Конфликт термин в литературе. Конфликт и его психологический анализ на примере произведения литературы: предмет, стороны, стратегия взаимодействия, описание конфликта по стадиям и фазам


В литературе? Как он проявляется? Всегда ли можно его заметить даже неопытному читателю? Конфликты в произведениях литературы - явление обязательное и необходимое для развития сюжетной линии. Без него не обходится ни одна качественная книга, способная претендовать на звание вечной классики. Другое дело, что не всегда мы способны увидеть явное противоречие во взглядах описываемого персонажа, глубоко рассмотреть систему его ценностей и внутренних убеждений.

Иногда понимать истинные литературные шедевры бывает трудно. Это занятие требует колоссального умственного напряжения, а также желания разбираться в характерах, выстроенной автором системе образов. Итак, что такое конфликт в литературе? Попробуем разобраться.

Определение понятия

В большинстве случаев людям интуитивно понятно, о чем идет речь, когда заходит разговор о некоем идейном столкновении в той или иной книге. Конфликт в литературе - это противостояние характеров героев с внешней действительностью. Борьба в вымышленном мире может продолжаться длительное время и обязательно приводит к изменению способа героя смотреть на окружающую реальность. Такое напряжение может сформироваться внутри самого персонажа и быть направлено на собственную личность. Развитие подобного хода происходит очень часто. И тогда говорят о внутреннем конфликте, то есть борьбе с самим собой.

Конфликты в русской литературе

Отечественная классика заслуживает отдельного внимания. Ниже приведены примеры конфликтов в литературе, взятые из русских произведений. Многим они окажутся знакомыми со времен школьной программы. На какие книги стоит обратить внимание?

«Анна Каренина»

Величайший памятник русской литературы, который не теряет своей актуальности и в наши дни. Сюжет «Анны Карениной» знают практически все. Но не всякий человек может с ходу определить, в чем заключены основные переживания героини. Задумавшись над тем, что такое конфликт в литературе, можно вспомнить это замечательное произведение.

В «Анне Карениной» показан двоякий конфликт. Именно он не дает главной героине прийти в себя и взглянуть иначе на обстоятельства собственной жизни. На первом плане изображен конфликт внешний: неприятие обществом отношений на стороне. Именно он отдаляет героиню от людей (друзей и знакомых), с которыми раньше так легко было взаимодействовать. Но кроме него еще имеется внутренний конфликт: Анна буквально раздавлена этой непосильной ношей, которую ей приходится нести. Она страдает от разлуки с сыном Сережей, не имеет права забрать ребенка с собой в новую жизнь с Вронским. Все эти переживания создают в душе героини сильное напряжение, от которого она не может освободиться.

«Обломов»

Другое незабываемое произведение русской классической литературы, которое достойно того, чтобы о нем говорить. В «Обломове» показана уединенная жизнь одного помещика, который в свое время решил отказаться от службы в департаменте и посвятить свою жизнь уединению. Сам персонаж достаточно интересный. Он не хочет жить по шаблону, навязанному обществом, и в то же время не находит сил для того, чтобы бороться. Пребывание в бездействии и апатии еще больше подтачивает его изнутри. Конфликт героя с внешним миром проявляется в том, что он не видит смысла жить так, как большинство людей: ежедневно ездить на службу, выполнять бессмысленные на его взгляд действия.

Пассивный образ жизни является его защитной реакцией против непонятного окружающего мира. В книге показан конфликт идейного плана, поскольку он базируется на понимании сущности и смысла человеческого существования. Илья Ильич не чувствует в себе сил для того, чтобы изменить свою жизнь.

«Идиот»

Данное произведение - одно из самых известных у Ф. М. Достоевского. В «Идиоте» изображен идейный конфликт. Князь Мышкин сильно отличается от общества, в котором ему приходится находиться. Он немногословен, обладает крайней чувствительностью, отчего остро переживает любые события.

Остальные персонажи противопоставлены ему своим поведением и взглядами на жизнь. Ценности князя Мышкина базируются на христианском понимании добра и зла, на его стремлении помогать людям.

Конфликты в зарубежной литературе

Иностранная классика не менее занимательна, чем отечественная. Конфликты в зарубежной литературе порой представлены настолько широкого плана, что остается только восхищаться этими мастерски написанными произведениями. Какие же примеры здесь можно привести?

«Ромео и Джульетта»

Уникальная пьеса Уильяма Шекспира, с которой обязательно в свое время знакомился каждый уважающий себя человек. В книге показан любовный конфликт, постепенно переходящий в трагедию. Две семьи - Монтекки и Капулетти - воюют друг с другом на протяжении многих лет.

Ромео и Джульетта противостоят давлению родителей, пытаясь отстоять свое право на любовь и счастье.

«Степной волк»

Это один и самых запоминающихся романов Германа Гессе. Главный герой - Гарри Галлер - оторван от общества. Он выбрал для себя жизнь неприступного и гордого одиночки, потому что не может найти в ней для себя подходящего места. Персонаж сам себя называет «степным волком», который случайно забрел в город к людям. Конфликт Галлера идейного плана и заключен в невозможности принять правила и установки социума. Окружающая действительность представляется ему картиной, лишенной смысла.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое конфликт в литературе, следует обязательно принимать во внимание внутренний мир главного героя. Миропонимание одного персонажа очень часто противопоставляется окружающему обществу.

Важнейшая функция сюжета - обнаружение жизнен­ных противоречий, т. е. конфликтов (в терминологии Гегеля - коллизий).

Конфликт – противоборство противоречия либо между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия. Если мы имеем дело с малой эпической формой, то действие развивается на основе одного единственно конфликта. В произведениях большого объема увеличивается число конфликтов.

Конфликт – стержень, вокруг которого все крутится. Сюжет менее всего напоминает сплошную, непрерывную линию, соединяющую начало и конец событийного ряда.

Этапы развития конфликта - основные сюжетные элементы:

Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка

Экспозиция (лат. – изложение, объяснение) – описание событий, предшествующих завязке.

Основные функции: Знакомство читателя с действием; Представление действующих лиц; Изображение ситуации до конфликта.

Завязка – событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации. Она может вырастать из экспозиции.

Развитие действия – вся система последовательного развертывания той части событийного плана от завязки до развязки, которая руководит конфликтом. Может быть спокойным или неожиданными поворотами (перипетиями).

Кульминация - момент наивысшего напряжения конфликтаимеет решающее значение для его разрешения. После чего развитие действия поворачивается к развязке.

Число кульминационных моментов может быть большим. Это зависит от сюжетных линий.

Развязка – событие, разрешающее конфликт. Чаще всего финал и развязка совпадают. В случае открытого финала развязка может и отступить. Развязка, как правило, сополагается с завязкой, вторит ей неким параллелизмом, завершая некий композиционный круг.

Классификация конфликта:

Разрешимые (ограниченные рамками произведения)

Неразрешимые (вечные, универсальные противоречия)

Типы конфликтов:

а) человек и природа;

б) человек и социум;

в) человек и культура

Способы реализации конфликта в разного рода литературных произведениях:

Часто конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает на фоне бескон­фликтной ситуации, обостряется и разрешается как бы на глазах читателей. Так обстоит дело во многих приключенческих и детективных романах. Так обстоит дело в большей части лит произведений эпохи Возрождения: в новел­лах Боккаччо, комедиях и некоторых трагедиях Шекспира. Например, душевная драма Отелло всецело сосредоточена на том промежутке времени, когда Яго плел свою дьяволь­скую интригу. Злой умысел завистника - главная и един­ственная причина страданий главного героя. Конфликт трагедии «Отелло», при всей его глубине и напряженнос­ти, преходящ и локален.

Но бывает и иначе. В ряде эпических и драматичес­ких произведений события разворачиваются на постоян­ном конфликтном фоне. Противоречия, к которым привле­кает внимание писатель, существуют здесь и до начала изображаемых событий, и в процессе их течения, и после их завершения. Происшедшее в жизни героев выступает как своего рода дополнение к и без того имевшимся противоречиям. Это могут быть как разрешимые, так и неразрешимые конфликты (Достоевский "Идиот", Чехов "Вишневый сад") Устойчиво конфликтные положения при­сущи едва ли не большей части сюжетов реалистической литературы XIX-XX вв.

Что заставляет читателя взглянуть на первую страницу художественного произведения? Кто-то взял в руки книгу из-за имени автора, кого-то привлекло броское или провокационное название повести или романа. А дальше? Что может заставить прочитывать страницу за страницей, нетерпеливо «проглатывая» печатные строки? Конечно, сюжет! И чем острее он закручен, чем мучительнее переживания персонажей, тем интереснее читателю следить за его развитием.

Основная составляющая идеально развивающегося сюжета - конфликт, в литературе это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций. Все это рождает взаимосвязь между литературными образами, за ним, как за поводырем, развивается сюжет.

Определение конфликта и как он применяется

Стоит более детально рассмотреть такое понятие, как конфликт. Определение в литературе некой специфической формы, своеобразного приема, отражающего противоборство характеров главных героев, различное понимание ими одной и той же ситуации, объяснение причины их чувств, мыслей, желаний в схожих или одних и тех же обстоятельствах и есть конфликт. Если говорить более простым языком, то это борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, правдой и ложью.

Столкновение антагонизмов мы находим в каждом художественном произведении, будь то небольшой рассказ, эпическая сага, эпохальный роман или пьеса для драматического театра. Только наличие конфликта способно задать идейную направленность сюжету, выстроить композицию, организовать качественную взаимосвязь противоположных образов.

Умение автора вовремя создать в повествовании, наделить противоположные образы яркими характерами, способностью защитить свою правду обязательно заинтересует читателей и заставит дочитать произведение до конца. Время от времени его надо доводить до наивысшей точки накала страстей, создавать неразрешимые ситуации, а затем позволять персонажам успешно их преодолевать. Они должны рисковать, выкручиваться, эмоционально и физически страдать, вызывая у читателей целый ворох всевозможных эмоций от нежного умиления до глубокого порицания их поступков.

Каким должен быть конфликт

Истинные мастера художественного слова позволяют своим персонажам иметь и отстаивать свою точку зрения, глубоко увлекать в сети своих чувств и рассуждений читателей с разными моральными ценностями. Только в этом случае армия поклонников произведения будет расти и пополняться любителями художественного слова разного возраста, различных социальных слоев, всевозможных уровней образованности. Если автору удалось с первых страниц захватить внимание читателей и удерживать его на одном сюжетном или идейном противоборстве до финальной точки - хвала и честь его перу! Но подобное случается нечасто, и если конфликты в произведениях литературы не разрастаются, как снежный ком, не вовлекают в их решение новых персонажей, уже со своими трудностями, развить вызванный изначально интерес к себе не смогнут ни повесть, ни роман, ни пьеса даже самого знаменитого автора.

Сюжет должен динамично закручиваться до определенного момента, рождая самые невероятные ситуации: недопонимание, скрытые и явные угрозы, страх, потери - необходима постоянная динамика. Что ее может создать? Только резкий поворот сюжета. Порой он может быть вызван неожиданным обнаружением разоблачающего письма, в ином случае - похищением неопровержимых доказательств чьей-то истины. В одной главе герой может стать свидетелем какого-то преступления или пикантной ситуации, в другой - сам стать виновником чего-то неоднозначного. В третьей у него могут появиться подозрительные покровители, о которых он ничего не знает, но чувствует их присутствие. Потом может оказаться, что это вовсе не покровители, а скрытые враги из близкого к нему окружения, постоянно находящиеся рядом. Пусть порой в литературе кажутся банальными, надуманными, но они должны держать читателя в постоянном напряжении.

Влияние конфликта на остроту сюжета

Единоличные страдания и мытарства главного героя художественного произведения могут вызывать интерес и сочувствие лишь до поры до времени, если в конфликт не будут вовлечены и второстепенные персонажи повествования. Противоборство необходимо углублять и расширять, чтобы придать сюжету новизну, яркость и остроту.

Вялотекущие рассуждения, пусть даже о высоких чувствах и святой невинности, смогут вызвать у читателя желание раздраженно перевернуть скучные страницы. Потому что конечно, замечательно, но если она всякому понятна и не рождает кучу вопросов, то и увлечь чью-то фантазию никак не сможет, а нам, когда мы берем в руки книгу, необходимы яркие эмоции. Конфликт в литературе - это провокация.

Дать ее может не столько нагромождение непонятных ситуаций, как ясная и четкая цель героев, которую каждый из них проносит через все произведение, не предавая ее, даже когда писатель бросает своих персонажей в самое пекло страстей. Любая из противоборствующих сторон должна вносить свою лепту в развитие сюжета: одни своими дикими, не поддающимися логике выходками бесить читателя, другие - его успокаивать рассудительностью и оригинальностью действий. Но все вместе должны решать одну задачу - создавать остроту повествованию.

как отражение конфликтных ситуаций

Что еще, кроме книги, может вырвать нас из обыденной жизни и насытить ее впечатлениями? Романтичными отношениями, которых порой так не хватает. Путешествиями по экзотическим странам, чего наяву может позволить себе далеко не каждый. Разоблачениями преступников, скрывающихся под масками законопослушных и достойных уважения гражданин. Читатель ищет в книге то, что беспокоит его, тревожит и интересует больше всего в определенный отрезок времени, но в реальной жизни ни с ним, ни с его знакомыми ничего подобного не случается. Тема конфликта в литературе восполняет эту потребность. Мы узнаем,как все это происходит, что при этом чувствуется. Любую проблему, любую жизненную ситуацию можно найти именно в книгах и всю гамму переживаний перенести на себя.

Виды и типы конфликтов

В литературе четко выражены несколько характерных конфликтов: любовный, идейный, философский, социально-бытовой, символический, психологический, религиозный, военный. Конечно, это далеко не полный список, мы взяли для рассмотрения только основные категории, и у каждого из них свой список знаковых произведений, отражающих один или несколько из перечисленных типов конфликта. Так, шекспировскую поэму «Ромео и Джульетта», не вдаваясь в демагогию, можно отнести к любовному типу. Взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит любовь, в ней показаны ярко, трагично, безнадежно. Характер драматизма это произведение отражает как ни одно другое более в лучших традициях классики. Сюжет «Дубровского» немногим повторяет основную тему «Ромео и Джульетты» и также может служить характерным примером, но о прекрасной повести Пушкина мы вспоминаем все-таки уже после того, как назовем самую знаменитую драму Шекспира.

Необходимо упомянуть и другие типы конфликтов в литературе. Говоря о психологическом, мы вспоминаем байроновский «Дон Жуан». Образ главного героя настолько противоречив и так живо выражает внутреннее противоборство личности, что более типичного представителя упомянутого конфликта представить будет трудно.

Сразу несколько сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин», мастерски созданных характеров являются типовыми и для любовного, и для социально-бытового, и для идейного конфликтов. Столкновение различных идей, претендующих на главенство одной над другими и наоборот, проходят практически через каждое литературное творение, всецело увлекая читателя и в свою сюжетную линию, и в конфликтную.

Сосуществование нескольких конфликтов в художественной литературе

Чтобы более предметно рассмотреть,как применяются конфликты в произведениях литературы, переплетаются виды, разумнее взять для примера произведения крупной формы: «Войну и мир» Л. Толстого, «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» Ф. Достоевского, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, драму «Кукольный дом» Г. Ибсена. Каждый читатель может создать свой список из повестей, романов, пьес, в которых легко проследить сосуществование нескольких противоборств. Довольно часто встрнечается, наряду с другими, и конфликт поколений в русской литературе.

Так, в «Бесах» внимательный изыскатель найдет символический, любовный, философский, социально-бытовой и даже психологический конфликт. В литературе это практически все, на чем держится сюжет. "Война и мир» также богаты на противоборство образов и неоднозначность событий. Конфликт здесь заложен даже в самом названии романа. Разбирая характеры его героев, в каждом можно найти донжуановский психологический конфликт. Пьер Безухов презирает Элен, но он пленен ее блеском. Наташа Ростова счастлива любовью к Андрею Болконскому, но идет на поводу грешного влечения к Анатолю Курагину. Социально-бытовой конфликт угадывается в любви Сони к Николаю Ростову и вовлечении в эту любовь всего семейства. И так в каждой главе, в каждом небольшом отрывке. А все это вместе - бессмертное, великое произведение, равных которому нет.

Яркие картины противоборства поколений в романе «Отцы и дети»

Не меньших восхищений, как и «Война и мир», заслуживает роман И. Тургенева «Отцы и дети». Принято считать, что это произведение - отражение идейного конфликта, противоборства поколений. Несомненно, превосходство собственных идей над чужими, которые с равной долей уважения отстаивают все герои повести, служит подтверждением этого утверждения. Даже существующий любовный конфликт между Базаровым и Одинцовой меркнет на фоне непримиримой борьбы все того же Базарова и Павла Петровича. Читатель мучается вместе с ними, понимая и оправдывая одного, порицая и презирая другого за свои убеждения. Но у каждого из этих героев есть как и судьи, так и приверженцы среди поклонников произведения. Конфликт поколений в русской литературе нигде более не выражен так явственно.

Война идей представителей двух разных сословий, описана менее ярко, но от этого еще более трагично - мнение Базарова по отношению к собственному родителю. Это ли не конфликт? Вот только какой - идейный или все же больше социально-бытовой? В том или ином случае он драматичный, мучительный, даже страшный.

Созданный Тургеневым образ главного нигилиста из всех существующих художественных произведений всегда будет самым спорным литературным персонажем, а роман был написан в 1862 году - более полутора века назад. Это ли не доказательство гениальности романа?

Отражение социально-бытового конфликта в литературе

В нескольких словах мы уже упоминали об этом виде конфликта, но он заслуживает более детального рассмотрения. В «Евгении Онегине» Пушкина он раскрыт настолько простыми словами, так явственно встает перед нами с первых строк произведения, что ничто другое не доминирует над ним, даже мучительная любовь Татьяны и безвременная смерть Ленского.

«Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел... Что может быть на свете хуже семьи...», - говорит Евгений, и ему веришь, его понимаешь, пусть даже у читателя и иные взгляды на предмет! Столь непохожие личностные ценности Онегина и Ленского, их мечтания, стремления, образы жизней - кардинально противоположные - отражают не что иное, как именно социально-бытовой конфликт в литературе. двух ярких миров: стихи и проза, лед и пламень. Эти две полярные противоположности не могли сосуществовать вместе: апофеоз конфликта - гибель на дуэли Ленского.

Философский и символический виды конфликтов и их место в художественной литературе

Что до философского конфликта, то идеальнее примеров для его изучения, чем произведения Федора Достоевского, с первых минут и не вспомнишь. «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и дальше по списку бессмертного наследия Федорова Михайловича - все соткано из тончайших философских нитей рассуждений практически всех без исключения персонажей его произведений. Произведения Достоевского - яркие примеры конфликтов в литературе! Чего стоит развратная (но для героев довольно обыденная) тема прелюбодеяния, проходящая через весь роман «Бесы», и особенно ярко выраженная в запретной долгое время главе «У Федора». То, какими словами эти пристрастия оправдываются и объясняются - не что иное, как внутренний философский конфликт персонажей.

Ярким примером символизма служит произведение М. Метерлинка «Синяя птица». В нем реальность растворяется в воображении и наоборот. Символическое перевоплощение веры, надежды, собственной убежденности в мифическую птицу - сюжет образцово-показательный для этого вида конфликта.

Символичны также у Сервантеса, у Шекспира, девять кругов ада у Данте. Современные авторы мало используют символизм в качестве конфликта, но эпические произведения им переполнены.

Виды конфликтов в произведениях Гоголя

Произведения величайшего писателя России и Украины насыщены ярко обозначенным символизмом с его чертями, русалками, домовыми - темными сторонами душ человеческих. Повесть «Тарас Бульба» заметно отличается от большинства творений Николая Васильевича полным отсутствием потусторонних образов - все реально, исторически оправдано и по накалу конфликтов ничем не уступает той части художественного вымысла, который существует в каждом литературном произведении в той или иной степени.

Типичные виды конфликтов в литературе: любовный, социально-бытовой, психологический, конфликт поколений можно легко проследить в «Тарасе Бульбе». В русской литературе образ Андрия настолько выверен как пример, на котором они завязаны, что не надо лишний раз вдаваться в пояснения, в каких именно сценах они прослеживаются. Достаточно перечитать книгу и обратить на некоторые моменты особое внимание. Конфликты в произведениях русской литературы для этого и применяются.

И еще немного о конфликтах

Существует множество разновидностей конфликта: комический, лирический, сатирический, драматический, юмористический. Это так называемые пафосные виды, их применяют для усиления жанровой стилистики произведения.

Такие виды конфликтов в литературе, как сюжетные - религиозные, семейные, межнациональные - проходят через произведения соответствующей конфликту темы и накладываются на все повествование в целом. Кроме этого, наличие того или иного противоборства может отражать чувственную сторону повести или романа: ненависть, нежность, влюбленность. Для того чтобы подчеркнуть какую-то грань отношений между персонажами, обостряют между ними конфликт. Определение в литературе этого понятия давно имеет четкую форму. Противоборство, противостояние, борьба применяется при необходимости более яркого выражения не только характера персонажей и главной сюжетной линии, но и целой системы идей, нашедших отражение в произведении. Конфликт применим в любой прозе: детской, детективной, женской, биографической, документальной. Все не перечислить, они как эпитеты - многочисленны. Но без них не создается ни одно творение. Сюжет и конфликт в литературе неразлучны.

Значение слова КОНФЛИКТ в Словаре литературоведческих терминов

КОНФЛИКТ

- (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. К. выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие К. приводит в движение сюжетное действие. К. может быть разрешимым или неразрешимым (трагический К.), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя). Особое значение как элемент сюжета имеет в драматургических произведениях (см. драма).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОНФЛИКТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОНФЛИКТ в Словаре Аналитической психологии:
    (Conflict; Konflikt) — состояние нерешительности, неуверенности, сопровождаемое внутренним напряжением. (См. также противоположности и трансцендентная функция).«Явно невыносимый конфликт есть доказательство правоты …
  • КОНФЛИКТ в Новейшем философском словаре:
    (лат. conflictus - столкновение) - в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его …
  • КОНФЛИКТ
    ИНТЕРЕСОВ - ситуация, когда человек или фирма выступают одновременно в нескольких лицах, цели которых при этом не совпадают, например, когда …
  • КОНФЛИКТ в Словаре экономических терминов:
    (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположных интересов, противоречие во взглядах и в …
  • КОНФЛИКТ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - неизбежное проявление противоречивости жизни общества, результат различного отношения групп к энтропийным процессам, к дезорганизации, к вызову истории. К. можно …
  • КОНФЛИКТ в Литературной энциклопедии:
    [буквально «столкновение»]. — В широком смысле К. следует называть ту систему противоречий, к-рая организует художественное произведение в определенное единство, ту …
  • КОНФЛИКТ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (лат. conflictus - столкновение), предельно обострённое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К. подразделяются на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные …
  • КОНФЛИКТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. conflictus - столкновение) столкновение сторон, мнений, …
  • КОНФЛИКТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. conflictus - столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к …
  • КОНФЛИКТ
    [от латинского conflictus столкновение] столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий …
  • КОНФЛИКТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Столкновение, серьезное разногласие, спор. Вступить в к. Семейный к. К. на границе. Кон-фликтный - характеризующийся конфликтом, относящийся …
  • КОНФЛИКТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Столкновение, серьезное разногласие, спор. Вступить в к. Семейный к. Вооруженный к. на границе. II прил. конфликтный, -ая, …
  • КОНФЛИКТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНФЛ́ИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (коллизия художественная), противоборство, противоречие между изображёнными в произв. действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, разл. сторонами характера. Непосредственно …
  • КОНФЛИКТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    конфли"кт, конфли"кты, конфли"кта, конфли"ктов, конфли"кту, конфли"ктам, конфли"кт, конфли"кты, конфли"ктом, конфли"ктами, конфли"кте, …
  • КОНФЛИКТ в Словаре эпитетов:
    Бескомпромиссный, бесплодный, бессмысленный, вздорный, длительный, долговременный, драматический, затяжной, извечный, кровавый, кровопролитный, крупный, мелкий, нелепый, необоснованный, непрестанный (обычно мн.), несерьезный, нескончаемый, …
  • КОНФЛИКТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов; серьезное разногласие, спор. Семейный конфликт. Военный конфликт. Вступить в конфликт с законом. Урегулировать …
  • КОНФЛИКТ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • КОНФЛИКТ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. confl ictus столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый …
  • КОНФЛИКТ в Словаре иностранных выражений:
    [ столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый …
  • КОНФЛИКТ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: коллизия, столкновение, противоречие, разноречивость, двойственность, несоответствие, несогласованность, взаимоисключение Ant: согласие, …
  • КОНФЛИКТ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • КОНФЛИКТ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: коллизия, столкновение, противоречие, разноречивость, двойственность, несоответствие, несогласованность, взаимоисключение Ant: согласие, …

Конфликт и его психологический анализ на примере произведения литературы: предмет, стороны, стратегия взаимодействия, описание конфликта по стадиям и фазам. Основные типы конфликтных личностей, их характеристика и способы урегулирования конфликта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Объект, предмет и тип конфликта в произведении Александра Вампилова "Свидание", причины его возникновения. Психологические составляющие конфликта. Инцидент, эскалация и разрешение конфликта. Латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2009

    Конфликт как форма внутривидовой и межвидовой борьбы за существование. Основные участники конфликта. Образ конфликтной ситуации как отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Субъективные составляющие конфликта.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2009

    Функционирование конфликта, его структура, функции и типология. Причины возникновения, основные этапы развития и стадия завершения конфликта. Типология конфликтных личностей. Способы предотвращения конфликтов, избегание проявления конфликтогенов.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Социально-психологическая характеристика конфликтов. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта. Типы конфликтов и способы поведения в них. Периоды и этапы развития конфликта. Диагностика конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Описание конфликтной ситуации, ее структурно-функциональный анализ: характеристика его участников, их позиция и роли в нем. Типология и предмет конфликта. Динамика изменения используемых видов поведения каждого из участника. Метод разрешения конфликта.

    реферат , добавлен 25.06.2012

    Анализ этапов социального конфликта. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов. Формы участия третьей стороны в конфликте. Конфликт как тип трудной ситуации. Методология науки о конфликте. Стратегия выхода из конфликта.

    шпаргалка , добавлен 15.06.2010

    Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов. Основные черты конфликта, его этапы и составляющие. Структурные элементы конфликта: стороны, предмет, образ ситуации, мотивы, позиции сторон-конфликтеров.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Конфликтология как наука. Подходы к пониманию природы социального конфликта. Основные психотипы людей: интроверт; экстраверт. Предмет конфликтологии и методы исследования. Элементы конфликтного взаимодействия. Исследовательские методы науки о конфликте.

    реферат , добавлен 15.04.2010

    Роль и место конфликтов в истории развития человечества. Конфликт как социальное явление. Источники конфликта в обществе. Политический конфликт: сущность, виды и способы разрешения. Пример урегулирования внутриполитического конфликта на примере Канады.

Выбор редакции
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...