Доклад на тему: «Виды и формы внеклассной работы по формированию коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната. Межшкольный методический центр информационных технологий г.Оханск


Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.

Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:

– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные: “Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”;

– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;

– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;

– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.

Профессионализм воспитателя, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается,формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно,что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

– словесно – логические
– образно – художественные
– трудовые
– игровые
– психологические

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.

Образно- художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

Трудовые формы внеурочной работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания , действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающихся в практике школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки , обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены Святками, Масленицей, американским хэлоуином, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков (увы, теперь уже нет!). В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, бывает, что учителя собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и “отчитывания” за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия “классный час” – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и во втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.

Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Но скажем, что беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания.

“Викторина”.

Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности школьников.

Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой.

Требования к викторине:

– общая тема;
– вопросы должны быть конкретные;
– подобрать определенное количество вопросов;
– учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы;
– продумать форму проведения – “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Брей – ринг”, “Счастливый случай”;
– вопросная – ответная (устная или письменная);
– возможно проводить викторину без предварительной подготовки или вопросы даются детям заранее;

Викторина может быть с разными заданиями:

– объясни, если сможешь;
– какое утверждение верно и т.д.

Давать вопросы на расширение кругозора детей, на которые должны найти ответ самостоятельно из источников. Литературу указать.

“Живая газета”.

Воспитательные задачи: развитие творческих и коммуникативных способностей.

Модель – это старая, ее изобрели вожатые 20-х годов. Возродилась “живая” газета в 50-е годы. Собственно говоря, это спектакль в виде газеты, сценарий которой написан, придуман и поставлен вожатыми и детьми с соблюдением жанров журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, шарж, литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т.д. Участники газеты, а их должно быть не менее 7-10 человек, сначала обсуждают программу номера, придумывают его композицию. Газета может затрагивать международные события, рассказывать о новостях в стране, в родном крае, городе, селе и обязательно о своем отряде, классе. Главное – выбирается идея, которую газета будет защищать, и явления, против которых она будет выступать.

У газеты могут быть постоянные рублики: “Шар земной”, “Родной край”, “Спрашивай – отвечаем”, “Поздравляем”, “Это интересно”, “Очевидное – невероятное” и т.д. “Живая газета” может использовать традиции радио и телевидения, жанры живого слова – сказку, басню, загадку, былину, частушку, куплеты.

Участники газеты могут сделать себе костюмы (шапочки из газеты; атрибуты; плакаты; вырезанные буквы, из которых складывается название газеты, буквы обычно прикалываются на рубашки; костюмы, необходимые для каждой роли, и другие); хорошо, если у газеты есть музыкальное сопровождение. Газета может быть политической, сатирической, критической, экологической, веселой, озорной – разной.

“Час тихого чтения”.

Воспитательные задачи: прививает любовь к книге, к художественному слову и расширяет кругозор.

Час тихого чтения возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле– и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.

В тот день, когда происходит “час тихого чтения”, дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммные книги, которые они “сейчас читают”, им предоставляются общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появляются листки – памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат ребенку.

Воспитательный потенциал “часа тихого чтения” не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня. “Что сегодня мы читаем” и “Что читали учителя”. Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний. Идею “часа тихого чтения” порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.

“Защита проекта” (проект – мечта).

Воспитательные задачи: развитие фантазии, творческих способностей, коммуникативных навыков.

“Защита проекта” – это форма групповой деятельности детей. В ней проявляет себя школьник как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие – то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повседневности.

Вот примеры тематического содержания таких проектов: “Наша школа через 50 лет”, “Классная комната, построенная мною”, “Искусство в нашей школе”, “Школьный двор моих внуков”.

Первоначально для защиты проекта – мечты можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя – докладчика, критика оппонента союзника, пропагандиста. Обсуждение проекта таким образом запрограммировано, содержание же остается свободным и не предсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых, переходя к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании может быть ярким, красочным, веселым и добрым, таким, чтобы каждому школьнику захотелось создавать проект – мечту. Классные руководители должны поддерживать это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.

Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: “за самый смелый проект”, “за самый изящный проект”, “за самый красивый проект” и т.д.

Из опыта работы.

Сказочная викторина для обучающихся 2-х классов.

Цели:

  • развивать память, мышление
  • познакомить со строением сказки

Наглядность: картинки со сказочными героями, рисунки.

Формируемые умения и навыки: учить отгадывать сказки по именам героев, по их действиям.

1. Вступительное слово учителя:

– Сказок очень много. Ребята, а вы любите сказки?

– Чем сказки отличаются от других художественных произведений?

– Кто пишет сказки?

Ребята, сейчас вы разделитесь на 2 команды по 6 человек в каждой и посоревнуемся. Остальные будут болельщиками. Помогут вам вопросы. Кто ответит на вопрос, будет в команде.

Вопросы: У названных героев двойные имена. Дано начало, вы завершаете.

Итак, команды созданы.

2. По картинкам назвать сказки.

зонтик – “Оле – Лукойле”
горошина – “Принцесса на горошине”
санки – “Снежная Королева”
крапива – “Дикие лебеди”.

3. “Угадай сказочные имена и предметы”.

  1. Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.(Колобок)
  2. Сестра Иванушки. (Аленушка)
  3. Пресмыкающийся с тремя и более головами. (Змей Горыныч)
  4. Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кощей)
  5. Традиционное мужское имя в сказках. (Иван)
  1. В чем нес медведь девочку вместе с пирожками? (Короб)
  2. На ее кончике смерть одного из героев. (Игла)
  3. Посуда, из которой журавль кормил лису? (Кувшин)
  4. Имя героя, спавшего на печи (Емеля)
  5. Жилище Бабы – Яги. (Избушка)

4. Кто больше назовет сказок

– о детях

– о птицах

5. Изобрази героев сказки (сценка, пантомима)

– Бабу – Ягу

– Змея – Горыныча

6. Почтальон Печкин случайно выронил телеграммы, и они попали к нам в руки, но мы не можем понять от кого они, может вы нам поможете?

  1. Поздравляю … с днем рождения.
  2. Нашел сапоги – скороходы, скоро прибуду домой.
  3. Буду, буду умываться по утрам и вечерам.
  1. Баба и дед, спасите, за мной гонится лиса.
  2. Лиса заняла мой домик, и выгнала. Помогите!
  3. Приходил волк и съел 6-х козлят. Спасите!

Итог: Ребята, вам понравились сказки? Я очень рада, что вы так хорошо и много знаете сказок! Надеюсь, что вы и дальше будете много читать сказок разных народов и разных писателей: Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм и др. До новых встреч.

Литература:

  1. Воронов В. “Разнообразие форм воспитательной работы”, ж. “ Классному руководителю”, 2001г -№1, с.21-24.
  2. Таблица “Виды и формы воспитательной деятельности”.
  3. Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева “Маленькая дверь в большой мир”, литературное чтение, 2класс.
  4. Русские народные сказки и авторские сказки разных народов.

Виды и формы воспитательной работы.

№ п/п Вид деятельности Целевое назначение Активные формы организации деятельности
1. Познавательная Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию. Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, зачет, нетрадиционная форма.
Внеурочная: конференция, круглый стол, педагогические чтения, интеллектуальный марафон, внеаудиторные мероприятия ПЦК (дополняющие урочную деятельность)
2. Общественная Содействует социализации учеников, включает Встречи с политическими деятелями, выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.
3. Ценностно – орентированная Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”. Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, решение педагогических ситуаций, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.
4. Спортивно – Оздоровительная Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений. Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.
5. Художественная Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей. Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.
Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли на языках, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.
6. Свободное общение Взаимнообогащающий досуг школьникав.
Общение друг с другом.
Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.
7. Трудовая Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей. Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.

Айвазян А.П.,

учитель английского языка

Формы и методы внеклассной работы по предмету .

Воспитание - есть особого рода рождение. Общественно-политические, экономические, социальные преобразования, происходящие в нашей стране в последнее время, требуют изменения подходов в образовательном процессе в современной школе.

Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить, принимать решения в условиях постоянно меняющегося мира. В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. В педагогике есть несколько определений категории воспитания. Под системой воспитательной работы понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий(дел, акций), приводящих к поставленной цели. Воспитательная система служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием её эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника. Вопрос о роли внеклассной работы в учебном процессе, о влиянии её на мотивацию изучения иностранного языка представляется очень актуальным в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся по иностранному языку, и требованием усилить воспитательное воздействие на учащихся впроцессе преподавания иностранного языка и других школьных предметов.

Система внеклассной работы по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями. Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве ее основных направлений:

  • прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков);
  • гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире);
  • аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности).

Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеклассной работы по иностранному языку.

В основе функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы педагогического воздействия на личность. Наиболее значимыми принципами внеклассной работы по иностранному языку являются следующие:

  1. Принцип связи с жизнью.
  2. Принцип коммуникативной активности.
  3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка.
  4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
  5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
  6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.

Все выше перечисленные принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление одного принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других. Эффективность и результативность внеклассной работы находятся в прямой зависимости от вышеперечисленных принципов и так же следующих условий:

1) добровольность участия;

2) сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя;

3) четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

4) эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

5) наличие целевых установок и перспектив деятельности;

6) широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

Во внеклассной работе по иностранному языку различают 3 основные формы работы : массовую, групповую и индивидуальную. Эти формы определяются на основании таких критериев, как количественный охват учащихся, регулярность проводимой работы, стабильность состава учащихся.

Массовые формы различают в зависимости от периодичности массовые эпизодические (вечера, утренники, конференции, посвященные праздникам, олимпиады по иностранным языкам, конкурсы, КВН). К массовым постоянным формам работы относится Неделя иностранного языка.

Групповые формы работы чаще всего представлены двумя основными видами: кружковой и клубной. Кружковая форма работы имеет различную направленность (на дальнейшее совершенствование уровня практического владения языком, страноведческие кружки).Индивидуальные формы работы имеют большое значение в выявлении индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Они предполагают подготовку рефератов, разучивание стихов, песен, изготовление альбомов, выпуск стенгазет.

Все формы внеклассной работы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Система внеклассной работы учителей по иностранному языку в включает следующие мероприятия:

  1. Школьный тур олимпиад по предметам.
  2. Подготовка и участие учащихся школы в олимпиадах внешкольного уровня.
  3. Организация и проведение “Недели любви” (Недели иностранного языка).
  4. Участие учащихся в городских, региональных акциях (Неделя Франкофонии, конкурсы посольства Франции в России и т.д.).
  5. Праздник пятиклассников “Чему мы научились за год” .
  6. Экскурсии, культпоходы в кинотеатры, на выставки, связанные со странами изучаемых языков.
  7. Исследовательская деятельность учащихся (НОУ).
  8. Использование Интернета в обучении иностранным языкам.

Кратко остановимся на описании каждой позиции внеклассной деятельности подробнее. Важным средством, стимулирующим повышение интересов учащихся к изучению иностранного языка, являются олимпиады .

Олимпиады повышают интерес учащихся к иностранному языку, создают у старшеклассников положительное отношение к изучению иностранного языка, активизируют их инициативу и самостоятельность, предоставляют им широкий простор для творческой активности, развития способностей по иностранному языку. Олимпиады помогают выявить одарённых детей среди учащихся школы. Вместе с тем все это призвано способствовать достижению конечной цели обучения в средней школе - повышению уровня знаний, умений и навыков ее выпускников, созданию такой языковой базы, которая смогла бы обеспечить им навыки практического использования лексико-грамматического программного материала. Победители олимпиад награждаются грамотами и памятными сувенирами.

В нашей школе ежегодно проводится “Неделя иностранного языка” ,посвященная Дню Святого Валентина Учащиеся нашей школы принимают участие в городских, региональных акциях (Неделя Франкофонии, конкурсы посольства Франции в России и т.д.).участие детей в таких конкурсах развивает интерес ребят к стране изучаемого языка, к иностранному языку, расширяет их кругозор.

Стало традицией в нашей школе в конце учебного года проводить праздник для пятиклассников “Чему мы научились за год”, на котором ребята показывают свои знания на иностранных языках, участвуют в разработке сценария праздника, готовят декорации, выступления. Такие праздники являются одним из важных видов внеклассной работы. Они углубляют и расширяют знания учащихся, повышают интерес к изучению языка, закрепляют умения и навыки разговорной речи, обогащают словарь, вырабатывают правильное произношение, выразительное чтение. Они приносят пользу не только учащимся, участвующим в программе, но и тем, которые на празднике являются слушателями и зрителями.

Учащиеся школы посещают выставки, театры, кинотеатры, связанные со страной изучаемого языка. Это стимулирует интерес учащихся к иностранному языку. Связь урока и внеурочная работа являются серьезным фактором в деятельности общения на иностранном языке, формирования самостоятельности и активности учащихся, как черт личности.

В школе работают секции научного общества учащихся по следующим предметам: история, география, геология, иностранный язык.

Старшеклассники используют при подготовке домашних заданий Интернет . Интернет помогает вывести обучение иностранным языкам на новый уровень. Интернет - это коммуникация, информация и публикация; коммуникация осуществляется при помощи электронной почты, информация заключена в огромных пластах всемирной паутины (WorldWideWeb), публикацию своего материала можно осуществить путём создания собственной страницы в Интернете.Внеклассная работа является неотъемлемой частью системы учебно-воспитательной работы школы и важным средством всестороннего воспитания молодежи. Разработка системы внеклассных занятий по иностранному языку является актуальной проблемой, так как она усиливает не только мотивационную сторону изучения языка, но и имеет практическую (коммуникабельную) и воспитательную направленность. Внеклассные занятия не только качественно воздействуют на успеваемость учащихся, но и содействуют совершенствованию, дальнейшему развитию приобретенных ими на уроках иноязычных речевых навыков, умений и комплексному решению воспитательных и образовательных задач. Кроме большого практического значения для лучшего овладения иностранных языком, внеклассная работа имеет большое воспитательное значение, способствует развитию самостоятельности, творческой активности учащихся, воспитанию нравственных черт характера, содействует общему культурному развитию учащихся.

Внеклассные занятия способствуют развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, воспитывают их воображение, мобилизуют их внимание и память, развивают у них чувство ответственности, приучают к самостоятельности и организованности, к аккуратности в выполнении порученных заданий.

Чтобы вовлечь как можно больше учащихся во внеклассную работу, необходимо применять разные её формы: индивидуальную, кружковую, массовую, умело сочетая их.

Педагоги других школ могут использовать в своей работе аналогичные формы внеклассной деятельности.

Литература

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. - 2002.-№ 6-с.11-40.
  2. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - /[ под ред. В.А.Караковского]. - М.: Новая школа, 2000.
  3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии./ В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1998.
  4. Шуман С. Место воспитания в целостном процессе развития личности./С.Шуман// Образование в современной школе. - 2002 -№ 4 - с.27-33.
  5. Бим И.Л. Личностно - ориентированный подход -основная стратегия обновления школы./И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. -2002-№2-с.11.

В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель - обеспечение педагогических условий для полноценного раз­вития личности - достигается через формирование у ребенка поло­жительной ʼʼЯ-концепцииʼʼ и развитие разнообразных сторон ᴇᴦο личности, индивидуального потенциала.

Сущность индивидуальной работы состоит в социализа­ции ребенка, формировании у него потребности в самосовершен­ствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной ра­боты зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или инои̌ вид деятельности.

В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индиви­дуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям.

Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблю­дательности, такта, осторожности (ʼʼНе навреди!ʼʼ), вдумчивости. Основополагающим условием её эффективности служит установле­ние контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий˸

1. Полное принятие ребенка, т.е. ᴇᴦο чувств, переживаний, же­ланий. Нет детских (незначительных) проблем. По силе пережи­ваний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме то­го, в силу возрастных особенностей -импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом -переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на ᴇᴦο дальнейшую судьбу. Поэтому очень важ­но учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять - не значит согласиться.

2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправ­дами добиваться определенного результата. В воспитании совер­шенно неприемлем девиз ʼʼЦель оправдывает средства!ʼʼ. Ни в коем случае учитель не должен принуждать ребенка, заставлять при­знаться в чем-либо. Всякое давление исключается. Неплохо учите­лю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное реше­ние, даже если с точки зрения педагога оно неудачное.

Задача педагога - не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбо­ра. Педагог, думающий в первую очередь об установлении кон­такта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, ско­рее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность че­ловека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия - умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность - уме­ние быть самим собой, доброжелательность и искренность.

Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление поделок. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4–5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры – наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача – подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Также существуют формы индивидуальной внеклассной работы. В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель – обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности – достигается через формирование сторон его личности, индивидуального потенциала. Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности. В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям. Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности («Не навреди!»), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:

1. Полное принятие ребенка, т. е. его чувств, переживаний, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей – импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом – переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому очень важно учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять – не значит согласиться. 2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. Учитель не должен принуждать ребенка, заставлять признаться в чем–либо. Всякое давление исключается. Неплохо учителю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача педагога – не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, скорее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность человека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия – умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность – умение быть самим собой, доброжелательность и искренность. Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.

4. Способность слышать – физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков. Слушание – волевой акт, требующий от человека определенных волевых усилий. От понимающего слушателя требуется: 1) всем своим видом демонстрировать рассказчику, что его внимательно слушают и пытаются понять; 2) не перебивать репликами и рассказами о себе; 3) не давать оценок; 4) оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика, т. е. мимикой, жестами и другими средствами невербального общения передавать чувства, испытываемые рассказчиком, как бы выполнять роль зеркала его чувств; 5) не давать советов, если в них не нуждаются. Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спорных ситуация, так как оно предупреждает конфликты, непонимание между людьми, т.е. когда первостепенное значение имеет само содержание беседы, а не ее контекст, когда нужно выяснить точки зрения собеседников, совместно решить что-то, договориться о чем-либо.

В индивидуальной воспитательной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.

Организация внеклассной воспитательной работы может использоваться при индивидуальной и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач. Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации. В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы. В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Индивидуальная и массовые формы внеклассной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Внеклассная работа дает прекрасные возможности для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников, формирование у них самостоятельности и инициативности. Каждый ученик, благодаря таким формам обучения, может испытать, испробовать, выявить и актуализировать хоть бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

Для этого имеются самые разнообразные типы и виды внеклассной работы. Выделяют три основных типа внеклассной работы:

  • - индивидуальные;
  • - групповые;
  • - массовые.

Индивидуальная внеклассная работа представляет собой чтение экономической литературы, написание рефератов и подготовку докладов, выполнение творческих заданий.

Групповыми типами внеклассной работы являются занятия в экономических кружках, факультативах, выпуск газет и журналов.

К массовым типам можно отнести экскурсии, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, либо, например, "недели экономики" или "месячника экономики".

Остановимся более подробно на некоторых из вышеперечисленных типов внеурочных форм организации учебной работы, которые можно применять по курсу экономики:

  • а) факультативы;
  • б) дополнительные занятия;
  • в) занятия в кружках;
  • г) учебные конференции;
  • д) предметные олимпиады;
  • е) экскурсии.
  • а) факультативы, как метод углубленного изучения материала

Если вспомнить из истории, то факультативные занятия как внеурочная форма обучения введены в конце 60 - начале 70-х годов 20в., когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова (facultatis), что означает возможный, не обязательный, предоставляемый на выбор Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: Сластенин В.А., Исаев И.Р.; под ред. Сластенина В.А., М.: "Академия", 2005. - с 281.. Следовательно, факультативы проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

В учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Определить какой предмет интересует учеников больше, чтобы организовать факультатив, можно при помощи анкетирования самих же школьников. Таким предметом, например, может стать экономика, так как еще не во всех школах она включена в школьную программу. Их перечень и количество определяется в каждой школе с учетом запросов школьников, их родителей, возможностей школы, с учетом потребностей в подготовке соответствующих специалистов, уровня подготовки самих учащихся и т.д. Такими факультативами могут быть: "Основы менеджмента", "Основы маркетинга", "Ценные бумаги", "Бухгалтерский учет" и многие другие. Такие факультативы будут интересны ученикам, так как это может быть связано с дальнейшей профессией школьников, а данные занятия дают возможность более широко изучить курс, и помогут при поступлении в ВУЗ.

Таким образом, основная задача факультатива по экономике - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Если же распределение учащихся по факультативам добровольное, то состав остается стабильным в течение года или двух лет, в зависимости от плана занятий.

Факультатив по экономике работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекции его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы на тему "Современное состояние экономики", проведение небольших исследований по изменению цен на какой-либо вид товара, обзоры книжных новинок по экономике, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся).

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях является больше обучающей, чем контролирующей. Поэтому в качестве проверке усвоенного материала здесь можно использовать не привычные для урока методы оценивания - бальную систему, а, например, активные методы. Можно разработать деловую игру, применить метод конкретного случая и многие другие методы по теме, изучаемой в рамках факультатива по курсу экономики. Отметка выставляется только в том случае, если она подводит итог большой работы, проведенной учащимися, и чаще всего в виде зачета. Следовательно, учащиеся не боятся получить неудовлетворительную оценку и поэтому более активно принимают участие в факультативной работе.

Таким образом, с помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи, в которых, и состоит их важное педагогическое значение:

  • - удовлетворять запросы в более глубоком изучении предмета, который интересует учащихся;
  • - развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся.

Но, к сожалению, в школах не редко факультативы используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.

б) дополнительные занятия (консультации) для ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся есть такие формы обучения как дополнительные занятия. Экономика довольно сложный предмет для восприятия, поэтому есть ученики, которые не успевают освоить все на занятиях. Консультации, как правило, носят эпизодический характер и организуются по мере необходимости. Консультации проводятся с учащимися во внеурочное время и могут использоваться в одних случаях как для удовлетворения потребностей одних в углубленном изучении каких-то вопросов курса, не входящих в содержание факультативных занятий, в других - для устранения отставания отдельных учащихся в учении, устранения пробелов в знаниях и предупреждения неуспеваемости. Так как подготовленность всех учеников разная и не все сразу могут уловить все тонкости экономической науки, то такая форма занятий просто необходима в школах. В программу дополнительных занятий включен разбор экономических понятий и решение задач, которые не были усвоены на уроках.

Эти занятия могут быть по своей форме организации групповыми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или самостоятельного выполнения учениками задания под руководством учителя. Однако, следует отметить, что чрезмерное увлечение этими формами работы малоэффективно. Оно приводит к расслаблению учащихся в учебе, к ожиданию помощи со стороны учителя даже при возникновении элементарных трудностей, деморализует их. Ученики при такой ситуации очень быстро становятся пассивными.

Следовательно, нужно сделать вывод, что такие формы обучения необходимы в рамках курса экономики, но в умеренном количестве, чтобы не расслаблять учащихся.

в) занятия в экономических кружках, как особая форма организации внеурочной текущей учебной работы

Если в школе хорошо поставлена учебная работа по каждому предмету, то многие учащиеся изъявляют желание расширить и обогатить свои знания, приобщиться к техническому творчеству, например, к проведению опытной работы по какому-либо предмету. Это и обуславливает необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ учащихся.

Занятия в экономических кружках и клубах, так же, как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных корректировок в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов.

Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов или же, если параллельных классов нет, то из учащихся 5 - 6х, 7 - 8х, и т.д. классов. В младших классах - это развивающие игры по экономической тематике. В средних - создание школьных компаний, предприятий, банков, деловые игры. В старших - работа в школьных компаниях, предприятиях, проведение дискуссий, деловых игр, в том числе с участием промышленников, предпринимателей, экономистов, банкиров. Руководство работой кружков осуществляют учителя - предметники.

Содержание занятий экономических кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых-экономистов, ознакомление с новейшими достижения науки и техники; проведение мероприятий, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; моделирование экономических игр, рассмотрение экономических ситуаций, встреч с предпринимателями и другими деятелями экономики Круглова Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. №8. 2006. С. 85..

Предметные кружки, предполагаемые школой, отличаются большим разнообразием, как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям, а так же они лучше ориентируются в современных рыночных условиях. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Таким образом, работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

г) учебная конференция, как вспомогательная форма обучения

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой, прежде всего длительной, подготовительной работы, т.е. проведение наблюдений, обобщение материалов, организация всех выше сказанных форм внеурочной текущей учебной работы - экскурсий, факультативов, различных кружков, постановка опытов, изучение литературных источников.

Конференции могут проводиться по всем предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. Такая форма внеурочной учебной работы, как правило, проводится в старших классах, при этом не только в рамках своей школы, могут также участвовать ученики из других школ, а в качестве комиссии могут быть приглашены предприниматели, банкиры и другие, в зависимости от направленности конференции.

Школе необходимо проведение конференций по предмету "Экономика", так как здесь происходит не просто передача информации, а организуется дискуссия по разным экономическим вопросам, которые затрагивают определенную область экономики. Различные ситуации по экономическим вопросам, обсуждаемые на конференции привлекают внимание учащихся, тем самым заинтересовывают их. По результатам конференции ученики награждаются грамотами, сертификатами за участие, возможно денежными премиями или призами. Таким образом, все это мотивирует активность и создает стимул для участия.

Участие в экономических конференциях приобщает учащихся к началам научной работы. Может быть результатом исследований и не станут громкие открытия, тем не менее, прививать молодым людям навыки научной работы еще в школьном возрасте весьма полезно.

Во-первых, существенно расширяются рамки учебного курса экономики, на который в школе пока еще выделяется мало времени, вырабатываются навыки самостоятельного сбора, обработки информации и ее анализа.

Во-вторых, преподаватель, работая с учеником, исследующим интересующую его экономическую проблему, получает возможность более близкого контакта. Тем самым учащийся получит представление об избранной теме намного более глубокое, чем на обычном уроке.

В-третьих, самостоятельное творчество побуждает любознательность и вкус к поиску путей решения проблем, дает радость открытий.

Школьники, проявившие практический интерес к исследовательской работ, получают своеобразный и полезный опыт самостоятельной деятельности, чем выгодно отличаются от сверстников.

Опыт публичных выступлений, полученный при участии в экономических конференциях (защита научных работ перед авторитетными комиссиями, перед сверстниками) формирует компетентность и ответственность, побеждает страх, неуверенность при публичном отстаивании своего мнения, а также дает возможность дальнейшего участия в экономической деятельности.

д) предметные олимпиады

Сейчас в школах экономика введена как общеобразовательный предмет. Поэтому предметные олимпиады по экономике проводятся почти во всех школах, где изучается данный предмет. Олимпиада - это соревнования школьников по различным дисциплинам, прежде всего по профилю обучения. Они способствуют жизненному и профессиональному самоопределению старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности. Главная задача экономических олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учащихся в данной области. Олимпиадные состязания позволяют учащимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Олимпиады по экономическим дисциплинам проводятся школьные, городские, областные, зональные и российские. В них принимают участие в основном учащиеся 9-11 классов. Даже школьникам, изучающим экономику в качестве профильной дисциплины, для успешного выступления на олимпиаде требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка, которая может проходить в качестве факультативов, дополнительных занятий и экономических кружков. Так как участникам предлагаются задачи не только с использований программных понятий, но и задания, выходящие за рамки профильного изучения предмета экономики. К тому же необходимо отметить, что на олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким обоснованием, выбору оптимального выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. Олимпиады по экономическим дисциплинам требуют от школьников умения анализировать и правильно оценивать ситуацию. Если ученик решил связать свою дальнейшую жизнь с экономикой и активно участвовал в школе в экономических олимпиадах то, это ему обязательно поможет при поступлении в ВУЗ.

е) экскурсия как форма учебной работы

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М. : Педагогическое общество России, 2000. - с.295..

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:

Во-первых, с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

Во-вторых, экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

В-третьих, экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

В-четвертых, экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомления их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов:

Производственные экскурсии. В отношении экономики такие экскурсии могут проводиться на производственные предприятия, заводы, банки. Производственные экскурсии помогают в изучении основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся. Данный вид экскурсии необходим, так как ученики лично могут ознакомиться с производственным процессом, узнать работу банковской системы, посмотреть условия работы, что необходимо им в будущем.

Комплексные экскурсии. Они проводятся по нескольким предметам одновременно, то есть это экскурсии, которые объединяют в себе информацию по нескольким предметам сразу. Например, экскурсия на стеклозавод может одновременно проводиться по физике, химии, экономике и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик ознакомят учащихся с применением этих наук на производстве, учитель экономических наук расскажет об экономических связях предприятия и т.д.

Экскурсии также могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здоровья учеников.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой позиции выделяют два основных типа экскурсий:

Первый тип предполагает экскурсии, которые служат средством изучения нового материала учащимися. Основная задача данного вида экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Второй тип предполагает экскурсии, которые используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

Вообще, при проведении экскурсий по экономике важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению ее должна быть подчинена методика экскурсий.

В общем плане эта методика включает:

  • 1. подготовку экскурсий, т.е. выбор экономической темы, разработка вопросов;
  • 2. выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
  • 3. обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Большое значение при проведении экскурсии по экономике, прежде всего, имеет подготовительная работа и, в частности, четкое определение ее цели. Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. Важный момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед учащимися конкретные вопросы, на изучении которых им следует акцентировать свое внимание.

И, наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Если же работник предприятия, то учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объяснения материала.

Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, то есть организация учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это обычно с помощью методов рассказа, объяснения, беседы. И демонстрации (показывания) важнейших частей, каких-либо бумаг. Если же экскурсия проводится с целью закрепления материала, который изучался на уроке, то она начинается с краткого опроса учащихся по данной теме. Так, например, если экскурсия организованна в банк, а на уроке изучался вопрос "деньги и денежное обращение", то опрос начнется с разбора понятий денег, денежной массы, банкнот, монет и т.д. После опроса учитель показывает все объекты наглядно.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материала. С этой целью учитель задает наводящие вопросы и отвечает на возникающие вопросы учащихся. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также если необходимо, то различные чертежи и зарисовки.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии - подведение итогов и обработка собранного материала. Учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом.

Такие экскурсии необходимо проводить по любым предметам, в частности, и по экономике, так как они активизируют мышление учащихся и вызывают наибольший интерес к изучаемой теме.

Школьники активно участвующие в различных экономических олимпиадах, конференциях, кружках, посещающие дополнительные занятия и факультативы по экономике более развиты, они хорошо ориентируются в экономических понятиях, умеют анализировать ситуации на рынке, самостоятельно осуществляют выбор и принимают решения в сложной, неопределенной обстановке. Все это предоставляет школьникам больше возможностей выбора своего дальнейшего обучения после школы, а так как они уже занимались экономикой, в школе им будет легче поступить в экономический ВУЗ. Таким образом, нужно отметить, что все внеклассные мероприятия взаимосвязаны между собой и только комплексное занятие внеклассной работой даст положительный эффект.

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...