Страхи - наши верные защитники. Павел корниенко, психолог - психотерапевтическая работа со страхом


Добрый день!

Приветствую вас, стремящихся к Свету!

Так что такое страх? С одной стороны это чувство истощает, лишает энергии, если долго в нем находиться, а с другой это чувство спасало жизнь нашим предкам, включало инстинкты.Для меня страх смерти – это был тот «волшебный пинок», который вывел меня из гибельной «зоны комфорта» и заставил шевелиться, стремиться, повернуться к Миру, ко Вселенной, к Творцу, а прежде всего к Себе.

Всё началось в начале декабря 2015 года. Как то вечером, вернуласьмоя жена с очередного занятия по астрологии, а на ней лица нет. Ну, начал я вести расспросы что случилось, а она в слёзы. После не долгих утешений поведала она мне страшную весть.

На занятии их группа решила рассмотреть в качестве примера натальную карту, не связанного с астрологией человека (плохо понимаю что это, но похоже, что-то важное), и жребий пал на меня.

Сопоставив все планеты и звёзды выяснили они, что жить мне счастливо, осталось до середины января 2016 года, а придёт беда от моего верного железного коня. И вот с этой новостью пришла жена домой. Посмеявшись над предрассудками, я всё же призадумался и решил обратиться к «дедушкам» может что прояснят.

Через пару дней работая в Томской группе я пригласил «дедушек» и спросил их о состоянии моих дел. То, что они мне показали, привело меня в ужас! Я увидел в подробностях ту аварию, про которую меня предупреждали. Трудно описать то состояние, в котором я был. Но то, что с этим надо что-то делать было ясно. Скажу вам точно, когда есть запрос, то Вселенная сама стремится подсказать ответ и нужно только услышать, не пропустить его.

Пришла идея обратиться за помощью к Виктору Михайловичу. Зашёл на матрёшку и… ! Как по заказу организуется семинар в Старой Рузе!!! Не долго думая, покупаю билеты, и вот я на семинаре. При первой же возможности подхожу к Виктору Михайловичу и Ирине (низкий им поклон), делюсь своим горем.

Посмотрев на меня, Виктор Михайлович сказал: ты находишься в состоянии ужаса, чего ты боишься? И тут выясняется, что страх мой не только о моём будущем, но есть ещё сильный зацеп на моём отце (он сильно болеет) и я не осознанно качаю ему свою энергию, опасаясь за его жизнь.

«Тебе показали, куда ты придёшь, если не изменишь себя и своё состояние, ты стоишь на развилке дорог и только тебе решать куда идти» - сказал Виктор Михайлович и отправил меня в группу к Звереву Михаилу(огромное ему спасибо за работу со мной) для проработки чувства страха. Работая в группе мне пришло что я не должен жить жизнью своего отца, у него своя дорога у меня своя и то, что он сейчас болеет это егорасплата за совершённые им ошибки и я не могу за него их исправить, я могу только помочь ему их осознать. Так же мне пришло и то, что у меня нет любви к себе (как к частичке Творца) и именно в этом и заключается моя проблема. Страх потихоньку ушёл так как стало ясно, что делать:открыть сердце иучиться любить. С этим я и приехал домой.

Начав работу дома, я столкнулся с новой проблемой:как научиться любить и что это такое? Спасибо «дедушкам», они показали мне то чувство и те вибрации которые источает любовь! Произошло это при очередной работе с родом: я находился в полной темноте, тьма засасываламеня,а мимо шёл мой род и никто не смотре на меня, а я как неприкаянный молил их о помощи, и в какой-то момент они отозвались на мои мольбы вытащили из тьмы, взяли в круг и обняли! Не возможно описать то чувство счастья и благодати, которое меня пронизывало насквозь!

Вот полная гармония и истинная любовь! Без условностей! ВОТ К ЧЕМУ НАДО СТРИМИТЬСЯ!

Продолжая работать с родом я узнал, что мне могут помочь научиться любить и открыться миру –святые, а также индийские духовные учителя.

В дальнейшем, я работал с потоком САИ БАБЫ, он мне очень помог в осознании, что такое любовь и гармония. Мне удалось гармонизировать себя и провести анализ происшедшего.Я принял свой страх,полюбил и отправил его в эволюцию в свете.

И вот аптечкакоторую я разработал:

1.Необходмо обнаружить и проработать причины, вызывающие подсознательную программу- страх.

2. Работая над своим страхом обрести своё новое состояние гармонии.

3.Подгатовить механизм распознания причин включения программы - страх и пути обхода этой программы.

Страхи окончательно ушли, я полностью изменил отношение к болезни отца и к себе как частичке Творца. Спокойствие и гармония - вот моё сегодняшнее состояние.

Спасибо всем кто мне помогал в работе: Виктор Михайлович, Михаил Зверев, Томская группа(в которой я тружусь) и Татьяна Семенковская(г.Волгоград) с которой мы работали в двойке, а также моей любимой жене, благодаря которой я получил этот страх и смог его проработать.

В мире все подчинено универсальным законам бытия и потому взаимосвязано. Конечно, наследственность и эмоциональное поле близкого окружения имеют значение. Однако работать со своими страхами мы можем только тогда, когда принимаем за них личную ответственность.

На определенном этапе нашего развития страх - это необходимое звено нашей эволюции; это условно негативный полюс наших чувств, в то время как противоположным, позитивным их полюсом выступает любовь. Минус всегда стремится уравновесить плюс, поскольку без взаимодействия противоположностей прогресс невозможен. И потому «бороться» со своим страхом (так же, как и стремиться его «забыть», «вытеснить», «отрезать», «уничтожИть», «не думать о нем») - непродуктивно. Все это не совсем удачные выражения с точки зрения описания желательного результата взаимодействия с этой эмоцией.

Согласно одному из универсальных законов бытия - закону Полярности, нельзя справиться со своими страхами, не осознав потребности Любить. Но многие люди могут осознать значение Любви, только натерпевшись страха. Все в этой жизни для чего-то нам дано. И потому не следует застревать на стадии борьбы с самим собой, даже если отдельные части нашего целого нам неприятны; стоит стремиться к пониманию, целостности и внутренней гармонии всех своих частей.

Поэтому я предпочитаю описывать желательное взаимодействие со страхом следующими словами: «осознать» и «проработать». Проработать свой страх означает объединить полярности, то есть растворить страх в свете радости и любви к жизни, внутренне принять его и смириться с тем, чему ты так долго противился, что пытался контролировать и чего избегал. Этот процесс полностью описан в примерах из практики, приведенных в моих книгах «Ступени сознания» и «Чудеса возможны».

Коротко говоря, когда вы смиряетесь с возможностью того, что «страшное» может случиться с вами или с вашими близкими, и при этом понимаете, что жизнь не закончится и что вы, в той или иной форме, будете жить дальше, - страх становится вам неинтересен. Вы перестаете о нем думать и, соответственно, перестаете притягивать его своими мыслями в вашу жизнь. В таком случае ничего страшного, как правило, и не происходит.

Говоря о смирении, я имею в виду внутреннее, глубинное отношение к «страшным» вещам («Да, и такое возможно; да, и от этого я не застрахован - все в руках Божьих»). Не следует отождествлять смирение с пассивностью и бездействием - на уровне поведения мы можем и должны защищаться от своих страхов (во всяком случае, до тех пор, пока это представляется нам разумным и правильным). Таким образом, лучший рецепт для проработки страха будет звучать так: «Смирение - для души, Действие - для тела, ума и чувств».

Теоретически описать проработку страха просто, а пройти на практике - достаточно сложно. Очень часто для работы с тем или иным видом страха требуется присутствие человека, который проработал его ранее. Поэтому любой разговор по душам с преодолевшим свой страх человеком - другом или родственником, психологом, священником - будет полезен. Помните: даже просто проговаривая то, чего мы боимся, при человеке, способном помочь, мы свой страх уменьшаем.

Фрагмент из интервью
со Станиславом Хохелем в журнале "Колесо Жизни"

Является чем-то зазорным и неправильным. Но в действительности страх – это непременная часть жизненного опыта человека, и испытывать его свойственно всем живым существа на планете. Страх – это часть реальности. Но, как известно, человек ещё не достиг того уровня, когда он сможет её контролировать. Поэтому единственное, что нам остаётся – это , т.е. свою реакцию на страх, однако и это могут не все. Причина здесь кроется в простом незнании. Мы хотим исправить это, рассказав о том, как научится прорабатывать свои страхи. Начать же будет правильным с некоторых особенностей страха вообще.

Особенности страха

Прежде чем приступить к проработке своего страха, необходимо понять, что он является механизмом, встроенным в человека природой с целью защиты от опасности. Интересно и то, что в эпоху первобытности восприятие человека было близко к восприятию любого другого животного, и человек испытывал страх лишь перед реальной угрозой. Но сознание человека с тех времён трансформировалось. В частности, появилось воображение, чем и обусловлено множество иррациональных страхов и страхов ума, которые реальной опасности не представляют. Но именно страхи ума наносят самый серьёзный вред.

Страхи ума

Страхи ума искажают восприятие человека, вследствие чего он начинает взаимодействовать не с реально происходящими вещами, а с их трактовкой, основанной на . Что-то плохое, произошедшее в жизни, проецируется на будущее, настраивая человека на неудачу, делая неуверенным в себе, вызывая панику.

Страх заставляет попусту растрачивать драгоценные ресурсы, ведь в этом состоянии принимают участие и ум и эмоции, и тело. И вместо того чтобы анализировать ситуацию и искать её решение, человек продолжает поддерживать свою иллюзию. К тому же, человеческое тело не разделяет страхи на реальные и мнимые, а учитывая то, что в мнимых страхах разрядка не осуществляется, напряжение аккумулируется и в дальнейшем выражается в .

Нейтрализовать все страхи не представляется возможным, однако можно избавиться от многих из них и сделать свою жизнь более комфортной и спокойной. И для этого нужно осознать, что реальная физическая опасность заставляет организм реагировать соответствующим образом – защищаться, прятаться, убегать и т.д., а опасность, исходящая только от ума, может быть преодолена лишь с помощью «ручного управления».

Как научиться преодолевать страхи?

Помните: даже самые смелые и уверенные в себе люди испытывают страхи. Просто они ведут себя вразрез с представлениями о людях, испытывающих страхи.

Когда вас одолевает страх, необходимо детально исследовать его и найти его слабые места. Как только на слабое место страха будет оказано воздействие, его парализующая сила сразу же сойдёт на «нет». Представьте, что страхи ума – это всего лишь игры вашего сознания. И, как и в любой игре, в них есть свои правила и нормы. Если же эти правила нарушить и выйти за пределы нормального, то игра просто не сможет продолжаться.

Вовлечённость в игру страха заставляет вас верить в реальность происходящего. И чем больше степень этой вовлечённости, тем выше степень реакции тела, ума, эмоций. Чтобы изменить положение вещей и начать побеждать страх, вы должны взять на себя роль активного игрока, чтобы изменить привычный для вас сценарий.

«Правила игры» страха, которые нужно нарушать

Первое правило: страх ума можно сравнить с фильмом, который постоянно прокручивается в голове. Нарушить правила игры – это перестать смотреть этот фильм и начать действовать в реальности.

Второе правило: никакие рациональные аргументы не действуют в условиях страха. Нарушить правила игры – это выполнять иррациональные действия.

Третье правило: любой, даже самый маленький страх можно превратить в кошмар и панику. Нарушить правила – это взять себя в руки, ограничить зону личной ответственности, тем самым превратив страх в задачу, которую нужно решить.

Зная эти «правила игры» и научившись их нарушать, можно смело приступать как нейтрализации страхов.

Способы избавления от страхов

Представленные ниже способы избавления от страхов не являются универсальными, т.к. какие-то вам могут подойти, а какие-то – нет. Используйте каждый, чтобы понять, что подходит вам больше всего. И самое главное – действуйте безотлагательно.

Если вы считаете, что что-то вам не под силу

У многих людей есть такие желания и стремления, которые считаются «нереальными» для осуществления. Как правило, они откладываются на «потом», и так и остаются фантазиями. «Нереальные» желания являются прекрасной атмосферой для появления страхов. Но если разобрать их на детали, то можно увидеть, что они представляют собой лишь комплекс необходимых к выполнению задач.

Спустите своё «нереальное» желание на землю, посмотрите, из чего оно состоит, на какие составляющие его можно разбить и что можно предпринять. Создайте , подробно распишите его и приступайте к действиям. Работа на внешнем уровне нейтрализует страх.

Если вас одолевают навязчивые страхи

Если в вашем сознании то и дело возникает какая-то , придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие. Вы можете «приказать» себе подумать об этом завтра или не думать об этом именно сейчас, сказать себе: «Стоп, хватит» или представить, как надоедливый образ, нарисованный на листе бумаги, сгорает в огне, а пепел разносится по ветру. Это отвлечёт вас от пугающих мыслей и переключит внимание на что-то другое.

Смените «пластинку»

Многие страхи напоминают одну и ту же пластинку, играющую в голове. Слушать её означает потакать своему страху, давать ему шанс на развитие и рост. Лучше всего будет эту пластинку сменить на другую.

Переключитесь: расслабьте тело, сходите на прогулку или займитесь физическими упражнениями, позвоните другу, устройте генеральную уборку. Вы должны дать команду своему мозгу начать заниматься чем-то другим, выполнять новую задачу. И важно, чтобы было занято не только тело, но и мозг. А если вам вдруг подумается о том, как можно что-то делать, когда всё наперекосяк, вспомните, что вами владеет страх ума, а не реальный страх.

Играйте другую роль

Например, вам нужно что-то сделать, но одна только мысль об этом вызывает у вас ужас и панику. Чтобы нейтрализовать страх, конкретно обозначьте его. Теперь вообразите кого-то, кто с большим успехом и легко делает то, что нужно сделать вам. Подумайте о том, какими качествами он обладает, как себя ведёт.

Далее выделите 5 минут на расслабление. Примите удобное положение, сосредоточьтесь на дыхании и каждый раз, совершая вдох, представляйте, как с воздухом в вас проникают качества того человека, а совершая выдох, думайте о том, как вас покидают сомнения, страхи и неуверенность. Затем встаньте и физически представьте себя тем человеком: примите его позу, походите, проследите за своим выражением лица.

Выполняя это упражнение каждый раз перед «страшным» делом, вы сможете справляться с ним всё легче и легче. Однако для нужно систематическое повторение новых действий.

Бойтесь

В некоторых ситуациях помогает именно бояться: поддайтесь страху мысленно, дайте ему увлечь вас за собой, пусть он покажет вам «ужасный» финал. Станьте одним целым со своим страхом.

Как это сделать? Спросите себя о том, что случится, если произойдёт то, чего вы больше всего боитесь? Осознайте реальные последствия реализации самого плохого сценария, представьте его реальностью. Обращайте внимание на то, что страшит вас более всего.

Велика вероятность того, что ответы на эти вопросы откроют вам глаза на то, что не так вы делаете в настоящий период, что позволит вам пересмотреть свои приоритеты, а также на то, что в действительности это вас не погубит, и вы будете продолжать жить дальше. Примите как данность, что «то, чему быть, того не миновать», а затем «делайте, что должно, и будь, что будет» (две этих истины обладают огромным смыслом). Но имейте в виду, что данный способ под силу не каждому, а только тем, кто силён духом и может посмотреть правде в глаза.

В конце концов, жизнь прекрасна! И прекрасна она именно по той простой причине, что мы не можем знать всё наперёд. Как часто бывает так, что мы чего-то боимся и отвергаем это всеми силами, но это происходит, представляясь нам самым страшным, что только может быть. Но в итоге оказывается, что произошедшее сыграло нам только на руку, и было бы намного хуже, если бы этого не случилось.

Нам неизвестно, что ждёт нас впереди. Мы не знаем, сколько ещё радости или горя нам предстоит пережить и вынести. А страх… Страх – это то, что придаёт вкус нашей жизни. И если бы его не было, жить было бы просто скучно.

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Инструкция

Для освобождения от программ, нужно их осознать. На начальном этапе происходит выявление страха. Со взрослым человеком ведутся беседы, ребенок же может нарисовать свои переживания, выразить их в красках. Сначала специалист понимает, что гложет клиента, а потом доносит это до обратившегося. Необходимо увидеть, что эта эмоция мешает жить, в каких обстоятельствах она проявляется, и что негативного несет. Только понимание, что это лишняя программа, она не нужна, может стимулировать дальнейший процесс.

Все страхи имеют причину. С помощью погружения в трансовые состояния или через беседу можно узнать, как сформировалось это убеждение. Обычно первых страх происходит в глубоком детстве, а потом лишь проявляется снова и снова. Необходимо изменить первоначальную реакцию, по другому взглянуть на случившееся. Происходит формирование нового отношения, что делает переживание не негативным, а нейтральным. Иногда этот метод называют завершением ситуации.

Некоторые переживания человека формируются не в этой жизни, а передаются от прошлых поколений. Страх может возникнуть в роду, а потом передаться конкретной личности. В период взросления происходит копирование реакций родителей, и их принципы переходят малышам. Этот вид страха так же можно диагностировать и через осознание уменьшить его влияние. Примером является страх денег, особенно часто он проявляется у тех, чьи родные были раскулачены. При появлении крупной суммы, личность сразу старается ее потратить. Финансы вызывают дискомфорт, беспокойство, и это не позволяет добиться больших результатов.

Проживание эмоции - это хороший способ избавиться от плохих переживаний. При этом нужно именно погрузиться в состояние, которое вызывает неприятные состояния. Например, чтобы избавиться от страха публичных выступлений, нужно представить или даже пережить неудачный опыт данного события. Важно понять, что такая ситуация не является опасной для жизни, что опасение бессмысленно. Пройдя такую процедуру однажды, уже не будет аналогичных страхов, но необходимо все делать под наблюдением, ведь это довольно стрессовый метод, который вызывает сильные эмоции, с которыми важно правильно справиться.

Страхи можно нейтрализовать дыхательными техниками. Сегодня психологи используют холотропное дыхание, когда человек через определенные состояния полностью освобождается от негативных мыслей, страхов. Подобные сеансы всегда проводятся в группах, после нескольких процедур многие ощущения, которые были дискомфортны ранее, просто перестают ощущаться.

Выбор редакции
Однажды где-то в начале 20 века во Франции или, может быть, в Швейцарии, некто, варивший себе суп, случайно уронил в него кусочек сыра....

Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...
Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...