Дополнительный материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию "Этнос: нации и народности".


Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.4. Этнические общности

3.4. Этнические общности

Социально-этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Предпосылки формирования этносов: общность территории; общность языка; единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанных с ними социально-психологических характеристик сознания и поведения людей; этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Виды социально-этнических общностей

1. Племя – тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и большое число родов и кланов. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Племя имеет зачатки внутренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т. п.).

2. Народность – тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном родстве, а на территориальном единстве. Народности свойственны более высокий уровень развития экономики, сложившийся определенный экономический уклад, наличие фольклорной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

3. Нация – исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рынков в общенациональный.

Процесс формирования этноса получил название этногенеза. В науке выделяют два основных подхода к изучению этносов:

1) естественно-биологический (Л. H. Гумилев ): этнос является результатом географического развития;

2) социокультурный (П. Сорокин ): нация – сложное и разнородное тело, распадающееся на ряд социальных элементов, что вызвано их совокупным действием.

Понятие этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, связанное с их доходом, образованием, престижем, объемом властных полномочий, статусом и местом в общей иерархии этнических общностей.

Особенности этнической стратификации: границы страты более различимы, и степень мобильности между ними минимальна; этноцентризм; конкуренция между группами; различный доступ к власти у различных этнических групп.

Этнические стереотипы – совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям (например, все немцы – пунктуальны, французы – галантны).

Этнический предрассудок: «Дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований» (Фома Аквинский ). Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии.

Этноцентризм (У. Саммер ) – взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Этноцентризм способствует сплочению группы и появлению национального самосознания. Крайние формы проявления этноцентризма – национализм, презрение к культурам других народов.

Этническая дискриминация – ограничение прав и преследование людей по мотивам их этнической принадлежности.

Этносоциальная стратификация обладает сильным конфликтогенным потенциалом. На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и иных проблем.

Из книги Секретные войны Советского Союза автора Окороков Александр Васильевич

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ С КУРДИСТАНОМ. 1919-1991 ГГ Краткая историческая справкаКурдистан – горная область в Западной Азии, населенная в основном курдами. Ее большая часть расположена в пределах Армянского и Иранского нагорий. Название применяется главным

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭТ) автора БСЭ

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Раздел XII Социальные общности как политические акторы В политическом процессе значительную роль играют социальные общности, которые выступают субъектами, творцами политики. К таким социальным общностям в первую очередь относят правящие элиты и группы интересов.

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Этнические рестораны Во всех туристических районах есть рестораны не только местной, но и иностранной кухни – чаще всего французской, итальянской, средиземноморской, турецкой, китайской, русской.По статистике, в Германии, например, самые популярные этнические рестораны

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПЫ Общество является целостным, но не однородным. Круг людей, которые взаимодействуют в обществе, велик, и возникает необходимость в образовании общностей. Общность образуется только в том случае, если люди вступают в

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

11. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ Этносы (этнические группы) – большие группы людей, связанные общностью культуры, языка, обычаев, верований, традиций. Например, славянская этническая группа, состоящая из славянских народов: западных славян (болгары, чехи, словаки), южных славян

Из книги Наркомафии [Производство и распространение наркотиков] автора Белов Николай Владимирович

Этнические банды Однажды полицейским Нью-Йорка удалось обнаружить и разгромить лабораторию по производству героина, расположенную в городе. Блоки тайваньского белого героина к моменту появления агентов федеральной службы были еще не размолоты и не переработаны.Поток

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения:

1) Естественно-биологический или расово-антропологический подход - признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков - основа культурной отсталости наций и народностей.

2) Марксистская теория - провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм.

3) Социокультурный подход - рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность - важный источник самодвижения и саморазвития.

4) Пассионарная теория этногенеза (происхождение, развитие этноса) - рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества - цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса - пассионарный толчок. Пассионарность - определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии - особо энергичные, одаренные, талантливые люди.

Виды этнических общностей:

Род - это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Племя - это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность - это исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация - это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

Его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

Его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

Оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora - рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса - общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности - единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

Необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

Необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов - язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Этносы - это группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

Среди этнических общностей выделяют племена, народности и нации.

Род - группа семей, связанных общим происхождением.

Племя - совокупность родов, связанных общей культурой, языком, территорией проживания, единой религией и обрядами, ведущий со­вместное хозяйство.

Народ - исторически сложившаяся общность людей, отличающаяся одним языком, культурой и территорией.

Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общно­сти людей, характеризующаяся единством территории, экономиче­ской жизни, исторического пути, языка, культуры, национального са­мосознания.

Представители нации говорят и пишут на одном языке, понят­ном (несмотря на диалекты) всем членам нации.

У каждой нации свои фольклор, обычаи, традиции, менталитет (особые стереотипы, уста­новки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура.

Сплоче­нию нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.

Национальное самосознание - отражение сознания нации в инди­видуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историче­ском опыте.

Диаспора - часть нации, проживающая отдельно от основной части, вне исторической родины, но при этом сохраняющая культурное, язы­ковое, религиозное единство.

3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Типы межнациональных отношений:

    отношения между этносами внутри государства;

    отношения между национальными государствами.

Формы межнациональных отношений:

    мирное сотрудничество (происходит как этническое смешивание, либо как этническое поглощение (ассимиляция));

    этносоциальный конфликт (форма межнациональных отношений, характеризующаяся наличием взаимных претензий, открытым противостояние народов друг другу). Крайняя форма конфликта - геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение определен­ных групп населения по национальным или религиозным признакам.

Ксенофобия - неприятие всего иностранного, чужеродного.

Национализм - убеждённость в исключительности своей нации.

Нацизм - возвеличивание своей нации при крайней нелюбви к представителям других этнических групп.

Фашизм - идеология, при которой интересы определённой нации ставятся выше интересов других наций и отдельных индивидов.

Шовинизм - крайняя степень национализма, связанная с ущемлени­ем прав людей по национальному признаку.

Расизм - форма дискриминации по расового признаку.

Причины этносоциальных конфликтов:

    социально-экономические (различия в уровне жизни);

    культурно-языковые (ущемление культуры и языка в обществен­ной жизни);

    этнодемографические (резкий рост численности, миграция);

    экологические;

    экстерриториальные (несовпадение административных границ с границами расселения);

    исторические;

    конфессиональные;

    культурно-бытовые (непринятие особенностей поведения друго­го этноса).

Пути разрешения конфликтов:

    признание межнациональных проблем -осознание неприемлемости насилия;

    юридизация конфликта;

    экономическое стимулирование;

    создание центров поддержки национальных культур;

    организация комиссий, советов по разрешению конфликтов;

    введение бесед о толерантности (терпимость к иным взглядам, ве­рованиям, нациям) в школьную программу.

Урок № _____ Дата: 2.03.2016

Открытый урок по обществознанию

Курс: 1

Группа 1-15

Профессия «Повар, кондитер»

Раздел: Социальные отношения

Тема занятия:

Цели занятия: Рассмотреть основные этнические общности (род, племя, народность, нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность этноцентризма. Развивать умение объяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры. Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории. Воспитывать гуманность, терпимость к другим нациями народностям, интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине.

Тип занятия: изучение нового материала

Методы: элементы проблемного обучения, объяснение учителя, просмотр презентаций, самостоятельная работа в рабочих листах, мини-доклады студентов.

Оборудование: рабочий лист, толковый словарь Ожегова, ноутбук, мультимедиа.

Общие компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 5

Связь с другими науками : история, право, география, история мировых религий.

Связь с профессией: примеры

Литература:

1. Обществознание под ред Боголюбова, 10 кл. М., Просвещение, 2010

2. Здравомыслов A.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997.

Ход занятия

1. Организация начала занятия (3 минуты)

Проверка наличия студентов в группе и готовность их к занятию

Вступительное слово учителя

Легенда:

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

(студенты высказывают предположения)

1.1. Сообщение темы и целей занятия (2 мин)

Тема нашего занятия: Этнические общности и межнациональные конфликты (запишите тему занятия в рабочий лист урока)

Цель занятия : Рассмотреть основные этнические общности (род, племя, народность, нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность этноцентризма. Развивать умение объяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры. Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории. Воспитывать гуманность, терпимость к другим нациям, народностям, интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине.

2. Мотивация студентов (2 мин)

Что такое «этнос»? (высказывания студентов)

Этнос - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация (по словарю Ожегова )

Этнос - общее название национальных образований: нации, народности и т.п. (по словарю Даля )

3. Изучение нового материала (25 минут)

Прочитайте в словаре понятие « этническая общность»

3.1 Этническая общность - это

    исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

3.2 Основные виды этнических общностей

Из этого понятия выделите основные составляющие этнической общности?

Запишите их в рабочем листе под стрелками.

Задание : С помощью презентации, попробуем дать характеристику этнических общностей (студенты записывают кратко в рабочих листах)
Род
- группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Племя - совокупность родов , связанных между собой общими чертами культуры , осознанием общего происхождения , а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность - исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком , психическим складом , культурой.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми э кономическими связями , общей территорией и общностью языка, культуры , этнического самосознания.

Связь с историей

В VI - VIII веках восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы, заняли большую часть В-Е равнины, на этой территории проживало 12 племенных союзов, наиболее многочисленные были поляне, ильменские славяне, древляне…

Племя – исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов

В IX в.формируется государство у восточнославянских племен- с центром в г.Киеве – Киевская Русь.

В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство.

Подчиняясь власти киевского князя каждое племя, отправляло своё ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом «Мы из рода русского» заявляли с гордостью

В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым.

Так постепенно складывалась древнерусская народность.

Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории. Устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

В результате моголо-татарского нашествия в XIII в.древнерусская народность была разобщена.

С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо – Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык.

Жители Юго-Западной и западной Руси оказались включены в состав владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея возможности общаться с Северо –Восточной Русью, они сохранили особенности местных диалектов, быта и культуры.

В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель

Из некогда единой древнерусской народности формируется русская, украинская. белорусская народности.

Позже с образование централизованного государства и развития капиталистических отношение формируется нация- русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса - нации.

Просмотр ролика «О нациях»

3.3 Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

    отношения между разными национальностями внутри одного государства;

    отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие: мирное сотрудничество и этнический конфликт (от лат. conf lictus - столкновение).

1. Мирное сотрудничество - Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2. Этническое поглощение - Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка - пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом - сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов - создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis - множественный).

3.5 Межнациональные конфликты.
В современном мире практически не существует этнически однородных государств.

Таким образом, людям разных национальностей, так или иначе, приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Что такое межнациональный конфликт?

Запишите понятие в рабочем листе.

Межнациональный конфликт - это

одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

3.6 Этноцентризм - совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм - уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

3.7 Типы межнациональных конфликтов. (мини-доклады)

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio - народ) -это идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Шовинизм (фр. chauvinisme - термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) - политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Геноцид (от лат. genos - род и caedere - убивать) - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост - массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

4. Закрепление полученных знаний. (5-7 мин)

4.1 Примеры межнациональных конфликтов

1. Самый ранний тип этноса (1 балл)

1) народность 2) нация 3) племя

2.В 1991 г. в немецком городе Хайерсверде неофашисты и (2 балла) «бритоголовые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример

1) культурного плюрализма 2) толерантности 3) расовой нетерпимости 4) ассимиляции

3.В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. Это пример,

1) межэтнической интеграции 2) ассимиляции 3) этнического смешивания 4) культурного плюрализма (1 балл)

4. Признак этнической социальной общности

1) единое гражданство 2) язык и культура 3) религия и мораль (1 балл)

Подсчитайте баллы

5 баллов -5

4 балла – 4

3 балла -3

2 и ниже – 2

Работа проверяется. Выставляется оценка.

5. Рефлексия (2 мин)

5.1 Лестница успеха

Вернемся, к началу урока вспомните легенду. Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные.

Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы с вами живем в многонациональном государстве.

6. Домашнее задание. (1 мин)

Приготовить презентацию об одном из этносов, которые живут в нашем крае

В мире существует около 2-х тысяч наций, народностей и племен. Чаще всего в состав одной страны входит несколько наций, такие государства называют многонациональными, и эти понятия подробно изучаются в 8 классе. Сейчас попробуем разобраться, что обозначают понятия род, народность, этнос, нация, племя, национальность, выявить их сходства и различия.

Этнос

Этнос - общее собирательное название для многочисленных кровнородственных групп людей, которые образуют племя, народность или нацию.

Отнести человека к тому или иному этносу можно в зависимости от его биологических и социальных особенностей.

Каждый этнос имеет черты, которые свойственны именно его представителям. Они формируются в течение долгого периода времени и под влиянием различных факторов: природно-климатических условий, территории проживания, исторического прошлого.

На внешний облик и характер людей влияют природные условия, в которых долгое время проживал их народ. Например, сильные ветра, песчаные бури определяют такой признак, как узкие глаза, а жаркий, солнечный климат привел к появлению людей со смуглой и черной кожей. Отдаленность места проживания, изолированность отражалась на образе жизни и отношениях с другими людьми.

Итак, выделим ряд признаков этноса как устойчивой общности людей:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • кровнородственные связи;
  • общность исторического развития;
  • общая территория проживания;
  • общие традиции;
  • общее культурное наследие;
  • единство быта и языка.

Племя

Это самая ранняя форма этноса. Его появлению предшествовало объединение людей в семьи, роды и кланы.

Семья - самая малочисленная из групп, основанная на кровном родстве. Она объединяет родителей и детей. Объединение нескольких семей образует род. Несколько родов, вступивших в союз, становятся кланом. Объединение нескольких кланов называется племенем.

Племена имели свой язык, проживали на одной территории. Кроме того, в это время уже зарождалась система управления. В каждом племени был свой вождь, а также особый совет, в котором обсуждались самые важные вопросы. Формировались традиции и церемонии.

Этнос: нации и народности

Народность

Это более развитая форма этноса, пришедшая на смену племени. Главные ее отличия в том, что:

  • она включала в себя большее количество людей;
  • ее появление было связано с появлением государств, которые объединяли большие территории в одно целое;
  • объединение людей происходило теперь не только по кровнородственным связям, но по языковым, территориальным, экономическим и культурным признакам.

Нация

Это тип этноса, наиболее многочисленная группа людей, объединенных общими институтами и ценностями.

Признаки нации:

  • единая территория;
  • единый язык;
  • общность экономической системы;
  • единый национальный характер, чувство солидарности.

Миграция

Людям свойственно постоянное перемещение вследствие природных катаклизмов, военных действий, освоения новых территорий для ведения хозяйства. Некоторые народы были вынуждены переселиться со своей родины, в результате чего они приобщались к другой культуре, территории, налаживали связи с другими этносами, перенимали их черты. Место, в которое они переселялись, становилось их исторической родиной.

Выбор редакции
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...

Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...

Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...