Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе.


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ИСКУССТВО 2016–2017 учебный год

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

7-8 класс

Время выполнения – 60 минут

1. Даны иллюстрации, кадры из художественных фильмов к литературным произведениям. Укажите названия произведений и их авторов, главных героев. Данные впишите в таблицу.

5.

6
.

1.

2. Дан фрагмент живописного
произведения. Узнайте произведение по его фрагменту. Укажите автора и название произведения живописи. Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него. Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.

3. Дан ряд имен. Их можно разбить на 5 групп. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.

Пушкин, Тропинин, Глинка, Адыиф, Твен, Лермонтов, Чайковский, Ащамэз, Тютчев, Дефо, Бадыноко, Шишкин, Римский-Корсаков, Стивенсон, Дебеч, Репин, Бородин, Лондон, Некрасов, Саврасов, Свифт.

Таблица к заданию

1.

4.Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.

    Меретуков, Чайковский, Репин, Шишкин

    Робинзон Крузо, Стивенсон, Гулливер, Том Сойер

_____________________________________________________________

    портрет, пейзаж, скульптура, натюрморт

_____________________________________________________________

    зафак, пхачич, удж, исламей, загатлят

____________________________________________________________

    В школе готовится вечер, посвященный Дню Победы. Составьте его программу. Включите в нее отрывки их художественных текстов, музыкальные произведения. Укажите художественные произведения, которые могут проецироваться на экран.

    КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ

    ИСКУССТВО 7-8 КЛАСС

1. Оценивается знание сюжетов литературных произведений и их авторов, сформированность представлений об иллюстрировании. (В случае с кинематографом дополнительно оценивается знание имен исполнителей).

1.Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Алиса,Белыйкролик,Додо,Гусеница, Чеширский кот, Герцогиня,Болванщик,Мартовский заяц,Мышь-Соня,Грифон,Черепаха Квази,Червонная королева

2. Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

Лемюэль Гулливер
Император Лилипутии
Гуигнгнмы
Рельдресель
Глюмдальклич
Лорд Мьюноди
Струльдбруги
Король Бробдингнега
Флимнап
Еху
Педро де Мендес

3. Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»

Главный герой стихотворения русский солдат,он и является рассказчиком

4.Евгений. Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»

Ученики: Петя Зубов, Вася Зайцев, Надя Соколова, Маруся Поспелова.Злые волшебники: Пантелей Захарович, Марфа Васильевна, Ольга Капитоновна, Сергей Владимирович

5. Нартский эпос

Саусоруко, Тлепш, Пэтэрэз, Ащамэз, Шэбатыныко, Сэтэнай-гуаше, Адыиф.

6. Русские былины

Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алеша Попович, Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык, Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев

Критерии оценивания 1 задания.

Участник правильно указывает автора, название произведения, литературных персонажей, по 1 баллу за каждое правильное соответствие имени, фамилии авторов, актеров, литературных персонажей.

Максимальное количество баллов – 80.

  • Иван Иванович. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

На переднем фоне своего произведения Шишкин изобразил маленьких медведей. Двое из них уже вскарабкались на упавшее дерево, третий медвежонок пытается к ним присоединиться.Складывается впечатление, будто это не обычные деревья, а волшебные живые существа. В какой - то момент картина начинает казаться сказочной.При первом взгляде на картину появляется впечатление, что она живая. Так написать художественное полотно мог только живописец, тонко чувствующий живую природу. Картина предает нам чувства и эмоции, резвящихся поутру, медвежат. Кажется как будто это вовсе не дикие лесные звери, а маленькие домашние питомцы вышли поиграть на поляну.

Критерии оценивания 2задания.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, колорите, знание деталей, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

    Участник правильно указывает имя, отчество, фамилию и художника и название картины - по 1 баллу за каждое соответствие. Мах – 4 балла.

    Участник описывает, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него. За каждый признак по 2 балла. Мах – 10 баллов.

    Участник приводит 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы – по 1 баллу. Мах – 12 баллов. Грамотно и аккуратно оформляет ответ, не допускает грамматических и орфографических ошибок – 2 балла. Максимальное количество баллов – 30.

3. Таблица к заданию

Русские поэты

Тропинин, Шишкин, Репин, Саврасов

Русские художники

Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин

Русские композиторы

Адыиф, Ащамэз, Бадыноко, Дебеч,

Герои Нартского эпоса

Твен, Дефо, Стивенсон, Лондон, Свифт

Зарубежние писатели

Критерии оценивания 3 задания .

Оценивается умение классифицировать, обобщать знания из разных периодов развития культуры. Баллы (по 1 баллу) рекомендуется начислять за каждое слово, включенное в обоснованно составленный ряд и отдельно за точность определения принципа систематизации. Рекомендуется дифференцировать оценки за более и менее точные определения (например, писатели – 1 балла, русские (зарубежные) писатели 2 балла.

Максимальное количество баллов – 32 балла

    Меретуков, Чайковский, Репин, Шишкин -композитор, остальные художники;

    Робинзон Крузо, Стивенсон, Гулливер, Том Сойер - писатель, остальные - литературные персонажи;

    портрет, пейзаж, скульптура, натюрморт - вид искусства, остальные жанры живописи;

    зафак, пхачич, удж, исламей, загатлят - музыкальный инструмент адыгов, а остальные - адыгские танцы.

Критерии оценивания 4 задания .

Оценивается знания из разных областей искусства, умение видеть принцип обобщения и систематизации, умение назвать явление, не вписывающееся в обобщение. Баллы рекомендуется начислять за каждое верно исключенное слово и отдельно за точность его определения. По 1баллу за каждое правильно исключенное слово и отдельно за точность его определения.

Максимальное количество баллов – 8 баллов.

5. Критерии оценивания 5 задани я.

    участник приводит примеры литературных и музыкальных произведений (по 1 баллу за указание автора, названия произведения) – 20 баллов; Если автор указывает более 5 названий и авторов как литературных, так и музыкальных произведений - добавляются дополнительные баллы за каждый пример.

    участник грамотно и аккуратно оформляет ответ, составляет программу вечера, а не просто перечисляет авторов и названия произведения -20 баллов.

    участник добавляет перечень художественных произведений, которые могут проецироваться на экран -10 баллов

Максимальное количество баллов – 50 баллов.

Поэтические произведение о войне:

(примерные ответы)

Музыкальные произведение о войне:

(примерные ответы)

Асадов Эдуард
«В землянке»
«Вернулся»
«Грохочет тринадцатый день войны»
«День Победы в Севастополе»
«День Победы. И в огнях салюта»
«Ленинграду»
«Могила Неизвестного солдата»

Друнина Юлия

Даны иллюстрации к мультипликационным фильмам. Укажите названия и авторов произведений, по которым созданы эти мультфильмы.

1) Сказка «Бременские музыканты» , братья Гримм

2) Сказка «Дикие лебеди», Ганс Христиан Андерсен

3) «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкин

4) Сказка «Малыш и Карлсон», А. Линдгрен

0,5 балла - за название произведения, 0,5 балла – за автора, итого 4 балла

Определите и назовите виды традиционного русского декоративно-прикладного искусства.

1. Жостово - б 2. Палехская миниатюра -д 3. Гжель - в 4. Дымковская игрушка - г 5. Хохлома - а

Балла за верный ответ, итого 2 балла

Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение и его автора по фрагменту. Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него. Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.

Картина Виктора Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»

0,5 балла – за название произведения, 0,5 балла – за указание автора

Окружение фрагмента: лес – 0,5 балла, волк – 0,5 балла

Верное описание картины, точная передача настроения – 2 балла

Итого 4 балла

В основе сюжета - захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Дан фрагмент скульптурной композиции. Узнайте произведение по его фрагменту. Укажите место его расположения. Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.

«Памятник героям Первой мировой войны», Салават Щербаков, г. Калининград

0,5 балла – за название произведения, 0,5 балла – за указание мета его расположения, верное описание картины, точная передача настроения – 3 балла, итого 4 балла .

Три фигуры - это три разных сословия: офицер(90 процентов офицеров, которые входили в 14-м году в войну, из нее не вышли); вторая фигура - бывший студент, разночинец, это те люди, которые подхватили знамя из рук русского дворянства; третья - солдат, крестьянин, на плечи которого легла самая страшная тяжесть окопной войны. В ногах у них медсестра оказывает помощь раненому бойцу, символизируя милосердие. Памятник отражает единение, мужество, силу духа российского народа перед лицом врага.

Дан ряд имен. Их можно разбить на 2 и на 3 группы. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.

1 таблица: верный принцип систематизации – 1 балл, верно определенное имя – 0,2 балла 2 таблица: верный принцип систематизации – 1 балл, верно определенное имя – 0,2 балла.

Итого 6,8 баллов

Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.

Бах, Бородин, Прокофьев, Лермонтов (поэт)

Скрипка, труба (духовой инструмент) , альт, виолончель

Танго (аргентинский или «не польский» танец) , полонез, мазурка, краковяк

Натюрморт, хохлома (народный промысел или «не жанр живописи») , портрет, пейзаж

0,5 балла – за указание лишнего слова, 0,5 балла – за верное объяснение, итого 4 балла

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по

Искусству (МХК)

Ответы

2016-2017 учебный год

5- 6 класс

Первый тип заданий (максимум - 8 баллов)

1.1. Укажите название литературного произведения и автора

А) «Телефон" К.Чуковский - по 2 балла за правильный ответ. Максимум - 4 балла

Б) «Золушка» Х. К . Андерсен – по 2 балла за правильный ответ. Максимум - 4 балла

Второй тип заданий аксимум – 30 баллов).

2.1 Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту. Назовите автора. Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него. Напишите 5-7 словосочетаний, передающих настроение работы.

Картина « Утро в сосновом лесу" (3 балла) И.Шишкина (3 балла) . Это правая часть картины, слева на поваленном дереве играют двое медвежат. За ними наблюдает мама-медведица. (3 балла).

Сосновый лес, молодые игривые медвежата, тонкое чувство природы, русский лес, утренний туман, ясное чувство свежести, хвойный запах, холодный утренний воздух, реалистично-точный рисунок, сумрачная чаща, мохнатые кроны деревьев, четкий вид отдельных хвоинок. Могут быть приведены другие верные словосочетания.

За каждое правильное словосочетание - по 3балла.

2.2. Опишите в 5-6 предложениях предложенное произведение живописи, обращая внимание на детали, композицию, настроение картины (за каждое предложение – 2 балла) Предложите свой вариант названия данного произведения (5 баллов за название, соответствующее тематике картины). За грамотность – 3 балла. Максимум – 20 баллов

Вариант описания . Перед нами - сказочные птицы. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Одна – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Другая – светлый вестник радости.

Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе.

Задания третьего типа

Задание 3.1. (максимум 24 балла)

Определите, по какому принципу составлен ряд, напишите ответ в графе таблицы «принцип составления», укажите лишнее слово в ряду и запишите это слово, указав причину в графе таблицы « лишнее слово в ряду».

    «Золотой петушок», «О спящей царевне и семи богатырях»», «Алёнушка», «Золотая рыбка», «О попе и его работнике Балде»;

    Балалайка, гусли, бандура, свирель, гармонь;

    Масленица, Сабантуй, Навруз-байрам, Ивана-Купала, Рождество;

    Глинка, Шишкин, Левитан, Поленов, Перов.

За правильный принцип - по 2 балла

За правильно выделенное слово - по 2 балла

За правильное указание причины - по 2 балла.

Задания четвертого типа

Задание 4.1. (максимум 12 баллов)

А) Вставьте пропущенные буквы в приведенные ниже слова.

ДЕкорация, дирижЁр, иСкуССтво, мозаИка, пЕйзаж, пИрамида, рЕльеф, акКорд, аккОмпанЕмент, фреСка.

Б) Объясните значение двух терминов (по вашему выбору)

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

За каждое правильное слово - по 2 балла

За каждое правильное объяснение - по 2 балла.

Максимум - 14 баллов.

Максимум за работу – 94 балла.

Оценка : Участник называет фильм– по 2 балла, автора произведения – по 2 балла, режиссера фильма – по 2 балла, жанр –по 2 балла.Участник верно описывает характер героев –по 2 балла за каждого героя, максимально 6 баллов. Дополнительные сведения – максимально от 2 до 10 баллов.

Задание №3(II типа)

1 Что окружает данный фрагмент?

3. Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.


Оценка : Участник определяет и указывает название произведения искусства – 2 балла, правильно описывает недостающий фрагмент картины – 2 балла, указывает автора – 2 балла, определение жанра – 2 балла. Участник верно приводит примеры: по 2 балла за каждое словосочетание. Максимальное количество – 12 баллов. Дополнительные сведения – максимально от 2 до 20 баллов.

Максимальная оценка – 40 баллов.

Задание № 4 (IIтипа)

Узнайте произведение по фрагменту. Напишите:

2.О чем рассказывается в этом литературном произведении?

3. Изобразите подарок, о котором рассказывается в данном фрагменте.

«…Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет. Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась лёгкая рябь. Сквозь неё светили звёзды. Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой вту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастье, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы…»

Ответ:

Оценка : Участник указывает название произведения – 2 балла, автора произведения– 2 балла, определяет жанр – 2 балла, точный пересказ – от 2-10 баллов. Изобразительное творчество – от 2-20 баллов.

Максимальная оценка – 36 баллов.

Задание №5 (III тип)

Дан ряд слов. Их можно разбить на группы. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.

М.П. Мусоргский, И.С. Бах, А. Вивальди, М.И. Глинка, Дж. Верди, Н. Паганини, Г. Берлиоз, Л. ван Бетховен, Р. Шуман, К. Дебюсси, К. Орф, П.И. Чайковский, Ж. Безе, К. Сен-Санс,Дж. Россини, С.В. Рахманинов.

Задание №6 (IV тип)

Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните своё решение.

палитра, пюпитр, холст, мольберт

пейзаж, сказка, басня, рассказ

диез, бемоль, бекар, аккорд

адажио, па-де-де, кордебалет, сцена

Оценка : Участник получает по 2 балла закаждое найденное лишнее слово, по 2 балла за точность определения.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Выбор редакции
Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...