Своеобразие мастерства Ф. М


(III вариант)
Психологизмом в литературоведении называется способ исследования внутреннего мира героя, позволяющий показать и проанализировать его мысли и рассуждения, определить мотивы поступков. Используя открытия своих предшественников - М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени») и И. С. Тургенева («Отцы и дети»), Достоевский создал собственную концепцию психологизма и воплотил ее в своем романе.
Психологический анализ занимает важнейшее место в «Преступлении и наказании». Описание состояния"героя становится всеобщей стихией романа. Для этого Достоевским используется как обыкновенный, так и открытый психологизм, при этом новаторство писателя более всего проявилось при применении последнего вида. Главным достижением здесь считается «принцип маятника», то есть изображение не столько эволюции внутреннего мира, сколько колебаний между силами добра и зла в душе героя, конфликта между сознанием и подсознанием, намерением и его осуществлением. Автор не только показывает борьбу противоположных ощущений, но и последовательный переход из одной крайности в другую; в этом движении и связанных с ним страданиях герои (напр., Раскольников) испытывает своеобразное наслаждение («Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением».). Подобные психологические парадоксы часто встречаются в романе. Более того, персонажи изображаются в экстремальных ситуациях, когда чувства предельно обострены; такое состояние помогает автору проникнуть в душу человека и показать его внутреннюю суть.
Общим приемом, характерным для обеих форм психологизма, является использование монологов и диалогов. Достоевский впервые в литературе ввел рассказ героя о своем состоянии. На характер речи указывают авторские ремарки. Также эстречаются характерные для лермонтовского метода «исповеди» (напр., перед Соней), монологи в кабинете Порфирия Петровича, которые объясняют психологический механизм убийства «по совести». С этой идеей также связаны монологи в третьем лице, или не собственно прямая речь.
Широко использован и диалог. Помимо его классической формы присутствует и допрос (это связано с наличием элементов жанра уголовно-детективного романа). Заостряется внимание на темпе и качестве речи.
В области обыкновенного психологизма достижением писателя стала атмосфера зыбкости и призрачности в романе. Поведение героев характеризуется словами «странно», «неожиданно для себя», «как бы невольно», «вдруг». Сама реальность ставится под сомнение использованием слов «как бы», «казалось», «почти». Создается ощущение призрачности путем нарушения соотношений между внешним и внутренним; реальность становится порождением сознания (образ человека, появляющегося из-под пола). Бредовые видения Раскольникова и обычный мир изображены в романе одинаково достоверно, при помощи одних и тех же приемов; переходы от мнимости к реальности не оформляются. Подобная зыбкость является следствием убеждения автора в том, что оттенки чувств можно изобразить лишь с известной долей приближения и что существуют такие глубины в душе человека, которые не поддаются описанию. Подобные взгляды, которых придерживался и И. С. Тургенев, обусловливают использование приема умолчания.
Что касается атмосферы события, то ее описание обеспечивается подбором эпитетов, рассказом об ощущениях. В результате автором создается чувство страшной тоски и бесконечного отвращения.
Такие же эмоции вызывает и описание жилища - еще один прием психологического анализа. Комната Сони, каморка Раскольникова очень сильно влияют на души героев. Иногда Родион даже боится возвращаться к себе на квартиру, он понимает, что там его вновь начнут преследовать мысли об убийстве. Комната Сони асимметрична, темный угол в ней сопоставляется обычно с темными пятнами в душе человека.
При описании жилища и города широко использована цвето-пись. Стены, лица, обои, мебель - везде есть раздражающая и угнетающая желтизна. Город Достоевского обоняем и слышим: повсюду запах известки, скрип колес и др. Все это создает дискомфорт в душе героев и подталкивает Раскольникова к совершению преступления. Необходимо отметить пейзаж перед первым сном Родиона - живую природу, которая еще больше раздражала героя, и символический пейзаж в эпилоге, фактически библейский, указывающий на будущую благоприятную судьбу персонажа.
Вообще же сны у Достоевского имеют чрезвычайно важное значение для раскрытия внутреннего мира, душевного состояния человека. Например, первый сон Раскольникова говорит о гуманности его души, второй - о торжестве зла в нем, третий - представляет его теорию реализованной. Но сны имеют и композиционное значение. Они появляются в моменты действенного напряжения и завершают один из этапов исканий героя.
В связи с этим нельзя приуменьшить и значение сюжета, внезапные повороты которого ставят героев в экстремальные ситуации, провоцируя неоднозначное поведение. Так, последняя встреча между Дуней и Свидригайловым показывает, что зло можно победить только добром.
Наконец, необходимо отметить роль портрета. Достоевский использует принцип двоекратного портретирования (напр., Раскольников до и после раскаяния), а также психологический портрет, заимствованный у писателей-романтиков. Для автора очень важно описание глаз, мимики, жестов, улыбки. Особое внимание отводится взгляду (голубые глаза Сони и ее кроткий взгляд; сверлящие, гордые глаза Дуни). В красоте глаз для писателя - залог будущего возрождения и воскрешения души.
Теория психологизма Достоевского стала вехой в развитии русской психологической прозы, обеспечив ее создателю и его идеям прочное место в литературе.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Особенности психологического анализа романа
«Преступление и наказание»

Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как художник, обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».

В романе «Преступление и наказание» писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и его патриархальные устои.
Нельзя, например, сравнивать действительность Достоевского с действительностью Гоголя. Поэтому в романе Достоевского и явилось так много «бывших»: _ бывший студент Раскольников, бывший чиновник Мармеладов.

Объективно Достоевский изобразил в своем романе переходные типы переходной эпохи русской жизни. Писатель и не стремился воссоздать определенные социальные типы, соответствующие своей эпохе.

Реалистический принцип изображения действительности не был у Достоевского главным. У его предшественников быт, среда, социальное окружение - все объясняло характер человека. Достоевский же отвергает быт и социальное положение человека как основу его характера. Как правило, быт героев-персонажей писателя принадлежит их прошлому, а психология характеризует их в настоящем и даже в будущем. Если для его предшественников главным было создание социальных типов, то для Достоевского представляло интерес противопоставление социальному типу отдельного человека как объекта художественного исследования.

Главная задача писателя - раскрыть внутренний мир человека. Кстати, сам Достоевский не любил термин «психологизм». «Психологизм», по его мнению, слово научное, предполагающее рациональный анализ сознания человека, писатель считал, что одно созна-, ние не может анализировать другое сознание. Именно с такой позицией автора связаны Особенности психологического анализа романа «Преступление и наказание» .

Достоевский стремится показать независимость сознания героев от сознания автора. Сознание каждого героя существует независимо от сознания других. Такие Особенности психологического анализа М. М. Бахтин назвал «полифонией», Достоевский, прежде всего, стремится дать слово самому герою. Отсюда большое значение в романе имеют монологи героев. Особая роль отведена монологу-исповеди, то есть исповеди одного героя другому.

По Достоевскому, одно сознание должно преломиться в другом сознании.

Сознание отдельного героя раскрывается в его взаимосвязи, и взаимодействии с сознанием другого героя.

Здесь уже видно другое свойство анализа душевного состояния героя - диалогичность. Большое значение имеют и диалоги героев.

Здесь характерен диалог студента Раскольникова с офицером в трактире. Разговаривая с офицером, студент подсознательно понимает, что он может пойти на преступление, избавив тысячи жизней «от гниения и разложения».

В романе присутствует и еще одна Особенность психологического анализа героя: внутренний монолог и внутренний диалог героя. Герои очень часто размышляют про себя. Здесь особую роль играют, конечно, размышления студента Раскольникова, например перед убийством старухи.

Раскольников пытается убедить себя в том, что это не преступление. Он размышляет о том, почему почти все преступники так легко отыскиваются.

Внутренний диалог героя является уже своеобразной формой психологического анализа, так как в человеке идет раздвоение, в нем живет два. Например, Раскольникова мучают страшные кошмары, преследуют галлюцинации.

Особую роль играют взгляды, мимика, жесты героев, потому что они передают ощущения героев, их внутренние душевные состояния. Ведь Достоевскому важно показать подсознательное в своих героях, а потому исключительную роль играют сновидения и кошмары, которые преследуют Раскольникова после совершения им преступления.

Таким образом, такие художественные приемы, как двойное портретирование, внутренний монолог, описание снов и галлюцинаций, диалоги персонажей, помогают писателю полней раскрыть внутренний мир своих героев, понять мотивы их поступков.

«Психологизм-это достаточно полное, художественной литературы».

В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель -- по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж -- это как бы макет, на котором изучаются сложные человеческие взаимоотношения. Писатель исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий. Чтобы не “стеснить” ни в чем своих героев, в каждом произведении писателем используется ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир героя.

Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление и наказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя -- портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым, оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. “Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли”, -- говорит о Достоевском известный философ Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы и возможности воскрешения человеческой души, “восстановления погибшего человека”. Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и непонятный мир.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» впер-вые со всей очевидностью встала проблема самостоятельного создания новых духовно-этических ценностей. Ведь писатель работал над ним в условиях трудной жизни конца 60-х годов, когда не только не сгладились, но еще более обострились все противоречия. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительное состояние двойного социального кризиса. Нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности. В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности появляются первые симптомы новой общественной болезни. Достоевский был одним из первых писателей, кто поставил ей точный социальный диагноз и вынес суровый нравственный приговор. В этой связи его можно считать самым жестоким художником XIX века. Он обнажил такую жестокую правду жизни, показал такие человеческие страдания, которые трудно вынести. Но он был одержим огромной любовью к людям и не хотел закрывать глаза на горькую действительность, он считал себя ответственным за то, чтобы открыть глаза людям, заставить их искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. «Во всех произведениях Достоевского мы находим одну общую черту -- это боль о человеке, который признает себя не в силах или не вправе быть человеком настоящим» (Добролюбов).Достоевский в своем творчестве продолжает тему «маленького человека», поднятую в русской литературе Пушкиным и Гоголем. Его герои -- это «униженные и оскорбленные», это «маленькие люди» в большом мире социальной несправедливости. И именно в изображении таких людей проявляется «боль о человеке» Достоевского.

«Боль о человеке» -- это основное чувство писателя, про-тестующего против социальных устоев жизни, против положения, «когда человеку некуда идти», когда человек задавлен бедностью и нищетой. Жизненные условия, в которых нахо-дятся герои романа, ужасны. Духота петербургских трущоб -- частица общей безысходной атмосферы произведения. Тесно-та, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине пространства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с недоверием, с подозре-нием; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближ-них.

И в этих условиях развивается личное сознание и отрица-ние нравственных идей и законов масс. Человек как личность всегда в этом состоянии становится во враждебное, отрицатель-ное отношение к авторитетному закону масс. Это «распадение масс на личности-» с точки зрения нравственной и психологи-ческой -- состояние болезненное.

В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни «униженных и оскорбленных», жизни на каких-то по-зорных для человека условиях. И эта жизнь ставит героев в такие тупики, когда «безнравственным» становится само не-укоснительное требование нравственности. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет.

Бесчеловечная теория «крови по совести» тесно связана с «наполеоновской идеей» Раскольникова. Герой хочет прове-рить: «необыкновенный» ли он человек, способный на миро-потрясение, или «тварь дрожащая», как те, кого он ненавидит и презирает?

В разоблачении крайнего индивидуализма, античеловечес-кого мифа о «сверхчеловеке» проявляется гуманизм Достоев-ского. И здесь напрашивается первый вывод, к которому нас приводит великий писатель-гуманист: «Исправьте общество, и болезней не будет».

С первых минут совершения преступления внешне строй-ная теория Раскольникова разрушается. Его «арифметике» противостоит высшая математика жизни: одно рассчитанное убийство влечет за собой другое, третье. Неостановимо.

Достоевский пытается предупредить нас об опасности раскольниковской теории, говорит, что она может оправдать на-силие и море крови, окажись в руках фанатика, одержимого не только идеей, но и властью над судьбами людей.

Почему каждый человек имеет право на жизнь? Таков закон человеческой совести. Раскольников нарушил его и пал. И так должен пасть каждый, кто нарушает закон человеческой совести. Поэтому личность человека священна и неприкосно-венна, и в этом отношении все люди равны.

На тех страницах романа, где Достоевский предупреждает об опасности такой теории, звучит уже «боль о человечестве».

Мы чувствуем «боль о человеке» и тогда, когда он рассуж-дает о роли благодеяний, религии и смирения. Раскольников попирает святое. Он посягает на человека. В древней книге было записано: «Не убий». Это заповедь человечества, аксиома, принимаемая без доказательства. Раскольников дерзнул усом-ниться в этом. И писатель показывает, как за этим невероят-ным сомнением следует тьма других. Всем ходом романа До-стоевский доказывает: человек, преступивший заповедь Бога, совершивший насилие, теряет собственную душу, перестает ощущать жизнь. И судить Раскольникова может только Соне-чка Мармеладова с ее действенной заботой о ближних. Это суд любовью, состраданием, человеческой чуткостью -- тем выс-шим светом, который удерживает человечность даже во тьме «бытия униженных и оскорбленных». С образом Сонечки свя-зана великая гуманистическая идея Достоевского о том, что мир спасет духовное единение людей.

«Боль о человеке» проявляется и в том подходе, который использует Достоевский в создании образов, в показе мельчай-шей эволюции человеческой души, в глубоком психологизме.

«Боль о человеке» выражается и в выборе конфликта. Кон-фликт романа -- это борьба теории с жизнью. Это и мучитель-ное столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы. Это и борьба теории- с жизнью в душе героев.

Романы Достоевского не только отражают, но и опережают проблемы, современные автору. Писатель исследует конфлик-ты, которые стали частью общественной жизни страны в XX веке. Автор показывает, как теория воспламеняется в душе человека, порабощает его волю и разум, делает его бездушным исполнителем.

В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Автор заставляет нас раз-мышлять над этими вопросами, переживать и страдать вместе с героями романа, искать истину и нравственный смысл чело-веческих поступков. Достоевский учит нас любить и уважать человека.

Милосердие и сострадание в романе

“Милосердие состоит не столько в вещественной помощи,

сколько в духовной поддержке ближнего” - Л.Н. Толстой

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! "Добро помни, а зло забывай", "Доброе дело два века живет", "Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души", - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра?

Наверное потому, что доброта - это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям. В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание. Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он - "тварь дрожащая" и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права? Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

Психологические приемы

Символика

Для поддержания общего ритма романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором присутствует огромное количество предположений, оговорок, уступительных предложений. Одно слово - "вдруг" встречается на страницах романа около 560раз. Для описания внутреннего мира Родиона Раскольникова Достоевский использует весь арсенал доступных ему художественных средств. Чтобы описать его подсознание и чувства, Достоевский использует сны. В первый раз Раскольникову снится, как мужик - Миколка засек насмерть свою лошадь, а "он"- семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко "бедную лошадку". Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет.

Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" (сквозного кармана на внутренней стороне пальто, за который топорищем цеплялся топор) и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова до тех пор, пока он не обретет духовную гармонию. Похожий эффект оказывает на читателя маленькая деталь во время убийства. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину, - острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В этом произведении есть очень много таких же деталей, которые мы, сознательно, не замечаем, а воспринимаем их только подсознанием. Например, числа "семь" и "одиннадцать", как бы преследующие Раскольникова.

Достоевский был мастером портрета, однако в стремительном ритме большинства его произведений портреты и описания остаются незамеченными, но образ, созданный ими, поразительно четко вырисовывается в нашем сознании. Например, описание старухи-процентщицы, вся выразительность которого достигается за счет уменьшительных слов: "Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом: Старушонка поминутно кашляла и кряхтела".

«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.»

Д. Мережковский.

Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского. Уже первое слово -- “преступление” -- символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно Петербург -- фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя -- с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою “не хватает воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников -- раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” -- дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова -- и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет -- желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв; для А. А. Блока -- страх; для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота, “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада -- наказание холодом -- “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А. А. Ахматовой “восхождение” -- счастье, а “нисхождение” -- беда. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” -- один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись, Свидригайлов (как и все герои) попадает на улицу. Ни у одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут и которые они снимают; комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им “некуда пойти”. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят “толпами” (библейский мотив).Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцать сребреников” превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову на выпивку; под камнем вместо могилы Лазаря оказываются спрятаны украденные после убийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыре дня едва ешь и пьешь”). Символика цифр (четыре -- крест, страдание; три -- Троица, абсолютное совершенство), основанная на христианстве, мифологии и фольклоре, переходит в символику созвучных слов, где “семь” значит “смерть”, “узость” порождает “ужас”, а “теснота” переходите “тоску”.Живущие в таком мире, несомненно, грешники. Они привыкли врать, но “вранье” для них “дело милое, потому что к правде ведет”. Через вранье они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обречены. Дьявольский смех “нараспашку” (а смеется дьявол, но не Христос) сковывает их, и они “скривляют рот в улыбку”, что делает еще более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранение которой воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишь подчеркивают эту чистоту. Но Катерина -- “чистая” -- умирает, ведь надо быть мудрой (Софья) и прощать и веровать (в Родиона веруют Дуня и Софья). Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М. Достоевский восклицает (как Василий Фивейский): “Верую!” Этот символ поистине безграничен, ведь “во что веришь, то и есть”. Весь роман становится как бы символом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души. Несмотря на то что “хрустальный дворец” -- трактир, а не мечта Веры Павловны; а Христос не праведник, а убийца; на голове у него вместо тернового венца шляпа, а за полой рубища -- топор, но в сердце его идея и святая вера в нее. А это дает право на воскрешение, ведь “истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть”.

Желтый Петербург

Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки -- «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин, то -- город трущоб и узеньких улочек -- «каменных мешков». Каждый писатель видел и описывал город по-своему, в соответствии с той художественной задачей, которая стояла перед ним. Сам по себе грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости и общей подавленности.

Желтый Петербург, созданный Достоевским, создает удушливую, угнетающую атмосферу, которая сводит с ума Раскольникова. Противоречие в образе Петербурга- отражение противоречий в характере главного героя. Окружающая его обстановка очень гармонично сочетается с его поведением, его внутренним миром.

В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: «желчный» и «желтый», прослеживая взаимодействие внутреннего мира Раскольникова и мира внешнего, так, например, он пишет: «Тяжелая желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке». «Желчь» и «желтизна» приобретают, таким образом, смысл чего-то мучительно-давящего и угнетающего. Образ Петербурга становится не только равноправным с другими героями романа, но и центральным, значимым, он во многом объясняет двойственность Раскольникова, провоцирует его на преступление, помогает понять Мармеладова, его жену, Сонечку, процентщицу, Лужина и других персонажей.

Монологи

Фёдор Михайлович проникает в самые глубинные пласты человеческой психики, в возбуждённом состоянии у героев Достоевского обнажается вся неисчерпаемая сложность натуры, её бесконечная противоречивость. Это происходит как во сне так на яву. Вот, например, внутренние монологи Раскольникова:

«А куда же я иду? - подумал он вдруг. - Странно. Ведь я зачем-то пошёл. Как письмо прочёл, так и прошёл… На Васильевский остров к Разумихину я пошёл, вот куда, теперь… помню. Да зачем, однако же? И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову? Это замечательно»

«Боже - воскликнул он, - да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…буду скользить в липкой, тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором…Господи, неужели?» Он дрожал как лист говоря это. «Да что же это я! - продолжал он, восклоняясь опять и как бы в глубоком изумлении, -ведь я знал же. Что я этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил? Ведь ещё вчера, вчера, когда я пошёл делать эту …пробу, ведь я вчера же понял совершенно, что не вытерплю… Чего ж я теперь-то? Чего ж я ещё до сих пор сомневался? Ведь вчера же, сходя с лестнице, я сам сказал, что это подло, гадко, низко…Ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило… Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я же всё равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!… Чего же, чего же и до сих пор…» Эти монологи, я полагаю, нужны Достоевскому, чтобы показать сложность натуры, и то, как герой занимается самоанализом, и помочь читателю глубже узнать его внутренний мир.

В распоряжении Достоевского имелось огромное количество художественных средств, которые он с успехом использовал для раскрытия внутреннего мира Раскольникова.

Одним из таких приемов, которые позволили бы описать подсознание и чувства героя, стали сны. Первый сон Раскольникова стал своего рода выражением доброй стороны души Родиона. В этом сне он, будучи семилетним мальчиком, видит, как мужик Миколка насмерть засекает свою лошадь. Раскольников во сне видит это и ему становится до слез жалко несчастное животное. Этот сон снится Раскольникову до того, как он совершает убийства, и как будто выражает внутренний протест подсознания героя против того, на что он решается пойти.

Важно обратить внимание на отца Раскольникова во сне. Он всё время рядом с ним. Вроде бы и защищает его. Но когда убивают лошадь, мальчик переживает, страдает и мучается, отец не старается ее защитить, не предпринимает каких-то решительных действий, лишь уводит сына. Образ отца в этом сне олицетворяет Бога. Бога в душе Раскольникова. Он вроде бы и есть, всё время с ним, но ничего хорошего и полезного (по мнению героя романа) не делает. Происходит отторжение от отца- отторжение от Бога.

Сразу после совершения убийства Раскольников видит свой второй сон, в котором он приходит на квартиру к убитой старухе-процентщице. Старуха во сне прячется в углу комнаты и смеется, и тогда Раскольников достает из сквозного кармана на внутренней стороне своего пальто топор и бьет старуху по темени. Однако старуха остается жива, мало того, казалось бы, с ней вообще ничего не происходит. Тогда Раскольников начинает наносить ей удары по голове, но это вызывает у старухи только новую волну смеха. В этом сне автор показывает нам, что ощущение содеянного, образ убитой старухи теперь не отпустит Раскольникова, и будет преследовать его до того момента, пока он не обретет в душе гармонию с самим собой.

Автор уделяет большое внимание деталям произведения, которые могут помочь оказать то или иное воздействие на читателя. Так, в сцене убийства возникает похожий на описанный ранее эффект. Он достигается за счет того, что старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а ее сестру Лизавету - острием. Однако, в течение всего времени, когда происходило убийство, лезвие топора Раскольникова было направлено исключительно на него, как бы угрожая и приглашая стать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Но вот Раскольников убивает Лизавету, и тем самым получается, что топор все же сумел жестоко наказать Раскольникова.

Вообще, “Преступление и наказание” наполнено мельчайшими деталями, которые на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Примером таких деталей могут стать числа "семь" и "одиннадцать", которые на протяжении всего романа “преследуют” Раскольникова.

Не стоит обделять вниманием и тот факт, что Достоевскому удавалось мастерски давать портретные описания своих героев. Да, конечно, темп большинства его произведений задается настолько стремительный, что зачастую становятся незаметными те или иные “портреты” действующих лиц. Но, тем не менее, четкий образ, который рисует писатель, частенько надолго остается в нашем сознании и подсознании. Вспомним, к примеру, старуху процентщицу, образ которой задается во многом использованием уменьшительных слов: "Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела". Сам Петербург в романе представляет собой на удивление живой и яркий образ, который находится в постоянном взаимодействии с главным героем. А ведь этот образ создается всего лишь за счет нескольких достаточно коротких описаний.

Но вернемся ко снам Раскольникова. Самое большое значение для воплощения замысла романа “Преступление и наказание” имеет третий сон Раскольникова, который имеет место уже в самом эпилоге. Здесь автор вступает в неявный спор с Чернышевским, полностью отрицая его теорию “разумного эгоизма”.

В третьем сне Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей "бесноватыми, сумасшедшими", при этом, заставляя их считать себя "умными и непоколебимыми в истине". Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми. Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только "чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей". Очевидно, говоря об избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе воплощением истиной духовности, избранные по Достоевскому - это люди, наделенные глубочайшей верой. Именно в третьем сне Достоевский говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что человек забудет все нормы и понятия, а также перестанет различать такие критерии, как добро и зло.

Описание погоды

Чтобы более точно изобразить психологическое состояние человека, читателю становится понятна сама причина самоубийства.

Речь героев

Речь героев Ф. М. Достоевского более важна, чем портрет. Важна сама манера говорить, общаться между собой и произносить внутренние монологи. Л. Н. Толстой считал, что у Ф. М. Достоевского все герои говорят одинаковым языком, не передавая своих индивидуальных душевных переживаний. Современный исследователь Ю. Ф. Карякин спорит с этим утверждением. Тот накал страстей, который выражается в этих спорах, не оставляет места для хладнокровного обдумывания. Все герои высказывают самое важное, самое сокровенное, самовыражаются на пределе, кричат в исступлении или шепчут в смертельном бреду последние признания. Что может служить лучшей рекомендацией искренности, чем состояние истерики, когда открывается твой внутренний мир? В кризисных ситуациях, во время скандала, в напряженнейших эпизодах, следующих один за другим, герои Достоевского выплескивают все, что накипело в душе. (“Не слова -- судороги, слипшиеся комом”. В. Маяковский.) В речи героев, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть, утаить от окружающих. Этот прием, применяемый Ф. М. Достоевским, -- свидетельство глубочайшего знания им человеческой природы. Скрепленные ассоциативными связями, эти намеки и оговорки как раз и выводят наружу все тайное, на первый взгляд недоступное. Иногда, напряженно думая о чем-то, герои начинают раскладывать на отдельные слова речь других персонажей, акцентируя свое внимание на определенных словах-ассоциациях. Наблюдая этот процесс, мы узнаем, например, что же по-настоящему гнетет Раскольникова, когда он из разговора Лизаветы и мещан выделяет лишь слова “семь”, “в седьмом часу”, “решайтесь, Лизавета Ивановна”, “порешить”. В конце концов эти слова в его воспаленном сознании превращаются в слова “смерть”, “порешить”, то есть убить. Что интересно: Порфирием Петровичем, тонким психологом-криминалистом, эти ассоциативные связи используются сознательно в разговоре с Раскольниковым. Он давит на сознание Раскольникова, повторяя слова: “казенная квартира”, то есть тюрьма, “порешить”, “обух”, заставляя Раскольникова все более волноваться и доводя наконец его до конечной цели -- признания. Слова “обух”, “кровь”, “темя”, “смерть” проходят лейтмотивом через весь роман, через все разговоры Раскольникова с Заметовым, Разумихиным и Порфирием Петровичем, создавая особый психологический подтекст. “Психологический подтекст есть не что иное, как рассредоточенный повтор, все звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего рождается их новый, более глубокий смысл”, -- говорит один из исследователей Ф. М. Достоевского Т. Сильман. Порфирий Петрович, наверное, тоже так думает, он играет словами, заставляя Раскольникова признаться. В этот момент Раскольников получает тяжелую моральную травму, переживания не дают ему покоя, и он выплескивает все наружу. Цель Порфирия Петровича достигнута. Общий психологический настрой способствует выявлению сходства персонажей. Вот что говорит о проблеме двойничества известный исследователь Достоевского Топоров: “...то, что мы выделяем Раскольникова и Свидригайлова... строго говоря, дань привычке (в частности, к ипостасности)”. Итак, с помощью целой системы двойников происходит раскрытие главного героя Достоевского. Образы Сони, Дуни, Катерины Ивановны тоже пересекаются по ряду мотивов: например, самоотверженность свойственна всем трем. При этом Катерина Ивановна в высшей степени наделена еще и своеволием, а Дунечка и горда, и своенравна, и жертвенна. Она почти прямая копия брата -- Родиона Раскольникова. Вот что говорит о них мать: “...смотрела я на вас обоих, и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные”. Здесь также имеет место один из приемов характеристики персонажа, один из способов проникновения во внутренний мир героя: характеристика его другими персонажами. Но у Ф. М. Достоевского герои поясняют друг друга не только с помощью речи. Схожих действующих лиц Достоевский наделяет созвучными фамилиями. Говорящие фамилии -- это прием, пришедший еще из классицизма, благодаря ему очень метко дается характеристика герою. Фамилии Ф. М. Достоевского под стать портретам. Целый ряд “хтонических” (Г. Гачев) персонажей наделен фамилиями, где явно просматривается слово “рог” (Ставрогин, Свидригайлов, Рогожин). Это какие-то бесовские атрибуты земного человека. В романах Ф. М. Достоевского фамилии персонажей даже по своему звуковому составу представляют собой уже характеристики. Мармеладов внутренне мягок, прозрачен, его фамилия “указывает на водяной состав -- преобладают м, н, л -- звуки сонорные, звонкие, женские, влажные” (Г. Гачев). Это тоже попытка проникновения во внутренний мир персонажа, но связи персонаж -- читатель устанавливаются на подсознательном уровне. Ф. М. Достоевский не знает себе равных по количеству и, главное, по виртуозности использования приемов проникновения во внутренний мир героев.

Принцип антитезы

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Преступления и наказания", заложенный уже в заглавии. Он проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в самом использовании антитезы Достоевский часто демонстрирует разные методы.

Понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле. "Преступление и наказание" - это произведение, ставящее глубинные философские и нравственные проблемы.

Герои Достоевского никогда не изображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание "Преступления и наказания" составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести. Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных глазах.

Но преступление не только запятнало его душу, но и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, Толстого и Достоевского.

Главный герой

С самого начала Родион Раскольников предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: «...но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время ».

Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу. Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физи-чески давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, «униженных и оскорбленных», автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образо-ванный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начина-ет страдать, мучиться.

Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении. «Вот тут... двадцать рублей, кажется, - и если это может послужить вам в помощь, то... я... одним словом, я зайду!» Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ниче-го сверхъестественного.

Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он. помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.

На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутрен-ние диалоги Раскольникова, «диалектику» его души. Как человек думаю-щий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы.

Создав теорию о «людях-гениях» и «муравейнике», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представ-ляет собой. «Кто я - тварь дрожащая или право имею?» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести».

Что же собственно представляет из себя эта теория? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно). Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям глубоко грешный. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеет". "Право имеет" использовать других как материал для достижения своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина, напоминающие суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова: Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рационалистическое отношение к жизни ("теория о сверхчеловеке") вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным "Я". А для того, чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное "я" человека.

Двойники Раскольникова

Для того, чтобы показать теорию Раскольникова со всех сторон, Достоевский дает нам возможность увидеть ее с помощью других персонажей романа. Они по-своему воплотили теорию «права имеющих» в жизнь. Это есть так называемые психологические двойники Раскольникова. Но в начале необходимо определить круг лиц, подпадающих по категорию двойников, ибо на первый взгляд люди не имеющие никакого к ней отношения, оказываются при ближайшем рассмотрении заядлыми ее приверженцами и теологами. Во-первых, двойник Раскольникова, несомненно, Свидригайлов, личность загадочная и противоречивая, но он сам сообщает нам о своей похожести на Раскольникова, говоря ему: «мы с вами одного поля ягоды».

Во-вторых, двойником Раскольникова можно также считать и подлого Лужина, его «родство» с Раскольниковым тоже очевидно, мы рассмотрим это впоследствии. Казалось бы и все. Но нет, нельзя забыть еще и саму жертву, Алену Ивановну. Она тоже «слуга» теории Раскольникова, хотя эта теория и «перемалывает» ее потом. Существует еще и Лебезятников, но он скорее слушатель, чем последователь, ибо ни силой характера, ни умом он не блещет. Итак, рассмотрим последовательно эти «зеркала» Раскольникова и попытаемся понять их роль в романе. Как оказалось, на страницах романа «Преступление и наказание» очень много личностей, так или иначе похожих на Раскольникова. И это не случайно. Теория Раскольникова настолько ужасна, что не достаточно просто описать нам его судьбу и крах этой теории, иначе повествование сведется просто к обычной криминальной истории полупомешанного студента. Достоевский хочет показать нам, читателям, что оказывается теория эта не так уж и нова и не так уж и нереализуема. Мы видим ее развитие и преломление через жизни и судьбы этих героев-близнецов и понимаем, что необходимо бороться с этим злом. Средства борьбы каждый находит свои, единственное, важно помнить, что с этим врагом нельзя бороться его же оружием, иначе мы рискуем оказаться в затхлом Петербурге того времени, в клоаке, перемалывающей людей и мысли.

Униженные и оскорбленные

Безысходность -- лейтмо-тив романа. Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. Фраза Мармеладова: "Понимаете ли Вы, милостивый государь, что зна-чит, когда уже некуда больше идти..." -- сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смеш-ного своей торжественно-витиеватой и "канцелярской" мане-рой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человечества.

Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона.

"Некуда идти" и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие меж-ду прошлой, обеспеченной и богатой, жизнью и жалкой, ни-щенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынужде-на торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоев-ского с любовью. Соня -- олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Расколь-никова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина. Лужин -- классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюбленного ти-рана, унижающего людей, карьериста и скряги.

Для героев Достоевского характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки -- это ненасытная жажда са-мопожертвования, у Дуни -- всепоглощающая любовь к бра-ту, у Катерины Ивановны -- исступленная гордость.

Положение безнадежности, тупика толкает людей на мо-ральные преступления против самих себя. Буржуазное обще-ство ставит их перед выбором таких путей, которые по-раз-ному ведут к бесчеловечности.

"Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова! Он терзается сознанием полной безы-сходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Вереницей проходят перед Раскольниковым картины унижения и ос-корбления человека (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова).

Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношения к происходящему.

Справедливо осудив "бунт" Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Расколь-никовым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше стра-дание, чем насилие, -- страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наи-более близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, я ду-маю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников се-годня будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока "мир стоит", даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно страш-ного XXI века. А значит, когда-нибудь раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспом-нит о "вечной Сонечке".

Жизнь невыносима в обществе, где царствуют современные Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда...

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…

Достоевский - мастер психологического анализа. Как реалист, он не ограничивается социально-бытовыми характеристиками персонажа, а раскрывает сущность и глубину его души. При этом он обращается не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».
В «Преступлении и наказании» автор представил определённую эпоху - дореформенную Россию, в которой старый уклад рушился, а новый находился в стадии становления. Роман отмечен подлинным историзмом, показанные в нём характеры типичны, но не это считал Достоевский главным в творчестве. Для него важно было раскрыть внутренний мир человека независимо от социально-бытовых характеристик. Это связано с объективными устремлениями автора, который считал, что только психология характеризует человека в настоящем и будущем, а обстоятельства формируют личность, но принадлежат к прошлому.
Социальному типу Достоевский противопоставляет отдельного человека как объект художественного исследования, для него «человек есть тайна». Писатель не принимал термина «психологизм», он считал, что одно сознание не имеет права анализировать другое, поэтому и создал иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Это позволило М. М. Бахтину в «Проблемах поэтики Достоевского» назвать роман «полифоническим». Каждый герой романа имеет свой внутренний, живущий по собственным законам, мир, не зависимый от мира автора и других героев. В связи с этим в «Преступлении и наказании» мы видим различные формы психологического анализа.
Во-первых, стремясь к раскрытию психологии персонажей, писатель подчиняет этой задаче портретную характеристику, причем портреты главных героев он представляет дважды. Например, в начале романа Достоевский пишет о Раскольникове: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Далее мы находим совершенно другой портрет этого же героя: «.. .Раскольников... был очень бледен, рассеян и угрюм». Второе описание показывает, что после совершённого преступления человек переживает нравственную катастрофу, и это накладывает на его внешность определённый отпечаток. Два портрета Сони также раскрывают её подлинный характер и её состояние в период душевного кризиса.
Важнейшим принципом раскрытия внутреннего мира и сознания героя у Достоевского являются монологи героев. Так, в монологе Мармеладова раскрыта сущность его души. Можно сказать, что этого человека погубила слабохарактерность. Вместо того чтобы бороться за жизнь, он пьёт. Но важной чертой его характера является способность к самоанализу. Он понимает, что заставляет страдать своих близких и что сам виноват в этом. Он говорит: «Да! Меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» Таким образом, через монолог раскрывается психология героя, его душевное состояние, возможно, что даже он сам начинает глубже осмысливать и понимать себя. В сцене признания Раскольникова перед Соней автор заставляет героя второй раз осмыслить им совершённое.
Без всякого сомнения, Достоевский является мастером внутреннего монолога. С самого начала Раскольников предстаёт перед нами человеком рефлексирующим, анализирующим всё, что происходит вокруг него и в его душе. Характерно, что внутренние монологи тесно связаны с «идеей» героя. С первых страниц мы понимаем, что он охвачен какой-то идеей, которая ни на минуту его не покидает. Он находится в состоянии постоянной умственной работы, которая оказывает огромное влияние на его действия, а главное - на психическое состояние.
Важно отметить диалогичность романа Достоевского. Здесь сознание одного героя отражается в сознании другого. В диалогах отражена битва идей, с их помощью не только раскрываются душевное состояние, взгляды и характеры героев, но и выражаются авторские воззрения и идеи.
В «Преступлении и наказании» представлены разные формы диалога. Одной из них является форма классического диспута или спора, которую мы видели, например, в романе Тургенева « Отцы и дети»: позиции спорящей стороны (Базарова) противопоставляются позициям других персонажей (братьев Кирсановых). Такая форма диалога присуща и роману Достоевского. Например, разговор Раскольникова с Дуней, когда он убеждает сестру не выходить замуж за Лужина, с горячностью доказывая ей недопустимость такого самопожертвования.
Однако часто диалог в романе приобретает форму допроса (« поединки » Раскольникова и Порфирия Петровича). Это блистательный пример психологического анализа, столкновения двух личностей, двух взглядов на жизнь. Достоевскому очень важно показать, как Порфирий Петрович раскрыл преступление. Каким образом он, величайший психолог, проник в самые потаённые уголки сознания Родиона Раскольникова.
Важным принципом психологического анализа в романе «Преступление и наказание» является создание внутреннего диалога. Достоевский считал, что в человеке борются два начала, а потому стремился показать и то, что находится в подсознании, и то, что существует в сознании героя. Яркий тому пример - размышления Раскольникова о том, совершать или не совершать убийство. Мы видим раздвоение личности: одно существо внутри героя предостерегает его от ошибки, заставляет задуматься над своими действиями, а другое -толкает на совершение преступления.
Большое значение для раскрытия психологии героя имеют внешние описания персонажа: жесты, мимика, движения. Вот как Достоевский описывает момент преступления Раскольникова: «Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нём сила».
Существенную роль в произведении играют и сны Раскольникова. Они не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение, так как возникают в момент наивысшего умственного напряжения героя и словно завершают один из этапов его идейных исканий. Первый сон Раскольникова - о лошади - подчеркивает несовместимость задуманного им преступления с сострадательностью и нежностью в его характере. Мещанин, который время от времени предстаёт перед героем, фактически является больной совестью Раскольникова.
Галлюцинации Свидригайлова свидетельствуют о неспокойном состоянии его души, которая мучается из-за совершенных преступлений, осознавая, что ему никогда не исправить своих ошибок, даже совершая добрые дела.
Таким образом, раскрывая внутренний мир своих героев, Достоевский стремился показать столкновение противоборствующих сил, непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Его герои не просто переживают -они мучительно страдают, постоянно размышляют, спорят, анализируют свои поступки.
Именно тем, что романы Достоевского психологичны, во многом объясняется интерес к ним у современного читателя. Отсутствие сиюминутности, глубина проникновения в душу человека, понимание внутреннего мира героев и стремление объяснить каждый поступок внутренним порывом, переживанием - вот что отличает эти произведения. Его творчество дало мощный импульс к развитию психологизма как в русской, так и в зарубежной литературе второй половины XIX-XX веков.

Выбор редакции
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...

Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...

Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...
Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...