Православный садик. Все в сад? Церковно-приходская школа «Косинская»


16.09.2013

О том, как и чем живет приходской детский сад, кого и чему там учат, рассказывает председатель приходского совета калининградского храма святого апостола Андрея Первозванного протодиакон Андрей Пасхин.

Как появилась идея создания на приходе дошкольного учреждения?

− Идея постройки детского сада принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и была высказана еще в ту пору, когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским. Это произошло на освящении Андреевского храма в 2007 году. Осматривая после богослужения территорию прихода, он спросил: «Что у вас на этом месте?» − «Ничего, пустой участок». Святейший Владыка, как ему свойственно, прищурился, посмотрел в даль и сказал: «Давайте, мы тут детский сад сделаем, чтобы у нас был нормальный цикл образования - детский сад, гимназия и так далее».Высказав идею, он благословил заняться этим. Нашлись люди, которые на себя финансовые обязательства по обеспечению строительства и эти обязательства выполнили. Это, например, Андрей Анатольевич Крайний, на средства которого в основном были возведены и Адреевский храм, и детский сад.

Строительство шло два года. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл детский садик освятил, и с тех пор дошкольное учреждение осуществляет свою работу.

Скажите, пожалуйста, на кого по большей части ориентируется православный детский сад, кто его воспитанники? Это дети прихожан или просто людей вне зависимости от вероисповедания, которые хотели бы доверить ребенка воспитательному учреждению, где «плохому не научат»?

− Детский сад, прежде всего, ориентируется на детей. Нас очень мало интересует социальный статус ребенка, его национальная принадлежность. Единственно, родители ребенка должны быть не против того, чтобы их ребенок знал, что в его жизни есть Бог, и понимать: свой жизненный путь человек, который вырастет из этого ребенка, будет строить, ориентируясь на Божии заповеди, понятия элементарной человеческой нравственности, церковной культуры, национальной культуры России − той страны, в которой он живет. Таким образом, пожалуй, можно описать ребенка, на которого ориентирован детский сад, точнее, его родителей.

Безусловно, к нам идут родители, которые хотели бы, чтобы их ребенок не просто получал какие-то систематизированные знания, но и обретал помимо этого нравственные, духовные и общечеловеческие основы жизни. Не думаю, чтобы кто-либо хотел, чтобы его малыш учился там, «где научат плохому», к тому же в Калининградской области детские сады работают и воспитывают детей на достаточно высоком уровне.

Имеет ли православный детский сад официальный статус, и чем он отличается от статуса государственных дошкольных учреждений?

− Да, у нашего дошкольного учреждения есть официальный статус, имеются все необходимые лицензии для работы, в том числе лицензия для работы с детьми в течение полного дня, чтобы малыши там проводили время, питались, чтобы за ними следили и т.д., а также лицензия на то, чтобы обучать их в рамках допустимого дошкольного образования.

Отличие от государственных учреждения такого рода только лишь в том, что финансируется его работа не из бюджета, а примерно пополам на родительские взносы и средства Андреевского прихода. Кроме того, к обычной дошкольной программе, предусмотренной государством, мы добавляем церковную составляющую.

Имеют ли какие-то особенности распорядок дня и программа развития у детей, находящихся в православном детском саду? Посещают ли они время от времени храм, или, возможно, в детсад приходит священник?

Распорядок дня никаких особенностей не имеет, он составлен в соответствии с существующими медицинскими, психологическими и педагогическими рекомендациями.

Что же касается программы развития, нужно отметить, что в разных детских садах в нее добавляются те или иные нюансы. Мы из всех существующих опций выбрали наиболее востребованные и эффективные для воспитания ребенка. Кроме того, мы, безусловно, даем детям понятие о том, что такое Церковь, Кто есть Бог, даем им навыки жизни православного христианина, церковной жизни. Например, малыши перед едой и после еды читают молитву.

У нас дети достаточно часто общаются со священником, они знают, кто такой батюшка, как к нему обращаться и себя с ним вести, как брать благословение, малыши могут подойти к нему поговорить. Ежемесячно весь детский сад ходит на литургию, причащается. И каждую неделю в программе есть занятие, во время которого детей приводят в храм, где им рассказывают о каком-то святом, об иконе, части богослужения или празднике.

Человек должен вырасти в какой-то среде, собственно, именно среду мы и создаем, чтобы для детей понятие «храм» было известным, чтобы они знали, что туда можно и нужно ходить, и понимали, зачем это нужно. Были случаи, когда дети приводили своих родителей в храм и те начинали посещать богослужения вместе со своими чадами.

К дошкольному учреждению прикреплен священник, служащий в Андреевском храме, − отец Александр Пермяков. Он имеет статус духовника детского сада. Батюшка посещает детский сад несколько раз в неделю, присутствует на некоторых уроках, возглавляет молитву, когда дети молятся перед едой, помогает им в этом. Он довольно много времени проводит в детском саду, и если поначалу батюшка для детей был кем-то непонятным, то теперь, видя человека в рясе, они четко понимают, что к нему можно подойти и поговорить; малыши его любят и очень ждут.

Согласовываете ли вы свои программы с органами образования?

− Как я сказал ранее, наша работа лицензирована, а для того, чтобы получить лицензию, мы безусловно должны согласовать в надзорных органах все, что делаем в образовательном плане, всю информацию, которую даем детям. Преподавание ведется по общепринятой в России дошкольной программе образования «Детство», в которую мы добавили несколько опций, каждая из которых также согласовывается с Отделом образования области. Среди опций − спортивное образование, чуть глубже, чем в стандартной программе, историческое образование по истории России, кроме того, введена церковная составляющая: Закон Божий, церковнаяпрактика, когда дети изучают внутрицерковную жизнь и принимают в ней участие. Детям также предлагаются вещи, связанные с рукоделием, развитием моторики и так далее. В общей сложности таких компонентов насчитывается десять.

С какого возраста, по Вашему мнению, детей надо знакомить с основами веры?

− Детей не нужно знакомить с основами веры по одной простой причине: если человека знакомят с чем-то, значит, он до этого вообще ничего об этом не слышал и не знал. При нормальном гармоничном воспитании ребенка при вступлении его в более-менее сознательный возраст (год-полтора-два, когда в его сознании уже отпечатываются четкие воспоминания) оказывается, что основы веры заложены в нем на уровне инстинкта. То есть если мама с папой ходят в храм, если они свою жизнь строят сообразно с Божиими законами, сообразно с положениями человеческой нравственности, порядочности и морали, то эти законы автоматически будут укоренены и в сознании ребенка. Если чадо с рождения носят в храм причащать, то оно впитывает в себя какие-то моменты церковной жизни, понимание существования Бога в его жизни.

Если же родители не смогли дать это ребенку – что ж так получилось, но, безусловно, в вопросе времени начала познания основ веры и церковной жизни только одна формула существует: чем раньше, тем лучше.

Как маленькому ребенку можно рассказать о Боге, чтоб он в силу своего развития мог понять и осознать богословские истины?

− Немного отступая от темы, хотел бы обратить внимание на проблему, с которой зачастую сталкиваются при организации преподавании в школах основ религиозной культуры. Она заключается в кадрах, в педагогическом составе, который владел бы методиками преподавания религиозной культуры. У православных этой проблемы, слава Богу, нет, у других же традиционных религий она существует – возможно, потому, что они об этом не очень сильно думают.

Один из способов рассказать о Боге и о вере – это собственный пример, пример родителей, пример тех, кого ребенок видит вокруг себя на бытовом уровне. А уже на уровне богословских истин – это вопрос к педагогам. Для меня это чудо, когда я вижу, что дети пяти-шести лет от роду у нас в храме, в детском саду, в других наших образовательных подразделениях достаточно качественно информированы в начальном богословии, в катехизисе, в Законе Божием. Для меня всегда было загадкой: как люди могут понятно, систематизировано и методично до ребенка это донести. Поэтому все, что могу сказать, − нужно ставить памятник тем педагогам, кто умеет это делать.

Отслеживаете ли вы судьбу «выпускников» детского сада? Нет ли у них проблем с адаптацией в радикально нецерковном коллективе, если затем они поступают в обычную школу?

− На данном этапе судьбу наших «выпускников» пока не отслеживаем по одной простой причине: первый выпуск у нас был только в этом году. Конечно, мы будем следить за тем, что происходит с этими детьми, тем более, что, как правило, это не сложно, потому что храм и приход – это семья, и дети, которые попадают на приход, остаются в нем. Поступив в школу − в православную ли гимназию, в светское ли учебное заведение, − они все рано остаются и будут оставаться прихожанами нашего храма, поэтому мы будем постоянно видеть этих детей, постоянно с ними общаться.

В этом и есть огромный плюс такого целостного, комплексного воспитания ребенка: закончив наш детский сад, он не уходит из храма, продолжая быть активным участником церковно-приходской жизни.

Частное дошкольное образовательное учреждение «Православный детский сад в честь чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Кисловодск Пятигорской и Черкесской Епархии"

История: В 2002 году в городе Кисловодске по воле Божией, настоятелем храма Воздвижения Креста Господня, протоиереем Гермогеном Лимановым был заложен первый камень в фундамент будущего православного детского сада. 27 сентября 2010г. в престольный праздник храма, был торжественно открыт и освящен детский сад в честь чудотворной иконы именуемой "Скоропослушница". 60 воспитанников посещают православный детский сад.

Жизнь этих малышей, а также их родителей во многом изменилась. В детском саду духовный отец и педагоги вводят детей в мир православных традиций. Детский сад является начальной ступенью православного воспитания детей.

Концепция детского сада : приумножение любви, приближение к Богу, восстановление образа Божия в ребенке.

Отличительной особенностью его от других детских садов является то, что все аспекты воспитания питаются от православного и служат ему.

За время работы сформирован прекрасный коллектив высокопрофессиональных и талантливых педагогов, преданных своему делу, а также работников, чей труд хотя и не заметен, но очень важен в нашей работе. Педагоги и работники детского сада стараются сделать интересной и насыщенной жизнь детей и их родителей. Мы каждый день с любовью и радостью встречаем наших воспитанников, говоря детям и их родителям: "здравствуйте!" Каждый из дней, проведенных в стенах детского сада как шаг к новому миру- миру любви, радости, где все сердца пронизаны невидимыми и неразрывными нитями-нитями любви и добра. Мы, взрослые, мечтаем о таком мире, быть может, нашим детям удастся построить такой мир?!

Цель детского сада: создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка.

Воспитывая детей мы стремимся:

Любить ребенка таким, каков он есть,

Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум,

Уважать в каждом ребенке личность,

Одобрять и поощрять ребенка,

Верить в возможности каждого ребенка,

Развивать нравственные качества,

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития,

Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле православного воспитания

Традиции детского сада:

Участие в таинствах: ознакомление детей в доступной форме с христианским вероучением, библейской историей и богослужением, через участие в таинствах (еженедельное причащение по пятницам всей группой в храме; крещение вновь поступивших детей (если требуется); утренняя и вечерняя молитва, перед трапезой и занятиями (молитвенное правило выбрано с учетом возраста и возможностей понимания детей);

Православная пятница (причащение в храме, занятия с батюшкой "основы православной культуры";

Празднование православных праздников в соответствии с церковным и светским календарем - "Рождество и Новый год", "Весна. Великая Пасха", "Лето. День Святой Троицы", "Осень. Воздвижение Креста Господня" (именины детского сада и престольный праздник храма), празднование Дня Ангела детей;

Совместная проектная деятельность в детском саду (педагоги, дети), конкурсы детско-родительских творческих проектов;

Участие в городской выставке "Готовимся к Пасхе" (сотворчество родителей и детей);

Паломнические поездки педагогов с детьми и родителями

Презентация "Мир мира и добра"

Учредитель (собственник): Местная религиозная организация православного Прихода храма Воздвижения Креста Господня г. Кисловодска Ставропольского края Пятигорской и Черкесской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Духовник и учредитель: настоятель храма Воздвижения Креста Господня митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов

Заведующая детским садом: Людмила Павловна Паленина, образование высшее, почетный работник образования

Святыни храма: Чудотворная икона Божией Матери именуемая «Скоропослушница», чудотворная икона Николая Чудотворца-архиепископа Мир Ликийских, чудотворная икона св.вмч. Пантелеимона с вмонтированной капсулой со святыми мощами

Иконы: Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа Крымского, Святой Матроны Московской с вмонтированной капсулой со святыми мощами, Преподобного Феодосия Кавказского с вмонтированной капсулой со святыми мощами

Лицензии на право осуществления образовательной деятельности : 26 № 000116, регистрационный №1208 от 10.12.2010г.; РО № 026441, регистрационный №1793 от 22.07.2011г. (бессрочная); Серия 26 Л 01 № 0001647, регистрационный № 5394 от 12.12.2016г. (бессрочная), приложение к лицензии Серия 26 II 02 № 0001248.

Конфессиональная аттестация о внесении в Реестр образовательных организаций РПЦ под номером 186 от 05.02.2015г. и имеет право осуществления образовательной деятельности по программам религиозного (православного) компонента дошкольного образования

Приоритетное направление: духовно-нравственное воспитание

Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица: 1102600001778

ЕГРЮЛ: Свидетельство от 20.08.2010г. выдано Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, серия 26 № 003661374

Свидетельство о гос.регистрации права на земельный участок: 26-АИ 506769, дата выдачи 04.12.2013г. (бессрочное пользование)

Свидетельство о гос.регистрации права на нежилое здание: 26-АИ 506709, дата выдачи 26.11.2013г. (собственность)

Устав: зарегистрирован 20.08.2010г., новая редакция 24.10.2013г., новая редация 07.11.2016г.

Образовательные программы: инвариативная -"От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.,Мозаика-Синтез, 2015г.); вариативные - "Мир-прекрасное творенье", Л.П.Гладких, Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М.Меньшиков; Программа "Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье", Н.М.Алексеева; методическое пособие "Подарок к празднику" , О.П.Потаповская; Программа "Добрый мир", православная культура для малышей, автор Л.Л.Шевченко; региональный компонент - Приобщение детей к культурно-историческим ценностям региона (примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста, авторы Р.М.Литвинова, Т.В.Чусовитина, Т.А.Ильина, Л.А.Попова, О.Н.Корнюш

Награды и другие достижения:

Участники всероссийского научно-практического семинара "Пути реализации духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования" (г. Белгород);

2011 год:

Участники Первых Епархиальных чтений пятигорской и Черкесской епархии (презентация опыта работы "Организация процесса и основные направления гармоничного духовно-нравственного развития кажого ребенка в условиях православного детского сада");

Участники городских выставок "Готовимся в Пасхе";

2012 год:

Победители конкурса "Православная инициатива" (благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского) - комплексный творческий проект "Православные святыни";

Призеры краевой интеллектуальной олимпиады дошкольников "По дороге знаний";

2013 год:

Победители конкурса Благотворительного Фонда Василия Великого - проект "Лекотека" для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ);

Победители конкурса Общероссийского общественного фонда "Национальный благотворительный фонд" - проект "Здоровый малыш-счастливая семья-крепкое будущее";

Участники выставки "Мама и ребенок" (г.Пятигорск);

Участники краевой интеллектуальной олимпиады дошкольников "По дороге знаний";

2014 год:

Участники городской выставки "Святое воскресение";

Участники краевой интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний";

Участники городского методического объединения дошкольных работников - Мастер-класс "Использование современного физкультурного оборудования и детских тренажеров в работе с дошкольниками";

2015 год:

Грамоты Архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта;

Дипломы об участии педагогического коллектива в конкурсе "Лучший учитель Основ православной культуры";

Премия Архиепископа Пятигорского и Черкесского "Лучший учитель Основ православной культуры в номинации "Программа факультативного курса по Основам православной культуры"(годовое тематическое планирование занятий с дошкольниками) - Диплом 1 место заведующая Л.П.Паленина;

Лауреат краевого конкурса "Детский сад - 2015", диплом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края в номинации "Лучшая частная организация"

Детский сад предстоит почти каждому малышу. Посещая его, ребенок не только готовится к школе, у него вырабатывается чувство коллективизма, сплоченности, дружбы и ряд других качеств. Существуют детские сады, которые отличаются не только отношением к воспитанию, но и общей атмосферой – это православные детские сады. Их в Москве меньше 1% от всего числа столичных дошкольных общеобразовательных учреждений (ДОУ).

Общие сведения

Конечно же, деятельность этих заведений тесно связана с позиционированием Православия, а значит единство духа, соборность и смирение. Ребенку закладывают только самые хорошие черты: послушание, любовь к ближнему своему, благодарность, стремление помогать и поддерживать. В таких группах всегда царит атмосфера православного духа: беседы с наставниками, праздники и знание важных церковных дат, и лицезрение иконостаса на самом видном месте в группе детишек.

Соответственно и оформляются групповые комнаты, в которых определяется место для иконостасов. Со временем, когда дети ознакомятся с житием святого, его икона размещается в этом месте. Оно отведено для чтения утренней молитвы, дети молятся не только перед едой, но и перед учебой. Два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. На них детей учат петь молитвы, пасхальные песни, составляются сценарии к праздникам Рождества и Пасхи, а также раздаются роли для участия в празднике.

Религиозное воспитание

Происходит непрерывность религиозного воспитания и обучения ребенка, как в детском саду, так и в семье.

Детей принимают в такие группы, после беседы родителей со священником. Составляется схема Родословной семьи, она помогает узнать семью лучше, и заполняется перед тем, как ребенок поступает в детский сад. На всех родительских собраниях присутствует священник. Обязательным условием есть посещение богослужения по воскресеньям родителей и детей.

Православные дошкольные общеобразовательные учреждения (ясли) в Москве

Средняя и старшая группа

Второе – по адресу Нововорот-никовский пер, 10, в нем пять групп, заведующая Минеева Наталья Александровна. Два рабочих контактных телефона: 978-58-75, 978-56-54.

«Нынче много знания, но мало воспитания». Митрополит Макарий (Невский).

Основная образовательная программа групп дошкольного образования НОЧУ «Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского» (далее – ООП) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями и дополнениями от 27.08.2015) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р) Подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 г. Москва «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
  • Комментариями к ФГОС дошкольного образования Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249
  • Нормативно-правовыми актами Правительства Москвы, Департамента Образования.
  • Уставом НОЧУ «Православный Центр».
  • Локальными актами НОЧУ «Православный Центр»
  • Программа разработана и реализуется на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

    В Центре функционирует 3 группы дошкольного образования общеразвивающей направленности для детей от 3 до семи лет с возможностью пребывания ребёнка в группе в режиме полного дня, неполного дня, в режиме кратковременного пребывания в зависимости от потребностей и возможностей семьи.

    Цель Программы: создание одухотворённого игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребёнка для полноценного проживания им дошкольного детства, всестороннего гармоничного развития психических процессов и физических качеств воспитанника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, духовно-нравственного развития личности, формирования основ базовой культуры дошкольника.

    Задачи:

    1. Охрана жизни и укрепление духовного, душевного и физического здоровья ребенка.
    2. Создание условий для эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребёнка в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
    3. Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
    4. Становление позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребёнка к социальному миру взрослых и сверстников, к природе, опосредованных отношением к Творцу.
    5. Формирование личности ребёнка, устремлённой к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Иисусе Христе, путём приобщения к традиционным духовным ценностям Православия.
    6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    7. Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в результате использования разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация воспитательно-образовательного процесса в группах дошкольного образования. Создание церковной среды как фактора, преобразующего группу детей в «детскую семью», на основе единства подходов к воспитанию детей в условиях образовательной организации, семьи и церкви.
    8. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
    9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    В основе Программы лежат следующие

ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД - СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В ОБРАЗОВАНИИ

Царёва Т.Ю., старший воспитатель

ЧДОУ «Православный детский сад» г. Электросталь

пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него…

Евангелие от Марка, 10 глава, 14-15 стихи.

Сейчас, в 10-х годах 21 века возникла острая необходимость воспитывать детей в православной вере. Наш православный детский сад - частное дошкольное образовательное учреждение. Создан на основании решения Приходского собрания Местной религиозной организации православного прихода Вознесенского храма г. Электросталь Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви.

Современные родители – это поколение, родившееся в 80-е годы XX -века. Это время - начало разрушения огромной страны: менялось поколение политиков, менялся менталитет советского народа, стало возвращаться осознание того, что нужна помощь откуда-то сверху, не зависимо от власти, желания и мощи человека. Для нас, верующих людей это объясняется просто – в обществе сформировались (возникли) все условия (предпосылки) для осознания Божьего вмешательства (Божьего руководства, Божьего управления) в жизни людей.

Вся страна была полностью политизирована: детских садах воспитывали любовь и уважение к вождям советской власти, в начальной школе учеников принимали в октябрята, в средней – в пионеры, в старших классах – в комсомол. Юные молодые граждане страны понимали, что жить в обществе и достигнуть карьерного роста будет легче, если ты член коммунистической партии. Социальные гарантии и видимое благополучие в обществе начали разрушать институт семьи. Молодые мужчины не задумывались о последствиях «свободных отношений». Женщины стали эмансипированы - социальные гарантии позволяли воспитывать детей в неполной семье.

Но в русской душе всегда жила вера православная. Наши бабушки крестили внуков тайно, учили нас креститься и водили в церковь, не объясняя зачем, учили нас молитвам со словами: «Будет полегче жить…»

В 91-ом страну сломали. Взрослые не знали как жить дальше. Единственная цель – выжить: получить зарплату, накормить семью, купить одежду. Многие начали задумываться: «За что это нам?» А дети в это время росли и впитывали весь негатив общества: разврат, бандитизм, наркотики - вседозволенность.

В этих сложных условиях выросли наши нынешние (современные) родители.

В нашем детском саду одна разновозрастная группа – как большая многодетная семья. Дети от 3 до 7 лет. Смотришь на деток и понимаешь, для чего нам были посланы сложные восьмидесятые и страшные девяностые годы: для возрождения веры православной в семьях российских.

Очень радостно слышать от родителей: «Мы хотим именно в ваш православный детский сад». Ощущение большой ответственности за воспитание детей перед обществом возникает после этих слов, груз ответственности, «А правильно ли мы делаем, так ли мы воспитываем, доходчиво ли объясняем, поймут ли нас родители?». И самый спорный вопрос в начале обучения «Основам православной веры»: с чего начать?

Практически все современные программы по «Основам православной культуры» говорят, что начинаем воспитание детей с 5-6 лет, обуславливая это возрастными особенностями детей. А как же быть с малышами?

Наш детский сад принимает детей с 3-х лет – вторая младшая группа. Наблюдая за малышами, отмечаешь, что многие из них с удовольствием заходят в храм, слушают звон колоколов, ставят свечи на подсвечниках. После первых занятий дети определяют на иконах Богородицу и Спасителя, выделяют священника в миру, внимательнее и с заботой относятся друг к другу: помогают тем кто младше или вновь пришёл в детский сад.

Да, у нас ещё очень слабо развита моторика: мы путаемся в пальчиках для наложения крестного знамения и неверно складываем руки для благословения…

Реализация программы православного воспитания в нашем саду начинается с режимного момента «Утренняя молитва». Каждый раз проводим вступительную, разъяснительную беседу из 2-3 предложений: «Что такое молитва?», «Зачем читаем молитву?», «Кто помогает общаться с Богом?» Молитвы читаем и в течение дня: перед едой, после еды; перед занятием, после занятия.

Детский сад назван в честь праведного Симеона Богоприимца. Дети знают житие Симеона, историю праздника Сретение Господне. Поют тропарь Симеону Богоприимцу каждый день на утренней молитве.

В план организованной образовательной деятельности ввели НОД «Основы православной веры». Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Программой «Основы православной веры» мы вводим детей в православный литургический год в рамках главных православных праздников. И тематическое планирование строим с учётом главных православных праздников.

Цель программы воспитания: заложить в действиях и поступках детей понятия хорошо – добро, плохо – зло, послушание, любовь и через эти понятия наше отношение друг к другу. Формирование любви. Наполни жизнь любовью, как состоянием радости. Радость – это благодать.

Задачи программы реализуются в следующих разделах:

1. Ребенок и его окружение. Православная этика.

С детьми уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники). Отношение ребёнка к воспитателям. Даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками (требования православной церкви к поведению ребёнка).

2. Бог – Творец мира.

Воспитатель помогает ребенку почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога, что создается всей обстановкой в детском саду и дома. Детям преподносятся короткие рассказы на духовные темы.

3. Молитва – общение с Богом.

Дети заучивают доступные и понятные молитвы: “Господи, помилуй!”, “Господи, благослови!”, “Слава Тебе, Господи!”, учатся совершать крестное знамение.

4. Церковь – дом Божий.

Дети посещают Церковь вместе с родителями, а также во время специальных служб для православной гимназии и детского сада. Посещения храма должны быть непродолжительными и неутомительными.

5. Первые представления о Священной Истории.

Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами.

6. Знакомство с Божьими Заповедями.

Изучение Божьих Заповедей для детей 3 – 5 лет еще недоступно. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла).

7. Новый Завет – жизнь Иисуса Христа.

Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показываются изображения Иисуса Христа, Божией Матери и др.

8. Главные православные праздники.

Для детей отмечаются такие праздники как Рождество Христово и Пасха, с участием священнослужителей. Продолжительность праздника должна быть не более 30 минут. Заканчивается праздник трапезой с приглашением родителей и родственников.

9. Жития святых.

С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показа соответствующих рисунков, слайдов и пр.

10. Дни ангела детей.

День Ангела – праздник индивидуальный для каждого ребенка. Его поздравляют не только члены семьи, но и воспитатели и дети группы, дарят подарки, проводят совместную трапезу.

Быть воспитателем и педагогом православного детского сада - непросто. Прежде всего, это глубоко верующие, воцерковленные люди, всегда справедливые, должны любить детей и уметь приобрести их взаимную любовь, поскольку религиозные чувства развиваются благодаря любви и вере.

Выбор редакции
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...

Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...