Современные подходы к пониманию общества.


Тема 2.1 Общество. Социальные институты

План:

2.1.1 Основные подходы к определению понятия «общество».

2.1.2 Признаки общества. Условия жизнедеятельности общества.

2.1.3 Структурная композиция общества. Типология общества.

2.1.4 Социальные институты.

2.1.1 Основные подходы к определению понятия «общество»

Исходной и важнейшей категорией социологии является общество. Вся история социологической мысли – это история поисков определения общества, построения теорий общества.

Существует множество определений понятия общество. Его рассматривают как:

– предельно широкую общность людей;

– как рациональную форму организации деятельности людей;

– как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Первые теоретические попытки понять сущность общественной жизни связаны с именами Аристотеля и Платона. Особенностью античного подхода к обществу является отождествление общества и государства.

Попытки системного представления общества предприняты немецкими учеными И.Г. Гердером и Г.Ф. Гегелем. Они, по существу, заложили два подхода к рассмотрению общества:

    В центре концепции И.Г. Гердера лежит идея развития мира , в рамках этой концепции рассматривается эволюция и ее результат (человеческий род и затем общество, его культура).

    По Г.Ф. Гегелю, общество – это продукт эволюций идеи , проходящей последовательно стадии социогенеза: семья – гражданское общество – государство.

Среди подходов к определению общества также выделяют следующие:

1) Атомистическая теория . Общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. «Все общество в конце концов, – считает американский социолог Дж. Дэвис, – можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими и косвенно ­со всем миром».

2) Сетевая теория Р. Берта , согласно которой общество представлено действующими индивидами, принимающим социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Начало этой теории было положено еще Г. Зиммелем. По Зиммелю, общество есть феномен, несводимый к простой сумме отдельных людей. Общество – это взаимодействие индивидов, руководствующихся своими целями, мотивами . Эта теория и ее разновидности в центр внимания объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

3) В теориях социальных групп общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что означает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общественности, подразумевая под этим всевозможные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви.

Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях – человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции по существу отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».

4) Институциональное или организационные определения общества. Существует группа дефиниций категории «общество», согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество – большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. «Общество не простая сумма индивидов, но система, образованная из ассоциаций и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами» (Э. Дюркгейм).

Согласно этой концепции именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость и постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни. Без них было бы невозможно обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т. д. Без них (институтов и организаций) общество не могло бы гарантировать свою дальнейшую эволюцию и саморазвитие. Такое понимание общества часто встречается в работах этнологов.

5) Функциональная теория , в которой общество – это группа человеческих существ, составляющих самообеспечивающуюся систему действия . На основе различных концептуальных определений в социологии сложилась еще одна (аналитическая) дефиниция: общество как относительно самостоятельное и самообеспечивающее население, характеризуемое внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством .

В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия «самообеспечение», «организация», «культура» и др. и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.

6) Социологические категории (более низкого порядка, чем категория «общество»), которые включаются представителями различных социологических школ, как в аналитическую, так и в концептуальную дефиниции общества, имеет существенное значение для понимания его природы и характера. Однако общий недостаток всех названных выше определений понятия «общество» состоит в том, что они отождествляют понятие «общество» с понятием «гражданское общество», опуская вопрос о той материальной основе, на которой возникает и развивается «гражданское общество».

Согласно аналитической теории, общество – это относительно самостоятельное, или самообеспечиваемое население, характеризующееся внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями.

Определения общества

1) Общество – это установившееся в процессе исторического развития, относительно устойчивая система социальных связей и отношений, больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами, определяемая особенностями производства материальных и духовных благ (Г.В. Осипов);

2) Общество – это социальный организм, самостоятельное целое, мегасистема, включающая все виды сообществ и характеризующуюся целостностью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием (Г. Сбаровских).

Таким образом, общество предстает как органическое единство основных социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, организаций и социальных институтов), взаимодействующих на определенной исторически конкретной ценностно-нормативной основе, источником которой является культура данного общества.

Основной задачей системного подхода является объединение знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы быть основой единой теории общества. Это подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Системный подход дополняется детерминистским и функционалистским подходами.

Детерминистский подход ярко выражен в марксизме. Общество в нем предстает как целостная система, состоящая из подсистем (которые, в свою очередь, можно рассматривать как системы): экономической, социальной, политической, идеологической.

Профессор Калифорнийского университета в Беркли, один из патриархов современной американской социологии Нейл Смелзер определил пять основных подходов используемых социологами при изучении и объяснении различных фактов :

Первый подход – демографический (демография – от греческого слова demos – народ). Демография – изучение населения, процессов рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей . (Например, демографический анализ мог бы объяснить экономическую отсталость стран третьего мира тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население).

Второй подход – психологический . Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.

Третий подход – коллективистический . Он применяется, когда мы изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию . Например, этот подход можно использовать при изучении таких групп, как семья, армия, спортивная команда, поскольку они являются коллективами индивидов.

Четвертый подход выявляет взаимоотношения . Общественная жизнь рассматривается не через определенных, участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение, ожидаемое от человека, который занимает определенную позицию в группе. В обществе существуют сотни ролей: политик, служащий, потребитель, милиционер, студент. И поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей.

Пятый, последний подход – культурологический . Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности. При культурологическом подходе правила поведения или нормы рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование, ограбление считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы: не указывай пальцем на людей, не жуй с открытым ртом и т.д.

Общественное мнение как объект социологического анализа.

Общественное мнение - усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений. В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей

Этапы формирования общественного мнения

1.Восприятие информации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

2.Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний,опыта, умения анализировать, уровня информированности.

3.Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.

4.Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.

5.Возникновение общенародного мнения.

Субъектом общественного мнения могут выступать общности различного уровня от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает население, народ в целом.

Объектом общественного мнения может быть:

1) явление, событие, факт, который связан с интересами субъекта (и не только в материальной, но и в политической, культурной, социальной сферах жизни) и имеет высокую степень актуальности;

2) явление, событие, факт, которые допускают многозначность толкования и небезусловность оценочных суждений;

3) что информационно доступно субъекту.

Особенности формирования:

Общественное мнение очень чувствительно к значительным событиям.

Общественное мнение, как правило, быстрее формулируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае, пока устные заявления не станут реальностью.

Общественное мнение не предвидит критических ситуаций, оно лишь реагирует на них.

С психологической точки зрения , общественное мнение главным образом управляется корыстными интересами людей. События, слова и любые другие стимулы влияют на мнение настолько, насколько очевидна связь с личным интересом .

Общественное мнение будет долго находится в возбужденном состоянии, если люди не почувствуют, что затронуты их собственные интересы, или же мнение, пробужденное словесно, не подтвердится развитием событий.

Если мнение разделяется незначительным большинством людей или же оно еще существенно не сконструировано, свершившийся факт может склонить общественное мнение к его одобрению.

Общественное мнение, так же как и личное мнение, всегда эмоционально окрашено. Если общественное мнение базируется главным образом на эмоциях, в таком случае оно будет готово к особенно резким изменениям под влиянием событий.

9. Микросоциология

Раздел социологии, объектом изучения к-рого являются т. наз. малые группы (малочисленные по составу социальные группы, члены к-рых находятся в устойчивом личном общении друг с другом). К малым группам относятся семья, первичный трудовой, научный, спортивный, воинский и др. коллективы, школьный класс, религиозная секта и др. М. возникла в 30-х гг. 20 в. как одно из направлений буржуазной социологии. Ее методологической основой послужили философские принципы позитивизма, теоретической основой - работы Г. Зиммеля, Ч. Кули, Дюркгейма, Ф. Тенниса и др., эмпирическим базисом стали данные исследований раза личных социальных проблем буржуазного об-ва (необходимость разрешения межклассовых, межнациональных и межрасовых конфликтов, поиск резервов повышения производительности труда, эффективность пропаганды, борьба с преступностью, разложением буржуазной семьи, ростом психических заболеваний и т. д.). Теоретическая М. представлена работами Морено, Дж. Хоманса, Р. Бейлса (США), Гурвича (Франция), Р. Кенига (ФРГ) и др. Прикладная М., тесно связанная с социальной психологией, синтезировала в себе разные направления: социометрическое, идущее от психиатрии (школа Морено), психологическое, или «групповая динамика» (школа К. Левина), и бихевиористское, представленное социологами школы Мэйо. В рамках этих направлений разработаны соответствующие методики и техника исследования малых групп и контактных коллективов, различные виды наблюдений, опросов, интервью, социометрическая техника (построение шкал, матриц, графическое изображение структуры малых групп и т. п. Методологический недостаток микросоциологических исследований в рамках буржуазной социологии заключается в неправомерных попытках перенести выводы, полученные от изучения малых групп, рассматриваемых как базисный элемент об-ва, на большие социальные группы и об-во в целом.

Причина подобных ошибок - идеалистическая абсолютизация буржуазными социологами первичности психологических факторов в анализе социальных явлений. Марксистская социология признает как существование малых групп, так и социальную обусловленность их образования и деятельности. Исследование проблематики малых групп (микросреды, взаимодействия коллектива и личности, коллектива и об-ва, психологических взаимоотношений в группах - «психологического климата», особых групповых ценностей и норм поведения - «морального климата» и т. п.) имеет большое значение для развития социологической теории и социальной практики.

10.Социализация личности.

Человек с самого начала взаимодействует с соц. средой, с обществом. Процесс этого взаимодействия характеризуется понятием социализация.

Социализация – процесс освоения человеком окружающей соц. среды и превращение его в личность, т.е. соц. качество.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные задатки. Общество при этом создает условия для саморазвития личности . Процесс социализации проходит ряд этапов. В современной литературе в качестве основного критерия социализации бралась трудовая деятельность, в соответствии с этим выделяли 3 основных этапа социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой (связанный с выходом на пенсию). Однако эти этапы не учитывали особенности первой и последней стадий. Третий этап не учитывал процесс ресоциализации , т.е. освоения человеком новых ролей.

В западной литературе выделяют 2 этапа социализации : первичная (от рождения до формирования зрелой личности); вторичная или ресоциализации. Под последним этапом понимается своеобразная перестройка личности в период ее соц. зрелости.

Социализация происходит под влиянием соц. окружения условий и соц. институтов. К соц. институтам социализации относят семью (родителей), школу (в широком плане), СМИ, формальные и неформальные организации.

11.Прогностическая функция социологии.

Практическая направленность социологии выражается в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такие прогнозы в переходный период развития общества, который переживает Россия в настоящий момент. В этом плане социология способна:

· определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

· представить альтернативные сценарии развития будущих социальных явлений и процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от конкретных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран, кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных производств, предприятий и коллективов.

12.Этносоциология.

Этносоциология - отрасль социологической науки, исследующая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Иными словами, этносоциология изучает явления и события социальной жизни, так или иначе связанные с проблемами этносов, влиянием особенностей этнической культуры и традиций на социальную жизнь, межэтническими взаимоотношениями и конфликтами.«Любая этническая общность опирается на традиционные стандарты, нормы, образцы, стереотипы поведения, которые прочно утвердились в той или иной этнической нравственной культуре». Культура каждого этноса неповторима, ее развитие происходит в контексте взаимодействия с другими этническими культурами, и накопленный социокультурный опыт этноса становится отправной точкой в понимании инонациональных ценностей - языка, традиций и т.п. Это актуализирует вопросы и проблемы межэтнического взаимодействия, межэтнической адаптации в современном российском обществе.

Если этнография рассматривает, описывает и анализирует обычаи и традиции, образ жизни и культуру, язык и фольклор различных этнических групп, то этносоциология представляет собой специальную социологическую дисциплину среднего уровня, которая исследует этнические группы, их взаимоотношения в более широком контексте социальных отношений, рассматривая их как части общества, более или менее интегрированные в него и включенные в социетальные процессы. Правомерность такого подхода определяется тем, что все происходящее с этническими группами всегда вписано в динамику общества в целом и ею же в значительной степени объясняется.

В истории социологии изначально исследование этнических традиций и обрядов имело большое значение и было сопряжено со становлением собственно социологических классических парадигм. Так, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун и другие крупные социологи и социальные антропологи прошлого обращались к исследованию этнической культуры первобытных племен, чтобы лучше понять истоки социальности как таковой. Современная этносоциология ориентирована на изучение социальных параметров взаимодействия этносов и этнических групп, происходящего в настоящее время.

Параллельно существует родственная социологическая дисциплина - историческая эгносоциология, предметом которой является этническая проблематика прошлого.

В предметную область этносоциологии входят исследования, связанные со следующими вопросами:

· традиции как фактор, влияющий на социальное поведение индивидов и этнических групп;

· динамика этносоциокультурных изменений, возникающих вследствие модернизации;

· социокультурные различия между современным городом и селом;

· социальные составляющие процесса этнической идентификации и самоидентификации;

· динамика межэтнических отношений, в частности развитие и протекание межэтнических конфликтов;

· мобильность этносов, межрегиональная и межгосударственная миграция;

· происхождение и социальные особенности этнических диаспор, в том числе недавно образовавшихся русских диаспор в границах постсоветского пространства;

· особенности языковой коммуникации в различных этнических средах, в частности процессов вытеснения русского языка и замены его языками титульных наций в республиках бывшего СССР, а также проблемы билингвизма и полилингвизма;

· специфика внутрисемейных отношений в различных этнических группах;

· этническая культура, межкультурные взаимодействия, роль религии вформировании межкультурных дистанций, выработка этнических стереотипов и их социальное функционирование;

· толерантность и нетерпимость в межэтнических отношениях;

· становление и развитие национальных и националистических движений и особенности социальных движений в этнической среде.

13.О.Конт - основатель функционализма.

У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Создатель социологии Огюст Конт провозгласил главной задачей социологии поиск объективных, не зависящих от конкретного человека законов общественного развития.

Конт опирался на методы анализа естественных наук. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая была сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом. Прежде всего, он рассматривал, как функционируют основные институты общества (семья, государство, религия), обеспечивая социальную интеграцию . В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения «всеобщего согласия». Эти идеи Конта впоследствии будут развиты учеными, представляющими структурный функционализм в социологии и изучающими главным образом институты и организации общества.

Социальная динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Ученый стремился создать, по своим собственным словам, «абстрактную историю» без имен и без отношения к конкретным народам.

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ.

С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".

Главное произведение О. Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

"Закон трех стадий" , согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

14 .Классические концепции развития личности.

Основные теории развития личности.

Теория «зеркального "Я"» Чарльза Кули. Человек оценивает себя в соответствии со следующими критери­ями:

а) взгляд на него других людей, их оценка;

б) ответная реакция на их мнение и взгляды.

Эти факторы и влияют на формирование личности.

Теория формирования личности Джорджа Герберта Мида. Личность формируется в процессе взаимодействия с людьми . Этот процесс включает в себя следующие этапы:

а) подражание чужой деятельности;

б) игровая стадия;

в) коллективные игры детей.

На последней стадии усиливается взаимодействие между индивидами.

Теория Зигмунда Фрейда. Желания индивида ограничиваются принятыми в обществе нормами, отсюда возникает конфликт человека и общества. Структура личности такова: «Оно» (стремление человека к полу­чению удовольствия), «Я» (ориентация в настоящем

мире), «Сверх-Я» (регулятор нравственных ценно­стей).

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона. Лич­ность формируется в соответствии со стадиями раз­вития. Эти стадии связаны с преодолением индиви­дом кризисов различного характера.

Теория развития познания Жана Пиаже. Процесс формирования личности осуществляется по мере спо­собности человека осваивать новые навыки. Эти эта­пы дети проходят постепенно. Они могут длиться дольше или меньше, усваиваться с легкостью или с тру­дом, но в строго определенной последовательности.

Теория нравственного развития Лоренса Колберга. Этот ученый большое внимание уделял нравственно­му аспекту развития личности. Человек преодолевает несколько стадий развития, причем на протяжении всей жизни, а не только в детстве . Чем выше уровень, достигнутый человеком, тем нравственнее его поступ­ки по отношению к другим людям.

15 Дюркгейм - представитель социологизма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом . Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества. Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. П Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Общество - это совокупность социальных фактов и отношений между ними. Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п.

Учение об обществе Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего - структурно- фун кционал ьного анализа.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает «социологизм».

При этом различают два аспекта этого понятия:

онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия): а) социальная реальность; б) общество - реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей;

методологический (вытекает из онтологического): а) поскольку социология - часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности).

Центральная социологическая идея учения Дюркгейма - идея общественной солидарности. Отталкиваясь от двух типов общества - традиционного и современного, он выделяет два типа социальной солидарности:

механическая социальная солидарность присуща традиционному обществу.

органическая солидарность порождается общественным разделением труда и основана на разделении индивидов.

Если первая предполагает поглощение индивида коллективом, то вторая предполагает развитие личности, основанное на разделении труда.

Таким образом, разделение труда выступает источником социальной солидарности, а наличие проблем и конфликтов в современном обществе объясняется ученым как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.

16 Социология города

Возникновение социологии города связано с именами таких авторов, как М. Вебер, Г. Зиммель, Ф. Теннис. Главной задачей, которая стояла пе­ред основателями социологии города, стал критический анализ идеи чужеродности городского образа жизни и его противопоставление сельскому общинному укладу.

Среди теоретических подходов к изучению города можно выделить территориально-поселенческий (город как особый вид поселения экологический (город как соотношение естественных и искусственных компо­нентов среды;

экономический (типологии городов по производственно-экономическим функциям и выявление морфологической структуры городской территории; градос­троительный (город как система социально-функционального расселения;

историко-культурный (город в эволюционном развитии и го­родская ментальность;

социологический (город как место развития социальных отношений и коммуникативное пространство, струк­тура и особенности города как среды обитания; особенности городского об­раза жизни;

Город - это, прежде всего, особое пространство, которое упорядочивает и саму жизнь горожан, задавая им траектории поведения и жиз­ненного пути. М. Вебер и Ф. Теннис сфор­мировали представление о городе как о пространстве коммуникации, отличном от традиционного (общинного).

Жизнь города определяется градообра­зующими и градообслуживаюшими фак­торами. К градообразующим факторам относятся промышленность, транспорт, связь, наука, санаторно-курортное дело и т.д. С социологической точки зрения, эти факторы отражают взаимодействие города и общества, предопределяя коли­чество рабочих мест и структуру занятости в целом, а также социальные аспекты функционирования жителя в его трудовой и повседневной жизни. К градообспужи-вающим факторам относятся качественно-количественные характеристики рабочих мест, связанные со сферой социальных услуг. Это общественный транспорт, детские и образовательные учреждения, бытовое и медицинское обслуживание, торговля, учреждения культуры и т.д.

Социальное развитие города предпо­лагает осуществление мер по планомерно­му воздействию на негативные процессы: преступность, детскую безнадзорность, проступки против правил и норм пове­дения.

Таким образом, социология города - это социологическая дисциплина, объектом изучения которой является социальная жизнь города, городская жизнедеятель­ность. В рамках социологии города изу­чается происхождение городов, урбани­зация, городская морфология, городские системы, проблемы управления городом, городские сообщества и структуры власти. Социологический взгляд на данный объект подразумевает анализ форм и ви­дов деятельности индивидов и сообществ в городском пространстве, а также изу­чение специфики организации городско­го пространства.

17 Токвиль - политическая социология

3. Токвиль Алексис Де, 1805-1859. О демократии.

Токвиль Алексис Де (1805-1859) - фр. социолог, историк и политический деятель. Главная тема его исследований и размышлений - исторический генезис, сущность и перспективы демократии, которую он понимал как принцип социальной организации современного общества, противоположного феодальному.

Предметом наибольшего интереса для Токвиля Алексиса Де была демократия, которую он усматривал, как самое значительное явление эпохи. По Токвилю –сердцевина демократии –принцип равенства. Всеобщее равенство, взятое само по себе, автоматически не приводит к установлению такого политического режима, который твердо оберегает индивида, исключает произвол со стороны властей.

Для Токвиля очевидна величайшая социальная ценность свободы . В конечном итоге, только благодаря ей человек получает возможность реализовать себя в жизни . Токвиль убеждён, что современная демократия возможна в союзе равенства и свободы. Проблема по Токвилю состоит в том, чтобы, с одной стороны избавиться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы. С другой - развить политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание такого баланса. Токвиль считал, что одна из самых серьезных проблем свободы и демократии в целом –централизация государственной власти. Чтобы этого избежать Токвиль предлагал разделение властей.

Токвиль понимал под демократией отсутствие сословных различий, гражданское (политическое) равенство.

Токвиль полагал, что цель демократии как власти большинства - благосостояние населения . Мир идет к обеспечению равенства условий существования для всех. Его политическая форма - демократия, которая основывается на равенстве условий. Результатом является свобода, составляющие которой: 1) отсутствие произвола (законность);

2) федеративность (учет интересов отдельных частей государства);

3) наличие общественных объединений (гражданского общества);

4) независимость прессы; 5) свобода совести.

18Социально-территориальные общности.

Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов . Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве . Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы. Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений. Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах – отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой. Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении. По большей части территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. По большей части городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню. Также важно и расселение людей, ведь региональные различия оказывают существенное влияние на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека – существует свой стиль жизни. На это все влияет и движение мигрантов. Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень – национальные территориальные общности. Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима. Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды. Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).

19В.Парето - представитель психологизма в социологии.

По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита - руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. В своих работах Парето скептически относился к демократическим режимам, называя их «плутодемократическими» или «демагогической плутократией», полагая, что в политической жизни есть универсальный закон, при котором элита всегда обманывает массы.

Успешное развитие общества, однако, возможно лишь при своевременном обновлении элит, что понималось у Парето, в выдвинутой им концепции «циркуляции элит», как абсорбирование и включение наиболее мобильных представителей неэлит или контр-элит в элиту по директивному «избранию сверху» со стороны самой же правящей элиты. В противном случае, согласно его концепции, общество ждет застой и замена, в результате революции, старой элиты - новой.

Важное научное значение имел осуществленный в трудах Парето анализ человеческих действий и их мотивов. Термины и, и впоследствии практически не использовались в социологии. Тем не менее, анализ самих явлений, обозначаемых этими терминами, открыл для социологов существенную роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода предрасположений, установок, предрассудков, стереотипов, сознательно и бессознательно маскируемых и рационализируемых в, верованиях и т. п. Тот факт, что именно такого рода эмоциональные факторы часто гораздо эффективнее, чем логическая аргументация, побуждают человека массы к активным действиям, в настоящее время широко признан в политологии, теории пропаганды и массовой коммуникации.

Парето впервые разработал развернутую теорию элиты. Он описал некоторые социально-психические характеристики элитарных групп и такие черты массы, как авторитарность, нетерпимость и неофобия. В своей концепции циркуляции элит он обосновал необходимость социальной мобильности для поддержания социального равновесия и оптимального функционирования социальных систем.

Разработка теории элиты парадоксальным образом способствовала углублению и уточнению представления о демократии, столь нелюбимой самим Парето. Понимание истинного места элиты в обществе позволило перейти от бессодержательных и туманных положений о демократии как о власти Самого Народа, о Самоуправлении Народа, к представлению о демократии, в частности, как о специфической открытой системе формирования элит, публично и в равных условиях конкурирующих между собой за авторитет и власть в обществе.

Правда, теория элиты у Парето отчасти входит в противоречие с его системной ориентацией. Он склонен не столько из социальных систем выводить особенности элит, сколько, наоборот, рассматривать социальные системы как следствие психических черт и деятельности элитарных групп. Между тем, способы рекрутирования, функционирование и смена элит - это не самодовлеющие явления и процессы. Они различны в различных социальных системах, поскольку обусловлены последними; вершина социальной пирамиды определяется ее основанием, всей ее конфигурацией.

20.Социальная мобильность.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

характеру - трудовая и по политическим мотивам:

продолжительности - временная (сезонная) и постоянная;

территории - внутренняя и международная:

статусу - легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильностьпредполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.


Предметом социальной философии является

1) общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т. е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т. е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы.

2) взаимодействие между собой различных обществ.

3) исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

3) практическая деятельность людей и их общественные отношения. Ведь именно в процессе своей практической деятельности – производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической – люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

Основные подходы к изучению общества

В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества.

1) натуралистический(17-18 века). Он связан с развитием естествознания. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. Эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескье, русский историк Л.Н. Гумилёв. Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

2) Культурно-исторический подход к изучению общества (конец 19- начала 20 в). Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский учёный Н.Я. Данилевский.

3) Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нём людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. (Т. Гоббс и Дж. Локк.)

4) Идеалистический подход. Целостность и единство общества в его духовной жизни.. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели.

5) материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители XIX в. К. Маркс(1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) полагали, что её основой выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание. Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть как материальные, так и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.

Сущность материалистического понимания истории

Исторический материализм – марксистская наука об обществе, исследующая общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Исторический материализм утверждает материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех других её сторон. Взяв за исходный пункт добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел основу – реальный базис каждого определенного общества – которая облекается политико-юридическими облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них, законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. «Нищета философии» 1847 – основы исторического материализма.

Единство и различие природы и общества

Под природой в самом широком смысле слова понимается вся материя, Вселенная. В более узком смысле – это часть материи, за исключением общества, т.е. всё, что является объектом изучения естественных наук. В самом узком смысле под природой понимается географическая среда. Географическая среда – это среда обитания человека, часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном этапе развития и которая вовлечена в его деятельность. Под обществом понимаются люди и те взаимоотношения, которые существуют между ними.

Природа и общество взаимосвязаны, между ними существуют единство и различия. Единство заключается в следующем:

1) общество есть продукт саморазвития природы;

2) общество является частью природы в широком смысле, и как часть оно подчиняется целому, подчиняется законам природы;

3) природа и общества взаимодействуют, влияют друг на друга.

Между природой и обществом существуют различия. Общество является относительно обособленной частью природы. В обществе действуют люди, обладающие сознанием и способные трудиться. Общество характеризуется социальной формой движения, которая качественно отличается от низших форм движения материи. Социальное движение подчиняется собственным законам: экономическим, политическим, социально-психологическим и др. Если законы природы складываются из действия слепых сил, то законы общества складываются из действия людей, обладающих сознанием и волей. Люди не могут отменить социальные законы, как и законы природы, но они могут на них активно влиять (ускорить или затормозить действие закона, усилить или ослабить его). Таким образом, в отличие от законов природы, законы общества – это законы деятельности людей и результаты этой деятельности. Специфика общественных законов, их отличие от природы состоит в том, что по времени действия они значительно более кратковременны. С заменой одного общества на другое нередко отмирают те или иные законы, и возникают новые.

Взаимодействие человека и общества со средой обитания изучает социальная экология. В 20 веке это взаимодействие поднялось на новый уровень, для описания которого появилось понятие «ноосфера» (В.И. Вернадский). Ноосфера (сфера разума) – это оболочка Земли, в пределах которой определяющей геологической силой выступает разумная человеческая деятельность. Но могущество разума противопоставило человека природе. Стихийный рост производства привёл к нарастанию экологического кризиса.

Географический и демографический факторы в развитии общества

Географическая среда оказывает существенное влияние на развитие общества:

1) она влияет на разделение труда, на размещение отраслей производства;

2) она влияет на темпы развития общества, может быть боле или менее благоприятной;

3) географическая среда опосредованно влияет на политическую систему;

4) географическая среда отражается в культуре, накладывает отпечаток на формирование психологического облика общества.

В тоже время необходимо помнить, что географическая среда не является определяющим фактором развития общества. Как именно скажется её влияние на общество, будет зависеть от самого общества. Благоприятная географическая среда создаёт объективную возможность ускоренного развития общества.

Важную роль в развитии общества играет также демографический фактор. Главные показатели: численность населения, половозрастная структура, плотность расселения, миграционная подвижность, здоровье. Демографические показатели с одной стороны влияют на характер и темпы развития общества, а с другой стороны сами становятся результатом этого развития.

Материальная жизнь общества представляет собой производство материальных благ и услуг, их распределение, обмен и потребление. Материальное производство – процесс взаимодействия общества и природы, в ходе которого люди преобразуют природную среду для получения необходимых материальных благ. Наиболее известный анализ материальной сферы жизни общества принадлежит марксизму. Центральное понятие марксистской социологии – производительные силы: это – система элементов, необходимых для осуществления обмена веществ между обществом и природой. В производительные силы входят: человек, его знания и опыт – главная производительная сила; орудия труда – то, чем человек непосредственно влияет на природу; предметы труда – то, на что направлен труд человека; средства труда – все остальное, необходимое для процесса производства (транспорт, производственные здания). Также, согласно К.Марксу, в процессе общественного производства и движения общественного продукта между людьми складываются производственные отношения. Они включают отношения людей при производстве (включая организацию экономики), распределении, обмене и потреблении. Основа производственных отношений – это отношения собственности на средства производства и на произведенный продукт.

Ведущая сторона способа производства – производительные силы, которым соответствуют определенные производственные отношения. В то же время, производственные отношения могут оказывать влияние на производительные силы, ускоряя или тормозя их развитие. Производительные силы непрерывно развиваются, и, наконец, приходят в противоречие с сохранившимися производственными отношениями, которые превращаются в тормоз для их развития. Противоречие усиливается, и разрешается революцией – уничтожением устаревших производственных отношений и установлением новых. Общественная жизнь, согласно К.Марксу, имеет две стороны – объективную, или общественное бытие, и субъективную, или общественное сознание. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе. Они объективны, то есть существуют независимо от сознания людей. К общественному бытию относятся: материально-техническая база общества – совокупность орудий и средств труда, технологий и приемов организации производства; географические условия – климат, полезные ископаемые, растения и животные т.п.; демографические характеристики – численность народонаселения, его плотность и т.п.; производственные отношения. Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, характерных для общества в целом; осознание обществом самого себя и окружающей действительности. К.Маркс утверждал, что сознание не может быть чем-либо иным, чем осознанным бытием, т.е. осознанием реальной жизни: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»1. Из комплекса общественных отношений К.Маркс ведущими считал производственные, называя их базисом, «на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания»2. Базис – это совокупность производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и обмена материальных благ.

Каждое общество имеет сложную структуру: оно представляет собой систему взаимосвязанных групп, различающихся своими социальными функциями. Элементами социальной структуры являются: национальные общности, классы и социальные слои, профессиональные группы, демографические, религиозные и т.п. Эта структура постоянно меняется. В современном обществе наиболее важны национальные и классовые общности.

Национальная общность – обладающая неповторимым своеобразием совокупность людей, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями. Она возникает независимо от воли и сознания людей, меняется по ходу истории и представлена в форме основных типов:

1. Род и племя – данные общности характерны на ранних стадиях развития, они невелики и обеспечивают совместное противостояние внешним природным силам. Род – первичная форма социальной организации, основанная на кровнородственной связи, носитель всей совокупности общественных отношений (производственных, бытовых, идеологических, религиозных и т.д.) Для рода характерны общий труд, общее имущество, уравнительное распределение. Несколько родов объединялись в племя, имевшее территорию и самоуправление, а также общность языка, религии, обычаев, самосознания.

2. Народность – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единые территорию, язык, культуру, религию. Ни экономическая, ни политическая общность для народности не обязательны. Эта форма возникает в классовом обществе.

3. Нация – общность людей, характерная для современности. Ее признаки – общность экономической жизни (хозяйственная специализация различных районов и прочные торговые связи между ними), общность политическая, языковая, культурная, территориальная (включая свободу перемещения людей по территории) и единое национальное самосознание (основанное уже на национальной идее, а не на религии).

Для человеческого общества характерно разделение труда: постепенно определенные виды деятельности закреплялись за отдельными группами. Различное место в системе общественного производства и управления вело к различиям в жизни людей. Основные общественные разделения труда – отделение скотоводческих племен (кочевых) от земледельческих (оседлых), ремесла от сельского хозяйства, торговли от производства, умственного труда от физического. Возникновение частной собственности разделило людей по их отношению к средствам производства. Уже к концу первобытного строя внутри общины выделились социальные слои – группы людей, объединяемых характером труда, размерами доходов и способами их получения, доступом к власти, социальным престижем.

По отношению к структуре общества, отражающей общественное разделение труда, имеются два основных подхода:

классовый – общество делится на большие группы людей с антагонистическими интересами – общественные классы, между которыми постоянно идет борьба;

стратификационный – общество состоит из многочисленных социальных групп, которые сотрудничают и дополняют друг друга, конфликты между ними временны.

Социальная общность (или группа) – это общественное образование, складывающееся на основе устойчивых связей между людьми и выражающаяся в единстве образа жизни, общей направленности развития, проявляющейся в характере взаимоотношений с другими социальными группами

Социальная структура – это совокупность социальных групп конкретного общества, различающихся в зависимости от их положения в обществе. Они разделяются на пять видов:

по социально-экономическому положению (классы, слои, сословия);

по этническому основанию (нации, народности);

по социально-демографическим характеристикам (поло-возрастные, профессиональные группы);

по отношению к. семье (многосемейные, малосемейные, не имеющие семьи, одиночки);

по отношению к религии (атеисты, неверующие, приверженцы различных религий).

Этническая структура общества и её составляющие:

Род, как первое объединение людей, представлял собой единство кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья.

Общество развивалось, и на смену роду пришло племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Племя выполняло лишь часть общественных функций, а например, хозяйственные выполняла родовая община.

В основу следующей, более высокой формы общности – народности – легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

Еще более сложной народностью является нация. Нация характеризуется следующими признаками. Во-первых, это общность территории. Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Третьим признаком нации является общность экономической жизни. На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической жизни формируется четвертый признак нации – общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа.

Особого внимания требует такой признак как национальное самосознание, или сознательное отнесение себя к той или иной национальной общности, идентификация с ней.

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что лежит в основе общества?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид - это элементарная единица общества.

Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество - это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т.д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

общество индивид социологический подход

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются "интересы", "потребности", "мотивы", "установки", "ценности" и т.д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения - это отношения между группами.

С точки зрения сторонников системного подхода к анализу общества - общество это не суммативная, а целостная система. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество.

Системное качество - это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, то есть общество - это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация - это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.

Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, общество - это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

На каких принципах происходит организация элементов общества, какой характер связей устанавливается между элементами?

При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистскими подходами.

Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из нескольких подсистем. Каждую из них можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти системы от социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи, то есть системы находятся в причинно - следственной зависимости.

В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество - это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

Наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения в социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.

Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение власти, авторитета.

Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путём установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость - это то, что придаёт системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент .

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласовано действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которых обеспечивается необходимым набором функций. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.

Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которые можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого являются общественные потребности.

Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей Маркс и Энгельс назвали первой предпосылкой человеческого существования. На основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Люди приобретают особые интересы. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.

Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 - 1903) в его трёхтомном труде "Основание социологии" и развиты американскими социологами А. Радклиф - Брауном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом.

Основные принципы функционального подхода:

· Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

· Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

· Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

· Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции.

В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т. Парсонса. Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

· Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

· Оно должно быть целеориентированным, способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения

· Оно должно обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

· Оно должно иметь способность к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе.

Общество можно рассматривать под разными углами зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объему власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посередине средний класс, а внизу бедное и бесправное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия.

Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы - экономическую, политическую, социальную и культурную. Такой подход, как разделение общества на четыре сферы, помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений. Слово "сфера" означает практически то же самое, что часть общества.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относятся не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и проч.

Политическая сфера - это президент и аппарат президента, правительство и парламент, его аппарат, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него.

Духовная сфера (культура, наука, религия, образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и художественные национальные сокровища, религиозные общины и т.д.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах - широком и узком.

Социальная сфера в широком значении - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, а также учреждения досуга и развлечения. В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы - от богатых и средних до бедных.

Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и областного подчинения. Во втором значении к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть - как правило, беднейшие слои.

Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие функцию или роль в обществе.

Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера во все времена исполняла роль управленческой надстройки общества, а социальная сфера, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной характер носит и духовная сфера общества, духовная жизнь людей. Она затрагивает все этажи общества. Новую картину мира можно выразить графически так.

Рис.1. Вертикальная структура общества.

Подходы к определению общества?

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз . Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...