Коллективные игры. Тимбилдинг — сценарий сплочения коллектива в разных условиях


Психологические игры и упражнения для детей, направленные на формирование и развитие детского коллектива. Эти игры и упражнения можно использовать в классном коллективе и в детском лагере.

На льдине

Цель: развитие межличностных отношений в коллективе соучастия, единства, чувства поддержки.

Участвуют не менее 8-10 человек. Стулья по количеству участников.

Ведущий предлагает участникам составить из стульев льдину и отправиться в плавание по Северному Ледовитому океану. Участники встают на стулья. Ведущий начинает рассказ: «Вы, друзья, отправились в путешествие по Северному Ледовитому океану. Начался шторм, кусочек льдины откололся, но вам нужно спастись всем, продержаться на льдине до тех пор, пока к вам не придет помощь». Ведущий постепенно убирает стулья, тем самым «откалывая» кусочек за кусочком от льдины. Задача участников: как можно дольше и в большем количестве остаться на льдине.

В конце игры идет обсуждение: как долго сколько смогли удерживаться на льдине, кто предпринял больше усилий для спасения других, кто спасал лишь себя.

Волшебный клубочек

Цель: улучшение межличностных отношений в коллективе.

Участники игры садятся в круг, ведущий предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее: «Меня зовут... Больше всего на свете я люблю..., а не люблю... Хочу с тобой дружить, потому Что...»

После того как высказались участники, ведущий подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас

объединить, теперь мы самый настоящий коллектив, мы j вместе и мы — сила!»

Части моего «Я»

Цель : осознание самого себя, внимание к поведению другого. Развитие умения вести разговор.

Материалы . Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).

Ведущий предлагает подросткам вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я».

После выполнения задания все участники и ведущий по очереди показывают свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями: трудно ли было выполнить задание, трудно ли объяснить, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут их оставить себе).

Волшебный магазин

Цель : осознание своих положительных и отрицательных черт характера.

Ведущий предлагает подросткам подумать, какими качествами они обладают. Затем он просит представить себе волшебный магазин, в котором каждый в обмен на одни свои качества (ум, смелость, честность, лень, занудство, равнодушие), может получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д. В дискуссии ребята делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.

«Да», «нет», «не знаю»

Цель: развитие умения общаться, выражать свои мысли по тому или иному вопросу, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в пользу того или иного ответа.

Заранее заготовленные карточки с ответами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ» перед началом игры крепятся по противоположным частям комнаты.

Ведущий зачитывает вопрос, ребята, выбрав тот или иной ответ, встают к стене с нужной карточкой. Ведущий поочередно опрашивает участников о своем выборе. Задача — отстоять свою точку зрения в выборе ответа, доказать ее правильность.

Контакт-слово

Ведущий предлагает ребятам разбиться на пары. Пары берутся за руки. Первые номера загадывают слово и произносят его вместе с другими 3-4 словами. Задача напарников — почувствовать, какое из слов загадано. Затем играющие в парах меняются ролями.

Остров-1

Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы — кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.

Остров-2

Группе нужно уместиться на острове — куске ткани. Причем вода поднимается — т. е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.

Слепой скульптор

Группа разбивается по три человека. Одному завязывают глаза. Второй из третьего «лепит» скульптуру. Затем «слепой» должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего.

Тренинг со стульями

По количеству участников тренинга кругом выставляются стулья так, что бы их можно было обойти. Группе необходимо синхронно выполнить задание в такой последовательности: всем, сесть на стулья, встать за спинку, поднять стул на уровень груди, опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул. До начала тренинга дается 1 минута на подготовку, во время которой брать в руки стул нельзя. Во время выполнения задания разговаривать нельзя. Если правила будут нарушены, группа начинает выполнять упражнение снова. У группы есть всего две попытки. После выполнения тренинга проходит анализ.

Слово

Подсобный материал — спички. Группа выстраивается в линию. Члены группы действуют поочередно. Необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. На выполнение задания дается 10 минут. Задание рассчитано на выдумку членов группы, на изолированность друг от друга, отсутствие помощи, на самостоятельное принятие решения.

Бревно

Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Необходимо поменяться местами: 1-й должен занять место последнего, 2-й — предпоследнего и т. д. Во время выполнения упражнения нельзя становиться на землю. Если хотя бы один человек коснется земли, вся группа возвращается на исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.

Монстр

Группе в 14 человек необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя всего 8 конечностей или точек опоры. Если группа больше или меньше, количество точек опоры прибавляется или отнимается (на 3 человека — 1 точка опоры).

Неваляшка

Ребята стоят в кругу, поплотнее друг к другу. Кто-то один выходит в центр круга. Этот человек полностью должен расслабиться, глаза у него закрыты. Остальные вытягивают руки вперед и легко покачивают стоящего в центре. Каждый должен побывать в центре круга, после чего все делятся впечатлениями.

Составь рассказ

Ведущий выбирает водящего, которому нужно будет вместе со всем отрядом сочинить романтическую историю. Водящий отходит от костра, отворачивается и затыкает уши. Ведущий объясняет игрокам принцип игры. Если последнее слово предлагаемой водящим фразы оканчивается на гласную, мы говорим «Да», если на согласную — «Нет». Пример: водящий: «Жила была прекрасная девушка Юля». Игроки: «Да». Водящий: «И вот исполнилось ей 17 лет». Игроки: «Нет». Водящий: «Ну, хорошо в день ее совершеннолетия». Игроки: «Да». И так пока водящий не догадается.

Когда я был маленьким

Ведущий предлагает вспомнить и рассказать случай из раннего детства, который произошел с вами и мог бы претендовать на роль самого занятного. По кругу передается детская соска, и игроки по очереди рассказывают забавные истории детства.

И необходимость его проведения разбиралось уже много раз. Способов сплотить коллектив достаточно много, часто можно встретить мнение что проведение хорошего тренинга на team building связано с большими материальными затратами и под час именно это отталкивает руководителей, от частого использования данного инструмента. Действительно есть очень много интересных, но при этом дорогих вариантов командообразования, например, .

Так же хочется обговорить очень важный момент, что под командообразованием мы будем подразумевать обучение коллектива выполнению совместных действий. В данном материале речь пойдет о том, как провести тренинг тим билдингу в условиях офиса и без крупных финансовых затрат.

Как создать команду в условиях офиса

Для установления тесных, доверительных отношений, люди должны что-то пережить вместе. Вы должны создать какое-либо событие, в которое будут вовлечены все члены коллектива и переживание этого события запомнится всем на долго. При этом событие должно быть похоже по уровню взаимоотношений на то что сотрудник переживает на работе ежедневно.

Для того чтобы организовать интересные задания в условиях офиса требуется не так и много – большое помещение, минимальный инвентарь (маркеры, флип чат, верёвки, стулья), поможет экран с проектором (хотя это и не обязательно) и самое главное – тренер. Организатор, который ставит цели, объясняет суть задания и правила его прохождения.

Роль тренера

При тренингах, когда необходимо вызывать чувства требуется человек, который не просто умеет говорить и держать аудиторию, вам нужен эмоционально сильный лидер. На эту роль может подойти и человек без серьезного опыта проведения тренингов. Главное это эмоциональный заряд, который будет нести тренер и предварительная подготовка. Важно чтобы тренер сам попробовал все задания. В ходе выполнения некоторых, некоторые команды могут попасть в ступор и не знать, что делать, в этих случаях нужно уметь делать подсказки.

Примеры заданий на командообразование

Ниже описаны некоторые примеры заданий для команды, которые можно провести в офисных условиях.

Тридцать три

Участники становятся в круг, ведущий находится в центре круга. Цель досчитать до 33, тренер указывает на участника, и он должен назвать цифру, первый на кого указали называет 1, второй 2 и так далее. При этом когда нужно назвать число кратное трем, либо содержащее три, человек должен молча подпрыгнуть или поднять руки. Если человек не сдержался и назвал цифру вместо подпрыгивания задание начинаем проходить заново.

Ведущий задает темп, он должен быстро и неожиданно показывать на каждого участника. Так чтобы тот терялся и совершал ошибку, при этом в команде всегда есть люди, которые начинаю нервничать и спешить, на них нужно показывать чаще других. Не запрещается показывать 2 раза подряд на одного итого же человека.

Важно: после того как ведущий огласил правила задания, он должен узнать у команды за какое количество попыток она пройдет конкурс. При кажущейся простоте, задание крайне трудно пройти. И в 100% случаев команда которая ранее не проходила задание не уложится в то количество попыток которое заявила.

Чтобы пройти данное задание, нужно считать очень медленно и понять: что лучше постоять «потупить» чем провалить задание при этом медленно должны считать все в том числе и сильные игроки. Кроме того, нужно считать про себя, даже если на тебя не указали. Так же в выполнении задания, часто проявляются такие черты, когда более сильные члены команды начинают обвинять слабых, утверждая, что они то выполнили здание, а слабые провалили.

Подводя итоги ведущий должен обсудить все ошибки в поведении команды. И должны быть сделаны выводы: провал одного = провалу всей команды, мы помогаем слабым, мы договариваемся об общих правилах и выполняем их, если поставили цель её должны принять все члены команды.

Данное задание лучше всего давать в начале для того чтобы настроить команду на работу. Задание кажущиеся с виду простым, проваливается и у команды появляется заряд на выполнение следующих заданий. Существенным плюсом является то что задание могут выполнять любые по численности группы.

Обруч

Так же задание, подкупающее своей простотой при первом рассмотрении, но оказывающееся практически не выполнимым на деле. Задание идеально подходит для групп до 10 человек. Цель – поднять, а затем опустить на землю обруч. Участники кладут обруч на вытянутые горизонтально указательные пальцы обеих рук, в начале задания обруч должен находится на высоте согнутых локтей. После этого команда поднимает и опускает обруч, задание считается пройденным если обруч удалось положить на землю. Во время выполнения ни один из пальцев рук не должен отрываться от обруча, если это случилось задание начинается заново.

Ведущий следит за честностью выполнения задания, сразу хочется сказать, что группе из 7-9 человек данное задание менее чем за час пройти честно практически невозможно.

Задание на слаженность действий и взаимопонимание, очень важно для выполнения «не тянуть одеяло на себя» и добиться слаженных действий.

Перебраться через веревку

На высоте пояса натягивается верёвка, длинна подбирается в зависимости от количества человек. Чем больше длинна, тем меньше времени команде потребуется на выполнение задания. Цель как можно быстрее перебраться всем членам команды с одной стороны на другую. Перебираться можно только сверху, при пересечении веревки вы должны держаться за другого члена команды. Касаться верёвки нельзя, самые лучшие команды выполняют данное задание менее чем за 4 секунды.

Упражнение на отработку слаженности действий. Способов выполнения очень много.

Восточный базар

Каждый участник пишет на шести бумажках какое-либо животное, главное, чтобы животные не повторялись. После этого бумажки складываются так чтобы надпись не была видна (бумажки должны быть сложены одинаково). Все бумажки перемешиваются и каждому участнику выдается шесть бумажек. Цель как можно быстрее найти свои бумажки.

Крайне интересное задание, которое заставляет понять насколько сложно выполнять свою задачу если остальные участники тебе не помогают. Успех выполнения зависит от взаимопомощи друг другу.

Нормальное выполнение на группу 15 человек за 40 секунд.

Шашлык

Команда вы страивается в шеренгу, между людьми горизонтально располагаются палки (как на фото). Задача пройти 500 метров не уронив палку, при этом сделать один поворот на 90 градусов. Задание в целом весёлое и достаточно сложное при большом количестве людей. Чем меньше участников, тем проще выполнять.

Задание научит всех работать в одном темпе и наглядно показывает сложность коммуникаций разных подразделений компании, когда одно звено не знает, чем занимается другое.

Основная задача вожатого в организационный период смены способствовать сплочению отряда, развивать доверие между ребятами в отряде. В этом помогут игры на сплочение.

Я люблю тебя за то…

Участники становятся или садятся в два круга – внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки и говорят шёпотом друг другу. За какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(Имя участника), я люблю тебя за то…» чем подробнее объяснение, тем лучше выполнено задание. Вожатый обязательно играет с детьми. Через 10 -15 секунд внешний круг делает шаг вправо и пары, сменившись, повторяют всё сначала. По окончанию игры – анализ ощущений.

Упражнение на командное взаимодействие «Переброс мяча».

Задача данного упражнения обратить внимание коллектива на тех детей, которое до этого времени были менее заметны. Задача вожатого, чтобы мяч действительно побывал в руках у каждого ребёнка и никого не забыли.Ребятам предлагается встать в круг. Вожатый бросает мяч любому стоящему в кругу, поймавший мяч перебрасывает его следующему и т. д. задача сводится к тому, что мяч должен побывать в руках у каждого. Это упражнение необходимо выполнить за одну минуту. При этом следует соблюдать следующие правила: мяч не должен попадать дважды в одни и те же руки; если мяч упал, упражнение начинают выполнять сначала.

Скалолаз.

Участники встают на скамейку плотно друг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок проходит по краю скамейки, держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.

Проводник.

Участники выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны). Вожатый объясняет правила:

  • нельзя разговаривать
  • у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать)
  • последний человек – проводник
  • хлопок по правому/левому плечу – поворот вправо/влево
  • хлопок по обоим плечам – вперёд
  • двойной хлопок по обоим плечам – назад
  • хлопок по обоим плечам дробью – стоп

Задача проводника – провести «паровозик» по маршруту, который укажет вожатый (несколько поворотов). Для продолжения игры последний участник становиться впереди всех, маршрут повторяется.

Атомный реактор.

Предварительная работа: на полу обозначается или чертится круг диаметром 3 метра.У каждого участника вожатый берёт какой – либо предмет, который кладёт в корзину. Далее корзину ставят в центр обозначенного круга. Задача каждого участника достать любой предмет из корзины не заступая в круг. Участник имеет право достать предмет только один раз, таким образом каждый участник достаёт предмет. Круг – это и есть "атомный реактор". Если кто – либо из участников заступает в круг, то всё начинается заново. Игра не заканчивается пока не достанут последний предмет.Данная игра способствует сплочению отряда, решение данной задачи возможно только при взаимодействии всего коллектива, ребёнок не может самостоятельно достать предмет, для этого ему необходима помощь всей команды. Вожатому следует обратить внимание на технику безопасности и способы решения поставленной задачи.

Все участники, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине. Ведущий внимательно наблюдает за ходом выполнения задания: все ли выполняют задание, кто взял на себя роль руководителя.

Угадай, кого нет.

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.

Красные, синие, зелёные.

Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий (вожатый) каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие. Можно усложнить задание: строиться в полной тишине.

Путаница.

Участники становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо рас¬путаться. В результате распутывания должен получиться круг.

Электрическая цепь.

Участники игры разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг, друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения:

  • электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;
  • на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

Любое число.

Еще одна игра, которая может быть преподнесена участникам как способ проверки их умений понимать друг друга без слов. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы.Ведущий командует: "Три-четыре!". Одновременно должно встать столькоигроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Интересно, что в классической группе из двенадцати-пятнадцати человек обычно ошибка не превышает одного человека. Кто-нибудь из участников быстро соображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно на¬звать либо "один" и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.

Гусеница.

Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

Клоун.

Для проведения этой игры потребуется коробок спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все участники выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем участникам, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, игра начинается заново. При хорошем уровне сплочённости отряда результат может быть достигнут очень быстро.

Геометрия вслепую.

Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: "Ребята! В полной тишине, без слов, не открывая глаз - постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т.д»

Переправа через реку (в основном проводится на старших отрядах).

На полу отмечается участок 3-5 м (в зависимости от возраста детей) - это река. Весь отряд должен переправиться с одного берега на другой. При этом у них есть возможность сделать всего пять касаний «реки» (пять на весь отряд). Одновременное касание двумя ногами или руками (например, в прыжке) считается за одно касание.Чем сплочённее, сообразительнее, организованнее и подвижнее отряд, тем быстрее они все сделают (может уйти от 30 мин. и до 1 - 1,5 часа).На самом деде, перейти можно всего в три (или даже в два) касания.

Веревочка.

Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «замком». Между первым и вторым участниками висит веревочка со связанными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим участниками, потом третий повторяет действия второго и т.д. по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 м.

Глаза в глаза.

Участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом участники рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

Енотовы круги.

Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получается кольцо). Участники берутся за веревку руками, распределяясь равномерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие. Далее можно предложить участникам:

  • всем присесть, а затем встать;
  • отпустить одну руку;
  • пустить волну по веревке (покачать веревку).

В конце игры происходит обсуждение: чувствовали ли участники поддержку друг друга; старались ли помогать соседям; насколько были аккуратны; было ли чувство безопасности (или наоборот опасения, что можно упасть) и т.д.

Консилиум.

Участники садятся в круг и им зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти не возможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать».На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходимо спасти:

  • ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от рака.
  • мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей.
  • беременная девушка 18 лет, больная СПИДом.
  • мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры.
  • парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка.
  • женщина 35 лет - мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.

Затем участникам дается на обсуждение 15-20 мин. (в зависимости от числа участников и от степени их сработанности). После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его.В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направлена на снятие подавленного состояния участников группы и напряженной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему некоторые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали проблемы в общении; мнению, какого человека больше доверяли, почему и т.д. Общее время на обсуждение: 15-20 минут.Примечание: ведущий во время обсуждения внимательно наблюдает за участниками и отмечает поведение каждого: лидеров, агрессоров, молчунов.

Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

ПЕРЕВЕРНИ КОВРИК.

Вся группа стоит на коврике. Hужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала.

М-М-М ПО КРУГУ.

Участники сидят в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м... на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.

Кораблекрушение.

Группа участников разбивается на три подгруппы по 10 – 12 человек.Инструкция: «За особые успехи мы получили бонус в виде кругосветного путешествия. Мы сели на прекрасный корабль и плывём по Средиземному морю, но никто не обратил внимание на то, что это «Титаник». Катпстрофа. Но не всё потерянно, у вас есть три плота, на которых вам необходимо продержаться до прилёта вертолёта со спасателями. (каждая команда получает по три коврика)».Далее игра состоит из трёх шагов.

Шаг 1. Группам необходимо договорится и как-то уместиться на своих «плотах», продержавшись не менее одной минуты. Обязательное условие: ноги участников команды не должны касаться пола (земли). Время на договорённость и построение не ограниченно. Если задание выполнено – переходим к шагу 2.

Шаг 2. «Уже темнеет, да и море разбушевалось. Поэтому, чтобы вас нашёл вертолёт, важно не потеряться в темноте. Ваша задача: уместиться на своих плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться минуту».

Шаг 3. «Море разбушевалось, поэтому плоты начинают постепенно разваливаться. У команды остаётся по два коврика. Необходимо уместиться на них, сохраняя тактильный контакт с другими подгруппами, и продержаться в течении одной минуты».Вопросы для обсуждения:

  • что чувствовали в ходе выполнения условий игры;
  • что помогало, что мешало справиться с заданием;
  • как можно улучшить взаимодействие в команде в следующий раз;
  • какими умениями овладели в ходе игры.

Палочки – галочки.

Материал для игры: для проведения игры необходимо нарисовать на доске или на листе ватмана сетку в 6 квадратов. По вертикали нужно прописать цифры 1-6, по горизонтали- выше игрового квадрата буквы А-Е.

А Б В Г Д Е 1 . . . . . 2 . . . . . 3 . . . . . 4 . . . . . 5 . . . . . 6 . . . . .

Подготовительная работа: Участники делятся на две команды. Команды определяют, каким значком они будут обозначать свой ход – палочкой или галочкой. Для последующего обсуждения игры нужно выбрать 1-2 человека наблюдателями, это могут быть дети, не желающие играть.Инструкция: «Прослушайте цель игры для каждой команды. Командам необходимо набрать как можно больше очков. Одно очко – это пять проставленных в ряд по диагонали, или по вертикали, или по горизонтали одинаковых знака. То есть, команда должна проставить пять своих значков в ряд».Определив цель игры, ведущий убеждается, что команда поняла задание, для этого просит повторить заданную цель.Команды по очереди ставят свои знаки на игровом поле. Определить последовательность хода можно жеребьёвкой.Цель наблюдателей- записывать все высказывания, прозвучавшие в командах во время игры. В конце, по разрешению ведущего, они озвучиваются.В процессе игры ведущий прерывает её и напоминает командам о цели игры.Комментарии к игр: как правило, игра идёт стереотипно игре «крестики – нолики», то есть команды пытаются мешать друг другу, но не набрать очки. Даже напоминание о цели игры не помогает. В процессе обсуждения от команд можно услышать возгласы: «А мы им перекроем!, «А мы им не дадим!». Игроки так увлекаются, что не слышат здравых мнений товарищей, что так невозможно набрать очки.Закончив игру, ведущий называет, какое количество очков набрали команды. И просит участников назвать, какое количество очков могли бы набрать команды. Ответ 3:3. Практика показывает, что мы можем победить в случае примирения с соперником. Жизнь показывает другой путь: если не мешать сопернику, то выигрывают оба.Ведущий делает вывод: «Давайте жить дружно! Не тратьте своё время на выяснения отношений и на борьбу, и вы выиграете и дадите эту возможность другим».

Орехи.

Цель: научиться принимать особенности другого человека.Для этой игры потребуются грецкие орехи по количеству участников.Инструкция: «Сейчас перед вами лежит мешок с орехами. Я прошу каждого из вас взять по одному ореху, а потом в течении минуты внимательно рассмотреть, запомнить свой орех (ставить на нём метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи будут сложены обратно в мешок». После того, как орехи будут сложены в мешок, ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех. Когда это задание будет выполнено, происходит небольшое обсуждение: по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других?По итогам обсуждения можно провести аналогию между грецкими орехами и людьми: «И те, и другие в «куче» или толпе на первый взгляд выглядят одинаково, а для того, чтобы увидеть особенность каждого, нужно потратить время, приглядеться. О ценности же ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Может быть внешне очень красивый орех, но внутри – абсолютно пустой. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не нужно судить о человеке по каким – то внешним признакам у ореха очень жёсткая скорлупа, и она ему нужна для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто выращивают вокруг себя скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываться другим, для этого им требуется время».

Тайный друг.

Игру желательно проводить в конце организационного периода, когда дети лучше узнают друг друга. Игра «Тайный друг» может так же проводиться в любой период смены. На отдельных листах бумаги вожатый пишет имена всех детей отряда (имена и фамилии девочек – в одной коробке, мальчики – в другой), по жребию мальчики вытягивают имена девочек, а девочки – мальчиков, а затем в течение установленного времени (1 – 5 дней)тайно делают этим детям приятные сюрпризы. Главное условие – все должны сохранять тайну.По истечении времени весь отряд собирается в одном месте, где вожатый преподносит сюрприз уже всему отряду, после чего все раскрывают чьими были «тайными друзьями» и при этом дарят запоминающиеся презенты.В конце необходим анализ целесообразности, эффективности и необходимости игры «Тайный друг».

Город мастеров.

Игра проводится в окончании организационного периода, после ряда игр и упражнений на сплочение.Необходимый материал: ножницы, клей, бумага, картон, пластилин, скотч, верёвка.По заготовленным спискам отряд делится на несколько команд. Состав команд продумывается заранее, чтобы каждому в группе дать возможность проявить максимальную активность и получить новый для себя опыт взаимодействия.Инструкция: «Сегодня мы создадим вместе с вами Город мастеров. В городе нужно построить жилой дом, клуб или театр, храм, административное здание или мэрию, кафе или бистро. У команд есть время на обсуждение – 10 минут, за которые вам необходимо придумать идею строительства и договориться, как будет работать команда. Само строительство будет проходить в полном молчании, за нарушение будет налагаться штраф: ведущий будет забирать один из предметов (ножницы, скотч). На строительство даётся 20 минут».По сигналу ведущего начинается строительство. Ведущему важно отслеживать выполнение правил и особенности работы в командах для последующего анализа. После окончания строительства каждого сооружения проводится экскурсия по Городу, презентация каждого сооружения.После экскурсии проводится обсуждение:

  • как работалось в команде;
  • что было трудно, что легко;
  • как достигали взаимопонимания;
  • как рождались и воплощались идеи;
  • какие выводы вы сделали лично для себя.

Сотрудники ищут способ избавиться от дополнительных поручений? В общении с подчиненными появилась какая-то натянутость? Люди замолкают при вашем появлении, хотя до этого живо обсуждали производственные проблемы? Пришло время организовать тимбилдинг.

Тимбилдинг (в переводе с английского «построение команды») – активный совместный отдых коллектива. У его истоков стоит «веревочный курс», который в 50-х годах прошлого века проводили для укрепления командного духа военных. Сценарий тимбилдинга – в форме корпоративного праздника или психологического тренинга, моделирующего жизнь компании для обучения его совместной деятельности.

Тимбилдинг преследует разные цели:

  • атмосфера неформального общения;
  • построение команды единомышленников;
  • выработка умения работать в коллективе;
  • сплочение команды;
  • определение лидеров;
  • &психологическая разгрузка.

Местом проведения тимбилдинга может быть и офис, и стадион, и живописные зоны отдыха – главное, оторваться от привычного рабочего места. Быстрее всего психологическая разгрузка происходит на природе, вдали от привычных офисных стен. Погружая коллектив в необычные условия, можно определить неформальных лидеров, скрытые симпатии и конфликты. По этим результатам тренер и подбирает игры на сплочение команды.

Местом проведения на природе может быть пансионат, летний лагерь, поляна в лесу, берег реки. Некоторые фирмы могут позволить себе и дальние поездки – Сочи, Анталию. Такой отдых очень активен и динамичен.

Этапы тимбилдинга

  1. Заранее формируют группы по 5 - 10 человек методом случайного выбора для большей психологической разгрузки.
  2. Выбирают капитана команды и девиз, следовать которому надо на всех этапах.
  3. Участники тренинга преодолевают препятствия, исследуют незнакомую местность и строят переправы, развивают какой-то проект. Можно играть в волейбол, пейнтбол, картинг, футбол, катание на лошадях – все в адаптированном варианте.
  4. Но физические упражнения – не главное, главное – наладить взаимопонимание и взаимодействие.

Вот некоторые из заданий:

  • «Покажи» - из всех членов команды изобразить указанный объект – картину, букву, пословицу;
  • «Пантомима» - изобразить жестами зверя, чтобы команда его угадала;
  • «Береги яйца» - на качели из бревна на пеньке с двух сторон подвешивают мешочки с яйцами. Команда должна стать на качели и не разбить яйца;
  • «Кто первый» - капитаны по сигналу строят свою команду в виде круга, треугольника, буквы, птичьего клина, по росту, алфавиту, размеру обуви, цвету глаз или волос.

В заключении участники дают оценку своим действиям, выявляют ошибки и успехи, подводят итоги, победители получают награды, остальные - памятные призы. Если в тренинге принимал участие и руководитель, доверие к нему значительно возрастает.

Устроить такой отдых предлагают многие агентства. Но если на фирме есть штатный психолог, он вполне справится с этой задачей. Тимбилдинг не обязательно должен быть дорогостоящим - снаряды, амуниция, оборудование. Любую корпоративную вечеринку при желании можно превратить в мини-тимбилдинг для сплочения коллектива и процветания фирмы.

Тимбилдинг на природе

Сценарий тимбилдинга на природе условно делится на две части:

  1. Разогревающие игры для знакомства – ледокольчики.
  2. Непосредственно игры для сплочения команды и повышения ее эффективности.

Примеры игр

«Самолетики»

Цель: знакомство и разогрев группы

Тренер сообщает участникам об испытании на креативность и ловкость, для чего каждому игроку надо сделать самолет из бумаги. Бумагу надо выбрать плотную, чтобы ветер не уносил реквизит. На самолетике каждый сообщает о себе личную информацию:

  • фамилия и имя (можно на время тренинга выбрать другое);
  • что я делал вчера вечером;
  • название любимого фильма (можно и другую информацию);
  • планы на отпуск.

Вопросы должны быть не очень сложными, не очень личными – главное, чтобы ответы на них сопровождались положительными эмоциями.

После заполнения анкеты все выстраиваются в ряд и запускают свои самолеты. Тот, у кого самолетик улетел дальше всех, получает небольшой приз. Потом все бегут вперед, поднимают любой самолетик и снова запускают его. Потом участник поднимает самолетик, который оказался к нему ближе всех и вслух озвучивает записку.

«Живой узел»

Цель: формирование навыков командной работы

Участники стоят в кругу, держась за руки. Тренер запутывает кольцо и члены каждой команды должны распутаться как можно быстрее, не разрывая рук.

«Крепость»

Цель: научить членов группы активно взаимодействовать в сложных ситуациях.

Сотрудники делятся на группы и надевают повязки на глаза. На поляне надо расставить 10 - 20 больших коробок и ведра с водой. Каждой команде надо объяснить, что они должны построить вокруг себя крепость из коробок. Между коробками, из которых сооружают крепость, расстояния должны быть до 10 см, причем все члены команды должны замуровать себя внутри крепости. Назначают смотрящих, у которых глаза открыты. Тех, кто оказался снаружи крепости, они должны поливать водой, а также проверять дырки, если они оказались больше 10 см.

Завершают тимбилдинг на природе небольшой рефлексией, где каждый высказывает свое мнение, что ему понравилось и что можно улучшить.

Квест-тимбилдинг

Формы тимбилдинга могут быть самые разные, одна из самых востребованных, адаптированных и для дня рождения, и последнего звонка и корпоратива - это квест-тимбилдинг. Для примера – план сценария квест-тимбилдинга «Остров сокровищ» - яркой, веселой программы игр на сплочение и командообразование. Основа программы – знакомые с детства образы – приключения, моряки, пираты, сокровища. Квест-тимбилдинг может быть развлекательным, для корпоративного отдыха, частью какого-то мероприятия для улучшения климата в команде или серьезным тренингом по сплочению коллектива с элементами «Веревочного курса».

Легенда программы

Вы с коллегами попадаете на остров, где спрятан сундук старого известного пирата Флинта. Для того, чтобы найти сокровища, надо принять образ настоящих пиратов и пройти всей командой настоящие пиратские испытания. Шанс овладеть сокровищами появляется после овладения всеми записками-подсказками. Важно еще понять, что означают таинственные намеки Флинта, и что означает командный дух. И тогда можно делить добычу.

Примеры игр и заданий, или Как добыть сокровища

Сначала участники должны попасть на сам остров, чтобы в командах изучать и соблюдать в процессе игры законы острова.

Потом надо преобразиться в кладоискателей – выбрать название, девиз, капитана, создать свой неповторимый и яркий образ команды, продемонстрировав всем свои сильные стороны.

Приняв образ, группы с проводником из «аборигенов» (инструкторов, тренеров) проходят разные пиратские испытания – игровые этапы от старины Флинта и в воде, и на суше:

  • высотные задания - «Свистать всех наверх», «Паутина», «Западня»;
  • коммуникативные навыки – «Токсичные отходы», «Лабиринт», «Жажда»;
  • головоломки на логику и командную память – «Минное поле», «Дженга», «Мега-карты»;
  • командные задания – «Закати ядро», «Шагомер», «Желоб»;
  • личный зачет и командный – «Борьба с крысами» и стрельба»;
  • пиратские игры – «Пробоина», «Дотянись до цели» и «Плот»;
  • личные испытания – «Живые раки», как в форте Баярт.

Когда все командные задания выполнены, осталось объединить все найденные подсказки в одну карту места клада и сообща, всеми группами, пройти общее испытание, чтобы найти сокровища – части палатки, индейского вигвама или шалаша, который потом собирают все вместе.

Завершается программа вручением дипломов и вымпелов. Продолжение возможно в форме обсуждения итогов или корпоративной вечеринки, дня рождения или другого основного праздничного мероприятия.

Тимбилдинг в офисе

Применение долгосрочных программ позволяет сформировать коллектив, легко преодолевающий кризисные ситуации, перестройку и адаптацию в новых условиях. Но эти методы требуют затрат и времени, и средств. Тимбилдинг в офисе – более популярный метод: минимум времени, привычная обстановка, экономия ресурсов.

Упражнения для офисного тимбилдинга простые, но увлекательные. Психологи предлагают участникам задания в области культуры, спорта, искусства, игровой деятельности. Тренинги могут быть тематическими (развлекательными, интеллектуальными) и чередоваться между собой. Тренинг в офисе позволяет работать с большим коллективом, не прерывая рабочего процесса, а сотрудники смогут получить разрядку и навыки совместной деятельности. Вот варианты игр для сценария тимбилдинга в офисе.

Построй башню

Сотрудники делятся на команды, задача каждой из них – за определенный промежуток времени соорудить башню из подручных материалов, которые могут быть в офисе – папок, скрепок, бумаги. Награждают команду, построившую самую высокую.

Вспомнить все

Это более интеллектуальный вариант тренинга. У участника вдруг случилась амнезия. Вспомнить все о себе ему помогают коллеги, которым он задает вопросы о себе.

Опрос

В уже сплоченных коллективах эффективно задание в форме опроса. Смысл игры в том, что сотрудники проводят опрос на выбранную тематику и в процессе занятия производится обсуждение результатов всеми сотрудниками.

Есть много видов таких упражнений, ведь тимбилдинг в офисе предполагает разные сценарии – ролевые игры, различные виды совместной деятельности. Несмотря на кажущуюся несерьезность, тимбилдинг доказал свою эффективность в плане командообразования на множестве примеров, ведь лозунг «кадры решают все!» актуален во все времена.

Как организовать корпоратив на природе, читайте в . И .

Выбор редакции
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...