Свиридов Георгий — Кантаты. Пастернак и Свиридов.«Снег идет Анализ музыкального произведения свиридова снег идет


Г. Свиридов кантата «Снег идёт»

«Маленький триптих» - так называют кантату «Снег идёт», написанную выдающимся русским композитором Георгием Васильевичем Свиридовым. Этот миниатюрный шедевр вокально-инструментальной музыки он создал по произведениям Бориса Пастернака, замечательного поэта, творчество которого отчего-то не привлекало внимания других композиторов. Кантата «Снег идёт» - весьма показательное произведение в творчестве Свиридова. Георгий Васильевич минимальными средствами, каждой нотой и каждой интонацией сумел добиться максимальной содержательности и передать всю сложность сути поэтических произведений, являющихся литературной основой данного сочинения.

История создания

Известно, что Георгий Свиридов в своём творчестве отдавал предпочтение вокальным и хоровым жанрам. Выбирая литературную основу для своих произведений, композитор очень тщательно подходил к отбору материала. Разумеется, что в приоритете у него были такие гениальные поэты как А. С. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Р. Бёрнс. Кроме того, Свиридов не обходил своим вниманием творения В. Маяковского А. Твардовского и очень трепетно относился к А. Блоку и С. Есенину, на стихи последнего композитор написал более 50 произведений. Также особое место в числе любимых стихотворцев композитора занимал Борис Пастернак. Свиридов увлёкся творчеством поэта ещё в годы учёбы в консерватории и даже тогда пробовал сочинить кое-что на его стихи, но тем, что у него получилось, молодой маэстро был крайне неудовлетворён.

Прошло не одно десятилетие, прежде чем Георгий Васильевич вновь вернулся к творчеству выдающегося поэта, однако на этот раз приобретённое за годы композиторское мастерство позволило ему создать настоящий шедевр. В 1965 году, после завершения кантаты «Деревянная Русь», в основу которой были положены стихи С. Есенина, Свиридов решил продолжить работу в этом же жанре, только теперь, выбирая литературную основу, он остановился на произведениях Пастернака. Свиридов отобрал для кантаты всего три стихотворения: «Снег идёт», «Душа» и «Ночь». Их объединяет одна общая философская тематика - отношение человека ко времени: люди совершенно не ценят время, а ведь оно так скоротечно. Один момент – это миг и его дважды прожить нельзя.

Свиридов работал над кантатой недолго, он закончил произведение в том же 1965 году. Впервые оно прозвучало в Большом зале Московской консерватории в конце декабря следующего 1966 года.

Интересные факты

  • Георгий Свиридов написав кантату на стихи Бориса Пастернака, стал первым из композиторов, обратившихся к творчеству выдающегося поэта.
  • Композитор очень любил поэзию Пастернака и именно на его стихи написал свои первые романсы, однако посчитал их настолько неудачными, что даже не отметил их в списке своих произведений.
  • Свиридов никак не мог выбрать из произведений Пастернака то, что подходило бы для средней части кантаты «Снег идёт». Стихотворение «Душа» композитор нашёл в одном из зарубежных источников, так как оно никогда не печаталось в Советском Союзе. Поэт действительно в этом своём произведении отразил негативные стороны режима, установившегося после победы большевиков.
  • Кантата «Снег идёт» среди произведений русских композиторов является самым маленьким произведением в этом жанре.
  • Стихотворение «Снег идёт» Пастернак написал в 1957 году. Эта пора жизни была очень сложной в жизни поэта, так как после издания за границей «Доктора Живаго», который в Советском Союзе назвали клеветническим романом, на него было усилено давление со стороны государственных властей. Находясь в надломленном душевном состоянии, большинство стихов о природе, которые Борис Леонидович писал в это время, он посвящал зиме.


  • Когда в 60-х годах музыка Свиридова впервые прозвучала за рубежом, французские, испанские и английские слушатели не были знакомы с произведениями этого композитора, кроме того они не знали русский язык. Однако музыка Георгия Васильевича так эмоционально воздействовала на публику, что присутствующие на концертах прослезились.
  • Дирижёры всегда жаловались, что работать с Георгием Васильевичем было очень сложно. Находясь на репетициях перед концертным исполнением своих вокальных произведений, он не предъявлял никаких претензий ни солистам-вокалистам, ни хору, ни оркестру, зато дирижёра мог словесно уничтожить.
  • Однажды на репетиции одного из своих творений Свиридов никак не мог добиться от музыкантов задуманного им исполнения. Измучив дирижёра, хор и оркестр, он грустно сокрушался, что видимо, произведение написал неправильно. На последней репетиции композитора не было - он приболел, и дирижёр на свой страх и риск проявил инициативу в трактовке сочинения композитора. Услышав своё произведение на концерте, Георгий Васильевич после выступления с облегчением всем заявил о том, что всё-таки написал его правильно.

Первая часть кантаты даёт название всему произведению. Уже с самого начала четырежды повторённое словосочетание «снег идёт» настраивает слушателя на определённую монотонность, ту, которую мы слышим в безостановочном ходе часов, отсчитывающих время. Также однозвучно и размеренно звучит хор: всё первое четверостишие сопрано и альты пропевают только на одной ноте фа-диез. Аккомпанемент также своеобразен: диссонирующие аккорды, в которых один из звуков делает нисходящее движение на «малую секунду», постоянно повторяются через такт. Второе четверостишье хор поёт на ноте «ля», а в третьем он вновь возвращается к «фа». Затем эти две ноты между собой меняются.


Средняя часть кантаты Свиридов - это стихотворение «Душа», в котором поэт размышляет о своём тягостном долге: всю человеческую скорбь, мучения и лишения он должен пропустить через сердце и тяжёлой ношей нести в своей душе всю жизнь. Мелодическая линия партии хора во второй части довольно проста, но весьма выразительна. Она очень напоминает по своему характеру печальную городскую песню, так как немного монотонна, а кроме того написана композитором в куплетной форме и трёхдольном размере. Партия хора исполняется на фоне скупого аккомпанемента: выдержанных звуков оркестрового сопровождения, создающих ощущение отрешённости.

Третий раздел кантаты - «Ночь» является прямой противоположностью предыдущим двум частям. В нем звучит веселая незамысловатая мелодия, сопровождаемая в аккомпанементе легкими, отрывистыми аккордами. Она весьма подвижна, написана в светлом «до мажоре» и исполнятся звонкими детскими голосами. Может показаться странным, что Свиридов исполнение серьёзных по смыслу стихов доверил детскому хору, но это было сделано композитором намеренно, так как звучащий в конце стихотворения призыв к художнику: «Не зная устали исполнять свой долг» более убедительно доносится из детских уст.

Вокально – инструментальное творчество Георгия Свиридова – это яркая музыка, глубоко воздействующая на чувства слушателей. Она наполнена нравственной чистотой и высокой духовностью. В творчестве композитора есть всё – картины природы, история Родины и судьбы людей. Он изображает человека, патетически приподнимая его, тем самым пробуждает не только светлые чувства, но и заставляет верить в свои силы.

Видео: слушать Кантату «Снег идёт»

Маленькая кантата на стихи Бориса Пастернака

Состав исполнителей: женский хор, ансамбль мальчиков, оркестр.

История создания

После окончания «Деревянной Руси » в 1965 году Свиридов задумал следующую маленькую кантату, на этот раз - на стихи Б. Пастернака (1890-1960). Хотя и менее заметно, но поэзия Пастернака также прошла сквозь всю жизнь композитора. На его стихи были написаны самые первые романсы, которые сам Свиридов счел настолько несовершенными, что даже не включил в список сочинений.

Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным. В своих дневниках он на протяжении многих лет так или иначе возвращается к ней. В частности, о «Докторе Живаго» есть такая запись: «Отдельные глубокие (хотя и далеко не всеобъемлющие) мысли П о жизни, о Человеке и его предназначении, о времени, о Революции, надругавшейся над Человеком...».

«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, - пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. - Свиридов, таким образом,... выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет...» (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году, в том же году №3 был опубликован в последнем, 12-м номере журнала «Советская музыка». Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.

Музыка

1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

В соответствии с задачами исследования нами проанализированы различные школьные программы по музыке на предмет наличия в них произведений Г.В.Свиридова. В программе по музыке под ред. Д. Б. Кабалевского, например, всего три произведения Г. В. Свиридова. В пятом классе на третьем уроке первой четверти школьники разучивают мелодию из 2-й части "Поэмы памяти Сергея Есенина" "Поет зима, аукает". В вокально-хоровой работе педагог добивается от учащихся точного и энергичного исполнения начальной интонации восходящей кварты и "отчетливого звучания перекличек - ауканья" . На следующем уроке они слушают всю 2-ю часть и анализируют ее. Внимание ребят обращается "прежде всего, на то, как музыка живо рисует картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного затишья" . В дополнительном материале к программе предлагается 8-я часть "Поэмы памяти Сергея Есенина" - "Крестьянские ребята", как пример связи музыкальной и речевой интонаций, как "взаимное стремление речи к музыке и музыки к речи" . В этой части поэмы внимание учащихся заостряется на "красочности и выразительности тембрового решения: мужской хор, имитация звучания гармошки и звона колокольчиков (треугольник, рояль и колокольчики)" .

Увертюра Г. В. Свиридова "Время, вперед!" к одноименному кинофильму изучается на 8-м уроке в третьей четверти шестого класса. Тема этой четверти "В чем сила музыки?" и увертюра, как нельзя лучше подтверждает, что сила этой музыки в ее правде. Ведь она выражает дух времени, когда шло мирное строительство, передает ритм жизни и устремленность к будущему людей эпохи строительства социализма. Особое внимание отводится звучанию оркестра. Ребята должны ясно услышать, как "постоянное биение пульса сегодняшнего дня передается быстрым, четким отрывистым звучанием струнных, мощным динамическим нарастанием, и на этом фоне вырастает мужественная, героическая тема труб, звучащая как гимн светлой, счастливой жизни" . На наш взгляд, этих произведений Г.В. Свиридова в программе по музыке для общеобразовательной школы слишком мало. Духовно-нравственный, воспитательный потенциал музыкального наследия композитора огромен, и фактически остается не востребованным.

Изучив творческое музыкальное наследие Г. В. Свиридова, мы пришли к выводу, что необходимо включить еще несколько произведений композитора в программу по музыке, органично встраивая их в тематическое содержание, не нарушая основных принципов преподавания. Для этого мы отобрали несколько произведений с ярко выраженной тематикой и направленностью на воспитание патриотических чувств (любви к природе, народу, Родине, Отечеству). Этот материал распределили по годам обучения в соответствии с возрастными особенностями детей младшего и подросткового возраста. При этом учитывали степень трудности восприятия музыкального содержания. Предложенные нами произведения будут способствовать воспитанию у подрастающего поколения.

2 класс, 1 четверть "Три кита в музыке - песня, танец, марш" мы включили в приложение к программе следующие произведения Г. В. Свиридова: "Веселый марш", "Старинный танец", "Перед сном". Эти произведения доступны восприятию младших школьников, так непродолжительны по звучанию, яркие, разнохарактерные.

Фрагмент урока с включением "Веселого марша"

У. Ребята, я сегодня пригласила к нам на урок одного знакомого нам "кита". Узнаете вы его, или нет? (играет "Веселый марш").

Д. Этот "кит" - марш.

У. А как вы догадались?

Д.Под такую музыку удобно шагать.

У. Какой у нее характер, для кого она больше подходит?

Д.Она бодрая, подвижная. У нее веселый характер. Под нее могут шагать дети, школьники.

У. Вы просто молодцы! Этот марш написал композитор Г. В. Свиридов. Он действительно написал его для вас и назвал очень красиво: "Веселый марш". Вам хочется пошагать под эту музыку? Встаньте и весело промаршируйте на месте. Постарайтесь услышать точку в конце музыки и остановиться вместе с ней (повторное прослушивание с движениями под марш).

У. Вы так старались, что если бы композитор Г. В. Свиридов вас увидел, он бы вас непременно похвалил. Давайте мы с вами попробуем ненадолго стать композиторами. Детский марш превратим в солдатский. Как это сделать, давайте подумаем вместе.

Д. Нужно играть громко, твердо.

У. А почему?

Д. Солдаты шагают твердым, четким шагом, поэтому им нужна такая же музыка.

(дети отстукивают ритм марша по столу кулачками под музыку).

У. Теперь помогите мне превратить ваш марш в кукольный. Что мне для этого нужно сделать?

Д. Играть легко и высокими звуками.

(дети "шагают" пальчиками по ладошке под музыку "кукольного" марша).

У. А сейчас я хочу проверить, как вы внимательно умеете слушать музыку. Я сейчас сыграю "Веселый марш" от начала до конца, но буду превращать его, то в кукольный, то в военный. А вы выполняйте движения в характере музыки.

(исполнение учителем в разных регистрах).

У., Так как же мы сумели превратить наш марш в разные марши?

Д. Мы изменяли громкость и высоту.

Фрагмент урока с включением пьесы "Перед сном"

У. Ребята, послушайте музыку и скажите, какой "кит" у нас сегодня в гостях? (играет).

У. А мы сможем ее спеть? Как?

Д. Ее можно спеть "а-а-а" или с закрытым ртом.

У. А что под такую музыку можно делать?

Д. Можно укачивать любимую игрушку.

У.А почему вы так решили?

Д. Она плавная, спокойная, убаюкивающая.

У. А вы знаете, как называется песня, под которую можно укачивать малыша?

Д. Такая песня называется колыбельной.

У. А кто на Земле поет самые красивые колыбельные песни?

Д. Красивее всех на Земле колыбельные песни поет мама.

У. Видите, ребята, наша колыбельная песенка без слов, а вы догадались, что под нее можно засыпать. Эту музыку сочинил композитор Г. В. Свиридов.

В тему второй четверти 1 класса в теме "О чем говорит музыка" можно включить пьесу "Дождик" из фортепианного "Альбома пьес для детей" Г. В. Свиридов. На примере этого произведения ребята смогут убедиться в том, что музыка может изображать многое, в том числе звуками передать капанье теплого летнего дождика, легкое дуновение ветерка, свет от восходящего солнца. Восприятие этой пьесы обязательно вызовет у ребят чувство любования красотой природы, игрой ее красок и звуков.

2 класс, 2 четверть "О чем говорит музыка?"

У. Я вижу, у вас хорошее настроение. Отчего оно такое?

Д. На улице хорошая погода.

Д. Как вы думаете, у природы бывает плохое настроение?

У. Что тогда происходит?

Д. Природа плачет, идет дождь.

У. Я вам сейчас исполню пьесу, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем она, какое в ней настроение?

Г. В. Свиридов "Дождик" (слушание).

Д. Настроение веселое, похоже на дождик.

У. А это дождик или дождь?

Д.Дождик, потому что он не сильный, а легкий. Капельки мелкие, теплые и блестят.

У. А почему вы решили, что капельки блестят?

Д. Потому что светит солнышко. Музыка яркая.

У. А давайте послушаем еще раз, всегда ли у нашего дождика было хорошее настроение?

ПОВТОРНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ.

Д.В середине слышно, как дождик пошел сильнее. Он забарабанил по крыше. Наверное, подул ветер.

У. Почему вы так решили?

Д. Музыка зазвучала громко. А потом ветер умчался, а дождик закончился.

У. А что же случилось в природе, что произошло?

Д. Она умылась и стала еще красивее. Воздух стал свежее. Можно идти гулять.

У. Вам понравилась эта музыка? Ее написал композитор, Г. В. Свиридов. Он очень любил свою Родину, русскую природу. Всегда любовался ею. Решил рассказать об этом всем людям и сочинил такую интересную пьесу. Нарисуйте дома картинки и расскажите в них о том, что услышали в этой музыке.

3 класс, 2 четверть "Интонация"

Мы предлагаем включить две пьесы Г. В. Свиридова - "Попрыгунья" и "Упрямец". Этот урок можно провести по аналогии с третьим уроком этой четверти, когда дети слушают "Три подружки" Д.Б. Кабалевского. На примере этих пьес закрепляется понимание и различение характера музыки, и воспитываются положительные личностные качества у учащихся.

4 класс, 1четверть "Музыка моего народа"

Можно предложить учащимся послушать произведение "На зеленой, на лужайке" из хоровой поэмы "Ладога" на стихи А. Прокофьева. Это яркое, праздничное сочинение. В нем песенность теснейшим образом связана с народными истоками, этой вечно живой стихией, без которой ни один подлинно национальный художник себя не мыслит. В этой части поэмы композитор мастерски, виртуозно изобразил в хоре игру на любимом в народе инструменте - балалайке. Но стремление передать приемы инструментальной игры - не самоцель. Композитор поэтизирует балалайку - непременную спутницу всех деревенских праздников, народных гуляний, привлекающей своей простотой, спонтанно выплескивающейся эмоциональностью, яркостью. Сам Г. В. Свиридов в юности играл на балалайке-секунде в клубном оркестре народных инструментов.

У. В первом классе мы с вами называли дерево-символ нашей России. Что это за дерево?

Д. Это дерево - береза.

У. А знаете ли вы, что есть еще и инструмент, который называют музыкальным символом нашей родины?

У. На прошлом уроке мы слушали музыку и даже "играли в оркестре". Как эта музыка называется?

Д.Она называется "Светит месяц".

У. Какому народу она принадлежит?

Д. Это русская народная песня.

У. А на каких инструментах мы "играли"?

Д. На баяне и на балалайке.

У. Так вот балалайка - это и есть тот самый музыкальный символ России. Сначала балалайка была двухструнная, а потом к ним добавили еще одну струну. Все на Руси от мала до велика, знают, как на ней играют: бренчат указательным или большим пальцем правой руки. И вот уже почти триста лет без нее не обходится ни одно гулянье в деревне. Но случалось, что этот простой инструмент веселил и царственных особ. У нашего народа это один из самых любимых инструментов, потому и называют ее балалаечкой.

Балалаечка играет,
Балалаечка поет,
Балалайке ножки сделать -
Балалаечка пойдет!

Так пели-прославляли этот инструмент в народе.

Известный вам Г. В. Свиридов в юности играл в оркестре на балалайке, а когда окончил консерваторию и стал композитором, сочинил замечательное произведение, которое посвятил этому инструменту и название "На зеленой, на лужайке".

СЛУШАНИЕ "НА ЗЕЛЕНОЙ, НА ЛУЖАЙКЕ" из вокально-хорового цикла "КУРСКИЕ ПЕСНИ"

У. Изменила музыка ваше настроение?

Д. Стало весело, даже плясать захотелось!

У.А это музыка инструментальная или вокальная?

У. Вы заметили, какой инструмент аккомпанировал?

У.Послушайте еще раз очень внимательно и скажите, был ли здесь инструментальный аккомпанемент?

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ.

Д. Нет, здесь пел хор, а вместо балалайки пели: "Тренди - бренди".

У. Хочу заметить вам, ребята, что слова в этом произведении подлинно народные. Есть такое слово "аутентичные", значит подлинные. Г. В. Свиридов очень любил свой народ, свое Отечество, часто ездил на свою "малую Родину" в Курскую область, слушал, с какой любовью там пели про балалаечку, и написал такую интересную музыку. Он мечтал познакомить с песнями Курской области как можно больше народа. Мечты его сбылись. Его произведения очень часто звучат и по телевидению, и по радио, и в концертных залах в разных городах нашей необъятной Родины.

5 класс, 4 четверть, "Можем ли мы услышать живопись?

На четвертом уроке ребятам предлагается послушать пьесу из "Альбома фортепианных пьес для детей", которая называется "Звонили звоны". На этом уроке после "вслушивания" в картину И. Левитана "Вечерний звон" и небольшой рассказ о мастерах колокольных дел, можно предложить ребятам послушать музыку Г. В. Свиридова.

После "вслушивания" в картину И. Левитана "Вечерний звон":

У. Вы сами когда-нибудь слышали колокольный звон? Где его можно услышать "вживую"?

Д. Колокольный звон можно услышать в церкви, перед богослужением.

У. Русь с незапамятных времен славилась колокольными звонами. Они появились на Руси в середине IХ века и стали неотъемлемой частью церковных обрядов. Кроме того их звон служил сигналом тревоги при пожаре, предупреждал о приближении врага, а в метели и бураны колокольные звоны помогали путникам найти дорогу к жилью. Вспомните, в каких произведениях мы с вами уже слышали колокольные звоны?

Д. Хор "Вставайте, люди русские" из кантаты С. С. Прокофьева "Александр Невский", "Рассвет на Москве - реке", М. П. Мусоргского.

У. Сегодня мы с вами послушаем музыку хорошо вам известного композитора Г. В. Свиридова. Будьте внимательны и скажите, о каких событиях, радостных или печальных рассказывает это произведение?

СЛУШАНИЕ.

Д. Эта музыка говорит о чем-то грустном, и даже тревожном.

У. А как музыка передает состояние тревоги?

Д.Она громкая, тяжелая, резкая, острая. Как - будто каждый звук отдельно вызванивают.

У.Вы были очень внимательны, и потому правильно подметили настроение в этом произведении. Ведь даже в самом начале, когда звучит одна мелодия, в ней уже чувствуется встревоженность, напряженность.

У. А сейчас послушайте еще раз и скажите, когда начинают звонить маленькие колокола, характер музыки становится спокойнее?

ПОВТОРНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ.

Д. Нет, музыка не становится спокойнее. Маленькие колокольчики звучат пронзительно, напряженно. От этого становится еще горестнее на душе.

У. Я с вами согласна. Колокола звучат очень взволнованно. Они перебивают друг друга, словно стараются поскорее оповестить людей о чем-то важном, но печальном. Они хотят предупредить кого-то о тревожном событии.

У. А теперь давайте подумаем, к какому произведению по характеру "Звонили звоны" ближе?

Д. Они близки по характеру Хору "Вставайте, люди русские".

6 класс, 1 четверть "Преобразующая сила музыки"

Здесь урок строится полностью по аналогии с уроком, предложенным в программе. Для слушания мы рекомендуем сразу два произведения Г. В. Свиридова: "Соловей мой смутный" из вокального цикла "Курские песни" и "Военный марш" из Музыкальных иллюстраций" к повести А. С. Пушкина "Метель".

В самом начале урока "из тишины" звучит песня "Соловей мой смутный" из вокально-хорового цикла "Курские песни" и "Военный марш" из "Музыкальных иллюстраций" Г. В. Свиридова..

У. Когда вы слушали музыку, я очень внимательно на вас смотрела.

Во время звучания первого произведения вы сидели очень тихо и слушали музыку, задумавшись. Почему? О чем эта песня?

Д. Эта песня о тяжелой судьбе женщины в старой русской деревне.

У. Девушку выдавали замуж против ее воли не за того, кого она любила, а за богатого. Жила она там, как птица в клетке: и богатство есть, да счастья нет. В неволе и жизнь не в радость. Вы обратили внимание на темп и лад в этой песне?

Д. Темп медленный, лад минорный, а музыка - очень плавная.

У. Почему композитор использует эти средства выразительности?

Д. Чтобы глубже передать содержание и выразить свое отношение к происходящему.

У. Удалось музыке изменить ваше настроение?

У. Похожа песня на русскую народную?

Д. А разве она не русская народная?

У. Нет, ее сочинил Г. В. Свиридов. Он у себя на родине в Курской области слышал в детстве очень много народных песен. А когда стал композитором, то сам стал сочинять песни в народном стиле. У него это замечательно получалось. А второе произведение? Вы заметно оживились, когда оно звучало. Почему?

Здесь совсем другое настроение, другой характер музыки. Это военный марш. Защитники Отечества возвращаются с победой.

У. Какое настроение вызвал у вас марш?

Д. Приподнятое, праздничное.

У. Каким интонациями наполнена музыка?

Д. Интонациями решительными, торжественными, приподнятыми.

7 класс 1 полугодие "Музыкальный образ"

Мы предлагаем включить первую часть музыкального произведения "Зимнее утро" из вокально-хорового цикла "Пушкинский венок". Это произведение ярко рисует образ русской природы, ее бодрящую зимнюю свежесть и красоту.

7 класс, 4 четверть "Великие наши "современники"

Мы предлагаем один из уроков (по выбору учителя) посвятить

слушанию и анализу маленькой хоровой кантаты на стихи Б. Пастернака "Снег идет". Старшие школьники уже способны "по-взрослому" оценить значение времени в жизни человека, им уже в полной мере может открыться философский смысл поставленных композитором и поэтом задач.

У.Ребята, в пятом классе мы слушали и исполняли музыку "Поет зима, аукает" Г.В.Свиридова. Теперь вы уже в седьмом классе у вас накоплен большой опыт, и я хочу предложить вам "сочинить" музыку на стихи поэта Бориса Пастернака. С творчеством этого поэта вы более глубоко познакомитесь в 10 классе. Его поэзия очень глубокомысленная, философская, она заставляет задумываться над многими серьезными проблемами жизни.

Снег идет, снег идет,
Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в тумане
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, снег идет,
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятенье,
Все пускается в полет -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Снег идет, снег идет:

У. В каком характере вы бы сочинили музыку на эти поэтические строки?

У. Где мелодическая линия будет более развита?

У.А какую бы вы сочинили мелодию на многократно повторяющиеся слова?

У. Кто сможет попробовать спеть мелодическую импровизацию на этот поэтический текст?

У. Эти стихи прочел однажды Г. В. Свиридов. С его творчеством мы знакомились с первых уроков еще в первом классе. Давайте вспомним некоторые его произведения.

(исполнение учителем на фортепиано фрагментов произведений "Веселый марш", "Колыбельная песенка", "Дождик", в записи "На зеленой, на лужайке", "Военный марш", "Мороз и солнце").

У. Сегодня познакомимся с одной из частей "Маленькой кантаты" на стихи Б. Пастернака "Снег идет" (слушание).

У. Какое впечатление произвела на вас музыка? Почему? Как она звучит?

У. Кто исполняет это произведение?

Д. Женский хор.

У. А какую выразительную роль здесь играет чередование партий женского хора: альты - сопрано?

Д.У сопрано музыка прозрачная, а у альтов таинственная. Когда они сменяют друг друга, ты словно впадаешь в состояние гипноза.

У. Вы обратили внимание на то, как звучит аккомпанемент?

Д. Завораживающе, сказочно! И в то же время одухотворенно.

У. Только ли это пейзаж зимней природы?

Д. Нет, это не только картина снегопада. Это время, которое невозможно остановить, оно бесконечно.

У. Это изображение самого Времени, которому противопоставляется тема творчества. Как вплетается творчество во время? Как проходят годы, бесстрастным снегопадом или осмысленно, как "слова в поэме"? Пейзаж, такой знакомый всем нам с детства претворен в этом произведении поэтом и композитором, как мысль о предназначении художника.

Об исполнителе




Как

Свиридов, Георгий (Юрий) Васильевич (1915–1998), русский композитор.
Родился 3 (16) декабря 1915 в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время Гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 по классу Д.Д.Шостаковича. С 1956 жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 руководил Союзом композиторов РСФСР.

Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) – ярким и до сих пор репертуарным сочинением; в его ранних инструментальных опусах (фортепианном трио, струнном квартете, разных фортепианных сочинениях и др.) было ощутимо влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов, начиная с великолепной Поэмы памяти Сергея Есенина (1956), определился индивидуальный стиль композитора, являвший собой скорее противоположность Шостаковичу и его школе. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой сферой, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – Маленький триптих для оркестра (1966) и Метель (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974). Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х годов движение в отечественной музыке, которое иногда называют «новой фольклорной волной». Опорными вехами в этом движении стали упомянутая Поэма памяти Сергея Есенина, вокальный цикл У меня отец – крестьянин (1957), кантата Деревянная Русь (1964) и поэма Отчалившая Русь (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата Курские песни (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы Петербурские песни, 1964, и Шесть песен, 1977), Некрасова (Весенняя кантата, 1972), Пушкина (Пушкинский венок, 1979). Свиридов писал также на стихи Маяковского (например, Патетическая оратория, 1959), Пастернака («маленькая кантата» Снег идет, 1965), Лермонтова, Хлебникова, А.А.Прококофьева, М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского и на переводные тексты Шекспира, Бёрнса, Исаакяна.

Основной чертой стиля композитора можно считать опору на первичную национальную жанровость (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа) и на национальную интонацию, речевую и песенную (в этом смысле Свиридов – продолжатель Мусоргского); далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. «Свиридовская простота», не имеющая ничего общего с «упрощением», – на самом деле сложное явление: в современных исследованиях ее иногда сопоставляют с тенденциями к минимализму в западной культуре, а постоянное стремление композитора к работе со словом рассматривают как ностальгию по первичной нераздельности музыки и стиха; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский «неофольклоризм». С еще большим основанием можно говорить о ностальгии в связи с образным миром его музыки, которая нередко звучит как плач по потерянной родине, прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами (понимая под этим не «церковность» в чистом виде, а скорее состояние «около церковных стен»). Одним из первых, очень рано обратился он к этому пласту, создав в 1973 три замечательных хора к трагедии А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович и Хоровой концерт памяти А.А.Юрлова (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл Песнопения и молитвы, но большая часть написанного пока не издана и не исполнена.

Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий, его музыка (из фильма Время, вперед!) звучала (и звучит) в заставке новостей первого государственного телеканала; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно Вальс и Романс из Метели).

Свиридов Георгий Васильевич (1915-1997) - выдающийся композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975).

Ранние и поздние сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки - Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов. В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве. Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын. Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора. Четко обозначилась основная линия творчества композитора - создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры - песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью. Следом за ораторией «Двенадцать» на стихи А.Блока были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака. Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя. В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность. Примеры тому - «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова - Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия. Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) - своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца. В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой - единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности. Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова - от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него! Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы ("Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).

«Весенняя кантата» (слова Н.Некрасова).

Для смешанного хора и симфонического оркестра.

Всего в кантате 4 номера – первый и четвертый номера исполняют хор+оркестр, второй – хор a capp., третий номер – оркестр, т.о. Свиридов выражает разносторонность русского народа, русской культуры, многогранность народного творчества.

Посвящается памяти Александра Трифоновича Твардовского – русского поэта, главного редактора журнала «Новый мир», автора поэмы «Василий Теркин», ярко воплотившей характер русского народа и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) – русский поэт, публицист.

Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо" (1873 - 76), уже по одним размерам своим (около 5000 стихов) не могла удастся автору вполне. В ней немало балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме - отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы - "Пир на весь мир", заканчивающаяся знаменитыми словами: "ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь" и бодрым возгласом: "в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное".

Хор «Песня» (второй номер кантаты)

Музыкально-теоретический анализ:

Хор написан для четырехголосного смешанного хора a capp. с divizi в каждой партии. Вступление исполняет вибрафон (ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическим идиофонам, с определённой высотой звучания. Изобретён в США в конце 1910-х годов).

Форма произведения – простая двух частная.

По жанру и характеру исполнения представляет собой плач- один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии.

Построен хор по принципу вариационности, т.е. главная тема, прозвучавшая в запеве видоизменяется на протяжении всего хора: «Ты скажи, за что, молодой купец…»

Вторая часть каждого предложения повторяется:


за исключением заключительного предложения:

в котором отразилась вся боль, передающаяся в этом произведении. Также это подчеркивается отсутствием активного снятия – звук просто должен «раствориться». Выписанный динамический нюанс pppp это подтверждает и дает именно такую установку для руководителя хора.

Первая часть произведения исполняется женским хором, состоит из двух предложений. Вторая часть также состоит из двух предложений, но исполняется мужским хором. Т.о. композитор придал театральности хору, диаложности, противопоставления. Диалог происходит между бедной девушкой и богатым купцом. Здесь явно прослеживается идея социального неравенства.

Мелодическая линия близка народной протяжной песне с элементами плача: нисходящие м2 и б2 , паузы в конце и в начале фраз.

Темп произведения очень медленный: molto adagio =72, adagio = 44 (зависит от редакции). Такой темп выражает задумчивость, тяжелейшие переживания героев, тоску. Обе части заканчиваются poco rit . Т.о. композитор хотел подчеркнуть тоскливость, безвыходность положения героев. Данное замедление как бы ставит точку в их размышлениях и также придает им смирения.

Ритм в произведении подчинен слову – более долгие длительности на слоге с ударением, более короткие – на безударных. Это также присуще песне, как жанру.

Тональности произведения c - moll . Встречается большое количество отклонений в тональности III, VI, S ступеней.

Фактура произведения гомофонно-гармоническая с элементами полифонии подголосков.

Динамика, указанная композитором, разнообразна: от нюанса pp до нюанса ff , в некоторых фразах, с затиханием до нюанса pppp . В каждой фразе используются динамические штрихи, которые также подчинены слову, как и ритм.

Вокально-хоровой анализ:

Диапазоны хоровых партий:

Общий диапазон хора:

Тесситура для хора удобная. Баланс голосов соблюден. Даже можно говорить о том, что все партии звучат «бархатно», «глубоко». Средняя голосовая тесситура каждой порти, очень точно подобрана композитором. Все голоса находятся в равных условия. При такой динамике данная тесситура, что называется, заставляет бежать «мурашки» по всему телу. Невероятно ровно и объемно звучит хор в данной тесситуре.

По степени сложности все партии находятся в равных условиях, за исключением несколько выше средней тесситуры Т в последнем предложении, но динамика ff значительно упрощает для исполнения данный момент.

Важен артикуляционный, дикционный ансамбль внутри отдельной партии и общехоровой, поскольку слово – в песне основное выразительное средство. Композитор отдельно это подчеркнул, назвав номер именно «Песня», а не, скажем, «Любовь», что бы значительно видоизменило штрихи, приемы исполнения, возможно даже темп, но не изменило бы главной темы – темы любви.

Дирижерские трудности:

    Очень медленный темп должен оставаться медленным всегда, он должен быть комфортным как для руководителя хора, так и для исполнителей. Нужно, грубо говоря, расслабиться и получить удовольствие от данного темпа. Поскольку темп современной жизни ускорен практически до предела человеческих возможностей, то такие произведения как «Песня» туда попросту не вписываются, а задача стоит – вписать. Поэтому очень важно чтобы репетиционные моменты и моменты выступления были моментами, возможно, медитации, отдыха – как для хора и дирижера, так и для слушателя.

    Динамика должна быть естественной, не наигранной, должна отталкиваться во время исполнения, также от слова, как и отталкивался композитор. Но для этого нужно чтобы каждый участник хора и руководитель понимали «О чем?» песня. Ответив на этот вопрос динамическая картина немедленно встанет на место, как и темп.

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...