Как меняется человек на войне. Время и пространство в восприятии человека на войне: экзистенциальный опыт участников боевых действий


Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная . Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание с честью. Многие писатели описывали в своих произведениях любовь к Родине советского народа и ненависть к врагу, они показали, что не может быть ничего выше интересов человечества. Но, то, что люди испытывали на самой войне в центре событий – никто не может описать, так как сами солдаты. К сожалению многих из них уже нет в живых. Мы можем это только представлять и догадываться.

Четыре года длилась война, залита болью, ужасом, страданиями и мучениями. Сотни тысяч солдат, наших дедов и прадедов, полегло в той битве, оставив миллионы детей сиротами, а жен вдовами. Но, ценой своих жизней, мы все-таки получили Великую Победу, веру в светлое будущее, счастливые дни и возможность насладится ярким солнцем на Родной земле.

Война искалечила жизни и психику многих людей, измучила души принуждая воевать не только мужчин, а и женщин с детьми. Их точное количество невозможно счесть, ведь до сих пор археологи находят остатки тел погибших тогда и возвращают для долгожданного захоронения родственникам.

Война для всех нас не пустое слово, а ассоциация с бомбежкой, автоматными очередями, взрывающимися гранатами, кучами трупов и рекой крови. Эти беспощадные уроки оставили след в жизни всего человечества от малого до старого. Старики учат молодежь, призывая к миру, своими ужасающими историями и рассказами.

Человечество не знало что такое счастье, справедливость, свобода в течение четырех лет пока не одержало победу. Эти действия перевернули мир до неузнаваемости, разрушили сотни городов, сел, поселков…

После той войны, каждый человек изменился.

Невозможно представить то, насколько мужественны, отважны и бесстрашны были вставшие на тропу войны люди. Они своей грудью перекрывали путь врагу и благодаря любви к Родине отвоевали свободу, мир и любовь.

Несколько интересных сочинений

  • Верещагин В.В.

    Художник-баталист, дворянин по происхождению. Три года занимался в Академии художеств. Вся жизнь В.В. Верещагина проходит в путешествиях – Франция,

  • Сочинение по картине Осенний пейзаж Нестерова

Сочинение

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.
Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть “Сотников”.
На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов - Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.
По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом. Интересна такая деталь - автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного, недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения.
По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак - крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:
“Ты послушай, - помолчав, горячо зашептал Рыбак. - Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, - как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. - Вот как! Ну и что ж - побежишь? - Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. - Смотри, проторгуешься, - язвительно просипел Сотников”.
Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.
Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая
дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова “коварная судьба заплутавшегося на войне человека”, - пишет автор.
А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей - вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.
Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

Другие сочинения по этому произведению

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики. В. Быков "Сотников" Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» Человек на войне (По одному из произведений современной литературы - В.В.Быков "Сотников") Проблема нравственного выбора человека на войне Анализ повести Быкова «Сотников» Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова "Сотников" Характеристика Сотникова в одноименной повести Василя Быкова Характеристика образа Рыбака в повести Быкова "Сотников"

Аргументы на тему "Война" из литературы для сочинения
Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов "Судьба человека")


В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.


Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак "Книжный вор")


В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой "Война и мир", Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого « » Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.

Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого « » люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев "Сашка")

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки - девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев "Солнце мертвых")

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман "Авель")

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев "Убиты под Москвой")

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Прошедшего войну – это привычка к насилию. Она формируется и ярко проявляется в ходе боевых действий и длительное время продолжает свое существование после их окончания, накладывая отпечаток на все стороны жизни. В экстремальных ситуациях, когда человек на оказывается перед лицом смерти, он начинает совсем по-другому смотреть на себя и окружающий мир. Все, что наполняло его повседневную жизнь, вдруг становится несущественным, индивиду открывается новый, совсем другой смысл его существования.

У многих на войне формируются такие качества, как суеверие и фатализм. Если суеверие проявляется не у всех индивидов, то фатализм является основной чертой психологии военного человека. Он складывается из двух противоположных ощущений. Первое состоит в уверенности в том, что человек все равно не будет убит. Второе – в том, что рано или поздно пуля найдет его. Оба этих ощущения и формируют солдатский фатализм, который после первого боя закрепляется в его психике как мироощущение. Этот фатализм и связанные с ним суеверия становятся защитой от стресса, которым является каждый бой, притупляют страх и разгружают психику.

Война с ее условиями хронической опасности ежеминутно потерять здоровье или жизнь, с условиями не только безнаказанного, но и поощряемого уничтожения других людей формирует в человеке новые качества, необходимые в военное время. Такие качества не могут сформироваться в мирное время, а в условиях боевых действий выявляются в максимально короткий срок. В бою невозможно скрыть свой страх или показать напускную храбрость. Мужество или совсем покидает бойца, или проявляется во всей своей полноте. Так и высшие проявления человеческого духа в повседневной жизни случаются редко, а во время войны становятся массовым явлением.

В боевой обстановке часто возникают ситуации, предъявляющие человеческой психике слишком высокие требования, что может вызвать резкие патологические изменения в психике индивида. Так вместе с героизмом, боевым братством и взаимовыручкой на войне нередки грабежи, пытки, жестокость к пленным, сексуальное насилие к населению, разбой и мародерство на земле противника. Для оправдания таких поступков часто используется формула «война все спишет» и ответственность за них в сознании индивида перекладывается с него на окружающую действительность.

Сильное влияние на психику человека оказывают особенности фронтового быта: морозы и жара, недосыпание, недоедание, отсутствие нормального жилья и уюта, постоянное переутомление, недостаток санитарно-гигиенических условий. Как и сами боевые действия, чрезвычайно ощутимые жизненные неудобства есть раздражители необычайно большой силы, формирующие особую психологию человека, прошедшего войну.


В предложенном для анализа тексте В.П.Некрасов, известный русский советский писатель, поднимает проблему поведения человека на войне.

Рассуждения над этой проблемой можно услышать из уст рассказчика, который думал над тем, как поведут себя на войне два разных по складу ума человека. Рассказчик отмечает, что с Кастрицким, “умным, талантливым, тонким парнем”, ему было всегда интересно, но в том, что этот человек спасёт его на войне, повествователь не был уверен.

Также рассказчик подчёркивает, что Валега, не очень образованный человек, будет стоять за Родину и за своих товарищей до конца. Повествователь акцентирует наше внимание на том, что несмотря на его малоразвитость, Валега был очень надёжным человеком, который на войне “будет драться до последенего”.

Авторская позиция выражена ясно: поведение человека на войне сложно предсказать, ведь испытание страхом не каждый может выдержать. Но тот, кто действительно готов защищать свою Родину, будет стоять за неё до конца, будет спасать соотечественников, даже если в жизни особыми талантами этот человек не отличается.

Во многих литературных произведениях затрагивается проблема поведения человека на войне.

Вспомним “Капитанскую дочку” А.С. Пушкина. Алексей Швабрин перешёл на сторону Емельяна Пугачёва, захватившего Белогорскую крепость, чтобы спасти собственную жизнь. Из-за своей трусости Швабрин полностью подчинился мятежнику, предал Родину. В то время как Пётр Гринёв, не боясь смерти, остался верен Отечеству и до конца защищал всех жителей крепости и свою возлюбленную Марию Миронову. Когда сам Пугачёв предложил Петру перейти на его сторону, Гринёв отказался по причине того, что дал слово чести и присягал Екатерине защищать Отечество. Таким поступком он вызвал восхищение в глазах Пугачёва. Несмотря на экстремальную ситуацию, в которой людям свойственно испытывать страх и совершать необдуманные поступки, Пётр Гринёв смог совладать с собой, проявил мужество и достойно противостоял врагу. А Алексей Швабрин не вынес испытание страха и совершил измену.

Нельзя не упомянуть “Сотникова” В.Быкова. Рядовой Сотников, попав в плен к немцам, не боясь казни, не выдал своих соотечественников. Сотников был слабым, больным человеком, но с крепким стержнем внутри. Сотников даже на минуту не мог представить измены Отечеству, он не мог бросить своих сослуживцев. В то время как его бывший товарищ по партизанской войне Рыбак совершил предательство ради того, чтобы выжить любой ценой. Страх спровоцировал Рыбака на совершение этого преступления. Он даже участвовал в убийстве Сотникова. Этот аргумент является ярким примером того, как два человека, попавших в одну жизненную ситуацию, повели себя совершенно по-разному, один оказался предателем, а другой проявил мужество и погиб ради спасения Родины.

В заключение ещё раз подчеркну, что на войне, как и в любой другой экстремальной ситуации, в человеке срабатывает инстинкт самосохранения - и это естественно, он испытывает чувство страха. Но только герой способен перебороть его и достойно защитить свою Родину, независимо от его природных умственных данных и талантов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-05-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Выбор редакции
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...

Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...
Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...