы ремешок протягивался между первым и вторым пальцами ноги к лодыжке, где соединялся с другими наподобие стремени. Все эти ремешки завязывались сзади над пяткой.

Некоторые богатые египтяне отдавали предпочтение прямым, длинным платьям на бретелях и не носили никаких украшений. Но большая часть состоятельных жителей древнего Египта ходили в гофрированных, расширенных книзу платьях-туниках изо льна, которые, оставляя шею открытой, обтягивали торс.

Обязательным атрибутом одеяния был широкий гофрированный пояс, образовывавший спереди передник трапециевидной формы.

Помимо этого в праздничные дни египтяне надевали большие завитые парики, локоны которых прикрывали голову и плечи, парадные сандалии и многочисленные драгоценности (ожерелья, нагрудные подвески, браслеты).

Наряд богатой женщины, как и наряд ее знатного супруга, состоял из тонкой рубашки и надетого поверх нее белого гофрированного платья с разрезом почти до пояса, которое, в отличие от мужского, было полупрозрачным и крепилось на левом плече, при этом правое оставалось открытым.

Широкие рукава с бахромой не закрывали изящных рук, что позволяло знатным дамам демонстрировать свои запястья с драгоценными браслетами в виде двух соединенных застежками пластинок чеканного золота или золотых колец, шнуров, лент.

Волосы женщин украшали сверкающие диадемы из бирюзы, лазурита и золота, концы которой соединялись на затылке двумя шнурами с кисточками. Довольно часто в прическах женщин и мужчин присутствовало конусообраное благоухающее украшение, сделанное из волос, смазанных ароматными маслами.

Наряд менее состоятельных египтян отличался практичностью. Земледельцы и ремесленники предпочитали носить простые набедренные повязки, подвязав их поясом шириной с ладонь без каких-либо вышивок и кистей.

Как и богатые жители Египта, бедняки любили носить украшения, только делались они не из золота, а из бронзы и керамики. Однако эти украшения имеют художественную ценность, как и золотые изделия ювелиров, поскольку являются памятниками древней культуры.

Пища

Особенностью климатических условий Древнего Египта было то, что разливы Нила, делающие землю плодородной, периодически сменялись засушливыми и неурожайными годами. В такое время продукты ценились гораздо больше, чем золото.

Согласно древним источникам, египетские правители в плодородные годы были обязаны создавать запасы продовольствия, которых хватило бы на несколько лет, однако довольно часто они пренебрегали своими обязанностями

В Большом папирусе Харриса ест сведения о том, что продукты питания были не менее ценным приношением, чем драгоценные металлы, одежды, ароматные масла и благовония.

В ежедневный рацион богатых жителей входили мясные блюда, простые же египтяне питались ими только по праздникам. На стенах многих гробниц археологами были обнаружены изображения предназначенных на убой животных и сцены самих боен.

Некоторые фразы, характеризующие убойный скот, до настоящего времени не удалось перевести на более понятный язык (например, «бык - уста стада» или «бык ките»), а расшифровка отдельных названий лишь приблизительна (возможно, бык «хериса» являлся лучшим производителем потомства, но это не точно).

На бойне к делу приступали мясники в количестве 4-5 человек, которые набрасывались на животное и быстро его забивали. Приемы мясников остаются неизменными до настоящего времени.

В период Древнего царства большая часть мяса добывалась охотой на живущих в пустыне газелей, ориксов (сернобыков) и прочих представителей отряда парнокопытных. Особо искусные охотники старались приручить и одомашнить пойманных животных, однако это не всегда удавалось сделать. В дальнейшем данный вид животноводства практически полностью утратил свое значение.

Неизвестно, употребляли ли древние египтяне в пищу свинину, баранину или козлятину, но что их разводили в Верхнем и Нижнем Египте известно достоверно.

Разведением кур жители Египта стали заниматься лишь со II тысячелетия до н. э., однако птицеводство получило распространение гораздо раньше.

Особого внимания заслуживает такой продукт питания, как рыба. В разное время в некоторых египетских городах и номах запрещалось употреблять те или иные виды рыбы. Источники сообщают, что завоевавший Египет эфиопский царь, мусульманин по вероисповеданию, отказался пировать за одним столом с правителями Дельты и Юга, поскольку они не были обрезаны и питались нечистой пищей (рыбой), что являлось ужасным оскорблением для царского дворца. Только житель священного города жрецов Шмуна, не евший, согласно традиции, рыбу, был удостоен великой чести.

В рацион египтян входили и различные овощи, внесенные в годовой календарь Мединет-Абу под названием «ренпут». Особенно ценными продуктами были лук, порей и чеснок. По свидетельству «отца истории» Геродота, строители пирамиды Хеопса получили за свои труды редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов.

Однако ученым не удалось обнаружить никаких доказательств этому утверждению, хотя в Большом папирусе Харриса встречается иероглифическое изображение данных растений.

Связки чеснока были найдены в некоторых фиванских гробницах, что свидетельствует о щедрых дарах Рамсеса III. Арбузы, дыни и огурцы довольно часто фигурируют на жертвенных стелах рядом со связанными стеблями папируса. А горох, бобы и нут (турецкий горох, напоминавший по форме голову сокола) являются частыми находками в гробницах.

Известно, что на своих огородах египтяне выращивали салат-латук, растение бога плодородия Мина, итифаллическая статуя которого обычно возвышалась перед участком, засаженным латуком. Египтяне употребляли это растение в больших количествах, зная, что оно возвращает мужчинам половую силу, а женщинам - плодовитость. Ели латук обычно в сыром виде с солью и растительным маслом.

Сады Древнего Египта не отличались разнообразием плодовых культур. Груши, персики, миндаль и вишни появились здесь лишь после римского завоевания, а об апельсинах, лимонах и бананах древние египтяне не слышали вовсе.

Наиболее распространенными культурами были виноград, фиги, финики и сикомор (смоковница). Последнее растение выращивалось не только из-за вкусных плодов, но и из-за прочной древесины, являющейся превосходным мате­риалом для изготовления гробов для мумий.

Гранатовые, оливковые и яблоневые деревья, завезенные кочевыми азиатскими племенами гиксосов, прижились в Египте и давали при соответствующем уходе хороший урожай. Оливковое масло, получаемое из мякоти оливок, ис­пользовалось не только как продукт питания, но и материал для освещения. До появления олив египтяне выращивали другие масличные культуры, преимущественно ореховое дерево «бак».

Хорошим лекарственным средством являлись орехи дум-пальмы и плоды ююбы (зизифы), а кокосовыми орехами питались лишь немногие избранные, поскольку их выращивание в Египте было затруднено неподходящими климатическими условиями. Бедные жители Египта лакомились сердцевиной стеблей папируса и корневищами некоторых водяных растений.

Молоко считалось особо ценным продуктом. Хранили его в пузатых глиняных сосудах с закупоренным горлышком, что препятствовало проникновению насекомых. В некоторых источниках встречается упоминание о таких молочных продуктах в рационе египтян, как сливки, масло, творог.

Для придания напитку или кушанью сладкого вкуса они использовали мед или плоды рожкового дерева. Сбором воска и меда диких пчел занимались специальные люди, от­правлявшиеся за ними в далекие пустыни.

Эти люди, как и сборщики скипидарной смолы, пользовались милостью фараона, который оказывал им всячес­кую помощь.

Некоторые египтяне занимались разведением пчел на собственных садовых участках, используя в качестве ульев большие глиняные кувшины. Добываемый мед обычно шел не только на еду, но и на продажу. Хранили его в тщательно запечатанных каменных сосудах, что позволяло ос­тавлять неизменными ценные свойства этого продукта.

Трапеза

О том, как проходили застолья древних египтян, сохранились очень скудные сведения. Предполагалось, что глава семьи, просыпавшийся раньше других домочадцев, завтракал один, сразу после умывания. Его завтрак, накрытый на небольшом столике, состоял из мяса, пирога, хлеба и пива.

Хозяйка дома завтракала во время расчесывания волос, или сразу после завершения туалета. В ее утренний рацион обязательно входили фрукты, возможно, какие-то сладости и чистая вода.

Дети питались отдельно от родителей. Их усаживали на циновке или подушках, разложенных прямо на полу.

Обеденный рацион предположительно состоял из мяса, птицы, или рыбы, хлеба, пирогов, овощей, фруктов и пива. Нельзя сказать, что мясо входило в число постоянно употребляемых продуктов питания. Даже в достаточно обеспеченных семьях мясные блюда подавались обычно только во время обеда или праздничных пиршеств. Бедные семьи чаще довольствовались молочными продуктами, овощами, фруктами и лепешками.

На стенах гробницы Телль-эль-Амарны изображен замечательный рисунок, передающий саму атмосферу застолья, происходящего более трех тысяч лет назад. Во главе стола сидит фараон Эхнатон (Аменхотеп IV, представи­тель XVIII династии), рядом с ним - супруга, царица-мать и маленькие царевны, восседающие на маленьких подушечках. Царь ест сочное мясо, а его жена - птицу. Вокруг стола располагается несколько небольших столиков с разнообразными яствами и туалетными принадлежностями.

Среди прочих предметов во время раскопок храмов, от­носящихся к эпохе Нового царства, было обнаружено множество посуды, предназначенной для приготовления и упот­ребления супов, соусов, компотов, сладостей и молочных продуктов. Там же встречаются всевозможные тарелки, вил­ки, ложки и ножи. Можно предположить, что туалетные принадлежности (кувшин с водой и таз) были необходимы египтянам для мытья рук, как перед едой, так и после нее. Это объясняется тем, что птицу, пироги, сладости и некоторые другие блюда тогда ели руками.

Около четырех-пяти часов вечера у египтян был легкий ужин, после которого они возвращались к работе или готовились к вечерним развлечениям.

египтянки

Строительство пирамид

Богатые египтяне

Хозяйство и ремесла Египта

Воспитание детей

Выпечка хлеба

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Земледелие - основа благоденствия Древнего Египта. Каждый год Нил, разливаясь, оставлял а берегах слой плодороднейшего ила, благодаря чему египтяне выращивали множество разнообразных сельскохозяйственных культур. Речная вода использова

Водяные лилии вместе с папирусом и белым и голубым лотосом составляют украшение берегов Нила. Цветы нужны для украшения храмов и жилищ. Их собирают молодые девушки. Возможно, эти цветы предназначаются для украшения стола господина, который (на заднем плане)

В незапамятные времена на территории современного Египта в долине Нила возникла цивилизация, оставившая после себя множество тайн и загадок. Она и сейчас привлекает к себе внимание исследователей и обывателей своим колоритом, своей необычностью и богатым наследием.

Тридцать династий правителей Египта

Точно не известно, когда охотничьи племена зашли в долину Нила и обнаружили там много пищи и широкую реку как надёжный источник воды. Шли годы. Сельские общины, организованные здесь, увеличивались в размерах и становились богаче. Затем они разделились на два царства - Нижнее (на юге) и Верхнее (на севере). А в 3200 году до н. э. правитель Менес смог завоевать Нижний Египет и организовал первую династию фараонов, под контролем которой находилась одновременно и дельта, и долина великого Нила.

Карта единого Древнего Египта

В династический период Древний Египет часто становился главенствующим государством в регионе. Это государство обладало сложной социальной структурой, продвинутыми для тех времён технологиями, мощной армией и развитой внутренней торговлей. Кроме того, фантастических успехов египтянам удалось добиться в сфере строительства - они смогли возвести эффективные ирригационные системы на берегах Нила, огромные храмы и пирамиды, поражающие воображение даже современного человека. Кроме того, египтяне изобрели иероглифическую систему письма, организовали эффективную судебную систему и сделали ещё много других важных и удивительных вещей.


Всего, начиная от 3200 года до н. э., до момента завоевания египтян персами в 342 году до н. э. было тридцать династий правителей Египта. Это истинно египетские династии - то есть их представители сами были египтянами, а не завоевателями из далёких земель. Последним фараоном тридцатой династии являлся Нектанеб II. Когда персы вторглись в его государство, он собрал свои сокровища и бежал на юг.

Впрочем, на этом история Древнего Египта, как считают многие, ещё не заканчивается. Потом Александр Македонский смог отбить у персов Египет, и впоследствии этим регионом стал править Птолемей, военачальник Александра. Птолемей I провозгласил себя царём Египта в 305 году до н. э. Он использовал местные традиции, сохранившиеся от древних фараонов, чтобы закрепиться на троне. Это (а также то, что он умер своей смертью, а не в результате заговора) показывает, что Птолемей был достаточно умным правителем. В итоге ему удалось создать свою особую династию, которая правила здесь ещё более 250 лет. Кстати, последней представительницей династии Птолемея и последней царицей Египта была легендарная КлеопатраVII Филопатор.

Некоторые легендарные фараоны

Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.


На шее фараоны традиционно носили анх - магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

Чуть ли не самый известный египетский фараон - Рамзес II . Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он - настоящее бессмертное божество.


Ещё один фараон, достойный упоминания - Джосер . Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же - первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера - человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.


В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов . Одна из них - Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны - это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут - дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.

В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.


Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. - ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл - после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.


Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время

И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго - двух сыновей и дочек.


И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

Уникальные постройки на плато Гиза

Пирамиды на плато Гиза являются единственным из так называемых семи чудес света, сохранившимся до нашей дней.


Наибольший интерес у египтологов и обывателей вызывает пирамида Хеопса . Её строительство продолжалось около двух десятков лет и завершилось, вероятно, в 2540 году до н. э. Для её возведения понадобилось 2 300 000 объёмных каменных блоков, их общая масса составляла семь миллионов тонн. Высота пирамиды сейчас составляет 136,5 метров. Архитектором этой пирамиды называют Хемиуна, визиря Хеопса.

За фараоном Хеопсом закрепилась слава классического деспота. В некоторых источниках сообщается, что Хеопс жёсткими мерами принуждал население к работам по возведению пирамиды. Само имя Хеопса после того, как он умер, якобы было запрещено к произношению. А ресурсы Египта в результате его правления были так истощены, что это привело к ослаблению страны и концу Четвёртой династии.

Вторая по величине древнеегипетская пирамида на том же плато - пирамида Хефрена , сына Хеопса. Она действительно чуть-чуть меньше, но при этом расположена более высоком холме и имеет более крутой уклон. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырехугольной фигуры со сторонами 210,5 метров. Внутри находится одна погребальная камера площадью 71 м 2 , в которой когда-то хранился саркофаг фараона. К этой камере можно попасть по одному из двух тоннелей.

Третья пирамида - пирамида фараона Микерина - была возведена позже двух других. Её высота едва достигает 66 метров, длина квадратного основания равна 108,4 метрам, а объём - 260 тысячам кубометров. Известно, что когда-то нижняя часть пирамиды была отделана красным асуанским гранитом, чуть выше гранит сменял белый известняк. И наконец на самом верху вновь применялся красный гранит. К сожалению, облицовка не сохранилась, в средние века мамелюки её забрали отсюда и использовали для своих нужд. Погребальная камера в данной пирамиде расположена на уровне земли.

Рядом с тремя пирамидами каждый может увидеть Большого сфинкса - статую льва с человеческим лицом. Длина этой статуи 72 метра, а высота 20 метров. Некогда между передними лапами располагалось святилище. Точное время создания Сфинкса неизвестно - насчёт этого ведутся споры. Кто-то считает, что его возвёл Хефрен, другие говорят, что это был Джефедра - ещё один сын Хеопса. Есть также версии, что Сфинкс появился значительно раньше, около двенадцати тысяч лет назад (якобы древние египтяне просто откопали его в династический период), и совсем уж сомнительные версии о том, что сфинкс создан инопланетянами.


Особенности общества и образа жизни древних египтян

Египтяне считали, что после смерти их ждёт суд бога Озириса, который положит на разные чаши специальных весов их дурные и добрые дела. И чтобы добрые дела перевесели, в земной жизни необходимо вести себя подобающим образом.


Кроме того, жителям Древнего Египта было важно, чтобы их загробная жизнь была похожа на жизнь земную. Поэтому к переходу в иной мир нужно было тщательно готовиться. Состоятельный египтянин заранее строил для себя загробный дом. Когда же умирал фараон, в его гробницу помещали не только его тело, но и множество вещей, которые могли пригодиться в иной жизни - одежду, украшения, мебель и т. д. Важное значение в связи с этим приобретает тот факт, что первые пирамиды были ступенчатыми - вероятно, ступени требовались для того, чтобы фараон как бы мог подняться в мир богов.

Египетское общество состояло из нескольких сословий и социальный статус здесь имел большое значение. У египтян из богатых сословий в моде были парики и замысловатые головные уборы, а от своих волос они избавлялись. Таким способом решалась проблема вшей. А вот бедным людям приходилось несладко - среди них было не принято стричься «под ноль».

Основной одеждой египтян была обычная набедренная повязка. Но богатые люди, как правило, носили ещё и обувь. А фараонов везде сопровождали носильщики сандалий - была такая специальная должность.

Ещё один забавный факт: долгое время в Египте среди состоятельных женщин были популярны прозрачные платья. Кроме того, для демонстрации социального положения египтянки (да и египтяне тоже) надевали на себя ожерелья, браслеты и прочие подобные аксессуары.


Некоторые профессии в древнегреческом обществе - воин, чиновник, жрец - наследовались. Впрочем, добиться значимой должности, благодаря своим талантам и умениям, тоже было вполне реально.

Больше всего трудоспособных египтян было занято в земледелии, ремесленничестве или сфере обслуживания. А в самом низу социальной лестницы находились рабы. Они обычно выполняли роль слуг, но при этом имели право покупать и продавать товары, получать свободу. А став свободными, они со временем даже могли войти в знать. О гуманном отношении к рабам свидетельствует и тот факт, что на рабочем месте им полагалась медицинская помощь.

Вообще египетские врачеватели были очень просвещёнными для своего времени. Они отлично разбирались в особенностях человеческого организма и осуществляли весьма сложные операции. Согласно исследованиям египтологов, даже пересадка некоторых органов для местных врачевателей не являлась проблемой. Интересно и то, что в Древнем Египте некоторые из инфекционных недугов лечили с помощью хлеба, покрытого плесенью - это можно считать своеобразным аналогом современных антибиотиков.

Также египтяне фактически придумали мумификацию. Этот процесс выглядел следующим образом: внутренние органы извлекали и помещали в сосуды, а на само тело наносили соду, чтобы оно не разлагалось. После высыхания тела его полости заполнялись льном, пропитанным специальным бальзамом. И наконец на последнем этапе тело перебинтовывали и закрывали в саркофаге.


Отношения между мужчинами и женщинами в Древнем Египте

В Древнем Египте мужчины и женщины обладали практически равными юридическими правами. При этом главой семьи считалась мать. Родословная велась строго по материнской линии и земельная собственность тоже переходила от матери к дочери. Конечно, супруг имел право распоряжаться землёй, пока жива супруга, но когда она умирала, всё наследство получала дочь. Выходит, что брачный союз с наследницей престола вполне мог дать мужчине право управлять страной. В том числе и по этой причине фараон брал в жёны своих сестёр и дочерей - он таким образом ограждал себя от других возможных претендентов на власть.


Браки в Древнем Египте были в основном моногамными. Однако богатый египетский мужчина, наряду с законной женой, мог содержать наложницу. С другой стороны, женщину, имевшую более одного мужчин, могли и наказать.

Брак в Древнем Египте не освящался жрецами, пышных свадебных гуляний египтяне тоже не устраивали. Чтобы свадьба была признана состоявшейся, мужчина должен был сказать «Я беру тебя в жёны», а женщина должна была ответить «Ты берёшь меня в жёны». Здесь важно добавить, что именно египтяне первыми стали носить обручальные кольца на безымянном пальце - этот обычай у них потом переняли греки и римляне.


Древнеегипетские молодожёны также обменивались между собой подарками. Причём при разводе свой подарок можно было вернуть (очень хороший обычай). А в поздние периоды истории Древнего Египта достаточно распространённой практикой стало заключение брачных договоров.

Документальный фильм «Древний Египет. История создания древнеегипетской цивилизации»

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...