Удивительный мир спорта. Обязательные условия рокирования


Крокет (англ. и франц. croquet, от франц. crochet — крючок) - подвижная игра, в которой игроки ударами деревянного молотка стараются провести шары своей партии через ворота до мачты, отгоняя шары противников.

В настоящее время существует несколько вариантов игры в крокет с различающимися правилами, самыми распространенными из которых являются Международные правила Ассоциации Крокета (The Croquet Association). Существуют также Русский, Американский, Английский, Дворовый и другие виды игры в крокет. Рассмотрим правила Русского крокета.

Площадка для игры в крокет представляет собой прямоугольник с твердой и ровной поверхностью длиной в 11 метров и шириной в 5 метров.
Игроки делятся на две команды. Количество игроков может быть от двух до восьми. Одна команда играет шарами с красными, другая - с чёрными полосками, от одной до четырёх полос.
Первым начинает игрок с шаром, маркированным одной красной полосой (красным шаром) от красного колышка, затем играет шар с одной чёрной полосой (чёрным шаром) от чёрного колышка, затем с двумя красными (жёлтым шаром), с двумя чёрными (синим шаром) и т.д. Как вариант, обе команды начинают с одной стороны, от красного колышка.

Перед ударом по шару игрок объявляет о своих действиях: «Прохожу первые воротца», «Крокерую шар» и т.д., в зависимости от намеченного им действия. Но это условие может быть не обязательным для начинающих игроков.
Шар ставится у красного колышка перед первыми воротцами так, чтобы между ним и колышком могла поместиться ударная часть молотка (головка) для нанесения удара, а шар не пересекал линию ворот.

При успешном прохождении ворот игрок всегда получает право на дополнительный ход. При прохождении двух ворот одновременно, а также при прохождении «мышеловки» (4-ая (11-ая) точка прохода) игрок получает право на два дополнительных хода. «Мышеловка» — это фигура, состоящая из перпендикулярно перекрещенных двух ворот, устанавливающаяся в середине площадки. Т.е., если мы начинаем игру и с одного удара проходим сразу первые двое ворот, то получаем два дополнительных хода и появляется гораздо больше шансов за эти два хода пройти третьи ворота, получить снова один дополнительный ход и т. д.

В какой-то момент игрок совершает ошибку и в игру вступит игрок с шаром, маркированным одной черной полоской. Затем дойдет очередь до игрока с шаром с двумя красными полосками, потом - с двумя черными, и опять вступает в игру первый игрок с шаром с одной красной полоской.

Если шар не прошел воротца, а застрял в них, ход переходит к следующему игроку. В этой ситуации говорят, что шар оказался в «масле». Когда опять дойдет очередь до шара в «масле», играть вперед нельзя: шар надо выбить из ворот, и ход снова перейдет к следующему игроку, и только дождавшись следующей очереди, можно будет проходить данные воротца.

Если шар оказался «в масле мышеловки», то он может выйти из этого положения только с помощью другого шара. Пока шар находится в «мышеловке», игрок пропускает ходы, до тех пор пока его не выбьет другой шар.
Шар, прошедший «мышеловку» получает право крокировать другие шары, но только те, которые также прошли «мышеловку». Крокировать — это значит попасть своим шаром в другой шар. Крокировать можно только на первом полученном дополнительном ходе после прохождения «мышеловки» или воротец. Крокировать можно шар как своей, так и чужой команды. Если игрок попадает в объявленный шар, он получает право на два дополнительных хода. При первом ходе выполняется крокетный удар — игрок должен поднести рукой свой шар и поставить его вплотную с любой (нужной ему) стороны к крокированному шару. Затем он может ударить таким образом, чтобы оба шара двигались одновременно, либо прижать носком ноги свой шар к земле (полу) и произвести удар по своему шару выпуклой частью головки молотка (выпуклую часть имеют «специальные» молотки, ударные плоскости не параллельны только в Русском крокете) таким образом, чтобы свой шар остался на месте, а другой шар направился в нужном направлении. Второй ход игрок делает обычным образом. Крокирование очень обогащает игру, вносит в нее разнообразие. Например, с помощью крокетных ударов можно «убивать», шары противника. Это происходит, когда шар противника посылается на его же колышек его же цвета. После касания о колышек шар начинает игру сначала, дождавшись своего очередного хода.

Игрок, собирающийся пройти через воротца («мышеловку») и при прохождении касающийся каких-либо шаров (а т.е., в свою очередь, других), обязан об этом объявить, причем должна указываться последовательность касаний. Ежели он не выполняет «заказ» (или выполняет не в той последовательности), то лишается права дополнительных ходов, т.е. при успешном прохождении воротцев («мышеловки») прохождение защитывается, но дополнительных ходы не предоставляются. Для начинающих данное правило можно упустить.
Конечно, можно сбивать с позиции шары противника без всякого объявления, но всегда подумайте, надо ли это Вам сейчас делать, ведь после этого ход переходит к следующему игроку.
Шар, прошедший весь путь в прямом направлении и ударившийся о противоположный колышек, а затем прошедший весь путь в обратном направлении и ударившийся о свой колышек, от которого начал свой путь, заканчивает игру. Такой шар называют «заколовшимся».

Если шар, пройдя последние воротца сумеет не коснутся своего колышка, то он становится «разбойником». «Разбойник» фактически закончил игру, ему для ее окончания нужно лишь при очередном ходе удариться о свой колышек — «заколоться». В его задачи входит ставить на позиции шары своей команды и сбивать шары противника. В основном он занимается крокированием.
Партию выигрывает команда, шары которой первыми пройдут весь путь и коснутся своего колышка.

Составил Ю.А..

Возрождение крокета в современной России вызвало необходимость уточнения правил Русского крокета. С каждым годом игра в крокет начинает пользоваться все большим успехом. Но до сих пор небыло единых и точных правил этой игры.

Данные правила игры в крокет основаны на более популярной современной версии игры. При составлении настоящих правил учтены разнообразные варианты отдельных правил и взято именно то, что является наиболее целесообразным, принимая во внимание характер и цели игры.

Данный вид крокета для тех, кто желает приобщиться к традициям российского крокета, которым более 130 лет. Игра крокет в России появилась примерно в 1875 году.

Описание игры

В крокет играют две команды, или два игрока (если играют один на один). Игра состоит из серии ударов по неподвижному шару, которые наносятся специальным молотком.

Игра проходит на специально подготовленной, ровной площадке длиной 11 метров и шириной 5 метров (дополнительно, площадка по договорённости может быть увеличена по 1 м с каждой стороны), с расстановленными в определенном порядке 9 (10, в центре скрещенные) воротами и 2 деревянными колышками. Поверхность площадки должна быть ровной и достаточно твердой, без выбоин и возвышений, которые могут повлиять на траекторию движения шаров.

Задача игроков первыми провести шары своей команды с помощью специальных молотков через серию расставленных ворот по пути, в определённом порядке и направлении — от своего колышка до противоположного и обратно, соперники начинают игру с противоположных сторон игрового поля, см. схемы.

Одна команда играет красным и жёлтым шарами или маркированными красными полосками (от одной до четырёх). Вторая команда — чёрным и синим или шарами с черными полосками (от одной до четырёх).

Схема движения красного шара


Схема движения чёрного шара

Игроки совершают свои ходы по очереди. Первоначальный ход игрока состоит только из одного удара, однако игрок может получить право на дополнительные удары в случаях:
- Если шар игрока проходит ворота, игрок получает право на ещё один удар. Дополнительные удары плюсуются если шар проходит с одного удара двое ворот, к примеру ворота 1 и 2, игрок получает 2 дополнительных удара. Если игрок, имея два дополнительных удара, после прохождения ворот 1 и 2, с одного удара проходит ворота 3, то он имеет только один удар за прохождение ворот 3, дополнительные удары не плюсуются после совершения удара.
- Если шар игрока проходит «мышеловку» («мышеловка» — см. схему, воротца 4 (11) крест-накрест), игрок получает право на два дополнительных удар.
- Если шар игрока ударяет другой шар (делает крокировку), игрок ставит свой шар (берёт руками) в плотную к крокированному шару (в который попал) и ударяет по своему шару (берёт крокет) так, чтобы крокированный шар сдвинулся или хотя бы качнулся (завибрировал). После этого игрок получает право на дополнительный удар по своему шару.
Крокировать имеет право «разбойник» всегда («разбойник» — шар прошедший все ворота, но не «заколовшийся» — не ударившийся о свой колышек), а простые шары, лишь после прохождения «мышеловки», и крокировать только те, которые также прошли «мышеловку».
- Удар о противоположный колышек дает, как и проход ворот, право на дополнительный ход, который производится с места остановки шара после удара, о колышек.

Запрещается наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой. Разрешается только ударным плоским концом.

Партию выигрывает команда, шары которой первыми пройдут весь путь и коснутся своего колышка, т.е. «заколются».

Крокет игра тактическая и общий успех команды зависит от согласованной игры всех игроков команды, а не от удачи одного из них. Играть в команде — играть не только своим шаром, но и помогать шарам партнеров, ставя их на удобные места - позиции и, наоборот, сбивать (крокировать) с позиций шары противников.

Основные положения игры

а) Цель игры

Целью каждой играющей стороны является первыми провести шары своей команды с помощью специальных молотков для игры в крокет, ударяя молотком по своему шару, по определенному маршруту через все воротца (воротца — принятое название в крокете, иногда встречаются названия — ворота, обручи, арки или калитки) от своего колышка до противоположного и обратно. И «заколоться», т.е. удариться шаром на обратном пути в свой колышек, от которого начали игру.

Выигрывает партию та команда (или игрок, если играют один на один), чьи все шары (шар) быстрее закончат игру, т.е. пройдут весь установленный путь на площадке и «заколются».

б) Инвентарь для игры в крокет

Для игры в Русский крокет используют специальные молотки для игры в крокет, шары, колышки и воротца. Молотки, шары и колышки чаще изготавливают из дерева, но также бывают и полимерные, воротца — металлические, изготавливают из толстой проволоки или прута. Один комплект для игры состоит из 8 молотков и 8 шаров с чёрными и красными полосами, от 1 до 4, что не только отличает шары, но и указывает порядковый номер. Так, шар и молоток с одной, красной линией обозначают № 1, с двумя — № 2 и т.д. Это необходимо для того, чтоб в игре не путать шары и, кроме того, чтоб каждый игрок играл строго в свою очередь. Длина молотка — 90 см, ударная часть молотка — 16 см, диаметр ударной части —6 см. Диаметр шаров - 9,2 см. Два колышка, длина — 53 см, маркированы красным и чёрным цветами. Металлические воротца — 10 штук, ширина ворот — 19 см, высота ворот — 30 см.

Также выпускаются шары, имеющие полную окраску, по международному стандарту (изначально в России играли только полностью окрашенными шарами), в наборе красный, жёлтый, чёрный и синий шары. И воротца размером ширина — 12 см, высота — 30 см, для игры в английский крокет, иногда, для усложнения игры в Русский крокет, используют эти, более узкие воротца. Такой комплект состоит из 4 молотков, 4 шаров, 10 воротец и 2 колышков.


Набор для игры в Русский крокет.
Шары маркированы чёрными и красными полосами.

Набор для игры в крокет.
Шары маркированы цветом: синим, красным, жёлтым и чёрным.

в) Площадка для игры в крокет, размеры и форма корта

Игра проходит на ровной площадке длиной 11 метров и шириной 5 метров, допускается, по договорённости сторон, дополнительно увеличить площадку по 1м с каждой стороны. Поверхность площадки должна быть ровной и достаточно твердой, чтоб не было ни выбоин, ни возвышений, которые могут повлиять на движение шаров. Площадка для игры в крокет должна быть из утрамбованного песка, мелеого гравия, либо газон с коротко подстриженной травой, или площадка с искусственным покрытием.

Границы площадки окаймляются ясно проведенными линиями, для чего можно использовать мел, натянуть низко над поверхностью площадки белый шнур, или прочертить линию в виде неглубокой канавки.


Площадка для игры в крокет. Разметка.

Расстановка ворот и колышков на площадке производится по определенному порядку следующим образом, см. схему.

Из угла в угол площадки, 11 х 5 м, намечаются линии диагоналей. Точка пересечения этих линий будет центром площадки А. Над этой точкой ставится «мышеловка» — двое ворот, вбитых в землю крест-накрест, параллельно сторонам площадки.

На длинной осевой линии отмечаются точки Б1 и Б2 на расстоянии 2 м от центра, в стороны от Б1 и Б2 откладывается по 2 метра и отмечаются точки В1 и В2, Г1 и Г2.

По осевой линии от точек Б1 и Б2, на расстоянии 2 м отмечаются точки Д1 и Д2. От точек Д1 и Д2 на расстоянии 1 м — точки Е1 и Е2. От точек Е1 и Е2 на расстоянии 0,5 м отмечаются точки Ж1 и Ж2, в которые вбиваются колышки, красный и чёрный.


Над точками В1 и В2, Г1 и Г2, Д1 и Д2, Е1 и Е2 вбиваются воротца так, чтоб они стояли параллельно коротким линиям площадки и перпендикулярно к длинным — боковым.

Таким образом, мышеловка стоит в центре площадки, а остальные ворота вбиваются строго симметрично на обеих половинах площадки.

Допускается разметка поля длиной молотка (длина 90 см), при такой разметке рекомендуется разметку производить от колышка до колышка (полмолотка, молоток, два молотка, …), предварительно наметив ось.

г) Играющие стороны

В игре участвуют две играющие стороны, одна из которых играет шарами с красными полосами, а вторая - с чёрными, от одной до четырёх полос на шарах. Или шарами красным и желтым против черного и синего, дополнительно, зелёный и коричневый против розового и белого шаров. Многие современные наборы для крокета имеют шары, окрашенные полностью: красный, жёлтый, чёрный и синий.

В игре могут участвовать два, четыре, шесть или восьми игроков - каждый игрок играет только своим шаром и может наносить удары молотком только по нему.

д) Порядок игры

Игра совершается при помощи удара деревянным молотком по шару. Игрок, делающий ход, бьющий по шару, называется «страйкером» (от англ. Striker — молотобоец).

Шар, которым он играет в течение этого хода, называется «страйкер-шаром» (от англ. Strike — ударять, наносить удар, бить, т.е. шар по которому бьют).

Второй шар его стороны (команды) в течение этого хода называется «шаром-партнёром».

Страйкер не имеет права ударять молотком по шару партнёру или любому другому шару стороны противника. Но имеет право своим страйкер-шаром ударять по шару партнёру или любому другому шару стороны противника. Нанося удар по страйкер-шару (своему шару), игрок приводит в движение не только свой шар, но и другие шары попаданием в них (), и зарабатывает дополнительные удары, дополнительный удар даётся за прохождение воротец или касание противоположного колышка.

Запрещается наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой. Разрешается только ударным плоским концом ударной части молотка.

Игрок, собирающийся пройти через воротца («мышеловку») и при прохождении касающийся каких-либо шаров (а т.е., в свою очередь, других), обязан об этом объявить, причём должна указываться последовательность касаний.

Перед ударом по шару игрок объявляет о своих действиях: «Прохожу первые воротца», «Крокирую шар», «Прохожу воротца, своим шаром задеваю красный, красный задевает черный», «Крокирую желтый, желтый отскакивает в красный, красный встает в масло» и т.д., в зависимости от намеченного им действия.

Если игрок не выполняет «заказ» (или выполняет не в той последовательности), то лишается права дополнительных ударов, т.е. при успешном прохождении ворот («мышеловки») прохождение засчитывается, но дополнительный удар не предоставляются.

Можно сбивать с позиции шары противника без всякого объявления, после этого, ход переходит к следующему игроку.

Это условие, объявление действий, может быть не обязательным для начинающих игроков.

Начало игры, первый удар. Шар ставится в любом месте между колышком и первыми воротами, но не ближе к ним, чем на ударную часть молотка.


При успешном прохождении ворот игрок получает право на дополнительный ход. При прохождении двух ворот одновременно, а также при прохождении «мышеловки» (4 — 11 точка прохода, см. схему) игрок получает право на два дополнительных хода. Т.е., если мы начинаем игру и с одного удара проходим сразу первые двое ворот, то получаем два дополнительных хода и появляется гораздо больше шансов за эти два хода пройти третьи ворота, получить снова один дополнительный ход и т.д.

Схема движения красного шара

В какой-то момент игрок совершает ошибку и в игру вступает игрок с шаром, маркированным одной черной полоской (чёрный шар). Он начинает играть, двигаясь навстречу от черного колышка. Затем очередь игрока с шаром с двумя красными полосками (жёлтый шар), потом — с двумя черными (синий шар), и опять вступает в игру первый игрок с шаром с одной красной полоской (красный шар).

Если шар не прошел ворота, а застрял в них — оказался в «масле», ход переходит к следующему игроку. Когда опять дойдёт очередь до шара в «масле», играть вперед нельзя: шар надо выбить из ворот, и ход снова перейдет к следующему игроку, и только дождавшись следующей очереди, можно будет проходить данные ворота.

Если шар оказался «в масле мышеловке», то он может выйти из этого положения только с помощью другого шара. Пока шар находится в «мышеловке», игрок пропускает ходы, до тех пор пока его не выбьет другой шар. При игре один на один, допускается (по договорённости сторон) выбивать шар из «масла мышеловки» обратным ударом, как при попадании в «масло» ворот.

Запрещается проводить шар через ворота в обратном направлении пути (для установки на позицию), для дальнейшего прохождения в правильном направлении.

Шар, прошедший «мышеловку» получает право крокировать другие шары, но только те, которые также прошли «мышеловку». Прохождение «мышеловки» засчитывается только при правильном её прохождении (по линии 3 — 5 ворот и 10 — 12, см. схему), при «боковом» выходе шара (попадание в штангу ворот), приравнивается к простому удару, «мышеловка» считаются не пройденной.
Крокировать — это значит попасть своим шаром в другой шар. Крокировать можно только на первом полученном дополнительном ходе после прохождения «мышеловки» или ворот. Крокировать можно только прямым ударом.

Крокировать можно шар как своей, так и чужой команды. Если игрок попадает в объявленный шар, он получает право на два дополнительных хода. При первом ходе выполняется крокетный удар - игрок должен поднести рукой свой шар и поставить его вплотную с любой (нужной ему) стороны к крокированному шару.
Затем он может ударить таким образом, чтобы оба шара двигались одновременно (свободный удар), либо прижать носком ноги свой шар к земле (полу) и произвести удар по своему шару (удар из-под ноги) выпуклой частью головки молотка (выпуклую часть имеют «специальные» молотки, ударные плоскости не параллельны только в Русском крокете) таким образом, чтобы свой шар остался на месте, а другой шар направился в нужном направлении.

Второй ход игрок делает обычным образом. Крокировка очень обогащает игру, вносит в нее разнообразие. Например, с помощью крокетных ударов можно «убивать», шары противника. Это происходит, когда шар противника посылается на его же колышек (стартовый). После касания о колышек шар начинает игру сначала, дождавшись своего очередного хода.

Шар, прошедший весь путь в прямом направлении и ударившийся о противоположный колышек, а затем прошедший весь путь в обратном направлении и ударившийся о свой колышек, от которого начал свой путь, заканчивает игру. Такой шар называют «заколовшимся». Ход переходит следующему игроку.

Если шар, пройдя последние воротца сумеет не коснутся своего колышка, то он становится «разбойником». «Разбойник» фактически закончил игру, ему для ее окончания нужно лишь при очередном ходе удариться о свой колышек — «заколоться». В его задачи входит ставить на позиции шары своей команды и сбивать шары противника. В основном «Разбойник» занимается крокированием.

Партию выигрывает команда, шары которой первыми пройдут весь путь и коснутся своего колышка.

Правила игры в Русский крокет

Очередь ударов

§ 1. В течение всей игры игроки обязаны соблюдать строгую очередь ходов.

§ 2. Порядок шаров и игры ими таков: первым играет 1-й с одной красной полосой (красный), вторым — 1-й с одной чёрной полосой (чёрный), третьим — 2-й с двумя красными полосами (жёлтый), четвертым — 2-й с двумя чёрными полосами (синий), пятым — 3-й с тремя красными полосами, шестым — 3-й с тремя чёрными полосами, седьмым - 4-й с четырьмя красными полосами и восьмым — 4-й с четырьмя чёрными полосами, т.е. идет строгое чередование цветов.

§ 3. Перед началом игры путем жребия команды решают, какая из них, играет красными (красным и желтым), какая черными шарами (черным и синим). Красная партия начинает игру, черная — выбирает ту или иную половину площадки.

Пропуск очереди

§ 4. Если игрок пропустил свой удар, то он теряет право на него до следующей очереди.

Игра вне очереди

§ 5. Если игрок сыграл своим шаром вне очереди и ошибка обнаружена, все достигнутые этим ударом результаты аннулируются: игравший шар и все им сбитые ставятся на прежние места.

§ 6. Если игрок сыграл своим шаром вне очереди и после этого было сделано еще несколько ударов другими, то положение шаров, достигнутое в результате всего этого, не меняется, но игрок, допустивший ошибку, штрафуется — лишается права на удар в следующей очереди.

Удар

§ 7. При ударе молоток можно держать любым способом. Запрещается наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой. Разрешается только ударным плоским концом.

§ 8. Удар по шару должен быть именно ударом, ни в каком случае не толчком или движком.

Примечание. Под движком надо понимать такой удар, когда молоток, производя удар по шару, проходит некоторое расстояние в соприкосновении с ним.

§ 9. В случае неправильного удара см. § 8, шар игравшего и все сбитые им шары ставятся на прежние места, и удар считается потерянным.

§ 10. Касание молотком шара при ударе приравнивается к самому удару, т.е., если, готовясь к удару, игрок только коснется шара, то считается, что удар уже сделан. На основании этого игрок, если ему невыгодно сдвигать шар с позиции, может ограничиться просто прикосновением к нему молотком.

§ 11. Во время игры касаться молотком чужих шаров не разрешается. Если, готовясь к удару по своему шару, игрок коснется чужого, то он теряет право на удар, а чужой шар, если он был стронут с места, ставится на прежнюю позицию.

§ 12. Не разрешается убирать или отодвигать другие шары для получения более удобного положения при ударе по своему.

Прохождение ворот

§ 13. Ворота считаются пройденными, если шар полностью пройдет под ними. Чтобы определить прошел ли весь шар ворота или остался в них, ручкой молотка проводят по воротам. Если ручка молотка хоть чуть заденет шар, считается что шар находится в «масле» (в воротах).

§ 14. Если шар оказался «в масле», то в следующий очередной удар его нельзя проводить далее, а необходимо обратным ударом вывести из ворот, чтобы потом, когда дойдет новая очередь удара, попытаться пройти их.

§ 15. Шар, ударившийся о боковые стойки ворот и прошедший их, считается сыгранным правильно.

§ 16. Если при проходе ворот шар ударом вырвет их, удар перебивается.

Выход шара за границы площадки

§ 17. Если шар во время игры выйдет за границы площадки, то он ставится на расстоянии одной ударной части молотка (не ручки) от той точки, в которой он выкатился, пересек линию, а игрок теряет все текущие ходы.

Путь шара

§ 18. Обязательно следует придерживаться следующего порядка прохождения шаром ворот. От своего колышка шар сначала должен пройти свои первые ворота (1), вторые (2), затем ближние правые боковые (3), мышеловку на средине площадки (4), левые боковые дальние (5) (уже на половине противника), вторые ворота противника (6) (предпоследние от себя) и первые ворота противника (7), т.е. последние от себя.

Схема движения красного шара шара

Пройдя первые ворота противника (т.е. последние от себя), шар должен стукнуться о колышек и после этого начинать обратный путь: первые ворота (8), вторые (9), левые боковые (10), мышеловка (11), правые боковые (12), вторые (13) и первые (14). Ударившись после этого о свой колышек, шар «закалывается», т.е. считается кончившим партию и выбывает из игры. После «закалывания», ход переходит следующему игроку.

Запрещается проводить шар через ворота в обратном направлении пути (для установки на позицию), для дальнейшего прохождения в правильном направлении.

Начальный удар

§ 19. При начальном ударе шар ставится в любом месте между колышком и первыми воротами, но не ближе к ним, чем на ударную часть молотка.

§ 20. В случае неудачного начального удара, если первые воротца не пройдены, шар убирается с поля и следующим ходом перед ударом игрок опять ставит шар на позицию руками.

Что дает прохождение ворот

§ 21. Игрок в начале хода имеет один удар. Но если этим ударом он проходит ворота, то получает право еще на удар.

§ 22. Если игрок с одного удара пройдет сразу двое ворот, например, при начальном ударе первые и вторые, то он получает право на два удара. В таком случае один удар обычно используют, чтобы поставить шар на позицию, а вторым уже идут через боковые ворота.

§ 23. За проход «мышеловки» игрок также получает два удара. Прохождение «мышеловки» засчитывается только при правильно её прохождении (по линии 3 — 5 ворот и 10 — 12, см. схему), при «боковом» выходе шара (попадание в штангу ворот), приравнивается к простому удару, «мышеловка» считаются не пройденной, дополнительный удар не даётся.

§ 24. Намереваясь проходить ворота, игрок обязательно должен объявить об этом. В противном случае пройденные ворота засчитываются, но дополнительный удар теряется. Если же игрок сразу с первого удара, имея два дополнительных удара (после прохождения ворот 1 и 2 с одного удара), пройдет ворота (боковые 3), то с проходом их имевшийся второй удар теряется, т.е. дополнительные удары не суммируются.

Заколка шара и удар о чужой столбик

«Мертвый» шар

§ 29. Шар становится «мертвым» после удара о колышек противника, пока не пройдёт первые, со стороны соперника, воротца.
Если после удара о колышек шар прошел отскоком очередные воротца или встал в них в масло, то шар уже не «мертвый».

Стратегия «мертвого» шара:
- после прохода последних воротец перед чужим колышком можно ударить в чужой колышек так, чтобы шар отскочил в шар соперника и «убил» его.
- после прохода последних воротец перед чужим колышком можно ударить в чужой колышек так, чтобы шар отскочил к воротцам которые нужно проходить противнику и загородил проход шару соперника не давая пройти или дать «убьется».

Если чужой шар тем или иным путем коснется «мертвого», он также становится «мертвым» — такой шар называется «покойник» и снимается с поля до следующего своего хода, «покойник» .

«Разбойник»

§ 30. «Разбойником» называется шар, прошедший все ворота туда и обратно и не «заколовшийся» о свой столбик. Так как «разбойник» фактически уже закончил свою игру, в его задачи входит в дальнейшем, пользуясь правом «крокировки» (), ставить шары своих партнеров на позицию и, наоборот, сбивать с позиций шары противников. Для «Разбойника» ворот «не существует», он не может застрять «в масле» ().

Крокировка

§ 31. Крокировать — значит попасть своим шаром в намеченный шар.

Сделавший крокировку получает право на два удара и этим получает возможность ставить на позицию шары партнеров, сбивать с позиций шары противников и «закалывать» их.

§ 32. Перед тем, как крокировать, обязательно следует объявить, какой именно шар намечен. Крокировка, сделанная без объявления, никаких преимуществ не дает и приравнивается к обычному удару.

§ 33. Если игрок объявил крокировку одному шару, но задел другой или другой шар и крокируемый, крокировка считается не состоявшейся; никаких дополнительных ударов игрок не получает, ход переходит следующему игроку.

§ 34. Если при крокировке игрок промахивается, он также теряет право на второй удар, если таковым обладал вначале (например, после прохода мышеловки).

§ 35. Крокировать имеет право «разбойник» всегда, а простые шары лишь те, которые прошли «мышеловку». Шар, который еще не прошел «мышеловку» называется «каракульча» (название от молодого барашка или каракуля).

«Каракули» и «мертвые» шары не могут крокировать и их нельзя крокировать.
Нельзя крокировать «мышей» (сидящих в «мышеловке») и шары стоящие в масле.

§ 36. Простые шары, имеющие право крокировать, могут объявлять крокировку лишь непосредственно после прохода тех или иных ворот и всего только одному шару, но, получив от данной крокировки два удара и пройдя следующие ворота, снова получают право на крокировку одного шара и т. д.

§ 37. Игрок, имеющий два удара, может крокировать только с первого, теряя в случае промаха дальнейший удар.

§ 38. «Разбойник» может крокировать сразу, как только доходит очередь его удара. В одну очередь он может крокировать сколько угодно шаров, пока не потеряет права ( и ), но один и тот же шар лишь один раз.

§ 39. «Разбойник», скрокировав шар, может играть им двумя способами — ударом из-под ноги или свободным ударом.

§ 40. Удар из-под ноги производится так: к скрокированному шару вплотную с любой стороны приставляется «разбойник»; игрок прижимает его к земле ногой, становясь подошвой, и затем ударяет молотком по «разбойнику» так, чтоб скрокированный шар отскочил в желаемом направлении. Если при этом ударе «разбойник» выскочит из-под ноги ударяющего, игрок теряет право на дальнейший удар.

§ 41. При свободном ударе «разбойник» приставляется к скрокированному шару вплотную с любой стороны. Ударяя свой шар в желаемом направлении, игрок вместе с ним сбивает крокированный шар и после этого теряет право на удар.

§ 42. Простой шар, скрокировав другой, может играть им только свободным ударом. При этом, если сдвигается и крокированный шар, то играющий шар не теряет второго удара.

§ 43. И удар из-под ноги, и свободный считаются за игровой удар, т.е. за первый из двух полученных после крокировки.

§ 44. Не разрешается крокировать шар, находящийся к крокирующему шару ближе, чем на длину всей ручки молотка (или 1 м).

§ 45. Если шар, катясь после прохода ворот, заденет какой-либо шар, то он не имеет права его крокировать сейчас же.

§ 46. Нельзя крокировать тот шар, который, пройдя последние ворота (первые ворота противника), ударился о чужой колышек, т.к., начав обратный путь, еще не прошел этих первых ворот.

§ 47. Простой шар крокировав своего «разбойника» получает один дополнительный удар, а не два, как при крокировке простого шара .

§ 48. Крокировав «разбойника» противника даётся один дополнительный ход. Можно сделать крокетный удар (отправив «разбойника» подальше) или произвести свободный удар.

§ 49. «Разбойники» соперников могут крокировать один другого, получая один дополнительный удар.

Проведение шара через ворота

§ 50. Игрок имеет право проводить своим шаром шар партнера через ворота, заявив об этом. Если проводка удалась, то ведущий шар получает дополнительный удар, как в том случае, когда шар проходит ворота, а другой шар остается ждать своей очереди и никаких дополнительных ударов не получает. Поэтому иногда такая проводка и невыгодна; например, если игрок провел другой шар через «мышеловку», этот шар, дождавшись очереди, имеет только один удар, в то время как, пройдя самостоятельно «мышеловку», он получил бы два удара.

Результат игры

§ 51. Партию выигрывает та команда, чьи шары все первыми окончат игру, т.е. «заколются» о свои колышек.

§ 52. Игра проходит двумя партиями. Сыграв первую, команды меняются сторонами площадки.

§ 53. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую — другая, то играется третья решительная, которая и дает окончательный результат.

Историческая справка

Крокет (croquet) – это спортивно-развлекательная игра, в которую играют на площадке из утрамбованного песка, на траве или на специальном покрытии в помещении. Смысл игры заключается в проведении деревянных шаров с помощью деревянных же молотков через серию расставленных «воротиков».

Почти два века назад крокет был любимейшей игрой англичан. В 1867 году провели первый открытый чемпионат Англии, а в 1869 году создан Всеанглийский Уимблдонский крокетный клуб. В 1900 году соревнования по крокету проведены на II Олимпийских играх в Париже.

В Россию крокет пришел в середине XIX века и сразу же стал игрой, наиболее распространенной и любимой как в высшем обществе, так и во всех образовательных заведениях. «Нет ни одного порядочного учебного заведения, где бы не был введен крокет», – так писали русские газеты того времени. Горячими приверженцами этой игры и искусными игроками являлись Федор Шаляпин и Анна Павлова. Правда, в России крокет претерпел значительные изменения, и его стали называть «русским крокетом».

В годы советской власти игра стала массовой. В предвоенные годы в крокет играли чуть ли не в каждом дворе. Но в годы Великой Отечественной войны людям было не до крокета, и про эту игру почти все забыли. После войны в крокет играли уже только те, у кого были дачи, – партийная элита.

Недавно в Санкт-Петербурге организована Межрегиональная федерация крокета. В настоящее время силами Федерации крокета возрождается и популяризируется эта замечательная игра.

Основные правила

Современный русский крокет – это спортивная, комбинационная, тактическая, азартная игра с логически выстроенными ходами. Количество игроков может быть разным: от двух до восьми, но наибольший интерес игра приобретает, когда участников четверо.

К поверхности крокетной площадки предъявляются повышенные требования по ровности, отсутствию уклонов и эластичности. Чем ровнее площадка, тем меньше препятствий встречает шар, тем он правильнее катится и тем более точно может быть сделан расчет удара по шару.

Задача игроков состоит в том, чтобы по известным правилам провести свои шары через расставленные в определенном порядке воротики. Шары проводят ударами деревянного молотка на длинной ручке.

При игре необходимо точное обозначение границ площадки. Сначала поле для игры ограждали земляным валом, который выполнял функцию бортов; затем борта исчезли, и границы поля стали обозначать канавкой или краской. В современном крокете опять появились борта. В случае отсутствия бортов шар, покинувший поле, теряет дальнейшее право хода и устанавливается в том месте, где он пересек границу поля.

Размеры игровой площадки могут варьироваться. Стандартное поле имеет размеры 5ґ11 м. На рисунке 1 представлен один из вариантов разметки поля.

Рис. 1. План крокетной площадки (один из возможных вариантов)

На рисунке 2 представлен путь движения красного шара по полю; схема движения черного шара аналогична, но путь начинается от противоположного (черного) колышка.

Игроки делятся на две команды. У одной – шары с красными полосками, у другой – с черными. Начинает игру шар с одной красной полосой (от красного колышка), затем играет шар с одной черной полосой (от черного колышка), потом – с двумя красными полосами, с двумя черными полосами и т.д. После этого ход опять переходит к шару с одной красной полосой.

При прохождении первых двух воротиков одновременно, а также при прохождении «мышеловки» игрок получает право на два дополнительных хода.

Если шар оказался в воротцах (в «масле»), то при следующем ходе его нужно ударом вывести обратно из воротцев на позицию, а затем уже следующим ходом отправить через воротца. Если шар оказался в «масле мышеловки», то он может выйти из этого состояния только с помощью другого шара. Пока же шар игрока находится в «мышеловке», игрок пропускает ходы.

Шар, который прошел весь путь и ударился о свой колышек, после прохождения последних воротиков считается «заколовшимся» и заканчивает игру.

Шар, прошедший половину пути и ударившийся о чужой колышек, выполняет для противника функцию его колышка, т.е. является «шаром-убийцей». Если шар, не пройдя соответствующие последние воротца, по каким-либо причинам коснется своего колышка или этого шара-убийцы случайно (или специально будет послан ударом чужого шара), то он будет «убит», и ему придется начать игру сначала. «Шар-убийца» имеет право передвигаться по полю только в направлении первых ворот (то есть в обратном направлении).

Если шар, пройдя последние воротики, не коснется своего колышка, то он становится «разбойником». «Разбойник» фактически закончил игру, ему для ее окончания нужно лишь при очередном ходе удариться о свой колышек. Его задача – ставить на позиции шары своей команды и сбивать с позиции шары противника.

«Рокировать» – значит при ударе попасть своим шаром в шар противника. Рокировать может только шар, прошедший «мышеловку». Рокировать же можно только те шары, которые также прошли «мышеловку». Простые шары могут рокировать только непосредственно после прохождения воротиков или мышеловки. Объявивший и выполнивший рокировку игрок получает право на два хода. При первом ходе выполняется крокетный удар: игрок должен поднести свой шар и поставить его вплотную с любой (нужной ему) стороны к рокированному шару. Затем он может либо ударить по своему шару и послать его в нужном направлении, либо ударить таким образом, чтобы оба шара двигались одновременно, либо прижать носком ноги свой шар к земле (полу) и произвести удар по своему шару выпуклой частью молотка таким образом, чтобы свой шар остался на месте, а шар противника направился в нужном направлении. Второй ход игрок делает обычным образом. Не разрешается рокировать шар, находящийся в «масле», а также если между шарами расстояние меньше длины всего молотка (с ручкой). Нельзя рокировать от борта или дужек ворот. Игрок, собирающийся делать рокировку, обязан об этом объявить.

Игрок, который хочет пройти воротики («мышеловку») и при прохождении коснуться каких-либо шаров (а те, в свою очередь, других), обязан об этом объявить, причем должна указываться последовательность касаний. Если он не выполняет «заказ» (или выполняет не в той последовательности), то лишается права дополнительных ходов, т.е. при успешном прохождении воротиков («мышеловки») прохождение засчитывается, но дополнительные ходы не предоставляются.

Партию выигрывает команда, чьи шары первыми пройдут весь путь и коснутся своего колышка.

Некоторые отличия в разных вариантах правил

Размеры площадки могут отличаться от предлагаемого варианта (например, 7ґ14 м).

Площадка может быть без бортов (но тогда игра становится менее динамичной, так как шар будет часто выходить за пределы поля).

Игру можно вести и четырьмя, и шестью, и восемью шарами. Количество игроков может быть до 8 человек. Но тогда команды должны быть очень слаженными и состоять из хороших игроков, иначе игра затягивается на очень длительное время. В таких случаях желательно применять соответствующие метки, которые крепятся к воротцам для обозначения последующих ходов каждого шара.

Понятие «рокирование» не используется и заменяется «крокированием».

При прохождении воротец от борта не дается дополнительного хода.

При «вылете» шара через борт шар устанавливается не у края борта, а на расстоянии ударной части биты от борта.

Шары проходят путь не до своего колышка, а до колышка противника.

После завершения игры проигравшая команда имеет еще один ход (в этом случае может быть ничья).

Крокировать может простой шар, который прошел мышеловку не в первый раз, а после второго раза, когда он возвращается назад.

Из «мышеловочного масла» шар следующим ходом выходит так же, как и из положения «масла воротец», а не от постороннего вмешательства (пропуская ходы).

Крокет-АП

Разработка нового элемента техники игры принадлежит Алексею Борисовичу Порай-Кошицу, специалисту и пропагандисту игры в крокет из Санкт-Петербурга, настоящему мастеру крокета и талантливейшему конструктору.

Под названием «крокет-ап» имеется в виду особая техника удара битой по шару, при которой шар может быть поднят в воздух над поверхностью корта (на высоту до 0,7–0,8 м) и пролететь значительное расстояние. «Крокет-ап» обычно используется для прохождения мышеловки или воротец, в зоне которых стоит шар противника, который остается на месте («в масле»), а играющий шар проходит данный элемент без касания шара противника, оставляя его в том же положении, «в масле». Эффект «крокет-ап» достигается с помощью специальных бит, у которых ударная часть имеет слегка вогнутую поверхность, как показано на рисунке (точка А).

В истории развития игры различными правилами запрещалось отрывание шара от поверхности площадки: он должен был только катиться. Однако демократичность современной игры позволяет с успехом использовать элемент техники «крокет-ап», особенно на кортах с травяным покрытием или с покрытием из искусственной травы.

При игре, в которой возникает эффект «крокет-ап», должны использоваться воротца и «мышеловка» высотой более двух шаров.

Позволяют зарабатывать без вложений 50 рублей за 10 минут!

Полный и подобный обзор всей интернет работы без вложений и с вложениями -

Игра Крокет

Подготовка к веселому состязанию

Сложностей в подготовке к игре нет. Для начала игры «Крокет» необходимо найти площадку с ровным рельефом, при этом это может быть луг, поле и т.д.. От этого, собственно, и зависит успешность игры. Игру нужно вести по правилам, для этого удары можно рассчитать быстро и легко, таким образом, заранее рассчитать свой собственный выигрыш. По правилам игры «Крокет» могут играть от 2 до 8 человек, которые должны разделиться на 2 команды, у каждой из которой должен иметься шар и молоток со специальными идентичными метками.

Начнем игру

Команды должны найти какие-то знаки отличия, чтобы знать, кто из участников, к какой группе относится. Инвентарь:- молоток может иметь абсолютно любую форму. Но для такой игры самыми распространенными можно считать либо молотки цилиндрической формы, либо имеющие прямой или закругленный конец.

Для тех, кто узнает, как играть в игру «Крокет», важно помнить, что на избранном поле или площадке для игры нужно осуществить определенную разметку, основными атрибутами в которой послужат палочки и колышки, которые можно сделать самостоятельно. Но разметку необходимо проводить так, чтобы можно было менять промежутки между отметками. Это позволит менять условия проведения игры.

Возможность изменения расстояний в основном, зависит от того, насколько велико само поле и насколько профессиональны сами участники игры. Чтобы было удобнее отмерять расстояние между различными дугами, обычно используются ручки молотка, которым пользуются игроки.

Чтобы начать играть в «крокет» каждому игроку необходимо поместить один из своих шариков по центру между дугой, что была первой и колышком, а затем наносит удар молотком, стараясь провести его так, чтобы он смог пройти через дугу. Если шар не смог пройти через дугу и остановился в настолько неудобном месте, что мешает сделать ход другим игрокам (то есть их шар не сможет пройти), этот шар необходимо убрать и вернуть на исходную позицию, но только после того, как все остальные шары пройдут под дугой.

Играющие люди не должны ни в коем случае пропускать свою очередь, иначе смысл игры начинает теряться. Игру «Крокет» необходимо начинать по сигналу: сначала идет игрок из партии под номером 1, затем под номером 2. Так они продолжают меняться, пока игра не будет закончена. Правила игры «Крокет» гласят о том, что состязание основывается на том, что все те, кто является участником игры и входит в состав хотя бы одной из партии, должен пройти все дуги, не потеряв ни одного из своих шаров. При условии, что играющий будет следовать установленному порядку, тем самым пытаясь помочь игрокам своей команды, и препятствовать своим соперникам первым закончить игру.

Правильным ударом по шарику будет считаться удар крайним концом молотка, а не боком. Если удар был совершен правильно, то по его окончанию должен быть слышен четкий и громкий звук. В случае если шарик остановился под дугой, и участникам непонятно была ли достигнута цель (прошел он через дугу или нет), в таком случае необходимо воспользоваться ручкой молотка, которую необходимо плотно прижать к задней части дуги. Если она не сдвигает шарик с места на миллиметр, то правила игры «Крокет» гласят о том, что под дугой шар удачно прошел. И тогда тот участник, который явился обладателем данного шарика, то он может и дальше продолжать игру.

Чтобы продолжать игру, необходимо свой шар проводить через все следующие дуги до того момента, пока не будет совершен первый промах. Как только участник игры промахивается, то он оставляет свой отличительный знак на этой дуге и покидает игру. Следующий игрок в порядке очереди начинает игру уже со своим шариком.

По правилам игры «Крокет» те, кто из игроков смог успешно провести свой шарик уже через 1 дугу, то ему достается право ударять по шарику через следующую дугу и ударить так же и чужой шарик. Подобное право называется рокировкой. Однако прежде чем воспользоваться правом рокировки, то игроку необходимо сначала объявить, по какому шару он будет бить, а затем уже совершать удар. Иначе рокировку производить невозможно, впрочем, как и в случае, когда шары соприкасаются. Когда один шар ударяется о другой, то, в таком случае, свой шар необходимо спасать с помощью нажатия носком на шарик и удару по чужому.

Если «чужой» шарик принадлежит игрокам своей команды, то его необходимо проводить через другие дуги, а если шарик принадлежит сопернику, то его нужно откинуть как можно дальше. То есть в игру «Крокете» необходимо играть и беспокоиться не только за себя, но и за всю команду в целом. Чтобы провести шарик через дуги правильно нужно соблюдать определенный порядок. К примеру, как только добираются до второго колышка, то по нему ударяются шариком, в ином случае его приходится гнать обратно через дугу. Как только шарик перевалил через все дуги с успехом, впоследствии вернувшись к первому колу, то по нему ударяют шариком и игра заканчивается. - она очень удобная и понятная.

Крокет - спортивно-развлекательная игра, долгое время как в России, так и в Европе считавшаяся уделом аристократов. В начале ХХ века крокет даже входил в программу Олимпийских игр, но удержался в ней недолго. Смысл игры состоит в том, чтобы с помощью деревянных молотков провести серию шаров через расставленные в определенном порядке проволочные воротца (калитки).

Английское слово croquet происходит от французского crochet - крючок, так как изначально в крокет играли загнутыми палками, или клюшками. Первые аналоги игры в крокет известны еще с XIII века. В такую игру с воротцами из лозы и пастушьими посохами вместо молотков играли французские крестьяне. В XVI веке еще один аналог игры был популярен в Англии и назывался Pall-Mall. Характер же близкий к современному игра в крокет получила лишь в 1830-е годы в Ирландии. В 1850-х она она широко распространилась в Британии, и других странах Европы: тогда же начал развиваться и детский крокет, а в 1868, Всеанглийский крокетный клуб сформулировал первые стандартизированные правила игры в крокет.

В России крокет появился около 1875 года, и сразу же приобрел огромную популярность в аристократической среде и образовательных учреждениях. Эту игру любили Николай II и члены царской фамилии, М. Горький, Л. Андреев, В. Ленин. Первое описание правил игры в крокет на русском языке, называвшееся «Практическое руководство, чтобы правильно, верно, со всеми тонкостями играть без проигрыша в шахматы, шашки, биллиард, кегли, лото, трик-трак, домино, лапту, крокет и бирюльки» было издано в 1880 году. Очень быстро эта игра в России претерпела значительные изменения, получила собственные правила. Крокет в России использует, в отличие от традиционного английского 10 калиток. В отличие от разноцветных английских шаров, русские мячи для крокета красные и черные, маркированные определенным количеством линий противоположного цвета.

После Октября 1917 года игра в крокет в нашей стране стала массовым видом спорта. Особенно широко был распространен детский крокет, в который играли практически в каждом дворе. Однако после войны интерес к игре постепенно сошел на нет и начинает возрождаться лишь теперь.

В основном крокет был известен в России не как спорт, а как средство отдыха и развлечения. В него играли на дачах после чая, так как неутомительность крокета, отсутствие в этой игре резких движений, позволяли упражняться в ней даже на полный желудок.

Сегодня крокет - это тактическая спортивная азартная игра с ходами, которые вычисляются логически по определенным правилам. Крокет предполагает как можно более ровную площадку шириной 5 и длиной 11 м. Это может быть газон с коротко подстриженной травой, такой, чтобы она не мешала свободно двигаться шарам. По дальним сторонам площадки в землю вонзают два колышка: head и foot, или в русской терминологии фок и бизань. Между ними в определенном порядке устанавливаются проволочные воротца - от шести до десяти штук. Девятые и десятые ставят в центе поля крест-накрест, т. н. мышеловкой. Игра ведется двумя командами. Правила игры в крокет предусматривают от одного до четырех игроков в каждой. Первая команда играет черным и голубым шарами, а вторая - красным и желтым. В России, как уже говорилось, команды используют красный и черный мяч для крокета с определенным количеством контрастных линий. Задача каждой команды состоит в том, чтобы с помощью деревянного молотка провести мячи через воротца. При этом выигрывает та команда, или игрок в крокет, чьи шары первыми пройдут все воротца туда и обратно и «заколются», т. е., вернувшись назад, коснутся колышка на своей стороне поля.

Каждый игрок в крокет должен соблюдать строгую очередность ударов: сначала играет первый красный, затем первый черный; второй красный, второй черный, и так далее. Если игрок пропустил свой удар, он теряет на него право до следующей очереди. Калитка считается пройденной, если только шар полностью прокатится под нею. Шар должен пройти последовательно все воротца - первые от своего колышка, вторые, ближние левые и ближние правые, мышеловку; затем, левые и правые на территории противника, предпоследние и последние, и коснуться колышка противника. После этого путь повторяется в обратном порядке, вплоть до того, как шар коснется колышка на своей стороне. В целом путь шара представляет собой как бы цифру 8.

На сегодняшний день известно множество разновидностей крокета: английский, русский, американский, японский, дворовый, детский крокет, соответственно и правила для каждой из них имеют свои особенности, тонкости. Впрочем, сам основной принцип игры в крокет остается неизменным еще с XIII века.

Выбор редакции
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...