Методические рекомендации для обучения подготовительного класса в музыкальной школе или студии.


Музыкальная школа – начальное звено, первая ступень музыкального образования. Сегодня мы поговорим о том, как проходит прием в музыкальную школу.

Задачи музыкальной школы

Задачи музыкальной школы – привить любовь к музыке, развить музыкальные способности детей, сформировать музыкальные эстетические вкусы, вовлечь детей в процесс музицирования, воспитать грамотного слушателя, понимающего серьезную музыку. Выявить наиболее способных и талантливых учащихся и подготовить их к поступлению в высшие музыкальные учебные заведения.
Задач много. Чтобы реализовывать эти задачи, каждый год проходит прием детей в музыкальные школы.

В последние годы наблюдается приток учащихся в музыкальные школы. Этому способствует, как мне кажется, передачи и шоу на телевидении, возросшее количество конкурсов разных уровней. Меняется мышление родителей. Приходит понимание, что в ребенка нужно вкладывать время и, как ни странно, деньги. Пусть и не большие, но обучение в музыкальной школе влечет определенные траты – плата за обучение, покупка инструмента, костюмы и фонограммы на выступления и конкурсы (если ребенок дорос в профессиональном плане до такого уровня).

Но эти постоянные домашние задания и ежедневное «пиликание» на инструменте, которое так не по душе бывает соседям!

Однако представьте радость и гордость за своего ребенка, когда у него появятся первые, пусть даже самые скромные результаты. И тогда вы поймете, что все траты – и денежные, и временные, стоят того.

У меня в классе занимаются дети обычных родителей, с обычным средним достатком, какой только может быть у жителей небольшого городка. Отношение к поездкам на конкурсы разное: у одних это уже цель в жизни. А есть учащиеся, у которых наметился определенный прогресс в обучении и которых уже можно выставлять на конкурсы довольно высокого уровня, но они по разным причинам не участвуют в конкурсах. Одна из мам мне прямо сказала, что на эти цели у них нет денег. Но совсем недавно город и школа помогли материально организовать поездку на конкурс.
Видели бы вы этого ребенка после выступления! Девочка светилась от счастья! И когда я спросила, понравилось ли ей выступать, она ответила коротко и емко: «Очень». Но сказано это было так проникновенно!
А мама девочки, внимательно слушая всех выступающих, вдруг произнесла: «Знаете, я вдруг поняла: это (конкурсы) – так заразительно! Спасибо за то, что убедили поехать на конкурс».

Но это мама. А представьте слезы радости бабушки и дедушки – у внучки высокий результат – победа на Международном конкурсе!
И теперь обучение перешло на более высокий уровень – не любительский, лишь бы ребенок был чем-то занят, а профессиональный уровень. Потому что ученики и их родители видят уровень других детей и стремятся к дальнейшим результатам и победам.

Все выше сказанное – лирическое отступление. Мы уже убедились в важности занятий музыкой и приведем детей в музыкальную школу. Но как же преподавателям встретить потенциального ученика? Как проверить наличие музыкальных данных?

Музыкальные способности можно развить. Однако у каждого ребенка разный начальный уровень, разная отправная точка. Музыкальные способности – это не только присутствие музыкального слуха. Это еще и наличие других факторов, необходимых для полноценного обучения. А насколько плодотворным будет развитие музыкальных способностей, можно выявить лишь в ходе систематических занятий.

Привлечение детей в музыкальную школу

Хорошо, если в музыкальной школе организованы подготовительные группы, которые посещают дети дошкольного возраста. Но есть дети, музыкальные способности которых проявляются позже, в школьном возрасте. В этом возрасте возможен прием учащихся на баян, аккордеон, духовые, народные щипковые инструменты. С разделением обучения по шести и восьми — летней программе появилась возможность принимать детей школьного возраста и на другие специальности. Дети старшего возраста будут обучаться по шестилетней программе и успеют закончить школу и получить свидетельство. Для маленьких же детей предусмотрено восьмилетнее обучение.

В подготовительных группах упор в занятиях делается на хоровое пение, слушание музыки, ознакомление с музыкальными инструментами, занятия ритмикой и начальные элементы музыкальной грамоты.
Подготовительные группы могут функционировать как в музыкальных школах, так и при общеобразовательных школах. Цель таких групп – привлечение детей к занятиям музыкой, отбор способных ребят для учебы в музыкальной школе. Однако при отборе следует обращать внимание на факт заинтересованности детей и желания учиться играть и петь, а музыкальные способности можно постепенно развить.

Кроме организации подготовительных групп преподаватели музыкальных школ могут проводить прослушивания в общеобразовательных школах и в детских садиках. Можно подготовить распечатанные приглашения, в которых написать приблизительно следующий текст:

Уважаемые родители! У вашего ребенка хорошие музыкальные данные. Приглашаем обучаться в музыкальную школу.

Телефон для справок. Фамилия преподавателя музыкальной школы. Можно указать инструменты, на которых возможно обучение, чтобы родители заранее обдумали и приняли решение – на каком инструменте обучать своего ребенка.

Есть следующий вариант привлечения детей в музыкальную школу. На родительском собрании в школе и в садике преподаватель музыкальной школы делает сообщение о наборе в музыкальную школу и отвечает на все возникшие вопросы по поводу содержания обучения, о музыкальных специальностях, о важности музыкального воспитания.

Перед проведением приемных экзаменов в музыкальную школу можно воспользоваться возможностями местных средств массовой информации – телевидения, радио, газет с размещением объявлений о приеме.

Такая работа по привлечению детей в музыкальную школу подойдет для молодого преподавателя, который только набирает свой класс. Там, где популярность школы уже утвердилась и ведется постоянная работа по пропаганде музыкального искусства, солисты и коллективы школы известны среди населения, дети и преподаватели постоянно выступают в концертах, родители сами будут приводить своих детей в музыкальную школу. И в школе не будет проблем с контингентом.

Приемные экзамены

Итог работы по привлечению детей в музыкальную школу – приемные экзамены. Цель экзаменов – выявить музыкальные способности детей: слух, ритм, память, а также уровень общего развития и эмоциональность. Большое значение в процессе обучения играет работоспособность и заинтересованность детей. Эти качества вырабатываются в ходе учебного процесса.

Вступительные экзамены проводятся весной, в конце мая – начале июня.

Родители поступающих детей заполняют заявление о приеме в школу (Для скачивания бланка заявления кликните на картинку).

Перед приемными экзаменами проводятся консультации. Цель консультаций – знакомство с абитуриентами и доведение до сведения родителей и детей экзаменационных требований. Консультации проводятся в непринужденной обстановке, чтобы дети могли проявить себя. На консультации рекомендовано разучить песню, которую дети будут петь на экзамене. Провести музыкальные игры, заняться ритмикой, послушать произведения, определить их характер, темп.

Консультацию обычно проводит преподаватель сольфеджио, а комиссия наблюдает за работой и поведением детей. Консультация длится около сорока пяти минут. Обычно проводят одну – две консультации, после чего дети сдают вступительный экзамен, результат которого – прием учащихся в музыкальную школу.

Как же проверить музыкальные данные абитуриентов, какие задания выполняются детьми при приеме в музыкальную школу – поговорим в .

Ирина Белан
Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе

«Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе »

В современных условиях проблема художественно – эстетического воспитания, образования и развития детей является одной из центральных задач в дошкольной педагогике . Искусство и художественная деятельность оказывают глубокое эмоциональное воздействие на внутренний мир ребенка, преобразуют его, формируют в нем качества, необходимые для дальнейшей полноценной жизни, активной социализации и творческой самореализации, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное развитие в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры , развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Подготовка детей к школе – одна из главных задач воспитания ребенка шести лет. Перед нами педагогами стоит задача – формирование всесторонне развитой личности. Значительную роль в решении этой проблемы отводят искусству, в частности музыке . Яркие художественные произведения, воздействуя на эстетическое восприятие, становятся источником и средством воспитания и развития ребенка, в том числе умственного. В. А. Сухомлинский писал : «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Внимание ребенка как бы сосредотачивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ними музыка , и его мысль рисует яркую картинку; эта картина просится в слово».

В подготовительной группе приобщаем детей к музыкальной культуре , продолжаем воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке .

При анализе музыкальных произведений учим ясно излагать свои чувства, мысли, способствуем развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

В разделе «Слушание музыки » детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства : живописи, литературе. Большое внимание уделяем развитию словаря эстетических эмоций – ребенок учится подбирать точные слова для характеристики музыкального произведения . Музыка развивает ребенка и умственно. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке . Музыкальный репертуар , используемый, для слушания позволяет расширить кругозор детей , запас музыкальных впечатлений дает детям разносторонние знания об окружающем.

У детей подготовительной группы более ярким становится стремление исполнить песню, танец, проявить творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки , так же как и речь, воспринимаются слухом. Во время пения обращается внимание детей на активность губ , четкое произношение согласных в конце слова; вырабатываем дикцию при помощи специальных упражнений : шуток – прибауток, потешек, скороговорок.

В работе с детьми вводим наглядное моделирование для эффективного усвоения материала. На их основе разработаны дидактические игры «Громко – тихо» , «Быстро – медленно» и другие. Помимо музыки и движений , детей знакомим с особенностями устной речи : окраской голоса, мимикой, жестами. Составной частью умственного развития детей является развитие и совершенствование у детей мыслительных процессов, элементов логического мышления. Активация умственной деятельности достигается тем, что каждый раз детям предлагаю более сложное задание : иной сложный вариант того же задания, другую игровую ситуацию, новое музыкальное произведение . Расширяя познания дошкольников , развивая их умение логически мыслить, не упускаю из поля зрения и такую важную задачу умственного воспитания, как развитие речи. Ведущая роль в развитии речи принадлежит песне. Музыка привлекает детей к речевой основе , заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни.

Неоценимую помощь в решении задач умственного воспитания оказывают музыкально – дидактические игры и упражнения, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребенка. Дидактические задания на каждом последующем занятии видоизменяю , усложняю, создаю посильные затруднения, что позволяет детям искать новые способы достижения цели, активизирует их.

Большое место в умственном воспитании и развитии детей принадлежит музыкально – ритмической деятельности. Подбирая игры, пляски, хороводы, упражнения и творческие задания, учитываю, прежде всего, методы и приемы работы над конкретным материалом. Работа над всеми видами музыкально – ритмических движений начинаем с восприятия музыки , с ее анализа детьми. При работе с детьми подготовительной группы используем «пальчиковые игры» - они оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, мышечный аппарат, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребенка. Игры эти очень эмоциональны, можно их проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. С помощью «пальчиковых игр» можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению. На занятиях учим детей передавать свои эмоциональные переживания через движения. Осознанное движение позволит глубже воспринять музыку и более выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое вызывает музыкальное произведение . Выразительная разговорная речь тесно связана с движениями (жестами, музыкальной интонацией , становится тем самым «мостиком» , который связывает движение и музыку .

В результате систематической работы по умственному воспитанию детей в процессе музыкальной деятельности на занятиях и в повседневной жизни дети приобретают навык активных самостоятельных действий.

Музыкальные занятия , праздничные утренники вызывают у детей особый интерес , и эти формы музыкальной деятельности помогают увидеть умственную активность детей , поисковые качества, творческое начало в их действиях, познавательный интерес, работоспособность, самостоятельность, а в целом – готовность к учебной деятельности в школе .

Публикации по теме:

Большое внимание уделяю созданию обучающей среды. Дизайн логопедического кабинета оказывает успешную адаптацию детей к новым условиям и обеспечивает.

Информационный буклет для родителей по подготовке детей к школе Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения – положения школьника. То есть,.

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Роль семьи в подготовке ребенка к школе Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:.

Данную консультацию имеет смысл проводить в начале учебного года, в рамках выхода специалистов на родительские собрания в группах.

Цель : в доступной, интересной форме предоставление информации родителям о пользе и важности музыкального образования.

- в корректной, позитивной форме дать общую характеристику музыкальных способностей детей данной группы;

Рассказать о большом интересе детей к музыкальным занятиям в ДОО;

Убедить родителей в том, что дети, обучающиеся в музыкальных школах, интеллектуально и нравственно, всё же, отличаются от своих сверстников, обладают отличной возможностью общаться с одарёнными детьми, могут понимать и ценить произведения искусства;

Дать информацию о специфике музыкальных школ и музыкальных студий г. Перми;

Кратко описать учебные дисциплины музыкальной школы (сольфеджио, музыкальный инструмент, музыкальная литература, хор, оркестр);

Привести научные факты улучшения речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, посредством занятий на музыкальных инструментах (данная информация на сегодняшний день весьма актуальна);

Акцентировать внимание, особенно, родителей девочек на том, что для их детей музыка в будущем может стать прекрасной, замечательной профессией;

Познакомить родителей со статьёй «Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу» проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук Д.К.Кирнарской (затем расположить данную информацию в уголке для родителей).

Также на данном собрании будет уместно устроить небольшой концерт детей музыкальной школы (учащихся1-2 классов).

Дорогие родители! Если хотя бы один из родственников ребенка имеет хороший голос и слух, то вполне закономерен тот факт, что и ребенок не обделен музыкальными данными. Убедиться в этом можно, отдав ребенка в музыкальную школу. На сегодняшний день намного престижнее учить ребенка английскому, быстрому чтению и письму, нежели музыкальной грамоте, однако музыка играет далеко не последнюю роль в развитии личности ребенка. Возможно, малышу понравится выбор инструмента, который вы ему предложите, а может он и сам присмотрел себе фортепиано или скрипку. Зачастую дети стремятся подражать своим кумирам, и если любимый актер вашего чада в каком-то фильме сидит в черном фраке за фортепиано и наигрывает красивую мелодию, то малыш может проникнуться к этому инструменту и попросить вас научить его играть на нем.

Что получит ребенок в музыкальной школе? В первую очередь — это музыкальная грамота, эстетический вкус и понятие красоты. Немногие дети в раннем возрасте понимают истинный смысл произведений классиков, но они изо всех сил стараются по-своему донести их до слушателей. Ребенок учится слышать тончайшие изменения в музыке, разбираться в её оттенках, в настроении, и со временем он научится слышать эти изменения и в человеческой речи — замечать малейшие перемены в интонации мамы или никому не заметное недовольство учителя. Ребенок при помощи музыки учится общаться с людьми, улавливать настроение собеседника, его эмоциональное состояние. К тому же, влияние музыки на развитие ребенка неоспоримо в развитии усидчивости, терпеливости, систематического труда.

Однако заблуждением будет думать, что если вы отдадите свое чадо в музыкальную школу, то он сразу же станет прилежным. Многие дети и года не выдерживают в музыкальной школе, потому что им там скучно, нужно учить много непонятных им терминов, разбираться в них, изо дня в день повторять одни и те же мелодии дома. Так что если ваш малыш воспротивится подобным учениям — не ругайте его, ведь не все вырастают известными музыкантами, многим музыкальное образование дает просто еще одну страницу разнообразия в жизни, и ничего более. В любом случае, дорогие родители, решать вам!

Ожидаемый результат

Родители, возможно, прислушаются к квалифицированной консультации музыкального руководителя и порядка 50% от них отведут своих детей учиться в музыкальные школы, студии города.

Приложение.

Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда - английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая...

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк

Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка - это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по

2. уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT- инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.__

Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина. Правы и сторонники раннего (а также очень раннего) развития – ведь маленький ребенок впитывает любую доступную информацию как губка, закладывая мощный фундамент для дальнейшего развития.

Убедительные аргументы приводят и противники слишком раннего обучения. Это и эмоциональные перегрузки, и психологическая неготовность малышей к систематическим занятиям, и физиологическая незрелость их игрового аппарата. Кто же прав?

Развивающие занятия для самых маленьких деток – вовсе не современное ноу-хау. Еще в середине прошлого века японский профессор Синити Сузуки успешно обучал трехлетних ребятишек игре на скрипке. Он не без основания полагал, что каждый ребенок потенциально талантлив, важно развивать его способности с самого раннего возраста.

Советская музыкальная педагогика регламентировала обучение музыке таким образом: с 7 лет ребенок мог (всего было семь классов). Для младших деток при музыкальной школе существовала подготовительная группа, в которую брали с 6 лет (в исключительных случаях – с пяти). Такая система просуществовала очень долго, пережив и советский строй, и многочисленные реформы в общеобразовательных школах.

Но «ничто не вечно под луной». Новые стандарты пришли и в музыкальную школу, обучение в которой теперь рассматривается как предпрофессиональная подготовка. Нововведений много, в том числе затрагивают они и возраст начала обучения.

В первый класс ребенок может поступать с 6,5 до 9 лет, а учеба в музыкальной школе продолжается 8 лет. Подготовительные группы с бюджетными местами теперь упразднены, поэтому желающие учить деток с более раннего возраста вынуждены будут платить довольно внушительные деньги.

Такова официальная позиция в плане начала обучения музыке. В реальности сейчас существует масса альтернативных вариантов (частные уроки, студии, развивающие центры). Родитель при желании может приобщить свое чадо к музыке с любого возраста.

Когда начинать учить ребенка музыке - вопрос очень индивидуальный, однако в любом случае решать его нужно с позиции «чем раньше, тем лучше». Ведь обучение музыке не обязательно подразумевает игру на инструменте, в раннем возрасте с этим можно и подождать.

Музыка - такой вид искусства, который дети способны воспринимать с первых дней жизни, и даже до рождения. Мамины колыбельные, ладушки-ладошки и прочие народные прибаутки, равно как и звучащая фоном классическая музыка - это все «предвестники» обучения музыке.

Дети, посещающие детские сады, дважды в неделю занимаются там музыкой. Пусть это далеко не профессиональный уровень, но польза есть несомненно. А если повезло с музыкальным руководителем, то можно не беспокоиться о дополнительных занятиях. Останется просто дождаться нужного возраста и пойти в музыкальную школу.

Обычно родители задумываются, в каком возрасте начинать занятия музыкой, подразумевая - насколько рано можно это делать. Но есть и верхняя граница возраста. Конечно, учиться никогда не поздно, но смотря о каком уровне музыкального образования говорить.

Для общего развития можно начинать постигать музыкальное искусство и на пенсии . Но если говорить о профессиональном владении инструментом, то даже в 9- летнем возрасте начинать уже поздновато, по крайней мере для таких сложных инструментов, как фортепиано и скрипка.

Итак, оптимальный (среднестатистический) возраст начала обучения музыке 6,5-7 лет. Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья. И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать. Внимательный и чуткий родитель всегда сумеет привести ребенка в музыкальную школу вовремя.

Без комментариев

Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе.

Автор: Геращенко Анжелина Викторовна. Музыкальный руководитель.
Место работы: МАДОУ детский сад присмотра и оздоровления №31 «Сказка» г. Ельца Липецкой обл.

Конспект ОД «Мир музыки чудесной»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»). Подготовительная к школе группа.
Цель: способствовать развитию творческих возможностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
Программное содержание:
учить детей петь попевку в трёх - четырёх ближайших тональностях, чисто интонируя нисходящее поступенное движение мелодии;
познакомить детей с новой песней
/Е. Птичкин «Серебряный букет»/;
продолжать формировать певческие навыки: дикцию, дыхание, звукообразование, чистоту вокальной интонации, стройное слитное пение – ансамбль;
учить исполнять знакомую песню выразительно, эмоционально, закрепляя вокальные навыки;
развивающие задачи
развивать песенное творчество и музицирование на музыкальных инструментах;
развивать пластичность, ритмичность и выразительность движений, их согласованность с формой и характером танца;
обогащать музыкальную терминологию детей (скрипичный ключ, жанр музыкального произведения, оркестр);
словарная работа
обогащать и активизировать словарь детей (музыкальные жанры, оркестр, скрипичный ключ, серебряный, сверкающий, чародей, ухабы)
воспитательные задачи
воспитывать любовь и интерес к музыке, музыкальный вкус.
Оборудование:
Магнитофон, аудиозаписи: «Полька» И. Штрауса, песня «Кабы не было зимы» Е. Крылатова, «Щелкунчик» П. И. Чайковского (вариация II - танец феи Драже); музыкальная шкатулка; музыкальные инструменты: колокольчики, маракасы, тамбурины, металлофоны, колотушка, рубель, ложки деревянные; стенд с нотным станом и скрипичным ключом, портрет композитора Д. Шостаковича, бумажная снежинка на ниточке, статуэтка балерины, «снежная» веточка, диск с детскими песнями для подарка.

Ход занятия.

Под «Польку» И.Штрауса дети легко поскоком вбегают в зал, выстраиваются у центральной стены.
Муз. рук.
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем.
С добрым утром,
С ясным днем,
Вот как славно мы поем!
1.Музыкальное приветствие.
/«Здравствуйте, ребята»./ (Транспонируют по трем тональностям)
Муз. рук. (выходит к детям)
Давайте познакомимся, мои друзья!
Я – фея музыки,
Приветствую всех я!
Хочу позвать сегодня вас
В мир музыки чудесной.
Мы будем петь и танцевать.
Всем будет интересно.
В подарок вам я принесла музыкальную шкатулку, в ней спрятан сюрприз. Но шкатулка откроется, когда вы отгадаете тайну композитора
Д. Шостаковича и определите жанр и характер произведения, которое сейчас прозвучит.
2.Слушание музыки. /Д. Шостакович «Вальс-шутка»/
Муз. рук.
Итак, ребята, что за музыка звучала?
Дети: Танец.
Муз. рук.
Верно, это танец.
Теперь определите характер музыки, какая она.
- Легкая, светлая.
- Быстрая, звонкая.
- Игривая, отрывистая.
- Кружащаяся, летящая.
- Звонкая, как колокольчик.
Муз. рук.
Правильно, характер этого танца легкий, игривый.
Д.М. Шостакович назвал его «Вальс-шутка» и исполнил этот вальс, кто, ребята?
- Оркестр.
Муз. рук.
Молодцы! А вы хотите стать музыкантами и сыграть на музыкальных инструментах все вместе, как в настоящем оркестре.
- Тогда выберите инструменты, которые по звучанию подходят к этому вальсу, и займите место в оркестре.
Готовы?
3.Музицирование.
/Игра на детских музыкальных инструментах.
Д. Шостакович «Вальс-шутка»/
Муз. рук.
Молодцы, относите инструменты на место и подойдите ко мне. Ребята, вы красиво, дружно играли в оркестре, отгадали тайну композитора и узнали жанр вальса.
Пора шкатулку открывать.
Ты, шкатулка, открывайся,
Открывайся поскорей.
Очень просим постарайся,
Чтобы стало веселей!
/Открывают. «Фея музыки» достала скрипичный ключ./
Муз. рук.
А вот и сюрприз. Кто знает, что это такое? Ребята, это скрипичный ключ.
Это ключ непростой,
Нотной азбуки король!
(Прикрепляет на нотный стан).
Ключ скрипичный – помощник мой отличный.
Он открывает дверь в мир музыки, в мир мелодии и песен.
А вы любите петь?
Прежде чем мы будем разучивать песню, подготовим наши голоса,
Разогреем, настроим их.
/Музыка. П.И. Чайковский «Щелкунчик»/
4.Дыхательная гимнастика.
/«Игра со снежинкой»/
Муз. рук.
Посмотрите,
Кружится снежинка,
Белая пушинка,
Пахнет свежестью, прохладой,
Вдохните аромат, ребята!
/Вдыхают быстро через нос, выдох через рот медленный, произносят «Ах, аромат!» на выдохе/
Муз. рук.
Продолжаем заниматься,
Начинаем распеваться!
Садитесь поудобнее.
5.Распевание.
/Попевка «Светит солнышко»/
Муз. рук.
Сегодня мы разучим русскую народную попевку «Светит солнышко», послушайте ее.
/Пение попевки/
Подпевайте ласково, протяжно.
- Индивидуальный опрос;
- Хоровое пение в 3-4 тональностях.
Работа над артикуляцией, дикцией, чистотой интонации, эмоциональным настроем /петь радостно, светло/.
Муз. рук.
Эту песенку сочинил народ. А вы умеете сочинять музыку?
Попробуйте сами придумать мелодию на стихи:
- Снег, снег стелется,
Белая метелица.
- На деревья на лужок
тихо падает снежок.
6. Песенное творчество.
/Индивидуальное пение/
Муз. рук.
Молодцы! Ваши голоса разогрелись, настроились,
и готовы учить новую песню, она называется «Серебряный букет».
Написали ее композитор Евгений Птичкин и поэтесса Наталья Просторова.
7. Пение.
/Знакомство с песней Е.Птичкина «Серебряный букет»/
Муз. рук.
Понравилась вам эта песня? О чем она?
Какая музыка по характеру, по настроению?
/Светлая, яркая, нежная/
- Сегодня мы выучим припев. Поем по фразам, как эхо:
Я спою, вы повторяете.
/Работа над дикцией, ритмом, интонацией, индивидуальное и хоровое пение/.
/Пение по подгруппам. Поют стоя./
- Исполнение запева (Муз. рук.) и припева – (всеми детьми).
Муз. рук.
Молодцы, вы стараетесь, мне нравится, как вы поете – дружно, радостно, ласково.
А сейчас музыкальная загадка.
Отгадайте-ка, ребятки!
(Слушают отрывок из песни Е. Крылатого «Кабы не было зимы!»)
Что это за песня? Вы узнали?
- Ответы.
Муз. рук.
- Послушайте, как ее исполняет певица В. Толкунова (1 куплет).
8.Пение.
/Е. Крылатов «Кабы не было зимы»/
Постарайтесь так же выразительно, звонко и легко спеть вместе со мной.
Муз. рук.
Пели вы, друзья, на диво.
Очень весело, красиво,
Пора шкатулке вновь открыться.
Пора сюрпризу появится.
Балерина – танцовщица.
Ловко прыгает, кружится.
Всех зовет повеселиться.
Вас сейчас не просто песня,
Песня-танец позовет.
И признаюсь, полька эта,
Скучать ребятам не дает.
Руку смело дали другу,
Стали парами по кругу.
(выстраиваются)
9.«Полька» муз. Д. Львова-Компанейца.
(На запев выполняют поскок).
Слова припева подскажут вам движения.

(Работа над танцевальными элементами).
А теперь веселей,
Потанцуем поскорей.
(После танца остаются в кругу).
Муз. рук.
(Выходит к ним со шкатулкой).
Дорогие ребята, мне очень понравилось у вас, вы такие хорошие певцы, танцоры, музыканты.
А вам, что больше всего понравилось на нашем занятии?
Муз. рук.
Желаю, чтобы вы и дальше продолжали заниматься музыкой.
На прощание вам дарю диск с детскими песнями.
Слушайте их, пойте, вспоминайте нашу встречу.
Вслушайтесь, весь мир поет,
Шорох, свист и щебет!
Музыка везде живет,
Мир ее волшебен.
10.«До свидания» (поют)
(Под «Польку» И Штрауса дети выбегают из зала).

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...