Шолохов михаил александрович. М


Русский писатель Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе Кружилин казачьей станицы Вешенская в Ростовской области, на юге России. В своих произведениях писатель увековечил реку Дон и казаков, живших здесь и защищавших интересы царя в дореволюционной России и выступавших против большевиков во время гражданской войны.

Его отец, выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы, а мать, украинка, вдова донского казака, наделенная от природы живым умом, выучилась грамоте, чтобы переписываться с сыном, когда тот уехал учиться в Воронеж.

Учебу Шолохова прервала революция 1917 г. и гражданская война. Окончив четыре класса гимназии, он в 1918 г. вступил в Красную Армию - и это несмотря на то, что многие донские казаки присоединились к белой армии, боровшейся против большевиков. Будущий писатель сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал в кровопролитных боях на Дону. С первых дней революции Шолохов поддерживал большевиков, выступал за Советскую власть. В 1932 г. он вступил в коммунистическую партию, в 1937 г. был избран в Верховный Совет СССР, а двумя годами позже - действительным членом Академии наук СССР. В 1956 г. Шолохов выступил на XX съезде КПСС, а в 1959 г. сопровождал советского лидера Н.С. Хрущева в его поездках по Европе и США. В 1961 г. Шолохов стал членом ЦК КПСС.

В 1922 г., когда большевики окончательно взяли власть в свои руки, Шолохов приехал в Москву. Здесь он принимал участие в работе литературной группы "Молодая гвардия", работал грузчиком, разнорабочим, делопроизводителем. В 1923 г. в газете "Юношеская правда" были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г., в той же газете, - первый рассказ "Родинка".

Летом 1924 г. Шолохов вернулся в станицу Вешенская, где и жил, почти безвыездно, всю оставшуюся жизнь. В 1925 г. в Москве вышел сборник фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под заглавием "Донские рассказы". В "Истории советской литературы" критик Вера Александрова пишет, что рассказы этого сборника впечатляют "сочными описаниями природы, богатыми речевыми характеристиками персонажей, живыми диалогами", отмечая, однако, что "уже в этих ранних произведениях чувствуется, что "эпический талант Шолохова" не вмещается в узкие рамки рассказа".

С 1926 по 1940 г. Шолохов работает над "Тихим Доном", романом, принесшим писателю мировую известность. "Тихий Дон" печатался в Советском Союзе частями: первый и второй том вышли в 1928...1929 гг., третий - в 1932...1933 гг., а четвертый - в 1937...1940 гг. На Западе два первых тома появились в 1934 г., а следующие два - в 1940 г.

Главный, наиболее известный роман Шолохова "Тихий Дон" представляет собой эпическое повествование о первой мировой войне, революции, гражданской войне, об отношении к этим событиями казачества. Один из главных героев романа Григорий Мелехов - вспыльчивый, независимо мыслящий казак, храбро воевавший с немцами на фронтах первой мировой войны, а затем, после свержения самодержавия, оказавшийся перед необходимостью выбора, - сражается сначала на стороне белых, потом - на стороне красных и, в конце концов, оказывается в отряде "зеленых". После нескольких лет войны Григорий, подобно миллионам русских людей, оказался духовно опустошенным. Двойственность Мелехова, его противоречивость, душевные метания делают его одним из самых известных трагических героев советской литературы.

Первоначально советская критика отнеслась к роману довольно сдержанно. Первый том "Тихого Дона" вызвал нарекания тем, что в нем описывались события дореволюционной жизни с "чуждых", как тогда выражались, позиций; второй том не устраивал официальных критиков, поскольку отличался, по их мнению, антибольшевистской направленностью. В письме к Шолохову Сталин писал, что не согласен с трактовкой в романе образов двух коммунистов. Однако, несмотря на все эти критические замечания, ряд известных деятелей советской культуры, горячо поддержали молодого писателя, всячески способствовали завершению эпопеи.

В 30-е гг. Шолохов прерывает работу над "Тихим Доном" и пишет роман о сопротивлении русского крестьянства принудительной коллективизации, проводившейся в соответствии с первым пятилетним планом (1928...1933). Озаглавленный "Поднятая целина", этот роман, как и "Тихий Дон", начал выходить частями в периодике, когда первый том еще не был закончен. Подобно "Тихому Дону", "Поднятая целина" была встречена официальной критикой в штыки, однако члены Центрального Комитета партии сочли, что в романе дается объективная оценка коллективизации, и всячески способствовали публикации романа (1932). В 40...50-е гг. писатель подверг первый том существенной переработке, а в 1960 г. завершил работу над вторым томом.

Во время второй мировой войны Шолохов - военный корреспондент "Правды", автор статей и репортажей о героизме советского народа; после Сталинградской битвы писатель начинает работу над третьим романом - трилогией "Они сражались за Родину". Первые главы романа увидели свет на страницах "Правды" уже в 1943...1944 гг., а также в 1949 и 1954 гг., однако отдельным изданием первый том трилогии выходит только в 1958 г. Трилогия так и осталась незаконченной - в послевоенные годы писатель значительно перерабатывает "Тихий Дон", смягчает свой сочный язык, пытается "обелить" носителей коммунистической идеи.

В 70-е гг. Александр Солженицын, осуждаемый членами партии (в т. ч. и Шолоховы) за критику социалистической системы, обвинил Шолохова в плагиате, в присвоении произведений другого казачьего писателя, Федора Крюкова, умершего в 1920 г. Тем самым Солженицын дал ход обвинениям, имевшим место еще в 20-е гг. и широко распространившимся в 70-е гг. На сегодняшний день, доказано авторство М. А. Шолохова, доказательством являются найденные рукописи, а также "Словарь языка М. А. Шолохова", вышедший к 100-летию со дня рождения писателя.

Произведения Шолохова остаются по-прежнему популярными у читателей. Переработав "Тихий Дон", он заслужил одобрение советской официальной критики; что же касается западных специалистов, то они считают первоначальную версию романа более удачной. Так, американский критик, выходец из России, Марк Слоним сравнивает "Тихий Дон" с эпопеей Толстого "Война и мир", признавая, правда, что книга Шолохова "уступает гениальному творению своего великого предшественника". "Шолохов, идя по стопам своего учителя, совмещает биографию с историей, батальные сцены - с бытовыми, движение масс с индивидуальной психологией, - пишет Слоним, - он показывает, как социальные катаклизмы влияют на судьбы людей, как политическая борьба ведет к счастью или краху".

По мнению американского исследователя Эрнеста Симмонса, первоначальный вариант "Тихого Дона" - это не политический трактат. "Это роман не о политике, хотя и перенасыщен политикой, - писал Симмонс, - а о любви. "Тихий Дон" - это великая и вместе с тем трогательная история любви, быть может, единственный настоящий любовный роман в советской литературе". Отмечая, что герои переработанного варианта романа "реагируют на события 1917...1922 гг. в духе коммунистов 50-х", Симмонс высказывает мнение, что "тенденциозность окончательного варианта романа вступает в противоречие с его художественной целостностью".

Слоним утверждал, что "Поднятая целина", считавшаяся слабее "Тихого Дона", "не идеологическое произведение... это живо написанный, традиционный по манере роман, в котором отсутствует элемент назидательности". Симмонс с этим не соглашается, называя "Поднятую целину" "искусной советской пропагандой, тщательно замаскированной в художественном повествовании". Указывая на роль Ш. как пропагандиста и апологета социализма, американский литературовед Эдвард Браун, как и другие современные критики, отдает должное незаурядному мастерству Ш. - прозаика, автора "Тихого Дона" в его первоначальном варианте. В то же время Браун разделяет распространенную точку зрения, в соответствии с которой Ш. "нельзя отнести к числу крупнейших писателей, поскольку он написал слишком мало и немногое из им написанного достигает высокого уровня".

Первое упоминание о рукописи начальной книги "Тихого Дона" относится к 1927 году, когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям некоторые главы романа. Первоначальный замысел охватывал только корниловский мятеж и назывался "Донщина". Однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества оказалось "не под силу" правдивому летописцу Шолохову. Он делился со своими друзьями замыслом романа, советовался, как справиться с бесчисленными трудностями. Одним из основных доказательств претензий было убеждение, что 23-летний писатель не мог овладеть самим материалом, положенным в основу событий "Тихого Дона". Первая книга увидела свет в 1927 году благодаря вмешательства редактора журнала Серафимовича. Немного позже, в 1928 году, с рукописью романа познакомилась Евгения Григорьевна Левицкая, и именно ей было суждено стать верным другом и помощником Шолохова на долгие годы. Именно она первой встала на защиту молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа. В 1928 году в журнале "Октябрь" печатается вторая книга "Т.Дона", в которую вошли главы отложенной когда - то "Донщины" Писатель включает в роман многочисленные документы, подробные военные сводки, а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица. Особенно драматичной оказалась судьба третьей книги. Это видно из хроники её публикации:1929 год, журнал "Октябрь" №1 - 3; повествование доходит до 12 главы и вдруг обрывается - без всякого объяснения редакции. В 1930 - 31 гг. появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 году "Октябрь" без всяких объяснений возобновил публикацию романа, подвергнув его жестокой цензуре (были вырезаны главы, по мнению редакции журнала, крамольные) После угрозы Шолохова забрать роман совсем, некоторые главы были допечатаны, но в каком виде!.. Однако несмотря ни на что работа над книгой продолжалась, Шолохов закончил её в 1930 году, но тут возникла проблема с печатанием. Шолохов обращается за помощью к Сталину, убеждает его, что роман антибелогвардейский, т. к. заканчивается полным разгромом Добровольческой армии. И Сталин дал разрешение на печатание. В 1934 году Шолохов заканчивает 4 книгу, но решает её переписать, однако смог окончательно доделать только в 1938 году, заключительная 8 часть четвёртой книги появляется только в 1940 г. В 1953 году выходит четырёхтомник под редакцией Потапова, внёсшего в роман множество исправлений. И только в 1980 году Шолохов увидел не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения - через 50 лет после его написания и за 4 года до конца жизни.

Шолохов погружает читателя в глубины народной жизни, обращает его внимание к истокам, с тем, чтобы понять изменения, происходящие в бытии народа и человека. Классовый конфликт перестаёт быть главным для автора. Не только и не столько борьба белых и красных интересуют его теперь, как было в "Донских рассказах", а судьба традиционного уклада народной жизни на переломе истории. Так складывается особый жанр произведения - жанр эпопеи. Каковы же особенности этого жанра?

  • 1. Произведение показывает жизнь народа в переломный период исторического развития. Подобно древней эпопее, роман Шолохова запечатлел жизнь казачества в ситуации "начала времён", т.е. не просто в сложных исторических испытаниях, но в период начала новой истории, нового устройства мира, нового государства, попыток создания "нового человека". Героические события, представляющие общенациональный интерес, находятся в центре изображения. Автор стремился не только "захватить всё", Но и "дойти до корня" в изображении и осмыслении жизни.
  • 2. Отсюда масштабность и глубина изображения жизни, пространственно - временная и социальная многоаспектность (события охватывают более 10 лет, в рассказах об истории героев - ещё более протяжённый период времени). Место действия - Дон, Австрия, Петербург и т.д. - вся Россия, а странствия по ней - это процесс познания родины. Представлены основные слои населения, важнейшие идейные течения, в частности, разные планы решения судьбы Дона. Исторические и семейно - бытовые коллизии (столкновение, борьба действующих сил и лиц, вовлечённых в конфликт между собой).
  • 3. Судьба народа - в центре изображения. Важную роль в этом играют массовые сцены, автор опирается на традиции фольклора, начиная с эпиграфов.
  • 4. Писатель показывает, как исторические события разрушают традиционные основы бытия человека на земле, как происходит разлом патриархально - семейной жизни и связей людей по родству, землячеству, совместному труду, которые вытесняются иным типом общности - на классовых, идейных началах. Герои действуют, не только своими личными убеждениями, но и общей идеей, которая проводит новый водораздел между ними.
  • 5. "Мысль народная" составляет основу авторской позиции. В романе выражено многообразие точек зрения, согласие и несогласие с происходящим, философские раздумья над человеческой судьбой. В задачу автора входит изображение трагического в революции и гражданской войне, противоречий героев и самой жизни.
  • 6. В центре повествования эпический герой - Григорий Мелехов, в индивидуальной судьбе которого автор сумел воссоздать всю гамму противоречий, метаний, конфликтов, пережитых народом.
  • 7. Роману присущи черты различных жанров: исторического романа (точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно - бытового романа (сцены мирной жизни), черты публицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала.
  • 8. Судьба человека "вписана" в историю, в судьбу народа, страны. История касается людей, принадлежащих к разным социальным слоям, и судьба каждого вливается в общую судьбу. Это соотношение передаёт и композиция романа, которая помогает показать взаимосвязь всего и утверждать вечные ценности жизни: дом, семья, сын.

III Основная часть.

Война - всенародное бедствие.

Не сохами - то славная землюшка наша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами.

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен - то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов - выдающийся писатель нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. Произведения его широко известны и у нас и далеко за пределами Советского Союза.

«...Замечательное явление нашей литературы - Михаил Шолохов, - говорил А. Толстой... - Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:

«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности - произведение общерусское, национальное, народное».

«Произведение Шолохова является мастерским, - писал А. В. Луначарский о «Поднятой целине». - Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму...»

Биография

ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем-до 1918 года-в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной

из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году вышла первая его книга-«Донские рассказы».

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

Хорошо сказал об этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины - партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, - мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»... Таков был путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова... Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».

После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», - вспоминал он.

В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая-в 1929 году, третья-в 1933 году, четвертая - в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко известным.

Живое участие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые критики.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаны в 1943-1944 годах и в 1949 году. В них изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах

«Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал замечательный фильм под тем же названием.

В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.

За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.

В настоящее время Шолохов продолжает работать над романом «Они сражались за Родину».

Основные черты творчества.

В

ся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений.

Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался как член нашей великой Коммунистической партии и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного донского края».

Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества - важная особенность творческой деятельности Шолохова.

Это отнюдь не значит, что Шолохов - писатель какой-то чисто местной, областнической темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества - стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»), коллективизация («Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Они сражались за Родину», «Судьба человека») - вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание художника.

С этим связана третья черта шолоховского дарования - эпическая широта, склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.

Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника.

И, наконец, необходимо отметить существенную особенность творческого метода писателя-его неприязнь, к какой бы то ни было идеализации действительности. Неуклонно следовать суровой правде жизни, воплощать действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира, такой. Художественный исходный принцип, которого неизменно придерживается Шолохов.

«Тихий Дон»

Э

ти принципы, с наибольшей полнотой проявившиеся в романе «Тихий Дон», сказались уже в первой книге писателя - «Донские рассказы». Главная тема рассказов-классовая борьба на Дону. Не родственные связи и чувства, а место людей в жестокой борьбе классов определяет их отношения между собой. Нередко даже отцы и дети, родные братья становятся смертельными врагами. В рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое его сыновей, ушедших к красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливает младший сын Михаил-белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец-комендант белогвардейского военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сын Федор-красноармеец. Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживает его в бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобы спасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степка ненавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича-кулака и мироеда. В наказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и его старший сын зверски убивают комсомольца.

Рисуя бешеную злобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов доказывает, что, напротив, в среде революционного казачества, которое вынуждено было в жестоких схватках отстаивать новую жизнь, проявлялись высокие и благородные качества-готовность к самопожертвованию, геройская отвага и подлинная человечность.

Если в «Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в «Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми писателями в 1934 году говорил: «Тихий Дон» я считаю нашим" лучшим художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной силой» ".

А. М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».

Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и самобытное.

В «Тихом Доне» Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десять лет-с 1912 по 1922 год.

Детские и юношеские годы, семейное окружение Михаила Шолохова , создателя уникального для всей мировой культуры XX в. трагедийного романа-эпопеи «Тихий Дон», лауреата Нобелевской премии (за 1965 г.), долгое время освещались нормативно, даже парадно. В биографию Шолохова, одного из самых трагичных художников XX в., вносилось много поправок «на величавость», на благополучие, внешнюю образцовость, рассчитанных только на формирование образа идеального народного летописца, живущего «ради народа и среди народа».

Формирование такой образцовой биографии-анкеты началось почти сразу же после выхода «Тихого Дона». Уже в 1929 г., через год после публикации первых книг гениального романа, И. В. Сталин напишет о «знаменитом писателе нашего времени тов. Шолохове», как бы предопределив и установку на создание «бронзовой», даже «позолоченной» биографии писателя. Шолохов должен был, как говорилось в те годы, предстать перед народом «чистым как стеклышко».

Между тем судьба Шолохова, по образному выражению биографа писателя В. Осипова - автора книги «Михаил Шолохов: годы, спрятанные в архивах» (1995), - была «изначально определена на беды вперемежку с победами».

Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец XV в.) и систематически прослеживается с середины XVII в., от Фирса Шолохова (около 1644 - между 1708-1715) до купца Михаила Михайловича Шолохова, родного деда писателя, поселившегося на Дону, в Be-шенской, в середине XIX в. До этого Шолоховы жили в Зарайске Рязанской губернии в Пушкарской слободе и были, как пушкари, близки по статусу казакам.

Михаил Михайлович Шолохов, перейдя из служилых людей в мещанское сословие, основательно укоренился в станице Вешенской. Он женился на дочери купца Мохова (его потомок живет и на страницах «Тихого Дона»). Отец будущего писателя Александр Михайлович Шолохов (1865-1925) после окончания церковно-приходской школы - приказчик, заведующий мануфактурной лавкой в хуторе Кружилине, владелец галантерейной лавки и склада для ссыпки зерна. По делам, связанным с закупкой и перепродажей хлеба, он часто бывал в соседнем с Кружилиным родовом имении помещика Попова - Ясеновке (в «Тихом Доне» имение Листницких Ягодное), где и познакомился с будущей матерью писателя, горничной хозяев Анастасией Даниловной Кузнецовой, в девичестве Черниковой (1871-1942)...

«Судьба матери одарила автора «Тихого Дона» двумя самыми поэтическими образами в романе - Аксиньи и Ильиничны», - отметит современный шолоховед В. В. Васильев. Красивая горничная с черными, «цвета вороньего крыла» косами да еще с прекрасным голосом и слухом (мать словно передала Шолохову трепетную любовь к украинским и донским песням) стала в Ясеновке объектом ухаживаний молодого пана. Может быть, она и любила его вплоть до его женитьбы на некоей вешенской панне (тургеневской барышне Листницкого), вдове польских кровей, не смущаясь явного социального неравенства? Чтобы скрыть «грех», Анастасию спешно выдали замуж за пожилого вдовца казака Стефана Кузнецова, но «грех» вскоре обнаружился (она родила девочку), и после издевательств, побоев оскорбленного мужа, смерти девочки Анастасия, женщина, безусловно, гордая, с твердым характером, опять вернулась в Ясеновку - Ягодное. Отсюда ее, «двоемужнюю», т. е. не разведенную с тем же Кузнецовым, без обряда венчания и взял в жены одинокий Александр Михайлович Шолохов. 11(24) мая 1905 г. Анастасия Даниловна - ей было уже 34 года - родила сына Михаила. Он был ее единственным ребенком; правда, до 1913 г. (до смерти первого мужа, до нового венчания) он носил имя Михаила Стефановича Кузнецова. Это усиливало отчуждение родни от всей необычной семьи.

Неудивительно после этой предыстории то «чрезмерное», как бы преувеличенное материнское чувство исстрадавшейся Ильиничны в «Тихом Доне»: она в финале «Тихого Дона» ждет Григория как... единственного ребенка?! «Маманя по нем, ну, чисто истосковалась вся! Она его иначе и не зовет: "Мой младшенький"», - говорит сестра Григория Дуняшка Аксинье, искренне не обижаясь, что она - еще более «младшенькая» дочь - как бы для матери и не в счет... Собственно, и все другие младенцы, чаще всего мальчики, «даваемые Шолоховым в руки отчаявшимся, с исковерканной судьбой героям» (так однажды сказал В. П. Астафьев), - будь то дразнимый сверстниками Нахаленок («а ты - мужик, и тебя мать под забором родила!»), Мишатка Мелехов в «Тихом Доне», Ванюшка в «Судьбе человека» - окружены той же исключительной тревогой взрослых, как их последняя, единственная опора. Сцена в романе у плетня лунной ночью, когда Аксинья видит старую Ильиничну, шепчущую: «Гришенька! Родненький мой!», - это диалог, гениальное двуголосие, раздвоение единого драматичного жизненного опыта матери, прототипа обеих героинь.

«Великим упрямцем» назовет Шолохова К. М. Симонов, отдавая, видимо, должное именно его воле к яркой творческой самореализации, к победе над катастрофами даже исторического плана. Так, вопреки всем бедам войн, Гражданской войны юный Шолохов не бросил учебы в гимназиях (Москвы, Богучара, а в 1918 г. - Вешенской). Фактически бедствующая семья Шолоховых - часто они снимали комнату на троих у хозяев - оказывалась на линии фронта в Вешках, хуторах Рубежном, Плешакове. И все же в 1922 г., побывав то заготовителем, то продотрядником, однажды едва не расстрелянным бандой Махно, то учителем для безграмотных, - юный упрямец отправился в Москву, чтобы продолжить учебу и заняться литературным творчеством.

Где он жил, чем занимался в Москве? Кто запомнил будущего автора «Тихого Дона» на московских изогнутых улицах?

Поступить даже на рабочий факультет (рабфак) для последующего перехода в студенты Михаилу Шолохову не удалось: он не имел ни стажа рабочего, не был комсомольцем с рекомендательной характеристикой. Чтобы как-то прокормиться, ему пришлось работать то каменщиком, то грузчиком на Ярославском вокзале, то счетоводом. На фотографиях тех лет Шолохов, «молодой орелик», по образному определению А. С. Серафимовича, чаще всего в кубанке, в гимнастерке, с неунывающим взглядом. Он стилизован «под казака», как некогда юный Есенин был наряжен в духе рязанского картинного мужичка Леля. Между тем его жизнь в Москве - и не его одного, а с 1924 г. и жены Марии Петровны - на всякого рода тесных квартирах была неуютной, трудной. «За стеной стучат молотками мастеровые люди. А мы радовались, как дети. Жили скудно, иногда и кусочка хлеба не было. Получит Миша гонорар - несколько рублей, купим селедку, картошку - и у нас праздник. Писал Миша по ночам, днем бегал по редакциям», - вспоминала жена писателя М. П. Шолохова.

Что он писал в это время, в какие редакции бегал?

По прибытии в Москву Шолохов (благодаря новому знакомому Василию Кудашеву, молодому литератору из крестьян) попал в литературную группу «Молодая гвардия», собиравшуюся на Покровке (секретарь ее Марк Колосов - в последующем близкий друг Н. Островского). В этой группе Шолохов познакомился со студийцами, молодыми поэтами и прозаиками - А. Безыменским, А. Веселым, М. Светловым, Ю. Лебединским, В. Герасимовой, начинающим A. Фадеевым и др. Он мог встречать, слушать более опытных литераторов - Н. Асеева, В. Шкловского, О. Брика, B. Маяковского. Благодаря тому же Кудашеву, работавшему в «Журнале крестьянской молодежи», в этом журнале были опубликованы первые рассказы-этюды Шолохова: «Пастух», «Алешка», «Кривая стежка», «Калоши».

В 1926 г. Шолохов вернулся на Дон.

Решение это - поистине судьбоносное для создателя «Тихого Дона» - покинуть новое литературное окружение, основать свое «литературное гнездо», дом на Дону как оплот независимости и нерасторжимой связи с родиной, было не случайным. В 1926 г. у Шолохова родилась дочь Светлана, и Мария Петровна сразу же уехала с ней из Москвы на родину. Ho это лишь одна из причин возврата Шолохова в родные края. Важнее другое - буря над Доном в 1917- 1920 гг., величайшее историческое событие, которое властно притягивало к себе ум и сердце молодого художника.

Следует отметить, что долгие годы в угоду официозной канонизации своего образа, ради создания идиллического фоторяда встреч и бесед классика соцреализма писатель писал в урезанных, высветленных анкетах о жене: «учительница из станицы Букановской». Ho Мария Петровна была дочерью П. Я. Громославского (18...-1939), выпускника Новочеркасской духовной семинарии, псаломщика, наконец, станичного атамана (до 1916 г.), поистине «живой казачьей энциклопедии» (В. Воронов). Он пережил и трагедию «белого стана», и казачье восстание 1919 г.

В «Тихом Доне» старовер-возница говорит, например, о «вкладе» комиссара Малкина в пресловутое раскачивание: «Собирает с хуторов стариков, ведет их в хворост, вынает там из них души, телешит их допрежь и хоронить не велит родным». Оказалось, что этот самый Малкин... квартировал в доме П. Я. Громославского. А после публикации. «Тихого Дона» этот искоренитель старины, ставший в 30-е гг. крупным «чистильщиком» в ОГПУ, высказал кровную обиду на Шолохова и его роман («даже фамилии Малкин не изменил») самому Сталину. Правда, от просьбы Малкина исключить его фамилию из романа Сталин с досадой отмахнулся.

Другая подробность, безусловно возникшая в атмосфере бесед, рассказов П. Я. Громославского: выборы нового донского атамана взамен застрелившегося весной 1918 г. Каледина на войсковом кругу в Новочеркасске. Перед взором неискушенных станичных атаманов явился молодцеватый парадный генерал, с «густым засевом орденов» на мундире, «смахивающий... ажник на Александра III», и умилил выборщиков-стариков. Реальный П. Н. Краснов, плодовитый писатель в эмиграции, не разделявший мнений ни о своем писательском равенстве с Шолоховым (их уравнивал Г. В. Адамович), ни о якобы «картинных донцах» Шолохова (В. Набоков), ни тем более барского, кастового мнения И. А. Бунина («Кончил вчера вторую книгу „Тихого Дона“. Все-таки он хам, плебей»), был восхищен правдивостью романа. На вопрос: «Значит, и то, что написано им о вас... тоже глубоко правдиво?» - отвечал так: «Безусловно. Факты верны, а освещение этих фактов? Должно быть, и оно соответствует истине. Ведь у меня тогда не было перед собой зеркала».

Московское «комсомольско-пролетарское» окружение Шолохова не давало ему таких «зеркал», которые отражали бы все пути и судьбы казачества в годы смуты, всю трагедию заблуждений «русской Вандеи». Что можно было сказать о ярком и сложном прошлом казачества, о роде Шолоховых и Громославских, о песнях и самой природе этого края, если занять по отношению к былой России «расстрельную», нигилистическую позицию крикливых разрушителей? А они в те годы писали о России, о прошлом ее в духе таких заклинаний:

Цыц! Пропадай, старая!
He мешай, старуха, достраивать!

(А. Ясный)

Полумертвое Прошлое прет,
Лезет из брешей и скважин.

(С. Родов)

Отметим, что молодой Шолохов, даже зная трагические узелки в судьбе матери и отца, не мог назвать прошлое полумертвым, не мог только осуждать и проклинать его. Он не мог изгнать из памяти ни бескрайних донских просторов с жарким солнцем над Доном, ни самих казаков - этот веселый, добродушно-насмешливый, песенный народ.

Как бы ни отгораживали Михаила Шолохова от этого наследия социальными перегородками - «иногородний», «выходец из трудовых низов», «юношей-комсомольцем бился с кулаками» и т. п., - он не мог быть отделен, оторван от этой земли, ее чудесного языка, песен о «батюшке тихом Доне »...

Что такое само казачество для ребенка и юноши Шолохова? Может быть, он не понимал, почему казаки, часто неотделимые в скачке от коня и седла, суровые люди, верящие, однако, как дети, в колдовство, заговоры, приметы, так аристократически презирают мужиков? Все дело в том, что казаки не были крепостными, они - потомки свободных людей, они выстрадали свою вольность. Казачество (и станица) для Шолохова не сословие, не каста, не военный лагерь некоей военно-общинной вольницы, а наиболее яркое, живописное воплощение всех сложных и разных нравственных качеств России - ее природной свободы («воли») и, увы, политической наивности, слепоты, одержимости страстями и детской доверчивости.

Веками (со времен Разина, Пугачева) донская земля, «Донщина» была гнездом колоритнейшего народного быта, «Гуляй-полем», пристанищем самых вольнолюбивых и дерзких натур.

Сестра Григория Мелехова Дуняшка, тоже казачка, искренне смеется, когда видит, как в 1919 г. въехавшие в их хутор «всадники (красноармейцы), безобразно подпрыгивая, затряслись на драгунских седлах» («Тихий Дон»). Увы, эта достовернейшая подробность в романе, возникшая естественно, как дыхание, как голос памяти, породила злое обвинение: «Да разве можно так писать о красноармейцах?! Да ведь это же контрреволюция!» И писатель вынужден был ссылаться на впечатления детства и юности: ведь есть же седла казачьи, с высокими луками и подушкой, и «драгунские», в которых, естественно, и ехать нельзя, «не подпрыгивая», «не улягая».

Казачество - это состояние целого края, сообщества людей, когда рядом почти нераздельно существовали и «война» и «мир», пашня, курень (изба), тихие могучие волы и боевой конь, копье, всегдашняя готовность мужчин к походу, сражению. В какой-то мере это была обширная «Запорожская Сечь», подобная той, что изображена в «Тарасе Бульбе» Гоголя. И даже подобная тому состоянию Руси, когда воины были «с конца копья вскормлены» («Слово о полку Игореве»). Ho рядом с «войной» и «миром» как возвышенными состояниями духа жил еще и анархический «бунт»: с Дона вышли некогда и Разин, и Пугачев - воплощение «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

В «Тихом Доне» Шолохов внятно скажет об этой двойственности поведения казаков в феврале 1917 г.: с одной стороны, казаки, включая императорский конвой из казаков, так и не поняли «отречения» царя, чересчур светского жеста, не приняли отречения душевно, но, с другой стороны, и не стали бороться с агрессивной заводской и мужицкой Русью за царя, империю, за старый строй. Таков был их исторический кругозор. «Сердце царево в руке Божьей», - верили они. Бог «выронил» его, «выронил» Россию - делать нечего, Бог и спасет ее.

В казачьей общине были, безусловно, и свои «богачи» и «бедняки». Ho Шолохов-юноша застал еще и дух своеобразного равенства, общности, уважения к личному мужеству, удали, трудолюбию. Богач Коршунов в «Тихом Доне», видя трудолюбие бедноватой семьи Мелеховых, отдал свою дочь в этот куда менее обеспеченный дом. Что-то искусственное есть в той «ячейке» подпольщиков, раскалывающих хутор Татарский, которую сколотил функционер Штокман: ей фактически неоткуда было взяться! Когда Штокман был арестован, то казак, отвозящий его в тюрьму, ощущая полнейшую инородность этого агитатора, боится говорить с ним, кричит «дичалым хриплым голосом:

Сиди! Зарублю!

В первый раз за свою простую жизнь видел он человека, который против самого царя шел».

Так «отстало» казачество от времени, от всех стадий созревания революции. Царей уже умели убивать. Ho как же оно опередило всех в другом: в глубочайшей любви к земле, к воле, в красоте и мощи чувств! Отчетливее всего врезалось в память писателя всеобщее устремление казаков, детей природы, к земле, к круговороту природы, к простым и ясным для каждого первоосновам человеческого бытия, свободным от всякой «политики», от листовок и лозунгов, от проповедей вражды. «...Когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, - выедет в степь; держась наскучившимися по работе руками за чапиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представлял себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, - теплело на душе» - так сказал писатель о главном жизнеощущении Григория Мелехова.

В такие мгновения жизнь неделима на «проклятое» прошлое и «светлое» будущее, на нечто «реакционное» и сугубо «революционное». Здесь, в степи, над Доном, каждое усилие пахаря, женщины-матери - путь к единению с миром, а не путь раскола. Жизнь здесь знает свою красоту. Саму степь или Дон не нужно сравнивать с чем-то вне их стоящим, с доктриной, программой, чтобы «похвалить» их ценность! Казачьи полки, возвращаясь со службы, переезжая через «тихий Дон», единственный для них, восторженно и умиленно бросали в реку что-то памятное! В этом труде на пашне, в воскрешении на благо человека животворящей силы земли в сущности есть все, что где-то называют красотой, добром, светом, вечностью, свободой.

Дон потому и считался реакционным, «непрогрессивным», что здесь одна часть народа долго не желала делиться на классы, явно не хотела никак истреблять другую во имя идеи. И как же трудно было вести Штокману «агитработу» в застойном хуторе Татарском! В такой косной массе, дорожащей настоящим, живущей единством. Даже свирепая драка казаков на мельнице с украинцами-тавричанами (из-за очереди на помол) совсем не похожа на желанный Штокману эпизод классовой борьбы, пробуждения революционного сознания: возы с зерном и у тех и у других одинаково обильны...

Даже в 1917 г., пройдя сквозь стихию смертей на войне, холодные окопы, ожесточение атак, казаки не понимают, как может Бунчук мгновенно, без суда убить офицера-монархиста Калмыкова (буквально заткнуть ему рот) в ответ на его непонятные казакам обвинения в адрес большевиков: «Вы не партия, а банда гнусных подонков общества! Кто вами руководит? - немецкий главный штаб!» «Пуля вошла ему в рот, - сообщает писатель о выстреле Бунчука, - взвилось хрипатое эхо». А что же делают и ощущают онемевшие казаки? Они ошеломлены и лишь тупо, совершенно бессмысленно (для Бунчука) спрашивают агитатора-палача, разделяющего народ на врагов:

«- Митрич... Что же ты, Митрич?.. За что ты его?

Бунчук сжал плечи Дугина; вонзая в глаза ему насталенный (необычный, говорящий о чужеродности этой психологии ненависти неологизм. - В. Ч.), неломкий взгляд, сказал странно спокойным потухшим голосом:

Они нас или мы их!.. Середки нету. На кровь - кровью...»

«Донские рассказы» (1920) и «Лазоревая степь» (1920) как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон» (1928-1940). Известно, что «Тихий Дон» заканчивается многозначительной сценой. Ее можно назвать так: «Прощай, оружие»... Григорий Мелехов по мартовскому льду переходит Дон, уже видя родной дом, и бросает под лед винтовку, подсумок, патроны (невольно, по инерции пересчитав их). Он бросает то, с чем не расставался с 1914 г., т. е. целых шесть лет. Сам Шолохов ценил это мгновение прощания с оружием, пожалуй, выше, чем знаменитую сцену встречи Григория с сыном Мишаткой. «Гришка выбросил оружие под лед, - тихо сказал Михаил Александрович. - Под лед! - усилил он интонацию в голосе. - Мелехов вернулся к родной земле! В нем еще жива душа. В этом - его сила! Вот это и есть самая большая находка!» -вспоминал один из современников писателя.

«Донские рассказы» - это не прощание, а встреча с оружием, это стихия ожесточения, а не примирения. Говоря о «Донских рассказах», один из старейших шолоховедов Ф. Г. Бирюков искренне признается: «Страницы рассказов густо окрашены кровью». Это печально, но, увы, действительно так: молодой писатель хотя и воссоздает притихшую Донщину (после решающих сражений Гражданской войны, ухода Деникина и даже Врангеля из Крыма), но как бы раздувает гаснущие огоньки вражды, превращает мелкие банды и красные продотряды в своего рода долговременно действующие армии, вечно подстерегающие друг друга, нападающие внезапно. Здесь война без границ, без фронтов. Она бушует в семьях, истребляет руками отцов детей и наоборот. Сюжеты кровопролитий, братоубийств, сыноубийств на почве всячески подчеркиваемого классового размежевания, социального типового конфликта весьма иллюстративно изображенных «богачей» и «бедноты» буквально переполняют книгу. Фактически вся серия донских новелл предельно социологична, основана на типовых ситуациях избиения, уничтожения части народа другой его частью. Доводы для истребления - на уровне агитки, лозунга.

В рассказе «Родинка», например, белогвардейский атаман зарубил в бою красного командира... по родинке узнал в умирающем сына и покончил с собой после этого открытия:

«Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя...

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот...»

В рассказе «Продкомиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж... Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Игнат позволяет себе только маленькую слабость, говорит отцу «придушенно»: «He серчай, батя...» Правда, и сам - этим подчеркнута человечность героя - в финале погиб, спасая от банды ребенка.

Такой концентрации нарочито классовых схваток, глубины деления народа на классы, в целом стихии крово-разлития, пожалуй, вся проза 20-х гг. достигала лишь в отдельных произведениях: в «России, кровью умытой» (1924-1936) А. Веселого, в повестях «Черноземье» (1922) П. Низового и «Ватага» (1924) В. Шишкова. А автор последней даже назвал эту повесть о жутком кровопролитии в Сибири, в Кузнецке, организованном анархистом-партизаном Зыковым, «страшная русская сказка-быль».

Молодой Шолохов, воспроизводя, сгущая, концентрируя страшные эпизоды и мотивы ненависти, ожесточения, писал отнюдь не сказки, не что-то чрезвычайное в жизни. Он враг романтических красот, он яростно повторял уже в те годы, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать погибающим состояния, когда они «умирали, захлебываясь красивыми словами»: «Поросшие подорожником и лебедой окопы (их можно видеть на прогоне за каждой станицей), молчаливые свидетели недавних боев, могли бы порассказать о том, как безобразно просто умирали в них люди» («О Колчаке, крапиве и прочем»).

«Донские рассказы» порой подчеркнуто натуралистичны, антиромантичны, а в языковом плане активно обращены к достовернейшей просторечной народной стихии языка. Такие словечки и обороты речи, как откелъ, играйся, займаешься, опосля, вы для меня есть порожнее ничтожество, из хаты слышалось плачущее кряхтенье раненого пулеметчика, прохрипел, набухая злобой и т. п., призваны были подчеркнуть прозаичность, будничность всего происходящего.

Однако полной победы над абстракциями, догмами о смысле, о «красоте» Гражданской войны молодой художник добиться еще не мог. В целом он ориентировался на господствовавшую в те годы «сабельную традицию» изображения, героизации Гражданской войны. Считалось, что революция и Гражданская война - это явный праздник трудящихся и эксплуатируемых, время их безграничного торжества над богачами, угнетателями, мести труда капиталу. Даже мести Христу-капиталисту! Нет вообще убийства как такового - есть классовая месть, не сдерживаемая никакой общечеловеческой моралью. А значит, отменяются и муки совести, чувство греха...

В 1921 г. был вынужденно принят нэп, принят после массы крестьянских восстаний (на Тамбовщине, в Сибири). Уже нельзя было беззастенчиво, на основе «революционного правосознания», выгребать хлеб у крестьян во имя революции. Правда, целый ряд писателей, без конца воспевавших сабельные деяния, рубку, романтику классовой мести, испытали чувство разочарования, утраты Родины-революции, испуга за весомость своих фраз, псалмов о «красной правде» Октября: так, поэту Н. Асееву казалось, что «крашено рыжим, а не красным время», что даже знамена «порыжели», и он отворачивался от времени: «Как я буду твоим поэтом?»

Молодой Шолохов тоже по-своему не осознал, что язык и нравы военного коммунизма, язык насилия и скорейшей казни буржуев в 1923-1925 гг. в измученной стране уже несостоятельны. С каким-то азартом юности, со свирепой резвостью, провоцирующей революционную нетерпеливость, Шолохов раздувает угольки гаснущего костра... В «Донских рассказах» сконструирован мир, где еще действует закон: «Ваше слово, товарищ маузер...» Хлеб у крестьян отбирается в атмосфере самосуда.

«Я - человек прямой, у меня без дуростев, я хлеб с нахрапом качал. Приду со своими ангелами к казаку, какой побогаче, и сначала его ультиматой: „Хлеб!“ - „Нету“. - „Как нету?“ - „Никак, говорит, гадюка, нету“. Ну я ему, - говорит герой рассказа, - конечно, без жалостей маузер в пупок воткну и говорю малокровным голосом: „Десять пулев в самостреле, десять раз убью, десять раз закопаю и обратно наружу вырою! Везешь!“» («О Донпродкоме и злоключениях заместителя Донпродкома товарища Птицына», 1923-1925).

Безусловно, молодой Шолохов уже умел стягивать, собирать события и характеры в тесное пространство «малоформатного» рассказа, раскрывать мозаику взаимосвязей личности и ее окружения, отбирать детали и словесные краски для передачи душевных самодвижений, самоанализа героев. Он прекрасно понял технологию новеллы: в ней - краткость «малых действий», быстрое развертывание конфликта, характера на тесной, мгновенно разрушающейся площадке, неожиданная концовка. Шолоховский новеллистический мир уже очень отчетливо виден и слышен.

Он уже умеет изображать и само... слово! Естественное течение речи очень умело перебивается, нарушается вторжением метафоры, яркого сравнения, неожиданного эпитета, изгоняющих автоматизм восприятия текста. Картину мира, его слышимость и видимость резко обогащают, например, такие сближения природного и душевного мира, как «зазывно помаргивает смерть»; «сады обневестились: зацвели цветом молочно-розовым»; «ночь раскрылатиласъ над степью и молочной мутью закутала дворы»; «набат звонко хлестнул тишину и расплескался над спящей станицей»; «ветер дурашливо взвихрил и закружил белесую пыль»; «батьке вязы свернут» (т. е. погубят, убьют) и т. п.

Целый ряд рассказов (скажем, «Жеребенок» и особенно «Шибалково семя») свидетельствовал о том, что Шолохова уже не устраивала поэтика агиток, лозунгов, примитивных объяснений творящихся кровопролитий. Герои его обладают как бы двумя уровнями сознания, двумя глубинами души. У них образовался поверхностный, самый «политизированный» слой якобы сознания, внедренная извне система оценок, выводов, которые, в сущности, чужеродны, подброшены листовкой, докладом, криком оратора на митингах, лукавой агитбеседой. Едва ли можно предположить, что уже и тогда Шолохова устраивали целиком такие пустые словесные трафареты для «объяснения» убийств или для обоснования добрых поступков, которые мелькают в «Донских рассказах»:

«Петька Кремнев сказал как-то: Махно - буржуйский наемник» («Путь-дороженька»);

«А теперь мы тебя вылечили, пускай твое сердце еще постучит - на пользу рабоче-крестьянской власти» («Алешкино сердце»);

«Я матерно их агитировал, и все со мной согласились, что Советская власть есть мать наша кормилица и за ейный подол должны мы все категорически держаться» («Председатель реввоенсовета Республики»).

Ho уже в это время молодой прозаик почувствовал: есть в людях (кроме «политизированного» слоя сознания) и иная глубина, совсем иной слой мироощущений, ответственности за жизнь, за народ и Россию. Эта глубина и сложнее, и важнее, тем более ярче слоя чужеродной политизированной словесной трескотни.

Бесхитростный Яша Шибалок, пулеметчик сотни особого назначения в рассказе «Шибалково семя», проще говоря, винтик в машине насилия, неожиданно вносит исправление, «коррективу» в мораль, предписанную насилием, во всю пресловутую романтику расстрелов. Он убил совестливую «шпионку» из банды атамана Григорьева, но на грубоватое, жестокое предложение сотни относительно младенца, своего и этой шпионки сына, вдруг нашел иную, не предусмотренную механизмом террора общечеловеческую правду, нашел свой ответ:

«Хлебнул я горюшка с этим дитем.

За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок? - говорили, бывало, казаки.

А мне жалко постреленка до крайности. Думаю: "Нехай растет, батьке вязы свернут - сын будет власть Советскую оборонять. Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство останется"».

Место «Донских рассказов» по отношению к «Тихому Дону» нельзя толковать однозначно. Они действительно подготовили будущую эпопею, помогли писателю подняться над узкими схемами, догмами о радостной «революции-празднике», были этапом прозрения, ступенью в обогащении просторечием самого языка, школой образности... «Тихий Дон» развивал многое, что робко пробивалось в ряде «Донских рассказов». Ho, с другой стороны, Шолохов в «Тихом Доне» часто явно преодолевал тот культ насилия, жаргон «ультиматумов», идеал бойца - винтика революции «с Лениным в башке и с наганом в руке», которые объективно господствовали в этом раннем его цикле. Если в «Донских рассказах» только красноармеец Трофим (а не «беляк»), например, мог погибнуть, спасая жеребенка, а убивший его белый офицер лишь «равнодушно двинул затвором карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу», то в «Тихом Доне» и офицер Листницкий, и множество других персонажей из «белого стана», и тем более Григорий Мелехов возвышены до глубокого понимания красоты Донского края, ценности человеческой жизни, вообще всего, что «душу облекает в плоть»...

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Шолохов Михаил Александрович, лауреат Нобелевской премии, советский писатель и деятель родился в мае 1905 года (10) на х. Кружилин в Донецком округе.

Отец, Александр Михайлович Шолохов, был выходцем из Рязанской губернии, занимался земледелием на арендованной земле, затем был приказчиком и управляющим мельницей. Жизненный и творческий путь Шолохова Черникова Анастасия Даниловна, мать Шолохова, была дочерью крепостного крестьянина с Черниговщины.

В начале 1-й мировой войны Шолохов учился в Москве, а затем продолжил учебу в Воронежской губернии, в Вёшенской, закончив всего четыре класса гимназии.

В период 1920 - 1922 гг. Шолохов жил и работал в станице Каргинской, занимался делопроизводством и преподавал, участвовал в программе переписи населения. В 1922 году Шолохов решил продолжить образование в Москве и попробовать себя в писательстве. Не имея направления комсомола и трудового стажа, Шолохову не удалось поступить на рабочий факультет. Пришлось работать каменщиком, грузчиком, разнорабочим. Параллельно с тяжелым физическим трудом, Михаил Александрович занимается и своим духовным развитием: входил в литературное общество «Молодая гвардия», посещает занятия О. Брик, В. Шкловского, Н. Асеева.

Первые юмористические и прочие рассказы были напечатаны в газете «Юношеская правда» в 1923 году, в том числе и рассказ «Родинка», ставший в последствии широко известным. В декабре 1923 года Шолохов возвращается в Каргинскую, а затем в Букановскую станицу, где в январе 1924 года женится на Громославской Г. П. (дочери бывшего атамана). В браке у Шолохова родилось четверо детей: Александр, Светлана, Мария, Михаил.

Огромную известность в России и за её пределами принёс Шолохову роман «Тихий Дон», опубликованный в 1940 году, но написанный, однако, намного раньше – с 1928 по 1932 годы. В 1941 году «Тихий дон» перевели на Европейские и восточные языки. Жизненный и творческий путь Шолохова А за свое произведение «Поднятая Целина» Михаил Александрович получает Ленинскую премию в 1960-м.

Военные произведения писатели имели не меньшую известность, не смотря на то, что публиковались они отрывками.

Эти произведения появились под впечатление работы корреспондентом в военные годы. В послевоенное время Михаил Александрович занимается патриотической публицистикой, пишет «Слово о Родине», «Свет и мрак», «Борьба продолжается» и прочие произведения патриотической тематики. До конца жизни Шолохов жил в Вёшенской, где его дом стал впоследствии музеем. Обе премии он потратил на благотворительность, передав Сталинскую премию в оборонный фонд, а Нобелевскую премию – на постройку Вёшенской школы. С 1960х годов отошёл от литературы, увлёкся охотой и рыбалкой. Жизненный и творческий путь Шолохова

Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.

Великий советский писатель М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин, когда-то Донецкой, а ныне Ростовской области. Рассматривая тему «Биография Шолохова, кратко о главном», непременно стоит отметить, что родился будущий писатель под фамилией Кузнецов, но потом в 1912 году он сменил ее на Шолохов, но об этом чуть позже. Свое начальное образование он получил в Москве, еще в Первую мировую, но потом продолжил свое обучение в гимназии города Богучар (Воронежской губ.). Затем в 1922 году опять вернулся в Москву, чтобы поступить в институт, но не поступив туда, чтобы прокормиться, начал подрабатывать разнорабочим. Свое свободное от работы время Шолохов тратил на самообразование.

Биография Шолохова. Кратко самое главное

Его отец - Шолохов Александр Михайлович - был родом из Рязанской губернии. Он занимался скупкой скота, сеял хлеб, был приказчиком на коммерческом предприятии, потом управляющим на мельнице. Дед писателя был купцом третьей гильдии.

Матерью писателя была Черникова Анастасия Даниловна, дочь бывшего крепостного крестьянина и переселенца на Дон. Став сиротой, она была выдана замуж своей хозяйкой-помещицей Поповой за сына казачьего станичного атамана Кузнецова.

Но потом все же она ушла от своего супруга к Александру Шолохову. Их сын родился незаконнорожденным, и поэтому сначала носил фамилию Кузнецова. Уже после того, как ее официальный муж в 1912 году умер, она смогла обвенчаться с Шолоховым и переписать сына на его фамилию.

Биография Шолохова кратко и без преувеличений рассказывает о тяжелой жизни людей, которые пережили войны, нищету и разруху. Все это писатель видел своими глазами, и его судьба не отличалась от судеб миллионов других русских людей, у которых были аресты, ссылки и плен, но Шолохову необычайно везло, и он смог прожить достойную для советского человека жизнь.

Начало творчества

Печататься он начал в 1923 году. На тот момент это были фельетоны, но потом за ними пошли рассказы, которые позже, в 1926-1927 гг. составили три сборника: «Лазоревая степь», «Донские рассказы», «О Колчаке, крапиве и прочем».

Но самую большую популярность Шолохову принесло эпопейное произведение «Тихий Дон» (1928-1940 гг.). Это произведение было переведено на многие языки и получило широкую известность не только в Советском Союзе, но и за его пределами.

"Поднятая целина"

А потом последовал еще один не менее известный литературный шедевр, двухтомник о временах коллективизации - «Поднятая целина» (1932-1959 гг.). За него писатель получил Ленинскую премию.

Биография Шолохова кратко рассказывает, что в годы Второй мировой он служил военным корреспондентом и написал несколько очерков и рассказов: «Наука ненависти», «Казаки», «На Дону» и т.д.

Очень известными произведениями Шолохова стали «Судьба человека» (1956 г.) и роман, который так и остался незаконченным, - «Они сражались за Родину» (1942-1969 гг.).

Нобелевская премия и последние годы

Биография Шолохова (кратко) отмечает еще и тот факт, что в 1965 году за роман «Тихий Дон» ему вручили одну из самых престижных мировых наград в мире литературы - Нобелевскую премию. Вообще, писатель Шолохов имел много наград от правительства, в том числе Сталинскую премию (1941 г.), Ленинскую премию (1960 г.). Он был академиком АН СССР (1939 г.), дважды Героем Социалистического Труда (1967, 1980 гг.). В 1943 году ему дали звание полковника.

В 60-е Шолохов уже практически ничего не писал, он любил ходить на рыбалку и на охоту. Основную часть своих средств он направлял на благотворительность.

Зимой 21 февраля 1984 года писателя не стало. Он умер от рака гортани. Шолохова похоронили во дворе его дома в станице Вешенской, расположенной на берегу прославленной им реки Дона.

Со своей женой М.П. Громославской - дочерью одного их казачьих атаманов - он прожил в браке 60 лет. Женился он на ней в 1924 году, в их семье родилось четверо детей.

Шолохов: биография кратко. Таблица

Родился М. А. Шолохов

Впервые начал издаваться в газетной печати

Вышли книги «Донские рассказы», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Лазоревая степь».

Создавалась литературная эпопея «Тихий Дон»

Написан роман «Поднятая целина»

Вышло произведение «Судьба человека»

Получил Ленинскую премию за произведение «Поднятая целина»

Шолохову дали Нобелевскую премию за «Тихий дон»

1967, 1980 гг.

Награжден званием Героя Социалистического Труда, дважды

21.02.1984 гг.

Умер от рака и похоронен в станице Вешенской возле Дона

Михаил Александрович стал одним из немногих советских писателей, кому было позволено говорить правду вождю. Его жизнь и творчество органично вплелись в период построения социализма. Изучая биографию Шолохова кратко, невозможно усомниться в его таланте и любви к своей земле. Но однажды в советском обществе все же возникли сомнения насчет его авторства написанных им произведений. Однако комиссия, созданная по распоряжению самого Иосифа Виссарионовича, тщательно изучив его черновики и рукописи, подтвердила авторство его произведений.

Выбор редакции
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...

Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...