Удивительные племена африки. Народы Африки: культура и традиции
Под народностями банту принято понимать общее для более чем 400 этнических групп название, в ряде случаев звучащее просто как «народ банту». Фактически же это целая группа народов, самыми крупными из которых являются руанда, малави, макуа, шона, рунди, конго, коса и чокве. Местом обитания банту является вся территория Африки к югу от Сахары.
Различные народности объединены схожими языками и общими традициями. Многие банту имеют два или несколько языков, самым распространенным из которых является суахили. По ориентировочной оценке ученых, на территории континента сегодня проживает около 200 млн представителей банту, наибольшей концентрацией которых отличается Центральная, Южная и Восточная .
Как считают ведущие ученые-исследователи африканского континента, эти племена вместе с и готтентотами дали начало формированию так называемой Южно-африканской цветной расы. Банту и их раса до сих пор вызывают немало споров в научной среде.
Классическими особенностями внешности представителей племен этой группы являются темная кожа, жесткие волосы, структура которых весьма необычна – каждый волос завивается по спирали, низкая переносица, широкие крылья носа, толстые губы и высокий рост, у некоторых народов в своем среднем значении превышающий 180 см. Люди банту весьма охотно идут на контакт с туристами, позволяя за небольшую плату делать их фото и развлекая иностранцев экскурсиями по своим деревням.
Систему религиозных взглядов различных племен банту составляют традиционные анимистические верования, христианство и ислам. Причем религия в жизни этих людей тесно связано не только с традициями и обрядами, но и с повседневной жизнью.
Племенные поселения представляют собой деревни разного размера и разной планировки пространства. Наиболее характерным типом жилища является плетеный круглый дом, зачастую покрытый слоем глины. В южной части ареала расселения (территория ЮАР) дома принято штукатурить и расписывать, а в северной части и на юго-восточном побережье дома прямоугольные, а крыша имеет два или четыре ската или же выполнена в форме плоского земляного пласта. Главным занятием банту по сей день остается земледелие. Выращивают они бобовые, кукурузу, сорго, батат, тыкву, кунжут и просо.
С давних времен банту одевались в набедренные повязки либо в передники, самостоятельно изготовленные из травы или шкур животных. Сегодня, когда цивилизация практически полностью уничтожила большинство традиций и характерных особенностей многих , например таких, как банту и зулусы, одежда местных африканских жителей ничем не отличается от жителей .
В продолжение видео, демонстрирующее понятие красоты у племени Банту и их быт.
НАРОДЫ АФРИКИ
Африка - континент, почти все страны которого еще совсем недавно полностью находились в колониальной зависимости от европейских государств. На протяжении нескольких столетий колонизаторы эксплуатировали коренное население и расхищали природные богатства африканских стран. В XV-XVII вв., в эпоху первоначального накопления капитала, Африка стала основной территорией, откуда вывозили рабов для американских колоний европейских государств. По выражению К. Маркса, она превратилась в «заповедное поле охоты на чернокожих». Работорговля привела к длительной задержке развития производительных сил и деградации экономики, сокращению численности населения Африки. Общее уменьшение численности населения Африки от работорговли, включая убитых во время охоты за рабами и погибших в пути, составляло десятки миллионов человек.
Колониальный раздел Африки был завершен в конце XIX - начале XX в., в период, когда развитие капитализма вступило в свою высшую и последнюю стадию. В это время, по словам В. И. Ленина, «начинается громадный «подъем» колониальных захватов, обостряется в чрезвычайной степени борьба за территориальный раздел мира». Почти вся Африка была поделена между европейскими державами. Накануне второй мировой войны независимыми государствами считались только Египет, Либерия и Южно-Африканский Союз. На долю этих трех государств приходилось 7,7% площади африканского континента и 17% населения.
После второй мировой войны начался распад мировой колониальной системы и крушение империалистического господства в странах Азии и Африки. Колонизаторы пытаются удержать свое господство, применяя новые методы и формы колониального закабаления, усиливая экономическое влияние на африканские страны.
Упадок и разложение мировой системы капитализма, рост могущества и укрепление влияіния мировой социалистической системы, освобождение народов Азии от колониального господства - все это послужило важнейшими факторами, способствовавшими резкому подъему национально-освободительного движения в Африке. Во многих странах Африки развернулась борьба претив колониального режима, за национальное освобождение. Большинству африканских народов национально-освободительная борьба уже принесла политическую независимость. В 1951 г. добилась независимости Ливия, в 1955 г.- Эритрея, в 1956 г.- Марокко, Тунис и Судан. Золотой Берег и Британское Того образовали в 1957 г. независимое государство Гана. В 1958 г. стала независимой Гвинея. В 1960 г., который по праву называют «годом Африки», освободились от колониального гнета французские подопечные территории Камерун и Того, французские колонии Сенегал, Судан (Мали), Мадагаскар (Мальгашская Республика), Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Нигер, Дагомея, Чад, Убанги-Шари (Центрально-Африканская Республика), Конго (со столицей Браззавиль), Габон и Мавритания 3 . Независимость получили также бельгийская колония Конго, британский протекторат Сомалиленд и итальянская подопечная территория Сомали (две последние объединились в единую республику Сомали), а также самая крупная страна Африки - Нигерия. В апреле 1961 г. была провозглашена независимость другой британской колонии и протектората - Сьерра-Леоне. В конце 1961 г. закончилась опека над британской подопечной территорией Камерун. В результате референдума южная часть этой территории воссоединилась с республикой Камерун, а северная была присоединена к Нигерии. Получила независимость Танганьика . Таким образом, к концу 1962 г. независимые государства в Африке уже занимали 81% территории, а население их составило почти 88% от общей численности населения континента.
Новые, независимые африканские государства, как правило, создавались в границах старых колониальных владений, установленных в свое время империалистами и не соответствующих этническим границам. Поэтому подавляющее большинство африканских государств многонационально. Некоторые народы Африки рдсселены в нескольких государствах. Так, мандинго, насчитывающие 3,2 млн. человек, живут в Сенегале, Мали, на территории Берега Слоновой Кости, в Гамбии, Сьерра-Леоне, Португальской Гвинее, Либерии и в Гвинейской Республике. Фульбе расселены в Нигерии, Сенегале, Гвинее, Мали, Камеруне, Нигере, Верхней Вольте, Дагомее, Мавритании, Гамбии и в других странах. Народы акан, составляющие большинство в Гане, живут, кроме того, на территории Берега Слоновой Кости. Народы моей разделены государственными границами между Верхней Вольтой и Ганой; хауса - между Нигерией и Нигером, банья- руанда - между Руандой и Конго и т. д. Несовпадение политических и этнических границ является серьезным препятствием на пути национального развития многих народов Африки, оно осложняет отношения между новыми государствами.
Население африканского континента вместе с окружающими его островами достигает 250 млн. че ловек. В странах Северной и Северо-Восточной Африки живет 76,3 млн., в Западном Судане - 69,2 млн., в Центральном и Восточном Судане - 19,3 млн., в Тропической Африке -52,1 млн., в Южной Африке - 26,6 млн., на островах (Мадагаскаре и др.) - 6,4 млн. человек. Для большинства стран Африки, особенно в последние годы, характерен сравнительно быстрый рост населения. В целом по континенту с 1920 по 1959 г. оно увеличилось на 77%. Приток иммигрантов в страны Африки из Европы и Азии незначителен - не более 100-150 тыс. человек в год. По данным демографического справочника ООН, в Африке (с 1950 по 1959 г.) ежегодно в среднем на 1000 человек рождалось 46, умирало - 27 человек, т. е. естественный прирост населения составлял 1,9%, что выше средней цифры прироста населения по всему миру в целом (1,7%).
Структура естественного прироста населения большинства африканских стран характеризуется высокой рождаемостью и высокой смертностью населения. Еще совсем недавно необычайно тяжелые экономические условия жизни ^населения африканских стран, находившихся в колониальной зависимости, и отсутствие элементарного медицинского обслуживания являлись причиной высокой смертности. Весьма показательно в этом отношении сопоставление данных о рождаемости и смертности по отдельным группам населения. В Алжире в 1949-1954 гг. рождаемость среди арабов колебалась в пределах 3,3-4,4% в год, смертность- 1,3-1,5%, в то время как среди европейцев рождаемость составляла 1,9 - 2,1%, смертность - 0,8-1,0%.
В странах Африки до самого последнего времени наблюдалась очень высокая детская смертность. В ряде африканских районов Южно-Африканской Республики еще недавно из 1000 родившихся детей в первый же год умирало 295 человек. Среди европейского населения детская смертность была во много раз ниже. В последние годы наметилось некоторое снижение смертности при сохранении высокой рождаемости. Прежде всего, это относится к странам, которые получили независимость и быстро развивают свою экономику, заботятся о росте материального и культурного уровня населения (Марокко, Тунис, Мали, Гана и др.)? что вызвало резкое увеличение в этих странах естественного прироста населения. В Тунисе он вырос с 1,5% (1940 г.) до 3,7 (1958 г.), в Гане с 1,0 (1931-1944 гг.). до 3,2% (1958 г.). В Судане естественный прирост населения достиг в,1956 г. 3,3%. Напротив, там, где колониализм сохранился в наиболее тяжелых формах, смертность все еще очень высока, и естественный прирост незначителен. В Португальской Гвинее естественный прирост населения составил в 1957 г. всего 0,5%. В Конго (бывшей бельгийской колонии) среднегодовой прирост за 1949-1953 гг. равнялся 1,0%, в Мозамбике іза 1950-1954 гг.- 1,2% и т. п.
Низкий естественный прирост населения характерен и для стран, где население еще сохраняет кочевой образ жизни. В Ливии, где кочевники составляю 1/3 населения, наблюдается очень высокая смертность (в 1954 г.-4,2%). С 1921 по 1958 г., т. е. за 37 лет, население Ливии увеличилось всего на 26% (почти в три раза меньше, чем в среднем по континенту).
Африканское население состоит из многих наций, современных народностей и племен. Их современное размещение этническим составом на африканском континенте - результат сложной этнической истории, о которой известно пока еще очень мало. Основные этапы ее связаны, во-первых, с многократными передвижениями в Тропической Африке коренных, преимущественно негроидных народов (наиболее значительным из этих передвижений было постепенное проникновение в первом тысячелетии н. э. народов банту в Восточную и Южную Африку); во-вторых, с переселением в VII-XI вв. в Северную Африку арабов из Азии и процессом арабизации местных бербероязычных народов; в-третьих, с европейской колонизацией и колониальными захватами.
Современные африканские народы находятся на различных ступенях социально-экономического развития и на разных стадиях образования этнических общностей. Большинство из них еще не сложилось в нации, и в этом прежде всего повинна колониальная система, которая всячески тормозила экономическое, культурное и национальное развитие африканских народов. Защитники колониализма потратили немало усилий, чтобы доказать, что африканские народы еще «не готовы» к самостоятельной жизни, что в Африке царит «этнический хаос» и необычайная этническая раздробленность и что с этим связана отсталость африканского населения. Действительно, этнический состав населения Африки сложен. Однако за кажущейся пестротой этнических наименований часто уже скрываются крупные этнические общности. Идет интенсивный процесс слияния и смешения мелких этнических групп. Проникновение капитализма в колониальную деревню и развитие капиталистических форм хозяйства, широкое распространение высокотоварных плантационных культур, рост горнодобывающей промышленности и увеличение городского населения, сезонные передвижения больших масс рабочих в поисках заработка - все это сопровождается разрушением натурального хозяйства и связанных с ним первобытнообщинных и патриархально-феодальных порядков. Стираются племенные различия, формируются общие литературные языки, растет национальное самосознание. В могучем освободительном движении против позорной колониальной системы сливаются в единое целое разрозненные прежде племена и народности. Идет процесс образования крупных народностей и наций.
Классификацию народов Африки принято строить по принципу языковой близости. Африканские языки объединяются в семьи, разделяющиеся на группы, а также в приравненные к семьям группы. Языковая семья включает родственные по происхождению языки со сходным грамматическим строем и основным словарным фондом, восходящим к общим корням. Таких языковых семей в Африке насчитывается несколько: семито-хамитская, банту, манде (мандинго) и нилотская. В Африке много языков, которые из-за недостаточной их изученности не могут быть отнесены к определенным языковым семьям и родство их не является вполне доказанным. Такие языки объединяются в группы: хауса, восточная бантоидная, гур (центральная бантоидная), атлантическая (западная бантоидная), сонгаи у гвинейская, канури, койсанская.
В Центральном и Восточном Судане есть языки, которые почти не изучены (азанде, банда, багирми и др.). Народы, которые говорят на этих языках, условно объединены в одну группу - народы Центрального и Восточного Судана.
На африканском континенте можно выделить три основные лингвистические области: в северной и северо-восточной части распространены почти исключительно языки семито-хамитской семьи; в тропической и южной - преобладают языки семьи банту; в Судане (Западном, Центральном и Восточном) население говорит на языках, объединяющихся в различные языковые семьи и группы (хауса, восточная бантоидная, гур, атлантическая и др.).
В Северной и Северо-Восточной Африке (Магриб, Сахара, ОАР, Эфиопия, Сомали и Восточный Судан) расселены народы, говорящие на- языках семито-хамитской семьи. Эта семья объединяет семитскую, кушитскую и берберскую группы. Общая численность народов, говорящих на этих языках,- 82,5 млн. человек, что составляет около трети всего населения Африки. На семитских языках говорит 66,2 млн., на кушитских - около 11 млн., на берберских - 5,3 млн. человек. Из семитских языков наиболее широко распространен арабский язык. Им пользуется свыше- 52 млн. человек. Литературный арабский язык сильно отличается от разговорного, который в Африке разделяется на три основных диалекта: магрибский, египетский и суданский.
Арабы появились в Северной Африке в VII-XI вв. Древние народы Северной Африки (Магриба и Сахары), которых античные авторы называли ливийцами, до арабского завоевания говорили на берберских языках. Массовое переселение арабских племен (хилаль и сулайм) в XI в. оказалозначительное влияние на берберов. Берберы приняли мусульманскую религию, и большая часть их постепенно арабизировалась. Нет различия между арабами и берберами и в характере хозяйства: на побережье Северной Африки и в оазисах пустынной зоны эти народы занимаются поливным земледелием, в горных районах Магриба и в Сахаре занимаются скотоводством и ведут кочевой образ жизни.
В настоящее время трудно провести четкую границу между арабским и берберским населением. За последние 30-50 лет в большинстве стран Магриба процесс смешения арабов и берберов заметно усилился. Еще в 1930-х годах на берберских диалектах в Марокко говорило 40% населения, в Алжире - около 30, в Тунисе - 2%. В настоящее время в Марокко бербероязычное население составляет 30, в Алжире - 15, в Тунисе - 1,4%. Большинство бербероязычного населения Магриба говорит вне дома но-арабски, исповедует ислам и считает себя арабами. Завершается процесс образования крупных наций: марокканской, алжирской и тунисской.
В Объединенной Арабской Республике население состоит почти исключительно из арабов (египтян). ОАР - страна древнейшей африканской культуры. Еще в IV-III тысячелетии до Н. э. здесь на основе плужного ирригационного земледелия сложилось мощное рабовладельческое государство. Начиная с середины VII в., после арабского завоевания, Египет неоднократно входил в состав ряда мусульманских феодальных государств, и местное египетское население страны постепенно восприняло арабский язык и мусульманскую религию.
Переселяясь из Аравии и Сирии, арабские племена постепенно проникали на юг в глубинные районы Судана, отчасти смешиваясь с местным негроидным населением. Большинство из этих народов усвоило арабский язык и приняло ислам. В среднем течении Нила арабское население территориально смешано с нубийцами и занимается земледелием. В пустынных районах Восточного Судана до сих пор сохранились кочевые племена арабов-скотоводов: баккара, кабабиш, хававир, хассание и др.
Из других народов семитской группы наиболее крупным является амхара (свыше 10,6 млн.), представляющий собой ядро формирующейся эфиопской нации, а также обитающие в горных областях северной Эфиопии и Эритреи тиграи (свыше 2 млн.) и тигре (около 0,5 млн. человек).
Народы кушитской группы - галла (близкие в культурном отношении к амхара) и сидамо преобладают в южной Эфиопии. Сомали заселяют равнины Сомалийского полуострова и ведут преимущественно кочевой образ жизни. В пустынных районах Красноморского побережья (Объединенной Арабской Республики, Судана и Эфиопии) кочуют племена скотоводов беджа, язык которых - бедауйе - также относится к кушитской группе.
Берберская группа объединяет народы, живущие в горных районах Северной Африки (кабилы, рифы, шлёх и др.) и в Сахаре (туареги); многие из них двуязычны и владеют арабским языком.
Области южнее Сахары - Судан (в переводе с арабского «Биляд-эс-Судан» означает «Страна черных»), Тропическая и Южная Африка населены негроидными народами. Особенно сложен этнический состав населения Судана (Западного, Центрального и Восточного), который отличается как от Северной Африки, где живут народы одной семито-хамитской семьи, так и от Тропической и Южной Африки, где преобладают близко- родственные между собой народы банту. Судан населяют народы, которые объединяются в ряд обособленных групп, различающихся как по материальной и духовной культуре, так и по языку. Однако, как бы ни был сложен этнический состав и различна культура населения, есть много сходных историко-культурных черт, объединяющих народы Судана. В этой области вложились древние африканские рабовладельческие и феодальные государства, в пределах которых на основе экономической, культурной и языковой общности сформировались крупные народности. Наиболее древнее из известных нам государств - Гана - было, по-видимому, создано еще в IV в. н. э. одним из народов мандинго - сонинке. В начале XIII в. от Ганы отделилось Мали, этническую основу которого составили малинке. Границы Мали (достигшего расцвета в XIII- XIV вв.) охватили верховья Сенегала, верхнее и среднее течение Нигера. Оно было крупнейшим государством средневекового Судана. Кроме Мали, в Судане в это время сформировались и другие государства: Моей (XI-XVIII вв.), Канем (X- XIV вв.), Хауса (XII-XVIII вв.) и др. К концу XV в. наибольшую территорию занимало государство Сонгаи. На побережье Гвинейского залива в XVIII-XIX вв. существовали государства Ашанти, Бенин, Дагомея и др., которые были варварски уничтожены английскими и французскими колонизаторами. Империалистический раздел Западного Судана создал необычайную чересполосицу колониальных владений. Господство империализма, расчленение народов колониальными границами, искусственное сохранение и насаждение феодальных порядков осложнили и задержали процесс национальной консолидации народов Судана, который стал бурно развиваться лишь в последние годы в связи с усилением национально-освободительного движения и появлением новых независимых государств.
Языки, на которых говорят народы Судана, объединяются в следующие группы: хауса, восточная, центральная (тур) и западная (атлантическая) бантоидные, сонгаи, манде (майдинго), гвинейская, языки народов Центрального и Восточного Судана, канури и нилотская. Несмотря на этническую пестроту суданских стран, почти в каждой из них можно выделить два-три наиболее крупных народа или группу близкородственных народов, которые составляют большинство населения и играют poль этнического ядра в процессах национальной консолидации. Например, в Гвинее - это фульбе, мандинго и сусу, в Мали - мандинго и фульбе, в Сенегале - волоф, фульбе и серер, в Гане - акан и моей, в Нигерии - хауса, йоруба, ибо, фульбе и т. д.
Группа хауса включает народы Северной Нигерии и соседних стран: хауса, баде, бура, котоко и др. Языки народов хауса близки к языкам семито-хамитской семьи и в то же время имеют ряд общих черт с бантоидными языками. Численность народов, относящихся к группе хауса, составляет 10,7 млн. человек. В период колониального раздела единая территория наиболее крупного народа этой группы - хауса - была расчленена между Нигерией, где теперь живет основная часть народа (7,4 млн. человек), и Нигером (1,1 млн. человек). Язык хауса широко распространен как второй язык у многих соседних народов, и общее число говорящих на нем составляет не менее 12-15 млн. человек.
Группа восточная бантоидная объединяет народы Нигерии (тив, ибибио, биром, камбари и др.) и Камеруна (бамилеке, тикар и др.). Языки этих народов очень близки к языкам банту и, по-видимому, имеют общую с ними корневую систему. Родственна языкам банту и грамматическая структура этих языков. Общая численность народов восточной бантоидной группы свыше 6,2 млн. человек.
Группа гур (центральная бантоидная), называемая иногда группой моси-груси, объединяет народы внутренних областей Западного Судана (Верхняя Вольта, Гана и др.). Языки этих народов характеризуются общностью основного словарного фонда и близостью грамматического строя. На языках указанной группы говорят народы: моей, лоби, бобо, догон, сенуфо, гурма, груси и др. Общая численность этих народов "Свыше 7,4 млн. человек (в том числе наиболее крупного из них- моей - 3,2 млн. человек).
Группа атлантическая (западная бантоидная) объединяет народы фульбе, волоф, серер, баланте и др. Фульбе (7,1 млн. человек) встречаются во многих районах Западного и Центрального Судана. Небольшая часть из них еще ведет кочевой образ жизни и занимается скотоводством, другие - полукочевники и сочетают в своем хозяйстве молочное скотоводство с земледелием, но большинство фульбе осело (особенно в Нигерии) и стало заниматься земледелием. В Нигерии часть фульбе живет среди хауса и усвоила их язык. Общая численность народов атлантической группы - около 11 млн. человек.
Труппа сонга и. Сонгаи говорят на языке, который не обнаруживает сходства с другими языками и поэтому выделен в особую группу. Сонгаи и родственные им джерма и денди, занимающие долину по среднему течению реки Нигер, сочетают земледелие с рыболовством. Численность сонгаи - свыше 0,8. млн. человек.
Семья манде (мандинго) объединяет народы обширной территории в верховьях рек Сенегал и Нигер. Народы мандиНго характеризуются близостью языков и культуры, что объясняется длительным общением их в пределах средневековых государств Судана (Гана, Мали и др.). На основании ряда лингвистических признаков языки народов этой группы подразделяются на северные и южные. К северным относятся собственно мандинто (малинке, бамбара и диула), сонинке и ваи; к южным - сусу, менде, кпелле и др. Общая численность народов мандинго - свыше 7,1 млн. человек.
Гвинейская группа характеризуется неоднородностью состава и включает три подгруппы: кру, ква и иджо. Кру объединяет бакве, гребо, кран, бете, гере, басса, сикон и др.; обитают они в Либерии и на территории Берега Слоновой Кости. Они говорят на очень близких языках, являющихся по существу диалектами языка кру, и постепенно сливаются в единую народность кру. Подгруппа ква объединяет крупные народы: акан (4,5 млн.), йоруба (6,3 млн), ибо (6,2 млн.), эве (2,7 млн.) и др., занимающие восточную часть Гвинейского побережья. Народы акан расселены в Гане и на территории Берега Слоновой Кости. В жизни населения, особенно в быту, сохранило свое значение деление акан на ряд этнических групп и племен: ашанти, фанти, бауле-анья, гонжа и др. Язык акан имеет четыре литературные формы: тви, или ашанти, фанти, аквапим и аким. Ашанти и фанти можно рассматривать как этническое ядро складывающейся ганской нации.
Эве разделены между Ганой (свыше 0,9 млн.), Того (около 0,6 млн.), Дагомеей (1,1 млн.) и Нигерией (0,1 млн.). Эве, обитающие в Дагомее и Нигерии и называемые также фон, довольно значительно отличаются от остальных эве по языку и по ряду элементов материальной и духовной культуры и выделяются некоторыми авторами как отдельный народ. Йоруба, ибо, бини и нупе расселены на равнинах нижнего течения реки Нигер в южной Нигерии. Иджо, язык которых относят к гвинейской группе условно, живут в дельте Нигера.
Общая численность народов гвинейской группы - 24,3 млн. человек.
Группа народов Центрального и Восточного Судана - азанде, банда, багирми, мору-мангбету, фора и др.- населяют Чад, Центрально-Африканскую Республику, отчасти Конго и юго-западные окраины Судана. Эти народы говорят на мало изученных языках. Их объединение в одну группу условно. Общая численность - 6,7 млн. человек.
Группа к а я у р и объединяет народ канури и родственных ему обитателей Тибести - тубу (или тиббу), а также загава; народы, говорящие на этих языках, обитают в пустынных областях Центральной Сахары и резко отличаются по языку от соседних суданских народов. Общая численность народов группы канури - 2,2 млн. человек.
Нилотская семья включает народы, живущие в бассейне Верхнего Нила. По лингвистическим и этнографическим признакам они делятся на три группы: северо-западную, или собственно нилотскую, для которой характерно значительное единство языков, имеющих общий основной словарный фонд и грамматический строй (наиболее крупные народы - динка, нуэр, луо и др.); юго-восточную, называемую также нило-хамитской и отличающуюся большим разнообразием состава (бари, лотуко, тезо, туркана, карамоджо, масаи др.), и группу нуба. В прошлом нилотские народы были расселены гораздо шире. Область их расселения простиралась от Эфиопии до озера Чад, доходя на юге до Кении и Танганьики. Во время колониального раздела Африки единая территория нилотов оказалась расчлененной между Восточным Суданом, Кенией, Угандой и Танганьикой. В группу нуба входят нубийцы, живущие по среднему течению Нила; значительная часть из них владеет арабским язык.ом. Общая численность ни- лотских народов - 7,9 млн. человек.
Вся остальная территория африканского континента - Тропическая и Южная Африка - населена преимущественно народами семьи банту, характеризующимися чрезвычайной близостью языков, сходством занятий и культурных традиций. Народы банту насчитывают 67,6 млн. человек, что составляет свыше 27% населения Африки. Банту делятся лингвистами (главным образом по географическому признаку) на семь основных групп: северо-западную (фанг, дуала, мака и др.); северную (баньяруанда, барунди, кикуйю и др.); Конго (баконго, монго, бобанги и др.); центральную (балуба, бемба и др.); восточную (суахили, ваньям- вези, вагого и др.); юго-восточную (машона, коса, зулусы и др.); западную (овимбунду, овамбо, гереро и др.). История происхождения банту и заселения ими Тропической и Южной Африки еще во многом неясна, однако данные лингвистики и этнографии дают основание считать их родиной северные окраины тропических лесов Конго и Камеруна, где обитают близкие им народы восточной бантоидной группы (тив, ибибио, бамилеке и др.). Продвижение банту на юг началось еще в неолите; они двигались в обход тропического леса через саванны Восточной Африки. Банту оттеснили и отчасти ассимилировали жившие в восточной части материка нилотские народы и народы, говорившие на кушитских языках. В значительной степени было ассимилировано и аборигенное койсанское население, от которого теперь в Восточной Африке (в Танганьике) сохранились лишь племена хадзапи и сандаве. Народы банту, занявшие плодородные плато и равнины Межозерья, достигли высокой степени общественного развития и создали в XIV-XVIII вв. государства Уньоро, Буганда, Анколе и др. В тропические леса Конго банту проникли с востока и с севера. Они оттеснили и отчасти ассимилировали жившие там охотничьи племена пигмеев. В своем продвижении на юг банту достигли южной оконечности африканского континента (Наталя) тысячу лет назад. Ко времени появления европейцев восточную часть Южной Африки занимали юго-восточные банту - машона, коса, зулусы, басуто и др.; на восточном побережье были расселены восточные банту - макуа, малави и др.; на северо-западе - западные банту - овамбо и гереро.
На исторические судьбы банту восточного побережья Африки в средние века существенное влияние оказало проникновение арабов. Цоследние создали торговые поселения Ламу, Малинди, Момбаса, Занзибар и др., где постепенно сформировалась смешанная группа населения суахили («береговые жители»). Этническую основу ее составили местные племена банту и потомки рабов, захваченных во внутренних областях Тропической Африки. В состав суахили вошли также потомки арабов, персов и индийцев. Язык суахили широко распространился по всей Восточной Африке. В начале XX в. языком суахили владело почти 2 млн. человек.
Большинство народов банту к моменту колониального раздела Тропической Африки находилось на различных стадиях разложения первобытнообщинного строя. Часть из них уже имела свои государственные образования. Европейская колонизация эти государства уничтожила. В настоящее время у банту сохранилось еще много племен, но идет активный процесс слияния их в народности и нации. В борьбе за национальное освобождение от колониального ига различные племена банту Конго, Анголы и других стран объединяются, идет интенсивный процесс образования крупных наций. Этому способствует также близость языков отдельных племен и народностей банту.
Все большее распространение приобретает язык суахили, который английские власти в свое время признали официальным языком своих колоний в Восточной Африке. В настоящее время языком суахили владеет большинство населения этого района - два-три десятка миллионов человек. В Восточной Африке, по-видимому, намечаются контуры большой этнической общности - восточноафриканской нации. Серьезным препятствием на пути ее развития является колониальный режим.
Банту Анголы состоят из двух близкородственных групп племен: банту Конго (баконго и бамбунду) и банту западных - овимбунду, вапьянека, овамбо и др. Несмотря на жестокий режим расового, политического и экономического угнетения африканского населения, установленного в Анголе колониальными властями, в последнее время национально-освободительное движение приобретает там все более широкий размах.
Особенно жестоко эксплуатируются банту Южно-Африканской Республики, которые живут в резервациях, на европейских фермах, в городах (в пригородных локациях) в условиях тяжелого полицейского режима и так называемого «цветного барьера». По отношению к ним проводится расистская политика апартеида (разобщения рас). Банту Южно-Африканской Республики уже сложились в крупные народности: каса (свыше 3,3 млн.), зулусы (2,9 млн.), басуто (1,9 млн.) и др. Языки этих народов настолько близки, что их можно рассматривать как диалекты единого языка. Эти народы имеют общую в своей основе культуру, нравы и обычаи. Объединяет их и упорная борьба против расовой дискриминации, за демократические свободы и политические права.
В Южной Африке, кроме банту, обитают также народы, относящиеся к койсанской языковой группе. К ним относятся бушмены, готтентоты и горные дамара. В далеком прошлом народы койсанской группы занимали всю Южную и отчасти Восточную Африку. В эпоху продвижения народов байту на юг они были оттеснены в юго-западные области и отчасти ассимилированы. В XVII в., когда в Южной Африке появились первые голландские колонисты, готтентоты и бушмены населяли всю южную оконечность африканского континента, но в XVIII-XIX вв. эти народы были в значительной степени истреблены европейскими колонистами. Остатки койсанского населения загнаны в безводные области пустыни Калахари. Их общая численность теперь не превышает 170 тыс. человек.
Остров Мадагаскар населяют мальгаши, по языку, антропологическому типу и культуре резко отличающиеся от других народов африканского континента. Мальгаши говорят на языке индонезийской группы малайско- полинезийской семыи. Древнейшее население острова, по-видимому, было негроидным. Предки мальгашей переселились из Индонезии в I тысячелетии н. э. При последующем смешении индонезийских переселенцев с африканским населением (банту) и отчасти с арабами на острове Мадагаскар образовалось несколько этнографических групп, различающихся некоторыми особенностями культуры и говорящих на диалектах мальгашского языка. К ним относят мерина, бецилео, сакалава, бецимизарака и др.
Вследствие развития капиталистических отношений и частых перемещений населения границы расселения этих групп постепенно стираются, а различия в культуре и языке значительно уменьшаются. Борьба за национальную независимость против французского колониального господства ускорила процесс сложения единой мальгашской нации.
Население европейского происхождения в Африке (англичане, буры, французы и др.), несмотря на свою относительную малочисленность (около 8,5 млн. человек), пока еще занимает господствующее положение в экономической, а в ряде стран и политической жизни. Среди европейцев есть значительная прослойка рабочих и мелких фермеров, находящихся в привилегированном положении по сравнению с африканцами. Значительную группу составляет буржуазия - владельцы плантаций, ферм, рудников, различных предприятий и т. п.
Крупные колониальные державы - Англия и Франция, вынужденные теперь предоставить самостоятельность многим своим колониям, упорно стремились сохранить в колониальном подчинении территории, где имеется переселенческое европейское население. К таким относятся в первую очередь Кения, Южная и Северная Родезия.
В Южной Африке европейское по происхождению («белое») население насчитывает свыше 4 млн. человек. Оно состоит из африканеров, или буров, англо-африканцев, а также из португальцев, немцев, французов, итальянцев и др. К европейцам по языку, национальному самосознанию и культуре примыкает смешанное по происхождению метисное население (около 1.5 млн. человек), которое в Южно-Африканской Республике выделяется в отдельную этническую группу-«цветные». Большинство «цветных» говорит на языке африкаанс и происходит от смешанных браков между европейцами и коренными обитателями Южной Африки - готтентотами и бушменами, отчасти банту. «Цветные», наряду с народами банту и индийцами, подвергаются жестокой расовой дискриминации.
В Северной Африке (Алжир, Марокко, Тунис и др.) европейцы составляют 2,2 млн. человек. Они живут главным образом в крупных городах и их окрестностях. В численном отношении преобладают французы (около 1.5 млн.), испанцы (0,3 млн.) и итальянцы (0,2 млн.).
В странах Западного Судана европейское по происхождению население (главным образом французы и англичане) не превышает 0,3 млн.; в Тропической Африке европейцев около 0,4 млн. человек. На Мадагаскаре и других африканских островах в Индийском океане (Реюньон, Маврикий и др.) население европейского происхождения (главным образом потомки французских переселенцев и метисы, говорящие на французском языке) насчитывает 0,6 млн. человек.
Азиатское по происхождению население состоит главным образом из выходцев из Индии и Пакистана (1,3 млн. человек) и китайцев (38 тыс. человек). Индийцы живут преимущественно в приморских городах юго-востока Южно-Африканской Республики, а также в Кении и на острове Маврикий, причем на последнем они составляют до 65% всего населения.
Большинство аф риканских государств и колониальных владений не имеют правильно поставленной демографической статистики; в 25 из них среди африканского населения демографических переписей никогда не проводилось, и население учитывалось администрацией только по косвенным данным (количество налогоплательщиков и т. п.).
В подавляющем большинстве африканских стран статистические данные о численности коренного африканского населения по административным районам и даже в целом по стране приводятся в официальных изданиях без учета национальной и племенной принадлежности. Лишь по очень немногим странам имеются статистические данные, характеризующие этнический состав населения. В различных справочниках, статистических публикациях и на этнических картах, опубликованных до недавнего времени официальными колониальными учреждениями, африканское население изображается как конгломерат ничем не связанных между собой племен. Так, например, в южноафриканском справочнике африканских народов и племен, опубликованном в 1956 г. в Иоганнесбурге, перечисляются в алфавитном порядке несколько тысяч этнических наименований без какой-либо попытки их сгруппировать. На лингвистических картах выделяются многие сотни и даже тысячи самостоятельных языков.
Немецкий этнограф и лингвист Тессман только в одном Камеруне выделил ареалы двухсот двадцати пяти языков. Бельгийский лингвист Бюльк насчитал в бывшем бельгийском Конго несколько тысяч различных. диалектов языков банту. Классификация народов в соответствии с их этническим и лингвистическим родством не проведена и на французской этнической карте «Народы Черной Африки», которая охватывает обширную территорию от Атлантического побережья до бассейна реки Конго. Большой дробностью отличается тот сравнительно небогатый этностатистический материал, который имеется по очень немногим странам.
Из-за отсутствия достоверных данных о численности многих африканских народов африканисты вынуждены обращаться к лингвистической статистике. Данные о распространении языков и языковых групп и о численности народов, говорящих на них, имеют первостепенное значение. Обобщающих работ, посвященных этим вопросам, чрезвычайно мало. Наибольшей известностью до последнего времени пользовался американский справочник о языках и прессе Африки Мак Дугалда. Однако он был опубликован в 1944 г., и поэтому сведения его в значительной степени устарели. Кроме того, в справочнике отсутствуют обобщающие данные о численности народов по лингвистическим группам в целом. В число говорящих на основных африканских языках часто включено и население, пользующееся ими наряду с родными языками.
В послевоенные годы роль Африки в мировой политике и экономике возросла; повысился интерес к африканскому населению и резко увеличилось количество региональных лингвистических и этнографических работ. Особенно ценные этностатистические и картографические материалы содержатся в лингвистической и этнографической сериях Международного Африканского института, а также в публикациях французского Института «Черной Африки». Публикацию демографических ежегодников с уточненными демографическими данными по странам мира, в том числе и по африканским государствам и владениям, проводит Организация Объединенных Наций. Сопоставление различных лингвистических и этностатистических сведений с официальными данными о численности населения но отдельным государствам и мелким административным единицам облегчило составление сводки численности африканских народов на 1958 и 1959 гг.
Для характеристики стран Северной Африки (Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Объединенной Арабской Республики), где преобладает мусульманское арабское население, основными источниками послужили статистические ежегодники. Переписи населения в этих странах проводились неоднократно, однако население учитывалось лишь по религиозной принадлежности и подданству. Эти данные были использованы для определения численности национальных меньшинств ёвропейского происхождения и евреев Магриба. Численность берберов была определена по лингвистическим и другим работам.
Так как данные переписей Эфиопии и Сомали отсутствуют, определение численности народов этих стран произведено исключительно по лингвистическим публикациям, где приводятся далеко не полные сведения на 1940-1945 гг.
Численность народов на 1959 г. определена с учетом естественного прироста населения.
По Республике Судан, кроме предварительных данных переписи 1956 г., использованы лингвистические работы, характеризующие языки нилотских народов и некоторых народов Восточного Судана (фора, азанде и др.).
По наиболее сложной в этническом отношении территории - Западному Судану, где теперь насчитывается 21 государство, при составлении таблиц этнического состава населения за основу приняты лингвистические работы Д. Вестермана и М. А. Брайан, де Трессана и этностатистические таблицы этнографического атласа Французской Западной Африки, изданного в 1927 г. Кроме того, использованы также перепись населения Золотого Берега и Того, проведенная в 1948 г., и перепись населеция Нигерии. В опубликованные данные этих переписей были внесены поправки, в частности уточнен список народов, попавших при публикации переписи в разряд прочих. Их численность была учтена на основании подробного списка племен и народов Нигерии из материалов переписи 1921 г.
Определяя численность отдельных народов Западного Судана, мы использовали ряд работ и монографий из этнографической серии Международного Африканского института.
Страны Западной Тропической Африки - Габон, Конго (со столицей Браззавиль), Конго (со столицей Леопольдвиль), Руанда и Бурунди и др., где обитают исключительно народы банту, менее других частей африканского континента обеспечены этнодемографическими материалами. Об этническом составе населения этих стран и численности проживающих в них народов пока можно судить лишь по немногим лингвистическим исследованиям, где приводятся некоторые данные о языках. Среди этих трудов следует отметить лингвистические работы М. А. Брайан, М. Гасри и др.
Этнический состав населения большинства стран Восточной Тропической Африки (Кении, Уганды и Танганьики) известен по публикациям результатов переписи 1948 г. Кроме того, в 1952 г. в Танганьике вновь была проведена частичная перепись. В 1957 и 1959 гг. переписью было охвачено все население Танганьики и Уганды, но эти материалы пока не опубликованы.
В настоящей работе статистические данные переписи 1948 г. пересчитаны на 1959 г. с учетом новейших этнографических и лингвистических материалов. В частности, при помощи последних была расчленена большая группа прочих народов Танганьики (около 2 млн. человек). Анализируя эту группу, исследователи установили численность суахили - важнейшей восточноафриканской народности, отсутствовавшей в перечне народов Танганьики, приведенном в официальных материалах переписи 1948 г.
Численность европейского и азиатского (индийцы) по происхождению населения приводится на 1959 г. по последним справочным материалам. Этнический состав населения Ньясаленда и Северной Родезии освещен в этнографических работах М. Тью , В. Уайтли , В. М. Хейли , а также в статьях Л. Д. Яблочкова , которые и были приняты за основу при составлении таблиц численности народов.
По странам Южной Африки (Южная Родезия, Мозамбик, Южно-Африканская Республика и др.), отличающимся очень сложным этническим составом населения, главными источниками таблиц послужили публикация переписи населения 1946 г., атлас расселения племен южных банту, составленный Ван Вармело, и монография И. И. Потехина о формировании национальной общности южноафриканских банту, где исследуются современные этнические процессы в Южно-Африканской Республике. При составлении таблиц по Южной Африке были использованы, кроме упомянутых выше работ, результаты переписи 1946 г. по Юго-Западной Африке, опубликованные в 1947 г., а также большая литература по бушменам и готтентотам. Численность и расселение бушменов приводятся по работе ван Тобиаса, опубликованной в 1955г.
Население Мадагаскара и соседних островов в Индийском океане освещено в публикациях ООН и других справочных изданиях, а также в работе А. С. Орловой.
На нашей планете осталось не так много мест, где можно увидеть сообщества людей, живущих в условиях быта, практически не изменившихся на протяжении многих столетий. Одним из таких мест является Африка, там сохранились люди, которые живут охотой, рыбалкой и собирательством. Эти племенные сообщества ведут в основном замкнутый образ жизни, редко выходящие на контакт с окружающим их населением.
Хотя в последнее время традиционный уклад многих народностей и племён претерпел значительные изменения, и они всё больше интегрируются в современные товарно-денежные отношения, но многие продолжают заниматься натуральным хозяйством. Для этих сообществ характерно низкопродуктивное сельское хозяйство. Главной экономической задачей у них является самообеспечение основными продуктами питания, чтобы не допустить длительного голода. Слабость экономического взаимодействия и полное отсутствие торговли, нередко становятся причиной межэтнических противоречий и даже вооружённых конфликтов.
Другие же племена достигли более высокого уровня экономического развития, постепенно ассимилировавшись с более крупными государствообразующими народами, и потерявшие при этом свои отличительные черты. Отказ от натуральных форм хозяйствования, и всё большая вовлечённость в современные экономические отношения, способствует повышению культурного и технологического развития. Что выражается в повышении производительности, и общем подъёме материального благосостояния.
Например, внедрение плуга у некоторых земледельческих народностей и племён в Западной Африке, привело к существенному повышению урожайности и увеличению наличных средств, что в свою очередь привело к созданию благоприятных условий для дальнейшей модернизации сельскохозяйственных работ, и начала механизации.
Список крупнейших Африканских племён и народностей
- Маконде
- Мбути
- Мурси
- Календжин
- Оромо
- Пигмеи
- Самбуру
- Свази
- Туареги
- Хамер
- Химба
- Бушмены
- Гурма
- Бамбара
- Фульбе
- Волоф
- Малави
- Динка
- Бонго
Более 1 млрд. человек живет на африканском континенте или 34 человека на одном квадратном километре. Фактически население Африки размещается неравномерно. Опаленные зноем безводные пустыни, где дождей не бывает годами, почти безлюдны. В непроходимых лесах Экваториальной Африки прорубили тропы лишь немногие племена охотников. А в низовьях больших рек обработан каждый клочок земли. Здесь плотность населения резко увеличивается.
В нильском оазисе на одном квадратном километре живет свыше трех тысяч человек. Северное и восточное побережье материка, берега гвинейского залива тоже плотно заселены. В крупных городах сосредоточена международная торговля и современная промышленность, банки и научные центры.
Северную Африку населяют арабы и берберы, которые относятся к южной ветви европеоидной расы. 12 веков назад на средиземноморское побережье пришли арабы. Они смешались с местным населением и передали ему свой язык, культуру, религию. Древние постройки свидетельствуют о высоком искусстве арабских зодчих, о вкусе и мастерстве народа. Старинные арабские города до сих пор сохранили свой неповторимый облик. Укрытые от солнца узкие улочки, лавочки торговцев на каждом углу, мастерские ремесленников.
К югу от Сахары простирается обширная территория Центральной Африки. Здесь живут многочисленные негритянские народы: суданские народы, пигмеи, народы банту, нилоты. Все они относятся к экваториальной расе. Отличительные черты расы: темный цвет кожи, курчавые волосы, - складывались длительное время под влиянием природных условий. Среди негроидов сотни различных племен и народностей с неповторимыми чертами лица, формой головы, оттенка цвета кожи. Нилотские народы, например, самые высокие люди на материке. Средний рост мужчины-нилота - 182 см, а рост пигмея - 145 см. В лесах Экваториальной Африки живут самые низкорослые люди на земле, искусные следопыты и охотники.
Веками остается неизменным облик африканских хижин. В таких деревнях живет большая часть населения Центральной Африки. Источник пропитания - земледелие. Главное орудие труды - мотыга. В саванне и редколесье с богатым травяным покровом пасут крупнорогатый скот кочевники-скотоводы. Жители побережья кроме земледелия и животноводства занимаются ловлей рыбы. А некоторые народы полностью связали свою жизнь с водной стихией.
На востоке Африки на территории Эфиопии и Сомали расположены народы смешанной расы (народы Эфиопии и Сомали, нилоты, народы банту). Древние предки сомалийцев и эфиопов, вероятно, произошли от смешения европеоидов и негроидов. Тонкие черты лица как у европеоидов, темны цвет волос и курчавые волосы как у негроидов. Раскопки на территории Эфиопии показали, что человек там жил 4 млн. лет назад.
Коренное население Южной Африки - бушмены, готтентоты, буры. Южная Африка является само развитой частью черного континента за счет промышленности ЮАР.
У восточного побережья материка расположен остров Мадакаскар. Здесь живут мальгаши, представители монголоидной расы. 2000 лет назад мальгаши приплыли на Мадагаскар из Индонезии.
Рассматривая современную карту расселения народов Африки и распространения различных языков, замечаешь удивительную особенность. Если вся Западная Африка (к югу от Сахары), значительная часть Центральной Африки (южные районы Восточного Судана и прилегающие районы соседних с ним государств) населены народами, говорящими на языках, принадлежащим к различным языковым семьям, то вся Западная Экваториальная Африка, почти вся Восточная Тропическая Африка и почти вся Южная Африка заселены народами, говорящими на языках одной семьи народов банту - очень близкими по корневой основе и по грамматическому строю. Некоторые из них взаимопонимаемы.
В основе грамматики языков банту лежат изменения корня с помощью различных приставок. Так, от корня «нту» - «человек» происходит слово «банту» - «люди, говорящие на близких языках». Вот несколько примеров, относящихся к языкам народов изучаемой нами области: «м», «му» - префикс единственного числа; «ба», «ва», «банья» - префикс множественного числа; «ки», «киши», «чи» - префикс, обозначающий название языка. Таким образом, муконго - один человек конго; баконго - весь народ конго (самоназвание народа); киконго (кишиконго) - язык, на котором говорят баконго. Производные от корня «луба» - мулуба - один человек; балуба - весь народ; чилуба - язык, на котором говорят балуба, и т.д. Народы банту роднит не только языковая близость, но и материальная и духовная культура, неопровержимо свидетельствующая о единстве их происхождения.
Вопрос о происхождении банту до сих пор вызывает споры среди историков-африканистов. В настоящее время наиболее заслуживают внимания три основные теории происхождения народов банту. Одна из них связывает медленное движение негроидных народов к югу с высыханием района Сахары, начавшимся, по всем данным, к III тысячелетию до н.э.
Согласно этой теории, из районов Западной Африки, примерно из центрального Камеруна, где живут народы, говорящие на языках бантоидной группы, близких к языкам банту, началось к первым векам нашей эры заселение экваториальных областей континента народами банту.
Путь переселенцев шел вдоль северной границы экваториального леса и в районе Великих африканских озер выходил к Восточной Африке. Здесь поток переселенцев разделился на три ветви. Одна группа направилась на север, другая - на юг, а третья, обогнув озеро Танганьика, повернула на запад и заселила с востока Шабу, а затем всю Западную Экваториальную Африку. Великое переселение народов континента длилось многие века.
Эта теория господствовала в науке с первых десятилетий XX века и до начала 60-х годов, когда появились очень интересные работы лингвиста-африканиста Гасри, заставившие пересмотреть ее. Путем тщательного анализа и сопоставления близких корней двухсот языков банту Гасри пришел к выводу, что районом наибольшей концентрации «основных корней» этих языков является плато Шаба - область расселения современных народов бабемба и балуба. Исходя из этого, он сделал вывод, что именно эта область была прародиной банту и именно отсюда они двинулись на север, юг, запад и восток, заселив огромные области Африки.
Затем появились работы, авторы которых пытаются увязать противоречия между этими двумя теориями.
На основании изучения археологических, антропологических и лингвистических материалов создана новая теория последовательных этапов миграции предков народов банту. Наиболее обоснованно эти взгляды изложены в статьях Йерно, Оливера и Познанского.
Согласно новой теории происхождения банту, начальной причиной, приведшей в движение народы Африки, было высыхание Сахары и резкое увеличение численности населения в связи с появлением производящих форм хозяйства: земледелия, скотоводства, а также освоения техники изготовления железных орудий труда. Исходный район переселения предков банту - плато центрального Камеруна (как и в первой теории), но движение ранней группы переселенцев происходило не в обход тропического леса, а либо через него, либо вдоль побережья океана - на юг, в бассейн реки Конго. Обилие притоков облегчало продвижение вглубь страны - к плато северной Шабы. Здесь переселенцы встретили благоприятные для жизни условия: лесистую саванну, изобилующую дичью и удобную для земледелия, рыболовные угодья, легкодоступные залежи медных и железных руд. Все это в совокупности с другими факторами привело к тому, что мигранты - древние банту - надолго остановились в этом районе. Именно здесь сложилось ядро народов банту, центр, откуда началось их дальнейшее расселение по всей Экваториальной Африке, или, как говорят специалисты, «вторичная миграция».
Как мы видим, последняя теория учитывает лингвистические материалы Гасри о объясняет, каким образом Шаба стала центром консолидации народов группы банту. Новые методы датировки археологических памятников позволяют определить примерное время ранних миграций - последняя четверть второго тысячелетия до н.э.
Вторичные миграции в долину Замбези относятся к I-II вв. н.э.; в Межозерье и Восточную Африку - к концу I тысячелетия н.э. По данным арабских источников, уже в IX-X вв. на восточном побережье Африки существовали обширные и могущественные политические объединения - «царства» банту, находившиеся под властью царя Зенджей («царя Черных»). Рассказы арабских хронистов и мореходов ученые связывают обычно с царством Мономотапа (на территории современной Родезии), которое оставило после себя развалины гигантских каменных крепостей (Зимбабве, Дхло-Дхло и др.). Эти материалы свидетельствуют, что в Юго-Восточной Африке банту стояли на грани перехода от бесклассового общества к раннеклассовому, а быть может, к IX в. Уже и перешли ее. Иными словами, банту прошли длительный путь развития, а основы имущественного и классового расслоения были заложены еще во время пребывания их предков в Шабе. Длительность «вторичной» миграции банту, в том числе и заселение этими народами всей Западной Экваториальной Африки, ученые определяют в пять-шесть столетий. Однако уже в XIII-XVI вв. предки всех наиболее значительных народов, ныне живущих, на просторах саванны Западной Экваториальной Африки, населяли примерно эти же области.
Так, предки баконго, близкие им бавили и другие населяли Атлантическое побережье к северу и к югу от устья реки Конго и огромные провинции по нижнему ее течению. К югу от них (к югу от реки Данде) жили амбунду (бамбунду) - будущие основатели государства Ангола. Предки бакуба пришли в междуречье Касаи-Санкуру. Предки балунда занимали обширные плато северо-восточной Анголы и соседние районы Заира. Балуба составляли основное население Шабы.
Орлова А.С., Львова Э.С. «Страницы истории Великой Саванны». В Африке по разным данным насчитывается от пяти сотен и до 8000 народов , включая малые народы и этнические группы, которые нельзя явно отнести к одному из них. Некоторые из этих народов насчитывают всего несколько сотен человек, действительно крупных не настолько много: более миллиона насчитывают 107 народов, и лишь 24 – более пяти миллионов. Самые крупные народы Африки: египетские арабы (76 миллионов), хауса (35 миллионов), марокканские арабы (35 миллионов), алжирские арабы (32 миллиона), йоруба (30 миллионов), игбо (26 миллионов), фульбе (25 миллионов), оромо (25 миллионов), амхара (20 миллионов), мальгаши (20 миллионов), суданские арабы (18 миллионов). Всего же в Африке на территории чуть больше 30 миллионов квадратных километров живёт 1,2 млрд. человек, то есть примерно одна шестая часть населения нашей планеты. В этой статье мы коротко расскажем о том, на какие основные народы делится население Африки.
Северная Африка
Как вы уже могли заметить, среди крупнейших народов много тех, в названии которых фигурирует слово арабы. Конечно, генетически всё это разные народы, объединённые в первую очередь верой, а также тем, что более тысячи лет назад эти земли завоевали с Аравийского полуострова, включив их в Халифат, и смешались с местным населением. Самих арабов, однако, было относительно немного.
Халифат завоевал всё североафриканское побережье, а также часть западного побережья вплоть до Мавритании. Эти места были известны как Магриб, и хотя теперь страны Магриба независимы, их жители по-прежнему говорят на арабском языке и исповедуют ислам, и их собирательно называют арабами. Они относятся к европеоидной расе, её средиземноморской ветви, и населённые арабами места отличаются достаточно высоким уровнем развития.
Египетские арабы составляют основу населения Египта и наиболее многочисленный из африканских народов. Этнически арабское завоевание мало повлияло на население Египта, в сельской местности так и вовсе практически никак, и таким образом по большей части они являются потомками древних египтян. Однако культурный облик этого народа изменился до неузнаваемости, кроме того большая часть египтян приняла ислам (хотя немалое их число так и осталось христианами, теперь их называют коптами). Если считать вместе с коптами, то общую численность египтян можно довести до 90-95 миллионов человек.
Второй по величине арабский народ – марокканские арабы , являющиеся результатом покорения арабами различных местных племён, не составлявших в те времена единого народа – ливийцев, гетулов, маврусиев и других. Алжирские арабы образовались из разношёрстных берберских народов и кабилов. А вот в крови тунисских арабов (10 миллионов) есть некоторый негроидный элемент, что отличает их от соседей. Суданские арабы составляют большую часть населения северного Судана. Также из крупнейших арабских народов Африки выделяют ливийцев (4,2 млн) и мавританцев (3 млн).
Чуть южнее, в жаркой Сахаре, кочуют бедуины – так называют всех кочевников независимо от их национальной принадлежности. Всего в Африке их около 5 миллионов, к ним относятся различные мелкие народы.
Западная и Центральная Африка
К югу от Сахары на смену смуглым, но белокожим африканцам, относящимся к средиземноморской подрасе европеоидной расы приходят люди расы негроидной, подразделяющейся на три основные подрасы: негрскую , негрилльскую и бушменскую .
Негрская наиболее многочисленна. Помимо Западной Африки народы этой подрасы живут также в Судане, Центральной и Южной Африке. Восточноафриканский её тип отличается в первую очередь высокорослостью – зачастую средний рост здесь составляет 180 см., а также характерен наиболее тёмной кожей, едва ли не чёрной.
В Западной и Экваториальной Африке народы этой подрасы доминируют. Выделим крупнейшие из них. В первую очередь это йоруба , живущие в Нигерии, Того, Бенине и Гане. Это представители древней цивилизации, оставившей в наследие много самобытных древних городов и развитую мифологию. Хауса живут на севере Нигерии, а также в Камеруне, Нигере, Чаде, ЦАР, они также имели развитую культуру городов-государств в древности, а ныне исповедуют ислам, занимаются земледелием и животноводством.
Игбо живут на юго-востоке Нигерии, имея малую площадь расселения, но зато большую плотность. В отличие от предыдущих народов игбо не имеют древней истории, поскольку образовались из множества разных народов относительно недавно, уже в эпоху колонизации Африки европейцами. Наконец, народ фульбе расселился по обширной территории от Мавритании до Гвинеи и даже в Судане. По данным антропологов они произошли из Средней Азии, а уже в Новое время этот народ отметился своей воинственностью, с большим энтузиазмом участвуя в исламских джихадах в Африке в XIX веке.
Южная и Экваториальная Африка.
В противоположность представителям негрской подрасы люди из негрилльской подрасы низкорослы, их средний рост едва превышает 140 см., потому они так и называются – пигмеи . Живут пигмеи в лесах Экваториальной Африки. Но их совсем немного, доминируют же на этой территории другие народы, в первую очередь из группы банту: это дуала , фанг , буби , мбоши , конго и другие для экваториальной Африки и коса, зулу, свази, ндебеле для Южной. Основу населения Зимбабве составляет народ шона (13 млн), также относящийся к группе банту. Всего банту насчитывают 200 млн. расселившихся по половине территории континента.
Также в Экваториальной Африке проживают представители третьей подрасы, бушменской или капоидной. Они характеризуются низкорослостью, узким носом и плоской переносицей, а также кожей куда светлее, чем у соседей, имеющей желтовато-бурый оттенок. Здесь выделяют собственно бушменов, а также готтентотов, проживающих преимущественно в Намибии и Анголе. Однако представители капоидной подрасы немногочисленны.
На самом юге же минимальную конкуренцию банту составляют группы африканеров, то есть потомков европейских колонистов, в первую очередь буры. Всего африканеров насчитывается 3,6 млн. Южную Африку вообще можно назвать плавильным котлом – если считать с Мадагаскаром, где поселились мальгаши из монголоидной расы, то здесь обитают выходцы едва ли не из всех частей света, ведь помимо монголоидов-мальгашей на юге Африки поселились также хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы, говорящие на индоарийских языках, а также тамилы, телугу общающиеся на дравидийских языках. Они пришли в Африку из Азии, а то время как мальгаши приплыли из далёкой Индонезии.
Восточная Африка
В первую очередь здесь стоит выделить эфиопскую подрасу. Как явствует из названия, к ней относится население Эфиопии, которое генетически нельзя отнести ни к смуглым, но белокожим северянам, ни к представителям негроидной расы, живущим на юге. Эта подраса считается результатом смешения европеоидной и негроидной, сочетая в себе черты тех и тех. Нужно отметить, что «эфиопы» – понятие собирательное, в этой стране живут следующие народы: оромо , амхары , тиграи , гураге , сидама и другие. Все эти народы говорят на эфиосемитских языках.
Два крупнейших народа Эфиопии это оромо, также живущие на севере Кении, и амхара. Исторически первые были склонны к кочевничеству и жили на восточном побережье, в то время как вторые тяготели к земледелию. Среди оромо преобладают мусульмане, а среди амхара христиане. К эфиопской расе относятся и нубийцы, живущие на юге Египта, насчитывающие до двух миллионов.
Также немалую часть населения Эфиопии составляет народ сомали, давший название соседнему государству. Они относятся к кушитской языковой семье вместе с оромо и агау. Всего сомали около 16 миллионов.
На востоке Африки тоже распространены народы банту . Здесь это кикуйо, акамба, меру, лухья, джаггга, бемба, живущие в Кении и Танзании. В своё время эти народы вытеснили отсюда кушитоязычные, от которых кое-что всё же осталось: ирако, горова, бурунги, сандава, хадза – но эти народы далеко не столь многочисленны.
Среди великих африканских озёр живут руанда, рунди, ганда, сого, хуту, тутси, а также пигмеи. Руанда – крупнейший народ этой области, насчитывающий 13,5 млн. Приозёрную область населяют суахили , коморцы , миджикенда .
- К чему видеть во сне кошелек?
- Английский язык с нуля - если вы не обучались раньше Курсы изучения английского языка для начинающих
- О деятелях избранной рады
- Порядок и сроки уплаты ндс Платить ндс 4 квартал
- Чеченская блюда. Блюда чеченской кухни. Чеченские лепeшки с тыквой
- Пицца на сковороде с сосисками и сыром на скорую руку
- Торт с ежевикой Для приготовления теста потребуются ингредиенты
- Астрологические символы в гороскопе
- Аненербе: Секретный институт оккультных наук, суперсолдаты и зомби Третьего рейха
- Болезнь пика и как ее не спутать с альцгеймером Болезнь пика симптомы
- Нежные женщины тараса Личная жизнь тараса шевченко
- Сырный суп с рыбными консервами в мультиварке
- Толкование сна забор, изгородь в соннике миллера
- Несказочная история сказки «Двенадцать месяцев
- Учимся говорить Конспекты фронтальные занятия в логопедической группе
- Пролетая над фолклендами Тактико-технические характеристики авианосеца «Гермес»
- Лазанья с фаршем под соусом «Бешамель» в домашних условиях
- Существовал ил на самом деле пророк Даниил?
- Как приготовить на зиму рассольник с перловкой: пошаговая инструкция и рекомендации Лучший рецепт рассольника с перловкой на зиму
- Тектоника плит не является обязательным условием для существования жизни Охарактеризуйте среды обитания одноклеточных какое условие является