Анализ сцены вранья в комедии Гоголя «Ревизор. Анализ сцены вранья в комедии Н.В


«Сцена вранья» Хлестакова. (Действие III, явл. VI)

Н. В. Гоголь обладал удивительным талантом подмечать типичные
черты характеров и изображать их в своих произведениях настолько
живо, что и по сей день, читая книги писателя, мы находим
в себе или в окружающих людях сходство с гоголевскими героями.
Сила литературного обобщения оказалась так велика, что от фамилий
некоторых персонажей образовались нарицательные существительные,
обозначающие определенный тип поведения. Так, например,
герой комедии «Ревизор», Хлестаков, дал имя явлению «хлестаковщины».
В чем же проявляется «хлестаковщина»? Чтобы ответить на этот
вопрос, проанализируем сцену из «Ревизора», в которой ярко раскрывается
характер Хлестакова. Чиновники уездного города по
ошибке принимают мелкого регистратора за ревизора, тайно приехавшего
из Петербурга. «Отцы города» испуганы тем, что откроются
все их многочисленные пороки. От страха они готовы поверить любой
ерунде. Чиновники не принимают всерьез честного объяснения
Хлестакова о том, что он едет к отцу в деревню, а в городе задержался
из-за отсутствия денег. Городничий, который сам тридцать лет
«мошенников над мошенниками обманывал», не может поверить
простодушному признанию Хлестакова. Городничий вообразить не
может, до какой степени прост и легкомыслен Хлестаков. По предварительным
замечаниям автора для актеров, Хлестаков «несколько
приглуповат и, как говорят, без царя в голове», он «говорит и действует
без всякого соображения». Впрочем, глуповатость и легкомыслие
не мешают Хлестакову «срывать цветы удовольствия»,
абсолютно не задумываясь заранее о последствиях.
В Петербурге он проматывал отцовские деньги, по пути домой
проиграл все в карты, поэтому с легкостью берет «взаймы» у городничего,
не собираясь когда-нибудь возвращать долг. Городничий же
уверен, что ему удалось ловко дать взятку ревизору. Простодушие,
с которым Хлестаков соглашается осмотреть город, отобедать, переехать
в дом городничего, «отец города» принимает за благосклонность
важного чиновника. Подвыпивший Хлестаков начинает все
больше завираться и хвастаться. Видя, что все вокруг поддакивают
ему, Хлестаков дает волю фантазии. Причем он вовсе не собирается
обманывать чиновников и жену городничего с какой-то корыстной
целью, а врет по вдохновению, сам начиная верить в свою значительность.
«Рисуясь» перед Анной Андреевной, Хлестаков вначале
довольно скромно преувеличивает свое положение в обществе: «Вы,
может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения
со мной на дружеской ноге». Хлестаков проговаривается:
нетрудно догадаться, что он-то как раз занимался переписыванием.
Фантазер и сам чувствует это, добавляя: «А там уж чиновник для
письма, этакая крыса, пером только - тр, тр... пошел писать».
Уже такого преувеличения достаточно, чтобы чиновники испугались
садиться в присутствии Хлестакова, а он несется в своих фантазиях
дальше: его как-то приняли за главнокомандующего. Наверное, Хлестаков
смутно чувствовал, что его и сейчас приняли за кого-то другого.
Мысль вруна перескакивает на литературу, и он хладнокровно
сообщает о дружбе с «братом Пушкиным». Вспомним, что именно Пушкин
подсказал Гоголю сюжет «Ревизора». То-то Александр Сергеевич,
наверное, смеялся в этом месте! Но Хлестакову мало дружбы с Пушкиным,
он быстро присваивает себе чужие сочинения, не смущаясь
наличием у них известных авторов.
«Дом Ивана Александровича», оказывается, «первый в Петербурге
», а на балы собирается высшее общество: «министры иностранных
дел, французский посланник, английский, немецкий...» С угощением
Хлестаков, утром еще голодавший в гостинице, тоже не оплошал:
и арбуз у него «в семьсот рублей», и суп «приехал из Парижа».
Правда, завравшийся Хлестаков неожиданно приоткрывает истинную
картину своего столичного существования: «Как взбежишь
по лестнице к себе на четвертый этаж - скажешь только кухарке:
«На, Маврушка, шинель...». Но рассказчик спохватывается: он и «позабыл
», что живет «в бельэтаже».
Последний взлет фантазии возносит Хлестакова до должности
управляющего департаментом. Тут у него и «тридцать пять тысяч
одних курьеров», и государственный совет его боится, и в фельдмаршалы
должны его завтра произвести. Здесь Хлестаков совсем
заговаривается, и потрясенные общением с «великим государственным
мужем» чиновники провожают его спать. Итак, страх чиновников
и хвастливое вранье Хлестакова достигают в этой сцене высшей
точки, то есть мы наблюдаем кульминацию действия пьесы.
Явление «хлестаковщины» можно определить, как желание
ничтожного человека показаться больше, чем он есть, пустить пыль
в глаза. В характере Хлестакова ярко проявляются легкомыслие, безответственность,
стремление к пустому бахвальству, жажда удовольствий,
необразованность. Пораженные безудержным враньем Хлестакова,
чиновники приготовят ему взятки, а «ревизор» соберет их
как должное. Хлестаков почувствует свою безнаказанность, начнет
разом ухаживать за женой и дочерью городничего, а те будут несказанно
этому рады. Явление «хлестаковщины» получит свое полное
развитие в следующих сценах.

Композиция гоголевской пьесы «Ревизор» интересна. Но особое и кульминационное значение в этой пьесе все-таки играет сцена обмана и вранья, когда главный герой попадает в дом Городничего. Хлестакова привозят в богатый и роскошный дом, где его вкусно кормят и еще при этом смогли напоить. А ведь до этого его жизнь была совершенно другой. Он некоторое время не только голодал, но был вынужден жить в самых ужасных условиях. Трактир, где он остановился, выделил ему самую бедную комнату, где было много тараканов и грязи.

И после того, когда он даже в таких нечеловеческих условиях, смог задолжать трактирщику, он мысленно уже смирился с мыслью о том, что ему все-таки придется отправиться в тюрьму. И все из-за того, что денег у него не было, и в долг он не мог взять у кого-либо, так как в этот город он попал совершенно случайно и никого здесь не знал.

Поэтому, когда он попадает в дом Городничего, где его бесплатно накормили и предоставили нормальные условия для жизни, даже более, чем нормальные, он все никак не может понять, почему так изменилось отношение к нему. Но это его не сильно-то и интересует. Автор так показывает своего героя, что верить ему просто невозможно. Например, это ярко и отчетливо видно в сцене его обмана и вранья, что анализировать события он совсем не может, не умеет, да и не желает. Он просто наслаждается тем, что происходит с ним в настоящее время и задумываться о будущем он не желает, да даже и не пытается.

Гоголевский Хлестаков в этот момент думает о том, как же произвести сильное впечатление на людей, которые его окружают и слушают его с открытыми ртами. Особенно ему интересны светские дамы, которых он хочет поразить и сразить. И поэтому он начинает обманывать. Иван Александрович начинает рассказывать о своей жизни, которая в Петербурге протекает тихо и спокойно.

Но он рассказывает совсем о другом. Он так сильно вдохновился своим же враньем, возможностью приукрасить и даже вскоре сам начинает верить своим выдуманным рассказам, где совсем нет правды. Обращает внимание то, что когда он начинает говорить что-то, то уже к концу своей реплики он совершенно забывает о том, какова мысль его фразы, путается и поэтому его ложь видна. Вот, например, автор показывает его реплики о том, что его хотят сделать коллежским чиновником, который обычно в российской действительности девятнадцатого века считался практически самым последним гражданским чином и относился к восьмому классу. А то вдруг неожиданно он заканчивал эту же фразу о коллежском асессоре тем, что он чуть ли не главнокомандующий всей страны. И таких не соответствий в его речи и размышлениях много.

Вскоре он вообще заявляет всем присутствующим, что зарабатывает себе на жизнь литературой, но зато довольно просто дает себе негативную характеристику, даже не подумав, что она совсем не лестная. Он говорит о том, что в его мыслях есть какая-то легкость, а ведь это уже признак того, что он не умеет мыслить и человек неглубокий и недалекий. Но зато он очень легко выдает себя за автора таких литературных произведений, как «Женитьба Фигаро». Но не только авторство этой комедии он приписал себе. Он сообщил всем присутствующим, что им написана и повесть «Фрегат «Надежды», да и вообще все, что когда-либо размещалось в «Московском телеграфе».

Но его пытается поймать на вранье дочь городничего Марья Антоновна, говоря, что вот произведение «Юрия Милославского» написал ведь совсем не Хлестаков, а Загоскин. Это, конечно же, совсем немного смущает гоголевского персонажа и после этого он пытается легко и довольно поверхность оправдаться, утверждая, что это совсем другое произведение, нежели, чем написал он. И вот такой неразберихи, путаницы и вранья у него огромное количество. Например, игра в вист, где он всем рассказывает о том, что он пятый игрок, то есть лишний. Но как только он начинает врать, то совсем уже и сам запутавшись, говорит о том, что живет на четвертом этаже. Но чиновник, которые рады ему во всем потакать и соглашаться, совсем не замечают этой путаницы и готовы во всем ему угождать.

Удивляет та ситуация, которую описывает Гоголь. Так, он показывает, что дамы от Хлестакова в сильнейшем восторге, ведь он встретили настоящего столичного человека, который имеет по их выражению, обращение совсем другое, как они считают «тонко» и очень современно. Но вот мнение чиновников другое, не такое как у дам, совершенно противоположное. Так, они сильно его боятся, трепещут просто от страха и стоят на вытяжку. Они утверждают, что имеют такой чин, который им позволяет постоять перед столичным ревизором.

Все эти люди, которые являются представителями светского общества, считают, что Иван Александрович - это ревизор, да и вообще очень важная персона. Именно поэтому сцена обмана и вранья основного действующего лица - это его звездный час, минута его торжества, когда он смог подняться над самим собой, быть в центре внимания и видеть вокруг себя восхищенных слушателей. Эта необычная сцена есть и вершиной мастерства автора, который так смело и так ярко описано. Эта сцена, конечно же, комична, но в ней столько ярких выражений, которые запоминаются надолго. Например, его высказывание о том, что он «с Пушкиным на дружеской ноге», или, когда он обманывает о том, как он деловит, то произносит, что «тридцать пять тысяч курьеров», которые ищут его по всей стране. И совсем уже абсурдной выглядит его ситуация, о которой он сообщает о том, что купил арбуз за огромнейшую по тем временам сумму - «семьсот рублей». Невозможно поверить и в его историю о том, что ему в Париж привозили из России суп прямо в кастрюльке. А для этого специально отправляли пароход.

Все эти литературные комические приемы подчеркивают мастерство сатирика Гоголя. Именно поэтому сцена обмана и вранья в гоголевской пьесы не только полно раскрывает композицию, является ее кульминацией, но и носит огромное значение, так как помогает раскрыть характер героев.

В произведении, принадлежащему к жанру комедия, «Ревизор» Н. В. Гоголь, используя приём сатирического преувеличения (гротеск), основанного на сочетании реального и фантастического, подшучивает, высмеивает всех мошенников, стремится показать человека таким, каким он является на самом деле.

С помощью гротеска Иван Хлестаков показан лгуном, который умеет обманывать с чувством, получая от этого наслаждение. Главный герой комедии, видя то, что его почитает общество, даёт разойтись своей фантазии, наглеет в своих требованиях: за короткое время из чиновника низшего класса превращается в фельдмаршала.

Сцена «вранья» обличает пороки чиновников и самого Хлестакова, желающего порисоваться.

В обществе главный герой возвышает, идеализирует себя. В его доме, который был построен первым в Петербурге, он даёт балы, гостями которых являются князья и министры.; приписывает себе авторство знаменитых произведений. Забываясь, произносит: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…». Понимая, что оговорился, Хлестаков исправляет ситуацию: «Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже», стремится поддержать то удачное стечение обстоятельств, которое произошло.

Можно сказать, что Хлестаков обладает недостаточно полным душевным миром, так как, желая произвести впечатление на жену городничего, говорит, что дружит с А. С. Пушкиным, не может придумать достойную тему беседы с поэтом, но всё же приводит дам в восторг: «Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то всё…».

Возникает ситуация глухоты, слепоты и невнимания чиновников, внезапно переставших осмыслять семантику слов, которые произносит Хлестаков. Бесстыдная ложь только увеличивает во всех веру о приезде истинного ревизора. Чиновники настолько испуганы, что не замечают лжи до вскрытия почтмейстером письма Хлестакова, из которого становится известно, что тот не ревизор. Каждый государственный служащий является беззаконником и нечестивцем, поэтому обман остаётся на протяжении долгого времени нераскрытым.

Сцена обмана, кульминация произведения, позволяет полно раскрыть композицию пьесы. Именно сатирическое преувеличение, использованное Н. В. Гоголем, позволяет подойти к серьёзной теме с юмористической стороны. Писатель обличает пошлость, бездуховность, показывает людей, лишивших себя идеалов и ценностей.

Сочинение Вранье Хлестакова (анализ)

Хлестаков, один из персонажей комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Голодного, изнеможенного Хлестаково, собиравшегося отправиться в тюрьму, привезли в дом Городничего, где его накормили и напоили. Он не задумывался над тем как и почему произошла такая перемена в его жизни. Он никогда не задумывается о чем либо, просто живет одним моментом, его цель произвести на людей хорошее впечатление, в особенности на особей женского пола. Именно по этой причине столько радости в его голосе и выражениях, когда он рассказывает про жизнь в Санкт-Петербурге.

Его лжи настолько много в словах, что он сам начинает верить в то что говорит. Его эмоции и рассказы настолько не правдивы и ложны, что под конец он уже не помнит, о чем повествовал вначале. Факты из его рассказов расходятся и говорят совершенно противоположные вещи. Он говорит что в его мыслях легкость необыкновенная и приписывает себе заслуги других писателей.

На вранье его ловит Марья Антоновна, говоря, что у произведения "Юрия Милославского" автор Загоскин, а Хлестаков в сою очередь утверждает ее в обратном. Говоря, что есть произведение с таким же названием, принадлежащее ему. Практически в каждом звуке, произносящем Хлестаковым, есть ложь.

Столько путаницы, что он сам в ней не разбирается, но к счастью для Хлестакова чиновники не обращают на это внимания. Как Хлестаков и хотел, он преподносит себя с хорошей стороны и дамы от него в восторге. Они думают, что встретили прекрасного столичного человека. А на чиновников Хлестаков нагнал огромный страх, лишь немного приврав о своем чине. Он полностью всех убедил, что это именно он ревизор и важная персона.

Сцена вранья возвышает его, ставит выше остальных, это его звездный час, где он-в центре внимания. Это не только звездный час Хлестакова, это одна из наилучших сцен автора произведения. В этой сцене заключено много интересных и ключевых моментов, которые надолго запомнятся зрителям. Автор-мастер. Именно в этом произведении раскрывается мастерство Николая Васильевича Гоголя, как поэта. "Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа" ситуация, которую Гоголь довел до абсурда.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что сцена вранья - это кульминационная сцена в произведении, в которой раскрываются характеры многих героев.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Основная идея и смысл Песни о вещем Олеге Пушкина

    «Песнь о вещем Олеге» была написана А.С. Пушкиным в 1822 году, именно в эти годы поэта особенно волновала историческое прошлое его Родины. В основу написания данной поэзии у Пушкина легла его свобода мыслить.

  • Проблемы романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблематика)

    Роман под названием «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Пользуется он широкой популярностью среди русскоязычных читателей и ценителей классической отечественной литературу и по сей день.

  • Анализ рассказа Бунина Подснежник 5, 6 класс

    Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Подснежник»

  • Отзыв о пьесе Ромео и Джульетта Шекспира

    Известное во всем мире драматургическое произведение под названием «Ромео и Джульетта» написана английским литератором по имени Уильям Шекспир. Отзыв о данном творении представлен в этой статье.

  • Образ и характеристика Вити Фотография на которой меня нет Астафьева сочинение

    Основным персонажем произведения является маленький мальчик по имени Витя, от лица которого и ведется повествование рассказа.

План
Введение
Сцена вранья занимает кульминационное место в комедии.
Основная часть
Хлестаков в доме Городничего:
а) сбивчивый рассказ героя о своей жизни в Петербурге;
б) у него «легкость необыкновенная в мыслях»;
в) отношение дам к Хлестакову;
г) Гоголь доводит ситуацию до абсурда.
Заключение
Сцена вранья - кульминационная сцена в композиции комедии, имеющая огромное значение для раскрытия характеров героев.
Сцена вранья в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» занимает кульминационное место.
Хлестакова привезли в дом Городничего, вкусно покормили и напоили. До этого он, полуголодный, собирался идти в тюрьму, но сейчас он не понимает, почему произошла такая перемена, и не задумывается над этим. Он не способен анализировать события. Он просто наслаждается текущим моментом и хочет произвести впечатление на присутствующих, особенно на дам. Поэтому Хлестаков радостно рассказывает о своей жизни в Петербурге. Он врет вдохновенно и сам верит тому, что говорит. Заканчивая фразу, он не помнит, о чем говорил вначале. Поэтому у него так часто не сходятся концы с концами: то его хотели сделать коллежским асессором (гражданский чин VIII класса), то его «совершенно приняли за главнокомандующего», то он говорит о себе, что «существует литературой». Сам себе он дает очень точную характеристику: «У меня легкость необыкновенная в мыслях». Поэтому он легко приписывает себе авторство и комедии «Женитьба Фигаро», и оперы «Норма», и повести «Фрегат «Надежда», и весь журнал «Московский Телеграф». А когда его уличает Марья Антоновна, что «Юрия Милославского» написал Загоскин, он тут же поправляется, что «есть другой «Юрий Милослав- ский», так тот уж мой». Такой путаницы у него много: в партии виста он себя считает пятым, лишним игроком, а провираясь, говорит, что живет на четвертом этаже. Но чиновники не замечают этой несуразицы. Дамы в восторге, так как встретили столичного человека, с «тонким обращением». На чиновников же Хлестаков нагнал такого страху, что они трепещут и стоят навытяжку: «Чин такой, что еще можно постоять». Они верят, что Хлестаков ревизор и важная персона, а ведь «не пригнувши не говорится никакая речь». Поэтому эта сцена - «звездный час» героя, минута его торжества, где он - в центре внимания, а вокруг восхищенные слушатели. Кроме того, эта сцена также одна из вершин мастерства автора. Она так комична, в ней столько ярких выражений, запоминающихся зрителю надолго. Кто не помнит «с Пушкиным на дружеской ноге» или «тридцать пять тысяч одних курьеров». Гоголь доводит ситуацию до абсурда: арбуз «в семьсот рублей» или «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа». Эти комические приемы показывают нам мастерство Гоголя- юмориста.
Итак, сцена вранья - кульминационная сцена в композиции комедии и в то же время имеет огромное значение для раскрытия характеров героев.

Выбор редакции
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...

Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...
Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...