Портретные характеристики кутузова и наполеона. Кутузов и наполеон сравнительная характеристика главной


В романе-эпопее Толстого «Война и мир» проводится несколько параллелей среди главных героев, одной из таких является линия постоянного сравнения двух великих полководцев: Наполеона и Кутузова. Все характеристики прописаны у обоих героев так, что читатель невольно начинает сравнивать персонажей. Для чего же Толстой проводит эту параллель?

Для ответа на вопрос я попробую наглядно сравнить героев. Знакомство начинается с описания внешнего вида. У Наполеона автор делает акцент на жирное тело, гладко причёсанные волосы, ухоженные руки и постоянно равнодушное выражение лица. На войне Наполеон резко выделяется из основной массы людей. В описании Кутузова внимание обращено на единственный глаз, из которого так и льёт добрый душевный свет (у Наполеона же вообще нет описания глаз, а ведь они отражают душу человека). Также известно, что русский полководец носит самую обычную одежду, в условиях войны находится наравне с солдатами. Конечно, главным является сравнение внутренних качеств героев. Наполеон в романе представлен как самовлюбленный и эгоистичный человек, который следит за своими солдатами только от скуки, в то время как Кутузов относится к воинам как к собственным детям. Он постоянно поддерживает армию, его глаза светятся надеждой, он сам готов лечь под пули ради своей страны.

В целом можно сделать вывод, что описания главных полководцев воюющих стран помогают раскрыть образы армий. Возможно, такой кардинальной разницей в отношениях простых солдат с главнокомандующим отчасти можно объяснить и победу России над более сильной армией Франции.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Сравнительная характеристика Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир» читают:

Создавая свой роман-эпопею «Война и мир», Толстой вводит в произведение реально существовавшие исторические личности, центральными из которых являются Кутузов и Наполеон. Двух великих полководцев автор противопоставляет друг другу.

Русский фельдмаршал Кутузов является старым, больным человеком, имеющим грузную фигуру, изуродованное шрамом лицо и лишь один зрячий глаз, так как второй он потерял в сражении. Поступь у него тяжёлая и медлительная, сам он нетороплив. Тем не менее, мудрость и дальновидность Кутузова заслуживают уважения, он всегда наперёд знает исход сражений благодаря богатому военному опыту и умению «чувствовать» свою армию.

Всеми силами великий полководец удерживает русское войско от бесполезных сражений, старается сделать людские потери минимальными. Главнокомандующий заботиться о своих солдатах, ему не безразлична судьба армии и не нужны бессмысленные жертвы. Он никогда не будет рисковать жизнью простого солдата ради наград, орденов и расположения императора, так как понимает всю ответственность, которую несёт за русскую армию. Кутузов не выставляет напоказ свои заслуги и не превозносит их, он прост и понятен в общении, его патриотизм и сила духа, ум и умение предвидеть события, невольно подкупают читателя.

Французский император имеет маленький рост и полное телосложение. Тем не менее, Наполеон значительно младше Кутузова и в отличие от русского главнокомандующего абсолютно здоров, поэтому полон сил и энергии, деятелен и амбициозен. Шаг у него решительный и твёрдый, как и его стремление завоевать весь мир и провозгласить его столицей Париж. Он сильный и уверенный в себе лидер, за ним готовы идти, за него готовы умереть. Наполеон эгоистичен и полон самолюбования, любит произносить перед солдатами длинные и пафосные речи, отправляя их в сражение. При этом французскому императору безразлична судьба людей, идущих за него на смерть. Примером этого может служить его абсолютное равнодушие в польским уланам при переправе через реку, когда они тонули прямо перед ним, желая доказать Наполеону свою преданность и готовность рисковать ради него. Полководца не волнуют человеческие потери, он готов заплатить эту цену за славу и величие. Ему доставляет удовольствие смотреть после сражения на поле боя, усыпанное телами солдат вражеской армии и своих воинов, это тешит его самолюбие. Наполеон видит себя властелином мира, он привык к роскоши и богатству. Все эти качества отталкивают читателя.

Таким образом, можно сделать вывод, что Кутузов выступает в «Войне и мире» как положительный герой, воплощающий в себе идеи истинного патриотизма и русского духа. Наполеон же выступает как палач, губитель большого количества людей и отрицательный персонаж в мировой истории.

Библиотека
материалов

Урок (2 часа)

Тема Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тип урока – усвоение новых знаний.

Цели:

Оборудование урока:

а) портрет Л.Н.Толстого.

портрет Кутузова;

портрет Наполеона;

видеомагнитофон.

Учащиеся должны знать:

Бородинское сражение);

Учащиеся должны уметь:

выступать перед аудиторией;

делать выводы;

выделять главное в тексте.

Оформление доски

Кутузов

Наполеон

I . Общие черты характера

1) Гениальность.

2) Бесстрашие.

а) скромность и простота;

б) искренность и правдивость;

понимание их чувств;

духа русского войска;

е) верность долгу и армии.

тщеславие;

эгоцентризм;

правильно двигать;

его армии;

Ход урока

    Оргмомент: а) сообщение темы и цели урока.

    Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель: две личности рубежа 18-го и 19-го веков постоянно привлекали и будут привлекать внимание всего человечества. Оба – талантливые полководцы. История свела их непримиримыми противниками в жестокой борьбе, из которой один вышел победителем – генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский – гениальный русский полководец. Он вместе со своим народом противостоял Наполеону Бонапарту, императору Франции.

Учитель: на страницах романа «Война и мир» Толстой развивает свою теорию о народе и личности в истории. На предыдущих уроках мы рассматривали этот вопрос.

Ученик: утверждая определяющую роль народа, Толстой совершенно отрицает роль личности. Он убеждён, что «стихийная сила масс исключает какую бы то ни было возможность воздействовать на ход истории волей одного человека». Ход событий предопределен свыше и поэтому человек не в состоянии внести какие-либо существенные изменения в процесс истории – такова философско-историческая концепция Толстого.

Ученик: по мнению Толстого, творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности, «что всякие рационалистически построенные теории, как бы они хороши ни казались, - ничто перед силой, которое является настроение и духовные народные массы».

Учитель: в романе «Война и мир» Толстой даёт универсальную формулу героического. Он создаёт два символических характера, два (нравственных) полюса эпопеи. На одном полюсе – классически тщеславный Наполеон, на другом – классически демократичный Кутузов. Два эти героя представляют соответственно стихию индивидуалистического обособления («войну») и духовные ценности «мира», или единения людей. В романе Кутузов противостоит Наполеону и как характер, и как представитель русской военной мысли. «Простая, скромная и поэтому величественная фигура Кутузова не укладывается в ту «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история. Единение Кутузова с русской армией, народом, Россией – это нравственные истоки военных успехов в противовес надменному одиночеству Наполеона, предопределившему его крушение.

Учитель: почему Толстой заинтересовался личностью Кутузова?! По его мнению, Кутузов – великий человек, забытый историками и писателями. Создавая образ Кутузова в своём романе, Толстой делает его выразителем своих взглядов на исторический процесс. От начала до конца образ великого полководца построен в соответствии с убеждением Толстого, что дело войны шло «никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс».

III . Этап усвоения новых знаний.

Аналитическая беседа.

Учитель: Кутузов и Наполеон – полководцы. Обладали ли они общими чертами характера? (Да, оба обладали общими чертами характера, которые необходимы руководителю огромных человеческих коллективов, полководцу. Это гениальность и бесстрашие, личное участие в сражениях).

Учитель: приведите примеры.

Гениальность: для Кутузова, жизнь солдат есть его жизнь. И что бы спасти всю армию в 1805 году, он посылает отряд Багратиона на прикрытие отхода войск, понимая, что в живых останется десятая часть.

Бесстрашие: под Аустерлицем Кутузов не обращает внимания на свистящие пули, не замечает своей раны и потрясённый бегством солдат, говорит, указывая на них: «Рана не здесь, а вот где».

НАПОЛЕОН

Гениальность: известно, что гений Наполеона признавал Кутузов. Французский император энергичен, полон замыслов. В один день, 14 октября 1806 года, в двух сражениях, при Иене и Ауэрштедте, Наполеон разбил русскую армию

Бесстрашие: Наполеон совершил подвиг на Аркольском мосту (15-17 ноября 1796 года), когда лично увлёк солдат и офицеров, бросившись вперёд на Австрийцев со знаменем в руках. Часто рисковал жизнью. 11 марта 1799 года посетил чумной госпиталь в Яффе и подавал руку больным солдатам.

Учитель: сделайте вывод об общих чертах Кутузова и Наполеона. (Мы видим, что Кутузов и Наполеон были гениальными и бесстрашными полководцами.

Учитель: создавая образ Наполеона, Толстой вступил в открытую полемику с традиционно романтизированным изображением Наполеона, с отношением к нему как к великому человеку. А.С. Пушкин в стихотворении «К морю» пишет:

О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Учитель: в критической литературе до сих пор бытует мнение, что образ Наполеона у Толстого «не соответствует историческому Наполеону. Он вызывает отрицательное отношение к себе». Как отзывались по этому вопросу зарубежные писатели Эрнест Хемингуэй и Морис Дрюон? (Полагали, что образ французского императора на страницах романа «Война и мир», написан не Толстым-художником, а Толстым-офицером русской армии).

Учитель: однако освещение образа Наполеона у Толстого упирается на традицию сложившуюся в русской литературе задолго до появления романа «Война и мир». Кто из писателей и поэтов обращался к наполеоновской теме? (Пушкин, Лермонтов, Герцен).

Что писал Герцен о Наполеоне?

Учитель: в этой характеристике легко увидеть черты толстовского образа Наполеона. Недовольство толстовским «разоблачением» Наполеона в «Войне и мире» было высказано и историками. Но Толстой смело шёл в открытое наступление против раболепного отношения к Наполеону, с которым он встретился в книгах французских историков-бонапартистов.

Учитель: (Обращение к таблице.)

а) скромность и простота.

Учитель: в скромности и простоте Кутузова мы убеждаемся, читая отрывок из романа «Смотр полка Кутузовым под Браунау» (том 1, часть 2, глава 2, страница 139).

Учитель: почему в 1805 году русская армия находилась в Австрии? (В 1805 году была сознала коалиция Европейских держав против Франции. Наполеон направлялся в Австрию. Александр I двинул на помощь австрийской армии две русские армии, одну из них возглавлял Кутузов. Под Браунау расположилась главная квартира Кутузова. По инициативе Кутузова был назначен военный смотр. Цель: продемонстрировать австрийскому генералу тяжёлое положение русской армии, о снабжении которой должна была заботиться Австрия.)

Учитель: как относятся солдаты к Кутузову? (И солдаты платят ему тёплой симпатией и уважением:

А то нет! Вовсе кривой.

Учитель: ещё примеры, подтверждающие, что армия любила и уважала Кутузова. (Назначение Кутузова фельдмаршалом в тяжёлый период отступления, в 1812 году, обрадовало армию, которая любила его за русскую доброту: «Говорят, всем доступен, слава богу, а то с колбасниками беда! Недаром Ермолов в немцы просился. Теперь авось и русским говорить можно будет. А то чёрт знает, что делали», - говорит Денисов. И один из солдат называет его «Сам», как в крестьянской семье называют главу семьи).

Учитель: опишите внешность Кутузова. (Заполнение таблицы). (Простой, человечный, не оставляющий без внимания солдатских нужд; спокойный, добродушный, умудрённый опытом полководец. От Суворова он усвоил мудрость: «Чтобы всегда быть победителем, нужно найти дорогу к сердцу солдата». Он «казался всегда самым простым и обыкновенным человеком…»; «говоря несколько ласковых слов офицерам и солдатам»; «желая всякого добра капитану…»).

Учитель: Наполеон в романе предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции, ослеплённый славой, считающий себя движущей силой исторического процесса.

Учитель: замечательно чисто Толстовское завершение этой сцены: «Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним…» Итак, простотой солдатского восприятия разоблачается вся мишурная величественность Наполеона.

Учитель: Толстой умеет очень остро показать, что вся эта величественность – блеф. Иногда это делается очень тонко. Вот продолжение разговора «Знайте, что еже ли поколеблете Пруссию против меня, Знайте, что я сотру её с карты Европы, - сказал он с бледным, искажённым злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой». Этот маленький человек, своими маленькими руками думает уничтожить страны и народы! Опишите внешность Наполеона.

Заполнение таблицы:

Учитель: итак, сделаем вывод. Каким предстаёт перед нами Наполеон при личном награждении русского солдата, а также в сцене, когда принимает Балашова. (При личном награждении русского солдата мы наблюдаем высокомерие Наполеона. Он предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции. Безумная гордость заставляет его принимать актёрские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого – «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «всё, что было в не его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» - любимое слово Наполеона).

Учитель: продолжим рассмотрение образа Кутузова, его искренность и правдивость.

Кадр из фильма «Аустерлиц: Кутузов и царь»

Учитель: почему сражение под Аустерлицом было проиграно? Как ведёт себя Кутузов во время этого сражения? (Имея превосходящее количество солдат, прекрасную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: «Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю»).

Учитель: сделаем вывод. (русские солдаты сражались не за родную землю, а на чужой территории).

Учитель: Наполеону присуще лицемерие, фальшь и позёрство. (Простота, добро и правда), воплощённые в душе Кутузова, противопоставлены духу самовластья и лжи, которые составляют нравственный облик Наполеона. Дважды в романе Наполеон разыгрывает сцены сентиментального характера:

(«Сцена с портретом сына» том 3, часть 2, глава 26)

Учитель: эта сцена удалась вполне. Наполеон произвёл на окружающих то впечатление, которое хотел. Но другое представление, которое он должен был дать на Поклонной горе, оказалась сорванным.

Стихотворение А.С.Пушкина:

…Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы колена преклоненной

С ключами старого Кремля…

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель: спектакль был сорван в тот самый момент, когда сорвались планы покорения мира. Подводя итог деятельности Наполеона, Толстой писал: «Последняя роль сыграна. Актёру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится». Итак, какая черта Наполеона особенно резко обозначена в рассмотренных сценах? (Запись в тетрадь: очень резко обозначена такая черта как позёрство. Он ведёт себя как актёр на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», это происходит на глазах чуть ли не всей армии. Такое открытое проявление любви представляется Толстому недостойным спектаклем. Неся с собой разрушения и смерть, Наполеон прикрывается насквозь фальшивым идеалом так называемой цивилизации, ложного рыцарства, маскирующего его захватнические цели.)

Учитель: как простота поведения Кутузова связана с его исторической ролью народного полководца, так и позёрство Наполеона – это неизбежная, необходимая черта поведения человека, вообразившая себя властелином мира.

Учитель: что говорит о близости Кутузова к народу? (Запись в тетрадь: миром молятся накануне Бородина на Смоленскую икону солдаты и мужики-ополченцы вместе и на ровне с Кутузовым: «Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него продолжали молиться».)

Учитель: (о равнодушии Наполеона к судьбам окружающих) Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своём эгоцентризме (эгоцентризм – крайняя форма проявления эгоизма).

Эпизод «Наполеон во время встречи русского дипломата Балашова» (том 3, часть 1, глава 6).

Учитель: какова сущность Наполеона? (Право проливать кровь, распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью других людей, ощущение своей принадлежности к высшее касте, чем простые смертные, - это и есть сущность Наполеона.

Учитель: каким предстаёт перед нами Наполеон? (Запись в тетрадь: человек фальшивый, лицемерный, он глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен до мозга костей. Для Наполеона главное – он сам, его неповторимая личность. Ему свойственна мания величия, он убеждён в собственной непогрешимости. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.)

Учитель: поговорим о Кутузове, о проявлении мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска. В 1805 году Кутузов спасает русскую армию от гибели. В чём проявилась полководческая гениальность Кутузова? (Заброшенный в глубь Европы с 50-тысячной армией, Кутузов при помощи лазутчиков установил, что положение союзника далеко не благополучно и поэтому должен был проявить критичность и осторожность ко всем предложениям австрийского командования. Прогноз Кутузова оправдался. Вскоре явился генерал Мак без армии. Это укрепило решение Кутузова не подчиняться сумасбродным приказаниям, а принимать меры к спасению армии. Кутузов решает идти на соединение со второй армией, идущей в Австрию из России. Помешать могла французская армия, идущая из Вены. И тогда армия Кутузова обречена на гибель.)

Как ведёт себя Кутузов во время Бородинского сражения? (Кутузов на Бородинском поле не производит ни каких распоряжений, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Один всё понимает и знает, что по окончании сражения, зверь получил смертельную рану. Но для того чтобы он умер, необходимо время.)

Кадр из фильма «Разговор Кутузова с Вольцогеном».

Учитель: значит Кутузов пассивен? (Это только кажется, что Кутузов во время Бородинского сражения – пассивная личность. Да, Кутузов дремлет на военных советах, а в ходе Бородинской битвы одобряет или порицает то, что делается без его участия. Но во всех этих случаях внешняя пассивность Кутузова – форма проявления его мудрой человеческой активности.)

Почему Кутузов утверждает, при том один уверенно, что русские в Бородинском сражении одержали победу над французами? (Кутузов заставил всех понять, что «сражение выиграно». «Победа нравственная…» на «наполеоновскую Францию… под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника…».)

(Кутузов руководствуется безошибочным охотничьим чутьём. Это чутьё подсказывает ему, что французское войско при Бородине получила страшный удар, неизлечимую рану. А смертельно раненный зверь, пробежав ещё в перёд и отлежавшись в укрытии, по инстинкту самосохранения уходит умирать домой, в свою берлогу.)

Учитель: жалея своих солдат, свою обескровленную в Бородинском сражении армию, Кутузов решает уступить Москву. Он один решает. Но возникает вопрос: а как же тогда точка зрения Толстого на роль личности в истории? Как же Кутузов, своей единоличной властью принимает такое огромной важности историческое решение? Соответствует ли это его общему облику в романе? Нет, не единолично решал Кутузов этот вопрос. И в этом случае он был вместе со своим народом. Но здесь, на военном совете, его окружали люди, далёкие от народа. Среди них он был одинок, но только среди них. Маленькая крестьянская девочка Малаша, сидя на печке и не понимая ничего из разговоров генералов, своим народным чутьём «держала сторону дедушки», как она про себя называла Кутузова. Этот крестьянский ребёнок, в обстановке военного совета, как бы представляет народную душу – путеводную звезду Кутузова в его деятельности.

Кадр из фильма «Военный совет в Филях».

Учитель: В чём проявился полководческий гений Кутузова и его патриотический подвиг на военном совете в Филях? (Кутузов понимает, что отдать Москву необходимо для сохранения армии и спасения России, что в Москве французские войска морально будут разлагаться, превратятся в мародёров, потеряют дисциплину: «Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. Нет сильнее тех двух воинов – терпения и времени».)

Учитель: оставив Москву, Кутузов выигрывает войну. После оставления Москвы, старик Кутузов ночи напролёт проводит без сна, ожидая гибели французов, не позволяя себе верить собственным надеждам и снова и снова приходя к мысли, что Россия победит. Это человек спокойный, но не равнодушный, слабый телом, но не духом. И понимания реальной сложности жизни предостерегает его от ошибок и он не принимает поспешных действий и скоропалительных решений. Он ждал и дождался своего торжества.

Кадр из фильма «Сообщение об уходе Наполеона из Москвы».

Учитель: в чём величие и гениальность Кутузова как полководца, по мнению Толстого, во время Отечественной войны 1812 года? (Кутузов не претендовал на роль всесильного и всёзнающего полководца, а стремился к главному (с точки зрения Толстого) – руководить «духом армии», от которого зависил исход событий. И это ему удавалось, потому что все действия его вытекали «из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же, как в душе каждого русского солдата».)

(Кутузов понимал, что только совместные действия народа и армии приведут к разгрому наполеоновских войск. Потому поддерживал партизанское движение. Он верно взвешивает на каждом этапе борьбы соотношение сил воюющих сторон, не сковывает инициативы подчинённых, сохраняет ясный ум и хладнокровие даже при сдаче Москвы и ему помогает весь народ! И побеждает. А Наполеон мог надеяться только на свою гениальность, на мародёрские цели своих солдат.)

Учитель: итак, каким мы видим Кутузова во время Бородинской битвы? (Запись в тетрадь: во время Бородинской битвы мы видим спокойного полководца. Кутузов своим спокойствием рождает уверенность в победе у других. «Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался». Общее выражение лица было сосредоточено. Он предвидел ход событий. Паническое заявление Вальцогена он резко оборвал приказом «атаковать неприятеля!» Смысл слов сообщался всюду, так как то, что он сказал, вытекало из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же, как и в душе любого русского человека». Кутузов – человек и Кутузов – полководец, в романе не разделимы, и это имеет глубокий смысл: в человеческой простоте Кутузова проявляется та самая народность, которая сыграла решающую роль в его полководческой деятельности.)

Учитель: у Наполеона война – игра, а люди – пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать.

Как Наполеон пришёл к власти? Каким образом? (Этот человек был выдвинут борьбой партии во Франции. Его победы в Европе – «сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады» - есть результат слабости европейских государств, и, в первую очередь, немецких одним словом, всё так называемое величие Наполеона было результатом сцепления ряда исторических обстоятельств и продержалось лишь до тех пор, пока против него не встал народ России.).

Почему русские под Аустерлицем проиграли сражение Наполеону? (Толстой в романе вовсе не стремиться умалить способности Наполеона. Изображая Аустерлицкое сражение, он прямо признаёт, что в этом случае Наполеон был стратегически сильнее своих противников. «Его предположения оказались верными». Он понимал, что может успешно атаковать. Вместе с тем Толстой показывает, что в условиях, когда русские солдаты кровно не были заинтересованы в этой войне, а австрийское командование было занято интригами. Всё это сыграло свою роль и Наполеон оказался в это ситуации умелым стратегом. Но ничто не могло спасти Наполеона от поражения при Бородине, хотя и здесь его способности проявились и Толстой их всячески подчёркивает.)

Как развенчивает Наполеона Толстой как руководителя французской армии во время Бородинского сражения? Докажите это текстом романа (том 3, часть 2, глава 28, последний абзац).

(«Наполеон в Бородинском сражении исполнял своё дело исполнителя власти так же хорошо и ещё лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнение более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования».)

Учитель: … достойно исполнял роль кажущегося начальствования».

Тогда в чём дело? (Но всё дело в том, что здесь бился за свою свободу народ, и, каковы ба ни были военные качества Наполеона, он ничего не мог сделать так как сражение «шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле».)

- «Лагерь Наполеона». Что мы увидим? (отрывок из романа, том 3, часть 2, глава 34).

(На этот раз мы видим ужас неотразимой гибели «всемогущего» полководца, убедившегося в своём бессилии перед непобедимым противником.)

Учитель: вывод. Запись в тетрадь: изображая полководческую деятельность Наполеона, Толстой прежде всего выступает против культа личности в истории. И критика Наполеона в «Войне и мире» основана на глубоком убеждении автора, что историю делают массы. «Он был подобен ребёнку, который держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что правит». Толстой сумел показать и совершенно справедливо, что не Наполеон делал историю, а история делала Наполеона. На Бородинском поле Наполеон нервничает. Он бессилен повлиять на ход битвы. Посылаемые им войска возвращаются в виде испуганных и расстроенных толп. Наполеон впервые в жизни содрогается при виде поля сражения, покрытого телами раненных и убитых. В этой главе писатель произносит окончательный приговор, назвав французского императора «палачом народов».)

Учитель: рассмотрим гуманное отношение Кутузова к побеждённым.

Кадр из фильма «Речь Кутузова перед Преображенским полком».

Какова была деятельность Кутузова после Бородина? (Деятельность Кутузова после Бородина была направлена на сбережение жизни солдат. При отступлении французских войск из Москвы, он удерживает честолюбцев от «перехватывания неприятеля», которые не понимают народного характера войны.)

Учитель: да и солдаты понимают бессмысленность преследования врага. Народная война постепенно угасает. На смену ей идёт другая война, где будут состязаться в честолюбие далёкие от народа генералы. В такой войне Кутузов участвовать не желает и не будет. Что определяет нравственные качества Кутузова?

Запись в тетрадь: народное чувство определяет и нравственные качества Кутузова, «ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направляет все силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, на то, чтобы спасать и жалеть их». Это доказывает речь перед Преображенским полком. В этом гуманизм его воинского призвания: «Не убивать людей, а жалеть и спасать их». В этом мы видим нравственную безупречность толстовской концепции величия человека.

Учитель: приведите факты из жестокости Наполеона и его армии, которые известны истории (Наполеон приказал расстрелять четыре тысячи добровольно сдавшихся солдат гарнизона Яффы во время Сирийского похода французов в 1799 году. Условия сдачи в плен предусматривали сохранение жизни гарнизону. Такие поступки развращают войска.)

(Героическая защита Смоленска произвела на Наполеона зловещее впечатление. Он приказал сжечь город артеллирийским огнём, так как не мог взять его приступом.)

(Наполеон уверял царя, что он не желает войны, но «отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку».)

Учитель: запись в тетрадь: Наполеон в «Войне и мире» - это прежде всего агрессор, претендующий на мировое господство. С этой точки зрения и даны в романе его личность и его действие. В России французские солдаты показали себя мародёрами и грабителями. Это объясняется тем, какая цель была поставлена Наполеоном перед войсками. Войны Наполеона носят захватнический характер.)

Учитель: в чём появляется верность Кутузова долгу и армии? (Кутузов отказывает Наполеону заключить мир.)

Кадр из фильма «Да я буду проклят потомками…»

Учитель: запись в тетрадь: важнейшая черта Кутузова – патриотизм. Он русский человек и глубоко страдает, видя тяжёлое положение родины, спасение её он считает целью своей жизни.

Учитель: в чём проявляется предательство Наполеона по отношению к своей армии? (Наполеон под именем принца Висенского оставил свою армию и выехал в Париж.)

IV . Этап закрепления новых знаний.

Учитель: подведём итоги. Как видим, в свете Отечественной войны 1812 года, которую русский народ вёл как освободительную, характеристики Наполеона как агрессора и «палача народов» и Кутузова как «представителя народной войны», как «представителя русского народа» выглядят контрастными. Рассмотрим ещё раз таблицу на доске (учащиеся читают характеристику Кутузова и характеристику Наполеона, записанные в тетрадях).

V . Подведение итогов урока.

- Почему Кутузова мы называем полководцем народной войны, воплощением народной мудрости и патриотического чувства?

Почему Наполеон является командующим армией грабителей, мародёров и убийц, «ничтожнейшим орудием истории», «человеком с помрачённой совестью»?

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Родная литература Родной язык Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Урок (2 часа)

Тема Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тип урока – усвоение новых знаний.

Цели:

а) образовательная: дать сравнительно-сопоставительную характеристику – Кутузова и Наполеона; сопоставить, проанализировать эпизоды, сцены произведения, одновременно систематизировать материал для подготовки к сочинению по данной теме, делая записи в тетрадь;

б) воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Л.Н.Толстого, героическому прошлому своей страны, гордиться им, испытывать чувство гордости за русский народ, за великого полководца – Михаила Илларионовича Кутузова; формировать ответственное отношение к учёбе (подготовка к написанию сочинения);

в) развивающая: постановкой вопросов активизировать мыслительную деятельность учащихся, умение правильно отвечать на поставленные учителем вопросы, развивать монологическую речь школьников, развивать умение слушать учителя, одновременно делая записи в тетрадь, умение выступать перед аудиторией.

Круг рассматриваемых вопросов: точка зрения Л.Н.Толстого на роль личности в истории; общие черты характера Кутузова и Наполеона и их различие – внешность, отношение к солдатам, черты характера, поведение во время сражений, отношение к собственной армии.

Оборудование урока:

а) портрет Л.Н.Толстого.

Портрет Кутузова;

Портрет Наполеона;

Текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;

Таблица (сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона);

Иллюстрации к роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

б) технические средства обучения: телевизор;

Видеомагнитофон.

Учащиеся должны знать: содержание романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;

Историческое прошлое своей родины (в каком году и где произошло

Бородинское сражение);

Эпизоды из жизни и деятельности Кутузова и Наполеона.

Учащиеся должны уметь: правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

Выступать перед аудиторией;

Уметь сопоставлять художественные образы, детали;

Делать выводы;

Доказывать свою точку зрения;

Обобщать и систематизировать учебный материал;

Выделять главное в тексте.

Оформление доски

Наполеон

I . Общие черты характера

1) Гениальность.

2) Бесстрашие.

II . Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства.

Полное подчинение интересам России и народа:

а) скромность и простота;

б) искренность и правдивость;

в) близость к простым людям, знание и

понимание их чувств;

г) проявление мудрости и таланта

полководца в поддержке нравственного

духа русского войска;

д) гуманное отношение к побеждённым;

е) верность долгу и армии.

II . Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помрачённой совестью».

а) самовлюблённость, высокомерие,

тщеславие;

б) лицемерие, фальшь, позёрство;

в) равнодушие к судьбам окружающих,

эгоцентризм;

г) война – игра, а люди – пешки, которых

следует лишь правильно расставить и

правильно двигать;

д) жестокость и вероломство наполеона и

его армии;

е) предательство по отношению к своей

Ход урока

I.Оргмомент: а) сообщение темы и цели урока.

II.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель: две личности рубежа 18-го и 19-го веков постоянно привлекали и будут привлекать внимание всего человечества. Оба – талантливые полководцы. История свела их непримиримыми противниками в жестокой борьбе, из которой один вышел победителем – генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский – гениальный русский полководец. Он вместе со своим народом противостоял Наполеону Бонапарту, императору Франции.

Учитель: на страницах романа «Война и мир» Толстой развивает свою теорию о народе и личности в истории. На предыдущих уроках мы рассматривали этот вопрос.

Какова точка зрения Толстого на исторический процесс?

Ученик: утверждая определяющую роль народа, Толстой совершенно отрицает роль личности. Он убеждён, что «стихийная сила масс исключает какую бы то ни было возможность воздействовать на ход истории волей одного человека». Ход событий предопределен свыше и поэтому человек не в состоянии внести какие-либо существенные изменения в процесс истории – такова философско-историческая концепция Толстого.

Ученик: по мнению Толстого, творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности, «что всякие рационалистически построенные теории, как бы они хороши ни казались, - ничто перед силой, которое является настроение и духовные народные массы».

Учитель: в романе «Война и мир» Толстой даёт универсальную формулу героического. Он создаёт два символических характера, два (нравственных) полюса эпопеи. На одном полюсе – классически тщеславный Наполеон, на другом – классически демократичный Кутузов. Два эти героя представляют соответственно стихию индивидуалистического обособления («войну») и духовные ценности «мира», или единения людей. В романе Кутузов противостоит Наполеону и как характер, и как представитель русской военной мысли. «Простая, скромная и поэтому величественная фигура Кутузова не укладывается в ту «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история. Единение Кутузова с русской армией, народом, Россией – это нравственные истоки военных успехов в противовес надменному одиночеству Наполеона, предопределившему его крушение.

Учитель: почему Толстой заинтересовался личностью Кутузова?! По его мнению, Кутузов – великий человек, забытый историками и писателями. Создавая образ Кутузова в своём романе, Толстой делает его выразителем своих взглядов на исторический процесс. От начала до конца образ великого полководца построен в соответствии с убеждением Толстого, что дело войны шло «никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс».

III . Этап усвоения новых знаний.

Аналитическая беседа.

Учитель: Кутузов и Наполеон – полководцы. Обладали ли они общими чертами характера? (Да, оба обладали общими чертами характера, которые необходимы руководителю огромных человеческих коллективов, полководцу. Это гениальность и бесстрашие, личное участие в сражениях).

Учитель: приведите примеры.

Гениальность: для Кутузова, жизнь солдат есть его жизнь. И что бы спасти всю армию в 1805 году, он посылает отряд Багратиона на прикрытие отхода войск, понимая, что в живых останется десятая часть.

Бесстрашие: под Аустерлицем Кутузов не обращает внимания на свистящие пули, не замечает своей раны и потрясённый бегством солдат, говорит, указывая на них: «Рана не здесь, а вот где».

НАПОЛЕОН

Гениальность: известно, что гений Наполеона признавал Кутузов. Французский император энергичен, полон замыслов. В один день, 14 октября 1806 года, в двух сражениях, при Иене и Ауэрштедте, Наполеон разбил русскую армию

Бесстрашие: Наполеон совершил подвиг на Аркольском мосту (15-17 ноября 1796 года), когда лично увлёк солдат и офицеров, бросившись вперёд на Австрийцев со знаменем в руках. Часто рисковал жизнью. 11 марта 1799 года посетил чумной госпиталь в Яффе и подавал руку больным солдатам.

Учитель: сделайте вывод об общих чертах Кутузова и Наполеона. (Мы видим, что Кутузов и Наполеон были гениальными и бесстрашными полководцами.

Учитель: создавая образ Наполеона, Толстой вступил в открытую полемику с традиционно романтизированным изображением Наполеона, с отношением к нему как к великому человеку. А.С. Пушкин в стихотворении «К морю» пишет:

О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Учитель: в критической литературе до сих пор бытует мнение, что образ Наполеона у Толстого «не соответствует историческому Наполеону. Он вызывает отрицательное отношение к себе». Как отзывались по этому вопросу зарубежные писатели Эрнест Хемингуэй и Морис Дрюон? (Полагали, что образ французского императора на страницах романа «Война и мир», написан не Толстым-художником, а Толстым-офицером русской армии).

Учитель: однако освещение образа Наполеона у Толстого упирается на традицию сложившуюся в русской литературе задолго до появления романа «Война и мир». Кто из писателей и поэтов обращался к наполеоновской теме? (Пушкин, Лермонтов, Герцен).

Что писал Герцен о Наполеоне?

(«Системы у него не было никакой, - писал Герцен о Наполеоне, - добра людям он не желал и не обещал. Он добра желал одному себе, а под добром разумел власть».)

Учитель: в этой характеристике легко увидеть черты толстовского образа Наполеона. Недовольство толстовским «разоблачением» Наполеона в «Войне и мире» было высказано и историками. Но Толстой смело шёл в открытое наступление против раболепного отношения к Наполеону, с которым он встретился в книгах французских историков-бонапартистов.

Учитель: (Обращение к таблице.)

Представлен план, где мы видим, какими индивидуальными чертами характера обладали Кутузов и Наполеон.

II . Кутузов – полководец народной войны.

а) скромность и простота.

II . Наполеон – командующий армией грабителей.

а) самовлюблённость, высокомерие, тщеславие.

Учитель: в скромности и простоте Кутузова мы убеждаемся, читая отрывок из романа «Смотр полка Кутузовым под Браунау» (том 1, часть 2, глава 2, страница 139).

Учитель: почему в 1805 году русская армия находилась в Австрии? (В 1805 году была сознала коалиция Европейских держав против Франции. Наполеон направлялся в Австрию. Александр I двинул на помощь австрийской армии две русские армии, одну из них возглавлял Кутузов. Под Браунау расположилась главная квартира Кутузова. По инициативе Кутузова был назначен военный смотр. Цель: продемонстрировать австрийскому генералу тяжёлое положение русской армии, о снабжении которой должна была заботиться Австрия.)

Учитель: как относятся солдаты к Кутузову? (И солдаты платят ему тёплой симпатией и уважением:

Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?

А то нет! Вовсе кривой.

Не… брат, глазастее тебя… Сапоги и подвёртки – всё оглядел…

Учитель: ещё примеры, подтверждающие, что армия любила и уважала Кутузова. (Назначение Кутузова фельдмаршалом в тяжёлый период отступления, в 1812 году, обрадовало армию, которая любила его за русскую доброту: «Говорят, всем доступен, слава богу, а то с колбасниками беда! Недаром Ермолов в немцы просился. Теперь авось и русским говорить можно будет. А то чёрт знает, что делали», - говорит Денисов. И один из солдат называет его «Сам», как в крестьянской семье называют главу семьи).

Учитель: опишите внешность Кутузова. (Заполнение таблицы). (Простой, человечный, не оставляющий без внимания солдатских нужд; спокойный, добродушный, умудрённый опытом полководец. От Суворова он усвоил мудрость: «Чтобы всегда быть победителем, нужно найти дорогу к сердцу солдата». Он «казался всегда самым простым и обыкновенным человеком…»; «говоря несколько ласковых слов офицерам и солдатам»; «желая всякого добра капитану…»).

Учитель: Наполеон в романе предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции, ослеплённый славой, считающий себя движущей силой исторического процесса.

В каких сценах резко разоблачается ложная величественность Наполеона? (В Тильзитских сценах – том 2, часть2, глава 21). Докажите это. (Наполеон решил наградить орденом почётного легиона лучшего русского солдата. Выбор пал на Лазарева. «Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда был счастлив, награждён и облечён от всех в мире, нужно было только, чтобы его Наполеонова рука удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только приложил крест к груди Лазарева и опустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип». Его прицепили к солдатскому мундиру услужливые руки окружающих).

Учитель: замечательно чисто Толстовское завершение этой сцены: «Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним…» Итак, простотой солдатского восприятия разоблачается вся мишурная величественность Наполеона.

Мания величия особенно заметна в эпизоде романа «Наполеон принимает русского дипломата Балашова в Вильно» (учащийся читает том 3, часть 1, глава 6).

Учитель: Толстой умеет очень остро показать, что вся эта величественность – блеф. Иногда это делается очень тонко. Вот продолжение разговора «Знайте, что еже ли поколеблете Пруссию против меня, Знайте, что я сотру её с карты Европы, - сказал он с бледным, искажённым злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой». Этот маленький человек, своими маленькими руками думает уничтожить страны и народы! Опишите внешность Наполеона.

Заполнение таблицы:

Учитель: итак, сделаем вывод. Каким предстаёт перед нами Наполеон при личном награждении русского солдата, а также в сцене, когда принимает Балашова. (При личном награждении русского солдата мы наблюдаем высокомерие Наполеона. Он предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции. Безумная гордость заставляет его принимать актёрские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого – «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «всё, что было в не его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» - любимое слово Наполеона).

Учитель: продолжим рассмотрение образа Кутузова, его искренность и правдивость.

Кадр из фильма «Аустерлиц: Кутузов и царь»

Учитель: почему сражение под Аустерлицом было проиграно? Как ведёт себя Кутузов во время этого сражения? (Имея превосходящее количество солдат, прекрасную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: «Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю»).

Учитель: сделаем вывод. (русские солдаты сражались не за родную землю, а на чужой территории).

Учитель: Наполеону присуще лицемерие, фальшь и позёрство. (Простота, добро и правда), воплощённые в душе Кутузова, противопоставлены духу самовластья и лжи, которые составляют нравственный облик Наполеона. Дважды в романе Наполеон разыгрывает сцены сентиментального характера:

(«Сцена с портретом сына» том 3, часть 2, глава 26)

(Перед Бородинским сражением Наполеону, по случаю дня рождения сына императора, привезли в подарок портрет мальчика. Ребёнок был изображён играющим в бильбоке земным шаром. Преподнесение подарка следовало обставить торжественно, и Наполеон умело помогает этому. Он прекрасно знает, что де-Боссе что-то делает в углу с подарком, но специально не оборачивается в этот угол до тех пор, пока установка портрета не закончена. Обернувшись в положенное время, он этим дал возможность приближённым эффектно сорвать с портрета покрывало и, как на сцене, Наполеон сделал вид неожиданного восторга. А затем повёл спектакль дальше: «Со свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошёл к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, это то, что бы он со своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, что бы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его, и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству – великого человека».)

Учитель: эта сцена удалась вполне. Наполеон произвёл на окружающих то впечатление, которое хотел. Но другое представление, которое он должен был дать на Поклонной горе, оказалась сорванным.

Чтение эпизода «Наполеон на Поклонной горе» (том 3, часть 3, глава 19).

Кадр из фильма «Наполеон на Поклонной горе».

Стихотворение А.С.Пушкина:

…Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы колена преклоненной

С ключами старого Кремля…

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель: спектакль был сорван в тот самый момент, когда сорвались планы покорения мира. Подводя итог деятельности Наполеона, Толстой писал: «Последняя роль сыграна. Актёру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится». Итак, какая черта Наполеона особенно резко обозначена в рассмотренных сценах? (Запись в тетрадь: очень резко обозначена такая черта как позёрство. Он ведёт себя как актёр на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», это происходит на глазах чуть ли не всей армии. Такое открытое проявление любви представляется Толстому недостойным спектаклем. Неся с собой разрушения и смерть, Наполеон прикрывается насквозь фальшивым идеалом так называемой цивилизации, ложного рыцарства, маскирующего его захватнические цели.)

Учитель: как простота поведения Кутузова связана с его исторической ролью народного полководца, так и позёрство Наполеона – это неизбежная, необходимая черта поведения человека, вообразившая себя властелином мира.

Когда особенно Кутузов близок к простым людям, понимает их чувства? (Перед Бородинским сражением как верный сын своего народа он вместе с солдатами поклоняется чудотворной иконе Смоленской Богоматери, внимая словам дьячков: «Спаси от бед рабы твоя, Богородице!» и кланяется в землю, и прикладывается к народной святыне. В толпе ополченцев и солдат он такой же, как все. Не случайно лишь высшие чины обращают на него внимание, а ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжают молиться.)

Учитель: что говорит о близости Кутузова к народу? (Запись в тетрадь: миром молятся накануне Бородина на Смоленскую икону солдаты и мужики-ополченцы вместе и на ровне с Кутузовым: «Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него продолжали молиться».)

Учитель: (о равнодушии Наполеона к судьбам окружающих) Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своём эгоцентризме (эгоцентризм – крайняя форма проявления эгоизма).

Эпизод «Наполеон во время встречи русского дипломата Балашова» (том 3, часть 1, глава 6).

Учитель: какова сущность Наполеона? (Право проливать кровь, распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью других людей, ощущение своей принадлежности к высшее касте, чем простые смертные, - это и есть сущность Наполеона.

Эпизод «Наполеон на Поклонной горе» (том 3, часть 3, глава 19).

Учитель: каким предстаёт перед нами Наполеон? (Запись в тетрадь: человек фальшивый, лицемерный, он глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен до мозга костей. Для Наполеона главное – он сам, его неповторимая личность. Ему свойственна мания величия, он убеждён в собственной непогрешимости. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.)

Учитель: поговорим о Кутузове, о проявлении мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска. В 1805 году Кутузов спасает русскую армию от гибели. В чём проявилась полководческая гениальность Кутузова? (Заброшенный в глубь Европы с 50-тысячной армией, Кутузов при помощи лазутчиков установил, что положение союзника далеко не благополучно и поэтому должен был проявить критичность и осторожность ко всем предложениям австрийского командования. Прогноз Кутузова оправдался. Вскоре явился генерал Мак без армии. Это укрепило решение Кутузова не подчиняться сумасбродным приказаниям, а принимать меры к спасению армии. Кутузов решает идти на соединение со второй армией, идущей в Австрию из России. Помешать могла французская армия, идущая из Вены. И тогда армия Кутузова обречена на гибель.)

Какую задачу поставил Кутузов перед генералом Багратионом? (Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжении суток всю неприятельскую армию. Это время было необходимо Кутузову для того, что бы вывести обременённую обозами армию из-под удара в трое превосходивших сил французов. Багратион справился с поставленной задачей.)

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Многомудрый Литрекон подготовил для Вас не только краткое сочинение-рассуждение о сравнительной характеристике Кутузова и Наполеона, но и таблицу, где обозначены такие критерии оценки, как внешность, черты характера, поведение, цели и другие важные аспекты.

(367 слов) Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир» раскрыл образ народа. В это понятие вошли и дворяне, и крестьяне, и солдаты, и величайшие полководцы. В произведении автор не только создаёт захватывающий сюжет, показывая поведение народа в переломный момент, но и даёт свою оценку историческим событиям. Так, сравнивая двух полководцев –Кутузова и Наполеона, автор приводит читателя к причинам победы русских над «Великой» французской армией в ходе Отечественной войны 1812 года.

Наполеона Л.Н.Толстой сравнивает с ребёнком. Для него война – это игра. Полководца волнует не столько судьба его армии, сколько собственное величие. Все действия героя ненатуральны, ему свойственна «театральность поведения». Он считает, что вправе играть жизнями людей, ведь, по его мнению, именно он создаёт историю. Эта феноменальная уверенность в себе поначалу привлекала князя Андрея. Наполеон был его кумиром. Однако после встречи под Аустерлицем герой увидел в нём лишь маленького человечка, а не великого вершителя чужих судеб. Андрей понял, насколько ничтожны стремления этого полководца. Наполеон живёт позёрством, притворством, он словно играет для потомков. Автор негативно относится к этому историческому деятелю. Толстой никогда не мог принять жестокость и эгоизм императора, шедшего к власти по головам людей.

Совершенно иным предстает Кутузов – главнокомандующий русской армией. Это истинный полководец. Он переживает не за то, каким его запомнит история, а за главную ценность – жизнь солдат. Именно поэтому он принял на себя ответственность за решение оставить Москву врагу во время Отечественной войны 1812 года. Кутузов понимал, что не полководцы творят историю, а простой народ. Во время сражения он «не делал никаких распоряжений», а лишь наблюдал за состоянием своего войска. Он с добротой, с нежностью относится к своим солдатам. Также особое отношение Кутузов проявляет кАндрею Болконскому: после смерти старого князя он ласково говорит ему: «…Помни, дружок, что я тебе отец, другой отец…». Полководец не ищет для себя славы на войне, он лишь заботится о счастье и покое русского народа.

Кутузов, в отличие от Наполеона, понимал, что исход сражения решают не оружие, не количество воинов, не расположение, а то чувство, которое есть внутри у каждого солдата. Это дух войска. Именно он решает то, чем закончится сражение. Невозможно руководить одному сотнями тысяч людей, которые идут на смерть. Главные задачи главнокомандующего – поддержание морального духа армии, забота о жизни каждого солдата. Поэтому именно дух войска стал одной из причин победы русских в Отечественной войне 1812 года.

критерий оценки кутузов наполеон
внешность тучный старик с насмешливым и ласковым взглядом и медленной походкой. выглядит неопрятно, не старается произвести впечатление, даже спит на заседаниях и плачет во время речи. потерял глаз в одном из сражений и ходит с повязкой. низкий и полный мужчина средних лет с маленькими руками, суетливой походкой и театральным выражением лица. одет с иголочки, тщательно ухаживает за собой, всегда стремится произвести эффект, даже когда смотрит на портрет сына.
характер добрый, отзывчивый и искренний человек не без слабостей (любит покушать и подремать, засматривается на женщин), но равнодушный к славе. истинный патриот и мудрый полководец, который выдвинулся талантом и умом, а не придворными интригами. самодовольный и напыщенный выскочка, который мстит императорам за то, что им власть дана происхождением, а не завоеваниями. тщеславный и эгоистичный полководец, который ценит славу больше человеческих жизней. равнодушен к семье, ведь, несмотря на один брак, заключил второй, не разрывая связи с женой.
поведение всегда стоит недалеко от боя, несмотря на старость. подбадривает и жалеет солдат до слез. чувствует личную ответственность за армию и отечество и за сдачу москвы винит себя. находится на приличной дистанции от сражения, перед боем любит производить драматический эффект и произносить патетические речи. солдат считает глиной, из которой он лепит историю, поэтому не особо интересуется их судьбой.
миссия спасти родину захватить европу и сделать себя ее владыкой.
роль в истории считает, что не имеет особой роли, поэтому почти не вмешивается в ход событий. считает себя центром мира и вершителем судеб, поэтому постоянно делает распоряжения, которые, впрочем, не исполняются.
отношение к солдатам искренне жалеет их в европе и выступает против вооруженного столкновения в аустерлице. горячо сочувствует им в россии и тяжело переживает потери. гонит своих солдат через всю европу, подвергая сограждан бесчисленным опасностям и не жалея их.
вывод кутузов — патриотичный и мудрый полководец, которому хватило опыта и знания жизни, чтобы вывести россию из трудного положения. наполеон — властолюбец и авантюрист, не лишенный таланта и ума. однако он слишком заигрался в императора и забыл, в чем состоит его долг перед народом. он вел страну к бесчисленным потерям, а не к процветанию.

(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: « Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей … Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше.

Кутузов Наполеон
Портрет
Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом. Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п.
Манера поведения
Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения). Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына).
Отношение к солдатам
Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау). Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман).
Цели деятельности
Защита Отечества Слава власть.
Тактика ведения боя.
Поддерживает дух войска. Властными приказами пытается руководить сражением.
Отношение автора
«Народный полководец», «спаситель отечества». Человек, у которого «помрачены ум и совесть»
Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Ответить на вопросы:

Проанализируйте поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий. Объясните, почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы.

  1. Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
  2. Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?
  3. Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
  4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
  5. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

Вывод: Толстой, сопоставляя Кутузова и Наполеона, показывает, что Кутузов – народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.

Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других.

Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П Шерер – та же театральность).

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А.Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны 1812 года. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа.

«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:

В историко-философском плане – в утверждении, что народ – ведущая сила истории;

В морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба этих плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.

- Почему народ является ведущей силой истории?

В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугами Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося в борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. – все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами» они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости Отечества.

То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в «рой» людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. По близости с народом Толстой оценивает своих положительных героев.

- Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, простым солдатом» хочет быть Пьер?

Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «…Они все время до конца тверды и спокойны… Они не говорят, но делают» - думает Пьер.

Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других. Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.

- Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки. Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость – отсутствие всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни – покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения – абсолютным отсутствием разума («не своим умом – божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т.4, часть 1, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное – всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.

ВЫВОД : Л.Н.Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» - роман-эпопея.

Толстой хотел показать: народ-герой; народ, влияющий на историю.

Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира; раздумья над судьбами мира и людей.

Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности.

1. Народ – воплощение нравственных идеалов.

2. Война – проверка глубины патриотизма и силы духа.

3. Движущая сила истории – народ.

4. Только личность, близкая к народу, может влиять на события.

5. Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.

ТЕМА: «БЫТЬ ВПОЛНЕ ХОРОШИМ…» ПУТЬ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

Как вы понимаете теоретическую формулу «настоящей жизни»: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований»

Настоящая жизнь – это реализация естественных человеческих интересов.

- Согласны ли вы, что настоящая жизнь должна идти вне политики?

Какой видится Толстому человеческая натура? Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы двух этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.

- Приведите примеры многогранности человеческой натуры.

Расчетливый Долохов – нежный и любящий сын. Пьер умен, но неопытен в житейских делах, вспыльчив до бешенства, но добр и т.д.

Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (из дневника Толстого). Герои его совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы ввысь и подчиняются велению низких страстей. При всех противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собой, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смыла жизни. В этом и состоит толстовское понимание единства характера. «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года). Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, поэтому один из принципов изображения положительных героев – изображение их в душевной сложности («диалектика души») и «текучести», в непрерывных поисках истины.

Сегодня в поле нашего зрения попадает один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский.

- Чем привлекает вас Андрей Болконский?

Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка».

- Какими деталями Толстой подчеркивает, что князю Андрею не по себе в салоне

А.Шерер?

- Когда Пьер Безухов спросил Болконского, зачем тот идет на войну, которую нельзя

назвать справедливой… Что отвечает ему князь Андрей?

Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо…- Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».

- Какой вывод мы можем сделать?

- Как вы думаете, слава – это есть то самое главное, что необходимо человеку?

Наверное, нет. Ведь слава – только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремленность может заполнить собою жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то надо понимать так: каждый человек должен стремиться достичь в своем деле совершенства.

- Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными.

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое. Князь Андрей – человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но пот Ом понимает, что они оторваны от жизни. Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполняют, ведь он участвует в общем патриотическом деле.

- Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?


Похожая информация.


Выбор редакции
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...

Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...
Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...