Система управления финансами на предприятии. Структура системы управления финансовыми ресурсами


Управление финансами – это комплекс мероприятий, совокупность стратегий и приемов, направленных на достижение высоких финансовых результатов и повышение эффективности финансовой системы в целом.

Термин имеет несколько ступеней:

Управление финансами государства;
- управление финансами предприятия;
- управление личными финансами.

Управление финансами имеет два основных аспекта:

- инвестиционный . Здесь основной вопрос: «В каком количестве и куда вкладывать свои средства?»;

- финансовый : «Где взять на совершение тех или иных вложений?».

Цели управления финансами

Грамотное финансовое управление – это 90% успеха. Главное здесь – определиться с целями:

1. Увеличение дохода за фиксированный промежуток времени (как правило, за один год). Любое финансовое управление (вне зависимости от структуры) должно ставить целью увеличение прибыли. В свою очередь доход формируется с учетом двух основных аспектов:

Эффективности работы компании (ее хозяйственной деятельности);
- четкой реализации стратегии развития.

Дополнительный доход предприятия способствует повышению уровня прибыли руководителей. Как следствие, появляется заинтересованность в дальнейшем развитии структуры. При этом основная задача – точный с учетом расходов, понесенных в период производства и продажи той или иной продукции (услуги) компании. Данное правило носит название «принцип начисления». При его четком соблюдении можно рассчитывать на повышение уровня рентабельности продукции, а также рост эффективности использования текущих ресурсов компании.

2. Повышение цены акционерного капитала . Еще одна задача – повысить стоимость предприятия, выраженную в ценных бумагах. Те акционерные общества, акции () которых вращаются на бирже, могут оценить свою компанию по простой формуле. (не номинальная стоимость акции , как думают многие, а именно рыночная) умножается на общее число акций. Итоговый результат – это стоимость чистых активов и по совместительству цена самой компании.

Акционерам, в свою очередь, важно не просто получать по ценным бумагам (в виде дивидендов), но и видеть рост эмитента. прекрасно осознает, что чем лучше развивается , тем больше он сможет заработать на продаже акции в дальнейшем.


3. Гарантия платежеспособности (ликвидности). предприятия – это не единственная задача управления финансами. Важно контролировать и регулировать течение входящих и исходящих средств. Особое внимание уделяется таким аспектам:

Контроль сроков дебиторской задолженности;
- оценка платежеспособности компаний;
- своевременное погашение обязательств;
- контроль возможностей компании осуществлять инвестиционную деятельность;
- контроль вывода средств из оборота (если это требуется для поддержания высокого уровня обеспечения).

Функции управления финансами

К основным функциям управления финансами можно отнести:

- финансовое прогнозирование . У финансовых руководителей есть возможность оценить общее состояние финансовых ресурсов на предприятии, их состояние и перспективы. При этом прогнозирование – это всегда первый этап перед составлением более глобального документа – финансового плана;

- . Основная задача управления – собрать необходимую информацию, оптимизировать ее и на основе полученных данных принять правильное решение. Такая функция позволяет найти выход даже из самой сложной ситуации;

- контроль состояния денежных средств и их учет выступает в качестве обратного звена в общей цепи управления. Основные задачи – предоставление информации о правилах, нормах и перспективах применения финансов, а также четкого соблюдения действующих законов;

- оперативное регулирование капитала помогает быстрее реагировать на сложные ситуации и принимать верные решения. Оперативное регулирование дает шанс менять целевую направленность и перераспределять текущие ресурсы. На уровне государства управление финансами лежит на Министерстве финансов, а на уровне предприятия – на соответствующей финансовой службе;

- планирование финансовых ресурсов подразумевает четкое определение параметров системы, источников поступления капиталы и их размеров, путей расходования средств, уровня дефицита, потенциальной прибыли и расходов.

Органы управления финансами

Для руководителя каждого предприятия одна из первостепенных задач – организовать работу финансового сектора и назначить на свои места хороших специалистов. Как правило, управление и организация финансов компании – это задача специально созданных отделов, у руля которых находятся свои руководители. В зависимости от структуры и сферы деятельности компании задачи и зона ответственности таких руководителей может различаться. Чаще всего обязательства финансовых управляющих формируются следующим образом:

Финансовый директор несет ответственность за планирование бюджета компании и проведение его анализа;


- главный бухгалтер занимается контролем и учетом капитала предприятия;

Генеральный директор берет на себя функции общего финансового управления, а также возлагает организаторские функции.

Несмотря на разделение полномочий, организация финансовой деятельности – это задача всех структур. Соответственно, и ответственность также несут все.

В мировой практике работают немного иные подходы. Считается, что основные финансовые «нити» должны находиться в руках финансового директора, в том числе и бухгалтерская служба. Но в России, как правило, главный бухгалтер непосредственным образом подчинен генеральному директору.


Ниже по иерархии создаются дополнительные отделы, которые способствуют эффективному управлению всей финансовой структурой. В дальнейшем подразделения могут быть подчинены либо бухгалтеру, либо напрямую финансовому руководителю. При этом компания самостоятельно может определять, по какой структуре будет производиться работа, а также каким будет уровень подчинения финансовых служб и отделов.

Чаще всего разделение обязанностей происходит таким образом:

1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы, назначает на должность (или снимает с нее) финансовых руководителей, контролирует финансовую деятельность компании, ставит задачи и цели управления финансами. Кроме этого, генеральный директор участвует в организации работы финансовых отделов, отвечает за своевременную подачу налоговой отчетности, а также правильность ее оформления.

2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования, производит финансовый анализ, определяет размер дивидендов по ценным бумагам, проводит общий анализ предприятия (в сфере финансов), определяет пути получения необходимых ресурсов, производит управление акционерными (заемными) средствами, управляет ликвидностью и принимает конкретные финансовые решения для устранения текущих проблем.
Одновременно с этим финансовый директор управляет инвестициями, запасами, валютными операциями и ценными бумагами, занимается страхованием рисков, организует работу финансовых отделов компании.

3. Главный бухгалтер выполняет следующие задачи – анализирует расходы и
доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, собирает необходимую информацию и готовит финансовые отчеты, контролирует своевременность перевода налоговых платежей, осуществляет на небольшие промежутки времени.

Отчеты компании, как составляющая часть управления финансами

Любое предприятие ведет финансовую отчетность и готовит следующие отчеты – бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала, отчет о доходах и расходах, отчет о движении капитала. Кроме этого, финансовая отчетность может дополняться аудиторским заключением (показывает, насколько в отчете соответствует реальной действительности), а также пояснительной запиской о применяемых методах учета.

К основным функциям отчетности можно отнести:

1. Баланс компании дает полную информацию о положении компании и позволяет:

Определить текущее финансовое состояние компании;
- оценить структуру источников капитала;
- дать реальную оценку деловой активности;
- показать рентабельность и эффективность ресурсов;
- оценить текущую имеющихся в распоряжении активов.

2. позволяет оценить, как меняется суммарный объем средств предприятия с учетом имеющихся доходов и расходов, не связанных с работой структуры. Основная задача отчета – шаг за шагом скорректировать остаток средств за . Цель достигается это за счет вычитания выплаченных дивидендов, а также итоговой суммы переоценки вложений и основного капитала. Итоговое действие – прибавление дополнительного выпуска ценных бумаг, а также дохода за выбранный период времени.

Основные задачи такого отчета:

Оценка изменений акционерного капитала компании;
- проверка корректности выбранных размеров дивидендов,
- проведение оценки деятельности компании в отношении распределения дохода (здесь учитывается, созданию каких фондов уделяется особое внимание, а также каким образом платятся дивиденды);
- оценка изменений объемов средств компании за счет получения эмиссионной прибыли и переоценки фондов.

3. дает информацию, как меняется финансовое положение компании. Задачи такого документа:

Оценить способность компании формировать ;
- дать оценку основным направления деятельности структуры – инвестиционной, операционной и финансовой;
- определить реальные нужды компании и объем недостающих финансов.

Учет при управлении финансами

Для контроля деятельности компании применяется три основных вида учета:


- управленческий . Представляет собой систему внутреннего учета и обработки информации по деятельности компании. Составляет для руководителей различного звена. На основе данных из отчетов принимаются решения о эффективности работы компании в целом и дальнейших шагах по оптимизации;

- финансовый . Этот вид учета проводится по строгим правилам. Основное назначение – сбор и предоставление данных внешним пользователям компании. Все операции выполняются с учетом требований ПБУ Российской Федерации;

- налоговый . Основное направление деятельности в этом случае – определение налоговой базы компании, а также ее обязательств по выплате налогов. Здесь все расчеты ведутся с учетом Налогового кодекса Российской Федерации.

Оценка управления финансами

Модель финансового управления компании включает в себя несколько основных аспектов – финансовую, эмиссионную, дивидендную и инвестиционную политику, управление ценными бумагами, а также структуру принятия решений.
При оценке эффективности управления должны быть выделены – методика и объекты оценки, а также критерии функционирования и эффективности объектов контроля.

К основным объектам оценки и признакам эффективности можно отнести:

1. Управление оборотными средствами и капиталом . Характеризуется рентабельностью, фондоотдачей, ростом периода службы средств деятельности, снижением затрат на производство, применением качественных методов расчета.

Организационная структура управления финансами может выглядеть следующим образом (выделен только блок управления финансами) (рис. 1).


Рис. 1. Примерная схема управления финансами на предприятии

В таблице приводится перечень главных функциональных обязанностей ключевых финансовых руководителей.

Главные функциональные обязанности

Финансовый директор Главный бухгалтер Финансовый менеджер (начальник финансового отдела) Начальник планового отдела
Несение полной ответственности за управление финансами Формирование финансовой стратегии и политики Руководство работой бухгалтерии, финансового и планового отделов Констатация финансовых итогов Выработка рекомендаций высшему руководству Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета Адекватное отражение в учете хозяйственных операций фирмы Представление данных учета внутренним и внешним пользователям Осуществление текущего управления финансами Планирование хозяйственной деятельности коммерческой организации Анализ производственных аспектов деятельности как обоснование управленческих решений руководства Подготовка статистической отчетности

В функциональные обязанности начальника финансового отдела, описывающиеся общим термином «текущее управление финансами», входят:

· финансовый анализ текущей ситуации, в т.ч. коэффициентный анализ;

· отслеживание поступления выручки;

· утверждение контрактов на продажу;

· определение политики продаж в кредит;

· утверждение заказов на покупку ресурсов;

· управление поступлениями и расходованиями денежных средств;

· управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ежедневном режиме;

· анализ соответствия имеющихся средств финансовым обязательствам;

· поиск новых источников финансирования;

· определение потребности в оборотных средствах;

· переговоры с банками о краткосрочных кредитах;

· кэш-менеджмент (оперативное управление денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями);

· анализ эффективности инвестиционных проектов;

· решения по дивестированию (продаже активов);

· финансовое планирование, прогнозирование;

· участие в составлении финансовых бюджетов в рамках общего бюджета компании и пр.

25. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия

Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее :

· анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;

· прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;

· обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);

· оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

С общей точки зрения можно выделить следующие уровни финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени. Разделение производят по следующим критериям:

· группа активов и обязательств, с которыми связаны вопросы финансового планирования (долгосрочные обязательства);

· решения долгосрочного финансового планирования нелегко приостановить, они влияют на деятельность компании на длительное время;

· плановый период (как правило, у краткосрочного планирования – до 12 месяцев, у долгосрочного – более одного года, обычно более трех лет).

Долгосрочное планирование связано с привлечением долгосрочных источников финансирования и обычно оформляется в виде инвестиционного проекта.

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования:

1. Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.

2. Выбор оптимального финансового плана . Очень важный момент для менеджеров компании. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства.

3. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.

Сформулированные выше условия имеют достаточно общий вид. В то же время следует осознавать, что финансовый план – это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, отчет о прибыли и отчет о движении денежных средств.

План - это конечный результат. Однако процесс его разработки ценен сам по себе. Во-первых, планирование вынуждает финансового менеджера рассматривать совокупный эффект инвестиционных решений вместе с результатами финансовых решений. Во-вторых, планирование заставляет финансового менеджера изучать события, которые могут помешать успеху компании и запасаться стратегиями, которые рассматриваются в качестве запасного средства реагирования в случае появления неожиданных обстоятельств.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

В любом предприятии создается некоторая система управления, предназначенная для координации действий своих подразделений и сотрудников. В основе этой системы лежит так называемая организационная структура, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Одним из важнейших компонентов общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьироваться.

В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером; в этом случае (а он является весьма распространенным) техническое оформление финансовых решений возлагается на бухгалтерию, а ответственность за их принятие - на директора. В крупном предприятии, деятельность которого по определению отличается многообразием в том числе и в области финансов, подобный подход мало продуктивен, а потому, как правило, в организационной структуре обязательно обособляется самостоятельная финансовая служба (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Финансовый компонент в организационной структуре управления

деятельностью фирмы

В приведенном рисунке структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово-аналитический и учетно-контрольный. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; вто-

рое организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать; по крайней мере, их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).

Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации довольно длителен. При этом рекомендуется соблюдать ряд принципов. Их число варьирует, а важнейшими являются:

принцип экономической эффективности: расходы по созданию и поддержанию системы управления финансами, а также ее модернизации должны быть экономически оправданными;

принцип финансового контроля: организационное построение финансовой службы, информационные потоки, полномочия и ответственность отдельных ее подразделений должны быть упорядочены и ориентированы на обеспечение надлежащего контроля за обеспечением а) конгруэнтности (т. е. согласования) целевых установок всех лиц, имеющих отношение к принятию решений финансового характера, и б) оправданности (экономической, юридической и др.) операций финансового характера; этот принцип реализуется, в частности, организацией регулярного внешнего и внутрифирменного аудита;

принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание): в рамках системы управления финансами должен быть разработан механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом путем установления мер поощрения и наказания (речь, естествен-но, идет о мерах финансового характера); один из вариантов реализации данного принципа - организация так называемых центров ответственности; кроме того, в крупных фирмах предусматриваются программы поощрения отдельных работников, в частности награждения их акциями фирмы, что отчасти переводит работников из разряда наемных в класс собственников; принцип материальной ответственности: поскольку в любой фирме существуют огромные объемы ценностей, необходима организация некоторой системы персональной и (или) коллективной ответственности за их состоянием и движением; возможны различные формы ответственности, однако угроза возмещения фактического или потенциального ущерба деньгами является наиболее действенной мерой. В организационном плане система управления финансами фирмы не только является элементом общей оргструктуры фирмы, но и, в свою очередь, неким образом структурируется. Один из вариантов структурирования системы, объясняющий в том числе и логику ее функциони-рования, представлен на рис. 1.3. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы.

Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы); субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления, т. е. функций, с необходимостью реализуемых в любом типовом предприятии безотносительно его размеров, отраслевой принадлежности, формы собственности и др.

В приложении к управлению фи-нансами фирмы субъект управления может быть представлен как совокупность пяти базовых элементов: 1) оргструктуры управления финансами; 2) кадров финансовой службы; 3) финансового инструментария; 4) информации финансового характера и 5) технических средств управления финансами.

Предназначение каждого из обособленных элементов очевидно. Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены разными способами, в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-пре- зидентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. Финансовые методы, приемы, модели и инструменты предназначены для управления финансовыми активами, обязательствами, капиталом, а также для оценки целесообразности и эффективности операций с ними. Операции финансового характера обычно носят неспонтанный характер; напротив, они тщательно готовятся и обосновываются - для этого нужно соответствующее информационное обеспечение (бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения). Современные финансовые технологии и даже простейшие расчеты, как правило, реализуются с помощью компьютеров и соответствующего математического и программного обеспечения.

Как показано на рис. 1.3, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: отношения, ресурсы, источники ресурсов - именно этими элементами и приходится управлять менеджерам.

Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут изменение в составе активов и (или) источников средств этих субъектов. Безусловно, основными элементами, сопровождающими и оформляющими финансовые отношения, являются договоры и их разновидность - финансовые инструменты. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые от-ношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и ин-ститутами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

2. Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финан-сов), с помощью которых хозяйствующий субъект может решать свои задачи инвестиционно-финансового характера. Эти ресурсы представ-лены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и мо-гут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-ве- щественном их представлении, а о целесообразности вложения денеж ных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансо-вого менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.

Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в пассивной стороне баланса предприятия. Основная проблема в управлении источниками средств заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников; поставщику финансовых ресурсов надо пла-. тить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования в долгосрочном и краткосрочном аспектах.

Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Финансовая система строится в зависимости от роли, которую выполняют различные субъекты финансовых отношений в воспроизводственном процессе и включает (рис. 6.1):

Финансы предприятий, учреждений и организаций;

Страхование;

Государственные финансы.

Управление финансами охватывает деятельность, связанную с проведением общей финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и финансовой политики, разработкой финансового законодательства. Как правило, управление финансовой системой разделено между несколькими органами. В таблице 6.1 приведены примеры структур, осуществляющих управление финансовой системой в некоторых зарубежных странах.

Таблица 6.1

Структуры управления финансовыми системами в зарубежных странах

Государство

Орган управления финансовой системой

Функции

Велико-британия

1. Казначейство

Разработка, составление, государственного бюджета;

Проведение налоговой политики;

Финансово-экономическое прогнозирование;

Контроль за использованием финансовых средств государственными предприятиями;

2. Управление таможенных пошлин

Ведение вопросами относящимися к сбору таможенных пошлин и акцизов;

Соблюдение финансового законодательства в этой области;

3. Управление внутренних доходов

Контроль за взиманием прямых налогов;

4. Банк Англии

Управление внутренним госудаственным долгом

1. Министерство финансов (казначейство)

Контроль за соблюдением финансового законодательства;

Чеканка монет и эмиссия денежных знаков;

Сбор прямых и косвенных налогов (эта функция расширяется службой внутренних доходов, имеющей сеть территориальных органов);

Управление государственным внутренним долгом;

Контроль за денежным обращением;

Разработка внешней финансовой политики

2.Административно-бюджетное управление

Прогнозирование, управление, контроль и координирование правительственных программ;

Финансирование данных программ;

Составление федерального бюджета;

Оперативный контроль по управлению федеральным бюджетом;

Подготовка исходных данных для составления смет федеральных министерств и ведомств.

Германия

1.Федеральное министерство финансов

Разработка финансовой и налоговой политики;

Разработка валютной и кредитной политики;

Составление федерального бюджета и среднесрочного финансового плана;

Контроль за исполнением бюджета.

2. Федеральные ведомства по финансам

Налоговый контроль;

Налогообложение иностранных капиталовложений

3.Федеральное управление государственным долгом

финансирование бюджетного дефицита;

Осуществление операций по выдаче и погашению займов;

Италия

1. Казначейство

Управление государственными расходами и финансовый контроль

2. Министерство финансов

Управление государственными доходами

3.Министерство бюджета и планирования

Разработка государственного бюджета и координация финансовых ресурсов

4. Министерство внутренних дел

Управление местными финансами

В отечественной практике функции управления финансовой системой и контроля возложены на следующие органы:

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство РФ;

Счетную палату РФ;

Государственную налоговую службу РФ;

Центральный банк.

Министерство финансов является основным органом управления финансовой системой. Положение о Министерстве финансов утверждено постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. Основные функции Министерства финансов в области управления финансовой системой представлены следующими:

Организация работы по составлению проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета; разработка проекта нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, размеров дотаций и субвенций региональным бюджетам; руководство в области финансово-бюджетного планирования;

Разработка положений налоговой политики, предложений по совершенствованию налоговой системы; проведение переговоров и заключение межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения;

Осуществление регулирования рынка ценных бумаг; разработка схем выпуска государственных займов и их реализация; разработка программ внешних заимствований, проведение переговоров по привлечению кредитных ресурсов; разработка порядка использования привлеченных кредитов;

Анализ валютно-финансовых проблем, разработка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами; заключение международных финансовых договоров и соглашений; разработка направлений использования централизованных валютных ресурсов и средств, поступающих от централизованного экспорта товаров, драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов;

Методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий и организаций; утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности; руководство вопросами бюджетного учета и отчетности;

Обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка РФ, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, бланков строгой отчетности;

Заключение от имени Правительства РФ соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие кассового дефицита федерального бюджета и другие цели;

Участие в разработке инвестиционных программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств централизованных инвестиционных фондов.

Централизованная система органов федерального казначейства начала формироваться с 1994 года. Положение о федеральном казначействе утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года.

По традиционному определению, казначейство - это специальный финансовый орган, в функции которого входит составление проекта федерального бюджета и его исполнение, управление государственным долгом и эмиссия ценных бумаг. Как было показано выше, в ряде стран казначейство выполняет функции министерства финансов. Развитие института казначейства в России имеет своеобразную историю. До начала 60-х г.г. XIX в. каждое государственное ведомство имело свое казначейство, которое ведало внутриведомственным сбором доходов и расходованием средств.

В ходе финансовой реформы 1863 г. в основу кассового устройства России был положен принцип единства кассы, ведомственные кассы были ликвидированы. В министерстве финансов был создан департамент государственного казначейства, а в качестве местных органов - казенные палаты с губернскими и уездными казначействами. После 1917 г. департамент государственного казначейства и его местные структуры вошли в состав Народного банка РСФСР. Позднее функции казначейства стал выполнять Госбанк РСФСР. До 1991 г. Госбанк с его сетью отделений на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов республиканского (федерального) бюджета. Создание сети коммерческих банков, изменение функций центрального банка снизили возможность контроля за исполнением федерального бюджета. Это обусловило необходимость воссоздания аппарата казначейства как органа, ответственного за исполнение федерального бюджета.

Казначейство подчинено Министерству финансов РФ, его органы являются самостоятельными юридическими лицами. Структура органов федерального казначейства представлена на схеме рис.6.2.

Функции казначейства:

Организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

Ведение реестра распорядителей средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Организация распределения доходов между бюджетами разных уровней, организация взаимных расчетов;

Сбор и обработка информации о состоянии федерального и региональных бюджетов;

Осуществление единого стандартизированного учета средств федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства;

Обеспечение целевого финансирования предприятий и организаций за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Взаимодействие с Центральным банком обеспечение управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга;

Ряд других функций.

Рис. 6.2. Структура органов федерального казначейства

Счетная плата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Федеральный закон о Счетной палате принят Государственной Думой 18 ноября 1994 г. Счетная палата является юридическим лицом, осуществляющим следующие виды деятельности: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

В этой связи решаются определенные задачи:

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению;

Определение эффективности использования государственных средств и федеральной собственности, финансовая экспертиза проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов, нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих финансирование за счет федеральных источников;

Контроль за законностью и своевременностью движения федеральных финансовых ресурсов в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

Контроль за деятельностью Центрального банка и его структурных подразделений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга.

Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ и регулярно представляет сведения о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Контрольные полномочия Счетной палаты распространены на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, а также предприятия и организации, связанные с использованием федеральных финансовых ресурсов.

Государственная налоговая служба РФ является органом управления системой налогообложения. В ее состав входят подразделения, осуществляющие методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Структура подразделений Государственной налоговой службы представлена на рисунке 6.3.

Рис. 6.3. Структура подразделений государственной нвлоговой службы РФ

Основными функциями государственных налоговых инспекций регионального и местного уровня:

Контроль за соблюдением налогового законодательства;

Обеспечение полного и своевременного учета налогоплательщиков;

Обеспечение правильности исчисления налоговых платежей;

Контроль за своевременным представлением плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов;

Осуществление возврата излишне внесенных сумм налогов и обязательных платежей;

Обеспечение правильности применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством за нарушение обязательств перед бюджетом;

Составление, анализ и предоставление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности по налогам.

Основные задачи Государственной налоговой службы РФ:

Учет налогоплательщиков;

Учет поступления налогов;

Анализ динамики налоговых поступлений;

Совершенствование функционирования системы налогообложения;

Информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства, разъяснение им системы налогообложения.

Отдельные функции управления финансовой системой возложены на Центральный банк:

Общее регулирование денежного обращения;

Обслуживание государственного долга (размещение государственных займов, их погашение, выплаты процентов по госзаймам);

Управление золото-валютными резервами;

Определение форм безналичных расчетов.

Предыдущая

Структура системы управления финансами на предприятии

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании характерно обособление: руководимая вице-президентом по финансам (Финансовым директором) специальная служба, как правило включающая в себя бухгалтерию и финансовый отдел. Вообще типовой структуры организации и управления финансами для всех компании быть не может.

Структура финансовых служб предприятия строится, как правило, по функциональному принципу , который предполагает четкое определение функций каждого структурного подразделения и работника. В зависимости от масштаба предприятия, во главе службы могут быть финансовый директор, финансовый менеджер, главный бухгалтер.

Малое предприятие : Функции финансового директора (менеджера) возлагаются на главного бухгалтера (рис.1).

Рис. 1 Структура финансовой службы малых предприятий

Средние предприятия : На средних предприятиях выделяются отдельно функции учета, исполняемые бухгалтерией и функции финансового директора (менеджера) в данном случае включают в себя планирование, прогнозирование, анализ, контроль, поиск источников финансирования и т.д. (рис.2)


Рис. 2. Структура финансовой службы средних предприятий

Крупные предприятия : Отличительной особенностью финансовой службы на крупных предприятиях является большая степень функциональной детализации, в соответствии с которой и формируются структурные подразделения предприятия. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 3).

Вне зависимости от организационной структуры управления фирмой финансовый менеджер отвечает принятие решений в области управления финансов или выработку рекомендаций высшему руководству, за анализ финансовых проблем.


Рис. 3. Организационная структура управления крупным предприятием

2.2. Финансовый менеджер: функциональные обязанности, квалификационная характеристика

Эффективное функционирование предприятия в значительной степени определяется способностью финансового менеджера

· рационально распорядиться существующими финансовыми ресурсами;

· своевременно отреагировать на условия динамично изменяющегося рынка;

· предотвратить ситуацию возможного банкротства предприятия.

Среди основных функциональных обязанностей финансового менеджера выделяют:

· организация финансовой работы на предприятии;

· разработка прогнозов, проектов и планов вложения капитала (прямые вклады, венчурные вклады, вклады в ценные бумаги);

· оценка разных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемой прибыли, выбор оптимального варианта;

· разработка перспективных, текущих, оперативных финансовых планов, планов поступления и использования иностранной валюты;

· участие в разработке бизнес-плана предприятия в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов;

· проведение валютной и кредитной политики;

· анализ финансового состояния предприятия;

· контроль над исполнением плановых показателей.

Квалификационная характеристика финансового менеджера .

Квалификационная характеристика финансового менеджера предъявляет к нему требования в области его теоретической подготовки и практических умений работы.

Финансовый менеджер должен знать:

· Теорию менеджмента.

· Теорию финансов, кредита и денежного обращения.

· Теорию финансового менеджмента.

· Бухгалтерский учет.

· Экономическую статистику, действующий статистический учет.

· Действующее законодательство в области финансовой, кредитной, валютной банковской и биржевой деятельности.

· Основные нормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономической деятельности.

· Виды ценных бумаг и порядок их обращения. Особенности обращения ценных бумаг за границей.

· Правила и порядок проведения операций на внутреннем финансовом рынке.

· Основы совершения операций на международном финансовом рынке.

· Основы экономики хозяйствующего субъекта.

· Методологию и методику экономического анализа.

· Делопроизводство и корреспонденцию.

Финансовый менеджер должен уметь:

· Разбираться в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта.

· Разбираться в финансовой информации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати.

· Анализировать результаты производственно-торговой и особенно финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

· Анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала.

· Прогнозировать результаты вложения капитала. Оценивать и принимать окончательные решения.

· Разрабатывать программы использования финансовых ресурсов.

· Составлять финансовый план.

· Составлять отчет по использованию финансовых ресурсов и выполнению показателей финансового плана.

· Подготавливать документы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службу и другие органы управления.

· Вести переписку по финансовым вопросам с органами управления и с хозяйствующими субъектами.

· Осуществлять контроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, за эффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондом, нематериальных активов, оборотных средств.

Вопросы для контроля :

1.В чем состоит сущность финансового менеджмента?

2.Каковы функции финансового менеджмента?

3.Назовите субъекты финансового управления на предприятии.

4.Охарактеризуйте объекты финансового менеджмента.

5.Что включает в себя понятие «финансовый механизм» и каково его значение в организации финансового менеджмента на предприятии?

6.Охарактеризуйте методические основы финансового управления на предприятии.

7.Каковы внутренние регуляторы финансов на предприятии?

8.Каковы внешние и внутренние факторы воздействующие на результативность финансовых решений

9.Перечислите принципы финансового менеджмента и поясните, что они означают.

10. Расскажите основные положения теории финансового менеджмента.

11. Какие подсистемы образуют систему управления финансового менеджмента?

12. Основные требования, предъявляемые к финансовому менеджеру?

13. Объясните почему оценка эффективности любого финансового решения требует наличия определенной цели?



14. Что такое «корпоративное управление»?

15. Какую роль играет совет директоров корпорации в корпоративном управлении?

16. Сопоставьте роли, которые играют казначей и главный бухгалтер в деятельности фирмы.

Литература

1.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.. - М.: Финансы и статистика, 2004.- 768с.

2.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 1024с.

3.Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Инфра – М, 2004.-284с.

4.Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-527с.

5.Сапарова Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие.- Алматы, Экономика.2008.-848с.

6.Мендалиева С.И. Финансовый менеджмент. Астана. КазЭУФ и МТ. 2010. – 298с.

7.Ванхорн, Джеймс, С., Вахович, мл., Джон М.Основы финансового менеджмента, 12-е изд. Пер.с англ.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 1232с.: ил. –Парал. тит.англ.

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...