Первобытное искусство происхождение и этапы развития. Эволюция изобразительных форм искусства первобытного общества


Основные этапы развития первобытного искусства

Введение. 3

Петроглифы Карелии. 15

Памятники первобытного искусства. 24

Особенности первобытного искусства. 26

Заключение. 32

Введение

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. В 4 - 1 тысячелетиях до н.э. первобытно-общинный строй сначала в северной Африке и Передней Азии, а затем и в южной и восточной Азии и в южной Европе постепенно сменился рабовладельческим.

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство, как уже говорилось, появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, в ориньяко-солютрейское время, то есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 - 12 тысячелетия до н.э). Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция).

Эти древнейшие изображения чрезвычайно примитивны и условны. Но в них, без сомнения, можно видеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей магией.

С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и пещеры, люди начали устраивать и долговременные поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. Так называемый "большой дом" родовой общины из поселения Костенки I, около Воронежа, был значительных размеров (35x16 м) и имел, по-видимому, кровлю из жердей.

Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта и дикую лошадь, относящихся к ориньяко-солютрейскому времени, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).

Сравнительно верно передавая общие пропорции фигуры, первобытные скульпторы обычно изображали руки этих статуэток тонкими, маленькими, чаще всего сложенными на груди или животе, черты лица не изображали вовсе, хотя довольно тщательно передавали детали прически, татуировки и т.п.

Палеолит в Западной Европе

Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и в Советском Союзе - в палеолитических стоянках V деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдеево под Курском и др. Более схематически выполнены относящиеся к переходному солютрейско-мадленскому времени статуэтки восточной Сибири из стоянок Мальта и Буреть.

Окрестности Лез Эйзи

Для понимания роли и места человеческих изображений в жизни первобытной родовой общины особенно интересны высеченные на плитах известняка рельефы из стоянки Лоссель во Франции (илл.16). На одной из этих плит изображен охотник, бросающий копье, на трех других плитах - женщины, своим обликом напоминающие статуэтки из Виллендорфа, Костенок или Гагарина, и, наконец, на пятой плите - зверь, на которого охотятся. Охотник дан в живом и естественном движении, женские фигуры и, в частности, их руки изображены анатомически более правильно, чем в статуэтках. На одной из плит, лучше сохранившейся, женщина держит в руке, согнутой в локте и поднятой вверх, бычий (турий) рог. С. Замятнин выдвинул правдоподобную гипотезу, что в данном случае изображена сцена колдовства, связанного с приготовлением к охоте, в котором женщина играла важную роль.

Судя по тому, что статуэтки такого рода были найдены внутри жилища, они имели большое значение в жизни первобытных людей. Они свидетельствуют и о той большой общественной роли, которая принадлежала женщине в период матриархата.

Гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных. Наиболее древние из этих изображений еще очень схематичны. Таковы, например, вырезанные из мягкого камня или из слоновой кости небольшие и очень упрощенные статуэтки зверей - мамонта, пещерного медведя, пещерного льва (из стоянки Костенки I), а также и выполненные одноцветной контурной линией рисунки животных на стенах ряда пещер Франции и Испании (Ниндаль, Ла Мут, Кастильо). Обычно эти контурные изображения нанесены на камень резьбой или прочерчены по сырой глине. Как в скульптуре, так и в живописи в этот период передаются только самые главные особенности животных: общая форма тела и головы, наиболее заметные внешние приметы.

На основе таких первоначальных, примитивных опытов постепенно выработалось мастерство, ярко проявившееся в искусстве мадленского времени.

Первобытные художники овладели техникой обработки кости и рога, изобрели более совершенные средства передачи форм окружающей действительности (преимущественно животного мира). В мадленском искусстве выразилось более глубокое понимание и восприятие жизни. Замечательные стенные росписи этого времени были найдены с 80 - 90-х гг. 19 века в пещерах южной Франции (Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Комбарелль, пещера Трех братьев, Нио и др.) и северной Испании (пещера Альтамира). Возможно, что к палеолиту относятся контурные рисунки животных, правда, более примитивные по характеру исполнения, обнаруженные в Сибири на берегах Лены около д. Шишкино. Наряду с живописью, исполненной обычно красной, желтой и черной красками, среди произведений мадленского искусства встречаются рисунки, вырезанные на камне, кости и роге, барельефные изображения, а иногда и круглая скульптура. Охота играла чрезвычайно важную роль в жизни первобытно-родовой общины, и поэтому изображения зверей занимали столь значительное место в искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т.п.; реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Чрезвычайно редко изображались растения.

Мамонт. Пещера Фон де Гом

Образ зверя в творчестве первобытных людей мадленского времени по сравнению с предшествующим периодом приобрел гораздо более конкретные и жизненно правдивые черты. Первобытное искусство теперь пришло к ясному пониманию строения и формы тела, к умению правильно передать не только пропорции, но и движение животных, быстрый бег, сильные повороты и раккурсы.

Замечательная живость и большая убедительность в передаче движения отличают, например, рисунок, процарапанный на кости, найденный в гроте Лортэ (Франция), где изображены олени, переправляющиеся через реку {илл.2 а). Художник с большой наблюдательностью передал движение, сумел выразить чувство настороженности в повернутой назад голове оленя. Река обозначена им условно, только изображением лососей, плавающих между ног оленей.

Прекрасно передают характер животных, своеобразие их повадок, выразительность движений и такие первоклассные памятники, как гравированные на камне рисунки бизона и оленя из Верхней Ложери (Франция), мамонта и медведя из пещеры Комбарелль и многие другие.

Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные пещерные росписи Франции и Испании.

Наиболее древними и здесь являются контурные рисунки, изображающие красной или черной краской профиль животного. Вслед за контурным рисунком появилась штриховка поверхности тела отдельными линиями, передающими шерсть. В дальнейшем фигуры стали сплошь закрашиваться одной краской с попытками объемной моделировки. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, выполненные двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих больших (около 1,5 м) - фигурах нередко использованы-выступы и неровности скал.

Повседневные наблюдения за зверем, изучение его повадок помогли первобытным художникам создать изумительно яркие художественные произведения. Меткость наблюдения и мастерская передача характерных движений и поз, четкая ясность рисунка, умение передать своеобразие облика и состояния животного - всем этим отмечены лучшие из памятников мадленской живописи. Таковы неподражаемые по силе жизненной правды" изображения раненых бизонов в Альтамирской пещере (илл.5), ревущего бизона в той же пещере (илл.6), пасущегося северного оленя, медлительного и спокойного, в пещере Фон де Гом (илл.7), бегущего кабана (в Альтамире).

Носорог. Пещера фон де Гом


Слон. Пещера Пиндадь

Слон. Пещера Кастильо

В росписях пещер мадленского времени встречаются преимущественно единичные изображения животных. Они очень правдивы, но чаще всего никак не связаны одно с другим. Иногда, не считаясь с уже сделанным ранее изображением, прямо по нему исполняли другое; точка зрения зрителя тоже не принималась в расчет, и отдельные изображения по отношению к горизонтальному уровню находились в самых неожиданных положениях.

Осмысление реальности, выражение мыслей и чувств в символической форме - все это описания, которыми можно охарактеризовать искусство. Происхождение искусства кроется за веками тайны. Если некоторые виды деятельности можно проследить по археологическим находкам, то остальные просто не оставляют следа.

Теории происхождения

Уже много тысяч лет людей завораживает искусство. Происхождение искусства преподается в различных учебных заведениях. Исследователи разрабатывают гипотезы и стараются их подтвердить.

На сегодняшний день существуют разнообразные теории происхождения искусства. Наиболее популярны пять вариантов, о которых мы поговорим далее.

Итак, первой будет озвучена религиозная теория. Согласно ей, красота - это одно из имен и проявлений Господа на земле, в нашем мире. Искусство является материальным выражением этой идеи. Следовательно, все плоды человеческого творчества обязаны своим появлением Творцу.

Следующая гипотеза говорит о чувственной природе феномена. Происхождение в частности, сводится к игре. Именно данный вид деятельности и отдыха появился раньше труда. Мы можем его наблюдать у представителей животного царства. Среди сторонников версии можно назвать Спенсера, Шиллера, Фриче и Бюхера.

Третья теория видит в искусстве проявление эротизма. В частности, Фрейд, Ланге и Нардау считают, что этот феномен появился как следствие потребности полов привлекать друг друга. Примером из животного мира могут быть брачные игры.

Древнегреческие мыслители считали, что искусство своим появлением обязано человеческой способности подражать. Аристотель и Демокрит говорят, что, подражая природе и развиваясь в рамках общества, люди постепенно смогли символически передавать ощущения.

Наиболее молодой является марксистская теория. Она говорит об искусстве как следствии производственной деятельности человека.

Театр

Театр как вид искусства зародился достаточно давно. Исследователи считают, что подобное представление возникло из шаманских ритуалов. В древнем мире люди сильно зависели от природы, поклонялись различным явлениям, просили духов помочь с охотой.

Для этого употреблялись разнообразные маски и костюмы, прорабатывались сюжеты, отдельно для каждого случая.

Однако те ритуалы невозможно назвать театральным представлением. Это были именно обряды. Для того чтобы определенную игру отнести к разряду зрелищного искусства, должен быть, кроме актера, еще и зритель.

Поэтому фактически рождение театра начинается в эпоху античности. До этого были неразрывно связаны разные действия - танец, музыка, пение и т. д. Впоследствии происходит разделение, постепенно формируются три основных направления: балетное, драматическое и оперное.

Поклонники игровой теории происхождения искусства утверждают, что оно появилось как забава, увеселение. В основном данное утверждение базируется на античных мистериях, где люди переодевались в костюмы сатиров, вакханок. В эту эпоху несколько раз в год устраивались маскарады, многолюдные и веселые праздники.

Впоследствии они начинают оформляться в отдельное направление - театр. Появляются работы драматургов, например, Эврипида, Эсхила, Софокла. Выделяются два жанра - трагедия и комедия.

После искусство театра было забыто. Фактически в Западной Европе оно рождалось заново - опять из народных праздников и гуляний.

Живопись

История уходит корнями в глубокую древность. До сих пор находят новые рисунки на стенах пещер в разных частях света. Например, в в Испании, Ниах-Кейвс в Малайзии и других.

Обычно для них смешивали красители с вяжущими веществами, например, уголь или охру со смолой. Сюжеты не отличались многообразием. В основном это были изображения зверей, сцены охоты, отпечатки ладоней. Данное искусство относится к палеолиту и мезолиту.

Позже появляются петроглифы. Фактически это та же наскальная живопись, но с более динамичным сюжетом. Здесь уже появляются увеличивается количество сцен охоты.

Однако некоторые исследователи происхождение изобразительного искусства относят к эпохе Древнего Египта. Именно в этом появляются строгие каноны разных жанров. В частности, изобразительное искусство здесь вылилось в скульптуру и монументальную живопись.

Если изучить древние рисунки, мы увидим, что это направление творческой мысли появилось из попыток человека скопировать, зафиксировать окружающую действительность.

Позже живопись представлена памятниками крито-микенского периода и древнегреческой вазописью. Развитие этого искусства начинает ускоряться. Фрески, иконы, первые портреты. Все это возникает в период первых веков до нашей эры.

Если фрески были особенно популярны в античности, то в Средние века большинство художников работали над созданием ликов святых. Только в период Ренессанса постепенно начинают выделяться современные жанры.

Так дало толчок для развития всей западноевропейской живописи. Караваджизм, например, значительно повлиял на фламандских художников. Позже развивается барокко, классицизм, сентиментализм и прочие жанры.

Музыка

Музыка не менее древнее искусство. Происхождение искусства относят к первым ритуалам наших предков, когда развивался танец, зарождался театр. В это же время появилась и музыка.

Исследователи уверены, что еще пятьдесят тысяч лет назад в Африке люди передавали свои эмоции с помощью музыки. Подтверждением этому служат флейты, которые находят археологи рядом со скульптурами в этом районе. Возраст статуэток - около сорока тысяч лет.

Гипотезы происхождения искусства, кроме прочих, не отметают и божественного влияния на первых творческих людей. Сложно представить, что скучающий пастух или охотник создает продуманную систему дырочек на трубке, чтобы сыграть веселую мелодию.

Тем не менее уже первые кроманьонцы использовали в ритуалах ударные и духовые инструменты.

Позже наступает эпоха древней музыки. Первая записанная мелодия датируется двухтысячным годом до нашей эры. Глиняная табличка с клинописным текстом была найдена при раскопках в Ниппуре. После расшифровки стало известно, что музыка записана терциями.

Этот вид искусства широко известен в Индии, Персии, Месопотамии, Египте. В этот период применяются духовые, ударные и щипковые инструменты.

На смену приходит старинная музыка. Это искусство, относящееся к эпохе от падения Римской империи до середины восемнадцатого века. В этот период особенно мощно развивалось церковное направление. Светский вариант представлен творчеством трубадуров, скоморохов и менестрелей.

Литература

История искусства и культуры более понятной и аргументированной становится, когда речь заходит о письменных источниках. Именно литература позволяет наиболее полно передать информацию. Если остальные виды искусства ориентированы в основном на чувственно-эмоциональную сферу, то последняя оперирует еще и категориями разума.

Наиболее древние тексты обнаружены в таких странах, как Индия, Китай, Персия, Египет и Месопотамия. В основном они были высечены на стенах храмов, камнях, вырезаны на глиняных табличках.

Среди жанров данного периода стоит упомянуть гимны, погребальные тексты, письма, автобиографии. Позже появляются повествования, поучения, пророчества.

Однако более обширной и развитой стала античная литература. Мыслители и драматурги, поэты и прозаики Древней Греции и Рима оставили потомкам неисчерпаемый клад мудрости. Здесь были заложены основы современной западноевропейской и мировой литературы. Фактически разделение на лирику, эпос и драму предложил Аристотель.

Танец

Один из самых трудно документируемых видов искусства. В том, что танец зародился очень давно, не сомневается ни один человек, однако определить даже примерные рамки вряд ли удастся.

Самые ранние изображения найдены в пещерах Индии. Там нарисованы человеческие силуэты в танцующих позах. Судя по теориям, происхождение искусства, кратко говоря, это потребность в выражении эмоций и привлечении противоположного пола. Именно танец наиболее полно подтверждает эту гипотезу.

До сих пор дервиши используют пляски для вхождения в транс. Мы знаем имя самой известной танцовщицы в Древнем Египте. Это была Саломея, родом из Идома (древнее государство на севере Синайского полуострова).

Цивилизации Дальнего Востока до сих пор не разделяют танец и театр. Оба этих вида искусства всегда шли в паре. Пантомима, японские выступления актеров, индийские танцовщицы, китайские карнавалы и шествия. Все это мероприятия, которые позволяют выразить эмоции и сохранить традицию, не используя слов.

Скульптура

Оказывается, что история изобразительного искусства неразрывно связана с остальными проявлениями творчества. Например, скульптура стала остановленным мгновением танца. Подтверждением служат многие статуи древнегреческих и римских мастеров.

Исследователями проблема происхождения искусства раскрывается неоднозначно. Ваяние, например, с одной стороны, возникло как попытка персонифицировать древних богов. С другой - мастера смогли остановить мгновения обычной жизни.

Именно скульптура позволила художникам передать чувства, эмоции, внутреннее напряжение или, наоборот, умиротворение в пластике. Застывшие проявления духовного мира человека фактически стали древней фотографией, которая сохранила в течение многих тысячелетий идеи и облик людей того времени.

Как и многие другие виды искусств, скульптура происходит из Древнего Египта. Наверное, самым знаменитым памятником является Сфинкс. Вначале мастера создавали украшения исключительно для царских дворцов и храмов. Значительно позже, в античности, статуи выходят на народный уровень. Под этими словами подразумевается, что с той эпохи украсить свой дом скульптурой мог любой человек, у которого хватит денег для заказа.

Таким образом, этот вид искусства перестает быть прерогативой царей и храмов.

Как и многие другие проявления творчества, скульптура в Средние века была в упадке. Возрождение начинается только с приходом Ренессанса.

Сегодня этот вид искусства переходит на новую орбиту. В комплексе с компьютерной графикой 3D-принтеры позволяют упростить процесс создания объемных изображений.

Архитектура

Искусство архитектуры, наверное, наиболее практичный вид деятельности из всех возможных способов проявления творческой мысли. Ведь именно зодчество объединяет в себе организацию пространства для комфортной жизни человека, выражение идей и мыслей, а также сохранение определенных элементов традиции.

Отдельные элементы этого вида искусства возникли, когда произошло разделение общества на слои и касты. Желание правителей и жрецов украсить собственные жилища, чтобы они выделялись на фоне остальных построек, впоследствии привело к появлению профессии архитектора.

Рукотворная реальность, упорядоченность окружающей среды, стены - все это создает ощущение защищенности. А декор позволяет художнику передать настроение и атмосферу, которые он вкладывает в постройку.

Цирк

Понятие «люди искусства» редко ассоциируется с цирком. Этот вид зрелищ часто воспринимается как развлечение. его основным местом были ярмарки и прочие празднества.

Само слово «цирк» происходит от латинского термина «круглый». Открытое здание такой формы служило местом для увеселения римлян. Фактически это был ипподром. Позже, после распада империи, в Западной Европе попытались продолжить традицию, но популярности подобная деятельность не получила. В Средние века место цирка заняли менестрели в народе и мистерии у знати.

В то время люди искусства больше сосредотачивались на том, чтобы понравиться правителям. Цирк же воспринимался как ярмарочное увеселение, то есть был низкосортным.

Только в эпоху Возрождения появляются первые попытки создать прообраз современного цирка. Необычные умения, люди с врожденными дефектами, дрессировщики животных, жонглеры и клоуны в то время веселили публику.

Не слишком ситуация поменялась и сегодня. Этот вид искусства требует недюжинной выносливости, умения импровизировать и способности к «бродячей» жизни.

Кинематограф

Ученые говорят, что человек осмысливает действительность через науку и искусство. Происхождение искусства, судя по теориям, связано с потребностью самовыражения и взаимодействия в обществе.

Постепенно развивались традиционные виды творческой деятельности, изобразительные и зрелищные искусства. Однако с развитием прогресса наступил этап совершенно беспрецедентных способов передачи мыслей, эмоций, информации.

Появляются новые виды искусства. Одним из них стал кинематограф.

Впервые людям удалось спроектировать картинку на поверхность с помощью «волшебного фонаря». Он базировался на принципе «камеры-обскуры», над которой работал еще Леонардо да Винчи. Позже появляются фотоаппараты. Только в конце девятнадцатого века удалось изобрести прибор, который позволял проецировать движущиеся изображения.

В начале двадцатого века говорили, что театр как вид искусства себя изжил. А с появлением телевидения это воспринималось как неоспоримый факт. Однако мы видим, что у каждого вида творчества есть свои почитатели, просто происходит перераспределение зрительской аудитории.

Таким образом, мы с вами разобрались в теориях происхождения искусства, а также поговорили о различных видах творчества.

Просмотры: 5 740

Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад).

Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.

Мустьерская культура впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь).

Возникновение мустьерской культуры датируется примерно 300 тыс. лет назад, закат культуры связывают с похолоданием и исчезновением неандертальцев около 30 тыс. лет назад. Следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита: гибридной неандертало-кроманьонской шательперонской и чисто кроманьонской ориньякской. Также некоторые черты африканской стилбейской индустрии сходны с мустьерской культурой.

Ареал культуры соответствует ареалу неандертальцев в пору их расцвета около 100 тыс. лет назад: Европа (на север до 54° широты), Северная Африка, Ближний Восток и Средняя Азия.

Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Обработка кости развита слабо.

К мустьерской эпохе относят появление зачатков искусства: на отдельных предметах находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. На некоторых памятниках присутствуют остатки охры, иногда в виде пятен, иногда — сточенным при употреблении куском (подобно карандашу).

На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. Отдельные находки могут свидетельствовать о появлении зачатков искусства — орнамента из ямок и насечек, окраски предметов, и даже изготовления антропоморфных фигурок, — еще в предшествующие эпохи. Так, «Венера из Берехат-Рама» датируется 230 тыс. лет, а «Венера из Тан-Тана» — более чем 300 тыс. лет назад. Изготовление орнамента связывается с т. н. «поведенческой современностью» (behavioral modernity) Серия находок первобытных украшений может свидетельствовать об относительном раннем начале современной культуры и о времени, начиная с которого Homo sapiens sapiens проявил способности к абстрактному мышлению. Три раковины моллюсков с перфорацией, найденные археологами в Израиле и Алжире, и изготовленные приблизительно 90 тыс. лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком. В 2007 году на востоке Марокко были найдены отдельные декорированные и перфорированные раковины, из которых, возможно, состояли бусы; их возраст — 82 тысячи лет. В пещере Бломбос (ЮАР) были найдены более 40 раковин со следами окраски и следами, свидетельствующими об использовании в бусах возрастом в 75 тыс. лет.

Эпоха палеолита (35 — 10 тыс. до н.э.), периодизация палеолита

  • Нижний палеолит (ок. 2,6 млн лет назад — 100 тыс. лет назад):

Олдувайская культура (2,6 — 1,8 млн лет назад)
Аббевильская культура (1,5 — 0,3 млн лет назад)
Клектонская культура (0,6 — 0,4 млн лет назад)
Ашельская культура (1,7 — 0,1 млн лет назад)
Средний палеолит (300 — 30 тыс. лет назад)
Мустьерская культура (300 — 30 тыс. лет назад)
Сангойская культура (500 — 12 тыс. лет назад)
Атерийская культура (90 — 30 тыс. лет назад)
Стилбейская индустрия (71,9 — 71 тыс. лет назад)
Ховисонс-портская индустрия (65,8 — 59,5 тыс. лет назад)
Эмирийская культура (ок. 47 — 36 тыс. лет назад)

  • Верхний палеолит (50 — 10 тыс. лет назад)

Барадостская культура (36 тыс. лет назад)
Шательперонская культура (35 — 29 тыс. лет назад)
Селетская культура (40 — 28 тыс. лет назад)
Костёнковско-стрелецкая культура (ок. 32 — 30 тыс. лет назад)
Ориньякская культура (32 — 26 тыс. лет назад)
Граветтская культура (28 — 22 тыс. лет назад)
Эпиграветтская культура (22 — 12 тыс. лет назад)
Солютрейская культура (21 — 17 тыс. лет назад)
Бадегульская культура (19 — 17 тыс. лет назад)
Мадленская культура (18 — 10 тыс. лет назад)
Зарзийская культура (18 — 8 тыс. лет назад)
Кебарская культура (18 — 10 тыс. лет назад)

  • Финальный палеолит (14 — 10 тыс. лет назад)

Гамбургская культура (14 тыс. лет назад)
Аренсбургская культура (11 тыс. лет назад)
Свидерская культура (10 тыс. лет назад)

(сделать подробно!)

К эпохе позднего палеолита (30—35 тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад) относят создания пластики (т. н. «палеолитических Венер») , расцвет пещерной живописи и наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости.

«Палеолитическая Венера» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом.

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульва. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.

После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошел относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры.

Культуры позднего палеолита:

  • Ориньякская культура

Франция и Испания 30—25 тыс. лет до н. э.

  • Шательперонская культура/Граветтская культура 35—30 тыс. лет до н. э.
  • Граветтская культура 26—19 тыс. лет до н. э.
  • Солютрейская культура (Испания и Франция) 19—16 тыс. лет до н. э.
  • Мадленская культура

Германия и Дания 13—9,5 тыс. лет до н. э.

  • Гамбургская культура 13—12 тыс. лет до н. э.
  • группа культур Федермессер 10—8,7 тыс. лет до н. э. (только Германия)
  • Культура Люнгбю:
    Культура Бромме 9,7—9 тыс. лет до н. э.
    Аренсбургская культура 9,5—8,5 тыс. лет до н. э.

Мезолит (10 — 6 тыс. до н.э.)

В наскальных изображениях времени мезолита (примерно с 10—8-го тысячелетия до н. э.) важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека в действии: сцены сражений, охоты и т. п.

Археологически мезолит был выделен по преобладанию в этот период микролитической каменной индустрии, в которой применялись каменные орудия c составными лезвиями из кремня или обсидиана, а также микрорезцы и другие типы микролитов. Шлифовка уже была известна, но использовалась эпизодически. В этот период происходит повсеместное распространение лука со стрелами, которые, однако, были изобретены ещё в предшествующую эпоху. Это связывают с происшедшими изменениями в охотничьем промысле. О рыболовстве свидетельствуют гарпуны и рыболовные сети. Наряду с камнем, широко применялась и кость, например, для наконечников стрел и вкладышевых орудий. Гончарство почти нигде не практиковалось. Имеются находки деревянных изделий, в том числе, и транспортных средств — лодок-долблёнок и плотов. В этот период была приручена (выведена) собака, которая, могла использоваться в охоте и в качестве сторожа.

Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических Венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становится более сложной, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из Лепенского Вира). Появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления. Появляются коллекции мелкой разрисованной гальки — по-видимому, символы умерших предков (аналогичные символические предметы используются в настоящее время аборигенами Австралии).

В палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. А в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников — не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей.

Наскальные изображения мезолита многофигурны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Детали не важны. Важны именно общность, движение — и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.

К эпохе мезолита относятся, в частности, отличающиеся необычным стилем и богатым содержанием наскальные росписи, обнаруженные в Испанском Леванте. Животные (быки, горные козы, благородные олени, кабаны и др.) здесь мчатся с бешеной скоростью, пытаясь убежать от преследующих их охотников.

Неолит (6 — 2 тыс. до н.э.)

В период неолита (примерно с 8—5-го тысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно 3—2-е тысячелетие — начало 1-го тысячелетия до н. э.) появились мегалиты и свайные постройки; изображения стали передавать отвлечённые понятия, сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; широко распространилось связанное с ними искусство орнамента).

Характерные черты неолита — каменные шлифованные и просверленные орудия.

Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.

В эту эпоху каменные орудия шлифовались, сверлились, развивались прядение и ткачество.

Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон, построенный одной из первых неолитических культур, развившейся непосредственно из местной предшествующей натуфийской культуры эпохи мезолита.

Искусство эпохи бронзы (2 тыс. до н.э.)

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека - монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство. Самостоятельными отраслями производства стали литейное, кузнечное дело, как несколько ранее гончарное, а позже - ткацкое.

Первыми металлами, которые стал использовать человек, были золото, серебро и медь. Но в чистом виде они были не пригодны для изготовления орудий труда. Вскоре научились получать бронзу (сплав меди с оловом) - и наступила эра господства металла.

Использование металла определило следующий этап в развитии человечества. Добыча и обработка металла требовали профессиональных знаний, поэтому ремесло отделилось от земледелия. Усилилась роль военных столкновений за овладение скотом, пашнями, металлом. Зародилась частная собственность, увеличилось имущественное неравенство. Завершился переход к патриархату.
Вождь стал пользоваться большой властью и особым почетом: на него смотрели как на носителя божественной силы. Когда он умирал, над его гробницей воздвигали курган. В некоторых местах, например в степном Причерноморье, над курганами устанавливали антропоморфные стелы (так называемые каменные бабы), которые служили надмогильными памятниками.

Из бронзы стали изготовлять боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды (ритоны) и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки. Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики.

Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевозможных бронзовых изделий оставались животные, каждое из которых, как уже говорилось, имело определенный магический, символический смысл. Фигуры зверей трактовались по-разному - в зависимости от назначения и характера изображения. В кургане близ Майкопа найдены отлитые из золота и серебра фигурки быков, которые были укреплены на стержнях, поддерживающих балдахин, и золотые бляшки в виде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения созданы в монументально-реалистическом стиле. Когда же фигурки животных служили украшением каких-либо предметов, изображения подчинялись формам предметов и декоративно обобщались, превращаясь в узор. Таковы гравированные рисунки на кавказских бронзовых сосудах, поясах, топорах, где в стилизованных фигурках не всегда можно распознать породу зверя. Например, сюжетная сценка на булавке в виде секиры напоминает орнаментальную вязь, но при ближайшем рассмотрении можно различить двух собак, нападающих на оленя.

Основным источником культурных и художественных ценностей той эпохи стали курганы, где сохранилось огромное количество разнообразных вещей для загробной жизни.
Кроме курганов типичными сооружениями эпохи бронзы считаются мегалитические постройки, тесно связанные с религиозно-культовыми обрядами. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры - это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Они могут быть и едва отесанными, и покрытыми рельефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком выполнены как монументальная скульптура. Менгиры, как и другие виды мегалитов, встречаются на обширных территориях Европы, Азии и Африки. Ставили их обычно на возвышениях, иногда они тянулись параллельными рядами на 2-3 км (Франция), порой были центром поселений. Возможно, менгиры являлись объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний.

Дольмены - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми. На внутреннюю поверхность плиты иногда наносились символические знаки. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгиров. Дольмены были местом захоронения членов рода. Дольмены распространены в отдельных районах Европы, Азии, Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.

Кромлехи - самые значительные сооружения древности, представляют собой расположенные по кругу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромные монолитные столбы. Кругов (концентрических) могло быть несколько. Иногда столбы перекрывались горизонтальными каменными плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. В то же время кромлехи, вероятно, служили древнейшими обсерваториями. Кромлехи известны в Европе, Азии, Америке. В Англии обнаружено около 600 древнейших каменных сооружений, назначение которых до сих пор остается тайной.

Одним из самых знаменитых английских кромлехов является Стоунхендж - мегалитическая постройка тех далеких времен, когда еще не были изобретены ни блок, ни колесо. Строители могли пользоваться только самыми примитивными инструментами - деревянными катками и веревками. Для своей эпохи Стоунхендж представлял немыслимо сложное техническое сооружение, потому что был построен из камней, весящих много тонн. Примерно в 1800 г. до н.э. Стоунхендж приобрел облик, знакомый нам сегодня: величественное каменное кольцо, образованное огромными глыбами серого песчаника, перекрытыми каменными плитами. Внутри этого кольца находилось сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, так называемых трилитов: два больших камня ставились вертикально, а сверху укреплялся третий в качестве перекладины. На верхней части больших камней делали выступы, а в перекладинах - соответствующие углубления.
На протяжении столетий о Стоунхендже слагались сказки и легенды. Может, это был храм древних римлян или друидов - жрецов у древних кельтов, обожествлявших явления природы? А что если это был огромный календарь или астрономическая модель? В последнее время высказывается предположение, что этот памятник - первая вычислительная машина. За время своего существования Стоунхендж мог служить различным целям: религиозным, магическим, научным, политическим. О божествах, в честь которых он был воздвигнут, и о свершавшихся там ритуалах нам остается только гадать. Но загадочные каменные гиганты и сегодня приковывают к себе восхищенные взоры. Это поистине величественный памятник культуры, возведенный титаническими усилиями первобытных людей.

Искусство эпохи железа (1 тыс. до н.э.)

По сравнению с каменным и бронзовым веками, продолжительность железного века невелика. Начало его обычно относят к началу I тысячелетия до н. э. (IX—VII века до н. э.) — именно в это время начинает развиваться самостоятельная выплавка железа у первобытных племён Европы и Азии. Окончание же железного века ряд исследователей относят к I веку до н. э. — к тому моменту, когда у римских историков появляются сообщения о племенах в Европе.

В то же время железо до настоящего времени является одним из важнейших материалов. Из-за этого археологи для периодизации истории первобытного мира нередко используют термин «ранний железный век». При этом для истории Европы термин «ранний железный век» используется только для начального этапа — так называемой гальштатской культуры.

Гальшта?тская культу?ра — археологическая культура железного века, которая развивается 500 лет (примерно с 900 до 400 гг. до н. э.) от культуры полей погребальных урн в Центральной Европе и на Балканах. Названа по могильнику около г. Гальштат (Хальштатт, нем. Hallstatt), который исследовал в 1846 г. австрийский горняк Иоганн Георг Рамзауэр. Основными носителями гальштаттской культуры были кельты, на Балканах — также иллирийцы и фракийцы.

Характерные предметы: бронзовые и железные мечи с рукояткой в виде колокола или в виде дуги, повернутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу, различной формы бронзовая посуда, особого типа фибулы, лепная керамика, ожерелья из непрозрачного стекла. Искусство племен гальштатской культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к богатой росписи, роскоши; разнообразные украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с фигурками зверей, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамическая посуда — жёлтая или красная, с полихромным, резным или штампованным геометрическим орнаментом.

Использовался гончарный круг. Появилось и образотворческое искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие посуду или составляющие композицию (каменная статуя хиршланденского бойца, бронзовая колесница из Штретвега в Австрии со сценой жертвоприношения, 800—600 до н. э.); гравированные или тисненные фризы на глиняной посуде, поясах и цебрах (ситулах) изображают пиры, праздники, воинов и хлеборобов, иногда людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы. Захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.

В 1-м тыс. до н.э. значительную роль сыграла скифская культура. В широком понимании - это культура многочисленных кочевых и полукочевых племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в Южной Сибири. О происхождении племен, населявших столь обширные территории, пока нет единого мнения. Установлено только, что они принадлежали к европейскому типу, а их язык - к иранской группе индоевропейской семьи языков. Возможно, скифами первоначально именовали себя лишь несколько племен или даже одно племя, которое в первые века 1-го тыс. до н.э. вторглось с востока в Причерноморье и подчинило себе близкородственное ему коренное население этих мест.

Скифские племена предпринимали далекие походы - в Урарту, Ассирию, Фракию, Палестину, Сирию, Египет, Китай. Их силу составляла конница, которая считалась непобедимой. Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами.

В конце V в. до н.э. царь Атей объединил скифов. Эпоха Атея - период подъема могущества этого народа. В его царствование в Приднепровье возник город, в котором жили военная и торговая знать и ремесленники: литейщики, кузнецы, ювелиры и косторезы. Они добывали руду и изготовляли из нее оружие, конскую упряжь, украшения. Недалеко от этого города находилась местность Геррос, где хоронили скифских царей и племенных вождей. Там были раскопаны самые знаменитые курганы - Чертомлыкский, Александропольский, Солоха, относящиеся к IV в. до н.э.
Курганы являются главным источником наших знаний о жизни и культуре скифов, однако почти все они в той или иной степени подвергались разграблениям, которые начинались обычно вскоре после захоронения.

Греческий историк Геродот, оставивший много сведений о жизни скифов, подробно описал обряд погребения царей. Тело бальзамировали, покрывали воском и укладывали на колесницу, которая объезжала все царство от племени к племени. Затем колесница прибывала в Геррос, где тело царя опускали в приготовленную могилу, наполненную дорогим оружием, сосудами с вином и оливковым маслом, различными украшениями. В других могилах, соединенных коридорами с царской, хоронили лучших коней властителя, его конюха, повара, наложницу. Все подданные царя должны были принести землю на его могилу - так возникал курган. Здесь устраивали тризну, разбивали погребальную колесницу, приносили жертвы. Через год на холме убивали пятьдесят коней и воинов и поверх снова насыпали землю. В результате высота Чертомлыкского и Александропольского курганов достигла 20 м.

Большое значение для скифов Причерноморья имели связи с расположенными на побережье греческими городам и государствами, которые находились на иной, более высокой стадии развития. Скифы продавали грекам хлеб, лошадей, получая от них вино, расписную керамику, ювелирные изделия.

Художественное творчество скифов проявилось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства. Сам образ их жизни определял характер и назначение создаваемых произведений: это были украшения человека, оружия, конской упряжи. Причем все эти произведения не только служили украшениями, но и выполняли магическую роль, выражали религиозно-мифологические представления скифов.

Наиболее яркой особенностью самобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль. В отличие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям хищников - кабанов, львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Конечно, изображались и олени, козлы, бараны, кабаны, рыбы. Большое внимание в скифском искусстве уделялось и образам фантастических животных, например грифонам - зверям с телом льва, головой и крыльями орла. Звери обычно представлены в канонических позах, выражающих напряженное состояние или борьбу.
Кроме целых фигурок мастера нередко делали только головы, клювы, копыта, лапы тех или иных зверей и птиц. Закреплено было и расположение многих изображений на определенных местах: так, на псалиях (деталь уздечки) часто встречаются лошадиные копыта или птичьи лапы, на рукоятках кинжалов - головы или клювы птиц, рыб гравировали только на конских налобниках или небольших бляшках. Обладателю вещей стремились придать качества, присущие изображенным животным, а также защитить его.

Вконтакте

Особенности первобытного искусства

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения. Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Размещение рисунков и гравюр Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и вертикальных стенах. Случается находить их и в трудно доступных местах, в исключительных случаях даже там, куда художник наверняка не мог дотянуться без посторонней помощи или без специальной конструкции. Известны и рисунки, помещённые на потолке, на столь низко нависающим над гротом или пещерным туннелем, что невозможно обозреть всё изображение сразу, как это принято делать сегодня. Но для первобытного художника общий эстетический эффект не был задачей первого порядка. Желая во что бы то ни стало поместить изображение выше того уровня, который был достижим при естественных возможностях, художник должен был прибегнуть к помощи простейшей лесенки или приваленного к скале камня.

Манера исполнения и перспектива Рисунки и гравюры на стенах часто различаются по манере исполнения. Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не соблюдаются. Среди таких зверей, как горный козёл, лев и т.д., в такую же величину рисовались мамонты и бизоны. Часто в одном месте гравюры произвольно накладываются одна на другую. Поскольку не соблюдались пропорции между величиной отдельных животных, постольку они не могли быть изображены по законам перспективы. Наше пространственное видение мира требует, чтобы более удалённое животное было на картине соответственно меньших размеров, чем более близкое, но палеолитический художник, не утруждая себя подобными "деталями", скорее всего писал каждую фигуру отдельно. Его перспективное видение (а вернее, полное отсутствие такового) проявляется в изображении каждого объекта.

При первом знакомстве с палеолитическим искусством сразу бросается в глаза частая суперпозиция изображений и отсутствие композиции. Однако некоторые образы и группы столь впечатляющи, что нельзя удержаться от мысли о том, что первобытный художник задумал и написал их как нечто цельное. Даже если пространственная или плоскостная концепция и существовала в палеолитическом искусстве, она кардинально отличалась от наших сегодняшних представлений.

Существенные отличия отмечаются и в последовательности выполнения отдельных частей тела. В понимании европейца человеческое или звериное тело - это система, складывающаяся из частей неодинаковой значимости, а художники каменного века предпочитают другой порядок. В некоторых пещерах археологами были обнаружены изображения, на которых не хватает именно головы, как второстепенной детали.

Движение в наскальном искусстве. При более подробном рассмотрении памятников палеолитического искусства мы с удивлением обнаружим, что первобытный человек изображал движение гораздо чаще, чем это может показаться на первый взгляд. На древнейших рисунках и гравюрах движение выражают положение ног, наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. Нехитрые контуры животного со скрещивающимися ногами дают нам пример такого движения. Почти во всех случаях, когда палеолитический художник старался передать четыре конечности животных, он видел их в движении. Передача движения была сравнительно обычным делом для палеолитического художника.

Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные учёные пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного. Весьма многочисленны в палеолите рисунки и гравюры лошадей. Но излюбленным сюжетом палеолитического искусства являются бизоны. Также были найдены многочисленные изображения диких туров, мамонтов и носорогов. Реже встречается изображение северного оленя. К числу уникальных мотивов относятся рыбы, змеи, некоторые виды птиц и насекомых, а также растительные мотивы.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ" каменного века.

Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

Для выполнения большинства известных скальных гравюр, особенно с глубоким прорезом, художник должен был пользоваться грубыми режущими инструментами. Для гравюр среднего и позднего палеолита типична более тонкая проработка. Их контуры переданы, как правило, несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены гравюры, комбинированные с росписью и гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. Некоторые детали часто заштрихованы, например грива, шерсть на брюхе животного и т.д. По возрасту эта техника, видимо, моложе простой контурной гравировки; она пользуется методами, присущими скорее графическому рисунку, чем гравюре или скульптуре. Реже встречаются изображения, выгравированные пальцем или палкой на глине, чаще всего на полу пещеры. Но большинство из них не сохранилось до нашего времени потому, что они менее стойкие, чем гравюры на скальной породе. Человек не воспользовался пластическими свойствами глины, он не моделировал бизонов, но всю скульптуру выполнил в той же технике, которая применяется при работе по камню.

Одной из самых простых и легко выполнимых техник является гравировка пальцем или палкой на глине или рисунок на скальной стене пальцем, покрытым цветной глиной. Эту технику считают самой старой. Иногда эти завитки и линии своей бессистемностью напоминают неумелые каракули ребёнка, в других случаях мы видим чёткое изображение - например, рыбу или бизона, умело выгравированное каким-то острым предметом на полу с глинистым наносом. В монументальном наскальном искусстве иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры.

Для гравюр, так же, часто применялись различные минеральные красители. Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно из охры, чёрная и тёмно-бурая - из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина, различные оттенки жёлто-красного цвета - из лемонита и гемотита, древесный уголь давал чернь. Вяжущим веществом в большинстве случаев была вода, реже жир. Известны отдельные находки посуды из-под красок. Не исключено, что красная краска использовалась тогда для раскрашивания тела в ритуальных целях. В позднепалеолитических слоях были обнаружены и запасы порошковых красителей или комки красителей, которые использовались наподобие карандашей.

За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

К эпохе бронзы относятся и своеобразные, огромного размера сооружения, обязанные своим появлением также первобытным верованиям. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля так называемых менгиров. На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". Такие группы носят название кромлехов. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.

Заключение

Говоря об искусстве первобытности, мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений ("эстетические нормы и принципы", "идейное содержание", "отражение жизни", "композиция", "чувство прекрасного" и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства.

Если сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация которой вполне осознаны как создателями, так и "пользователями" искусства, то чем глубже в древность, тем эти представления были более размытыми. В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую область деятельности.

Способностью к созданию изображений (как и сейчас) обладали редкие люди. Им приписывались некие сверхъестественные свойства, подобно позднейшим шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться.

Процесс осознания обществом самостоятельной роли искусства и различных его направлений начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и завершился не ранее Ренессанса. Поэтому говорить о первобытном "творчестве" можно только в иносказательном смысле. Вся духовная жизнь первобытных людей проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности). Неверно и представление о досуге, который древние люди якобы заполняли разными искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от "службы") у них просто не было, поскольку их жизнь не делилась на работу и "неработу". Если в конце эпохи верхнего палеолита у первобытного человека, в редкие часы, не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась возможность оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось ритуальными и иными действиями, которые были не досужими, а направленными на благополучие своего рода и себя самого.

Виды и техники изобразительного искусства

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей...

Древнерусское искусство

Эпоха X-XIII века - это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного...

Живопись. Натюрморт. Масло

В изобразительном искусстве натюрморт - (от франц.) nature morte - «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение...

Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Особенностью античного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был его главной темой. Греков мало интересовала окружающая среда: ландшафту стали уделять внимание только в эллинистический период...

Искусство Китая

История искусств древнего Китая

Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве...

Китайский цирк

Китайский цирк - один из самых древних в мире. Поэтому артисты соблюдают традиции 4000-летней давности. Каждый номер имеет символическое значение. Знаменитые китайские тарелочки, вращающиеся на длинных палочках блюдца, - это солнце...

Культура древних цивилизаций

Египетское искусства обладало одной важной отличительной особенностью - по сравнению с несметными богатствами фараонов, оно сохраняло благородную сдержанность в композиционном, цветовом и пластическом решении...

Культура древних цивилизаций

В то же время несмотря на соблюдение канонов, установленных в эпоху Древнего Царства, в искусстве Среднего и особенно Нового царства постепенно усиливается индивидуальность образов в портретном искусстве...

Культура средневековой Европы

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа: 1. Дороманское искусство (V-Xвв.), Которое делится на три периода: раннехристианское искусство...

Мировая культура XX века

Иррациональность становится одной из характерных особенностей искусства XX в. Его питают достижения в области философии фрейдизма и экзистенциализма, чье влияние становится весьма ощутимым. Сами художники все чаще обращаются к философии...

Основные этапы развития первобытного искусства

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По понятным причинам она хорошо сохранилась на стенах заброшенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячелетия назад...

Первобытное искусство

Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов...

Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве

Общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества выглядит так: -Древнекаменный век или палеолит (2,4 млн. - 10000 до н. э.) -Среднекаменный век или мезолит (10 000-5000 до н. э...

Режиссура и актёрское мастерство

Театр (от греч. - место для зрелища; зрелище) - род искусства, специфическим средством которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Как всякое искусство...

ПЕРВОБЫ́ТНОЕ ИСКУССТВО - в широком смысле - искусство обществ, находящихся на стадии догосударственного и дописьменного развития; в узком смысле - искусство каменного века или развивающееся изолированно от центров цивилизаций.

Ино-гда первобытное искусство вклю-ча-ют в рам-ки по-ня-тия «тра-ди-ци-он-ное на-род-ное искусство». Есть точ-ка зре-ния, что первобытное искусство не мо-жет рас-смат-ри-вать-ся как иск-во, пред-ла-га-ет-ся упот-реб-лять тер-мин «изо-бра-зи-тель-ная дея-тель-ность». Во мно-гих ра-бо-тах первобытное искусство, на-обо-рот, не вы-де-ля-ет-ся как спе-ци-фический фе-но-мен, а его па-мят-ни-ки на-зы-ва-ют по эпо-хам и ре-гио-нам.

От-кры-тие пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва. Впер-вые па-мят-ник искусства па-лео-ли-та (изо-бра-же-ние ла-ней, вы-гра-ви-ро-ван-ное на кос-ти оле-ня) был от-крыт в 1834 году, во вре-мя лю-би-тель-ских рас-ко-пок в гро-те Шаф-фо (Фран-ция). Од-на-ко воз-раст на-ход-ки был по-став-лен под со-мне-ние, и в на-учный обо-рот её вве-ли в 1887 году. На-ли-чие ху-дож. твор-че-ст-ва в па-лео-ли-те на-ча-ли при-зна-вать по-сле то-го, как при рас-коп-ках Э. Лар-те и Г. Кри-сти в Ла-Мад-лен (1864 год) най-де-но вы-гра-ви-ро-ван-ное на бив-не изо-бра-же-ние ма-мон-та. Од-на-ко фи-гу-рам и зна-кам, об-на-ру-жен-ным в Ньо (1864 год), не при-да-ва-лось зна-че-ния, а рос-пи-си, от-кры-тые в Аль-та-ми-ре (1879 год), на Ме-ж-ду-народном кон-грес-се ан-тро-по-ло-гов и ар-хео-ло-гов в Лис-са-бо-не (1880 год) бы-ли при-зна-ны под-дел-кой. При-чи-на та-ко-го от-но-ше-ния к на-ход-кам - в гос-под-ство-вав-ших эво-лю-цио-ни-ст-ских пред-став-ле-ни-ях о лю-дях ка-мен-но-го ве-ка как о при-ми-тив-ных су-ще-ст-вах, не спо-соб-ных к ху-дожественному твор-че-ст-ву. Окон-ча-тель-ное при-зна-ние искусства па-лео-ли-та про-изош-ло по-сле от-кры-тия в 1901 году Д. Пей-ро-ни, Л. Ка-пи-та-ном, А. Брёйлем гра-ви-рованных ри-сун-ков в Ком-ба-рель и жи-во-пи-си в Фон-де-Гом.

Про-бле-ма про-ис-хо-ж-де-ния искусства. Эта про-бле-ма на-ча-ла об-су-ж-дать-ся до от-кры-тий па-мят-ни-ков па-лео-ли-тич. ху-дож. твор-че-ст-ва. В рам-ках «тео-рии иг-ры», ос-но-ван-ной на эс-те-тич. кон-цеп-ци-ях И. Кан-та и Ф. Шил-ле-ра, раз-ви-вал-ся от-ра-жаю-щий дух ро-ман-тиз-ма те-зис о том, что иск-во воз-ник-ло как ре-зуль-тат эс-те-тич. твор-че-ско-го по-бу-ж-де-ния че-ло-ве-ка к сво-бо-де от сил и за-ко-нов при-ро-ды и об-ще-ст-ва. В даль-ней-шем те-зис о вро-ж-дён-ном стрем-ле-нии че-ло-ве-ка к ху-дож. твор-че-ству ос-та-вал-ся од-ним из ос-нов-ных в ря-де тео-рий (К. Бюхер, франц. ис-сле-до-ва-тель Ж. А. Лю-ке, франц. ис-то-рик пер-во-быт-но-сти Л. Р. Ну-жье и др.). Ши-ро-кое при-зна-ние по-лу-чи-ла точ-ка зре-ния о свя-зи П. и. с ма-ги-ей, осо-бен-но по-сле ра-бо-ты франц. ар-хео-ло-га С. Рей-на-ка о все-об-щей ис-то-рии пла-стич. ис-кусств (1904).

По ме-ре на-ко-п-ле-ния фак-тического ма-те-риа-ла встал во-прос о ге-не-зи-се искусства. В середине XIX века Ж. Бу-ше де Перт вы-дви-нул ги-по-те-зу «про-сто-го эта-па», со-глас-но ко-то-рой че-ло-век пер-во-на-чаль-но под-ме-чал сход-ст-во не-ко-то-рых при-род-ных объ-ек-тов (кам-ней, рель-е-фа пе-щер-ных стен и т.п.) с жи-вот-ны-ми и че-ло-ве-ком, за-тем на-чал до-де-лы-вать ес-те-ст-вен-ные мо-де-ли, при-бли-жая к об-раз-ам, ко-то-рые су-ще-ст-во-ва-ли в его соз-на-нии, по-том при-сту-пил к са-мо-сто-ятельному ху-дожественному твор-че-ст-ву. Французский ар-хео-лог Э. Пьетт счи-тал скульп-ту-ру наи-бо-лее про-стой и древ-ней-шей фор-мой изо-бра-же-ний, воз-ник-шей в ре-зуль-та-те под-ра-жа-ния че-ло-ве-ка при-род-ным об-раз-цам. В начале XX века А. Брёйль вы-де-лил изо-бра-же-ния, ко-то-рые мог-ли быть от-прав-ной точ-кой в про-цес-се воз-ник-но-ве-ния пер-вых па-мят-ни-ков искусства: «ма-ка-ро-ны», или «ме-ан-д-ры» (груп-пы па-рал-лель-ных вол-ни-стых ли-ний, про-чер-чен-ных по гли-не паль-ца-ми или на-не-сён-ных на по-верх-ность ска-лы зуб-ча-тым ин-ст-ру-мен-том); си-лу-эты кис-тей рук, вы-пол-нен-ные как по-зи-тив-ное или не-га-тив-ное (например, от-тиск) изо-бра-же-ние, а так-же кон-тур-ной об-вод-кой. Во 2-й половине XX века А. Ле-руа- Гу-ран в соз-дан-ной им схе-ме сти-ли-стической эво-лю-ции ев-ропейского искусства верх-не-го па-лео-ли-та вы-де-лил на-чаль-ный этап (стиль I), ха-рак-те-ри-зо-вав-ший-ся отдельными зна-ка-ми и от-сут-ст-ви-ем сю-жет-ных изо-бра-же-ний. Од-на-ко от-кры-тие в Шо-ве ри-сун-ков эпо-хи Оринь-як по-ста-ви-ло под со-мне-ние эти и другие эво-лю-цио-ни-ст-ские тео-рии.

Сре-ди отечественных ис-сле-до-ва-те-лей наи-бо-лее раз-вёр-ну-тые кон-цеп-ции воз-ник-но-ве-ния искусства сфор-му-ли-ро-ва-ны А.П. Ок-лад-ни-ко-вым и А.Д. Сто-ля-ром, ис-хо-див-ши-ми из по-ло-же-ния, что искусству верх-не-го па-лео-ли-та дол-жен пред-ше-ст-во-вать этап сим-во-лической дея-тель-но-сти не-ан-дер-таль-ца и да-же ар-хан-тро-пов. Древ-ней-шим про-яв-ле-ни-ем изо-бра-зительное твор-че-ст-ва на ру-бе-же сред-не-го и верх-не-го па-лео-ли-та, по Сто-ля-ру, бы-ли «на-ту-раль-ные ма-ке-ты» жи-вот-ных - ес-те-ст-вен-ные (например, ста-лаг-мит в пе-ще-рах Ба-зуа, Ита-лия) и ис-кус-ст-вен-ные (например, леп-ные в Мон-тес-пан и Пеш-Мерль, Фран-ция) ос-но-вы, ко-то-рые по-кры-ва-лись шку-ра-ми пе-щер-но-го мед-ве-дя. В современных ис-сле-до-ва-ни-ях эти па-мят-ни-ки от-но-сят к зна-чи-тель-но бо-лее позд-не-му вре-ме-ни, к эпо-хе Мад-лен , что ста-вит вы-ска-зан-ное су-ж-де-ние под со-мне-ние.

Современные зна-ния о хро-но-ло-гии пе-щер-но-го искусства и искусства ма-лых форм опи-ра-ют-ся на ра-дио-уг-ле-род-ные да-ты, в том числе по-лу-чен-ные по пиг-мен-ту рос-пи-сей (AMS 14C). Но-вые на-ход-ки по-ка-за-ли, что древ-ней-шие па-мят-ни-ки первобытного искусства де-мон-ст-ри-ру-ют от-лич-ное зна-ние на-ту-ры, раз-ви-тые ху-дожественные об-ра-зы, сло-жив-шие-ся на-вы-ки ра-бо-ты крас-кой, слож-ные ком-по-зи-ци-он-ные ре-ше-ния. От-кры-тия при-род-ных объ-ек-тов, на-по-ми-наю-щих че-ло-ве-че-ские фи-гу-ры и под-ра-бо-тан-ных древ-ни-ми людь-ми в Аше-ле (сто-ян-ка Бе-ре-хат-Рам, Го-лан-ские вы-со-ты, Па-ле-сти-на, 1981 год; Тан-Тан), вновь де-ла-ют ак-ту-аль-ны-ми ги-по-те-зы Ж. Бу-ше де Пер-та и Э. Пьет-та. Од-на-ко про-бле-ма воз-ник-но-ве-ния искусства ос-та-ёт-ся от-кры-той.

Боль-шин-ст-во древ-ней-ших па-мят-ни-ков первобытного искусства об-на-ру-же-но на се-ве-ре Ев-ра-зии, главным образом в Западной Ев-ро-пе, с максимальной кон-цен-тра-ци-ей (осо-бен-но жи-во-пи-си) в так называемом фран-ко-кан-таб-рий-ском рай-оне (юго-за-пад Фран-ции, се-вер Ис-па-нии).

Об-щая ха-рак-те-ри-сти-ка пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва

Па-мят-ни-ки первобытного искусства из-вест-ны по об-раз-цам, вы-пол-нен-ным на твёр-дых, со-хра-няю-щих-ся до на-ших дней ма-те-риа-лах. Изо-бра-же-ния на по-верх-но-сти кам-ня пред-став-ле-ны гра-фи-кой (в том числе пет-рог-ли-фы) и жи-во-пи-сью (смотри Рос-пись на-скаль-ная), ко-то-рая со-хра-ни-лась толь-ко в пе-ще-рах. Это по-зво-ля-ет раз-де-лять на-скаль-ные па-мят-ни-ки па-лео-ли-тического искусства на ос-ве-щён-ные (рас-по-ла-гав-шие-ся на от-кры-тых по-верх-но-стях; например, Фош-Коа) и на-хо-дя-щие-ся в тем-но-те пе-щер, для ос-мот-ра и соз-да-ния ко-то-рых тре-бо-ва-лись ис-кусственные ис-точ-ни-ки све-та. С па-лео-ли-та из-вест-ны ком-по-зи-ции; не-ко-то-рым из них при-су-ще слож-ное ре-ше-ние (например, изо-бра-же-ния жи-вот-ных из Шо-ве). Цве-то-вая па-лит-ра ис-чер-пы-ва-ет-ся, как пра-ви-ло, крас-ным, чёр-ным, жёл-тым цве-та-ми, ре-же ис-поль-зу-ет-ся бе-лый. Свя-зую-щее в крас-ках не при-ме-ня-ет-ся, но они яв-ля-ют-ся спе-ци-аль-но при-го-тов-лен-ны-ми со-ста-ва-ми. Уже в па-лео-ли-те бы-ли из-вест-ны на-ло-же-ние цве-тов (например, в Аль-та-ми-ре), тех-ни-ка пе-ре-да-чи объ-ё-ма при по-мо-щи по-лу-то-нов, од-на-ко да-же в по-ли-хром-ных изо-бра-же-ни-ях гра-фическая ли-ния со-хра-ня-ет важ-ное зна-че-ние. Свое-об-раз-ны про-ца-ра-пан-ные по гли-ни-стым на-тё-кам на сте-нах из-ви-ли-стые ли-нии, из-ред-ка об-ра-зую-щие фи-гу-ра-тив-ные об-ра-зы, а так-же изо-бра-же-ния жи-вот-ных, про-чер-чен-ные и вы-ле-п-лен-ные из гли-ны на по-лу пе-щер (например, би-зо-ны из Ньо и Тюк-д’Одубер). Гра-фи-ка пре-об-ла-да-ет и сре-ди изо-бра-же-ний на кос-ти и не-боль-ших кам-нях. Древ-ней-шая скульп-ту-ра пред-став-ле-на мел-кой пла-сти-кой из бив-ня, кос-ти, гли-ны, кам-ня, а так-же ба-рель-е-фа-ми, ко-то-рые в основном вы-се-ка-лись на скаль-ных по-верх-но-стях.

Сре-ди па-лео-ли-тических фи-гу-ра-тив-ных изо-бра-же-ний до-ми-ни-ру-ют об-ра-зы бы-ков, би-зо-нов, ло-ша-дей, оле-ней, ма-мон-тов, но-со-ро-гов, мед-ве-дей, львов (птиц и рыб ма-ло). Изо-бра-же-ний че-ло-ве-ка из-вест-но на-мно-го мень-ше; пре-об-ла-да-ют жен-ские об-ра-зы, осо-бен-но в мел-кой пла-сти-ке («Ве-не-ры па-лео-ли-та»). Фи-гу-ра че-ло-ве-ка мо-жет иметь зоо-морф-ные (например, «кол-дун» из Трёх брать-ев пе-ще-ры), в том числе ор-ни-то-морф-ные (например, «жен-щи-ны-пти-цы» в Ме-зи-не, Аль-та-ми-ре, муж-чи-ны с птичь-ей го-ло-вой в Лас-ко), эле-мен-ты; есть сти-ли-зованные изо-бра-же-ния жен-ско-го те-ла (так называемые кла-ви-фор-мы). На-ря-ду с фи-гу-ра-тив-ны-ми изо-бра-же-ния-ми, су-ще-ст-во-ва-ли зна-ки, ряд из них ин-тер-пре-ти-ру-ют как сим-во-лы жен-ских по-ло-вых ор-га-нов, солн-ца, лу-ны, при-род-ных яв-ле-ний и т.д. Древ-ней-шие ор-на-мен-ты (по-ло-сы, спи-ра-ли, рас-тительные мо-ти-вы), как пра-ви-ло, об-ра-зо-ва-ны рит-мич-но по-вто-ряю-щи-ми-ся ли-ния-ми, ям-ка-ми, ок-руж-но-стя-ми и т.п. В ме-зо-ли-те и нео-ли-те изо-бра-же-ния лю-дей и жи-вот-ных де-ла-ют-ся бо-лее схе-ма-тич-ны-ми, ме-ня-ют-ся сти-ли-сти-ка и прин-ци-пы ор-га-ни-за-ции ком-по-зи-ций, бо-лее раз-но-об-раз-ны-ми ста-но-вят-ся ор-на-мен-ты.

Нет со-мне-ний, что первобытному искусству не бы-ли чу-ж-ды му-зы-ка, тан-цы, о чём сви-де-тель-ст-ву-ют, например, на-ход-ки кос-тя-ных флейт, древ-ней-шие из ко-то-рых да-ти-ру-ют-ся сред-ним па-лео-ли-том (например, Мо-ло-до-ва). В не-о-ли-те по-яв-ля-ет-ся ар-хи-тек-ту-ра (ряд поселе-ний Плодородного полумесяца; смотри так-же Ме-га-лит , Ме-га-ли-ти-че-ские куль-ту-ры).

Вклю-чён-ность про-из-ве-де-ний первобытного искусства в ре-лигиозные ри-туа-лы уже в па-лео-ли-те под-твер-жда-ет-ся рас-по-ло-же-ни-ем па-мят-ни-ков в труд-но-дос-туп-ных мес-тах пе-щер, на-не-се-ни-ем на изо-бра-же-ния «ран», за-хо-ро-не-ни-ем ста-ту-эток в специальных ямах и т.п. Воз-мож-но, уже па-лео-ли-тические сю-жет-ные ком-по-зи-ции свя-за-ны с ми-фа-ми.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...