Вош по литературе результаты. Тогда пленный взял опять мальчика на руки и сказал


Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДАШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 ГОД.ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

10 КЛАСС

Часть I. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (30 баллов)

Прочитайте.

Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы

и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины,у самого окна, висела

клетка, из которой глядел дрозд тёмного цветас белыми крапинками. <…> Почти в течение целых

пяти минут все хранилимолчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево

деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зёрнышки.

2. Напишите название произведения, из которого взят приведённыйотрывок.

4. Напишите монолог от лица дрозда (10–15 предложений). Что он мог

видеть? Какие люди и вещи могли его окружать?

Часть II (7 0 баллов)

ЧАСТЬ II ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1.Прочитайте рассказ.

2.О чём этот рассказ?

3.Подумайте, почему профессор и студент попеременно ощущают чувство неловкости.

5.Почему Шукшин ставит обоих персонажей в неудобное положение? Как меняются герои от

начала к концу и что они понимают, столкнувшись друг с другом на этом странном

экзамене?

Василий Шукшин (1929–1974)

–Почему опоздали? –строго спросил профессор.

–Знаете… извините, пожалуйста… прямо с работы… срочный заказбыл… –Студент –рослый

парняга с простым хорошим лицом –стоялв дверях аудитории, не решаясь пройти дальше. Глаза у

парня правдивыеи неглупые.

–Берите билет. Номер?

–Семнадцать.

–Что там?

–«Слово о полку Игореве» –первый вопрос. Второй…

–Хороший билет. –Профессору стало немного стыдно за своюстрогость. –Готовьтесь.Студент

склонился над бумагой, задумался.

Некоторое время профессор наблюдал за ним. Перед его глазами за егодлинную жизнь прошла не

одна тысяча таких вот парней; он привык думатьо них коротко –студент. А ведьни один из этой

многотысячной армии непоходил на другого даже отдалённо. Все разные.«Всё меняется. Древние

профессора могли называть себя учителями, ибоимели учеников. А сегодня мы только профессора»,

–подумал профессор.

–Вопросов ко мне нет?

–Нет. Ничего.

Профессор отошёл к окну. Закурил. Хотел додумать эту мысльо древних профессорах, но вместо

Проехал трамвай. Наповороте с его дуги посыпались красные искры. Перед семафором скопилось

множество автомобилей; семафор подмигнул им, и они все сразу ринулись

по улице. По тротуарам шли люди. Торопились. И машины торопились,

и люди торопились.

«Люди всегда будут торопиться. Будут перемещаться со сверхзвуковойскоростью и всё равно будут

торопиться. Куда всё это устремляется?..»

–Кхм… –Студент пошевелился.

–Готовы? Давайте. –Профессор отвернулся от окна. –Слушаю.

Студент держал в толстых грубых пальцах узкую полоску бумаги –билет; билет мелко дрожал.

«Волнуется, – понял профессор. – Ничего, поволнуйся».

Глядя на парня, на его крепкое, строгой чеканки лицо, профессорпочему- то подумал, что автор

«Слова» был юноша… совсем- совсеммолодой.

–… Князья были разобщены, и… В общем, Русь была разобщена,

и когда половцы напали на Русь… –Студент закусил губу, нахмурился:

должно быть, сам понимал, что рассказывает неинтересно, плохо. Он слегка

покраснел.

«Не читал. –Профессор внимательно и сердито посмотрел в глазастуденту. –Да, не читал. Одно

предисловие дурацкое прочитал. Чертиполосатые! Вот вам –ягодки заочного обучения!» Профессор

былпротивником заочного обучения.Пробовал в своё время выступить состатьёй в газете –не

напечатали. Сказали: «Что вы!» –«Вот вам –что вы!

Вот вам –князья разобщены».

–Читали?

–Посмотрел… кхэ…

–Как вам не стыдно? –с убийственным спокойствием спросилпрофессор и стал ждать ответа.

Студент побагровел от шеи до лба.

–Не успел, профессор. Работа срочная… заказ срочный…

–Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меняинтересует человек, русский человек,

величайшее национальное произведение. Очень интересует! –Профессор

чувствовал, что начинает ненавидеть здорового студента. –Вы сами пошли

Студент поднял на профессора грустные глаза.

–Сам, конечно.

–Как вы себе это представляли?

–Учёбу. В люди хотел выйти? Да?

Некоторое время они смотрели друг на друга.

–Не надо, –тихонько сказал студент и опустил голову.

–Что не надо?

–Не надо так…

–Нет, это колоссально! –воскликнул профессор, хлопнул себя по

–Стыдно.

–Слава тебе, Господи!

С минуту молчали. Профессор ходил около доски, фыркал и качал

головой. Он даже как будто помолодел от злости.

Студент сидел неподвижно, смотрел в билет… Минута была глупаяи тяжкая.

–Спросите ещё что - нибудь. Я же готовился.

–В каком веке создано «Слово»? –Профессор, когда сердился,упрямился и капризничал, как

–В двенадцатом. В конце.

–Верно. Что случилось с князем Игорем?

–Князь Игорь попал в плен.

–Правильно! Князь Игорь попал в плен. Ах, чёрт возьми! –Профессорскрестил на груди руки и

изобразил на лице великую досаду и оттого, чтокнязь Игорь попал в плен, и оттого главным

образом, что разговор об этомполучился очень уж глупым. Издевательского тона у него не

получилось –ондействительно злился и досадовал, что вовлёк себя и парня в эту школьную

игру. Странное дело, но он сочувствовал парню и потому злился на него ещё

–Ах, досада какая! Как же это он попал в плен?!

–Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь. –Студент сказал эторезким, решительным тоном. И

На профессора тон этот подействовал успокаивающе. Он сел. Пареньему нравился.

–Давайте говорить о князе Игоре. Как он там себя чувствовал? Сядьте,

во-первых.

Студент остался стоять.

–Ставьте мне двойку.

–Какчувствовал себя в плену князь Игорь?! –почти закричалпрофессор, опять испытывая прилив

злости. –Как чувствует себя человекв плену? Неужели даже этого не понимаете?!

Студент стоя некоторое время непонятно смотрел на старика яснымисерыми глазами.

–Понимаю, –сказал он.

–Так. Что понимаете?

–Я сам в плену был.

–Так… То есть как в плену были? Где?

–У немцев.

–Вы воевали?

Профессор внимательно посмотрел на студента, и опять ему почему- топодумалось, что автор

«Слова» был юноша сголубыми глазами. Злойи твердый.

–Три месяца.

–Ну и что?

Студент смотрел на профессора, профессор –на студента. Оба былисердиты.

–Садитесь, чего вы стоите, –сказал профессор. –Бежали из плена?

–Да. –Студент сел. Опять взял билет и стал смотретьв него. Емухотелось скорей уйти.

–Как бежали? Расскажите.

–Ночью. С этапа.

–Подробней, –приказал профессор. –Учитесь говорить, молодойчеловек! Ведь это тоже надо. Как

бежали? Собственно, мне не техника этого

попасть в плен? –Профессор даже поморщился… –Вы как

попали- то? Ранены были?

Помолчали. Немножко дольше, чем требуется для беседы на такую тему.

–А как же?

–Попали в окружение. Это долго рассказывать, профессор.

–Скажите, пожалуйста, какой он занятой!

–Да не занятой, а…

–Страшно было?

–Страшно.

–Да, да. –Профессору почему- то этот ответ очень понравился. Онзакурил. –Закуривайте тоже. В

аудитории, правда, не разрешается, но…ничего…

–Я не хочу. –Студент улыбнулся, но тут же посерьёзнел.

–Деревня своя вспоминалась, конечно, мать?.. Вам сколько лет было?

–Восемнадцать.

–Вспоминалась деревня?

–Я из города.

–Ну? Я почему-то подумал –из деревни. Да…

Замолчали. Студент всё глядел в злополучный билет; профессорпоигрывал янтарным мундштуком,

рассматривал студента.

–О чём вы там говорили между собой?

–Где? –Студент поднял голову. Ему этот разговор явно становилсяв тягость.

–В плену.

–Ни о чем. О чем говорить?

–Чёрт возьми! Это верно! –Профессор заволновался. Встал. Переложил

мундштук из одной руки в другую. Прошёлся около кафедры. –Это верно.

Как вас зовут?

–Николай.

–Что верно? –Студент вежливо улыбнулся. Положил билет. Разговорпринимал совсем странный

характер –он не знал, как держать себя.

–Верно, что молчали. О чём же говорить! У врага молчат. Это самоемудрое. Вам в Киеве

приходилось бывать?

–Там есть район –Подол называется, –можно стоять и смотретьс большой высоты. Удивительная

даль открывается. Всякий раз, когда я стою

и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда- то. Не в своей жизни даже,а давным- давно.

Понимаете? –У профессора на лице отразилось сложноечувство –он как будто нечаянно

проговорился о чём- то весьма сокровенном

и теперь, во- первых, опасался, что его не поймут, во- вторых, был недоволен,что проговорился. Он

смотрел на студента с тревогой, требовательно

и заискивающе.

Студент пожал плечами, признался:

–Как- то сложно, знаете.

–Ну, как же! Что тут сложного? –Профессор опять стал быстро ходитьпо аудитории. Он сердился

на себя, но замолчать уже не мог. Заговорилотчётливо и громко: –Мне кажется, что я там ходил

когда- то. Давно. Во

времена Игоря. Если бы мне это казалось только теперь, в последние годы,

Два человека смотрели друг на другаи не понимали, что им, собственно, требуется сейчас выяснить.

–Я немного не понимаю, –осторожно заговорил студент, –при чём тут

–При том, что мне показалось очень точным ваше замечание насчёттого, что –молчали. Я в плену

не был, даже не воевал никогда, но там, над

Подолом, я каким- то образом постигал всё, что относится к войне.Я додумался, что в плену –

Я, например, многодумал над вопросом: как бесшумно снимать часовых? Мне думается, их надо

Студент удивлённо посмотрел на профессора.

–Да. Подползти незаметно и что- нибудь очень тихо спросить.

Например: «Сколько сейчас времени, скажите, пожалуйста?» Он в первуюсекунду ошалеет, и тут

бросайся на него.

Студент засмеялся, опустив голову.

–Глупости говорю? –Профессор заглянул ему в глаза.

Студент поторопился сказать:

–Нет, почему… Мне кажется, я понимаю вас.

«Врёт. Не хочет обидеть», –понял профессор. И скис. Но счёлнеобходимым добавить еще:

народное горе. И даже тот, кто не принимаетнепосредственного участия в войне, всё равно живёт

Долго после этого молчали –отходили. Надо было вернуться

постыдно не прочитано студентом. Однако профессорне удержался и задал ещё два последних

–Один бежал?

–Нет, нас семь человек было.

–Наверно, думаете: вот привязался старый чудак! Так?

–Да что вы! Я совсем так не думаю. –Студент покраснел так, как если

бы он именно так и подумал. –Правда, профессор. Мне очень интересно. Сердце старого профессора

дрогнуло.

раз. Я вам подарю книжку… у меня как раз

есть с собой… –Профессор достал из портфеля экземпляр «Слова о полкуИгореве», подумал.

Посмотрел на студента, улыбнулся. Что- то быстро написал на обложке книги, подал студенту. – Не

читайте сейчас. Дома прочитаете. Вы заметили: я суетился сейчас, как неловкий жених. – Голос у

профессора и выражение лица были грустными. –После этого бываеттяжело.

Студент не нашёлся, что на это сказать. Неопределённо пожал плечами.

–Вы все семеро дошли живыми?

–Пишете сейчас друг другу?

–Нет, как- то, знаете…

Ну, конечно, знаю. Конечно. Это всё, дорогой мой, очень русские штучки. А вы ещё «Слово» не

Сулою; звонить слававъ Кыеве; трубы трубять въ Новеграде; стоять стязи въ Путивле!» А? –

Профессор поднял кверху палец, как бы вслушиваясь в последний растаявший звук чудной песни. –

Давайте зачётку. – Он проставил оценку, закрыл зачётку, вернул её студенту. Сухо сказал: – До

свидания.

Студент вышел из аудитории. Вытер вспотевший лоб. Некоторое время стоял, глядя в пустой

коридор. Зачётку держал в руке – боялся посмотреть в неё, боялся, что там стоит «хорошо» или, что

ещё тяжелее – «отлично». Ему было стыдно. «Хоть бы „удовлетворительноˮ, и то хватит», – думал

Array ( => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/3380/2016-04-21_Olimpiada_Den_1_03.jpg => Приезд участников. Фото организаторов => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3250/10.JPG => Перед открытием => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3030/IMG_0984.jpg => Перед дорогой в Курск. Фото Д. Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1690/1.4.jpg => Первый тур. Фото организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3320/DSC03137.JPG => На олимпиаду. Загружено участником => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/2090/image.jpeg => Заселение участников в гостиницу => Технология) => Array ( => /files/m_foto_vos/1701/IMG_4074.JPG => Загружено участником => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3271/-eFx4X_nB-w.jpg => Открытие олимпиады. Фото пресс-службы ТвГУ => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/1771/DSCN9991.jpg => Дорога в Смоленск => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2221/DSC_7893.jpg => Торжественное открытие. Фото организаторов => Экология)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/1710/IMG_4616.JPG => Пробный тур => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3270/bHq6Hj42oVc.jpg => Открытие олимпиады. Фото пресс-службы ТвГУ => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/1770/DSCN9989.jpg => Дорога в Смоленск => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2220/IMG_9576.jpg => Расселение участников. Фото организаторов => Экология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3010/IMG_6037.jpg => День первого теоретического тура. Фото организаторов => Право) => Array ( => /files/m_foto_vos/2310/IMG_6046.jpg => Письменный тур => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2251/IMG_8151.JPG => Открытие => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/1251/1-1.jpg => Открытие олимпиады. Участники от принимающего региона - команда Мордовии => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/3071/fWbhe8SBjJo.jpg => Торжественное открытие. Фото Кристины Масальцевой => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1371/image_1P_kopiya_2.jpg => Концертный зал СмолГУ => История)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/2260/IMG_8312.JPG => Открытие => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/1260/Теоретический_тур_-_11_класс22222.jpg => Теоретический тур - 11 классы => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/3070/0if1ixmGipU.jpg => Торжественное открытие. Фото Кристины Масальцевой => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1370/image.jpg => Митинг в Сквере Памяти Героев => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/2380/IMG_4410.JPG => Фото организаторов => ОБЖ) => Array ( => /files/m_foto_vos/2300/IMG_6023.jpg => Письменный тур => Испанский, итальянский, китайский) => Array ( => /files/m_foto_vos/1571/IMG_3948.JPG => Открытие олимпиады. Фото Татьяны Куликовой => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/1641/IMG_0601.jpg => (фото Д. Сергиенко) => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/1451/DSC_3046-2.JPG => Торжественное открытие олимпиады. Фото организаторов => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/3511/image-24-04-16-08-35-2_result.jpeg => Открытие олимпиады => Обществознание)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/1570/IMG_3954.JPG => Открытие олимпиады. Фото Татьяны Куликовой => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/1640/IMG_0599_(10).jpg => Открытие олимпиады (фото Д. Сергиенко) => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/1450/DSC_3036-2.JPG => Торжественное открытие олимпиады. Фото организаторов => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/3510/image-24-04-16-08-35-1_result.jpeg => Открытие олимпиады => Обществознание) => Array ( => /files/m_foto_vos/2080/5.jpg => Церемония открытия => Физкультура) => Array ( => /files/m_foto_vos/3381/2016-04-21_Olimpiada_Den_1_06.jpg => Приезд участников. Фото организаторов => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3241/5.JPG => Вынос флагов => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3031/IMG_0983.jpg => Перед дорогой в Курск. Фото Д. Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1691/1.1.jpg => Первый тур. Фото организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3321/DSC03135.JPG => На олимпиаду. Загружено участником => Искусство (МХК))))

Всероссийская олимпиада школьников

по литературе

школьный этап

2016 – 2017 учебный год

9 класс

1.Знание теории литературы. Определите литературные жанры произведений.

1) «Русский язык» И.С.Тургенев

2) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин

3) «Медный всадник» А.С. Пушкин

2. Знание текста художественного произведения.

2.1. Определите автора афоризма и произведение, в котором он используется (соединить линией).

2.2. узнайте героев художественных произведений по их описанию, укажите автора и название произведения:

1) …она имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы…А пойдёт ли, бывало, в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх её синюю юбку, на которой сзади были нашиты золотые усы, и станет прямо близ правого клироса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза…

2)Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

3)Глаза как небо голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Всё в (…), но любой роман

Возьмите, и найдёте. верно,

Её портрет: он очень мил;

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

4)…очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвижными усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками и …ласковая, радостная улыбка…была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой…выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами.

5) Сей молодой человек был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабыми ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою.

3.

Не напрасно шла гроза.

С.А.Есенин

2) Унылая пора! очей очарованье!

А.С.Пушкин

3) Печальная береза

у моего окна,

И прихотью мороза

разубрана она.

А.А.Фет

4) Мурава лугов

Ковром стелется…

Гляну к северу -

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится.

И.С.Никитин

5) Нева вздувалась и ревела...

и вдруг, как зверь остервенясь,

на город кинулась...

А.С.Пушкин

Е. Баратынский

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков;

Но лишь ветер его коснется,

Он исчезнет без следов;

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.

    О чем это стихотворение? Определите его тему, основную мысль

(сформулируйте сами и найдите в строчках стихотворения).

2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

На каком приеме оно построено?

4. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».

5. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?

6. Какие средства выразительности помогают автору передать основную мысль? Какие образы возникают?

Ответы на вопросы Всероссийской олимпиады школьников

Школьный этап

2016 – 2017 учебный год

Литература

9 класс

1.Знание теории литературы. Определите жанры произведений.

Оценка: за каждый верный ответ -0,5 б.

Всего : 1,5 б

    Стихотворение в прозе

    Повесть

    Поэма

2. Знание текста художественного произведения:

2.1. определите автора афоризма (за верный ответ 0,5 б.) и произведение (за верный ответ 0,5 б.) - максимально 1 б.

Всего: 5б.

2.2.узнайте героев произведений по их описанию, укажите автора и название произведения:

Оценка : за персонажа – о,5 балла; за автора– о,5 балла; за произведение - о,5 балла.

Всего: 7,5 б.

1) Солоха (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

2)Пугачёв (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

3) Ольга Ларина (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

4) отец Вареньки (Л.Н.Толстой «После бала»)

5) Эраст (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»)

3. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством и назовите.

Всего:16 б.

1.Инверсия: дули ветры, шла гроза

Анафора: Не напрасно…., Не напрасно

Б. Оксюморон: Унылая пора! очей очарованье!

В. Эпитет - Печальная береза

Г. Метафора - Мурава лугов Ковром стелется

Сравнение - Снег, что белый пух,

Д. Олицетворение: Нева вздувалась и ревела, на город кинулась и т.д.

4.Целостный анализ лирического произведения.

Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы. Опираясь на вопросы, составьте развернутый анализ стихотворения.

Критерии

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2.Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3.Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4.Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также

орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

Итого: 100 б

ТРЕБОВАНИЯ

к организации и проведению школьного этапа

в 2016/2017 учебном году

Уважаемые коллеги!

Предоставляем вашему вниманию методические рекомендации, которые помогут организовать школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2016-2017 учебном году.


  1. Дата и время проведения олимпиады.

  2. Подготовка участников олимпиады.

  3. Принципы организации школьного этапа.

  4. Организационно-технологическое обеспечение.

  5. Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ.

1. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проходит в один день: 21 сентября , рекомендуемое время начала олимпиады -12.00 .

Время выполнения задания :

для учеников 5-6 классов – не более двух астрономических часов;

для учеников 7-8 классов – не более 3 астрономических часов;

для учеников 9-11 классов – не более 5 астрономических часов.

Основной задачей школьного этапа олимпиады должно быть максимальное вовлечение школьников в творческую деятельность.

На школьном (муниципальном) этапе ученики приобретают первый опыт состязательности, что предъявляет к организаторам определенные требования по созданию атмосферы честного соперничества, доброжелательности и уважения к знаниям, умениям, личностным особенностям товарищей. Во время подготовки к олимпиаде необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою, правилам поведения на олимпиаде, соблюдению регламента.

2. Подготовка участников олимпиады

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения и навыки, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов (для каждого класса – на своем уровне). Формирование этих умений и навыков происходит у разных учащихся с разной скоростью и в разной степени, на протяжении многих лет и не заканчивается в школе, поэтому к представленному ниже списку умений и навыков нужно относиться только как к ориентировочному. В этот список включены следующие умения :

Определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

Пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;

Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

Выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

Определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

Объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

Анализировать литературные произведения разных жанров;

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

Выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

Представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные

Собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;

Писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;

жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Для подготовки к олимпиаде (помимо уроков литературы, на которых формируются перечисленные выше умения) можно использовать разнообразные формы дополнительного образования: элективные курсы, клубы юного филолога, факультативы, различные творческие конкурсы, исследования по литературному краеведению и т.п. Система подготовки школьников к олимпиаде включает посещение музеев и театров, проведение совместных мероприятий с библиотеками, знакомство с современной литературой. Все большее распространение получают дистанционные формы подготовки.

3. Принципы организации школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Особенности школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе заключаются в том, что конкурс проводится отдельно для 5-6-х, 7-8-х, 9-11-х классов и носит обучающий характер. Ученики 5-6 классов не принимают участия в олимпиаде по литературе на муниципальном уровне, ограничиваясь только школьным этапом. Ученики 7-8 классов участвуют и в муниципальном этапе, но на региональный и заключительный не выходят. С учетом этого ЦПМК рекомендует предлагать для учеников 5-8 классов отдельные задания, не дублирующие по своему типу задания 9-11 классов .

Задания для учеников 9-11 классов строятся в логике заданий, предлагаемых на заключительном этапе олимпиады. Особо отмечаем: текущие оценки по литературе не должны становиться поводом или препятствием для участия в олимпиаде.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает предметно- методическая комиссия муниципального этапа олимпиады с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии.
4. Организационно-технологическое обеспечение

Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован протоколом в присутствии представителей оргкомитета школьного этапа олимпиады по литературе и членов жюри.

При проведении школьного этапа олимпиады выделяются несколько аудиторий для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по одному человеку за партой.

Необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся с правилами выполнения заданий.

Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся исключается из состава участников олимпиады.

Перед выполнением заданий с участниками олимпиады должен проводиться инструктаж о технической стороне выполнения заданий. Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно кодируются.

Для осуществления контроля за выполнением заданий рекомендуется

организовать дежурство учителей (кроме учителей русского языка и литературы).

По истечении времени выполнения заданий работы школьников сдаются

представителю конкретного организатора олимпиады.
Кодирование олимпиадных работ


  1. Для кодирования работ Оргкомитетом создается специальная комиссия в количестве не менее двух человек (один из которых является председателем) на каждую возрастную параллель.

  2. После выполнения заданий работы участников олимпиады передаются комиссии для кодирования. На обложке каждой тетради пишется соответствующий код: № класса и № работы (н-р, 9-1-1, 10-1-1). Код дублируется на прикрепленном бланке для кодирования. После этого обложка тетради снимается.

  3. Обложки (отдельно для каждого класса) сдаются председателю комиссии и хранятся в сейфе до показа работ.

  4. Для показа работ комиссии декодирует работы.

  5. Работа по кодированию, проверке и процедура внесения баллов в компьютер должна быть организована так, что полная информация о рейтинге каждого участника школьного этапа олимпиады доступна только членам комиссии.

  6. Для проверки работ выделяется несколько отдельных аудиторий (для 5-6 классов…).

5.Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ

Поскольку проверка работ осуществляется в каждой конкретной школе, то каждому школьному жюри придется проверять в сумме не так много работ. Это обеспечит единство подходов к проверке. Перед проверкой целесообразно договориться о том, как распределять предложенные баллы, и составить свои рабочие критерии. При этом можно воспользоваться рекомендациями, данными для проверки работ учеников 7-8-х и 9-11-х классов. В любом случае при проверке работ стоит не забывать о здравом смысле и в спорных ситуациях вспоминать о живом олимпиадном духе, а не о мёртвой букве инструкций.

К примеру, по 1 баллу можно давать за выбор каждого персонажа, до 10 баллов за его характеристику, ещё по 1 баллу – за обоснованность и оригинальность его выбора и умение сопоставить его с другими героями; наконец, до 10 баллов за стиль и качество путеводителя, понимание жанровых особенностей данного текста.

Выполненное задание оценивается членами жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной Центральной предметно-методической комиссией и содержащейся в настоящих рекомендациях.

Оценка выставляется в баллах . Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады.

Работы пишутся только в прозаической форме (если в задании специально не оговаривается иное). Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Члены жюри оценивают записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Если задание выполнено не полностью, то члены жюри обращаются к черновику работы. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника.

Объем работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.

Работа должна быть независимо проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. В случае существенного расхождения их баллов председателем жюри назначается третий проверяющий. Его оценка и решает спорный вопрос с распределением баллов.

Участники, набравшие менее половины максимального возможного балла, не могут становиться участниками следующего этапа.

Лучшие работы учащихся хранятся в архиве в архиве отделов муниципального образования не менее трех лет.

Критерии оценивания работ зависят от класса и характера задания.
Задания для 5-6 класса

Ученики 5-6 класса не выходят на дальнейшие этапы олимпиады, поэтому нет смысла давать им те же задания, что и для старшеклассников. Задания для пяти шестиклассников посильны, занимательны, интересны, они должны формировать у ребят желание заниматься литературой – и в то же время, опираясь на полученные в школе знания, исподволь готовить их к настоящим олимпиадным испытаниям.
С учетом этого ученикам 5-6 класса предлагаются два задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа

Время выполнения – не более двух астрономических часов. Максимальный общий балл за оба задания – 50.
Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 5-6 классов готовиться к решению тех нестандартных филологических задач, которые будут предлагаться им на различных турах Олимпиады в старших классах.

Предполагается, что в олимпиаде по литературе участвуют школьники, читающие много и с удовольствием, причем качественную литературу. При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет не только продемонстрировать свой читательский диапазон, но и показать своё умение давать характеристику литературным героям, производя сопоставительный анализ, видеть в них общность и различие, замечать связь образа героя с условиями и обстоятельствами его жизни, в том числе – места его проживания, его дома, обстановки, интерьера. Кроме того, данное задание позволяет проверить речевые навыки школьников, умение создавать информативный текст в занимательной творческой форме.

Задания для 7-8 класса
Ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя первое задание, ученики создают текст ответа , опираясь на предложенные вопросы.

Время выполнения – не более трех астрономических часов .

Максимальный общий балл за задания – 50 .

Критерии оценивания :


  1. Понимание задачи. Умение создавать тексты определенной жанровой и стилистической направленности. (5 баллов: 0-2-4-5).

  2. Способность занимательно представить литературные произведения с учетом обстоятельств знакомства с ними, предложить свои размышления о прочитанном. (10 баллов: 2-5-8-10)

  3. Оригинальность сочинения. Богатство творческого воображения. (5 баллов: 0-2-4-5)

  4. Разнообразие и грамотность речи. (5 баллов: 0-2-4-5)
Итог: максимальный балл 25.
9 – 11 класс

Школьный этап олимпиады для учащихся 9-11 классов состоит из аналитического задания (анализ художественного произведения (прозаического или поэтического с опорой на предложенные вопросы; время выполнения 3,5-4 часа, максимальный балл -70 ) и творческого задания (время выполнения 1-1,5 часа, максимальный балл -30 ). Максимальный балл за всю работу -100 баллов.

Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.

В определении методов и приемов анализа, порядка изложения своих мыслей ученик может опираться на предложенные в задании вспомогательные вопросы (что не отменяет создания цельного, связного, объединённого общим замыслом аналитического текста). Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того , чтобы уточнить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулезное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста. Рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени “работают” на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально заметим: анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель анализа предложенного произведения состоит не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.

Критерии оценки аналитического задания

Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии.

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе : первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы .

При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

Творческое задание

Второй тур олимпиады – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.
6. Подведение итогов.

Определение победителей и призеров школьного этапа Олимпиады осуществляется на основе «Порядка проведения Всероссийской олимпиаде школьников», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252.

После проверки работ проводится их анализ и показ, а также рассматриваются апелляции участников. Решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит.

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

Количество победителей и призеров школьного этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады.

Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

ЦРТ «Мега-Талант» — организатор дистанционных олимпиад по литературе международного уровня. Мы специализируемся на проведении всероссийских и международных образовательных мероприятий. Участники олимпиад по литературе в зависимости от количества набранных баллов, получают сертификаты или дипломы. Учителей-организаторов олимпиад мы награждаем свидетельствами и благодарностями.

Наши достижения за последний год:

  • Провели 400 олимпиад по 47-и дисциплинам;
  • Помогли 13000 школьникам и студентам из 12 стран раскрыть способности в олимпиадах и конкурсах по литературе;
  • Выплатили учителям более 2,5 миллиона рублей в качестве компенсаций организационных расходов;
  • 98% учителей продолжают сотрудничество с нами на постоянной основе.

5 шагов навстречу учителю

Наш главный приоритет — максимально эффективное и плодотворное сотрудничество с учителем. Этому служат 5 основных принципов, которых мы придерживаемся:

  1. Учителю доступны задания для всех классов.
  2. Мы готовим свидетельства и благодарности, чтобы учителя могли постоянно обновлять свое портфолио уникальными наградными материалами.
  3. Все организационные расходы компенсируются.
  4. Организаторская активность поощряется ценными призами.
  5. Любые вопросы оперативно решаются отзывчивой службой поддержки.

Дистанционные олимпиады от ЦРТ «Мега-Талант»

Олимпиады по литературе от ЦРТ «Мега-Талант» — отличная возможность для школьников и студентов проявить себя. Мы не выдвигаем никаких требований к успеваемости участников и открыты для всех.

Задания олимпиады составлены в строгом соответствии со школьной программой и требованиями ФГОС. Любой ученик, который ориентируется в материале, может показать высокие результаты и занять одно из призовых мест.

Задания для каждого класса состоят из 15 вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Задания на соотнесение двух рядов данных и сопоставление.
  • Задания, требующие работы с иллюстративными источниками.
  • Задания на решение задачи с исходным рядом данных.

Сколько стоит участие в олимпиаде по литературе?

Сумма оргвзноса для одного участника указана на странице каждой олимпиады. Хорошая новость в том, что по факту вы платите меньше, ведь мы заботимся о том, чтобы вам не приходилось распечатывать комплекты заданий и наградные материалы из своего кармана. Чем больше участников олимпиады, тем выше процент компенсации.

Подробнее о том, как рассчитывается компенсация можно узнать после регистрации .

Кроме того, для самых активных организаторов мы создали рейтинг учителей , согласно которому раз в месяц и раз в полугодие держатели первых трех и первых пяти позиций соответственно награждаются ценными призами.

Как часто проходят олимпиады по литературе?

Олимпиады по литературе проходят 7 раз за учебный год. Мы проводим 3 Всероссийские олимпиады раз в сезон (осень, зима, весна), 3 международные в промежутках между ними, а итоговую — в конце учебного года.

Каждая олимпиада — новый комплект заданий. Это дает возможность обеспечить полное соответствие заданий олимпиад тому, что школьники уже изучили на данный момент.

Как мы оцениваем работы участников олимпиады?

Тестовые задания проверяются автоматически. Учителю-организатору лишь нужно внести ответы участников в специальную табличку в личном кабинете. Система автоматически проверит их, подсчитает баллы и опубликует соответствующие именные наградные материалы.

Как организовать олимпиаду по литературе?

  1. Регистрируетесь на сайте, указав свои реальные данные
  2. Подаете заявку на участие в олимпиаде по литературе, указав количество участников
  3. Подтверждаете заявку, оплатив оргвзнос
  4. Скачиваете комплекты заданий и методические рекомендации, чтобы провести олимпиаду
  5. Заносите ответы участников в специальную таблицу в личном кабинете.
  6. Получаете именные наградные материалы для себя и своих учеников в день подведения итогов.

Как оплатить участие в олимпиаде по литературе?

Вы можете внести оргвзнос одним из таких способов:

  • Оплата банковской картой (онлайн);
  • Оплата по квитанции, в отделении Почты России;
  • Оплата с помощью электронных платежных систем (онлайн).

Могут ли принять участие в олимпиаде школьники и студенты не из России?

ЦРТ «Мега-Талант» организатор олимпиад международного уровня. Наши образовательные мероприятия доступны для всех, кто свободно владеет русским языком. Если у вас остались еще вопросы, то наверняка ответ найдется .

Выбор редакции
Однажды где-то в начале 20 века во Франции или, может быть, в Швейцарии, некто, варивший себе суп, случайно уронил в него кусочек сыра....

Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...
Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...