Образование золотой орды, ее общественно-политический строй и распад. Территория и политический строй золотой орды


Большое и противоречивое значение в исторической судьбе русского народа, а также народов Поволжья, Средней Азии, Казахстана, Закавказья и Крыма имели завоевательные походы монголов в начале XIII века и формирование военно-феодальных государств потомками Чингисхана.

Золотая Орда возникла в результате раздела Монгольской империи Чингисханом между его сыновьями в 1224 году. Тогда это было государственное образование в составе Империи, называвшееся Улус Джучи (Джучи – старший сын Чингисхана). После Западного похода Бату-хана (сын Джучи, в русских летописях - Батый), к 1242 году, с расширением улуса на запад, его центром стало Нижнее Поволжье. В 60-е годы XIII века Орда обрела независимость от имперского центра.

Это государство не имело четко определенных границ. Его власть распространялась не столько на территорию, сколько на подвластные племена и народы, которые находились на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовали различные религии. Такая национальная и классовая пестрота повлияла на общественное устройство.

Статус подданного Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии господствующее положение занимали потомки Чингисхана и Джучи – джучиды. Этот род владел всей землей государства, ему принадлежали военная добыча, государственная казна, слуги и рабы. Хану принадлежал самый большой улус. Джучиды занимали высшие государственные посты. Следовавшие за ними по знатности нойоны вели свои родословные от сподвижников Чингисхана. Нойоны располагали большим количеством зависимых людей и слуг, лошадей и скота. Ханы назначали их на ответственные военные и государственные должности: темников, баскаков. Нойоны часто награждались «тарханными грамотами» , освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Нукеры были дружинниками крупных феодалов. Они составляли свиту своих господ, занимали средние и низшие военно-административныe должности – сотников, десятников, что позволяло им извлекать значительные доходы с населения территорий, где были размещены их воинские подразделения.

К привилегированным слоям населения в Орде относилось мусульманское духовенство (с 1312 года государственной религией Орды стал ислам), купцы, состоятельные ремесленники, крупные землевладельцы, родовые и племенные старейшины. Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги находились в различной степени зависимости от государства и феодалов.

Рабами в Орде становились военнопленные, жители завоеванных земель. Рабов использовали в строительстве городов, в ремесленном производстве. Большое количество рабов продавалось в страны Востока и Западной Европы (через невольничьи рынки в Крыму, главным из которых была генуэзская колония Кафа).

Государственный строй Золотой Орды можно определить как восточную деспотию. Верховная власть принадлежала хану . Им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник- чингизид. Хан распоряжался всеми землями государства, возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал высших должностных лиц. От имени хана (или им самим) велась внешняя политика, объявлялись войны, заключался мир. Хан был также верховным судьей.

Существовал общий съезд монгольских вождей – курултай , в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники, вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники. Курултай, созывавшийся эпизодически и проходивший в торжественной обстановке, решал вопросы войны и мира, споры между представителями знати, возводил нового хана на престол. Решения хана и его воля были на курултае неоспоримы.

Система центральных органов управления Золотой Орды многое заимствовала от восточных деспотий Китая, Персии, среднеазиатских ханств.

В конце ХIII века появились диваны (канцелярии) – отраслевые органы управления, находившиеся в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, исполнявшие их поручения, предоставлявшие им сведения о положении дел в отраслях управления.

Высшие должностные лица Орды. В ведении визиря находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана. Бекляри-бек , иногда называемый в источниках «старшим эмиром», осуществлял военное управление и руководство внешними делами. Букаул ведал вооружением, снабжением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распределением по указаниям хана и высших должностных лиц.

Основой государственности Золотой орды была её военная организация. Носители государственной власти являлись одновременно военачальниками. Основой монгольской армии была многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и представителей других кочевых народов.

Темники (тысячники) – военачальники крупных подразделений, состоял из представителей рода Джучидов - царевичей и знатных нойонов. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально -вассальными отношениями.

Суд в Орде не был отделён от администрации. Хан, государственные органы, должностные лица сами осуществляли правосудие по всем уголовным и гражданским делам. Но в связи с исламизацией Орды в конце ХIII - начале XIV вв. были учреждены суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали в основном религиозные и брачно-семейные дела, связанные с нарушением требований Корана. Для разбора гражданских дел в городах назначались специальные судьи-яргучи . У кочевых народов, входивших в Орду, существовали суды родовых старейшин. Характерной чертой судебной системы военно-феодального общества Орды являлся произвол судей и администрации.

Главным источником права в Орде была Великая Яса Чингисхана, составленная им в 1206 г. в назидание преемникам. Она состояла в основном из правил военной организации монгольского войска и норм уголовного права, включала 33 фрагмента и 13 ханских изречений. Яса устанавливала очень жестокие наказания, как за преступления, так и за проступки, не делая между ними принципиального различия.

Источниками права у монголо-татар были также нормы обычного права. В процессе исламизации Золотой Орды (XIV век) в ней начало действовать мусульманское право. Оно применялось главным образом в городах и местностях с оседлым населением.

Высшим законом в Орде, подлежащим немедленному и не обсуждаемому исполнению, являлись устные и письменные распоряжения ханов – для всех подданных, и феодальная знать не была здесь исключением. Предписания и распоряжения хана применялись в практике государственного управления органов власти Золотой Орды и высших должностных лиц.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались нормами обычного права и были поэтому довольно запутаны. Особенно это характерно для земельных отношений – главной основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. Но наследование земли было затруднительным в условиях кочевого хозяйства. Поэтому оно применялось только в земледельческих районах.

Особым объектом наследования в ханском роде выступала политическая власть , причем она совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником считался младший сын.

Брачно-семейные отношения регулировалось обычным правом и нормами мусульманского права (в меньшей степени). Семья была патриархальной и полигамной. Главой её был отец – собственник всего имущества семьи, имеющий право распоряжался судьбой членов своей семьи вплоть до практики передачи своих детей в услужение за долги или продажи в рабство.

Количество жён у свободных жителей Орды – мусульман не могло превышать четырёх, у прочих не было ограничено. Дети жён и наложниц были в равном правовом положении, некоторым преимуществом пользовались только сыновья от старшей жены. Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось похищение невесты – действительное или обрядовое. В случае смерти мужа делами семьи управляла старшая жена – до того времени, пока сыновья не становились взрослыми.

Жестокое уголовное право Орды было обязательным условием сохранения господства над покорёнными народами. Яса Чингисхана устанавливала смертную казнь за неповиновение хану, нойонам, должностным лицам, измену, неоказание помощи в бою, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, оказание помощи пленному или преследуемому приказом хана, лжесвидетельство в суде, присвоение чужого раба. В некоторых случаях смертная казнь полагалась также за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других (в особенности знати и начальства), колдовство. Смертная казнь производилась публично, чаще всего посредством удавливания или волочения лошадьми. За бытовое убийство назначался выкуп в пользу семьи потерпевшего, размер которого определялся социальным положением убитого.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите основные причины феодальной раздробленности Руси.

2. Назовите центры государственности в эпоху феодальной раздробленности.

3. Проанализируйте, в чём заключалось своеобразие общественного строя и форм государственного правления в период политической раздробленности.

4. Назовите основные источники права в этот период.

5. Охарактеризуйте особенности общественно-экономического и политического развития Новгорода и Пскова в XII – XV вв.

6. Охарактеризуйте правовой статус основных групп населения и назовите основные институты гражданского и уголовного права по Псковской судной грамоте.

7. Назовите особенности государственного строя и права Золотой Орды.

1. Отечественное законодательство XI – XX веков: пособие для семинаров / Под ред. О.И. Чистякова . В 2-х частях. Часть 1. XI - XIX века – М. : Юристъ, 2009 .- 464с. - (institutiones) .- ISBN 978-5-7975-0146-6.

2. Алекссев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. М: Наука, 1980.

3. Гумилев Л.Н . Древняя Русь и Великая степь / М.: Эксмо, 2006 – ISBN 5-699-16502-5

4. История России с древнейших времён до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров – Изд-во АСТ, 2000 – 576с.

5. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. – М.: Эксмо, 2010. – 431 c.

6. Костомаров Н. Русская республика. Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. (История Новгорода, Пскова и Вятки). М., 1994.

Общественный и государственный строй Золотой Орды.

Золотая Орда представляла собой феодальное государство. Ее экономической основой являлись феодальные отношения, характерная черта которых состояла в феодальной собственности на землю, пастбища и скот. Это была т.н. сословная собственность , при которой рядовые кочевники давали своему господину определœенную часть получаемого продукта. Более мелкие феодалы зависели от более крупных, что обусловливало характер устройства Золотой Орды на базе иерархии кочевого землевладения. Вся земля являлась собственностью золотоордынского хана, но каждый землевладелœец в пределах пожалованных ему земель распоряжался кочевьями зависящих от него людей, распределял лучшие пастбища по своему усмотрению. Феодальные отношения сочетались с многочисленными пережитками родового строя.

Первая группа феодалов ʼʼбелая костьʼʼ - верхушка золотоордынского общества – включала в себя кочевую аристократию. На вершинœе социальной лестницы находились хан и царевичи (дети, внуки, правнуки и т.д.) из дома Джучи – первого хана Золотой Орды. С течением времени род Джучи сильно разросся. С принятием ислама, допускавшего многоженство, число царевичей увеличилось и усилилась борьба за власть между ними.

Вторую группу составляли беки (тюркский титул) и найоны (монгольский титул), которые являлись наиболее крупными феодалами. Каждый крупный феодал получал от своих владений огромные доходы – 100-200 тыс. динаров в год.

Третья группа феодалов была представлена тарханами – людьми среднего достатка, занимавших невысокие должности в государственном аппарате.

Четвертую группу господствующего класса составляли нукеры . Οʜᴎ входили в ближайшее окружение господина и находились на его иждивении. Количество нукеров зависело от богатства и знатности их предводителя.

Важную роль в золотоордынском государстве играла церковь со сложной системой церковных учреждений. Государственной религией был ислом. В Золотой Орде допускалась веротерпимость, но с принятием ислама возросла роль мусульманского духовенства. Его представители занимали важные должности в государственном аппарате, а церковные организации располагали большими материальными ресурсами.

Феодально-зависимое населœение называлось ʼʼчерной костьюʼʼ и состояло из кочевников-скотоводов, земледельцев, и жителœей городов. Кочевники-скотоводы звались карачу , жили аилами , вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежавших землевладельцу, которому регулярно платили дань.

Также они были обязаны нести военную службу, содержать чиновников и воинские части, предоставлять им коней и кибитки для передвижения. При делœеже военной добычи они получали небольшую ее часть.

Крестьянское населœение в осœедлых земледельческих районах Средней Азии называлось собанчи и уртакчи . Собанчи – это крестьяне-общинники, зависимые от землевладельца. Οʜᴎ обрабатывали господскую землю своим инвентарем, несли повинности в виде работы на виноградниках, платили пошлины с арыков. Уртакчи – обедневшие члены крестьянкой общины, лишенные земли и инвентаря. Οʜᴎ работали на господской земле за долю продуктов.

В XIII - XIV вв. в Золотой Орде наблюдается оживление градостроительства. Золотоордынские города возникли как административно-политические посœелœения, обусловленные потребностями государства. При этом большинство их было разрушено в результате походов хана Тимура. После этого градостроительская культура Золотой Орды была полностью уничтожена и уже не возродилась.

Городские посœелœения Золотой Орды состояли в основном из ремесленников, мелких торговцев, купцов и были довольно многочисленными. Ряд ученых считает, что в городах существовали объединœения ремесленников. Там же проживали чиновники. В самом низу социальной лестницы находились рабы. Число их было очень велико. Источником рабства служил плен. Процветала работорговля. Рабов, как правило, превращали в зависимых крестьян, пастухов и ремесленников. Так, сына раба чаще всœего прикрепляли к земле в качестве собанчи или уртакчи.

Чингисхан разделил всœе государство Золотой Орды на четыре улуса или удела , каждый из которых возглавлял один из его сыновей. Во главе Золотой Орды стоял хан из рода Чингиса, обладавший сильной деспотичной властью. Военная структура, к которой было приспособлено административное делœение страны, пронизывала ее сверху донизу и способствовала укреплению власти хана. Хан имел полную власть над всœей Золотой Ордой. Ханов окружала верхушка кочевой аристократии , которая направляла и контролировала деятельность приближенных хана. Курултай – съезд монголо-татарской знати – созывался для решения наиболее важных вопросов (выбор хана, планирования походов, проведение охоты и т.д.). Созыв курултая приурочивался обычно к религиозным праздникам. Курултай являлся совещательным органом. Он принимал решения, угодные хану. При этом в большинстве случаев хан решал вопросы самостоятельно в узком кругу придворной знати. На курултае присутствовали и принимали активное участие в его работе женщины (хатуни) из правящей верхушки.

Центральный аппарат Золотой Орды состоял из главы государства (хана), придворной знати, управленческого аппарата͵ различных ведомств и судебного аппарата. Отраслевым управлением заведовали диваны (канцелярии ). Важным должностным лицом являлся визир – второй после хана глава правительства.

В числе высших должностных лиц были также четыре улусных эмира (правителя). Старший из эмиров носил название беклярибек (главнокомандующий войсками).

В системе центрального управления большое значение имела должность бакоула , который ведал снабжением войска. Бакоулам подчинялись темники (командиры 10 тыс. отрядов), а им – сотники и десятники. Другими должностными лицами были таможенники, сокольничьи, станционные смотрители и пр.

Органы управления на местах находились в руках монголо-татарской феодальной знати. Местными управителями являлись даруги и баскаки , в распоряжении которых имелись свои канцелярии со штатом чиновников.

Золотая Орда управляла покоренными народами жестоко. Так, на территории Руси была создана баскакская военно-политическая организация, состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников. Баскаки следили за порядком в стране, проверяли уплату дани и выполнение других повинностей. Принудительно были сформированы особые военные отряды из местного населœения. Командовали ими монголо-татары. Эти воинские контингенты поступали в распоряжение баскаков, живших в княжествах и осуществлявших над ними контроль. Баскаки подчинялись великому или главному баскаку , находившемуся во Владимире.

Военная организация Золотой Орды имела десятичный характер.
Размещено на реф.рф
Все населœение было разделœено на десятки, сотни, тысячи, тьмы (10 тысяч). Характер занятий монголов (скотоводы-кочевники) определил и основной род их войск – многочисленную высокоподвижную конницу, которая делилась на легкую и тяжелую. В качестве осадной техники применялись тараны, подвижные осадные башни и т.д.

Желœезная дисциплина, хорошая организация и большая подвижность конницы, умело поставленная разведка и внезапность нападения, огромный боевой опыт и гибкая тактика давали конным татаро-монгольским войскам преимущество над малоподвижными ополчениями осœедлых народов и позволяли одерживать победы.

Общественный и государственный строй Золотой Орды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественный и государственный строй Золотой Орды." 2017, 2018.

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть рас­пространялась не столько на территорию, сколько на народы и племе­на, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и куль­турного развития, исповедовавшие различные религии. Столицей это­го государства стал сначала Сарай-Бату, а затем Сарай-Берке(в ниж­нем течении Волги). Постепенно монголы смешались с тюркскими на­родами и племенами, официальным стал тюркский язык. Сами монго­лы у покоренных народов получили двойное название - монголо-та-тары (от названия одного из самых многочисленных монгольских пле­мен - татар). Впоследствии татарами стали называть некоторые не монгольского происхождения народы Сибири, Поволжья, Кавказа, Крыма. Оно стало их национальным наименованием. Со временем монголо-татары приняли ислам.

Сложная социальная структура Золотой Орды отражала пестрый классовый и национальный состав этого государства. Четкой сослов­ной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-администра­тивном аппарате. Господствующее положение в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали потомки Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, не­исчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д. Впоследствии джучиды и иные потомки Чингисхана еще столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол. Хан имел самый богатый и боль­шой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их на­зывали царевичами.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (или беки). Не являясь членами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огром­ные стада. Они назначались на ответственные военные и государствен­ные должности даругов, темников, тысячников, баскаков и др.; награж­дались тарханными грамотами, освобождавшими от повинностей и обя­занностей.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные дружинники крупных феодалов (нукеры). Они находи­лись в свите своих сеньоров или занимали средние и низшие военно-административные должности сотников, десятников и др. Эти должнос­ти позволяли извлекать значительные доходы с тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подраз­деления или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обла­дателям предоставлялись различные привилегии.

Привилегированное положение занимали также духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники, мест­ные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Крестьяне земледельческих районов, городские ремесленники, слу­ги находились в различной степени зависимости от государства и фео­дальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли рядовые кочевники-скотоводы (карачу), беспрекословно подчинявшиеся родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе с тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды сформировалось несколько ка­тегорий зависимых крестьян: сабанчи и уртакчи. Сабанчи жили сельскими общинами и обрабатывали помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные и другие повинности. Уртакчи (из­дольщики) - кабальные люди, обрабатывали землю государства и ме­стных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависе­ли от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленники уплачивали городским властям пода­ти и несли повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было раб­ство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеван­ных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, стро­ительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в стра­ны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельс­ком хозяйстве через одно-два поколения становились феодально-за­висимыми или получали свободу.

Монгольская империя - централизованное государствово, завоевавшее в первой половине XIII в. огромную территорию Евразийского континента, от Тихого океана до Центральной Европы.

В 40-е гг. XIII в. на огромной территории от Иртыша до степей Волги и Дуная было основано гос-во, получившее название Золотой Орды. Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в. Золотая Орда представляла собой феодальное гос-во.

Для нее были характерны следующие особенности:

- кочевой и полукочевой характер общества;

- большая роль племенных вождей;

- иерархия кочевого земледелия.

Господствующим классом являлся класс феодалов («белая кость»), включающий монголо-татарскую кочевую аристократию.

Первую группу феодалов составляли хан и царевичи из рода Джучи - первого хана Золотой Орды. Во вторую группу входили наиболее крупные феодалы - беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов - людей, занимавших невысокие должности в гос. аппарате. Четвертую группу составляли нукеры - они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении.

После принятия ислама в качестве гос. религии значительную роль стало играть мусульманское духовенство.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев, жителей городов.

Крестьянское население разделялось на крестьян -общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки (собанчи) и т.д. и обедневших членов крестьянской общины (уртакчи).

Еще при жизни Чингисхан разделил империю на 4 улуса, во главе кот. поставил своих сыновей. Золотую Орду возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии.

Центральными органами отраслевого управления были диваны . Их работу координировал визирь - номинальный глава правительства. Высшими должностными лицами в усулах были эмиры , в армии - бакоулы и темники . Местное управление осуществляли баскаки и даруги.

Военная организация Золотой Орды основывалась на десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники и т.д. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.

Источники права Золотой Орды

Основными источниками права Золотой Орды были следующие:

Собрание монгольских законов и обычаев - Великая Яса Чингисхана;

Обычное право монгольских племен;

Нормы шариата;

Грамоты, ярлыки, повеления местным управителям и т.п.;

- «сокровенное сказание».

Наследственные и брачно-семейные отношения основывались на обычном праве и традициях. Так, обычай требовал выкупа жены у ее родителей, имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия.

Для уголовного права характерно то, что законы Ясы были крайне жестоки. Их неисполнение часто кралось смертной казнью либо членовредительством. С особой жестокостью наказывались воинские преступления.

Судебный процесс носил состязательный характер. Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой - династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана. Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной. При хане имелся диван - государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников. Крупные феодалы-князья - это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников - эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием "карача-би" из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды). При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.

Органами, осуществляющими правосудие в Монгольской империи являлись: суд великого хана, суд курултая - съезда представителей правящего рода и военачальников, суд специально назначенных лиц - судей-дзаргучи. Все эти органы действовали и в Золотой Орде. Как и в Монгольской империи, высшей судебной инстанцией являлись правители Золотой Орды, которые во второй половине XIII в. получили сначала фактическую, а затем и официальную независимость и приняли ханский титул. Правосудие в качестве одной из функций ханской власти было унаследовано монголами от древних тюрков: уже в Тюркском каганате в VI-IX вв. хаган - высшая судебная инстанция.

Центральное правительство в Монголии признало право фактического основателя Золотой Орды - Бату (Батый, правил в 1227-1256 гг.) на суд над подчиненными ему нойонами и чиновниками, - правда, с оговоркой, что "судьей Бату является каан". Последующие ханы Золотой Орды тоже активно осуществляли судебные функции. Именно при Менгу-Тимуре, внуке Батыя, в 1269г. Золотая Орда официально стала самостоятельным государством, а ее правители - суверенными государями, одним из неотъемлемых признаков власти которых было осуществление функции верховного судьи.

Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана (в совокупности именовавшиеся Великой Ясой) и его преемников - великих ханов. Великая Яса основателя империи и ясы его преемников составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам. Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки.

Другой важный источник - ярлыки самих ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя - хана и обладавший определенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью - тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица, и т.д.). Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства. Далеко не все ярлыки являлись источниками права, которыми руководствовались при осуществлении правосудия. Например, не могли служить источниками права для ханов (и нижестоящих улусных судей) ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для суда также ярлыки - жалованные и охранные грамоты, в большом количестве выдававшиеся дипломатам и частным лицам.

Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов. Пайцза - это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках - провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную - более простое.

Хан являясь творцом права (он подтверждал или отменял постановления своих предшественников, издавал собственные ярлыки и иные нормативные и индивидуальные акты), не был связан какими-либо нормами. Ханы в принятии решений руководствовались не только своей волей, но и писаными документами - ясами и ярлыками Чингисхана и его преемников.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношение низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому общества находящемуся в самой начальной стадии феодализма.

Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, - посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми. Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатив выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми. В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника возлагался на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий - глава духовенства; шейх - духовный вождь и наставник, аксакал; суфи - набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий - судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые - гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства. В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры - в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани - ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам. Вообще, должность битикчи в Улусе Джучи была довольно распространенной, считалась ответственной и уважаемой. Помимо главного битикчи при ханском диване-совете, были битикчи при улусных диванах, которые пользовались большой властью на местах. Их можно было бы, например, сравнить с волостными писарями дореволюционной России, которые выполняли почти всю правительственную работу в глубинке.

В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: "илче" (посланник), "тамгачы" (таможенник), "тартанакчы" (сборщик подати или весовщик), "тоткаул" (застава), "караул" (дозор), "ямчы" (почтовой), "кошчы" (сокольник), "барсчы" (барсник), "кимэче" (ладейщик или корабельщик), "базар да торганл[н]ар" (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года.

Различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: "салыг" (подушная подать), "калан" (оброк), "ясак" (дань), "хэраж" ("харадж" - слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), "бурыч" (долг, недоимка), "чыгыш" (выход, расход), "ындыр хакы" (плата за гумно), "амбар малы" (амбарная пошлина), "бурла тамгасы" (житная тамга), "юл хакы" (дорожная плата), "карауллык" (плата за караул), "тартанак" (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), "тамга" (тамговая пошлина).

В наиболее общем виде административную систему Золотой Орды описал еще в XIII в. проехавший все государство с запада на восток Г. Рубрук. В его зарисовке путешественника содержится основа административно-территориального деления Золотой Орды, определявшегося понятием "улусная система". Сущность ее составляло право кочевых феодалов на получение от самого хана или другого крупного степного аристократа определенного удела - улуса. За это владелец улуса обязан был выставлять в случае необходимости определенное число полностью вооруженных воинов (в зависимости от размера улуса), а также выполнять различные налоговые и хозяйственные повинности. Эта система представляла собой точную копию устройства монгольской армии: все государство - Великий Улус - делилось в соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) - на определенные по величине уделы и с каждого из них в случае войны выставлялось по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его другим.

В начальный период существования Золотой Орды крупных улусов было, видимо, не больше 15, и границами между ними чаще всего служили реки. В этом видна определенная примитивность административного членения государства, уходящая корнями в старые кочевнические традиции.

Дальнейшее развитие государственности, появление городов, введение мусульманства, более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициями управления привели к различным усложнениям во владениях Джучидов с одновременным отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана. Вместо членения территории на два крыла, появились четыре улуса во главе с улусбеками. Один из улусов был личным доменом хана. Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы. Каждый из этих четырех улусов делился на какое-то число "областей", являвшихся улусами феодалов следующего ранга. Всего в Золотой Орде число таких "областей" в XIV в. составляло около 70 по числу темников. Одновременно с установлением административно - территориального деления происходило формирование аппарата управления государством.

Хан, стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть года находился в кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числа придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице. Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь государства продолжала базироваться на кочевом начале. Естественно, что находившемуся в постоянном движении хану было достаточно сложно самому управлять делами государства. Это подчеркивают и источники, которые прямо сообщают, что верховный правитель "обращает внимание только на сущность дел, не входя и подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования".

Всем ордынским войском командовал военачальник - беклярибек, т. е. князь князей, великий князь. Беклярибек осуществлял обычно военную власть, нередко, будучи командующим ханской армией. Иногда его влияние превышало власть хана, что часто приводило к кровавым междоусобицам. Время от времени могущество беклярибеков, например, Ногая, Мамая, Едигея усиливалось настолько, что они сами назначали ханов.

По мере укрепления государственности в Золотой Орде рос аппарат управления, его правители взяли за образец администрацию завоеванного монголами государства Хорезмшахов. Согласно этому образцу при хане появился визир, своеобразный глава правительства, который отвечал за все сферы невоенной жизни государства. Визир и возглавляемый им диван (государственный совет) распоряжались финансами, налогами, торговлей. Внешней политикой ведал сам хан со своими ближайшими советниками, а также беклярибек.

Права великого хана как главы государства заключали в себе военную, законодательную и административную власть. Идея единства верховной власти в первые десятилетия существования империи нашла отражение в монетной чеканке. Монеты, выпускавшиеся в городах разных улусов, в том числе и среднеазиатские, как правило, были анонимны, значительно реже на них помещались имя и личная тамга великого хана.

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека (1312 - 1342). Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь. Все это свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией.

2. Государственный строй Золотой Орды

Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было.

Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.

В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д.

Впоследствии джучиды и иные потомки Чингисхана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол.

Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания. Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках-- беки). Не являясь членами рода Джучидов, они, тем не менее, вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы. Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры - дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности - сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности. Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орд выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также и многочисленно духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу - кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них - сабанчи - жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие - уртакчи (издольщики) - кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились, прежде всего, пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов, как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.

Золотая Орда не оставалась неизменной, многое, заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников.

Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средиземноморский отпечаток. Ислам стал государственной религией в Золотой Орде к 1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это не привело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовых институтов. Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, стало упомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции - судов-дзаргу и мусульманского суда кади; при этом никакого конфликта, казалось бы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из них рассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению.

Выбор редакции
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...

Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...

Новая статья: молитва чтоб соперница отстала от мужа на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось...

Кондратова Зульфия ЗинатулловнаУчебное заведение: Республика Казахстан. город Петропавловск. Дошкольный мини- центр при КГУ при средней...
Выпускник Ленинградского Высшего военно-политического училища ПВО им. Ю.В. Андропова сенатор Сергей Рыбаков сегодня считается знатоком...
Диагностика и оценка состояния нижнего отдела спиныБоль в пояснице слева, нижней части спины с левой стороны возникает из-за раздражения...
Малое предприятие "Пропал без вести" Не так давно автору этих строк довелось услышать от знакомой дивеевчанки Оксаны Сучковой такую...
Наступил сезон созревания тыквы. Раньше у меня каждый год возникал вопрос, что же можно ? Рисовая каша с тыквой? Оладушки или пирог?...
Большая полуось а = 6 378 245 м.Малая полуось b = 6 356 863,019 м.Радиус шара одинакового объема с эллипсоидом Красовского R = 6 371 110...