Принципы и нормы морали, примеры. Мораль и моральные нормы


Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.

Мораль (от лат. moralitas - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores - нравы, обычаи, мода, поведение) - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль - это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке.

Марксистское обществознание отстаивает тезис о том, что мораль есть явление, во-первых, производное от экономики и, во-вторых, служебное, обслуживающее базис. Эта мысль подтверждается ссылками на историческую изменчивость моральных норм, на сословно-классовую сущность многих моральных кодексов. Действительно, моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений могут сильно отличаться. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с условиями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование социальных элементов в морали, так и их абсолютизация. Классовые, национальные и другие модификации морали являются лишь формами, в которых заключены общечеловеческие, цивилизационные по своему содержанию нормы нравственности и справедливости. Последние являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание сущности социума, истории, человека и его бытия. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от ситуаций, угрожающих их жизни и безопасности, здоровью и достоинству. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим и т. п.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единство между ними выражается в том, что:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм морали и права единый объект регулирования - общественные отношения;

3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Однако между нормами права и морали существует много отличий:

1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов;

2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных нормах - общественное мнение;

3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом морали выступают совесть индивида и общественное мнение, общественная оценка поведения людей;

4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. п.);

5) для правовых норм характерна большая, нежели для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают больший простор для их толкования, чем правовые;

6) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:

1) реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы эффективно действовали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали;

2) право в целом должно соответствовать моря ным взглядам общества. Право должно способст вать утверждению идеалов добра и справедливости обществе;

3) в некоторых случаях право способствует избав лению общества от устаревших моральных норм Именно через право шел процесс преодоления кров ной мести - одного из постулатов морали прошлого времени;

4) нравственные воззрения являются той основой на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы и, в конечном счете, содержание правовых норм;

5) некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, уголовные нормы).


| |

Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 3.

Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович


1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Подсистемы

характеристики

институциональная

Включает в себя государство, политические партии, общественные организации, СМИ и др.

Включает в себя разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни

Подсистемы политической системы общества.


1.

Ответ: коммуникативная.


2.

Ответ:


2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Подписка о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; мера пресечения; залог; домашний арест.

Ответ: мера пресечения.


3.

Ответ:


3.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

  • поощрение; 2) наказание; 3) социальная мобильность; 4) социальная норма; 5) социальная санкция; 6) социальная стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:3 6.


4.

Ответ:


4.

Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Моральные нормы отражают потребности общества.
  • Мораль формализована в нормативных правовых актах.
  • Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
  • Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
  • Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

Ответ:1 3 4.


5.

Признаки

А) объективный характер

Д) проверяемость знания

Виды истины

  • только относительная истина

Ответ: А Б В Г Д


5.

Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Признаки

А) объективный характер

Б) отражение свойств познаваемого объекта

В) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки

Г) неполное, изменяемое знание о предмете

Д) проверяемость знания

Виды истины

  • только относительная истина
  • и абсолютная, и относительная истина.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 2 1 1 2


6.

Ответ:


6.

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

2) Осуществляется переход к электронике на всех уровнях производственной деятельности.

3) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

4) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

5) В структуре населения высок удельный вес среднего класса.

6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Ответ:1 2 5.


7.

Ответ:


7.

Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Облигация- это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о получении доли в имуществе компании и дающая её владельцу право получения части прибыли в виде дивиденда.

2) Реализация ценных бумаг осуществляется на фондовом рынке.

3) К ценным бумагам относят акцию, вексель, облигацию.

4) Различают долевые и долговые ценные бумаги.

5) Выпуск ценных бумаг называется девальвацией.

Ответ:2 3 4.


8.

Характеристики

В) факторный доход- рента

Д) факторный доход- прибыль.

Факторы производства

  • труд
  • земля

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В ГД


8.

Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

А) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта

Б) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

В) факторный доход- рента

Г) факторный доход- заработная плата

Д) факторный доход- прибыль.

Факторы производства

  • труд
  • земля
  • предпринимательские способности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 2 1 3


9.

  • арендная плата за помещение
  • оклады администрации
  • сдельная оплата портных

Ответ:


9.

Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам ателье? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • арендная плата за помещение
  • приобретение тканей, ниток, фурнитуры
  • проценты по ранее взятым кредитам
  • оплата потреблённой электроэнергии
  • оклады администрации
  • сдельная оплата портных

Ответ:2 4 6.


10.

  • наступление зимнего сезона.

Ответ:


10.

На графике изображено изменение предложения коньков для фигурного катания на потребительском рынке: кривая предложения S1 переместилась в положение S2. (На графике Р- цена товара, Q- количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • рост на комплектующие изделия для коньков
  • массовое открытие общедоступных катков
  • сокращение количества фирм, производящих коньки
  • снижение доходов большинства домохозяйств
  • наступление зимнего сезона.

Ответ: 2 5.


11.

Ответ:


11.

Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рекреационная функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

2) Члены семьи связаны взаимной моральной и правовой ответственностью.

3) Семья является основным агентом первичной социализации индивидов.

4) Семья призвана создавать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

5) Нуклеарные семьи включают три-четыре поколения кровных родственников.

Ответ:2 3 4.


12.

  • Ответ:

12. Среди 14-летних подростков страны Z был проведён опрос о том, почему необходимо, чтобы все люди соблюдали социальные нормы. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно.
  • Тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше, чем тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества.
  • Среди опрошенных больше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития.
  • Более половины опрошенных считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития.
  • Наименьшая доля опрошенных дала другое объяснение.
  • Ответ: 2 4 5.

13.

Ответ:


13.

13.Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическая элита- это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

2) В политическую элиту входят прежде всего главы крупнейших предприятий страны.

3) В любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.

4) Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп.

5) Политическая элита формулирует программы развития государства и общества.

Ответ:1 3 5.


14.

Функции

Д)объявление амнистии

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд РФ

4) Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


14.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

А) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу

Б) управление федеральной собственностью

В) назначение выборов Президента РФ

Г) разработка федерального бюджета

Д)объявление амнистии

Субъекты государственной власти РФ

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд РФ

4) Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

3 2 4 2 1


15.

1) легальная

2) консервативная

3) коммунистическая

4) кадровая

5) либеральная

6) массовая

Ответ:


15.

В государстве Z зарегистрирована политическая партия, которая имеет центральный орган и региональные отделения. В программе политической партии записано: «Цель нашей деятельности- построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлён принцип распределения благ по потребностям». Что из перечисленного характеризует по разным основаниям подобную политическую партию? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

1) легальная

2) консервативная

3) коммунистическая

4) кадровая

5) либеральная

6) массовая

Ответ:1 3 6.


16.

2) право на жизнь

4) право на тайну переписки

5) право на жилище

Ответ:


16.

Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на социальное обеспечение

2) право на жизнь

3) право на защиту чести и доброго имени

4) право на тайну переписки

5) право на жилище

Ответ:2 3 4.


17.

Ответ:


17.

Выберите верные суждения о системе права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Система права строится по объективным критериям.

2) Нормы права различаются только по содержанию.

3) Отрасль права- совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определённый ряд общественных отношений.

4) Правовой институт- совокупность норм, регулирующих определённый участок (сторону) однородных общественных отношений.

5) Гражданское право относится к публичному праву.

Ответ:1 3 4.


18.

Г) благотворительные фонды

Д) религиозные организации

Виды юридических лиц

1) коммерческие

2) некоммерческие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


18.

Установите соответствие между организационно-правовыми и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Организационно-правовые формы юридических лиц

А) хозяйственные товарищества

Б) государственные унитарные предприятия

В) потребительские кооперативы

Г) благотворительные фонды

Д) религиозные организации

Виды юридических лиц

1) коммерческие

2) некоммерческие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 1 2 2 2


19.

Ответ:


19.

Гражданину РФ Ивану 12 лет. Найдите в приведённом ниже списке действия, соответствующие его правому статусу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
  • Распоряжаться предоставленными родителями средствами
  • Быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей
  • Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
  • Зарегистрировать на своё имя юридическое лицо
  • Совершать мелкие бытовые сделки

Ответ:2 3 6.

20.

Список терминов

  • Глобализация 6) общество
  • Продолжение рода 9) свобода.
  • Условия существования

Ответ: А Б В Г Д Е

20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова, словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с _____(А)._____(Б) человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Эти свойства человека жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным__________(В).

Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в ____(Г)

__________(Д) человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум,____(Е), и ответственность и др.»

Список терминов

  • Глобализация 6) общество
  • Социальная сущность 7) абсолютизация
  • Общение с другими 8) биологическая природа
  • Продолжение рода 9) свобода.
  • Условия существования

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

Ответ: А Б В Г Д Е

6 8 5 3 2 9


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социальная напряжённость- это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает его. Масштабы социальной напряжённости большей частью сопоставимы с масштабами конфликта порождаются ими. Можно вести речь о напряжённости межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряжённости в обществе.





  • Социальная напряжённость как явление, проявляющееся прежде всего на социально-психологическом и поведенческом уровнях, характеризуется следующими моментами.
  • Первое: распространение настроений неудовлетворённости существующей ситуацией в той или иной жизненно важной сфере общественной жизни.
  • Второе: тем, что под влиянием вышеназванных настроений утрачивается доверие к властям, снижается авторитет власти и власть авторитета, появляется ощущение опасности, широкое хождение приобретают пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи.

  • В обществе в целом, как и в отдельной территориальной общности, возникает атмосфера массового психического беспокойства, эмоционального возбуждения.
  • Третье: на поведенческом уровне социальная напряжённость проявляется как в стихийных массовых действиях (в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания с целью создания страховых запасов «на чёрный день» и т.д.), так и в различных конфликтах, митингах, демонстрациях, забастовках и иных формах гражданского неповиновения и протеста, а также и вынужденной и добровольной миграции в другие регионы и за границу.
  • (А.В.Дмитриев, В.О.Рукавишников)

21.


21.

Что, по мнению авторов, представляет собой социальная напряжённость? Какие примеры природных факторов социальной напряжённости приведены в тексте? Какую связь социальной напряжённости и социального конфликта отметили авторы?

Ответ:

  • Эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, более или менее длительное время;
  • Изменение климата, истощение ресурсов, землетрясение;
  • Это состояние свойственно конфликту и сопровождает его.

22.


22.

Какой политический фактор социальной напряжённости назван авторами? Используя текст, приведите любые два проявления социальной напряжённости в политическом поведении населения.

Ответ:

  • Разного рода ошибки или некомпетентность лидеров;
  • - утрачивается доверие к властям, снижается авторитет власти;

Происходят различные конфликты, митинги, демонстрации, забастовки и иные формы гражданского неповиновения и протеста.


23.

Авторы отмечают возможность возникновения межнациональной напряжённости в обществе. На примере конституционных основ национальной политики в РФ покажите любые три способа снятия межнациональной напряжённости.


23.

Ответ:

  • признание равноправия граждан независимо от их этнической принадлежности (Конституция Ф устанавливает равноправие граждан и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признаку национальной принадлежности);
  • федеративное устройство государства и равноправие всех субъектов РФ (Конституция РФ устанавливает равное представительство всех субъектов РФ в Совете Федерации, их равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти);
  • содействие развитию национальных культур (Конституция РФ утверждает право республик в составе РФ вводить свои государственные языки наряду с русским языком; гражданам гарантировано право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества).

24.

Авторы считают, что «не так просто отнести напряжённость к чисто негативным явлениям». Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, личного социального опыта, сформулируйте три предположения о том, какое позитивное влияние на человека может оказать состояние социальной напряжённости.


24.

Ответ:

  • состояние социальной напряжённости может дисциплинировать человека, привести к мобилизации его способностей, профессиональных и иных качеств, материальных ресурсов;
  • состояние социальной напряжённости может способствовать раскрытию в человеке определённых личностных качеств, например качеств политического лидера, предпринимателя и т.п.;
  • преодоление человеком негативных последствий социальной напряжённости, успехи в защите своей семьи, бизнеса от этих негативных последствий позитивно влияют на самооценку человека.

25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса.


25.

Ответ:

  • Зависимость объёма товара определённого вида, который потребители готовы приобрести (величины спроса), от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями/продавцами;
  • Один из факторов, влияющих на формирование спроса,- культурные и религиозные традиции;
  • Повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен- к его увеличению.

26.


26.

В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

Ответ:

  • Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;
  • Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.

27.

Государство Z включает 11 территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В государстве осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни, господствует одна партия, другие партии запрещены. Глава государства получает власть по праву наследования, ему подотчётно правительство и судебные органы.

Каков тип политического (государственного) режима государства Z ? Укажите факт по условию задачи, на основе которого можно сделать такой вывод (выпишите соответствующее предложение из условия задачи) . Назовите любые два признака этого типа политического (государственного) режима, не названы в условии задачи.


27.

Ответ:

  • тоталитарный;
  • «В государстве осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни, господствует одна партия, другие партии запрещены».
  • - наличие общеобязательной государственной идеологии;
  • отсутствие реальных прав и свобод граждан;
  • сращивание государственного и партийного аппарата;
  • политическая цензура и пропаганда в СМИ;
  • культ личности, вождизм;
  • преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа «врага народа» (внутреннего и внешнего);
  • жёсткая централизация государственного управления;
  • внесудебные преследования, репрессии.

28.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Собственность как институт права в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


28.

Ответ:

  • Содержание права собственности:

а) владение;

б) пользование;

в) распоряжение.

2. Субъекты права собственности:

а) граждане;

б) юридические лица;

в) муниципальные образования;

г) РФ и субъекты РФ.

3. Равноправие всех собственников.

4. Основания приобретения права собственности:

а) купля-продажа;

б) дарение;

в) мена;

г) наследование и др.

5. Прекращение права собственности.


Использованная литература.

  • Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и .

Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря и подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге .

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений ( , ) мораль не является сферой организованной деятельности . Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности .

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

  • регулятивную;
  • оценочную;
  • воспитательную.

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством . Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

Понятие молодости

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в ϶ᴛᴏм возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. При этом, когда общество стало более развитым и сложным, для того ɥᴛᴏбы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и ϲʙᴏю семью и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. Сегодня ϶ᴛᴏт момент ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст кᴏᴛᴏᴩых укладывается в данные временные рамки, называют молодежью. При этом не возраст будет решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Стоит сказать, для правильного понимания особенностей молодежи как социальной группы следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — ϶ᴛᴏ поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, уϲʙᴏения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, ɥᴛᴏбы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По ϲʙᴏему характеру молодость — ϶ᴛᴏ переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь будет вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Кстати, эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, присущих ϶ᴛᴏму возрасту.

Взросление — ϶ᴛᴏ прежде всего уϲʙᴏение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

В случае если рассматривать молодежь с позиции ведущих видов деятельности, то ϶ᴛᴏт период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность)

С позиции психологии молодость — ϶ᴛᴏ период обретения ϲʙᴏего Я , утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска ϲʙᴏего особого пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта, ɥᴛᴏбы принимать правильные решения в многочисленных сложных ситуациях. При этом именно осознание данных ошибок формирует его собственный жизненный опыт.

С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет) Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Важно заметить, что одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди кᴏᴛᴏᴩых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

С общефилософской позиции молодость может рассматриваться как время возможностей , время устремленности в будущее. Артур Шопенгауэр (1788-1860) говорил: «С позиции молодости, жизнь — бесконечно долгое будущее; с позиции старости, ϶ᴛᴏ очень краткое прошлое». Молодость — ϶ᴛᴏ время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.

С ϶ᴛᴏй позиции молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежьтрадиционно не желает подчиняться традициям и обычаям — она хочет преобразовать мир, утвердить ϲʙᴏи инновационные ценности.

Исходя из всех данных характеристик можно сказать, что молодежь — ϶ᴛᴏ специфическая социально-демографическая группа, характер кᴏᴛᴏᴩой определен совокупностью (1) возрастных характеристик, (2) особенностей социального положения и (3) особым психологическим складом.

Основные проблемы молодежи

Проблемы, с кᴏᴛᴏᴩыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, кᴏᴛᴏᴩые происходят в современности, только усугубляют данные проблемы.

Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В ϲʙᴏей массе молодежь недостаточно обеспечена материально , не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

В случае если в периоды социальной стабильности данные проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются. В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности. Материал опубликован на http://сайт

Духовные факторы не менее важны. Отметим тот факт - что в современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров , размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, ϲʙᴏбоды, демократии, межнациональной терпимости, а на смену данным «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При ϶ᴛᴏм происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

Не стоит забывать, что важнейшей проблемой духовного плана остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения.

Под поколением понимается интервал между средним возрастом детей и средним возрастом их родителей. В более общем смысле поколение — ϶ᴛᴏ объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни. Стоит сказать, для обозначения людей, у кᴏᴛᴏᴩых водном году произошло какое-то демографическое событие (рождение, вступление в брак, развод), употребляют понятие когорта . Напри мер, люди, рожденные в один год, составляют возрастную когорту .

Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать — тогда они будут играть дестабилизирующую роль. То же касается инноваций: некᴏᴛᴏᴩые из них могут быть полезны для общества, а некᴏᴛᴏᴩые — губительны для него. По϶ᴛᴏму важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться.

Американский социолог Маргарет Мил (1901 -1978) в системе культуры выделяет три типа межпоколенческих отношений:

  • постфигуративные - давно устоялись, приобрели четкие контуры, оформились в виде привычных, устойчивых фигур мышления и поведения и предполагают ориентацию на прошлое , традиционные ценности. Молодежь учится на опыте старшего поколения. Развитие постфигуративных культур замедленно, инновации с трудом пробивают себе дорогу;
  • конфигуративные — находятся в процессе оформления, ориентированы на настоящее : и молодежь, и взрослые соᴏᴛʜᴏϲᴙт ϲʙᴏи действия с изменяющейся современностью. Социализация происходит в основном в процессе общения со сверстниками. Рождается молодежная контркультура;
  • префигуративные — еще не определены, направлены на будущее . Происходит отказ от старых ценностей и стереотипов, поскольку прошлый опыт оказывается бесполезным или вредным. Старшее поколение все чаще учится у молодежи.

Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, имеет культурно-исторический ответ. В стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения. Но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих изменившимся условиям жизни. При этом даже при самом радикальном изменении данных условий многие традиционные ценности должны сохраниться для поддержания культурной преемственности поколений в обществе. Нельзя полностью отказаться от традиций, как, впрочем, нельзя полностью перекрыть дорогу новому.

Молодежь, с одной стороны, — ϶ᴛᴏ незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — ϶ᴛᴏ поколение, от кᴏᴛᴏᴩого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.

Молодежная политика

Молодежная политика — ϶ᴛᴏ система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Непосредственной целью государственной молодежной политики будет всестороннее развитие потенциала молодежи, что в ϲʙᴏю очередь должно способствовать достижению долгосрочных целей — социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики будут:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды здорового образа жизни, организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, кᴏᴛᴏᴩые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Общие сведенья
Мораль
(от лат. moralis - нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости… В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этика.

Мораль:

  • проявляется через систему норм, правил и оценок. Таких, как правила этикета и т.п.
  • представления о том, что такое добро и зло в поступках людей и человеческом обществе.
  • Нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, опирающиеся исключительно на силу общественного мнения
  • совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и ос­нованных на общественном мнении
  • Сфера общественного сознания, в которой концентрируются представления о должном поведении
  • Форма общественного сознания, выполняющая функции:

а) регулятора общественных отношений

б) регулятора отношений между людьми

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...