Святейший Патриарх Алексий: «Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа. Возрождение (духовное) - Теологический энцеклопедический словарь


Обращение - это отклик человека на Божье предложение спасения, на призыв Бога к человеку. Духовное возрождение - другая сторона обращения. Это то, что делает Бог. Это производимое Богом преображение личности верующего, придание его жизни, новой духовной жизненной силы и нового направления после принятия Христа.

В основе учения о духовном возрождении лежит определенное допущение, касающееся человеческой природы. Человеческая природа нуждается в преобразовании. Человек духовно мертв и потому нуждается во втором рождении или духовном рождении 1434 . Мы уже отмечали ранее, что человек в своем естественном состоянии не осознает духовных воздействий и стимулов я не реагирует на них (с. 519 и 785). Рисуемый в Библии образ невозрожденного человека как слепого, глухого и мертвого указывает на отсутствие у него духовной восприимчивости, чувствительности. Неверующие не только не способны воспринимать духовные истины; они также не способны ничего сделать для изменения своего состояния слепоты и естественной склонности к греху. Из описания греховного человека в Рим. 3:9-20 становится очевидным, что человек нуждается в радикальном изменении или преобразовании, а не просто в корректировке или исправлении. Некоторым кажется, что это очень пессимистический взгляд на человеческую природу, и это действительно так, если говорить о естественных возможностях человека; но наша точка зрения не сводит все надежды и ожидания лишь к естественным, природным возможностям.

Библия содержит многочисленные яркие и разнообразные описания второго рождения. Даже в Ветхом Завете мы встречаем поразительное указание на деятельность Бога по духовному возрождению. Бог обещает: "И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом" (Иез. 11:19-20). Хотя термины и образы отличаются от новозаветных, здесь мы тоже видим основную идею преобразования жизни и духа.

Идею духовного возрождения в Новом Завете наиболее буквально передает термин paliggenesia. В Новом Завете он появляется всего дважды. Первый раз - в Мф. 19:28, где он относится к "пакибытию", новому миру, который станет частью эсхатона. Второй раз - в Тит. 3:5, где речь идет о спасении: Бог, Спаситель наш, "спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом". Здесь мы видим идею второго рождения. Хотя термин paliggenesia в других местах Нового Завета не встречается, сама идея, несомненно, занимает в нем видное место.

Наиболее известное и самое пространное изложение концепции второго рождения дается в беседе Иисуса с Никодимом в Ин. 3. Иисус говорит Никодиму: "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3:3). Далее в разговоре Он замечает: "Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Ин. 3:7). Использованное здесь греческое слово anwqen можно перевести как "свыше". Однако правильный перевод - "заново" или "вновь", что явствует из ответа Никодима: "Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" (Ин. 3:4). Никодим понял слова Иисуса так, что человек должен родиться еще раз.

Идея эта встречается и в других местах Нового Завета, хотя для ее выражения используется разная терминология. В той же беседе с Никодимом Иисус говорил о "рождении от Духа" (Ин. 3:5-8). Он имел в виду божественную работу, преображающую жизнь человека. Эта работа, необходимая для вхождения человека в царство Божье, не может быть выполнена человеческими усилиями или по планам и замыслам человека. Об этом говорится также Как о "рождении от Бога", "рождении от слова Божия" (Ин. 1:12-13; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3, 23; 1 Ин. 2:29; 5:1, 4). Всякий, кто пережил это, становится новым созданием: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17). Павел говорит о возрождении и обновлении Святым Духом (Тит. 3:5), об оживотворении (Еф. 2:1, 5), о воскрешении из мертвых (Еф. 2:6). Та же самая идея подразумевается в заявлении Иисуса о том, что Он пришел дать жизнь (Ин. 6:63; 10:10, 28).

Очень легко перечислить случаи, где встречается идея второго рождения, но не столь просто установить ее смысл. Однако нас не должно удивлять, что второе рождение трудно для понимания 1435 . Никодиму, которому было очень трудно уяснить смысл сказанного, Иисус указал на то, что идея эта действительно трудна для понимания. Она подобна ветру: человек слышит его звук ("голос"), хотя и не знает, откуда он приходит и куда уходит (Ин. 3:8). Поскольку второе рождение связано с вещами, которые не воспринимаются чувствами, его нельзя исследовать так, как исследуют большинство объектов. Существует также и естественное сопротивление идее второго рождения, затрудняющее объективное рассмотрение этой концепции. Необходимость второго рождения - обвинительный акт в отношении всех нас, ибо она показывает, что ни у кого из нас нет достаточной праведности в своем естественном состоянии; все мы должны подвергнуться радикальному преобразованию, чтобы стать угодными Богу.

Несмотря на проблемы, связанные с пониманием этой идеи, по поводу духовного возрождения можно все же высказать некоторые соображения. Прежде всего, оно предполагает нечто новое - разворот на 180 градусов от естественных склонностей человека. Это не просто усиление каких-то уже имеющихся качеств. Ибо один из аспектов духовного возрождения связан с преданием смерти или распятием существующих свойств человека. Противопоставляя жизнь в Духе жизни по плоти, Павел пишет: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал. 5:24-25). Другие указания на необходимость смерти ветхого человека или некоторых его качеств даются, в частности, в Рим. 6:1-11 и Гал. 2:20; 6:14. Идея, что человек умерщвляется для плоти (для естественного способа действий и образа жизни) и оживляется в Духе, доказывает, что духовное возрождение производит совершенно новую тварь (как точно выразился Павел), а не просто усиливает или возвышает то, что уже составляет основное направление жизни человека.

Предавая плоть смерти, второе рождение обеспечивает нейтрализацию последствий греха. Яснее всего это, пожалуй, сформулировано Павлом в Еф. 2:1-10. Состояние смерти, требующее преобразования, - результат греха, в котором мы живем, подчиняясь воле князя, господствующего в воздухе. Хотя духовное возрождение связано с чем-то для нас совершенно новым, оно не приводит к чему-либо такому, что чуждо человеческой природе. Напротив, второе рождение - это возвращение человеческой природы к тому состоянию, для которого она изначально предназначалась и в каком она фактически была до того, как в момент грехопадения в жизнь человеческого рода вошел грех. Это одновременно начало новой жизни и возврат к прежнему состоянию.

Далее, второе рождение происходит мгновенно. В описаниях второго рождения нигде не встречается никаких указаний на то, что это процесс, а не одноразовое действие. Нигде оно не описывается и не характеризуется как незавершенное. В Писании верующие называются "возрожденными", а не "возрождающимися" - Ин. 1:12-13; 2 Кор. 5:17; Еф. 2:1, 5-6; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3, 23; 1 Ин. 2:29; 5:1, 4 (во всех этих текстах Писания соответствующие греческие глаголы стоят либо в аористе, который указывает на разовое, моментальное, а не на продолжающееся действие, либо в перфекте, который указывает на состояние завершенности). Хотя, быть может, нельзя определить точное время второго рождения и возможно, что оно предполагает целый ряд предшествующих событий, тем не менее само второе рождение происходит мгновенно 1436 .

Духовное возрождение завершается моментально, но само по себе оно не представляет конечную цель. Будучи изменением духовных побуждений, духовное возрождение становится началом процесса развития, который продолжается в течение всей жизни человека. Этот процесс духовного созревания и есть освящение. Отметив, что его читатели раньше были мертвы, а теперь живы, Павел добавляет: "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2:10). В Флп. 1:6 Павел говорит о продолжении и завершении того, что было начато: "Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа". Духовное возрождение - это начало, но за ним должно произойти еще очень многое. Проявления этого духовного созревания называются "плодом духа". Они прямо противоположны делам старой природы, делам плоти (Гал. 5:19-23).

Далее, второе рождение представляет собой сверхъестественное событие. Оно не может совершиться человеческими силами. Иисус совершенно ясно сказал об этом в Ин. 3:6: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух". Он отвечал на вопрос Ннкодима, не происходит ли второе рождение через возвращение в утробу матери. Важно также иметь в виду, что духовное возрождение - это в первую очередь дело Святого Духа. Хотя замысел спасения принадлежит Отцу, Который есть источник спасения, а реально выполняет замысел спасения Сын, именно Святой Дух прилагает замысленное и исполненное к жизни верующего, приводя тем самым к полному осуществлению божественный замысел в отношении людей.

В прошлом были времена, когда духовное возрождение считалось изменением субстанции души 1437 . Эта идея не имеет для нас большого смысла, отчасти потому, что значение слова субстанция не очень понятно. Лучше просто думать о духовном возрождении как об изменении склонностей и побуждений человека, а не теоретизировать о том, какова именно природа происходящего изменения.

Учение о духовном возрождении ставит христианское учение в необычное положение. С одной стороны, христиане отвергают распространенное сейчас мирское убеждение в том, что человек по природе добр, а также вытекающие из этого убеждения оптимистические ожидания. Твердая уверенность в необходимости духовного возрождения сама по себе равносильна заявлению о том, что без внешней помощи и без полного преобразования человека совершенно невозможно, чтобы человеческая природа произвела в сколько-нибудь существенном масштабе что-то подлинно доброе. С другой стороны, несмотря на пессимистическую оценку естественных возможностей человека, христианство весьма оптимистично: с помощью свыше люди могут подвергнуться преобразованию и возвратиться к своему первоначальному совершенству. Именно об этой способности Бога изменить сердце человека, чтобы дать ему возможность войти в Его Царство, Иисус сказал: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19:26).

Краткие выводы по особому призванию, обращению и духовному возрождению

1. Человеческую природу невозможно изменить с помощью социальных реформ или образования. Она должна быть преобразована сверхъестественной работой Триединого Бога.

2. Никто не может предсказать, кто испытает второе рождение, и никто не может управлять этим процессом. В конечном счете, это дело Бога, даже обращение зависит от Его особого призвания.

3. Начало христианской жизни требует осознания и признания человеком своей греховности, а также решимости отказаться от эгоистического образа жизни.

4. Спасительная вера требует наличия правильных взглядов на природу Бога и на то, что Он совершил. Но правильных взглядов недостаточно. Требуется также активная преданность и верность Христу.

5. Обращение одного человека может коренным образом отличаться от обращения другого. Что важно, так это искреннее покаяние и вера.

6. Второе рождение не ощущается в момент, когда оно происходит. Но оно проявляется и доказывает свое существование тем, что производит в человеке новую восприимчивость ко всему духовному, новое направление жизни и возрастающую способность повиноваться Богу.

В эти дни как никогда много говорят о духовности. Причина понятна – сегодня в центре внимания казахстанцев – работа главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Но прежде стоит вспомнить, что еще в начале года Нурсултан Назарбаев в своем послании объявил народу Казахстана о начале третьей модернизации страны, которая включает в себя политическую реформу и модернизацию экономики.

Цель-максимум – вхождение нашего государства в число 30 самых развитых стран мира. Как оказалось, это невозможно без духовного возрождения.

В своей новой работе глава государства отметил, что духовное возрождение Казахстана началось не сегодня. С 2004 года была реализована программа «Культурное наследие», направленная на обновление историко-культурных памятников, в 2013 году в рамках еще одной программы – «Народ на волнах истории» – в ведущих мировых архивах собраны самые важные документы, касающиеся истории нашей страны и народа. И теперь, по словам президента, мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе. По мнению президента, сохранение своей культуры, собственного национального кода – это первое условие модернизации нового типа. История и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Одной из задач модернизации Нурсултан Назарбаев называет духовное возрождение и единение нации…

Отвлечемся немного от статьи президента и попытаемся вспомнить, а что включает в себя понятие «духовность»? Конечно же, это очень сложное и многогранное понятие. И каждый из нас понимает ее по-своему. И все же здесь есть общие черты. Прежде всего, духовность – не одно какое-нибудь замечательное свойство характера, нет. Скорее, это совокупность определенных качеств человеческой души, чувств, убеждений.

У нас, людей получивших образование в советское время, было четкое представление – носителем духовности является интеллигенция, в первую очередь педагоги. Вспомните, каким недосягаемо высоким был авторитет школьного учителя, не говоря уже о вузовском педагоге. Учитель – не только образованный человек, но и образец нравственности, высокой морали, в том числе и в быту. Наши учителя были пусть скромно, но «вызывающе» опрятно одеты, не сквернословили, в лексиконе не допускали жаргонных словечек. Алкоголизм, курение, аморалка – это не про них. К нему, педагогу, можно было обратиться за дельным советом. Он вызывал уважение. Их-то, педагогов, мы и относили к духовным людям.

Для духовного человека первостепенны не частные, корыстные интересы, а прежде всего интересы общего дела, честь Родины. И еще один признак духовного человека – он постоянно учится, развивается и реализует свое предназначение. Он терпим, уважителен к другим людям. Вот чем для нас была и есть духовность. Похоже, сегодня это понятие обновляется.

Вернемся к работе президента, что он пишет про важнейшую миссию духовной модернизации? По мнению Нурсултана Назарбаева, она, в частности, заключается и в примирении различных полюсов национального сознания. Глава государства выделяет несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.

Первое направление – конкурентоспособность. «Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.

Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость», – утверждает президент.

Второе – прагматизм. По его словам: «Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий».

Третье – сохранение национальной идентичности. Здесь мне лично понравилось: «Мы строим меритократическое общество (меритократия – «власть достойных» – ред.), где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обществах».

Четвертое – культ знаний. «Но культ образования должен быть всеобщим, – пишет Н. Назарбаев. – И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет». Надо быть готовым к переменам, переучиваться.

Пятое – эволюционное, а не революционное развитие Казахстана. Нурсултан Абишевич пишет: «Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан».

Шестое – открытость сознания. «Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания, – утверждает президент. – Почему столь важно открытое сознание в будущем мире? Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы».

Президент очень озабочен будущим страны. Ему дан дар видеть будущее Казахстана. Его главный совет нам: «Чтобы выжить, надо измениться». Это прежде всего касается и духовного обновления.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что понимается под возрожденными людьми?

Спасибо за очень хороший и важный вопрос о духовном возрождении. Духовное возрождение это духовное обновление души и создание Богом в нашем смертном теле нового духовного человека. Библия советует верующим: «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24).

Как создается новый человек?

Посредством духовного рождения, о необходимости которого Христос говорил религиозному учителю Никодиму: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше » (Иоан.3:3-7).

Средства возрождения

Средствами возрождения по слову Христа являются вода и Дух. Некоторые ошибочно толкуют, что речь идет о таинстве крещения, но это не так. Материальная вода не может производить духовных изменений. Это доказывает и наблюдение за крещенным во младенчестве людьми: в них не видно и признаков духовной жизни. Тюрьмы, казино, притоны наполнены крещеными в детстве людьми. Крещенные сквернословят, пьянствуют, блудят и показывают всем образом жизни, что они чужды Бога и возрождения. А по Библии рожденные от Бога не могут пребывать в грехе.

Если принять во внимание другие тексты Писания, то становиться ясным, что под водой Иисус имел ввиду Слово Божие:

«[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия , живаго и пребывающего вовек » (1Пет.1:23).

«Восхотев, родил Он нас словом истины , чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий » (Иак.1:18).

Деяния апостолов наглядно описывают, как практически совершается рождение от воды и Духа: люди слушали проповедь, веровали Евангелию и крестились во имя Христа. суть же евангелия в том, что Божий Сын приходил на нашу землю, согласно обещаниями пророков и принял смерть во искупление наших грехов и всякий, кто верит этому от сердца получает прощение грехов и жизнь вечную.

«И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.

А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его » (Деян.8:27-38).

«И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас » (Деян.16:14,15).

Качества возрожденного человека

Качества возрожденного человека хорошо описаны апостолом Иоанном в первом послании:

«Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него » (1Иоан.2:29)

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога » (1Иоан.3:9)

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога » (1Иоан.4:7).

«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него » (1Иоан.5:1).

В преддверии праздника Богоявления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты» (Федеральный выпуск, N4273 от 19 января 2007 года).

Слава сквозь боль

- Ваше Святейшество, мы сейчас между двумя большими праздниками и . Скажите, как вы отмечаете эти дни, какое празднование Рождества в вашей жизни вам больше всего запомнилось?

Весь христианский мир вновь воспевает вместе с Ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Мы празднуем - событие, которое возвратило людям усыновление Небесному Отцу, вернуло им надежду, даровало Божию благодать, незримо, но явственно помогающую во всяком добром деле.

И - одни из самых светлых и радостных праздников, и главной их составляющей является богослужение. Поэтому многие люди стремятся посетить в эти святые дни храм, прославить родившегося младенца Христа или почерпнуть Иорданскую благодать.

Вспоминая минувшие годы, могу особо выделить 2000 год, когда проходило празднование 2000-летия Рождества Христова. Никогда не забуду богослужение в Вифлееме, на том самом месте, где родился Спаситель мира, и все мы - большинство Предстоятелей Поместных Православных Церквей - собрались там, чтобы вознести Ему хвалу, как некогда пастухи по зову Ангела. По возвращении в Москву нас ждала еще одна, несравнимая ни с чем радость - первое богослужение в возрожденном храме Христа Спасителя, который вновь восстал в своем былом величии в самом сердце нашего Отечества.

- Два этих замечательных праздника омрачены двумя трагедиями - в Свердловской области и в Тверской области. Первый социальный диагноз, который прозвучал, - невероятная нравственная деградация и виновных в гибели священников, и самого общества. Как Предстоятель Русской Православной Церкви, что вы можете сказать о нравственном состоянии современного российского общества - что у вас вызывает беспокойство, что внушает надежды?

Секулярная идеология современного общества, претендующая сегодня на господство и универсальность, стремится сделать мораль и этику уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественное измерение. Но даже теоретики этой идеологии начинают с ужасом взирать на чрезвычайно низкий уровень нравственности в обществе. Особенно нас беспокоит распад института семьи. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, вообще развращенность и распущенность, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм в общественном сознании постепенно получают некое одобрение или, по крайней мере, право на существование. Педагогика ограничивается передачей нашим детям определенных знаний, тогда как воспитательные функции школы выхолащиваются.

Молодое поколение вырастает неподготовленным к столкновению с темными сторонами взрослой жизни. Вот почему большинство родителей ратует за введение в школы Основ православной культуры. Наша страна за века своего существования накопила глубокий разносторонний опыт. Достижения российской культуры и мировоззрения изучаются во всем мире, зачем же лишать этого опыта наших детей? Другая проблема, вытекающая из первой, это демографический кризис. Демографическая проблема состоит из разных аспектов, но помимо экономических задач, за решения которых сейчас взялось государство, перед нами стоит задача духовная - помочь разрушить культ наслаждения и наживы, самодостаточности и самодовольства, вернуть в сознание людей стремление к добру и любви, жертвенности и правде, сделать так, чтобы само общество поощряло целомудрие, честность, скромность, терпение, благонамеренность, великодушие.

Но в то же время нельзя не заметить, что последние полтора-два десятилетия стали для временем обретения духовных ориентиров. Отрадно, что и сегодня в душах людей вновь просыпается вера, возрождаются моральные устои и стремление к вечным ценностям, к идеальной полноте бытия. И все глубже мы осознаем, что это бытие неотделимо от религии, от живой связи с Творцом.

Жизнь приносит всем нам новые испытания, преодолеть которые можно, лишь укрепившись нравственной чистотой и облекшись в правду. Часто людские души, по мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского, «разбиты, сломаны по нашей неосторожности, нерадению, легкомыслию - надо их восстановить и сделать целыми; они помрачены, надо их сделать светлыми чрез покаяние, смирение, добрые дела».

Городская и деревенская религия

- Два трагических события, попавших в первые новости, касаются деревенских приходов. Но довольно часто можно услышать от священников, что современная вера в России перемещается в города. Городские храмы переполнены, сюда люди чаще приходят с вопросами, открывают душу. Каково положение в глубинке, как духовно окормляется деревня?

Действительно, в последнее десятилетие социологи отмечают, что Православие становится все более «городской» религией, что в городские храмы ходит все больше молодежи, что среди православных заметно увеличилось число мужчин. В городах, районных центрах помимо богослужений священнослужители имеют возможность выполнять самые разные миссионерские задачи: одни храмы занимаются просветительской деятельностью, другие - работой с молодежью, третьи - помогают больным, престарелым, детским приютам и так далее.

В деревенских условиях священник - это и учитель, и врач, и социальный работник, и прораб, а иногда и милиционер. У сельского священника больше, чем у городских, попечений о своей семье. Многие деревни в центральной и северной частях России сегодня катастрофически бедны, лишены социальной структуры, культурно обделены, живущие там люди материально не защищены. Все эти невзгоды нынешней деревни разделяют и сельские священнослужители. Для некоторых из них это поистине подвижническое служение.

Но я заметил, что в тех поселках, небольших городках, районных центрах, где храмы не закрывались в годы богоборческой власти, там и нравственные устои сохранились, и пьянство не в чести, и есть многодетные семьи, и людям живется лучше.

В селах, где пастырю все надо начинать с нуля, стоит нелегкая задача восстановления духовной жизни, обращения людей к вере, дарования им надежды в тех условиях, когда жизнь представляется порой бесперспективной. Сельские священники являются, таким образом, теми очагами любви Христовой, которые привлекают людей своим ревностным горением, светом и теплом.

Хотя я бы не стал проводить столь резкое разделение между городским и сельским духовенством. Население наших городов, прихожане городских храмов испытывают те же трудности - житейские, духовные, что и жители деревни, может быть, только в иных формах. И поддерживать, укреплять и наставлять верующих на пути обретения ими религиозного опыта - задача, стоящая перед каждым служителем Церкви. Задача непростая как для деревни, так и для города.

Священник как учитель

- Священник в русской культуре - фигура «учительная»: священника всегда слушали как учителя, авторитетного человека. Соцопросы показывают, что Русская Православная Церковь - один из институтов нашего общества, который пользуется наибольшим доверием населения. Как вы считаете, достаточно ли предоставлена сегодня трибуна священникам для того, чтобы они говорили о самых актуальных проблемах современного общества, в первую очередь - духовных и нравственных? На телевидении, радио, в газетах, в обычной жизни воспринимают ли священника как учителя?

Интересно, что вы употребили слово «учительный». Именно так Церковь называет тех подвижников, которые обладали даром разъяснения тайн веры, даром проповеди. А самых выдающихся проповедников - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - церковное предание именует «вселенскими великими учителями». Да, действительно, священнослужитель издревле являлся фигурой, на которую были устремлены взгляды окружающих, в прямом и переносном смысле. И эти взгляды всегда выражали внутреннее ожидание - ожидание паствы услышать от своего пастыря слова, которые возвещали бы людям не какие-то политические идеи или научные откровения, но - «глаголы жизни вечной».

Между прочим, среди многочисленных обязанностей священнослужителя - священника и особенно епископа - долг непрестанной проповеди считается одним из главных. Вспомните слова Христа Спасителя, произнесенные Им при Вознесении апостолам: «Идите, научите все народы…» То есть Спаситель заповедал своим ученикам прежде всего проповедь Евангелия, которая затем приводит человека в церковь: священнослужители крестят уверовавших «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В последние годы, когда Церковь получила возможность восстанавливать порушенные в прошлом святыни и свободно совершать богослужения в наших храмах и монастырях, необходимость проповедовать истины Евангелия ощущается нами особенно остро. Десятилетия безбожной идеологии сделали свое дело: подавляющее большинство наших сограждан, даже пришедших в храм и сердцем принявших православие, знают о нем очень мало.

Это заставляет православное духовенство всеми доступными средствами пытаться донести до своей паствы и тех, кто еще только подходит к церковной ограде, евангельские истины. И поскольку мы живем в XXI веке и пользуемся колоссальными возможностями, которые предоставляет нам современная техника, мы стараемся распространять нашу проповедь с привлечением и печатного слова, и Интернета, и радио, и, разумеется, телевидения.

Церковь развивает и поддерживает свои собственные информационные ресурсы - газеты, журналы, радиокомпании и телевизионные каналы. Однако мы прекрасно осознаем, что их удельный вес в современном информационном пространстве нашей страны невелик. И в этом смысле мы, конечно, рассчитываем на взаимодействие с федеральными телеканалами, общероссийскими газетами, радиокомпаниями, в сюжетах, статьях и передачах которых недостает православно ориентированных материалов.

Церковь - против цензуры

- А как может развиваться это взаимодействие?

Здесь я обращусь к той части вашего вопроса, которая касалась возможности для священнослужителей доносить до массовой аудитории духовно-нравственную оценку происходящих событий. Эта оценка, этот взгляд на мир с точки зрения вечных религиозных истин и формируют общественный интерес к Церкви. Я считаю, что в настоящее время есть возможность и, главное, необходимость расширить религиозную тематику, увеличить долю передач, программ и статей духовно-нравственного содержания и на телевидении, и на радио, и в печати. Ведь опыт нашего сотрудничества последних лет показал, что среди сотрудников светских СМИ появилось немало прекрасных мирян-журналистов, вполне грамотно и взвешенно освещающих религиозную тематику и жизнь Церкви, в частности. Вот этот путь, по-моему, может принести большую пользу всем - и светским, и церковным журналистам, и, разумеется, аудитории этих СМИ.

Прошедший год показал, что существует огромный пласт отечественной истории, который представляет собой неисчерпаемый материал для творческого осмысления. Я имею в виду историю Русской Православной Церкви. Отчасти интерес к этой теме проявился в том, что силами православной кинотелекомпании «Православная энциклопедия» в сотрудничестве с различными федеральными телеканалами был создан целый ряд документальных фильмов, получивших высокую оценку - как зрительской аудитории, так и профессионалов. Кроме того, как стало известно, в минувшем году на историческом факультете МГУ открылась кафедра церковной истории. Это все весьма показательные факты.

Однако мы далеки от прекраснодушия. Несмотря на множество положительных примеров, по-прежнему у Церкви вызывает озабоченность характер деятельности многих светских СМИ - прежде всего из-за того, что в них пропагандируются (именно пропагандируются, другое слово здесь подобрать трудно) культ потребительства, поверхностное и бездумное отношение к жизни, безнравственность и вседозволенность.

Это особенно беспокоит Церковь потому, что огромное количество ориентировано, прежде всего, на молодежную аудиторию. А сегодняшние молодые люди завтра будут призваны встать у руководства государственными, политическими и общественными организациями, им предстоит определять пути развития нашего общества.

К сожалению, многие СМИ ставят во главу угла не общественную пользу и даже не достоверность информации, а извлечение прибылей и дешевую популярность своих изданий. При этом утверждается новое понимание постулата о свободе слова - как неприкасаемость даже самых нечистоплотных дельцов от журналистики, как капитуляция перед их откровенно провокационными нападками, оскорбляющими религиозные чувства верующих. Такое положение дел свидетельствует о том, что нравственные ориентиры, моральный долг еще не стали обязательным и неотъемлемым атрибутом отечественной журналистики. Церковь не имеет ни возможности, ни желания создавать что-либо похожее на цензурирующий орган. Однако мы призываем и будем призывать всех, кому небезразлично будущее нашей страны, к совместным действиям по созданию механизмов воздействия на те СМИ, которые своей деятельностью наносят вред нравственному здоровью наших сограждан.

«Остров» как новая глубина

- Тема церковной жизни актуализирована выходом на экраны и показом по ТВ фильма Павла Лунгина «Остров». Вы встречались с его создателями. Скажите, почему вам понравился фильм? Я слышала от верующих, что замечательные актеры не в состоянии постичь и передать духовный феномен монашества. Почему вы приняли фильм, что оказалось решающим для вас?

Я не согласен с тем, что актеры не могут постичь феномен монашества. Недаром к монашеству приходят самые разные люди, в том числе и актеры. Монашество как сугубое покаяние способен понять любой верующий человек. «Нет человека, который жив будет и не согрешит», сказано в Библии. Но Господь говорит: «Просите - и обрящете, стучите - и откроется вам». Путь покаяния как особое состояние души есть цель и смысл христианского подвига, и в этом смысле нет большой разницы между мирянином и монахом.

Ценность фильма в том, что его создатели сумели показать глубокое, искреннее покаяние человека. Мне трудно судить, что сыграло решающую роль в том, что картина получилась такой достоверной и внутренне убедительной. Думаю, чистые и искренние побуждения авторов фильма и актеров были необходимым условием, которое повлияло на результат. Здесь проблемы духовной жизни и спасения выдвинуты на первый план, и зрители, которые, может быть, впервые соприкоснулись с этими проблемами, глубоко задумались. Зритель, благодаря создателям фильма, верит правде характеров, а потом уже в то, во что верят эти характеры.

Древний церковный учитель Тертуллиан сказал в свое время: «Душа человека по природе христианка». Я думаю, фильм «Остров» - еще одно подтверждение этой истины. Не случайно картина получила такой широкий резонанс, она заставила даже неверующих людей задуматься о религии и Боге, о грехе и покаянии. Это большое достижение авторов картины. Кроме того, фильм интересен еще и тем, что показал самим кинематографистам: создавать картины на церковные сюжеты возможно, если только подходить к этому с серьезностью и стараться отобразить не только внешнюю сторону церковной жизни, но и внутреннее ее содержание. Хотелось бы, чтобы фильм «Остров» привнес в отечественный кинематограф новую глубину религиозного взгляда на мир и таких картин становилось бы все больше.

Сугубое зло

- Сегодня общество потрясено трагическими событиями - гибелью и убийством священников…

Трагическая гибель священника Андрея Николаева и его семьи в Тверской епархии болью отозвалась в сердцах многих людей. Телеграммы и письма с соболезнованиями до сих пор приходят в наш адрес, получает их и архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Мне уже приходилось говорить на Московском Епархиальном собрании о случившемся - сразу после того, как эта трагедия совершилась. Но и сейчас точка в официальном расследовании еще не поставлена. Смерть невинных людей еще раз нас толкает на размышления о смысле жизни, о назначении человека, о вечности, о свободе выбора каждого из нас - по какой идти дороге в мире, где бесчинствует зло. У нас есть свидетельства того, что отец Андрей был добрым пастырем, болеющим душой за Церковь, которой он служил, за храм, который был ему поручен Богом, и за народ, среди которого он жил.

Злодейское убийство отца Олега из Екатеринбургской епархии в говорит о том, что насильственная смерть священнослужителей становится страшной, предупреждающей всех нас закономерностью. Невинная смерть любого человека - это трагедия, убийство священника - это сугубое злодеяние. А что можно сказать об убийстве, совершенном в радостный для всех людей праздник Рождества Христова?! Это свидетельствует о нравственной деградации общества. Само общество должно осознать, что индифферентное отношение к проблемам нравственности, к воспитанию молодого поколения оплачивается дорогой ценой для нации.

Возрастание совести

- Когда церковная жизнь перестанет пониматься большинством комментаторов, любящих подчеркивать, что Церковь отделена от государства, как духовная экзотика? Когда она действительно станет осью нашей общей жизни? Что для этого нужно и можно сделать?

С одной стороны, ответ на ваш вопрос прост. Поверхностный взгляд на Церковь уйдет тогда, когда религиозное мировоззрение станет органичной частью жизни каждого из нас. С другой стороны, мне сложно сказать, когда именно это произойдет.

Экзотикой церковную жизнь могут считать только те, кто судит о ней извне, кто не имеет опыта общения с Богом, кто не интересуется историей и культурой нашей страны. Для них действительно основным аргументом в рассуждениях о церковной жизни является тот факт, что Церковь в нашей стране отделена от государства. Но они то ли не могут, то ли не хотят понять, что Церковь как некий целостный организм, частью которого все мы, верующие люди, являемся, невозможно отделить от народа, оградить, загнать в рамки гетто - в прямом и переносном смысле. Самое яркое тому свидетельство - история Русской Церкви в XX столетии. Это была история страшных гонений и преследований за веру - с одной стороны, но в то же время - история величайшего подвига исповедничества тысяч и тысяч новомучеников.

Для того чтобы духовные истины заняли свое место в нашей жизни, каждому из нас нужно приложить усилия к этому. А самым верным путеводителем в этом духовном возрастании является совесть, которую Отцы Церкви называли голосом Божиим в душе человека. Если мы сможем согласовать все наши поступки и мысли с голосом совести, если мы не дадим этому голосу замолчать у нас в душе, но будем прислушиваться к нему, то, я уверен, богатейшие духовные традиции нашего народа возродятся. А вместе с ними духовно возродимся и мы сами, и наше Отечество.

Мы вместе

- Что бы вы могли пожелать читателям в праздник Крещения?

Радость и мир, ниспосланные Господом нашим Иисусом Христом, переполняют наши сердца в эти дни. И я от всей души поздравляю вас, дорогие мои, с радостным праздником Крещения Господня, равно как и с прошедшим Рождеством Христовым.

Еще недавно, каких-нибудь пятнадцать лет назад, подобная радость в душе православного человека была бы немыслима. Но сегодня мы - вместе: Церковь и общество - государственное руководство, военачальники и деятели культуры, врачи и учителя, промышленники и предприниматели, политики и журналисты. Дай Бог, чтобы эта общность не ограничивалась праздниками. Ведь духовное возрождение России, служение благу людей конкретными делами - это задача и Церкви, и власти, и всего народа.

При нормальных обстоятельствах подсознательная уверенность в смерти незримо присутствует во всевозможных человеческих отношениях и поведении. Когда же система барьеров, обычно ограждающая эго от перинатального уровня, начинает распадаться или частично нарушается, эти компоненты проникают в сознание и пробуждают различные невротические и психосоматические реакции. Полный развал оградительной системы проявляется в психотических эпизодах, в ходе которых содержание перинатальных матриц целиком поглощает эго и становится для индивида эмпирическим миром.

Одним из наиболее распространенных способов защиты себя от болезненного воздействия перинатальных компонентов является то, что лица, принимавшие ЛСД, обозначают как "механистический" подход к существованию. Проживающие жизнь подобным образом, испытывают глубокое чувство недовольства собой и ситуацией, в которой находятся, в результате основная часть их размышлений направлена на прошлое и будущее. Они постоянно пережевывают прошлое, сожалея о принятых когда-то решениях, мечтая о том, что могло бы быть, поступи они лучшим образом, либо подвергая свои действия моральной оценке. Их неудовлетворенность настоящим приводит к возникновению компенсаторных фантазий, в которых осуществляется желаемое или они строят преувеличенные планы, касающиеся будущих успехов. Вне зависимости от достижения того, что должно было принести удовлетворение, испытываемая ими горечь и ощущение неисполнения желаемого остаются и требуют разработки новых честолюбивых целей и планов. Такая постоянная ориентация на будущие достижения названа философами-экзистенциалистами "автопроецированием". Подобный цикл никогда не завершается и лишь увековечивает неудовлетворение, ибо люди, подпадающие под эту категорию, неверно понимают природу своих потребностей и концентрируются на внешних заменителях, будь то деньги, положение, слава или сексуальные достижения. Можно всю жизнь провести подобным образом, стремясь к различным видам деятельности, которые, однако, по завершении никогда не приносят ожидаемого удовлетворения. Зачастую такая ситуация сопровождается ощущением бессмысленности бытия и неспособности наслаждаться плодами своего труда. Человек, попавший в порочный круг подобного рода, как правило, страдает от острого сознания краткости человеческой жизни в свете всего, что можно было бы испытать и следовало бы сделать.

Тот, кто прошел сквозь психологическую смерть и возрождение, понимает, что позитивное отношение к жизни и глубокое ощущение смысла своего существования не зависят от сложных внешних обстоятельств. Они представляют собой изначальное состояние организма и способ пребывать в мире, не зависящий, за исключением некоторых крайних случаев, от материальных обстоятельств жизни. Когда присутствует это фундаментальное принятие жизни, то даже самые скромные условия существования могут восприниматься как стоящие. Когда же его нет, никакие успехи во внешнем мире не могут даровать его. Оно возникает в ходе глубокого самоисследования и внутренней трансформации.

Хотя проявление феномена смерти-возрождения вероятнее всего в специально спланированных и организованных структурах, типа обрядов перехода или психоделической терапии, глубокие переживания этого феномена порой могут происходить спонтанно либо вследствие тривиальных событий повседневности. То, что глубокие эпизоды смерти-возрождения способны иметь место вне рамок их специального программирования и без применения мощной техники, нацеленной на смену уровня сознания, указывает в гораздо большей степени, нежели наши собственные наблюдения, на существование матриц в человеческом подсознании, порождающих подобные явления. Поскольку спонтанное переживание смерти и возрождения имеет столь непосредственное отношение к нашему обсуждению, мы приведем в виде примера описание происшествия, имевшего место в жизни одного хорошо известного психолога. Событие, ретроспективно описываемое им, произошло, когда ему был двадцать один год. Оно оказало мощное и длительное воздействие на его личную жизнь и профессиональную деятельность.

Все началось, когда я был на вечеринке в Сан-Франциско. Женщина, с которой я встретился в тот вечер, предложила покататься. Когда мы подъезжали к мосту "Золотые ворота", она упомянула о том, что мы едем на "Мерседесе" с убирающимся верхом. Женщина сказала, что иногда, пересекая мост, она убирает верх машины, откидывается на сиденье и смотрит в небо. Она уже чуть не погубила себя этим. Когда мы подъехали к мосту, она убрала верх и предложила мне откинуться назад на сиденье и смотреть в небо на звезды. Я еще помню, как краем глаза видел тросы, поднимающиеся к первым опорным стойкам моста. Я смотрел на каждую стойку; вертикали были ярко освещены и выглядели золотыми нитями, поднимающимися к звездам. Когда мы подъехали к первой стойке, я окинул ее взглядом, и внезапно у меня возникло ощущение, что что-то тянет меня за лицо, рот, вытягивая до уровня стоек моста. Я ощутил как бы мгновенное расширение во все стороны. Помню также, что, приблизившись к следующему ряду стоек, я ощутил сдавливание, словно что-то втягивало меня обратно в тело, как джина в бутылку. Чувство легкости и полета было чарующим переживанием. Затем я осознал, что сижу в машине и смотрю через убранную крышу наверх. Когда мы подъехали ко второй опорной стойке, я почувствовал сильнейший порыв веселья, легкости и снова мог краем глаза видеть тросы, сходящиеся ко второй стойке моста. Меня снова стало тащить наружу, и на этот раз возникло четкое чувство, что я действительно вытягивался из тела. Я ощущал, как поднимаюсь все выше и выше, пока, наконец, не смог смотреть с вершины моста на двигавшиеся внизу подо мной машины. Мне казалось, что движение вверх все ускоряется и продолжается уже за пределами стоек моста. Я начал спрашивать себя, что же здесь происходит, что я делаю, что случилось. Я мгновенно получил ответы, а затем у меня возникло ощущение все возрастающей экзальтации, расширения во все стороны и ответов, приходящих еще до формулирования вопросов. Я продолжал ощущать экзальтацию и расширение до того мига, когда почувствовал беззвучный белый взрыв, вот я уже расширялся во все стороны в виде чего-то, подобного мягкому белому свету. Я чувствовал, что достиг бесконечности, и знал все, что можно было знать, и на все вопросы был ответ.

Вот что я пережил. То, что я собираюсь изложить ниже, было позднее передано мне спутницей. Она рассказала: когда мы подъехали к первой опорной стойке, я застонал, и она оглянулась. Когда подъехали ко второй, я неожиданно вскрикнул. Она сказала, что было криком не боли, а экзальтации. На моем лице было завороженное выражение, и тело очень напряжено. Другой частью переживаемого в тот момент было ощущение, что, пребывая в ясном пространстве, заполненном белым светом, мне почудилось какое-то замедление, что-то вроде космического монотонного звучания. В машине же в тот момент, видимо, происходило следующее: когда я закричал, женщина обернулась, сбросила газ, и мотор стих. Мне показалось тогда, что я умер. Я был полностью, абсолютно и совершенно убежден, что умер, что это случилось в мгновенье ока, что произошла автомобильная катастрофа, а я мертв - ведь все в моей христианской традиции утверждало: ты видишь Бога лишь тогда, когда умер. В тот миг я ощущал и каким-то образом знал, что нахожусь в присутствии Бога, потому и пришел к выводу, что я должен быть мертв.

Неожиданно в момент мысли о смерти я сильно испугался. Помню это сжимающее чувство страха. Я ощущал себя как бы джинном, всасываемым в малюсенькую холодную бутылочку. Я почувствовал себя стягивающимся, пока не стал твердым, холодным, тяжелым и подобным мрамору, а затем обнаружил, что вновь нахожусь в теле, очень даже в теле, ощущая боль в суставах, холод и зажатость. Я посмотрел на спутницу, которая сидела за рулем, и, казалось, между нами пролегали мили пути. Размеры машины казались колоссальными, и женщина превратилась в какую-то каменную, серую, холодную фигуру, весьма похожую на труп. Все вокруг виделось неодушевленным, мертвым и холодным. В этот момент я подумал, что скончался, что произошла очень тяжелая автомобильная авария и что я резко перешел в посмертное состояние. Я думал: чтобы убедиться в своей смерти, мне пришлось бы испытать падение машины с моста, хруст металла, который будет рвать мою плоть. Внезапно осознав, что совершать всего этого в страхе и терзаниях мне будет не нужно, я почувствовал, как вновь возношусь в белое сияние, ощущая покой и экстаз. В этот момент, как сказала позже спутница, я начал рыдать, повторяя: "Почему - я?". Не - "Почему я умер?", а - "Почему мне, почему мне дано было все это пережить?".

Изучение смерти имеет ключевое значение для осознания психических процессов. Нет никаких сомнений в том, что истинное понимание религии, мистики, шаманизма, обрядов, перехода или мифологии было невозможно без близкого знакомства с переживанием смерти и процессом смерти-возрождения. Эти сведения важны для углубленного понимания природы душевных расстройств, особенно шизофрении. Игнорирование перинатального и трансперсонального уровней подсознания неизбежно приводит к искусственным и искаженным представлениям о строении человеческого сознания, к фрагментарному пониманию характера эмоциональных расстройств, к ограничению возможностей лечебной практики.

Понимание психологического смысла смерти не должно сопровождаться негативными ассоциациями. Серьезное символическое соприкосновение с ней в хорошо организованных и обеспечивающих поддержку условиях может привести к весьма полезным результатам и служить средством преодоления как негативных представлений о кончине, так и связанного с нею страха. Такое соприкосновение может привести к лучшему эмоциональному и физическому функционированию, большей степени самореализации, а также к более удовлетворительному и гармоничному приспособлению к процессу жизни.

Смерть и жизнь, обычно рассматриваемые, как несовместимые противоположности, представляются на деле взаимозависимыми. Полноценное существование, наполненное сознанием каждого мига жизни, ведет к принятию смерти и примирению с ней. С другой стороны, подобный подход к человеческому существованию требует, чтобы мы смирились с нашей смертностью и бренностью бытия. Данное положение представляется сутью древних мистерий, различных видов духовной практики и ритуалов перехода.

Раввин Гершель Лимон, участвовавший в нашей обучающей психоделической программе на основе ЛСД, так выразил свое исключительное проникновение в существо этих диалектических взаимоотношений жизни и смерти. Во время выхода из ЛСД-сеанса, в котором он пережил сокрушительное столкновение со смертью с последовавшим чувством духовного возрождения, ему вспомнилось известное изречение, высказанное пятьсот лет назад Леонардо да Винчи. В час наступления кончины Леонардо подвел итог своему отношению к той богатой и плодотворной жизни, которую он прожил, сказав: "Я думал, что я живу, но я только готовился умереть". Рабби Лимон, описывая пережитую им во время ЛСД-сеанса борьбу смерти и возрождения, так перефразировал слова Леонардо: "Я думал, что я умираю, но я только готовился жить".

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...