Специфика менталитета чувашского народа: Философский аспект исследования сущности этнического менталитета. Чуваши характер


Чуваши относятся к тюркоязычным народам, хотя в формировании нации участвовали и другие. Древние предки чувашей были кочевниками. Они прошли путь от Великой Китайской стены до Приазовья. В болгарском кинофильме "Хан Аспарух" показано, как под натиском хазар произошел распад Приазовской Болгарии (VII в). Одна группа во главе с ханом Аспарухом (аспарум, совет дающий) переправилась через Дунай и образовала свое государство, которое просуществовало немногим более двух веков, а затем растворилась в массе славян.

Другая группа отошла к Кавказским горам. Она сохранилась до наших дней и составила основу балкарской народности.

Третья группа, видимо, более многочисленная, перекочевала на Среднюю Волгу. Здесь она, как государство и национальное формирование, просуществовала до монгольского нашествия (1236 г). Столицей государства был город Великий Булгар, по тем временам крупный культурный центр. Булгары и сувары (чуваши) являлись основными населявшими его этническими группами. А те чуваши, которые живут в наше время - в Татарии, Башкирии, других регионах страны, являются переселенцами позднего времени, уже после принятия христианства.

Чуваши - практически единоязычный народ по литературному языку, хотя наличествуют два диалекта: виръял - у верховых и анатри - у низовых чувашей. Благодаря единому литературному языку не было надобности издания книг и периодической печати на названных диалектах, как у мордвы - эрзя и мокша.

После Октябрьской революции чувашская нация вступает в пору своего интенсивного развития, что проявляется в формировании рабочего класса и национальной интеллигенции. Ныне в годы перестройки этот процесс заметно активизировался. В Чувашии, в отличие от других регионов страны, нет проявлений национального экстремизма, межнациональной розни. Видимо, сказались давние традиции дружного совместного проживания русских, чувашей, татар. Чуваши всегда были восприимчивы ко всему русскому как к своему кровному, родному. Уважение к русскому соседу всегда являлось замечательной национальной чертой чувашей. И это спасло республику от распрей на национальной почве.

Как выглядели поселения чувашей

Чуваши в далеком прошлом селились в лесах, вдоль рек и глубоких оврагов. Это объяснялось необходимостью обезопасить себя от набегов кочевников, ушкуйников, татарских наездников. Несколько позже скрывались от русских властей. Казанские ханы и царские наместники обирали и без того нищих крестьян, собирали подать. За неуплату подвергали избиению нагайками и березовыми розгами. Гнет сильных и богатых наложил свой отпечаток на характер людей. Предки о чувашей не раз были биты хазарами, татаро-монголами, дружинами русских князей, бедный люд побои получал еще от своих богачей, мура и тарханов.

Как выглядели чувашские поселения? Избы-полуземлянки располагались вокруг дворов родоначальников, либо группами по семейному принципу. Так было легче обороняться от нападающих. Нашим предкам нужна была круговая оборона. Входная дверь и оконца в жилищах прорубались в стенах со стороны двора. Оконца - размером в половину двух бревен, чтобы не пролез человек. Стекол не было, вместо них натягивались бычьи пузыри, промасленные, чтобы проникал свет. В ночное время зажигали сосновые лучины, которые трещали и чадили дымом, поэтому наиболее ценное - шкурки зверьков, зерно и бортевой мед - хранилось в амбарах.

По образцу русских чувашские деревни принимают прямолинейную застройку. Бычьи пузыри заменяются стеклом, увеличиваются размеры оконных проемов, появляются ворота с шатровой крышей. К дому пристраивается крыльцо. В палисадниках высаживаются сирень и акация, на улицах - ветла.

Леса одаривали человека орехами, грибами, ягодами, диким медом. На распаханных сохою полянах колосилась рожь, зрел ячмень, наливалась полба. Пшеница в северной части республики стала культивироваться лишь в советский период. Картофель внедрялся в петровскую эпоху, но, прямо скажем, из-под палки. В настоящее время его сажают повсеместно, он стал вторым хлебом. К сожалению, в последние 20-30 лет картофель все больше и больше теряет свой товарный вид и вкусовые качества. Содержание нитратов в нем растет из-за бесконтрольного применения на полях химических удобрений и ядохимикатов.

Национальной пищей чувашей издревле являлся уйран - снятое молоко, пахтанье. Но уйран теперь помнят только старики, он вытесняется кефиром, который по вкусу значительно уступает уйрану. Гордость и радость крестьянского стола - шарттан (шыртан) - всегда являлся праздничной пищей. Но теперь и он потерял свои прежние качества, к тому же стал большим дефицитом. Даже некогда популярное кагай-шюрбе - суп из субпродуктов - стало редкостью.

Чуваши любили леса. Этим, пожалуй, можно объяснить распространение в наше время зеленых посадок вдоль дорог.

В лесных чащобах жили языческие Боги и Духи. Одни оберегали человека от несчастий, другие творили зло. Одни покровительствовали животноводству, другие - насылали болезни, мор, падеж скота. Милости богов и духов чуваши добивались подношениями, чествованиями. Молили богов и духов о дожде, об урожае, обильном медосборе, отмечали день первого каравая, упрашивали духа ветров, чтобы не гневался, не срывал солому с ветхих крыш, не нагонял грозовых туч с градом. Отмечали начало строительства дома, даже возведение ограды вокруг участка. Суеверие наших предков этим не ограничивалось. Надеялись: стоит успеть высказать вслух пожелание при блеске зарницы, как все сбудется. Бабки-повитухи преподносили дар березе - медную копейку, верили: это облегчит роженице роды. И почти во всех случаях чюка (моления) варили кашу, кисель, затевали жертвенное пиво.

Большая часть чуваш довольствуется холщовыми штанами; сапоги среди них тоже редкое явление; в столе у чуваш наблюдается хлебная скудность; лишь богатые, имея достаточно скота, режут себе на мясо, а изредка даже и покупают его. Большинство же чрезвычайно редко пробует мясной пищи, обыкновенный же обед и ужин у них составляют: пустые щи или картофельная похлебка и хлеб, иногда пирог из тех же материалов; хотя у большинства чуваш имеются куры во дворе, но яйца от них обыкновенно все продаются, равно как и птица. Молоком чуваши питаются только летом, а по зимам они даже не доят коров, так как от плохого корма зимою у коров пропадает молоко; даже богатые чуваши, например, торговцы, отправляясь в дальний путь, берут с собою из дома достаточный запас хлеба.

Лапти - один из древнейших видов обуви. Промысел лаптеплетения насчитывает тысячелетия. Это подтверждается археологическими находками специального орудия труда - кочедыка. На лапти человек употреблял лыко, бересту и кожу. У чувашей этот вид обуви сохранился до пятидесятых годов XX века. Чувашские лапти отличались от лаптей русских и мордвы своим изяществом, строгостью формы, способом плетения. Более ценными считались лапти, плетенные из вязового лыка: в сухую погоду они дольше носились. Интересно, что для женщин и девушек лапти плелись по-разному. Выходные девичьи лапти отличались тонкостью работы. Лыко тоже употреблялось более узкой резки. Веревки сплетали из льноволокна. На период весеннего таяния снега к лаптям подшивали колодки (каптарма). Они спасали от намокания. Колодки делали из липы с фигурным вырезом углов и снятием кромки.

Лапти носили вместе с портянками и онучами. Первые использовались в летнее время; ткали их на кустарных станках из конопляной нити, а онучи - из шерстяной. Они мало спасали от холода и морозов. Женщины пользовались онучами даже в летнюю пору. Дело в том, что в давно прошедшие времена в лесах Чувашии было много змей. Онучи предохраняли ноги от их укусов.

Овечья шерсть употреблялась в изготовлении кошмы. Растелит кошму чуваш непосредственно на земле, а под голову положит шкуру козла - и спит спокойно: змей не тронет. Могут помешать блохи. Их много собиралось в кошме. После долгой зимы крестьянин выносил кошму на солнце и выбивал блох и пыль палкой.

Что ценного имел мужик? Тулуп и полушубок. Но эта одежда была доступна не каждому. Бедняк в лютые морозы кутался в чапан (армяк), сшитый из шерстяного полотна, и дрожал как осиновый лист. Но у чувашей тоже были свои радости, праздники, юбилеи, хороводы. В такие дни чуваши надевали все самое лучшее: женские головные уборы из серебряных монет, красивые пояса, расшитые рубашки.

Чуваши – одна из самых многочисленных народностей проживающих на территории Российской Федерации. Из примерно 1,5 млн. человек, более 70% расселено на территории Чувашской Республики, остальные в соседних регионах. Внутри группы существует разделение на верховых (вирьял) и низовых (анатри) чувашей, различающихся между собой по традициям, обычаям и диалекту. Столица республики — город Чебоксары.

История появления

Первое упоминание названия чуваши появляется в XVI веке. Однако многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чувашский народ является прямым потомком жителей древнего государства Волжская Болгария, существовавшего на территории средней Волги в период с X по XIII вв. Так же ученые находят следы чувашской культуры, датируемые началом нашей эры, на побережье Черного моря и в предгорьях Кавказа.

Полученные данные свидетельствуют о перемещении предков чувашей в период Великого переселения народов на занимаемую на тот момент финно-угорскими племенами территорию Поволжья. Письменные источники не сохранили сведения о дате появления первого булгарского государственного образования. Наиболее ранние упоминания о существовании Великой Булгарии датируются 632 г. В VII веке после распада государства часть племен двинулась на северо-восток, где вскоре обосновалась близ Камы и средней Волги. В X веке Волжская Болгария, была довольно сильным государством, точные границы которого неизвестны. Население составляло, по меньшей мере, 1-1,5 млн. человек и представляло собой многонациональную смесь, где наряду с болгарами также жили славяне, марийцы, мордва, армяне и многие другие народности.

Болгарские племена характеризуются в первую очередь как мирные кочевники и земледельцы, но в течение своей почти четырехсотлетней истории им приходилось периодически сталкиваться в конфликтах с войсками славян, племенами хазар и монголов. В 1236 году монгольское нашествие полностью разрушило болгарское государство. Позднее народы чувашей и татар смогли частично восстановиться, образовав Казанское ханство. Окончательное включение в состав русских земель произошло в результате похода Ивана Грозного 1552 года. Находясь в фактическом подчинении татарской Казани, а затем и Руси, чуваши смогли сохранить свою этническую обособленность, уникальный язык и обычаи. В период с XVI по XVII века чуваши, будучи преимущественно крестьянами, участвовали в народных восстаниях охвативших Российскую Империю. В XX веке земли, занимаемые этим народом получили автономию и в виде республики вошли в состав РСФСР.

Религия и обычаи

Современные чуваши – православные христиане, лишь в исключительных случаях среди них встречаются мусульмане. Традиционные верования представляют собой своеобразный вид язычества, где на фоне политеизма выделяется верховный бог Тура, покровительствовавший небу. С точки зрения устройства мира национальные верования изначально были близки к христианству, поэтому даже тесное соседство с татарами, не повлияло на распространение мусульманства.

Поклонение силам природы и их обожествление, привело к появлению большого количества религиозных обычаев, традиций и праздников связанных с культом древа жизни, смены времен года (Сурхури, Саварни), посевом (Акатуй и Симек) и сбором урожая. Многие из празднеств остались неизменными или смешались с христианскими торжествами, поэтому отмечаются и по сей день. Ярким примерами сохранения древних традиций считается чувашская свадьба на которые до сих пор надевают национальные костюмы и проводят сложные обряды.

Внешность и народный костюм

Внешний европеоидный тип с некоторыми чертами монголоидной расы чувашей мало чем отличим от жителей средней полосы России. Общими чертами лица считаются прямой аккуратный нос с низкой переносицей, округлое лицо с выраженными скулами и небольшим ртом. Цветотип варьируется от светлоглазого и русого, до темноволосого и кареглазого. Рост большинства чувашей не превышает средней отметки.

Национальный костюм в целом похож на одежду народов средней полосы. Основу женского наряда составляет вышитая рубаха, дополняемая халатом, передником и поясами. Обязателен головной убор (тухья или хушпу) и украшения, щедро украшенные монетами. Мужской костюм был максимально прост и состоял из рубахи, штанов и пояса. Обувью служили онучи, лапти и сапоги. Классическая чувашская вышивка представляет собой геометрический узор и символическое изображение древа жизни.

Язык и письменность

Чувашский язык относится к тюркской лингвистической группе и при этом считается единственным из сохранившихся языков булгарской ветви. Внутри национальности он разделен на два диалекта, отличаемых в зависимости от территории проживания его носителей.

Считается что в древности чувашский язык имел свою руническую письменность. Современный алфавит был создан в 1873 году благодаря усилиям известного просветителя и педагога И.Я. Яковлева. Наряду с кириллицей алфавит содержит несколько уникальных букв, отражающих фонетическое различие между языками. Чувашский язык считается вторым официальным языком после русского, входит в обязательную программу обучения на территории республики и активно используется местным населением.

Примечательно

  1. Главными ценностями, определявшими уклад жизни, были трудолюбие и скромность.
  2. Неконфликтный нрав чувашей отразился в том, что в языке соседствующих народов его название переводится или связывается со словами «тихий» и «спокойный».
  3. Вторая жена князя Андрея Боголюбского была чувашской принцессой Болгарби.
  4. Ценность невесты определялась не внешностью, а трудолюбием и количеством навыков, поэтому с возрастом ее привлекательность только росла.
  5. Традиционно при вступлении в брак жена должна была быть на несколько лет старше супруга. Воспитание молодого мужа было одной из обязанностей женщины. Муж и жена были равноправны.
  6. Несмотря на поклонение огню, древняя языческая религия чувашей не предусматривала жертвоприношений.

На вопрос Какие черты характера и внешности свойственны для чувашей? заданный автором Полина Скорик лучший ответ это Много уже сказали. Можно добавить, что внешность очень многообразна, от европеоида до монголоида. Характер очень спокойный, сдержаный. Очень интересный пример-в старые времена был обычай, если чуваша обидели, и он не мог достойно ответить, то крайней мерой было то, что он шел у обидчику и вешался на его воротах.
Обычай жуткий, но очень показательный.

Ответ от Ўлия Микушова [новичек]
Слово в слово верно сказано... они какие-то странные, хитрые, подлые, русских не любят, хотя сами за счет русских то и выживают, сами ничего не умеют... очень низкий уровень развития, руку помощи в жизни не подадут, точно автором было сказано, сам выберешься, будут наблюдать, а потом, считая тебя сильным, будут навязываться тебе. Тошнотворные.


Ответ от Гаранина Ольга [новичек]
У меня бывший муж Чувашь, невозможно: выбролся из какой-то глуши, а замашки барские, руками делать ни чего не хочит и работать тоже не хочет, пофиг что жена в дикрете и ребёнок голодные. Игоисты жудкие, у них и в семье так же. Мне приходилось в дикрете брать работу на дом, что бы нас всех прокормить. Хамло редкое.


Ответ от Макс Захаров [новичек]
Я чуваш. И знаете, характер у разных людей разный. Воры бывают всех национальностей и убийцы тоже.


Ответ от 1 1 [новичек]
Хитрые, Жадные (за свое удавятся а преподнесут, что им кто-то помешал выложиться на общее дело), Тихушники (всю башку сломают, в аварию на нервной почве попадут, но не признаются, что все это на нервной почве из-за переживаний). Будут спокойно наблюдать как ты скоро свалишься, но не вмешаются, пока не упадешь, а упадешь, то может и помогут, при условии, что ты и сам встанешь. Короче. тьфу!.


Ответ от Инна Ласькова [новичек]
Мой муж чуваш. Уфф... ну и характер


Ответ от Net nadegdi [новичек]
А чем они отличаются? Смотрите гороскоп на каждый день - и все!


Ответ от Галина Богомолова [гуру]
очень спокойные, негромко говорят. Женщины скромные. Я в Чебоксарах поразилась, какие они - как бы это сказать - ненарядные, что ли. Если идет женщина ярко одетая, то приезжая.
Город стерильно чистый. Еще нас поразило, что в воскресный летний вечер на улицах народу мало. Никто не гуляет, молодежь не толчется.


Ответ от Ольга Самакова [новичек]
Гостиприимство, доброжелательность..


Ответ от ГиВаря хочу и бормочу!!! [гуру]
У меня в юности была подруга чувашка Леночка, очень жалею, что потеряла с ней связь. Добрый человек, ускоглазая красотка, как мне не хватает её смешных песенок и тёплого сердечка.


Ответ от Єлейта [гуру]
Хорошие люди.. . в милицейских хрониках не показывали...


Ответ от Џ родом из СССР [гуру]
Веснушки, светлые или рыжеватые волосы, скуластенькие.. . Есть и другие, брюнеты скуластые, с вдавленными глазами. . Характеры разные, и веселые, и хмурые, и серьезные..


Ответ от Telenok89 бык [активный]
под... ывают и своих и чужих


Ответ от Друг человека [гуру]
Они, как русские, мордва и чуваши- ребята наши


Ответ от Ѐамиль Латыпов [новичек]
Какие ваши наши это татары теже самые только дикообразованные тюрки


Ответ от Алекс Пронин [новичек]
У чувашей отличительная черта характера это желание воровать, предавать, подставлять!

В этом утверждении есть доля правды. Любая смена этнонима связана с генетическим дрейфом народа. Сегодняшние чуваши это не только сувары, это и булгары – потомки гуннов (вунногуры и т.п.), это и очувашенные марийцы (вирьял) и обломки различных наций влившихся в сферу чувашской культуры. Генетики признали, что средненизовые чуваши близки генетически ранним тюркам, то есть гуннам. Но как быть с остальной массой чувашей? Сегодня антропологическая школа Чувашии уничтожена, но именно антропологи утверждали: «чуваши на 98% европеоиды; марийцы, мордва на 82%, а татары и башкиры на 60%». Если чуваши тюрки, то почему такая большая разница в показателях европеоидности по отношению к тюркам (татарам и башкирам)?
Просматривая фильм о чувашах-тюрках, возникают следующие мысли:
- в фильме постулируется мысль, что тюрки это не антропологическое, а культурное сообщество, этим объясняется разница в антропологии чувашей и других тюркских народов. Но в таком случае, чем объяснить мощную культурную разницу между чувашами и тюркскими народами: в религии, искусстве, укладе? Кроме того, исторически тюрки происходят от вполне конкретного предка - гуннского племени тюкюе (тюгю), значит, все-таки, антропология является ключевым показателем единства тюркского сообщества.
- В фильме показаны ритуалы вокруг абашевских курганов. С точки зрения археологии, абашевцы не являются предками чувашей. Правда с точки зрения отношения чувашей к курганам, как к «Улăп тапри», подобные съемки возможны, только обрядов возле таких мест чуваши не производили, разве что только в тех случаях, когда на холме находилась киреметь.
- Во время обрядов пиво в огонь не плескали. Пиво, как и приношения, оставлялись на культовом месте. В огонь приносят жертвы марийцы.
- В фильме рассказывается о развитом хмелеводстве в Чувашии, но все должны понимать, ни о каком промышленном земледелии в республике после правления бывшего Главы администрации Чувашии говорить уже не приходится. Стоило бы сказать, что при каждом деревенском подворье раньше была своя пивоварня. Все русские названия, связанные с пивоварением булгаро-чувашские: хмель, солод, сусло и т.п.
- Обряд "ниме" (взаимопомощь) обычно проводился при строительстве дома или при полевых работах и был связан с личным участием в работе. При прежнем Главе администрации Чувашии этот обряд был низведен до уровня «добровольно-принудительных» денежных поборов. Не понятна связь между обрядом «ниме» и осенними посиделками «кĕр сари».
- Исторически, дрожжи в пиво стали пускать в позднее время, в период спаивания нации.
- Предполагают что пиво общетюркский напиток. Судя по названию «сăра» у чувашей и алтайцев, так действительно может показаться, однако, кто же на кого повлиял? Известно, что пивоварение зародилось в Месопотамии в 5 тысячелетии до н.э., а не на Дальнем Востоке. Назовите хоть один тюркский народ, где так же широко было развито пивоварение?
- Если чуваши тюркоязычные, то почему основные слова народа не вписываются в тюркскую лексику: например: хевель ("солнце" чув.) – гелиос (греческий). Почему тюрки кочевники, а чуваши древнейшие земледельцы? (Д.Ф. Мадуров. Тип уклада чувашского народа и его роль в экосистеме Волжско-Камского края // Экологический вестник Чувашской республики. - Чебоксары: 2000. - вып. 20. Д.Ф. Мадуров. Выверка уклада чувашей на примере артефактов культуры // От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем: Приложение к вестнику Российского философского общества. Материалы научной конференции. М.: 2000. - ч.1) Почему все тюрки поклонялись Тенгрихану, а у чувашей нет следов этого культа. Чуваши поклоняются Тура. Это имя бога переднеазиатского происхождения. Подробнее об этом в статье (Д.Ф. Мадуров. Переднеазиатско-чувашские культурные параллели. С.360-382 // Научно-педагогическое наследство В.Ф. Каховского и проблемы истории и археологии. Материалы научно-практической конференции. 19-20 декабря 2006 г. Книга 2. – Чебоксары, ЧГИГН, 2009).
- Слушая чувашскую песню в фильме, невольно вспомнил украинскую «На моем пидвирье выросла береза, Дайте ж нам горилки хей хо, дайте ж нам горилки хей хо. На моем пидвирье выросла береза». Так кто же у кого эту песню списал?
- Жаль что в фильме мало представлены серебряные украшения чувашей. Ужасно выглядят вышивки с цветочками вышитыми анилиновыми нитками. Верх пошлости, эта традиция появилась в 50-е годы, в период культивирования отрицания национальной культуры и подражания русской. Женщина в девичьем головном уборе просто смотрится смешно, также нелепо выглядит сочетание очков и этнографического костюма.
- В фильме утверждается, что принявшие ислам чуваши стали называться татарами. В этой фразе проглядывает смысл о родстве тюркоязычных чувашей и татар. Следует отдавать себе отчет, что эти процессы происходили в период татарского господства в регионе и их максимального культурного влияния. Точно такие же процессы происходят и сегодня, и с этой точки зрения большая часть православного русскоязычного населения тоже может указать на свои чувашские (булгаро-суварские корни). В то же время и в чувашской среде присутствуют следы генетической подпитки со стороны соседствующих народов.
- С удивлением узнаю, что чувашский язык существует и будет существовать благодаря переводу на него Библии. Вообще-то священные писания на «гуннском языке» вышли в свет еще в 530 году, но это ни коим образом не сказалось на сохранности языка и самих переводах. Конечно, мы можем только поблагодарить Российский Институт перевода Библии за очередной крупный (по нашим меркам) финансовый вклад. Вспомним, что на грант Английского Библейского общества миссионер-просветитель И.Я. Яковлев построил Чувашскую Симбирскую школу. Только основной целью этой мисси было отнюдь не развитие национальной культуры чувашей, а чисто миссионерские задачи, не даром по воспоминаниям учащихся Симбирской школы, в ней запрещалось петь народные чувашские песни. А с точки зрения Православной (ортодоксальной) церкви даже народный костюм является «языческим», о чем в своих пропагандистских статьях уже писала газета «Чебоксарские новости». Так что, получается, что нам подсунули очередной «троян» («троянского коня»).
После просмотра фильма появляется ощущение, что этот фильм создавался, чтобы еще больше разделить наш народ, либо его создавали некомпетентные в этих вопросах люди.

- 1120

Чуваши (чаваш) - тюркоязычный народ суваро-булгарского происхождения в Российской Федерации, титульная нация Чувашской Республики. Чувашский язык является единственным живым представителем болгарской группы тюркских языков.

Чуваши - самобытный древний народ с богатой монолитной этнической культурой. Они являются прямыми наследниками Великой Болгарии и позже - Волжской Болгарии. В чувашской культуре есть черты, схожие и с западной, и с восточной культурами, присутствует хетто-аккадская, согдо-манихейская, гуннская, хазарская, булгаро-суварская, тюркская, финно-угорская, славянская, русская и другие традиции, но при этом она не тождественна ни одной из них. Эти особенности находят отражение и в этническом менталитете чувашей. Чувашский народ, впитав культуру и традиции разных народов, «переработал» их, синтезировал положительные, подходящие для условий своего существования обычаи, обряды и ритуалы, идеи, нормы и правила поведения, способы хозяйствования и бытового строя, сохранил особое миропонимание, сформировался своеобразный национальный характер. Бесспорно, чувашский народ обладает своей самостью - «чавашлах» («чувашскость»), которая является стержнем его уникальности. Задача исследователей «извлечь» его из недр народного сознания, проанализировать и выявить его сущность, зафиксировать в научных работах. Основное вероисповедание религиозной части чувашей - православное христианство, есть приверженцы традиционных верований и мусульмане.

Следующим аргументом, «свидетельствующим» о ротацизме волжско-булгарского языка, Н. А. Баскаков и другие тюркологи называют «сообщение венгерских хроник», но это явное недоразумение, ибо в венгерских хрониках таких сообщений вообще нет - речь может идти о другом - о «чувашизмах» в венгерском языке, которыми обычно оперируют ашмаринисты для доказательства булгаро-чувашской концепции. Впервые этот вопрос был поднят венгерским ученым Бар- натом Мункачи в 1894 году, а затем поддержан Н. И. Ашмариным. Особо следует отметить работу Золтана Гомбоца, которая посвящена анализу булгаро-тюркских заимствований в венгерском языке. Почти из 800 тюркских заимствований в венгерском языке Гомбоц выделяет 227 слов, которые, по его мнению, характеризуются так называемыми старочувашскими особенностями. На этой основе он заключает: венгры с чувашами никогда не общались, а более 100 лет находились в соприкосновении с булгарами, следовательно, такие слова попали в венгерский язык из языка волжских булгар, который был близок к чувашскому

В наиболее крупном и ценном труде «Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в ХVI–ХVIII вв. Исторический очерк» (1912) выдающийся чувашский этнограф, фольклорист, историк профессор Н. В. Никольский исследовал самый решающий и переломный период ново-булгарской (собственно чувашской) эпохи этнической истории, когда происходила трансформация традиционного религиозного сознания чувашей, разрушение структуры чувашского мироздания, и насильственно внедряемое православие служило лишь идеологическим оправданием колонизации Чувашского края со стороны Московии.

Вопреки своим изначальным миссионерским установкам, Никольский негативно оценивал результаты христианизации чувашей. Для него были неприемлемы дискриминация чувашей, насилие, исчезновение «класса служилой инородческой аристократии», методы насильственного обрусения и христианизации. Он особо подчеркивал, что «чуждый христианства по жизни чувашин не желал быть им и по имени... Неофиты желают, чтобы не считало их христианами и правительство». В православии они видели «вырас тене» (русскую веру), т. е. идеологизированную религию угнетателей. Далее, анализируя этот период, ученый отмечает факты духовного и физического сопротивления чувашей угнетению и бесправию и подытоживает, что «мероприятия культурно-просветительного характера не были приспособлены к народной жизни, почему не оставили значительного следа среди чуваш» (см.: Никольский, 1912). У замкнувшихся в своих общинах чувашских крестьян до ХХ в. случаи массового обрусения не встречались. Видный чувашский историк В. Д. Димитриев пишет, что «чувашская национальная культура до последнего времени сохранилась без деформации...» (Димитриев, 1993: 10).

Национальное самосознание, характер, менталитет чувашского народа в ХХ в. испытали несколько значительных преобразований, которые были вызваны народными революциями, войнами, национальным движением и государственно-общественными реформами. Заметно способствовали изменению этноменталитета технические достижения современной цивилизации, особенно компьютеризация и интернет.

В революционные годы начала ХХ в. в течение одного поколения общество, его сознание и поведение менялось до неузнаваемости, и документы, письма, художественные произведения отчетливо фиксировали духовные, экономические, политические, социальные трансформации, своеобразно отражая черты обновляющегося народного менталитета.

Каждое поколение этноса с течением времени вырабатывает свой вариант ментальности, позволяющий человеку и популяции в целом адаптироваться и оптимально функционировать в условиях сложившейся среды. Уже нельзя утверждать, что стержневые качества, фундаментальные ценности, ментальные установки остались неизменными. Первейшая и основная социальная установка для чувашского народа - убеждение в правоте завета предков («ваттисем калани»), жесткого свода правил поведения и законов этнического существования - потеряла свою актуальность в молодежной среде, не выдерживая конкуренции с поливариантностью и многоликостью бытия социальных сетей интернета.

Очевиден процесс размывания традиционной ментальности чувашей и других малых народов. Перестройка в обществе и государстве 1985–1986 гг. повлекли за собой серьезные метаморфозы в различных сферах современной российской жизни. Даже «глухая» чувашская деревня на глазах претерпела глобальные изменения в социально-культурном облике. Исторически сложившиеся и географически обусловленные обыденные ориентации чувашей вытеснились западно-телевизионными нормами. Чувашская молодежь через СМИ и интернет заимствует иностранный образ поведения и общения. Резко изменились не только стиль жизни, но и отношение к миру, мировоззрение, менталитет. С одной стороны, модернизация бытовых условий и ментальных установок идет на пользу: новое поколение чувашей учится быть смелее, увереннее в себе, коммуникабельнее, постепенно избавляется от комплекса неполноценности, доставшегося по наследству от предков-«инородцев». С другой стороны, отсутствие комплексов, пережитков прошлого приравнивается к искоренению нравственно-этических табу в человеке. Вследствие этого массовые отклонения от норм поведения становятся новым эталоном жизни.

В настоящее время в ментальности чувашской нации сохранились некоторые положительные качества. В чувашской среде и сегодня нет этнического фанатизма и амбициозности. При заметной скудости жизненных условий чуваши крепки приверженностью к традициям, не потеряли своего завидного качества терпимости, «аптраманлах» (несгибаемость, выживаемость, неунываемость) и исключительного уважения к другим народам.

Этнонигилизм, весьма характерный для менталитета чувашей второй половины XX в., теперь уже выражен не так четко. Явного пренебрежения родной историей и культурой, ритуалами и обрядами, ощущения этнической неполноценности, ущемленности, стыда за представителей родного этноса не наблюдается; нормальной для чувашей становится позитивная идентичность нации. Подтверждение тому - реальная востребованность чувашским населением изучения чувашского языка и культуры в детских садах, школах, вузах республики.

Обобщенный перечень основных черт чувашской ментальности рубежа ХХ–ХХI вв. имеется в одном из первых опытов, посвященных конкретно характеристике менталитета чувашей, - материале Т. Н. Ивановой (Иванова, 2001), собранном в ходе многолетней работы на курсах переподготовки учителей в Чувашском республиканском институте образования в 2001 г.:

  • - трудолюбие;
  • - патриархальность, традиционность;
  • - терпение, терпеливость;
  • - чинопочитание, высокая дистанция власти, законопослушность;
  • - престиж образования;
  • - коллективизм;
  • - миролюбие, добрососедство, толерантность;
  • - упорство в достижении цели;
  • - заниженная самооценка;
  • - злопамятность;
  • - упрямство;
  • - скромность, стремление «не высовываться»;
  • - уважительное отношение к богатству.

Учителя отмечали, что в вопросе, касающемся национальной самооценки, для дуалистической чувашской ментальности характерно «сочетание двух крайностей: обостренное национальное самосознание среди элиты и размывание национальных черт среди простого народа».

Многое ли из этого списка сохранилось спустя десять лет? Для чувашского менталитета, как и раньше, не свойственно стремление разрушать все до основания, после чего строить заново на пустом месте. Наоборот, предпочтительнее строить на основе имеющегося; еще лучше - рядом с прежним. Не характерна такая черта, как безмерность. Мера во всем (в делах и мыслях, поведении и общении) - основа чувашского характера («Не выпрыгивай наперед других: не отставай от народа»)? Из трех компонентов - чувства, воли, разума - в структуре чувашского национального сознания преобладают разум и воля. Казалось бы, поэтическая и музыкальная натура чувашей должна основываться на чувственно-созерцательном начале, но наблюдения показывают обратное. Видимо, дает знать о себе опыт прежних веков нерадостного бытия, глубоко хранящийся в памяти народа, и на первый план выдвигается рассудок и рациональный характер постижения мира.

Психолог Е. Л. Николаев и педагог И. Н. Афанасьев на основе сравнительного анализа профилей личности типичных чувашей и типичных русских делают выводы, что чувашскому этносу присущи скромность, замкнутость, зависимость, подозрительность, наивность, консервативность, конформность, импульсивность, напряженность (Николаев, Афанасьев, 2004: 90). Чуваши не признают за собой никаких исключительных достоинств (хотя и обладают ими), добровольно подчиняют себя требованиям общей дисциплины. Чувашских детей учат ограничивать свои собственные потребности соответственно существующим материальным условиям жизни, относиться ко всем людям с уважением, проявлять необходимую терпимость к мелким недостаткам других, одновременно критически относиться к своим собственным заслугам и недостаткам.

В воспитательной практике доминирует установка, что человек как природное существо бренен, а как социальное - силен принадлежностью к своему народу, поэтому скромность является формой осознания личностью своих обязанностей перед окружающими людьми. С детства в чувашах целенаправленно воспитывается тактичность - способность, переросшая в привычку, соблюдать меру в общении, не допуская действий и слов, которые могут быть неприятны собеседнику или окружающим людям, особенно старшим по возрасту.

Однако общепризнанные положительные отличительные характеристики чувашей, такие как трудолюбие (жандармский полковник Маслов), добрая душа и честность (А. М. Горький), основательность (Л. Н. Толстой), гостеприимство, радушие и скромность (Н. А. Исмуков), убиваются прагматическими требованиями капиталистического времени, эти душевные качества в обществе потребления становятся ненужными.

Любопытным образом откликнулись в менталитете современных чувашей две специфические традиционные мировоззренческие установки - признание чувашскими старейшинами справедливою месть через один из видов суицида «типшар» и культ девственности, которые отличали в прошлом и отличают до сих пор чувашей от других, даже соседних народов.

Чувашский типшар относится к категории личного мщения, бытовой форме пассивного наказания негодяя-соплеменника через собственную смерть. Типшар (сухая беда)- это защита имени и чести ценой своей жизни, что соответствует учению этнорелигии сардаш. В чистом виде в ХХI в. среди чувашей он встречается крайне редко, оставаясь лишь как личный суд над преступлениями в сфере интимных взаимоотношений между девушками и мужчинами. Проявления «типшара» с иными мотивациями встречаются среди подростков и мужчин зрелого возраста. Кроме социальных причин, сказались отчасти, на наш взгляд, недочеты в воспитательно-образовательном процессе. Ошибались чувашские ученые-филологи, когда курс чувашской литературы, изучаемый в средней школе, строили на примерах самопожертвования. Суицидом кончают литературные героини Варусси Я. В. Турхана, Нарспи К. В. Иванова, Улькки И. Н. Юркина, к самопожертвованию призывают стихи М. К. Сеспеля, Н. И. Шелеби, М. Д. Уйпа, рассказ Л. Я. Агакова «Песня», повесть Д. А. Кибека «Ягуар».

Обращение к суициду также тесно связано с полом, возрастом, семейным положением человека. Однако при всех прочих равных условиях роковую роль играют социальные болезни, в первую очередь алкоголизм. Чувашские врачи объясняют рост числа самоубийств тяжелыми условиями жизни, чиновничьим гнетом, неустроенностью быта (ситуация весьма схожа с положением чувашей в XIX в., о чем писали С. М. Михайлов и симбирский жандарм Маслов), следствием которых являются натянутые взаимоотношения в семье, алкоголизм, наркомания.

Среди чувашских женщин самоубийцы редки. Чувашки к финансовым и житейским трудностям бесконечно терпеливы, острее чувствуют ответственность за детей и семью, стараются выбраться из беды любыми способами. В этом и есть проявление этноменталитета: роль жены и матери в чувашской семье, как и прежде, высока неимоверно. Проблема суицида тесно переплетается с проблемой сохранения девственности до брака и гендерными отношениями: к «типшару» чаще прибегали девушки с поруганной честью, испытавшие обман и лицемерие со стороны мужчин. До ХХ в. у чувашей считалось, что потеря девичьей чести до замужества - это трагедия, которая кроме позора и всеобщего осуждения, пожизненного мытарства ничего не сулит. Жизнь для девушки теряла ценность, не оставалось перспектив на уважение, обретение нормальной, здоровой семьи, которую стремилась иметь любая чувашка.

Долгое время сохранявшиеся семейно-родовые отношения среди чувашей являлись эффективным средством сдерживания негативных факторов в их гендерном сознании и поведении. Именно этим можно объяснить единичность случаев отказа от рожденного ребенка или развитую у чувашей практику опекунства над осиротевшими детьми даже неблизкими родственниками. Однако сегодня традиция общественного внимания к взаимоотношениям девушек и парней и их половому воспитанию вытесняется социально-этической индифферентностью со стороны старших: свобода личности, свобода слова и активная защита права собственности обернулась вседозволенностью и индивидуализмом. Как ни странно, чувашская литература ХХI в. восхваляет именно безграничную безалаберность и анархию в отношениях и в жизни.

В целом в исследованиях начала 2000-х гг. (Самсонова, Толстова, 2003; Родионов, 2000; Федотов, 2003; Никитин, 2002; Исмуков, 2001; Шабунин, 1999) отмечалось, что менталитет чувашей рубежа ХХ–ХХI вв. характеризуется практически теми же основными чертами, что и менталитет чувашей XVII–XIX вв. Сохраняется направленность чувашской молодежи на здоровую семейную жизнь, причем ответственность за благополучие дома и семьи, как и раньше, берут на себя женщины. Не исчезла, несмотря на дикие законы рынка, природная толерантность чувашей, стремление к аккуратности и добронравию. Актуальна установка «вперед людей не забегай, от народа не отставай»: чувашская молодежь уступает русской в настрое на активную жизненную позицию, по уровню самоуверенности и независимости. У чувашей более, чем у русских, заметна ориентация на поселенческую и региональную идентичность («для 60,4% чувашей жители своего поселения являются своими, в то время как для русских данный показатель равняется 47,6%»). Среди сельских жителей республики по наличию лиц с послевузовским, высшим и неполным высшим образованием чуваши опережают три другие этнические группы (русские, татары, мордва). Для чувашей (86%) характерна более всего выраженная положительная установка на межнациональный брак (у мордвы - 83%, русских - 60%, татар - 46%). В Чувашии в целом отсутствуют такие предпосылки, которые могли бы в перспективе привести к усилению межнациональной напряженности.

* Вирьял (от чуваш. вир «верховье, запад» и ял «деревня, сообщество») - одна из двух крупных этнотерриториальных групп чувашей. Название «вирьял», то есть верховые, живущие выше по Волге, противопоставляется названию «анатри» (от чуваш. анат «низовье, восток»), то есть низовые чуваши, живущие ниже по Волге.

Также горные марийцы в результате влияния чувашской культуры тоже переняли множественные элементы культуры и языка булгаро-чувашей. В русских летописях верхние чуваши наравне с горными марийцами упоминаются как «черемиса горняя».

Верхние чуваши говорят на верховом диалекте чувашского языка. В нем есть множество отличий, такие как множественные марийские заимствования и характерно «оканье», что отличает его от остальных диалектов чувашского языка.

Верхние чуваши в основном являются потомками очувашенных горных марийцев. На территории проживания верховых чуваш местами сохранилась марийская топонимика.

По мнению исследователей (Н. И. Гаген-Tорн и др.), покрой женской рубахи у чувашей-вирьял и горных марийцев, как и весь комплекс женской одежды, почти одинаков.

Технология изготовления лаптей у вирьял и у горных марийцев совпадала, отличаясь от технологии, используемой низовыми чувашами. Верховые чуваши носили длинные портянки и онучи. Ноги закутывали толсто, как и финно-угорские соседи. У вирьял портянки были из чёрного сукна, анат енчи - из чёрного и белого, анатри - только из белого.

Верховых чувашей также называют тури (от чуваш. ту - гора, горный). История возникновения названия «тури» связана с тем, что в домонгольский период сложились два основных этнотерриториальных массива чувашей, но тогда они выделялись не по течению Волги, а по расселению на её левом и правом берегах, то есть на «горных» (тури) и на «степных» (хирти), или «камских», В ходе академической экспедиции XVIII в. П. С. Паллас выделил именно две группы чувашей: верховую по Волге и хирти (степную, или камскую)

Древним населением северо-запада Чувашии были горные марийцы. Даже в годы Волжской Булгарии марийцы были основным населением тех мест, хотя и были древние булгарские поселения.

В годы татаро-монгольского ига от тяжелого ясака и разрушений в горную сторону переселилось много беженцев с городов Булгар, Биляр, Сувар и булгарских поселений, пострадавших от татаро-монгольского нашествия. Они забыли ислам, хотя сохранили некоторые элементы этой религии и перешли в язычество. Булгары, живя в лесах, тесно взаимодействовали с коренным марийским населением, жили в смешанных поселениях и проводили общие языческие обряды. В итоге, большая часть горных марийцев была ассимилирована пришедшими булгаро-чувашами. Первым большим поселением верхних чуваш является город Чебоксары, ныне столица Чувашской Республики, первое упоминание о котором было записано в 1469 году московским воеводой И. Д. Руном, хотя ранее венецианские торговцы Франциска и Доминика Пицигани в 1367 году в своем географическом справочнике изобразили город Чебоксары, но без названия, а в 1459 году венецианский монах пометил место, как город Веда Сувар (Вата Сăвар).

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...