Практические и зачетные работы по роману Шолохова «Тихий Дон. Проведение уроков по творчеству М


ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1 Прочитайте описание донской природы. Какова роль этих описаний.

Часть 1 глава 4, часть 1 глава 9

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Прочитайте описание казачьего хутора. Докажите, что автор рисует хутор с любовью.

Часть 1 глава 1

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Перескажите с цитированием эпизод «Песня казаков»

Часть 1 глава 5

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Перескажите с цитированием эпизод « Скачка наперегонки Мишки Кошевого и Евгения Листницкого»

Часть 1 глава 8

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Расскажите историю жизни Прокофия Мелехова. Какие черты рода Мелеховых проявились в этой истории?

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Расскажите, как начиналось утро в семье Мелеховых.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №8

Перескажите эпизоды сватовства и свадьбы. За что в казачьей среде ценится

человек? Докажите свой ответ цитатами.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №9

Расскажите, как в первой части развивались взаимоотношения Аксиньи и Григория. Как к их любви отнеслись хуторяне?

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1

Когда впервые застала казаков весть о войне и где? Какие слова передают тревожную тональность?

Часть 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Перескажите с цитированием эпизод «Григорий убивает австрийца»

Какие психологические оттенки можно выделить в описании внешности австрийца? Как Шолохов передаёт состояние Григория? В каких словах выражена авторская оценка происходящего? Что открывает эта сцена в герое романа?

Часть 3 глава 5

ШЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Расскажите о встрече Григория с братом. В чём Григорий признаётся Петро? Все ли казаки так переживают, как Григорий? Вспомните, как к убийству относится Чубатый. Что он говорит о себе? Зачитайте.

Часть 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Расскажите о стычке Чубатого и Григория. Из-за чего она произошла?

Часть 3 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Как внешне изменился на войне Григорий7 Как он изменился внутренне? Зачитайте цитаты.

Часть 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Перескажите эпизод, как Иванов столкнулся нос к носу с немцами.

Часть 3 глава 8

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №7

Зачитайте цитаты из дневника, говорящие о чудовищной нелепице войны.

Часть 3 глава 11

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №8

Перескажите с цитированием эпизод «Смерть Егорки Жаркова»

Часть 3 глава 20

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №9

Зачитайте момент, когда полковник Головачёв делал снимки атаки. О чём это говорит?

Часть 3 глава 22

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №10

Зачитайте описание поля боя с огромным количеством убитых.

Часть 4 глава 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №11

Перескажите с цитированием эпизод «Сумасшествие Лиховидова».

Часть 4 глава 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1

Расскажите о бесчинствах красноармейцев в хуторах. Эпизод «Красноармейцы у Мелеховых».

Часть 6 глава 16

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Зачитайте, что говорит Бунчук о необходимости жестокости.

Часть 5 глава 7, 20

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Расскажите, как Подтелков убил Чернецова.

Часть 5 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Расскажите о гибели отряда Подтелкова.

Часть 5 глава 30

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Зачитайте, как о продразвёрстке пишет автор.

Часть 6 глава 22, 49

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Зачитайте, как описывает грабежи казаков Шолохов.

Часть 6 глава 9

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №7

Зачитайте, как в 39 главе 6 части о бесчинствах красных рассказывает Штокману старовер.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №8

Зачитайте, как погиб Лихачёв.

Часть 6 глава 31

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №9

Прочитайте, как Мишка Кошевой казнил Петра Мелехова.

Часть 6 глава 33

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №10

Расскажите, как Григорий зарубил четырёх матросов и каково его состояние после содеянного.

Часть 6 глава 44

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №11

Расскажите о смерти Штокмана.

Часть 6 глава 49

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №12

Расскажите, как народ встречает красных пленных и как Дарья убивает Ивана Алексеевича.

Часть 6 главы 54-56

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №13

Расскажите, как Мишка Кошевой мстит за смерть Штокмана и Ивана Алексеевича

Часть 6 глава 65

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №14

Расскажите, как Мишка Коршунов мстит за смерть своей семьи.

Часть 7 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №15

Чем выразителен финал первого тома 2 книги? Проанализируйте.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1

Проанализируйте взаимоотношения Григория с Аксиньей и Натальей. Какие его черты проявились в этих взаимоотношениях?

А/ Последняя встреча Григория с Натальей.

Часть 7 глава 7

Б/ Смерть Натальи и связанные с ней переживания

Часть 7 главы 16- 18

В/ Смерть Аксиньи

Часть 8 глава 17

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Проанализируйте эпизод с Франей. Какие черты Григория здесь проявились?

Часть 2 глава 2

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Какие черты Григория проявились в реакции на известие о казни Ивана Алексеевича?

Часть 6

ШОЛОХОВ ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Проанализируйте эпизод «Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи».

Часть 1 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Проанализируйте эпизод «Уход с Аксиньей в Ягодное»

Часть 2 глава 11-12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Проанализируйте эпизод «Столкновение с вахмистром»

Часть 3 глава 2


Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 1 вариант

1.Укажите годы жизни М.Шолохова

А) 1905-1984

Б) 1895-1950

В) 1900-1985

Г) 1910-1990

2. Первый сборник рассказов, сделавший имя М.А.Шолохова известным, назывался:

А)Лазоревая степь

Б «Донские рассказы»

В) «Чужая кровь»

Г) «Наука ненависти»

3. Какое сословие изображает М.Шолохов в своих произведениях

А) купечество

Б) крестьянство

В) казачство

Г) дворянство

4. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

5. Какой премии был удостоен Шолохов за роман «Поднятая целина»?

а) Сталинской;

б) Нобелевской;

в) Ленинской.

6.. В каком году начинается действие романа «Тихий Дон»?

а)1912; 6)1913; в)1914.

7. Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?

А) потому что у них был необузданный характер?

Б) потому что они были отчаянно храбры

В) потому что бабка Григория Мелехова была турчанка

8. Когда состоялась свадьба Григория и Натальи?

а) В Пасху;

б) в мясоед;

в) в Рождество.

9. В какой войне участвовал Прокофий Мелехов?

а) В русско-турецкой 1828-1829 годов;

б) в Крымской;

в) в русско-турецкой 1877-1878 годов.

10. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Вел. Отечественной войны

г) установления советской власти

11. Какова судьба Аксиньи в романе?

А) погибает от случайной пули

Б) соединяет свою судьбу с судьбой Григория

В) расстреляна как пособница белогвардейцев Михаилом Кошевым

Г) покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке

12. С каким американским романом можно сравнить «Тихий Дон» и почему?

13Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну
а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину

14. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а) героизм Красной Армии в) трагедию народа

б) героизм белых г) ее неизбежность

15. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет
автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

16. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

18. Почему главным героем выбран Григорий Мелехов? В каких эпизодах ярче всего раскрывается личность Григория?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 2 вариант

1 . В каком году роман «Тихий Дон» впервые вышел отдельной книгой?

а) 1938;

б) 1941;

в) 1953.

2. В каком году Шолохов получил Нобелевскую премию?

а) 1958;

б) 1965;

3. К какой группе казаков принадлежали Мелеховы?

А) казачья аристократия (кулаки)

Б) крепкие казаки (середняки)

В) худородные казаки бедняки)

4. Чего не принимает в героях романа «Тихий Дон» автор?

А) гордости

Б) трудолюбия

В) сострадания

Г) бессмысленной жестокости

5. Слово «казак» - тюркского происхождения, Что оно обозначает в переводе на русский язык?

а) разбойник

Б) воин

В) земледелец

Г) удалец

А) как к бессмысленной, жестокой войнке

Б) как справедливой войнке, ведущейся ради свободы и равенства сословий

В) как к противному человеческому разуму явлкеию

Г) как к трагическим, но неизбежным событиям

7. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война,

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа

8. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г., в) 1940 г.

б) 1932 г. г) в 1946 г.

9. Сколько времени продолжается действие романа «Тихий Дон»?

А)12 лет б) 10 лет в)20 лет г) 5 лет

10.В образе Григория Мелехова воплотились:

А) черты себялюбца, индивидуалиста

Б) типичные для казачества черты

В)лучшие черты, свойственные казачеству

Г)черты, несвойственные казачеству

11.С каким американским романом можно сравнить «Тихий Дон» и почему?

12. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая... лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «... кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

13.Какой жанровой традиции нет в романе «Тихий Дон»:

А) казацкий эпос б) семейная сага в) любовный роман г) авантюрный роман д)военно-историческая хроника е) философско-экзистенциальная притча

14.Что, с точки зрения Д. Быкова, удалось в «Тихом Доне» М. Шолохову лучше всего?

15. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

16. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?

17. Какому классическому образцу следовал М.Шолохов в романе «Тихий Дон»?

18. Как вы считаете, удается ли Шолохову «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? В чём трагедия Григория Мелехова?


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.В.Кравченко» г.Вуктыла.

Проверочная работа по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс.

Цель: проверить знания биографического и историко-культурного контекста романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», знание и понимание текста, усвоение основ теории литературы и умения правильно пользоваться литературоведческой терминологией.

Составитель: Лацыба Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературы.

1 вариант.
1. Как называется первый сборник рассказов М.А.Шолохова, сделавший его имя известным?
2. Произведение какого писателя 19 века послужило для Шолохова образцом для создания романа- эпопеи «Тихий Дон»?
3. Кто из героев романа «Тихий Дон» проходит сложный и извилистый путь поисков правды?
4. Где в основном разворачиваются действия семейных глав романа «Тихий Дон»?

5. Какой женский образ романа является символом отчего дома, домашнего очага?
6.Каким термином называют в литературе развёрнутое высказывание героини, не обращённое к кому-либо, произнесённое только в собственных мыслях: «А он? Он не был её дорог? Не о нём ли все эти годы вспоминала она?»
7.Какое средство художественной выразительности использует М.А.Шолохов в строчках: «Ласковым телком притулилось к оттаявшему бугру рыжее потеплевшее солнце»?
8. Какое средство художественной выразительности позволило М.А.Шолохову образно охарактеризовать героиню: «Аксинья … с лихорадочной быстротой, как девка перед смотринами…»?
9. Назовите литературный термин, обозначающий образные определения, которыми автор пользуется, изображая Аксинью: «порочная красота», «скорбная усталость», «облегчающие слёзы»?
10. Приведите примеры диалектизмов, которые М.А.Шолохов использует в романе «Тихий Дон» для создания особого, народного колорита казачьего сословия.
11. Переведите на литературный язык цитату из романа: « Откинувшись назад, несёт мать в завеске на затоп кизяки …»
12. Попытайтесь описать спектр значения слова «дом» в романе. Как вы объясните смысл финала?

2 вариант.
1. В каком году Шолохов был удостоен Нобелевской премии?
2. На протяжении какого времени происходят события романа «Тихий Дон»?
3. Какое сословие изображает М.А.Шолохов в своих произведениях?
4. Чем заканчивается роман «Тихий Дон»?
5. Кто из героев романа «Тихий Дон» в бою убивает австрийца, а потом, «сам не зная для чего», подходит к нему, смотрит в лицо убитого и проникается к нему чувством сострадания?
6. Для чего М.А.Шолохов использует диалектную лексику?
7. Переведите на литературный язык цитату из романа: «ездил в станицу за ухналями, видал хуторного одного».
8. Какое средство художественной выразительности использует М.А.Шолохов в строчках: «За розовеющим, весёлым, как детская улыбка, облачком маячил в небе тоненький-тоненький краешек неба»?
9. Какое средство художественной выразительности позволило М.А.Шолохову образно охарактеризовать героиню: «Аксинья пробовала уснуть, но мысли размётывали сон, как ветер копну сена»?
10. Как называется описание в художественном произведении: « У крутояра лёд отошёл от берега. Прозрачно-зелёная вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев»?
11. Найдите в предложении эпитеты, подчёркивающие равнодушное величие природы: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим над холодным солнцем миром».
12. Поразмышляйте, опираясь на страницы романа на тему: «Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых?»

ОТВЕТЫ.
1 вариант.
1. «Донские рассказы».2. Л.Н Толстого «Война и мир».3. Григорий Мелехов.4. На хуторе Татарском.5. Ильиничны.6. Внутренний монолог.7. Олицетворение.8. Сравнение.9. Эпитеты.10. Курень (дом), баз (двор), завеска (передник), ухнали (гвозди), суцкой (чиновник, интеллигент), гутарить (говорить), сказ (ответ) и др.11.Откинувшись назад, несёт мать в переднике для растопки кизяки.12. Дом – единственное, что после всех жизненных испытаний и потерь связывает Григория с жизнью. «Дом» приобретает в романе значение философского центра.
2 вариант.
1. В 1965 году.2. На протяжении 10 лет.3. Казачество.4. Григорий « стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…»5. Григорий Мелехов.6. Чтобы создать особый народный национальный колорит.7. Ездил в станицу за гвоздями для подков, видел одного жителя хутора.8. Сравнение.9. Сравнение.10. Пейзаж.11 … огромным, сияющим над холодным12. «Дом» приобретает в романе значение философского центра.

Имя Михаила Александровича Шолохова известно всему человечеству. Его выдающийся роли в мировой литературе XX века не возможно отрицать.

Произведения М. Шолохова уподобляются гигантским эпохальным фрескам, а роман «Тихий Дон» по силе художественного обобщения становится в один ряд с «Войной и миром» Льва Толстого.

Силой своего таланта Шолохов в эпопее «Тихий Дон» придал историческим событиям, изображённым с предельной конкретностью, такое широкое обобщающее значение, что она волнует и будет волновать до тех пор, пока будет необходимость на планете вести освободительную борьбу.

«Тихий Дон» - крупнейший в ХХ веке эпический роман. В нём художник открыл не только собственное сердце, но и сердца, умы, души, опыт всех людей, о которых он пишет. «Тихий Дон» выхвачен из океана народной жизни во всей естественности и независимости её собственного существования, так же независимо от любого отдельного человека, как жизнь степи, гор, колыхание лесов, движение облаков, звучание народных казацких песен.

Песни народа и печальные, и озорные, и величественные, и поэтичные «звучат» на протяжении всего романа, придавая особую яркость тем или иным событиям, раскрывая души героев романа.

Уже в начале романа Шолохов эпиграфом выбрал старинные казачьи песни:

Не сохами-то славная землюшка наша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,

материнскими слезами.

Эта песня раскрывает суть романа - полную трагизма. И как в старинной песне, бьются казаки за родную землю, щедро поливают собственной и чужой кровью, не тем вспахивают казаки степь, не тем её засевают; страшные урожаи соберут потом матери да вдовы.

Не щадит свирепый ХХ век донских земель: вырвался в каждую станицу, каждый курень, вот уже, возвращаясь домой, не находят казаки свой дом прежним, много полегло людей: семь человек родных недосчитался Григорий Мелехов к моменту своего последнего возвращения в Татарский, навсегда пересёкся род Листницких, дотла сожжены курени и «белого» Коршунова и «красного Кошевого. Лишь внешне спокоен „тихий“ Дон, никогда не знавший покоя.

Но как ввек не иссякнуть щедрому потоку тихого Дона, так не пресечься и донскому казачеству: многие сложили в бескрайних придонских степях головы, многие покалечены и телесно, и духовно войной, но не убита в казаках воля к жизни и слагают они песни про Дон.

Ой ты, наш батюшка тихий Дон!

Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течёшь?

Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи!

Со дна меня, тиха Дона, студёны ключи бьют,

Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.

Михаил Шолохов начал работать над эпопеей „Тихий Дон“ в 1925 году и отдал этому роману без малого 15 лет.

Роман состоит из четырёх книг.

В первых двух частях первой книги „Тихого Дона“ Михаил Шолохов даёт широкую картину жизни донского казачества накануне первой мировой войны.

С первых глав романа, когда мы погружаемся в трудовую жизнь Мелеховых, охватывает нас чувство наслаждения и счастья: рыбная ловля, сенокос, семейные сборы Петра в военный лагерь на службу.

А какие проводы без песен?

…на! Давай служивскую заиграем?

Степан откидывает голову, - прокашлявшись, заводит низким звучным голосом:

Эх ты, зоренька - зарница

Рано на небо взошла…

Молодая, вот она, бабёнка

Поздно поводу пошла…

Миром и радостью полны первые утренние часы: Дарья доит коров, старик Пантелей Прокофьевич отправился с юным Гришкой на баркасе через Дон. В начале романа - свои ритмы. Ритмы безмятежности и покоя. И песни мирные, безмятежные.

Колода-дуда,

иде ж ты была?

Коней стерегла.

Чего выстерегла?

Коня с седлом,

с золотым махром…


Течёт под крышей мелеховского дома неисчерпаемая жизнь, полная сил, труда, радости, горечи, любви, страстей; в свой час - рождений и гибели.

Вот и речка, вот и мост,

А кто ба нам поднёс,

Мы бы вы-пи-и-ли.

А в спальне сплошной бабий визг:

И в помощь - чей-то старческий, дребезжащий, как обруч на бочке, мужской голосок:

Потерял, ух, растерял, ух,

Ой, по чужим садам летучи,

Горькую ягоду-калину клюючи.

Гуляем, люди добрые!

Баранинки спробуй.

Горька-а-а! …“


Шолохов, используя народные песни и прибаутки подчёркивает удаль, разухабистость и неподдельный юмор казаков.

Эпопея „Тихий Дон“ пронизана последовательным историзмом. И это поражает тем сильнее, что писатель не скрывает своей кровной связи с Доном, своей любви к людям, природе Дона, народным казачьим песням, смело нарушая величавое течение эпоса мощными всплесками лирики. Лирические обращения автора к донской степи, к матери-казачке, задушевнейшие пейзажи, народные казачьи песни вошли в классический репертуар.

Вихри времени пронеслись над домом семьи Мелеховых, сорвали крышу, разметали людей, навсегда, невосстановимо разрушили прежний порядок.

Разорвав силы прежнего патриархального сцепления, лишив каждого из Мелеховых семейной защиты, спасительного отеческого крова, история поставила всех их словно бы на „обдув“ - под своими бешеными ветрами, исхлестала и испытала каждого, не чувствуя никакой жалости ни к кому и ни к чему.

И совсем другие песни, песни полные скорби и печали звучат вдали от родного дома, родных и близких сердцу людей.

»А вечером в опаловой июньской темени в поле у огня:

Поехал казак на чужбину далёку

На добром своём коне вороном,

Свою он краину навеки покинул…

Убивается серебряный тенорок, и басы стелют бархатную густую печаль:

Ему не вернуться в отеческий дом.

Тенор берёт ступенчатую высоту, хватает за самое оголённое:

Напрасно казачка его молодая

Всё утро и вечер на север смотрит.

Всё ждёт она поджидает - с далёкого края

Когда ж её милый казак - душа прилетит.

А там, за горами, где вьются метели,

Зимою морозы лютые трещат,

Где сдвинулись грозно и сосны и ели,

Казачьи кости под снегом лежат.

Казак, умирая, просил и молил

Насыпать курган ему большой в головах.

Вместе с ним тоскуют басы:

Пущай на том на кургане калина родная

Растёт и кращется в ярких цветах.

У другого огня - реже народу и песня иная

Ах, с моря буйного да с Азовского

Корабли на Дон плывут.

Возвертается домой,

Атаман молодой.

И эти народные песни показывают как тоскливо и больно быть вдали от родных мест.

В третьей части первой книги в основном показаны боевые действия на фронтах первой империалистической войны 1914 года. Используя народные песни, автор придаёт особый колорит тем или иным событиям. Вот увозят составы казаков с полками и батареями к русско-австрийской границе."

В вагонах разговоры, но чаще звучат песни.

Всколыхнулся, взволновался

Православный тихий Дон.

И послушно отозвался

На призыв монарха он.

Меняется жизнь казаков, меняются песни, они становятся печальными, наполненными тоской по родине, родным и близким. Автор подчёркивает это словами из песен.

«Коренным образом изменились казаки по сравнению с прошлыми годами. Даже песни - и те были новые, рождённые войной, окрашенные чёрной безотрадностью. Вечерами, проходя мимо просторного заводского сарая, где селилась сотня, Листницкий чаще всего слышал одну песню, тоскливую, несказанно грустную…

Ой, да разродимая моя сторонка,

Не увижу больше я тебя.

На утренней зорьке в саду соловья.

А ты, разродимая моя мамаша,

Не печалься дюже обо мне.

Ведь не все же, моя дорогая,

Умирают на войне.


И глаза „увлажняются слезой, остро и сладко режет веки“.

Еду, еду по чистому полю,

Сердце чувствует во мне,

Ой, да сердце чует, оно предвещает -

Не вернуться молодцу домой.

Во второй книге романа „Тихий Дон“ М. Шолохов описывает исторические события периода февральской буржуазно-демократической революции, монархический заговор генерала Корнилова, первые дни Великой Октябрьской социалистической революции. Автор даёт картины борьбы с контрреволюционными выступлениями на Дону в конце 1917 и начале 1918 года.

В этих исторических событиях меняются судьбы героев романа, меняются песни, но, используя старинные казачьи песни, автор показывает свою любовь к землякам, гордость за них.

…Но и горд наш Дон, тихий Дон,

наш батюшка -

Басурманину он не кланялся, У Москвы, как жить,

не спрашивался.

А с Туретчиной - ох, да по потылице шашкой острою

век здоровался…

А из года в год степь донская, наша матушка,

За пречистую мать богородицу, да за веру свою

православную,

Да за вольный Дон, что волной шумит, в бой звала

со супостатами…


Печальные песни поют казаки на войне, но ещё грустнее звучат песни женщин-казачек

…Как мой милый на войне

Сам он пушку заряжает,

Сам думает обо мне…

…Как пришло письмо, да с печатью

Что мой милый убит.

Ой, убит, убит мой милёночек,

Сюжетно-тематическим узлом, в котором сходятся все нити монументального повествования, является художественный анализ причин и следствий казачьего восстания. Описание Верхнедонского восстания 1918 года автор даёт в третьей книге. В последнее время внимание исследователей было сосредоточено главным образом на причинах восстания. От правильного выявления всех причин, вызывавших колебания среди казаков, а затем и восстание, зависела так же оценка героев эпопеи. Сосредоточение внимание лишь на одном - двух слагаемых из комплекса причин (в данном случае восстание казаков) не в характере эпического таланта Шолохова. Не содействует и полному раскрытию идейной концепции его эпопеи. Конфликт казаков с Советской властью, как его изображает Шолохов, подготовлен политикой царизма, нашедший отражение в походных песнях. При этом всегда очень важно, как комментирует их автор.

И что нам прикажут отцы - командиры,

Мы туда идём - рубим, колем, бьём!


Невыносимой тяжестью обрушилось время на Мелеховых (да и на весь хутор Татарский: чей дом в нём сохранился, чья семья? Коршуновых? Моховых? Кошевых? Астаховых?). Все они, весь хутор Татарский, вся Область Войска Донского, вся Россия пошла тем же путём (шириной во всю Россию был этот путь), никого не обошло время.

Какими же должны быть неодолимыми силы, „запустившие“ это движение, чтобы оно могла сровнять с землёй крестьянско-патриархальную мелеховскую крепость, преодолеть силы сцепления, созданные тысячелетиями!

Одно это заставляет всмотреться в процессы, которые происходят на стыках старого; тысячелетнего; и нового, принесённого ХХ веком.

Этот стык прошёл через самую душу, через судьбу Григория Мелехова, младшего сына старого казака Пантелея Прокофьевича Мелехова и его жены Ильинишны.

Григорий Мелехов - это талантливый, пламенно - живой характер, выхваченный из самых глубин русской народной жизни начала двадцатого века. Он впитал в себя то, чем жив был в течение веков народ русский, чем сильна была одна из ветвей народа - свободолюбивое и независимое казачество. Раскрывая образ своего героя, Шолохов так же использует казачьи народные песни.

»И вдруг впереди, над притихшей степью, как птица взлетел мужественный грубоватый голос запевалы:

Ой, как на речке было, братцы, на Камышинке,

На славных степях, на саратовских…,

И многие сотни голосов мощно подняли старинную казачью песню, и выше всех всплеснулся изумительной силы и красоты тенор подголоска. Покрывая стихающие басы, ещё трепетал где-то в темноте звенящий, хватающий за сердце тенор, а запевала уже выводил:

Там жили, проживали казаки - люди вольные,

Все донские, гребенские да яицкие…

Словно что-то оборвалось внутри Григория… Внезапно нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спазма перехватила горло. Глотая слёзы, он жадно ждал, когда запевала начнёт, и беззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова:

Атаман у них - Ермак, сын Тимофеевич,

Есаул у них - Асташка, сын Лаврентьевич…

Только сильная личность, какой является герой - Григорий Мелехов, может так любить свою землю, свой народ, свои родные песни.

Роман «Тихий Дон» - это целая галерея образов, покоряющих мастерством пластичного изображения. Это гигантский пласт художественно воспроизведённой исторической действительности, освещённой мудрой мыслью автора.

В романе яркой конвою протекают казацкие народные песни, помогая ближе понять характеры героев романа, события.

Песни донских казаков пользуются большой популярностью и поныне, да не только в России. В 2001 году состоялась премьера документального фильма «Звуки земного шара». Впервые фильм показали на национальном японском канале №НК. В фильме звучала песня под названием «Цветы». Рождение песни непосредственно связано с Россией. Композитор и исполнитель этой песни Пит Сигер, читая роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» 45 лет назад записал в блокнот слова песни, которую слышал Григорий Мелехов накануне отправки на войну. Под впечатлением стариной казачьей песни Пит Сигер сочинил песню, призывающую к отказу от войн. И эту, когда-то старинную казачью песню с Дона, исполняли Джон Баэз, Марлен Дитрих и многие другие звёзды с мировым именем.

Так, благодаря роману М. Шолохова «Тихий Дон» старинная казацкая песня облетела земной шар и звучит в наше время далеко от донских степей.

Список литературы

1. М. Шолохов «Тихий Дон».

2. История русской советской литературы. Москва. Просвещение. 1923.

3. Б. Акимов «На ветрах времени». Детская литература. Ленинград. 1991.

4. Советский энциклопедический словарь.


Практическая работа по частям 3-4 «Тихого Дона».
Реальность войны на страницах романа.
Григорий Мелехов и война: в поисках правды.
Задание 1. Война в романе – антитеза норме жизни. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль?
См., как входит война в мир героев романа? (ч. 3, гл. III)
Найдите лирические отступления (ч. 3, конец гл. VI, начало гл. Х, начало гл. XVI). Определите объединяющую их сквозную мысль.
Какую роль играет в повествовании о войне дневник бывшего студента Тимофея (ч. 3, гл. XI)?
Шолохов использует толстовский прием, рассказывая о казаке Крючкове и его подвиге (ч. 3, гл. VIII-IX). В чем суть этого приема и зачем он автору?
Задание 2. Война – испытание на человечность для каждого человека. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль? (ч. 3)
Какой смысл имеет антитеза: Алексей Урюпин, по прозвищу Чубатый, – Григорий Мелехов? И как она воплощается?
Какой смысл имеет антитеза: Евгений Листницкий – Григорий Мелехов? И как она воплощается?
Задание 3. Война – испытание миру – на способность к устойчивости и возрождению, к сохранению в нем заветов и святынь. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль?
На страницах 3 и 4 частей мы встречаем агитаторов-большевиков Гаранжу (ч.3, гл. XXIII) и Бунчука (ч. 4, гл. XIII). Почему они имеют успех у своих слушателей?
Каким создает автор на страницах 4 части образ Лавра Георгиевича Корнилова? Попробуйте определить отношение Шолохова к этому человеку? Почему он часто использует документальные свидетельства – письма и телеграммы Корнилова? (Гл. XV, XVI, XVII, XX)
Можно ли Атарщикова (ч. 4, гл. XI, XIX) и Калмыкова (ч.4, гл. XVII) уже считать жертвами гражданской войны, хотя она еще впереди? Почему?
ВЫВОДЫ: …



Практическая работа по части 6 «Тихого Дона». М.А. Шолохова.
Чужой («Некуда податься!»). Путь героя в гражданской войне.
1. Основные события 6 части, посвященной Вешенскому восстанию, предваряют главы о вялом противостоянии казачьих частей самообороны наступающим с севера красным (гл. 2, 8-10). Выделите наиболее яркие эпизоды, показывающие нам настроение казаков и созвучные ему мысли Григория. Тем не менее, уже здесь видно: чужой… В чем это проявляется?
2. Первая встреча Мелеховых с красноармейцами происходит в родном доме. В чем убедила эта встреча Григория (гл. 16)?
3. Почему же все-таки Григорий Мелехов примыкает к казакам, восставшим против большевиков?
Ср. точки зрения литературоведов: 1) В главном герое «писатель резко обнажает страшные, звериные черты – лик собственника» (Н. Драгомирецкая, 1958); 2) «Общему, казачьему – как оно им понимается, – Григорий предан всей душой… И меньше всего печется о личной корысти…» (В. Литвинов, 1980).
4. См. споры о власти, которые ведет Григорий с большевиками Кошевым и Котляровым (гл. 20). Кто, по-вашему, ближе к истине в своих наблюдениях и выводах?
5. Как в романе говорится о причинах Вешенского восстания (гл. 19, 22-23, 26-28, 39 и др.)?
6. Вот мы видим Григория в пору самых больших внешних успехов: командир Вешенского полка, потом дивизии в войске восставшего Верхне-Донского округа. Ясен ли теперь его путь (гл. 36, 44, 46)?
7. См. антитезы и параллели в системе образов в ч. 6. Какие персонажи сопоставляются автором и в чем?
ВЫВОДЫ: …



Итоговые вопросы и задания к письменному опросу
по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»
1. Проследите сюжетную линию героя (Михаил Кошевой, Аксинья, Наталья, Митька Коршунов – по вариантам) в виде плана. Сделайте обобщение по характеру, воплощенному в этом персонаже.
2. Какую роль в повествовании играют любовные истории второстепенных героев романа? (На двух-трех примерах.)
3. В художественном произведении один из важных приемов – введение сна героя. Какие «сны» мы находим в романе «Тихий Дон». О чем они? В чем их смысл? (На двух-трех примерах.)
4. В какие эпизоды романа автор вводит песню? Какую роль казачьи песни играют в художественной структуре романа? (На двух-трех примерах.)
5. В «Тихом Доне» автор часто использует параллельные сцены. Приведите примеры такого параллелизма. В чем смысл сопоставления выбранных вами сцен?
6. См. финальные сцены частей романа. Определите их идейно-художественный смысл, роль в композиции части, романа.
Приготовьтесь
к сочинению (анализ эпизода):
Самые трагические страницы романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Выбор редакции
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...

Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...