Евстигней фомин. Фомин Борис Иванович: биография советский композитор, сочинявший преимущественно шлягеры и романсы


ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ

Фомин (Евстигней) - один из выдающихся русских композиторов второй половины XVIII столетия. Граф Алексей Орлов, любивший русскую песню, способствовал появлению в музыке самородков, вышедших большей частью из народной массы. К числу их принадлежал Фомин, капельмейстер театра Медокса в Москве. Среди массы опер (до 30), написанных Фоминым на тексты императрицы Екатерины II , Княжнина, Дмитриевского, И.А. Крылова, Капниста, Аблесимова и прочих, самый большой успех имели две: "Анюта" (1772) и в особенности "Мельник, колдун, обманщик и сват", поставленные в Москве в 1779 г., а затем в Петербурге на придворном театре, настолько популярная, что издана еще в XIX столетии Юргенсоном в Москве. Хотя музыку Фомина и нельзя назвать чисто русской, тем не менее в ней бьется русская жилка среди разных приемов музыкального рококо западной оперы того времени. Биографические данные о Фомине крайне скудны; даже его опера "Мельник" приписывалась целиком Аблесимову, хотя последний был только автором либретто.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из выдающихся русских композиторов второй половины XVIII ст. Граф Алексей Орлов, любивший русскую песню, способствовал появлению в музыке самородков, …
  • ФОМИН, ЕВСТИГНЕЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? один из выдающихся русских композиторов второй половины XVIII столетия. Граф Алексей Орлов, любивший русскую песню, способствовал появлению в музыке …
  • ФОМИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Александрович (1907-41) , российский воздухоплаватель. По заданию АН СССР в 1938-40 летал на субстратостатах на высоте 9-11 км для …
  • ФОМИН в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    347441, Ростовской, …
  • ФОМИН в Литературной энциклопедии:
    1. Александр Григорьевич — литературовед, библиограф. В своих работах о Белинском, Чернышевском, Шелгунове, Никитине и др. Ф. тяготеет к …
  • ФОМИН
    ФОМ́ИН Пётр Тим. (1919-96), живописец, нар. худ. СССР (1991). Лирич. пейзажи воссоздают неброскую красоту ср.-рус. природы ("Апрельский …
  • ФОМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОМ́ИН Иг. Ив. (1904-89), архитектор, нар. арх. СССР (1971), ч.-к. АХ СССР (1979). Сын И.А. Фомина. Невский райсовет и жилой …
  • ФОМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОМ́ИН Ив. Ал-др. (1872-1936), архитектор. Выдвинул программу "реконструкции классики" (сочетание традиции рус. классич. архитектуры с совр. методами стр-ва); дом об-ва …
  • ФОМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОМ́ИН Евст. Ипатович (1761-1800), композитор. Крупнейший предст. рус. музыки 18 в., способствовал формированию нац. оперы ("Ямщики на подставе", 1787). Одно …
  • ФОМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОМ́ИН Вл. Вл. (1909-79), химик, ч.-к. РАН (1964). Тр. по химии и технологии радиоактивных элементов, проблемам их комплексообразования и …
  • ФОМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОМ́ИН Ал-др Григ. (1887-1939), рос. книговед, библиограф. Осн. тр.: "Книговедение как наука" (1931), "Методы составления библиографических указателей" …
  • ЕВСТИГНЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЕВСТИГНЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Евстигней, (Евстигнеевич, …
  • ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ
    Евстигней Ипатович , русский композитор. Учился в Воспитательном училище при Академии …
  • ЕВСТИГНЕЙ (ГРЕЧЕСК.) в Значениях имен:
    добрый …
  • СЕРГИЙ (ФОМИН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Фомин) (р. 1949), митрополит Воронежский и Борисоглебский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности …
  • ФОМИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
    Фомин (Николай Петрович) - родственник предыдущего, композитор, родился в 1864 г. Музыкальное образование получил в петербургской консерватории, по классу теории. …
  • ФОМИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Фомин (Александр Иванович, 1735 - 1802) - собиратель старинных актов и рукописей в Архангельске. Будучи 25 лет от роду (1759), …
  • ФОМИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Фомин (Александр Александрович) - педагог и историк литературы. Родился в 1868 г. в городе Витебске. Образование получил на словесном отделении …
  • РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XVIII ВЕК) в Краткой биографической энциклопедии:
    Росемнадцатый век имеет значение переходного периода в истории нашей музыки. В допетровской Руси, скованной невежеством, предрассудками, тяжелым и косным общественным …
  • ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1761-1800) российский композитор. Один из создателей русской национальной оперы - "Ямщики на подставе" (1787), "Американцы" (1788), мелодрама "Орфей и Эвридика" …
  • ФОМИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Александрович , советский архитектор. Учился в петербургской АХ (1894v97 и 1905v09) у Л. Н. Бенуа …
  • ФОМИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Григорьевич , советский библиограф, книговед, литературовед. Профессор (1938). …
  • МИРОВИЧ ЕВСТИГНЕЙ АФИНОГЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (настоящая фамилия - Дунаев) Евстигней Афиногенович , белорусский советский актёр, режиссёр, драматург, народный артист БССР …
  • ЕВСТИГНЕЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • СТЕГНЕЕВ в Словаре русских фамилий:
    Первоначально — отчество от краткой формы Стегней из канонического мужского имени Евстигний (др.-греч. eustignos — “хороший знак” в значении “доброе …
  • ЕВСТАФЬЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от канонического мужского личного имени Евстафий (др.-греч. eustathios — “устойчивый”). Отчество от производных форм различных степеней из того же …
  • ЕВСТИГНЕЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия стала широко известной благодаря замечательному русскому артисту Евгению Александровичу Евстигнееву. Но фамилия старинная, как и имя, положенное в ее …
  • ИМЯНАРЕЧЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    Народная мудрость гласит: С именем - Иван, а без имени - болван. Или: Без вымени овца - баран, корова без …
  • 18 АВГУСТА в Словаре Именин:
    Евстигней …
  • СЕВАСТИАН КАРАГАНДИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Севастиан (Фомин) (1884 - 1966), схиархимандрит, преподобный, исповедник. Память 6 апреля …
  • МИХАИЛ (БОГДАНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил (Богданов) (1867 - ? 1925), епископ Владивостокский. В миру Богданов Михаил Александрович, …
  • КОРЕЙСКАЯ МИССИЯ РПЦЗ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Корейская Православная Миссия Русской Православной Церкви Заграницей Тел.: (+ 82-33)573-5210 Сайт: http://www.korthodox.org E-mail: [email protected] История Православие …

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Борис Фомин
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Борис Иванович Фомин в середине 1920-х годов.
Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Борис Иванович Фомин

Дата рождения
Дата смерти
Годы активности

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна
Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты
Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

фронтовой театр «Ястребок»

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Бори́с Ива́нович Фоми́н ( , Санкт-Петербург - , Москва) - советский композитор , сочинявший преимущественно шлягеры и романсы .

Биография

Музыкальные способности Фомина проявились рано: ещё в 4 года он научился играть на аккордеоне. Его родители поначалу восприняли это отрицательно, поскольку желали видеть его крупным чиновником, офицером или учёным, но никак не музыкантом.

Однако, позднее его всё же отдали в реальное училище . Одновременно он брал уроки у пианистки А. Н. Есиповой .

Сочинения

Романсы

Русские песни

  • «Бейся, сердце», сл. Константина Подревского
  • «Брось тревогу», сл. Константина Подревского
  • «Сердце девичье», сл. Бориса Тимофеева
  • «Снова влюблена», сл. Анатолия Д’Актиля
  • «Старое сброшено», сл. Константина Подревского
  • «Травушка муравушка», муз. обработка

Интимные песенки

Песни Второй мировой войны

  • «Бродяга-ветер», сл. Ильи Финка
  • «Гармонист кудрявый», сл. Ильи Финка
  • «Гвардейская походная», сл. Ильи Финка
  • «Жди меня», сл. Константина Симонова
  • «Курьер за счастьем», сл. Долева и Данцигера
  • «Ленинградская провожальная», сл. Осипа Колычева
  • «Минуты жизни», сл. Н. Коваля
  • «Москвичи», сл. М. Одинцова
  • «Настанет день», сл. Павла Германа
  • «Первый снег», сл. Ильи Финка
  • «Песенка-шутка о любви», сл. Н. Коваля
  • «Письмо с фронта», сл. Павла Германа
  • «По Садовому кольцу», сл. Н. Коваля
  • «Пусть пурга», сл. Григория Гридова
  • «Светлая Москва», сл. Ильи Финка
  • «Счастливый возраст», сл. Павла Германа
  • «Сыновья», сл. Ильи Финка
  • «Тихо в избушке», сл. Павла Германа
  • «Широкая дорога», сл. М. Кримкера

Хореографические эскизы

  • «Барбекю-Минор» (уан-степ)
  • «Лазурь» (танго)
  • «Лунный танец» (фокстрот)
  • «Маро» (фокстрот)
  • «Миус-Трот» (фокстрот)
  • «Цыганская венгерка», две вариации

Балеты

  • «Макс и Мориц», либретто Вадима Шершеневича
  • «Мойдодыр»
  • «Хрустальный башмачок»

Оперетты

  • «Испанская таверна» - утрачена
  • «Карьера Пирпойнта Блэка», текст Алексея Файко и Константина Подревского
  • «Одураченный евнух» - утрачена

Напишите отзыв о статье "Фомин, Борис Иванович (композитор)"

Примечания

Литература

  • Счастливый неудачник . Авт.-сост. Е. Л. Уколова, B.C. Уколов. - М.: Изд-во МАИ, 2000. - 208 с.: ил. ISBN 5-7035-2389-3

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фомин, Борис Иванович (композитор)

Конечно же, я не возражала!.. Наоборот, я была готова на всё, только бы отвлечь её от мыслей о нашем ближайшем будущем.
– Пожалуйста, расскажи нам, Север! Это поможет нам справиться и придаст нам сил. Расскажи, что знаешь, мой друг...
Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...
И только в огороженном высокой глиняной стеной саду всё ещё сидели двое. Это были Иисус Радомир и его жена Мария Магдалина...
Они провожали свою последнюю ночь... перед распятием.
Прильнувши к мужу, положив уставшую голову ему на грудь, Мария молчала. Она ещё столько хотела ему сказать!.. Сказать столько важного, пока ещё было время! Но не находила слов. Все слова уже были сказаны. И все они казались бессмысленными. Не стоящими этих последних драгоценных мгновений... Как бы она ни старалась уговорить Радомира покинуть чужую землю, он не согласился. И это было так нечеловечески больно!.. Мир оставался таким же спокойным и защищённым, но она знала – он не будет таким, когда уйдёт Радомир... Без него всё будет пустым и мёрзлым...
Она просила его подумать... Просила вернуться в свою далёкую Северную страну или хотя бы в Долину Магов, чтобы начать всё сначала.
Она знала – в Долине Магов их ждали чудесные люди. Все они были одарёнными. Там они могли построить новый и светлый мир, как уверял её Волхв Иоанн. Но Радомир не захотел... Он не согласился. Он желал принести себя в жертву, дабы прозрели слепые... Это было именно той задачей, что воздвиг на его сильные плечи Отец. Белый Волхв... И Радомир не желал отступать... Он хотел добиться понимания... у иудеев. Даже ценой своей собственной жизни.
Ни один из девяти друзей, верных рыцарей его Духовного Храма, не поддержал его. Ни один не желал отдавать его в руки палачей. Они не хотели его терять. Они слишком сильно его любили...
Но вот пришёл тот день, когда, подчиняясь железной воле Радомира, его друзья и его жена (против своей воли) поклялись не встревать в происходящее... Не пытаться его спасти, что бы ни происходило. Радомир горячо надеялся, что, видя явную возможность его гибели, люди наконец-то поймут, прозреют и захотят спасти его сами, несмотря на различия их веры, несмотря на нехватку понимания.
Но Магдалина знала – этого не случится. Она знала, этот вечер станет для них последним.
Сердце рвалось на части, слыша его ровное дыхание, чувствуя тепло его рук, видя его сосредоточенное лицо, не омрачённое ни малейшим сомнением. Он был уверен в своей правоте. И она ничего не могла поделать, как бы сильно его ни любила, как бы яростно ни пыталась его убедить, что те, за кого он шёл на верную смерть, были его недостойны.
– Обещай мне, светлая моя, если они всё же меня уничтожат, ты пойдёшь Домой, – вдруг очень настойчиво потребовал Радомир. – Там ты будешь в безопасности. Там ты сможешь учить. Рыцари Храма пойдут с тобой, они поклялись мне. Ты увезёшь с собою Весту, вы будете вместе. И я буду приходить к вам, ты знаешь это. Знаешь ведь?
И тут Магдалину, наконец, прорвало... Она не могла выдержать более... Да, она была сильнейшим Магом. Но в этот страшный момент она являлась всего лишь хрупкой, любящей женщиной, теряющей самого дорогого на свете человека...
Её верная, чистая душа не понимала, КАК могла Земля отдавать на растерзание самого одарённого своего сына?.. Был ли в этой жертве хоть какой-то смысл? Она думала – смысла не было. Привыкшая с малых лет к бесконечной (а иногда и безнадёжной!) борьбе, Магдалина не в состоянии была понять эту абсурдную, дикую жертву!.. Ни умом, ни сердцем не принимала она слепое повиновение судьбе, ни пустую надежду на чьё-то возможное «прозрение»! Эти люди (иудеи) жили в своём обособленном и наглухо закрытом для остальных мире. Их не волновала судьба «чужака». И Мария знала наверняка – они не помогут. Так же, как знала – Радомир погибнет бессмысленно и напрасно. И никто не сможет вернуть его обратно. Даже если захочет. Менять что-либо будет поздно...
– Как ты не можешь понять меня? – вдруг, подслушав её печальные мысли, заговорил Радомир. – Если я не попробую разбудить их, они уничтожат грядущее. Помнишь, Отец говорил нам? Я должен помочь им! Или хотя бы уж обязан попытаться.
– Скажи, ты ведь так и не понял их, правда ведь? – ласково гладя его руку, тихо прошептала Магдалина. – Так же, как и они не поняли тебя. Как же ты можешь помочь народу, если сам не понимаешь его?!. Они мыслят другими рунами... Да и рунами ли?.. Это другой народ, Радомир! Нам не знакомы их ум и сердце. Как бы ты ни пытался – они не услышат тебя! Им не нужна твоя Вера, так же, как не нужен и ты сам. Оглянись вокруг, Радость моя, – это чужой дом! Твоя земля зовёт тебя! Уходи, Радомир!
Но он не хотел мириться с поражением. Он желал доказать себе и другим, что сделал всё, что было в его земных силах. И как бы она ни старалась – Радомира ей было не спасти. И она, к сожалению, это знала...
Ночь уже подошла к середине... Старый сад, утонувший в мире запахов и сновидений, уютно молчал, наслаждаясь свежестью и прохладой. Окружающий Радомира и Магдалину мир сладко спал беззаботным сном, не предчувствуя ничего опасного и плохого. И только Магдалине почему-то казалось, что рядом с ней, прямо за её спиной, злорадно посмеиваясь, пребывал кто-то безжалостный и равнодушный... Пребывал Рок... Неумолимый и грозный, Рок мрачно смотрел на хрупкую, нежную, женщину, которую ему всё ещё почему-то никак не удавалось сломить... Никакими бедами, никакой болью.
А Магдалина, чтобы от всего этого защититься, изо всех сил цеплялась за свои старые, добрые воспоминания, будто знала, что только они в данный момент могли удержать её воспалённый мозг от полного и невозвратимого «затмения»... В её цепкой памяти всё ещё жили так дорогие ей годы, проведённые с Радомиром... Годы, казалось бы, прожитые так давно!.. Или может быть только вчера?.. Это уже не имело большого значения – ведь завтра его не станет. И вся их светлая жизнь тогда уже по-настоящему станет только воспоминанием.... КАК могла она с этим смириться?! КАК могла она смотреть, опустив руки, когда шёл на гибель единственный для неё на Земле человек?!!
– Я хочу показать тебе что-то, Мария, – тихо прошептал Радомир.
И засунув руку за пазуху, вынул оттуда... чудо!
Его тонкие длинные пальцы насквозь просвечивались ярким пульсирующим изумрудным светом!.. Свет лился всё сильнее, будто живой, заполняя тёмное ночное пространство...
Радомир раскрыл ладонь – на ней покоился изумительной красоты зелёный кристалл...
– Что это??? – как бы боясь спугнуть, также тихо прошептала Магдалина.
– Ключ Богов – спокойно ответил Радомир. – Смотри, я покажу тебе...
(О Ключе Богов я рассказываю с разрешения Странников, с которыми мне посчастливилось дважды встретится в июне и августе 2009 года, в Долине Магов. До этого о Ключе Богов не говорилось открыто нигде и никогда).
Кристалл был материальным. И в то же время истинно волшебным. Он был вырезан из очень красивого камня, похожего на удивительно прозрачный изумруд. Но Магдалина чувствовала – это было что-то намного сложнее, чем простой драгоценный камень, пусть даже самый чистый. Он был ромбовидным и удлинённым, величиной с ладонь Радомира. Каждый срез кристалла был полностью покрыт незнакомыми рунами, видимо, даже более древними, чем те, которые знала Магдалина...
– О чём он «говорит», радость моя?.. И почему мне не знакомы эти руны? Они чуточку другие, чем те, которым нас учили Волхвы. Да и откуда он у тебя?!
– Его принесли на Землю когда-то наши мудрые Предки, наши Боги, чтобы сотворить здесь Храм Вечного Знания, – задумчиво смотря на кристалл, начал Радомир. – Дабы помогал он обретать Свет и Истину достойным Детям Земли. Это ОН родил на земле касту Волхвов, Ведунов, Ведуний, Даринь и остальных просветлённых. И это из него они черпали свои ЗНАНИЯ и ПОНИМАНИЕ, и по нему когда-то создали Мэтэору. Позже, уходя навсегда, Боги оставили этот Храм людям, завещая хранить и беречь его, как берегли бы они саму Землю. А Ключ от Храма отдали Волхвам, дабы не попал он случайно к «тёмномыслящим» и не погибла бы Земля от их злой руки. Так с тех пор, и хранится это чудо веками у Волхвов, а они передают его время от времени достойному, чтобы не предал случайный «хранитель» наказ и веру, оставленную нашими Богами.

– Неужели это и есть Грааль, Север? – не удержавшись, просила я.
– Нет, Изидора. Грааль никогда не был тем, чем есть этот удивительный Умный Кристалл. Просто люди «приписали» своё желаемое Радомиру... как и всё остальное, «чужое». Радомир же, всю свою сознательную жизнь был Хранителем Ключа Богов. Но люди, естественно, этого знать не могли, и поэтому не успокаивались. Сперва они искали якобы «принадлежавшую» Радомиру Чашу. А иногда Граалем называли его детей или саму Магдалину. И всё это происходило лишь потому, что «истинно верующим» очень хотелось иметь какое-то доказательство правдивости того, во что они верят… Что-то материальное, что-то «святое», что возможно было бы потрогать... (что, к великому сожалению, происходит даже сейчас, через долгие сотни лет). Вот «тёмные» и придумали для них красивую в то время историю, чтобы зажечь ею чувствительные «верующие» сердца... К сожалению, людям всегда были нужны реликвии, Изидора, и если их не было, кто-то их просто придумывал. Радомир же никогда не имел подобной чаши, ибо не было у него и самой «тайной вечери»... на которой он якобы из неё пил. Чаша же «тайной вечери» была у пророка Джошуа, но не у Радомира.

(1761-1800) - российский композитор. Учился в музыкальных классах Академии художеств, затем в течение трех лет занимался в Италии, в знаменитой Болонской филармонической академии (по окончании учебы был избран членом этой академии). В последние годы жизни работал репетитором придворных театров. Творчество Фомина, по достоинству оцененное лишь в наши дни, сыграло выдающуюся роль в формировании и развитии национальной оперы. Наиболее значительные произведения Фомина - оперы "Новгородский богатырь Боеславич", "Ямщики на подставе", "Американцы" (либретто А. И. Крылова), "Золотое яблоко", мелодрама "Орфей и Эвридика". В своей музыке композитор опирался на интонации русской народной песни, бытового романса, умело соединяя их с приемами европейской музыки XVIII века.


Ю. Булучевский, В. Фомин "Краткий музыкальный словарь для учащихся", Ленинград, "Музыка", 1989.
Комментарии к статье:

Евстигней Ипатович Фомин родился в семье канонира Тобольского пехотного полка, рано осиротел.

В возрасте шести лет был отдан в Воспитательное училище при Императорской академии художеств, затем учился в самой академии, где осваивал игру на клавесине, теорию музыки и композицию. Среди его учителей был Герман Раупах, автор популярного в то время зингшпиля «Добрые солдаты».

По окончании академии в 1782 году Фомин был отправлен в Болонью для совершенствования своего музыкального мастерства под руководством падре Джованни Баттиста Мартини. Здоровье Мартини, однако, в то время было уже слабым, он не мог уделять преподаванию много времени, и Фомин занимался в основном с его учеником ― Станислао Маттеи. В 1785 под именем Эугенио Фомини Фомин был избран в члены Болонской филармонической академии.

В 1786 году Фомин возвращается в Петербург, где пишет свою первую оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» на либретто императрицы Екатерины II. Опера в пяти действиях, законченная композитором необычайно быстро ― в течение одного месяца ― в том же году уже была поставлена в Эрмитажном театре Петербурга. Детали последующей биографии Фомина до 1797 года малоизвестны. Ему не удалось занять видного места при императорском дворе, по некоторым источникам, в 1786―1788 он служил в канцелярии Г. Р. Державина, находившегося в те годы на должности тамбовского губернатора (согласно другим изданиям, документальных источников этому нет). В Тамбове в 1788 анонимно было опубликовано либретто оперы Фомина «Ямщики на подставе». Копия рукописи либретто, обнаруженная в архиве Державина в 1933 году, принадлежит Николаю Львову, шурину поэта.

В 1788 году Фомин пишет одну из наиболее известных своих опер ― «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Дирекция императорских театров не приняла её к постановке, и лишь в 1800 эта опера увидела сцену. Другим знаменитым сочинением Фомина является мелодрама «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Якова Княжнина, написанная в 1791 году. В 1797 Фомин был принят на должность репетитора придворных театров, где помогал певцам разучивать оперные партии.

. Российские композиторы
. Биографии композиторов

Евстигней Ипатьевич (Ипатович) Фомин (5 (16) августа 1761, Санкт-Петербург 16 (28) апреля 1800, там же) русский композитор.

Биография

Родился в семье канонира Тобольского пехотного полка, рано осиротел.

В возрасте шести лет был отдан в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств, затем учился в музыкальных классах Академии художеств, где осваивал игру на клавесине, теорию музыки и композицию. Среди его учителей был Герман Раупах, автор популярного в то время зингшпиля «Добрые солдаты».

По окончании академии в 1782 году Фомин был отправлен в Болонью для совершенствования своего музыкального мастерства под руководством падре Джованни Баттиста Мартини. Здоровье Мартини, однако, в то время было уже слабым, он не мог уделять преподаванию много времени, и Фомин занимался в основном с его учеником Станислао Маттеи. В 1785 под именем Эугенио Фомини Фомин был избран в члены Болонской филармонической академии.

В 1786 году Фомин возвращается в Петербург, где пишет свою первую оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» на либретто императрицы Екатерины II. Опера в пяти действиях, законченная композитором необычайно быстро в течение одного месяца в том же году уже была поставлена в Эрмитажном театре Петербурга. Детали последующей биографии Фомина до 1797 года малоизвестны. Ему не удалось занять видного места при императорском дворе, по некоторым источникам, в 17861788 он служил в канцелярии Г. Р. Державина, находившегося в те годы на должности тамбовского губернатора (согласно другим изданиям, документальных источников этому нет). В Тамбове в 1788 анонимно было опубликовано либретто оперы Фомина «Ямщики на подставе». Копия рукописи либретто, обнаруженная в архиве Державина в 1933 году, принадлежит Николаю Львову, шурину поэта.

В 1788 году Фомин пишет одну из наиболее известных своих опер «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Дирекция императорских театров не приняла её к постановке, и лишь в 1800 эта опера увидела сцену. Другим знаменитым сочинением Фомина является мелодрама «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Якова Княжнина, написанная в 1791 году. В 1797 Фомин был принят на должность репетитора придворных театров, где помогал певцам разучивать оперные партии.

Творчество

Фомин один из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Наследие Фомина, однако, оставалось малоизвестным вплоть до середины XX века, когда некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Многие рукописи композитора утеряны (в частности, оперы «Вечеринки, или Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная» и «Клорида и Милон»).

До нашего времени дошли партитуры «Ямщиков на подставе», «Американцев», «Орфея и Эвридики», а также хора из музыки к пьесе Озерова «Ярополк и Олег» (1798). Оперы «Новгородский богатырь Василий Боеславич» и «Золотое яблоко» (последняя из известных работ композитора) сохранились в виде оркестровых партий. Авторству Фомина также приписывались другие оперы, написанные во второй половине XVIII века, среди которых «Мельник колдун, обманщик и сват» (в наше время её автором считается Михаил Соколовский).

Е. Фомин принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе со своими современниками - М. Березовским, Д. Бортнянским, В. Пашкевичем - он заложил основы отечественного музыкального искусства. В его операх и в мелодраме «Орфей» проявилась широта интересов автора в выборе сюжетов и жанров, мастерское владение различными стилями оперного театра того времени. История была несправедлива к Фомину, как, впрочем, и к большинству других русских композиторов XVIII в. Трудно складывалась судьба талантливого музыканта. Безвременно окончилась его жизнь, и вскоре после смерти имя его оказалось надолго забытым. Не сохранились и многие сочинения Фомина. Лишь в советское время возрос интерес к творчеству этого замечательного музыканта, одного из создателей русской оперы. Усилиями советских ученых были возвращены к жизни его произведения, найдены некоторые скудные данные его биографии.

Фомин родился в семье канонира (солдата-артиллериста) Тобольского пехотного полка. Он рано потерял отца, и когда ему исполнилось 6 лет, его отчим И. Федотов, солдат лейб-гвардии Измайловского полка, привел мальчика в Академию художеств. 21 апреля 1767 г. Фомин стал учеником архитектурного класса прославленной Академии, основанной императрицей Елизаветой Петровной. В Академии учились все знаменитые художники XVIII в. - В. Боровиковский, Д. Левицкий, А. Лосенко, Ф. Рокотов, Ф. Щедрин и др. В стенах этого учебного заведения обращалось внимание на музыкальное развитие учащихся: воспитанники обучались игре на разных инструментах, пению. При Академии был организован оркестр, ставились оперы, балеты, драматические спектакли.

Яркие музыкальные способности Фомина проявились еще в начальных классах, а в 1776 г. Совет Академии направил ученика «архитектурного художества» Ипатьева (как часто называли тогда Фомина) к итальянцу М. Буини для обучения инструментальной музыке - игре на клавикордах. С 1777 г. образование Фомина продолжалось в музыкальных классах, открывшихся при Академии художеств, руководителем которых был известный композитор Г. Payпах, автор популярной оперы «Добрые солдаты». У него Фомин изучал теорию музыки и основы композиции. С 1779 г. его музыкальным наставником стал клавесинист и капельмейстер А. Сартори. В 1782 г. Фомин блестяще закончил Академию. Но как ученик музыкального класса, он не мог быть награжден золотой или серебряной медалью. Совет отметил его лишь денежной премией в размере 50 рублей.

По окончании Академии, в качестве пенсионера Фомин был направлен для усовершенствования на 3 года в Италию, в Болонскую филармоническую академию, считавшуюся тогда крупнейшим музыкальным центром Европы. Там, под руководством Падре Мартини (учителя великого Моцарта), а затем С. Маттеи (у которого впоследствии занимались Дж. Россини и Г. Доницетти) и продолжил свое музыкальное образование скромный музыкант из далекой России. В 1785 г. Фомин был допущен к экзамену на звание академика и выдержал это испытание прекрасно. Полный творческой энергии, с высоким званием «мастера композиции» Фомин вернулся в Россию осенью 1786 г. По приезде композитор получил заказ на сочинение оперы «Новгородский богатырь Боеслаевич» на либретто самой Екатерины II. Премьера оперы и дебют Фомина-композитора состоялись 27 ноября 1786 г. в Эрмитажном театре. Однако опера не понравилась императрице, и этого было достаточно, чтобы карьера молодого музыканта при дворе оказалась несостоявшейся. В годы правления Екатерины II Фомин не получил никакой официальной должности. Лишь в 1797 г., за 3 года до смерти, он был наконец принят на службу в театральную дирекцию в качестве репетитора оперных партий.

Неизвестно, как протекала жизнь Фомина в предшествующее десятилетие. Однако творческая работа композитора шла активно. В 1787 г. он сочинил оперу «Ямщики на подставе » (на текст Н. Львова), а в следующем году появились 2 оперы - «Вечеринка, или Гадай, гадай девица» (музыка и либр. не сохранились) и «Американцы». За ними последовала опера «Колдун, ворожея и сваха» (1791). К 1791-92 гг. относится лучшее произведение Фомина - мелодрама «Орфей» (текст Я. Княжнина). В последние годы жизни им были написаны хор к трагедии В. Озерова «Ярополк и Олег» (1798), оперы «Клорида и Милан» и «Золотое яблоко» (ок. 1800).

Оперные сочинения Фомина многообразны по жанрам. Здесь и русские комические оперы, и опера в итальянском стиле buffa, и одноактная мелодрама, где русский композитор впервые обратился к высокой трагедийной теме. К каждому из выбранных жанров Фомин находит новый, индивидуальный подход. Так, в его русских комических операх привлекает прежде всего трактовка фольклорного материала, метод разработки народных тем. Особенно ярко тип русской «хоровой» оперы представлен в опере «Ямщики на подставе». Здесь композитор широко использует разные жанры народной русской песни - протяжной, хороводной, плясовой, применяет приемы подголосочного развития, сопоставления сольного запева и хорового припева. На разработке народно-песенных плясовых тем построена и увертюра - интересный образец раннего русского программного симфонизма. Принципы симфонического развития, основанные на свободном варьировании мотивов, найдут широкое продолжение в русской классической музыке, начиная с «Камаринской» М. Глинки.

В опере на текст знаменитого баснописца И. Крылова «Американцы» Фомин блестяще показал мастерство владения стилем оперы-buffa. Вершиной его творчества явилась мелодрама «Орфей », поставленная в Петербурге при участии знаменитого трагического актера того времени - И. Дмитревского. Спектакль этот строился на сочетании драматического чтения с сопровождением оркестра. Фомин создал превосходную музыку, полную бурного пафоса и углубляющую драматический замысел пьесы. Она воспринимается как единое симфоническое действие, с непрерывным внутренним развитием, направленным к общей кульминации в конце мелодрамы - «Пляске фурий». Самостоятельные симфонические номера (увертюра и Пляска фурий ) обрамляют мелодраму, как пролог и эпилог. Самый принцип сопоставления напряженной музыки увертюры, лирических эпизодов, расположенных в центре композиции, и динамичного финала свидетельствуют об удивительной прозорливости Фомина, проложившего путь к развитию русской симфонии драматического плана.

Мелодрама «несколько раз была представлена на театре и заслужила большую похвалу. Г-н Дмитревский в роли Орфея короновал ее своею чрезвычайною игрою», - читаем в очерке о Княжнине, предпосланном его собранию сочинений. 5 февраля 1795 г. премьера «Орфея» состоялась в Москве.

Второе рождение мелодрамы «Орфей» состоялось уже на советской сцене. В 1947 г. она была исполнена в цикле исторических концертов, подготовленных Музеем музыкальной культуры им. М. И. Глинки. В эти же годы известным советским музыковедом Б. Доброхотовым была восстановлена партитура «Орфея». Мелодрама исполнялась также в концертах, посвященных 250-летию Ленинграда (1953) и 200-летию со дня рождения Фомина (1961). А в 1966 г. она впервые прозвучала за рубежом, в Польше, на конгрессе старинной музыки.

Широта и многообразие творческих исканий Фомина, яркая самобытность его дарования позволяют по праву считать его крупнейшим оперным композитором России XVIII в. Своим новым подходом к русскому фольклору в опере «Ямщики на подставе» и первым обращением к трагической теме в «Орфее» Фомин проложил пути к оперному искусству XIX в.

Выбор редакции
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...

Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...

Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...

Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...
Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...
Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...