Понятие территориальных общностей. Социально-территориальные и национальные (этнические) общности


Совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе соц.-территориаль-ных различий в специфич. соц. образования, выступающие носителями локально проявляющихся связей и отношений, господствующих в данном об-ве. Сам факт связи между расселением людей и соц. развитием зафиксирован социологией в конце XIX - первой четверти XX вв. Ф. Теннис, К. Бюхер, Р. Маккензи рассматривали территориальную общность гл. обр. через призму совместного проживания людей на той или иной территории. На переднем плане оказывались при этом "локальность" общности в отличие от об-ва и "территориальность" в отличие от факторов формирования иных соц. групп. О.с.-т. - одна из ключевых категорий социологии расселения, ибо именно она выражает собой определенный срез соц. дифференциации людей, складывающийся на основе историч. обусловленной территориально-поселенческой организации об-ва. О.с.-т. - категория историческая. Ее возникновение связано с переходом от первобытнообщинного строя, основанного на личных кровных узах, к классовому об-ву, одним из признаков к-рого является то, что оно разделяло народ для обществ. целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Именно с этого времени место жительства человека, как и расселение в целом, становятся звеном соц. детерминации и одновременно фактором и средой соц. развития. Предпосылкой О.с.-т. является своего рода закрепление индивида за поселением, что находит свое внешнее выражение в явлении постоянного места жительства. Данное явление обусловлено разделением труда. Составной частью последнего выступает распределение людей по тем или иным его видам. Естественно, что оно существует и на уровне поселения: во-первых соединение работника со средствами производства предполагает определенную территориальную "привязку"; во-вторых, характер развития техники и технологии до определенного времени предполагает непосредственное включение индивида в производственный процесс, к-рый всегда территориально определен; наконец, само закрепление работника за видом труда ограничивает возможности его передвижения как в пространстве, так и в соц. отношении. Таким образом, постоянный характер места жительства означает, что поселение людей "привязано" к производству, а расселение их в целом следует за размещением этого производства. Тем самым поселение становится непосредственной средой жизнедеятельности человека. С социологич. т. зр. это означает, что обществ. соц.-экономич. условия, детерминирующие соц. развитие общностей и личности, выполняют свою функцию не только на уровне об-ва в целом, но и на уровне определенного поселения, ибо именно там человек (и население в целом) выступает как субъект труда, субъект потребления и т. д. Условия жизнедеятельности людей, начиная с формы соединения работника со средством производства, носят в поселении конкретный характер, определяя собой возможности развития людей и удовлетворения ими своих потребностей, т. е. выполняют функцию фактического основания их соц. развития. Это означает, что поселение играет определенную роль в социализации индивида. Но одного закрепления людей за поселением и превращения последнего в непосредственную среду их жизнедеятельности еще недостаточно для образования О.с.-т. Общность такого рода может сложиться лишь на основе отличий условий жизнедеятельности людей в таком-то месте от условий др. места и формирования на этой основе общих интересов. Различия условий жизни в поселениях - проявление неравномерности экономич. и соц. развития тех или иных территорий, регионов. Она обусловлена различиями в уровне развития производительных сил, степени хозяйственного освоения территорий. На этой основе различия условий жизни в поселениях существуют не только в экономич. области, но и в сфере соц. жизни. По своему обществ. смыслу они представляют собой не что иное, как соц.-территориальные различия. Частный случай таких различий - различия между городом и деревней, но соц.-территориальные различия прослеживаются и между самими городскими (как и сельскими) поселениями. Соц.-территориальной общностью является не только население города, села, агломерации. В силу того что поселения включены в более сложные территориально-административные образования - район, область, республика, - а последние также отличаются спецификой экономич. и соц. развития. При этом в иерапхии О.с.-т. поселение играет особую роль: в основами территориальных различий в разрезе любых административных единиц всегда лежитсостояние условий жизни в местах поселения, где они становятся непосредственным основанием развития. Поэтому население отдельного поселения выступает первичной О.с.-т., а совокупность первичных О.с.-т. объективно является нижним, первичным уровнем структуры социально-территориалъной (см.). Лит.: Староверов В.И. Социально-демографические проблемы деревни. М., 1975; Баранов А.В. Социально-демографическое развитие города. М., 1981; Ланно Г.М. Города на пути в будущее. М, 1987; Крупный город: проблемы и тенденции развития. Л., 1988. М.Н. Межевич.

Территориальные общности - это совокупности людей, характеризующиеся общностью отношения к определенной хозяйственно-освоенной территории, системой экономических, социальных, политических и других связей, выделяющих ее в качестве относительно самостоятельной единицы пространственной организации жизнедеятельности населения. Социология изучает закономерности воздействия соответствующей социально-территориальной общности (города деревни, региона) на социальные отношения людей, их образ жизни, их социальное поведение.

Ядро той или иной единицы социально-пространственной организации общества, даже в наш век интенсивной миграционной подвижности, довольно устойчиво. Поэтому оно хранит специфические черты, приобретенные под влиянием своеобразных обстоятельств формирования и развития территориальной общности. Среди этих обстоятельств необходимо назвать следующие:

историческое прошлое. Именно с историей территориальной общности связаны устойчиво сохраняющиеся определённые трудовые навыки населения, традиции, некоторые особенности быта, взглядов, отношений и т. д.;

экономические условия, а именно структура народного хозяйства, фондо- и энерговооруженность труда, продолжительность функционирования производств и предприятий, развитость услуг и т. д. Они, определяют социальный и профессиональный состав населения, уровень его квалификации и культуры, образования, структуру досуга, характер жизнедеятельности и т. д.;

природные условия, оказывающие существенное влияние на условия труда, содержание и уровень материальных потребностей, организацию быта, формы межличностного общения и многие другие черты образа жизни населения.

В каждой территориальной общности имеются все элементы и отношения общей структуры конкретно-исторического социального организма - производительные силы, технолого-организационные и производственные отношения, классы и социальные слои, социальные отношения, социальное управление, культура и быт и т. д. Благодаря этому данные общности могут функционировать как относительно самостоятельные социальные образования.

Территориальная общность объединяет людей, имеющих, несмотря на все многообразие классовых, профессиональных, демографических и иных различий, некоторые общие социальные черты. Взятые в совокупности характеристики всех групп населения, проживающих на определенной территории, позволяют судить об относительном уровне развития конкретной общности.

Территориальные общности бывают разных уровней. Высший – советский народ, новая историческая общность людей. Она является объектом изучения общесоциологической теории и научного коммунизма, а отдельные компоненты ее изучаются специальными социологическими дисциплинами. Следующий уровень- национальные территориальные общности, являющиеся объектом этносоциологии и теории наций.

Исходной в системе территориальных единиц является первичная территориальная общность, которая обладает свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию. Другими словами, ее составные части не могут выполнять те специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной единице. Из числа разнообразных функций первичной, территориальной общности системообразующей является функция устойчивого социально-демографического воспроизводства населения. Последнее обеспечивается повседневным обменом основными видами деятельности людей и тем самым удовлетворением их потребностей.

Социально-территориальные и национальные (этнические) общности

Социально-территориальные общности

Вся разносторонняя и многоплановая деятельность людей, составляющая содержание социальных процессов, осуществляется в масштабе определенных территориальных общностей, являющихся в связи с этим важными условиями и формами общественной жизни.

Социально-территориальные общности могут быть определены как совокупность людей, обладающих однотипным отношением к определенной хозяйственно освоенной территории. Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей. Социально-территориальные общности существовали и существуют в разных исторических условиях. Их появление означало важный этап, качественный скачок в истории человечества. На это в свое время указал Ф. Энгельс, отметивший, что «старое общество, покоящееся на родовых отношениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; на его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения» . Иначе говоря, именно территориальные общности являются основообразующими звеньями любого государства.

Специфические свойства территориальных общностей детерминированы: экономическими условиями, в первую очередь исторически сложившимся разделением труда; социально-классовой, профессиональной и национальной структурой населения; экологическими условиями, оказывающими важное влияние на характер трудовой деятельности, организацию быта и многие другие аспекты образа жизни людей.

В принципе каждая территориальная общность несет на себе некоторые общие черты, характерные для социального организма в целом.

В общей совокупности территориальных образований исходной является первичная территориальная общность, обладающая свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а ее составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности.

Такой исходной территориальной общностью является регион.

Между социально-территориальными общностями существуют важные различия : по уровню развития производительных сил, плотности населения, характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.

Социальное воспроизводство - это процесс эволюции системы социальных связей и отношений, социальной структуры, социальных институтов и организаций, ценностей, норм и поведенческих стандартов.

Основу социального воспроизводства составляет социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Последнее включает в себя демографическую, этническую (национальную), культурную, духовно-правовую, профессиональную составляющие . В своей совокупности они обеспечивают не только физическое воспроизводство людей, но и воспроизводство определенных социальных качеств, необходимых для участия населения в общественной жизнедеятельности.

Социальное воспроизводство не имеет характера «простого повторения», т. е. и количественно, и качественно на разных исторических этапах развития общества оно разное. Поэтому термин «расширенное» или «суженное» социальное воспроизводство должен отражать в своем содержании эти обстоятельства.

В реформируемой России в 90-е гг. XX в. в регионах с преимущественно русским населением наблюдался явный спад рождаемости и увеличение смертности населения. Практически во всех российских регионах в это же время проявлялось усиление маргинализации населения, получили распространение социальная апатия и различные формы девиантного поведения. В целом стали более ощутимыми различия в социально-экономическом развитии регионов. Сказалось также увеличение масштабов миграции, осложнившаяся ситуация в ряде областей и районов страны.

Территориальная градация российского общества отражается в определенных пределах в его административно-территориальном делении на республики, края, области, автономную область, автономные округа, города федерального значения, крупные, средние, малые города, поселки городского типа, деревни, аулы, хутора и т. д.

Наряду с функциями социального воспроизводства некоторые из социально-территориальных образований выполняют социально-политические функции, являясь субъектами Федерации. Последние сложились исторически и являются в условиях новой демократической России своеобразным наследием советского прошлого.

В самых общих чертах современное российское государство представляет собой сочетание федеративной организации (главенствующий признак) и элементов конфедерации, а также унитарного государства, т. е. «такую организационную структуру, которая отражает масштабы страны, ее многоликость, советское наследие» . По Конституции России, федерация изначально состояла из 89 субъектов, в числе которых 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, автономная область и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург . С весны 2000 г. все эти разнообразные административно-территориальные единицы объединены в 7 федеральных округов. Это нововведение призвано способствовать усилению централизованной государственной власти; оно делает еще более специфическим российский федерализм. Говоря о его особенностях, А. Г. Здравомыслов отмечает следующие моменты:

  • а) невозможность прямого заимствования опыта федерального строительства у других государств и народов;
  • б) отсутствие исторической традиции федеративных отношений как в досоветский, так и в советский периоды;
  • в) наличие гораздо большего многообразия регионов, чем в иных федеративных государствах мира;
  • г) осложнение федеративных отношений национально-этническими аспектами, которые представляют собой важную проблему современной политической реальности.

«Нынешний этап развития российского федерализма, - подчеркивает социолог, - связан с действующей конституцией, которая, с одной стороны, провозглашает Российскую Федерацию в качестве Федерального Государства, а с другой стороны, содержит в себе определенные отступления от этого принципа» . Эти «отступления» узаконивают, в частности, раз- ностатусность регионов. Более того, составляя в совокупности Российскую Федерацию, регионы (ее субъекты), имея разный статус, оказывают разное влияние на социально-политические процессы в стране, на функционирование самой государственной власти.

Регионы, представленные национальными республиками, в соответствии с Конституцией являются суверенными государствами, имеющими свои конституции, свое законодательство, свою государственную атрибутику, в то время как все остальные, являясь также субъектами Федерации, таким статусом не обладают.

Характер отношений между федеральным центром и регионами определяется не только Основным Законом страны, но также местным законодательством и системой договоров о разделении властных полномочий и предметов ведения. Оптимальное решение этой проблемы обеспечивает как целостность федерального государства, так и достаточную самостоятельность субъектов Федерации в решении вопросов, которые входят в их компетенцию. От того, как разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, зависит эффективность функционирования всего государства.

«Первые шаги становления подлинного федерализма, в частности перераспределения властных функций из центра в регион, - отмечает А. А. Жириков, - воспринимаются многими как признак ослабления государства, ущемления его суверенитета и даже как угроза территориальной целостности. Для подобных опасений имеются весьма серьезные основания - в ходе политической перестройки многие политики строили свою карьеру именно на сепаратистких лозунгах борьбы с федеральной властью» . И это не могло не сказаться на самом принципе становления демократического федерализма и на политической стабильности общества.

В силу некоторых особенностей развития постсоветской России разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами пошло двумя путями: конституционным и договорным. Заключение в марте 1992 г. Федерального договора положило начало процессу развития именно договорных отношений. Принятие Конституции РФ не только не остановило этот процесс, но и придало ему новый импульс.

Международный опыт свидетельствует о возможном трояком подходе (трех способах) разграничения предметов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Первый состоит в том, что в Конституции перечисляются все вопросы, подлежащие совместному ведению Федерации и ее субъектов. Затем по каждому из данных вопросов подробно определяется круг проблем, находящихся в исключительном ведении Федерации. Второй подход (способ) заключается в том, что перечисляются вопросы, по которым Федерация определяет общие принципы законодательства, а субъекты Федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы. Третий подход (способ) состоит в распространенной практике, когда по вопросам, находящимся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, законодательным органам субъектов Федерации предоставляется право принимать законы лишь в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона.

Таким образом, юридическая форма решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, по сути своей одинакова. Ею является Конституция Федерации, а не договор. И эта получившая широкое распространение практика закономерна, так как договор пригоден лишь для регулирования отношений между субъектами, равными по своему статусу, а именно: для регулирования отношений между субъектами гражданского или международного права.

В анализе места и роли договорных отношений в Российской Федерации следует исходить из того, что в России сложилась федерация конституционная, а не договорная. Существующая практика договоров свидетельствует о том, что договора заключаются не между Российской Федерацией как целым и ее субъектами, а между органами государственной власти - федеральными и региональными, и при этом исключительно по вопросам разграничения своих полномочий. Поэтому роль договоров является вспомогательной, и они представляют собой скорее временную вынужденную меру, призванную сгладить противоречия между федеральным центром и субъектами Федерации.

Сохранить целостность страны, не допуская ущемления интересов территорий - сложнейшая двуединая задача для современного российского государства. Ее решение связано с формированием новой модели федерализма, позволяющей реализовать концептуальные принципы самоопределения народов на основе равноправия всех субъектов Федерации и всех рациональных общностей в каждом регионе России. Оптимальная модель российского федерализма призвана не допустить ущемляющего интересы субъектов Федерации унитаризма, с одной стороны, и превращения России в конгломерат слабо связанных между собой территориальных общностей - с другой.

Одной из сложнейших проблем взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации явилось соотношение федеральных и местных законов, несоответствие вторых первым и невыполнение федеральных законов на местном уровне.

Властные элиты субъектов Федерации руководствовались в своей деятельности главным образом местными интересами, мало заботясь об интересах государства в целом.

Можно согласиться с характеристикой, сформировавшейся на основе действующей Конституции РФ, государственной системы, данной ей известными политологами Л. Шевцовой и И. Клямкиным: «Во-первых, в ней зафиксировано не согласие различных политических сил относительно принципов общественного устройства, - отмечают они, - а закреплена победа одной из них при отсутствии такого согласия. Отдавая себе в этом отчет и желая избежать дальнейших конфронтаций, победившая сторона вынуждена постоянно и безуспешно искать дополняющие Конституцию консолидирующие процедуры, что лишь выявляет неустойчивость и зыбкость российского конституционного строя. Во-вторых, монархические полномочия, предложенные главе Основным Законом, в современной России не могут быть реабилитированы сколь-нибудь последовательно. Концентрация власти в центре, ее многосубъектность на федеральном уровне могла быть оплачена только уступками регионам и предоставлением им права самим выбирать местные органы власти, что характерно лишь для стран с развитыми и глубоко укорененными демократическими традициями. В России же это приводит к тому, что региональные власти сплошь и рядом выходят за пределы конституционного поля, а у наделенного монархическими полномочиями президента нет властных ресурсов, чтобы этому воспрепятствовать. Таким образом, президентская моносубъектность, призванная быть гарантом Конституции и обеспечивать ее соблюдение, оказывается не в состоянии это делать, выявляя и наглядно демонстрируя тем самым суррогатность (и скорее всего временность) всей постсоветской российской государственности» .

Выход за пределы конституционного поля представляет наибольшую опасность для судеб Российской Федерации. Ее нейтрализация предполагает изменения, прежде всего в самой

Конституции, принятие соответствующих федеральных законов, исключающих подобную угрозу.

Отсутствие должного контроля за действием региональных властей привело к серьезному ухудшению общей социально- экономической ситуации в стране. Дело дошло до того, что значительные финансовые ресурсы, отправившиеся из федерального бюджета в виде трансфертов и государственных инвестиций, не достигали целевого получателя, а налоги, которые должны были бы поступать в федеральный бюджет, нередко задерживались в границах регионов.

Подобная ситуация создавала предпосылки для усиления сепаратистских и центристских тенденций. Возникла острая необходимость принять специальные меры для сохранения единства и целостности страны, укрепления Российской Федерации и предотвращения ее преобразования в конфедерацию. В числе таких мер - введение института федерального вмешательства в юридическую и политическую практику, позволяющего федеральной власти отстранять от управления представителей региональной власти в случае нарушения ими Конституции и других законов страны. (Кстати, подобная норма существует и в конституциях других стран. Так, Конституция ФРГ дает нижней палате парламента (буденстагу) право распускать законодательные собрания земель (ландтаги) в строго определенных законом случаях.)

Здравомыслов А. Г. Интерпретация государственности в российскойполитике // Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. М., 1997. С. 63-64.

  • Жириков А. А. Проблемы федерализма // Социология межнациональных отношений / Отв. ред. В. Н. Иванов. М., 1996. С. 122.
  • Шевцова Л., Клямкин И. Эта высокая и бессильная власть // Независимая газета. 1998. 24 июня.
  • Рис. 21. Социально-территориальная структура Российской Федерации

    Социально-поселенческая подструктура формируется на основе следующих типообразующих признаков поселения.

    Численность населения , или людность . С одной стороны, людность поселения предопределяет степень пространственной концентрации человеческих масс, богатство информационной среды, меру формализации социальных контактов, возможности дружеского и профессионального общения, образования семей и т.д. С другой стороны, она служит базой определения нормативного уровня развития социальной инфраструктуры. Чем больше людей живёт в поселении, тем более широкий круг учреждений обслуживания оно в принципе может иметь и тем выше может быть их ранг. Так, согласно существовавшим нормам, на строительство детского сада может претендовать поселение, имеющее не менее 500 жителей, кинотеатра - не менее 3 тысяч, театра оперы и балета - не менее миллиона жителей.

    Социально-демографический состав поселенческой группы отражает её сбалансированность по полу и возрасту, способность к естественному самовоспроизводству (или, напротив, потребность в систематическом пополнении извне за счёт миграции), семейный состав населения, его структуру по образованию, квалификации, соотношение лиц разных национальностей и разных культурных традиций. Качественный состав жителей определяет социально-психологический климат в поселении, господствующие нормы поведения, традиции, образ жизни. По этому признаку различаются, например, города разных масштабов (крупные или малые), неодинаковой специализации (скажем, научные или шахтёрские). Большие различия наблюдаются и между городом и селом.

    Административный статус , присваеваемый каждому поселению, разделяет, во-первых, сёла и города, во-вторых, их конкретные типы. Города разделяются на категории в зависимости от того, каким органам управления они подчиняются: районным, областным, республиканским, или федеральным. Административный статус сёл определяется тем, являются ли они центрами районов или не выполняют функций центральности. От административного статуса зависят масштабы капитальных вложений в развитие производственной и социально-бытовой инфрастуктуры поселений, темпы и эффективность их социально-экономического развития. Например, столицы республик развиваются намного быстрее, чем областные центры,имеющие аналогичную численность населения.

    Производственный профиль поселений отражает емкость и профессионально-отраслевую структуру системы рабочих мест в общественномпроизводстве, атакже социальную ценность этих мест (уровень оплаты труда, его условия,тяжесть,возможность получения жилья, мест в детских учреждениях и т.д.).Этот признак дифференцирует,во-первых,многофункциональные поселения с высокой емкостью и большим отраслевымразнообразием рабочихмести многоотраслевые поселения,предъявляющие спрос на труд по ограниченному кругу профессий,во-вторых, отраслевые поселения разного профиля (сельскохозяйственные,лесозаготовительные, шахтерские, строительные, научные и т.д.). Обеспеченность разных поселенческих группрабочими местами в общественном производстве различается очень сильно.В крупнейших городах можно в принципе найти работу по любой специальности, соответственно очень широк круг профессий, выбираемых здесь молодежью. Напротив, в небольших городах, поселках и на селе выбор рабочих мест в ряде случаев ограничивается несколькими профессиями. Так в небольших деревнях, не имеющих регулярных транспортных сообщений с более крупными центрами, почти все мужчины становятся трактористами, механизаторами или скотниками, почти все женщины - доярками, телятницами или полевыми рабочими. Производственная сфера некоторых поселений фиксирована преимущественно на потреблении мужского труда (например, воинские поселения, отдельно дислоцированные боевые части, заставы и т.п.), других - на потреблении женского (например, знаменитые “города невест” на основе ткацкого производства и т.п.). Наконец есть поселения, производственная сфера которых вообще не способна обеспечить круглогидичную занятость своего населения, так что последнее вынуждено либо работать в других населенных пунктах либо “не работать” совсем, зачастую занимаясь ведением, так называемого, натурального хозяйства.

    Уровень социального развития поселений выражается, прежде всего, в обеспеченности важнейшими элементами социально-бытовой инфраструктуры, в качестве общественного обслуживания населения. В качестве основных характеристик этого уровня можно выделить следующие группы: обеспеченность населения жильем; обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами; развитость бытового и социально-культурного обслуживания населения; развитость системы образования.

    Местоположение поселений по отношению к транспортным коммуникациям и общественно-политическим центрам . Область реальной деятельности большинства современных людей не ограничивается рамками своего поселения (даже если это многомиллионный город). Люди ездят на работу, в учебные заведения, с целью совершения покупок, получения медицинских услуг и т.д. Между тем пространственный арсенал транспортной доступности за определенное время (например, за один час, десять часов или сутки) для поселенческих структур весьма различен. Если из Москвы за 10-12 часов можно добраться до Владивостока, то из районного города или села другой области на это потребуется на много больше времени. Соответственно дифференцируются и возможности удовлетворения потребностей населения за пределами собственных населенных мест.

    Комплекс экологических условий - климатические условия, степень загрязнения воздуха и земли вредными химическими веществами, уровень радиации, качество питьевой воды, наличие зон отдыха на берегах морей, озер и рек, вблизи лесов и т.п. Совокупность этих условий непосредственно отражается на здоровье, продолжительности жизни, трудоспособности и т.п. соответствующих групп населения.

    Особенности социальной политики местных органов власти . Хотя положения этой политики в основном определяются высшими эшелонами власти, то есть носят общероссийский характер, конкретная реализация их на местах не одинакова.

    Социально-территориальные группы участвуют в реализации таких отношений, как размещение производительных сил, территориальное разделение труда и обмен результатами деятельности, территориальная кооперация труда, размещение отраслей непроизводственной сферы, распределение потребительских товаров и социально-культурных услуг, территориальное перераспределение национального дохода и т.п. С учетом вышесказанного можно выделить три основные функции, выполняемые социально-территориальной системой .

    Первая заключается в создании территориальных условий для эффективного использования производственных ресурсов - месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственных земель, рабочей силы населения и т.п.

    Второй функцией является обеспечение нормальных пространственных условий жизнедеятельности - создание рабочих мест, развитие жилого фонда, социально-бытовой инфраструктуры, снабжение продовольствием и потребительскими промышленными товарами и т.п.

    Третья функция выражается в социальном контроле жизненного пространства общества , а также в хозяйственном освоении территорий, не имеющих постоянного населения (тайга, степи и т.д.). В настоящее время наблюдается тенденция к большему “стягиванию” населения к транспортным магистралям и в зоны влияния крупных городов, что с точки зрения рассматриваемой функции следует оценивать отрицательно.

    У территориальных групп есть три основных способа удовлетворения своих интересов :

    Первый заключается в инициативе местных органов власти и учете ими просьб и требований населения;

    Второй - самостоятельном (индивидуальном или коллективном) удовлетворении назревших потребностей на основе инициативного поведения населения (с разрешения властей или независимо от них и даже вопреки их позиции);

    Третий способ поведения заключается в изменении места жительства, то есть в миграции. Убедившись в том, что в рамках данной территориальной общности удовлетворить свои интересы нельзя, люди переезжают из сел в города, из малых городов в крупные, из северных и восточных районов в центральные и т.д.

    Большая общественная значимость социально-территориальной подструктуры обуславливает необходимость управления ее развитием, что предполагает знание социального механизма этого процесса.

    Подробнее см.: Заславская Т.И.Теоретические вопросы исследования социально-территориальной структуры советского общества // Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. С. 215-217.

    Согласно мнению некоторых ученых, понятия территориальной общности и территориальной группы синонимичны, хотя эта позиция мало распространена (см.: Ткаченко А.А. Территориальная общность в системе понятий географии населения//Изв. АН СССРШ. Сергия геогр.1982. N 4. С.94-97).

    Социально-территориальная структура города и села: (Опыт типологического анализа)/ Под ред. Т.И.Заславской и Е.Е.Горяченко; ИЭ и ОПП СО АН СССР. Новосибирск, 1982.

    См.: Развитие сельских поселений:(Лингвистический метод типологического анализа социальных объектов) Под редакцией Т.И. Заславской и И.Б.Мучника.М.:Статистика,1977.Гл.4.С.74-92.

    Территориальные общности - это совокупности людей, характе­ризующиеся общностью отношения к определенной хозяйственно-освоенной территории, системой экономических, социальных, поли­тических и других связей, выделяющих ее в качестве относительно самостоятельной единицы пространственной организации жизнедея­тельности населения. Социология изучает закономерности воздей­ствия соответствующей социально-территориальной общности (горо­да деревни, региона) на социальные отношения людей, их образ жизни, их социальное поведение.

    Ядро той или иной единицы социально-пространственной орга­низации общества, даже в наш век интенсивной миграционной подвижности, довольно устойчиво. Поэтому оно хранит специфические черты, приобретенные под влиянием своеобразных обстоятельств формирования и развития территориальной общности. Среди этих обстоятельств необходимо назвать следующие:

    историческое прошлое. Именно с историей территориальной общ­ности связаны устойчиво сохраняющиеся определённые трудовые навыки населения, традиции, некоторые особенности быта, взглядов, отношений и т. д.;

    экономические условия, а именно структура народного хозяйства, фондо- и энерговооруженность труда, продолжительность функционирования производств и предприятий, развитость услуг и т. д. Они, определяют социальный и профессиональный состав населения, уровень его квалификации и культуры, образования, структуру досуга, характер жизнедеятельности и т. д.;

    природные условия, оказывающие существенное влияние на условия труда, содержание и уровень материальных потребностей, организацию быта, формы межличностного общения и многие дру­гие черты образа жизни населения.

    В каждой территориальной общности имеются все элементы и отношения общей структуры конкретно-исторического социального организма - производительные силы, технолого-организационные и производственные отношения, классы и социальные слои, социаль­ные отношения, социальное управление, культура и быт и т. д. Благодаря этому данные общности могут функционировать как от­носительно самостоятельные социальные образования.

    Территориальная общность объединяет людей, имеющих, несмотря на все многообразие классовых, профессиональных, демографи­ческих и иных различий, некоторые общие социальные черты. Взя­тые в совокупности характеристики всех групп населения, проживающих на определенной территории, позволяют судить об относи­тельном уровне развития конкретной общности.

    Территориальные общности бывают разных уровней. Высший – советский народ, новая историческая общность людей. Она является объектом изучения общесоциологической теории и научного коммунизма, а отдельные компоненты ее изучаются специальными социологическими дисциплинами. Следующий уровень- национальные территориальные общности, являющиеся объектом этносоциологии и теории наций.


    Исходной в системе территориальных единиц является первич­ная территориальная общность, которая обладает свойствами це­лостности и неделимости по функциональному критерию. Другими словами, ее составные части не могут выполнять те специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной единице. Из числа разнообразных функций первичной, территориальной общности системообразующей является функция устойчивого социально-демографического воспроизводства населения. Последнее обеспечивается повседневным обменом основными видами деятельности людей и тем самым удовлетворением их потребностей.

    Социальное воспроизводство.

    Понятие «социально-демографиче­ское воспроизводство» - видовое по отношению к понятию «со­циальное воспроизводство». Социальное воспроизводство – это про­цесс эволюционного развития системы социальных отношений и групп в пределах общественно-экономической формации в форме их циклического воспроизведения оно воплощает тенденции изменения социальной структуры, присущие данной формации.

    Социалистический процесс воспроизводства суть процесс гомогенизации общества, т.е. сближения социальных, групп, стирания социально-классовых различий от поколения к поколению и в пре­делах одного и того же поколения. Социальное воспроизводство включает в себя как воссоздание ранее существовавших элементов социальной структуры и отношений между ними, так и возникно­вение и расширенное воспроизводство новых элементов и отноше­ний. В ходе этого процесса формируется изменяющийся и развива­ющийся индивид.

    Если классы, социальные группы и слои, а также отношения. между ними воспроизводятся - функционируют и развиваются - в масштабах всего общества, то процесс воспроизводства индивида протекает непосредственно в первичных территориальных общностях, которые обеспечивают воссоздание его как живого носителя свойств, характеристик класса, группы, слоя.

    Такие первичные ячейки общества, как производственный коллектив, семья, равно как и различные «отраслевые» социальные ин­ституты - образование, здравоохранение, культура и т. д., осуществ­ляют лишь частичные функции воспроизводства индивида. Специ­фика функций территориальных общностей состоит в том, что, ин­тегрируя деятельность социальных институтов, они обеспечивают.удовлетворение основных потребностей индивида и тем самым его воспроизведение.

    Социальное воспроизводство индивида выступает как социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной терри­тории. Оно неотделимо от процессов демографического воспроизвод­ства и принимает форму социально-демографического воспроизвод­ства, которое обеспечивает подготовку новых поколений к выпол­нению общественно необходимых экономических, политических и иных функций. Поэтому в нем могут быть выделены такие состав­ляющие, как демографическое, профессионально-квалификационное, культурное и другие воспроизводства.

    Социально-демографическое воспроизводство не сводится к фи­зическому воспроизводству численности людей. Это есть также вос­произведение совокупности определенных социальных качеств, необ­ходимых для нормального участия населения в функционировании и развитии общества. Таким образом, в данном воспроизводстве могут быть выделены два аспекта: количественный (собственно вос­производство индивидов) и качественный (формирование - воспита­ние, воссоздание социальных свойств).

    По характеру воспроизводство делится на простое, суженное, расширенное с соответствующими каждому типу количественными и качественными характеристиками. Простым является воспроиз­водство населения в той же численности, что и ранее с неизмен­ными Социальными качествами: квалификацией, образованием и т. п. Расширенное воспроизводство характеризуется ростом числен­ности новых поколений и (или) более высоким уровнем развития их социальных качеств. Для суженного воспроизводства свойственно уменьшение численности новых поколений и (или) снижение их качественных показателей.

    Закономерностью развития социалистического общества является: расширенное социальное и, по крайней мере, простое демографическое воспроизводство. Однако это не исключает возможности существенных различий в режиме воспроизводства в связи с такими факторами, как развитость жизненной среды, качество управления воспроизводственными процессами и т. д.

    Ядром социального воспроизводства (в масштабах общества) выступает воспроизводство социальной структуры, а сущностью со­циально-демографической составляющей этого процесса на территориальном уровне является демографическое возобновление ком­понентов социальной структуры, включая социальные перемещения.

    Условием существования и развития первичной территориальной общности является относительная самодостаточность элементов ис­кусственной и природной среды для осуществления полного цикла социально-демографического воспроизводства. В отличие от мате­риального производства социально-демографическое (т. е. производство самого человека) по своей природе стационарно, территориаль­но нераздельно. Поэтому в литературе все более преобладает точка зрения о том, что возрастание функционального разнообразия, уни­версализация жизненной среды являются ведущим принципом тер­риториальной организации социального производства (и воспроизвод­ства) при социализме (ему противоположен принцип узкой специа­лизации поселений).

    Недопустимо смешивать такие категории, как «город», «деревня», «регион», с одной стороны, и территориальная общность - с другой. Первые являются сложными территориальными образованиями, объемлющими природный и материально-вещный комплексы, а так­же совокупности людей, воспроизводящихся, т. е. функционирую­щих и развивающихся, в процессе производства и потребления на основе этих взаимосвязанных комплексов. Территориальные же общ­ности суть лишь эти совокупности людей.

    Выбор редакции
    Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

    В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

    Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

    Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
    Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
    Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
    Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
    Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
    Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...