Исторические события в произведении капитанская дочка. Капитанская дочка как исторический роман


1. Исторический фон романа.

2. Портреты реальных исторических лиц: Екатерины II и Пугачева.

Мы - послушные куклы в руках у Творца!

Нас по сцене Всевышний на ниточках водит

И пихает в сундук, доведя до конца.

Омар Хайям

Действие повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» относится ко второй половине XVIII века. Основные события разворачиваются в период крестьянской войны под предводительством донского казака Емельяна Пугачева, объявившего себя царем Петром Федоровичем, якобы чудесным образом спасшимся.

Самозванство на Руси имеет глубокие исторические корни: вспомним череду лжедмитриев, претендовавших на российский престол. Но вот что удивительно: огромные массы простого народа с готовностью верили утверждению о чудесном спасении «государя», и с охотой шли под его знамена. С одной стороны, в неграмотном народе еще была сильна вера в доброго, справедливого царя, который облегчит жизнь народа; с другой стороны, Пугачев являлся выразителем интересов угнетенного народа, на него смотрели, как на заступника и избавителя. Конечно, не все из тех, кто шел за Пугачевым, был уверены, что это и есть подлинный царь Петр III. На примере Швабрина Пушкин убедительно показывает, что были такие, кто присоединялся к народному движению, преследуя лишь свои узко эгоистические интересы, не особенно задумываясь, что за человек стоит во главе восстания.

Повесть «Капитанская дочка» - это не историческая хроника, это прежде всего художественное произведение, поэтому в нем присутствуют как подлинные исторические персонажи, так и придуманные самим автором действующие лица.

Пугачев не один раз появляется на страницах повести Пушкина. Сначала он предстает перед нами в образе безвестного бродяги, и трудно заподозрить, что это - будущий вождь народного восстания. Пушкин не приукрашивает образ «государя Петра Федоровича»: он показывает и беспощадную расправу над пленными дворянами, раскрывает авантюристический характер замыслов Пугачева: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?»; «...лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

Но вместе с тем Пушкин не стремится, подобно многим другим авторам своего времени, писавшим о Пугачеве, изобразить его кровожадным извергом, которому чуждо все человеческое. Вспомнив заячий тулуп и стакан вина, он сохраняет жизнь Гриневу, а потом снова оказывает ему помощь - выручает Машу Миронову из рук Швабрина: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай».

Образ Екатерины Пушкин вводит лишь в самом конце своей повести. Как и в случае с Пугачевым, автор сначала скрывает от читателя, кто она: Маше Екатерина называется придворной дамой. Но вот что бросается в глаза: Пугачев оказывает милость человеку, пришедшему из лагеря врагов; а Екатерина сначала желает увериться, что Гринев и в самом деле невиновен: «Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй». Царица обещала Маше позаботиться о ней; однако из дальнейшего явствует, что она не сдержала этого обещания: наследники Петра Гринева и его жены владеют только тем, что досталось им от их предков.

Петр Гринев, главный герой повести, и другие персонажи, с которым он взаимодействует, разумеется, плод авторской фантазии; однако эти образы возникли не на пустом месте. Пушкин убедительно рисует колорит той эпохи, отношения между людьми и укоренившиеся привычки. На примере Петра Гринева автор показывает нам, какое образование и воспитание получали молодые дворяне в то время.

Живописно представлен быт Белогорской крепости, где всем заправляет Василиса Егоровна, не отделяющая служебных дел мужа от своего хозяйства. Вводя образ Маши Мироновой, Пушкин подчеркивает, что это обычная девушка, ничем не примечательная, не очень образованная. Однако впоследствии перед нами раскрываются ее высокие моральные и душевные качества. Не может оставить равнодушным и образ преданного Савельича, крепостного человека, который верно служит своему молодому барину, но наотрез отказывается потакать его прихотям. Пушкин несколькими меткими штрихами воссоздает и картины семейного быта мелкого дворянства - на примере родителей Петра и Маши.

Вымышленные персонажи Пушкина предстают перед нами не менее реальными, яркими, чем действительно существовавшие исторические лица. Несмотря на то, то автор и придумал конкретных героев, их характеры, судьбы, их взаимоотношения - это подлинная человеческая жизнь. Повесть «Капитанская дочка» - это правдивый рассказ о человеке, о его жизненном пути и духовном росте, о благородстве и предательстве, о любви и чести. Поэтому и сегодня, не одно столетие спустя, произведение это не утратило своей актуальности, ведь человек всегда остается человеком, каким бы ни был уровень развития техники, что бы ни пыталась диктовать переменчивая мода.

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН 1. Введение. История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны История Петра и материалы о пугачевщине.А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды когда работал над документальной Историей пугачевского бунта и когда писал Капитанскую дочку.

Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна знаменитой повести. Повесть была написана в 1836 году, а Историю Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным.Горькие слова Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету.

Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием.Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает Разве пушки на царей льются Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего мечтой о свободе.

Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим жестокость, массовые казни, часто бессмысленные, вором и разбойником называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста.Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем.

А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал. От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том мундире, в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не питаясь мертвечиной, а напившись живой крови.Реальный Пугачев был страшнее.

Он мог приказать повесить поближе к звездам мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры. Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил Я не ворон, я вороненок ворон еще летает. Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды.А Пугачев опустился на колени и стал просить о помиловании.

В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ. 2. Основная часть. 1. Композиционные особенности повести А. С.Пушкина Капитанская дочка.Капитанская дочка исторический роман, написанный в форме мемуаров.

Пушкин обращается именно к теме пугачевщины, потому что она долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко. Вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах.Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.

Если История Пугачевского бунта историческое сочинение, то Капитанская дочка написана совсем в другом жанре. Это исторический роман. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении, это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событии. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами.В каждом эпизоде Капитанской дочки можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.

Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. В XVIII веке действительно можно было подобным образом описать пугачевщину в воспоминаниях, для внуков. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением.Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу.

И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице.Но он и отвергает восстание как бессмысленный и беспощадный бунт, кровопролитие. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве.

Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, говорит Гринев, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты Образ Гринева дан в динамике Гринев-юноша, недоросль, и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях.Старик не только описывает, но и оценивает юношу.

Иронично рассказывает Гринев о своем детстве при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет герою посмотреть на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка. Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий.Первая встреча происходит в главе Вожатый, в следующий раз это уже предводитель мятежников. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком.

Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать. 2.2. Главные герои. Хоть Повесть А. С. Пушкина и называется Капитанская дочка, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках.Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным проявителем подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших Гринева.

Пугачев в Капитанской дочке похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют.Он то ли беглый каторжник, то ли пропойца заложил тулуп у целовальника, то есть за водку.

Но огненные глаза, притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души обо всем этом мы узнаем после. Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе.Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным это и расчет, и радостная игра во власть.

Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым. Пугачев Пушкина отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа.Русская история полна легенд о подлинном царе, о царе, спасшемся от смерти, настоящем, правильном царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель. 2.3. Народ в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка.

В Капитанской дочке А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские.Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание качества, сформированные многовековым рабством. Как пример таких характеров в повести следует рассматривать образы Савельича и капитана Миронова.

Савельич слуга молодого дворянина, Миронов бывший солдат, получивший за храбрость в бою офицерское звание и должность коменданта Белогорской крепости. Казалось бы, что у этих людей может быть общего Но общее есть отсутствие самостоятельности.И Савельич, и Миронов привыкли жить по давно заведенному уставу беспрекословно подчиняться и безоговорочно выполнять указы, первый помещика, второй правительства.

Такой образ жизни представляется им единственно возможным так жили их деды, так живут они, и только так должны жить их дети и внуки. Люди, подобные Савельичу и Миронову, никогда не смогут воспротивиться власти, как бы ни было им тяжело.Впервые вырвавшись из-под опеки родных, Петр Гринев в первом же кабаке напивается до беспамятства да к тому же проигрывает в карты случайному человеку.

Для Савельича это удар, ведь он относится к Гриневу, как собственному ребнку, более того в его руки вручили хозяева дальнейшую судьбу своего сына. А к порученному делу Савельич привык относиться очень ответственно, поэтому-то и старается он внушить молодому барину и своему воспитаннику, что так поступать необдуманно. И что же слышит в ответ Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают.Оскорбление было таким тяжелым, что Савельич даже заплакал.

Однако он помнил о своем долге сдерживать молодого барина, похоронив свою обиду, снова попытался образумить Гринева, на что получил еще более оскорбительное подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню. А эпизод с дуэлью. Узнав о том, что замыслили Гринев со Швабриным, Савельич, не раздумывая, мчится к месту дуэли, чтобы, если это потребуется, заслонить своего хозяина собственной грудью Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча.А в результате ему не только не вынесли благодарность, а еще его и обвинили Гринев-младший за донос, Гринев-старший за молчание.

В этом эпизоде наиболее ярко и отчетливо проявляется драматизм положения простого человека все его обвиняют, а он ни в чем не повинен. И в ответ на все оскорбления и ругательства смирение, потому что это его удел. А почему, за что такой удел, Савельич не задумывается. Он уяснил только одно главное в жизни добродетель. И этим одним он руководствуется.Поэтому-то готов Савельич сунуть свою голову в петлю вместо Гринева. Только благодаря ему Гринев остался жив, но и тут Савельич не услышал от своего воспитанника слов благодарности.

И принял это как должное. Пугачева и его братию Савельич не приемлет, называет его злодеем и разбойником. Он глух к провозглашенной мятежниками вольности, он слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев.От этого Савельич выглядит еще более жалким он на стороне тех, кто не ставит его ни в грош. Что касается капитана Миронова, то этот честный и добрый, скромный, готовый подчиняться во всем жене, человек был мужественным солдатом.

Ему свойственно чувство верности долгу, слову, присяге и, наоборот, противны измена и предательство. Именно в этих качествах проявляется его русская натура, русский характер. Миронов смел, но действует бессознательно.Выступая на борьбу с мятежниками, он ни разу не задался вопросом что это за борьба, откуда мятежники, почему мятежники. Миронов получил приказ и он с честью его выполняет.

Правда, благородству у капитана Миронова стоит поучиться. Последние минуты его жизни вызывают восхищение он тверд и непоколебим в своих ответах, он готов принять смерть, но изменить присяге и долгу никогда. В этом тоже проявляется истинно русская натура этого героя. Показана в повести и та часть народа, что способна на протест. Это Пугачев и его собратья.Сочувствуя их угнетенному и бесправному положению, автор, однако, как противник всяких революций, не скрывает темных сторон восстания и поведения бунтовщиков грабежи, жестокость народа и его предводителя в борьбе со своими мучителями, возможность предательства Пугачева его же соратниками.

Таким образом, в Капитанской дочке на примерах Пугачева и его единомышленников, Савельича и Миронова Пушкин раскрыл глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в самодержавном крепостническом государстве. 3. Заключение.Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до казни плененного бунтовщика.

В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу. Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце Емеля Емеля думал я с досады, зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь Лучшего ничего не мог бы ты придумать. Капитанская дочка положила начало русскому историческому роману.Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу.

В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков. Роман Капитанская дочка повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева.Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении.

Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.Читая повесть А. С. Пушкина, Капитанская дочка, мы одновременно.следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического романа.

Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы. В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все время наблюдает за событиями и поступками героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая.Во-первых, очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании.

Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией. Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев ведет себя по желанию автора.Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева. v Беленький Г.И учебник-хрестоматия для 8 класса, Мнемозина, 2000 год Ч. 1 v Беленький Г.И. учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений, Просвещение, 2000 год v Введенский Б. А энциклопедический словарь в двух томах, Советская энциклопедия, 1963, том I. v Пушкин А. С Капитанская дочка собрание сочинений в десяти томах, Правда,1981, том V.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Роман "Капитанская дочка" – "прощальное" произведение А.С. Пушкина, он вырастал из его трудов по истории России. Работая над историческим романом, писатель опирался на опыт английского романиста Вальтера Скотта и первых русских исторических романистов (М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова). Но широта проблематики, затронутой в "Капитанской дочке" не позволяет этому произведению называться чисто историческим. Пугачевский бунт – это лишь материал для сочинения. Здесь есть и семейная хроника Гриневых, и биография самого Петра Гринева, и нравственный роман (мораль в эпиграфе: "Береги честь смолоду"). А критик Н.Н. Страхов выдвинул оригинальную версию, что ""Капитанская дочка" есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова".

"Капитанская дочка" имеет заметное отклонение от принципов жанра исторического романа. Историческая проза вообще представляет собой сочинения историков (или просто людей, увлекающихся историей), ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение. Этот жанр предполагает рассказ об эпохе или каком-то отдельном эпизоде, здесь может быть освещена жизнь одного исторического деятеля или описано событие и люди, оказавшие на него влияния или принимавшие в нем участие. А если обратиться к античности, то мы увидим, что там существовало деление исторических произведений на большие формы исторического повествования, т.е. историю всех событий за сравнительно большой период времени, и малые формы – монографии, посвященные какому-либо событию или лицу. Понятно, что, согласно этой античной классификации, роман "Капитанская дочка" стоит относить к последнему разряду. Так или иначе, в нем присутствуют только реально существовавшие персонажи. В "Капитанской дочке" же мы видим реальное событие – Пугачевский бунт – глазами выдуманного героя – Петра Гринева.

Роман охватывает гораздо больший период, чем восстание Пугачева. Это становится ясно из разговоров персонажей, в которых мы встречаем множество упоминаний о событиях других времен: от Смутного времени (Гришка Отрепьев) до "кроткого царствования" Александра I.

В романе одинаково важны и тесно переплетены история государства и история жизни человека. Рассказ Петра Гринева о своей жизни как бы подтверждает подлинность и объективность его свидетельств об историческом событии. И его точка зрения господствует в романе, все события даны его глазами. Однако при внимательном прочтении мы обнаруживаем и другие мнения, хотя и не столь явно выраженные. Так, например, центральная историческая фигура – Емельян Пугачев. Его характеристика дается двумя разными группами: бунтовщиками (т.е. народом) и дворянами. В романе мы видим столкновение этих двух лагерей, столкновение их мнений, образов жизни, мировоззрений. И выразителем взглядов бунтовщиков по большей части является именно Пугачев; из его уст мы слышим эту известную сказку про орла и ворона, как нельзя лучше выражающую стиль жизни и самого Пугачева, и его приспешников. Кстати, эта сказка, на наш взгляд, является, помимо композиционного компонента, еще и своеобразной стилизацией Пушкина под классическую историческую прозу. Так, известно, что для подобной литературы эпохи Средневековья была характерна нерасчлененность с фольклором, т.е. в ней присутствовало множество сказаний, преданий, сказок.

Таким образом, возвращаясь к теме, становится очевидным, что Пушкин затронул вопрос, в некоторой степени философский, – о том, на каком принципе должно основываться государство. Так что можно говорить о противопоставлении не дворян и крестьян, а шире – власти и народа. А не это ли является центральной темой произведений на историческую тему со времен зарождения этого жанра в античный период и до современных сочинений?

Народ для Пушкина – это и Пугачев с его сподвижниками, "господами енералами", и изуродованный башкирец, и капитан Миронов, и Маша, и Савельич, и многие другие. Все они разные: кто-то стремится к мирной семейной жизни, а кто-то с кровавым оружием в руках всеми силами добивается своей не очень понятной цели. Различаются они и своим отношением к власти, символами которой в романе являются Екатерина I и Пугачев. Те, кто следовал за Пугачевым, видели в нем "народного царя", воплощающего их мечту о сильной, мудрой и справедливой власти; другие же видели разбойника и душегуба, оставаясь верными Екатерине. Но и те, и другие стремились к одному – к милосердной и гуманной власти. Можно было бы считать за основу закон, но он не может полностью удовлетворить обе стороны (и дворян, и крестьян), кто-то будет обязательно недоволен. Если же найти в своем роде среднее арифметическое в применении закона к противоборствующим сторонам, то недовольными останутся обе.

По Пушкину, история – некая сила, действующая независимо от людей, неподвластная им и даже иногда враждебная им. Для обитателей Белогорской крепости и Гринева она оказалась именно враждебной, она разрушила их мирный быт, подвергла суровым испытаниям, которые для кого-то обернулись гибелью (капитан Миронов, Василиса Егоровна). История, эта стихия, проверяла на прочность волю, мужество, верность долгу и чести. Однако для двух влюбленных, которые уже не верили в возможность совместного счастья, – Маши Мироновой и Петра Гринева – она стала той силой, которая свела их снова вместе. Таким образом, Пушкин показал тесное сплетение индивидуального, частной жизни с общим историческим процессом, что, как мы понимаем, является неотъемлемой частью нашего реального бытия.

То есть Пушкин видел в истории две стороны – темную и светлую, гуманную и бесчеловечно-жестокую. Именно исторические испытания выявляют скрытые качества: героизм и стойкость (Гринев) или подлость (Швабрин). Через историю, как через сито, просеиваются герои, и тот, кто честен и милосерден, – выживает и награждается счастьем, а того, кто низок душой, настигает кара.

Стоит, однако, отметить, что Пушкин немаловажную роль в истории отдавал воле случая. Вспомнить хотя бы случайную встречу в буран Гринева с бородатым мужиком, который совершенно неожиданно в дальнейшем будет иметь непосредственное влияние на судьбу молодого человека.

Так понимал Пушкин историю – как столкновение, борьбу враждующих сторон, без них история не существует. Без ложного пафоса можно с уверенностью утверждать, что писатель в полной мере сумел изобразить это в своем романе. Как утверждают исследователи творчества Пушкина, в период написания произведения он был увлечен утопической мечтой об обществе, построенном на принципах гуманности. Эта идея была тогда, что называется, "в моде" и, следовательно, овладела умами многих, таким образом, Пушкину удалось передать настроение, "дух" как того, пугачевского времени, так и своего.

Роман, стержень которого – любовная история Маши Мироновой и Петра Гринева, превратился в широкое историческое повествование. Этот принцип – от частных судеб к историческим судьбам народа – пронизывает сюжет «Капитанской дочки», и его легко можно усмотреть в каждом значительном эпизоде.

«Капитанская дочка» сталаподлинно историческим произведением , насыщенным современным социальным содержанием. Герои и второстепенные лица выведены в пушкинском произведении многосторонними характерами. У Пушкина нет только положительных или только отрицательных персонажей. Каждый выступает живым лицом с присущими ему хорошими и дурными чертами, которые проявляются, прежде всего, в поступках. Вымышленные герои связаны с историческими лицами и включены в историческое движение. Именно ход истории определил действия героев, выковывая их нелегкую судьбу.

Благодаря принципу историзма (неостановимое движение истории, устремленной в бесконечность, содержащее множество тенденций и открывающей новые горизонты) ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию в самых мрачных обстоятельствах, не лишаются веры ни в личное, ни в общее счастье. Пушкин находит идеал в действительности и мыслит его осуществление в ходе исторического процесса. Он мечтает о том, чтобы в будущем не чувствовалось социальных расслоений и социальной розни. Это станет возможным тогда, когда гуманизм, человечность будут основой государственной политики.

Пушкинские герои предстают в романе с двух сторон: как люди, т. е. в своих общечеловеческих и общенациональных качествах, и как персонажи, играющие социальные роли, т. е. в своих социальных и общественных функциях.

Гринев – и пылкий молодой человек, получивший домашнее патриархальное воспитание, и обыкновенный недоросль, который постепенно становится взрослым и мужественным воином, и дворянин, офицер, «слуга царя», верный законам чести; Пугачев – и обыкновенный мужик, не чуждый естественных чувств, в духе народных традиций защищающий сироту, и жестокий предводитель крестьянского бунта, ненавидящий дворян и чиновников; Екатерина II – и пожилая дама с собачкой, гуляющая по парку, готовая оказать помощь сироте, если с той поступили несправедливо и обидели, и самовластная самодержица, безжалостно подавляющая мятеж и творящая суровый суд; капитан Миронов – добрый, незаметный и покладистый человек, находящийся под началом жены, и офицер, преданный государыне, не задумываясь прибегающий к пыткам и совершающий расправу с бунтовщиками.

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и социальное. У каждого лагеря своя социальная правда, и обе эти правды непримиримы. Но каждому лагерю свойственна и человечность. Если социальные правды разъединяют людей, то человечность их соединяет. Там, где действуют социальные и моральные законы какого-либо лагеря, человеческое исчезает.

Если бы временно Пугачев-человек, с его жалостной душой, сочувствующий обиженной сироте, не возобладал над Пугачевым – предводителем бунта, то Гринев и Маша Миронова непременно бы погибли. Но если бы в Екатерине II при свидании с Машей Мироновой не победило человеческое чувство вместо социальной выгоды, то и Гринев не был бы спасен, избавлен от суда, а соединение влюбленных было бы отложено или не состоялось вовсе. Стало быть, счастье героев зависит от того, насколько люди способны оставаться людьми, насколько они человечны. Это особенно относится к тем, кто обладает властью, от кого зависят судьбы подчиненных.

Человеческое, говорит Пушкин, выше социального. Недаром его герои вследствие своей глубокой человечности не вмещаются в игру социальных сил. Пушкин находит выразительную формулу для обозначения, с одной стороны, социальных законов, а с другой – человечности.

В современном ему обществе между социальными законами и гуманностью существует разрыв, противоречие: то, что соответствует социальным интересам того или другого сословия, страдает недостаточной человечностью или убивает ее. Когда Екатерина II спрашивает Машу Миронову: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?», то героиня отвечает: «Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». Милость, за которой приехала Маша Миронова, – это человечность, а правосудие – социальные уложения и правила, принятые и действующие в обществе.

По мысли Пушкина, оба лагеря – и дворянский, и крестьянский – недостаточно человечны, но, чтобы гуманность победила, не нужно переходить из одного лагеря в другой. Необходимо подняться над социальными условиями, интересами и предрассудками, встать над ними и помнить, что звание человека неизмеримо выше всех других званий, титулов и чинов. Для Пушкина вполне достаточно и того, что герои внутри своей среды, внутри своего сословия, следуя своей нравственной и культурной традиции, сохранят честь, достоинство и будут верны общечеловеческим ценностям. Гринев и капитан Миронов остались преданы кодексу дворянской чести и присяге, Савельич – устоям крестьянской морали. Человечность может стать достоянием всех людей и всех сословий.

Пушкин, однако, не утопист, он не изображает дело так, будто случаи, описанные им, стали нормой. Напротив, они не стали реальностью, но их торжество, пусть в отдаленном будущем, возможно. Пушкин обращается к тем временам, продолжая важную в его творчестве тему милости и справедливости, когда гуманность станет законом человеческого бытия. В настоящем же времени звучит грустная нота, вносящая поправку в светлую историю пушкинских героев – как только большие события уходят с исторической сцены, незаметными становятся и милые персонажи романа, теряясь в жизненном потоке. Они прикоснулись к исторической жизни лишь на короткий срок. Однако печаль не смывает пушкинской уверенности в ходе истории, в победе человечности.

В «Капитанской дочке» Пушкин нашел убедительное художественное решение вставших перед ним противоречий действительности и всего бытия.

Мера человечности стала наряду с историзмом, красотой и совершенством формы неотъемлемым и узнаваемым признаком пушкинского универсального реализма, вобравшего в себя и строгую логику классицизма, и свободную игру воображения, привнесенную в литературу романтизмом.

2 вариант ответа:

«Капитан­ская дочка» - произведение широкого тема­тического охвата. В нем нашли яркое отраже­ние жизнь народа, образы крестьян и каза­ков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, лич­ность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская доч­ка» дает широкую историческую картину, ох­ватывающую русскую действительность эпо­хи пугачевского восстания.

Проблематика «Капитанской дочки» нео­бычайно остра и разнообразна. Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы го­сударственной внутренней политики, кре­постное право и морально-бытовые сторо­ны жизни дворянства, обязанности дворян­ства перед народом, государством и своим сословием - таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в романе. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания.

Исторический роман о XVIII веке, вместе с тем является политическим романом 1830-х годов. Изображение борьбы народа с дворянством - крестьянское восста­ние - дано в «Капитанской дочке» в наибо­лее развернутом виде. Противоречия внут­ри самого дворянства привлекают внима­ние в гораздо меньшей степени. Пушкин стремится раскрыть и показать всю сово­купность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и нацио­нальный состав участников движения, ря­довая масса восставших и ее вожди, рас­права с помещиками и отношение восстав­ших к мирным жителям, психология кресть­янских масс, политика дворянской монар­хии и дворянская расправа с крестьянст­вом - все это отражено в романе.

Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, не­смотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения - присущую участникам восстания гуманность по отно­шению к «простому народу». При взятии Бело-Горской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнета­ющего сироту из народа (Машу Миронову). И в то же время автор рассказывает в «Про­пущенной главе»: «Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугаче­вым... самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину кресть­янского восстания, показывая чисто фео­дальные методы расправы с крепостными крестьянами. То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновен­но «пьянели» от ненависти к помещикам, по­казано Пушкиным поразительно верно.

Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Со свойствен­ным ему художественным лаконизмом Пуш­кин индивидуализировано показывал кре­постное крестьянство. Он не рисовал при этом картины повседневной жизни кресть­янства, их быта. На первом плане стояли те­мы восстания и расправы с помещиками, поэтому образы крестьян Пушкин индивиду­ализировал в аспекте их политического со­знания, их отношения к помещикам и к Пуга­чеву как вождю движения.

Политическое сознание восставшего кре­стьянства Пушкин характеризует как сти­хийное. Типичной стороной, основой этого сознания является, однако, отчетливое по­нимание каждым участником движения его социальной направленности. Пушкин очень ясно показывает это в сцене приезда Грине­ва в Бердскую слободу. Караульные кресть­яне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный при­езд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворяни­на-помещика. Но это типическое с разной силой логики и действия появляется у бердского караульного, у мужичка на заставе в «Пропущенной главе», у Андрюшки - зем­ского, у белогорских казаков, у ближайших помощников Пугачева. Пушкин показывает различные ступени этого сознания и, таким образом, добивается индивидуализации образов. Вместе с тем создается и единый образ восставшего народа.

В изображении Пушкина народ - стихий­ная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Пушкин, напротив, пока­зывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направ­ленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, от­ражая историческую истину.

Пушкин подчеркивал отсутствие идеализа­ции, реалистичность в изображении Пугаче­ва, художественную и историческую вер­ность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его лич­ности, совмещающей в себе качества выда­ющегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого быва­лого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугаче­ва - его глубокая связь с народом. Подлин­ный реализм проявляется во всей силе в ти­пичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.

В мотиве «заячьего тулупчика» некоторые критики видели чисто формальный прием удачного развертывания сюжета. Несомнен­но, что этот мотив глубоко содержателен, раскрывая в образе Пугачева черты природ­ного благородства и великодушия.

Благородство и гуманность Пугачева про­тивопоставлены жестокости и эгоизму «про­свещенного» дворянина Швабрина. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношени­ях с Гриневым. Весьма полно автор вклады­вает в представления Гринева о Пугачеве официальную трактовку вождя крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб. На всем протяжении романа Пушкин показывает об­ратное - гуманизм Пугачева, его способ­ность к проявлению милосердия и справед­ливости по отношению к добрым и честным людям. Это отнюдь не было идеализацией крестьянского вождя. Пушкина интересовала деятельность Пугачева как предводителя восстания. Пушкинский Пугачев даровит, та­лантлив как военачальник, противопоставлен в этом плане бездарному и трусливому орен­бургскому губернатору.

Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, от­сутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинно­го Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер рус­ского народа.

Но при всем при том в образе Пугачева и его ближайших соратников показана и сла­бость движения, его политическая незре­лость. Монархическая форма политической программы Пугачева, весь его образ царя-батюшки коренился в настроениях самого народа, в его чаянии «народного царя». Пу­гачеву свойственно недоверие и недобро­желательство ко всякому «барину». Добро­душие и простосердечие Пугачева - также черты характера народного. Ведущее в этом образе - величие, героизм, столь импонирующие Пушкину. Это выражено символи­ческим образом орла, о котором говорит сказка, образом, в котором Пушкин показы­вает и трагизм судьбы Пугачева.

Некоторыми характерными для части кре­постного крестьянства чертами и особеннос­тями Пушкин наделяет Савельича. Это тип, в котором отразилась одна из сторон крепо­стнической действительности, которая обез­личивала крестьянина.

В образе Швабрина изображены типичес­кие черты «золотой» дворянской молодежи екатерининского времени, воспринявшей вольтерьянство только как основание для циничного скептицизма и для чисто эгоис­тичного и грубо эпикурейского отношения к жизни. В характере и поведении Швабрина содержатся и черты того авантюристическо­го дворянского офицерства, которое осуще­ствляло дворцовый переворот 1762 года. Он исполнен равнодушия и презрения к про­стому и честному мелкослужилому люду, чувство чести в нем развито очень слабо. Внешняя образованность и блеск соедини­лись в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью.

Большое значение в идейном содержании романа имеет образ Екатерины II. Рисуя об­раз Екатерины Н, Пушкин раскрывает ту связь, которая реально существовала меж­ду «казанской помещицей» и широкими кру­гами дворянства. Эта связь показывается с помощью такой детали, как высокая оцен­ка Екатериной личности капитана Мироно­ва. В изменении лица Екатерины при чтении просьбы о помиловании Гринева, дружив­шего с Пугачевым, в ее холодном, спокой­ном отказе раскрывается беспощадность царицы к народному движению. Не обличая Екатерину прямо, Пушкин просто нарисовал образ самодержицы именно как «казанской помещицы», исторически правдиво. Пушкин показал, что было действительно сущест­венным в политике Екатерины II в момент пугачевского восстания и в ее отношении к восставшим.

Своей «Историей пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой» поэт ставит «вопрос вопросов» - о прошлом, настоящем и буду­щем народа, просвещенного дворянства, власти; куда реже рассматривалась одна, особенная причина этих поисков: влияние внутренних, личных мотивов самого Пушки­на на формирование его героев. Пугачев­ское время, несомненно, давало Пушкину больше простора для архивных изысканий, общих исторических рассуждений, нежели недавняя современность. Причем пушкин­скому «шекспировскому» историзму реши­тельно претил аллюзионный метод, когда рассказ о восстаниях в 1770-х годах цели­ком сводился бы к прямолинейным намекам на последние бунты: для поэта важно, что существовала действительная, не умозри­тельная историческая связь; преемствен­ность тех и этих событий, когда взаимодей­ствие прошлого и современного обнаружи­вается как бы само собою.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Из "записок" Гринева состоит основной текст романа, только в послесловии "издатель" говорит, как ему досталась "рукопись": ее передал ему внук Гринева, узнавшего, что "издатель" занимается "трудом, относящимся к временам, описанным его дедом". "Издатель" – литературная маска Пушкина, под "трудом" подразумевается "История Пугачева". В послесловии указана и степень участия "издателя" в роботе над рукописью: он решил "издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена".

Стоит обратить внимание, что эпиграфы, между прочим, имеют особый смысл: они не только указывают на тему каждой главы и определяют ее повествовательный тон, вкратце намекая на события, которые будут иметь место в данной главе. Эпиграфы – это знаки авторского "присутствия" в тексте романа. Они соотнесены с содержанием глав, а также в определенной степени имеют субъективную авторскую окраску: в них выявляется отношение автора к рассказу Гринева. Иными словами, эпиграфы можно назвать "конспектами" глав.

Таким образом, роман "Капитанская дочка" – сложное переплетение фактического историзма эпохи, которая вызывала неподдельный интерес Пушкина, вымышленных персонажей, помогающих оценить эту эпоху, описания судьбы целой семьи, жившей в то время, примера взросления конкретного ее представителя, а также авторского взгляда на эту эпоху и его понимания причин происходящего. Выше мы говорили о том, что существует проблема четкого определения жанра. И на примере романа "Капитанская дочка" мы в этом как нельзя лучше убеждаемся: роман получается и исторический, и нравственный, и воспитательный, и семейно-бытовой, и даже в какой-то мере философский. И что удивительно – когда читаешь это произведение, даже не задумываешься об этой жанровой пестроте, так ненавязчиво и удачно она была использована Пушкиным.

Цели урока:

  • дать историческую оценку личностям XVIII века Е.Пугачеву и Екатерине II;
  • уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы, оценивать свою работу.

Главное: какими человеческими качествами наделил их А.С.Пушкин.

Воспитательная цель: формирование интереса детей к истории России; общечеловеческие ценности, утверждаемые А.С.Пушкиным: добро, честь, благородство, верность любви, стойкость.

Оборудование: слайды по проектору, рабочие листы.

Учителя использовали метод проблемного изложения по технологии развивающего обучения: диалоговое обучение на фоне интеграции смежных предметов: литературы и истории; использование музыки и живописи как вспомогательных элементов в раскрытии художественного образа литературных героев. На уроке так же работают принципы развивающего обучения как опережающие задания, рефлексия – самооценка учащимися своей работы. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

План урока.

  1. Диалог Пугачева с Гриневым. Отрывок из главы повести “Капитанская дочка” Мятежная слобода.
  2. Введение. Целевая установка учителя
  3. Краткая характеристика истории России XVIII века.
  4. Оценка учащимися – литературоведами, искусствоведами характеристики Е.И.Пугачева
  5. Оценка деятельности Екатерины II
  6. Заключение

Ход урока

I. Введение. Диалог Пугачева с Гриневым. Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. (Алеша и Захар.)

Учитель литературы: Безумство храбрых – вот мудрость жизни. Мудрость жизни или бунт страдания? Смелому орлу дано жить недолго, зато он вечно свободен и силен своей мудростью, независимостью. Сегодня, на уроке каждый из нас попытается пропустить через себя эпоху II половины XVIII века, когда произошло крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева. Мы составим переход от исторического факта к литературным образам.

Историческая тема проходит через всю повесть А.С.Пушкина, он интересовался прошлым, много ездил, копался в архивах, изучал “Историю государства Российского” Карамзина, русские летописи. “История народа принадлежит поэту”, – писал он.

Целевая установка учителя. На уроке будем работать в 3-х условных группах.

I группа – литературоведы, должны обсудить образы Екатерины II и Пугачева: какими людьми они обрисованы; II группа – историки, они дают беспристрастную оценку деятельности личностей; III группа – искусствоведы: образы великих людей в живописи, музыке.

Учитель истории: Итак, XVIII век. Величественный XVIII век! Век Екатерины II. Эпоха царствования Екатерины II по исторической оценке. (Приложение 1 Слайды. )

Ученик – историк : Императрица Екатерина II царствовала 34 года.

Что приобрела Россия за 34 года, которые назвали целой эпохой. Укрепление державы. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что по меткому выражению современника, “без ее дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела”. Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн.). Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна “потяжелела” в четыре раза. Россия производила чугуна и железа в два раза больше, чем Англия – мировой экономический лидер того времени. Россия отвоевала Кубань, Крым, все побережье Черного моря. Утвердилась на Балтийском море, на Дальнем Востоке, в Сибири и на Аляске.

Учитель истории: Но, в период царствования Екатерины II происходит восстание крестьян под предводительством Е.И.Пугачева. Кто назовет причины восстания? И расскажите о пугачевском восстании.

Ученик: Крестьянское восстание было вызвано резким ухудшением положения широких слоев населения. Выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями.

Сообщение ученика – историка: Восстание Е.И. Пугачева началось в сентябре 1773г. на хуторе Толкачевых. Отряд Пугачева из 80 человек быстро вырос за счет казаков и солдат гарнизонов Яицкой линии. В “манифестах” от имени Петра III Пугачев жаловал казаков “реками и морями, денежным жалованьем и всякой вольностью”. К 1774г. восстанием была охвачена огромная территория Нижнего Поволжья, Оренбуржья, Южного Урала, Прикамья. Заводы Урала были охвачены восстанием. Простые люди с нетерпением ожидали прохода Пугачева. За июль – август 1774г. Пугачев овладел Саранском, Пензой, Саратовом и другими городами. После неудачного штурма Царицына, 24 августа в бою у Сальниковой ватаги войско Пугачева потерпело поражение. Яицкие казаки решили, что дальнейшая борьба бесполезна, и 8 сентября 1774г. схватили Пугачева, и выдали его властям. В начале сентября во главе войск, действовавших против пугачевцев, встал А.В.Суворов. И в 1775 г. восстание было подавлено.

Учитель литературы: Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала. Причину восстания поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокости и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала. Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника.

Учитель истории: Емельян Иванович Пугачев. (Слайд – Пугачев.) Какого его место в истории? (Историческая справка.)

Ученик – историк: Емельян Иванович Пугачев был казаком из донской станицы Зимовейская. К 30-ти годам у этого человека за плечами был немалый опыт: участие в двух войнах (Семилетней и русско-турецкой), попытка перебраться с Дона на Терек в поисках воли, несколько арестов и побегов из – под стражи. Во время русско-турецкой войны за храбрость произведен в хорунжие (младший офицерский казачий чин). В 1772г. появился на Яике и объявил себя императором Петром III. В своих манифестах Емельян Пугачев обещал земли, воды, леса, покосы. В армию Пугачева вливались казаки, рабочие Урала, крестьяне, калмыки, башкиры. Численность войск превысила 20 тыс. человек. Пугачев стремился придать своей армии подобие организованной структуры. Он учредил “Военную коллегию”, окружил себя гвардией, присваивал чины и титулы. В войске поддерживалась дисциплина, велось воинское обучение. Отличившиеся награждались “медалями” – рублями Петра III. В новых манифестах Пугачев “злодеев – дворян” приказал “ловить, казнить и вешать”. Всего пугачевцы казнили около 3 тыс. человек.

Учитель литературы: Дворянские писатели и публицисты видели в нем “изверга, не считающегося с законами, мошенника, убийцу.” Совершенно другим он предстает в повести. Он кровно связан с народом, пользуется его поддержкой. Именно он определяет судьбу и действующих лиц (Гринева, Машу Миронову), с ним связаны все сюжетные линии повести. Слово искусствоведам:

Ученик – литературовед: Пушкин пишет: Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалось проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Ученик – искусствовед: (По портрету Е.И.Пугачева.) Вероятно, художник работал по описанию Пушкина, портрет сходится с литературным воображением писателя: только на картине Пугачев изображен в тяжелый для него момент: он закован в кандалы. Глаза задумчивы, но в них нет раскаяния. Это глаза человека, с честью идущего по своей дороге. Он будет верен себе до конца!

Ученик – искусствовед: (По картине “ Уральцы преподносят”.) На картине Бунина Пугачев изображен в момент разговора с Гриневым. Он внимательно прислушивается к собеседнику, идет чисто мужской разговор, конкретный, честный: Пугачев предлагает Петру Гриневу вступить в его войско, но молодой офицер прямо дает отказ. Он сказал, что присягнул императрице, что не будет этого делать. Пугачеву понравилось честность, открытость Гринева и он сказал: “Казнить так казнить, миловать так миловать, отпускаю”.

Учитель литературы: Несомненно Пугачев в повести изображен сильным человеком, за которым шел народ, таким его видели и мастера кисти. Чтобы подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, раскрывая его образ, Пушкин широко использует фольклор.

Ученик – литературовед: Речь Пугачева пересыпана народной мудростью, при разговоре с хозяином постоялого двора, он говорит такие пословицы и поговорки: “Будет дождик, будут и грибки”, “заткни топор за спину: лесничий ходит”, – он иносказательно говорил про грядущие события, когда он был в бегах, готовил восстание. А в общении с Гриневым он употребляет такие: “Долг платежом красен”, “Казнить так казнить, миловать так миловать”, “Послужи мне верою и правдою”. В речи Пугачева выражаются живой ум, смекалка, талант.

Учитель литературы: Пугачев великодушен, отзывчив: он спасает счастье Петрушу.

Ученик – литературовед: Несмотря на то, что Маша Миронова – дочь врага, Пугачев дал приказ освободить её, он одобрил решение Петра Гринева жениться на ней, он говорит: “Погуляем же мы вашей свадьбе!”. Он разрешил Гриневу уехать из крепости с дочерью капитана. “ Это была последняя встреча с Пугачевым…”

Учитель литературы: Пугачев неграмотен, но умен и талантлив, обладает незаурядными способностями полководца, во время сражений ведет за собой народ.

Ученик – литературовед: Он говорит о себе: “Я воюю хоть куда! Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон”.

Учитель литературы: Пугачев милостив и добр. На всем протяжении повести один только раз показана суровая расправа с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Однако,” на войне как на войне – это беспощадное отношение к своим врагам. А как расправилось царское правительство с мятежником Пугачевым?

Ученик историк: Приговор по делу государственного преступника, творившего разбойные злодеяния под именем императора Петра III

– Омельяна Пугачева – приговорить ко смертной казни через отсечение головы…

Учитель литературы: Образ Пугачева глубоко симпатичен А.С. Пушкину: он наделил его прекрасными человеческими качествами, и он предстает перед нами в живом образе истинно русского человека, душой и сердцем болеющего за судьбу родного народа.

Сейчас прозвучит музыкальная композиция. Чей это музыкальный образ?

(Звучит G.Marinello – Orchestra Words.)

Ученик – искусствовед: Это – умиротворение, красота, это утро в царскосельском парке, когда Маша Миронова в душевном смятении идет по дорожке сада.

Учитель литературы: В повести пейзаж играет значительную роль – буран, вожатый, постоялый двор, снежная буря как бы символизируют народное волнение. Это еще и завязка сюжетной линии – эта встреча сыграла большую роль в судьбе молодого дворянина Петра Гринева. А в сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж – другой, резко контрастирующий с первым. Там – “мрак и вихорь”, здесь – прекрасное утро. (Слайд портрет Екатерины Второй.)

Учитель истории: Екатерина была просто умна, у неё был ум гибкий, осторожный и сообразительный. У неё был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение. В обращении она старалась блистать разговором, чтобы не мешать высказываться собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о чем бы кто ни говорил с ней. Так вместе со знанием людей Екатерина выработала себе и лучшее средство приобретать их – внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания.

Ученик – литературовед: В повести перед нами встает образ милой, спокойной дамы, с которой Маша Миронова встретилась в Царском Селе. “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

Диалог. Екатерина II с Машей Мироновой.

Екатерина II: Вы, верно, нездешние? По каким-нибудь делам?
Мария Ивановна: Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне, просить милости.
Екатерина II: Позвольте спросить, кто вы таковы?
Мария Ивановна: Я дочь капитана Миронова.
Екатерина II: Капитана Миронова? Того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?
Мария Ивановна: Точно так-с.
Екатерина II: А может я вам смогу помочь, я бываю при дворе.
(Мария Ивановна подает бумагу.)
Екатерина II: Вы просите за Гринева? Императрица не может его простить. Он – безнравственный и вредный негодяй.
Мария Ивановна: Ах, неправда! Неправда, ей богу неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня шёл на дело, он – не предатель! И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел впутать меня. Я клянусь именем своих родных: батюшки и матушки, погубленных самозванцем! (Мария Ивановна стоит, опустив голову) Екатерина II выходит и заходит, подает бумагу.
Екатерина II: Я рада, что могла вам помочь. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти отцу Гринева.
Мария Ивановна: Благодарствую, я надеюсь на вашу милость.

Учитель литературы: Царица – благодетельница приказала освободить Гринева, но сделала это, убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская Машу, она сказала: “Знаю, что вы небогаты, но в долгу перед дочерью капитана Миронова. Я беру на себя устроить ваше состояние.” И своего обещания она не выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки Гриневых владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду.

Слайд с изображением Екатерины II.

Ученик – искусствовед: Её величество Екатерина II изображена во всем величии: умное лицо, в руках – символы власти, видно, что она – сильная личность, целеустремленный человек.

Учитель литературы: Композиционно урок начался с разговора Пугачева с Гриневым. В чем смысл калмыцкой сказки? Кого символизирует Орёл? А кого – Ворон?

На слайде – Герб России.

Символика повести: свобода, независимость, мощь, сила и власть сливается в один геральдический знак – герб России.

Учитель истории: Информация к размышлению: ныне по каналу “Россия” проводился интерактивный проект – “ Имя Россия”. В финале вышло 12 кандидатов на “Имя России”. В числе выдающихся деятелей науки, искусства, военного дела, политики вышли и А.С. Пушкин и Екатерина II.

Выбор редакции
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...