Урок в музыкальной школе. Открытый урок в музыкальной школе-студии "ритмические группы с шестнадцатыми"


Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере. Это объясняется как субъективными причинами (педагоги в ожидании негативной обратной связи избегают оценивать деятельность своих коллег), так и объективными (отсутствие практики в методике анализа урока, опыта и смелости в подобных вопросах у руководителей школы), что приводит к формализму в показателях (учитывается часто лишь количество посещенных уроков), а не к качественному, продуктивному анализу. Однако освоение современных педагогических технологий позволяет искать и находить новые подходы.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт. Поэтому цель данной методической работы: повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения, а так же методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Материал разработан и основан на концепциях ведущих российских педагогов, а так же собственном опыте работы. Рекомендации, данные в работе, могут служить памяткой и подсказкой для педагогов при анализе урока, что бы в их отзывах фигурировали не общие «размытые» фразы, а конкретные, конструктивные замечания не только по теории и исполнительству, но и по методике проведения занятия, от которой зависит качество усвоения учащимися учебного материала.

-Теоретическое обоснование содержания и анализа урока: основные педагогические принципы его проведения.

-Практика и методика анализа урока в условиях музыкальной школы, адаптация общих педагогических принципов к специфике музыкального образования.

1. Теория анализа

и основные педагогические принципы урока

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств (по определению В.И. Цыбасовой).

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого педагога, дающего урок. В ходе анализа он получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов и методов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты стиля деятельности.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ– показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Задачи посещения уроков могут быть разными. Это и ознакомление с работой преподавателя (работой учащихся своего класса по специальности), и контроль администрации, и оказание методической помощи, и открытое занятие как форма методической учебы, повышения квалификации.

Преподаватель и руководитель, посещающие урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.

Модель общего анализа урока

Рассмотримнекоторые важные моменты и акценты анализа урока, которые сложились в российской педагогической практике. Предлагаю обобщенную модель анализа урока с позиции управленческого подхода к деятельности преподавателя:

-анализ целей урока, постановка и доведение целей урока до учащихся;

-анализ структуры и организации урока. Наличие плана урока и организация его выполнения педагогом. Оборудование урока, использование технических средств обучения (ТСО);

-анализ содержания урока. Соответствие требованиям учебной программы. Организация самостоятельной работы учащихся. Повторение, обобщение;

-анализ методики проведения урока, обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения. Разнообразие приемов и методов работы. Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;

-анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Степень овладения практическими навыками. Накопляемость, объективность выставленных оценок;

-анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность;

-общая оценка степени достижения целей урока,. Аргументированная характеристика достоинств урока и его недостатков. Диагностика причин и предложения по их устранению. Рекомендации преподавателю по самообразованию на основании выводов и предложений;

Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с педагогом (доброжелательность, уважительность, тактичность разговора), опираясь на положительные моменты. По окончании анализа урока заполнить и дать педагогу на подпись протокол, удостоверяющий факт анализа данного урока.

Самоанализ урока.

При подготовке к уроку и после него преподавателю важно обдумать и озвучить следующие вопросы.

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика реальных возможностей учащихся данного класса

3. Как решались задачи триединой дидактической цели на уроке:

1)образовательные (чему учили?);

2)воспитательные (что воспитали?);

3)развивающие (что развивали?);

Была ли обеспечена их комплексность в сочетании со здоровьесберегающими целями?

4. Почему была выбрана такая структура урока? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делается главный акцент на уроке и почему?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Был ли дифференцированный подход к учащимся? Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся?

8. Как обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?

11. Психологическая атмосфера урока (комфортность). В чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом?

12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания? Если не удалось, то почему? Как вы сами оцениваете результаты урока? Наметить перспективы своей деятельности.

Таковы общие педагогические принципы разбора и анализа урока. Посмотрим, какова возможность их реализации в практике Детской музыкальной школы.

для администрации музыкальной школы

В музыкальной школе занятия носят несколько специфический характер в первую очередь потому, что основаны не только на теории, но в большей степени на творчестве и импровизации. Урок в музыкальной школе не может быть математически точно выстроен и проведен. В нем всегда найдется место творческому отклонению от общего замысла урока, не нарушающего, впрочем, основной цели занятия. Однако, общие педагогические принципы проведения и анализа урока в целом применимы и к творческому уроку. Необходимо помнить важное педагогическое правило: эффективность урока будет только тогда, когда он методически продуман и подвергнут анализу.

Перед посещением теоретического (группового) урока необходима предварительная работа: знакомство с учебной программой, календарно-тематическими планами по теме, настрой преподавателя на присутствие на уроке постороннего. В зависимости от цели посещения можно поинтересоваться, в каком классе (с каким учеником) целесообразней посетить урок.

Основной анализ, как правило, охватывает несколько важных моментов, которые нужно учесть при написании протокола посещения урока:

-проверка домашнего задания учащихся: опрос, учет полученных знаний, поощрение, порицание, аргументированная оценка, вывод и обобщение;

-объяснение новой темы, понятий: глубина подачи материала, соответствие календарному плану, изложение: доступное, грамотное, сжатое или развернутое, умение проиллюстрировать материал голосом, на инструменте (отметить качество), индивидуальная работа с учащимися;

-эффективность и разнообразие закрепления материала и организация самостоятельной работы учащихся: умение охватить вниманием группу в целом и использование индивидуальных методов работы, способность педагога выбрать оптимальные приемы, способствующие активизации обучения, развитие гармонического, мелодического и ритмического слуха учащихся, их умения самостоятельно мыслить, связать предмет со смежными (специальными) дисциплинами, культура записей в тетрадях учащихся, постановка конкретных задач, вопросов и доведение до правильных конкретных ответов, акцент педагога на точном интонировании по сольфеджио и хору, включение игровых моментов и ассоциативного мышления у младших школьников;

-воспитательный аспект урока: тон, настроение, темп урока, эмоциональная окраска, художественные приемы, эстетика преподнесения материала; «живое, не сухое», использование дополнительной литературы и первоисточников как со стороны педагога, так и со стороны детей, внимание преподавателя к интересам, вопросам каждого ребенка, терпение и выдержка при ответах слабоуспевающих и плохо интонирующих учащихся. Занятия эстетического цикла предпочтительней строить в форме беседы, разговора, диалога, нежели в порядке монолога преподавателя или череды вопросов-ответов;

-применение на уроке технических средств обучения, наглядности: умение пользоваться аудио-, видеоаппаратурой без искажения восприятия музыки, качество иллюстраций, раздаточного материала, портретов, работы со школьной доской: аккуратность, лаконичность, грамотность записей;

-обобщение урока, задание на дом (оценки с обязательным объяснением, выводы по усвоению основных понятий, конкретность и продуманность домашнего задания, конечная цель которого – в закреплении темы, задание групповое или индивидуально каждому (по способностям и возможностям), запись в дневниках;

Таким образом, урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим, что и нужно зафиксировать в конечном итоге при посещении занятия, если оно, конечно, отвечает этим требованиям.

Анализ индивидуального урока (по виду искусства) , урока, как правило, творческого, ориентированного не на среднего ученика, как в группе, а на одного единственного, с учетом только его способностей, творческих возможностей и психики. Поэтому здесь необходим анализ исполнительской культуры ученика. Анализу подвергаются:

-место урока в общей системе занятий (разбор программы, подготовка к концерту, текущая работа, отработка отдельных технических, художественных задач и т.д.);

-количество произведений в программе учащегося, сколько охвачено работой на уроке, распределение внимания на каждое из них, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика;

-качество выбранной программы: сложность, актуальность, целесообразность и доступность репертуара;

-грамотность в работе над каждым произведением. Технические задачи: внимание к игровому аппарату ученика, координация движения рук, разнообразие приемов и упражнений для повышения технического уровня, отработки отдельных позиций, пассажей и пр., внимание к точности штрихов, авторской аппликатуры, педализация, меховедение, движение смычка, соблюдение темпов, мелизмов, правильная терминология. Выполнение художественных задач: звукоизвлечение, прикосновение, стиль, эпоха автора произведения, жанр, построение и форма, сюжет, кульминация, динамика, образы, аналогии и т.п.;

-разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, дирижирование, жестикуляция, использование аудио и видеозаписей лучших исполнителей данного произведения, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство;

-постановка конкретных проблем и задач в процессе работы. Недопустимы многократные проигрывания нотного текста на уроке без предварительного определения цели. Оценка педагогом достигнутой цели, усложнение задачи или закрепление навыка. Результативность данного вида работы;

-развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии. Не мешает ли педагог во время исполнения замечаниями, частыми остановками, дает ли настроиться, успокоиться, раскрыться и т.д.;

-начало урока–конец: есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Стал ли он лучше понимать и исполнять хоть одно произведение или часть его? Понятно ли ему, что надо делать дома?

-запись домашнего задания (так ученику легче ориентироваться в продвижении к намеченной цели). Запись в дневнике учащегося обязательна по каждому произведению. Важно: закрепляются ли при записи домашнего задания задачи – что делать, и приемы – как делать? Конкретно ли задание, нет ли общих фраз, ни к чему не обязывающих? В порядке самостоятельности и контроля за пониманием текущих задач в старших классах некоторые учащиеся могут записать задание сами после урока;

-эффективность воспитательной работы на уроке. Профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить), что преобладает: похвала или порицания?

Подчеркну особые моменты, настраивающие и воспитывающие в ребенке любовь к музыке:

художественная подача произведений (обсуждение программных пьес, придумывание названия для непрограммных),

эмоциональный и душевный контакт педагога с учеником,

доброжелательность, оптимизм, воодушевление педагога, преобладание с его стороны похвалы, слов поддержки,

темперамент педагога, умение пользоваться динамикой речи,

основа урока: диалог. Дает ли педагог высказываться ученику, не диктует ли свою волю?

терпеливость и терпимость к недостаткам ученика. Умение выслушать игру и найти хоть каплю хорошего в исполнении.

Модель аспектного анализа урока (по системам Л. Занкова, В. Давыдова)

Иногда администратор приходит на урок к педагогу для выявления отдельных направлений его педагогической деятельности с целью контроля или оказания методической помощи по некоторым вопросам: например, помочь в налаживании контакта с классом, в умении распределить по времени материал урока, подсказать уместность и целесообразность отдельных методов работы, понаблюдать за деятельностью отдельных учащихся и т.д. В таком случае можно говорить об аспектном анализе урока, которым необходимо владеть каждому руководителю.

Психолого-педагогический анализ урока проводится со следующих позиций:

-содержание урока;

-насыщенность урока. Значимость темы, мера трудности и сложности;

-композиция урока. Структура, логика, цельность;

-работа над формированием профессиональных умений и навыков: слушать и слышать, думать и задумываться;

-материал, рассчитанный на развитие творчества детей, чувств, использование собственного опыта знаний и исполнительства;

-использование наглядности как усилителя учебного материала;

-практическое применение знаний; обобщения, закрепления;

-педагогическая техника.

-энергетическая сила педагога (голос, мимика, настроение, убедительность речи, умение внушать, вести за собой);

-умение создать у детей настрой к уроку;

-поддержание активности восприятия учебного материала (исполнительского репертуара) в течение урока;

-умение ставить задачи, держать паузу после формулировки вопроса или задачи, что бы не мешать думать и решать проблему; вслушиваться в ответы детей, находить в них позитив;

-культура слушания и исполнения музыки;

-коммуникативные качества.

-интерес к детям, их мыслям и чувствам;

-взаимоуважение педагога и учащихся, стремление к общению;

-реакция на ошибки детей, внимание ко всем детям, дает возможность высказать каждому свою точку зрения, поддерживает, одобряет; на уроке идет диалог, сотрудничество;

-педагог не «вытягивает» ученика подсказками, создает у него чувство, что его принимают и понимают любого;

-поведение детей на уроке: спокойное, смелое, непосредственное или наоборот.

-педагог умеет отдавать инициативу детям, создавая ощущение методического соавторства.

Не обязательно искать в ходе урока все вышеизложенные положения, достаточно некоторых, самых заметных, характеризующих стиль педагога.

Оценка профессионально-педагогической деятельности преподавателя складывается из ряда факторов:

-профессиональные возможности и способности педагога: свободное владение инструментом, теоретическим материалом, вокальные данные, хороший слух и слуховой контроль;

-разнообразие форм и методов обучения: словесный, наглядный, практический и т.д.;

-использование в работе передовых методик, новых программ, экспериментальных курсов;

-кругозор, эрудиция, интеллект в музыкальной и эстетической области;

-грамотность в подаче материала, в орфографии основных музыкальных имен и понятий, использование правильной терминологии;

-развитие мотивации учащихся, побуждение их любознательности и интереса к предмету,

-профессиональная ориентация,

-связь преподаваемого предмета со смежными дисциплинами, соединение теории с практикой;

-умение надолго удерживать внимание детей, используя разнообразные приемы;

-расчет времени в процессе урока, владение дисциплиной в классе без окриков и дерганий учащихся; разумная строгость;

-умение распределять внимание на всех учащихся, не сосредотачиваясь на сильных;

-учет психологии возраста и пола детей, контроль за оптимальным темпом и динамикой урока, не напрягая учащихся;

-исполнительский и эстетический вкус, культура поведения, выразительная грамотная речь;

Игру "Крестики-нолики" можно использовать на уроке музыки в качестве обобщающего урока,закрепления музыкального материала, на внеклассных мероприятиях.Игра развивает кругозор, музыкальную память,воображение.К игре прилагается инструкция по работе с презентацией.Интерактивная игра создана в программе Microsoft PowerPoint.

Ко Дню рождения композитора
Цель:Открыть выразительные средства музыкальных и живописных образов посредством музыки Модеста Петровича Мусоргского.
Задачи:1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.Почувствоватьи попытаться понять, что так заинтересовало М. Мусоргского в творчестве Виктора Гартмана. 2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты«Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.
3.Развивающая^ Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.4.Создание макета одного из образов сюиты.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация "В гостях у народных музыкантов" подготовлены для урока музыки в 1 классе, 3 четверти. Материал посвящен творчеству бродячих музыкантов, артистов - скоморохов. УМК "Планета знаний", 1 класс, Т.И.Бакланова

Целевая аудитория: для 1 класса

Урок по теме "Народные традиции и обряды. Масленица" разработан для учащихся 4-х классов по программе Е.Д.Критской. При сокращении информативной части может с успехом использоваться при проведении урока в 3 классе. Также может быть проведен урок-праздник, если добавить народные костюмы и больше песенного материала. К сожалению, с музыкальными файлами урок не загружается на сайт.

Целевая аудитория: для 4 класса

Урок обобщения и систематизации знаний для 6 класса по теме "История возникновения музыкальных инструментов". Проводится в форме игры между командами, на которые делится класс. Способствует формированию познавательности и коммуникативности у детей.

Целевая аудитория: для 6 класса

Урок направлен на формирование представления обучающихся об интонационной природе музыки, изобразительности и выразительности, создающих музыкальный образ. Одновременно на разных этапах урока продолжается работа по планомерному развитию музыкального слуха обучающихся (звуковысотного, тембрального, метроритмического). В ходе урока используются приёмы из авторской методики музыкально-певческого воспитания Д.Огороднова.

Целевая аудитория: для 1 класса

Разработка "Опера: Руслан и Людмила" включает в себя конспект урока и презентацию.
Цели и задачи:
1.воспитание уважения к музыке как явлению жизни;уточнение понятия «музыкальная драматургия» и его зависимости от замысла композитора на примере музыки М.И. Глинки.
2. знакомство с понятием «сонатная форма» и его структурой
3. формирование умения осознанно слушать музыку, опираясь на жизненный опыт и ранее полученные знания;
4.развитие речи, образного и ассоциативного мышления детей,
Тип урока:знакомство с оперой «Руслан и Людмила М.И.Глинки».

Целевая аудитория: для 3 класса

Открытый урок по специальности «Фортепиано» в третьем классе школы искусств

Тема:
Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю урок с обучающимся третьего класса школы искусств по преодолению затруднений в произведениях технического плана. Материал может быть полезен начинающим преподавателям по специальности «Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном инструменте.
Предмет: "Фортепиано", музыкальный инструмент вокального отделения
Класс: третий
Тип занятия:
Форма урока: индивидуальная
Цель урока.
Задачи урока:


образовательные:



развивающие:

2) развивать игровые навыки;


5) развивать чувство ритма;


воспитательные:





Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
Ноты музыкальных произведений
Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6);
Гаммы, арпеджио, аккорды (C - dur, a - moll);
Карл Черни, этюд №2 ор 821;
Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль).
Ожидаемый результат. Обучающийся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи - 1мин.
2. Основная часть урока - 35 мин.
а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса - 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания - 5 мин.
в) Игра упражнений и гамм - 8 мин.
г) Работа над музыкальными произведениями - 20 мин.
3. Закрепление материала - 5 мин.
4. Заключительная часть
Оценка.
Домашнее задание - 3 мин.
Рефлексия. Подведение итогов - 1 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный (беседа, объяснение),
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,

- метод анализа и синтеза.
Ход урока
1. Организационный этап

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя)

Приём работы: объяснительно - показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:
1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
2) показ обучающимся гамм C - dur, a - moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
- анализ проведённой работы,

- похвала за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности (например: а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина - непонимание обучающимся длины временнОго звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина - слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов; в) неровность в гаммах, причина - отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст. Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Обучающийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно - средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы в ансамбле:
- метод контроля за исполнением,
- предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона(№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№4, 10 ор 821.
3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
Заключительная часть
Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок.
Методическая литература
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991
Нотная литература
1. Коровицын В. - Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс»2008
2. К Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821
3. Ш. Ганон. Пианист - виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт - Петербург, 2002

Самоанализ открытого урока по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения МБУДО ДДШИ, отделение в г. Дмитров преподавателя Седовой Веры Олеговны с обучающимся третьего класса

Характеристика на обучающегося
Обучающийся третьего класса девяти лет по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения. На момент проведения урока имеет хороший музыкальный слух и память. Чувство ритма недостаточно развито. Эмоционально отзывается на все проявления музыкального развития. Хорошо принимает критику, видит свои ошибки и не боится критиковать своё исполнение. Есть успехи в обучении. Доброжелателен и коммуникабелен. К занятиям музыкой относится недостаточно серьезно, но за инструментом работает результативно, есть отдача. Старается хорошо разбирать нотный текст, систематически учится читать с листа, внимательно подбирает по слуху знакомые произведения. На концертных площадках не справляется с волнением, так как из - за недостаточной работы дома сценические произведения не доделаны. Правильное отношение к звукоизвлечению ещё не сформировано, приём staccato мало отработан в практических занятиях. Руки недостаточно свободны и организованы в игре на инструменте.
Обучающийся может результативно работать на уроке и дома.
Тема: «Работа над произведениями технического плана в школе искусств»
Форма урока: индивидуальная
Тип занятия: урок - отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана
Цель урока. Обучение ученика самостоятельности в анализе разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического плана.
Задачи урока:
1) познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
2) воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
образовательные:
1) расширить музыкальный кругозор обучающегося;
2) искать рациональные приемы игры на фортепиано;
3) учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
развивающие:
1) развивать образное мышление;
2) развивать игровые навыки;
3) совершенствовать навык игры по нотам;
4) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
5) развивать чувство ритма;
6) развивать инициативу в творчестве;
7) развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
1) воспитывать интерес к предмету и инструменту;
2) воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
3) воспитывать ответственность за результаты своего труда;
4) воспитывать контроль за своими действиями;
5) воспитывать культуру поведения за инструментом.
Этапы урока
1. Организационный этап

На этом этапе преподаватель поприветствовал присутствующих и осветил тему и цель занятия, обосновал выбранную тему, аргументировал её актуальность, а именно: данная тема направлена на всестороннее развитие способностей ребёнка, пошаговое раскрытие его возможностей, обучение технике работы с нотным текстом, пробуждение интереса к самостоятельным занятиям за инструментом.
2. Основной этап
Преподаватель использовал следующие методы обучения:
- словесный,
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,
- метод самостоятельной работы,
- метод анализа и синтеза.
Гимнастика - непременный атрибут урока на любом отделении школы искусств - на освобождение тела обучающегося от зажимов в шее, кистях и пальцах, в плечевых и локтевых суставах, в корпусе (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя).
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Игра упражнений (Ш. Ганон №№1, 3, 5, 6)
Правильная организовать игровые движения - важная задача, стоящая перед преподавателем на всех этапах обучения. От постановки рук, которая продолжается на всём протяжении первой ступени обучения в школе искусств, зависит успех дальнейшего обучения. Зажатыми руками и корпусом тела невозможно свободное самовыражение.
Игра гамм (C - dur, a - moll)
Важным элементом исполнения гамм, аккордов и арпеджио является правильное представление схем (построение, аппликатура) и систематическая отработка навыка исполнения с непременным вниманием к созданию удобства при позиционной смене рук и синхронному звучанию обеих рук. Уделялось внимание также темпу, наиболее оптимальному для возможностей конкретного обучающегося.
Работа над этюдом К. Черни №2 ор 821
Перед обучающимся ставились практические задачи: следить за координацией рук, активно, но без лишних движений артикулировать пальцами, освобождать кисти рук и "прислушиваться" к движениям в суставах, активно брать правой рукой интервалы, синхронизировать работу обеих рук. Обучающийся старался справляться с задачами, работал осознанно и результативно.
Работа над ансамблевой пьесой В. Коровицына « Куклы сеньора Карабаса»
Краткий анализ нотного текста. Перед исполнением пьесы с обучающимся была проведена беседа о ритмических и штриховых особенностях произведения, обусловленных его программным значением.
3.Заключительный этап
Рефлексия. Подведение итогов
Оценивание работы обучающегося.
Проанализировав положительные результаты и недочёты урока, преподаватель поставил обучающемуся оценку "хорошо".
Работа преподавателя и обучающегося оценена положительно.
Домашнее задание дано с учётом совершенствования работы над упражнениями, этюдами и программным произведением.
Вывод. На протяжении всего занятия преподавателем поддерживался интерес обучающегося к изучаемой теме. Прослеживалась взаимосвязь этапов обучения. Обучающийся был внимательным, активным, любознательным. Задачи урока выполнялись творчески. Урок достиг поставленной цели.

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Тема:

Тип урока:

Цель урока:

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

  • Развитие чувства ритма

Воспитательные:

Этапы урока:

1. Организационный этап . 1 мин

2 Основной этап.

  • Игра упражнений. 2 мин

Позиционные упражнения на мелкую технику

Гаммообразные упражнения на мелкую технику

Упражнения на крупную технику

Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

Ф.Рыбицкий «Зефир»

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста

3 мин

  • Физкульт.минутка. Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»: 4 мин

- «Утро»

- «В пещере горного короля»

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих

Произведениях.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»

2 мин

3.Заключительный этап. 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Характеристика учащейся.

Скорова Евгения - учащаяся 2-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе, посещает языковую школу «Лингва» и кружок эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью ладонных мышц. Женя многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

Принципы:

  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

Этапы урока:

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

Воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений.

Развитие навыка игры по нотам

Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

Развитие всех компонентов музыкального слуха

Развитие чувства ритма

Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

Словесный (объяснение, беседа)

Наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

Практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

Творческий (подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

Репродуктивный (воспроизведение выученного текста)

Метод игры

Метод музыкального наблюдения

Метод эмоциональной драматургии

  • Игра упражнений. 2 мин

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

Ф.Рыбицкий «Зефир»

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд соч.17 № 6), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение кистевыми движениями (К.Черни этюд № 29), следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания (К.Черни Этюд № 28), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»), качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять в среднем темпе длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье (К.Черни Этюд № 5).

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 3 мин

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе).

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Женя справилась блестяще.

Игра в ансамбле при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой руки.

  • Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин

Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:

- «Утро», - «В пещере горного короля» 4 мин

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин

Учащаяся постаралась передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих произведений в исполнении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чаттанугу» 2 мин
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  • Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. Ознакомиться с «Песней Сольвейг» Э. Грига в фортепианном изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.


Урок – основная форма организации учебного процесса в музыкальной школе.
В школе есть групповые занятия – сольфеджио, музыкальная литература, хор, оркестр. И есть индивидуальные занятия – так называемая специальность. Это может быть обучение на каком-либо инструменте или занятие вокалом. По принципу индивидуального обучения проходят музыкально-исполнительские уроки.
Есть много форм проведения музыкально-исполнительского урока. Эти формы применяются и в каждодневной практике преподавателей, и при проведении открытых уроков.

.
Давайте вспомним традиционные типы уроков:

.
— ознакомление с новой темой и усвоение новых знаний
— усвоение навыков и умений
— применение знаний, навыков и умений на практике
— обобщение и систематизация знаний
— контроль и корректировка знаний, умений и навыков

.
Урок может быть:
— комбинированный урок
— тематический (моно урок)
Более распространены в музыкальной школе уроки комбинированные и тематические.

Комбинированный урок состоит из трех основных частей:

.
1 Проверка самостоятельной работы ученика:
— контроль и оценивание выполнения домашнего задания по всем пунктам
— определение дальнейших задач в работе с учеником

.
2 Основная часть урока:
— анализ игры ученика, выявление как положительного в исполнении, так и недочетов
— определение дальнейших учебных задач
— выявление причины неудачи и способов её преодоления
— ознакомление с новыми знаниями, формирование новых игровых навыков и умений, усовершенствование и закрепление приобретенных навыков
— осмысление нового материала, систематизация знаний и умений

.
3 Подведение итогов и домашнее задание
— выводы по достижению цели урока и решению поставленных задач
— оценка работы ученика и его успехов
— домашнее задание, объяснение по самостоятельной работе над фрагментами музыкального произведения.

Домашнее задание базируется на принципах посильности и постепенного нарастания трудностей, анализа сложных отрывков в музыкальных произведениях и нахождения путей преодоления сложностей.

Моно урок, или тематический урок , посвящен решению одной задачи – работа над техникой, интонацией, фразировкой и так далее.
Приведем приблизительный перечень тематических уроков, темы которых могут рассматриваться и на открытых уроках.

Темы открытых уроков

1 - Организация игрового аппарата у начинающих
2 - Работа над штрихами
3 - Работа над кантиленой
4 - Работа над выразительными средствами музыки
5 - Ритм – смысловая категория
6 – Работа над художественным образом произведения
7 – Использование межпредметных связей на уроке
8 – Формирование исполнительских навыков на начальном этапе обучения
9 – Музыкальное интонирование и проблемы интонации на соответствующем музыкальном инструменте
10 –Соответствие стиля исполняемой музыки и применяемых штрихов
11 – Музыкальное интонирование — результат осознания учащимся содержания произведения
12 – Взаимосвязь техники исполнения и музыкально-художественного воспитания ученика
13 – Проблемы педализации (для пианистов)
14 – Работа над звукоизвлечением
15 – Взаимосвязь звукоизвлечения с выполнением конкретных музыкально-художественных заданий
16 – Работа над развитием музыкального мышления
17 – Проблемы фактуры
18 – Работа над полифоническим произведением
19 – Работа над крупной формой
20 – Работа над целостностью формы и содержанием произведения
21 – Усовершенствование технического оснащения ученика

Планирование урока

Преподавателю необходимо помнить, что время урока ограничено. И чтобы рационально и эффективно его использовать, следует тщательно спланировать ход урока.

.
При составлении плана урока следует:
— Определить место конкретного урока в учебном процессе и его взаимосвязь с другими уроками
— Выявить цель и содержание урока, определиться с формами проведения урока и методикой его проведения
— Спланировать домашнее задание, которое может корректироваться в ходе урока
Решающим значением при планировании урока является анализ итогов предыдущих уроков.

.
При проведении урока преподаватель использует разнообразные методы обучения :

.
— словесное пояснение
— показ-демонстрация (живое исполнение)
— подпевание
— дирижирование
— демонстрация того, как не следует играть

Наиболее распространенным, доступным и деятельным инструментом обучения является слово . Овладев этим инструментом, преподаватель делает доступным для ученика сложные понятия и идеи. Слово активизирует воображение и чувства учащихся, развивает их мышление. С помощью слова учитель может раскрыть содержание произведения и закономерности музыкально-исполнительского искусства. Объяснить принципы постановки исполнительского аппарата и суть технического приема, выявить недочеты в исполнении и выявить пути решения проблемы. Речь преподавателя музыки должна отличаться яркостью, эмоциональностью, живостью. Важное место в речи педагога занимают сравнения, метафоры, ассоциации, меткие характеристики. Творческое общение с преподавателем образует у ученика своеобразную профессиональную лексику, образную, лаконичную и понятную обеим сторонам обучения.

Один из главных принципов обучения – принцип наглядности . Наглядность проявляется в демонстрации «живого звучания». Этот метод эффективен, если не превращается в простую демонстрацию исполнительского мастерства педагога, а преследует определенные цели. Цель «живого звучания» — помощь ученику в понимании сути замечания и указания преподавателя, нахождение учеником соответствующего звучания. В некоторых случаях целесообразно продемонстрировать ученику, как не следует исполнять, изобразить игру учащегося. А затем обязательно показать эталонное исполнение. Это может быть демонстрация преподавателем, а может быть аудио и видеозапись в исполнении известных музыкантов.

.
Часто преподаватели применяют на уроке дирижирование (тактирование). Что позволяет воздействовать на игру ученика в процессе исполнения. Или совмещают дирижирование с подпеванием.
И все же основным методом обучения является активная практическая деятельность ученика на уроке. А объяснения педагога носят дополнительный характер.

.
Большую роль в музыкальной педагогике занимает проблема воспитания эмоциональной сферы ученика, которая не должна ограничиваться только развитием чувствительности на исполняемую музыку. Эмоциональная сфера способна оказать существенное влияние и на технику исполнения, так как работа исполнительского аппарата музыканта тесно связана с состоянием его нервной системы. Определенные эмоции или способствуют преодолению технических трудностей, или усложняют этот процесс.

Иными словами, любой технический прием может превратиться в способ художественной выразительности только тогда, когда ученик пропускает его через свою эмоциональную сферу. Продуктивность преподавателя во многом зависит от эмоциональной атмосферы, которую он сможет создать на уроке, от умения заинтересовать ученика. Зависит также от того, сможет ли педагог привить учащемуся чувство любви к музыке и чувство восхищения музыкой.

.
Все, о чем мы говорили выше, относится как к повседневному уроку, так и к уроку открытому.

В педагогической практике играет большую роль и используется как:

.
— форма повышения квалификации преподавателя
— внедрение передовых методик, технологий, инноваций в собственный опыт преподавателя
— форма контроля со стороны администрации за ростом и совершенствованием педагогического мастерства преподавателя
— толчок для самосовершенствования, творческих поисков, размышлений, анализа как для преподавателя, дающего открытый урок, так и для слушателей
— педагогическая мастерская для преподавателей отдела, школы, методического объединения:
а) распространение профессионального опыта преподавателя
б) возможность оказания методической помощи молодому преподавателю

В начале открытого урока преподавателю необходимо сообщить следующую информацию:

.
— причина и мотив выбора данной темы
— цель и задачи урока
— творческая характеристика учащегося на данный момент и наличие у него исполнительских проблем
— сообщить, в какой стадии работы находятся изучаемые на уроке произведения

.
В конце урока преподаватель подводит итоги — что удалось и насколько удалось выполнить поставленные задачи, качество выполнения заданий учеником, достигнута ли цель урока

При обсуждении открытого урока преподавателями следует учесть:
— стиль работы педагога (стимулирует обучение, воспитывает музыкой, дрессирует ученика)
— организация урока во времени, его структура и темп
— общая музыкальная грамотность и культура преподавателя
— умение четко формулировать задания и пояснять ученику способы их выполнения

На открытый урок преподаватель составляет план-конспект урока , куда входят следующие разделы:
— Дата урока
— ФИО ученика, с которым проводится урок
— Класс, инструмент
— Тема урока
— Цель урока
учебная
воспитательная
— Определение конкретных задач для достижения поставленной цели урока
— Тип урока
— Структура урока
— Ход урока (по пунктам)
— Итоги урока, домашнее задание

.
Вот что нужно учитывать при подготовке открытого урока в музыкальной школе.

.
Совсем скоро закончится лето, и начнется новый учебный год. Кроме учебной работы, преподавателям предстоит и методическая работа. Проведение открытых уроков тоже входит в обязанности педагогов. Поэтому выбирайте тему, уважаемые коллеги, и проведите открытый урок с огоньком и вдохновением, как это умеют делать преподаватели-музыканты.

.
Успехов!
С уважением, Ирина Анищенко

И напишите в комментариях под статьей — как Вы проводите открытый урок.

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...