Как живут в спальных районах марокко. Как живут в марокко и стоит ли туда переезжать


Валерия (Амира)
Возраст: 25 лет

Я родилась в Киеве 25 лет назад. Чтобы чем-то меня занять в подростковом возрасте и уменьшить количество бесполезного времяпрепровождения во дворе, мама отдала меня на курсы английского, там у меня появилась любовь к иностранным языкам. Ближе к окончанию школы я уже твердо знала, что поступать буду в лингвистический университет. За это время я окончила курсы английского, год попробовала себя в испанском языке, а любовь ко всему восточному подтолкнула меня к идее подавать документы и на факультет турецкого языка (просто потому что там латиница; к арабскому я относилась с пренебрежением и, когда родители предлагали его учить, фыркала: «Сами учите эти каляки»).

Поступила я в Киевский национальный лингвистический университет на испанскую филологию. На первых курсах я между тем с ностальгией вспоминала Турцию и Египет, куда мы ездили отдыхать. Там я впервые услышала азан, увидела покрытых с ног до головы мусульманок. По моей юношеской наивности я была уверена, что все мусульмане выглядят как те, которых мы видим в курортной зоне. Так было до поездки в ОАЭ, где я увидела ислам совсем с другой стороны. «Угнетенные мусульманские женщины» больше не казались мне угнетенными, напротив, они с такой гордостью носили свои хиджабы, что мне они показались очень счастливыми, а любые сообщения украинских и российских СМИ о незавидной женской роли в исламе - враньем. Мой энтузиазм и интерес долго ограничивался парой групп «ВКонтакте», где я ежедневно читала простые и интересные факты о мусульманских странах и исламе.

Однажды в группе опубликовали пост о благе тому, кто прочтет суру Аль-Каф («Пещера») в этот день (была пятница). Мое любопытство заставило меня взять в руки экземпляр Корана и прочесть ее. Дома у нас были и Библия, и Коран, потому что моя мама читала их для сравнения. Так я ради интереса начала читать Коран. Я мечтала сходить в мечеть, у нас она в Киеве есть, но у меня не было компании, а сама я туда идти боялась. Время шло, и я поняла, что это все действительно мое, я хочу принять ислам. Я перерыла интернет в поисках того, что для этого надо, и поняла, что даже одного намерения достаточно (ведь откуда мне было взять свидетелей-мусульман, если среди моих друзей таковых не было?). На свой день рождения я прочла шахаду. Этот день стал для меня особенным: 19 апреля 2013 года. Я родилась заново. Конечно, покрыться мне не хватало смелости, поэтому о хиджабе как об основополагающей части моей веры я не думала. В августе того же года в фейсбуке я познакомилась со своим будущим мужем, из приличия ответив на его вопрос, действительно ли я мусульманка. Одно сообщение за другим, и мы стали общаться. Будущий муж стал для меня первым учителем по исламу, терпеливо отвечал на все мои вопросы. Потом, собравшись с мыслями, я решила пойти в мечеть. Спасибо моим родителям, что поддержали меня в этот момент и поехали со мной. Для меня это было очень важно. Там я стала ходить на занятия по основам религии (мухтасар) и начала учить арабский алфавит. Теперь он мне уже нравился.

Поскольку мой новый «знакомый» оказался из Марокко, я мигом вспомнила о сериале «Клон» - часть сюжета разворачивается именно в этой стране, если вы помните. Я стала смотреть его, чтобы понять быт и культуру. У меня как у новообращенной мусульманки некоторые моменты не укладывались в голове: Жади с покрытыми волосами и голыми плечами совсем не была похожа на мусульманку, каковой она должна была быть. На все подобные размышления мой будущий супруг находил очень логические доводы, объяснения и факты. Мы решили пожениться, когда он приедет ко мне в Киев. Я сделала приглашение, он купил билеты, забронировал отель около моего дома. Ровно через 7 месяцев со дня знакомства он сошел с трапа самолета на украинскую землю. Через 2 дня мы прочитали никах в мечети. Помню удивленную улыбку нашего фотографа, которая искренне не понимала, почему мы не могли взять друг друга за руку до заключения брака. Две недели он пробыл в Украине, а потом снова вернулся в Марокко. Пока муж был в Киеве, мы подали документы на визу в Марокко на лето.

Переезд самым сложным оказался для моих родителей: я единственный ребенок в семье и собралась жить за тридевять земель. Страна мне показалась колоритной, интересной, все такие приветливые, улыбчивые. Только потом я узнала, что, если человек здесь улыбается вам при встрече, это не значит, что он продолжит быть доброжелательным к вам, когда вы отворачиваетесь.

Жених и невеста всю гулянку должны сидеть на троне, есть нельзя. Невесту только забирают переодевать

Но эти нюансы менталитета и воспитания стали мне понятными не сразу. Встретили нас хорошо. Первый шок случился на свадьбе: нам практически ничего не подарили. Было больше сотни гостей, а из подарков два набора посуды, три набора стаканов (у нас они в супермаркете по три доллара), рамка для фото и два одеяла. За первым шоком сразу же был второй: подарки вручались родителям мужа. Они же их все и распечатали, отчитавшись лишь с утра: «Вот смотрите - это вам подарили и это». Дарили ли деньги, я никогда не узнаю. Знаю лишь, что некоторые суммы дарили специально для свадьбы: чтобы сделать ее помпезной. Здесь, кстати, отношение к свадьбам, мягко скажем, особенное: такой показухи я не видела нигде. Последнюю копейку отдадут, могут кредиты брать и сидеть на молоке и яйцах, но свадьбу отгуляют со сменой пяти кафтанов для невесты (чем больше раз меняют одежду, тем выше статус у пары).

Мы свадьбу гуляли в доме двоюродного брата свекрови. Его жена училась на Украине в медицинском, поэтому была рада такому знакомству. Мужчины сидели отдельно от женщин. Женщины находились в салоне (салон, кстати, центр любого марокканского дома), там был установлен трон жениха и невесты: для меня и для супруга, естественно. Мужчины праздновали в саду. Сделано это для удобства женщин: они могут снять хиджаб и вдоволь потанцевать. Повара готовили еду, официанты разносили. Жених и невеста всю гулянку должны сидеть на троне, есть нельзя. Невесту только забирают переодевать. У меня было два платья: пакистанский кафтан я привезла из Киева, а марокканскую национальную такшиту мне сшила свекровь. Она портниха и шьет только традиционную одежду. Только когда меня забрали переодеваться, в комнате я могла что-то съесть. Потом кортеж с молодоженами везет их в новый дом, все едут следом и сигналят, а на следующий день продолжают праздновать.

Мои мама с папой совершенно не были против брака, поддерживали меня, страшило их только расстояние. Родители мужа отнеслись к нашему браку благосклонно. Муж еще с подросткового возраста говорил, что на местной не женится. Ему не нравится марокканский менталитет, и теперь я понимаю почему.

Марокканские женщины в большинстве своем алчные и корыстные. Деньги и золото - это все, что их волнует. Преданность вере марокканок тоже вызывает сомнения, впрочем, как и всех этнических мусульманок. Дело в том, что женщина может носить хиджаб всю жизнь и так и не узнать, зачем она это делает. Просто такая дань традиции или потому что в семье так делают. Торчащие волосы из-под платка или платок с джинсами в обтяжку - грустная норма. Мусульманки лицемерны в религии и многое делают напоказ, не имея благих намерений. Конечно, бывают и другие истории, но сейчас такое отношение женщин к исламу и материальным ценностям можно наблюдать регулярно.

После свадьбы мы сменили два жилья. Первые две квартиры были в традиционных домах, обычно в них четыре-пять этажей. В первой мы жили на последнем, четвертом, этаже, под террасой. Летом была невыносимая жара, потому что терраса нагревалась, а зимой - дикий холод. Я сидела дома в двух шерстяных свитерах и двух штанах, поверх которых накидывала домашний халат, и все равно было холодно. На улицу можно было выйти погреться, но так как мы жили на четвертом этаже (в Марокко счет идет не с первого этажа, потому что там обычно гаражи и помещения, которые сдают под магазины), потолки были высокими, а я - беременной, мне не хотелось слишком часто спускаться и подниматься. Пожили мы там полгода и переехали на соседнюю улицу, там уже жили на втором этаже. Было теплее и намного удобнее. Пять месяцев назад мы переехали в жилой комплекс. В Марокко их все больше и больше. Многие марокканцы всю жизнь жилье снимают, а не покупают. Цена аренды зависит от места: в Касабланке можно снять квартиру на периферии в старом доме долларов за 350, а в Танжере такие же апартаменты в центре обойдутся в 120. Малюсенькое экономжилье в Марокко стоит от 25 тысяч долларов, а удобные и большие квартиры - от 70.

У марокканского быта много общих мест с бытом украинским, но, с другой стороны, многие вещи здесь воспринимаются по-другому. Например, жаловаться на здравоохранение не придется, если найти хорошего врача: по везению или через знакомых. Всю беременность я наблюдалась у русской женщины, которая тоже жила в Тетуане. Врач она от Бога, и я рада, что мне посоветовала встретиться с ней моя подруга (она тоже русская).

Рожала я уже у марокканки, по совету нашего врача, и осталась довольна ее отношением. Роддомов здесь как таковых нет, в клиниках есть родильные залы, из которых выписывают на следующий день. Так что надо быть бодрой!

Разницы в жилищных условиях между Марокко и Украиной я сейчас не чувствую, потому что живу в обыкновенном ЖК. До самого большого в городе супермаркета - пять минут пешком; вокруг много магазинов одежды, мебели, спортивных товаров, а еще везде открыты кафе. В Марокко есть и мировые сети: Venezia Ice, Pizza Hut, McDonald"s. Несетевые заведения обычно маленькие: кофе и закуски и несколько столиков. Вокруг жилых комплексов всегда есть ларьки с фруктами, товарами для дома и самыми необходимыми продуктами, и все под носом. Мне здесь все очень нравится. Вообще, ощущение от жизни логичным образом зависит от уровня дохода и условий, которые вы можете себе позволить. Бывает по-разному.

Марокканская кухня, о которой в СНГ почти никто ничего не знает, очень классная, насыщенная и разнообразная. Почти сразу же, как я приехала, муж научил меня готовить традиционный бархатный суп - хариру - и сейчас говорит, что он у меня получается даже лучше, чем у его мамы. Маме он, конечно, в этом не признается, но она сама нахваливает украинскую невестку, когда ее спрашивают, умею ли я готовить (читай: не морю ли я мужа голодом). Марокканцы преданы своей национальной кухне, а ко всем остальным относятся с прохладой. Позже я научилась делать рыбный тажин и еще один северомарокканский суп - байсар. А вот кускус не осилила: муторно. На удивление всем, мой марокканец очень любит наши блюда, поэтому мне легче в этом плане. С удовольствием ест борщ, гречневый суп, сырники, перловку, ну а самое любимое блюдо у него - это гречневая каша с грибочками и куриной грудкой. У нас она по пятницам (гречка сместила традиционный пятничный кускус).

Если рядом будут сидеть двое мужчин, ни один не уступит место женщине - сидеть рядом с незнакомым мужчиной в Марокко не надо. Поэтому часто женщины стоят около своих мужей

Города в Марокко разные, устройство во многом зависит от того, когда они строились, но в каждом обязательно есть медина (старая часть города). Там всегда самые классные базары. Там можно найти самые красивые и интересные вещицы, которых не будет ни в одном супермаркете. Когда я приехала в Марокко, я ожидала примерно такую картину: пустыня, по которой медленно идут берберские караваны верблюдов, касбы (крепости), небольшие древние городишки с мединами и узенькими улочками, но Марокко на самом деле намного более развитая и современная страна, а верблюды и узкие мощеные улицы - туристическая приманка, потому что это экзотично.

В Рабате и Касабланке, например, отличные трамвайные сети с прекрасным оснащением и красивыми вагонами. Автобусы есть в любом городе: заходишь через задние двери, платишь за проезд, потом выходишь через любые. Зайцев отлавливают контролеры. Если рядом будут сидеть двое мужчин, ни один не уступит место женщине - сидеть рядом с незнакомым мужчиной в Марокко не надо. Поэтому часто женщины стоят около своих мужей. Есть такси: маленькие ездят в пределах города, а покрупнее перевозят по шесть человек зараз, и тут уже расстояние варьируется. Вообще, без личного автомобиля в Марокко трудно, потому что нет такой системы общественного транспорта, которая была бы удобна для передвижения в любую часть поселения или района.

Городская и общественная жизнь идет своим чередом. Люди, например, любят чужих детей и всегда стараются залезть в коляску лицом, чтобы поцеловать незнакомого ребенка. Мне понятно, что это от доброжелательности, но как молодая мама я этому противлюсь по объективным причинам. С другой стороны, есть и позитивные моменты: если ребенок бежит, запинается и падает, все взрослые еще до того, как он все понял и начал плакать, начинают хлопать в ладоши и кричать: «Браво!» Это гениальная находка, на мой взгляд. У воспитания детей есть и минусы, конечно: мамы редко гуляют с малышами, в Марокко не так много рекреационных кружков и студий, поэтому часто после школы они просто болтаются на улицах. Если в семье их должным образом не воспитывали, то и поведение у них соответствующее. Семьи в Марокко в большинстве своем многодетные, и, к сожалению, мамы иногда совсем не уделяют своим ребятам внимания: любят трещать с подружками на улице, пока дитя ищет приключений.

Российским и украинским властям можно только поучиться профессионализму местных управленцев, которые укладывают среди прочего качественные дороги и следят за развитием инфраструктуры

Народных праздников в Марокко немного: все знают, что мусульманских вообще два, и именно их отмечают с наибольшей радостью. По окончании священного месяца Рамадан - Ид аль-Фитр и окончание паломничества - Ид аль-Адха (на родине более известный как Курбан-байрам). Остальное к религии не относится, хотя в Марокко и устраивают гулянья на Маулид ан-Наби - день рождения пророка Мухаммеда (очень современный «праздник», совсем недавно его начали отмечать) или день Ашура, в который были созданы небеса, земля и первый человек - пророк Адам. Отмечают Зеленый марш (когда марокканцы совершили массовый поход в Сахару), День независимости, День трона. День молодежи всегда отмечают вместе с днем рождения короля. Сменится король - сменится и дата для первого праздника. Короля любят и гордятся им. Он отстраивает страну. Российским и украинским властям можно только поучиться профессионализму местных управленцев, которые укладывают среди прочего качественные дороги и следят за развитием инфраструктуры. В забытых деревнях и то ровненький асфальт. Король заботится об историческом наследии страны, реставрирует античные постройки и храмы. Медицина и образование в Марокко на приличном уровне, правда, нужно платить. И чем больше платишь - тем лучше. Но так везде.

Официальных языков в Марокко два: берберский и арабский, французский - первый иностранный. Вывески часто делают на трех языках. Марокканцы говорят на дариже - местном диалекте арабского языка, и он довольно сложный. У него нет письменности, а устный язык учить сложнее. Русские девушки осваивают его по самодельным словарям-тетрадкам, находят какие-то решения для записи. Пока что я выкручиваюсь с английским, на дариже знаю только необходимые слова. Марокканцы - такие люди, что, если им очень надо, они и по-русски тебя быстренько поймут. С мужем мы общаемся по-английски, дарижа грубый, жесткий, он меня как-то ранит.

Я не жалею о переезде в Марокко и совершенно счастлива в этой стране. Марокканцы, как и все другие, бывают разными: и добрыми, и непонятными, природа Марокко разнообразна и прекрасна, у страны громадное культурное наследие и длинная, захватывающая история. Здесь много красивого: еды, обычаев, людей, архитектуры, и я не могу быть недовольна выбором, который сделала несколько лет назад.

Что приходит в вашу голову при упоминании Марокко? Шелковые платки, разноцветные ковры, выложенные мозаичной плиткой фонтаны? Обилие специй, чаев, оливок и мандаринов? Пустынные пейзажи с верблюдами? Исполинские мечети на фоне невероятно красивых гор? Да, все это действительно является частью яркого марокканского пазла. Но чтобы быть по-настоящему объективной я хочу добавить ложку дегтя в марокканскую бочку меда и показать изнанку этого идеального туристического фасада.

Не всегда путешествие – это красочный пейзаж с минимумом проблем. Проведя месяц в этой замечательной стране, я увидела не только позитивную сторону. А автостоп и ночевка у местного населения дали возможность посмотреть на быт марокканцев изнутри, без искусственной туристической вуали, так заботливо созданной для богатых французов и других европейцев.

Жилье

Марокканские дома рассчитаны на жаркую погоду. Действительно, десять месяцев в году в этой стране жарко, но январь и февраль вполне сопоставимы с европейской мягкой зимой. Ночью температура может падать до нуля градусов, а в горах и на перевалах лежит снег. Но это не мешает марокканцам строить дома так, чтобы в них было холоднее, чем на улице. Два холодных месяца в году – это не десять, можно и потерпеть.

Стены марокканских домов толстые и надежные, выложенные из смеси глины, песка и сена. Реже это бывают большие газобетонные блоки. Вместо окон часто можно увидеть дырки в стенах. Еще можно встретить дырку и в потолке – пусть солнце попадает в дом. А если дождь, то все стечет через дырку в полу.

Кстати, о дырках в полу. Туалет и душ в этой стране организован крайне компактно и просто – это одно помещение, огражденное от жилой площади условной перегородкой, которая не достает до потолка. За унитаз служит дырка в полу. За душ – она же. Рядом краник и ведерко или черпачок. Дело в том, что у мусульман не принято использовать туалетную бумагу, они моются после каждого визита в туалет.

Внутри дома все обычно выложено плиткой. Плитка дает отличный баланс температуры в изнурительную жару. Но только летом. Зимой же эта ненавистная плитка становится совсем неактуальной, но это же всего два месяца!

В каждом марокканском доме должен висеть портрет Короля. Если такового нет – задумайтесь, может это какой-то неправильный дом.

Короля здесь все любят и почитают, его изображение можно увидеть везде, даже на деньгах. Во многом это объясняется тем, что король сделал для людей во время своего правления. Если верить высказываниям местных, за последнее десятилетие активно набрал обороты туризм, который раньше не особо развивался. Делаются новые качественные дороги, на улицах фонари светят куда ярче, чем в наших отечественных глубинках.

Кстати, о деньгах. Если вдруг ваша купюра оказалась смятой или порванной, то марокканец может не взять у вас такие деньги – это неуважение к Королю. На данный момент королем является Мохаммед шестой. До этого правил его отец, Хассан второй. В любом марокканском городе вы можете встретить улицы, посвященные этим двум правителям.

Первое и самое главное, без чего невозможно представить кухню Марокко – это марокканский чай. Добротный пучок мяты заливают кипятком и добавляют в стакан большой кусок сахара.

Кстати, если вы в кафе попросите чай без сахара, то вам принесут сам чай, а рядом, на блюдце, будет лежать маленький кусочек сахара. Наливать чай нужно, поднимая чайничек высоко над стаканом, давая струйке чая насытиться воздухом, а заодно и остыть, пока он достигнет стакана. Марокканцы могут пить этот напиток часами, с утра до вечера. Мужчины называют его берберским виски (берберы – местное население восточной части Марокко).

Туристам на заметку. Когда вы находитесь в гостях, отказываться от чая считается очень неприличным. Даже если вы совсем не хотите пить, или мята вам совсем не нравится – будьте добры, чтите традиции, иначе обидятся.

Марокканский завтрак – это местная выпечка, тоненький слоеный блин, оливковое масло и… плавленый сырочек «с коровкой».

Этот европейский продукт пришел на их рынок сравнительно недавно, но очень полюбился местным – он не портится, не плавится, его можно хранить месяцами. Масштабы покупки плавленого сырка в Марокко поражают. В любом супермаркете вы можете увидеть просто огромнейший выбор целых ведер с этими сырочками. Если в доме нет сыра – то это как нет портрета Короля. Еще один кулинарный изыск, который я впервые увидела в Марокко, – консервированная колбаса. Вот вам ее фотография. Теперь вы видели все.

Тажин – местное марокканское блюдо, а одновременно и название посуды, в которой это блюдо готовится. Тажин представляет собой глиняную тарелку с конусообразной крышкой. Внутри тушатся овощи, нарезанные полосками. За счет формы крышки, влага конденсируется под крышкой, а потом стекает обратно вниз. Таким образом, овощи тушатся в собственном соку. Если зафаршировать овощи бараниной или говядиной, получится мясной тажин. Кус-кус – то же самое, но с добавлением «марокканской гречки». Тажин и кус-кус есть в любом кафе любого марокканского города. Всегда. Готовится и то и другое заранее, в этой специальной посудине, на углях. Если долго нет посетителей, то в тажины подливают воду, чтобы блюда не подгорели.

Едят марокканцы обычно руками или используют в качестве ложки хлеб – небольшую круглую лепешку, дешевую и вкусную. Если хлеб не доели в течение дня, то его выбрасывают животным, а утром покупают новый.

В марокканском кафе вы не встретите на столе салфетницу – после еды руки обычно облизываются, зачем эти сложности. Путешествуя по Марокко, нужно всегда носить с собой салфетки – и для туалета, и для посещения общепита.

Мяса в Марокко предостаточно, обычно это говядина или баранина. С утра до вечера туши висят вверх ногами над прилавками, или лежат на асфальте. Вокруг летают мухи и бегают обалдевшие, пускающие слюну собаки.

Отдельно подниму тему запахов. Запах Марокко невозможно передать ни словами, ни фотографиями. Но попробуйте все-таки представить на минутку марокканский базар. Слева от вас делают апельсиновый фреш, запах цитруса плавно подбирается к вашим носовым рецепторам, но тут же перебивается кебабом из соседней забегаловки. Справа продают десять видов оливок россыпью, чуть дальше – клубнику и мандарины, а сразу за ними – живых куриц в клетках. В следующем ряду бабушка собственными руками давит из плодов аргановое масло, рядом продают шафран, тмин и куркуму, за ними – шелковые платья с платками, а напротив – только что наловленную рыбу. Это и есть самый настоящий марокканский базар.

Изобилие фруктов не может не бросаться в глаза. Мандарины здесь продаются тоннами и стоят около 10 рублей (4 украинские гривны) за килограмм. Марокканцы могут подойти к прилавку с мандаринами, поздороваться с продавцом, сказать: «Я возьму?», ему говорят: «Ага!», и клиент уходит довольный с одной мандаринкой, сразу же раскрывая и поглощая ее. Апельсины стоят около 15 рублей (6 гривен). Стакан апельсинового фреша у уличного торговца – 20 рублей (8 гривен). В туристических местах с вас могут необоснованно попросить 200%-ой наценки, но если вы умеете торговаться, то такой чудовищный обман вам не грозит.

Имея ограниченный бюджет, тут можно питаться одними цитрусовыми, и этого вполне хватит. А эти божественные оливки! Они продаются ведрами – зеленые, черные, красные, вымоченные в апельсиновом соке, со специями…Отдельного внимания заслуживают коктейли и смузи. Страдая от избытка свежих фруктов, марокканцы готовят вкуснейшие коктейли, посыпая их сверху орешками. Стоят они около 20-25 рублей (8-10 гривен) за пол-литровый стакан.

Транспорт

С транспортом в Марокко все очень сложно и просто одновременно. Современные поезда, автобусы и даже трамваи – они существуют, но только в определенных направлениях, и не всегда эта транспортная сеть доходит до нужного пункта. Дальше приходится импровизировать. По городу вместо привычных «метро-автобусов-трамваев» курсируют маленькие красные машинки, которые называются «Petit Taxi» (от французского – «маленькое такси»). Сюда садятся три человека, но необязательно на одной и той же остановке. Вы можете ехать от пункта А в пункт В, по дороге подсаживается пассажир, который едет в пункт С, а потом еще один, которому нужно в пункт D. Все едут, все довольны.

Между городами курсируют «Grand Taxi» (от французского – «большое такси»), которые работают по такой же схеме, только внутри сидит до шести пассажиров. Это старые широкие Мерседесы, которые вот уже не первый десяток лет перевозят по стране тысячи марокканцев. В обоих случаях стоимость проезда копеечная, так что в этой стране можно смело передвигаться на такси даже с самым ограниченным бюджетом.

Животные – неотъемлемая часть марокканского транспорта. Возят тут не только на верблюдах – осликов смело эксплуатируют при перевозке баллонов с газом, баулов с одеждой и вообще всего что попало.

Конные и «осликовые» повозки регулярно передвигаются между селами. А в городе Эссуэйра есть даже «конь-такси». Медленно, дешево и очень экзотично!

Кстати, о скорости. В Марокко обычно никуда не спешат. Марокканское время – вещь относительная. Если вам сказали: «через 15 минут» – ждите через час. Если договорились встретиться в 19.00, то в 19.30 вам позвонят и скажут, что опаздывают. Не планируйте ничего поминутно, будучи в этой стране. Спешить здесь не принято.

Одежда

Изображенные в туристических проспектах шикарные, вышитые бисером платья можно увидеть только в витринах магазинов, максимум – в отелях на девушках, работающих на ресепшн. Большинство типичных марокканских женщин носят ужасные, хоть и разноцветные, халаты, закрывающие все тело. Детей привязывают на спину платком, если у женщины двое детей – то двумя платками по обе стороны. Коляски не приняты.

Мужчины тоже ходят в халатах, но у них они особые. Сшитые из специальной грубой ткани, они не пропускают холод в зиму и не парят в 30-градусную жару. Называются они «джеллаба», их отличительной чертой является смешной остроконечный капюшон. Целыми днями мужчины в джеллабах могут сидеть вдоль дороги и что-то обсуждать. Да, из-за безработицы в этой стране вы сможете увидеть не только «подподъездных бабок» (хотя здесь нет подъездов, но бабки сидят везде по такому же принципу и обсуждают молодежь/цены/политику, нужное подчеркнуть).

Безработные мужчины от безысходности ищут хоть какую-то возможность не сидеть без дела. Например, продавать поштучно сигареты, салфетки, конфетки, вареные яйца. За «рабочий» день мужчина скуривает больше сигарет, чем продает, но он чем-то занят, он не сидит дома!

Другая сторона медали

Говоря о марокканском быте, нельзя не вспомнить о том количестве грязи, в котором купается вся эта «роскошь». В Марокко очень грязно. В Марокко просто невыносимо грязно, и эта грязь бросается в глаза, контрастируя с широкими пляжами, высокими пальмами и шелковыми платками. В городах не принято устанавливать мусорки, все обычно бросается под ноги. В селах принято сбрасывать продукты отходов «за борт»: за скалу, в пропасть, в реку. Горы мусора можно увидеть на остановках в городах, на автостанциях между городами, возле домов, на пляжах… Такое чувство, будто этот мусор никогда не утилизируется, не вывозится и никак не обрабатывается.

Конечно же, если ехать в Марокко по путевке, жить в отеле, купаться на расчищенных пляжах и кушать в ресторанах, то всего этого вам не увидеть. А позитивных эмоций, полученных от серфинга, пустыни, верблюдов и невероятно красивой природы вокруг хватит, чтобы перекрыть все плохое! А смотреть в Марокко действительно есть на что…

Как и в России, есть две столицы, одна из которых неофициальная. Первая и официальная - это город Рабат, вторая - Касабланка, - центр развлечений и шоппинга страны. Стоимость аренды и покупки недвижимости в этих городах практически идентична.

Аренда двухкомнатной квартиры в Рабате будет стоить 500-600 долларов в месяц, трехкомнатной - около 700 долларов. Минимальная цена за аренду виллы в столице Марокко 1300 - 1500 долларов в месяц.

В целом цены на аренду жилья в Рабате достаточно высокие. Цена покупки жилья не падает, а продолжает расти и варьируется возле цифры 30.000 местных Дирхам. Это примерно 3100 долларов за квадратный метр.

Покупки

Одежда и обувь в стране продается как на рынках, так и в торговых центрах. При этом более-менее состоятельные марокканцы зачастую предпочитают брендовую одежду (как минимум, премиум класса). Поэтому в Касабланке и Рабате много бутиков известных марок.

Еду чаще всего покупают на рынке или в небольших лавках. Мелкие торговцы продуктов питания в Марокко - явление очень распространенное. Привычный универсам или гипермаркет самообслуживания найти в стране будет трудно. Но это и не нужно, потому что на рынке торговцы предлагают свежайшие овощи, фрукты, мясо, рыбу и морепродукты, специи и многое другое.

Расположение страны на берегу океана гарантирует огромное разнообразие морепродуктов. Главное правило - торговаться. Всегда и везде. Без этой национальной черты торговля в Марокко просто невозможна. Местные жители получают от процесса явное удовольствие, в то время как многих приезжих это часто раздражает.

Работа и достаток

Мигранту из России рассчитывать на работу в этой стране сложно. Мест мало, и практически каждая работа - это работа с государством за небольшие деньги. Если позволяют профессиональные навыки, лучше работать удаленно на российского или западного работодателя. Живя в Марокко и получая невысокую по российским меркам заработную плату в размере 30-40 тысяч рублей в месяц, можно чувствовать себя более чем комфортно. В Марокко с такой зарплатой можно ощущать себя полноценным представителем среднего класса: цены на продукты в 3, а то и в 4 раза ниже, чем в России.

И плюсом и минусом экзотической страны является ее принадлежность к странам третьего мира. Страна небогатая, уровень жизни ниже, чем в России, но для состоятельных иностранцев Марокко может стать райским местечком с океаном и отличными пляжами.

Национальные особенности

Национальные черты марокканцев, к которым придется привыкнуть, - это хитрость и неточность. Люди в этой стране не склонны к конкретике.

На однозначные вопросы, вместо привычного ответа «да» или «нет», часто звучит незыблемое «Инша-алла(х)», что переводится как «на то воля Аллаха» или наше «дай Бог». В любом разговоре, на любую тему всегда принято упоминать Аллаха. Неважно деловая ли это беседа бизнесменов или непринужденная болтовня старушек. Говоря с местными о каких-то сроках, пусть даже о сроках оказания услуг, местные напоминают, что все решают высшие силы.

При этом помешать марокканцу в исполнении своих обещаний или обязательств могут джинны. Марокканцы относятся к ним весьма серьезно. Это не те джинны, что живут в бутылках. Это описанные в Коране невидимые существа, которые живут и размножаются, как и люди. Каждый местный житель уверен, что шутить с ними не стоит. Россиянам же к таким вот особенностям привыкнуть весьма сложно. Еще одна местная привычка, которая режет слух иностранца - это привычка клясться по поводу и без него.

Как и всякая мусульманская страна, Марокко чтит исламские традиции, а Коран лежит в основе конституции страны. К христианству местные наиболее благосклонны, чем к какой-либо другой религии. Неверующих в стране не понимают.

Хотя ислам рекомендует женщине покрывать голову, шею, руки и ноги одеждой,марокканки стремятся к европейскому стилю: джинсы и футболки. Однако современной россиянке, приехавшей в Марокко, будет неловко носить привычные наряды. Леггинсы и открытые топы будут осуждаемы, не говоря уже про короткие платья или юбки. Местные мужчины и женщины привыкли носить национальную одежду, хотя и есть стремление к европеизации. Самый распространенный наряд среди обоих полов - это джлебе, длинное просторное платье ярких цветов, с капюшоном или без.

Переехавшим в Марокко предстоит чтить мусульманские праздники так же, как их чтут местные жители. Все праздники в стране - религиозные.

В Марокко соблюдают Рамадан. Живущие в стране иностранцы отмечают, что несмотря на то, что пост направлен на физическое и духовное очищение, поведение местных жителей в этот период становится более мрачным и агрессивным.

«Автомобилисты нервно сигналят, люди не предрасположены к общению, учащаются уличные драки. Кафе, рестораны, продуктовые лавки и магазины до вечера закрыты. Днем на улицах очень мало людей, почти никого, и это понятно, - кому захочется морить себя жаждой и голодом в такую жару. Конечно, никто не будет заставлять русского человека соблюдать пост, но, в любом случае, принимать в нем активное участие приходится. Тем более мне, как человеку, живущему в марокканской семье. Я всячески поддерживаю домочадцев, практически не ем и не готовлю еду до вечера, обхожусь уединенными перекусами», - рассказывает Olia, переехавшая в Марокко после того, как вышла замуж за марокканца.

Особенности быта

В Марокко практически у всех приезжих есть возможность нанять личную домработницу. Стоимость такого удовольствия совсем невысока: от 1000-2000 рублей в месяц. Цена зависит от условий и частоты уборки вашего жилища. Женщины, устраивающиеся на данную должность, в основном, родом из деревень, поэтому и цена на их услуги по уборке дома настолько низкая.

Но есть и плюсы: домработницы часто воруют. Поэтому женщинам разумнее нанять собственную горничную - проверенную знакомыми и хорошо зарекомендовавшую себя женщину.

Стоит упомянуть и о том, что едят марокканцы руками, точнее говоря, правой рукой, помогая хлебом или лепешкой. Если это семейная трапеза - кушать принято из одного общего блюда.

Образование

Система образования в стране схожа с российской. Дети учатся в школах, заканчивают 11 классов и поступают в вузы. Чаще всего родители отправляют своих детей учиться в Европу или Россию. После этого многие так и остаются за границей, обзаводятся семьями. Учиться за границей для любого марокканца - это большая удача и престиж. Молодежь стремится уехать из страны, так как в Марокко молодым людям скучно.

Досуг

Если тепло, местные жители отдыхают на пляжах. Молодые люди предпочитают более активный отдых: спортивные игры (футбол, волейбол), в стране много любителей бега. Серфинг - еще один популярный способ провести досуг, в стране много школ, в которых учат укрощать волны.

Люди постарше гуляют вдоль побережья или просто сидят на берегу, наслаждаясь живописным видом на океан.

Чаще всего жить в Марокко переезжают состоявшиеся европейцы, которые устали от западного образа жизни. В стране они покупают неплохие виллы и живут, наслаждаясь свежими фруктами, морепродуктами, солнцем и океаном.

По материалам http://nesiditsa.ru/

Ислам отводит женщине очень скромное место в обществе. Специально закрепленных за ними прав мусульманские женщины не имели. Исключением следует считать лишь традицию почтительного отношения к матери, и только потому, что об этом сказано в главной книге мусульман – Коране. Ситуация стала меняться после обретения марокканцами независимости. Статус женщины впервые был как-то определен после появления специального документа – Кодекса личного статуса, называемого Мудаван. Впервые было сформулировано положение об идеальной мусульманской семье, во главе которой обязательно стоял мужчина. Женщина могла вступить в брак не иначе, как с разрешения отца или опекуна, причем, ее согласия не требовалось вовсе. Это привело к тому, что в восьмидесятых годах XX века начались активные выступления женщин Марокко за изменение своего положения в обществе. По примеру других стран были созданы женские организации, активно включившиеся в эту работу, и результат не заставил себя долго ждать. Сейчас женщины получили доступ к высшему образованию, и теперь до 20% преподавателей университетов – женщины. Им также принадлежит видное место в медицине, обучении детей, других областях. Сегодня женщины Марокко представлены и в законодательных органах страны.

С именем короля Мухаммеда VI связывают новую редакцию Кодекса Мудаван, появившуюся на свет относительно недавно. Теперь до 18 лет увеличен возраст, с которого девушка может вступать в брак. Прежний возраст составлял всего 15 лет. Не требуется больше обязательного согласия отца для вступления в брак, а замужние женщины получили право сами инициировать развод, если в этом была необходимость. Ребенок, родившийся от иностранца, теперь получал все права марокканского подданного, в то время как прежде он не мог на это рассчитывать. Заслугой короля считают и повсеместное развитие женского образования, и совместное обучение детей в школах. Вместе с тем, осталось незыблемым одно из важных положений Корана – разрешение правоверному мужчине иметь до 4 жен. Это положение было оправдано в древние времена, когда множество мужчин гибло в кровопролитных войнах. Сегодня оно утратило свое былое значение. Более того, - далеко не все из сегодняшних марокканских мужчин готовы содержать даже двух жен. Это сейчас довольно накладно по экономическим соображениям. Кроме того, ввести в дом вторую жену мужчина может только с письменного согласия первой, а для заключения брака в этом случае необходимо специальное судебное решение. Свою роль сыграли и древние традиции берберов, в основном сохранивших моногамию даже после принятия ими Ислама.

2. Портреты короля Мохаммеда Шестого и его отца Мохаммеда Пятого висят в каждой лавке, кафешке и магазине - и это не культ, а настоящая искренняя любовь.
3. Столицей Марокко является Рабат, а не Марракеш, как думают многие.
4. Курс национальной валюты дирхам по отношению к доллару 7 MaD = 1 USD, к евро 10 MaD = 1 EUR.
5. Марроканский дирхам - одна из самых устойчивых валют в мире по отношению к доллару.
6. Когда приходит новый король - меняют рисунок на банкнотах. Вместо портрета прежнего короля ставят портрет нового. Либо сразу обоих.
7. Население Марроко составляют арабы (около 60%) и берберы (40%). А также небольшое число негров (туарегов, малийцев и пр.)
8. Слово бербер произошло от французкого слова «варвар».
9. Согласно древней традиции, мужчины-туареги обязаны скрывать свое лицо. Если вы увидели лицо взрослого туарега - знайте, что он обязан убить вас, в противном случае, он убивает себя. Понятно, что сейчас эта традиция не соблюдается.


10. Многие дети учат Коран с 5 до 12 лет.
11. Молельные комнаты есть на каждой автозаправке и вокзале.
12. Второй язык после арабского в Марокко - французский.
13. Кроме того, многие владеют берберским языком, чья письменность почти утеряна.
14. Берберы и арабы - азартные торговцы. Если ты купишь вещь за цену, которую предлагают сначала - удовольствия от сделки не получит никто. Смело, нагло и хладнокровно сбивайте цену в 5, а то в 10 раз. Всегда называйте цену ниже чем той, которую вы хотели бы заплатить.
15. Хороший способ отвязаться от приставучих «помощников» - начать тараторить на непонятном для них языке, например, по-русски.
16. На рынках в больших городах некоторые торговцы знают русские числительные и слово «шалтай-болтай».
17. Чтобы европейцу попасть в Марокко, нужно лишь заполнить миграционную карту.
18. Марокканцу же, чтобы попасть в Европу, нужно ждать несколько месяцев, заполнить массу анкет, пройти собеседование и пр. Принцип взаимности в дипломатии здесь не работает.
19. В больших туристических городах местные воспринимают белых как мешки с деньгами и делают все, чтобы заработать на них.


20. Вдали от туристических маршрутов местным жителям нет никакого дела до туристов.
21. Самые интересные места в Марокко - именно там, где не ходят туристы.
22. Никто толком не может объяснить, почему марокканцы, особенно женщины в хиджабах, не любят, когда их фотографируют. По одной из версий, они боятся, что из фотографий с ними сделают открытки. Другая версия связана с их неграмотностью (многие девочки в раннем возрасте уходят замуж, не получив даже начального образования), и фотокамера для них - шайтан-машина, могущая навести порчу или сглаз. В любом случае, нужно уважать их просьбы и не делать фотографий, если они попросили их не снимать.
23. Марокканцы так и норовят оказать помощь, когда их не просят, а потом клянчить за это деньги.
24. На избитых туристических маршрутах очень развит обмен берберских сувениров на одежду, снаряжение, электронику.
25. Мне удалось не обменять, а продать за деньги берберу свои старые кроссовки. Т. е. не я отдал деньги, а мне заплатили местные берберы.
26. Моя коронная фраза при заключении сделки - «Ну хорошо, твоя взяла, но я хочу вооон тот маленький подарок на память от тебя».
27. Если вы купили кожаное изделие в Марокко - не удивляйтесь его специфическому запаху. Просто перед тем, как его изготовили, кожу вымачивали в конской моче в дубильнях города Феса.
28. Шаурма в Москве готовится по аналогичной в Марокко технологии. Только в Марокко получается вкуснее и раза в два дешевле.
29. Вообще, цены в Марокко не сильно разнятся с российскими. Например, финики стоят так же, как и в Москве. Возможно, такие цены только для иностранцев.


30. Сбор фиников - непростое и опасное занятия. Высота пальмы может достигать 20 метров, и бывали случаи падения крестьян с пальм.
31. В оазисах с пальм падают медовые финики чуть больше, чем желтое яичко Киндер-сюрприза.
32. Цвет марокканских домов совпадает с цветом почвы, на которой стоят.
33. На территории Марокко в Атласских горах стоит гора Джебель Тубкаль (4165 м) - высшая точка Сахары и Северной Африки.
34. С конца декабря до середины февраля в Марокко можно кататься на горных лыжах.
35. «Бербер виски» - это крепко заваренный зеленый чай с мятой и брикетом сахара. Обычно его пьют из восточных чайничков и стопок. Наливают «длинный» чай.
36. Некоторые берберы употребляют вино. Водитель джипа «Дефендера», бербер, хвастался мне, что у него мощный организм и он может бухать ночами на пролет, и потом как огурчик. А еще он говорит, выпей «бербер виски» - и ты будешь весь день летать. На что я сказал ему: «Приезжай в Россию, выпей стакан водки и ты не сможешь встать два дня».
37. Пустынные колодцы делают из бетона вручную.
38. Вода из колодцев в пустыне - теплая, с песочным привкусом.
39. Средний верблюд-дромедар (одногорбый) стоит 1000 евро.
40. В Марокко полно Мерседесов S-класса 1980-хгодов. Они используются в качестве маршрутных такси.


41. Большинство автомобилей ездят на дизельном топливе.
42. В такси принято садиться по шесть человек, не включая водителя. Два человека спереди на пассажирском сиденье, и четыре сзади.
43. Мопеды очень распространены в Марокко. На одном мопеде может запросто ехать семья из мужа, большой жены и двоих детей. Ну и грузкакой-нибудь.
44. Женщины надевают многослойные одежды - так им не жарко в том климате. Нередко внешний слой остается черным.
45. Многоженство могут себе позволить только зажиточные мужчины. Я не встречал ни одного с двумя и более женами.
46. Один таксист сказал мне: «Извини за такой бестактный вопрос… Почему же все-таки Путин воюет с Чечней? Потому что они мусульмане, да?».
47. Когда в Марокко слышат слово «Россия» тут же говорят, «Ооо, Владимир Путин!».
48. На светофорах в городах все бибикают просто так.
49. Едва ли кто-то хочет вас обидеть, посигналив вам. Скорее всего, это означает: «Привет, как дела», «Эгей, я еду!», «Проходите, пожалуйста!», «Мир тебе, брат!», ну иличто-тов таком духе.


50. Водители никогда не нервничают за рулем (я не видел ни одного).
51. Марокканские мальчишки обращаются с мячом не хуже нашей сборной по футболу.
52. Футбол - одна из самых горячо обсуждаемых тем в Марокко.
53. В Марокко мексиканские сериалы переводят на арабский и крутят по телевидению. Смотрят в основном мужчины.
54. Попрошайки приезжают на место работы на такси.
55. В Касабланке бедные фавелы соседствуют с белоснежными дворцами.
56. Богатые дома огораживают толстые заборы и в бетон сверху вмораживают осколками бутылок - похлеще колючей проволоки.
57. «Аллаху акбар!» в переводе значит «Аллах велик». «ИншАлла» - «На все воля Творца». «Ассалямуаелекум!» - «Мир вашему дому».

Выбор редакции
Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...