Выписать грехи перед исповедью. Грехи для исповеди: список и подробное описание каждого


Данный перечень рассчитан на начинающих церковную жизнь людей и, желающих покаяться перед Богом. Готовясь к исповеди, выпишите из списка обличающие Вашу совесть грехи. Если их много, нужно начать из самых тяжких - смертных. Причащаться можно только с благословения священника. Покаяние ПЕРЕД БОГОМ предполагает не равнодушное перечисление своих плохих поступков, А ИСКРЕННЕЕ ОСУЖДЕНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И РЕШИМОСТЬ ИСПРАВЛЯТЬСЯ!

Я (имя) согрешил(а) перед БОГОМ: слабой верой (сомнением в Его бытии). Не имею к Богу ни любви, ни должного страха, поэтому редко исповедуюсь и причащаюсь, (чем доводил(а) душу до окамененного нечувствия по отношению к Богу), Редко посещаю Церковь в воскресенья и праздники (работой, торговлей, развлечением в эти дни). Каяться не умею, грехов не вижу. Не вспоминаю о смерти и не готовлюсь предстать на Суд Божий (Память о смерти и будущем суде помогает избегать греха).

Согрешил(а): не благодарю Бога за Его милости. Не покорностью воле Божьей (желаю, чтобы всё было по-моему). По гордости надеюсь на себя и людей, а не на Бога. Приписыванием успехов себе, а не Богу. Боязнью страданий, нетерпением скорбей и болезней (они попущены Богом для очищения души от греха). Ропотом на жизненный крест (судьбу), на людей. Малодушием, унынием, печалью, обвинением Бога в жестокости, отчаянием в спасении, желанием (попыткой) самоубийства.

Согрешил(а): Опаздыванием и ранним уходом из церкви. Невниманием во время службы (к чтению и пению, разговорами, смехом, дреманием...). Хождением по храму без нужды, толкаясь и грубя. По гордости уходил (а) с проповеди критикуя и осуждая священника. В женской нечистоте дерзала прикасаться к святыне.

Согрешил(а): по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Молюсь рассеянно. Молилась с непокрытой головой, имея неприязнь на ближнего. Небрежным изображением на себе крестного знамения. Не ношением нательного креста. Неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Церковных. В ущерб молитве, чтению Евангелия, Псалтири и духовной литературы смотрел(а) телевизор (Богоборцы через фильмы учат людей нарушать заповедь Бога о целомудрии до брака, супружеской измене, жестокости, садизму, повреждают психическое здоровье молодежи. Прививают им через «Гарри Потер...» нездоровый интерес к магии, чародейству и незаметно втягивают в гибельное общение с дьяволом. В СМИ, это беззаконие перед Богом, преподносится как нечто положительное, в цвете и романтическом виде. Христианин! Уклонись от греха и сохрани себя и своих детей для Вечности!!!). Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). Хулой на Бога и на всякую святыню. Ношением обуви с крестами на подошве. Употреблением для бытовых нужд газет..., где написано о Боге... Называл(а) животных именами людей "Васька", "Машка". О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения.

Согрешил(а): к Причастию дерзал(а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, во вражде, без поста и благодарственных молитв...). Дни Причастия не проводил(а) свято (в молитве, чтении Евангелия..., а предавался(лась)развлечениям, объедению, многоспанию, празднословию...).

Согрешил(а): нарушением постов, а также среды и пятницы (Постясь в эти дни, мы почитаем страдания Христовы). Не (всегда) молюсь перед едой, работой и после (После еды и работы читается благодарственная молитва). Пресыщением в пище и питии, упиванием допьяна. Тайноядением, лакомством (пристрастие к сладкому). Ел(а) кровь животных (кровянку...). (Запрещено Богом - Левит 7,26-27; 17, 13- 14, Деян. 15, 20-21,29). В постный день праздничный (поминальный) стол был скоромным. Усопших поминал(а) с водкой (это язычество и с христианством не согласуется).

Согрешил(а): празднословием (пустые разговоры о житейской суете...). Рассказом и слушанием пошлых анекдотов. Осуждением людей, священников и монахов (а своих грехов не вижу). Слушанием и пересказом сплетен и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). (Этим через МЕНЯ сеялся соблазн, и хулилось имя Божие среди людей). Поминанием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках). Ложью, обманом, неисполнением данных Богу (людям) обещаний. Сквернословием, матерной (это хула на Божью Матерь) руганью с упоминанием нечистой силы (призываемые в разговорах злобные демоны нам же и навредят). Клеветой, распространением худых слухов и сплетен, разглашением чужих грехов и слабостей. Слушал(а) злословие с удовольствием и согласием. По гордости унижал(а) ближних насмешками (подколки), глупыми шутками... Неумеренным смехом, хохотом. Смеялся над нищими, калеками, чужим горем... Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде, оправданием преступников и осуждением невиновных.

Согрешил(а): леностью, не желанием работать (жизнь за счет родителей), исканием телесного покоя, негою в постели, желанием наслаждаться греховной и роскошной жизнью. . . Курением (у американских индейцев, воскурение табака имело ритуальное значение -поклонение духам-демонам. Курящий христианин - предатель Бога, демонопоклонник и самоубийца - вредит здоровью). Употреблением наркотиков. Слушанием эстрадной и рок-музыки (воспевая человеческие страсти, возбуждает низменные чувства). Пристрастием к азартным играм и зрелищам (карты, домино, компьютерные игры, телевизор, кинотеатры, дискотеки, кафе, бары, рестораны, казино...). (Богоборческая символика карт, при игре или гадании, призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя. А игры разрушают психику детей. Они, стреляя и убивая, становятся агрессивными, склонными к жестокости и садизму, со всеми вытекающими для родителей последствиями).

Согрешил(а): растлевал(а) свою душу чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах...) эротического бесстыдства, садизма, нескромных игр, (Растленный пороками человек отображает в себе качества демона, а не Бога), танцев, сам(а) танцевал(а), (Они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан - глумление над памятью Пророка). Услаждением блудными мечтами и воспоминанием прежних грехов. Не удалением от греховных свиданий и соблазна. Похотным воззрением и вольностью (нескромность, объятия, поцелуи, нечистые осязания тела) с лицами другого пола. Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями (рукоблудие (онанизм), позы, оральный и анальный блуд). Содомскими грехами (гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство, кровосмешение (блуд с родственниками).

Вводя в соблазн мужчин бесстыдно одевалась в короткие и с РАЗРЕЗАМИ юбки, брюки, шорты, облегающую и просвечивающуюся одежду, (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины. Она должна одеваться красиво, но в рамках христианского стыда и совести. Христианка должна являть собой образ Божий, а не богоборческий, обстрижено-обнажено перекрашенный, с когтистой лапой вместо человеческой руки, образ сатаны) стриглась, красилась... В таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий. Участием в конкурсах "красоты", фотомоделей, маскарадах (маланка, вождение козы, праздник хелловин...), а также в танцах с блудными действиями. Был(а) нескромен(на) в жестах, телодвижениях, походке. Купанием, загоранием и обнажением в присутствии лиц другого пола (противоречит христианскому целомудрию). Соблазнением на грех. Торговлей своим телом, сутенерством, сдачей помещения для блуда.

Согрешил(а): прелюбодеянием (измена в браке). Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях (в посты, воскресенья, праздники, при беременности, в дни женской нечистоты). Извращениями в супружеской жизни (позы, оральный, анальный блуд). Желая жить в свое удовольствие и избегая жизненных трудностей, предохранялся(лась) от зачатия детей. Употреблением "противозачаточных" средств (спираль, таблетки не препятствуют зачатию, а убивают ребенка на ранней стадии). Убивал(а) своих детей (аборты). Советом (принуждением) других на аборт (мужчины, с молчаливого согласия, или принуждавшие жен... к аборту также детоубийцы. Врачи делающие аборты, - убийцы, а ассистенты - соучастники).

Согрешил(а): губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал(а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию. Не развивал (а) чувство долга, чести, ответственности... Не смотрел(а) чем занимаются, что читают, с кем дружат, как ведут себя). Наказывал(а) их слишком жестоко (вымещая злобу, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а). Своими грехами соблазнял(а) детей нтимными отношениями при них, руганью, сквернословием, просмотром безнравственных телепередач).

Согрешил(а): совместной молитвой или переходом в раскол (Киевский патриархат, УАПЦ, старообрядчество...), унию, секту. (Молитва с раскольниками и еретиками ведет к отлучению от Церкви: 10, 65, Апостольские правила). Суеверием (вера снам, приметам...). Обращением к экстрасенсам, "бабкам" (выливание воска, качание яиц, сливание страха...). Осквернял(а) себя уринотерапией (в ритуалах сатанистов употребление мочи и кала имеет кощунственное значение. Такое «лечение» является мерзким осквернением и дьявольской насмешкой над христианами), употреблением «наговоренного» ворожеями... Гаданием на картах, ворожением (для чего?). Боялся(ась) колдунов больше чем Бога. Кодированием (от чего?).

Увлечением восточными религиями, оккультизмом, сатанизмом (указать чем). Посещением сектантских, оккультных... собраний. Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову (осуждается не само обливание, а учение Иванова, приводящее к поклонению ему и природе, а не Богу). Восточными единоборствами (поклонение духу зла, - учителя, и оккультное учение о раскрытии "внутренних возможностей" приводит к общению с демонами, одержимости...). Чтением и хранением запрещенной Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока, учения Блаватской и Рерихов, Лазарева "Диагностика кармы", Андреева "Роза мира", Аксенова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, Гарафины Маковий, Асауляк... (Православная Церковь предупреждает, что сочинения этих и прочих оккультных авторов с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет. Человек через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу, а психические расстройства будут должным возмездием за гордость и самонадеянное заигрывание с бесами). Понуждением (советом) и других к ним обращаться и этим заниматься.

Согрешил(а): воровством, святотатством (воровство церковного). Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству). Неуплатой долгов (заработной платы). Жадностью, скупостью на милостыню и покупку духовных книг... (а на прихоти и развлечения трачусь не скупясь). Корыстолюбием (пользование чужим, жизнь за чужой счет...). Желая обогащаться давал(а) деньги под проценты. Торговлей водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно... (этим помогал(а) демону губить себя и людей - соучастник их грехов). Общитывал(а), обвешивал(а), выдавал(а) плохой товар за хороший...

Согрешил(а): самолюбием, завистью, лестью, лукавством, неискренностью, лицемерием, человекоугодием, подозрительностью, злорадством. Принуждением других к греху (солгать, украсть, подглядеть, подслушать, доносить, выпить спиртное...). Желанием славы, уважения, благодарности, похвал, первенства... Деланием добра напоказ. Хвастовством и любованием собой. Красованием перед людьми (остроумием, внешностью, способностями, одеждой...).

Согрешил(а) : непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их. Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием. Леностью к учебе. Небрежным уходом за престарелыми родителями, родственниками... (оставлял(а) их без присмотра, пищи, денег, лекарства..., сдавал (а) в дом престарелых...).

Согрешил(а) : гордостью, обидчивостью, злопамятством, вспыльчивостью, гневом, мстительностью, ненавистью, непримиримой враждой. Наглостью и дерзостью (лез(ла) без очереди, толкался(ласъ). Жестокостью к животным. Оскорблял(а) домашних, был(а) причиной семейных скандалов. Не несением совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом... Занятием боевым искусством и спортом (профессиональный спорт повреждает здоровье и развивает в душе гордыню, тщеславие, чувство превосходства, презрение, жажду обогащения...), ради славы, денег, разбоя (рэкетирства). Грубым обращением с ближними, причинением им вреда (какого?). Рукоприкладством, избиванием, убийством. Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия... Нарушением правил дорожного движения, ездой в нетрезвом виде... (чем подвергал опасности жизнь людей).

Согрешил(а) : небрежным отношением к работе (общественной должности). Общественное положение (таланты...) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод. Притеснением подчиненных. Даванием и принятием (вымогательством) взяток (что могло привести к вреду государственному и частным трагедиям). Расхищал(а) государственную и коллективную собственность. Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении обучения в школах безнравственным предметам, не христианских обычаев (разлагающих нравственность народа). Не оказывал(а) помощь в распространении Православия и пресечению влияния сект, чародеев, экстрасенсов... Прелыцался(лась) их деньгами и сдавал(а) им помещения в аренду (чем способствовал(а) погибели душ людей). Не защищал(а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей...

Леностью ко всякому доброму делу (не навещал(а) одиноких, больных, заключенных...). В жизненных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам). Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям... Своими грехами соблазнял(а) окружающих.

Оправдываю свои грехи житейскими нуждами, болезнью, слабостью, и что нас никто не научил вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим). Совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) мавзолей, атеистические мероприятия...

Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что своими грехами оскорблял(а) Господа, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться.

Указать и другие грехи, какими согрешил(а).

_______________________________________________________

Примечание! Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, что блуд мерзок, и о нем надо говорить аккуратно. Апостол Павел говорит: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5,3). Однако, через телевидение, журналы, рекламу... он настолько вошел в жизнь даже самых юных так, что блудные грехи многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.

архим.
  • свящ. Димитрий Галкин
  • В. Пономарев
  • архимандрит Лазарь
  • прот.
  • протоиерей М. Шполянский
  • Екатерина Орлова
  • иеромонах Евстафий (Халиманков)
  • иеромонах Агапий (Голуб)
  • Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед .

    В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха.
    К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов - не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с , восстанавливает себя как члена .

    Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.

    От Таинства Покаяния следует отличать:
    — доверительную духовную беседу со священником;
    — покаянную беседу перед (не является обязательной).

    Где и когда можно исповедоваться?

    Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в в определённое расписанием время или по договорённости со . Исповедующийся должен быть крещёным.

    На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.

    Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет.

    Как готовиться к Исповеди?

    При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого , ни особого молитвенного правила.

    Прежде чем отправиться на исповедь уместно:
    — Сосредоточиться на покаянных молитвах.
    — Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей).
    — По возможности испросить прощение у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием.
    — Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.
    — При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.

    — Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения.
    — В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния , а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов» .
    — Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно! Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.
    — Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.
    — Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил ( , ).
    — При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.
    — При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу с «Господи, даруй мне зрети моя согрешения ».

    Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?

    Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.

    Следует сравнивать себя в первую очередь со , тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.
    Чистая совесть — признак короткой памяти…

    Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?

    Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед при свидетельстве священника, это состояние , ненавидящей грех и избегающей его.
    Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в . Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации .
    Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести . Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.

    Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?

    Епископ Тихон (Шевкунов) : «Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной».

    Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит .

    У меня очень сложные жизненные обстоятельства, боюсь, что простой батюшка меня не поймёт.

    Господь в любом случае поймёт. Есть хороший рассказ по этому поводу: .

    Бог пожелал, чтобы мы каялись не перед безгрешными Ангелами, а перед людьми. Мы должны стыдиться совершения греха, а не покаяния. Если человек искренне возненавидел свои грехи, то он не постесняется признаться в них перед священником.

    Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми.
    Священник Филипп

    Инструкция

    Собственную совесть при подготовке к исповеди сверяйте с десятью Заповедями блаженства, они известны каждому верующему человеку с детства, поскольку довольно часто упоминаются в повседневной жизни. Помните, если скрываете что-то на исповеди, то скрываете не от священника-человека, а от самого Иисуса Христа.

    Делая , держите в голове их примерный список, который условно можно разделить на три группы: грехи против Бога (неверие, упоминание имени Господа всуе, мысли о самоубийстве, неблагодарность Богу, игра в карты, несоблюдение и многие другие), грехи против ближних (высокомерие, вспыльчивость, гнев, насмешливость, ссоры с соседями) и грехи против самого себя (сквернословие, тщеславие, ложь, пьянство, прелюбодеяние).

    Не пугайтесь собственных грехов, они никоим образом не должны стоять между вами и визитом в церковь на . Помните, что Богу угодно само стремление души к покаянию.

    Не переживайте, что священник будет неприятно удивлен или даже поражен списком ваших неправедных деяний. Поверьте, церковь видела и не таких грешников, кающихся в содеянном. Священник, как никто другой, знает, что люди слабы и без помощи не могут справиться с демоническим искушением.

    Если есть сомнения в репутации священника, совершающего Таинство исповеди, учтите, что исповедь остается в силе независимо от того, насколько грешен священнослужитель, при условии, что вы каялись на самом деле искренне.

    Для первой исповеди выбирайте буднее время, когда в храме не так много людей. Можно заранее спросить совета знакомых, к какому священнику и в какой храм лучше всего обратиться с первой исповедь ю. Уважайте других исповедующих, не теснитесь рядом со священником и ни в коем случае не опаздывайте к началу процедуры, иначе рискуете быть не допущенными к священному Таинству.

    На будущее выработайте ежевечернюю привычку анализировать события прошедшего дня и ежедневно перед Богом, а самые серьезные прегрешения записывайте для будущей исповеди. Обязательно просите прощения у всех ближних, кого обидели, пусть и ненароком.

    Обратите внимание

    Женщинам нельзя исповедоваться и посещать храм вообще в период месячного очищения.

    Полезный совет

    Не воспринимайте исповедь как допрос с пристрастием, а особо интимные детали личной жизни не рассказывайте священнослужителю в красках. Достаточно краткого упоминания о них.

    Исповедь – очень серьезный шаг. Бывает трудно признаться в своих негативных поступках не только постороннему человеку, но даже самому себе. Это разговор со своей совестью. И к этому разговору нужно готовиться заранее, так будто это последняя исповедь в вашей жизни.

    Инструкция

    Какой-либо определенной структуры исповеди нет. Совсем необязательно говорить о грехах в хронологическом порядке или по степени тяжести. Однако нужно заранее привести свои мысли в порядок. И, чтобы облегчить этот процесс, составьте небольшую «шпаргалку» на бумаге. Напишите о том, за что испытываете угрызения совести. А также события, которые привели вас к совершению неправильного поступка. Но не вмешивайте при этом других людей, вы исповедуете свои грехи, а не чужие. Иначе это будет не исповедь, а осуждение, а это новый грех. Не старайтесь оправдать себя, наоборот, нужно больше осуждать, обвинять и обличать свои деяния, чтобы получить прощение. Ваша подготовка – и очень важная часть исповеди.

    Вторая часть – само таинство. Не стыдитесь перед священником, исповедующим вас, своих грехов. Потому что священник – лишь посредник между вами и Богом. Тайна исповеди священна, информация с исповеди не передается никому. Лучше исповедоваться после вечерней службы, священник сможет уделить вам больше внимания. Исповедуйте грехи откровенно и подробно. Ничего не утаивайте, вы должны искренне сожалеть о содеянном. О каждом грехе нужно говорить отдельно. Мало сказать: «грешен», важно назвать грехи их именами: чревоугодие, прелюбодеяние, стяжательство, гордыня. Чтобы помочь вам собраться с мыслями, священник может спросить вас, совершали вы тот или иной грех. Если вы такого не делали, то не следует отвечать: «возможно, да». А также не говорите о том, чего не делали, без вопроса исповедующего вас, иначе это будет выглядеть как хвастовство.

    Не стоит каждый раз говорить об одном и том же грехе, если вы один раз его исповедовали. Исповедоваться следует со скорбью, сожалением и сокрушением о грехах, но не с хладнокровием или даже с усмешкой. Священники советуют исповедоваться не реже, чем раз в две недели. В каком бы возрасте вы ни пришли в храм, если это ваша первая исповедь, то грехи , начиная с семилетнего возраста.

    Как подготовиться к исповеди? о чем рассказывать на исповеди?

    Исповедь очищает наше сердце и душу. Но не все знают, как правильно нужно подходить к исповеди. Об этом и поговорим далее.

    С каких слов начать исповедь, как проходит исповедь?

    Исповедь – это баня, которая омывает душу от греховной грязи. Недостаточно просто признавать свой грех. Требуется пойти в церковь и на исповеди пред Богом покаяться.

    Если некоторые не понимают, для чего необходимо именно идти в храм, то следует привести еще один пример. Церковь – это как больница для души. А ведь если мы болеем телом, то посещаем больницу? Так и с душой, необходимо излечить ее в церкви.

    Во время исповеди Вы приходите в храм и слушаете слова святого отца «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». Так начинается сама исповедь.
    Далее Вы склоняете голову над аналоем, святой отец накрывает Вас епитрахилей, и Вы уже можете высказывать, что у Вас на душе. В это время указательный и средний палец необходимо положить на Евангелие или крест.

    После Ваших слов батюшка может задать Вам какие-то вопросы и также уточнить каетесь ли Вы в данном грехе. После того, как Вы покаялись, настоятель храма читает разрешительную молитву. Далее Вам нужно поцеловать крест и Евангелие.

    В подготовке к исповеди нет формальностей и обязанностей. Вы не должны говорить какие-то определенные слова. Для того, чтобы исповедаться не нужно подбирать определенный день или церковный праздник.

    Все, что Вам требуется – это зов души и желание очиститься. Приготовление к исповеди – это момент, когда Вы проанализировали свою жизнь и поступки и поняли, что делаете что-то не так.

    После исповеди Вы можете взять благословение у священника. Для этого положите правую руку поверх левой и произнесите: «Отче, благослови».

    Священник наносит крестное знамение и кладет свою руку на Ваши ладони. Необходимо поцеловать руку отца. Если после исповеди Вы планируете причаститься, то также попросите на это благословение.

    Как подготовиться к исповеди в первый раз?

    Исповедь воспринимается как примирение с Господом. В качестве свидетеля присутствует священник, которому Вы и открываете свои грехи. А он в свою очередь молится о прощении Ваших грехов.

    Перед исповедью следует запомнить несколько важных правил:

    • Осознайте свои грехи и искренне покайтесь. Если Вы решились прийти на исповедь, значит понимаете, что в своей жизни Вы что-то делаете не так. Поэтому следует пересмотреть все моменты, которые Вас не устраивают, и о которых Вы жалеете. Искренне попросите у Бога прощения за все грехи и попросите очистить душу и разум от скверны.
    • Не пишите огромные списки . В таком случае Вы как бы просто читаете список, не открывая душу. Можете набросать кратко в чем хотите исповедаться, чтобы не забыть. Но писать всю исповедь на бумаге не стоит.
    • Исповедайтесь только в своих грехах . Не стоит говорить, что Вы сделал что-то грешное в ответ на грешное дело соседа, родственника или коллеги. Это их грехи, за которые Вы не должны говорить. Очистите свою душу и помыслы в первую очередь.
    • Не придумывайте каких-то красивых слов и оборотов для своей речи . Бог принимает и любит нас любыми. И уж точно знает о Ваших грехах. Не стесняйтесь и священника. За годы службы он выслушал немало, поэтому уж точно не удивиться Вашим словам.
    • Если Вы долгие годы не ходили в храм, то следует для начала исповедаться в этом грехе и говорить о серьезных греховных делах и помыслах. О ношение короткой одежды или просмотру телевизора в пост можно сказать в конце. Так как при наличии более серьезных грехов о телевизоре и одежде упоминать не так важно.
    • Старайтесь менять жизнь до исповеди. Не стоит думать, что исповедь – это событие, после которого можно дальше совершать грешные поступки. Меняйте свою жизнь к лучшему. Пусть постепенно и медленно, но уверенно.
    • Прощайте и прощены будете. Если Вы просите у Господа прощения, то будьте готовы и сами прощать людей, на которых Вы обижены.

    • Узнайте о времени исповеди в храме. Если Вы пришли первый раз, то лучше не выбирайте дни больших праздников. В такие дни желающих исповедаться обычно очень много. Лучше выберите день поспокойней, чтобы иметь возможность полноценной неторопливой исповеди.
    • Перед исповедью желательно прочесть молитвы покаяния . Их можно найти в молитвословах.
    • Исповедоваться желательно не реже раза в месяц. Тогда Вы будете чувствовать себя в тонусе физическом и душевном.

    Какие молитвы читать перед исповедью и причащением?

    Перед исповедью и причащением следует не только соблюдать пост, но и подготовиться молитвой. Молитвой перед исповедью является молитва Симеона Богослова. Также в молитвослове предоставлены молитвы покаяния, которые также являются рекомендованными к прочтению.

    Перед причастием:

    • Соблюдайте пост за 3 дня до Святого Причащения. Не употребляйте мясные и молочные продукты.
    • Перед днем причастия посетите храм во время вечернего богослужения.
    • Прочтите правила перед Святым Причащением.
    • С полночи до причастия не употребляйте пищу и не пейте воду.
    • Приходите к началу литургии, а не ко времени исповеди. Важно быть в храме во время всего богослужения.

    Причастие необходимо и детям, и взрослым

    Чтобы приступить ко Святому Причащению вечером необходимо прочесть каноны:

    • Покаянный к Иисусу Христу
    • Молебный к Пресвятой Богородице
    • Ангелу Хранителю

    Также найдите в молитвослове тропари и песни ко Святому Причащению и прочтите их.

    Нужно ли поститься перед исповедью, можно ли есть перед исповедью?

    Перед исповедью поститься не требуется. Так как Вы можете исповедаться в любое время когда потребует того душа, не думая что Вы ели до этого.

    А вот перед причастием необходим трехдневный пост. В эти дни можно употреблять:

    • Овощи и фрукты
    • Мучные изделия
    • Сладости (но не переедайте)
    • Сухофрукты и орехи

    Исповедь – грехи: перечисление для женщин и мужчин

    Грехи существуют еще со времен Адама и Евы. Они настолько разнообразны, что возможно некоторые даже не знают, что грешат. Предлагаем Вам список грехов, в которых могут себя обличить мужчины и женщины:

    • Нарушал (а) правила поведения в храме.
    • Сетовал (а) на свою жизнь и окружающих.
    • Не усердно совершал (а) молитвы.
    • Не воздерживалась от плотских утех во время беременности, а также по средам, пятницам и воскресеньям. Была с мужем в дни поста.
    • Не каялся (ась) во грехе сразу.
    • Поминал (а) умершего со спиртным.
    • Осуждал (а), сомневался (ась) в ближних.
    • Имел (а) греховные мечтания.
    • Грешен (на) чревоугодием.
    • Восхвалял (а) людей, а не Господа.
    • Ленился (ась) ходить в храм по воскресеньям.
    • Обманывал (а), лицемерил (а), малодушничал (а).
    • Верил (а) приметам и был (а) суеверен (на).
    • Утаивал (а) грехи при исповеди.
    • Носил (а) одежду, которая была не скромной, смотрел (а) на чужую наготу.

    • Стыдился (ась) креститься, снимал (а) крест при встречах с людьми.
    • Не молился (ась) перед употреблением пищи, ложился (ась) спать без молитвы.
    • Осуждал (а) священников.
    • Советовал (а) или делала аборт.
    • Тратил (а) деньги на увеселительные дела, мероприятия.
    • Портил (а) воду во время купания в реке, в которой берут воду для питья.
    • Посещал (а) гадалок.
    • Продавал (а) и изготавливал (а) спиртные напитки.
    • Будучи нечистой ходила в храм.
    • Рассказывал (а) грешные истории из жизни близких друзей или родственников.
    • Грешил (а) блудом и рукоблудием.
    • Принимал (а) противозачаточные средства, средства контрацепции.
    • Посещал (а) нечестивые места.
    • Имел (а) близость с человеком одного пола.
    • Занимался (ась) зарядкой с утра, а не читал (а) молитвы.
    • По воскресеньям ходил (а) не в храм, а в лес или на речку.
    • Ревновал (а) жену (мужа). Пытался (ась) извести соперника (цу) с помощью знахарок.
    • Мечтал (а) о путешествиях.
    • Приобретал (а) билеты лотереи, надеясь обогатиться.
    • Во время кормления грудью имела связь с мужем.
    • Вместо молитвы читал (а) журналы, смотрел (а) телевизор.
    • Молилась с непокрытой головой (мужчинам – в головном уборе).
    • Допускал (а) греховную связь не будучи в браке.
    • Имел (а) содомский грех (связь с животными, с родственником по крови).

    Это лишь краткий список грехов. На страничках духовных книг их перечислено 472 шт. Некоторые из них повторяются, или указываются с дополнительными уточнениями.

    Подростковые и детские грехи на исповеди: перечень

    Ребенок исповедуется с семи лет. До этого времени позволяется причащение без исповеди. Для детей и подростков во время исповеди предполагаются указания таких грехов (естественно при наличии таковых):

    • Забывал (а) о чтении молитв утром и вечером, а также перед и после еды.
    • Не готовился (ась) к исповеди.
    • Редко посещал (а) храм.
    • Не знал (а) основных молитв: Отче наш, Символ Веры, Богородице Дево, радуйся.
    • Не слушался (ась) родителей и учителей.
    • Повышал (а) голос на старших.
    • Дрался (ась), обзывал (а) детей.
    • Не учил (а) уроки.
    • Играл (а) в азартные игры.
    • Не исповедовался (ась) после достижения 7 лет.
    • Развлекался (ась) в постные дни.
    • Наносил (а) на тело татуировки.
    • Не приучал (а) младших родственников к слову Божьему.
    • Не почтительно относился (ась) к крестной маме или крестному отцу.
    • Воровал (а) или брал (а) без спроса.
    • Не умеючи, пытался (ась) рисовать иконы.
    • Жил (а) не по Божественным законам.
    • Курил (а).

    Как сказать о рукоблудии на исповеди?

    Все люди грешны, у каждого он свой. Рукоблудие также является грехом. И в нем необходимо покаяться. Но очень часто происходит такая ситуация, что люди, которые на исповеди говорили о подобном грехе, продолжали этим заниматься.

    Следует уяснить для себя, что от греха рукоблудия следует избавляться. После первой исповеди о данном грехе старайтесь более не поддаваться соблазну. Если же сила воли еще не достаточно сильна, значит необходимо после каждого рукоблудия идти в храм на исповедь.

    Просите Бога дать Вам силу избавиться от греха. Покайтесь и поговорите со священником. Не стоит смущаться, служитель храма выслушает и поддержит Вас, даст совет.

    Исповедь – это средство очищения души и толчок к новой, правильной жизни. Если Вы чувствуете душевную тяжесть или Вас не покидают горести, посетите храм. Там Вы найдете помощь и поддержку своей душе. а вместе с этим обретете спокойствие и бодрость духа.

    Видео: С чего начинается исповедь?

    Протоиерей Игорь Прекуп

    «Ох, – сетовал на социальную категорию „бабки“ в конце 80-х один знакомый священник, вспоминая начало своего пастырского служения, – они-то ведь даже не умеют…» Я, в ту пору начинающий церковно- (пока еще не священно-) служитель, как раз намеревавшийся подавать документы в ЛДС, слушал его не то чтобы недоверчиво, а с некоторым недоумением: как это человек, будучи уже в возрасте, и долгие годы систематически ходя в храм (речь ведь шла не о «пасхальноверующих»), может не уметь исповедоваться? Что там, вообще, уметь? Подойди и скажи, чем согрешил со времени последней исповеди, ну или вспомни то, что раньше не сообразил сказать или, может, не осознавал, а то даже просто забыл – что сложного? Бывает, конечно, стыдно, так ведь Бог все видит, и носить в себе это еще более стыдно!

    Все-таки, как отличается видение мирянина от священнического, когда речь о вопросах специфически церковных… Я-то судил по себе. Мне в голову не приходило, что большинство прихожанок того периода (мужчин, даже пожилых, в храмах почти не было) Евангелия, тем более, полной Библии, в руках не держали, не говоря уже о том, чтобы читать, да и как-то не страдали по этому поводу. Это я, спасибо моему сокурснику по институту Паше, нынче о. Павлу Попову, был избалован и Новым Заветом, который «приплыл» мне через него, после некоторых поисков, и святыми Отцами, творения которых он ксерокопировал (кто жил в ту пору, понимает, с чем было связано использование множительной техники, когда даже пишущие машинки все состояли на учете). А они имен этих Отцов, в большинстве и слыхом-то не слыхивали.

    Не то чтобы я совсем не понимал, как это бабушки не умеют исповедоваться (все-таки я догадывался, что их интеллектуальные способности не располагают к особо углубленному самоанализу), но все же думал, что мой собеседник несколько сгущает краски, как бы желая сказать, что, при их возрасте да опыте, они могли бы…

    Спустя четыре года, став настоятелем самого удаленного прихода в южной Эстонии (от храма было около 5 км до границы с Россией и 15 км до Псково-Печерского монастыря), я получил сомнительное удовольствие убедиться в справедливости сказанного моим собратом и сослужителем. Оказалось, что его надлежало понимать буквально. Причем, как я потом узнал от благочинного, у меня ситуация была еще более-менее (сказывалась близость монастыря), особенно среди прихожан с российской стороны.

    Надо сказать, что приход мой был по-своему межъепархиальный и межгосударственный, потому что, когда Печерский край передали Псковской области, граница прошла как раз по территории прихода в честь вмц. Параскевы Пятницы таким образом, что две его трети оказались в РСФСР и, соответственно, в Псковской епархии. Пока Союз не распался, это никак не ощущалось, а к тому времени, когда я был туда назначен (в 1992 г.), колючая проволока хотя уже мало-помалу натягивалась, но далеко еще не повсюду, поэтому местные жители как ходили раньше из соседних деревень в церковь лесными тропами, так и продолжали ходить.

    Так вот, оказавшись на этом приходе, я прочувствовал до глубины всю порочность практики общей исповеди, которая, в основном, распространилась и укоренилась в советское время, потому что в СССР, после нескольких волн гонений, действующих храмов оставалось очень мало, из-за чего прихожан, при всем их оскудении в целом, на каждый отдельно взятый храм приходилось все-таки больше, чем до октябрьского переворота. Священники физически не могли подробно исповедовать такое количество.

    К тому же очень удобно было ссылаться на пример св. прав. Иоанна Кронштадтского. При этом популяризаторов общей исповеди почему-то не смущала такая деталь, как отсутствие у них дара прозорливости, которым обладал св. Иоанн (стоит отметить, что св. прав. Алексий Мечев считал общую исповедь «недоразумением», отвечая тем, кто оправдывал ее ссылкой на авторитет св. Иоанна Кронштадтского: «То был отец великой духовной силы, и мы с ним себя сравнивать не можем»).

    Разумеется, дело было не только в том, что на одну точку на карте Православия в СССР приходилось слишком много страждущих и жаждущих. Не всюду же и не на каждой службе так было. Да и распространяться общая исповедь начала еще до советской власти. Просто хлопотное это дело – исповедовать подробно, да и к тому же распространенность – очень удобный предлог для принятия чего-либо за правило. Кто там будет углубляться и разбираться, где Священное Предание, а где – распространенная, да, многолетняя, да, но все равно порочная практика ?

    На том приходе общая исповедь укоренилась задолго до моего непосредственного предшественника. Этой практики – не по лени, а в силу распространенности и общепринятости – придерживался и многие годы служивший до него настоятель, о котором никак нельзя было бы сказать, что он манкирует своими обязанностями. Правда, к чести того давным-давно служившего батюшки, оставившего о себе добрую память, надо отметить, что он предварял общую исповедь очень проникновенной, располагавшей к покаянию, проповедью. Но, так или иначе, исповедоваться прихожане разучились там давно. Даже многие пожилые люди индивидуальной исповеди знать не знали, ведать не ведали, искренне не понимая, чего я от них хочу, зачем (и вообще о чем) спрашиваю.

    Впрочем, надо сказать, что мне еще повезло: мои-то хоть, подходя под разрешительную молитву, исповедовали себя грешными (в пределах «грешна, батюшка»), а прихожане моего благочинного в с. Вярска (всего-то 15 км вглубь территории) стояли насмерть, как если бы им перед исповедью не молитвы покаянные прочитали с напоминанием «аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши», а «зачитали права», предупредив, что все сказанное ими на исповеди будет использовано против них на Страшном суде.

    Я, конечно, старался не перегибать палку, но с «партизанщиной» развернул последовательную борьбу. Не скажу, что мне было в удовольствие чувствовать себя этаким гестаповцем, клещами достающим признание, но приходилось с каждой душой индивидуально работать (особенно, если мы встречались впервые), последовательно задавая вопросы хотя бы по Десятословию. Меня поначалу потрясало, что неисповеданными у них были даже аборты, тогда как практика общей исповеди предусматривает, что особо тяжкие грехи надлежит исповедовать индивидуально. Вот, тем и опасна общая исповедь, что говори-не говори о необходимости тяжкие грехи исповедовать отдельно…

    Общая, так общая. И всё в одну кучу. А кто там и о чем мечтает, пока священник зачитывает перечень грехов из Требника?..

    Вы думаете, все прям-таки вслушиваются в каждое слово, пристально рассматривая себя в его свете? И даже слыша его, всегда понимают значение?

    Наивно рассчитывать на это, если человек не привык надолго концентрировать внимание и не умеет думать ни на конкретные, ни на отвлеченные темы, да еще и возраст почтенный, не говоря уже о непонятности некоторых терминов, помноженной на «лень и нелюбопытность», как бы кающихся грешников.

    В общем, слава Богу, повытряхивал я тогда из бабушек много чего. Надеюсь, что вскоре, проходя мытарства, они помянули меня добрым словом.

    Я был не одинок в своем неприятии общей исповеди, в осознании необходимости учить людей исповедоваться внимательно и просто, без лукавых обобщений, но и без ложной скрупулезности. К сожалению, реакция на злоупотребления общей исповедью не оказалась свободной от крайностей. Уже начали появляться брошюрки сомнительного происхождения с перечнями грехов, удивлявшими не только размахом, но и болезненностью воображения составителей.

    А вскоре в словоупотребление вошел термин «младостарчество», именующий явление, которое характеризуется не столько нежным возрастом «старчествующих», сколько самой спецификой претензии на возрождение прерванной традиции, этакое новое поколение старцев (по аналогии с политическими и философскими движениями, чьи составные названия тоже начинались с «младо-» и означали новую ступень, новый виток развития прежнего явления: младогегельянцы, младотурки и пр.).

    Разумеется, явление это не было новым по своей сущности. Ходячие претензии на духоносность встречались и раньше. Новизна явления заключалась в его масштабности.

    Слишком уж многие пастыри тогда стали о себе воображать много.

    Оно и неудивительно. В советское время религия (православное христианство в особенности) была загнана в гетто. Со стороны священника проявлять интерес к духовному окормлению паствы, или вообще к чему бы то ни было, выходящему за рамки храмового богослужения и требоисполнения, означало вызов «недремлющему оку». Даже проповедь местами запрещалась. Пастыри, пафосно обличающие невежд в уставе, метая громы и молнии в людей не так одетых или неправильно названных при рождении (каким-нибудь неправославным именем), умеющие нагнать страху и «смирить», а потому собирающие вокруг себя «хранительниц благочестия», садо-мазохистски фанатеющих от батюшкиной харизмы и клацающих вставными челюстями на всех «социально чуждых» – такие имитаторы исповедничества, вписывающиеся в стандартный образ «мракобеса», не вызывали у советской власти беспокойства. Тем более, что именно такие типажи нередко оказывались «благонадежными».

    Впрочем, подобные «столпы благочестия» встречались не особо часто, что, опять же, еще больше к ним привлекало жаждущих «ревностного пастырского окормления». Предпочтение отдавалось властями культивированию требоисполнительского типажа, который односторонне удовлетворял религиозные потребности граждан, добросовестно отрабатывая свой хлеб, без претензии на целостное пастырское служение.

    Священников, искренне заинтересованных и способных привлечь в церковную ограду думающих и социально-активных людей, встретить было очень сложно. Власть об этом предусмотрительно заботилась, по возможности, ставя людям с высшим образованием заслоны для поступления в духовные школы, а семинарские программы даже в начале 90-х, когда уже давно очевидно было, что Бог послал «на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам. 8 ; 11), все еще продолжали оставаться «заточенными» под производство требоисполнителей.

    Голод есть, а тех, кто мог бы его утолить, грамотно формируя рацион питания в конкретных общих для всех исторических, политических и экономических условиях, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого алчущего и жаждущего, почти не было. И добро бы еще те, кто не был к этой ситуации готов, продолжали скромно заниматься тем, что умели, не претендуя на большее. Однако многие в то время вообразили о себе, что дары Духа Святого, полученные при рукоположении, сами по себе дают какие-то особые права и власть, без того, чтобы долго и усердно с помощью Божией трудиться над собой, а мудрость им положена по статусу, без необходимости в получении систематического богословского образования и трудолюбивого самообразования до конца дней своих.

    Этому способствовало, в основном, три фактора: 1) бессистемное появление на прилавках (не только церковных) большого количества православной, около- и псевдоправославной литературы весьма разнообразного качества: от неочерносотенных брошюрок до ротапринтных переизданий святых Отцов; 2) приток в храмы большого количества неофитов, заинтересованных в духовном окормлении по схемам, которые им рисовало воображение в процессе жадного поглощения святоотеческой литературы (в лучшем случае) и страстное желание предаться аскетическим подвигам, от них же первый есть полное послушание; 3) стремительное умножение православного духовенства (это было обусловлено необходимостью застолбить возвращаемые нам «охраняемые государством» развалины храмов, чтобы восстанавливать их, строить новые церкви, обустраивая приходскую жизнь) за счет рукоположения людей, зачастую не имевших ни образования, ни призвания, которые хорошо, если задним числом старались добрать элементарные знания и получить духовное образование.

    Таковы объективные причины распространения в православно-церковной среде младостарчества и всевозможного кликушества, сгущающегося местами в некие подобия сект со своими «гуру», «святыми» и мифологией (другой проблемы – язычества в православных ризах – мы здесь не касаемся). В общем, все по Марксу: 1) спрос на духовное окормление и подвижническую жизнь определил предложение (только из-за почти полного отсутствия духоносных старцев и прерванности традиции, потребительский спрос был удовлетворен за счет предложения народу суррогатов «идентичных натуральным»), а предложение имитации благочестия и духоносности стало формировать соответствующий спрос; 2) спрос на «православизацию всей страны» породил предложение массы пособий и руководств в виде популярных брошюрок, регламентирующих все аспекты жизни, вплоть до питания и супружеского долга (добро бы еще грамотно объясняли, так ведь и тут не обошлось без идиотизма), среди которых одно из почетных мест заняли издания в помощь исповедующимся.

    Качество этих «исповедей для „чайников“», как правило, было весьма низким, этакой попыткой переложить соответствующую часть чина исповеди из Требника на общедоступный язык.

    Правда, некоторые брошюрки, надо отдать им должное, восхищали своей глупостью и невежеством, сочетающимися с буйной фантазией и болезненной мелочностью.

    Слава Богу, в помощь исповедующимся были изданы и очень хорошие пособия. Это, в первую очередь, «Опыт построения исповеди» Псково-Печерского старца архим. Иоанна (Крестьянкина), «Об исповеди» митр. Антония Сурожского, «Как приготовиться к исповеди и причастию» прот. Михаила Шполянского, его же «Будем жить с Богом. Беседы с детьми перед исповедью». Но это не перечни грехов, а именно беседы, помогающие думать и обличать (выявлять, делать видимым) в себе грехи, чтобы каяться в них пред Богом и с Его же помощью исцеляться.

    Что же касается использования при подготовке к исповеди перечней грехов, тут не так все просто. С одной стороны, даже к перечню, содержащемуся в Требнике, относиться надо с осторожностью. Диакон Владимир Сысоев в своих воспоминаниях о св. Алексии Мечеве пишет: «Батюшка всегда был противником книжного формализма в исповеди. Он часто говорил мне: „Знаешь ли, в монастырях очень принято исповедывать по требнику. А я всегда стоял против этой практики. В требнике есть многие вопросы, многие грехи, о которых исповедник, может быть, и не догадывался. Подойдет к исповеди какая-нибудь чистая неиспорченная девушка, а ее спрашивают о таких пороках, о которых она и представления не имеет. И вместо очищения выйдет грех и соблазн. Всегда нужно не человека приспосабливать к требнику, а требник к человеку. Сообразно с тем, кто подходит к твоему аналою, - мужчина ли, женщина ли, подросток ли, ребенок ли, - и нужно вести исповедь. При этом не следует вдаваться в подобные вопросы, особенно об интимных грехах. Эти расспросы могут только потревожить душу исповедника, а никак не успокоить. Лучше всего дать человеку самому рассказать все, что он имеет на душе, а потом уже задавать вопросы, по мере надобности“».

    С другой… ну вот, что делать человеку, если он хочет подготовиться к исповеди, а сформулировать то, что понимает внутренне, как-то не получается? Вертится-вертится уже на языке, а никак… Или просто трудно бывает вспомнить. Чувствуешь, что забыл что-то, причем такое – на поверхности, а не вспомнить никак. Тут перечень грехов может оказаться очень неплохим подспорьем. Особенно в начале пути, когда еще толком ничего не знаешь, да и формулировать не умеешь, или, наоборот, в старости, когда в силу возрастных причин мысли путаются, и забываются самые простые и привычные слова.

    Однако тут есть одно важное «но»: если руководствоваться советом св. Алексия, «не человека приспосабливать к требнику, а требник к человеку», и даже священнику зачитывать кающемуся все подряд из Требника не стоит, логично задаться вопросом: уместно ли тогда этот перечень давать в руки любому мирянину? Нет, разумеется, никакой эзотерики, никаких секретов от народа, только зачем? К чему давать повод к соблазну? В наше время вряд ли кого можно удивить каким-либо грехом из стандартного перечня в Требнике, но само скопище пороков, архаичная терминология, зачастую требующая пояснений, законнический подход – все это вполне может вызвать (в душе новоначального, например) естественную реакцию отторжения.

    Совсем другое дело, когда мы готовимся к исповеди по заповедям Десятословия и Блаженств, потому что в процессе приготовления важно не просто перебирать больший или меньший перечень грехов, выбирая приглянувшееся, но ясно отдавать себе отчет, против чего грешим. И тут, например, труд о. Иоанна (Крестьянкина) окажется прекрасным подспорьем, поскольку в рамках каждой заповеди рассматриваются соответствующие грехи. Их перечень при такой подготовке окажется не меньшим, чем в Требнике, а подход принципиально иной, потому и понимание каждого исповедуемого греха несравнимо глубже.

    Впрочем, что нам Требник! Его перечень грехов ни в какое сравнение не идет с апокрифами, издававшимися одно время в изобилии под грифом благословения того или иного монастыря или епархии. Взять хотя бы, к примеру, один такой шедевр (почему-то составленный исключительно от женского лица) объемом в 473 пункта (!), среди которых есть и такие: «444. Мочилась на людях и даже шутила по этому поводу», или вот: «81. Пила и ела наговоренное, “заряжённую” Чумаком воду» (явно составлялось в конце 80-х, начале 90-х).

    А вот чудесное в плане логической последовательности: «148. Дразнила глухонемых, слабоумных, малолетних, злила животных, платила злом на зло». Или вот мистично-самокритичное: «165. Сама была орудием дьявола». Только откуда такая уверенность, что «была», а не есть? И нет ли в этом признании скрытой гордыни?..

    Из серии «только для взрослых» (брошюрки-то могут и детям попасть в руки, объясняй потом, что есть что): «203. Грешила и грешу блудом: была с мужем не для зачатия детей, а из похоти. В отсутствие мужа оскверняла себя онанизмом». Или, например: «473. Имела содомский грех (совокупление с животными, с нечестивым, вступала в кровосмесительную связь)». О главном-то, собственно, содомском и забыла… Вообще, чего там все на жителей Содома бочку катят? Теперь и зоофилию им приписали до кучи! Это уж помпейский грех тогда, если судить по некоторым артефактам. Впрочем, самое интересное другое: о каком «нечестии» речь, из-за которого человек становится чем-то средним между животным и родственником (связь с «нечестивым» помещена между зоофилией и инцестом)?

    И все это вперемешку с «422. Молилась в шапке, с непокрытой головой», «216. Имела пристрастие к одежде: заботу как бы не запачкать, не запылить, не замочить», и т.п.

    Если в начале прошлого века св. Алексий Мечев смущался в отношении исповеди по Требнику, опасаясь, как бы кто не услышал чего неведомого и не заинтересовался себе на погибель, то сегодня, при общедоступности любой информации, опасность исходит от подобных перечней, но не потому, что в них содержится какой-то грех, о котором нынешнее подрастающее поколение не в курсе, а потому, что эти сборники отвращают от Православия той несусветной глупостью, которой они пронизаны и пропитаны, глупостью, дискредитирующей то немногое верное и ценное, что в них содержится.

    Что важно понять, для того, чтобы не забивать себе голову всякой чушью и не зацикливаться на этих памятниках религиозной психопатологии?

    Не вдаваясь в такие тонкости, как разница между исповедью сакраментальной и несакраментальной, отметим только, что исповедовать перед причащением необходимо (вне зависимости, кто на исповеди – свой духовник или чужой священник) те грехи, за которые по канонам положено временное отлучение, а также упомянутое в 1 Кор. 6 ; 9–10. Причащаться, имея на совести такой грех, нельзя.

    Исповедь перед каждым причастием положена только в РПЦ. Это было введено в период борьбы со старообрядческим расколом. В других Поместных Церквях обычное причащение происходит без исповеди, если ничего тяжкого человек не натворил. Если же натворил, а духовник вне досягаемости, он может обратиться к любому священнику, имеющему право исповеди, хотя в порядке вещей, что каждый исповедуется время от времени только своему духовнику. Там, правда, другая проблема: некоторые откладывают исповедь годами. Поэтому очень даже хорошо, что у нас есть традиция обязательной исповеди перед причащением. Но это уже другая тема.

    Итак, исповедоваться надо по сути содеянного, сказанного или переживаемого, помня, что исповедуемся мы Богу, священник же только свидетель покаяния и орудие Божие для совершения Таинства. Поэтому, в зависимости от того, кто находится у аналоя с Крестом и Евангелием (свой духовник или другой священник, чьего духовного руководства мы не жаждем), мы либо называем грех своим именем, а, если не подобрать слова, описываем его в общих чертах (по сути, ясно, без растекания мыслью по древу), и сообщаем необходимые подробности, если духовнику их необходимо знать, чтобы иметь представление о содеянном и о состоянии нашей души, дабы дать полезный совет; либо, если мы исповедуемся священнику, духовного окормления которого не взыскуем, то ограничиваемся покаянным открытием греха, и, называя его, принципиально не вдаемся в не меняющие сути сказанного подробности (если же исповедующий проявит к ним интерес, мы ему ответим, что подробно обсуждаем свои грехи только с духовником).

    И снова о подготовке к исповеди.

    Читая Новый Завет, мы неизбежно будем вспоминать свои грехи. Чтобы не забыть, лучше куда-то записывать. Если кому дополнительно необходим перечень грехов для подготовки, лучше всего опираться на вышеупомянутый труд старца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».

    Насчет шпаргалок. Отношение к ним разное. Некоторые батюшки реагируют на них нервно, считая, что они отвлекают кающегося от живого покаянного процесса, поэтому не разрешают ими пользоваться. Другие, наоборот, так торжественно в конце исповеди их разрывают, словно это и есть тайносовершительная формула, а то, что за этим следует (покрытие епитрахилью и чтение разрешительной молитвы) – дополнительное обрядовое оформление. На самом же деле, шпаргалка – она всюду шпаргалка: компактное размещение обобщенной информации на бумажном или ином пригодном для этого носителе, с целью компенсации неустойчивости памяти .

    Всем нам известно, как иной раз мы забываем свои грехи на исповеди. Вот только что знали, а теперь вдруг забыли напрочь. Бывает. Особенно, когда в затылок дышат, и понимаешь, что надо, по возможности, не задерживать батюшку и стоящих за тобой братьев и сестер во Христе, которым необходимо успеть исповедоваться до того, как начнется причащение. А иной раз и время есть, и внутренне все спокойно, но вдруг самое важное, ради чего, собственно, и пришел: р-р-раз! – и куда-то подевалось.

    Так что тут все очень индивидуально. Важно только, чтобы, в самом деле, подготовка шпаргалок не съедала бы всего покаянного настроения. Иначе, составляя их, мы, возможно, и поскорбим о грехах, а непосредственно на исповеди всего лишь формально их перечислим. Как пишет свящ. Александр Ельчанинов: «Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи». Это не значит, что записывать не надо. Надо, если это помогает не забыть. Но следует понимать, что не это главное.

    Лучше уж человек подойдет ко мне с чем-то вроде древнего свитка, но прочитает содержимое осмысленно и собранно, чем будет тужиться, усиливаясь вспомнить, что там застряло у него между извилинами, и тратить наше время, испытывая меня на смирение, кротость и милосердие.

    Выбор редакции
    Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

    В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

    Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

    Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
    Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
    Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
    Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
    Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
    Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...