Студенчество как особая социальная группа. Социальные статусы и роли


Соц. статус –это набор, совокупность соц. функций, осущ-х в рамках прав и ведущих к социально значимому ожидаемому результату.

Разновидности соц. статусов. 1) Генеральный (всеобщий) статус (напр. статус гражданина -если мы его имеем, то можно получить и др. статусы) 2) Аскритивные достигаются без ваших усилий (дочь…) 3) Достигаемые, зависят от наших усилий (студент…) 4) Формализованные статусы, официально удостоверяют статус (директор) 5) Неофициальный (подруги невесты…) Современное общ-во основывается на широком разделен труда и ф-ций людей в процессе общего воспроизведения. В соответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе (статус - в современн общ-ве, оно охватыв профессию, экон и пол положение, демограф признаки чел). Каждому статусу предписаны определенн права и обязанн. Они могут носить формальный (нормативно установленн) или неформал характер. Для каждого чел характерен определенный набор статусов. Наиболее характерен статус чел, выделяющий его от других - главный статус. Статус чел, в кот он рожден - приписываем статус. Чел имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон в рамках котого варьирует поведение человека. Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.В статусном наборе можно выделить:

Основные статусы - социальные позиции, которые определяют общественное положение его носителя; . не основные статусы - временные социальные позиции, права и обязанности носителей которых трудно определить. В статусный набор входят следующие элементы:. главный статус - наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе;. личный статус - это положение, которое человек занимает в малой (первичной) группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам; социальный статус - это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, пола, возраста др).

По происхождению социальный статус подразделяют на:. прирожденный статус - это то положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения {пол, национальность,раса); приписываемый статус - это положение, которое человек приобретает с рождения или которое позже обязательно будет признано обществом или группой. Приписываемый статус является социально приобретенным;

    достигаемый статус - это положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору либо благодаря удаче или везению (не связан с фактом рождения); смешанный статус обладает чертами и приписываемого, и достигаемого статусов.

23.Социальная роль. Ролевой набор.

Социальная роль –это набор целесообразных действий и норм поведения. Есть главные и второстепенные социальные роли, социальные роли могут оцениваться по-разному. Парсонс выделяет 5 осн черт любой роли: 1) эмоциональность – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности, 2)способ получения – одни предписывают, др завоевывают, 3)масштабность – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта, 4)формализация – действие в строго установленных правилах либо произвольно, 5)мотивация – на общее благо, на личную прибыль. Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом, называется ролевым набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Ролевой набор формирует набор социальных отношений. Готовность, предрасположенность к социальному отношению принято называть установкой. «Ролевой набор» - все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Чисто ролевое поведение - модель поведения, основывающегося только на статусных и ролевых предписаниях, на которую не влияют личностные особенности субъекта или особенности ситуации. Реальное поведение людей чаще всего не сводится к чисто ролевому, оно значительно богаче.

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Самарский государственный экономический университет

Кафедра социально-политических наук

по социологии

на тему: «Студенчество как особая социальная группа»

Выполнила: студентка

2 курса ПЭФ ЭОТ

Липей Е.А.

Научный рук-ль: Лебедева Л.Г.

Введение

1.1 Понятие о студенчестве

Заключение

Введение

Выбор темы реферата не составил трудности, т.к. сама принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

В философско-социологической литературе проблема студенчества начала активно разрабатываться в 60-е гг. Различные аспекты этой проблемы, такие, как социальные источники пополнения студенчества, особенности различных его профессиональных групп, высшая школа как канал социальных перемещений, рассматривались такими исследователями, как Дмитриев А.В., Иконникова С.Н., Колесников Ю.С., Лисовский В.Т., Рубин Б.Г., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н., Саар Э.А., Титма М.Х., Филиппов Ф.Р. и др.

В данной работе я попытаюсь рассмотреть такие аспекты, как источники пополнения студенчества, социальный статус и самочувствие студента, а также политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов. Но сначала, конечно же, необходимо дать понятие о такой социальной группе, как студенчество.

Глава 1. Социальная структура студенчества

1.1 Понятие о студенчестве

Студенчество - это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества - его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности. Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия. - М.:1998, стр. 544.

Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества.

Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

1.2 Источники пополнения студенчества

Проблема воспроизводства студенческой молодежи может рассматриваться в различных аспектах. Поскольку студенчество формируется из молодых представителей различных слоев, то в периоды трансформации социальной структуры общества оно может служить индикатором этих процессов.

Само оно также является их активным участником: ведь высшее образование выполняет функцию индивидуальной и/или групповой социальной мобильности и воспроизводства слоев, занимающихся высококвалифицированным и сложным трудом.

Анализ социальной структуры студенчества важен и в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для различных слоев, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех».

Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в какой социальной среде имеются оптимальный материальные и культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие - менее конкурентоспособными.

Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? Каковы основные социальные источники пополнения? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?

Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа. Во-вторых, социальный состав студенчества достаточно пестрый: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты, появившиеся в ходе реформ (владельцы собственного дела, предприниматели). В-третьих, доминирующей группой являются студенты - выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, среди студентов значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. В-пятых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя - молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя - владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.

Важной особенностью социального состава студенчества является высокая занятость родителей в государственном или негосударственном секторе экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у слоев, «завязанных» на госсектор. Еще одна линия расслоения студенчества «пролегла» между вузами: оказалось, что разные вузы «аккумулируют» студентов из разных стран далеко не одинаково. Конечно, и раньше были вузы, отличавшиеся как престижностью, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей студентов выходцев из рядов советской элиты). Однако сейчас список элитарных вузов пополнился.

Наряду с экономическим положением родительских семей, с начала 90-х годов начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни студентов: дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что, по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества. Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е. подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень жизни.

Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т. е. выполняют не только свою прямую функцию).

Обучение в вузах является важнейшим каналом социальных перемещений (социальной мобильности) для молодёжи из всех социальных групп и слоёв. При быстром росте абсолютной численности и доли специалистов вообще и слоя специалистов высшей квалификации в частности последний слой находится в процессе расширенного воспроизводства. Вполне понятно, что в условиях, когда численность рассматриваемого слоя почти удваивается на протяжении каждого последнего десятилетия, проблема социальных источников его пополнения требует особенно внимательного анализа. Решающими факторами, определяющими всё более равномерное пополнение студенчества из всех социальных групп общества, являются следующие два.

Сближение социальных групп по материальным условиям существования.

Осуществление всеобщего полного среднего образования означает важнейший шаг в преодолении культурных различий среди молодёжи, принадлежащей по рождению и воспитанию к разным социальным группам, проживающей в городе или деревне.

Оба отмеченных исторических по своему значению достижения на пути к более полному социальному равенству оказывают всё более существенное воздействие на выравнивание возможностей получения высшего образования молодым поколением. Социальный состав поступающих в вузы и всего контингента студенчества (без обучающихся на вечерних и заочных факультетах) последовательно приближается к социальному составу населения. Изменения в последнем наиболее точно фиксируются переписями населения. Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). - М.: Гардарики, 2002, стр. 138 - 145.

Противоречивое воздействие различных факторов создало неоднозначную ситуацию в отечественной высшей школе. Социальный механизм пополнения студенчества делает вузовскую систему все более самовоспроизводящейся.

Социолог Л.И. Бойко опубликовал следующие данные о социальной структуре студенчества. В составе студентов преобладают молодые люди, чьи родители имеют высокий образовательный уровень: не менее 60% опрошенных являются выходцами из семей специалистов с высшим образованием, а около 30% - со средним специальным. Существенно увеличился удельный вес тех, чьи родители являются руководителями различного ранга; у каждого третьего студента отец и у каждого пятого - мать принадлежат к этой категории. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. 2002. №3. Стр. 81.

Указанные факторы предопределяют высокий экономический статус большинства студентов.

За последнее время доля благополучных в материальном положении студентов возросла и составляет едва ли не 3/4 опрошенных (для сравнения: согласно аналогичным социологическим замерам, среди "взрослых" таковых не более 30%). Причем эта часть определяет общий облик и социальное самочувствие студентов. Следовательно, студенчество пополняется преимущественно из слоев, во многом успешно адаптировавшихся к рыночным отношениям, хорошо обеспеченных.

Это явление выступает показателем того, что социальный состав студентов асимметричен социальной структуре общества, имеет весьма узкую социальную базу пополнения.

Значительное расслоение студентов происходит и в учебном процессе: речь идет не только об успеваемости, уровнях прилежания, но и различиях в побудительных факторах учения.

Наряду с теми, кто достаточно адекватно реагирует на рыночные импульсы и вследствие этого проявляет активность в освоении знаний, наличествует большая группа студентов с противоположными устремлениями. Для них характерно отсутствие более или менее четких ориентиров, формальное приспособление или отчуждение от учебно-воспитательного процесса, значимость внешних стимулов в учебе, таких как силовое воздействие деканата, жесткий контроль за посещаемостью занятий и т.д.

Более того, ими игнорируется необходимость существенных собственных усилий для овладения знаниями, обретения профессионального

самоопределения.

Из этого можно сделать вывод о том, что социально защитные функции высшего образования в ряде случаев формируют несамостоятельные позиции студентов. Молодёжь в начале XXI века: основные ценности, позиции, ориентиры: Материалы Всероссийской студенческой конференции. 21 - 22 ноября 2002. - Самара: СГЭА, 2002, стр. 104 - 105.

Глава 2. Социальный облик студенчества

2.1 Социальный статус и самочувствие студента

При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми формами социальной активности, характерной не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится в вузе.

Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни.

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

Как показывает исследование, в технических вузах приток студентов из родного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодежи оказывается менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределении через вуз элемент личной инициативы проявляется немного позже.

Студенты из малых и средних типов поселений, как правило, возвращаются в родные места, хотя в настоящее время это можно считать вынужденной акцией. Выявленное в прежних исследованиях желание закрепиться в более развитых типах поселений сегодня не обеспечивается гарантиями трудоустройства. Отсюда - увеличение в перспективе миграционной подвижности молодежи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем более стабильной социальной позиции.

Говорить о социальном статусе студентов в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции всей социальной структуры.

Более важными являются те статусные характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

Насколько успешны попытки современных студентов обрести собственный материально-бытовой статус? Основным источником доходов для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Семейной поддержки вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая наличия таковой, просто не считают ее существенной. Второй по значимости источник - стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств к существованию могут назвать ее лишь 1/3 студентов (различия между вузами здесь несущественны). Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов.

Существенны различия по полу. Дополнительный доход имеет каждый пятый, но среди юношей это 27%, а среди девушек - 14%, т. е. вдвое меньше. Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек.

Для того чтобы снять негативные последствия необходимого отключения от учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с получаемой в вузе подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей будущей профессией. Чередниченко Г.А. Молодёжь России: Социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). - СПб.: РХГИ, 2004, стр. 36 - 45.

Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, рекреационные занятия, покупка одежды. У каждого четвертого студента основная часть средств идет на оплату жилья, у каждого пятого - на приобретение учебных принадлежностей.

Развитие материально-бытового статуса студентов связано с их отношением к предметно-вещному миру, всегда существенному в самосознании и самочувствии студентов.

Судя по результатам исследования, каждый пятый студент уже имеет собственное жилье (квартиру, частный дом). Это естественно, ибо половина опрошенных живут с родителями, имея право на жилплощадь, и еще 7% являются непосредственными собственниками жилья.

Не обошла молодежь и новые формы «вложения капитала»: у половины студентов классического и педагогического университетов имеются ценные бумаги и драгоценности (дорогие ювелирные изделия и т. д.), которые более чем у третьей части всех студентов считаются необходимым атрибутом материального статуса. В ряде вузов используются кредитные карточки при получении стипендии через банковские депозиты.

То, что материально-бытовой статус студента находится в процессе становления и оформления, это очевидно. С чисто юношеским эгоизмом студент ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части шкалы.

В то же время самоопределиться в бытовой сфере у части студентов связано с наличием собственной семьи. Студенческие семьи (т. е. семьи, в которых студентом является хотя бы один из супругов) нуждаются в поддержке - это бесспорный факт.

Некоторые аспекты психоэмоционального состояния студентов.

Переход от школьного образования к вузовскому, профессиональный рост студентов от начальных курсов к старшим сопровождается развитием личности и ее психики. Наблюдая отношение студентов к изучаемому предмету, поведение их в студенческой группе, можно отметить некоторые закономерности психоэмоционального состояния студентов. По мере обучения в вузе возрастает запоминание пройденного учебного материала, уровень его изложения при ответах, и наоборот, снижаются эмоции по поводу "открытий" неизвестного.

Студенты испытывают определенное давление студенческой среды. Если в школе можно было апеллировать к преподавателям, искать поддержки у родителей, то в вузе это не принято. На образ жизни студентов влияет необходимость пребывания в больших коллективах - это студенческая группа, поток, курс.

Безусловно, на студентов оказывает влияние их взросление от курса к курсу. Однако они продолжают нести на себе образ школяра: волнуются когда их спрашивают на занятиях, когда предстоит контрольная работа. Замечено, что в процессе обучения в вузе нередко у студентов возникает психоэмоциональное напряжение - своеобразный стресс. Причиной такого состояния может быть перегрузка или слишком малая загрузка учебными делами. Перегрузка вызывает беспокойство в плане опасения не успеть, не справиться, получить неудовлетворительную оценку. Малая нагрузка создает беспокойство относительно своей ценности - студенты нередко обижаются, если их игнорируют в какой-то работе, не спрашивают на занятиях и т.д. Молодёжь в начале XXI века: основные ценности, позиции, ориентиры: Материалы Всероссийской студенческой конференции. 21 - 22 ноября 2002. - Самара: СГЭА, 2002, стр. 105 - 106.

Плохое социальное самочувствие значительной части студентов вызвано не решаемыми социальными проблемами. Степень тревожности девушек-студенток значительно выше, чем у юношей. Всех одинаково волнует плохое материальное положение. Но по перспективам - возможная безработица, плохая забота о досуге, друг о друге - настроение девушек заметно хуже, чем мужчин, которые, в свою очередь, больше беспокоит дополнительный заработок.

2.2 Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов

Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко не всегда связано с ее реальным участием в этих переменах) осознается представителями различных политических сил - от правящих до оппозиции. И этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика».

Как и других групп молодежи, политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов, хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь.

Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю.

Сегодня, когда выполнение общественных поручений, членство в политической организации перестало быть индикатором социальной активности, многие формы участия студентов в политической деятельности свелись к минимуму. Причем, как обычно бывает, налицо маятниковое движение - от формального, вынужденного участия («занимаюсь», «выполняю», «состою») - к неучастию. Надежды на то, что участие станет пусть и гораздо менее массовым, но осознанным и добровольным, не оправдались. Если же учесть (и это сегодня становится все более ясным), что в деятельности вузовских комсомольских организаций были не только негативные моменты (идеологизированность, заорганизованность, формализм), но и позитивные (организация учебы, труда, быта и досуга студентов, формирование качеств лидера и руководителя), то становится понятным: нынешние ориентации подавляющего большинства студентов будут серьезными препятствиями для преодоления институционального кризиса в молодежном движении.

Отмеченная тенденция является общераспространенной. Различия по полу (юноши чуть активнее), по направлению обучения (естественники и экономисты чуть активнее технарей и гуманитариев), и по вузам мало значимы и лишь подтверждают общую тенденцию.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня - информационная. Выясняется несостоятельность распространенного в последние годы стереотипа, когда аполитичность молодежи (факт реальный применительно к участию в политической деятельности, политических партиях, движениях) переносилась и на ее отношение к информации о политике. Особенно это недопустимо относить к студентам-гуманитариям и экономистам, чей интерес к политической информации выше среднего. Поэтому представляется не совсем оправданным происшедшее в последние годы свертывание налаженной системы политического информирования студентов. Этому способствовало и то, что многие кафедры общественных и гуманитарных наук - под предлогом «деидеологизации», «деполитизации» - крайне мало используют потенциал своих базовых курсов и спецкурсов для систематического информирования студентов по актуальным политическим проблемам. Однако недопустима односторонность политического информирования студентов, превращение его в политическую агитацию. В условиях предвыборной борьбы это может привести к втягиванию студенчества в политические игры на стороне тех или иных сил. Поэтому включение в уставы многих вузов положения о недопустимости политической пропаганды в обучении и воспитании студентов должно неукоснительно соблюдаться.

Большинство студентов отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентаций сохраняется. Хотя - и это нужно предвидеть - дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.

Деидеологизация, крушение веры в различные «измы» сказывается на достаточно широкой поддержке студентами неполитических движений и объединений, выдвигающих в качестве основной задачи социальную защиту определенных групп населения. Можно предположить, что немалую поддержку получило бы у студентов и движение, стремящееся специально выразить и защитить интересы молодых людей.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и нерешенные проблемы.

Все более значимыми становятся не столько общественные, сколько личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в жизни, что и используется социологами как индикатор их ценностных ориентаций.

В ряду наиболее значимых ценностей:

дело по душе, интересная работа.

высокий заработок, материальное благополучие.

хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви.

В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные установки и общечеловеческие ценности?

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.

Выясняется, что представления о кризисе идеалов и ценностей молодых нуждаются в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеалы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это - при всех издержках - позитивный момент.

Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а также недостаточность для нее социально-культурных благ не попали в число важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких.

Нет открытия в том, что юноши-студенты в среднем гораздо больше тратят денег на досуговую деятельность, чем девушки-студентки.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное - происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы - образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда.

Список использованной литературы

http://www.ronl.ru/sociologiya/11803.htm

Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. - 2002. -№3.

Молодёжь в начале XXI века: основные ценности, позиции, ориентиры: Материалы Всероссийской студенческой конференции. 21 - 22 ноября 2002 (Самарская государственная экономическая академия и др.). - Самара: СГЭА, 2002.

Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). - М.: Гардарики, 2002.

Студенчество // Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия. - М.:1998, стр. 544.

Чередниченко Г.А. Молодёжь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). - СПб.: РХГИ, 2004.

Подобные документы

    Самоидентификация личности как объект социологического анализа. Понятие "студенчество" в контексте социологии культуры. Направления самоидентификации студенчества. Самоидентификационный портрет студента Ставропольского края.

    диссертация , добавлен 18.07.2007

    Место студенчества в социальной структуре общества. Генезис молодежи как социальной группы. Понятие ценности и ценностных ориентаций. Факторы, определяющие представления студенчества. Основные группы ценностных ориентаций российского студенчества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2008

    Место культурно-нравственных ценностей в структуре общественных отношений. Социальные реформы и нравственная культура студенчества. Религия формирования нравственности. Анализ и классификация культурно-нравственных аспектов социальных действий личности.

    дипломная работа , добавлен 02.01.2018

    Специфика социологических подходов к научному исследованию моды. Социальный ритм модного процесса, его задачи, формы и функции. Модное поведение индивида и группы в трансформирующемся обществе. Механизм влияния моды на социальное поведение студенчества.

    магистерская работа , добавлен 26.09.2010

    Понятие культуры с точки зрения социологического подхода. Особенности культуры студенчества, как отдельной социальной группы. Социологическое исследование духовного мира студенческой молодежи и ее жизненных установок А.В. Соколова и Т.Г. Исламишиной.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Исследование особенностей студенчества как специфической социальной группы. Изучение политических ориентаций студенческой молодёжи Бурятского государственного университета (анкетный опрос студентов). Основные факторы, воздействующие на их формирование.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2012

    Самоидентификация личности как объект социологического анализа. Социокультурный аспект самоидентификации личности. Понятие "студенчество" в контексте социологии культуры. Самоидентификационный портрет студента Ставропольского края.

    диссертация , добавлен 28.05.2007

    Понятие о социальных группах: формы взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция. Классификация групп по численности и взаимосвязи. Общие признаки: социальная интеракция, стигмация, идентификация, хаббитуализация. Социальный статус и роль.

    реферат , добавлен 27.07.2009

    Молодежь как особая социальная группа. Проблема молодежного алкоголизма в Беларуси. Основная причина, распространенность, интенсивность употребления спиртных напитков среди студентов. Вред алкоголя для молодого организма. Алкоголизм как социальная угроза.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2016

    Этапы процесса институализации. Свойства социальных институтов в стабильных и нестабильных (переходных) обществах как индикаторов социальной стабильности. Ролевые отношения в семье. Семья как социальная группа и ее функции. Типы семейного воспитания.

Введение

Выбор темы данной работы не составил трудности, т.к. я сама являюсь студенткой и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Цель данной работы – рассмотреть социологию студенчества.
Задачи:
- исследовать социальную структуру студенчества;
- рассмотреть социальный статус студента;
- дать характеристику современного студенчества.

1. Социальная структура студенчества

Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности. 1
Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.
Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.
Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.
Проблема воспроизводства студенческой молодежи может рассматриваться в различных аспектах. Поскольку студенчество формируется из молодых представителей различных слоев, то в периоды трансформации социальной структуры общества оно может служить индикатором этих процессов.
Само оно также является их активным участником: ведь высшее образование выполняет функцию индивидуальной и/или групповой социальной мобильности и воспроизводства слоев, занимающихся высококвалифицированным и сложным трудом.
Анализ социальной структуры студенчества важен и в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для различных слоев, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех».
Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в какой социальной среде имеются оптимальный материальные и культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие – менее конкурентоспособными.
Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? Каковы основные социальные источники пополнения? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?
Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т.е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа. Во-вторых, социальный состав студенчества достаточно пестрый: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты, появившиеся в ходе реформ (владельцы собственного дела, предприниматели). В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, среди студентов значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. В-пятых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.
Важной особенностью социального состава студенчества является высокая занятость родителей в государственном или негосударственном секторе экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у слоев, «завязанных» на госсектор. Еще одна линия расслоения студенчества «пролегла» между вузами: оказалось, что разные вузы «аккумулируют» студентов из разных стран далеко не одинаково. Конечно, и раньше были вузы, отличавшиеся как престижностью, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей студентов выходцев из рядов советской элиты). Однако сейчас список элитарных вузов пополнился.
Наряду с экономическим положением родительских семей, с начала 90-х годов XX века начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни студентов: дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что, по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества. Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е. подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень жизни.
Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т. е. выполняют не только свою прямую функцию).
Обучение в вузах является важнейшим каналом социальных перемещений (социальной мобильности) для молодёжи из всех социальных групп и слоёв. При быстром росте абсолютной численности и доли специалистов вообще и слоя специалистов высшей квалификации в частности последний слой находится в процессе расширенного воспроизводства. Вполне понятно, что в условиях, когда численность рассматриваемого слоя почти удваивается на протяжении каждого последнего десятилетия, проблема социальных источников его пополнения требует особенно внимательного анализа. Решающими факторами, определяющими всё более равномерное пополнение студенчества из всех социальных групп общества, являются следующие два:
    Сближение социальных групп по материальным условиям существования.
    Осуществление всеобщего полного среднего образования означает важнейший шаг в преодолении культурных различий среди молодёжи, принадлежащей по рождению и воспитанию к разным социальным группам, проживающей в городе или деревне.
Оба отмеченных исторических по своему значению достижения на пути к более полному социальному равенству оказывают всё более существенное воздействие на выравнивание возможностей получения высшего образования молодым поколением. Социальный состав поступающих в вузы и всего контингента студенчества (без обучающихся на вечерних и заочных факультетах) последовательно приближается к социальному составу населения. Изменения в последнем наиболее точно фиксируются переписями населения. 2
Противоречивое воздействие различных факторов создало неоднозначную ситуацию в отечественной высшей школе. Социальный механизм пополнения студенчества делает вузовскую систему все более самовоспроизводящейся.
Социолог Л.И. Бойко опубликовал следующие данные о социальной структуре студенчества. В составе студентов преобладают молодые люди, чьи родители имеют высокий образовательный уровень: не менее 60% опрошенных являются выходцами из семей специалистов с высшим образованием, а около 30% - со средним специальным. Существенно увеличился удельный вес тех, чьи родители являются руководителями различного ранга; у каждого третьего студента отец и у каждого пятого - мать принадлежат к этой категории. 3
Значительное расслоение студентов происходит в учебном процессе: речь идет не только об успеваемости, уровнях прилежания, но и различиях в побудительных факторах учения.
Наряду с теми, кто достаточно адекватно реагирует на рыночные импульсы и вследствие этого проявляет активность в освоении знаний, наличествует большая группа студентов с противоположными устремлениями. Для них характерно отсутствие более или менее четких ориентиров, формальное приспособление или отчуждение от учебно-воспитательного процесса, значимость внешних стимулов в учебе, таких как силовое воздействие деканата, жесткий контроль за посещаемостью занятий и т.д.
Более того, ими игнорируется необходимость существенных собственных усилий для овладения знаниями, обретения профессионального самоопределения.
Из этого можно сделать вывод о том, что социально защитные функции высшего образования в ряде случаев формируют несамостоятельные позиции студентов.

2. Социальный статус студента

При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми формами социальной активности, характерной не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится в вузе.
Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни.
Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.
Как показывает исследование, в технических вузах приток студентов из родного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодежи оказывается менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределении через вуз элемент личной инициативы проявляется немного позже.
Студенты из малых и средних типов поселений, как правило, возвращаются в родные места, хотя в настоящее время это можно считать вынужденной акцией. Выявленное в прежних исследованиях желание закрепиться в более развитых типах поселений сегодня не обеспечивается гарантиями трудоустройства. Отсюда – увеличение в перспективе миграционной подвижности молодежи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем более стабильной социальной позиции.
Говорить о социальном статусе студентов в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции всей социальной структуры.
Более важными являются те статусные характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности.
Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.
Насколько успешны попытки современных студентов обрести собственный материально-бытовой статус? Основным источником доходов для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Семейной поддержки вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая наличия таковой, просто не считают ее существенной. Второй по значимости источник – стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств к существованию могут назвать ее лишь 1/3 студентов (различия между вузами здесь несущественны). Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов.
Существенны различия по полу. Дополнительный доход имеет каждый пятый, но среди юношей это 27%, а среди девушек – 14%, т. е. вдвое меньше. Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек.
Для того чтобы снять негативные последствия необходимого отключения от учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с получаемой в вузе подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей будущей профессией. 4
Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, рекреационные занятия, покупка одежды. У каждого четвертого студента основная часть средств идет на оплату жилья, у каждого пятого – на приобретение учебных принадлежностей.
Развитие материально-бытового статуса студентов связано с их отношением к предметно-вещному миру, всегда существенному в самосознании и самочувствии студентов.
Судя по результатам исследования, каждый пятый студент уже имеет собственное жилье (квартиру, частный дом). Это естественно, ибо половина опрошенных живут с родителями, имея право на жилплощадь, и еще 7% являются непосредственными собственниками жилья.
То, что материально-бытовой статус студента находится в процессе становления и оформления, это очевидно. С чисто юношеским эгоизмом студент ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части шкалы.
Переход от школьного образования к вузовскому, профессиональный рост студентов от начальных курсов к старшим сопровождается развитием личности и ее психики. Наблюдая отношение студентов к изучаемому предмету, поведение их в студенческой группе, можно отметить некоторые закономерности психоэмоционального состояния студентов. По мере обучения в вузе возрастает запоминание пройденного учебного материала, уровень его изложения при ответах, и наоборот, снижаются эмоции по поводу "открытий" неизвестного.
Студенты испытывают определенное давление студенческой среды. Если в школе можно было апеллировать к преподавателям, искать поддержки у родителей, то в вузе это не принято. На образ жизни студентов влияет необходимость пребывания в больших коллективах - это студенческая группа, поток, курс.
Безусловно, на студентов оказывает влияние их взросление от курса к курсу. Замечено, что в процессе обучения в вузе нередко у студентов возникает психоэмоциональное напряжение - своеобразный стресс. Причиной такого состояния может быть перегрузка или слишком малая загрузка учебными делами.

3. Характеристика современного студенчества

Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко не всегда связано с ее реальным участием в этих переменах) осознается представителями различных политических сил – от правящих до оппозиции. И этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика».
Как и других групп молодежи, политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов, хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь.
Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю.
Все более значимыми становятся не столько общественные, сколько личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в жизни, что и используется социологами как индикатор их ценностных ориентаций.
В ряду наиболее значимых ценностей: дело по душе, интересная работа; высокий заработок, материальное благополучие; хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви 5 .
В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные установки и общечеловеческие ценности?
Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.
Выясняется, что представления о кризисе идеалов и ценностей молодых нуждаются в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеалы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это – при всех издержках – позитивный момент.
Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а также недостаточность для нее социально-культурных благ не попали в число важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких. Нет открытия в том, что юноши-студенты в среднем гораздо больше тратят денег на досуговую деятельность, чем девушки-студентки.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.
Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда.

Список использованных источников и литературы

    Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. - 2008. - №3. - С. 77-90.
    Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия. – М.: ГРАНД, 2007.
    Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи. – М.: Гардарики, 2008.
    Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2008.
    Чередниченко Г.А. Молодёжь России: Социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). – СПб: РХГИ, 2009
    и т.д.................

В ближайшем будущем политические настроения молодежи, как и то, с какими политиками она будет связывать свои ожидания, во многом станет зависеть от ее социального статуса, социокультурных установок и ценностей. Отсюда следует необходимость изучения ее самых различных групп, слоев и отрядов. Однако пока разные социальные группы молодежи изучаются социологами неравномерно. Основное внимание выделяется выпускникам средней школы и студентам педагогических вузов, и гораздо менее представлены в исследованиях многие другие профессиональные отряды студенчества, а также молодые выпускники вузов.

Исследование было проведено весной 1995 г. среди студентов вузов Свердловской области. Методом анкетного опроса изучались такие проблемы студенческой жизни, как материальное положение, уровень профессионального и социального самоопределения, политическая активность, свободное время, взаимоотношения с различными студенческими организациями.

Выбор в качестве объекта исследования студентов 3 курса обусловлен тем, что к этому времени адаптационный период завершен, влияние довузовских факторов менее значительно, актуализируются профессиональные интересы и перспективные жизненные планы.

Социальный статус и самочувствие студента

При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми формами социальной активности, характерной не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится в вузе.

В отечественных работах не всегда учитывается, что годы студенчества – вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяет модель социального поведения этой общественной группы. Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни.

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев. Процесс феминизации высшего образования остается «стихийно стабильным», хотя ситуация социального наполнения безработицы (большинство незанятых – женщины с высшим образованием) давно требует регуляции.

Как показывает исследование, в технических вузах приток студентов из родного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодежи оказывается менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределении через вуз элемент личной инициативы проявляется немного позже.

Студенты из малых и средних типов поселений, как правило, возвращаются в родные места, хотя в настоящее время это можно считать вынужденной акцией. Выявленное в прежних исследованиях желание закрепиться в более развитых типах поселений сегодня не обеспечивается гарантиями трудоустройства. Отсюда – увеличение в перспективе миграционной подвижности молодежи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем более стабильной социальной позиции.

Говорить о социальном статусе студентов в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции всей социальной структуры. В исследованиях был взят один признак – образование, связь которого с фактором выбора вуза была всегда сильной.

Более важными являются те статусные характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности. Изучение этой дифференциации важно потому, что ее структура отчасти предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом распределения в социальной структуре группы населения с высшим образованием. Ясно, что традиционные и новые слои российского общества уже воспроизводятся с участием этой молодежи.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

Насколько успешны попытки современных студентов обрести собственный материально-бытовой статус? Основным источником доходов для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Семейной поддержки вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая наличия таковой, просто не считают ее существенной. Второй по значимости источник – стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств к существованию могут назвать ее лишь 1/3 студентов (различия между вузами здесь несущественны).

Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов. Утрачивают значение в качестве источников средств к существованию стройотряды. Их роль сегодня стала сопоставима с прибылью от перепродажи товаров, теневого бизнеса и других «новых» видов получения доходов, хотя официально в наличии разовых заработков признается каждый десятый студент.

Существенны различия по полу. Дополнительный доход имеет каждый пятый, но среди юношей это 27%, а среди девушек – 14%, т. е. вдвое меньше. Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек. В отличие от прежних лет, когда летний труд в стройотряде мог обеспечить средства для нескольких месяцев нормальной жизни, сегодня главное для молодежи – уже в вузовский период найти постоянный заработок и сохранять трудовые отношения в период обучения.

Для того, чтобы снять негативные последствия необходимого отключения от учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с получаемой в вузе подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей будущей профессией.

Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, рекреационные занятия, покупка одежды. У каждого четвертого студента основная часть средств идет на оплату жилья, у каждого пятого – на приобретение учебных принадлежностей. В то же время тенденция приема в вузы местной молодежи оборачивается тем, что 2/3студентов не нуждаются в затратах на жилье, на приобретения товаров длительного пользования, финансирование летнего отдыха, ибо опираются на поддержку родительской семьи.

Трудно однозначно выявить и оценить такие статьи расходов, как «для досуга» и «на каникулы». Без специального анализа не ясно, связанно ли это с содержанием программы досуговой деятельности или же тем, что свободное время уходит не на развлечения, а в основном на приработки, что косвенно подтверждается значительным количеством тех студентов, у которых нет вообще затрат на свободное времяпрепровождение.

Развитие материально-бытового статуса студентов связано с их отношением к предметно-вещному миру, всегда существенному в самосознании и самочувствии студентов.

Судя по результатам исследования, каждый пятый студент уже имеет собственное жилье (квартиру, частный дом). Это естественно, ибо половина опрошенных живут с родителями, имея право на жилплощадь, и еще 7% являются непосредственными собственниками жилья.

На вопрос о «частной собственности», точнее, о наличии в собственном распоряжении некоторых предметов – товаров длительного пользования, выступающих в данном случае в качестве «знаков статуса», получены следующие ответы: из числа престижных вещей, символизирующих статус индивида в современной молодежной субкультуре, были отмечены наличие в своем распоряжении автомобиля, видео- и телеаппаратуры, компьютера. Не обошла молодежь и новые формы «вложения капитала»: у половины студентов классического и педагогического университетов имеются ценные бумаги и драгоценности (дорогие ювелирные изделия и т. д.), которые более чем у третьей части всех студентов считаются необходимым атрибутом материального статуса. В ряде вузов используются кредитные карточки при получении стипендии через банковские депозиты.

То, что материально-бытовой статус студента находится в процессе становления и оформления, это очевидно. С чисто юношеским эгоизмом студент ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части шкалы.

В то же время самоопределиться в бытовой сфере у части студентов связано с наличием собственной семьи. Студенческие семьи (т. е. семьи, в которых студентом является хотя бы один из супругов) нуждаются в поддержке – это бесспорный факт.

Плохое социальное самочувствие значительной части студентов вызвано не решаемыми социальными проблемами. Степень тревожности девушек-студенток значительно выше, чем у юношей. Всех одинаково волнует плохое материальное положение. Но по перспективам – возможная безработица, плохая забота о досуге, друг о друге – настроение девушек заметно хуже, чем мужчин, которые, в свою очередь, больше беспокоит дополнительный заработок.

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...