Примеры бардов. Самые известные барды России: список, краткая информация


Имя Булата Окуджавы прочно вошло в список самых известных бардов. Именно он стал основоположником этого стиля в СССР. В то время как официальная эстрада пела бодрые и позитивные композиции, Окуджава создавал глубокие произведения о смысле жизни, надеждах и несбывшихся мечтах. Каждая его песня - это тонкий и прочувствованный текст, где музыка служит просто аккомпанементом. Многие песни Окуджавы - «До свидания, », «А мы с тобой, брат, из пехоты», «Ваше благородие, госпожа Удача» - перешли в разряд народных. Также его произведения звучат в популярных советских фильмах 1950-1980-х годов.

Александр Розенбаум - врач и поэт

Несмотря на то, что Розенбаум имеет медицинское образование, с работой врача связаны только его ранние произведения. Его бардовская лирика освещает темы гражданского долга, судьбы России, философские вопросы. Некоторые песни пронизаны цыганскими мотивами. Большой пласт творчества освещает тему послереволюционной России. Особое место в лирике Розенбаума занимает тема войны - Великой Отечественной и Афганской. Розенбаум исполняет свои произведения под , но на концертах часто исполняет соло на двенадцатиструнном инструменте.
В отличие от многих других бардов, Розенбаум был официально признан в СССР.
Высоцкий был успешным актером, поэтом и писателем. Однако большинство людей знает его как исполнителя . Хотя сам Высоцкий не любил, когда его творчество причисляли к бардовскому, многие его мотивы схожи с этим направлением. Так же как и , Высоцкий уделял большое внимание тексту, а не музыке. В его творчестве присутствуют песни о войне, любовная лирика, сатирические куплеты и остросоциальные темы. Интересным явлением стали песни-диалоги, где Высоцкий поет , изображая различных персонажей.
В честь Высоцкого названы более 170 городских объектов.

Юрий Визбор - создатель песни-репортажа

Юрий Визбор, как и Булат Окуджава, стоит у истоков авторской песни. На творчестве Визбора сказался его богатый жизненный опыт - он работал журналистом, играл в театре, занимался альпинизмом и футболом, ходил в . Свое первое песенное произведение Визбор , будучи студентом Московского педагогического института. Позже он стал автором гимна МГПИ. Первые песни Визбора распространялись неофициально, но с 1960-х его творчество становится популярным. Визбор стал основоположником жанра песенного репортажа. Эти произведения печатались в журнале «Кругозор».

Связанная статья

В очередной раз у фестивальной горы появится знаменитая Грушинская гитара, и праздник единения человека, природы и песни примет десятки тысяч участников. Если вы хотите провести несколько дней в гармонии с собой и со всем миром, приезжайте в начале июля на Волгу.

В 2012 году Грушинский фестиваль будет проходить с пятого по восьмое июля. Местом праздника являются Федоровские луга в Самарской области, недалеко от Тольятти и живописного зеленого берега реки Волги. Это уже 39-ый фестиваль. Праздник бардовской песни проходит ежегодно в самые первые выходные июля. Впервые праздновать Грушинский фестиваль начали в 1968 году.

Праздник получил свое название в честь Валерия Грушина, который летом 1967 года на реке Уде в Сибири ценой свой жизни спас тонущих . Его друзья решили ежегодно устраивать фестиваль в память о погибшем, эту идею поддержали многие однокурсники Валерия Грушина и другие любители отдыха на природе и песен . Самый первый сбор прошел в Жигулях в Каменной чаше 29 сентября 1968 года.

Второй Грушинский фестиваль был проведен уже в июле, с тех пор время праздника не изменялась. С каждым годом количество посетителей росло, наибольшую популярность праздник приобрел в конце 1970-х годов (участвовало около 100 тысяч человек) и в конце 1990-х (примерно 210 тысяч посетителей). Проведение бардовских сборов прервалось в 1980-х годах, официальные власти отменили их. Фестиваль снова возродился в 1986 году.

На это праздник являются участники не только из России, но и иностранцы. Этот фестиваль создан для любителей авторской музыки. В течение всего фестиваля работают несколько площадок-сцен, на которых и устраиваются конкурсы. Концерты проводятся не только днем, но и ночью. В темное время суток участники зажигают фестивальные костры, вокруг которых группируются старые и новые знакомые и друзья.

В месте проведения праздника быстро возникает целый город из множества палаток, в которых участники на время фестиваля и будут жить. Каждому посетителю хватит места для своей палатки, с этим у организаторов слета проблем не возникает. Участникам не обязательно брать с собой туристическое снаряжение, все необходимое сдается в аренду или продается. На территории есть выездные магазинчики и кафе. Свежую артезианскую воду привозят каждый день.

На фестивале будут проводиться не только бардовские конкурсы, но и спортивные игры и состязания: волейбол, футбол, спортивное ориентирование и многое другое. Для детей предназначена специальная площадка. Добраться на фестиваль можно на своем автомобиле, для этого организована охраняемая стоянка, и на общественном транспорте.

Источники:

  • Грушинский Фестиваль в 2019

Термин «бард» впервые появился в средневековой Европе. Так называли бродячих певцов, исполняющих и собственные песни, и народные баллады. В середине XX века в СССР бардами стали называть исполнителей авторской песни, т.е. значение этого слова почти не изменилось.

Клубы авторской песни

Во времена «оттепели», т.е. в середине 50-х гг, в СССР появились клубы авторской, или самодеятельной, песни (КСП). Для любителей этого жанра выделялись помещения в Домах культуры, Домах офицеров и прочих очагах культуры. Курировались они управлениями культуры и являлись островами свободомыслия среди моря официальной идеологии. Периодически у клубов возникали неприятности, если они переходили разрешенные рамки. КСП часто балансировали на грани закрытия, но, тем не менее, относительно благополучно существовали до конца перестройки, в качестве клапана для сброса перегретого пара. После перестройки и воцарения рыночной экономики у КСП настали трудные времена, поскольку у местных властей зачастую просто не хватает желания или средств оплачивать аренду помещения для бардов. Тем не менее, во многих населенных пунктах КСП сохранились. Узнать их адреса можно в интернете на городских сайтах или в управлении культуры муниципалитета.

Туристические клубы

Авторская песня неразрывно связана с классическим туризмом: горным, водным, пешим. Все известные советские или занимались туризмом сами, или писали о туристах: о романтике дальних дорог, об опасных речных порогах, об альпинистах и альпинизме… Эти песни поют уже несколько поколений туристов на постсоветском пространстве. Песни под гитару или а капелла у костра на привале – обязательная деталь удавшегося похода. Если в городе нет клуба , барды могут собираться в туристических клубах.

Фестивали бардовской песни

Больше всего бардов собирается на фестивалях авторской песни. Самый известный из них – Грушинский, который проходит ежегодно с 1968 г. в конце июня в г. Тольятти Самарской области. В настоящее время фестиваль поделился на 2. Второй фестиваль проходит в это же время на Мастрюковских озерах Самарской области.

Кроме того, в каждой области России в теплое время года проводятся региональные бардовские фестивали: «Парус надежды» в Воронежской области, «Оскольская лира» в Белгородской, «Автограф августа» в Липецкой, «Робинзонада» в Ленинградской и т.д. Информация о фестивалях в каждом регионе размещается в интернете. На официальных страницах фестивалей указывается время и место их проведения и наиболее удобный маршрут, каким можно туда добраться.

Источники:

  • Фестивали авторской песни

С 1992 года российские авторы-исполнители создали свою ассоциацию. Она стала первым творческим союзом людей, объединенных идеей формирования общественного сознания. Ассоциацию бардов России (АРБА) на тот момент представляли 30 авторов. Сегодня их гораздо больше. В предлагаемой статье будут названы наиболее известные барды России, по данным "Комсомольской правды".

Ушедшие представители великой эпохи

У истоков бардовского движения стоят мэтры, многие из которых ушли из жизни во времена, когда Россия еще входила в состав Советского Союза. Среди них:

  • Юрий Визбор. Покинул наш мир в 1984-м году в возрасте 50 лет. Имеющий литовско-украинские корни автор-исполнитель всю свою жизнь был связан с Москвой и считал себя русским. Даже специальность он выбрал особенную - учитель российской словесности. Известный как журналист, сценарист и актер Юрий Визбор, к тому же, был спортсменом-альпинистом, покорившим не одну вершину. Он написал более трехсот песен, до сих пор остающихся популярными: "Серега Санин", "Домбайский вальс", "Милая моя".
  • Владимир Высоцкий. Его не стало в 1980-м. Легендарному певцу, создавшему более 800 произведений, было всего 42 года. Его популярность в народе со временем нисколько не ослабевает. Он создал ряд незабываемых образов как на сцене, так и в кинематографе. Среди его лучших песен - "Братские могилы", "Кони привередливые", "Песня о друге".
  • Булат Окуджава. Родившийся в армяно-грузинской семье, Булат Шалвович дожил до 73 лет. Из жизни он ушел в 1997-м. Бывший фронтовик, он по праву считается основоположником авторской песни. Барды России признают его авторитет и до сих пор исполняют лучшие произведения: "Грузинская песня", "Ваше благородие", "Союз друзей".

Непререкаемые авторитеты

Ушедшие из жизни барды России, список которых будет представлен ниже, - гордость национальной культуры:

  • Виктор Берковский. Уроженец Украины, он дожил до своего 73-го дня рождения. Профессиональный ученый, Виктор был выдающимся композитором и прославился не только как самостоятельный автор, но и член творческого коллектива, в который входили Сергей Никитин и Дмитрий Сухарев. Среди его наиболее популярных песен - "Гренада", "Под музыку Вивальди", "На далекой Амазонке".
  • Новелла Матвеева. Поэтесса и автор песен скончалась в 2016-м, ей был 81 год. Она оставила после себя огромное наследие, а среди ее песен особой популярностью пользуется "Девушка из харчевни".
  • Ада Якушева. Уроженка Ленинграда прожила длинную жизнь. Она скончалась в возрасте 78 лет в 2012-м и хорошо известна как самобытная и интересная поэтесса. Многие барды России исполняют ее произведения. Например, Варвара Визбор подарила новую жизнь песне "Ты мое дыхание".
  • Юрий Кукин. Поэт-песенник ушел из жизни в 2011-м, ему было 78. Уроженец Ленинградской области начинал свою карьеру как спортсмен, но впоследствии стал профессиональным артистом Ленконцерта. Наиболее известные песни автора - это "Канатоходец", "За туманом", "Весенняя песня".

Ныне здравствующие мэтры

Лучшие барды России участвуют в слетах авторской песни в качестве членов жюри. В августе в Самарской области прошел 50-й фестиваль им. В. Грушина, собравший элиту из числа членов АРБА. Среди них особое место занимает Александр Городницкий, который в марте отметил свое 85-летие. Автор по-прежнему в строю и радует слушателей своими лучшими произведениями. Это "Перекаты", "Атланты" и другие.

60-летний Алексей Иващенко долгое время выступал в дуэте с Г. Васильевым ("Глафира", "Девятый вал"), но в двухтысячные годы их творческий союз распался. Однако автор и исполнитель все еще в рядах лучших бардов России, радует слушателей новыми песнями, среди которых "Нержавейка" и "Самый лучший в мире я".

Многие являются поклонниками творчества 65-летнего Леонида Сергеева, автора "Дорожной", "Старого дома" и "Истории", а также 74-летнего Сергея Никитина, чьи песни украсили любимые фильмы россиян - "Иронию судьбы", "Почти смешную историю", "Тихие омуты".


Автором песни "Как здорово", ставшей гимном большинства фестивалей авторской песни, является 62-летний Олег Митяев. Барды России считают его неоспоримым авторитетом, который, как правило, завершает концертные программы. Его легко узнают по любимым произведениям: "Соседка", "Лето - это маленькая жизнь".

К авторам-исполнителям можно отнести и Александра Розенбаума, который добился значительных успехов на отечественной эстраде. Его "Вальс-бостон", "Утиная охота", "Бездомная комната" и другие произведения входят в золотой фонд отечественной культуры.

Лучшие барды России - женщины


В список лучших авторов-исполнителей следует внести 62-летнюю Веронику Долину. Мать четырех детей, она создала уникальную коллекцию очень женских произведений, количество которых достигает пятисот. У Вероники Долиной издано 19 сборников стихов, она является лауреатом множества литературных премий.

В авторской песне есть яркие исполнители, которые представляют произведения других авторов. Одной из таких талантливых певиц является 58-летняя Галина Хомчик, которую Б. Окуджава относил к "миссионерам звучащей поэзии".

Феномен авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым.
Трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий
Хранители традиций
Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…
Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.


Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним - Саша Роздуб
(САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский).
Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»


Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре, третья справа от гармониста).
«Поющий институт»
Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.


Бард Ада Якушева.
Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные.


Юлий Ким с гитарой.
КСП – от и до
Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».


Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова.
Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать.
А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».
«Магнитиздат»
Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».
Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»


С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.
«Песни нашего века»
В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.
И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…
Великие барды XX столетия
Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.


Александр Галич.
Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:


Булат Окуджава.
Неистов и упрям,
гори, огонь, гори.
На смену декабрям
приходят январи.
Прожить лета б дотла,
а там пускай ведут
за все твои дела
на самый страшный суд.
Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».


Владимир Высоцкий.
Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни.


Александр Городницкий.
Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.


Юрий Визбор.
Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.


Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж».


Юрий Кукин.
Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков.


Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева.
Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен.


Вероника Долина.
Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века.


Сергей Никитин.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Внеклассное мероприятие

на тему:

«Бардовская песня»

студента 5-го курса

Заочной формы обучения

Филологического факультета

Лисейцева К.В.

Цель: Знакомство с бардовской песней.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с историей бардовской песни, с лучшими представителями этого песенного жанра.

Развивающая: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся.

Воспитательная: использовать силу воздействия бардовской песни на формировании личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма, негативного отношения к низкопробным образцам массовой музыкальной культуры.

Методы и приёмы: словесно-иллюстрационный, слайдовая презентация, беседа, музыкальное сопровождение, литературный рассказ.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр.

Музыкальное оформление:

Б.Окуджава «Возьмёмся за руки, друзья»

С.Никитин «Каждый выбирает по себе»

В. Высоцкий. «Я не люблю»

Б.Окуджава «Грузинская песня»

О.Митяев «Как здорово»

Наглядные пособия, оборудование: использование компьютерной программы «Power Point» для показа портретов известных бардов; записи песен в авторском исполнении.

/Звучит песня Булата Окуджавы «Возьмёмся за руки, друзья»/

Вступление.

Я говорю вам - Добрый день!

Хочу улыбки видеть ваши.

Чтобы с лица исчезла тень,

И теплой была встреча наша.

Давайте постараемся забыть хотя бы на время все грустное, что с вами сегодня случилось: кто-то получил плохую отметку, кого- то обидели недобрым словом, у кого-то просто было плохое настроение. Сейчас вы здесь, среди единомышленников. Все мы разные, но всех нас объединяет одно – гитара. И она для каждого из нас - самый надежный и преданный друг. Она всегда помогает нам в трудную минуту. Когда мы берем ее в руки, прижимаем к своему сердцу, играем или поем любимые песни, на душе становится легче, и мы смотрим на мир уже другими глазами.

/Слайд №1 « Бардовская песня»/

Сегодня мы поговорим о бардовской песне, познакомимся с представителями этого жанра. Некоторые имена вам уже известны. Кто–то из вас сам исполняет песни известных бардов. Мы попытаемся разобраться в характерных особенностях этих песен. И я думаю, что слова, сказанные известным российским бардом Юрием Визбором, в какой-то, степени помогут нам в этом.

/Слайд № 2 Слова Ю. Визбора/

«И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души…»

Бардовская песня.

Скажите, пожалуйста, знаете ли вы кого-нибудь из известных бардов?

Чтобы понять суть бардовской песни, обратимся к происхождению этого слова. Известна такая притча. Еще задолго до Рождения Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населяющие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца - друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранник назывался - БАРД.

Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

/Слайд №3 Бардовская песня – это …/

Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, ее исцелению. Бардовскую песню, можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем только проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа, работа мысли, чувств, памяти, сердца. Эта работа души.

Бардовская песня это язык сердца, души. Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. У каждого автора своя интонация. Она узнаваема среди других песен. Это песни не для развлечений. Их нельзя слушать между делом.

Бардовские песни не пишутся на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъёма. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство гордости, уважения, надежды, нежности, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения. Главным является то, какова сама песня.

Бардовская песня - искусство целостное. Автор пишет стихи, придумывает к ним музыку и сам исполняет свое произведение. Поэтому очень часто бардовскую песню называют авторской. Преимущество этого жанра состоит в том, что в нем во главу ставятся стихи, поэтический текст.

«Что петь, а не как петь – вот в чем суть авторского исполнения».

/Звучит песня в исполнении Сергея Никитина «Каждый выбирает по себе»/

Сочиняют многие, поют многие, но бардами можно назвать единицы.

/Слайд №4 с портретами бардов/

Чтобы соответствовать истинному предначертанию барда, автор-исполнитель должен быть хорошим поэтом, музыкантом, певцом. Он должен быть всесторонне развитым, образованным, культурным, грамотным человеком. Он должен иметь богатый жизненный опыт, богатый духовный мир.

Михаил Леонидович Анчаров - один из основоположников бардовской песни, писатель, поэт, драматург, переводчик, архитектор, живописец, член Союза писателей СССР (1967).

Городницкий Александр Моисеевич - геолог, океанолог, поэт. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук. Автор более 230 научных работ, статей в журналах. Член Московского союза писателей (1972), Лауреат 1 Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1965 г. Известные песни: «Атланты», «Перекаты», «Снег», «Предательство».

Булат Окуджава – целая эпоха в истории авторской песни. Один из основоположников жанра бардовской песни. Родился в Москве, жил на Арбате. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. В 1937 родители арестованы, отец расстрелян, мать сослана в лагерь. Возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 в 17 лет добровольцем ушел на войну. Окончил филологический факультет Тбилиского государственного университета, работал учителем, редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем - заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». В 1956 году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару. В 1961 Окуджава дебютировал как прозаик. Член Союза писателей СССР, с 1992 - член комиссии по помилованиям при президенте РФ, с 1994 - член комиссии по Государственным премиям РФ. Известные песни: «Грузинская песня», «Давайте восклицать», «Ах, война», «Арбат», «Здесь птицы не поют» и др.

/Звучит «Грузинская песня» Булата Окуджавы/

Булат Окуджава, Михаил Анчаров были первыми. За ними пришли:

Виктор Берковский - металлург, кандидат технических наук (1967), доцент в институте стали и сплавов. Песни сочинял на стихи М. Светлова, Э. Багрицкого, Н. Матвеевой, Р. Рождественского, Б. Окуджавы, Д. Сухарева и других российских и зарубежных поэтов. Известные песни «Гренада», «На далекой Амазонке», «Вспомните, ребята» и др. Был одним из руководителей проекта «Песни нашего века» (1999).

Юлий Ким. По образованию - педагог. После окончания Московского педагогического института пять лет работал на Камчатке, затем в Москве - в физико-математическом интернате. В 1968 оставил педагогическую деятельность и профессионально занимается сочинением пьес и песен для театра и кино. Член Союза кинематографистов СССР (1987 г.).

Юрий Визбор - один из наиболее ярких и одаренных представителей старшего поколения бардов, стоящих у истоков авторской песни. Родился в Москве, окончил Московский государственный педагогический институт. Журналист, создатель радиостанции «Юность», журнала «Кругозор» с гибкими пластинками. Художник драматург, написавший несколько пьес и киносценариев. Кинематографист, автор документальных фильмов, актер, сыгравший более 15 ролей в художественных фильмах. Увлекался путешествиями и горными походами. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Поэт и певец, автор более трехсот песен. Известные песни «Перевал», «Лесное солнышко», «Домбайский вальс», «Серега Санин», «Наполним музыкой сердца» и др. Член Союза журналистов и Союза кинематографистов. Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы.

/Звучит песня Юрия Визбора «Милая моя»/

В конце 60–х, в начале 70–х годов сделала качественный скачок профессиональная песня. Стали популярны ВИА. Песня обратилась к проблемам, волнующим молодежь, появились новые формы подачи песни. Менялась и авторская песня. Появились и новые авторы исполнители:

/Слайд №5 с портретами Вадима Егорова, Новеллы Матвеевой, Александра Суханова, Александра Дольского, Юрия Кукина/

Ярким представителем бардовской песни этого времени является Владимир Высоцкий.

/Слайд №6 с портретом Высоцкого/

Родился в Москве. В 1955 году поступил в Московский инженерно-строительный институт. С первого семестра уходит из института. С 1956 по 1960 гг. Высоцкий - студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ. В 1960-1964г. работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. В 1968 году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма «Вертикаль». Автор нескольких киносценариев. Вместе с актёрами «Театра на Таганке» ездил с гастролями за границу - в Болгарию, Венгрию, Югославию, Францию, Германию, Польшу. Записал около 10 радио-спектаклей, дал больше 1000 концертов в СССР и за рубежом.

Давайте послушаем песню «Я не люблю» в исполнении автора.

/Исполняется песня Владимира Высоцкого «Я не люблю»/

Именно Высоцким был придуман термин «авторская песня». Вот что он говорил по этому поводу: «Искусства настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не может. Необязательно, чтобы притесняли его или стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство страдания за людей, близких, вообще за ситуацию. Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно также вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, все рассчитано на доверии, вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать».

В 70-80 годы продолжалось самоутверждение бардовской, авторской песни. Бардовская песня становится один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год во всех уголках страны.

Самый известный из них Грушинский фестиваль.

/Слайд № 7 с Грушинского фестиваля/

Он традиционно проходит в первые выходные июля в г. Самаре. Идея Грушинского фестиваля возникла в 1967 году после того, как на реке Уде трагически погиб, спасая детей с перевернувшейся лодки, студент Куйбышевского авиационного института, исполнитель туристических песен Валерий Грушин.

В 90-е годы возрастает число концертов с участием бардов. Меняется содержание авторской песни. Она откликается на самые актуальные события эпохи, значительно вырос уровень владения гитарой. Многие авторы-исполнители стали участниками известного проекта «Песни нашего века».

/Слайд №8 «Песни нашего века»/

Это Сергей Никитин, Алексей Иващенко, Георгий Васильев, Вадим и Валерий Мищуки, Сергей Леонидов, Галина Хомчик, Лидия Чебоксарова.

Наверно самым популярным и известным бардом нашего времени можно считать Олега Митяева.

/Слайд №9 Олег Митяев/

Окончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик, отслужил в армии, поступил и окончил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность-тренер по плаванию. С 1986 по 1991 г. закончил ГИТИС им. Луначарского. Снялся в нескольких фильмах. Наиболее известные песни: «Соседка», «Как здорово», «Давай с тобой поговорим», «Лето - это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди, скоро лето!» Творчество артиста смогли оценить жители Германии, Франции, Италии, ЮАР, Израиля и Америки.

Давайте сейчас все вместе исполним песню Олега Митяева «Как здорово».

/Слайд №9 с текстом песни, звучит песня в исполнении Олега Митяева «Как здорово»/

Итак, что же такое «бардовская песня»?

Бардовская песня – это самостоятельное явление нашей отечественной культуры.

Жанр бардовской песни – один из самых массовых видов творчества.


Похожая информация.


Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...