Реализация домашнего задания. II


Цель урока: анализ части «Княжна Мери», сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером Печорина, обучение монологической речи и элементам анализа стиля автора.

Словарная работа: сюжетная самодостаточность, кульминация, философская проблематика, символичное значение образа.

Ход урока

I. Беседа

Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете, почему?

Для повести характерна сюжетная самодостаточность; это кульминация дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в главе наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.

II. Работа в группах

Изначальный толчок ко всем событиям дают взаимоотношения Печорина с Грушницким. Проанализируйте историю их дружбы-вражды. Сравните это с ситуацией «Онегин - Ленский» и с рассуждением Пушкина о дружбе во второй главе романа «Евгений Онегин».

Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры? На что указывает трагическая сцена погони за Верой (сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях).

Проанализируйте взаимоотношение Печорина и доктора Вернера. Как сложились отношения у Печорина с «водяным обществом»? Почему?

Сравните финалы «Княжны Мери» и «Тамани». Выразительное чтение фрагментов.

Это сложное задание, и следует помочь ребятам сделать вывод о том, что при общности темы - морского пейзажа - имеется существенное отличие: в «Тамани» это реальный пейзаж, а в «Княжне Мери» - воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.

Как проявляется личность Печорина в манере ведения дневника? В его содержании?

III. Проверка восприятия текста учениками. Диспут

Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?

Как характеризуется век через главного героя романа Лермонтова?

2. Составить в группах вопросы для проверки знания текста главы «Тамань».

Урок 47. Обучение анализу эпизода

(по главе «Тамань»)

Цель урока: обучение основным этапам анализа эпизода художественного текста.



Информация для учителя

Ученики уже работали над анализом части произведения (см. урок 24). Учитывая, что слово «эпизод» в экзаменационных темах предполагает именно часть текста для анализа на данном уроке мы возьмем главу «Тамань». Учитывая также, что перед нами прозаический текст, не драматический, несколько изменим структуру анализа.

Ход урока

I. Предлагаем учащимся план работы с эпизодом

Рассмотрите эпизод «изнутри»:

а) микросюжет;

б) композиция;

Установите ближайшие связи, рассмотрите эпизод в системе других эпизодов.

Обратите внимание на возможные «переклички» эпизодов с другими произведениями.

Свяжите свои наблюдения с темой, идеей произведения, авторским мировоззрением и мастерством.

II. Работа с развернутым планом сочинения (раздается на каждый стол)

Роль главы «Тамань» в романе «Герой нашего времени»:

1. Деление на части, различающиеся сюжетом и героями, - отличительная особенность романа «Герой нашего времени».

2. Роль главы «Тамань» в романе.

3. Сюжет главы, ее построение.

4. Характер Печорина, выступающий из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы.

5. Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования.

6. Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира - способы выражения авторской позиции.

7. «Тамань» - первая часть дневниковых записей Печорина, с этой главы начинается «самораскрытие» героя.

8. Влияние главы на русскую литература (рассказ Н. Н. Толстого «Пластун» и стихотворение «У моря» Н. Огарева).

9. Высокая оценка «Тамани» В. Белинским: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом...»



Превращение цикла повестей в психологический роман - новаторское решение проблемы русского романа и начало дальнейшего его развития у Тургенева, Толстого и Достоевского.

Домашнее задание

1. Готовиться к проведению итоговой работы по творчеству М. Ю. Лермонтова.

3. Индивидуальные задания: подготовить обзор книг о Гоголе на общую тему «Интересно о Гоголе».

4. Домашнее сочинение. Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени». Анализ эпизода.

Информация для учителя

Тема судьбы и случая в романе «Герой нашего времени»

Тема судьбы и случая, проходит через весь роман «Герой нашего времени», становится центральной в повести «Фаталист».

События, изложенные в «Фаталисте», заносятся Печориным в собственный дневник примерно тогда же, когда и рассказ о дуэли с Грушницким. Кажется, что Печорина во время пребывания в крепости N волнует какой-то вопрос, в попытке прояснить который и появляются записи о дуэли и происшествии с Вуличем. Это один и тот же вопрос, поэтому события «Фаталиста» нужно соотносить именно с дуэлью. Что же это за вопрос?

Это возможность борьбы со случаем. Почему Печорин идет на дуэль с Грушницким? Ведь с самого начала Печорин старается убедить нас, что Грушницкий стоит неизмеримо ниже его, он не упускает возможности кольнуть Грушницкого и буквально насильно заставляет нас поверить, что все происходящее выглядит именно так, как он, Печорин, описывает. В сцене с упавшим стаканом раненому Грушницкому, возможно, действительно было больно нагнуться, но в изложении Печорина Грушницкий предстает изображающим страдание.

Вообще Печорин отказывает Грушницкому в праве быть ; изображать, казаться, претендовать - да, но не быть . Это - привилегия одного Печорина. Печорин, сам того не желая, в дневнике выдает свою страсть быть над всеми - даже при описании совершенно посторонней дамы на балу он не упускает возможности заметить «пестроту негладкой кожи» и большую бородавку на шее, прикрытую фермуаром. Печорин вообще чрезвычайно приметлив, но зачем же заносить наблюдения, подобные этим, в дневник, который, по его же собственному выражению, ведется им для него самого и должен со временем послужить ему «драгоценным воспоминанием»? Какую радость хотел испытать Печорин на склоне лет вспоминая про эту бородавку? Но дело не в конкретном внешнем дефекте, не ушедшем от зоркого глаза Печорина, дело в том, что он практически не может не подмечать людские недостатки, те самые «слабые струны», знанием которых он так гордится. Это - особенность его, печоринского, зрения, и проистекает она прежде всего на желания быть лучшим, высшим.

Однако все выглядит таким только в дневнике, где Печорин - хозяин, где он творит свой мир, расставляя нужные ему акценты. Реальная жизнь, очевидно, отличается от желаемого, и потому проникает в записи Печорина тревога. Только что он убеждал нас ничтожности Грушницкого, смотрел на него сверху вниз, как вдруг роняет фразу: «...я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Может быть, в Грушницком есть и «сильные струны», в существовании которых не может признаться себе Печорин? Или же сем Печорин ощущает себя не таким уж однозначным небожителем? Так или иначе, но борьба с Грушницким настолько серьезна и напряженна, что нельзя не почувствовать - так борются только с равным противником.

Тревога Печорина имеет под собой еще одно основание. Печорин в действительности умен, наблюдателен, хладнокровен, смел, решителен. Он привык добиваться всего, чего хочет. Однако Печорина не может не тревожить вопрос о границах его возможностей, его власти. Есть ли в мире нечто, что нельзя победить его, печоринскими, умениями, как правило, приносящими успех? Всегда ли он может «быть на коне», держать ситуацию под контролем, просчитать все до мелочей? Или бывают случаи, которые от него не зависят? Дуэль с Грушницким становится для Печорина не только борьбой с человеком, который посмел захотеть стать на один уровень с Печориным, но и возможностью выяснить свои взаимоотношения с таким случаем , не желающим подчиняться воле и рассудку человека. Парадоксально, но именно поэтому для Печорина чрезвычайно важно, чтобы первым выпало стрелять Грушницкому. И дело не только в том, что у Печорина появляется внутреннее оправдание убийства; гораздо важнее, что только при таком раскладе можно вступить в единоборство со случаем. Стреляй Печорин первым - он бы без всякого сомнения победил. Но победил бы человека, что ни для Печорина, ни для нас уже не новость. А вот когда первым стреляет Грушницкий, когда дуло пистолета направлено против тебя, вот тогда-то и начинается смертельная игра, тот самый страшный опыт, который, как чуть позже Вулич, Печорин тоже поставит на себе.

Каковы возможные расходы? Грушницкий может просто промахнуться или выстрелить в сторону - тогда Печорин побеждает, ибо следующий выстрел будет за ним. Подобный исход, как и вообще выигрывание права первого выстрела, были бы для Печорина желанными, если бы он боролся с конкретным человеком и желал бы его физического уничтожения или по крайней мере только этого. Однако суть дела лежит гораздо глубже, и для решения этого дела Печорину нужен как можно более невыгодный для него расклад. Итак, Грушницкий должен стрелять и при этом целиться в Печорина, а сам Печорин при этом будет стоять на краю скалы, так что даже малейшее ранение станет причиной падения и гибели - вот исходные условия, при которых можно будет померяться силами со случаем. В ситуации, когда все против него, Печорин все свои недюжинные силы, все свои знания о человеческой природе направляет на то, чтобы буквально изнутри расколоть, сломить Грушницкого, выжать его, ввергнуть в такую пучину внутренней борьбы, что он, даже целясь в Печорина, не сможет попасть. И Печорин добивается этого. И это становится его действительной победой - исключительно силой собственной воли он сумел не оставить не благоприятному для исхода дела случаю ни единой лазейки, он сумел сделать так, что практически все возможные исходы могут быть стопроцентно просчитаны. От этого захватывает дух, ибо вероятно, что случай, судьба и всякие прочие надличностные силы, которым придавали столь важна значение, на самом деле кажутся сильными лишь потому, что не появлялся еще человек таких способностей, такой твердости такой воли.

Именно отсюда тянется ниточка к «Фаталисту». Слово «случай» имеет особую значимость. Фактически с таким же случаем, с его властью сталкивается Печорин в «Фаталисте».

Буквально на его глазах с Вуличем дважды происходит одно и то же по типу событие: ему выпадает нечто исключительное, действительно один случай из тысячи. В первый раз происходит осечка заряженного пистолета и именно в тот момент, когда Вулич стреляет в себя, во второй раз - встреча с пьяным казаком, пересечение в одной точке времени и пространства прихотливых и извилистых путей двух людей. Отметим, что исключительность случившегося специально подчеркивается: если бы пистолет был просто не заряжен, происшествие можно было бы назвать почти обыденным; к смерти привела Вулича не просто встреча - он еще вдобавок подошел к казаку и заговорил с ним. Но при этой общей исключительности два происшествия противоположны по результату: в первый раз в результате выпавшего случая Вулич остается жить, а во второй - погибает. Не потому ли потрясен Печорин, узнав о смерти Вулича, что у него на глазах случай опять демонстрирует свою силу, всевластие, непредсказуемость, неподконтрольность? Случай управляет жизнью человека, случай что хочет, то и делает. Не потому ли заносятся в дневник события «Фаталиста», что Печорин не может смириться с увиденным, причем увиденным именно тогда, когда только что до мельчайших подробностей вспомнено и записано, как характер побеждает этот самый случай (дуэль с Грушницким)?

И Печорин решает еще раз испытать себя, еще раз выйти на дуэль с судьбой. И опять побеждает: в результате его расчета, его решительных и хладнокровных действий ему удается совершить почти невозможное - захватить запершегося в доме казака.

Итак, борьба со случаем. Постоянное выяснение, кто кого. И постоянная победа, по крайней мере в пределах романа.



Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

Кто он?

Как часто, пёстрою толпою окружён,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шёпоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски …

«Княжна Мери»



Сюжет


Пятигорск

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у по-

дошвы Машука: во время грозы облака будут

спускаться до моей кровли…»

«Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё- чего бы кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

Его звали … Григорьем Александровичем Печориным.

  • Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способ-

ное переносить все трудности кочевой жизни, не побеждённое ни развратом столичной жизни бурями душевными…

Княжна

«…другая молоденькая, стройная. На ней было платье серо-жемчужного цвета, лёгкая шёлковая косынка вилась вокруг её гибкой шеи. Ботинки красновато- бурого цвета стягивали у щиколотки её сухощавую ножку так мило, что даже непосвящённый в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Её лёгкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.»


Грушницкий

Он довольно остёр: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель- сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям, что сам почти в этом уверился…

Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать…»


«Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!


« Я как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнёт ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало- помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…»


Проверь себя.

Тема художественного произведения- это:

Проверь себя:

Определите идею романа « Герой нашего времени»:

Проверь себя.

В чём трагедия Печорина:

Проверь себя

Психологичность пейзажа в романе предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж: «…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стад, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть- чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».


Проверь себя

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был в высшей степени неожиданным и интересным явлением. Первый, кто обратил на него внимание, - И. С. Тургенев. Он писал: «Какая прелесть! Ничего подобного в нашей литературе не было. Конечно, это подражание французам, но все равно прекрасно!» На протяжении ряда лет (40-90-е годы XIX в.) произведение в разных аспектах привлекает писателей, читателей, критиков.

Перед нами роман с очень хорошо продуманной композицией, привычным сюжетом и ахронологичностью повествования. Знакомство с Печориным для читателя неожиданно и разнообразно. То он офицер на службе у Максима Максимыча, его добрый сослуживец, сосед и товарищ; то он аристократ, охладевший к старому нечиновному другу; то он человек, играющий судьбой других: всем скучно, и ему тоже. Но все это событийный материал, на котором вырастает главное содержание романа - то, о чем Печорин рассказывает в своих раздумьях. Зачем он родился? Для чего он создан? Ведь была же какая-то большая идея, предназначение, выпавшее ему на долю? Ему не суждено было его осуществить? Или оно не выпало ему?

Действительность - это тот светский круг, в который поставлен Печорин, где силой обстоятельств протекает его жизнь, воспитание, бытовые условия - это все изображение мира аристократического. Доктор, как правило, иностранец, сильно обрусевший, сделавшийся русским без знатной родни и капитала; этот умный штольц присутствует во многих русских романах как неизменный персонаж русской жизни: умен, честен, благороден от природы, но материально зависим. «Водяное общество» - смесь аристократии с русской провинцией; болезни и недомогания не зависят от принадлежности к сословию, потому и тянутся все в этот благословенный край - земной рай. Вот общество, в котором оказывается Печорин и где ему доставляет удовольствие господствовать. И напрасно он кокетничает, когда спрашивает, почему они, окружение, так его не любят. Ответ на это простой: он все время дает почувствовать людям разницу между собой и ими - в интересах, в жизненных запросах, в одежде. И тут для Печорина огромное поле деятельности: есть очень много предметов, явлений, достойных сатиры и пародии. Его злоязычие может быть удовлетворено. Здесь раскрываетсявся незатейливая интрига романа.

Самое замечательное, что в незатейливую историю Лермонтов сумел вложить очень большое человеческое содержание. Внешний курортный роман оказался первым русским психологическим романом, в котором необыкновенно тонко и подробно описана вся гамма человеческих чувств, где автор заставляет Печорина разоблачить себя и побуждает читателя проявить к нему сочувствие, не только назвать эгоистом, но пожалеть. Пожалеть по-человечески.

Печорин хорошо понимает, что его любовь никому не принесла счастья, в том числе и ему. Но он любил, потому что это была потребность организма, которую он удовлетворял. Печорин, сознательно или несознательно, - адепт эгоизма (он «для себя лишь хочет воли»). Отсюда его суждение, полное равнодушного цинизма, о необъятном наслаждении «в обладании молодой, едва распустившейся души»: «Она как цветок», который «надо сорвать <...> и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!» В этом почти вся его мораль, философия счастья.

И это говорит боевой офицер, благородный человек, философ! Рыцарь! Но повествование как раз приводит к мысли, что счастья у него нет. Флирт с княжной Мери - чтобы досадить Грушницкому. Грушницкий хочет, чтобы Печорин был его другом, - это так импозантно! Но Печорина это смешит, и он, в сущности, издевается над Грушницким, который все принимает всерьез. Снисходительности Мери к его ухаживанию, настойчивому и потому надоедливому, Грушницкий не замечает, но Печорин давно заметил и сделал, как теперь говорят, выводы... А зачем все это? Какая цель? Ответить можно пошлостью: чтобы время провести без скуки.

Но автор дает трудный психологический рисунок героя с такой тщательностью, что читатель невольно спрашивает: его поведение - это свойство характера аристократа, не понимающего жизни, или это - следствие казарменности николаевского деспотизма, или это - врожденная черта человека? На этот вопрос автор должен ответить.

Мы поставили в заслугу Печорину его пренебрежение к аристократизму, почти брезгливость. И это вполне естественно: он боевой офицер, хотя автор нигде не показывает его в военном деле. Но его поведение, смелое, самоуверенное, почти до отчаянности, свидетельствует о боевой закваске («гусарская косточка»). Противопоставление Печорина и среды очень характерно: он не конфликтует со средой, а сам является ее частью, но частью самостоятельной.

Деспотия казармы не сделала из него раба. Сила воли превозмогает всякий предрассудок, настороженность. Борьба с пьяным казаком указывает на безудержную храбрость нашего героя («Офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем!»).

Что общего между этим человеком, рискующим жизнью ради удовольствия, и мужчиной, который рассуждает, что надо сорвать цветок, надышаться и бросить? И вот перед нами одновременно образ героический, прекрасный по духу и - пошлый, ничтожный. Подумаешь, какая победа над девочкой, только вступающей в жизнь! И вот эту пошлость, не романтизм, не «привлекательность зла» (потому что зла-то здесь и нет) Лермонтов хочет подать как пружину деятельности, а это именно пошлость, в какую тогу ее ни ряди. Поэтому эта часть повествования вызывает у читателя сарказм по отношению к герою.

В самом начале я не случайно упомянул имя И. С. Тургенева, автора, которого можно назвать монополистом в изображении первой любви. В «Герое нашего времени» - предвосхищение того, что будет во многих его произведениях. Лермонтов со всеми нюансами описывает первую любовь княжны Мери, наполняя это чувство красотой ощущения и красотой надежды. Девочка с «бархатными глазами» превращается в женщину, понимающую свою власть, свою силу, не допускающую мысли, что она может не понравиться. И в этой ситуации Печорин почти жалок, когда он говорит, что шутил, смеялся над княжной. Оскорбленное девичье чувство говорит: «Я вас ненавижу», но ведь, собственно, победительницей здесь оказалась Мери, а не Печорин, который только плохо сыграл свою роль. И Лермонтов с большим мастерством это показал.

Рядом с этим ненужным романом Печорина с девочкой, которую он не хотел ни оскорбить, ни унизить, а так - просто пофлиртовать, встает большое чувство - любовь Веры. Как часто мы не понимаем замысла художника! Даже такой вдумчивый и тонкий критик, как Белинский, и талантливый Вл. Набоков не могли понять значения образа Веры для раскрытия характера Печорина и для всего романа. Набоков писал, что это «ненужный» образ. Что значит «ненужный», когда через него мы и видим всего Печорина, настоящее, глубокое раскрытие его характера? Набоков перечисляет стилистические недостатки, промахи, повторы и шаблоны, которые он тщательно отыскал в романе. Но он не увидел психологию героя времени. За всеми формалистическими промахами он увидел «гармонию частностей». Набоков все понял, как формалист. Но при этом роман ему нравится, как русскому, выросшему на рассказах о России.

Об образе Веры надо сказать особо. Ведь, в сущности, вся любовно-романтическая часть повествования развертывается на фоне истории отношений Веры и Печорина. Отдаваясь всецело этой любви, будучи ее жертвой, Вера в то же время владеет самим Печориным, его душой, его прошлым, которое для него никогда не проходит, его настоящим. А будущее - кто знает? Все изломано в этом мире: Печорин не женится на Вере, потому что он страшно боится слова «брак», брачные узы для него хуже тюремных цепей. Но он, самовлюбленный, умный, допускает одну из самых больших мерзостей: разделяет любовь с другим.

Он, который вообще не терпит противников и не имеет соперников. И когда, казалось бы, он избавился от этого противоречия, физически удалился, переселился в другой город, от любви-то он не избавился, он по-прежнему любит Веру, и, что еще хуже, она любит его по-прежнему. И нет силы, которая могла бы остановить их страсть. Эта страсть настолько велика и пленительна, что занимает почти главенствующее место в повествовании. Высокая патетика как бы перечеркивается пошлостью любовных отношений Веры с ее мужем, и никакие объяснения условностями времени, средой не дают оправдания этому поведению. И сам Печорин прекрасно понимает, что это чувство, от которого он бежит и не может убежать. А пошлость его положения лишь дразнит и раздражает самолюбие Печорина, не привыкшего иметь соперников. Это постоянное двоемирие Веры не только не угнетает ее, но рождает в ней силы любви к Печорину. В этом чувстве сгорают силы физической выносливости Веры. И остается только желание приспособиться к жизни, пока еще не весь женский кредит исчерпан, то есть выйти замуж. Весь этот роман, как бы стоящий «за кадром», является главным в раскрытии характера героя и композиции произведения в целом.

Описание этого большого чувства перемежается с той повседневностью, мелочностью, которая окружает людей. И Печорин страшно несправедлив, когда жалуется на скуку, ибо скучать ему некогда. Он всецело поглощен отношениями с Верой, где прошлое оказывается сильнее настоящего, а жизнь требует ответа на повседневное, обычное, текущее. И таким повседневным является в романе офицерская среда, которая противопоставлена Печорину: Грушницкий, драгунский капитан и др. Грушницкий видит, что «счастье боевое» всецело на стороне Печорина. Симпатии княжны на его стороне. Грушницкого это очень огорчает, а остальных, в первую очередь драгунского капитана, очень потешает. Ясно, что всем скучно, и стравить двух соперников очень занимательно. Что может быть мерилом высшей добродетели офицера? Конечно, смелость. А сказать о Печорине, что он трус, - само по себе смелость, потому что это неправда. И это очень унижает Печорина, который всегда противопоставлял себя другим. А дальше - подробное описание заговора, повествование о дуэли, описание места, площадки; наконец, история с незаряженным пистолетом и раскрытие Печориным заговора в последний момент. Трагический акт дуэли противники Печорина хотят обратить в фарс, когда он будет целиться незаряженным пистолетом. Но Печорин разоблачает преступный водевиль, придуманный драгунским капитаном. Мальчик Грушницкий понимает, как далеко зашел замысел драгунского капитана, и говорит ему, что Печорин и Вернер правы. Но его мальчишеское самолюбие и мнение драгунского капитана не дают ему отказаться от клеветы.

«Стреляйте! <...> Нам на земле вдвоем нет места... » - патетика речи не оставляет бедного Грушницкого и в этот момент. Как умный человек, Печорин понимает, что этим мальчишкой, которому 21 год, движет самолюбие. Почему же он не выстрелил в воздух? Потому что слишком сильна обида на то, что он мог бы стать неизбежной жертвой этого заговора. И здесь, когда речь идет о жизни и смерти, Печорин не смог подняться выше Грушницкого. И наше уважение к герою меркнет, как померкло оно у Вернера («Вы можете спать спокойно... если можете...»). Так ничтожное удовлетворение самолюбия обратилось в человеческую трагедию. Нам скажут: таковы были порядок, честь. Но все было по-разному. И роман тем замечателен, что Лермонтов гениально ухватил именно эти черты слабости человека. Откуда это шло - от общего характера времени или от личных качеств человека - это уже тайна писателя, но он нам это раскрыл и показал.

Но «конца комедии» еще не видно. Два письма получены Печориным после дуэли: письмо Веры Печорин боится читать и сначала читает письмо Вернера, содержащее упрек. Вот так все они: сначала сочувствуют и помогают, а когда что-то совершилось, не одобряют и отступают... Письмо Веры сообщало о тяжелом объяснении с мужем и выражало чувства, которые Печорин знает до последней капли, но все равно читает с жадностью... Только одна мысль - попрощаться. Зачем? Ведь последний поцелуй и пожатие руки ничего не спасут. Зачем же этот безумный бег? Но все равно он будет, и Печорин гонит коня по кисловодской дороге. Он летит, как вихрь. Лошадь оступилась, сделала несколько рывков и упала замертво. Тогда Печорин понял, что остался в степи один. И вот перед нами - разоблачение Печорина, его страдание, беспомощность... Он был жалок, как бессильное, все потерявшее существо: «...вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк...».

Вот именно здесь и раскрылся весь Печорин, раскрылся трагически, по-настоящему. Он понял, как глубоки и безысходны человеческие страдания. Как он, волевой человек, смелый офицер, не дорожит собственной жизнью и кокетничает сам с собой, якобы жизнь ему не нужна? Но когда настоящая, большая жизнь его захватывает - не маскарадное бытие, а жизнь, задевающая душу, жизнь бесконечно дорогая, единственная и потому нужная и прекрасная, обращенная к дорогому существу, с которым он, быть может, расстается навеки, - тогда он и предстает перед нами во всей наготе человеческой слабости и человеческого благородства. Теперь он не скажет: сорвать цветок, надышаться и бросить, авось кто-нибудь поднимет, - поднимай ты сам этот цветок, которым надышался! Вот здесь раскрылся весь трагизм характера Печорина. Безысходная боль, охватившая его, все человеческое, выступившее наружу. С какой щемящей болью он догадался, что он - такой же, как все, и только напрасно пытался противиться всем, выдавая себя за нечто большее, стоящее над человеком, и сам веря в это. Только теперь он это понял. Так же хорошо, как читатель понял, что он - герой времени. Упреки: разве такой плохой человек может быть героем времени - теперь сняты для читателя. Печорин - герой времени, потому что он такой же, как все.

Но это пробуждение только на несколько часов. После этого Григорий Александрович Печорин вновь наденет на себя «мундир» циника, скептика, человека, уверенного в том, что зло привлекательно, человека, ко всему равнодушного. Так перед нами во весь рост встала трагедия человека потерянного поколения 40-х годов XIX века, где рядом с благородными порывами автор с необыкновенной жестокостью показал и другую сторону поведения героя. Подслушивания, подглядывания, выслеживания - весь бытовой шпионаж, к которому прибегает Печорин, не может быть благороден уже по своей природе. В этой жизненной практике и есть трагедия поколения. В сущности, Печорин не тот, за кого себя выдает, - он все время насмехается над теми, кто его воспринимает всерьез: «Во мне два человека»; «Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно». В воображении он считает себя великим или во всяком случае верит в свое великое предназначение. В действительности же он прекрасно понимает ограниченность своего духовного (внутреннего) существования. Отсюда - герой «на ходулях». Его реальность заключается в том, что он показывает свою несостоятельность, противоречия, которые его постоянно раздирают. Такова действительность, что большой человек не смог себя реализовать. Но помимо этого мы увидели Печорина в истинном свете и не смели его не пожалеть, ибо ничто человеческое ему не чуждо.

Романтизм Лермонтова интересен тем, что писатель объединяет стили, широко используя реализм, даже натурализм, даже сентиментализм («Герой нашего времени», глава «Княжна Мери). Первый русский психологический роман написан тогда, когда романтизм как таковой уже теряет свою обаятельную популярность. Для Лермонтова романтизм никогда не был переходным этапом от одного стиля к другому. И в начале своего творчества, и позже, на протяжении всех лет он оставался последовательным романтиком. Не ставя это направление ниже реалистического искусства, Лермонтов блестяще показал в своих совершенных произведениях, что всякий стиль в своем полном завершении объективно изображает действительность.

1. Выступление учащихся I группы: выборочный пересказ «Бэлы».

– Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

– Какие страницы повести поставили вас в тупик, вызвали недоумение? Вспомните, например, контрастные эпизоды: незабываемую охоту Печорина – и его испуг, смятение, едва «ставнем стукнет».

– Как встретили в крепости похищение Бэлы и «роман» Печорина? А его жуткий смех, когда Максим Максимыч вспомнил смерть «несчастной Бэлы»? Какие слова Печорина, может быть, объяснят историю с Бэлой, прольют свет на эту загадочную страницу его жизни?

2. Выступление учащихся II группы по повествованию «Максим Максимыч». Художественный пересказ: портрет Печорина.

– Кто из героев дает портрет Печорина? Почему?

– Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

– В романе есть признание Печорина, которое, казалось бы, могло объяснить его характер, помогло бы понять героя, которому так не везло во мнении окружающих: «Я был готов любить весь мир…» Какие страницы, однако, могут посеять в этом сомнение? Почему, например, он так холоден, безразличен к Максиму Максимычу при их последней встрече?

– В чем тайны художественной выразительности портрета Печорина?

III. Итог урока.

Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению повести «Княжна Мери»; выбрать эпизоды, характеризующие «век Лермонтова».

Урок 45

век Лермонтова в романе

Цели: учить сопоставлять поступки, характеры героев повести с характером Печорина; обучать монологической речи; проанализировать повесть «Княжна Мери».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете, почему? Вероятно, потому, что для этой повести характерна сюжетная самодостаточность; она является кульминацией дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в этой повести наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.

Но прежде чем начать работу над этой повестью, попытаемся найти «ключ» к лермонтовскому роману и образу Печорина. Вероятно, это признание героя, вмещающее всю его жизнь: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом». Печорин, правда, говорит лишь о молодости, считая ее «бесцветной». Принимаете ли вы такую самооценку? Кстати, о молодости Печорина мы мало что знаем. И все-таки: можно ли ее представить, «домыслить»? Печорин постоянно впадает в самоуничижение: «Я не угадал своего назначения… погнался за приманками страстей пустых и неблагодарных…» Ваше мнение об этих признаниях Печорина?

– Но что это значит – «борьба с собой и светом»? Кто одержал верх в этой борьбе?

– Происходят ли перемены в художественном мире романа – и в Печорине?

Обратимся к «Тамани». Кстати, каков жанр «Тамани»? Случайно ли Лермонтов пишет не рассказ, не повесть, а новеллу? Отвечает ли жанр этой части романа характеру Печорина?

2. Сжатый аналитический пересказ «Тамани» (подготовленным учеником). Беседа по повести «Тамань».

– Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?

– В чем тайны поэтичности «Тамани»? (А вы знаете, что Чехов был влюблен в эти страницы?)

– Меняется ли Печорин в «Тамани»? Почему, несмотря на опасности, ему так хорошо, привольно в этом «скверном городишке»?

– Какие признания Печорина показались особенно знаменательными, прямо-таки открытиями Лермонтова?

Вот одно из них: «Я запомнил эту песню от слова до слова».

3. Работа в группах.

Сравните соседние страницы романа: «Тамань» и «Княжна Мери». Где Печорину труднее? И все-таки: продолжается ли по-своему Тамань для Печорина и здесь, среди «водяного общества»?

– Какие страницы повести «ведут» стилистику «Тамани», ее образы? Почему так упорно напоминает она о себе, хотя Печорин оказывается в совершенно ином мире – среди «света», «борьба» с которым и стала его жизнью? Но не забудем: и с самим собой.

– Напоминает ли глава «Княжна Мери» стихи М. Ю. Лермонтова? Сопоставьте: «Как часто пестрою толпою окружен…» и «Княжна Мери». Почему и в главе романа тот же контраст: «мечты своей созданье…» и «железный стих, облитый горечью и злостью…»?

– Какие страницы «Княжны Мери» особенно лиричны, трепетны?

Задания по группам:

I группа. Печорин и Вера… Каким вы увидели, почувствовали героя Лермонтова в этой «романтической» истории?

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой? Сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях.

II группа. А история с Мери? Какая запись в дневнике Печорина вас, может быть, удивила? («Зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить не хочу и на которой никогда не женюсь?») Печорин загадочен для самого себя? И все-таки, может быть, можно объяснить его поступки?

Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения: в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как на пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.

III группа. и наконец, история с Грушницким.

Изначальный толчок ко всем событиям дают отношения этих двух молодых людей.

Проанализируйте историю их дружбы и вражды. Сравните ее с ситуацией «Онегин – Ленский» и с рассуждениями Пушкина о дружбе во II главе романа «Евгений Онегин».

Почему в отношении к Грушницкому Печорин совершенно иной: тот то и дело «мешает» ему в его ухаживаниях за княжной. Что вам это напомнило? Еще одна аналогия: тот же «треугольник», что и в «Горе от ума». Сравните близкие страницы комедии Грибоедова и романа Лермонтова и исход «любовных» поединков: Чацкий – Молчалин, Печорин – Грушницкий.

Справедлив ли Печорин в отношениях к людям? К Грушницкому, например? И разве не жесток Печорин в отношении к княжне Мери? Зачем Печорину этот мнимый «роман»?

– Какой поворот сюжета вас захватил особенно? Конечно, дуэль с Грушницким!

Вновь – странности Печорина. Как вы поняли его в хитросплетениях событий вокруг дуэли? Как отнеслись к его выстрелу и к гибели Грушницкого? Сравните дуэль в «Онегине» и в «Герое нашего времени», а значит, Онегина и Печорина в самом страшном для них испытании.

IV группа. Есть ли в романе контрастный герой в его отношениях с Печориным? Необходим ли доктор Вернер в романе?

Проанализируйте взаимоотношения Печорина с доктором Вернером.

Как сложились отношения Печорина с «водяным обществом»? Почему?

4. Сравнение финалов «Княжны Мери» и «Тамани». Выразительное чтение фрагментов.

При общности темы – морского пейзажа – имеется существенное отличие: в «Тамани» это реальный пейзаж, а в «Княжне Мери» – воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.

– Как проявляется личность Печорина в манере ведения дневника?

5. Диспут на тему «Печорин – герой своего времени?».

– Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?

– Как характеризуется век через главного героя романа? Печорин – герой своего времени?

6. Сжатый пересказ и обсуждение повести «Фаталист».

– Продолжается ли в повести «Фаталист» тот роковой «эксперимент», на который идет Печорин в дуэли с Грушницким?

Да, здесь прослеживается еще более отчаянная игра героя с судьбой.

Каков жанр этих страниц? Вновь – новелла! Почему? Распутайте загадочный сюжет «Фаталиста». Почему этими страницами Лермонтов завершает роман, исчерпав, по-видимому, тайны печоринского «я»?

– И все-таки: эта ли мятежная нота – сокровенное в Печорине? Вспомним его в самое тревожное мгновение его жизни – утром накануне дуэли. Оно могло быть его последним утром. вспомним строки Лермонтова, близкие этим страницам романа, звучащим, как стихи: «Я не помню утра, более голубого и свежего!..»

28.03.2013 17859 2382

Урок 45 век Лермонтова в романе

Цели: учить сопоставлять поступки, характеры героев повести с характером Печорина; обучать монологической речи; проанализировать повесть «Княжна Мери».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете, почему? Вероятно, потому, что для этой повести характерна сюжетная самодостаточность; она является кульминацией дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в этой повести наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.

Но прежде чем начать работу над этой повестью, попытаемся найти «ключ» к лермонтовскому роману и образу Печорина. Вероятно, это признание героя, вмещающее всю его жизнь: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом». Печорин, правда, говорит лишь о молодости, считая ее «бесцветной». Принимаете ли вы такую самооценку? Кстати, о молодости Печорина мы мало что знаем. И все-таки: можно ли ее представить, «домыслить»? Печорин постоянно впадает в самоуничижение: «Я не угадал своего назначения… погнался за приманками страстей пустых и неблагодарных…» Ваше мнение об этих признаниях Печорина?

– Но что это значит – «борьба с собой и светом»? Кто одержал верх в этой борьбе?

– Происходят ли перемены в художественном мире романа – и в Печорине?

Обратимся к «Тамани». Кстати, каков жанр «Тамани»? Случайно ли Лермонтов пишет не рассказ, не повесть, а новеллу? Отвечает ли жанр этой части романа характеру Печорина?

2. Сжатый аналитический пересказ «Тамани» (подготовленным учеником). Беседа по повести «Тамань».

– Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?

– В чем тайны поэтичности «Тамани»? (А вы знаете, что Чехов был влюблен в эти страницы?)

– Меняется ли Печорин в «Тамани»? Почему, несмотря на опасности, ему так хорошо, привольно в этом «скверном городишке»?

– Какие признания Печорина показались особенно знаменательными, прямо-таки открытиями Лермонтова?

Вот одно из них: «Я запомнил эту песню от слова до слова».

3. Работа в группах.

Сравните соседние страницы романа: «Тамань» и «Княжна Мери». Где Печорину труднее? И все-таки: продолжается ли по-своему Тамань для Печорина и здесь, среди «водяного общества»?

– Какие страницы повести «ведут» стилистику «Тамани», ее образы? Почему так упорно напоминает она о себе, хотя Печорин оказывается в совершенно ином мире – среди «света», «борьба» с которым и стала его жизнью? Но не забудем: и с самим собой.

– Напоминает ли глава «Княжна Мери» стихи М. Ю. Лермонтова? Сопоставьте: «Как часто пестрою толпою окружен…» и «Княжна Мери». Почему и в главе романа тот же контраст: «мечты своей созданье…» и «железный стих, облитый горечью и злостью…»?

– Какие страницы «Княжны Мери» особенно лиричны, трепетны?

Задания по группам:

I группа. Печорин и Вера… Каким вы увидели, почувствовали героя Лермонтова в этой «романтической» истории?

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой? Сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях.

II группа. А история с Мери? Какая запись в дневнике Печорина вас, может быть, удивила? («Зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить не хочу и на которой никогда не женюсь?») Печорин загадочен для самого себя? И все-таки, может быть, можно объяснить его поступки?

Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения: в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как на пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.

III группа. и наконец, история с Грушницким.

Изначальный толчок ко всем событиям дают отношения этих двух молодых людей.

Проанализируйте историю их дружбы и вражды. Сравните ее с ситуацией «Онегин – Ленский» и с рассуждениями Пушкина о дружбе во II главе романа «Евгений Онегин».

Почему в отношении к Грушницкому Печорин совершенно иной: тот то и дело «мешает» ему в его ухаживаниях за княжной. Что вам это напомнило? Еще одна аналогия: тот же «треугольник», что и в «Горе от ума». Сравните близкие страницы комедии Грибоедова и романа Лермонтова и исход «любовных» поединков: Чацкий – Молчалин, Печорин – Грушницкий.

Справедлив ли Печорин в отношениях к людям? К Грушницкому, например? И разве не жесток Печорин в отношении к княжне Мери? Зачем Печорину этот мнимый «роман»?

– Какой поворот сюжета вас захватил особенно? Конечно, дуэль с Грушницким!

Вновь – странности Печорина. Как вы поняли его в хитросплетениях событий вокруг дуэли? Как отнеслись к его выстрелу и к гибели Грушницкого? Сравните дуэль в «Онегине» и в «Герое нашего времени», а значит, Онегина и Печорина в самом страшном для них испытании.

IV группа. Есть ли в романе контрастный герой в его отношениях с Печориным? Необходим ли доктор Вернер в романе?

Проанализируйте взаимоотношения Печорина с доктором Вернером.

Как сложились отношения Печорина с «водяным обществом»? Почему?

4. Сравнение финалов «Княжны Мери» и «Тамани». Выразительное чтение фрагментов.

При общности темы – морского пейзажа – имеется существенное отличие: в «Тамани» это реальный пейзаж, а в «Княжне Мери» – воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.

– Как проявляется личность Печорина в манере ведения дневника?

5. Диспут на тему «Печорин – герой своего времени?».

– Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?

– Как характеризуется век через главного героя романа? Печорин – герой своего времени?

6. Сжатый пересказ и обсуждение повести «Фаталист».

– Продолжается ли в повести «Фаталист» тот роковой «эксперимент», на который идет Печорин в дуэли с Грушницким?

Да, здесь прослеживается еще более отчаянная игра героя с судьбой.

Каков жанр этих страниц? Вновь – новелла! Почему? Распутайте загадочный сюжет «Фаталиста». Почему этими страницами Лермонтов завершает роман, исчерпав, по-видимому, тайны печоринского «я»?

– И все-таки: эта ли мятежная нота – сокровенное в Печорине? Вспомним его в самое тревожное мгновение его жизни – утром накануне дуэли. Оно могло быть его последним утром. в спомним строки Лермонтова, близкие этим страницам романа, звучащим, как стихи: «Я не помню утра, более голубого и свежего!..»

II. Итог урока.

Домашнее задание:

1) составить тесты по главе «Тамань»;

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...