Инсценировка по сказке карамзина дремучий лес читать. Сказочный калейдоскоп


Николай Михайлович Карамзин

Прекрасная царевна и счастливый карла

Старинная сказка, или Новая карикатура

О вы, некрасивые сыны человечества, безобразные творения шутливой натуры! вы, которые ни в чем не можете служить образцом художнику, когда он хочет представить изящность человеческой формы! вы, которые жалуетесь на природу и говорите, что она не дала вам способов нравиться и заградила для вас источник сладчайшего удовольствия в жизни – источник любви! не отчаивайтесь, друзья мои, и верьте, что вы еще можете быть любезными и любимыми, что услужливые Зефиры ныне или завтра могут принести к вам какую-нибудь прелестную Псишу, которая с восторгом бросится в объятия ваши и скажет, что нет ничего милее вас на свете. Выслушайте следующую повесть.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый человек, отец единой дочери, царевны прекрасной, милой сердцу родителя, любезной всякому чувствительному сердцу, редкой, несравненной. Когда Царь добрый человек, одеянный богатою багряницею, увенчанный венцом сапфиро-рубинным, сидел на высоком троне среди народного множества и, держа в правой руке златой скипетр, судил с правдою своих подданных; когда, воздыхая из глубины сердца, изрекал приговор должного наказания, тогда являлась прекрасная Царевна, смотрела прямо в глаза родителю, подымала белую руку свою, простирала ее к судящему, и пасмурное лицо правосудия вдруг озарялось солнцем милости, виновный, спасенный ею, клялся в душе своей быть с того времени добрым подданным царя доброго. Бедный ли приближался к Царевне? она помогала ему; печальный ли проливал слезы? она утешала его. Все сироты в пространной области Царя доброго человека называли ее матерью, и даже те, которых сама природа угнетала, несчастные, лишенные здравия, облегчались ее целительною рукою, ибо Царевна совершенно знала науку врачевания, тайные силы трав и минералов, рос небесных и ключей подземных. Такова была душа Царевнина. Телесную красоту ее описывали все стихотворцы тогдашних времен, как лучшее произведение искусной природы, а стихотворцы были тогда не такие льстецы, как ныне; не называли они черного белым, карлы великаном и безобразия примером стройности. В древнем книгохранилище удалось мне найти одно из сих описаний; вот верный перевод его:

«Не так приятна полная луна, восходящая на небе между бесчисленными звездами, как приятна наша милая Царевна, гуляющая по зеленым лугам с подругами своими; не так прекрасно сияют лучи светлого месяца, посребряя волнистые края седых облаков ночи, как сияют златые власы на плечах ее; ходит она, как гордый лебедь, как любимая дочь неба; лазурь эфирная, на которой блистает звезда любви, звезда вечерняя, есть образ несравненных глаз ее, тонкие брови, как радуги, изгибаются над ними, щеки ее подобны белым лилеям, когда утренняя заря красит их алым цветом своим; когда же отверзаются нежные уста прекрасной Царевны, два ряда чистейших жемчужин прельщают зрение; два холмика, вечным туманом покрытые… Но кто опишет все красоты ее?»

Крылатая богиня, называемая Славою, была и в те времена так же словоохотлива, как ныне. Летая по всей подсолнечной, она рассказывала чудеса о прекрасной Царевне и не могла об ней наговориться. Из-за тридевяти земель приезжали царевичи видеть красоту ее, разбивали высокие шатры перед каменным дворцом Царя доброго человека и приходили к нему с поклоном. Он знал причину их посещения и радовался сердечно, желая достойного супруга милой своей дочери. Они видели прекрасную Царевну и воспламенялись любовию. Каждый из них говорил Царю доброму человеку: «Царь добрый человек! Я приехал из-за тридевяти земель, тридесятого царства; отец мой владеет народом бесчисленным, землею прекрасною; высоки терема наши, в них сияет серебро и золото, отливают разноцветные бархаты. Царь! отдай за меня дочь свою!» – «Ищи любви ее!» – отвечал он, и все царевичи оставались во дворце его, пили и ели за столом дубовым, за скатертью браною, вместе с Царем и с Царевною. Каждый из них смотрел умильными глазами на прекрасную, и взорами своими говорил весьма ясно: «Царевна! полюби меня!» Надобно знать, что любовники были в старину робки и стыдливы, как красные девушки, и не смели словесно изъясняться с владычицами сердец своих. В наши времена они гораздо смелее, но зато красноречие взоров потеряло ныне почти всю силу. Обожатели прекрасной Царевны употребляли еще другой способ к изъявлению своей страсти, способ, который также вышел у нас из моды. А именно, всякую ночь ходили они под окно Царевнина терема, играли на бандурах и пели тихим голосом жалобные песни, сочиненные стихотворцами их земель; каждый куплет заключался глубокими вздохами, которые и каменное сердце могли бы тронуть и размягчить до слез. Когда пять, шесть, десять, двадцать любовников сходились там в одно время, тогда они бросали жеребий, кому петь прежде, и всякий в свою очередь начинал воспевать сердечную муку; другие же, поджав руки, ходили взад и вперед и посматривали на окно Царевнино, которое, однако ж, ни для кого из них не отворялось. Потом все они возвращались в свои шатры и в глубоком сне забывали любовное горе.

Таким образом проходили дни, недели и месяца. Прекрасная Царевна взглядывала на того и на другого, на третьего и на четвертого, но в глазах ее не видно было ничего, кроме холодного равнодушия к женихам ее, царевичам и королевичам. Наконец все они приступили к Царю доброму человеку и требовали единодушно, чтобы прекрасная дочь его объявила торжественно, кто из них нравен сердцу ее. «Довольно пожили мы в каменном дворце твоем, – говорили они, – поели хлеба-соли твоей и меду сладкого не одну бочку опорожнили; время, возвратиться нам во свои страны, к отцам, матерям и родным сестрам. Царь добрый человек! мы хотим ведать, кто из нас будет зятем твоим». Царь отвечал им сими словами: «Любезные гости! если бы вы и несколько лет прожили во дворце моем, то, конечно бы, не наскучили хозяину, но не хочу удерживать вас против воли вашей и пойду теперь же к Царевне. Не могу ни в чем принуждать ее; но кого она выберет, тот получит за нею в приданое все царство мое и будет моим сыном и наследником:». Царь пошел в терем к дочери своей. Она сидела за пяльцами и шила золотом, но, увидев родителя, встала и поцеловала руку его. Он сел подле нее и сказал ей словами ласковыми: «Милая, разумная дочь моя, прекрасная Царевна! ты знаешь, что у меня нет детей, кроме тебя, света очей моих; род наш должен царствовать и в будущие веки: пора тебе о женихе думать. Давно живут у нас царевичи и прельщаются красотою твоею, выбери из них супруга, дочь моя, и утешь отца своего!» Царевна долго сидела в молчании, потупив в землю голубые глаза свои; наконец подняла их и устремила на родителя, тут две блестящие слезы скатились с алых щек ее, подобно двум дождевым каплям, свеваемым с розы дуновением зефира. «Любезный родитель мой! – сказала она нежным голосом. – Будет мне время горевать замужем. Ах! и птички любят волю, а замужняя женщина не имеет ее. Теперь я живу и радуюсь; нет у меня ни забот, ни печали; думаю только о том, чтобы угождать моему родителю. Не могу ничем опорочить царевичей, но позволь, позволь мне остаться в девическом моем тереме!» Царь добрый человек прослезился. «Я нежный отец, а не тиран твой, – отвечал он Царевне, – благоразумные родители могут управлять склонностями детей своих, но не могут ни возбуждать, ни переменять оных; так искусный кормчий управляет кораблем, но не может сказать тишине: превратися в ветер! или восточному ветру: будь западным!» Царь добрый человек обнял дочь свою, вышел к принцам и сказал им с печальным видом и со всевозможною учтивостью, что прекрасная Царевна ни для кого из них не хочет оставить девического своего терема. Все царевичи приуныли, призадумались и повесили свои головы, ибо всякий из них надеялся быть супругом прекрасной Царевны. Один утирался белым платком, другой глядел в землю, третий закрывал глаза рукою, четвертый щипал на себе платье, пятый стоял, прислонясь к печке, й смотрел себе на нос, подобно индийскому брамину, размышляющему о естестве души человеческой, шестой… Но что в сию минуту делал шестой, седьмой и прочие, о том молчат летописи. Наконец, все они вздохнули, – так сильно, что едва не затряслись каменные стены, – и томным голосом принесли хозяину благодарность за угощение. В одно мгновение белые шатры перед дворцом исчезли, царевичи сели на коней и с грусти помчались во весь дух, каждый своею дорогою; пыль поднялась столбом и опять легла на свое место.

Илья Муромец
11Произведение “Илья Муромец” названо богатырской сказкой. В ней рисуется поэтическая картина природы, создаётся образ Ильи Муромца, непохожего на былинного богатыря, а лишь частично напоминающего его. Главный герой показан не в сражениях с врагами родины, а в общении с очаровательной красавицей в рыцарских доспехах. Мы не знаем, чем заканчивается эта сказка, так как она не была закончена.
Вот как рассказывается в этой богатырской сказке:

1“Кто на статном соловом коне,
чёрный щит держа в одной руке,
а в другой копьё булатное,
едет по лугу, как грозный царь?
На главе его пернатый шлем
с золотою, светлой бляхою;
на бедре его тяжёлый меч;
латы, солнцем освещённые,
сыплют искры и огнём горят.
Кто сей витязь, богатырь младой?
Он подобен маю красному:
розы алые с лилиями
расцветают на лице его.
Он подобен мирту нежному:
тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного
и светлее ясна месяца.

Кто сей рыцарь? – Илья Муромец”.



Сказки Н.М. Карамзина

вы сможете найти в следующих изданиях


  1. Герлован, О. К. Н. М. Карамзин. Дремучий лес // Русская словесность. – 1993. –
    № 5. – С. 12-17.

  2. Карамзин, Н. М. Илья Муромец / Н. М. Карамзин // Избранные сочинения в двух томах. – Москва-Ленинград: Художественная литература, 1964. – Т. 4. – С. 45-57.

  3. Карамзин, Н. М. Прекрасная царевна и счастливый Карла / Н. М. Карамзин // Городок в табакерке. – Москва: Правда,
    1989. – С. 78-89.

Предлагаем также познакомиться

с другими произведениями Н.М. Карамзина


  1. Карамзин, Н. М. Бедная Лиза: повести / Н. М. Карамзин. – Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с. : ил. – В содерж. также: Наталья, боярская дочь; Марфа посадница, или Покорение Новгорода.

  2. Карамзин, Н. М. История государства Российского: избр. главы / Н. М. Карамзин. – Москва: Эксмо, 2005. – 671 с. – (Русская классика).

  3. Карамзин, Н. М. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода. – Ленинград: Худож. лит., 1989. – 430 с.

  4. Карамзин, Н. М. Наталья, боярская дочь: повести / Н. М. Карамзин. – Москва: Советская Россия, 1988. – 94 с. : ил. – Так же: Бедная Лиза; Марфа-посадница.

  5. Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника / Н. М. Карамзин; вступ. ст. и примеч. В. А. Грихина. – Москва: Советская Россия, 1983. – 511 с. – (Библиотека русской художественной публицистики).

Составитель: С.А. Малофеева
11ОГБУК “Ульяновская областная

библиотека для детей и юношества

имени С.Т. Аксакова”
Информационно-

библиографический отдел
“Детское чтение

для сердца

и разума”

11
1(12)декабря 1766 –

Н.М. Карамзина

Ульяновск, 2012
Николай

11 Михайлович Карамзин роп
знаменитый русский писатель, поэт, историограф, по праву возглавляющий славную плеяду уроженцев Симбирского края. Он написал или перевёл для юных читателей около 30 произведений, сыграв тем самым значительную роль в истории детской литературы.

Культ дружбы и нежных чувств, внимание к окружающему и природе, повышенный интерес к переживаниям и внутреннему миру человека, его земным радостям – всё это характерно для Карамзина как основоположника сентиментального направления и делает его произведения интересными и близкими детям и юношеству.

В творчестве Н.М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения.

Предлагаем вам совершить путешествие в волшебный мир сказок Николая Михайловича Карамзина и узнать о судьбах героев этих сказок.

11Прекрасная царевна и счастливый Карла

В сказке “Прекрасная царевна и Счастливый Карла” главной является тема любви и свободного выбора. Прекрасная царевна полюбила “безобразного придворного” Карлу, и ради этой любви она готова пожертвовать всем. В сказке происходят чудесные превращения: безобразное становится прекрасным благодаря победе добрых сил над злыми. Добро порождает красоту, а красота – добро.

Вот что повествуется в этой сказке:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый человек, отец царевны прекрасной, редкой, несравненной.

Из-за тридевяти земель приезжали царевичи видеть красоту её: Не так приятна полная луна, восходящая на небе между бесчисленными звездами, как приятна наша милая Царевна; не так прекрасно сияют лучи светлого месяца, как сияют златые власы на плечах её; ходит она, как гордый лебедь; лазурь эфирная, на которой блистает звезда любви, звезда вечерняя, есть образ несравненных глаз её, тонкие брови, как радуги, изгибаются над ними, щёки её подобны белым лилеям...”

Все царевичи единодушно требовали, чтобы царевна объявила, кто из них мил её сердцу. Царь и говорит дочери своей:

Милая, разумная дочь моя, прекрасная Царевна! Пора тебе о женихе думать. Выбери из них супруга, дочь моя, и утешь отца своего!”

Любезный родитель мой! Не могу ничем опорочить царевичей, но позволь мне остаться в девическом моём тереме!”

В одно мгновение белые шатры перед дворцом исчезли, царевичи сели на коней и с грусти помчались во весь дух, каждый своею дорогою…”

Дремучий лес
Наибольший интерес представляет прозаическая сказка “Дремучий лес”, в которой сказочные образы и события убеждают детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться её красотою и её дарами. В подзаголовке автор указывает, что это “сказка для детей, сочинённая в один день”.
11Полная тайн и загадок, сказка начинается так:

Бьёт восемь часов. Время пить чай, друзья мои. Любезная хозяйка ожидает нас на балконе.

Вы на меня смотрите, любезные малютки!.. Понимаю. Вы хотите, чтобы я под шумом ветра, под тенью сизых облаков рассказал вам какую-нибудь старинную быль, жалкую и ужасную. Хорошо, слушайте. Взгляните на древний, густой, мрачный лес, который возвышается перед глазами нашими: как страшен вид его, какие чёрные тени лежат на его кудрявой вершине! Знайте же, в старину, веков за десять перед нашим веком, этот лес был в десять раз обширнее, темнее, ужаснее.

11Молва, которая носилась по окрестным деревням, ещё более пугала робких поселян. Говорили, что в этом дремучем лесу издавна жил и царствовал злой волшебник или чародей. Часто при свете луны, когда поселяне издали, смотрели на лес, расхаживало между деревьями какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало всё вокруг себя саженей на сто…

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Отдел - специализированная библиотека №1 «Мир искусств» Урок №6. Тема: «Сказочный калейдоскоп» (по сказкам Н.М. Карамзина). Интерактивная викторина, конкурс рисунков. Подготовила ведущий библиотекарь Бабинская И.М.. НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН – знаменитый русский писатель, поэт, историограф, по праву возглавляющий славную плеяду уроженцев Симбирского края. Он написал или перевёл для юных читателей около 30 произведений, сыграв тем самым значительную роль в истории детской литературы. Культ дружбы и нежных чувств, внимание к окружающему и природе, повышенный интерес к переживаниям и внутреннему миру человека, его земным радостям – всё это характерно для Карамзина как основоположника сентиментального направления и делает его произведения интересными и близкими детям и юношеству. В творчестве Н.М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения. Сказки Н.М. Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый Карла», «Дремучий лес» и «Илья Муромец» малоизвестны среди детской и взрослой аудитории, не издавались отдельным изданием и не иллюстрировались. Они представляют несомненный интерес для прочтения, изучения и популяризации. Предлагаем вам совершить путешествие в волшебный мир сказок Николая Михайловича Карамзина и узнать о судьбах героев этих сказок. Прекрасная царевна и счастливый Карла. Сказка о «Прекрасной Царевне и счастливом карле» Н. М. Карамзина - дитя русского сентиментализма, со всеми характерными признаками этого литературного направления. Она написана в 1792 году, и в ней развивается мотив известной сказки Шарля Перро «Рике с хохолком». У Перро любовь прекрасной принцессы преображает безобразную внешность принца Рике, потому что герои от рождения наделены волшебной силой преображать своего избранника. У Карамзина аналогичный сюжет значительно сложнее и глубже. Волшебный элемент в нем отсутствует совсем. Более того, прекрасная царевна в его сказке полюбила не принца, пусть и безобразного, а горбатого придворного карлу, предназначенного для всеобщей потехи. Как же смогла царевна предпочесть блестящим женихам - царевичам и принцам - несчастного шута? Карамзин с присущим ему психологизмом рассказывает историю этой невероятной любви. Во-первых, «придворный карла был человек отменно умный. Видя, что своенравная натура произвела его на свет маленьким уродцем, решился он заменить телесные недостатки душевными красотами». Во-вторых, царевна, зная карлу с детства, привыкла к его наружности, и «сама наружность карлы стала ей приятна, ибо сия наружность была в глазах ее образцом прекрасной души». То есть любовь царевны и карлы - вовсе не «невероятная», а естественная любовь двух возвышенных прекрасных сердец. Н.М. Карамзин во всех своих произведениях отстаивал право людей на любовь. В сказке “Прекрасная царевна и Счастливый Карла” главной является тема любви и свободного выбора. Прекрасная царевна полюбила “безобразного придворного” Карлу, и ради этой любви она готова пожертвовать всем. В сказке происходят чудесные превращения: безобразное становится прекрасным благодаря победе добрых сил над злыми. Добро порождает красоту, а красота – добро. Вот что повествуется в этой сказке: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый человек, отец царевны прекрасной, редкой, несравненной. Из-за тридевяти земель приезжали царевичи видеть красоту её: “Не так приятна полная луна, восходящая на небе между бесчисленными звездами, как приятна наша милая Царевна <…>; не так прекрасно сияют лучи светлого месяца <…>, как сияют златые власы на плечах её; ходит она, как гордый лебедь <…>; лазурь эфирная, на которой блистает звезда любви, звезда вечерняя, есть образ несравненных глаз её, тонкие брови, как раду-ги, изгибаются над ними, щёки её подобны белым лилиям...” Все царевичи единодушно требовали, чтобы царевна объявила, кто из них мил её сердцу. Царь и говорит дочери своей: “Милая, разумная дочь моя, прекрасная Царевна! Пора тебе о женихе думать. Выбери из них супруга, дочь моя, и утешь отца своего!” “Любезный родитель мой! Не могу ничем опорочить царевичей, но позволь мне остаться в девическом моём тереме!” В одно мгновение белые шатры перед дворцом исчезли, царевичи сели на коней и с грусти помчались во весь дух, каждый своею дорогою…” Дремучий лес Наибольший интерес представляет прозаическая сказка «Дремучий лес». В подзаголовке к ней указывалось: «Сказка для детей, сочиненная в один день». Все боялись Дремучего леса и не ходили туда, так как в нем царствовал, как полагали, злой волшебник, чародей, кум и друг Вельзевула (главы демонов). В селе, недалеко от леса, жили старик и старуха с двадцатилетним сыном, который был как «ангел красоты и голубь смирения». Однажды ночью в их дверь постучали и зычный голос произнес: «Пошлите сына в Дремучий лес. Родители были в ужасе, а сын «доказывал, что Дремучий лес может быть страшен для других, а не для него». Родители вынуждены были согласиться, и сын пошел в Дремучий лес «следом за беленьким кроликом, который перед ним резвился и прыгал». В лесу у чудесного домика юноша встретил красавицу, которая была предназначена судьбой ему в жены. Понятно, что после свадьбы герои жили долго и счастливо. А если читатель захочет узнать, где же злой волшебник и чудовище, то автор отвечает, что это слух, который «принадлежал к числу басен», «ужасное же чудовище существовало в воображении добрых поселян». Через сказочные образы и события автор убеждает детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотой и дарами. Сказка «Дремучий лес» чисто литературная. В ней нет следов народного творчества. Как и в других своих произведениях, Карамзин придерживается поэтики сентиментализма. Полная тайн и загадок, сказка начинается так: “Бьёт восемь часов. Время пить чай, друзья мои. Любезная хозяйка ожидает нас на балконе. Вы на меня смотрите, любезные малютки!.. Понимаю. Вы хотите, чтобы я под шумом ветра, под тенью сизых облаков рассказал вам какую-нибудь старинную быль, жалкую и ужасную. Хорошо, слушайте. Взгляните на древний, густой, мрачный лес, который возвышается перед глазами нашими: как страшен вид его, какие чёрные тени лежат на его кудрявой вершине! Знайте же, в старину, веков за десять перед нашим веком, этот лес был в десять раз обширнее, темнее, ужаснее. Молва, которая носилась по окрестным деревням, ещё более пугала робких поселян. Говорили, что в этом дремучем лесу издавна жил и царствовал злой волшебник или чародей. Часто при свете луны, когда поселяне издали, смотрели на лес, расхаживало между деревьями какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало всё вокруг себя. В этой сказке лес – это олицетворение жизни (незнакомой, а потому страшной и опасной для многих молодых). Главный герой поначалу, как и все жители, боится дремучего леса, но, переборов страх и зайдя в него, он встречает там… А, впрочем, прочитав, вы всё узнаете сами. Илья Муромец Произведение “Илья Муромец” названо богатырской сказкой. В ней рисуется поэтическая картина природы, создаётся образ Ильи Муромца, непохожего на былинного богатыря, а лишь частично напоминающего его. Главный герой показан не в сражениях с врагами родины, а в общении с очаровательной красавицей в рыцарских доспехах. Мы не знаем, чем заканчивается эта сказка, так как она не была закончена. Зачитывается небольшой отрывок из «Богатырской сказки» Карамзина. Детям предлагается по мере прочтения определить, какое военное снаряжение будет упоминаться в тексте и сколько всего предметов? “Кто на статном соловом коне, чёрный щит держа в одной руке, а в другой копьё булатное, едет по лугу, как грозный царь? На главе его пернатый шлем с золотою, светлой бляхою; на бедре его тяжёлый меч; латы, солнцем освещённые, сыплют искры и огнём горят. Кто сей витязь, богатырь младой? Он подобен маю красному: розы алые с лилиями расцветают на лице его. Он подобен мирту нежному: тонок, прям и величав собой. Взор его быстрей орлиного и светлее ясна месяца. Кто сей рыцарь? – Илья Муромец”. Мы с вами определили снаряжение Ильи Муромца, а теперь я вам загадаю загадки про его оружие и доспехи, которые упоминались в тексте: Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч) Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем) Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)? Подводя итоги, детям задаются вопросы: - Бывают ли в наше время богатыри? (ответы детей) - Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны, охраняет границу сейчас, спасает людей из огня, спортсменов - Олимпийских чемпионов? Итак, богатырь не обязательно силач. И вы можете стать богатырями, но что для этого надо делать? (Заниматься спортом, развивать силу воли). Всем ребятам предлагается дома нарисовать рисунки по сказкам Н.М. Карамзина и поучаствовать в конкурсе на лучший рисунок. А теперь предлагаем вам ответить на вопросы интерактивной викторины. Список использованной литературы: 1. Герлован, О. К. Н. М. Карамзин. Дремучий лес // Русская словесность. – 1993. – № 5. – С. 12-17. 2. Карамзин, Н. М. Илья Муромец / Н. М. Карамзин // Избранные сочинения в двух томах. – Москва-Ленинград: Художественная литература, 1964. – Т. 4. – С. 45-57. 3. Карамзин, Н. М. Прекрасная царевна и счастливый Карла / Н. М. Карамзин // Городок в табакерке. – Москва: Правда, 1989. – С. 78-89.

Большой вклад в развитие русской детской литературы внес и Н.М.Карамзин (1766-1826). Николай Михайлович Карамзин был замечательным детским писателем, сыгравшим значительную роль в истории детской литературы. Он написал и перевел для юных читателей около 30 произведений. Кроме того, в круг чтения детей среднего и старшего возраста входили едва ли не все его произведения. Объяснялось это тем, что он являлся главой нового направления в истории литературы - сентиментализма, поэтика которого так близка природе детей. Оригинальные произведения Н. М. Карамзина начали появляться на страницах «Детского чтения для сердца и разума» в 1789г. Среди них особенно выделяются «Анакреонтические стихи», «Прогулка», а также повесть «Евгений и Юлия».

Для детей Н.М.Карамзин продолжал писать и после того, как был закрыт детский журнал. В 1792г. он опубликовал сказку «Прекрасная царевна», а в 1795г. - «Илья Муромец» и «Дремучий лес». Наибольший интерес представляет прозаическая сказка «Дремучий лес». Через сказочные образы и события автор убеждает детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотой и дарами. Сказка «Дремучий лес» чисто литературная. В ней нет следов народного творчества. Как и в других своих произведениях, Карамзин придерживается поэтики сентиментализма.

Произведение «Илья Муромец» названо автором богатырской сказкой и написано на основе былин. Это было последнее и незаконченное произведение Карамзина в стихах, после чего он взялся за историю. В сказке рисуются поэтические картины природы в стиле сентиментализма, создается образ Ильи Муромца, не похожего на былинного богатыря. Нежными красками поэт рисует многоцветные картины природы, отмечает оттенки и звуки окружающего мира. Образ богатыря, созданный Карамзиным, лишь частично напоминает былинного. Он показан не в сражениях с врагами родины, а в общении с очаровательной красавицей. Как и в других произведениях писателя, здесь мало действия, но много нежных чувств и ярких картин. Своим творчеством Н.М.Карамзин служил развитию русской культуры, пробудил интерес к детской литературе у широких кругов общества, способствовал воспитанию патриотических и эстетических чувств детей. Творчество Карамзина - важнейший, переломный период в истории детской литературы, который сыграл огромную роль в дальнейшей ее судьбе.

Итак, детская литература в XVIII веке развивается активно. На первом месте в кругу детского чтения стоят энциклопедии, путешествия. Тем не менее, в чтении детей конца XVIII века большое место занимают книги для взрослых, куда входят произведения Державина, Сумарокова, Карамзина и др., а также зарубежные переводы. Вместе с тем, наметились пути развития детской литературы: тесная связь с современностью, с передовыми идеями, с литературой для взрослых, сочетание науки и искусства. Задачи эти продолжали решаться детской литературой XIX столетия.


В.М. Шукшин «Сураз» Жизнеописание Спирьки
Герой рассказа «Сураз» - простой деревенский парень, шофер Спирька Расторгуев. Он – самоубийца. Трагическое в судьбе Спирьки – следствие его блудного, греховного происхождения. «Я – сураз < .> Мать меня в подоле принесла». В словаре В.Даля «сураз», с пометой «сиб.» - «небрачно рожденный», а также «бедовый случай, удар, огорчение». ...

Поэтический монолог « о времени и себе»
Русская литература прошлого проявила не мало усилий для разрешения вопроса о «Власти земли» над крестьянином в условиях социальной несправедливости. Есенин-первый крестьянский поэт, сделавший попытку внутренне преодолеть эту «власть земли». Его опыт не прошел бесследно в советской поэзии, его, несомненно, учитывали многие поэты. Значен...

Новая ясная жизнь Нади Шумилиной в рассказе «Невеста».
В последние годы жизни Чехов вновь обратился с надеждой к юному поколению, веря в его духовные силы и в то, что оно способно содействовать приближению новых форм жизни. В рассказе «Невеста» писатель вернулся и к перспективе новой жизни, открывающейся перед юной героиней, и к личности, способной влиять на развитие молодой души. У Над...

Предисловие.

На памятный юбилей писателя и историка Н. М. Карамзина меня пригласили в районную детскую библиотеку с учащимися шестых классов, чтобы обсудить его творчество. Я удивилась: «Почему шестые классы? «Бедную Лизу» изучают в 9-м!» Оказалось, Николай Михайлович писал и сказки! К моему стыду, я этого не знала. Нам предложили прочитать и обсудить сказку «Дремучий лес».

В Интернете я нашла это произведение: «Дремучий лес. Сказка для детей, сочинённая в один день на следующие заданные слова – балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый куст, дуб, Оссиан, источник, гроб, музыка». Оказывается, во времена Н.М.Карамзина так играли!

Не читая сказки писателя, я предложила детям домашнее задание: «Написать сказку на заданные слова (мы сократили несколько слов: Оссиан - кельтовский бард, источник, гроб). Когда напишем свои сказки, тогда прочтём и обсудим «Дремучий лес». Дети согласились, но предложили мне тоже за вечер написать сказку на заданные слова. Детские авторские сказки мы подарили позже в районную библиотеку. На Проза.ру я помещаю свою сказку и детские (я им обещала). Сразу признАюсь: сказки детей мы обсудили на литературном занятии, помогли друг другу сюжетом, и мною они слегка отредактированы.

Котенко Татьяна

Зимнее путешествие в дремучий Лес.
Сказка (написанная на заданные слова)

Однажды три друга собрались в лес на лыжную прогулку и назначили встречу под балконом своей одноклассницы. Стояла пышная зима. Лёгкий морозец серебрил деревья, разукрашивал узорами окна в домах, покрывал тонкой блестящей коркой снежные сугробы. Приятели шутливо боролись и, поглядывая на заветный балкон, перебрасывались снежками. Балкон упрямо и долго «молчал», зато один из друзей получил от одноклассницы смс, что она уже давно в лесу, что заждалась их и даже немного заблудилась.

Сообщение обрадовало друзей и одновременно огорчило. «Обрадовало» потому, что можно было стать героем по спасению пропавшего симпатичного человека, а «огорчило» потому, что девушка пренебрегла уговором, а значит, - дружбой.

До леса друзья добрались без приключений, нашли одинокую лыжню, по которой и отправились в глубь дремучего леса, но затем начались странности. Лыжня петляла между деревьями, словно кто-то нарочно запутывал следы. Начало смеркаться. Мороз усиливался, пощипывая нос и щеки и слепляя ресницы. И вдруг они остановились как вкопанные: лыжня пропала. Она обрывалась внезапно, словно лыжница поднялась вверх на воздушном шаре или полетела, как горнолыжники слетают с высокого трамплина.
Посовещавшись, ребята всё-таки пошли вперёд, вслух вспоминая рассказы местных жителей о том, что в дремучем лесу хозяйничают волки, что охотники ставят на них капканы и что были несчастные случаи, когда пропадали люди, попадая в какие-то порталы. Было немного страшно, но никто не хотел признаваться в этом даже самому себе и никто не хотел считать себя трусом.

И вдруг они друг за другом полетели в какую-то пропасть, не заметив в темноте обрыва. Во время «полёта» ребят обуЯл страх, сердце словно остановилось, а потом начало биться, как у кролика, и казалось, что оно вот-вот выскочит. Инстинкт самосохранения, наконец-то, проснулся. В голове мигом всплыли все известные варианты грамотного приземления. Каждый сгруппировался, почему-то зажмурил глаза и всем своим существом приготовился к сильному удару. Но его не последовало, более того, спустя несколько секунд все трое приземлились на ноги, ощутив под собой метровый слой снега. Лыжи были целыми!

И вдруг они увидели три маленьких светящихся шарика, скорее напоминающих клубочки. Они словно телепортировались от каждого из них и объединились в один большой серебристый шар, который завис над ними и осветил окрестность. Перед ними была санная дорога, которая вела их к хижине, еле видневшейся вдали на опушке. У них мелькнула мысль, что свою одноклассницу они найдут именно там, и поэтому без страха отправились по санному пути. Светящийся серебристый шар указывал им дорогу. Возле хижины они увидели красивые сани, устланные ковром, и запряжённую тройку белых лошадей. «Как в сказке!» - подумалось каждому из них.

Они смело переступили порог хижины. Она была пуста, но словно ждала их. В избушке было светло и тепло, ярко горел огонь в печи, на столе стояло три прибора, горячий чугунок с варёным картофелем и кувшин с холодным молоком. Инстинкт голода подсказал, что надо делать. Они ели и обдумывали вслух свои дальнейшие действия. И вдруг осознали, что называют себя старинными именами: Дубыня, Колояр и Мечеслав. Эти имена были написаны на деревянных кружках, из которых они пили.

Вдруг дверь широко отворилась, и в Хижину вошёл старик-великан, весь белый и седой. Белый – от снега и инея, а седой – от возраста. Это был Леший, хозяин леса.
-А-а, вот и спасатели прибыли! – без улыбки сказал он. – ЗдорОво живёте! Не испугались, что попали в волшебный лес сказочного портала?! ВечЕряйте, потом поговорим.

Великан рассказал друзьям, что они находятся в три-девятом царстве. Где это?! Неужто за столько лет ни в школе, ни в семье не объяснили им, где находится это царство-государство?! Люди живут на третьей от Солнца планете, которая называется Земля. А сейчас друзья прибыли на девятую от Солнца планету. Да, планеты – родственники, почти рядом находятся, на одной орбите, только зеркально противоположны.

Хлопцы, вы взяли на себя судьбу трёх богатырей, поэтому и действовать дальше должны храбро и смело. Дубыня - воин, подобный дубу, несокрушимый, побеждает в рукопашном бою. Колояр – витязь, вращающий круг. Круг, колесо - это его оружие. Во время боя он перемещается по сечи, по полю, используя вращательные приёмы. Мечеслав – богатырь, добывающий славу мечом. Вы - Воины, вы - Волки. Вы должны проявить Волю к победе, чтобы спасти свою непутёвую подружку. Почему непутёвую?! Потому что не тем путём идёт красавица по жизни,- устало добавил к сказанному Леший-великан.

Друзья узнали, что Планета Ялмез уже давно вступила в эпоху Волка. Это является космическим процессом и связано с движением Солнечной системы (Ярилы) по Млечному Пути. Основное дело Эпохи Волка - восстановление леса и сада, рощи и бора, парка и тайги. Волки - санитары природы. А их одноклассница прибыла на Планету Ялмез из прошлой эпохи – эпохи Лисы, где самыми преуспевающими людьми, как правило, были лжецы и обманщики, люди без чести и совести, и повела себя аналогично им.

Здесь она получила древнерусское имя Будана, что значит Лентяйка. В моей хижине она взяла ружье и отправилась охотиться на зайцев. В лесном портале она превратилась в лисицу. Её обложила стая волков и погнала в загон. «Спасло» её семейство Змея Горыныча. Держит в плену вашу Будану Змей о трёх головах, которые зовут Лесть, Ложь, Лентяйка. Он забрал её к себе в Вигвам. Вам придётся вызвать на бой именно его. Волки вам помогут,- заверил хозяин Хижины.

Друзья вышли к месту сражения. Это был огромный, занесённый снегом Луг. В центре его стоял столетний Дуб-великан, под кроной которого и был сооружён Вигвам. Строение было окружено колючими малиновыми кустами, на которых кое-где висели замёрзшие ягоды малины да жёлто-коричневые листики. На одном из кустов алел женский шерстяной шарф и вязаная шапочка с бубоном. Два других куста украшали красные тёплые варежки.

Жива ли хозяйка этих вещей?! Каково ей у Змея Горыныча?! Может, ей там хорошо живётся? – думали друзья-приятели, готовясь к сечи.

Леший-великан сдержал слово. На помощь юным богатырям пришли три Волка-защитника. Вместе, всемером, они одолели Змея Горыныча, лишив его всех трёх голов. Помог им в бою и незримый Баян - древнерусский бард. Своей музыкой он то усыплял бдительность Змея, то отвлекал его от боя, то восхвалял за промахи и ошибки.

Когда Змей был повержен, наступило утро. На небе появилось Ярило - Солнце. Его Лучи осветили всю Планету Ялмез. Вместе с Баяном под весёлые гусли запел и зазвенел весь вещий Лес, радужный в солнечных лучах снежный Луг, посеребрённый морозным инеем вековой Дуб. Старик Леший погладил по голове плачущую, но радостную девушку и сказал: «Забирайте свою Благушу! Теперь её так зовут. Наказ вам даю: восстановите Жизнь на Земле, тогда и откроется многогранность сознания Человека».

Леший - великан на своих волшебных санях и белых лошадях с серебристой гривой вывез друзей из сказочного портала на твёрдую землю. Друзья засветло вернулись домой с лыжной прогулки. Урок Хозяина дремучего Леса пошёл впрок Благуше и её друзьям.
Сказка –ложь, да в ней – намёк, тем, кто пОнял всё, – урок!

P.S. Продолжение в разделе "Детские произведения". Сказки

Выбор редакции
Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...

По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...

В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...
Я учила английский в школе, университете, даже заканчивала курсы американского английского, но язык ушел в пассив!Методика школы...
«Избранная Рада» - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване...