Олимпиадные задания по литературе на тему: Олимпиадные задания по литературе. Олимпиада по литературе


Учащиеся одиннадцатого класса получают ценнейшие знания, знакомясь с произведениями классиков мировой и отечественной литературы, а решение олимпиадных заданий — это отличный способ упорядочить и систематизировать пройденный материал.

На этой странице мы собрали примеры олимпиадных заданий для 11 класса с ответами. Представленные задания составлены с учетом школьной программы и посвящены главным программным произведениям, а также личностям писателей. Предлагаем использовать наш сайт в качестве тренажера для подготовки к реальной олимпиаде.

Олимпиада по литературе 11 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Главный герой романа М. Булгакова Мастер вынес много испытаний. В какой-то момент, не выдержав, сжег свою рукопись. Что заслужил Мастер за своё творчество:

А) свет
Б) блаженство
В) покой, тишину
Г) богатство

2. Когда Маяковский это произведение отдал цензору, его спросили: «Вы что, на каторгу захотели?» Эта поэма выражает характер автора. Какая?
А) «Облако в штанах»
Б) «Во весь голос»
В) «Человек»
Г) «Хорошо»

3. Образ Евгения Онегина неоднозначный, как определил критик, «страдающий эгоист». Какая болезнь одолела Е. Онегина в молодости:
А) головная боль
Б) хандра
В) простуда
Г) дифтерия

4. Марина Цветаева – великий поэт, самобытная поэтесса. Одна из особенностей её лирики:
А) недосказанность, многоточия
Б) много пауз, выраженных с помощью тире
В) восторженность и восклицательные знаки
Г) вопросительные предложения

5. Один из приемов, который использует в своем романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский для выражения характера главного героя, – сны. О чем последний описанный в романе сон Родиона Раскольникова:
А) О смерти лошали
Б) О моровой язве
В) О “тварях дрожащих” и “право имеющих”
Г) О Порфирии Петровиче

6. Павел Петрович, оппонент Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева, был сибарит. Каково значение этого слова:
А) человек, постоянно спорящий кем-то
Б) влюбленный человек
В) тот, кто любит все иностранное
Г) человек избалованный

7. В бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» очень много афоризмов, крылатых выражений. Каково продолжение одного из них: «Шел в комнату…
А) зашел в палаты
Б) попал в другую
В) попал на бал
Г) зашел он в зал

8. В романе Пастернака «Доктор Живаго» главный герой был не только врачом, но и поэтом. Какое из стихотворений, по мысли автора, принадлежит главному герою:
А) “Свеча горела на столе, свеча горела…”
Б) “Любить иных — тяжелый крест…”
В) “По дому бродит привиденье…”
Г) “Никого не будет в доме…”

9. В романе Гончарова «Обломов» Илья Ильич большую часть жизни проводит на диване. Его образ жизни и мировосприятие – из детства, из Обломовки. Обломовцы очень любили поспать, поесть. Они «соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем…»
А) обидеть человека
Б) жить в удобствах
В) тратить деньги
Г) отказаться от обеда

10. Четвертое действие «Грозы» Островского происходит на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески. Что на ней изображено?
А) образ мадонны
Б) геенна огненная
В) девять кругов ада
Г) Петровская баталия

Открытые вопросы

Вопрос 1
По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идёт речь.

А)…- один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» — М.Ю. Лермонтова – вместо лодки – парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» — «Евгений Онегин» А.С Пушкина; «Но старость ходит осторожно / И подозрительно глядит». – А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу» — А.С. Пушкин, «Медный всадник»); целое берётся вместо части («Его зарыли в шар земной,/А был он лишь солдат» — С. Орлов).

Б)…- вымышленная картина идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского писателя Томаcа Мора (1478-1535), который, критикуя в своём произведении эксплуатарское общество, рисовал мир, где все трудятся и счастливы. Его последователь — великий итальянский гуманист Т. Кампанелла. («Город солнца»), английский писатель – социалист В. Моррис («Вести ниоткуда») и д. р.

Вопрос 2
Определите размер стихотворения:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять не станет
Лучом чудесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М. Ю. Лермонтов

Вопрос 3
Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С. А. Есениным для создания образа:
А) Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.
Б)Синь то дремлет, то вздыхает.
В) Как серёжки зазвенит девичий смех.
Г)В водах ложных звенящая борозда
Д)Звонко чахнут тополя

Вопрос 4
Принесли мы Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце в муках погасшее, –
Александра, лебедя чистого.

По ком этот плач и почему упоминается Смоленская Богородица?

Вопрос 5
Как называется вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, а также задаются расстановка и взаимоотношения персонажей.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В А Б Б Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Г Б А В Б

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: А — Синекдоха, Б — утопия
Ответ на вопрос 2: Ямб
Ответ на вопрос 3: А) Олицетворение, Б) Метафора, В) Сравнение, Г) Эпитет, Д) Звукопись.
Ответ на вопрос 4: А. Блок, Смоленское кладбище
Ответ на вопрос 5: Экспозиция

Олимпиада по литературе

Школьный этап

5-6 класс

Время выполнения – не более двух астрономических часов.

Прочитайте текст и выполните задания:

Степан Писахов

САХАРНА РЕДЬКА

Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать – редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись её ись.

Ели редьку кусками,

редьку ломтями,

редьку с солью,

редьку голью,

редьку с квасом,

редьку с маслом,

редьку мочёну,

редьку сушёну,

редьку с хлебом,

редьку с кашей,

редьку с блинами,

редьку терту,

редьку маком, редьку так!

Из редьки кисель варили,

с редькой чай пили.

Вот приехала к нам городска кума Рукавичка, она привередлива была, важничала: чаю не пила, только кофей, и первы восемнадцать чашек без сахару! А как редьку попробовала, дак и первы восемнадцать, и вторы восемнадцать, и дальше – все с редькой.

Я не оговариваю, пускай её пьёт в полну сытость, этим хозяев славит. А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели, и так заболели, что свету невзвидел!

По людскому совету на стену лез, вызнялся до второго этажа, в горнице по полу катался. Не помогло.

Побежал к железной дороге на станцию. Поезд отходить собирался. Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному.

Хотел привязаться к последнему вагону, да там кондухтор стоял. Поезд все свистки проделал и пошёл. И я пошёл. Поезд шибче, я – бегом. Поезд полным ходом. Я упал, за землю ухватился. И знаешь что? Два вагона оторвало!

«Ох, –думаю, –оштрафуют, да ещё засудят». В старо-то время нашему брату хошь прав, хоть неправ – плати.

Я разбежался, в вагоны толконулся да так поддал, что вагоны догонили-таки поезд, и у той самой станции, где им отцепляться надобно. Покеда бегал, вагоны толкал, зубна боль у меня из ума выпала, зубы болеть перестали.

Домой воротился, а кума Рукавичка с жоной всё ещё кофей с редькой пьют. Держал на уме спросить: «Кольку чашку, кумушка, пьёшь да куды в тебя лезет?» А язык в другу сторону оборотился, я и выговорил:

– Я от конпании не отстатчик, наливай-ко, жона, и мне.

Задание №1

В какой из указанных ниже литературных сборников вы бы поместили прочитанное произведение Степана Писахова?

a) «Сказки и небылицы»

b) «Коллекция фантастических рассказов»

c) «Притчи и другие поучительные истории»

Объясните, почему вы выбрали для произведения С.Писахова тот или иной сборник (укажите 2-3 значимых признака, по которым его можно отнести к выбранной вами группе произведений).

Задание №2

В произведении С.Писахова довольно много слов, которые в литературном языке пишутся и произносятся иначе. «Переведите» некоторые такие слова на современный литературный язык:

ись

вызнялся

догонили

покеда

отстатчик

Перепишите финальную фразу произведения, используя слова и формы только литературного языка. Что изменится в ее содержании для читателя?

Задание №3

Изложите историю, рассказанную героем С.Писахова, с точки зрения одного из других персонажей: либо кондуктора, либо кумы Рукавички. Придумывать новые события не нужно – опирайтесь на те, что известны из приведенного текста. Объясните, какие события не попадут в рассказ кондуктора или кумы? Почему? Какое объяснение происходящему они могли бы предложить?

Комментарии и критерии оценивания:

Задание ориентировано как на проверку знаний участников олимпиады (представления о литературном жанре, об особенностях языка художественной литературы), так и на выявление творческого потенциала (необходимо сочинить собственную историю на основе предложенного сюжета).

Задание №1 : произведения С.Писахова (в том числе и «Сахарна редька») публиковались в сборниках под названием «Сказки» (хотя во многих его произведениях есть черты и иных фольклорных жанров – и небылиц, и бывальщин).

Участники олимпиады могут указать на элементы вымысла и фантастики в сюжете, на гиперболизацию как один из основных художественных приемов, на «устность» изложения и обращенность повествования к слушателю («И знаешь что?»).

Количество баллов –10 (учитывается правильное определение жанра и убедительное обоснование жанровых черт)

Задание №2 : среди легко узнаваемых просторечных форм затруднения может вызвать лишь слово «вызнялся» (поднялся). Более сложным заданием является переложение сказовой формулы С.Писахова на современный литературный язык (вследствие чего она неизбежно утратит языковую индивидуальность и выразительность, нейтрализуется стилистически).

Количество баллов – 8 (5 за разъяснение значений слов и 3 за «перевод» финальной фразы и анализ результатов эксперимента).

Задание №3 : основная цель задания – проверить умение понимать причинно- следственные связи между событиями сюжета и соотносить их с точкой зрения повествователя. Очевидно, что и у кондуктора, и у кумы знание о событиях, происшедших с главным героем, ограничено: кондуктор либо не видел ничего (герой не хотел, чтобы тот его заметил), либо видел, как два вагона после приближения к ним человека с веревкой сначала оторвались, а потом вернулись на свое место в

движущемся составе. Кума могла видеть страдания героя от зубной боли, затем его уход из дома – и счастливое возвращение в кофейную компанию.

Количество баллов – 12 (учитывается точность построения событийного ряда и умение объяснить принцип отбора событий).

Итоговое количество баллов за три задания – 30.

7-8 класс

Школьный тур

Время выполнения – не более трёх астрономических часов .

Прочитайте стихотворения Давида Самойлова и Бориса Рыжего и выполните предложенные задания:

Давид Самойлов

Из детства

Я – маленький, горло в ангине.

За окнами падает снег.

И папа поёт мне: «Как ныне

Сбирается вещий Олег...»

Я слушаю песню и плачу,

Рыданье в подушке душу,

И слёзы постыдные прячу,

Осеннею мухой квартира

Дремотно жужжит за стеной.

И плачу над бренностью мира

Я, маленький, глупый, больной.

1956

Борис Рыжий

Два ангела

…Мне нравятся детские сказки,

фонарики, горки, салазки,

значки, золотинки, хлопушки,

баранки, конфеты, игрушки,

…больные ангиной недели

чтоб кто-то сидел на постели

и не отпускал мою руку

– навеки – на адскую муку.

1996

1.1. В чем состоит сходство изображенных в стихотворениях ситуаций (участники, детали, обстоятельства)? Как передается настроение героя-ребенка в каждом произведении?

1.2. Какую бы «детскую сказку» вы подобрали для героя стихотворения Бориса Рыжего, сообразуясь с тем настроением, в котором он пребывает? Объясните свой выбор.

Критерии оценки и комментарии

Задание требует некоторых навыков аналитической работы с текстом. Однако основная его цель – проверка умения понимать текст и это понимание обосновывать.

При оценке ответа на вопрос 1.1 . учитывается степень детализации ответа: умение увидеть перекликающиеся подробности в двух поэтических текстах и обосновать их роль в поэтическом сюжете, охарактеризовать настроение лирического героя в каждом стихотворении.

Вопрос 1.2 требует самостоятельного поиска нужного произведения, причем выбор может быть сделан по разным основаниям – можно подбирать сказку, соответствующую настроению героя – горестному, почти на грани отчаяния, а можно – по контрасту: это будет сказка, которая утешит, развеет грустные мысли, даст пример стойкости в трудной ситуации. Наибольший вес будет иметь в ответе четкое обоснование выбора.

9-11 класс

Школьный тур

  1. Аналитическое задание

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Аркадий Аверченко

(1881 – 1925)

Вечером

Посвящаю Лиде Терентьевой

Подперев руками голову, я углубился в «Историю французской революции» и забыл всё на свете. Сзади меня потянули за пиджак. Потом поцарапали ногтем по спине. Потом под мою руку была просунута глупая морда деревянной коровы. Я делал вид, что не замечаю этих ухищрений. Сзади прибегали к безуспешной попытке сдвинуть стул. Потом сказали:

– Дядя!

– Что тебе, Лидочка?

– Что ты делаешь?

С маленькими детьми я принимаю всегда преглупый тон.

– Я читаю, дитя моё, о тактике жирондистов.

Она долго смотрит на меня.

– Чтобы бросить яркий луч аналитического метода на неясности тогдашней

конъюнктуры.

– А зачем?

– Для расширения кругозора и пополнения мозга серым веществом.

– Серым?

– Да. Это патологический термин.

– А зачем?

У нее дьявольское терпение. Свое «а зачем» она может задавать тысячу раз.

– Лида! Говори прямо: что тебе нужно? Запирательство только усилит твою вину.

Женская непоследовательность. Она, вздыхая, отвечает:

– Мне ничего не надо. Я хочу посмотреть картинки.

– Ты, Лида, вздорная, пустая женщина. Возьми журнал и беги в паническом страхе в горы.

– И потом, я хочу сказку.

Около её голубых глаз и светлых волос «История революции» бледнеет.

–У тебя, милая, спрос превышает предложение. Это не хорошо. Расскажи лучше

ты мне.

Она карабкается на колени и целует меня в шею.

–Надоел ты мне, дядька, со сказками. Расскажи да расскажи. Ну, слушай… Ты про Красную Шапочку не знаешь?

Я делаю изумлённое лицо:

–Первый раз слышу.

–Ну, слушай… Жила-была Красная Шапочка…

– Виноват… Не можешь ли ты указать точно её местожительство? Для уяснения, при развитии фабулы.

– А зачем?

– Где она жила?!

Лида задумывается и указывает единственный город, который она знает.

– В этом… В Симферополе.

– Прекрасно! Я сгораю от любопытства слушать дальше.

– …Взяла она маслецо и лепёшечку и пошла через лес к бабушке…

– Состоял ли лес в частном владении или составлял казённую собственность?

Чтобы отвязаться, она сухо бросает:

– Казённая. Шла, шла, вдруг из лесу волк!

– По-латыни – lupus.

– Что?

– Я спрашиваю: большой волк?

– Вот такой. И говорит ей…

Она морщит нос и рычит:

– Кррасная Шапочка… Куда ты идёшь?

– Лида! Это неправда! Волки не говорят. Ты обманываешь своего старого, жалкого дядьку.

Она страдальчески закусывает губу:

– Я больше не буду рассказывать сказки. Мне стыдно.

– Ну, я тебе расскажу. Жил-был мальчик…

– А где он жил? – ехидно спрашивает она.

– Он жил у Западных отрогов Урала. Как-то папа взял его и понёс в сад, где росли яблоки. Посадил под деревом, а сам влез на дерево рвать яблоки. Мальчик и спрашивает: «Папаша… яблоки имеют лапки?» – «Нет, милый». – «Ну, значит я жабу слопал!»

Рассказ идиотский, нелепый, подслушанный мною однажды у полупьяной няньки. Но на Лиду он производит потрясающее впечатление.

– Ай! Съел жабу?

– Представь себе. Очевидно, притупление вкусовых сосочков. А теперь ступай. Я буду читать.

Минут через двадцать знакомое дёргание за пиджак, лёгкое царапание ногтем – и шепотом:

– Дядя! Я знаю сказку.

Отказать ей трудно. Глаза сияют, как звёздочки, и губки топырятся так смешно…

– Ну, ладно. Излей свою наболевшую душу.

– Сказка! Жила-была девочка. Взяла её мама в сад, где росли эти самые… груши. Влезла на дерево, а девочка под грушей сидит. Хорошо-о. Вот девочка и спрашивает: «Мама! Груши имеют лапки?» – «Нет, детка». – «Ну, значит, я курицу слопала!»

– Лидка! Да ведь это моя сказка!

Дрожа от восторга, она машет на меня руками и кричит:

– Нет, моя, моя, моя! У тебя другая.

– Лида! Знаешь ты, что это – плагиат? Стыдись!

Чтобы замять разговор, она просит:

– Покажи картинки.

– Ладно. Хочешь, я найду в журнале твоего жениха?

– Найди.

Я беру старый журнал, отыскиваю чудовище, изображающее гоголевского Вия, и язвительно преподношу его девочке:

– Вот твой жених.

В ужасе она смотрит на страшилище, а затем, скрыв горькую обиду, говорит с притворной лаской:

– Хорошо-о… Теперь дай ты мне книгу – я твоего жениха найду.

– Ты хочешь сказать: невесту?

– Ну, невесту.

Опять тишина. Влезши на диван, Лида тяжело дышит и всё перелистывает книгу, перелистывает…

– Пойди сюда, дядя, – неуверенно подзывает она. – Вот твоя невеста…

Палец её робко ложится на корявый ствол старой, растрепанной ивы.

– Э, нет, милая. Какая же это невеста? Это дерево. Ты поищи женщину пострашнее.

Опять тишина и частый шорох переворачиваемых листов. Потом тихий, тонкий плач.

– Лида, Лидочка… Что с тобой?

Едва выговаривая от обильных слёз, она бросается ничком на книгу и горестно кричит:

– Я не могу… найти… для тебя… страшную… невесту.

Пожав плечами, сажусь за революцию; углубляюсь в чтение. Тишина… Оглядываюсь.

С непросохшими глазами, Лида держит перед собой дверной ключ и смотрит на меня в его отверстие. Её удивляет, что если ключ держать к глазу близко, то я виден весь, а если отодвинуть, то только кусок меня. Кряхтя, она сползает с дивана, приближается ко мне и смотрит в ключ на расстоянии вершка от моей спины. И в глазах её сияет неподдельное изумление и любопытство перед неразрешимой загадкой природы…

Опорные вопросы:

1. Какие открытия успевает Лидочка сделать за вечер? Какие новые загадки появляются на этом пути открытий?

2. Как соотнесены в рассказе обыденная реальность и сказочная фантастика? Чему отдает предпочтение каждый из героев?

3. Чем, на ваш взгляд, обусловлены композиционные «отражения» эпизодов (сказка про жабу и сказка про курицу, поиск «жениха» и «невесты» на картинках)? Что они позволяют узнать о героях и их отношениях?

4. Каково назначение посвящения в этом рассказе? Как оно характеризует авторскую позицию?

2.Творческое задание

1.«Идеальный роман» Макса Фрая составлен из вымышленных концовок ненаписанных книг.

Определите по финальным строчкам / абзацам жанровую принадлежность «идеального» (воображаемого) литературного произведения (выберите нужное жанровое определение из «Справочных материалов»), обоснуйте свое решение.

2.Назовите 2-3 реально существующих произведения, которые относятся к этой же жанровой разновидности или сходны с заданным произведением по содержательным и формальным особенностям; поясните, в чем вы видите сходство.

3.Подумайте, какие герои могли бы принимать участие в сюжете, коротко их охарактеризуйте (достаточно дать характеристику 2-3 героям).

4.Придумайте заглавие для книги, последний абзац которой вы прочитали, и напишите первое предложение, которым она будет открываться.

Старайтесь соблюдать стилистическое единство: заголовок и начальное предложение должны соответствовать тональности финала .

1) С тех пор Туська остерегалась заходить на территорию курятника. А если одна из куриц забредала во двор, Туська, жалобно мяукая, скрывалась в доме, всем своим видом показывая, что ее это не касается.

2) Я сижу у окна и смотрю на моего правнука Кау-Ри. Он похож на моего брата Боба, несмотря на свои 7/8 кваризанской крови. Кау-Ри услышал мои мысли о нем и обернулся. Малыш пока не понимает, почему я не могу заглянуть в его мысли и, кажется, жалеет своего немощного деда, как когда-то пожалела меня его прабабка. Что ж, мне-то жалеть не о чем. Я сделал свой выбор много лет назад. Через несколько лет Кау-Ри подключится к всеобщему полю информации и с удивлением узнает, что когда-то его «глухой» дедуля спас его тихую планету от других, еще более «глухих» землян...

Справочные материалы: русская народная сказка, советская приключенческая повесть, авантюрный роман, рассказы для детей, литературная сказка, женский роман, исторический роман, притча, американский детектив, триллер, фэнтези, научно- фантастический роман.

Критерии оценивания аналитического задания

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

Итоговая контрольная работа по литературе (11 класс).

Серебряный век

1.Центральной фигурой какого течения русской поэзии рубежа 19-20 веков был А.Блок?

А) футуризм;

Б) акмеизм;

В) символизм;

Г) имажинизм.

2. Какая общая тема объединяет стихотворения Блока «Русь», «Коршун», «На поле Куликовом»?

А) любовь;

Б) поэт и поэзия;

В) революция;

Г) Родина.

3. Назовите произведение Блока, в котором, говоря о своей любви к Родине, поэт восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли нам ясен долгий путь!

А) «Двенадцать»;

Б) «Коршун»;

В) «На поле Куликовом»;

Г) «Россия».

4. Произведение Блока, написанное в январе 1918 года и вобравшее в себя «музыку революции», называется:

А) «Коршун»;

Б) «Фабрика»;

В) «Двенадцать»;

Г) «Русь».

5. Поэма «Двенадцать» начинается строчками «Чёрный вечер/Белый снег». Какой приём использует автор?

А) параллелизм;

Б) сравнение;

В) антитеза;

Г) гипербола.

6. Кому посвящён поэтический цикл Блока «Стихи о Прекрасной Даме»?

А) Волоховой;

Б) Менделеевой;

В) Дельмас.

7. Стихотворение С.Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» входит в цикл:

А) «Арабские мотивы»;

Б) «Персидские мотивы»;

В) «Грузинские сказки»;

Г) «Персидские песни».

8. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.Есенина «Анна Снегина»?

А) тема революции;

Б) тема юношеской любви;

В) тема преобразований в деревне;

Г) тема крестьянского быта в послереволюционное время.

Куприн, Бунин, Горький.

А) Чехов;

Б) Куприн;

В) Горький;

Г) Бунин.

А) «Ионыч»;

Б) «Старуха Изергиль»;

В) «Олеся»;

Г) «Господин из Сан-Франциско»

А) А,А; Б,Б; В,В; Г,Г.

Б) А,Б; Б,А; В,Г; Г,В.

В) А,Г; Б,Б; В,В; Г,А.

Г) А,А; Б,В; В,Б; Г,Г.

10. В каких произведениях из списка выше звучит тема испытания героя любовью?

А) А,Б;

Б) А,В;

В) А,Г;

Г) Б,Г.

11. Исключите из списка названий одно «лишнее»:

А) «Ионыч»;

Б) «Старуха Изергиль»;

В) «Олеся»;

12. Мотивируйте выбор «лишнего» названия в предыдущем задании:

А) это произведение написано одним автором, а остальные – другим;

Б) это произведение – роман, а остальные повести и рассказы;

В) герой этого произведения не имеет имени;

Г) герой этого произведения стар; а герои остальных молоды.

13. Кто из героев А.Куприна в своём монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя твоё»?

А) Соломон – Суламифи;

Б) Желтков – Вере Шеиной;

В) Желтков – Богу;

Г) Ромашов – Шурочке.

14. Какой художественной деталью завершается повесть Куприна «Олеся»?

А) письмо к возлюбленному;

Б) букет полевых цветов;

В) косынка Олеси;

Г) нитка красных бус.

15. Почему расстаются герои повести «Олеся»?

А) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;

Б) Олеся полюбила другого человека;

В) Олесю вынуждают покинуть родные места;

Г) урядник обвинил Олесю в воровстве.

16. Какая проблема затрагивается в повести «Олеся»?

А) природы и цивилизации;

Б) становление личности и выбора жизненного пути;

В) реформирование общества.

17. Какую музыку использует А.Куприн в повести «Гранатовый браслет» для утверждения основной идеи произведения?

А) Чайковский «Времена года»;

Б) Свиридов «Метель»;

В) Бетховен «Соната №2»;

Г) Моцарт «Реквием».

18. Кому из героев А.Куприна принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире»?

А) князь Шеин;

Б) чиновник Желтков;

В) генерал Аносов;

Г) княгиня Шеина.

19. Из какого источника был взят Куприным сюжет рассказа «Суламифь»?
А) древняя легенда;

Б) Библия (Ветхий Завет);

Г) исландские саги.

20. Какова основная идея рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

А) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

Б) разоблачение революции в России;

В) философское осмысление человеческого существования в целом;

Г) восприятие американцами Советской России.

21. Укажите название рассказа Бунина, герой которого после встречи со своей первой любовью задал себе такие вопросы: «Но, Боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»?

А) «Антоновские яблоки»;

Б) «Лёгкое дыхание»;

В) «Тёмные аллеи»;

Г) «Господин из Сан-Франциско».

22. Какое из перечисленных произведений Горького относится к раннему романтическому творчеству?

А) «Мать»;

Б) «Супруги Орловы»;

В) «На дне»;

Г) «Макар Чудра».

23. Ведущей темой рассказа Горького «Старуха Изергиль» является:

А) тема свободы, самопожертвования;

Б) тема милосердия;

В) тема босячества;

Г) тема одинокой старости.

24. Какую песню исполняют герои пьесы «На дне»?

А) «Дубинушка»;

Б) «Среди долины ровныя»;

В) «Варшавянка»;

Г) «Солнце всходит и заходит».

25.Кого из обитателей костылёвской ночлежки преследует кличка «вор», «воров сын»?

А) Актёра;

Б) Барона;

В) Пепла;

Г) Бубнова.

26. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?

А) Сатину;

Б) Луке;

В) Актёру;

Г) Клещу.

27. Завязкой конфликта в пьесе «На дне» является:

А) смерть Анны;

Б) появление Луки;

В) монолог Сатина;

Г) самоубийство Актёра.

28. Какая проблема не затрагивается в рассказе «Челкаш»?

А) человеческого достоинства;

Б) нравственного выбора;

В) границ свободы личности;

Г) патриотизма.

Гражданская война

29. Высказывание «В Гражданской войне происходит отбор человеческого материала» соответствует концепции Гражданской войны:

А) Шолохова;

Б) Фадеева;

В) Булгакова;

Г) Бабеля.

30. Не имеет отношения к “Конармии” Бабеля:

    Кирилл Лютов;

Б) Начдив Савицкий;

В) Мишка Коршунов;

Г) Афонька Бида.

31. В годы сталинских репрессий был расстрелян:

А) Шолохов;

Б) Бабель;

В)Булгаков;
Г)Фадеев.

32. И.Бабель в книге новелл « Конармия» описал:

А) Дивизию Щорса;

Б) Первую Конную дивизию Будённого;

В) Дивизию Чапаева;

Г) Армию Деникина.

33. Какое произведение считают литературным дебютом Шолохова?

А) «Родинка»;

Б) «Нахалёнок»;

В) «Судьба Человека»;

Г) «Донские рассказы».

Коллективизация

34. Найдите соответствия имён и фамилий героев романа Шолохова «Поднятая целина»:
1) Макар;

2)Семён;

3)Андрей;

4)Александр.

А) Давыдов;

Б) Размётнов;

В) Нагульнов;

Б) Половцев.

35. В романе «Поднятая целина» Шолохов обращается к теме:

А) Быта донских казаков;
Б) Коллективизации;

В) Роли казачества в революции 1917 года;

Г) Возрождения отрочества

36. Кому из гремяченцев С. Давыдов даёт следующую характеристику:«Был партизан-честь ему за это, кулаком сделался-раздавить»?

А) Бородину;

Б) Островнову;

В) Рваному;

Г) Нагульнову.

37. Какое сословие изображал Шолохов в своих произведениях?

А) Купечество;

Б) Крестьянство;

В) Казачество;

Г) Дворянство.

38. Тема, которой посвящена повесть Платонова «Котлован», это-

А) Строительство социализма в городе и деревне;

Б) Революция и Гражданская война;

В) Воспитание нового человека.

А) Автор не высказывает своего отношения к изображаемому;
Б) Автор открыто выражает своё неприятие социалистических преобразований;
В) Писатель в художественной форме изображает абсурдность происходящего.

40. Назовите фамилию героя повести Платонова «Котлован», который «выдумал» идею «Общепролетарского дома».

А) Пашкин;

Б) Прушевский;

В) Чиклин;

Г) Жачев.

41.Смерть девочки Насти в финале повести «Котлован»

А) Означает окончательную победу «нового» над «старым», так как девочка была дочерью «буржуйки», а «буржуи все теперь умирают»;

Б) Воспринимается как отрицательный итог поисков главным героем абстрактной «истины всемирного происхождения» и утрата самой цели этого поиска;

В) Символизирует огромную цену, которую платил народ за воплощение в жизнь своих идеалов, что подтверждает значимость этих идеалов.

42. Вощева - главного героя повести «Котлован»- нельзя отнести к типу:

А) «странник»;

Б) «правдоискатель»;

В) «лишний человек».

43.Для романа Булгакова «Мастер и Маргарита» не подходит жанровое определение:

А)роман-миф;

Б)роман-антиутопия;

В)философский роман.

44. МАССОЛИТ – это

А)название писательского объединения, в которое Булгаков не входил по идейным и творческим соображениям и сделал объектом своей сатиры в романе;

Б)вымышленное название, не имеющее отношения к реальной действительности;

В)название, сконструированное Булгаковым по типу РАПП – реально существовавшей в те годы писательской организации.

45.Мастер отказывается называться писателем, потому что

А)по образованию он историк;

Б)он не считает себя художником;

В)он не хочет иметь ничего общего с теми, кто себя так называет.

46.Человеческий порок, который назван в романе самым страшным, - это

А)скупость;

Б)трусость;

В)жестокость.

47.Суть учения Иешуа кратко изложена в следующей фразе:

А) «Все люди добрые».

Б) «Рукописи не горят».

В) «Каждому будет дано по его вере».



Ответы:

1 - в

2 - г

3 - в

4 - в

5 - в

6 - б

7 - б

8 - б

9 - г

10 - б

11 - г

12 - в

13 - б

14 - г

15 - в

16 - а

17 - в

18 - в

19 - б

20 - в

21 - в

22 - г

23 - а

24 - г

25 - в

26 - а

27 - б

28 - г

29 - б

30 - в

31 - б

32 - б

33 - а

1) в

2) а

3) б

4) г

35 - б

36 - а

37 - в

38 - а

39 - в

40 - б

41 - б

42 - в

43 - б

44 - в

45 - в

46 - б

Корнишина Полина Константиновна

Вопрос об использовании диалектных слов в литературных произведениях на протяжении долгих лет не оставлял равнодушными многих ученых и писателей. Одни высказывались "за", другие "против" употребления диалектизмов в художественных произведениях Таким образом, существовали противоположные точки зрения на вопрос об использования диалектизмов в литературных произведениях.

Цель нашего исследования – определить роль диалектной лексики в сказках С.Писахова и Б.Шергина. Поставленная цель определяет задачи:

1. Проследить, как отражается родной язык писателей в сказках, выявить диалектную лексику.

2. Определить тематические группы диалектных слов, используемых в сказках.

3. Выявить закономерности употребления диалектизмов у С. Писахова и Б. Шергина.

4. Определить способы и приемы, к которым прибегают писатели при введении диалектной лексики.

Стали сказки С.Писахова и Б.Шергина, в которых использованы диалектизмы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Диалектные слова в сказках С.Писахова и Б.Шергина Исследовательская работа Выполнена: ученицей 7 а класса, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Конёвская средняя школа» Корнишиной Полиной Константиновной Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Конёвская средняя школа » Чернокова Валентина Леонидовна

Цель исследования - определить роль диалектной лексики в сказках С.Писахова и Б.Шергина. Задачи: Проследить, как отражается родной язык писателей в сказках, выявить диалектную лексику. Определить тематические группы диалектных слов, используемых в сказках. Выявить закономерности употребления диалектизмов у С. Писахова и Б. Шергина.

Сказка «Волшебное кольцо»: Оногды (сь) - иногда. (Идет оногды с этими деньгами, видит - мужик собаку давит Матица, брус, лежащий поперек избы, на который настилался потолок; средняя потолочная балка в избе. Сидеть под матицею, быть свахою, сватать в доме невесту. (Наша сватья стала середи избы под матицу) Бажоны, бажоной от бажать - уважаемый человек, 2)крестный отец. (Они, бажоны, никаких слов не примают) Оболокать (ся) - одевать. (Ну, мама, - Ванька говорит, - оболокись помоднее) Прежни, прежной – былые, прошлые. (…а Ванька с мамкой, с собакой да с кошкой в прежной избушке оказались). Диалектная лексика в произведениях Б. Шергина

Сборник «Для увеселения»: Вож - морской лоцман, проводник. Чтобы провести большое судно с моря к городу Архангельску или от города до моря, нужны опытные лоцманы. В старину эти водители судов назывались корабельными вожами. («Корабельные вожи ») Носник - речной лоцман, см. вож. Твой дедушка был карбасник, носник. («Корабельные вожи »). Матерая – материковая. И вот хлеб доели, воду выпили – утром, с попутной водой, изладились плыть на матерую землю. Взводень – высокая волна. Взводень, вал морской, выхватил карбас из каменных воротцев, сорвал с якорей и унес безвестно куда. Корга – подводная каменная мель. Определили место личутинского корга (подводная каменная мель). Канун Ивана Купала шкуна стояла у берега. Взведенок – небольшая волна. В тишине плеснул взводенок – признак отмели. Диалектная лексика в произведениях Б. Шергина

Шаньга – лепешка. («Не любо – не слушай», «Северное сияние»). Подволока – чердак («Морожены песни»). Погребица – настил над ямой погреба. Весной, чтобы занапрасно льдина с прорубью не таяла, ее на погребицу затаскивали - квас, пиво студили (Не любо – не слушай) Поветерь – попутный ветер. На коньках бежим, ветру рукавицей помахивам, показы-вам, куда нам поветерь нужна. (Баня в море) Мокреть – сырость. В сутки раз пятьдесят обернется, а коли погода хороша да поветерь, то и семьдесят; коли дождь да мокреть, так солнце отдыхат, стоит. (Не любо – не слушай) Тресда – треска. Порозны, порозный – пустой. Семга да тресда сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днища заколачивают. Взаболь – честно, по правде. Да это не сказка кака, а взаболь у нас так: кругом народ читающий, знающий, соврать не дадут (Звездный дождь) Заделье, задеть – деловой разговор, сделать дело. Диалектная лексика в произведениях С. Писахова

1. В произведениях С.Писахова и Б.Шергина отражены основные особенности диалектов их родного края, Архангельского севера. 2. С помощью диалектизмов и Б.Шергин стремятся передать не только особенности речи героев, но и деревенского уклада, показать предметы быта, особенности жизни архангельского севера. 3. Способы введения собственно диалектной лексики в исследуемых произведениях разнообразны: в речи герое, в авторской речи писатель добавляет какую-нибудь выразительную подробность, образную деталь, яркое сравнение. Наиболее распространенным из них является контекстуальный. Выводы:

Предварительный просмотр:

Вопрос об использовании диалектных слов в литературных произведениях на протяжении долгих лет не оставлял равнодушными многих ученых и писателей. Одни высказывались "за", другие "против" употребления диалектизмов в художественных произведениях Таким образом, существовали противоположные точки зрения на вопрос об использования диалектизмов в литературных произведениях.

Цель нашего исследования – определить роль диалектной лексики в сказках С.Писахова и Б.Шергина. Поставленная цель определяет задачи:

  1. Проследить, как отражается родной язык писателей в сказках, выявить диалектную лексику.
  2. Определить тематические группы диалектных слов, используемых в сказках.
  3. Выявить закономерности употребления диалектизмов у С. Писахова и Б. Шергина.

4. Определить способы и приемы, к которым прибегают писатели при введении диалектной лексики.

Фактическим материалом исследования стали сказки С.Писахова и Б.Шергина, в которых использованы диалектизмы.

Основными методами исследования являются метод наблюдения и метод сплошной выборки диалектной лексики.

Методом сплошной выборки извлекался материал из текстов сказок С.Писахова и Б.Шергина. Сопоставительный анализ использовался для выявления разницы в использовании лексики в произведениях сказочников.

Новизна данного исследования состоит в том, что в данной работе деется сопоставительный анализ употребления диалектной лексики.

Рабочая гипотеза исследования: В художественном произведении писатель использует диалектную лексику для того, чтобы передать подлинную живую северную речь, национальный колорит, но каждый это делает по-своему.

Обращение к диалектной лексике в произведениях сказочников является актуальным , так как диалектизмы точно и образно передает национальный колорит, материальную и духовную культуру архангельского севера. С.Писахов и Б. Шергин считали, что «лучше, чем сказал народ (обозвал ли кого, сравнил, обласкал, послал куда подальше), не скажешь».

Объектом исследования является язык сказок С.Писахова и Б. Шергина, предметом – диалектная лексика архангельского севера.

Ярко использует диалектную лексику в своих произведениях Борис Викторович Шергин.

Вот какие слова мы нашли в сказке «Волшебное кольцо»: оногды, матица, бажоны, оболокаться, прежной, паужна.

В сборнике « Для увеселения» нашли следующее: вож, братчина, носник, пособить, кряду, розна, матерая, взводень, тёлгас, корга, взведёнок, лахта, поветерь и другие.

Итак, мы видим, что у Шергина в большинстве сказок - речь северян, жизнь и работа которых связана с морем, то есть поморов.

Работа Шергина над народным словом - это, как бы сказал Бажов, «дело мешкотное», а не рысистое. Но это дело прочное, надежное.

Язык сказок Писахову , по его признанию, ближе, чем обычный литературный язык. Рассказывая, Степан Григорьевич останавливается на каком-нибудь особенно понравившемся ему слове, произносит его на разные лады, любуется им со всех сторон и заражает и вас этой своей влюбленностью в крепкое, звонкое, меткое русское словцо.
- Девок на выданье на Пинеге зовут "хваленки". Ну, что
за слово.

О сказках Писахова можно сказать: в них - не просто русский дух, в них - северный русский дух, - так ярко ощутим в них колорит края, так приросли они к Северу: шаньга, подволока, погребица, поветерь, мокреть, порозной, взаболь, заделье, воймую, теперича, голоменье, бахилы.

Итак, у Писахова в сказках - речь северного крестьянина. И хотя в сказках события происходят часто в море, на морском берегу или на реке, лексики, связанной с морем, в сказках мало, в основном это слова, характеризующие быт северного крестьянина. Он писал только то, что видел собственными глазами. Древняя красота пришла к нему из любви и знания настоящего.

Исследуемый материал диалектной лексики подтверждает тезис о том, что они похожи на свою родину. Они отразили в речи своих героев, в авторской речи те диалектные черты, которые характерны для их родного края.

Авторы вводят диалектную лексику ненавязчиво, не перегружают ею произведения, а используют мастерски, как органическую часть всего текста с целью придания ему местной окрашенности. Они заботятся о том, чтобы каждый введенный элемент говора был понятен читателю.

У Писахова - речь северного крестьянина, у Шергина - исконная поморская речь, речь людей, жизнь и работа которых связана с морем, то есть поморов. Сам Писахов вспоминал, что в отроческие годы речь Бориса Шергина была "с речью давней схожа".

Выполняя работу, мы пришли к следующим выводам:

1. В произведениях С.Писахова и Б.Шергина отражены основные элементы диалектизмов Архангельского севера.

2. С помощью диалектной лексики С.Писахов и Б.Шергин стремятся передать не только особенности речи героев, но и деревенского уклада, показать предметы быта, особенности жизни поморов.

3. Способы введения собственно диалектной лексики в исследуемых произведениях разнообразны: в речи герое, в авторской речи. Наиболее распространенным из них является контекстуальный.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. В художественных произведениях, в частности в сказках, С.Г.Писахов и Б.В. Шергин используют лексику Архангельского края для того, чтобы передать подлинную живую речь, национальный колорит, но каждый это делает по-своему.

Итак, язык развивается по своим законам, но создатель языка, его хозяин – народ. Благодаря писательскому мастерству литературный язык обогащается за счет народной речи. Поэтому изучение диалектных элементов в языке художественного произведения остается актуальным для русского языка. Особенно важно такое изучение в сопоставлении, поскольку это дает возможность определить, как общие принципы использования диалекта в языке писателей, так и своеобразие, самобытность каждого из них.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы можно использовать на уроках русского языка при изучении диалектной лексики, а также на уроках литературы при изучении портретной (языковой) характеристики персонажей.

Выбор редакции
Перечень документов и хозяйственных операций, необходимых для оформления подарка в 1С 8.3: Внимание: программа 1С 8.3 не отслеживает...

Однажды где-то в начале 20 века во Франции или, может быть, в Швейцарии, некто, варивший себе суп, случайно уронил в него кусочек сыра....

Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...
Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...
Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...