Что значит для меня быть работником культуры? Культурна ли ваша духовность.


Мне часто снились райские сады,
Среди ветвей румяные плоды,
Лучи и ангельские голоса,
Внемировой природы чудеса.

Н. Гумилёв . Рай (1915)

Сакрализация культуры

Слово «культура» за свое более чем 2000-летнее существование приобрело сотни вариантов интерпретаций, но сохранило при этом общий смысл. От Катона Старшего до Ю.М. Лотмана культура означает область, которую человек отгораживает от чего-то для владения и управления ею. С помощью культуры как своеобразного языка человек творит вещественные и невещественные предметы, изменяет и приспосабливает под себя окружающий мир. В широком смысле культура включает в себя и науку.

Культура зародилась в момент грехопадения, когда Адам и Ева съели запретный плод, - «и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3: 7). Опоясания - это первое проявление земной культуры в истории, искусственная компенсация появившейся внутренней неполноценности человека (стыд - чувство несоответствия самому себе). Адам и Ева прикрыли свои нагие тела, как бы «защищаясь» от райской природы и от Бога, которые с этого момента показались им враждебными. Вся последующая история человечества - это процесс модернизации этого опоясывания, создания прослойки из искусств, наук, техники между человеком и «враждебным» миром. Культура делает нашу жизнь возможной (без культуры человечество бы не выжило), но одновременно с этим является барьером, отделяющим человека от первозданного, райского состояния.

Особую роль понятие «культура» стало играть после Возрождения, когда начался процесс секуляризации - постепенного вытеснения христианского и в целом религиозного мировоззрения из всех областей жизни - от искусства до науки. Иконы превратились в чувственные картины, а жажда духовного роста была подменена жаждой научно-технического прогресса. Наступил период, когда важнейшим источником культуры вместо божественного было объявлено земное. Но парадоксальным образом именно в этот период борьбы с религиозным сознанием культура становится одним из новых священных понятий современности, приобретает для современного человека почти религиозный смысл. С тех пор слово «культура» пишут с маленькой буквы, но произносят так, словно оно написано с большой. Отсюда высокий общественный статус сначала у художников и философов, а сегодня - у «организаторов» культуры (кураторов, продюсеров, галеристов, постановщиков), которые выполняют почти жреческие функции. Они стремятся управлять этическими и эстетическими идеалами жизни, создают нормы, ратуют за то, чтобы культура стала главной ценностью общества. Один известный культуролог, выступая недавно перед сенаторами в Совете Федераций, восклицал: «Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала “культура”, то все остальные сферы автоматически поднялись бы на много процентов!.. Культура - это поклонение Свету!.. Культура - это самое главное!» .

Удивительным образом современное падение общего уровня искусств, эстетики и морали не мешает укреплению самой идеи культуры. Более того, культуру (как социальный феномен) усиливает и научный прогресс. Виртуальная реальность, биотехнологии, генная инженерия и идея об искусственном конструировании человека (трансгуманизм) также постепенно стирают грань между культурой и природой. Когда культура начинает управлять законами не только мертвой, но и живой природы на самом глубоком уровне, то природа становится частью культуры и перестает существовать как отдельная от культуры область. Проникая в тайны природы, культура хочет подменить их собой, сама стать новой природой.

Состояние посткультуры

Однажды культурологи объявят, что граница между культурой и природой может и должна быть стерта, а история движется к состоянию, когда культурой станет абсолютно всё. Это гипотетическое состояние можно определить термином «посткультура». Посткультурный мир - это мир, в котором нет ни религии, ни природы, ни культуры, где всё это становится новой культурой, посткультурой. С концом культуры перестает существовать и время (культурное понятие), а значит, наступает своеобразная вечность. Посткультура - это попытка сымитировать потерянное райское состояние на земле, забыть о грехопадении, убедить себя в том, что с помощью культуры человек может снять с себя «опоясания» и связанные с ними страдания - болезни, страхи, смерть, а окружающий мир сделать раем и жить сколько и как пожелает. Для этого культура должна стать настолько вездесущей, тоталитарной и всепоглощающей, чтобы человек остался в ней один, чтобы не было никакого «извне», «со стороны» и никто не мог бы подсматривать за ним и напоминать ему о его ущербности. В этом состоянии человек окончательно отказывается от идеи грехопадения, от признания универсального нравственного закона, от возможности вернуться в рай через примирение с Богом и личное духовное преображение.

Чтобы понять значение посткультуры, можно попробовать представить себе, как выглядит ее первообраз, который учение о посткультуре копирует внешне, не понимая или не желая понимать его внутреннюю сущность. Попробуем представить, как выглядела культура в раю.

Была ли культура в раю?

Если религия - компенсация разрыва человечества с Богом, то культура - компенсация разрыва с Божиим миром. В раю же не было этих разрывов, не было разных языков и парадигм, а значит, общение человека с Богом не было особым языком религии, взаимодействие человека с окружающим миром не являлось культурой. Там человек говорил на языке Бога, и первозданная природа жила по закону этого единого языка. Более того, если в райском мире не было нашей культуры, то не было и нашей природы. Разве можно назвать природой то, что тебя понимает и тебе повинуется, и то, с чем человек общается напрямую, без культурных «переводчиков» - искусств и науки?

Мы можем также предположить, что культура и природа в раю составляли единое целое, которому в нашем языке нет названия. То, что было в раю, лишь отчасти напоминало культуру, а в сущности было чем-то совершенно другим.

Но Адам обладал речью, «возделывал» Эдемский сад, «нарекал» имена животным. Чем же тогда была деятельность первого человека, если не культурой?

Творчество

В раю не было культуры - в раю было творчество

В раю было . Человек был создан Богом как сотворец окружающего мира. Однако что бы первый человек ни делал, он не отгораживался от природы, а творил вместе с ней. Всё, что он создавал, становилось органичным продолжением мира и не противоречило ему. Творчество в раю не было «культурной деятельностью» в нашем понимании, ведь сам рай уже был той особой, «огороженной», «культурной» зоной, созданной Богом для человека, внутри которой не было разделений, отдельных пространств - культуры, науки, религии, а также не было искусств. Сам окружающий человека мир был высочайшим из искусств, речь человека - поэзией, движения - танцем, жизнь с Богом - Церковью. Переводя на богословский язык, можно сказать, что сама жизнь в раю была непрекращающимся таинством.

В мире существует много отголосков, напоминающих о райском творчестве. Например, дрессировка животных - использование их в качестве помощников для перемещения, охраны и даже коммуникации (посыльные голуби). Или растительный мир, который не только кормит человека, но своими идеальными формами и красками приносит душевную радость. Есть эти отголоски и в неживой природе, открывающиеся простому человеку при виде природных стихий в действии. А сколько религиозного удивления и восторга испытали ученые, изучавшие законы природы!

Распространенные в социальных сетях кадры человека, обнимающегося со львом, который узнал своего бывшего хозяина, будоражат сознание зрителя, потому что в них он вдруг узнаёт нормальное состояние природы и свое собственное, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11: 6).

Рождение и воспитание детей - возможность максимально приблизиться к состоянию райского творчества

Подсознательная память о такой райской «сверхкультуре» может приводить человека не только к религиозному поиску, но и к желанию достичь рая без личного духовного преображения, обожествить культуру и создать с помощью нее искусственный, посткультурный «рай». Но посткультура - это тупиковый путь: даже самые высокие технологии не соберут из осколков и не заменят то райское состояние, когда вся природа подчинялась и служила человеку по его первому зову, добровольно и с любовью, а человек в полной мере чувствовал себя сотворцом и помощником Бога.

Единственная область, где человеку возможно максимально приблизиться к состоянию райского творчества, - это рождение и воспитание детей, «создание» вместе с Богом нового человека. На земле нет ни одного другого произведения, которое было бы более совершенно, прекрасно и более важно, чем это, потому что ребенок - единственное произведение, обладающее богоподобием. Здесь человек чувствует себя в полной мере соавтором Бога и природы. Этот пример напоминает, что настоящее творчество по своей природе выходит далеко за пределы земной культуры.

Пределы культуры

Первичность и превосходство человеческого творчества по отношению к земной культуре говорит о том, что творчество существует отдельно от культуры, а культура не является самоценностью. Через культуру выражаются добрые и злые человеческие устремления, но в самом этом пространстве нет правды. Культура не несет истин, является лишь вынужденной компенсацией последствий грехопадения («опоясанием»), и относиться к ней стоит соответствующе - как к способу временно скрыть свой стыд, двигаясь по пути истории, как к временному носителю знаний и опыта, традиции и религиозных ценностей (Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский еще называли культуру «ненаследственной памятью»). Если сравнить культуру с иконой, то поклонение культуре означало бы, что поклонение лику подменяется поклонением самой материи иконы как магическому амулету. Из культуры, как из любого предмета, можно создать идола.

Задача - не обожествлять культуру, а лишь не дать ей скатиться в два состояния: докультуры и посткультуры

Поэтому культура не такое уж важное явление жизни, как бы «кощунственно» это ни звучало для современного человека. Задача - не обожествлять ее, а лишь не дать ей скатиться в два состояния: докультуры (деградация до животной «дикости», потеря человеком своего облика) и посткультуры (апогей научной прогресса, стремление к абсолютной власти над природой). Оба эти состояния по своему нравственному содержанию суть одно и то же, посткультура и есть своеобразная высокотехнологическая дикость. Каждое из этих состояний максимально далеко от первозданного и венчается дегуманизацией - уничтожением образа Бога в человеке.

Память о рае глубоко укоренена в человеке и действует в нем, вызывая стремление вернуться в первозданное состояние: через примирение с Богом и внутреннее преображение или же через обожествление культуры и создание искусственной имитации рая, которая позволит замаскировать собственные несовершенства, не исцеляя их. Но последний путь рано или поздно обречен, как всякий самообман.

Культура - это всего лишь преходящая форма, временный язык, ограниченный в средствах, но еще допускающий право на ошибку и возможность исправления.

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Тесты по литературе

10 класс Прочитайте текст и выполните задания А1 - А6; B1 - B8,

Зачем нужна литература в школе?

(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика, (6)Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!(9)Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству, (10)Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

(13)Полная жизнь русской классики в школе ~ это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.

(15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют.

(17)Так должны же мы как-то отстаивать себя...

(В. Непомнящий)

À1. 1 Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?

1) Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным

образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.

2) Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.

3) Основное назначение литературы - быть источником информации, «Евгений Онегин» в школе - это прежде всего «энциклопедия русской жизни».

4) Не читая Пушкина, Гончарова. Достоевского и других русских писателей, мы. наш народ в целом, были бы другими.

1) В том, чтобы развить творческие способности школьников.

2) Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.

3) Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.

4) Сформировать у школьников систему нравственных ценностей -основу национального самосознания.

А3. Определите стиль и тип речи текста,

1) научно-популярный стиль, повествование

2) художественный стиль, описание

3) публицистический стиль, рассуждение

4) научный стиль, рассуждение

1) 2, 3 2) 4, 5 3) 10, 11 4) 15,16

À5. В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?

1) 1 и 2 2) 5 и 6 3) 7 и 8 4) 9 и 10

А6. Какие средства выразительности не используются в этом тексте?

1) вопросительные и восклицательные предложения

2) ряды однородных членов

3) развернутые сравнения

4) оценочная лексика, слова в переносном значении

Ответы к заданиям В1-В4 запишите словом(-ами).

В1. В первых двух абзацах найдите предложение, в одной из частей которого повелительное наклонение глагола употребляется в значении условного. Укажите его номер.

В2. Из предложения 7 выпишите частицу.

В3. Из предложений 9 - 12 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения.

В4. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.Ответы к заданиям В5-В8 запишите цифрами.

В5. Среди предложений 7-12 найдите простое распространенное предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. Напишите его номер.

В6. Найдите в тексте предложение, в котором тире используется для выделения вводной конструкции. Напишите его номер.

В7. В 2-х последних абзацах найдите простое предложение с двумя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите его номер.

В8. Среди предложений 5-12 найдите сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных, в котором в главной части используется безличное предложение. Напишите его номер.

С1. Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с позицией автора, доктора филологических наук Валентина Непомнящего? Выразите свое отношение к поднятым проблемам. Какова, по-вашему, роль классической русской литературы в обществе и в школе?

Тесты по литературе

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

1) Составь план текста.
1) Внутренняя культура
2) Как стать культурным человеком?
3) Кто такой культурный человек?
4) Каким должен быть культурный человек?
5) Что если удастся прикоснуться к культуре?
2) Подчеркни в тексте две характеристики культурного человека.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле.
3) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Подчеркни (выдели маркером) любые три предложения.
Внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.
Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком.
Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил...
4) В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Почему? Подчеркни в тексте фразу, помогающую ответить на этот вопрос.
Да это возможно. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. В развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому удается добиться серьезных результатов.
5) В тексте говорится: «Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтверди это суждение.
Ломоносов не только занимался науками, но и писал годы и увлекался изобразительным искусством. Бородин был не только великим композитором, но и химиком. Пушкин знал французский, изучал произведения Байрона в оригинале.
6) Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два-три объяснения.
Именно культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она формирует тот или иной тип личности: общее историческое прошлое, историческую память, групповую совесть, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям.
Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её социализацией – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.
Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Знаешь ли ты традиции своего народа?

Социологическое исследование о традициях народа предполагалось сделать несколько шире и приурочить его к масштабным программам (в частности, «Год национальных сказок»). Однако пока мы решили ограничиться пилотным исследованием, разведкой почвы, так сказать.

Данная тема весьма интересна в любом ключе и ракурсе. Особенно для полиэтнического Северного Кавказа, где веками проживали сотни разных народов и где сплетена не одна культурная ветвь. В регионе, в котором проживают рядом сотни больших и малых народов, у каждого есть свои традиции, передаваемые от родителей к детям.Узнать, к какой культуре себя относят читатели детской библиотеки и как выстраивать комплектование в соответствии с запросами – не менее важная задача.

Анкета была разработана по нескольким блокам и ключевым позициям: знание о традициях и обычаях своей культуры; отношение к культуре и традициям другого народа; интересы в отношении своей и чужой культуры. Всего в анкете было 26 вопросов, не считая вопросов о возрасте и поле («паспортичка»).

Всего было опрошен 31 человек. Из них 23 девочки и 8 мальчиков. Средний возраст опрошенных – 13 лет.

Большинство опрошенных читателей библиотеки являются русскими по национальности, двое назвали себя славянами, один – армянином, один – осетином. Это несколько сузило рамки данного исследования и позволило говорить в большинстве своем лишь о русских традициях и культуре. Хотя они столь разнообразны, что включают в себя богатый сплав обычаев.

Под словом «традиция» респонденты понимают следующее:

· «традиция» объединяет в себе всё перечисленное – 11 чел.

· то, что переходит или перешло от одного поколения к другому – 10 чел.

· определённые нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. – 5 чел.

· обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь (в поведении, быту и т.д.) – 3 чел.

· определённый уклад жизни, идущий из глубокой древности – 3 чел.

Таким образом, треть респондентов считает, что традиция вмещает в себя всё многообразие понятий, треть – что это нечто переходящее от поколения к поколению. Часть голосов было отдано другим ответам.

Читатели библиотеки считают, что традицией того или иного народа является:

· национальные праздники, обряды и обычаи – 14 чел.

· всё вместе – 14 чел.

· национальная кухня, язык – 2 чел.

· национальные костюмы, танцы, песни, сказки – 1 чел.

Таким образом, часть респондентов склоны считать традицией народа праздники, обряды и обычаи, часть – всё вместе взятое. Несколько человек выбрали другие варианты ответа.

Респонденты считают, что изучение традиций и обычаев ведет к:

· знанию и пониманию культуры своего народа – 21 чел.

· любви к своей Родине – 6 чел.

· культурному развитию – 7 чел.

· ни к чему не ведёт – 0 чел.

Большая часть опрошенных считает, что знакомство с традициями и обычаями народа может привести к пониманию культуры своего народа. Часть считает, что таким образом формируется любовь к Родине и расширяются рамки культурного развития человека.

Что такое традиции народа – музейная редкость или спящая реальность, которая может снова стать актуальной, зримой, действенной? Народная мудрость гласит: «Плох и невежественен тот народ, который не помнит и не чтит своих обычаев и традиций». Именно традиции – своеобразный мостик между нашим прошлым и будущим. И сегодня важно сохранять те очаги культурной жизни, которые ещё живы у народа.

Один из ключевых вопросов анкеты: знают ли респонденты традиции своего народа:

· да, знаю хорошо – 8 чел.

· немного знаю – 18 чел.

· не знаю – 5 чел.

Большая часть опрошенных знакомы с традициями своего народа, но не настолько хорошо, чтобы быть в этом гуру. 5 человек вовсе не знакомы со своей культурой. Лишь восемь человек хорошо знают традиции своей культуры. Это может говорить о недостаточных знаниях, получаемых и усваиваемых детьми в семье, школе, библиотеке – важнейших социальных институтах, призванных знакомить подрастающее поколение с культурой страны.

Из традиций своего народа дети вспоминали следующие:

· Масленица (блины, сжигание чучела) – 6 чел.

· Пасха – 5 чел.

· Рождество – 4 чел.

· Новый год – 3 чел.

· песни – 3 чел.

· колядки – 3 чел.

· кухня, рецепты – 3 чел.

· разные праздники – 3 чел.

· танцы, пляски, хороводы – 3 чел.

· обряд «хлеб да соль» – 2 чел.

· сказки – 2 чел.

· Ивана Купала – 1 чел.

· варить борщ – 1 чел.

· христианские праздники – 1 чел.

· религиозные праздники – 1 чел.

· воспитательные праздники – 1 чел.

· ярмарки – 1 чел.

· гостеприимство – 1 чел.

· святцы – 1 чел.

· костюмы – 1 чел.

· обряды – 1 чел.

· вешать подкову над дверью – 1 чел.

· не ответили – 10 чел.

Таким образом, несколько детей назвали Масленицу, Пасху, Рождество и Новый год – наиболее известные у русского народа праздники, сохранившиеся в том или ином виде с давних времен. Впрочем, к традициям народа можно отнести не только праздники, и дети вспоминали также о песнях, костюмах, обычаях, культах, ярмарках, гостеприимстве. Также были упомянуты традиционные современные праздники – 8 марта и 23 февраля – хотя их нельзя в полной мере отнести к культуре нашего народа. А вот праздник Иван Купала, обряд «хлеб да соль», такое блюдо национальной кухни как борщ имеют прямое отношение к нашей культуре и приятно, что молодое поколение об этом не забывает.

Конечно, хотелось бы, чтобы дети лучше знали лучше свои традиции. Но, к сожалению, это общероссийская традиция, подтверждающаяся другими исследованиями: из двух десятков русских традиций подрастающее поколение способно вспомнить и назвать от силы две-три (в частности, Масленицу, коляды, Иван Купалу). И ещё, к сожалению: традиции остаются в основном в литературе, в книгах, без них традиции и обряды в народе воспроизводятся слабо.

Стоит немного рассказать об упомянутом обряде вешания подковы над дверью. Считать подкову символом счастья было принято еще в Древнем Египте. Причем объяснение этому было весьма простое: все лошади, запряженные в колесницу фараона, имели на копытах золотые подковы. При передвижении экипажа фараона по улицам подковы иногда терялись, и находившие их люди становились если не счастливыми, то богатыми уж точно. С тех пор традиция хранить дома подкову перешла ко многим народам. Чаще всего считалось, что ее необходимо прибить у входа в жилище: или над дверью, или к порогу.

Особо почитаемыми традициями респонденты посчитали следующие:

· семейные традиции (гостеприимство, хлебосольство, уважение старших и др.) – 14 чел.

· религиозные традиции (Рождество, Пасха, Рамадан, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Песах и др.) – 16 чел.

· культурные традиции (народные песни, праздники, пословицы, рецепты, сказки, колядки, хороводы, ярмарки и др.) – 11 чел.

· образовательные (быт, ремёсла, профессии и др.) – 5 чел.

· воспитательные (уважение к предкам, нравственные и моральные идеалы – патриотизм, коллективизм, честность, добросердечность) – 8 чел.

Наблюдается примерно равное распределение ответов, с небольшим уклоном в пользу религиозных праздников, которые можно считать наиболее устойчивыми в традициях того или иного народа.

Ответы на вопрос о том, в каких праздниках принимали участие респонденты, показали:

· Масленица – 10 чел.

· Пасха – 5 чел.

· Рождество – 4 чел.

· Новый год – 3 чел.

· Коляда – 1 чел.

· на свадьбе – 2 чел.

· во многих – 2 чел.

· на дне рождения – 1 чел.

· в религиозных праздниках – 1 чел.

· ни в каких – 1 чел.

· не ответили – 10 чел.

Треть респондентов ответили, что участвовали в Масленице, часть – праздновали Рождество и Пасху. Несколько человек запомнили празднование Нового года. Другие ответы не так популярны. Треть респондентов не дали ответа.

Национальный язык – важнейшая часть культуры народа. Процессы, происходящие с ним, влияют на весь спектр народных традиций, их устойчивость и развитие.

По мнению опрошенных, язык того народа, который они представляют (а это чаще всего русский):

· развивается – 15 чел.

· деградирует – 15 чел.

· его уже нет – 1 чел.

Таким образом, мнения о судьбе языка разделились – половина считает, что он развивается, половина – что деградирует. Лишь один человек выбился из общей массы и сказал, что не о том идет спор – языка уже давно нет в живых.

Респонденты отмечали, что особенно им нравится в своей национальной культуре:

· сказки – 19 чел.

· пословицы, поговорки, загадки – 12 чел.

· игры – 5 чел.

· другое (сказки, гостеприимство) – 2 чел.

Гордость за традиции своего народа – хорошее качество. Когда есть и кем гордиться, это усиливает национальное самосознание, позволяет говорить о силе традиций. На вопрос «Гордишься ли ты традициями своего народа?» респонденты ответили так:

· очень горжусь – 16 чел.

· отношусь с уважением, но не более – 13 чел.

Таких, кто не гордится своими традициями, не выявлено, есть те, кто относится к ним с разной степенью любви и уважения. До фанатизма здесь, наверное, тоже не стоит доходить.

Традиции народа отражены не только в песнях, сказаниях, верованиях и обычаях. Культура в разных ее проявлениях, входит в наш дом и в нашу жизнь с колыбелью мамы, с бабушкиных сказок. Традиции устойчивым образом закреплены в национальной литературе, которая должна быть широко представлена в библиотеках. Респонденты, отвечая на вопрос про прочитанные ими книги о своем народе, отметили, что читали:

· сказки – 9 чел.

· былины – 4 чел.

· о войне – 2 чел.

· мне всё рассказывала моя бабушка – 2 чел.

· "Слово о полку Игореве" – 1 чел.

· "Давид Сасунский" – 1 чел.

· "История древней Руси" – 1 чел.

· "Культура и обычаи на Руси" – 1 чел.

· "Древняя Россия" – 1 чел.

· фольклор – 1 чел.

· рассказы – 1 чел.

· учебник истории – 1 чел.

· никакие – 1 чел.

Большинство читали сказки, а также былины, в которых, наверное, наиболее выпукло и доступно показаны традиции народа. Остальные отмечали как общие рассказы, так и конкретные книги – например, "Культура и обычаи на Руси" , "Слово о полку Игореве", "Давид Сасунский". Последняя книга представляет собойсредневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении , ныне в Турции ) против арабских захватчиков.

При этом те книги, которые хотелось бы прочитать, назвали немногие:

· не знаю 3 чел.

· многие 2 чел.

· древние традиции 2 чел.

· история России – 2 чел.

· сказки – 1 чел.

· как развивался наш народ – 1 чел.

· любые (увлекаюсь историей) – 1 чел.

· "Великие русские полководцы" – 1 чел.

· о верности, любви, уважении – 1 чел.

· книги о старорусских племенах – 1 чел.

· все, которые существуют – 1 чел.

Таким образом, видна заинтересованность в исторической литературе, с которой хотели бы ознакомиться читатели. Например, ребята хотели бы подробнее узнать о русских племенах и великих полководцах. Однако есть потребность у подрастающего поколения и в иной литературе: о любви, верности, уважении, сказках.

На вопрос, поддерживается ли в твоей семье интерес к историческому прошлому твоего народа, респонденты ответили следующим образом:

· да, мы по мере сил сохраняем свои традиции – 18 чел.

· в нашей семье об этом часто забывают – 5 чел.

· мы давно потеряли связь с прошлым – 1 чел.

· затрудняюсь ответить – 7 чел.

Ответы свидетельствуют, что по мере сил в семьях опрошенных сохраняются традиции, часть опрошенных заявила, что в их семьях об этом иногда забывают, часть – затруднилась ответить.

С данным вопросом коррелирует и следующий, о том, можно ли забыть свои традиции? Респонденты считают, что:

· да, иногда так происходит – 17 чел.

· сильные традиции всё равно переживут тяжёлые времена – 11 чел.

· затрудняюсь ответить – 3 чел.

Опрошенные считают, что иногда традиции могут оставаться лишь в прошлом, предаваться забвению. Однако довольно весомая часть наших читателей считает по-другому, отмечая, что сильные традиции, несмотря на все катаклизмы, идеологию и общественное мнение, переживут века и останутся в культуре народа.

На вопрос стоит ли знать и следовать традициям своего народа, респонденты ответили:

· да, это поможет моему народу сохраниться и пережить века – 19 чел.

· нет, это совсем не обязательно – 6 чел.

· затрудняюсь ответить – 6 чел.

По мнению большинства респондентов, людям стоит сохранять традиции своего народа, поскольку это будет способствовать сохранению культуры во времени и укрепит корни народа. В то же время, часть опрошенных высказала мнение, что сохранять традиции совсем не обязательно, часть – затруднилась с ответом.

Следующий вопрос: «Как ты считаешь, могут ли старые, устоявшиеся традиции твоего народа входить в противоречие с твоими современными взглядами на жизнь?»

· да – 18 чел.

· нет – 5 чел.

· затрудняюсь ответить – 8 чел.

Большинство опрошенных считает, что традиции, своим происхождением обязанные прошлому, вполне могут противоречить взглядам на жизнь современных людей. И этому есть немало примеров (достаточно вспомнить ношение в Европе и др.). Значительно меньше респондентов считает иначе.

На вопрос о том, могут ли у народа появляться новые традиции, респонденты ответили следующим образом:

· да – 24 чел.

· нет – 4 чел.

· затрудняюсь ответить – 4 чел.

Таким образом, подавляющее большинство опрошенных считают, что с течением времени у того или иного народа могут появляться новые традиции.

В вопросе о том, можно ли отнести к традициям присущие народу качества, респонденты высказались следующим образом:

· да, можно так утверждать – 14 чел.

· нет, это не совсем верно – 11 чел.

· затрудняюсь ответить – 6 чел.

В целом мнение по этому поводу можно разделить на положительное и отрицательное, однако чуть больше тех, кто относит к традициям присущие народу качества: лень, хлебосольство, гостеприимство, педантичность и т.д.

В следующем вопросе была возможность согласиться или поспорить с мнением писателя Евгения Кулькина о том, что «Умрет традиция – умрет народ». Опрошенные высказались так:

· да – 18 чел.

· нет – 8 чел.

· затрудняюсь ответить – 4 чел.

Таким образом, большинство респондентов поддержали позицию писателя про опору народа на свои традиции. Менее трети не согласились с данным мнением.

В конце анкеты мы попросили респондентов высказать свое мнение в отношении культуры и традиций других народов – аккуратно, взвешенно, чтобы никого не оскорбить и не задеть.

Один из вопросов – о знакомстве читателей библиотеки с традициями других народов, в том числе кавказских. Опрошенные ответили так:

· да, немного знаю – 16 чел.

· нет, но хочу знать – 10 чел.

· мне бы со своими традициями разобраться… – 5 чел.

В мире существует множество стран, культур, традиций. Интересно, что из этого разнообразия знают читатели детской библиотеки. Вот что они отвечали:

· выкуп невесты – 2 чел.

· традиции мусульман – 2 чел.

· Рамадан – 2чел.

· Курбан-Байрам – 1 чел.

· День благодарения – 1 чел.

· поедание блинов на Масленицу – 1 чел.

· смена караула в Лондоне – 1 чел.

· бразильские карнавалы – 1 чел.

· танец с корзиной на армянской свадьбе – 1 чел.

Таким образом, из традиций других народов наиболее известными являются мусульманские традиции и обычаи. Из других традиций респонденты вспомнили День благодарения – государственный праздник в и отмечает начало Великого поста , а также армянскую свадьбу , где несколько женщин с красиво оформленными белыми свадебными корзинами начинают танцевать прямо во дворе и образуют танцевальный хоровод, в ходе которого каждая свадебная корзина в танце обменивается на красивый подарок.

Также была отмечена красивая церемония смены караула в Лондоне (эта традиция начинается в 1660 году). Это красивейшее театрализованное действо можно наблюдать не только у Букингемского дворца (хотя именно эту церемонию чаще всего показывают по телевизору), но и еще в нескольких местах Лондона. Денег за лицезрение старинного ритуала, как и за многое другое в Лондоне, платить не нужно. Главное прийти пораньше и занять лучшие места. Суть церемонии состоит в замене старой охраны на новую. Длится церемония 45 минут и проходит под звуки оркестра.

На вопрос о том, хотел бы ты познакомиться с культурой и традициями других народов, респонденты ответили следующим образом:

· да – 24 чел.

· нет – 7 чел.

То есть большая часть опрошенных желает подробнее ознакомиться с культурой и традициями других народов, узнать про обычаи других стран.

На вопрос, с какой именно культурой ты хотел бы познакомиться, опрошенные ответили так:

· русской культурой – 5 чел.

· культурой и традициями народов Кавказа – 7 чел.

· европейской культурой – 19 чел.

· другой – 3 чел.

Большинство хотело бы познакомиться с культурой европейских стран, поскольку, видимо, считает ее близкой к русской. С русской культурой и традициями народов Кавказа хотело бы познакомиться значительно меньше читателей библиотеки. Среди других вариантов: египетская, американская и китайская культура.

Следующий вопрос: могут ли традиции одного народа входить в противоречие с традициями другого народа? Ответы респондентов показали следующее:

· да – 22 чел.

· нет – 6 чел.

· затрудняюсь ответить – 3 чел.

Большинство респондентов считает, что одни традиции могут противоречить других, если речь идет о разных культурах. И таких примеров также немало, поскольку в мире великое множество культурных традиций, обычаев, которые могут поняты и восприняты иначе.

Последний вопрос: как ты относишься к обычаям народов, проживающих рядом с тобой? Распределение ответов:

· хорошо, если они не входят в противоречие с традициями моего народа – 14 чел.

· уважаю, но отношусь равнодушно – 15 чел.

· не принимаю – 2 чел.

Мнения на этот счет разделились, однако лишь двое из опрошенных не принимают традиции другого народа, остальные относятся к другим традициям либо хорошо, либо равнодушно.

В целом исследование показало, что основную этническую группу читателей детской библиотеки составляют русскоязычные граждане, относящие себя к русской культуре и в той или иной степени знакомые с русскими традициями. Однако есть представители и других культур, в том числе народов Кавказа.

Читатели неплохо знают основные русские традиции (во всяком случае, основные – те, которые известны, разрекламированы, поддерживаются в семьях). В то же время, у ребят есть определенный недостаток знаний о своей культуре, в связи с чем читатели хотели бы ближе познакомиться с книгами по истории, культуре России и других стран. Привлекает внимание читателей культура других стран, в особенности европейских.

Библиотеке стоит обратить внимание на подобные тенденции, организовать соответствующие выставки, сделать закупки интересных книг по данной тематике, чтобы удовлетворить интерес подрастающего поколения в изучении традиций различных народов мира и помочь ребятам лучше узнать о людях, живущих вместе с нами в нашем общем Доме – на планете Земля.

Для того чтобы для маленького ребенка понятия «Родина» и «Россия» не стали абстрактными, основной упор необходимо делать на знакомство детей с историческим и культурным прошлым малой родины. Это должно происходить в процессе приобщения детей ко всем видам народного искусства, в том числе и к фольклору, бытовавшему на территории родного края.

Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований, которым, к сожалению, соответствует далеко не каждый из нас. Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным.

Современный культурный человек

В первую очередь, тот, кого можно назвать культурным человеком, должен обладать вежливостью и хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Это отнюдь не врожденные инстинктивные знания. Они приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых, ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.

Как стать культурным человеком?

Чем же определяется понятие культурного человека? Стоит рассмотреть определяющие черты культурного человека, и тогда мы с вами узнаем, что же означает быть культурным человеком. Перечислим основные отличительные качества культурного человека, которые должны в нас преобладать.

Все качества и признаки культурного человека тяжело перечислить. Каждый подразумевает под этой характеристикой что-то свое. Однако мы попытались представить вам основные черты культурного человека, которые вполне можно выработать и воспитать в себе самостоятельно. Стремитесь к совершенству и будьте культурными!

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...