Размышления писателя (Фазиль Искандер). Гуманистический пафос лирики А.С


Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом «гуманизм» понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим?

Действие пьесы М. Горького «На дне» происходит в грязной ночлежке. Обитали ее, на первый взгляд, вполне соответствуют заведению: это воры, бродяги, словом, люди, буквально опустившиеся на самое «дно» жизни. Но оказывается, что почти у каждого из них есть мечта. И это делает их положение не таким уж безвыходным: они хотели бы изменить свою жизнь. Однако герои фактически смирились со своим положением и не пытаются что-то сделать.

Конфликт возникает с момента появления в ночлежке странники Луки. Он убежден, что в душе каждый человек добр, но надо лишь дать возможность проявиться доброму началу. Появление Луки всколыхнуло общество «дна», его обитатели начинают верить в свои мечты. Лука – утешитель потерянных, отверженных людей. Они потянулись к нему, чувствуя, что этот человек может дать им опору и силы, чтобы жить. Лука прекрасно видит наивность и, может быть, несбыточность воздушных замков героев: Васька Пепел мечтает стать честным землевладельцем, Актер – вернуться на сцену, Настя – быть любимой любимым человеком. Однако Лука продолжает исповедовать «ложь во спасение». Он искренне верит, что ложь, которая помогает человеку, лучше правды Сатина, лишающей последней надежды. Ведь человек жив лишь до тех пор, пока жива надежда. Необходимо стремиться даже к самому крошечному лучику света. Можно согласиться со словами Сатина о том, что не жалеть, а уважать человека нужно. Но уважение и подразумевает веру в людей, в их возможности.

На мой взгляд, позиция Луки – позиция истинного гуманиста. Он искренне надеется повлиять своими словами на обитателей ночлежки и возродить в них любовь к жизни. Хотя мы не видим нравственного преображения героев, но зато очевидно пробуждение в их душах всего самого светлого и чистого, о чем они и сами раньше не подозревали. Трагедия же заключается не в ложности стремления Луки утешить людей, а в их неверии в собственные силы. Лишившись поддержки извне, в себе ни один из героев не нашел внутренней силы противостоять обстоятельствам. Люди «дна» все оказались духовно слабы.

Гуманистический пафос пьесы заключается в том, что автор позволяет нам увидеть, как мечта преображает человека. Здесь проявляется типичная для творчества Горького назидательность: если человек будет верить в свои силы, то любая цель окажется достижимой. Наша судьба, действительно, в наших руках.

Объединяет четыре сборника поэта «Голосеевская осень»- «Стая веселиков», «В тени жаворонка», «Зимние записи». Для лирики писателя последних лет характерна простота, ясность, философская углубленность. Не только природы (сборник «Розы и виноград»), а и красота души человеческой волновала художника. , пишет М. Рыльский, без ощущения поэзии, искусства не может быть по-настоящему счастливым. Которой же должна быть , способная взволновать современника? В сборнике «В тени жаворонка» в стихе «Поэтическое искусство» дает ответ на этот вопрос:

  • Лишь дойдя до склона века,
  • Поэзию я понял.
  • Как простоту такую большую,
  • Такое единение точных слов.
  • Когда ни напрасной позолоте,
  • Ни всяким уловкам тонким
  • Нет места, как подлости,
  • В сердце чистом и пылком.

Довольно популярной в украинской литературе где-то с 60-х лет стала проблема человека и науки. Рыльского, как поэта-философа, эта проблема тоже интересовала. Он часто задумывался над тем, нужны ли научные открытия высшего уровня, какую роль во времена НТП должна сыграть поэзия. , как и наши родители, был свидетелем выхода в космос первого человека - Гагарина Юрия Алексеевича. После этого события стало существенно изменяться мироощущение. Именно в настоящее время началась дискуссия лириков и физиков. Рыльский, участник дискуссии, на вопрос, нужно ли искусство времен космических открытий, сказал:

  • А я прибавлю: любить можно
  • Поэзию в пору ракет.
  • Так как странная вещь: человек каждый
  • В какой-то мере поэт.
  • («Стих в альбом»)

Рыльского смущало то, что кое-кто поэзию, искусство отдал на откуп технократичним, а то и прагматическим, потребительским тенденциям, а он, как поэт-гуманист, боролся за то искусство, которое оказывало содействие гармоническому развитию личности. В стихе «Диалог» поэт напишет:

  • Как же так убого вы живете,
  • Что же так пришли в упадок вы, скажите,
  • Что в дне космической ракеты
  • Соловья не в силе понять?

Внутренний мир человека во всей его красоте воспет автором в «Голосеевской осени». По мнению поэта, определяющей чертой интеллектуального человека должна быть духовность. Поэзия сборника, как говорят литературные критики, повернулась в сторону внутреннего мира, духовной жизни человека и оказывала содействие развитию этого жанра, его тем, жанров и мотивов.

Традиционная тема трудного бремени прожитых лет и преобразования его в хвалу жизни также имеет место в сборнике. В стихе «Как забыть» поэт писал:

  • Жаль за прошлым, вещь известная,
  • Да и настоящее когда-то пройдет…
  • Но пусть побьет тех оскомина,
  • Кто весну зимой проклянет.

Последний сборник поэта «Зимние записи» (1964). Он поражает читателя необыкновенной силой выраженных в нем мыслей и чувств. Как отметила литературная , читая стихи этого сборника, читатель сразу погружается в мир поэта - «чистый, тихий», светло-хрустальный. В стихах сборника - исповедь о том, чем жила, болела и радовалась его мятущаяся и неспокойная душа на склоне лет. И не горечью пронизанные строки поэта. Его сердце охватывает радость от того, что не прожита умышленно. «Пахнет снегом, сеном, лошадиным лотом» художник взволнован тем, что, к сожалению, современный человек начинает терять связь с природой», и предостерегает:

  • Поймите, люди, вещь единую -
  • Что врать не может мой язык
  • Внук мой любит благоухание бензина,
  • Ну, а я и до сих пор еще не привык.

В лирике последних лет, в частности и последнем сборнике «Зимние записки» М. Рыльский как настоящий поэт-гражданин, позорит, носителей тех пороков, которые имели место в жизни:

  • Братопродавцы с белыми руками
  • и с черными сердцами - вот они,
  • Что слали анонимными письмами
  • Дорогу в карьеру и в чины!

Заключительный стих сборника «Следы маленьких ног на сыром снегу» - это мгновенные впечатления от увиденных на снегу следов ножек маленького ребенка. Они навевают воспоминания. Особенно где остро ощущает пожилой человек. Эти маленькие следы детских ножек в художественном ощущении автора стали основанием для утверждения вечности ржи М. Т. Рыльский - поэт с прописной буквы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Гуманистический пафос лирики М. Рыльского последних лет . Литературные сочинения!

В предполагаемом решении судьбы главных романических героев - Елены и Лангового, - в трактовке непростых взаимоотношений Владимира Григорьевича и Мартемьянова в полной мере проявился гуманистический пафос автора. Разумеется, в гуманистическом аспекте решены автором и образы подпольщиков и партизан, "простых" людей, теряющих близких в страшной мясорубке войны (сцена гибели и похорон Дмитрия Ильина); страстным авторским отрицанием жестокости окрашены описания предсмертных мук Пташки-Игната Саенко, замученного в белогвардейском застенке. Об этом рассказано в монографиях о писателе А.Бушмина, Л.Киселевой, С.Заики и др. Мы же хотим подчеркнуть, что вопреки теории "социалистического гуманизма" гуманистический пафос Фадеева распространялся и на героев противоположного идейного лагеря. Всеволода Лангового справедливо сближали с Алексеем Турбиным: "Слова - родина, честь, присяга не были для Лангового только словами". Он заботился "о русском достоинстве и чести", "готовил себя к делам великим и славным" и завоевал себе право на власть над людьми "личной доблестью, умом, преданностью долгу - так, как он понимал его". Судьбе угодно было сделать его карателем... Как и для каждого большого писателя, для Фадеева классовый критерий в оценке человека не был определяющим. Человеческое обаяние Лангового, его преданность любимой женщине и даже человеческие слабости (в эпизоде с "роковой женщиной" - женой Маркевича) - все это складывается в живой, художественный образ. Фадеевым была предпринята еще одна попытка дать оценку событиям гражданской войны с общечеловеческих позиций. Это - картина сна Сени Кудрявого, хотя она и отдает некоторой нарочитостью и сусальностью. В путанице сна Сеня встречается с юнкером, которого когда-то арестовал: "Тогда, в живой жизни, Сеня не испытывал ничего, кроме злобы к юнкеру, и едва не заколол его, а сейчас, во сне, Сеня взбежал к нему на площадку и замахнулся штыком - и вдруг увидел, что юнкер совсем не страшен, а очень молод и сильно напуган, и лицо у него простое, как у подпаска. Он был так напуган и молод, этот юнкер, и так походил на подпаска, что его совсем нельзя было колоть, его нужно было погладить по голове. Сеня даже протянул руку, но он все же не мог забыть, что это юнкер, а не подпасок. "Нет, это опасно нам...-сказал он себе и отдернул руку.- Что опасно? - вдруг мучительно подумал он.- Да, опасно спать!"- почти выговорил он, разрепляя веки и прислушиваясь к тому, что творится в расположении хунхузов". И тем не менее в этом тоже была позиция писателя, нашедшего в себе мужество по-настоящему романтизировать белого офицера Лангового.

Урок литературы в 7 классе

Тема: Гуманистический пафос произведения Леонида Андреева "Кусака". Авторская позиция в произведении.

Цели:

Продолжать обучать анализу художественного текста, формировать навыки устанавливать причинно-следствеенные связи, формировать понятие об авторской позиции и способах её выражения.

Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.

Воспитывать милосердие, сострадание, способность отвечать за свои поступки.

Оборудование: презентация, видеофрагмент из м/ф «Большой секрет», к/ф «Собачье сердце», игрушки – собака, карточки с таблицами.

Ход урока

1.Организационнный момент.

Чтение темы.

Слайд 1

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

В нашей теме есть слово пафос. Что оно значит, когда мы встречались с этим термином?

Пафос – греческое слово, которое обозначает эмоциональную речь или письменный текст, переполненный возвышенными чувствами, которые должны вызвать у тех, кто его слушает или читает, сильный отклик.

Слайд 2

Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию окружающих.

- Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего в художественном произведении может быть выражена авторская позиция?

Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.

Продолжить мне хотелось бы чтением стихотворения Юлии Вихарева ой:

Но прежде давайте на мгновение попробуем увидеть мир глазами бездомной собаки.

Видеофрагмент из к/ф «Собачье сердце»

Слайд 2

Так было...Не пустила в дом собаку, Что шла со мною рядом всю дорогу. И хоть мне было жаль её, однако, Я с нею распрощалась у порога.

«Себе хозяев ищешь? – Понимаю! Прости, но не ходи за мною дальше...» Собака встала, лапу поджимая И честно глядя мне в лицо, без фальши.

А я...А я была насквозь фальшива – От ласкового голоса до взгляда. Я ей сказала: «Мне и так паршиво. Не до тебя, хоть взять была бы рада...»

И с тем исчезла в сером полумраке, Закрыв перед беднягой дверь несмело, Мне было стыдно, что для той собаки Могла я другом стать... Да не сумела.

Почему было стыдно героине стихотворения? Только лишь от того, что не стала другом для собаки?

Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке, какова его тема?

(О сострадании, о любви к животным).

Поможет нам в этом рассказ Леонида Андреева «Кусака», который вы прочитали дома.

Анализируя рассказ Леонида Андреева, мы выясним, какова авторская позиция в этом произведении и подумаем, совпадает ли наше отношение к братьям нашим меньшим с писательским отношением, Это и будет наша цель.

Прочитайте знаменитые слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери в их оригинальном звучании.

Слайд 5

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Слайд 6

Эти слова знакомы практически всем. Но немногие помнят, наверное, что в сказке «Маленький принц» есть еще и другие слова: Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать.

- К нашему уроку я подобрала еще один эпиграф.

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

Вы дома прочитали рассказ «Кусака». Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф?

3. Работа над текстом.

«Общение с миром природы определяет уровень духовности человека».

«Отношение к животным – один из критериев нравственности ».

- Объясните значение слов:

Нравственность -

Духовность –

Слайд 7

Мы попросим экспертов……………………………….в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова найти значение слов:

Милосердие –

Сочувствие –

Сострадание –

Сопереживание –

Выписать их и включиться в разговор, когда это понадобиться.

У кого из вас есть собака? Объясните, за что вы ее любите и смогли ли бы обмануть, предать друга?

Итак, Л. Андреев «Кусака».

Чтение 1 абзаца.

Проведем блиц-опрос.

Почему действие рассказа начинается именно зимой?

Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки?

Чем можно объяснить такое отношение?

Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?

Что значит – инстинктивная? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет?

(Инстинкт – врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – это противоестественное состояние.)

А теперь обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце, рассказывая о жизни Кусаки.

Слайд 8

Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.

Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?

( Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)

Последний глагол в ряду – копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди заставляли собаку мчаться, прятаться– вот и появились злоба и страх, которые копились с новыми обидами.

- Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком. Почему он пнул собаку?

Чувствуем ли мы, как автор относится к человеку, ударившему собаку? Как выражено авторское отношение?

( Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной – негативной окраской). Прочитать.

Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки ?

(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).

- Обратимся ко второй части. Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены?

( С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).

Кусака меняется как внутренне, так и внешне.

Найдите описание внешности Кусаки в 3 главе : 1-й вариант прочитает, какой Кусака была, а 2-й – какой она стала.

БЫЛО

ЕСТЬ

Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью.

Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страх

Шерсть почернела и стала лосниться как атлас.

важно осматривала улицу вверх и вниз

Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали

Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем

Почему в некрасивую грязную собаку бросали палки и камни, весело улюлюкали, пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу, никому не приходило в голову бросить камнем?

Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие?

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко: И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”.

Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.

Кусака изменилась, благодаря приехавшим “очень добрым дачникам. А вас ничего не настораживает в поведении этих “добрых людей”?

- Перечитать эпизод со слов: “И все собирались…”(с.97)

Что за странная мольба в глазах у Кусаки?

Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?

(Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)

Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ.

А что в жизни Кусаки осталось как прежде?

Но, может быть, хотя бы Леля не такая, как все. Любит ли она Кусаку?

Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход из ситуации?

Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к Кусаке?

Чей поступок для Кусаки больнее – Лели или пьяницы-мужика?

Давайте попробуем выяснить, какие духовные и материальные преимущества или недостатки были у Кусаки в разные периоды ее жизни. Слова для справок разместите в соответствующие графы таблицы, которые у вас на столах. Работайте в парах.

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ

БЫЛО

НЕ БЫЛО

1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ

ЗЛОБА, СТРАХ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА

2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ

ЗЛОБА

3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ

БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ

Проверка работы. Слайд 9.

В какой период жизни Кусака находилась в самом неприятном положении?

Состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.

У неё отняли её непримиримую злобу”.

В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами. Она стала беззащитна перед огромным миром.

Просмотр видео «Собака бывает кусачей»

Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе?

История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.

Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?

Только ли об отношении к животным этот рассказ?

Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.

А какими должны быть?

Пусть наши эксперты еще раз напомнят нам, что такое милосердие, сочувствие, сострадание, сопереживание

Выступление экспертов.

Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. Андреева, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.

Авторская позиция : своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны .

Слайд 10

Чтение стихотворения Сергея Кириллова.

Чем больше узнаю людей, Тем больше нравятся собаки. Они честней, они добрей, По пустякам не лезут в драки.

Не лгут, не пьют, не предают, Не обижают так беспечно, И в душу ядом не плюют, И понимают всё, конечно.

Чем больше узнаю людей, Тем больше нравятся собаки. Они как друг с тобой везде Пойдут, не пятясь, точно раки.

Разборчивые их глаза Не побегут за первым встречным, И даже если "против" - "за", И понимают всё, конечно.

Чем больше узнаю людей, Тем больше нежности к собакам Различных видов и мастей, Безхвостым, стриженным, лохматым,

Что платят за добро добром И в дружбу верят бесконечно, Не треплют длинным языком И понимают всё, конечно.

Мне невдомёк, в конце концов, За что в ругательной атаке Друг другу тычем мы в лицо, Мол, дескать, злые, как собаки.

Нам до таких ещё расти, Чтоб вровень стать с их благородством, А им вовек не доползти До человеческого скотства.

4. Итог.

Какова, по-вашему, дальнейшая судьба Кусаки? Будет ли она доверять людям? (привлечение 2-го эпиграфа)

Слайд 11

Какие выводы для себя вы сделаете после сегодняшнего урока?

Вывод . Человек - часть природы, и, если он следует «закону жизни» - осознает это единство и равенство, может жертвовать собой ради других, значит, в жизни его есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к природе - это прямой путь к бездуховности.

5. Домашнее задание (на выбор).

Слайд 12

Сделать презентацию «Мой друг».

Составить цитатный план рассказа.

Написать отзыв о рассказе «Кусака».

Слайд 13

Помощь в работе – на сайте http://ed.ua/, Вконтакте

Если домашнее задание на тему: » Гуманистический пафос творчества А Солженицына оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Солженицын А. И.Сочинение по произведению на тему: "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А. И.Солженицына "Матрёнин двор".) Писателя Александра Солженицына Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. Александр Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, Солженицын приезжает В творчестве А. И. Солженицына при всем его многообразии можно выделить три центральных мотива, тесно связанных друг с другом. Сконцентрированные К творчеству великого гения, лауреата Нобелевской премии, человека, о котором так много сказано, страшно прикасаться, но я не могу не

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Выбор редакции
Перечень документов и хозяйственных операций, необходимых для оформления подарка в 1С 8.3: Внимание: программа 1С 8.3 не отслеживает...

Однажды где-то в начале 20 века во Франции или, может быть, в Швейцарии, некто, варивший себе суп, случайно уронил в него кусочек сыра....

Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...
Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...
Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...